Самообразование учителя музыки

Главная → Файлы для скачивания → История и обществознание → Планирование

«Согласовано» Принято

«__»_______2010г. на заседании ШМО «__»_______2010г.

Зам. директора по
УВР Руководитель
ШМО

_______Сокол Л.Г. _________Л. И. Ничипорчук

  • План работы
  • по самообразованию
  • учителя музыки
  • Ничипорчук Лины
    Ивановны.

2010-2011 уч. г.

Тема:

«Применение
инновационных технологий на уроках
музыки».

Литература Отчетность
1.
  1. Научно-теоретическая подготовка.
  2. 1.задачи музыкальных занятий
  3. 2. виды мышления учеников
В. Ф. Паламарчук «Школа учит мыслить». Н. Н. Поспелов; И. Н. Поспелов «Формирование мыслительных операций у старшеклассников» Интернет Открытые уроки, внеклассные мероприятия
2.
  • Методическая работа.
  • 1.формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная)
  • 2.проведение и подготовка музыкальных мероприятий
Л. С. Сизова «Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе». Б. И. Коротяев «Умение – процесс творческий» Интернет Открытые уроки, внеклассные мероприятия
3.
  1. Практический материал.
  2. 1.иллюстрации музыкальных инструментов
  3. 2. карточки с заданиями

3. средства ТСО ( муз. инструменты, проигрыватель, пластинки, диски, музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты, аудиокассеты)

Открытые уроки, внеклассные мероприятия
4.
  • Психологическое сопровождение учебного процесса.
  • 1.возрастные особенности ребенка
  • 2.познание учащихся в процессе занятий
  • 3. воспитание эстетического поведения на сцене
Л. М. Фридман «Педагогический опыт глазами психолога» М. В. Кларин «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Интернет Открытые уроки, внеклассные мероприятия

Полный текст материала План работы по самообразованию «Применение инновационных технологий на уроках музыки». смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Скачать материал с Pedsovet.su Хотите лучше владеть компьютером?

Оставьте отзыв к материалу:

Всего: 1

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Самообразование учителя музыки

Источник: https://pedsovet.su/load/129-1-0-8311

Программа самообразования учителя музыки

  • Программа самообразования
  • учителя музыки
  • Тема: «Современный урок — основа реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Самообразование учителя музыки

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Цель программы

  3. Задачи программы

  4. Планируемые результаты

  5. Сроки реализации программы

  6. Мероприятия

  7. Источники информации

    Пояснительная записка

    «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…» (Конфуций)

    Качество образования и воспитания детей напрямую зависит от уровня подготовки учителя.

    Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти. Особенно актуальной эта проблема стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

    Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от учителя постоянного совершенствования. Знания можно получать разными способами.

    На сегодняшний день учителю предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

    Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни, который поможет не «отстать от поезда современности».

    По словам канд. пед. наук К.Ю. Белой, , самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности учителя. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нему самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

    Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..

    Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

    Цель программы: Изучение и внедрение в образовательный процесс современных форм, методов, приёмов обучения и воспитания.

    Задачи программы:

    • Ознакомиться с нормативно-правовой базой документов по данной теме;
    • Ознакомиться с литературой, источниками информации сети Интернет по данной тематике, составить картотеку данных источников информации;
    • Изучить прогрессивный педагогический опыт по данной теме;
    • Провести самоанализ и самооценку своих уроков;
    • Посещать семинары, конференции, вебинары, курсы повышения квалификации по данной тематике, взаимодействовать с коллегами на муниципальном, краевом уровне, в педагогических сообществах сети Интернет;
    • Создать личный сайт;
    • Публикация авторских материалов на сайте
    • Посещать музеи, концерты, театры.

    Планируемые результаты:

    • Повышение уровня профессиональной компетенции;
    • Повышение качества преподавания предмета «Искусство. Музыка»;
    • Разработка мультимедийных уроков;
    • Проведение тренингов, семинаров, мастер-классов по исследуемой теме;
    • Участие в конкурсах;
    • Разработка методических рекомендаций по данной тематике в электронном виде;
    • Трансляция результатов на личном сайте.
      • Сроки реализации программы: 2 года.
      • Учебный год.
      • Мероприятия
      • Примечания
      • 2015 — 2016
      • Детальное изучение нормативно-правовой базы:
      • Примерная основная образовательная программа НОО
      • Примерная основная образовательная программа ООО
      • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
      • Федеральный государственный стандарт основного общего образования
      • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786
      • Фундаментальное ядро содержания общего образования

      Источник: https://for-teacher.ru/edu/muzyka/doc-jsclp5w.html

      Самообразование учителя музыки, Музыкальный класс

      Самообразование учителя музыки, как и любого другого педагога, начинается ещё во время прохождения обучения. Оно включает в себя сразу несколько сторон развития его личности. В него входит совершенствование методик преподавания, расширение кругозора, улучшение художественного вкуса, изучение современных и классических направлений в музыке.

      Самообразование учителя музыки

      Каждый из этих пунктов повышает профессиональную компетентность преподавателя музыки. Поскольку он отвечает за эстетическое воспитание своих учеников и обогащает их художественно-эстетический опыт.

      При обучении музыки приветствуется творческий подход, основанный на практических и методических инновациях. Поэтому необходимо их тщательное самостоятельное изучение.

      • рефлексивная оценка результатов обучения;
      • посещение сайтов для учителей http://uchitelya.com, http://pedsovet.su, http://www.uchportal.ru;
      • посещение спектаклей, концертов, выставок;
      • изучение художественных произведений литературы;
      • анализ новых методик;
      • посещение научных и предметно-методических семинаров, мастер-классов, педагогических советов;
      • проведение собственных и участие в проводимых коллегами исследованиях;

      Необходимо проводить анализ каждого проведённого урока и процесса обучения музыки в целом. Анализировать, какие методики оказали наибольшее воздействие, привлекли внимание и вызвали интерес учащихся.

      Просмотр различных спектаклей и концертов отвечает за эмоциональное и духовное обогащение учителя музыки. Помогает ему лучше понимать современные тенденции развития искусства.

      Выставки картин и чтение художественной литературы также помогают лучше понимать эмоциональную сторону созидания. Особенно интересно изучение автобиографий различных творческих личностей, факты из них позволяют более глубоко проникнуть в замысел художника. Лучшее понимание которого позволяет проще донести знания до учеников, привлечь их внимание к изучаемому предмету.

      Развитию преподавательских способностей способствует участие в различных исследованиях. Они помогают самостоятельно разрабатывать новые методики преподавания, внося в них оригинальный подход, основанный на полученных экспериментальных данных. Неординарные решения на занятиях всегда находят положительный отклик у учеников.

      Рост профессиональный компетентности учителя музыки путём художественного самообразование поможет стать ему специалистом, умеющим найти нестандартный подход к преподаванию.

      Он сможет творчески отнестись к своей деятельности и подать пример ученикам по самосовершенствованию.

      Это путь от простого применения полученных во время учёбы знаний к более высокому исследовательскому и поисково-творческому уровню.

      Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/samoobrazovanie-uchitelya-muzyki-muzykalnyj-klass

      Самообразование преподавателя

      • Самообразование учителя музыки
      • Преподавателю приходится шагать в ногу со временем.
      • Самообразование, самосовершенствование – непременное условие успешной профессиональной деятельности преподавателя.
      • Размышления об учителях — прочесть в статье

      Возможно, у молодых учителей нет еще этого понимания. Получил диплом – и все, иди, применяй свои знания. Однако сколько вопросов возникает у педагога, особенно молодого, — как объяснить, как преподнести, чтобы дети поняли, уяснили, запомнили и выучили. Может быть, некоторые читатели скажут, что это не так, учителя – бездушные, безразличные (дальше придумайте сами). Но сегодня мы говорим об учителях, добросовестно выполняющих свою работу, которые любят детей, которые пришли в школу по призванию, а не потому, что больше ничего не умеют делать. И таких педагогов, поверьте мне, много.

      Что отличает коллектив профессионалов?

      Не в очень далеком прошлом, когда наше общество переживало сложное время – по полгода не платили зарплату, стремительно сокращался контингент учащихся музыкальных школ – происходил естественный отсев, так как родителям нечем было платить за обучение, многие преподаватели нашей школы ушли кто куда: кто-то – на шахту, кто-то – торговать на рынок.

      Остались единицы. Те, кто не представлял себе другой жизни – без школы и учеников. Эти преподаватели образовали костяк нашего теперешнего дружного коллектива во главе с директором – профессионалом с большой буквы – Колесник Ириной Петровной.

      Она смогла объединить таких разных в повседневной жизни людей в сплоченный коллектив, для которых творчество – превыше всего.

      Нам завидуют многие школы соседних городов. Тому, что в школе спокойная атмосфера, нет зависти и злости. Созданы условия для профессионального роста. Работают классные коллективы, удостоенные различных высоких званий – ученический оркестр народных инструментов, преподавательский оркестр, хоры, ансамбль скрипачей, ансамбли аккордеонистов и гитаристов.

      Массовые коллективы и солисты постоянно выезжают на конкурсы не только республиканского, но и международного уровня и завоевывают призовые места. Поехали, завоевали все, что можно, и приехали домой, чтобы трудиться, учиться и готовиться к новым свершениям.

      Посторонние люди, которые бывают в нашей школе, удивленно замечают – у вас преподаватели улыбаются и смеются, и это не вписывается в каноны представления об учителях.

      Преподаватель и улыбка

       Советую всем относиться к жизни с улыбкой и с юмором. И тогда жизнь повернется к вам лицом и заиграет всеми яркими красками.

      Посмотрите на преуспевающих людей, живущих за границей – они улыбчивы и не потеряли детской непосредственности. Я уже слышу возражения – им, миллионерам, можно и улыбаться. Или – чтобы улыбаться, нужно стать миллионером.

      Я думаю, что эти люди сначала научились улыбаться, потом неустанно трудиться, и как результат – успех и независимость.

      Советую и я: дорогие мои, улыбайтесь! Невзирая ни на что.

      Ведь жизнь дана не для того, чтобы пережидать затянувшийся дождь и непогоду (можно и не дождаться!), а для того, что научиться проходить между каплями дождя и жить.

      Улыбайтесь, и вам откроются многие недоступные ранее двери. Улыбайтесь, и вы увидите, как в ответ будут улыбаться и вам. А не будут – пожалейте этого человека и не осуждайте.

      Почему я пишу об этом так подробно? Посмотрите на наших людей — на улицах, а еще лучше – на кабинетных работников и не уподобляйтесь им. Кабинетные работники у нас как на подбор – серьезные и недоступные. Как собственно, и многие учителя.

      Но ведь надо же что-то менять, и начинать следует всегда с себя самого.
      А поэтому я обращаюсь к учителям: улыбайтесь, невзирая ни на что; не жалуйтесь на тяготы жизни, на трудных учеников. Какие ученики есть, с теми и работать нам с вами. Постарайтесь вложить в ребенка частицу себя, частицу тепла и души, и ребенок откликнется, пусть и не сейчас, так спустя время.

      Но ребенок откликнется, если вы будете для него авторитетом, эталоном и личностных, и профессиональных качеств. А для этого необходимо постоянно совершенствоваться и заниматься самообразованием.

      Профессиональные качества преподавателя

      Давайте поговорим о профессиональных и деловых качествах педагога-музыканта.
      Что может сделать преподаватель, чтобы стать настоящим мастером (в самом хорошем смысле этого слова)?

      Во-первых, быть хорошим исполнителем. А для этого нужно постоянно музицировать, выступать, нарабатывать музыкальный репертуар, интересоваться нотными новинками. Посещать спектакли, выставки, концерты, и желательно, со своими учениками – подавать пример. Вы можете сказать, что живете в селе или в маленьком городке, и у вас нет музеев и филармоний.

      Но всегда можно выехать в город, где есть культурная жизнь. А второй вариант – организовывать у себя самим и концерты, и спектакли – было бы желание. После концерта обсудите выступления артистов.

      Но не просто обсудите, а привлеките весь свой артистизм, подключите эмоции, так как дети впитывают каждое ваше слово, и пусть у учащихся останутся положительные эмоции от концерта, чтобы они и в следующий раз пошли на выступления.

      Иногда в отношениях учителя и учеников-музыкантов возникает такая ситуация. Учитель говорит: «Завтра состоится концерт».
      — «А что я буду играть?»
      — «Мы будем слушать и учиться»
      — «Тогда я не пойду, мне некогда».

      Такое бывает и в разговоре с родителями учеников. Может, из-за того, что детей не подготовили к концерту, из-за того, что не было эмоционального фона в разговоре?

      Ведь можно сказать, что дирекция обязала преподавателей обеспечить явку учеников на концерт. А можно произнести и по-другому: «Ребята, завтра – настоящий праздник. И этот праздник состоится благодаря замечательному музыканту.

      Он приедет специально к нам поделиться своим творчеством. И вот здесь нужно знать программу концерта, несколько слов сказать о произведениях, о предыстории их создания.

      Но не сухие факты, а что-то эмоциональное, то, что затронет душу ребенка.

      Удивление вызывает заинтересованность

      Запомните важную вещь – ребенка (как собственно, и взрослого – они те же дети) нужно удивить. А удивление вызовет заинтересованность. И вот тогда спешите, пока они под вашим «гипнозом», пока они «ваши». Успейте выдать необходимую информацию. Помните выражение: вся наша жизнь – театр, и люди в ней – актеры? (Надеюсь, правильно сформулировала).

      Методическая работа

      Удивить и заинтересовать важно. Но важно еще знать, что и как преподносить ученикам.

      А в этом преподавателям поможет методическая работа – подготовка докладов, участие в методических чтениях, темы которых интересны и важны для преподавателей, а также способствуют повышению деловой квалификации.

      Это может быть изучение, а для кого-то — ознакомление с работами известных педагогов и их методиками. Всегда можно что-то почерпнуть для себя из фундаментальных трудов и применить на практике.

      Сейчас всю необходимую информацию мы можем найти в интернете. Но найти – мало, ее следует переосмыслить и использовать. Если скачивать все материалы подряд и тут же забывать о них, тогда не нужно и время тратить.

      Полученную информацию следует классифицировать, разложить по папкам, чтобы можно было найти необходимое в любой момент. Если есть потребность – можно распечатать материал и разложить в файлы и в отдельные папки. Не забудьте папки подписать. Это облегчит вашу дальнейшую работу с детьми.

      Например, для вокалиста важна тема дыхания. Вот и озаглавьте папку «Работа над дыханием». Поверьте, если есть папка, то она очень скоро наполнится различными вырезками, сведениями, таблицами, упражнениями.

      А это уже – наглядные пособия, применение которых разнообразит формы работы на уроке и облегчит процесс обучения.
      Важно проводимую методическую работу оформить в реферат или методический доклад. В результате ваши мысли обретут стройную форму и логичность в изложении.

      Мне нравится услышанное как-то изречение: «столько раз объяснял на уроке, что и сам понял».

      1. Забавно, правда?
      2. Ну а что такое реферат, доклад, и какие еще бывают формы методической работы – об этом поговорим в следующей статье.
      3. До встречи!
        С уважением, Ирина Анищенко

      Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/samoobrazovanie-prepodavatelya

      "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)

      1. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
      2. ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОМУТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
      3. (МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»)

      «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки»

      Тема по самообразованию                                                                                                                                                                      Мунатова Наталья Александровна –учителя музыки

           Урок музыки – к моему сожалению,  является на сегодняшний день не главным, не основным. А ведь мы хотим воспитать гармоничную личность, ни каждый ученик нашей школы будет великим математиком, химиком, физиком, а вот хорошим воспитанным человеком, знающим культуру нашего народа и других стран.

        «Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребёнка». /В. А. Сухомлинский/          Красота спасет мир – сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты, невежества, жестокости, насилия и других атрибутов безнравственности.

      Обобщая сказанное, хочется сказать, что с первых шагов обучения надо учить детей видеть красоту музыки, развивать наблюдательность, разбудить и развивать эстетические чувства;

      Уважая в каждом ребенке личность, создавая на уроке ситуацию успеха — только при таких условиях можно развивать творческие способности каждого ребенка.

      Слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что люди через 30 — 40 лет будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Если не сформированы эстетические взгляды, то формирование любого мировоззрения не может считаться законченным.

      Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинноцельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».

      На современном этапе общественного развития наблюдается значительный интерес к исследованиям в области культуры.

      Ученые объясняют данный факт тем, что в общественном сознании произошли серьезные изменения: время перемен обострило социальные, национальные противоречия, заставило многих исследователей обратиться к проблемам формирования духовной культуры, воспитания молодого поколения в свете нравственных и эстетических ценностей, изучения исторического наследия прошлых эпох. Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

      Таким образом, приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

      Процесс эстетического воспитания носит социальный характер и состоит в том, что в современных условиях именно через искусство происходит, в основном, передача духовного опыта человечества, эмоционально-ценностного отношения к жизни, способствующего восстановлению связей между поколениями.

      Важная роль эстетического воспитания состоит в том, что с его помощью создается и поддерживается гармония духовного мира личности.

      Проблема эстетического воспитания напрямую связана с процессом развития личности. В современных условиях геуманизации образования изучение доминантной роли личности, особенностей ее интеллектуального, нравственного, эстетического развития является приоритетной областью педагогической науки.

      В связи с этим особую значимость приобретает ориентация на образование как на человекообразующий и культуросозидающий процесс. Эстетическое формирование личности школьников в отечественной педагогике понимается как важный фактор не только становления личности в целом, но и развития всех сторон воспитания.

      Отсюда изменения, происходящие в современной концепции образования. Ученые (В.С. Библер, А.П. Валицкая, В.А. Доманский, М.С. Каган) полагают, что на смену знаниецентрической школе в начале XXI века приходит школа культуроцентрическая.

      Ее цель –усвоение учащимися ценностей культуры, постижение основных типов сознания человека, отражающих этапы его духовного развития [10]. Поэтому выбор темы для исследования является актуальной.

      В процессе изучения данной проблемы нами была поставлена цель: изучение особенностей эстетического воспитания детей среднего школьного возраста и методики его организации.

      Психолого – педагогические особенности эстетического воспитания детей среднего школьного возрастаЭстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмо­ционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбужда­ют потребность в приобщении к искусству. Также большое значение имеет знание учителем возрастных особенностей при организации эстетического воспитания детей. Отметим некоторые особенности подросткового возраста.

      Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia

      учитель музыки Понамарёва Т. В. — Индивидуальная тема самообразования

                              Индивидуальная тема самообразования.

                   «Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры»

      На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.

             Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

             Цели, которые перед собой ставлю:

      • Развивать у детей творческие способности.
      • Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
      • Способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки.
      • Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.
      • Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.

              В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е.

      воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне бесконечно интересно.

              Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей.

      Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми.

      Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей.

             За основу я принимаю методику, разработанную Д.Б. Кабалевским, важной особенностью которой является ее тематическое построение.

      Это создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, для достижения цельности уроков музыки – музыка и жизнь, помогает сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном материале программы.

      Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода «сверхзадача” моих уроков музыки. Стараюсь, чтобы эта тема пронизывала все занятия во всех звеньях с первого до последнего .

             Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений.

      Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Я стремлюсь на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней.

      Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 45 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки.

      Всю свою работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку.

             В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства.

      Это метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения я на уроках музыки использую различные формы обучения.

      Одной из таких форм является хоровое пение, которое должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами.

      Так, печальная музыка чаще исполняется legato (легато), шутливая — staccato (стаккато) и т.д.

             На уроках музыки я использую различные формы обучения.

      Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история), для увеличения интереса к музыке использование новых форм работы (компьютер, синтезатор), творческие работы учеников, «Музыкальные копилки”, и другие формы.

      Для углубления интереса и знаний школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как хор, работа с солистами. Стараемся вместе с ребятами, поющими в хоре, принимать активное участие в проведении праздников, концертов, различных вечеров.

             Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива.

      Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. При выборе хорового репертуара я стараюсь учитывать ряд факторов.

      Произведение должно быть прежде всего доступным для исполнения (диапазон, вокальные возможности исполнения). Доступность предполагает также восприятие детьми образного строя произведений.

      Выбирая произведения для разучивания, каждый руководитель хора должен думать об их художественной ценности. Хоры, созданные в нашей школе уже принимали участие в хоровых конкурсах и становились лауреатами и дипломантами.

      Источник: https://music1408.ucoz.ru/index/individualnaja_tema_samoobrazovanija/0-18

      Музыкальное самообразование: содержание и способы

      • ID: 39213
      • Название работы: Музыкальное самообразование: содержание и способы
      • Категория: Научная статья
      • Предметная область: Музыка

      Описание: Эти формы музыкального воспитания обязательным компонентом включают в себя элементы обучения регламентируемые дидактическими основаниями.

      Важнейшее направление школьной музыкальной работы подготовка учащихся к самостоятельному знакомству с высокой музыкой к музыкальному самообразованию на что в первую очередь должна быть направлена деятельность учителя музыки и музыкального руководителя внеклассного коллектива.

      Направленность на самообразование урочной и внеурочной системы музыкального воспитания учеников может послужить достаточным…

      1. Язык: Русский
      2. Дата добавления: 2013-10-01
      3. Размер файла: 47.5 KB
      4. Работу скачали: 118 чел.

      «Музыкальное самообразование: содержание и способы»

      Аскарова Д.Ж.

      Учитель музыки СОШ № 22

      г. Павлодар, Республика Казахстан

      Музыка – могучее средство всестороннего развития ребенка, формирования его духовного мира.

      Она расширяет его кругозор, знакомит с разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает радостные переживания, способствует воспитанию правильного отношения к окружающему миру.

      Привлечение к музыке активизирует восприятие, мышление и язык, воспитывает высокий эстетический вкус, развивает музыкальные способности, воображение, творческую инициативу, всесторонне влияет на ее развитие.

      Ввести ребенка в волшебный мир музыки, развивая его музыкальные и творческие способности, призванные учителя музыки в общеобразовательной школе. Музыкальное образование в общеобразовательной школе, как известно, включает в себя уроки музыки, внеклассную работу, деятельность исполнительских коллективов, дискотек и т.п.

      Эти формы музыкального воспитания обязательным компонентом включают в себя элементы обучения, регламентируемые дидактическими основаниями. Согласно современным дидактическим концепциям (И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина, И.К. Журавлев), процесс обучения базируется на единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций.

      Важнейшее направление школьной музыкальной работы — подготовка учащихся к самостоятельному знакомству с высокой музыкой, к музыкальному самообразованию, на что в первую очередь должна быть направлена деятельность учителя музыки и музыкального руководителя внеклассного коллектива.

      Направленность на самообразование урочной и внеурочной системы музыкального воспитания учеников может послужить достаточным дидактическим основанием дальнейшей самообразовательной деятельности выпускников школы.

      Говоря по существу, если сегодняшнее музыкальное образование школьников не становится «стартовой площадкой» для развития умений музыкального самообразования, не нацелено специально на решение этой задачи, то подобное образование во многом таковым уже и не является.

      Помогая ученику изменять обстоятельства, при которых происходит его приобщение к музыке, делать эти обстоятельства более «человечными», гуманизированными, без чего музыкальное воспитание просто не состоится, учитель музыки, руководитель внеклассного музыкального коллектива способствуют и становлению благотворных внутренних изменений духовной культуры учеников, приобретающих в условиях приобщения к музыке опыт действенного, «практического»  гуманизма.

      В ходе обучения музыкально развить учеников, приобщить их к музыкальному самообразованию и самовоспитанию, необходимо решить следующие основные задачи:

      •  раскрыть позитивные представления о связи музыкального искусства с жизнью человека и общества и всеми доступными художественно-воспитательными средствами развивать у учеников готовность к самостоятельному участию в музыкальной жизни сверстников и взрослых;
      •  вооружить учеников эстетически необходимыми, прочувствованными и актуальными для самообразовательной деятельности музыкальными знаниями и умениями;
      •  сформировать их оценочные суждения о месте, значении и возможностях музыкального искусства в развитии духовной культуры, в проектировании гуманных отношений между людьми;
      •  вызывать у учеников эмоциональный положительный отклик на высокохудожественные образцы музыки, развивать их стремление к эстетическому анализу музыкальных произведений, вдумчивому, эмоционально насыщенному, многократному и разностороннему их восприятию;
      •  пробудить их стремление к музыкальному самообразованию и самовоспитанию на основе понимания важности процесса саморазвития в духовной жизни человека, содействовать их стремлению овладеть тем необходимым и достаточным кругом знаний и умений, совокупность которых составила бы необходимую основу для самостоятельного и полноценного знакомства с широким спектром явлений музыкального искусства.

      Основными критериями, характеризующими степень овладения учащимися музыкальной культурой общества, тем социально-художественным опытом, который обусловливает становление художественного вкуса и музыкальных потребностей, являются, с одной стороны, результативность целостной музыкально-учебной деятельности школьников, а с другой — уровень их основополагающих музыкальных потребностей и интересов.

      Учебная музыкальная деятельность ученика, ведущая его к самообразованию, может и не стать для него значимой. Чаще всего это случается, если не сложились его человеческие отношения с преподавателем, невысоки его музыкальные успехи или эмоциональное самочувствие подростка на музыкальных занятиях не носит ярко положительной окрашенности.

      Возможно при таком положении развитие музыкальной самообразовательной деятельности.

      Однако в этом случае попытки учителя предложить ученику свое понимание необходимости музыкального самообразования чаще всего приводят к отрицательным результатам, ибо спонтанное музыкальное развитие подростка, не направляемое педагогом, как правило, нацелено лишь на то, что «рядом лежит»: модную, развлекательную музыку невысоких художественных достоинств.

      Справедлива мысль, высказанная кем-то из великих педагогов-музыкантов, что у ребенка, обучающегося игре на фортепиано, понимание музыки заложено в кончиках пальцев: собственными руками он «прощупывает» образное отражение жизни в музыкальном искусстве. Действительно, активное участие в творческом процессе — лучший путь овладения основами музыкального искусства.

      Содержание музыкального образования не может быть сведено лишь к изучению музыкальных произведений, приобретению знаний, умений и навыков, хотя без всего этого, конечно же, не обойтись.

      Главное заключается в том, что оно должно включать элементы положительного социально-художественного опыта. А он концентрируется в песнях и хоровых произведениях.

      В этих сочинениях художественный опыт заложен в стихотворных строчках и обогащен организующим влиянием мелодии, коллективной формой исполнения.

      Наряду с традиционными музыкальными знаниями, включенными в состав типовых программ по музыке, уместно использование  «самообразовательного минимума»:

      •  музыкальный стиль;
      •  индивидуальный стиль композитора-мастера;
      •  взаимосвязь «серьезной» и «легкой» музыки;
      •  место и значение музыки в театре и кино;
      •  музыка и средства массовой информации;
      •  лад, размер, фактура как базисные средства музыкальной выразительности;
      •  литература о музыке, музыкальные справочники и энциклопедии;
      •  домашняя фоно- и видеотека.

      Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций музыкального обучения является определяющим условием полноценного развития музыкальной культуры школьника, как индивидуально приобретенного художественного опыта, необходимого для последующего музыкального самообразования. Школьная практика показывает, что, как уже говорилось, музыкальное образование, не направляемое в конечном итоге к самообразованию, теряет всякий смысл и собственно образованием по существу не является, так как не обеспечивает длительного и целенаправленного последействия.

      К определяющим факторам, детерминирующим становление потребности учащихся к музыкальному самообразованию, относятся:

      •  постановка этой части музыкально формирующих действий педагога в качестве самостоятельной учебной задачи;
      •  приобщение учеников к музыкальному самообразованию и самовоспитанию в условиях взаимовлияния классно-урочной и внеурочной деятельности;
      •  развитие потребности к самому процессу самообразования как способу организации музыкальной самодеятельности учеников, полноценного проведения досуга;
      •  организация самообразования учеников (с учетом наличного уровня музыкальных интересов) посредством постепенной переориентации с модных образцов поп-искусства на художественно значимые музыкально-эстетические ценности, отбираемые детьми самостоятельно на базе личных вкусовых пристрастий; формирование у учеников собственной индивидуальной системы музыкального самообразования.

      Как говорилось выше, музыкальное образование в общеобразовательной школе включает в себя уроки музыки, внеклассную работу, деятельность исполнительских коллективов, дискотек и т.п.

      Так как я работаю учителем музыки в начальных классах, хотелось бы остановиться на уроках музыки.

      В начальных классах основными методами, которые я использую в работе, являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

      При объяснительно-иллюстративном методе у нас с учениками проходит следующая работа: рассказ, беседа, самостоятельная работа над учебным материалом.

      В данном методе отражают моя деятельность как учителя и деятельность моих учеников, состоящую в том, что я сообщаю готовую информация разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полученные знания.

      Репродуктивный метод  способствуют формированию знаний на основе заучивания, умений и навыков (через систему упражнений). При этом я подбираю необходимые инструкций, алгоритмы и другие задания, обеспечивающие многократное воспроизведение знаний или умений по образцу.

      В сюжет учебных занятий включаю игры и упражнения, способствующие музыкально-творческому саморазвитию учащихся: “Ищем рифмы”, сочиняем синквейн, “Поём вопросы и ответы”, “Продолжи сказку” и другие.

      Так же при работе я стараюсь придерживаться следующих принципов: не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать и  размышлять о музыке. Чтобы ученики занимались своим самообразованием:

      •  пользовались источниками музыкальной информации (книгами по музыке, Интернетом);
      •  обучались способами и приемами применения звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры (магнитофон, диктофон, синтезатор);
      •  посещали музыкальные театры, концертные залы, музеи и памятники, ходили на флэш-мобы для детей и подростков, имеющих отношение к музыкальной культуре;
      •  и т.д.

      Практика свидетельствует, что формирование умений в области музыкального самообразования по отношению к этой «само» — деятельности, становится эффективным, если учитель музыки направляет свои усилия на осознание учащимися большой значимости художественного самообразования для всей жизни молодого человека — настоящей и будущей.

      Литература:

      1.  Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.;
      2.  Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта». — М.: Манускрипт, 2000 г.;
      3.  Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985 г.;
      4.  Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998 г.;
      5.  Сапрыкин Д. Л. Значение и смысл понятия «образование» // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. — 2008. — № 1.
      6.  Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников/М.С. Осеннева. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

      Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=39213

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector