Лирические музыкальные произведения

Бурное развитие информационных технологий имеет свои негативные стороны. Гуманитарные науки оказываются незаслуженно забытыми, а ведь их название происходит от латинского слова humanus — «человеческий».

Далеко не каждый уверенный пользователь сети Интернет сможет дать внятный ответ на простой хрестоматийный вопрос: «Что такое лирика?».

Что означает слово «лирика» и откуда оно взялось?
Что такое лирика в литературе?
Что такое лирика в музыке?
Примеры лирических произведений

Что означает слово «лирика» и откуда оно взялось?

Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента — лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.

Сегодня термин «лирика» широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям (пример: «оставим лирику, перейдем к делу»).

Что такое лирика в литературе?

Лирическая поэзия широко используется, например, в текстах песен; многие популярные хиты по своей сути являются именно лирическими произведениями. Если вы припомните свои любимые песни, среди них наверняка найдется несколько образцов песенной лирики. Кстати, в музыкальной терминологии слово «лирика» тоже используется.

Что такое лирика в музыке?

К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.

Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и рок-музыке.

Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.

Примеры лирических произведений

Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты — Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.

Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика А. С. Пушкина, которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.

Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.

• А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Деревня», «Я вас любил», «Пророк», «Поэту», «К морю», «Я помню чудное мгновенье».

• Н. А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Элегия», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей».

Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-lirika-v-literature-i-iskusstve/

75 музыкальных произведений, с которых нужно начинать слушать классику

  • 16 неисправимых оптимистов, которые заряжают своей энергией всех вокруг
  • 12 приманок магазина H&M, которые помогают вытянуть из покупателя как можно больше денег
  • 11 иллюстраций, в которых любая невысокая девушка узнает себя
  • Что происходит за кадром «Кто хочет стать миллионером?» и на что тратят выигрыш победители
  • 11 шедевров народного творчества от людей, у которых крепкая дружба с рифмой
  • 14 свежих сериалов, с которых однозначно стоит начать новый год
  • 15 братьев и сестер знаменитостей, которые могли бы затмить самых ярких звезд, но выбрали тихую жизнь
  • 20+ непреклонных мужчин, которые были против «этих ваших животных». Но что-то пошло не так
  • 20 ошибок, которые все мы совершаем в супермаркетах на полном автомате
  • 30+ малоизвестных фактов о том, что на самом деле творилось на съемках всенародно любимых советских фильмов
  • Пользователи сети поделились моментами, когда они сказали себе: «К черту, я сделаю это!»
  • 13 рецептов счастья из разных стран, которые помогут начать новую жизнь в наступающем году
  • 16 фото из семейных и звездных архивов, которые докажут, что раньше люди старели намного быстрее
  • 14 именитых актеров, которых безжалостно вырезали из наших любимых фильмов
  • 15 фактов о характере собак и их воспитании, которыми поделился известный кинолог
  • 20+ историй от людей, чей новогодний корпоратив удался на славу

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-muzyka/75-muzykalnyh-proizvedenij-s-kotoryh-nuzhno-nachinat-slushat-klassiku-1178110/

Жанры лирической музыки в произведениях современных русских композиторов

  • УЛЬЯНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ, КУЛЬТУРЫ И
  • СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
  • «Жанры лирической музыки в произведениях современных русских композиторов»

Разработчик Мандрашова Т.Г.

  1. преподаватель
  2. Ульяновск 2018
  3. Жанры лирической музыки в произведениях современных русских композиторов

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии — поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве — пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке — опера, симфония… Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).

Род, вид, разновидность, тип. Словом, то, на что можно классифицировать произведения искусства, потому что слово «жанр» относится именно к искусству. Жанр высокой трагедии, жанр пейзажной живописи, жанр симфонии, жанр детской песни, жанр устного рассказа и т. п.

Никому еще не удалось создать по отношению к музыке стройную систему жанров вроде таблицы Менделеева, где бы все они были перечислены и строго определены. Жанры так и норовят выйти за пределы своих условных границ.

И все-таки музыкальные жанры группируются по нескольким направлениям. Прежде всего по своему назначению в жизни человека.

Так, трудовые песни, танцы, духовные гимны, траурные марши, колыбельные песни имеют свою, четко очерченную сферу бытования.

При этом каждый из этих жанров может подразделяться на множество вполне самостоятельных групп, которые мы тоже называем жанрами. В одной только танцевальной музыке существует огромное разнообразие: вальс, полонез, танго, буги-вуги и т. д.

Кроме того, мы делим музыку на жанры по тем исполнительским составам, для которых она предназначена. Например, хоровая музыка, камерная, симфоническая, вокально-симфоническая — все это жанры.

Особый способ жанрового деления музыки — это разделение на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка обычно звучит с текстом, в основе своей имеет песенное происхождение, учитывает особенности человеческого голоса. Инструментальная — может идти от танца, от чисто инструментального музицирования, а также от пения.

И наконец, к определению музыки применяется литературно-поэтическая жанровая классификация, указывающая на ее содержание: драматическая, комическая, лирическая, эпическая — так мы часто говорим о музыке, подразумевая какой-либо характер, связанный с определенным жанром литературы.

Таким образом, рассматривая каждое отдельное сочинение в этих нескольких плоскостях, мы можем отнести его сразу к нескольким жанрам. Но это свидетельство не запутанности музыкальной науки, а богатства музыкального искусства.

Историю музыки можно представить, как историю жизни жанров, на протяжении которой они рождаются, развиваются, изменяются, взаимодействуют, противоборствуют, Умирают и вновь возрождаются в новом виде.

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание.

Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности.

Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах.

Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно сохраняет свое художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

Таким образом, жанр – определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число произведений. С течением времени различные жанры изменялись, но при этом сохранили свои основные признаки, характерные «приметы», которые позволяют судить о происхождении жанра.

Отличаются музыкальные жанры друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого жанра.

Жанры лирической музыки включают огромную область лирики, в которой существуют самые разнообразные ее виды и оттенки, начиная от безмятежно спокойных и кончая драматическими (например, драматическая ария или идиллически-светлая пастораль).

Человек нуждается и в художественном осмыслении самых тонких движений души.

Так появляются нежно-печальные элегии, интимные листки из альбома, удивительные по красоте песни без слов ( У Мендельсона 48 пьес К этому же жанру можно отнести фортепианный «Романс» Чайковского, его «Песня жаворонка», «Осенняя песнь» из «Времен года». Характерна «Грустная песенка» Калиникова, «Мелодия» Рахманинова.)

Читайте также:  Как играть на скрипке основные техники игры

К жанрам лирической музыки относится и шансон – широкое музыкальное понятие, объединяющее французские песни, начиная с народных песен эпохи Возрождения и кончая современными эстрадными песнями.

Романс – жанр более развитый, чем песня. Серенада имеет много общего с ноктюрном («вечерняя музыка». Позже она получила значение как приветственная или любовная песня, распеваемая под окном).

Канцонетта (песенка)– в конце 16 начале 17 века род небольшой многоголосной вокальной пьесы, легкой и подвижной.

Баркарола тоже тесно связана с образами природы. В узком смысле это песнь лодочника (в венецианском варианте – гондольера); в широком – песнь, распеваемая на воде.

  • Поэма – жанр, пришедший в музыку из поэзии(например, фортепианная «Поэма любви» Грига).
  • Баллада, Сказка и Легенда — заглавия эти уже определяют как повествовательность, так и характер ее содержания.
  • Самые разнообразные чувства человека отражает романтическая прелюдия, подобная лирическому стихотворению.
  • Фантазия радует слушателя раскованностью воображения, свободным полетом мысли.
  • Фуга – образец строгого, сосредоточенного размышления.

К жанру лирической музыки относится и ноктюрн (от фр. «ночной»). Музыка, связанная с образами вечерней и ночной природы. Но здесь колорит природы входит как элемент в общее лирическо-вдохновенное настроение.

Пьеса «Ноктюрн» из альбома «Джазовые акварели» принадлежит замечательному русскому современному композитору Юрию Весняку. В его творчестве очень много фортепианных произведений, для которых характерны тонкий лиризм, проникновенные интонации, глубина чувств.

Создаваемые композитором образы эмоциональны, выразительны, полны веры в высокие идеалы человечности, любви и добра.

Отвечая на вопрос, откуда автор черпает вдохновение, композитор говорит о том, что состояние вдохновения зависит от тех, кто тебя окружает, что все самое тонкое, мелодичное, одухотворенное в его творчестве связано с женскими образами. Трогательное посвящение любимой жене Татьяне есть и в таких романтических миниатюрах как «С любовью», «Нежность», «Актриса».

Пьеса – трехчастная, что характерно для жанра ноктюрна. Первая часть и реприза – созерцательно-нежные. Средняя часть является кульминацией всей пьесы. Она полностью построена на аккордах в обеих руках. Музыка страстна, динамична, в некотором роде масштабна.

Движение piu mosso con espressivo, триоли в аккомпанементе, poco a poco cresc – все это приводит к кульминации. Апогей страсти, вершина блаженства слышатся в аккордах, общем восходящем направлении мелодии: «Трепет блаженства всю душу обнимет».

Этот «Ноктюрн» вырастает в страстный гимн любви и счастья!

Колыбельная песня, относящаяся тоже к лирическому жанру, получила широкое распространение в быту. Колыбельная песня требует однообразия, нарочитой монотонности, способных усыпить дитя. В аккомпанементе – подражание мерному и длительному колыханию «люльки».

Но обработка народной песни замечательного русского композитора Сергея Прокофьева «Сон» из цикла «Обработки русских народных песен» (соч 104) созданных в 1944, звучит необычно. Такое отношение к песне исключает подход к ней как к памятнику прошлого и естественно рождает «осовременивание» песни новыми выразительными средствами.

Два способа применяет Прокофьев: расширение музыкальной формы и обогащение звучания мелодии развитым и индивидуализированным в отношении гармонии и фактуры сопровождением. И, конечно, и то, и другое направлено не только к стилистическому обогащению песни, но прежде всего к более яркому и выпуклому выявлению ее образов.

Народная песня для Прокофьева — это прежде всего живой образ: в этой песне — страдающая женщина, которую бросил любимый.

Так что же объединяет, что делает удивительным, необыкновенным и волшебным жанры лирической музыки? Конечно же – это ЛЮБОВЬ!!! Ведь любовь – чувство огромное, многогранное, и проявления этого чувства могут быть самыми различными: оно вбирает в себя и любовь к природе; тому краю, где ты появился на свет; любовь к Родине, солнцу, миру, лепету малыша, страсти и нежности к любимому…. По моему, любовь созвучна лирическому стихотворению А.Фета:

Если ты любишь, как я, бесконечно, Если живешь ты любовью и дышишь, Руку на грудь положи мне беспечно: Сердца биенья под нею услышишь. О, не считай их! в них, силой волшебной, Каждый порыв переполнен тобою; Так в роднике за струею целебной Прядает влага горячей струею. Пей, отдавайся минутам счастливым,- Трепет блаженства всю душу обнимет; Пей — и не спрашивай взором пытливым,

Скоро ли сердце иссякнет, остынет.

Источник: https://infourok.ru/zhanri-liricheskoy-muziki-v-proizvedeniyah-sovremennih-russkih-kompozitorov-2749079.html

Классическая музыка

  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:23 Классическая музыка Шопен — 7-й вальс
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка Мелодия 1
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:34 Классическая музыка ×àéêîâñêèé Ï.È. Êîíöåðò ¹1 äëÿ ôîðòåïèàíî ñ îðêåñòð
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:57 Классическая музыка колыбельная
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:20 Классическая музыка про любовь,для тебя
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:05 Классическая музыка Прокофьев — Танец рыцарей
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:04 Классическая музыка Михаил Глинка. Жаворонок
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка фортепиано (самое нежное произведение, когда-либо услышанное мной)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка… волшебство принятия…я для Вас….люблю…
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:03 Классическая музыка Лючано Паваротти
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:59 Классическая музыка Бетховен — Лунная соната соч. 27-2
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:32 Классическая музыка С.С. Прокофьев- Вальс
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:43 Классическая музыка Моцарт — Симфония № 40
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:41 Классическая музыка В современной обработке
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая Музыка В электро.обработке
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:51 Классическая музыка С.Прокофьев — Вальс из балета 'Золушка'
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:07 Классическая музыка Moonson (пианино)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:40 Классическая музыка Фортепьяно
  • Прослушать скачать добавить в избранное 00:50 Классическая музыка Чайковский. Детский альбом: Марш деревянных солдатиков
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:56 Классическая музыка Чайковский. Детский альбом: Болезнь куклы
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:25 Классическая музыка Вальс «Маскарад»
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:42 Классическая музыка Чайковский — Щелкунчик
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка релакс
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:59 Классическая музыка Главная тема из игры Макс Пейн
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:16 Классическая музыка Вступление из балета ''Лебединое озеро'' (Чайковский)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:25 Классическая музыка Хачатурян — Маскарад (Вальс)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:05 Классическая музыка Прокофьев-Ромео и Джульетта
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:20 Классическая музыка очень приятная
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:36 Классическая музыка Фортепьяно
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:53 Классическая музыка такое мое настроение
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:25 Классическая музыка Фортепиано…
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:22 ♪♫ Классическая музыка Вальс Е.Доги из к.ф МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ ( И САМЫЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ )
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:40 [►Классическая музыка Фредерик Франсуа Шопен — Ноктюрн ми-бемоль мажор соч. 9 №2
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:40 Классическая музыка Баллада для Аделины
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:12 Классическая музыка Григ — в Пещере горного короля
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:59 Классическая музыка Вивальди — шторм
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:40 классическая музыка Выход ангелов(для спектакля)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:43 Классическая музыка Бетховен — Лунная соната соч. 27-2
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:59 Классическая музыка 23. Бетховен — Лунная соната соч. 27-2
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:05 Классическая музыка С.Прокофьев
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:20 Классическая музыка Бизе Хабанера (Кармен)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:59 Классическая музыка Вивальди — времена года — цикл гроза
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:30 Классическая музыка Era pesni!
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:45 Классическая музыка Мендельсон — Свадебный марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:43 Классическая Музыка Рок Обработка
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:35 Классическая музыка Чайковский. Детский альбом: Сладкая грёза
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка Красивая мелодия
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка Это очень красивая музыка,только вслушайся в неё…
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:11 Классическая музыка Красивая мелодия
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:51 Классическая музыка красивая

Источник: https://dydka.com/s/10007679-Klassicheskaya_muzyka_-_Liricheskaya_tema/

лирическое произведение в рок-музыке, 7 букв, сканворд

лирическое произведение в рок-музыке

Альтернативные описания

  • • (франц. ballade, от латинского ballo, танцую) фольклорный жанр у народов Европы, первоначально — хороводная песня с рефреном (у романских народов) или лироэпическая песня с хоровым рефреном (у германских народов) (этнографическое)
  • • инструментальная пьеса эпического характера
  • • лирический жанр в литературе средневековой Европы
  • • поэтический жанр
  • • стихотворение М. Лермонтова
  • • стихотворное или музыкальное произведение повествовательного характера
  • • стихотворное повествование, песня, основанные на предании
  • • вид стихотворения
  • • сорт вишни
Читайте также:  Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

• роман английской писательницы Мюриэл Спарк «… о предместье»

• фильм Григория Чухрая «… о солдате»

• повесть американской писательницы Карсон Мак-Каллерс «… о невеселом кабачке»

• роман английского писателя Джона Уйэна «… о майоре Изерли»

• пьеса американского драматурга Эдуарда Олби «… о невеселом кабачке»

• в провансальской поэзии — песня с рефреном, сопровождаемая танцем

• фильм Александра Сурина «… о комиссаре»

• поэма английского писателя Оскара Уайльда «… Редингской тюрьмы»

• балет бурятского композитора Б. Б. Ямпилова «Патетическая …»

• пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева «Горная …»

• «светлана» Василия Жуковского как произведение

• симфония английского композитора Б. Бриттена «… о героях»

• фильм «… о солдате»

  1. • произведение русского писателя И. Бунина из сборника «Темные аллеи»
  2. • жанр фольклора
  3. • сорт гречихи
  4. • стихотворение русской поэтессы XIX века К. Павловой
  5. • стихотворение Б. Пастернака
  6. • стихотворение на историческую, легендарную тему
  7. • музыкальное произведение героико-эпического характера

• «гусарская …», Рязанов

  • • жанр поэзии
  • • у Рязанова — «Гусарская»
  • • «светлана» Жуковского

• «… о доблестном рыцаре Айвенго»

  1. • героикоэпическое произведение
  2. • «романс» в рок-музыке
  3. • рок-музыкальный медляк
  4. • вид лирического стиха
  5. • лирикоэпическое произведение

• фильм «Гусарская …»

• героико-эпическое произведение

• советский фильм «… о солдате»

  • • музыкальный «медляк»
  • • сольное музыкально произведение
  • • лирический жанр
  • • Героико-эпическое стихотворение-легенда
  • • Стихотворное или музыкальное произведение повествовательного характера
  • • Жанр поэзии, лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы
  • • Сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического характера
  • • Стихотворение М. Лермонтова

• «… о доблестном рыцаре Айвенго»

• «Романс» в рок-музыке

• «Светлана» Жуковского

• «гусарская …», Рязанов

• «светлана» Василия Жуковского как произведение

• балада ж. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник м. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы

• балет бурятского композитора Б. Б. Ямпилова «Патетическая …»

• музыкальный «медляк»

• повесть американской писательницы Карсон Мак-Каллерс «… о невеселом кабачке»

• поэма английского писателя Оскара Уайльда «… Редингской тюрьмы»

• произведение русского писателя И. Бунина из сборника «Темные аллеи»

• пьеса американского драматурга Эдуарда Олби «… о невеселом кабачке»

• пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева «Горная …»

• роман английского писателя Джона Уйэна «… о майоре Изерли»

• роман английской писательницы Мюриэл Спарк «… о предместье»

• симфония английского композитора Б. Бриттена «… о героях»

• советский фильм «… о солдате»

• у Рязанова — 'Гусарская'

• фильм «… о солдате»

• фильм «Гусарская …»

• фильм Александра Сурина «… о комиссаре»

• фильм Григория Чухрая «… о солдате»

Источник: https://scanwordhelper.ru/word/8284/0/45102

Музыкальный образ

Музыкальный образ

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.

Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда — прямо противоположного.

Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.

Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной.

Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию.

Например, Двенадцатый этюд Скрябина, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.

Точно так же строятся и многие другие произведения небольшого масштаба.

Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения: маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития.

И это естественно: все крупные жанры в различных видах искусства обычно связаны с воплощением сложного жизненного содержания; им присуще большое количество героев и событий, в то время как маленькие обращены обычно к какому-нибудь частному явлению или переживанию.

Это, конечно, не означает, что крупные произведения непременно отличаются большей глубиной и значительностью, часто бывает даже наоборот: небольшая пьеса, даже отдельный её мотив порой способны сказать столь многое, что их воздействие на людей оказывается даже более сильным и глубоким.

Между продолжительностью музыкального произведения и его образным строением существует глубокая связь, которая обнаруживается даже в названиях произведений, например «Война и мир», «Спартак», «Александр Невский» предполагают многочастное воплощение в крупномасштабной форме (опера, балет, кантата), в то время как «Кукушка», «Бабочка», «Одинокие цветы» написаны в форме миниатюры.

Почему же порой произведения, не обладающие сложной образной структурой, так глубоко волнуют человека?

Может быть, ответ заключается в том, что, сосредоточившись на едином образном состоянии, композитор вкладывает в небольшое произведение всю душу, всю творческую энергию, какую пробудил в нём его художественный замысел? Ведь не случайно в музыке XIX века, в эпоху романтизма, так много сказавшего о человеке и сокровенном мире его чувств, достигла высочайшего расцвета именно музыкальная миниатюра.

Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович и другие выдающиеся отечественные композиторы создали целую галерею музыкальных образов.

Огромный образный мир, реальный и фантастический, поднебесный и подводный, лесной и степной, претворился в русской музыке, в чудесных названиях её программных произведений.

Вам уже известны многие образы, воплощённые в пьесах русских композиторов, — «Арагонская хота», «Гном», «Баба Яга», «Старый замок», «Волшебное озеро»…

  • Не менее богатым является образное содержание и в непрограммных сочинениях, не имеющих специального названия.
  • Лирические образы
  • Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании.

Одно из таких произведений — Прелюдия С. Рахманинова соль-диез минор. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания.

Композитор не дал пьесе названия (Рахманинов не обозначил программным подзаголовком ни одну из своих прелюдий), однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо.

Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму.

Может быть, потому, что в наших краях так долго длятся холода, а весна наступает медленно и неохотно, каждый русский человек с особой остротой чувствует конец тёплого лета и прощается с ним с тоскливой грустью. И поэтому образы прощания тесно сплелись с темой осени, с осенними образами, которых так много в русском искусстве: улетающие листья, моросняк, журавлиный клин.

Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес связано с этой темой! И как необычайно богат образный мир осенней печали и прощания.

Вот летят, вот летят …Отворите скорее ворота! Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природаОттого что — молчи! — так никто уж не выразит их…

Это строки из стихотворения Николая Рубцова «Журавли», в котором так пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей.

И хотя Рахманинов, конечно, не вносил в своё произведение такой точной картины, думается, в образном строе прелюдии журавлиный мотив не случаен. Журавли – это своеобразный образ-символ, как бы парящий над общей образной картиной прелюдии, сообщающий её звучанию особую высоту и чистоту.

Музыкальный образ не всегда связан с воплощением тонких лирических чувств. Как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остро драматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания рождает эпические образы, отличающиеся особой сложностью и многоплановостью.

Рассмотрим различные виды образно-музыкального развития в их связи с особенностями музыкального содержания.

Драматические образы

Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.

Образец драматического произведения баллада Ф. Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте. В балладе сочетаются и жанрово-драматические особенности — ведь она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц! — и острый драматизм, присущий характеру этой потрясающей по глубине и силе истории.

О чём же в ней говорится?

Читайте также:  Как научить ребенка слушать музыку?

Заметим сразу, что баллада исполняется, как правило, на языке оригинала — немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

Такой перевод существует — лучший перевод гётевской баллады на русский язык, несмотря на то, что сделан он почти два столетия назад. Его автор, В. Жуковский, — современник Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт, дал такую трактовку «Страшного видения» Гёте.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?Ездок запоздалый, с ним сын молодой.К отцу, весь издрогнув, малютка приник;Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:Он в темной короне, с густой бородой».«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;Весёлого много в моей стороне:Цветы бирюзовы, жемчужны струи;Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:Он золото, перлы и радость сулит».«О нет, мой младенец, ослышался ты:То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей;При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:Мне, вижу, кивают из темных ветвей».«О нет, все спокойно в ночной глубине:То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:Неволей иль волей, а будешь ты мой».«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;Младенец тоскует, младенец кричит;Ездок погоняет, ездок доскакал…В руках его мёртвый младенец лежал.

Сравнивая немецкую и русскую версии стихотворения, поэт Марина Цветаева отмечает главное различие между ними: у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте — явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее: у него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества.

У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя: в его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.

Речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости, завлекательности. Обратите внимание на характер мелодии — отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она — плавная, закруглённая, певучая.

Но не только характер мелодической интонации — с появлением Лесного царя меняется всё фактурное сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающий балладу от начала до конца, уступает место более спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным, нежным, убаюкивающим.

Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и благозвучия (две фразы Лесного царя).

Не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться, связав лирические эпизоды с появлением доброго и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги. Такова трагическая ирония этой музыки, как бы дразнящей слушателя мнимым светом и мягким призывом.

На самом деле, как это часто бывает в искусстве, именно в такой ласковости таится самое страшное: зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.

Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий: едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя, тут же вновь врывается неистовая скачка коня (или стук сердца?), своей стремительностью показывающая нам последний рывок к спасению, к преодолению страшного леса, его темных и таинственных глубин.

На этом и заканчивается динамика музыкального развития баллады: потому что в конце, когда наступает остановка в движении, последняя фраза звучит уже как послесловие: «В руках его мёртвый младенец лежал».

Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы её участников, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития.

Жизнь, её порывы, её стремления к освобождению — и смерть, пугающая и влекущая, страшная и убаюкивающая.

Отсюда и двуплановость музыкального движения, реально-изобразительного в эпизодах, связанных со скачкой коня, смятением отца, задыхающимся голосом ребёнка, и отстранённо-ласкового в спокойных, почти колыбельных по характеру речах Лесного царя.

Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного и, как правило, компактного произведения (или его фрагмента), основанного на образном развитии драматического характера. Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах небольшого масштаба, а также в отдельных фрагментах циклических произведений (сонат, концертов, симфоний).

Эпические образы

Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.

Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения.

Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п.

Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».

Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее».

Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта.

Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!

Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.

Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.

Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых ее тактах.

Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины.

Игра морских волн слышится в музыке вступления: не грозной, не могучей, а чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода.

В опере «Садко» с её образом связана большая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин.

Такова музыкальная интерпретация различных типов образности, характерной не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические, драматические, эпические образные сферы образуют свои собственные содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных средств.

О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение — иногда одной-единственной ноты — может в корне менять её содержание, её воздействие на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении — одновременно или многопланово и почему?
  2. Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический, эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?
  3. Может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и сложный образ?
  4. Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки? Объясните это на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
  5. Почему при создании оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков использовал подлинные былины и песни?

Презентация

В комплекте:1. Презентация — 13 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:

    Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;

    Римский-Корсаков. «Океан-море синее» из оперы «Садко», mp3;    Шуберт. Баллада «Лесной царь» (3 варианта исполнения — на русском, немецком языках и фортепиано без вокала), mp3;

3. Сопровождающая статья, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/muzykalnyy-obraz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector