Исполнительство – тонкости и нюансы

Делимся секретами оформления спальни, в которой приятно засыпать и просыпаться.

Какой свет подходит для спальни: тёплый или холодный? На какой высоте лучше разместить розетки? Что удобнее: кровать с подъёмным механизмом или со встроенными ящиками? Мало кто задумывается о таких мелочах, а ведь из них складывается общее ощущение от интерьера. В этой статье расскажем о тонкостях зонирования, подбора мебели, света и расстановки розеток, которые стоит учесть при организации спальни. Плюс бонус — 6 нестандартных способов выделить изголовье кровати.

Да будет свет: сценарии освещения спальни

Исполнительство – тонкости и нюансы

Естественный свет влияет на нас по-разному: когда сияет солнце, хочется петь и танцевать, а когда небо затянуто тучами, настроение становится соответствующим. С искусственным освещением та же история: в зависимости от оттенка света (холодного, белого или тёплого) интерьер меняется до неузнаваемости. Не верите? Взгляните на фото выше.

Исполнительство – тонкости и нюансы

Например, если в спальне с голубыми стенами сделать тёплое освещение, то стены станут зеленоватого оттенка (вспоминаем уроки ИЗО: смешивая жёлтую и синюю краски, получаем зелёную).

С холодным освещением всё будет отдавать в синеву — этот вариант подходит для офисов, школ и других мест, где важно сосредоточиться. В нейтральном белом свете мебель и отделка выглядят почти так же, как при дневном.

Используйте тот или иной свет в зависимости от эффекта, которого хотите добиться.

Внимательно подходите к выбору ламп. Рекомендуем светодиодные: у качественных моделей безопасный коэффициент пульсации (мерцания) света, который не влияет на психику и самочувствие. Плюс, они служат дольше обычных.

Исполнительство – тонкости и нюансы

Важно учитывать, как падает свет: он может быть прямым, рассеянным и отражённым. Чтобы свет не бил в глаза, а мягко окутывал спальню, выбирайте люстру с плафонами вниз, а не наверх, и бра с матовым стеклом — так свет рассеивается, получается мягкий контраст между светом и тенью.

Исполнительство – тонкости и нюансы
Исполнительство – тонкости и нюансы

Спальня — место, где не нужен интенсивный свет. Создать спокойную расслабленную атмосферу поможет местное освещение: торшер в углу комнаты или светодиодная лента в изголовье (как на фото выше).

При желании его всё же дополняют общим ярким светом, который в тёмное осеннее или зимнее утро помогает проснуться и взбодриться.

Как грамотно спланировать освещение в других комнатах читайте в статье «Каким должно быть освещение в квартире».

Как визуально увеличить спальню

Исполнительство – тонкости и нюансы

Эта спальня — наглядное пособие, как скрыть мебель в интерьере и зрительно расширить комнату. Рецепт прост: гладкие фасады шкафов, вместо стандартных ручек — интегрированные или система Push to open, чтобы глаз ни за что не цеплялся. Но главный секрет — цвет гарнитура должен совпадать с оттенком стен, тогда он растворится в пространстве.

Исполнительство – тонкости и нюансы

На обеих фотографиях с помощью акцентной покраски размыли границу между стенами и потолком — так небольшие спальни визуально выглядят просторнее. Бюджетный приём, позволяющий эффектно обыграть пространство.

Исполнительство – тонкости и нюансы

Зеркала визуально расширяют пространство. Казалось бы, идеальный вариант для небольшой спальни, но с приёмом всё не так однозначно. Зеркала отражают все предметы рядом с ними: если вокруг бардак или просто много вещей, умножаем на два и вместо воздушного интерьера получаем захламлённую комнату. Так что эта хитрость уместна разве что в минималистичной спальне.

Пара слов о грамотном зонировании

Исполнительство – тонкости и нюансы

Чтобы разграничить спальню и гардеробную, не обязательно возводить стену — достаточно перегородки, которая одновременно служит изголовьем кровати.

Исполнительство – тонкости и нюансы

Кровать-трансформер поможет сэкономить место и расширить пространство не только визуально. А вот сэкономить деньги вряд ли получится, так как это сложный и дорогой механизм. Главным образом мы платим за комфорт и безопасность — чтобы кровать без проблем разбиралась и собиралась и неожиданно не упала на голову.

Многие боятся ставить кровать в угол комнаты, хотя это решение экономит место (представьте, что эта же кровать стоит посередине). Главное — убедиться, что вам удобно ложиться и вставать.

Может ли кровать стать шкафом: хранение в спальне

Кровать занимает много места — грех не использовать её для хранения. Вот вариант с открытыми полочками. Правда, он подходит только истинным чистюлям или обладателям роботов-пылесосов, так как пыль с пола будет лететь на любимые книги и сувениры.

Подъёмный механизм — наше любимое решение. Превращает кровать в супервместительный горизонтальный шкаф.

Кровать со встроенными ящиками — менее универсальный вариант. В комнате не всегда достаточно места, чтобы их беспрепятственно выдвигать. Больше информации на эту тему в материале «Где хранить вещи в спальне».

Розетки и выключатели в спальне

Мы засыпаем и просыпаемся с телефонами в руках, поэтому без розеток у спального места не обойтись. Советуем разместить их над прикроватной тумбой в одной рамке вместе с выключателями — смотрится лаконично и не привлекает внимания. Рамки можно расположить как вертикально, так и горизонтально.

Фанатам новых технологий подойдут минималистичные USB розетки вместо обычных

Проходные выключатели — палочка-выручалочка для спальни. Они позволяют включать и выключать светильники из разных точек комнаты. Например, включаете свет, заходя в комнату, и гасите уже лёжа в кровати.

Прежде чем делать электрику, определитесь, какая мебель будет в спальне. Чтобы правильно разместить розетки рядом со спальным местом, нужно знать высоту и расположение тумб у кровати. Поэтому дизайнеры сперва подготавливают схему зонирования, и уже потом, отталкиваясь от расположения мебели, продумывают остальной интерьер.

Туалетный столик

Помимо стандартного набора: кровать, шкаф, прикроватные тумбы — в спальне иногда ставят туалетный столик, дополняя сидячим местом, светильником и зеркалом.

Макияж выглядит по-разному в зависимости от освещения, поэтому столик лучше поставить у окна, ближе к естественному свету — это гарантия того, что на улице макияж будет выглядеть так же, как дома

Часто туалетные столики делают подвесными. По сути это широкая полка с выдвижными ящиками, за которой мы сидим, как за столом.

В этом интерьере туалетный столик объединили с тумбой под ТВ. Получилась цельная композиция, которая выглядит интереснее, чем если бы мебель стояла по отдельности. Естественный свет из окна дополнили светодиодным ленточным светильником с противоположной стороны стола.

Если места мало, туалетный столик можно объединить с подоконником. Неоспоримый плюс — в таком положении дневной свет равномерно освещает лицо.

Бонус: 6 способов выделить изголовье кровати

Про пользу рассказали, теперь про красоту. Многим хочется акцентировать внимание на изголовье кровати, и здесь всё зависит от предпочтений: сделать его мягким или фактурным, броским или незаметным. Вот пара нестандартных вариантов для вдохновения.

Подушки вместо мягких панелей — стильный и не затратный вариант. За ними легко ухаживать — положил в стиральную машинку, и никаких проблем. А ещё их здорово менять в зависимости от настроения или времени года.

Не хотите ухаживать за тканевым изголовьем? Присмотритесь к износостойкому кожаному — его достаточно протирать влажной тряпкой.

Здесь изголовье выделено светильником. Четырёхрожковый бра висит по центру — это одновременно и акцент, и источник света.

Выделить изголовье и создать визуальные эффекты можно с помощью краски. Бюджетный вариант, который легко воплотить в жизнь своими руками. Не стоит делать выкрас чётко по ширине кровати — так пространство визуально кажется уже. Сделайте отступ с обеих сторон, как на фото выше.

Вместо панелей можно использовать фактурные дверцы, такие есть в магазинах вроде Леруа Мерлен. Покрасьте в любимый цвет или составьте композицию, как на фото выше.

Популярный вариант — резные панно, которые делаются на заказ. Смотрится красиво, но важно понимать, что такой элемент декора впишется не во все стили. Другие варианты оформления изголовья ищите в статье «В объятиях Морфея: 8 способов украсить стену над кроватью».

Дизайн интерьера — это про множество тонкостей и нюансов.

Иногда о них даже не задумываешься, пока не столкнёшься с неудобствами лицом к лицу: розетка спряталась за тумбочкой, холодное освещения делает спальню неуютной, а громоздкий шкаф «съел» половину комнаты. С legko.

com не обязательно держать в голове тысячу мелочей и осваивать новую профессию. Можно просто доверить создание дома дизайнерам и быть уверенным, что результат получится не только красивым, но и удобным.

Источник: https://legko.com/blog/p/idealnaya-spalnya-tonkosti-i-nyuansy

Исполнительство – тонкости и нюансы

Исполнительство – тонкости и нюансыМузыка – удивительный, тонкий мир человеческих чувств, мыслей, переживаний. Мир, который уже не одно столетие манит в концертные залы миллионы слушателей, вдохновляет композиторов и исполнителей.

Загадка музыки в том, что мы с упоением внимаем звуки, написанные рукой композитора, но преподнесённые нам творением рук исполнителя. Магия исполнительского прочтения музыкального произведения уже не один век пользуется популярностью.

До сих пор не уменьшается череда желающих научиться играть на инструменте, петь, сочинять. Работают кружки, специализированные музыкальные школы, академии музыки, школы искусств и кружки… И все они учат одному – исполнять.

В чём же заключена магия исполнительства?

Исполнительство – это не механический перевод музыкальных значков (нот) в звуки и не репродукция, копия уже существующего шедевра. Музыка – это богатый мир, обладающий своим языком. Языком, несущим информацию, скрытую:

  • в нотной записи (звуко-высотной и ритмической);
  • в динамических нюансах;
  • в мелизматике;
  • в штрихах;
  • в педализации и т.д.

Иногда музыку сравнивают с наукой. Естественно, чтобы исполнить произведение, надо овладеть понятиями теории музыки. Однако, перевод нотной записи в реальную музыку – это сакральное, творческое искусство, которое невозможно вымерить, или просчитать.

Мастерство интерпретатора проявляется:

  • в грамотном восприятии нотного текста, написанного композитором;
  • в донесении нотного содержания до слушателя.

Ноты для музыканта-исполнителя – это шифр, информация, позволяющая проникать и разгадывать замысел композитора, стиль сочинителя, образ музыки, логику строения формы и.т.д.

Выдающийся педагог советской школы Л. Николаев, автор знаменитого пособия «Фортепианная игра», сравнивал нотную запись с географической картой. Он говорил: «Нотная запись столь же далека от реального звучания, как карта от пейзажа». Звучание и запись – это две плоскости, соединить которые под силу лишь воображению творца-исполнителя.

Удивительно, но создать любую интерпретацию можно лишь единожды. Каждое новое исполнение будет отличаться от предыдущего. Ну, разве это не магия?

Умею играть, но не умею исполнять!

Закономерно, что, сколько гениальных исполнений, столько и бездарных. Многие исполнители так и не смогли постигнуть магию музыкальных звуков. Отучившись в музыкальном учебном заведении, они закрыли дверь в музыкальный мир навсегда.

Постичь тонкости и нюансы исполнительства помогут ТАЛАНТ, ЗНАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ. В триединстве этих понятий, важно не затмить своим исполнением замысел композитора.

Интерпретация музыки – это тонкий процесс, где важно не то, как ВЫ играете Баха, а то, КАК вы играете Баха.

В вопросе обучения исполнительству не надо «открывать велосипед». Схема проста:

  • изучайте историю музыкального искусства;
  • овладевайте музыкальной грамотой;
  • совершенствуйте исполнительские приёмы и технику;
  • слушайте музыку и посещайте концерты, сравнивайте интерпретации различных исполнителей и находите то, что близко вам;
  • проникайте в стиль композиторов, изучайте биографии и темы искусства, которые вдохновляют мастеров, создающих музыку;
  • работая над пьесой, попытайтесь ответить на вопрос: «Что двигало композитором, при создании того, или иного шедевра?»;
  • учитесь у других, посещайте мастер-классы, семинары, уроки разных педагогов;
  • попробуйте сочинять сами;
  • самосовершенствуйтесь во всём!
Читайте также:  Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Исполнение – это выразительное раскрытие содержания музыки, а каким это содержание будет, зависит только от вас! Желаем творческих успехов!

Автор – Елена Лавренова

Исполнительство – тонкости и нюансы

Источник: https://music-education.ru/ispolnitelstvo-tonkosti-i-nyuansy/

Специфика музыкального исполнительства

Жизнь музыкального произведения в его исполнении, то есть в раскрытии его смысла через интонирование для слуша­телей…»2 — в этих словах академика Б. Асафьева ясно и точ-

1 Гуренко Е.Г. Указ. соч. — С. 109.

2 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971. — С. 264.

16 Глава 1. Исполнительское искусство

но сформулировано значение исполнителя в музыкальном ис­кусстве. Действительно, только с момента исполнения, кото­рое должно быть органичным продолжением и завершением композиторского замысла, начинается подлинная жизнь му­зыкального сочинения.

Отсюда понятна огромная роль испол­нителя в музыке, которого можно назвать соавтором произве­дения. Образы, созданные композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты, определяющиеся мировоз­зрением исполнителя, его творческой манерой, темперамен­том, фантазией, вкусом, уровнем мастерства.

В результате исполнительский художественный образ, с которым в значи­тельной степени связана оценка произведения слушателями, нередко обретает в нашем сознании самостоятельное значение, поскольку в нем могут выявляться такие ценности, которых не было в первичном образе.

Тем не менее первоосновой любо­го музыкального исполнения является нотный текст произве­дения, без которого исполнительская деятельность невозмож­на. Зафиксированный в нотной записи, он требует не просто грамотного прочтения, а угадывания, расшифровки намере­ний автора, а также тех сторон его музыки, о которых он мог и не подозревать.

Дело в том, что нотная запись — это всего лишь эскиз по сравнению с реальным звучанием музыки. Ха­рактерно в этом смысле высказывание известного американс­кого композитора А.

Копленда: «Некоторые исполнители с религиозным благоговением взирают на печатную страницу: каждая люфтпауза, каждое слигованное staccato, каждое мет-рономическое обозначение воспринимается ими как святыня. Я всегда колеблюсь, по крайней мере внутренне, прежде чем подорвать их доверчивую иллюзию.

Мне бы очень хотелось, чтобы наша нотная запись, наши принятые указания темпов и динамики были абсолютно точны, но справедливость требу­ет признать, что печатная страница — это всего лишь некое приближение к желаемому. Это лишь указание на то, насколь­ко близко в изложении на бумаге композитор подошел к сво­им сокровенным мыслям. И за пределами этого исполнитель предоставлен самому себе»1.

Однако несовершенство способов записи — не главный до­вод в пользу относительной самостоятельности исполнитель­ского творчества и исполнительской свободы. Гораздо важнее

1 Копленд А. Музыка и воображение // Сов. музыка. —1968. — № 4. — С. 120.

Специфика музыкального исполнительства

в этом смысле такая специфическая особенность музыкально­го образа, как многозначность.

Отдельные музыкальные средства — мелодические рисун­ки, ритмы, ладовые обороты, гармонии и т.д.

, являясь сред­ствами выражения (отражения композитором действительно­сти), а следовательно, средствами содержательными, не имеют раз и навсегда заданных, фиксированных выразительно-смыс­ловых значений: одно и то же средство может применяться в неодинаковых по характеру произведениях и содействовать различным, даже противоположным выразительным эффек­там. Каждое средство обладает своим кругом выразитель­ных возможностей, обусловленных как объективными свойствами и жизненными связями данного средства, так и сложившейся в ходе музыкально-исторического процес­са способностью этого средства вызывать определенные представления и ассоциации. Реализация же какой-либо извозможностей зависит всякий раз от контекста, в котором данное средство выступает. Так, в пределах даже одного го­лоса выразительный смысл, например, мелодического рисун­ка в огромной степени зависит от метроритма, темпа, ладо­вого значения тонов, регистра, тембра, динамики, способа извлечения звука, т. е. от всего комплекса, в который вклю­чено данное средство. Типичные интонационно-ритмические обороты, охватывая несколько элементов музыки, образуют некий простейший, как бы первичный, комплекс, существу­ющий в общественном музыкальном сознании в виде комп­лекса частичного, неполного, поскольку он охватывает не все элементы музыки, а лишь некоторые. Каждый такой комп­лекс в разных условиях может вызывать представление о раз­личном характере музыки. Например, чтобы движение по то­нам трезвучия, лежащее в основе многих классических тем, вызвало представление об активном, мужественном харак­тере, необходимо соблюдать метрическую акцентирован-ность, весомость звуков и связанную с этим соответствующую артикуляцию, известные темповые границы и достаточную громкость. В иных же условиях, например при спокойном темпе и ритме, умеренной динамике, такие ходы по тонам трезвучия могут вызвать представление об образе пастораль­ном, созерцательном.

Естественно, что в исполнительском мышлении содержа­тельно-выразительный смысл музыки связывается с истори-

18 Глава 1. Исполнительское искусство

чески сложившимися средствами или комплексом средств, причем исполнитель может трактовать эти средства по-свое­му, в соответствии со своим восприятием музыкального обра­за.

Именно многозначность музыкального образа и вытекаю­щая из нее возможность различной расшифровки одной и той же нотной записи и придает работе музыканта-исполнителя творческий характер, ибо каждое исполнительское прочтение того, что заложено «между строк» нотной записи, требует от исполнителя не только знаний и умений, но прежде всего ху­дожественного дара, интуиции, таланта.

Музыкально-исполнительский процесс включает два компонента, лишь отчасти друг с другом связанных, — по­стижение сути произведения (восприятие) и его передачу (воспроизведение). Второй, несомненно, зависит от первого, но отнюдь не вытекает из него.

Можно постичь сущность со­чинения, но не суметь выразить ее, поскольку для творчес­кого художественного воспроизведения требуются не только глубина и тонкость чувств, интуиция, аналитические дан­ные, но и специфические исполнительские способности — темперамент, вдохновение, артистизм, воля, техническое ма­стерство.

Многих людей отличает глубокое понимание музы­ки при отсутствии необходимых исполнительских данных, и наоборот, бывают случаи технически совершенного, но неин­тересного, формального исполнения, свидетельствующего о не­достаточном понимании исполнителем содержания произве­дения.

Сознавая это как объективную реальность, нужно тем не менее помнить, что только диалектическое единство глу­бокого восприятия и творческого воспроизведения, единство чувства и мысли, рационального и эмоционального предпо­лагают яркую, убедительную интерпретацию.

Мысль, не со­гретая чувством, может привести музыканта-исполнителя к надуманному, абстрактному, сухому исполнению. Но и чув­ство, не регулируемое сознанием, часто приводит исполни­теля к ложной чувствительности и сентиментальности.

Строго говоря, постижение произведения и передача его сути — это не просто компоненты исполнительского процес­са, а его последовательные этапы.

В свою очередь каждый из них включает относительно самостоятельные разделы.

Пости­жение подразумевает изучение произведения во всех деталях и создание на этой основе исполнительского замысла, испол­нительской концепции; под передачей имеется в виду реали-

Специфика музыкального исполнительства 19

зация этого замысла в процессе репетиционной работы и в ходе публичного концертного выступления.

Такова общая структура музыкального исполнительства.

Сутью же его является творческая художественная интерпре­тация музыкального произведения, проявляющаяся в озвучи­вании, произнесении, интонировании музыкального текста для слушателей с помощью специфических исполнительских музыкально-выразительных средств: тончайших интонацион­ных нюансов, агогических, динамических, тембровых и тем­повых отклонений, разнообразных способов звукоизвлечения и артикуляции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_30399_spetsifika-muzikalnogo-ispolnitelstva.html

Аутентичное исполнительство

Авторы: С. Н. Лебедев

АУТЕНТИ́ЧНОЕ ИСПОЛНИ́ТЕЛЬСТВО, аутентизм (от позднелат. authenticus, от греч. αὐϑεντιϰός – подлинный, достоверный), направление в музыкальном исполнительстве 20–21 вв. Ставит своей задачей исполнение музыки прошлого, по возможности наиболее точно соответствующее оригинальным представлениям об этой музыке.

Под аутентичным исполнительством чаще всего подразумевают интерпретацию музыки композиторов барокко и венской классической школы, а также романтизма, Возрождения, Средневековья и др. исторических эпох и стилей.

В англоязычных странах термину «Аутентичное исполнительство», который использовался при зарождении этого направления, ныне предпочитают термин «исторически осведомлённое исполнительство» (англ.

historically informed performance, HIP), который акцентирует необходимую осведомлённость музыканта в исполнительской технике, настройке инструментов, учебно-методических и теоретических концепциях (например, риторики музыкальной), условиях функционирования музыки в церкви и при дворе и др. особенностях, составляющих специфику той или иной старинной музыкальной композиции.

Наиболее важной составляющей аутентичного исполнительства является интерпретация оригинала. Она понимается не столько как воспроизведение («озвучивание») нот, сколько как творческая реконструкция. Под интерпретацией музыки Средневековья и раннего Возрождения (т. е.

до того момента, когда сложилась концепция музыкального произведения как «законченного и целостного» – opus perfectum et absolutum; см. Опус во 2-м значении) понимается даже «пересочинение» непосредственно в момент исполнения.

Оригиналы, сохранившиеся в той или иной исторической нотации (например, пьесы в жанре фантазии в итальянской лютневой табулатуре, григорианский градуал в готической нотации), аутентист стремится интерпретировать именно в формах табулатуры и невм, а не озвучивать их транскрипцию в привычной 5-линейной тактовой нотации.

При чрезвычайно бережном отношении к оригиналу аутентисты вместе с тем исходят из предпосылки, что в старинном нотном памятнике не содержатся важные детали практической реализации музыки.

«Историческая осведомлённость» в этих предпосылках предполагает умение определять состав и количество исполнителей (в том числе находить баланс вокального и инструментального начал), знание правил оснащения и настройки инструментов с учётом принятого в историческую эпоху эталона высоты (см. в статье Камертон), строя (см.

Строй музыкальный, Темперация) и настройки (см. Скордатура), выбор надлежащих темпов, владение стилистически достоверной импровизацией и орнаментикой, исполнительскими приёмами (штрихи, расстановка метрических акцентов –  «хорошие» и «плохие» ноты, агогика, динамика, артикуляция, контроль вибрато и др.

), навык непосредственно в процессе исполнения расшифровывать цифрованный бас (см. Генерал-бас, Бассо континуо). «Реконструируя» таким образом нотные памятники, аутентисты создают новые, в большей или меньшей степени дискуссионные, стилевые шаблоны. Например, в светской полифонической песне 16 в.

чаще всего важнейший (по мнению редактора исполнительской версии) голос фактуры поручают вокалисту, а остальные голоса распределяют среди инструментов – как если бы это была пьеса гомофонного склада (см.

Гомофония); часто такую песню целиком аранжируют для ансамбля инструментов и значительно реже исполняют вокальным ансамблем а капелла (при том, что именно последний состав отмечается в исходном нотном памятнике). В целом нотация старинного оригинала в совокупности с названными и иными предпосылками его реконструкции/пересочинения открывают простор для многообразных исполнительских экспериментов.

Наиболее явно аутентичное исполнительство обнаруживает себя в использовании старинных, или «исторических», музыкальных инструментов: виолы да гамба, барочной скрипки (с жильными струнами, «аутентичным» смычком), клавесина, молоточкового фортепиано (хаммерклавира), натуральных труб и валторн (например, corno da caccia), цинка, старинных разновидностей флейты (например, блокфлейты) и мн. др. При этом «историческими» (англ. period instruments, франц. instruments d'époque) аутентисты называют как оригинальные инструменты, так и современные их копии, созданные по образцу (также на основе чертежей и описаний в теоретических трактатах) оригинальных. «Идеальным» считается исполнение старинного сочинения на подлинном историческом инструменте, например, барочной клавесинной сюиты — на клавесине из мастерской династии Рюккерс, органной фантазии — на органе А. Шнитгера и др.

К области аутентичного исполнительства относится исполнение высоких («женских») вокальных партий, написанных для певцов-кастратов,  мужскими голосами (контратенорами) вместо женских. В некоторых региональных традициях церковной полифонии Возрождения и барокко сопрановый голос (например, mean в английской хоровой музыке 15–16 вв.) поручается мальчикам-дискантистам.

Читайте также:  11 трюков и фишек для ableton operator

В целом аутентичной считается реализация хоровой и оркестровой музыки небольшими составами – камерным хором и камерным оркестром (фактически ансамблем, ныне часто именуемым «барочным оркестром»), поскольку массивный симфонический оркестр и большой хор не были присущи старинной музыке. Наиболее радикальные аутентисты (Дж. Рифкин, Э. Паррот, К. Юнхгенель, С. Кёйкен, «Пёрселл-квартет») пропагандируют метод исполнения барочной хоровой музыки, который они описывают как «один голос на одну партию» (англ. one voice per part, сокращённо OVPP).

В области музыкального театра принципы исторической достоверности нередко сводятся к музыке и не распространяются на сценографию и хореографию. При том, что в 1970-е гг. были созданы знаменитые образцы аутентичных оперных постановок Н.

Арнонкура и Ж. П. Поннеля, в постановках барочных опер и балетов последних десятилетий часто применяются эпатажные костюмы и декорации в духе постмодернизма (например, постановка оперы Ж. Ф.

Рамо «Галантные Индии» в Большом театре Бордо, 2014).

Интерес к «подлинному» воспроизведению старинной музыки возник на рубеже 19–20 вв. Основателем движения традиционно считается британский музыкант А. Долмеч.

Во Франции в 1901 возникло «Общество концертов на старинных инструментах» (Société de concerts des instruments anciens), наиболее активным участником которого был А. Г. Казадезюс. В Германии аналогичное общество (Vereinigung für alte Musik) основал в 1905 виолончелист К.

 Дёберайнер, много сделавший для возрождения в концертной практике виолы да гамба. А. Швейцер в 1900-х гг. выступил инициатором исполнения органной музыки старых мастеров на историческом органе.

Эта инициатива позднее была подхвачена органистами и органостроителями Германии, где она вылилась в мощное антиромантическое движение Orgelbewegung, которое шло под лозунгом «Назад к Зильберману!» (см. Зильберман).

 «Аутентичные» тенденции наблюдались и в западной науке. Так, в 1931 А. Шеринг аргументировал исполнение хоровых сочинений И. С. Баха камерным составом из 12 человек (впрочем, тогда его аргументы не были услышаны). Возрождению клавесина как концертного инструмента способствовала концертная и педагогическая деятельность В. Ландовской.

В 1933 американский музыковед и дирижёр С. Кейп основал в Париже ансамбль «Pro musica antiqua» со специализацией на музыке Средневековья и Возрождения, с которым успешно работал до 1965 (с перерывом в годы 2-й мировой войны).

В 1952 популярность ансамбля Кейпа послужила стимулом для создания первого профессионального ансамбля старинной музыки аналогичного названия (позднее сокращённого до «Pro musica») под руководством Н. Гринберга (США). Начиная с 1950-х гг. на первый план вышли корифеи современного HIP-движения Т. Дарт, Г. Леонхардт, Н. Арнонкур, Т.

Копман, братья Кёйкен, Ф. Брюгген, Ф. Херревеге, Дж. Э. Гардинер, К. Хогвуд, Р. Гёбель, Р. Якобс, У. Кристи, ансамбли средневековой музыки «Alla Francesca», «Gothic Voices», «Micrologus», «Органум», «Sequentia» и др. В 1980–1990-е гг. начали концертную деятельность представители нового поколения аутентистов, среди них К. Руссе, М. Судзуки, Д.

 Фазолис, в 2000-х гг. выдвинулись В. Дюместр, К. Плюхар, Р. Пишон, Э. Аим.

Многие аутентисты, по мере того как ширилось их общественное признание, организовывали и возглавляли собственные ансамбли/оркестры старинной музыки, среди наиболее известных — «Cappella Coloniensis» (Кёльн, 1954; старейший «барочный оркестр»), «Concentus Musicus Wien», «Collegium Vocale Gent» (1970), «[La] Petite Bande», «Musica Antiqua Köln», кембриджская Академия старинной музыки (1973), парижская «La Chapelle royale» (1977 – кон. 1990-х гг.), «Английские барочные солисты» (1978), «[Les] Arts florissants», Берлинская академия старинной музыки (1982), «[Il] Giardino Armonico», Оркестр века Просвещения, Фрайбургский барочный оркестр, «[Le] Concert des Nations», «Японская Бах-коллегия» (1990), «Лирические дарования», Амстердамский барочный оркестр и хор (1992).

В СССР у истоков аутентичного исполнительства стояли существующие поныне ансамбли «Мадригал» (1965, Москва, основатель А. М. Волконский) и «Hortus musicus» (1972,  основатель А. Мустонен). Значительный вклад в развитие аутентичного исполнительства в России внесли клавирист А. Б. Любимов, скрипачи Т. Т. Гринденко (во главе ансамбля «Академия старинной музыки») и Н. В.

Кожухарь (во главе ансамбля «The Pocket Symphony», 1994, Москва), ансамбли «Musica Petropolitana» (1990, Санкт-Петербург), камерные оркестры «Pratum integrum» под руководством П. Г. Сербина (2003, Москва), «MusicAeterna» под руководством Т. Курентзиса (2004, Новосибирск, с 2011 в Перми), возрождением отечественной музыки 18 в.

занимается ансамбль «Солисты Екатерины Великой» (Санкт-Петербург, 2002).

Развитию и популяризации аутентичного исполнительства способствуют международные фестивали старинной музыки, среди которых наиболее известны  Инсбрукские недели старинной музыки, Фестиваль барочной музыки в Амбронé (Амброне фестиваль), Бостонский фестиваль старинной музыки (с 1980, один раз в два года), Бонский фестиваль барочной оперы, «Oude Muziek» в Утрехте (Нидерланды; с 1982, ежегодно), Лондонский фестиваль барочной музыки (с 1984), летний фестиваль барочной и классической оперы в Дротнингхольмском придворном театре (с нач. 1990-х гг., ежегодно), «Laus Polyphoniae» в Антверпене (с 1994, ежегодно), «Earlymusic» в С.-Петербурге (с 1998, ежегодно), Брайтонский фестиваль старинной музыки (Брайтон-и-Хоув, Великобритания; с 2002, ежегодно). Выступлениями аутентистов часто сопровождаются праздники и фестивали, связанные со старинными традициями народов и регионов Европы, например «Calendimaggio» (Майский праздник) в Ассизи (Италия).

В ряде западноевропейских стран организовано профессиональное обучение аутентичному исполнительству, иногда обособленное от традиционных академических дисциплин.

Среди наиболее авторитетных институций – базельская «Схола канторум» (1933, ныне в составе Базельской музыкальной академии), Центр барочной музыки в Версале (1987), факультеты старинной музыки в Гаагской и Амстердамской консерваториях.

Источник: https://bigenc.ru/music/text/4865682

«Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика»

Человеческая деятельность реализуется в двух наиболее общих формах – практической и духовной. Результатом первой являются изменения в материальном общественном бытии, в объективных условиях существования; результатом второй – изменения в сфере общественного и индивидуального сознания.

В качестве особого типа (вида или рода) духовной деятельности эстетики и философы выделяют так называемую художественную деятельность, понимаемую ими как практически-духовную активность человека в процессе создания, воспроизведения и восприятия произведений искусства.

Искусство же они определяют как один из способов духовного освоения мира, «специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, представляющую собой отражение действительности в художественных образах», а произведение искусства или художественное произведение – как «продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его создателя-художника и который отвечает определенным критериям эстетической ценности». Если же рассматривать произведение искусства как некую предметно-физическую организацию, то нужно отметить, что оно выступает как особая материальная конструкция, которая создается и существует как сочетание звуков, слов или движений, как соотношение линий, объемов, цветовых пятен и т. п. Разумеется, целиком свести произведение искусства к этой материальной конструкции нельзя. Тем не менее художественное произведение неотделимо от своей материальной плоти, равно как и от средства того искусства, к которому принадлежит.

Известно, что все виды искусства, несмотря на различия в способе создания художественных ценностей, характере и типе образности, взаимосвязаны и имеют много общего как в самом процессе выражения, так и в организации средств выражения. Однако для того чтобы сконцентрировать внимание на сущности исполнительского искусства, необходимо прибегнуть к сравнению и классификации искусств, выделяя тот иди иной существенный для данной группы признак.

Существует много вариантов классификации искусств. Их группируют по способам существования, восприятия, средствам воплощения: например, разделяют на «зрительные» (т. е.

воспринимаемые глазом) и «слуховые» (воспринимаемые слухом); на искусства, использующие природный материал – мрамор, дерево, металл (скульптура, архитектура, прикладное искусство), и искусства, применяющие в качестве материала слово (художественная литература), и, наконец, искусства, где в качестве материала выступает сам человек (исполнительские искусства); на искусства «пространственные», «временные» и «пространственно-временные»; «односоставные» и «синтетические», «статичные» и «динамичные».

Применительно к теории исполнительства последняя классификация может рассматриваться в качестве основания для дальнейшего познания специфики этого вида искусства.

В самом деле, каждый вид искусства имеет либо процессуально-динамический (временной), либо статический характер. Разделив (разумеется, условно) искусства на «статичные» и «динамичные», мы легко обнаружим их различия.

Первые обладают пространственной формой существования в виде «произведений-предметов» (живописное полотно, архитектурное сооружение, скульптурная композиция, изделие декоративно-прикладного искусства и т. д.

), вторые имеют временной или пространственно-временной характер и воспринимаются как «произведения-процессы» (танец, театральное действие, музыкальная пьеса и т. д.).

В «статичных» искусствах результатом художественной деятельности является конкретный, единичный и, как правило, уникальный предмет, обладающий художественной ценностью. Здесь царит оригинал. Правда, находится место и для копии. Но располагается она на «внушительном расстоянии», что подчеркивает существующие между ними различия и даже их несоизмеримость.

К тому же в «статичных» искусствах творческий акт создания художественных ценностей может быть совершенно не связанным с их воспроизведением.

В «динамичных» же искусствах процесс создания художественных ценностей и процесс воспроизведения неразрывны и как бы переливаются один в другой: первый на заключительной стадии вбирает в себя частицу второго; в свою очередь процесс воспроизведения обязательно включает в себя элементы созидания.

Иначе говоря, в отличие от «статичных», в «динамичных» искусствах в системе «автор» творческий акт не завершается. Художественное проектирование выполняется здесь в своих главных чертах, образуя основу произведения-процесса. Вследствие этого возникает необходимость в завершающей стадии, где происходит мысленная конкретизация продукта творческой деятельности автора произведения.

Эта стадия художественного проектирования в «динамичных» искусствах передается исполнителю. Причем спроектированная автором духовная основа произведения может «овеществляться» в бесконечном многообразии правомерных исполнительских вариантов, в каждом из которых в то же время реализуется и вторая стадия художественного проектирования, конкретизирующая продукт авторского творчества.

Отсюда следует, что в «динамичных» искусствах художественная деятельность бывает первичной и вторичной. Первая охватывает деятельность автора произведения (композитора, хореографа, драматурга), вторая – главным образом деятельность исполнителя (певца, танцора, актера).

Понятия «первичность» и «вторичность» в художественной деятельности нужно понимать и использовать только в их соотнесенности. Первичность художественной деятельности существует только в отношении к деятельности вторичной, и наоборот.

Значит они проявляются исключительно в парных взаимосвязях, таких, например, как «драматург – режиссер», «драматург – актер» или «драматург – исполнители» (режиссер и актеры в их единстве).

Вторичность исполнительства определяется тем, что исполнение состоит в творческом воссоздании произведения – результата первичного процесса творчества.

На современном этапе развития исполнительство – это творчество на основе уже готового текстового материала, первоначально созданных художественных образов, тогда как объектами воплощения первичного художественного творчества служат, как правило, внехудожественные явления действительности. Таким образом, исполнение есть как бы вторичное отражение действительности, отражение посредством творческого воспроизведения продукта первичного отражения.

В «статичных» и «динамичных» искусствах первичная и вторичная деятельность существенно различаются. Если в «статичных» искусствах первичная художественная деятельность бывает только самостоятельной, а вторичная – только «несамостоятельной», то в «динамичных» искусствах и та и другая являются относительно самостоятельными.

Так, например, музыкант-исполнитель не может обойтись без композитора. Но и композитор, в свою очередь, нуждается в инструменталистах и певцах. То же самое относится к драматургу и актеру, балетмейстеру и танцору. Только особое сотрудничество автора и исполнителя способно породить полноценное искусство.

Читайте также:  Фортепианное творчество балакирева

В первичном творчестве действительность выступает опосредованной через личность художника. В творчестве же исполнителя действительность выявляется опосредованной как бы вдвойне.

Образы, созданные писателем, поэтом, композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты и краски, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его индивидуальностью, творческой манерой, талантом, мастерством.

В зависимости от своего индивидуального склада исполнитель подчеркивает или затушевывает те или иные черты первичного образа. Такая возможность появляется у него потому, что одной из главных особенностей первичного образа является его многозначность, позволяющая найти многие варианты исполнительского воплощения.

Каждый артист, вольно или невольно, приносит в первичный образ нечто свое.

Отсюда следует, что исполнение – это не только воспроизведение первичного художественного образа, но и перевод его в качественно новое состояние – исполнительский художественный образ, самостоятельность которого по отношению к первичному образу все же относительна.

В то же время и первичный образ также не может считаться абсолютно независимым от исполнения, коль скоро речь идет об исполнительских искусствах. Он несет в себе необходимые предпосылки образа исполнительского, его реальную возможность, исполнительство же есть претворение этой возможности в действительность.

Итак, исполнительское искусство есть «вторичная, относительно самостоятельная художественно-творческая деятельность, заключающаяся в процессе материализации и конкретизации продукта первичной художественной деятельности». Это определение выявляет границы исполнительского искусства, но не исчерпывает всех его особенностей.

Так, наряду со вторичностью и относительной самостоятельностью творческой деятельности необходимо наличие творческого посредника между создателем художественных ценностей и воспринимающим субъектом (публикой).

Другой важной чертой исполнительства является то, что в большинстве случаев исполнение есть непосредственный акт творчества, который совершается перед слушателями, зрителями сейчас, в данный момент. К тому же публичное выступление артиста объединяет в себе и творческий процесс и продукт этого процесса.

Совпадение деятельности и ее результата также относится к характерным особенностям исполнительства. Известно, что ошибку, допущенную во время публичного выступления исполнителя, уже невозможно исправить, что свидетельствует о необратимости исполнительского процесса.

С этой чертой связана другая особенность исполнительского творчества – невоспроизводимость процесса публичного выступления, поскольку абсолютно точное его повторение невозможно. Наконец, интересной и важной особенностью исполнительского искусства является наличие прямых и обратных связей интерпретатора с аудиторией. Благодаря этому возникает возможность непосредственного влияния публики на ход творческого процесса.

Все эти признаки весьма существенны для характеристики исполнительского искусства. Но самой главной чертой, определяющей его специфику, является наличие художественной интерпретации, под которой мы понимаем исполнительскую трактовку продукта первичной художественной деятельности.

Интерпретация – центральное понятие эстетики исполнительского искусства. Оно вошло в обиход в середине XIX в. и употреблялось в художественной критике и искусствознании наряду с термином «исполнение».

Смысловое значение понятия «интерпретация» заключало в себе оттенок индивидуализированного прочтения, своеобразия артистической трактовки, тогда как значение слова «исполнение» ограничивалось строго объективной и точной передачей авторского текста.

Долгое время соперничество этих терминов в теории исполнительства проходило с переменным успехом, что было связано в основном со сменой представлений о роли интерпретатора в музыке.

Там, где художественная практика начинала отвергать формально точное воспроизведение композиторской мысли и в противовес этому всячески стимулировать индивидуальность, творческую самостоятельность дирижера, инструменталиста, певца, термин «интерпретация» постепенно вытеснял из употребления понятие «исполнение».

И наоборот, абсолютизация исполнительской свободы, субъективистский произвол, приводящие к искажению содержания и формы произведения и замысла автора, немедленно вызывали активное противодействие. Тут же вопрос о необходимости точного следования авторскому замыслу приобретал особую остроту, и употребление термина «исполнение» вместо понятия «интерпретация» считалось более оправданным и закономерным.

Вместе с тем, при всем своеобразии смыслового содержания этих понятий, они долгое время указывали на один и тот же объект, отсылали к одному и тому же явлению.

И «интерпретация», и «исполнение» обозначали продукт исполнительской деятельности – другими словами, то, что отзвучало в процессе живого интонирования. Позднее в понимании этих терминов появились различия.

Суть их сводилась к тому, что слово «исполнение» по-прежнему означало продукт исполнительской деятельности, тогда как «интерпретация» – лишь часть этого продукта, представляющую собой творческую, субъективную сторону исполнения.

Таким образом, исполнение мысленно расчленялось на объективный и субъективный «пласты», первый из которых связывался с творчеством автора, а второй (собственно интерпретационный) – с творчеством исполнителя.

В целом же взгляды на «интерпретацию» и «исполнение» обнаруживают одну общую черту. Как правило, интерпретация не выводится за рамки исполнения и либо целиком отождествляется с ним, либо характеризуется как одна из его сторон.

При этом и исполнение и интерпретация неразрывно связываются с продуктом исполнительской деятельности. Однако исполнительская деятельность в целом и ее продукт, результат могут и не совпадать.

Это тем более относится к интерпретации, которая в системе исполнительской деятельности проявляется на различных ее этапах, охватывая:

  • 1) протекающий в сознании артиста процесс построения собственной исполнительской концепций;
  • 2) действия, направленные на ее реализацию;
  • 3) «овеществленную» исполнительскую трактовку, реализованную в живом звучании.

Как видим, художественную интерпретацию правомерно рассматривать и как исполнительскую деятельность, и как ее результат, и как акт, предваряющий непосредственную деятельность и связанный с формированием исполнительского замысла. Но как бы мы ее ни рассматривали, именно художественная интерпретация является тем критерием, с помощью которого можно отделить исполнительское искусство от прочих видов художественной деятельности.

Установление этого специфического сущностного признака позволяет точнее сформулировать содержание данного термина.

«Исполнительское искусство есть вторичная, относительно самостоятельная художественная деятельность, творческая сторона которой проявляется в форме художественной интерпретации». Эта формулировка, принадлежащая Е. Г.

Гуренко, наиболее точно выявляет специфику и своеобразие исполнительства и может быть использована в качестве основы для познания специфики музыкального исполнительства.

Философский словарь. – М., 1980. – С. 135.

Эстетика: Словарь. – М., 1989. – С. 274.

Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации. – Новосибирск, 1982. – С. 3.

Напомним, что первоначальный смысл термина «интерпретация», часто употребляемого как синоним слова «исполнение» – interpretatio (лат.), означает именно и только истолкование, объяснение, прочтение.

Гуренко Е. Г. Указ. соч. – С. 109.

Источник: https://www.livelib.ru/book/3098/read-horovoe-ispolnitelstvo-teoriya-metodika-praktika-vladimir-leonidovich-zhivov/~5

Тонкости и нюансы организации выездной церемонии : Невеста.info : 3 комментариев

Свадебный сезон набирает обороты, а вместе с ним, набирает обороты, и, уже неотъемлемая часть свадебного дня – это выездная церемония.

О том, что выездная церемония бракосочетания — красивая европейская традиция, знает наверняка любая современная невеста,???? и к счастью, последние годы такая церемония стала естественным явлениям на наших свадьбах.

Но все же, мне часто поступают звонки, с вопросами об выездных церемониях и их необходимости в свадебный день и деталях их организации!

Поэтому мне хочется рассказать о важных моментах выездной церемонии, учитывая свой более чем 11 летний опыт организации и проведения ВЦ, чтобы Вы, наши любимые будущие молодожены, смогли сделать для себя правильный выбор!????

И так, сегодня хочу поговорить о том, какими же преимуществами обладает выездная церемония?
Пресловутый советский конвейерный подход ЗАГСа – где каждой паре уделяется максимум 10-15 минут, перед которыми нужно томиться в казенных стенах в ожидании своей очереди – подарит мало позитивных эмоций. ????‍♀️
А если задуматься о том, что штамп в паспорте, это всего лишь документальная формальность, примерно такая же, как и взять в ЖЕКе форму 3 – тогда такие томительные ожидания, устаревшие интерьеры, заурядные безликие тексты совсем теряют свой смысл. А если еще и представить что вместе с Вами томятся Ваши гости, с букетами и подарками в руках – которых нужно развлекать, чтобы они не заскучали… мне лично, рисуется картинка из советских фильмов… ну, возможно все это и будет уместно, в случае если Вы планируете свадьбу в ретро стиле, времен 80-90гг.????

Выездная церемония (ВЦ) лишена всех этих недостатков, и, избавляет Вас от ЗАКСовской суеты и ожиданий – она позволит Вам почувствовать всю трогательность и уникальность момента – момента рождения Вашей семьи!

Во- первых, это красиво, ведь оформление зоны ВЦ в точности соответствует стилистике и цветовому решение всего Вашего торжества.
Во-вторых проведения ВЦ может происходить в самых разных местах – под открытым небом, в ресторане, на лесной поляне, на солнечном морском побережье, на футбольном поле, на тихой пристани возле озера, возле старинного замка, дворца или усадьбы на красивой террасе, или палубе корабля… да хоть на крыше небоскреба (и даже под водой) тут нет ограничений – можно воплотить в жизнь любую Вашу фантазию!
Вместе со своими парами я всегда уделяю особое внимание выбору лучшего места проведения именно их ВЦ (и об этом я подробно расскажу в следующих публикациях).
А также очень важный момент, это сценарий проведения… согласитесь, если у Вас торжество, например, в морском стиле, то заурядный классический текст ВЦ и сценарий будет смотреться неуместно, и, может испортить всю концепцию мероприятия в целом. ВЦ нам дает уникальную возможность проработать все до деталей и мелочей – начиная от дресс-кода церемониймейстера, музыкального сопровождения, заканчивая уникальным индивидуальным текстом, который будет прописан именно для Вас и Вашего торжества, и, в точности будет передавать не только стиль всего мероприятия, но и историю Вашей пары, те подлинные чувства, эмоции, которые Вы испытываете к друг другу.

Помните, на выездной церемонии очень важно создать именно Вашу атмосферу????

, подобрать нужные слова, которые будут органичны в целом для Вашей пары и Вашей истории любви!
Это создаст самый важный и трогательный момент свадебного торжества!
Ведь именно в этот момент рождается новая семья, именно в этот момент родные и близкие, затаив дыхание, любуются молодоженами, и счастливы за них, именно этот момент останется в памяти на всю жизнь!

И в конце концов – возможно это и банально, но всё же – ВЦ – это красивая церемония БРАКОСОЧЕТАНИЯ!!!! Момент официального рождения Вашей семьи, она задает тон всему торжеству, придает смысл и праздничное настроение для Вас и Ваших гостей – это то, что Вы потом с родными и близкими отмечаете на праздничном банкете, а если многие гости не присутствовали на регистрации брака (как это бывает в случае регистрации в ЗАГСе) – тогда что мы отмечаем? Свадебное торжество приобретает облик простого банкета… (в дальнейшем мы с Вами также поговорим о том, на какие моменты необходимо обратить внимание при организации именно свадебного банкета).

И не забывайте, что Вам следует провести предварительную регистрацию в ЗАГСе в тот день, который Вас устроит,(это всего лишь документальная формальность, поэтому пресловутый «штамп в паспорте» можно поставить в любой будничный день), а уже затем передать церемониймейстеру свидетельство о регистрации брака, и готовиться к незабываемому событию, которое подарит вам море приятных, ярких и счастливых моментов!❤️

Источник: https://www.nevesta.info/blogs/posts/142962/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector