Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку

Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языкуУдивительно, как много значит музыка в нашей жизни. Данное искусство, по мнению многих  выдающихся деятелей, способствует развитию духовного мира человека. Еще в Древней Греции Пифагор утверждал, что наш мир создан при помощи музыки – космической гармонии – и управляется ею. Аристотель считал, что музыка оказывает терапевтическое влияние на человека, путем катарсиса снимая тяжкие душевные переживания. В XX веке интерес к музыкальному искусству и его влиянию на человека возрос во всем мире.

Данную теорию изучали многие известные философы, медики, педагоги и музыканты. Их исследования показали, что музыка положительно влияет на организм человека (улучшается функция дыхания, работа мозга и пр.

), а так же способствует повышению умственной работоспособности, чувствительности слуховых и зрительных анализаторов. Помимо этого улучшаются процессы восприятия, внимания и запоминания.

Благодаря этим обнародованным данным, музыка начала активно применяться в качестве вспомогательного элемента при обучении детей дошкольного возраста базовым навыкам.

Установлено, что музыка и речь, с точки зрения когнитивных процессов, это две системы, которые передают информацию различного свойства, однако ее обработка идет по единой мыслительной схеме.

К примеру, исследование взаимосвязи между мыслительным процессом и восприятием музыки, показало, что совершая «в уме» любые математические действия (вычитание, умножение и пр.

) результат достигается похожими пространственными операциями, что и при дифференциации  длительности и звуковысотности.

То есть, единообразие музыкально-теоретических и арифметических процессов, служат свидетельством, что занятия музыкой способствует улучшению математических навыков и наоборот.

Был разработан целый комплекс музыкальных мероприятий, направленных на повышение умственной деятельности:

  • Музыкальный фон для запоминания информации и для проведения письменных работ;
  • Музыкальные игры для обучения языку, письму и математике;
  • Пальчиковые игры-песенки для развития моторики, закрепления навыков счета;
  • Песни и попевки для запоминания математических и орфографических правил;
  • Музыкальные переменки.

Данный комплекс можно рассмотреть на этапе обучения детей иностранному языку.

Использование музыки при обучении детей иностранным языкам

Неудивительно, что довольно часто в детских садах начинают изучение иностранного языка. Ведь у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и повышенное эмоциональное восприятие действительности.

Зачастую уроки иностранного языка происходят в игровой форме. Опытный педагог совмещает процесс обучения, музыкальный фон и игровую реальность, что позволяет детям легко формировать фонематический навык и запоминать новые слова.

Специалисты советуют применять такие методики при изучении иностранных языков:

  • Используйте легкие и запоминающиеся стихи, скороговорки и песни. Желательно те, где гласный звук постоянно повторяется, чередуясь с различными согласными. Такие тексты гораздо легче к запоминанию и повторению.  Например, «Hickory, dickory, dock..».
  • При отработке техники произношения лучше всего применять скандирование под ритмичную музыку. Многие скороговорки, такие как «Fuzzy Wuzzy was a bear…» вошли в учебные пособия и широко используются преподавателями в разных странах мира.
  • Интонационный строй иностранных предложений легче запоминать, слушая и воспроизводя интонации песен и стихов. Например, «Little Jack Horner» или «Simple Simon».
  • Использование песенного материала поможет детям расширить свой лексический запас. Кроме этого, разучивание детских песенок является не только началом обучения аспектов иностранного языка, но и формирует устную речь и развивает память.
  • Не забывайте про музыкальные паузы-минутки, чтобы дети могли спокойно переключиться с одного вида работы на другой. Кроме этого такие переменки помогают детям отдохнуть и выплеснуть психическое и физическое напряжение.

Hickory Dickory Dock

Выводы

В целом, можно подытожить, что применение музыки в общеобразовательных процессах положительно влияет на умственную деятельность ребенка. Однако не стоит считать музыкальность в обучении панацеей. Лишь сочетание опытности педагога и его уровня подготовленности к осуществлению данного процесса может помочь детям дошкольного возраста быстро усвоить новые знания.

Автор – Юлия Гаврильчук

Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку

Источник: https://music-education.ru/ispolzovanie-muzyki-dlya-obucheniya-detej/

Роль музыки при изучении иностранных языков | Lingva Child

Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языкуМузыка помогает учить иностранные языки и взрослым, и детям. Наша жизнь окружена музыкой, мы постоянно слышим музыку на разных языках. Именно благодаря музыке мы все знаем определенное количество слов и выражений на нескольких языках. Музыка дает возможность узнать о другом языке, полюбить его, захотеть его выучить. Музыка может быть не только средством развлечения, но и также отличным учителем. Причем вся прелесть этого «учителя» заключается в том, что он учит нас сам, помимо нашей воли, а мы при этом не напрягаемся, а наоборот отдыхаем. С помощью музыки можно и нужно учить иностранные языки. Это работает со взрослыми, и детьми в равной степени.

Предлагаю Вам несколько рекомендаций, которые позволят сделать из музыки отличного учителя иностранного языка для Вас и Вашего ребенка.

1. Музыка – это средство погружения в атмосферу языка

Музыка позволяет нам погрузиться в среду языка, не перемещаясь для этого в пространстве. Мы можем продолжать находиться в своей стране, без возможности общаться на иностранном языке с носителями языка, без возможности слышать правильную иностранную речь, и при этом слушая музыку, мы можем создавать вокруг себя атмосферу культуры другого народа.

Поэтому если Вы приняли решение изучать какой-то язык, слушайте песни на этом языке каждый день. Хотя бы чуть-чуть.

Если Вы собираетесь учить ребенка иностранному языку или уже учите его, то обязательно слушайте песни на этом языке. Слушайте детские песни и взрослые песни.

Ребенку очень важно погрузиться в среду языка, а в стране, где не говорят на этом языке, задачу погружения могут выполнять именно песни.

2. Музыка помогает изучать язык, отдыхая и расслабляясь

Когда мы слушаем приятную нам музыку на иностранном, мы не устаем, мы не напрягаемся. Этого мы не можем сказать о целенаправленных занятиях иностранным языком. От любых занятий и уроков устаешь быстро, а музыка напротив помогает отдохнуть и расслабиться.

Она может долго играть на заднем плане, и мы даже не будем замечать ее. И даже не обращая никакого внимания на нее, постепенно мы запоминаем мотив, начинаем запоминать отдельные слова и фразы, даже не понимая их.

Через какое-то время, не зная ни единого слова на этом языке, мы можем подпевать под те песни, которые любим и часто слышим.

Выбирайте только ту музыку на другом языке, которая Вам приятна, которую Вы можете слушать долго и часто. Это касается и выбора музыки для Вашего ребенка. Не все детские песенки мы готовы слушать долго, многие из них быстро утомляют или раздражают.

От раздражающих песенок откажитесь сразу, а утомляющие долго не слушайте. Включайте приятную Вам взрослую музыку на этом языке. В конце концов мы сами еще в детстве частично закладываем музыкальные предпочтения наших детей. Поэтому задумывайтесь о том, какую музыку слушают Ваши дети в детстве.

Это однозначно отразится на их предпочтениях в будущем.

3. Музыка дает возможность учить язык в любом месте

Музыка очень удобна для занятий с ее помощью иностранными языками. Ее можно слушать практически везде. При современном развитии аудиотехники Вы можете слушать музыку на улице, дома, в транспорте и иногда даже на работе.

То есть музыка нам помогает пассивно изучать иностранные языке тогда, когда другие способы использовать невозможно, когда нет возможности читать книги, смотреть фильмы и делать какие-то устные или письменные упражнения. Музыка в этом плане универсальное средство, доступное каждому и доступное везде. Это актуально и в занятиях с детьми.

Музыку можно слушать тогда, когда нет возможности, времени и желания заниматься иностранном языком специально.

4. Музыка развивает слух

Музыка развивает слух, причем не только музыкальный. Сначала, когда мы только начинаем изучать иностранный язык, то песни на нем для нас кажутся простом набором непонятных, трудно различимых звуков.

Нам непонятно, где начинается одно слово и заканчивается другое. Но через какое-то время прослушивания музыки, мы начинаем улавливать похожие сочетания звуков, можем вычленять отдельные слова, даже не понимая их смысла.

Музыка готовит наш слух к изучению иностранных языков.

Особенно эта подготовка важна для совсем маленьких детей. Ставьте малышам до 2 лет слушать музыку на иностранном языке. Они очень восприимчивы в этом возрасте, им очень полезно слушать речь на разных языках. Этим мы закладываем в них базу для изучения иностранных языков в будущем (полезная статья на эту тему «Как заниматься иностранными языками с детьми до 2 лет»)

5. Музыка помогает узнать о произношении, ритме и эмоциональности языка

Язык – это не только слова и грамматика. Язык – это также определенное произношение, определенный ритм и эмоции. Книги не научат произношению. Ритм и эмоции языка также, к сожалению, не узнать из книг.

А вот любые песни всегда наполнены ритмом и эмоциями того языка, что помогает изучать язык на уровне ассоциативной памяти. Мы можем не понимать ни единого слова, но мы понимаем эмоции, которые нам передаются через песню.

Через эти эмоции мы даже можем догадываться о смысле песни.

Выбирайте песни разные по своей эмоциональной окраске. Песни на иностранном языке всегда наполнены энергетикой этого языка, его народа. Каждый язык имеет свой ритм, свои оттенки звуков. Через музыку раскрыть красоту языка, его эмоциональную сторону, намного проще, чем из аудиосамоучителя. Поэтому важно слышать о том, как другой народ выражает разные эмоции.

6. Музыка помогает расширять словарный запас

В песнях можно услышать новые интересные слова, интересные выражения. Слова из песен помогают сделать наш язык ярче. Песни чаще всего подразумевают под собой сюжет, описание эмоций, чувств и событий.

Эти же слова нам нужно использовать для аналогичных целей и в реальной устной речи. Часто учебники не могут нам дать эту лексику. В песнях можно услышать целые устойчивые выражения, полезные в определенных жизненных ситуациях.

Из современной музыки можно узнать интересные разговорные словечки, которые тоже редко увидишь в учебнике.

К тому же рифму легче запоминать. Мы запоминаем готовые фразы, готовые грамматические конструкции. И все это происходит автоматически, помимо нашей воли. Идеальный подход к обучению.

Если начать изучать любой новый язык, песни на котором регулярно можно услышать по радио, то оказывается, что довольно много слов уже знакомо на этом языке, а также много слов, которые легко учатся, потому что они уже много раз были услышаны в песнях. Можно узнать, что на подсознательном уровне уже владеешь целыми грамматическими конструкциями, можешь сказать целые фразы.

Именно для целей изучения иностранного языка лучше выбирать песни с простыми словами и текстами, то есть песни, написанные простым разговорным языком.

Чем больше красочных эпитетов и философских тем в песне, тем сложнее их понять человеку, который начинает изучать иностранный язык.

Легче всего понимать самые общеупотребимые слова, да и знать их полезнее всего для реального общения на этом языке.

К примеру, мне очень нравятся французские песни Милен Фармер, но их даже со словарем бывает сложно понять, слишком замысловатый текст, учить французский на основе такого творчества очень сложно. А вот Джо Дассен или Ванесса Паради идеально подходят. Их песни простые и очень приятные, слова быстро запоминаются, а строчки из песен можно использовать в реальном диалоге на французском языке.

Читайте также:  Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано полезное для учащихся музыкальных школ и училищ

Как определить простая или сложная песня? Найдите слова песни в интернете с переводом, почитайте и оцените сами, используете ли Вы эти слова и фразы в своей повседневной жизни. Если да, то песня Вам подходит для обучения.

7. Музыка мотивирует изучать иностранный язык

Так приятно понимать, о чем поется в песне, подпевать не на уровне подражания звуков, а с пониманием, как произносить слова правильно, и пониманием, что эти слова значат.

Когда начинаешь понимать часть текста из песни, возникает желание узнать смысл и остальных слов. Сейчас в интернете можно найти текст любой песни и его перевод. Прочитав этот текст, уже пытаешься услышать нужные слова в песне, непроизвольно запоминаешь их.

Так постепенно появляется уверенность в знаниях языка и укрепляется желание изучать язык дальше.

Ищите интересную музыку на изучаемом Вами языке, ставьте перед собой цель понимать эти песни, подпевать под них, это может стать для Вас дополнительным стимулом. Тоже самое распространяется и на детей.

Малыши готовы подпевать сначала любым веселым мелодиям, но постепенно им становится интересно, что же они поют, какой смысл у этих слов, и когда перед ними открывается эта тайна, для них это как настоящее чудо. Из какой-то тарабарщины появляется смысл! Для них это настоящее открытие. В этом они видят реальный смысл изучения иностранного языка.

Этого никогда не смогут добиться цветные карточки с иностранными словами и красивые учебники. Музыка намного лучше мотивирует детей заниматься языками.

Особенно музыка мотивирует подростков (полезная статья на эту тему «Мотивация к обучению: как развит интерес у подростков к изучению иностранных языков»). Большинство подростков увлекается какой-то музыкой на иностранном языке.

Предложите подростку узнать, о чем же поется в тексте, найдите слова песни сами и дайте ему почитать. В результате он может даже сменить свои предпочтения в музыке, исходя из смысла песен.

А те песни, которые будет понимать, он выучит и будет подпевать, чем может поднять свой авторитет в глазах своих друзей, что немаловажно в этом возрасте. И при этом совсем незаметно для него и его знания языка станут намного лучше.

Добавьте красок в свою жизнь и жизнь своих детей с помощью музыки! Выбирайте приятную, разнообразную музыку на иностранных языках – разных исполнителей, разных эпох, разной эмоциональной окраски. Выбирайте простые тексты. Читайте тексты песен с переводом. Пытайтесь услышать прочитанные слова в песне. Запоминайте слова и подпевайте! Учите языки через песни!

Источник: http://lingvachild.ru/rol-muzyki-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka

Использование музыки как технологии на уроках иностранного языка

Перетятко М. О. Использование музыки как технологии на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 65-66. — URL https://moluch.ru/archive/111/28064/ (дата обращения: 17.02.2020).



В наше время появляется огромное количество различных технологий и методов, позволяющих быстро и эффективно изучить иностранный язык или получить самые необходимые базовые знания. Как считают многие методисты, один из достаточно продуктивных способов изучения иностранных языков — усвоение языка с помощью искусства, в частности через музыку.

И правда, использование музыки может принести огромную пользу в обучении. Например, прослушивание музыки активирует такие структуры головного мозга, в которых происходит эмоциональная и мыслительная обработка информации (с воздействием на вегетативную систему), — ассоциативный ряд, аналитические механизмы.

Можно выделить семь основных функций музыки, которые лежат в концепции обучения иностранным языкам: психологическая (укрепляет память); психогигиеническая (развивает интерес к музыке на уровне удовольствий); функция настроения, выражения эмоций и чувств; социопсихологическая (усиливает сплоченность в группах); функции выражения когнитивных процессов; функция бессознательного изучения ИЯ; функция решения коммуникативных задач.

Существует несколько способов того, как можно использовать музыку в процессе обучения. 1) Музыка как фон на уроке. Для этого больше всего подходит инструментальная музыка, она помогает создать благоприятную атмосферу при работе детей в группах, парах, индивидуально.

Главное, чтобы такая музыка была тихой, ни в коем случае не отвлекала, а наоборот настраивала на работу. 2) Музыка как стимул для говорения. Музыка также может стимулировать воображение обучающихся иностранному языку при подготовке к говорению и письму.

То есть, например, учитель просит учеников послушать музыкальный отрывок, а затем они должны представить место, которое «описывает» музыка. Затем учитель задает вопросы по типу «Что это за место?», «Какой там ландшафт?», «Какая погода?» и т. д., а ученики отвечают устно или пишут эссе на данную тему. 3) Работа с песнями на уроках иностранного языка.

И конечно же, наверно самое интересное, что можно взять из музыки — это использование песен на уроках иностранного языка. Существует огромный ряд упражнений, используемых при работе с песнями:

— Прослушать песню и вставить пропущенные слова. Учащиеся слушают песню и вставляют пропущенные слова. Если учитель не уверен, что все справятся с заданием, можно написать слова вперемешку на доске.

— Исправить ошибки и исполнить песню. Текст песни дается с ошибками, ученики слушают песню, исправляют ошибки и поют окончательный вариант.

— Перевод. Ученики могут переводить популярные песни из мультфильмов с английского на русский язык или наоборот.

— Создание проектов. Класс с учителем выбирает несколько песен, дети делятся на группы, каждая группа ищет информацию о своей песне (исполнитель, где использовалась песня, история ее создания и т. д.), готовят мультимедийную презентацию или представляют все это в виде ролевой игры или интервью.

— Вопрос-ответ. Прослушав песню, учитель организует беседу, в которой обсуждаются все непонятные моменты песни, побуждает учеников задавать вопросы.

— Любимая песня. Несколько учеников приносят в класс текста своих любимых песен, рассказывают о них, переводят, а затем поют песню всем классом.

— Музыкальная пауза-разминка. Разминка в младших классах — необходимый элемент урока, и чтобы сделать ее еще увлекательнее, можно использовать иностранные песни, связанные с движением («Head and Shoulders, Knees and Toes…» или «Put Your Finger on Your Nose…»)

— Концерт. Если на уроках дети регулярно работают с песнями, то, по накоплении изученного материала, в качестве его закрепления, учитель может устроить концерт для родителей или других учителей и учеников. Дети очень любят петь на английском, а для младших классов такие концерты могут стать стимулом к изучению иностранного языка.

Таким образом, использование музыки и песен на уроках иностранного языка способствует развитию лингвистических и творческих способностей учащихся, а также вносит в урок эмоциональный колорит и повышает заинтересованность детей в изучении языка, погружая их в иноязычную культуру.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, песня, музыка, использование музыки, песнь, урок, ученик, учитель.

Ритмичная музыка песен помогает быстрейшему усвоению этих аутентичных произведений, а

2. Насибулина, Т. В. Использование музыки и песен как учебного материала на начальном этапе

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, песнь, песня

Одним из лучших способов усвоения языка является использование музыки.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, CHORUS, вид работы, музыка, музыкальное сопровождение, музыкальный материал, музыкальный слух, урок.

Эти же авторы описывают основополагающие функции, объединяющие музыку и иностранные языки

Использование песни на уроке стимулирует мотивацию, а значит, способствует лучшему усвоению языкового материала, и, основываясь на механизм непроизвольного…

Часто музыку считают одним из видов развлечений или отдыха, но песни являются великолепным педагогическим инструментом при обучении

Идея использования средств эмоционального воздействия на обучающихся в обучении иностранным языкам не новая.

Уроки иностранного языка с использованием музыки развивают интеллект — этот факт уже ни для кого не секрет. Регулярные занятия музыкой на уроках ИЯ улучшают память и стимулируют умственное развитие детей.

У нас в школе ежегодно проводится «Фестиваль иностранной песни», в котором активно участвуют все учителя иностранных языков и их ученики.

Затем тщательно готовятся костюмы, декорации, музыка к песням.

Материал адресован иностранным учащимся, владеющим русским языком в

Нельзя обойти стороной и эстетическое воздействие песен и музыки вообще.

Ниже мы предлагаем модель урока на основе песни «Так же как все («Песенка про меня»)» А. Зацепина, исполненной А. Б…

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Использовав функцию «минусовки» песни (фонограмму без главной мелодии), учитель музыки сможет сосредоточиться исключительно на работе с…

Ход урока: Подготовительный этап: Учащиеся здороваются с преподавателем, нацеливают внимание на урок.

Использование музыки как технологии на уроках иностранного языка.

Источник: https://moluch.ru/archive/111/28064/

Особенности обучения музыке детей-билингвов — Моя Мечта — Международная онлайн школа музыки

22.05.2014 00:40

Специфика обучения музыке детей-билингвов – тема достаточно редкая в музыкально-педагогической среде. В печатной литературе и в интернете она представлена чаще в виде практических, чем методических и рекомендательных материалов.

Поэтому мы решили пополнить копилку наших статей этой темой и надеемся, что она окажется полезной для преподавателей. В этой статье мы рассмотрим особенности занятий музыкой с детьми-билингвами.

Среди дисциплин, которые изучают дети, предмет «музыка» всегда стоит на особом месте среди развивающих занятий. Этот урок достаточно специфичен и сам имеет множество отличий от других дисциплин, изучаемых в школах.

Для детей-билингвов предмет «музыка» становится особым вдвойне, потому что изучается не просто новый язык, которые называется музыкальным, а совсем другие мелодии и песни, иная музыкальная культура, чем та, которую они воспринимают в стране, где живут. Если этот урок преподается онлайн, то он становится еще более необычным.

Общие рекомендации для уроков музыки с двуязычными детьми

На начальном этапе обучения любой урок, будь то, вокал, сольфеджио или подготовительные занятия к обучению на инструменте, должен комплексно содержать различные виды активности:

  • развитие интонирования (правильного исполнения мелодии);
  • овладение навыками певческого дыхания;
  • совершенствование метро-ритмического и ладового чувства;
  • освоение музыкальных терминов и понятий;
  • развитие навыков слушания и восприятия музыки.

Кстати, только такое разнообразие делает занятие интересным. Ребенка всегда привлекает смена активности на уроке. Но, в то же время, это и делает урок музыки для ребенка достаточно непростым.

Однако, ученик-билингв, как и любой ребенок, не всегда имеет необходимую подготовку своих познавательных процессов и восприятия информации для освоения данных навыков. Это нужно учитывать при обучении.

Речь на уроках музыки для детей-билингвов

1. Уровень развития речи и коммуникативных навыков

Кроме того, недостаточно готовы бывают и коммуникативные навыки.

Читайте также:  Что такое тоника в музыке? и что кроме тоники ещё в ладе есть?

Работа учителя усложнена тем, что главный способ общения между учителем и учеником – речь, не может использоваться так легко и просто, как у преподавателя и ученика, говорящих на одном языке.

Речь на языке, на котором ведется урок, у ребенка-билингва чаще намного менее развита, да и понимание того, что говорит учитель находится не на должной высоте. Это препятствует нужному темпу овладения всеми указанными выше навыками.

Это и есть первая и главная особенность занятий музыкой с детьми-билингвами.

Конечно, уровень развития речи, как ее понимания, так и воспроизведения слов и предложений, словарный запас, грамматическая сторона построения предложений, т.е.

знание языка в целом у каждого ребенка различен. Это зависит от множества факторов.

Преподавателю следует на первых встречах определить этот уровень по каждому направлению, иначе он рискует быть непонятым, а может и сам не понимать ребенка.

2. Необходимость минимального знания языка

Второй особенностью и обязательным условием занятий музыкой с детьми-билингвами является, конечно, обязательное наличие минимального уровня знания языка, на котором проводится предмет.

Ребенок должен иметь хотя бы небольшой словарный запас и умение понимать простые задания учителя. Если этого нет, то родителям следует сначала дома или на специализированных занятиях подготовить основу для развития и совершенствования языка.

Если ребенок научится печатать/писать некоторые слова, то откроются еще большие возможности для проведения урока.

3. Трудности произношения

Третьей особенностью уроков музыки с детьми-билингвами является трудность с произносительной стороной звуков речи и слов, которая часто препятствует более быстрому освоению интонирования (умения петь мелодию на слоги или со словами). Преподаватель на раннем этапе обучения пению всегда должен начинать с простых речевых упражнений (игры со звуками, слогами и словами), а при больших трудностях с произнесением следует активно заняться речевыми упражнениями.

По опыту, если занятия музыкой проводятся параллельно с языковыми регулярными уроками, где двуязычный ученик наряду с пополнением лексического запаса, узнает правила грамматики, чтения и письма, то такой тандем дает прекрасные результаты. Такие уроки проводятся, например, в нашей школе музыки «Моя Мечта», где имеют возможность заниматься дети-билингвы из разных стран с русскоязычными преподавателями, по системам видеосвязи, как говорят, не выходя из дома.

4. Речь преподавателя

Четвертой особенностью занятий с детьми-билингвами назовем большое внимание к речи педагога ведущего занятие. Преподаватель должен говорить ясно, выразительно, образно, а, главное, не быстро.

Он должен использовать употребительные и понятные слова и выражения, чтобы ребенок ясно понимал задачу, которую ставит педагог.

Учитель должен кропотливо, но не занудно объяснить смысл каждого понятия, предложения, каждого слова в изучаемой песне.

Без сомнений, удобнее будет проводить занятия, если преподаватель также знает, хотя бы в небольшой степени второй язык ребенка. Учитель сможет помочь ребенку понять какое-то слово, произнеся его. Как альтернатива, на занятии может присутствовать родитель, который будет помогать в сложной ситуации «недопонимания».

Учебный материал на уроках музыки с детьми-билингвами

5. Визулизация

Замечательно иметь в наличии и использовать картинки, рисунки, фотографии, игрушки и т.д. – любой визуальный материал.

Очевидно, что показав картинку или предмет, педагог быстрее приблизит учащегося к пониманию слова, предложения или целого текста песни, используемого на уроке рассказа или сюжета.

Подготовленные анимированные или видео-файлы могут результативно помочь в осмыслении сказанного или спетого.

6. Объем заданий на уроке и домашнего задания

Шестым специфичным моментом назовем пристальное внимание преподавателя к количеству музыкального материала и упражнений на занятии и в заданиях на дом.

Игры, стихи, песни и другие задания для детей-билингвов должны даваться в дозированном количестве, учитывая возможности его памяти, словарного запаса. Заданий не должно быть слишком много.

Педагогу следует искать веселые способы для повторения и отработки навыков (например, пальчиковые упражнения, театрализация, соревнования, компьютерные игры и т.д).

7. Качество учебного материала

Седьмой особенностью уроков музыки для двуязычных детей является качество текстового и музыкального материала.

Учителю следует тщательно отбирать музыкальные упражнения и тексты, которые будут понятны и доступны для ребенка с данным уровнем развития языковых навыков.

Кроме того, музыкальный материал должен в большей степени содержать лучшие и известные образцы русской и зарубежной музыки, как для слушания, так и для исполнения.

Кроме этого, русскоязычному педагогу при освоении навыка сольфеджирования следует научить ребенка как владению слоговой системой обозначения нот, так и буквенной.

В Европе и Америке, например, распространена буквенная система обозначений.

Педагогу необходимо выяснить, какой системой пользуются в стране проживание ребенка, тем более, если эти занятия проводятся онлайн, и сам педагог не привык использовать иную систему.

8. Культурные особенности

Урок музыки для билингвов имеет и завершающую особенность, как мы отметили по опыту работы. Занятия музыкой с детьми-билингвами для преподавателя являются более трудоемкими по подготовке и проведению, так как требуют учитывать культурные особенности таких детей.

Ребенок бывает совсем не знаком совсем или только поверхностно знаком с бытом, историей и культурой России. Он не знает ни литературных, ни исторических персонажей, ни героев мультфильмов, ни русских сказок, ни обычаев и праздников и т.п.

Педагогу на занятии придется в доступной и краткой форме в рамках отведенного времени познакомить ребенка со встречающимся в музыкальном материале историческими и культурными традициями, и дать задание дома в семье поговорить об этом.

Подытожим особенности проведения уроков музыки для двуязычных детей. Рекомендации преподавателям музыки:

  • определить уровень знаний языка у ребенка, т.к. для проведения занятий необходим минимальный уровень владения и понимания, а также базовые коммуникативные навыки;
  • использовать речевые упражнения для устранения трудностей произношения;
  • следить за простотой и ясностью собственной речи, знание языка ребенка – хорошее подспорье при объяснении материала;
  • использовать визуальный материал для упрощения понимания;
  • кореллировать объем домашнего задания и заданий на уроке с уровнем знания и понимания языка ребенком;
  • подбирать учебный материал соответственно уровню языка ребенка;
  • внимательно относиться к культурным особенностям страны проживания ребенка.

В данной статье мы коснулись вопроса проведения индивидуальных занятий музыки с детьми-билингвами, групповые же занятия имеют также ряд своих особенностей.

Мы надеемся, что те вопросы, которые мы затронули в статье помогут преподавателям, которые хотят начать заниматься с детьми-билингвами музыкой, подготовиться к занятиям, осознать специфику проведения таких занятий, чтобы разумно составить программу и планы уроков, которые дадут максимально хороший результат в работе. Успехов всем преподавателям музыки и родителям в таком важном и прекрасном деле!

Источник: http://music-mydream.com/important/articles/166-osobennosti-obucheniya-muzyke-detei-bilingvov

Статья на тему: "Особенности использования музыки на уроках английского языка"

Все чаще и чаще наше внимание в процессе изучения иностранного языка об­ращается к такому всеохватывающему виду искусства как музыка. С одной стороны она формирует эстетическое отношение к действительности, несет в себе духовное начало, эмоциональную насыщенность, огромный энергетический потенциал, что позволяет создать одухотворенную обстановку в классе.

Нельзя переоценить образова­тельное, развивающее воздействие музыки на процесс формирования ощущений, представлений, гуманитарных знаний и умений всесторонне образованной личности. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры и интонацию, ударе­ние, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп.

Данное сходство объясняется тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление — звук.

Еще один немаловажный фактор — необходимость использования музыки при изу­чении иностранного языка.

По утверждению как отечественных, так и зарубежных пси­хологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистиче­ского материала, поскольку представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует хранению изу­чаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.

Важной особенностью развития памяти у детей младшего школьного возраста яв­ляется более резкое, чем у взрослых, разграничение каналов восприятия и запоминания информации. В классе всегда есть дети — визуалы, аудиалы, кинесгетики и дети с отсут­ствием четко выраженной склонности к какому-либо определенному типу восприятия или со смешанным типом.

Кроме того, практически у всех детей в этом возрасте развита, в отличие от взрослых людей, тактильная память. Работая в таком классе, осо­бенно на начальном этапе, когда непроизвольное внимание у детей явно преобладает над произвольным, учитель просто обязан использовать все возможные способы, в том числе музыку и песню.

Использование песенно-музыкального материала позволяет при экономии времени урока вводить новые лексические или грамматические едини­цы, опираясь сразу на несколько каналов восприятия одновременно.

Музыка и песни в музыкальном сопровождении отлично воспринимаются аудиалами, а если песня со­провождается движениями (а детские песни — это практически всегда и танцы одновременно), то она легко запомнится и кинестетиками. Если к песне подобрать картинки по сюжету, то не будет проблем и у визуалов с запоминанием этой песни.

Комплексная подача новой информации, помимо проблемы снятия трудностей восприятия, одновременно развивает у детей те каналы восприятия, которые у них недостаточно развиты.

Опираясь на зрительные образы, дети с хорошо развитым визуальным каналом восприятия развивают слух, так как они все время слышат му­зыку и звуки иностранного языка, сопровождающие эти зрительные образы.

Делая разминку, танцуя или играя в определенную игру под музыку и в сопровождении английских фраз, дети-кинестетики привыкают запоминать необходимые для игры или песни слова и предложения.

Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку, и не только иностранному, очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции и США это практикуется и сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику разучивают пением.

Что входит в понятие «музыка» в контексте курсового обучения иностранным языкам? В данном случае методическое понимание этого слова шире его традицион­ного значения. Под словом «музыка» будет пониматься: просто музыка, т. е. инструментальное исполнение различных музыкальных произведений; пение, т. е.

вокальное исполнение произведений, как с инструментальным музыкальным сопро­вождением, так и без него, т. е.

акапельное, сольное и хоровое пение; видеоклипы с записями популярных песен на разных языках мира; вербальная информации из мира музыкальной индустрии, включающая статьи, рецензии, музыкальные рейтинги, интер­вью, объявления, рекламу, фрагменты теле- и радиопередач о мире музыки; невербаль­ная информация из мира музыкальной индустрии: фотографии музыкальных ансамблей и отдельных исполнителей; музыкантов; композиторов; продюсеров; музыкальных инструментов; интерьеров современных видеостудий и концертных залов и т. д.

Почему следует шире использовать музыку на занятиях иностранного языка? Если рассматривать иностранный язык как учебный предмет, то наряду с решением чисто прагматических задач развития речевых умений в устной и письменной речи, иностранный язык рассматривается как средство расширения гуманитарных знаний, развития эмоционально-чувственного восприятия мира.

Читайте также:  Альфред шнитке: пусть сначала киномузыка

В основе формирования коммуникативной компетенции в широком понимании этого слова лежат опреде­ленные морально-ценностные ориентиры, которые формируются и развиваются не только на уровне формальной логики и когнитивных способностей.

Недооценка использования других средств получения информации помимо печатных текстов и их вербального обсуждения приводит к некоторой однобокости, перекосу в развитии человека, к некоторой рахитичности, когда восприятие мира основывается только на формальной логике разума, что неестественно, нарушает внутреннюю гармонию человека, гармонию его отношений с внешним миром.

Как известно, в педагогиче­ской психологии выделяются разные типы восприятия и, соответственно, типы уча­щихся, с преобладанием того или иного типа.

Однако формальное, непродуманное, чрезмерное увлечение любым средством обучения, как правило, не приносит положительных результатов.

Грамотный препо­даватель всегда сумеет определить степень методической и педагогической целесо­образности использования музыки для формирования языковых, речевых, социо­культурных навыков и умений в каждом конкретном случае и отказаться от ее ис­пользования в другом.

Для того, чтобы выбрать оптимальные приемы работы с му­зыкой на занятиях, рассмотрю варианты работы с некоторыми из обозначенных выше видов музыкальной информации.

Использование инструментальной музыки. Прежде всего, уточню, что в дан­ном случае включает в себя понятие «инструментальная музыка».

Очевидно, что данная музыка может включать музыкальные произведения, написанные для разных музыкальных инструментов/групп музыкальных инструментов, а именно: форте­пиано/органа/аккордеона/  других клавишных инструментов; скрипки/виолонче­ли/альта/арфы/других струнных инструментов; трубы/флейты/саксофона/других духовых инструментов; ударных инструментов; симфонического/камерно­го/струнного оркестра. Это может быть музыка разных стилей и жанров, а именно: классическая музыка; классическая музыка в современной обработке; джаз; рок; народная музыка; этническая музыка; эстрадная музыка; музыка к кинофильмам (саундтрэки); музыка рекламных роликов и т. д.

С какой целью можно использовать звучащую инструментальную музыку на занятиях иностранного языка? Очевидно, что таких целей может быть несколько. Рассмотрим некоторые из них:

1). Создать определенное настроение и соответствующую атмосферу общения.

2). Задать темп выполнения задания.

3). Снять напряжение.

4). Обеспечить эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой.

5).Способствовать созданию учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор.

6). Добавить национальный колорит в ситуацию общения (при развитии рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности).

7).Обеспечить направленную рефлексию на имеющиеся гуманитарно-филологические знания, в том числе и междисциплинарного характера.

8). Задействовать воображение, эмоции, формировать ощущения и способствовать их вербальному выражению.

9). Расширить спектр страноведческих и социокультурных знаний.

Использование песен. Любая песня — это слова, положенные на музыку. Поэтому в условиях обучения иностранному языку система работы с песней во многом будет схожа с системой работы над текстом. При этом следует учитывать то, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении.

Препятствием на пути к использованию песен как средству обучения иностранному языку может стать именно текст, который примитивен по содержа­нию или просто бессмыслен; пропагандирует жестокость, насилие, сексизм и другие нежелательные идеи; содержит жаргонизмы и порой не соответствует языковым нормам.

Но есть песни, в которых текст несет большой информационный запас о культуре и истории страны / народа; интересен в плане идей и дает богатую почву для дискуссий, в том числе с точки зрения обсуждения жизненной философии авто­ров; лиричен, хорошо ложится на музыку и легко запоминается; является самоцен­ным языковым и речевым произведением, насыщенным интересной лексикой, раз­нообразными или повторяющимися грамматическими структурами, образными выражениями, литературными тропами, стилистическими приемами и т. д.

Очевидно, что в учебных целях желательно использовать песни с выигрышным текстом. Однако текст в песне — это далеко не все. Песня должна иметь определенный ритм, хорошо «пропеваться».

Есть песни, которые надо слушать, но есть и песни, ко­торые предназначены, прежде всего, для того, чтобы под них двигались в определенном темпе и ритме, а смысл не так уж и важен.

Песня в данном случае просто призвана создать определенную атмосферу, эффект сопричастности к единому действу и т. д.

Используя песни и музыку, мы можем расширить объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным путем для этого возраста. Что касается разви­тия и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо запоминает то, что он пережил эмоционально.

Дети любят петь, танцевать, играть — это естественные для них способы познания мира.

Поэтому любая проиг­ранная или спетая лексическая единица пережита ими, прошла через их сознание, связана с личными эмоциями ребенка, она становится для него лично-значимой — а поэтому запомнится навсегда.

Использование музыкальных видеоклипов.

При использовании видеоклипов особое внимание в данном случае можно обратить на такие приемы, как использо­вание видео без звука, с заданием на одновременное соотнесение видеоряда с тек­стом ряда предложенных песен или прогнозирование тематики и содержания/ха­рактера звучания одной песни, без предоставления ее слов; использование быстрой/обратной перемотки, приема «сканирования»; использование паузы, с прогнозиро­ванием последующего текста или предваряющим описанием сюжета/характера видеоряда. Здесь важно правильно выбрать видеоклипы, с нетривиальной трактов­кой, дающие неожиданный «параллельный» сюжет для песни. В качестве примера можно привести клипы с фантастическими, порой фантасмагорическими сюжетами к песням М. Джексона, клип к песне Мадонны, написанной против войны в Персид­ском заливе, к ранним песням Алсу, в которых ведущие драматические актеры — А. Маковецкий, Е. Яковлева создают свою историю, романтический сюжет, практиче­ски не имеющий ничего общего с текстом песни, но благодаря которому песня «смотрится» и запоминается.

В нашей стране в последнее время особое значение придается изучению песен и музыкальных фраз в формировании речевой компетенции младших школьников. Рифмованная речь для детей младшею школьного возраста является более привыч­ной и естественной, чем для учеников постарше, именно потому, что им легче запом­нить информацию в рифмованном виде.

Эта психологическая особенность учеников младшего школьного возраста и должна активно использоваться при обучении их английскому языку. Сейчас издаются и широко применяются пособия, содержащие стихи и рифмы как на английском языке, так и в смешанном русско-английском вари­анте для разучивания английских букв, слов, грамматических понятий.

Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную форму, способствуют эффективному ее усвоению, развивают чет­кость и беглость произношения.

Работа с рифмами является одним из способов раз­вития звуковых ассоциаций у детей, поэтому желательно не просто заучивать ту или иную песню, рифмовку, а использовать ряд приемов с рифмами, соответствующих данному возрасту. Например, в сборнике Н. Е. Белоножко «Песенки для малышей. Изучай английский с удовольствием» в качестве примера дается рифмовка «I have а lоrrу».

В определенном контексте детьми усваивается фраза «Don’t worry». Учитель готовит карточки с изображением транспорта: car, lorry, bicycle, train, bus, показывает карточки детям, четко произнося название изображения, и просит детей выбрать то слово, которое по звучанию похоже на «Don’t worry».

Образы песни, которые пред­ставлены рисунками для раскрашивания, находят свое отображения в заданиях по­сле выучивания песни. Детям также предлагается написать первые буквы слов. Это задание вызывает необходимость сравнения буквенного состава заданных слов со словами рисунков. В это задание нужно включать рифмующиеся слова, буквенный состав которых бывает одинаков.

Это не только развивает, но и усиливает буквенно — ­звуковые ассоциации у детей. Такие задания соответствуют психофизическим осо­бенностям учащихся младшего школьного возраста, так как они основаны на на­глядно-действенном и наглядно-образном мышлении, в результате чего происходит формирование умственных действий учащихся.

Музыка позволяет легко проникнуть в эмоциональный мир ребенка, концен­трирует его внимание на самых важных языковых явлениях.

Чтобы использование песенок стало эффективным инструментом обучения, учитель должен отказаться от привычки петь песенку от начала и конца с одними и теми же эмоциями.

Каждое новое исполнение песенки должно сопровождаться переосмыслением ее содержа­ния, новой режиссурой, новым реквизитом.

Стоит упомянуть и о пальчиковых играх. Пальчики могут изобразить все, что пожелаете: мишек, танцующих на кроватке, грибок, бег лошадки, скачущего зайку. Хорошо известно, что активность речевых центров головного мозга, их способность к развитию сильно зависит от вовлеченности в деятельность пальцев рук.

Движения пальцев оказывают на речевые центры намного большее влияние, чем любые другие движения ребенка: бег, прыжки и т.д. В ходе обычной деятельности чаще всего задействуются большой, указательный и средний пальцы.

Два последних — безымянный и мизинец — обычно остаются без дела, а ведь их роль в активизации речевых центров не меньше остальных. Надо стараться в использованных играх вовлекать в движение все пять пальцев каждой руки. Желательно сбалансировать три вида движения пальцами: сжатие, растяжение и расслабление.

Практически в любой песенке — игре можно использовать пальчики, надо только проявить фантазию.

С помощью музыкального материала мы можем легко создать психологически комфортную обстановку на уроках английского языка.

Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко используется в процессе обучения не только ино­странным языкам.

Для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке привлекается музыкальный и песенный материал.

Например, при проведении больших письменных работ, особенно если урок стоит в конце дня или после уроков, на которых дети много пишут — русский или математика — хорошо использовать фоновую музыку, способствующую снятию психологического напряжения и переключить детей на другой предмет. Музыку лучше подбирать спокойную, мелодичную, без резкой смены темпа

Решая вопросы психологического характера, одновременно можно познакомить учеников и с английской классической музыкой, и с русской классической музыкой. Му­зыка для переключения учащихся с одного вида работы на другой должна быть более энергичной или с меняющимся ритмом.

Особенно для младших школьников, когда их трудно успокоить после какой-нибудь подвижной игры на уроке или после конкурса Можно включить какую-либо веселую знакомую песенку, где куплеты повторяются, слег­ка меняясь. А иногда можно включить совершенно новую для детей песню, поговорить о ней в течение 1-2 мин.

, после чего спокойно перейти на запланированный вид работы.

В настоящее время приобретает особое значение использование здоровьесбере­гающих технологий, поэтому музыкальные паузы-разминки, зарядка под музыку или с песней — это необходимый элемент урока, соответствующий современным образовательным требованиям.

Выбор английских песенок для зарядки или паузы — разминки обширен, они связаны с движением, с темой изучаемого материала («Head and Shoulders, Knees and Toes…» или «Put Your Finger on Your Nose…»).

Таким об­разом, использование песен на уроках английского языка не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формирует ак­тивную личность, но и вносит в урок эмоциональный колорит и помогает погруже­нию учащихся в иноязычную культуру.

Список используемой литературы

  1. Белоножко Н. Е. Песенки для малышей. Изучай английский с удовольстви­ем. — М.: Бао — Пресс, 2006.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.
  3. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя. — М., 1985.

Источник: https://www.informio.ru/publications/id2494/Statja-na-temu-Osobennosti-ispolzovanija-muzyki-na-urokah-angliiskogo-jazyka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector