Корнет – краткая история героя духового оркестра

Корнет – краткая история героя духового оркестра, Музыкальный класс

Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре. В наши дни его слава, к сожалению, осталась в прошлом.

Корнет является прямым потомком почтового рожка. Что интересно, рожок был сделан из дерева, но относили его всегда к медным духовым инструментам. Рожок имеет очень богатую историю, в него дули иудейские жрецы, чтоб пали стены Иерихона, в Средние века под звуки рожков рыцари совершали свои подвиги.

Следует различать современный инструмент корнет-а-пистон, который сделан из меди, и его предшественника — деревянный корнет (цинк). Цинк — это немецкое название корнета.

Сейчас мало кто знает, но с пятнадцатого до середины семнадцатого веков корнет был очень распространен среди музыкальных инструментов в Европе. А ведь без корнета нельзя исполнить большой пласт музыкальных произведений семнадцатого — восемнадцатого веков.

Городские праздники в эпоху Ренессанса были немыслимы без корнетов. А в конце шестнадцатого века корнет (цинк) в Италии стал мастерски солирующим музыкальным инструментом.

До нас дошли имена двух известных виртуозов игры на цинке того времени Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. Распространение скрипки и набирающая обороты популярность скрипичной игры в семнадцатом столетии заставляет корнет постепенно утратить свои позиции сольного инструмента.

Дольше всего его главенствующее положение сохранялось на севере Европы, где последние сольные композиции для него были датированы второй половиной восемнадцатого века. К началу девятнадцатого века корнет (цинк) совсем потерял свою актуальность.

Сейчас он используется при исполнении старинной народной музыки.

Корнет-а- пистон появился в Париже в 1830 году. Его отцом-изобретателем считают Сигизмунда Штельцеля. Этот новый инструмент был оснащен двумя вентилями.

В 1869 году началось массовое обучение игре на корнете, заработали курсы в консерватории Парижа. У истоков стоял первый профессор очень известный корнетист, виртуоз своего дела Жан Батист Арбан.

К концу девятнадцатого века корнет-а-пистон был на пике своей популярности, на этой волне он и появился в Российской империи.

Николай Павлович был первым российским царем, который играл на нескольких видах духовых инструментов. Он владел флейтой, валторной, корнетом и корнет-а-пистоном, но сам Николай I в шутку называл все свои инструменты просто «труба».

Современники не раз упоминали о его выдающихся музыкальных способностях. Он даже немного сочинял, в основном военные марши. Демонстрировал свои музыкальные достижения Николай Павлович на камерных концертах, как было принято в то время.

Концерты проводились в Зимнем дворце, и на них, как правило, лишних людей не было.

У царя не было времени и физической возможности регулярно уделять время занятиям музыкой, поэтому он обязал А.Ф. Львова, автора гимна «Боже, царя храни», приходить накануне выступления для репетиции.

Специально для царя Николая Павловича А.Ф. Львов составил партию на корнет-а-пистоне. В художественной литературе тоже часто встречается упоминание о корнет-а-пистоне: А. Толстой «хмурое утро», А. Чехов «Остров Сахалин», М.

Горький «Зрители».

Все дело было в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большей беглости. Корнет обладает большой технической подвижностью и ярким, выразительным звучанием. Такому инструменту в первую очередь дают «нарисовать» перед слушателями мелодию произведения, композиторы доверяли корнету сольные партии.

Труба была почетной гостьей при дворе монархов и на войнах. Корнет же ведет свое прошлое от рожков охотников и почтальонов, которыми они подавали сигналы. Существует мнение ценителей и профессионалов, что корнет — это не виртуозно звучащая труба, а маленькая нежная валторна.

Существует еще один инструмент, о котором хочется рассказать — это эхо — корнет. Он завоевал популярность в Англии во времена правления королевы Виктории, а также в Америке. Его необычность в наличии не одного, а двух раструбов.

Корнетист, переключаясь в процессе игры на другой раструб, создавал иллюзию приглушенного звука. В этом ему помогал второй вентиль. Эта опция удобна для создания эффекта эхо. Инструмент приобрел широкую популярность, для эхо -корнета создавались произведения, где раскрывалась вся красота его звучания.

Эта старинная музыка исполняется корнетистами за границей на таком раритетном инструменте и сейчас (например, «Альпийское эхо»). Изготавливались эти эхо — корнеты в ограниченном количестве, главным поставщиком была фирма «Booseys & Hawkes».

Сейчас есть подобные инструменты индийского производства, но сделаны они не добротно, поэтому при выборе эхо — корнета опытные исполнители предпочитают старые экземпляры.

Корнет напоминает трубу, но его трубка короче и шире и снабжена пистонами, а не вентилями. Корпус корнета — труба в виде конуса с широким углублением.

На основании трубы и расположен мундштук, воспроизводящий звучание. У корнет-а-пистона поршневой механизм состоит из кнопок-клавиш. Клавиши находятся на одной высоте с мундштуком, вверху конструкции.

Этот музыкальный инструмент очень похож на трубу, но различия есть.

Несомненным преимуществом корнет-а-пистона является его величина – чуть больше полуметра. Такая небольшая его длина очень удобна в эксплуатации.

В общепринятой классификации корнет-а-пистон относят к классу аэрофонов, это значит, что звуки в нем извлекаются вибрирующими воздушными массами. Музыкант выдувает воздух, и тот, накапливаясь посреди корпуса, начинает колебательные движения. Здесь и зарождается уникальный звук корнета.

При этом диапазон тональности у этого небольшого духового инструмента широкий и богатый. Он может брать до трех октав, что позволяет ему играть не только стандартные программы, которые являются классикой, но и обогащать мелодии с помощью импровизации. Корнет является среднетональным инструментом.

Звук трубы раньше был тяжелым и негибким, у корнета же ствол трубы обладал большим количеством витков и звучал мягче.

Бархатность тембра у корнет-а-пистона слышится лишь в первой октаве, в нижнем регистре он становится тягостным и коварным. Переходя на вторую октаву звучание, меняется на более резкое, наглое и звонкое. Эти эмоционально окрашенные звуки корнета прекрасно использовали в своих произведениях Гектор Берлиоз, Петр Ильич Чайковский и Жорж Бизе.

Корнет-а-пистон также полюбили джазовые исполнители, и без него не обходился ни один джаз бэнд. Прославленными джазовыми любителями корнета были Луи Дэниел Армстронг и Джозеф «Кинг» Оливер.

В прошлом веке были улучшены конструкции труб и трубачи усовершенствовали свое профессиональные навыки, что удачно ликвидировало проблему отсутствия скорости и некрасочного звучания. После этого корнет-а-пистоны совсем исчезли из оркестров. В наши дни оркестровые партии, написанные для корнетов, исполняют на трубах, хотя иногда можно услышать и первоначальное звучание.

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/kornet-kratkaya-istoriya-geroya-duxovogo-orkestra-muzykalnyj-klass

История корнета

Корнет – медный духовой инструмент внешне похож на трубу, но в отличие от нее имеет не вентили, а пистоны.

Прародители корнета

Корнет своим появлением обязан деревянным рожкам, которые использовали для подачи сигнала охотники и почтальоны. В Средние века появился еще один предшественник — деревянный корнет, его использовали в рыцарских турнирах и на городских гуляньях.

Особенно он был популярен в Европе — в Англии, Франции и Италии. В Италии деревянный корнет использовался, как солирующий инструмент знаменитыми исполнителями – Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. К концу 18 века деревянный корнет был практически забыт.

На сегодняшний день его можно услышать только на концертах старинной народной музыки.

В 1830 году Сигизмунд Штельцель изобрел современный медный корнет — корнет-а-пистона. У инструмента имелся поршневой механизм, который состоял из кнопок-клавиш и имел два вентиля.

Инструмент обладал широким диапазоном тональности до трех октав, в отличие от трубы имел больше возможностей для импровизаций и более мягкий тембр, что давало возможность применять его как в классических произведениях, так и в импровизациях.

В 1869 году в Париже при консерватории появились курсы обучения игре на новом инструменте.
В 19 веке корнет попадает в Россию. Царь Николай I Павлович виртуозно играл на разных духовых инструментах, в их числе был и корнет.

Он чаще всего исполнял на нем военные марши и проводил концерты в Зимнем дворце для узкого числа слушателей, чаще всего близких. А.Ф.Львов — знаменитый русский композитор, даже составил для царя партию на корнете. Этот духовой инструмент использовали в своих произведениях великие композиторы: Г. Берлиоз, П.И. Чайковский и Ж. Бизе.

Роль корнета в истории музыки

Известный корнетист Жан-Батист Арбан внес огромный вклад в популяризацию инструмента по всему миру. В 19 веке парижские консерватории массово открывают курсы по игре на корнет-а-пистон. Классикой стало соло в исполнении корнета Неополитанского танца в «Лебедином озере» П.

И. Чайковского и танца балерины в «Петрушке» И.Ф. Стравинского.
Корнет применяли и при исполнении джазовых композиций. Самыми известными музыкантами, играющими на корнете в джазовых ансамблях стали Луи Армстронг и Кинг Оливер. Со временем инструмент из джаза вытеснила труба.

Самым известным музыкантом, играющим на корнете в России был Василий Вурм, написавший книгу «Школа для корнета с пистонами» в 1929 году. Его ученик А.Б. Гордон сочинил несколько этюдов.

В современном музыкальном мире корнет почти всегда можно услышать на концертах духовых оркестров. В музыкальных школах он применяется в качестве учебного инструмента.

Источник: http://toolsmusic.ru/duhovyie-muzyikalnyie-instrumentyi/istoriya-korneta.html

статьи

Духовой оркестр – это, группа исполнителей на духовых и ударных инструментах, один из массовых исполнительских коллективов. Подобный состав характерен для военных оркестров. Используется во многих странах мира с древнейших времен. 

Инструменты духового оркестра

Основная духовая группа

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: 

  • корнеты
  • флюгельгорны
  • эуфониумы
  • альты
  • тенора
  • баритоны
  • тубы

Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: 

Группа деревянных духовых инструментов:

лабиальные язычковые 

лингвальные язычковые 

  • кларнеты
  • саксофоны
  • гобои
  • фаготы

Группа основных ударных инструментов:

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

Группа второстепенных ударных инструментов:

  • треугольник
  • бубен
  • литавры

Используются также джазовые и латиноамериканские ударные:

  • ритм-тарелки
  • конго и бонго
  • том-томы
  • клавес
  • тартаруга
  • агого
  • маракасы
  • кастаньетты
  • пандейра и др. 

Основные группы оркестра, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени Адольфа Сакса, который изобрел их в 40-х годах XIX века. Саксгорны отличаются однородностью мензуры и формой.

Сначала семейство саксгорнов состояло из семи, а затем из девяти разновидностей: от сопранино до субконтрабаса. В музыкальной практике чаще называют три разновидности обычных медных духовых инструментов:

Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время эта группа обычно именуется – основной медной группой.

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных – образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения. 

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний – это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Деревянная группа

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов:

  • флейты
  • кларнеты (с их основными разновидностями)

в большом составе также:

Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты и кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон, например: мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх.

Читайте также:  Три основных приёма игры на гитаре

Ударная группа

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. Основные ударные инструменты: 

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна.

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы. Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то, прежде всего, воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса.

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является звуковысотный фактор: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения.

Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны и трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника и ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования и подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.

Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет “ля”, “до” и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре басовые инструменты – тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.

Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры – широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi

Источник: http://tubastas.ru/orchestra/wind-band

Корнет

Корнет – это медный духовой инструмент. Он относится к семейству, которое так и называется: семейство корнетов. Это не очень обширное семейство, поскольку корнеты немногочисленны, но это отнюдь не мешает им занимать ведущее место в симфонических оркестрах и даже выступать как сольные инструменты.

Корпус корнета, как, впрочем, и его «родственников» имеет вид конической трубы с широким раструбом. Корнеты характеризуются широким мундштуком, напоминающим по внешнему виду чашку. Корнеты имеют много общего с семейством труб, но их нельзя путать. Корнеты имеют более коническую форму, что обеспечивает более мягкое, по сравнению с трубой, звучание.

Главной составляющей корнета является труба, которая называется основной. Именно на этой трубе и располагается мундштук, который необходим для воспроизводства звуков. Особенностью корнеты является наличие поршневого механизма, а также трубки поршневого механизма.

Поршневой механизм представляет собой кнопки-клавиши, которые располагаются вверху инструмента, на одной высоте с мундштуком. Многие из вас видели, как играет музыкант и одновременно нажимает три кнопки. Этот механизм схож по строению с трубой. Однако корнет на этом не останавливается.

Внизу корпуса находятся клавиши вывода конденсата. И, конечно, есть раструб, из которого «выходят» звуки.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до трех октав. Это позволяет играть на корнете не только программные произведения из классического репертуара, но и зачастую прибегать к импровизации для обогащения мелодии кавер групп репертуар которых подходит под тональный диапазон корнета.

Инструмент отличается довольно компактными размерами. Общая длина корнета не превышает шестидесяти сантиметров. Благодаря таким миниатюрным размерам корнет не создает проблем в плане транспортировки.

Инструмент можно переносить на любые расстояния, не заботясь о дополнительном и зачастую громоздком багаже.

Поскольку корнет относится к медным духовым инструментам, то и сделан он, естественно, из меди. Это не только прочный материал, но и вполне презентабельный. Очень эффектно смотрится корнет, когда во время игры его корпус блестит и заметно выделяется на фоне матовых скрипок и виолончелей. Это, бесспорно, инструмент, который не оставит равнодушных.

Объём действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы — от «ми» малой октавы до «до» третьей октавы.

Применяется в строях си-бемоль и ля, ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора выше действительного звучания. Корнет относится к классу аэрофонов.

Это означает, что инструмент производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Музыкант дует, и воздух, скапливаясь внутри корпуса, приходит в колебательное движение. Так рождается звук корнета.

История возникновения корнета довольно необычна. Предком корнета по праву считается почтовый рожок, который был значительно усовершенствован Жаном Луи Антуаном в девятнадцатом веке.

Во второй половине девятнадцатого века корнет пользовался большой популярностью.

В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

В двадцатом веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Источник: http://melma.ru/myzykalnye-instrumenty/pipe_instr/276-kornet.html

Краткая история симфонического оркестра

На протяжении всей своей истории, тысячи и тысячи лет, человечество создавало музыкальные инструменты и объединяло их в различные комбинации. Но только около четырехсот лет назад эти комбинации инструментов сложились в форму уже близкую к форме современного оркестра.

В старину, когда музыканты собирались для игры, они использовали любые инструменты какие были вокруг. Если было три исполнителя на лютне, два на арфе и на флейте, так они и играли. К началу 16-го века, эпоха известная как Возрождение, слово “ансамбль” использовалось для обозначения группы музыкантов, иногда и певцов, которые вместе исполняли музыку или “в ансамбле”.  

Композиторы раннего Возрождения обычно не уточняли для какого инструмента они писали партию. Это означало, что партии могли исполняться на любом доступном инструменте.

Но в начале 17-го века в Италии композитор Клаудио Монтеверди выбрал, какие инструменты должны сопровождать его оперу “Орфей” (1607 г.

), и точно указал для каких инструментов написаны партии: пятнадцать виол различных размеров, две скрипки, четыре флейты (две больших и две средних), два гобоя, два корнета (маленькие деревянные трубы), четыре трубы, пять тромбонов, арфа, два клавесина и три маленьких органа. 

Как видно, “оркестр эпохи Возрождения” Монтеверди уже был похож на то, каким в нашем представлении должен быть оркестр: инструменты организованы по группам, много смычковых струнных инструментов, большое разнообразие. 

В следующем столетии (до 1700, время И.С.Баха) оркестр развивался еще больше. Семейство скрипок (скрипка, альт, виолончель и бас) заменяло виолы, в оркестре эпохи Барокко семейство скрипок было гораздо более представительным, чем виолы в оркестре эпохи Возрождения.

Музыкальное лидерство в оркестре Барокко принадлежало клавишным инструментам, музыканты, игравшие на клавесине или иногда на органе, действовали как лидеры. Когда И.С.Бах работал с оркестром, он сидел за органом или клавесином и руководил оркестром со своего места.

В эпоху Барокко музыкальный дирижер иногда стоя руководил оркестром, но это ещё не было тем дирижированием, которое мы знаем сейчас. Жан-Батист Люлли, отвечавший за музыку при дворе французского короля в 1600 гг., привык отбивать длинным шестом об пол ритм для своих музыкантов, но однажды он случайно поранил свою ногу, развилась гангрена, и он умер! 

В следующем 19-м столетии, времени Гайдна и Бетховена, произошли еще более глубокие изменения в оркестре. Струнные смычковые инструменты стали более важными, чем когда-либо, а клавишные инструменты наоборот ушли в тень.

Композиторы начали писать уже для конкретного музыкального инструмента. Это подразумевало знание голоса каждого инструмента, понимание, какая музыка будет лучше звучать и легче исполняться на выбранном инструменте.

Композиторы стали более свободными и даже авантюрными в комбинировании инструментов для получения более богатых и различных звуков и оттенков.

Первый скрипач (или концертмейстер) руководил исполнением оркестра со своего стула, но иногда ему приходилось давать указания жестами и он, для того, чтобы его было лучше видно, вначале использовал обычный лист белой бумаги, скатанный в трубочку. Это привело к появлению современной дирижерской палочки.

В начале 1800-ых композиторы-дирижёры, такие как Карл Мария фон Вебер и Феликс Мендельсон, первыми стали руководить музыкантами, стоя на подиуме в центре перед оркестром. Поскольку оркестры становились все больше и больше, не все музыканты могли видеть и следовать за концертмейстером.

К концу 19-го века оркестр достиг размеров и пропорций, которые мы знаем сегодня и даже превышали современные. Некоторые композиторы, например Берлиоз, стали сочинять музыку только для таких огромных оркестров.

 

Дизайн, конструкция и качество музыкальных инструментов постоянно улучшались, создавались новые музыкальные инструменты, находившие свое место в оркестре, такие как пикколо (малая флейта) и труба. Многие композиторы, в том числе Берлиоз, Верди, Вагнер, Малер и Рихард Штраус, стали дирижерами.

Их эксперименты с оркестровкой (искусство распределения музыкального материала между инструментами оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента) показали путь к 20-ому столетию. 

Вагнер пошел ещё дальше, он разработал и изготовил басовую трубу (труба Вагнера), совмещающую элементы горна и трубы, чтобы ввести новый, особый звук в свою бессмертную оперу “Кольцо Нибелунга”.

Он же первым из дирижеров повернулся спиной к зрителям, чтобы полнее контролировать оркестр. В одной из своих симфоний Штраус написал партию для альпийского рожка, деревянного народного инструмента 12 футов длиной. Сейчас альпийский рожок заменяют трубой.

Арнольд Шёнберг создал своё произведение “Песни Гурре” (Gurrelieder) для оркестра со 150 инструментами. 

20 век был столетием свободы и новых экспериментов с оркестром. Дирижеры стали полностью индивидуальными персонами и среди них восходили свои суперзвезды. Ответственность возросла многократно, но и признание зрителей тоже. Основа оркестра была такой, как она сформировалась в конце 19-го столетия, и композиторы иногда добавляли или удаляли инструменты, в зависимости от эффекта, который они желали получить. Иногда это была чрезвычайно расширенная группа ударных инструментов или деревянных и медных духовых инструментов. Но состав оркестра закрепился и в основном остаётся постоянным: большая группа смычковых инструментов и небольшие группы духовых, ударных, арф и клавишных инструментов.

После стольких лет это все еще работает!

Источник: https://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkaya-istoriya-simfonicheskogo-orkestra.html

Рассказ на тему: “Мой любимый духовой оркестр”

Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования детей  «Детская школа искусств №2 имени А.И. Островского»                                                                                                                                                                       г. о. Сызрань

Читайте также:  Сколько времени нужно учиться играть на гитаре, и какую гитару выбрать новичку

Рассказ на тему

Мой любимый духовой оркестр

                                                Выполнил: Балбашов Данил 3 класс ОДИ  

                                               Руководитель: Чугай И. Н., преподаватель                                                                    

                              музыкально-теоретических дисциплин

2014                  

Мой любимый духовой оркестр

Солнца луч заигрывает с медью,                         Отражая золотистый блеск.                                               Четким шагом, через все столетья,

                                                                          Марширует бодро духовой оркестр!

                                                                                                           Эдуард Муллер

Мой путь  в духовой оркестр

Духовой оркестр я люблю с детства. Его звуки, то торжественные и радостные, то нежные и лирические, постоянно доносились из детской школы искусств, расположенной недалеко от нашего дома… Из окон квартиры я наблюдал, как ребята выполняют построения на площадке перед школой, репетируют исполнение муз произведений. Уже позже узнал, что это называется дефиле.

Родители заметили мое увлечение духовой музыкой. Вместе мы стали посещать концерты, праздники, где звучали духовые оркестры… И вот я – ученик «Детской школы искусств №2 имени Аркадия Ильича Островского»!  

В нашей детской школе искусств есть 3 оркестра: образцовый оркестр народных инструментов (руководитель – Пименова Е.В.), образцовый детский казачий духовой оркестр (руководитель  – Осипов В.С.) и образцовый детский духовой оркестр (руководитель – Колябина Т.Г.). Конечно, я выбрал духовой, любимый с подготовительной группы. Его я могу слушать бесконечно!

Немного истории

Оказывается, история появления и развития духового оркестра очень интересна!

Зародился он в далёком прошлом, еще до нашей эры. В Eгипте, Персии, Греции, Kитае, Индии во время торжественных религиозных обрядов и военных действий звучали небольшие ансамбли духовых и ударных инструментов (флейты, прямые трубы, рога и барабаны).

В середине Средневековья это были уже военные подразделения, исполнявшие духовую музыку. В русских войсках они появились в XIV веке. В состав вошли трубы, бубны, литавры, барабаны.

Настоящие духовые оркестры появились в XVII-XVIII веках. Это были армейские духовые оркестры. Прежний состав дополнился деревянно-духовыми инструментами: гобоями, фаготами, кларнетами.

Валторны и тромбоны  усилили медно-духовую группу в XIX веке.

 Своего расцвета духовая музыка достигла во время Наполеоновских войн, когда потребовались большие духовые оркестры и для военных целей и для народных торжеств.

Кто главный в оркестре?

Уже давно ведется спор о том, кто же главный в оркестре. Одни считают, что это музыканты, ведь именно они «озвучивают» творческий замысел композитора. Другие думают, что без дирижера не будет целостности в исполнении.

Кто прав?
Артист это человек, который занимается творчеством в области какого-либо искусства, достигший мастерства в своем дела. Артисты бывают разных профессий –  музыкант, художник, певец, танцор.

Получается, что артистом можно назвать и музыканта-исполнителя духового оркестра, и дирижера, который им управляет.

Трудно быть артистом духового оркестра! Его задача – не только грамотно исполнить свою партию музыкального произведения,  надо уметь играть  в ансамбле, слушать и слышать как исполняют произведение другие участники твой группы, всего оркестра; следить за дирижером, выполнять его требования, которые касаются темпа, динамики, характера исполняемого произведения. Приходится много репетировать, а для этого нужны сильная воля и твердость характера, умение долго работать над одним произведением.

Быть дирижером – тоже профессия не из легких. Из отдельных партий он как из пазлов собирает, выравнивает, выстраивает сначала по группам, затем в целом партитуру всего произведения.

В конце концов получается, что дирижер управляет как бы одним огромным музыкальным инструментом под названием оркестр, подчиняет его себе, ведет  за собой, передавая и раскрывая музыкальный образ, замысел композитора.

Так кто же главный? Артист – музыкант, или артист – дирижер?

Думаю, они не смогут существовать друг без друга. Их союз, совместное творчество дополняют и обогащают обоих, делают их действительно творческими партнерами.

Артист ли я духового оркестра?

Конечно, я еще не артист духового оркестра в полном  смысле этого слова, я еще только учусь. Освоить новый для меня инструмент баритон дело не простое, ведь сначала я играл на корнете.      

Баритон, или как еще его называют тенор-туба – медный духовой музыкальный инструмент среднего регистра и тембра, выглядит как маленькая туба, а звучит на октаву ниже трубы.                      

Исполнители считают его самым близким к идеалу.

Его мензура (особое соотношение длины, сечения и диаметра главного воздушного канала) лучше всего подходит человеку, а способ складывания губ – свободный, это делает инструмент самым удобным.

Тембр баритона  действительно самый выразительный из всех духовых инструментов. За  широкий диапазон чистой и чёткой игры баритон называют “Euphonium”, что переводится как “хорошо звучащий”.

         В освоении игры на инструменте, разучивании оркестровых партий мне помогала и помогает любимый преподаватель – Татьяна Геннадьевна Калябина, замечательный преподаватель и дирижер. Для каждого участника оркестра она находит нужные слова, умеет сплотить таких разных ребят в дружный коллектив.

Во втором классе мне было страшно идти на первую репетицию оркестра. Но приветливые участники оркестра помогли подружиться со всеми. Они помогают мне и сейчас, хотя я уже в третьем классе.

Это Теплов Илья, Крыцков Андрей, Клементьев Данил, Мокшин Кирилл, Гусев Никита. Вместе мы  работаем над отдельными эпизодами произведений, доводим исполнение своих партий до нужного уровня.

Наш оркестр – большая дружная творческая семья.

Где бы мы ни выступали, везде нас встречают тепло и радушно. Особенно запомнилась поездка во Францию в прошлом году, когда мы участвовали в фестивалях «Еврооркестрия» и «Роза ветров».

Там мы познакомились и подружились с участниками детских оркестров из Польши, Украины, Китая, Франции.

С некоторыми из них переписываемся, общаемся по скайпу, планируем пригласить их к нам в Сызрань на фестиваль «Серебряные трубы Поволжья», который уже 17 лет проводится в нашем небольшом провинциальном городке. Когда проходит этот фестиваль, духовая музыка звучит повсюду – в парках, скверах, площадях…

                Заканчивается фестиваль традиционным шествием – «По главной улице с оркестром», когда каждый коллектив исполняет свое дефиле.

Всем понятен и знаком их репертуар – марши, вальсы, переложения народной музыки, эстрадных композиций. Ведь для музыки не нужен переводчик.

Для горожан и гостей Сызрани – это настоящий праздник – сверкающие медью трубы, нарядные мундиры, ритмы ударных…           

Думаю, что духовые оркестры всегда будут радовать людей своей яркостью, динамичностью, зрелищностью. Моя мечта  – стать настоящим артистом духового оркестра, и я постараюсь сделать все, чтобы ее осуществить.

Эй, трубач, возьми повыше ноту,-     Пусть взлетает песня высоко!          В каждом сердце отзовется что-то,              Гулким эхом отзовется далеко.

                      Старый воин вздрогнет от волненья,                           И глаза наполнятся слезой,-                                 Марш побед на всех полях сражений                                          Рядом с ним играл оркестр духовой.

                                                    В каждом звуке – целая эпоха,                                                           В каждой ноте – верность и любовь.                                                                  Даже если на душе и плохо,-

                                                                       Звук трубы поднимет настроенье вновь

                                                                                      Эдуард Муллер

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2014/11/09/rasskaz-na-temu-moy-lyubimyy-dukhovoy-orkestr

Корнет (музыкальный инструмент)

Родственные инструменты

Труба, Флюгельгорн  Корнет на Викискладе

Корне́т (итал. cornetto — «рожок») или корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons — «рожок с поршнями») — медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Ведёт своё происхождение от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

Объём действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы — от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы). Применяется в строях си-бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.

В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает бо́льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба. С другой стороны нежность тембра у него присутствует только в первой октаве.

В низком регистре его тембр мрачный и зловещий (похож на тембр английского рожка с примесью низкого кларнета), нижние ноты на нем легче, чем на трубе. Во второй октаве его тембр становится все более крикливым, наглым с оттенками фанфаронства.

Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), где использованы его зловеще звучащие крайние регистры, Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, «Франческа да Римини», где его тембр подражает завываниям адских вихрей).

Один из самых знаменитых сольных номеров корнета — Неаполитанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро» теперь играется на флюгельгорне, если есть желание подчеркнуть нежность, или на простой трубе, если нужно подчеркнуть блеск.

Читайте также:  Как сочинить текст песни

Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан-Батист Арбан.

В XX веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Корнет — обычный участник духового оркестра, где исполняет верхний мелодический голос в окружении двух партий флюгельгорнов (типично 2 корнета и 2 флюгельгорна, по два исполнителя на партию. Всего 8 исполнителей).

Корнет — популярный инструмент в джазовых ансамблях досвингового периода (впоследствии уступил место трубе). Знаменитыми джазовыми корнетистами были Луи Армстронг и Кинг Оливер.

В настоящее время корнет, помимо духового оркестра, используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

Ссылки

  • Д. Р. Рогаль-Левицкий: «Современный оркестр»

Корнет (музыкальный инструмент) Информацию О

Корнет (музыкальный инструмент)

Корнет (музыкальный инструмент)
Корнет (музыкальный инструмент) Вы просматриваете субъект
Корнет (музыкальный инструмент) что, Корнет (музыкальный инструмент) кто, Корнет (музыкальный инструмент) описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com”>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-75144.html

Духовой оркестр

Пьянящим звуком воздух городской Хмельно наполнен, как бокал вина, Давал концерт оркестр духовой,

И пели с ним и солнце, и весна…

*

Духовой оркестр — это группа музыкантов — исполнителей на медных и деревянных духовых и ударных инструментах.

Духовые оркестры давно завоевали сердца слушателей своей яркостью, динамизмом, зрелищностью, да и репертуар их легко узнаваем и понятен каждому — это марши, вальсы, переложения народных мелодий, эстрадных композиций.

Немножко истории

Еще в глубине Средневековья появились военные духовые оркестры — военные подразделения, исполнявшие духовую музыку, в русских войсках — с 14-го века.
Инструменты этих оркестров — трубы, бубны, литавры, барабаны (набаты).

Но настоящими оркестрами они, конечно, еще не были! О настоящих духовых оркестрах в современном понимании в Европе можно говорить с 17-го века, в России с конца 17-го — начала 18-го века, это были армейские полковые оркестры. В 17-м веке в военных оркестрах появились гобои, фаготы.

Но только с появлением в оркестрах в 18-м веке кларнета военная музыка стала мелодичной. В 19-м веке в военных оркестрах появились валторны и тромбоны.

Наполеоновские войны, когда потребовались большие духовые оркестры и для военных целей, и для народных торжеств, стали порой расцвета духовой музыки, это время появления гражданских духовых оркестров.

Духовые оркестры того времени играли либо военную музыку, в основном марши, либо садовую музыку для народных гуляний, чаще танцевальную. В то время композиторы не писали музыки для духовых оркестров, приходилось делать переложения симфонической музыки.

Если в опере требовались духовые инструменты, то, как правило, это был ансамбль (Банда) труб, тромбонов и валторн. Но в двух операх играл духовой оркестр в полном составе — в «Аиде» Верди и «Князе Игоре» Бородина (оркестровано Римским-Корсаковым).

Первым произведением, cозданным специально для духового оркестра, считается Сюита № 1 Густава Холста, написанная в 1909 году.

В 20-м веке музыку для духового оркестра писали уже многие композиторы.

Выступления военных духовых оркестров — это настоящий праздник — сверкающие медью трубы, нарядные мундиры, ритм ударных, красочное дефиле

На видеоролике ниже — полная запись плац-концерта курсантов московского музучилища в Александровском саду, концерт превосходный — впечатляет мастерство, красочность зрелища и озорство, задор молодых музыкантов, но учтите, концерт длится 20 минут!

Инструменты духового оркестра

  • Деревянные — флейта, гобой, кларнет, фагот, cаксофон.
  • Медные — труба, валторна, тромбон, туба, альт, тенор, баритон, корнет.
  • Ударные — малый барабан, большой барабан, тарелки, литавры, бубен и тамбурин, деревянная коробочка, треугольник, ксилофон и металлофон.

Эти три класса инструментов подразделяются на группы, но их мы рассматривать не будем, чтобы не утомлять читателя излишними подробностями.

Cостав современного духового оркестра:

Бывают духовые оркестры, состоящие из одних медных инструментов, и смешанные, состоящие из всех групп инструментов.
Современный духовой оркестр смешанного типа бывает трех основных видов:

  • малый — 20 исполнителей,
  • средний — 30 исполнителей,
  • большой 42–56 и более исполнителей.

В состав большого духового оркестра входят:

Деревянные инструменты — флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот).
Медные инструменты — валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, тубы.
Ударные инструменты.

В цикле очерков мы рассказали вам о нескольких инструментах медной группы — трубе, валторне, тубе и тромбоне, о деревянных инструментах -гобое, флейте, саксофоне, о лучших музыкантах-исполнителях на них.
Есть очерк о исполнителе соло на ударных Тарасове.

Нет плохих и неинтересных инструментов — талантливые музыканты прекрасно играют на своем инструменте. Если вам не нравятся звуки какого-либо инструмента, не спешите делать выводы о том, что плох инструмент, возможно, вы слушали, как играют Дети Мухи, способные испортить впечатление от лучшего из инструментов…

У инструментов, как у людей, разные судьбы, одним везет — для них пишут композиторы, им не приходится доказывать свое право солировать, другим это право приходится завоевывать, когда на этом инструменте играет большой Мастер, он талантом и трудолюбием завоевывают право своего инструмента на соло, как это право было завоевано для трубы Тимофеем Докшицером.

Российская фортепианная и струнная школы давно славятся во всем мире, хуже было с духовыми, но сейчас многое изменилось!

Вот что говорит по этому поводу лучший гобоист России Алексей Уткин:
«Мы все-таки развиваемся! И наши духовики — уже наша гордость. Сейчас очень много российских исполнителей на духовых инструментах, прошедших стажировку у мэтров европейского и американского духового исполнительства, работают в лучших оркестрах мира, регулярно побеждают на международных конкурсах за рубежом».

В Москве традиционно в первых числах сентября на Красной площади бывает великолепное зрелище — фестиваль духовых оркестров мира «Спасская башня», мы посвятили фестивалю репортажи с эксклюзивными фото и видео.

В городском саду играет Духовой оркестр. На скамейке, где сидишь ты,

Нет свободных мест.

Эти строки из песни, написанной еще в 1947 (музыка М.Блантера, стихи А.Фатьянова) — примета ушедшего времени, грустно, но это так!

В наше время услышать духовой оркестр в парке — большая удача, зато есть великолепные фестивали, малые оркестры чаще радуют живой музыкой на корпоративных вечеринках, большие — в концертных залах.
Времена изменились, но духовые оркестры живы!

Валерия 31. 03. 2013

*Автор эпиграфа Виктор Д

Источник: http://korostishevsky.org/?p=3781

История оркестра

Датой рождения Придворного оркестра считают 30 августа 1882 года – день генеральной репетиции духового оркестра в Петергофе. Заведующим придворным музыкантским хором с одновременным зачислением по гвардейской кавалерии был назначен полковник Константин Карлович Штакельберг.

Именно он рапортовал Министру Двора Воронцову-Дашкову по-военному четко: «Прошу Ваше сиятельство не отказать Вашим распоряжением о поставлении в известность как Главный штаб, так и по вверенному Вашему ситятельству Министерству Императорского Двора о том, что Придворный музыкантсткий хор сформирован и открыл свои действия 30-ого сего августа».

Не удивительно и то, что летопись Хора началась именно с духового оркестра: Александр III был большим любителем духовой музыки и сам играл на корнете, тромбоне, геликоне, валторне…

Созданный по его инициативе, Придворный музыкантский хор насчитывал в своих рядах около ста человек, из них примерно семьдесят человек составляли музыканты, при наборе которых предпочтение отдавалось тем, кто играл на двух инструментах: струнном и духовом.

Вначале не оказалось достаточного числа умеющих играть на двух инструментах из служивших в полковых музыкантских хорах, поэтому в оркестр были приняты десять иностранцев из тех, кто мог принять российское подданство.

Для церемониальных придворных игр, оркестр одевался в форму придворного рогового хора восемнадцатого века, а для концертных исполнений, в цивильную одежду.

Концерты осуществлялись в основном силами симфонического оркестра, а духовой оркестр служил больше для церемоний и просуществовал до 1917 года, когда был упразднен, хотя и получал постоянно хорошие отзывы о чистой и выразительной игре, и был единственным в России, образцовым.

В память об Императоре Александре III, его заслугах перед Отечеством и о событиях, более чем 100 летней давности, предопределивших развитие и значимость духовых оркестров в России, был создан Русский Имперский Духовой оркестр, которому суждено занять подобающее место в истории Российской и мировой культуры.

Русский Имперский Духовой Оркестр, созданный в 2011 году, продолжает традиции отечественного военно-духового музицирования. 

Коллектив состоит из тридцати высокопрофессиональных музыкантов-духовиков, подготовленных Московским военно-музыкальным училищем, государственной консерваторией им. П.И. Чайковского, Московским государственным институтом музыки им. А.Г. Шнитке, а также из музыкантов, имеющих опыт действительной военной службы в Оркестрах Министерства Обороны Российской Федерации.

Художественный руководитель и главный дирижер Русского Имперского Духового Оркестра – Губарев Алексей Анатольевич.

Источник: http://russianimperialorchestra.ru/orchestra/2014-02-12/novost-2

Духовой оркестр

Духовой оркестр, группа исполнителей на духовых и ударных инструментах. Использовался в армиях многих стран мира с древнейших времен, в его состав входили трубы, различные язычковые инструменты и ударные. Современный духовой оркестр, в отличие от военного, обрел нынешний вид сравнительно недавно.

В 16 и 17 вв. во многих немецких городах возникли должности т.н. башенных музыкантов – тромбонистов и корнетистов, которые трубили каждый час с церковных башен и в установленное время исполняли хоралы.

Из этих небольших групп, по-видимому, и складывались первые городские оркестры, которые в дальнейшем слились с военными оркестрами.

К концу 18 в. военные оркестры, организованные в особые подразделения, выполняли и военные, и гражданские функции. Оркестры этого периода обычно включали по паре гобоев, кларнетов, валторн и фаготов, к которым иногда добавлялись барабаны и трубы (см. также МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ).

Французская революция и наполеоновские войны вызвали к жизни первые духовые оркестры с большим числом исполнителей, что было связано с потребностью в музыкальном сопровождении народных празднеств на открытом воздухе и массовых демонстраций. Для исполнения произведений более сложных музыкальных жанров военные оркестры вскоре увеличили и изменили свой состав.

Духовой оркестр страдает от нехватки произведений, написанных специально для него известными композиторами. Основные произведения заимствованы из симфонической литературы и играются в переложениях.

Репертуара духовых оркестров состоит главным образом из военных маршей; для концертных выступлений он пополняется популярной симфонической музыкой – попурри, различными характерными или программными пьесами.

Хотя некоторые композиторы 19 в., в особенности Г.Берлиоз, и писали выразительные и интересные сочинения для духового оркестра, лишь в 20 в. ряд композиторов (Р.Воан-Уильямс, Г.Холст, А.Шёнберг, О.Респиги, А.Руссель, Д.Мийо и другие) обогатили репертуар пьесами, специально предназначенными для исполнения таким составом.

На американскую духовую музыку определяющее влияние оказали два видных дирижера и композитора. Марши Дж.Ф.Сузы (1854–1932) остаются образцами и по сей день; его Звездно-полосатый флаг – вероятно, самый знаменитый американский марш. Э.Ф.Голдмен (1878–1956) расширил репертуар духовых оркестров, а также написал о них несколько книг.

Несколько слов об оркестрах медных духовых инструментов. Если духовой оркестр в 20 в.Если духовой оркестр в 20 в.

включает от 30 до 100 исполнителей на флейтах, гобоях, кларнетах, саксофонах и фаготах, а также на всех медных и ударных инструментах, то в оркестре медных духовых, состоящем из примерно 24 исполнителей, применяются только корнеты, альты и баритоны саксгорны, тромбоны, тубы и один-два барабана. Хотя существуют произведения, написанные для такого состава, перед ним стоят те же проблемы репертуара, что и перед духовым оркестром.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»

Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/DUHOVO_ORKESTR.html

Ссылка на основную публикацию