Лучшие авторские песни: из истории

Обновлено: 09.12.2019 12:28:36

Эксперт: Маргарита Бернацкая

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Бардовская музыка в Советском союзе была одним из самых ярких способов самовыражения. Исполнители в своих песнях высказывали мысли и размышления, иногда весьма контркультурные, но чаще – жизненно-философские. А сама музыка была сравнительно простой и доступной для повторения, поэтому наиболее известные бардовские композиции то и дело исполнялись на гитаре у костра в кругу близких друзей.

Глубокие песни – часто куда более глубокие, чем кажется на первый взгляд – и легко воспроизводимая музыка делали бардов очень народными исполнителями. И сейчас именно эти композиции являются символом СССР и источником ностальгии по тем временам, когда для хорошего времяпровождения нужны были только гитара, тёплый вечер и близкие друзья.

Для тех, кто хочет окунуться в ностальгию по временам СССР, мы составили рейтинг из 10 самых известных бардов СССР и их песен. Топ собран по данным стримингового сервиса Яндекс.Музыка.

Рейтинг самых известных бардов СССР и их песни

Рейтинг: 4.1

Лучшие авторские песни: из истории

Новелла Матвеева не была слишком широко известна при жизни. Впрочем, это неудивительно. Она практически не выступала как бард, а большая часть композиций записана совместно с Иваном Киуру. Новелла Матвеева больше знаменита как поэтесса, чем как исполнитель.

Впрочем, те, кто случайно – или целенаправленно – услышал её песни, вряд ли смогут их забыть. У Новеллы Матвеевой был крайне необычный для бардовской музыки голос – высокий, тонкий, практически детский. Исполняла она песни в первую очередь на свои стихи, преисполненные неожиданных метафор и игры слов, часто с толикой юмора и иронии.

«Девушка из харчевни», записанная то ли со стилизацией под шотландские песни, то ли под впечатлением от кельтской музыки – самая известная композиция этого барда. И даже сейчас она постоянно появляется в «эфире».

Сначала её перепела подмосковная группа «Сегодня в мире», отделившаяся от «Високосного года»; затем – молодая певица Юта.

И многие исполнительницы стремятся рассказать эту историю любви сами – но вряд ли кто-нибудь из них сможет приблизиться к оригинальному стилю, сочетающему грусть и ироничность.

9 место: Александр Городницкий («Атланты»)

Рейтинг: 4.2

Лучшие авторские песни: из истории

Александр Городницкий – это один из основателей авторской и бардовской песни в России. И это неудивительно. Он – живое воплощение барда: геолог, который половину жизни провёл в экспедициях, писал стихи, продвигал отечественную науку и отправлялся в путешествия на Крайний Север.

Многие песни Александра Городницкого воплощают эту таёжную и северную романтику.

В «Кожаных куртках» он восхищается трудом полярных лётчиков, в «Снегу» и «Перекатах» — суровостью холодной арктической красоты, в «От злой тоски не матерись» — тяжёлым бытом моряков и геологов, покинувших родные земли.

Первые песни были записаны ещё в середине 1950-х годов, на Крайнем Севере, откуда распространялись по стране в виде магнитофонных плёнок.

Творчество барда воплощает дух этого времени, 1960-1970-х годов, периода первопроходцев и покорителей. А сама знаменитая его песня – это, конечно же, «Атланты». Те самые, которые «держат небо на каменных руках». В 2018 году она стала официальным гимном Эрмитажа.

8 место: Юлий Ким («Московские кухни»)

Рейтинг: 4.3

Лучшие авторские песни: из истории

Юлий Ким – один из немногих известных советских бардов, участвовавших в диссидентском движении. Да и в уже российский период он весьма активно высказывался против существующего политического строя, но при этом с весьма пацифистской точки зрения. Так, он активно призывал к прекращению всех войн.

В 1980-х годах Юлий Ким несколько отошёл от непосредственно авторской песни. Он стал театралом – автором пьес, актёром, режиссёром. И это стало важной вехой в его карьере. Ведь именно в театре он смог достичь апогея своего творчества, выпустив в 1991 году песенную пьесу «Московские кухни».

«Московские кухни» повествовали об истории диссидентского движения в СССР. В композициях, вошедших в данную пьесу, автор критиковал и политические аспекты, и даже свойственные русским людям черты характера.

Вклад Юлия Кима в развитие русской бардовской песни, театра, кинематографа и просто культуры был оценён на высочайшем уровне. Этот исполнитель – обладатель премии имени Булата Окуджавы. Кроме того, именно он перевёл на русский язык мюзикл «Нотр Дам де Пари» и принимал участие в написании музыки к большому числу современных театральных постановок и фильмов.

7 место: Сергей Никитин («Александра»)

Рейтинг: 4.4

Лучшие авторские песни: из истории

Сергей Никитин вместе со своей женой Татьяной известны в первую очередь как авторы песен к огромному количеству советских кинофильмов. Это именно их композиции – в том числе непосредственно в авторском исполнении – прозвучали в таких картинах, как «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Москва слезам не верит» и многих других.

Сергей Никитин долгое время работал в московском театре «Табакерка» под управлением самого Олега Табакова – и итоге занял там должность заведующего музыкальной частью. Песни этого барда использовались во множестве спектаклей, водевилей и даже опер. Впрочем, он и сейчас не отошёл от творчества, продолжая записываться и выступать.

Но стоит отметить, что в настоящее время Сергей Никитин с женой – исполнители в первую очередь детских песен. Например, в вышедшем в 2014 году альбоме «Резиновый ёжик» они положили на музыку семиструнной акустической гитары стихи Юнны Мориц. При этом сам Сергей сохранил свою «цыганскую» манеру исполнения.

Самая знаменитая композиция Сергея Никитина – это, без сомнения, «Александра» из фильма «Москва слезам не верит». Она известна не только на территории постсоветского пространства, но и за рубежом.

В 1980 году «Москва слезам не верит» удостоилась премии кинокритиков Оскар.

Впрочем, народом любимы и композиции из «Иронии судьбы…» — редкие посиделки с гитарой обходятся без «Если у вас нету тёти» или «Я спросил у ясеня».

6 место: Александр Розенбаум («Вальс-бостон»)

Рейтинг: 4.5

Лучшие авторские песни: из истории

Александр Розенбаум – один из самых «молодых» бардов эпохи СССР. Свою творческую деятельность он начал в 1970-х годах, однако первые несколько лет выступал в различных музыкальных коллективах. А самостоятельно на сцену он вышел только в 1983 году.

И с тех пор Александр Розенбаум – один из любимых исполнителей советских и российских солдат. Он активно выступает на концертах МВД, ездит в Афганистан для поддержки войск СССР. Но при этом он исполняет «блатной шансон». В его музыке тех времён преобладают перепевки творчества Аркадия Северного, такие как «Гоп-стоп! Мы подошли из-за угла…».

Несмотря на то, что тексты песен Розенбаума изобилуют элементами блатной романтики, сама манера их исполнения очень близка к бардовской музыке. А самая известная композиция – это, разумеется, «Вальс-бостон». Она лишена элементов блатной романтики и является песней, которая вполне может быть исполнена любым бардом.

Александр Розенбаум в настоящее время продолжает и творить, и выступать. В 2019 году у него вышел альбом «Симбиоз», в котором автор зачитывает собственные мысли и заметки, переходя с прозы к поэзии и обратно. Впрочем, сейчас он уже не бард, а просто представитель современной российской эстрады.

5 место: Олег Митяев («Лето – это маленькая жизнь»)

Рейтинг: 4.6

Лучшие авторские песни: из истории

Олег Митяев – это именно тот человек, который написал главный гимн всего бардовского движения, песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». И впервые он её исполнил в 1978 году на Ильменском фестивале.

Песни барда Олега Митяева отражают жизнь простого советского человека, исполнителя и поэта. В них он не высказывает никакой политики или философских замечаний.

Когда в Советском союзе было популярно и востребовано движение первопроходцев – Олег Митяев пел о романтике необузданной природы, холодного Крайнего Севера и недружелюбной тайги.

В более спокойные 1980-е годы у него вышли песни, повествующие о «городской романтике» — «Соседка», «Давай с тобой поговорим», «Француженка».

А в середине 1990-х годов Олег Митяев выпустил песню, которая способна тронуть каждого взрослого мужчину: «Лето – это маленькая жизнь». Впоследствии эта композиция была перепета огромным количеством исполнителей.

И многие до сих пор уверены, что авторство «Лета…» принадлежит группе Uma2rman. Да и «Соседку» абсолютное большинство слышало лишь в исполнении Михаила Шуфутинского.

Что ж, такова судьба многих советских и российских бардов – их песни известны куда больше авторов.

4 место: Александр Галич («Когда я вернусь»)

Рейтинг: 4.7

Лучшие авторские песни: из истории

Александр Галич – это один из бардов, которые буквально создали жанр авторской песни. Воспитанный на классических романсах и академической музыке, он привнёс их стилистику в собственное творчество. Исполнял свои песни этот бард на семиструнной гитаре, извлекая из неё удивительные аккорды и переходы.

Несмотря на то, что в первых композициях Александра Галича практически отсутствовал политический подтекст, советская власть нашла их несовпадающими с общепринятой эстетикой. И на барда начались гонения. При этом сам Галич в то время был известным писателем, поэтом и культурным деятелем.

Перед ним встал выбор – или прогнуться под советскую культурную номенклатуру, исполняя только «угодные правительству» композиции, или конфликтовать с властями. И он нашёл в себе смелость выбрать второй путь.

Галич начал выступать на «квартирниках», а записи его песен изымали КГБ. В 1968 году он выступил на концерте клуба «Под интегралом», ставшем символом диссидентского движения – и буквально через несколько недель начались публичные гонения.

В 1971 году его исключили из всех официальных творческих союзов и начали травить в печати.

И в итоге в 1974 году Александр Галич эмигрировал из СССР. В течение всего времени гонений он писал песни, в которых рассказывал о сложившейся ситуации – и продолжал критиковать советскую власть.

Музыка Александра Галича существует в двух ипостасях. Хорошие, качественные записи были сделаны до начала гонений – и это в основном романсы. Такие как «Когда я вернусь».

Конечно, это уже авторская песня, творчество барда, но они преисполнены классических и академических настроений. Вторая ипостась – те самые песни, за которые советская власть так ненавидела Александра Галича.

Читайте также:  Как устроена скрипка? сколько на ней струн? и другие интересные факты о скрипке…

Они записаны на «квартирниках», на некачественное оборудование. Поэтому придётся вслушиваться.

3 место: Юрий Визбор («Милая моя»)

Рейтинг: 4.8

Лучшие авторские песни: из истории

Юрий Визбор – один из бардов, стоявших у истоков советской авторской песни. Он начал творить ещё в 1957 году, при этом работая полевым корреспондентом на Московском радио. Из многочисленных командировок он привозил не только новости, но и придуманные по пути песни, в том числе описывающие увиденное событие.

По сути, Юрий Визбор создал ещё и такое интересное направление бардовской музыки, как «песня-репортаж». Например, «Домбайский вальс» был написан во время экспедиции на вершину Алибек вместе с видными советскими учёными. Эта же песня стала чуть ли не гимном всех первопроходцев и покорителей горных вершин – а потом, в 1978 году, её исполнили в космосе.

Музыка Юрия Визбора в советские времена была популярна в первую очередь среди интеллигенции. В своих композициях воспевал романтику походов, покорений, странствий. Даже в одной из самых известных его композиций, «Милая моя», упоминаются костры, самолёты, сосны и палатки.

Песни Юрия Визбора были написаны в дружной компании у костра, вдали от цивилизации. И поэтому исполнять их тоже нужно так. С друзьями, у костра, в лесу или крошечной горной хижине.

2 место: Булат Окуджава («Ваше благородие, госпожа удача»)

Рейтинг: 4.9

Лучшие авторские песни: из истории

Булат Шалвович Окуджава – один из немногочисленных бардов СССР, прошедших Великую Отечественную войну непосредственно на передовой. И это отразилось в его творчестве. Например, одна из самых известных его композиций – «Нам нужна одна победа», изначально написанная для фильма «Белорусский вокзал», но сейчас исполняемая на каждом посвящённом 9 мая концерте.

Первые стихи Булата Окуджавы публиковались в военных газетах. Например, его «Старинная студенческая песня» увидела свет в издании «Боец РККА». Большая часть из наиболее популярных композиций была записана во времена его жизни в Москве и членства в КПСС – в период с 1959 по 1967 годы.

После 1970 года Булат Окуджава как уже признанный бард начинает писать песни для советских кинофильмов. Его музыка звучит не только в «Белорусском вокзале», но и в «Соломенной шляпке», «Кортик», «Белое солнце пустыни» и огромном числе других картин. Однако, что особенно интересно, первые грампластинки с музыкой Окуджавы были изданы не в СССР, а во Франции.

В 1965 году Булат съездил в Париж, где записал несколько своих композиций. Через три года состоялся релиз пластинки Le Soldat en Papier. А вот на территории СССР бард начал издаваться только с 1976 года.

Многие композиции барда посвящены войне и военному времени. Но по-настоящему народными стали именно «спокойные» песни, преисполненные простой жизненной романтики – такие как «Ваше благородие, господа удача» и «Надежды маленький оркестрик».

1 место: Владимир Высоцкий («Ноль семь»)

Рейтинг: 5.0

Лучшие авторские песни: из истории

Владимир Высоцкий – бард, который стал не просто символом советской авторской песни, нет. Он – один из самых ярких, известных и запоминающихся представителей эстрады СССР. В его огромной дискографии каждый может найти песню, которая способна тронуть душу.

Владимир Высоцкий не ограничивался какой-либо одной тематикой. Конечно, в многих его песнях герои попадают в экстремальные обстоятельства и поднимаются экзистенциальные вопросы. Но есть и другие композиции.

Есть бытовые истории и «сказочные», уличные и «спортивные», военные и лагерные, сатирические и душещипательно-романтические. По сути, песни Владимира Высоцкого отражают образ русской жизни и поэтому никогда не теряют актуальность. Они не о событиях, а о людях.

И пусть Спортлото уже нет, но стремление писать хоть куда-нибудь осталось.

Пик популярности Владимира Высоцкого пришёлся на 1960-е годы. Именно тогда были записаны практически все его ставшие «народными» песни. А вот в 1970-х годах, когда Высоцкий наконец-то сыграл Гамлета в одноимённой пьесе, его лирика изменилась. В ней стало подниматься больше философских и экзистенциальных вопросов.

Да, Владимир Высоцкий был не только бардом. Он полностью выкладывал свою душу в творчество, играя в кино и театре, выпуская прозаические и поэтические произведения. И, наверное, именно поэтому к концу жизни он не выдержал, стал принимать седативные, и, по всей видимости, из-за них и умер в возрасте 42 года.

Сложно назвать самую известную песню Владимира Высоцкого. Практически все они горячо любимы народом и разошлись на цитаты. И бытовая-экзистенциальная «Ноль семь» об одиночестве, и один из альпинистских гимнов «Вершина», и сатирически-сказочная «Песенка о переселении душ», и десятки других…

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Источник: https://expertology.ru/10-samykh-izvestnykh-bardov-sssr-i-ikh-pesni/

10 самых известных бардов СССР, песни которых слушают до сих пор

Авторские (бардовские) песни – немаловажная часть культурной жизни Советского Союза.

Этот жанр является абсолютно уникальным: он далек от будней большого города и одновременно близок человеческим душам. Такие песни стали формой общения единомышленников, альтернативной культурой.

Бард – это человек, который любит путешествовать. Постоянство и комфорт он променял на походную романтику: старую гитару, лесной костер, небо в звездах и палатку.

Некоторые исполнители необыкновенно хорошо выражали эту атмосферу через свои душевные песни. Представляем 10 самых известных бардов СССР.

10. Александр Розенбаум

  • Годы творчества: 1980 г. – настоящее время.
  • Наиболее известные песни: «Вальс-бостон», «Ау», «Покажите мне Москву».
  • Родился: в Санкт-Петербурге, 13 сентября 1951 года.

Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.

Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.

При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.

Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.

Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.

9. Виктор Третьяков

  • Годы творчества: 1988 г. – настоящее время.
  • Наиболее известные песни: «Рижский вокзал», «Письмо из детдома», «Ты для меня».
  • Родился: в Риге, 7 марта 1961 года.

Виктор активно выступал в России, ездил с концертами во Францию, в Бельгию, Голландию, Германию.

Третьяков умеет заставить задуматься о жизни, он создает в своих песнях очень четкие образы. Этот бард сочиняет берущие за душу, но при этом довольно простые музыку и стихи. Его песни нравятся людям разных поколений (не только родившимся в СССР).

Профессия, которую получил Виктор, была технической, но он обладает талантом красиво преподносить различные жизненные ситуации, очень живо их описывать, что и сделало его творчество очень популярным.

8. Александр Городницкий

  • Годы творчества: 1953 г. – настоящее время.
  • Наиболее известные песни: «Атланты», «Жена французского посла», «Снег», «Кожаные куртки».
  • Родился: в Ленинграде, 20 марта 1933 года.

Александр Городницкий – исполнитель авторских песен, поэт и ученый, специализирующийся на океанологии.

Александру удалось пережить первую блокадную зиму. Городницкий добился больших успехов в научной сфере: он принимал участие в различных океанологических экспедициях, публиковал многочисленные работы.

Александр Городницкий – один из основателей авторской песни как жанра. Его песни и стихи включали в школьные программы, переводили на разные языки.

7. Олег Митяев

  • Годы творчества: 1978 г. – настоящее время.
  • Наиболее известные песни: «Лето – это маленькая жизнь», «Как здорово», «Крепитесь, люди, скоро лето».
  • Родился: в Челябинске, 19 февраля 1956 года.

С детства он был спортсменом, ему удалось добиться очень хороших результатов в плавании. На гитаре Олег начал играть, когда был подростком. Мальчик учился этому сам, во дворе.

Митяев мечтал стать геологом, но в техникуме учился на монтажника. Потом будущий бард обучался в институте физкультуры.

Однажды Олег оказался на фестивале авторской песни и получил очень много приятных впечатлений. Именно после этого он начал собственный музыкальный путь.

6. Владимир Высоцкий

  • Годы творчества: 1961 г. – 1980 г.
  • Наиболее известные песни: «Песня о друге», «Моя цыганская», «Я не люблю».
  • Родился: в Москве, 25 января 1938 года.

Этого барда можно назвать самым популярным, не только в СССР, но и в современной России. Интересно, что сам музыкант совершенно не ассоциировал себя с этим творческим направлением. Стоит отметить, что его творчество вообще с трудом поддавалось классификации.

Владимир Высоцкий занимался не только музыкой: он работал в театре, снимался в кино. Его творчество затрагивало души людей.

Причиной смерти знаменитого исполнителя стала сердечно-сосудистая недостаточность, однако многие считали, что до этого его довела алкогольная и наркотическая зависимость.

5. Александр Галич

  • Годы творчества: конец 50-х – 1977 г.
  • Наиболее известные песни: «Старательский вальсок», «Когда я вернусь», «Леночка».
  • Родился: на Украине в городе Днепр. Дата рождения – 19 октября 1918 года.

Галич не только писал и исполнял собственные песни, он являлся еще и сценаристом, прозаиком, драматургом.

Когда Александр был ребенком, его семья переехала в Россию. С подростковых лет Галич знал, что его профессия будет творческой, но с направлением он определился не сразу.

Александр учился в литературном институте, оперно-драматической студии, погружался в театральную сферу, но потом серьезно занялся написанием песен и их исполнением под гитару.

Читайте также:  Чем отличаются пианино и фортепиано?

4. Новелла Матвеева

  • Годы творчества: конец 50-х – 2009 г.
  • Наиболее известные песни: «Девушка из харчевни», «Кораблик», «Письмо к любимой».
  • Родилась: в Царском Селе, 7 октября 1934 года.

Она являлась не только бардом, но и поэтессой, литературоведом, драматургом, переводчицей. Новеллу заметили вовремя и полюбили практически сразу.

Провинциальная девушка с гитарой и завораживающим голосом быстро стала популярной сначала в Москве, а потом и во всей стране.

3. Александр Дулов

  • Годы творчества: 50-е – 00-е годы.
  • Наиболее известные песни: «Размытый путь», «Кругом тайга», «Хромой король».
  • Родился: в Москве, 15 мая 1931 года.

Александр Дулов занимался не только музыкой, но и наукой: он являлся химиком.

Бард написал больше 200 песен. Реже он использовал свои стихи, чаще – чужие. Дулов провел большое количество концертов и творческих вечеров.

2. Юрий Визбор

  • Годы творчества: 50-е – 80-е годы.
  • Наиболее известные песни: «Ты у меня одна», «Милая моя», «Ходики», «Серега Санин».
  • Родился: в Москве, 20 июня 1934 года.

Его песни всегда были нежными, мелодичными, что было весьма не характерно для 60-70 годов. Визбор написал более трехсот замечательных песен. Он был не только бардом, но и прозаиком, драматургом, актером.

1. Булат Окуджава

  • Годы творчества: 1946 г. – 1997 г.
  • Наиболее известные песни: «Давайте говорить», «Песня беспризорника», «Ваше благородие, госпожа удача».
  • Родился: в Москве, 9 мая 1924 года.

Он не только был бардом, но и занимался написанием исторических романов, сценариев. Окуджава написал песни ко многим культовым кинокартинам, среди которых, например, «Белое солнце пустыни».

Творчество Булата Окуджавы очень сильно повлияло на многих исполнителей, в числе которых Юрий Визбор, Владимир Высоцкий.

Посвященные ему фестивали до сих пор проходят в Москве, на Байкале, в Перми, в Израиле.

Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-bardy-sssr.html

Всемирно известны в кино: Топ-10 культовых песен из фильмов — Статьи на КиноПоиске

Кто исполняет: Джуди Гарлэнд

data-component-type=Embed>

Сложно поверить, но легендарный «Волшебник страны Оз» Виктора Флеминга после выхода в прокат в 1939 году даже в итоге не окупился.

Зато этот фильм впоследствии стал абсолютной классикой довоенного Голливуда — такой же, как, например, «Унесенные ветром» (их, кстати, тоже снял Флеминг).

Впрочем, ключевой момент картины вошел в поп-культуру сразу по выходу картины на экраны: 17-летняя Джуди Гарлэнд пронзительно исполнила щемящую балладу «Over the Rainbow», сочиненную композитором Гарольдом Арленом и поэтом Эдгаром Харбургом, — и навсегда оказалась вписана в историю как кино, так и популярной музыки. «Over the Rainbow» стала стандартом, способным посоперничать с хитами Ирвинга Берлина или Коула Портера: ее кто только потом ни пел, или — как в случае с многочисленными джазменами — не переигрывал.

«Moon River»

Кто исполняет: Одри Хепберн

data-component-type=Embed>

«Завтрак у Тиффани» — это не только вершина актерской карьеры Хепберн, но и ее звездный час как певицы. «Moon River», написанная Генри Манчини и Джонни Мерсером, взяла в 1962 году не только «Оскар» за лучшую песню, но и «Грэмми» за лучшую запись года.

Поскольку голос у Хепберн был очень тонкий, а певческий диапазон — не самый, скажем так, выдающийся, Манчини специально сочинил для нее будто неразвивающуюся, статичную мелодию. Мелодию, впрочем, такую, что сразу ясно — на века.

Вслед за Хепберн «Moon River» пели Энди Уильямс, которому принадлежит, наверное, самая известная ее версия, группа R.E.M. — да много кто.

Удивительно, но почти все исполнители, берущиеся за этот пуленепробиваемый стандарт американской поп-музыки, следуют структуре и духу оригинала из «Завтрака у Тиффани», а действительно радикальные интерпретации попадаются крайне редко. Вот она — сила Голливуда 1960-х.

«Нежность»

Кто исполняет: Майя Кристалинская/Татьяна Доронина

data-component-type=Embed>

Советское кино 1960-х тоже был богато на по-настоящему народные хиты — от «Я шагаю по Москве» до «Песни про зайцев». Но, пожалуй, тоньше и точнее всех использовала песню в фильме Татьяна Лиознова, сделавшая «Нежность» краеугольным камнем картины «Три тополя на Плющихе».

Эта обезоруживающая своей глубиной и трагичностью баллада была написана Александрой Пахмутовой, Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым в 1965-м, за два года до выхода фильма на экраны.

Тогда же ее исполнила лучшая вокалистка СССР того времени Майя Кристалинская — но пластинки с ее версией советские слушатели покупали неохотно.

Настоящую всенародную популярность «Нежность» обрела только после того, как ее спела — с вековой русской тоскою — героиня Татьяны Дорониной в предельно запоминающемся эпизоде «Тополей». Версия Кристалинской, впрочем, звучит на финальных титрах — и тем самым ставит точку в полюбившейся и запавшей душу зрителям истории Нюры и Саши.

«Stayin’ Alive»

Кто исполняет: The Bee Gees

data-component-type=Embed>

Саундтрек к «Лихорадке субботнего вечера» Джона Бэдэма стал на несколько лет самым продаваемым альбомом всех времен — что, конечно же, не удивительно.

Диско в 1977 году было самым популярным музыкальным жанром — и картина, воспевавшая его культуру, привлекала зрителей не в последнюю очередь музыкой.

Главным поставщиком хитов для «Лихорадки…» стала группа The Bee Gees — три австралийских брата по фамилии Гибб, которые за 10 лет до этого прочно осели в чартах с психоделическими поп-песнями вроде «To Love Somebody», потом пережили долгий творческий кризис и к главному фильму в карьере Джона Траволты вернулись в совершенно ином образе и с другой музыкой. «Stayin’ Alive», заглавная тема «Лихорадки субботнего вечера», стала самой популярной песней в их карьере — и превратила братьев Гибб из неудачливых ветеранов поп-музыки в ее самых востребованных звезд.

«Eye of the Tiger»

Кто исполняет: Survivor

data-component-type=Embed>

Заглавная тема первого «Рокки» — «Gonna Fly Now» ДиЭтты Уэст и Нельсона Пигфорда — прочно ассоциируется со сценой тренировок персонажа Сильвестра Сталлоне.

Но эта воодушевляющая вещь так и не нашла популярности вне фильма — и навсегда осталась именно что музыкой, озвучивающей восхождение Рокки по ступенькам Художественного музея Филадельфии.

А вот судьба «Eye of the Tiger» группы Survivor, ставшей музыкальной темой третьей части эпопеи о непотопляемом боксере, была совсем иной.

Сюжет и события «Рокки 3» смогут вспомнить только завзятые поклонники франшизы — а вот песню, которая им сопутствовала, знают очень и очень многие. Для Survivor, типичной мейнстримовой хард-роковой группы 1980-х, «Eye of the Tiger» стала не просто главным хитом и визитной карточкой — а единственной песней, благодаря которой их вообще помнят.

«Здравствуй, мальчик Бананан»

Кто исполняет: Юрий Чернавский и «Веселые ребята»

data-component-type=Embed>

Если какой фильм из истории отечественного кино логичней всего описать определением «культовый», то это «Ассу» Сергея Соловьева. И ровно такой же эпитет подходит для звучащих в нем песен. Конечно, самая легендарная из прочих — «Хочу перемен!» группы «Кино», но наверняка, как и полагается одному из самых известных хитов Виктора Цоя, она и без «Ассы» осталась бы в народной памяти.

А вот кто бы без фильма Соловьева знал о сюрреалистическом шедевре советского рок-минимализма «Здравствуй, мальчик Бананан» — большой вопрос.

Записанная Юрием Чернавским еще в 1982-м для его эпохального магнитоальбома «Банановые острова», эта песня до выхода «Ассы» была не слишком известной даже в узких кругах: советские любители рок-музыки предпочитали восьмиминутному шедевру Чернавского куда более простые и говорившие о насущных проблемах и желаниях вещи Гребенщикова или Науменко.

Любопытно, что между записью «Бананана» и его появлением в «Ассе» Чернавский успел выйти из подполья практически в мейнстрим: например, именно он написал «Зурбаган» и «Острова» — два других всесоветских хита, ставших известными в исполнении Владимира Преснякова благодаря фильму Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Выше радуги».

«I Will Always Love You»

Кто исполняет: Уитни Хьюстон

data-component-type=Embed>

Если чем сейчас и вспоминается «Телохранитель» Мика Джексона — один из самых кассовых фильмов 1992 года, — то именно песней. Уитни Хьюстон, сыгравшая в картине главную женскую роль, исполняет в ключевой момент фильма «I Will Always Love You» целиком — и мощь, с которой она это делает, врезается в память навсегда.

У Хьюстон были и другие хиты, но в России она ассоциируется именно с этой проникновенной балладой. Которая, кстати, даже не была написана специально для «Телохранителя»: авторство «I Will Always Love You» принадлежит великой кантри-певице Долли Партон, которая ее первоначально и записала в 1973 году.

Но настоящую жизнь песня обрела только в 1990-х.

«Can You Feel the Love Tonight»

Кто исполняет: Элтон Джон

data-component-type=Embed>

Анимационные полнометражки «Диснея» всегда были богаты на запоминающиеся песни: еще в «Пиноккио» (1940) прозвучал «When You Wish Upon a Star» — будущий стандарт американской поп-музыки. Да и в прочих картинах студии хватало своих хитов, как, например, «The Bare Necessities» из «Книги джунглей».

Но саундтрек Элтона Джона к «Королю Льву» — это все-таки недосягаемая для любых других мультфильмов высота по части проникновения в поп-музыку. Конечно, «Can You Feel the Love Tonight» — не единственная песня из мультфильма, которая ушла в народ, — но самая знаковая.

Неслучайно в вышедшем этим летом ремейке «Короля Льва» эта духоподъемная вещь сэра Элтона была отдана Дональду Гловеру и  Бейонсе, главной звезде из принявших участие в озвучании фильма знаменитостей.

«My Heart Will Go On»

Кто исполняет: Селин Дион

data-component-type=Embed>

В англо- и франкоязычном мирах Селин Дион ассоциируется далеко не только с заглавной темой «Титаника» — в Англии, США и Канаде певица забиралась на вершины чартов задолго до 1997 года. Но наша публика, скорее всего, ассоциирует эту певицу, обладающую виртуозной вокальной техникой, именно с «My Heart Will Go On».

Да и как иначе? Ведь после выхода «Титаника» эта песня возглавила хит-парады, кажется, вообще всех стран мира — и скрыться от нее было невозможно ни в России, ни в Перу, ни Индонезии. Одна из самых популярных баллад конца 1990-х, «My Heart Will Go On» еще и закрыла тренд на использование в голливудских блокбастерах протяжных любовных песен в качестве заглавных.

Попробуйте вспомнить хоть одну такую, вышедшую после хита Дион!

«Where Is My Mind?»

Кто исполняет: Pixies

data-component-type=Embed>

Среди культовых песен из голливудского кино большинство обрели популярность благодаря успеху фильмов, в которых они звучали, — как, например, все те же «I Will Always Love You» и «My Heart Will Go On».

А есть и такие, что стали известны после появления в фильмах коммерческим потенциалом поменьше, но все равно оказавшихся в итоге культовыми.

Одна из таких — записанная в 1987 году любимой группой Курта Кобейна Pixies вещь «Where Is My Mind?», которая до того, как Дэвид Финчер вставил ее в концовку «Бойцовского клуба», была знакома разве что любителям альтернативной рок-музыки.

После того как под нее разрушались небоскребы, «Where Is My Mind?» стала по-настоящему массовым хитом. Не важно, знаете ли вы какие-то еще творения Pixies, но если вы хотя бы раз смотрели «Бойцовский клуб», то вспомните эту мелодию уже при первых звуках ее нехитрого гитарного риффа.

Слушайте Топ-10 культовых песен из фильмов — КиноПоиск на Яндекс.Музыке data-component-type=Embed>

Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/3413605/

Авторская песня как жанр и явление в истории российской музыки

Фото взято с сайта ks-region69.com

У русского человека понятие «авторская песня» вызывает совершенно определенные ассоциации. Мы представляем себе человека с гитарой, поющего под незамысловатую мелодию песни, как правило, собственного сочинения. Сегодня «авторская песня» воспринимается в обществе как дела уже давно минувших дней, как музыкальное сопровождение «походной романтики» советских времен.

Некоторые музыковеды указывают на некорректность применения термина «авторская песня» к конкретному песенному жанру, так как термин не несет в себе жанровой ориентации.

Читайте также:  История российского гимна от самого первого до современного

Иными словами – авторская песня это ЛЮБАЯ песня, написанная и исполненная одним человеком.

Такое понимание авторской песни, безусловно, имеющее под собой определенные основания, значительно расширяет облик и пространство данного явления, как в российской музыке, так и за рубежом.

Обращаясь к пластинкам ряда современных зарубежных артистов, мы можем увидеть в графе «жанр» слова Author Song. Однако, то, что за границей обозначают этим термином, если и имеет отношение к «советской авторской песне», то весьма и весьма опосредованное.

Самым правильным будет считать, что «авторская песня» — это понятие, которым обозначаются два разных явления. Иными словами, термин «авторская песня» имеет два значения. Не случайно в рамках данной статьи мы берем его кавычки.

С одной стороны, авторская песня – это песенный жанр, сформировавшийся в СССР и являющийся, пожалуй, самым самобытным явлением российской музыкальной культуры, с, другой стороны, авторская песня – это определение традиции авторского песенного исполнения, преодолевающая границы жанров и явлений и оказывающая влияние на их облик.

Эти два явления можно рассматривать автономно друг от друга, но они имеют точки пересечения. В этих пересечениях и формируется пространство авторской песни как явления в истории музыкальной культуры.

Авторская песня – самобытный российский песенный жанр

Авторская песня в привычном для русского слушателя понимании сформировалась в 60-е годы в СССР. Предтечей жанра считается городской романс, а условным «прародителем» называют Александра Вертинского.

Авторская песня как жанр имеет и другое название – бардовская музыка или бардовская песня, а её исполнителей называют бардами. Эти понятия считаются синонимами с той разницей, что слово «бард» и словосочетание «бардовская песня» имеют зарубежное происхождение. Бардами называли средневековых поющих поэтов.

 Можно сказать, что авторская песня — это закрепившееся в русской культуре название отечественной традиции бардовской музыки. В культурном пространстве XX века слово «бард» стало аутентичным советским и российским явлением, зарубежных авторов-исполнителей «бардами» никто не называет.

Учитывая широту понятия «авторской песни» для российской музыкальной культуры, термины «бардовская музыка» или «бардовская песня» применительно к жанру представляются более точными.

Характерными чертами авторской песни было то, что песни исполнялись преимущественно (а чаще исключительно) под гитару, а основная ставка делалась на текст песни, а не на музыкальную составляющую. По большому счету, авторская песня – это стихи, исполненные под музыку.

Виктор Берковский. Фото взято с сайта http://korostishevsky.org

Несмотря на общепринятое название жанра и большую значимость текста, исполнители авторской песни далеко не всегда являлись авторами стихов. Барды часто перекладывали на музыки чужие стихи (своих друзей, коллег, знакомых) или использовали произведения классиков.

Ярким примером является выдающийся представитель жанра авторской песни Виктор Берковский. Как композитор он написал более 200 песен на чужие стихи, которые сам же и исполнял.

В его репертуаре есть песни на стихи  Давида Самойлова, Михаила Светлова, Юрия Левитанского и других авторов, некоторые из них также получили известность как барды, выступая со своими авторскими песнями. Наиболее известны песни Берковского на стихи Дмитрия Сухарева.

Вместе они написали такие песни как «Альма-матер», «Вспомните, ребята», «Песенка про Собачку Тяпу»  и многие другие.

Одним из центров развития авторской песни стал Московский Педагогической Государственный Университет, в те годы носивший название МГПИ имени Ленина. Здесь учились и писали свои произведения такие выдающиеся представители этого жанра как Юрий Визбор, Юлий Ким, Вадим Егоров. Песня «Мирно засыпает родная страна», написанная на стихи Юрия Визбора, до сих пор исполняется как Гимн МПГУ.

Авторская песня возникла на пересечении студенческой самодеятельности и «походных песен». Этот жанр возник как «жанр непрофессионалов».

Представители авторской песни изначально не являлись музыкантами по своей основной профессии и роду деятельности. Так, например, упомянутые выше Сухарев и Берковский занимались наукой и преподаванием в высшей школе.

Со временем для некоторых представителей жанра исполнительство песен становится делом жизни.

Булат Окуджава. Фото взято с сайта http://www.sphaerez.de

Одним из флагманов «авторской песни» и первым «профессиональным бардом», чье творчество окончательно вписало авторскую песню в пространство советской музыкальной культуры, стал, конечно же, Булат Шалвович Окуджава.

Так же как Визбор и Никитин, он был филологом по образованию, некоторое время работал учителем русского языка, но когда он состоялся не только как поэт и писатель, но и как исполнитель, он начинает жить исключительно творческими доходами.

В советских социальных реалиях это означало, что он официально стал исполнителем песен, хотя никакого музыкального образования не имел.

Владимир Высоцкий. Фото взято с сайта https://istihi.ru/vysockij/photos

Окуджава стал одной из двух знаковых фигур в истории российской авторской песни, определивших существование жанра, но при этом стоящих несколько особняком. Не сложно догадаться, что вторым является Владимир Семенович Высоцкий.

Окуджава и Высоцкий – очень разные исполнители и по своему облику, и по содержанию творчества, они олицетворяют собой как бы два полюса, два пути авторской песни. Среди поклонников авторской песни также наблюдается некоторая «полярность». Некоторые из тех, кто любит Окуджаву, плохо воспринимают Высоцкого и наоборот.

Но это не более, чем проявление «стереотипного» мышления, которое характерно для всех меломанов. Немало и тех, кто в равной степени уважает обоих.

Высоцкий по своему облику более обособлен от «классического» изначального понимания авторской песни и своим творчеством дал «бардовской традиции» мощный импульс для дальнейшего развития. 

Среди «двух российских столиц» первенство в развитии авторской песни можно отдать Москве, однако нельзя не упомянуть и «петербургскую» традицию.

Среди наиболее ярких  исполнителей «классической авторской песни» с берегов Невы можно назвать «трех Александров» — Городницкого, Галича и нашего современника, продолжателя дела «питерских бардов» — Александра Дольского.

Вообще, Санкт-Петербург станет городом, породившим несколько ярких примеров слияния традиций авторской песни с другими явлениями музыкальной культуры.

Развитие традиций авторской песни и другие музыкальные жанры

Современная музыкальная культура ярко доказывает отсутствие четких границ между жанрами и явлениями.

Мир музыки – единый плавильный котел, и даже такое самобытное и обособленное явление, как авторская песня, в ходе своего возникновения и развития вступает в сложные процессы гибридизации.

Советская бардовская песня, пожалуй, самое характерное явление, доказывающее, что российская музыкальная культура, многое заимствуя с запада, при этом развивается обособленно. Феномен авторской песни оказал огромное влияние на облик российской музыки в целом.

Наиболее близким к авторской песне музыкальным направлением можно назвать шансон. Сам этот термин и совокупность обозначаемых им проявлений отечественной музыкальной культуры вызывает немало споров. Так же как и в случае с авторской песней, этот термин в России и за рубежом имеет немного разное значение.

Существует мнение, что зарубежный шансон (преимущественно французский) и русский шансон — это не совсем одно и то же. Русский шансон определяют как самостоятельный жанр или «обобщенный термин» объединяющий совокупность жанров.

Под русским шансоном поднимается одновременно и «тюремная лирика» (блатная песня) и музыкальные произведения, продолжающие традиции «городского романса».  Наличие «общего предка» и определяет близость авторской песни к русскому шансону в его обособленных от «тюремно-блатной линии» вариациях.

Если взять образцы авторской песни в той ипостаси, когда этот жанр преодолел оковы самодеятельности, а помимо гитар в аранжировках бардовских песен появились другие инструменты, то четкая граница между «не тюремным» шансоном и авторской песней будет едва ли ощутима.

Александр Розенбаум. Фото взято с сайта kudamoscow.ru

В ходе своего развития оба «родственных» музыкальных жанра сблизились с поп-музыкой. Ярким примером исполнителя, объединившего в себе традиции шансона и авторской песни и воплотившего их на российской эстраде, является Александр Яковлевич Розенбаум.

Из более молодых исполнителей, переносящих традиции авторской песни в российскую поп-музыку, можно назвать Дениса Майданова и Сергея Трофимова. Поп-бард Трофим считает себя учеником и наследником Розенбаума.

Наиболее популярным артистом, продолжающим традиции классической авторской песни на российской эстраде, является Олег Митяев.

В российской музыкальной традиции «авторская песня» оказала существенное влияние на формирование и развитие облика российской рок-музыки.

Не будет преувеличением сказать, что русский рок как национальная музыкальная традиция сформировался в результате слияния тенденции «подражательства и заимствования из зарубежной рок-музыки» и «советской традиции авторской песни».

Один из родоначальников российского рока, лидер группы «Машина времени» Андрей Вадимович Макаревич неоднократно говорил о том, что на его творчество огромное влияние оказал Булат Окуджава.

Александр Башлачев. Фото взято с сайта http://photo-journal.by/blog/aleksandr-bashlachev-chelovek-s-gitaroj

Важнейшую роль в развитии российского рока сыграло прежде всего творчество Владимира Высоцкого. Своим «нервом», подачей и «внутренней протестностью» Владимир Семенович оказал влияние на весь российский рок. Наиболее ярко «наследие Высоцкого» просматривается в творчестве легендарного музыканта Александра Башлачева.

СашБаша можно условно назвать родоначальником такого явления как «бард-рок». Многие музыканты, сформировавшие под влиянием рок-музыки, исполняют свои песни преимущественно под гитару и имеют себя рок-поэтами. К «бард-року» можно отнести творчество петербуржского музыканта Константина Арбенина и его группы Зимовье Зверей.

  Бард-рок как «форма исполнения»  «прижился» в андеграундной музыкальной тусовке. Представители сибирского андеграунда или «московского формейшна» в своём творчестве нередко ограничивались гитарой, делая ставку не на музыку и вокал, а на текст и содержания песни.

Напрямую эти явления музыкальной культуры с «авторской песней» как таковой уже мало связаны, изменилась тематика, содержание текстов и посыл,  но сама суть, составившая «зерно» авторской песни как жанра и явления в отечественной музыкальной культуре остались неизменны.

Все названные выше исполнители, так или иначе, объединяют в себе характерные признаки «авторской песни» и в узком, и в широком понимании этого термина.

Рассказать друзьям:

Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.  Создатель, администратор и главный автор портала ГУМАНИТАР-МЕДИА

Источник: http://gumanitarmedia.ru/avtorskaya_pesnya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector