Музыкальный инструмент: Скрипка
Скрипка — один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос, но в то же время весьма выразительный и виртуозный. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра».
Голос скрипки похож на человеческий, к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.
Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.
Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком.
У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко.
Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.
- Фото:
-
-
- Интересные факты
- Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
- Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
- Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.
- В январе 2007 года в США решили провести эксперимент, в котором принял участие один из ярчайших исполнителей скрипичной музыки Джошуа Белл. Виртуоз спустился в метро и как обычный уличный музыкант в течение 45 минут играл на скрипке Страдивари. К сожалению, пришлось констатировать, что прохожих не особо заинтересовала гениальная игра скрипача, всех подгоняла суета большого города. Лишь семеро из тысячи, прошедших за это время, обратили внимание на известного музыканта и еще 20 бросили деньги. Всего за это время было заработано 32 $. Обычно концерты Джошуа Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов.
- Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.
- До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами.
- Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».
- Скрипачи и скрипичные мастера часто стараются создать крохотные инструменты. Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет. Шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.
- В мире существуют мастера, изготавливающие скрипки из камня, которые не уступают деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время отделки фасада здания диабазовыми блоками пришла идея сделать из этого камня скрипку, поскольку из-под стамески и молотка вылетали удивительно мелодичные звуки. Он назвал свою каменную скрипку «Чёрный дрозд». Изделие оказалось на удивление ювелирным – толщина стенок резонаторного ящика не превышает 2,5 мм, вес скрипки 2 кг. В Чехии Ян Рерих изготавливает инструменты из мрамора.
- При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
- Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
- Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются «Каприсы» Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса, Чайковского, Сибелиуса. А также самое мистическое произведение — «Соната дьявола» (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом,
- Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери «Вьетан» в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается «Леди Блант», и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.
- В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
- На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
- Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
- Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.
- Эпизод из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова «Полёт шмеля» технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым удавалось исполнять это произведение быстрее, однако при этом оно сильно теряло в качестве исполнения. Например телеканал «Discovery» считает британца Бен Ли, который исполнил «Полёт шмеля» за 58.51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире.
- Популярные произведения для скрипки
- Камиль Сен-Санс — Интродукция и рондо каприччиозо (слушать)
- Антонио Вивальди: «Времена года» — Летняя гроза (слушать)
- Антонио Баццини — «Хоровод гномов» (слушать)
П.И. Чайковский — «Вальс-Скерцо» (слушать)
Жюль Масне — «Размышление» (слушать)
Морис Равель — «Цыганка» (слушать)
И.С. Бах — «Чакона» из партиты d-moll (слушать)
Применение и репертуар скрипки
Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на 2 группы: одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками.
Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит 2 скрипки, виолончель и альт. Для квартета написано огромное количество произведений разных эпох и стилей.
Почти все гениальные композиторы не обходили скрипку своим вниманием, концерты для скрипки с оркестром сочинили Моцарт, Вивальди, Чайковский, Брамс, Дворжак, Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс, Крейслер, Венявский и многие другие. Скрипке так же доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха — это концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.
В XX веке скрипку стали использовать в разных современных направлениях музыки. Самые ранние упоминания об использования скрипки как сольного инструмента в джазе задокументированы в первых десятилетиях 20 — го века. Одним из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал с известным гитаристом Эдди Лангом.
Конструкция скрипки
Скрипка собирается из более 70 различных деревянных деталей, но основная трудность изготовления заключается в изгибах и обработке древесины.
В одном экземпляре может присутствовать до 6 различных сортов дерева, причем мастера постоянно экспериментировали, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех.
Лучшим материалом считается дерево, которое выросло в горах, из-за своей устойчивости к перепадам температур и влаги. Струны же, изготавливаются из жил, шелка или металла. Чаще всего мастер изготавливает:
- Верхнюю деку из резонансной ели.
- Шейку, нижнюю деку, завиток из клёна.
- Обручики из хвойных, ольхи, липы, красного дерева.
- Клоцы из хвойных.
- Гриф из чёрного дерева.
- Подбородник, колки, пуговицу, подгрифник из самшита, чёрного или розового дерева.
Иногда мастер применяет и иные виды древесины или меняет варианты представленных выше на своё усмотрение. Классическая оркестровая скрипка имеет 4 струны: от «баска» (соль малой октавы) до «квинты» (ми второй октавы). В некоторых моделях может добавляться и пятая альтовая струна.
Различные школы мастеров определяются по клоцам, обручикам и завитку. Особо выделяется завиток. Его можно образно назвать «росписью автора».
Немалое значение имеет лак, которым покрываются деревянные детали. Он придаёт изделию оттенок от золотистого до очень тёмного с красноватым или коричневым отблеском. От лака зависит, как долго инструмент «проживёт» и останется ли неизменным его звучание.
А вы знаете, что именно скрипка окутана множеством легенд и мифов? Еще в музыкальной школе детям рассказывают старинное предание о кремонском мастере и волшебнике. Долгое время пытались разгадать секрет звучания инструментов знаменитых мастеров Италии. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипки Страдивари, чтобы доказать это, но все тщетно.
На скрипке обычно играют смычком, кроме приёма pizzicato, который исполняется щипком струны. Смычок имеет деревянное основание и туго натянутый на него конский волос, который перед игрой натирают канифолью. Обычно его длинна 75 см., и весит он 60 грамм.
В настоящее время можно встретить несколько видов этого инструмента – деревянная (акустическая) и электроскрипка, звук которой мы слышим благодаря специальному усилителю. Одно остается неизменным – это удивительно мягкое, певучее и завораживающее своей красотой и мелодичностью звучание этого музыкального инструмента.
Размеры
Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка «растет» вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.
Размеры полной скрипки: длинна — 60 см. длинна корпуса — 35.5 см, вес около 300 — 400 грамм.
Приёмы игры на скрипке
Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе.
Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.
Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:
- Col Legno — удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в «Пляске смерти» Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
- Sul ponticello — игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
- Sul tasto — игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
- Ricochet — исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.
Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.
- На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.
- История создания скрипки
До недавнего времени было принято считать прародительницей скрипки виолу, однако доказано, что это два совершенно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадлежала к аристократическому сословию, то скрипка вышла из народа. Преимущественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.
Этот необычно разнообразный по звучанию инструмент может назвать своими предшественниками: индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.
Введение скрипки в высший свет и причисление к аристократическим инструментам начинается с 1560 года, когда Карл IX заказал у струнного мастера Амати 24 скрипки для своих дворцовых музыкантов. Одна из них сохранилась и по сей день. Эта старейшая скрипка в мире, она так и называется «Карл IX».
Создание скрипок в том виде, в каком мы видим их сейчас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло.
Некоторые источники утверждают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке.
Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.
В конце XVII века англичане попытались добавить в конструкцию скрипки лады и создали школу по обучению игры на подобном инструменте. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Скрипка
Источник: https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/putevoditel-po-instrumentam/skripka
Интересные факты и сведения о скрипке
Скрипка — один из самых известных музыкальных инструментов. Какими только эпитетами не награждают ее ценители: “совершенная”, “сладкозвучная”, “мистическая” и даже “дьявольская”. Считается, что “голос” скрипки близок к человеческому, отсюда такое сильное воздействие, которое оказывают скрипачи своей игрой на слушателей. Без нее невозможно представить ни один оркестр. Ее окончательному формированию предшествовали столетия. Она видоизменялась и трансформировалась вместе с музыкой. В ходе эволюции музыкальных жанров многие инструменты исчезли, стали не востребованы. Чего нельзя сказать о скрипке.
Секреты звучания скрипки
Звук из нее извлекается с помощью смычка, который создает вибрацию 4-х струн. Они располагаются вдоль грифа. Смычок представляет собой древко со множеством туго натянутых конских волос. Иногда можно встретить и 5-ти струнную скрипку. Для звучания скрипки важен не только смычок, но и футляр.
Она — очень нежный и капризный инструмент, который зависим от окружающей среды: боится влаги, резкого перепада температуры, прямых солнечных лучей. Поэтому надежный футляр из качественного материала — самый лучший “друг” скрипки. Особое значение имеет древесина, из которой сделана скрипка.
Чем она старше, тем лучше звучит инструмент. Известны случаи, когда мастера выкупали у хозяев домов старинные двери, чтобы создать из них инструмент. Если на скрипке играть постоянно, то время над ней не властно. Наоборот, с каждым десятилетием ее звук будет все сильней и чище.
Скрипки, которые пылятся без дела, “умирают” — теряют свое звучание.
Чтобы научиться на ней играть, потребуются долгие годы под руководством опытного наставника. И если не начать обучение с детства, то практически невозможно виртуозно овладеть мастерством исполнения. Ведь для игры на скрипке необходима особая гибкость кисти. Это гораздо сложнее, чем освоить пианино. Всего может понадобиться до 7 лет обучения.
История возникновения
Ее история насчитывает около 500 лет. Однако, где именно был создан этот инструмент, ученные до сих пор не выяснили этот факт. Существуют гипотезы, что первые смычковые инструменты родом из Индии, откуда они потом появились на Востоке.
А затем распространились по всему миру. В средневековье скрипку можно было услышать и на торговых площадях, и в замках вельмож, и в храмах. Вернее, не ту современную скрипку, которая всем знакома, а ее предшественницы — любимицы бардов и менестрелей лиры да брачьо.
В наши дни уже невозможно точно сказать, как сформировался инструмент. Настоящим “золотым веком” скрипки, когда она достигла полного совершенства своих форм стал 17 век прошлой эры.
Именно тогда в Италии жили три величайших семейства мастеров скрипичного дела, которые и доныне почитаются как творцы современной скрипки. Их имена: Амати, Гварнери и Страдивари.
Свои секреты изготовления они тщательно оберегали, передавая их только по наследству — от мастера ученику. Также стоит упомянуть Франсуа Турта, который в 18 веке стал разработчиком смычка, принятого за эталон и поныне.
Есть еще одно имя, несомненно заслуживающее упоминания — Иван Андреевич Батов. Крепостной графа Шереметьева стал первым известным в Европе российским мастером скрипичного дела. Изготовил скрипку для конкурента Паганини Карела Лепиньского.
Иван Андреевич Батов
Знаменитые скрипачи
Скрипка — инструмент, который хорошо знаком даже тем, кто далек от классической музыки. Вернее, в наши дни скрипка нашла своих ценителей в самых разнообразных современных музыкальных жанрах: от рока до кантри.
За всю историю ее существования было немало виртуозов, которые прославились своей игрой на этом инструменте. Самый известный из них, конечно же Никколо Паганини. О нем ходили слухи, что его руки во власти Сатаны. Детство Паганини было отдано во власть скрипки.
Отец, уверовавший, что его сына ждет великое будущее на музыкальном поприще, применял жестокие методы воспитания, которые чуть не довели ребенка до смерти.
Повзрослев, музыкант действительно научился так виртуозно владеть инструментом, что слушатели на его концертах испытывали священный трепет: хохотали, рыдали и даже теряли сознание.
Никколо Паганини
Одним из лучших скрипачей 21-го века считается Джошуа Белл из Америки. Он известен еще и тем, что однажды ради эксперимента вышел играть в вестибюле метро под видом уличного музыканта.
45 минут длился этот импровизированный концерт, во время которого звучали мировые шедевры в виртуознейшем исполнении.
Однако люди равнодушно проходили мимо, заинтересовалось музыкой, которой рукоплескали лучшие концертные залы мира всего-навсего 7 человек.
Джошуа Белл
Самые необычные скрипки
Самая дорогая скрипка в мире была создана в 18 веке Джузеппе Гварнери. В 2010 на аукционе в Чикаго ее приобрели за 18 миллионов долларов. Самый оригинальный дизайн у современной электроскрипки, принадлежащей музыканту Стопппрду Линзи.
Она украшена инкрустацией из 50 000 кристаллов Сваровски. Самая легендарная скрипка, вошедшая в историю — та самая, у которой лопнули струны, когда на ней играл свой концерт Великий Паганини. Эта скрипка действительно существует и находится в частной коллекции.
Другие интересные факты, достойные внимания
- Существуют скрипка из камня. Одна из них, из черного диабаза, создана шведским скульптором Ларсом Виденфалком по чертежам Страдивари.
- Мраморные скрипки, на которых можно играть, делает чешский мастер Ян Рерих.
- Чтобы подготовить свой мозг к генерированию идей, на скрипке играл не только вымышленный персонаж Шерлок Холмс, но и вполне реальный гениальный ученый Альберт Эйнштейн.
- Однажды Эйнштейн выступил на благотворительном концерте и так поразил своим мастерством местного журналиста, что тот на следующий день в своей статье назвал его великим скрипачом.
- Известно, что Страдивари изготовил около 1000 скрипок за свою жизнь и каждой из них дал свое имя. До наших дней сохранилось приблизительно 500 его творений.
- Самые лучшие и, как следствие, самые дорогие струны для скрипок делают из бараньих кишок.
- Легенда гласит, что секрет загадочной улыбки Моны Лизы объясняется тем, что натурщица слушала игру на скрипке, пока ее писал великий художник.
- В 2010 году провели эксперимент, в ходе которого музыканты вслепую должны были определить играют они на современной скрипке или творении Cтрадивари. Ни один из скрипачей не заметил разницы.
- Изобретатель роликовых коньков Жан-Жозеф Мерлен впервые представил публике свое творение, раскатывая на них по залу и одновременно аккомпанируя себе на скрипке.
Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-i-svedeniya-o-skripke/
Интересные факты о скрипке
Скрипка — музыкальный инструмент, пользующийся особой любовью за изысканный внешний вид и неповторимый тембр, близкий по звучанию к голосу человека, но более многогранный и яркий. Скрипка заслужено носит имя «королева оркестра». Представляем интересные факты о скрипке.
История
Инструмент похожий на современную скрипку появился в XIV веке и считался народным. Признание у дворян скрипка получила в 1560 году, когда мастер Амати получил заказ на 24 скрипки для придворных музыкантов императора Карла IX.
Соперником Амати был другой мастер скрипичных дел – Гаспаро де Соло. Историки спорят о том, кто же из них автор образа современной скрипки. Некоторые же считают, что первым в этом был учитель Амати Гаспаро Бертолотти. Из мастерских Гварнери и Страдивари вышли не менее прекрасные экземпляры скрипок.
В руках музыкантов-виртуозов скрипка обрела небывалую славу – Паганини, Тартини, Лолли. Особое место этот инструмент занял в творчестве композитора Вивальди. Его сочинения для скрипки входят в мировую коллекцию классической музыки.
Звук
Если композитор хочет донести до зрителей чувства главных героев оперы или балета, передать их характеры он пишет основную партию именно для скрипки. Ее звук может быть одновременно мягким и сильным, бодрящим и успокаивающим.
У каждой скрипки свой неповторимый голос. Тембр ее звучания зависит от качества инструмента, набора струн и уровня подготовки исполнителя. Идеальное совпадение всех условий рождает шедевры музыкального искусства.
Применение и репертуар
В составе симфонического оркестра почти треть занимают скрипки. Скрипка прекрасна в сольных партиях. Ее главное достоинство – широкое разнообразие звуков и не менее богатая палитра их оттенков.
Самый распространенный ансамбль с участием скрипки – струнный квартет в составе двух скрипок и альта. Множество произведений в разных стилях написано для этого квартета. А концерты для скрипки с оркестром стали мировой классикой.
В начале XX века скрипач Джо Венути впервые исполнил на скрипке джазовые композиции.
Конструкция
Для создания скрипки требуется собрать воедино более 70 деталей из разных пород дерева.
Традиционные породы деревьев для скрипки:
- Ель резонансная для верхней деки
- Клён для завитка, нижней деки и шейки
- Красное дерево, ольха, липа, хвойные для обручиков
- Чёрное дерево для грифа
- Хвойные для клоцев
- Самшит, чёрное или розовое деревья для подбородника, пуговицы, колок.
На классической скрипке крепятся четыре струны. Иногда ставится пятая альтовая струна. Для струн используют жилы, шёлк или металл.
Кто из мастеров изготовил скрипку, можно определить по отдельным деталям. Неповторимой же деталью – «росписью мастера», считается завиток.
Большое значение мастера придавали лаку для покрытия инструмента. От его качества зависит долголетие скрипки и сохранность её голоса. Состав лака хранился мастером в строжайшем секрете. Иногда ученики так и не узнавали точного состава лака.
Полноразмерная скрипка имеет общую длину 60 см, длина корпуса – 35 см, вес от 300 до 400 гр. Для детей выпускают инструменты от 32 до 43 см.
Для игры на скрипке используют смычок – деревянную трость с натянутым вдоль конским волосом, натертого канифолью для лучшего звука. Длина смычка 75 см, вес – 60 грамм.
Сегодня музыканты используют как классические инструменты так и электроскрипки. Но как бы скрипка не выглядела, ее звук продолжает поражать слушателей красотой и силой.
Игра на инструменте
Для извлечения звука струны прижимаются к грифу пальцами левой руки. В правой держат смычек и водят им по струнам. От силы прижатия струн и способа ведения смычка зависит высота, характер и тембр звука.
- Диапазон скрипки — от соль малой октавы до четвёртой октавы.
- Флажолеты – при не сильном нажатии на струны создаются звуки похожие на звучание флейты.
- Тремоло – быстрая смена двух звуков или повторение одного и того же звука, вызывающая эффект дрожания.
- Коль леньо – постукивание древком смычка по струне создает сухой звук.
- Рикошет – бросок смычка на струну с отскоком.
- Пиццикато (подсекать) – игра без смычка – щипком струн пальцами.
- Для исполнения лирических произведений скрипачи пользуются сурдиной – гребешком из дерева или металла для смягчения звучания.
Одновременно на скрипке можно брать две ноты на соседних струнах, при большем давлении смычка – три ноты. Поочередно, но с большой скоростью можно взять три, а то и четыре ноты.
Для освоения инструмента требуется много времени и старания. Скрипач должен обладать высокой чувствительностью пальцев и богатой мышечной памятью. С возрастом шансы стать виртуозом уменьшаются. Чувствительность пальцев зрелого человека меньше, чем у молодого, а тренировка мышечной памяти потребует большего времени. Поэтому лучше обучение начинать в возрасте от пяти лет или раньше.
Занимательная информация
- Около 170 калорий в час расходуется во время игра на скрипке.
- На скрипичный смычок натянуто до 200 волосков.
- Полностью воспроизвести звучание скрипки с помощью аппаратуры невозможно.
- До 1750 года в Италии для скрипичных струн использовали овечьи кишки.
- Первое произведение для скрипки в 1620 году было написано композитором Марини.
- Эйнштейн умел играть на скрипке.
- Наиболее ценными признаны инструменты Гварнери и Страдивари. За скрипку Гварнери в 2010 году заплатили 18 миллионов долларов. А каждая из сохранившихся скрипок Страдивари уникальны по своему строению и звучанию. Средняя цена на скрипки Страдивари около 4 миллионов долларов.
- Вершиной техники игры считается «Полёт шмеля» – из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Скрипачи всего мира соревнуются на скорость его исполнения. Д.Гарретт установил рекорд, исполнив фрагмент за минуту и 6,56 секунды.
- Хороші сучасні скрипки мають краще звучання, ніж інструменти, виготовлені Страдіварі.
Источник: https://www.interesnie-fakty.ru/chelovek/iskusstvo/o-skripke/
Сколько струн у скрипки классической. Как устроена скрипка? Сколько на ней струн? И другие интересные факты о скрипке…
Скрипка — наиболее распространенный смычковый , пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. Скрипку также называют «королевой оркестра».
Происхождение скрипки
Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки.
Среди них можно выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет которых произошло в XIII-XV веках. Именно эти инструменты стали прародителями двух главных смычковых — виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже — на плечах.
Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.
Ребаб
Некоторые источники указывают на происхождение скрипки от польского инструмента скрипица или от российской скрипели, появление которых относится к XV веку. Долгое время скрипка считалась простонародным инструментом и не звучала сольно. На ней играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и кабаки.
Преображение скрипки
В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти.
Основной вклад в преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство Амати. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания — более многогранным.
Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно — скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку.
Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния.
Страдивари
В XVII веке скрипка становится сольным участником оркестрового состава. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от общего числа музыкантов.
Диапазон и красота звучания музыкального инструмента настолько широки, что для скрипки пишутся произведения всех жанров музыки. Великие композиторы мира писали множество непревзойденных шедевров, где главным солирующим инструментом была скрипка.
Первое произведение для скрипки было написано в 1620 году композитором Марини и называлось «Romanesca per violino solo е basso».
Доклад о скрипке для детей 5 класс кратко расскажет Вам много полезной информации об этом народном музыкальном инструменте.
Сообщение про скрипку
Скри́пка
— струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.
Скрипка является изысканным и утонченным музыкальным инструментом. Не зря ей отдана роль королевы оркестра.
История скрипки для детей
Скрипка народного происхождения: ее прародителями были испанская фидель,
арабский ребаб и германскаярота.
Слияние этих инструментов и привело к появлению скрипки.
В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Вплоть до начала XVII века изготовлением скрипок занималось семейство Амати, Италия.
Инструменты отличались превосходным материалом и прекрасной формой. Вообще Италия прочно заняла лидирующее положение по изготовлению скрипок высокого качества.
В свое время ими занимались Гварнери и Страдивари, инструменты которых сегодня ценятся на высшем уровне.
Сольным инструментом она стала в XVII веке. Первые произведение, написанные для нее, это «Romanesca per violino solo е basso» (Марини из Брешии 1620 год) и «Capriccio stravagante» (Фарин). Основателем художественной игры на королеве оркестра был А. Корелли, затем Торелли, Тартини, Пьетро Локателли.
Описание скрипки
Инструмент имеет 4 струны, которые настроенные по квинтам —соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы соответственно. Он состоит из таких частей:
- Корпус. Он овальной формы с округлыми по бокам выемками, образующими так званую«талию» скрипки. Подобная округлость обеспечивает удобство игры. Нижняя и верхняя части корпуса (деки) соединены обечайками. Нижняя часть изготавливается из клена, а верхняя из Тирольской ели. В верхней деке имеются 2 резонаторных отверстия (эфы), которые влияют на тембр звучания. В середине верхней части расположилась подставка со струнами, закрепленными на струнодержателе из полоски черного дерева. В сторону крепления струн он расширяется. Внутри корпуса из резонансной ели вставлен круглый штифт, душка. Он обеспечивает резонанс колебания звука.
- Гриф. Это длинная пластинка черного дерева или пластмассы. Нижняя его часть крепится к отшлифованной и закругленной планке — шейке.
Также на звучание инструмента влияют состав лака, которым он покрыт, и материал изготовления.
Звучание скрипки
Скрипка издает изящный и напористый звук. Тембр звучания зависит от качества инструмента, выбора струн и мастерства исполнителя. Басовые струны издают насыщенный, густой, суровый и строгий звук. Средние струны звучат душевно, мягко, бархатно. Верхний регистр струн звучит солнечно, звонко и ярко. Исполнитель произведений может видоизменять звучания, внося свою палитру звуков.
- В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.
- Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.
- До 1750 года струны делались из овечьих кишок.
- Инструмент стимулирует работу мозга.
- В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.
Надеемся, что доклад про скрипку для детей помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересных фактов о ней.
А свой краткий рассказ про скрипку Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон.
Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева.
Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.
Источник: https://pikapost.ru/krasota-i-zdorove/skolko-strun-u-skripki-klassicheskoi-kak-ustroena-skripka-skolko-na-nei/
Интересные факты о скрипке
Интересные факты о скрипке расскажут много нового об этом струнном музыкальном инструменте.
Современная скрипка имеет возраст больше 500 лет. Она была спроектирована в 1500-х годах Андреа Амати.
В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.
Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.
Скрипки обычно изготавливают из древесины ели или клена. Скрипки очень сложны. Более 70 различных кусков дерева собраны вместе для создания современной скрипки.
До 1750 года струны делались из овечьих кишок.
Инструмент стимулирует работу мозга.
Слово скрипка происходит от средневекового латинского слова vitula, что означает струнный инструмент;
В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.
Чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари и Гварнери.
Самая дорогая скрипка, когда-либо купленная частным инвестором, была приобретена за 16 миллионов долларов. Тем не менее, Музей Ашмолея в настоящее время владеет скрипкой стоимостью 20 миллионов долларов.
Известные скрипачи:
- Арканджело Корелли (1653-1713) — итальянский скрипач и композитор, один из основоположников жанра кончерто гроссо.
- Антонио Вивальди (1678-1741) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
- Джузеппе Тартини (1692-1770) — итальянский скрипач и композитор. Усовершенствовал конструкцию смычка, удлинив его, и выработал основные приемы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошли в общее употребление.
- Джованни Баттиста Виотти (1753-1824) — итальянский скрипач и композитор, автор 29 концертов для скрипки.
- Николо Паганини (1782-1840) — итальянский скрипач, гитарист и композитор, автор скрипичных каприсов, концертов.
- Анри Вьетан (1820-1881) — бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки — семи концертов с оркестром, ряд фантазий, вариаций, концертных этюдов и др.
Источник: https://kratkoe.com/interesnyie-faktyi-o-skripke/
Скрипка
06-11-2018
Скрипка впервые была сделана в Италии в XVI веке вместе с альтом и виолончелью. Первые документально подтвержденные сведения об этом инструменте дошли до нас благодаря рисункам Гуаденцио Феррари 1530-х годов.
Сколько струн у скрипки
Изначально у первых прототипов, таких как ребек было всего 3 струны, сейчас каждый школьник знает сколько струн у скрипки — их 4. В процессе усложнения создаваемых музыкальных произведений и эволюции музыки, конструкция с четырьмя струнами была признана максимально отвечающей потребностям и возможностям музыкантов.
История возникновения
История возникновения струнных инструментов в Европе берет свои корни от византийской лиры IX века нашей эры. Скорее всего струнно-смычковый инструмент скрипка стал продуктом эволюции других струнных инструментов XV — XVI веков, таких как ребек, лира и средневековый альт. Окончательные современные черты инструмент приобрел уже в XVII веке благодаря знаменитым мастерам, таким как:
- Антонио Страдивари;
- Якоб Штайнер;
- Семья Амати.
В процессе эволюции музыкальных изделий появилось 2 подвида струнно-смычковых инструментов: одни были для ног (стояли на полу, например, виолончель), другие, такие как скрипа и альт. были предназначены для того, чтобы держать их в руках.
Эволюция формы в XVI — XIX веках
В период с XVI по XIX век музыкальный инструмент скрипка притерпел несколько важных изменений во внешнем виде.
- В XIX веке был удлинен гриф, чтобы можно было извлекать более высокие ноты.
- С повышением популярности исполнения музыкальных произведений большими оркестрами, чтобы усилить звук скрипки, был слегка увеличен наклон грифа.
- Так как тон инструмента увеличился, в XIX веке были модифицированы и доработаны практически все старые модели, чтобы соответствовать современному звучанию.
- Был добавлен мостик на деке для удобной фиксации во время игры.
В конце XIX, начале XX веков основным местом производства была Западная Европа, в частности территории современной Франции, Германии и Чехии. Сейчас множество недорогих вариантов производится в Китае.
Примерно в то же время, когда появилась электрогитара, появилась и электроскрипка, созданная по тому же принципу. Это позволило упростить процесс записи музыки и применять скрипичные инструменты в большем количестве музыкальных жанров.
Игра на скрипке
Многие люди считают, что игра на скрипке — это сложно. Да, несомненно, обучение будет тяжелым, особенно базовое. Оно займет достаточное количество времени и потребует усердной ежедневной практики.
Но на каком-то этапе обучаться скрипке или другому струнному инструменту станет одинаково легко (или сложно) в зависимости от настроя.
Обычно это происходит на уровне общего количества практических занятий превышающего 2000 — 3000 часов.
Виртуозные музыканты отыгрывают не менее 10000 часов практики прежде чем считаться мастерами своего дела. Это правило справедливо ко всем. Невозможно играть только благодаря таланту. Талант может помочь, но практика сделает из вас хорошего скрипача.
Источник: https://shkolamuzyki.ru/statii/title/spripka-muzykalniy-instrument