Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Ирландская национальная музыка сегодня популярна не только в стране изумрудного острова, а и во всем мире. Многие популярные исполнители включают в свой репертуар кельтскую музыку и ирландский фолк.

Музыкальные инструменты Ирландии

Как красиво и мелодично звучит ирландская музыка в современной обработке! Многие коллективы при исполнении такой музыки используют народные инструменты Ирландии.

Национальные музыкальные инструменты Ирландии:

  1.  Флейта тинвистл.
  2.  Ирландская скрипка Фиддл.
  3.  Ирландская арфа.
  4.  Ирландская волынка.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанрыФлейта тинвистл – вид флейты, который придумал простой чернорабочий Роберт Кларк. Так как флейты из дерева стоили дорого, Роберт начал делать эти музыкальные инструменты из покрытой оловом жести. Флейты Роберта Кларка стали называть «тинвистлами».

Они очень быстро стали популярными. Успех был просто ошеломительный. Простой рабочий Роберт Кларк стал очень богатым и знаменитым. Сегодня флейта тинвистл имеет статус национального инструмента.

Скрипка Фиддл – ирландский аналог скрипки.

История появления этого музыкального инструмента очень необычна и интересна.

В давние времена на одном из кораблей, приплывших к берегам Ирландии, находились в большом количестве дешёвые скрипки. Любопытному ирландскому народу стало интересно, что же это за инструмент. Не было человека, который бы обучил игре на скрипке. Поэтому, ирландцы начали осваивать технику самостоятельно.

Получилось так, что они все делали не так, как нужно: неправильно держали инструмент, канифоли струны, вместо того, чтобы канифолить смычок. В результате всего этого появилась новая ирландская манера игры на скрипке.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанрыИрландская арфа – геральдический символ и национальная эмблема Ирландии. Ирландская национальная музыка известна во всем мире благодаря знаменитой арфе. Этот инструмент во все времена любили и почитали в Ирландии. Во времена кельтских вождей самым почитаемым человеком, после вождей и бардов, считался арфист. Арфисты играли на великолепных золотых инструментах, украшенных драгоценными камнями. Во время войны арфисты поднимали боевой настрой, поощряли к сражению с врагом.

Сказочные струны арфы, играющие прекрасные народные ирландские мотивы, и сегодня словно переносят в давние средневековые времена, завораживают так, что теряется чувство реальности.

Ирландская волынка – любимый инструмент музыкантов. Она не похожа на волынки Западной Европы: воздух в трубки ирландской волынки нагнетается при помощи специальных мехов, а не легкими музыканта. Ирландские волынщики по праву носят гордое имя – «короли народной музыки».

Ирландская волынка чаще всего звучала при исполнении ирландской народной музыки. Сегодня, учитывая усовершенствование инструмента и техническое мастерство исполнителей, звуки волынки можно услышать во многих музыкальных стилях.

Ирландская музыка, ирландский фолк представлены двумя видами жанров:

  •  вокальными;
  •  танцевальными.

Вокальные жанры народной ирландской музыки

Любимый вокальный жанр ирландцев – баллада. Это очень поэтичный жанр, это сказка, рассказываемая в стихах. Такие рассказы – песни повествуют о жизни, о любви, о мужестве, прославляют героев. И все это повествование происходит под аккомпанемент знаменитой ирландской арфы. Это очень похоже на исполнение русских былин с гуслями.

Источник: http://www.volynki.ru/?p=30113

Английская народная музыка: неизменный дух традиций

Английская народная музыка как часть английского фольклора формировалась под влиянием исторических событий разных эпох, культурных традиций и эстетических предпочтений жителей отдельных областей страны.

Своими корнями английский фольклор уходит в мифологию народов, из которых сформировалась английская нация – англов, саксов, юты, а также кельтских и германских племен. Тесное соседство с Ирландией, Уэльсом, Шотландией не могло не отразиться на сходстве мотивов и родственности тематики и персонажей фольклора этих стран с английским народным творчеством.

Тематика и персонажи английского фольклора

О чем и о ком поется в народных песнях Англии? Давайте перечислим несколько главных образов:

  • Одним из центральных персонажей английского эпоса является король Артур – легендарный предводитель бриттов в борьбе против завоевателей. Неопровержимых подтверждений его исторического существования нет, но множество мифов и легенд о нем и его доблестных рыцарях круглого стола стало неотъемлемой частью английского фольклора.
  • Ещё одним героем английских баллад и легенд, реальность существования которого остается спорной, является Робин Гуд – знаменитый предводитель разбойников, грабивших в Шервудском лесу богачей и отдававших награбленное бедным и нуждающимся.
  • Кроме того, английский фольклор так же, как и шотландский, изобилует множеством причудливых сказочных персонажей – духов, призраков, демонов, домовых, драконов и прочих мифологических существ. К последним относятся эльфы, тролли, людоеды, ведьмы.

Таким образом, фольклор освещает, как правило, героику освободительной борьбы или романтические образы благородных защитников притесняемого класса, а также воспроизводит некоторые языческие поверья и сказания дохристианского периода истории Англии.

Песенные жанры английской народной музыки и их особенности

Хронологически обособление народной музыки Англии как отдельного культурного пласта совпадает с прибытием англов на острова в V веке н. э.

Поскольку запись музыки в то время не велась, то представление о форме и содержании ранних народных английских песен мы имеем достаточно обобщенное.

Позже на основе традиционных английских песен сформировались такие жанры, как кэрол, джига, шанти, хорнпайп.

Кэрол в настоящее время ассоциируется с рождественской песней, хотя на самом деле диапазон этого жанра намного шире: это может быть сочетание светских и духовных, или так называемых паралитургических песнопений, в которых используются библейские сюжеты и неканонические тексты с прославлением Иисуса Христа. Кроме того, существует множество застольных, колыбельных, детских песен в жанре кэрол.

Одним из самых известных песенных жанров английской народной музыки является баллада.

В разные исторические периоды баллады воспевали национальных героев (короля Артура или Робина Гуда, к примеру) и имели повествовательный сюжет в эмоциональном романтическом обрамлении.

Баллада, как и кэрол, первоначально исполнялась в сочетании с хороводным танцем (round-dance) и только впоследствии отпочковалась, как самостоятельный песенный жанр.

Морские песни шанти имели изначально два предназначения: согласовывать движения моряков при выполнении ими каких-либо корабельных работ и скрашивать однообразный и монотонный досуг после тяжелой работы. Песни этого жанра отличаются характерным акцентированием на определенные слова, во время которого моряки делали синхронное усилие (рывок каната, например).

«Зелёные рукава» или «Green sleeves» – одна из наиболее известных английских народных песен, дошедшая до нас из средневековья. Загадочная и чарующая мелодия погружает слушателя в эпоху доблестных рыцарей и прекрасных дам. Авторство песни иногда отдают королю Генриху VIII, якобы посвятившему её своей возлюбленной Анне Болейн. Давайте послушаем и вспомним эту мелодию.

Танцевальные жанры английской народной музыки и их особенности

Свое название английский народный танец джига позаимствовал у небольшой скрипки, на которой исполнялось музыкальное сопровождение танца.

Быстрая джига в размере 12/8 исполняется, как правило, мужчинами, выстроившимися в одну линию, символизирующую крепостную стену. Более женственный вариант танца исполняется в размере 9/8 и предполагает использование мягкой, эластичной обуви.

Техника исполнения джиги заключается в многочисленных прыжках, пируэтах, скольжениях, исполняемых в разных ритмах в зависимости от вида танца.

Ещё один английский народный танец – хорнпайп назван в честь другого музыкального инструмента – шотландского духового и имеет несколько разновидностей, среди которых наиболее известные – Rickets Hornpipe и The Ladies Hornpipe. Исполняется в различных ритмических рисунках и характерен раскачивающимися движениями лодыжек. Первоначально исполнялся только мужчинами, сегодня доступен и женщинам.

Танец Моррис (или танец с мечами) тоже первоначально исполнялся только мужчинами и представлял собой некое действо, посвященное празднованию Майского дня.

Историки полагают, что танец имеет языческие корни и возник на основе древних ритуалов. Исполняется под музыкальное сопровождение волынок и барабанов.

Многие англичане до сих пор верят, что танец Моррис приносит удачу как зрителям, так и исполнителям.

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Английские народные музыкальные инструменты

Разные исторические периоды обогатили коллекцию инструментария, используемого при исполнении английской народной музыки образцами, сделавшими звучание необычайно самобытным и своеобразным.

Один из них – лютня – струнный щипковый инструмент, пришедший в английский фольклор предположительно из аравийской культуры. Первоначально лютня имела 4-5 струн, в современном варианте инструмент может насчитывать до 35 струн, в связи с чем несколько видоизменилась и его форма.

  • Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры
  • Еще одним традиционным народным музыкальным инструментом Англии является так называемый hammered dulcimer (или цимбалы) – струнный ударный инструмент, устанавливаемый на подставке перед музыкантом, который для извлечения звуков пользуется специальными молоточками.
  • Достаточно часто при исполнении английского фольклора используются клавесин, труба, тамбурин, shawm (разновидность гобоя), hurdy gurdy (или колесная лира), скрипка и волынка.

Сегодняшний день английской народной музыки

Огромный вклад в систематизацию английского фольклора и сохранение культурного наследия внес Сесил Джеймс Шарп (1859-1924).

Этот английский педагог и музыковед сумел систематизировать материалы, собранные разными этнографическими группами и собрал уникальную многотомную коллекцию народных песен и баллад. Последователями Шарпа была продолжена его работа.

Сегодня интерес к английской народной музыке поддерживается путем проведения фольклорных фестивалей, а также проникновением народных мотивов в современную музыку.

Автор – Игорь Светличенко

Источник: https://muz-teoretik.ru/anglijskaya-narodnaya-muzyka/

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры, Музыкальный класс

Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Ирландская народная музыка – это тот пример, когда традиция становится популярной, ведь на данное время, как в самой Ирландии, так и за ее пределами, в том числе в странах СНГ, многие исполнители с большим удовольствием играют ирландский фолк или «кельт скую» музыку.

Конечно, стоит заметить, что большинство коллективов играют не совсем аутентичную для Изумрудного острова музыку, по большей части все композиции играются в современном стиле, просто с включением народных инструментов Ирландии. Давайте рассмотрим ирландскую музыку, но начнем с инструментов.

Как появилась флейта тинвистл?

Тинвистл – вид флейты, который обязан своим появлением простому чернорабочему Роберту Кларку (молодой инструмент, но успевший нахвататься популярности).

Он смекнул, что флейты из дерева сильно дороги и стал делать инструменты из жести, покрытой оловом.

Успех флейт Роберта (названных тинвистлами) был столь ошеломительным, что Роберт заработал на этом целое состояние, а его изобретение впоследствии получило статус национального инструмента.

Фиддл – ирландская скрипка

Есть любопытная истории о том, как в Ирландии появился фиддл – местный аналог скрипки. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами.

Ирландцы до конца не разобрались в технике игры на скрипке: держали не так, нужно, а вместо того, чтобы канифолить смычок – канифоли струны. Поскольку выход из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

Знаменитая ирландская арфа

Арфа является геральдическим символом и национальной эмблемой Ирландии, поэтому слава, которой достигла ирландская народная музыка, многим обязана именно арфе. Этот инструмент издавна был почитаем, на нём играл придворный музыкант, который сидел подле короля, а в часы войн ехал впереди войска и поднимал боевой дух своей музыкой.

  • Ирландская волынка – старая знакомая?
  • Ирландских волынщиков иногда величают «королями народной музыки», и ирландская волынка заметно отличается от волынок Западной Европы: воздух в трубки нагнетается не силой легких музыканта, а с помощью специальных мехов, как на гармошке.
  • Ирландская народная музыка славится как изумительными песнями, то есть вокальными жанрами, так и зажигательными танцами.

Наиболее известный танцевальный жанр – это джига (иногда говорят – жига, без начального «д»). В старину таким словом вообще называли всего лишь скрипку, на которой какой-нибудь деревенский музыкант играл для танцующей молодёжи. Видимо с той поры слово джига (или более обывательское — жига) привязалось к танцу, став одновременно и его названием.

Жига не всегда была одинаковой – сначала это был танец парный (танцевали девушки и юноши), затем он приобрёл юмористические черты и перекочевал из молодёжной среды к матросам. Танец стал сугубо мужским, быстрым и ловким, иногда не лишённым грубости (когда написались и шутили черезчур «шутливо», грубовато).

Другой популярный танцевально-музыкальный жанр — это рил, который тоже играют в быстром темпе.

Главное средство выразительности, различающее музыку джиги и музыку рила – это ритм, вокруг которого обвивается мелодия. Жига в этом отношении чем-то сродни итальянской тарантелле (из-за своих чётких триольных фигур на 6/8 или 9/8), а вот ритм рила – более ровный, почти лишённый остроты, идёт этот танец в двудольном или четырёхдольном размере.

Кстати, если жига – танец, который возник и сформировался в народной среде за довольно продолжительное время (время появления неизвестно), то рил, напротив, является искусственным, изобретенным танцем (его придумали примерно в конце XVIII века, потом он стал модным, ну а потом уж ирландцы не могли представить своей жизни без рила).

Читайте также:  Какие бывают стихотворные размеры?

В чём-то близкой рилу является полька – чешский танец, который завезли на кельтские земли солдаты и учителя танцев. В этом жанре двухдольный размер, как в риле и тоже важен ритм, как основа. Но если в риле важна ровность и непрерывность движения, то в польке, и вы это прекрасно знаете, в польке у нас всегда чёткость и разделённость (притопы).

Самым любимым вокальным жанром ирландцев является баллада. Этот жанр является также и поэтическим, потому что в своей основе содержит историю (эпос) о жизни или о героях, или, наконец, сказку, рассказываемую в стихах. Обычно такие рассказы-песни исполнялись под аккомпанемент арфы. Правда ведь, это всё напоминает русские былины с их гусельными переборами?

Одним из древних вокальных жанров в Ирландии был шан-нос

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/irlandskaya-narodnaya-muzyka-nacionalnye-muzykalnye-instrumenty-tancevalnye-i-vokalnye-zhanry-muzykalnyj-klass

Музыкальная культура ирландии и ее отражение в современной музыкальной культуре

Современная ситуация в мире характеризуется возрождением интереса к народной культуре различных национальностей. Одной из популярных является музыкальная   культура Ирландии.

Ирландия необычная, сохранившая много традиций страна, музыкальная культура которой оказывает влияние на историю музыки и в настоящее время. В последние годы достаточно популярными становятся ирландские мотивы, инструменты и танцы.

Особенности ирландской музыки обусловлены географическим положением страны, особенностями характера ее жителей и многими другими факторами. Рассмотрим некоторые из них.

Флаг является национальным символом Ирландии и представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикальных равновеликих полос: зелёной у древкового края полотнища, белой – в середине, и оранжевой – у свободного края полотнища.

Зелёный цвет символизирует католиков, оранжевый – протестантов, белый – мир между ними. Герб Ирландии представляет собой золотую арфу с серебряными струнами в лазоревом (синем) поле.

Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций.

Символом страны считается трехлистный клевер, потому – что клевер растёт в Ирландии повсюду. Клевер напоминает крест, которым Святой Патрик обратил Ирландию (кельтов) в христианство. Именно на нем он показал единство Отца, Сына и Святого Духа. Святой Патрик один из наиболее известных и почитаемых христианских святых, он – покровитель Ирландии.

Так же весьма интересен ирландский национальный характер. Отличить коренного ирландца от туриста можно по внешнему виду. Считается, что традиционная ирландская внешность – это ярко-рыжие волосы, веснушки и голубые глаза. Хотя предки ирландцев – кельты – были жгучими брюнетами, но любили красить волосы в рыжий цвет.

Также распознать ирландца можно по фамилии – по префиксам «О’», «Мак» и «Фитц» в начале. Чрезвычайная общительность и любопытство – их национальные черты. Ирландцы – одни из немногих жителей мира, которые и по сей день не променяли книги на телевидение. Ирландцы не просто читают, а с удовольствием сами пишут, особенно это касается поэзии.

В стране выпускается порядка нескольких десятков журналов, публикующих местную поэзию

Основу любой музыкальной культуры составляют музыкальные инструменты. Любопытно, что истинно ирландских инструментов нет, есть инструменты заимствованные, переделанные на своеобразный манер. Наиболее известными являются арфа, ирландская скрипка, тин вистл, боуран, волынка.

Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века. Археологи находят на территории Ирландии кельтские арфы, датируемые XII веком. Сохранившиеся древние экземпляры относятся к XV веку.

История инструмента тин вистл теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле. «Tin» — жестяной, whistle. 

Ирландская скрипка появилась благодаря следующей истории. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами. Поскольку выходцы из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

 Древнейшая ирландская волынка, пятого века, была крестьянским инструментом, в мешок которого воздух нагнетался ртом. В древних ирландских летописях встречаются упоминания о волынщиках-трубкодувах.

От шотландской волынки она отличается тем, что ирландцы усовершенствовали механизм инструмента, добавив в него несколько дополнительных клапанов и регуляторов, тем самым усложнив и не без того непростой инструмент.

Благодаря изменениям звучание волынки приобрело больше тембров, красок.

Боуран – ирландский бубен, применяемый, как правило, для ритмического сопровождения традиционной ирландской музыки, а также изредка для сольной игры.

Как и все народы мира, ирландцы не только играли на музыкальных инструментах, но и пели. Любимый вокальный жанр ирландцев – баллада. Это очень поэтичный жанр, это сказка, рассказываемая в стихах. И все это повествование происходит под аккомпанемент знаменитой ирландской арфы.

 Самым древним вокальным жанром в Ирландии считается шан-нос, представляющее собой импровизационное пение. Его отличительная особенность – большое количество распевов. Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения.

Самым известным танцевальным жанром считается джига. Изначально это был парный танец, который танцевали и девушки, и юноши. Чуть позже танец приобрел юмористические черты и его стали танцевать матросы. Джига – сугубо мужской танец, иногда с элементами некоторой грубости. Но сейчас его танцуют и девушки.

Рил – второй по популярности танцевально-музыкальный жанр. Музыка джиги и музыка рила отличается ритмом. Жига, благодаря своим четким триольным фигурам на 6/8 или 9/8, напоминает итальянскую тарантеллу. Ровный, без остроты рил отличается двудольным или четырёхдольным размером.

 Как и во всём мире, так и в Ирландии с течением времени музыка приобретала профессиональный характер. Люди стали обучаться нотной грамоте, узнавать о новых направлениях музыкальной мысли. Самые талантливые, любопытные и трудолюбивые стали в итоге знаменитыми на весь мир.

Майкл Уильям Балф – ирландский оперный певец, композитор, известный, в частности, оперой «Цыганка» (The Bohemian Girl) и кантатой «Мазепа».

Джон Филд – ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России. Джон Филд был создателем ноктюрна в нынешнем смысле этого слова.

Если в XVIII – начале XIX веков ноктюрнами называли близкое к кассации и инструментальной серенаде музыкальное произведение для духовых инструментов, то именно Джон Филд создал ноктюрн как жанр фортепианной музыки.

Достаточно популярны в современной мировой культуре ирландские музыкальные группы, исполняющие музыку в разных стилях. Охарактеризуем наиболее значительные из них.

The Cranberries – ирландская рок-группа, которая была основана в 1990 году.  Группа исполняет музыку в жанрах: альтернативный рок, фолк-рок, кельтик-рок, инди-рок. Самой известным произведением является песня «Zombie».

Уильям Рори Галлахер – ирландский блюз-рок-гитарист, автор многочисленных песен. По версии Британского журнала «Classic rock», Галлахер включён в список величайших гитаристов всех времён.

Крис де Бург – ирландский рок-музыкант, композитор. Его излюбленными жанрами является арт–рок, поп, софт–рок. Одной из известных композиций является песня «The Lady in Red».

В ирландском стиле играют следующие группы:

«Celtic dreams» – фолк, folk metal, celtic.   Spiritual Seasons – группа из Харькова, Украина, играющая ирландский и скандинавский фолк-рок. Dropkick Murphys – американская кельтик-панк-группа. Все участники Dropkick Murphys чтут культурные и исторические традиции ирландского народа.

Ирландская народная музыка – это тот пример, когда традиция становится популярной, ведь на данное время, как в самой Ирландии, так и за ее пределами, в том числе в странах СНГ, многие исполнители с большим удовольствием играют ирландский фолк или «кельтскую» музыку. Конечно, стоит заметить, что большинство коллективов играют не совсем аутентичную для Изумрудного острова музыку, по большей части все композиции играются в современном стиле, просто с включением народных инструментов Ирландии.

Список литературы:

  1. Ирландия и Ирландцы. На границе миров. ТЗТ анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://liveplanet.ru/91-all/293-irland (дата обращения: 25.03.2017)

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxi/76829

Музыкальная культура Ирландии

Слайд 1

Музыкальная культура Ирландии Выполнил: Масевнин И.Р.

Слайд 2

Ирла́ндия , — государство в Северной Европе, занимающее бо́льшую часть острова Ирландия . Название страны происходит от ирландского Éire — государство. Столица — город Дублин . Современная ситуация в мире характеризуется возрождением интереса к народной культуре различных национальностей. Одной из популярных является музыкальная культура Ирландии.

Ирландия необычная, сохранившая много традиций страна, музыкальная культура которой оказывает влияние на историю музыки и в настоящее время. В последние годы достаточно популярными становятся ирландские мотивы, инструменты и танцы.

Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций.

Слайд 3

Ирландцы – одни из немногих жителей мира, которые и по сей день не променяли книги на телевидение. Ирландцы не просто читают, а с удовольствием сами пишут, особенно это касается поэзии. В стране выпускается порядка нескольких десятков журналов, публикующих местную поэзию.

Основу любой музыкальной культуры составляют музыкальные инструменты. Любопытно, что истинно ирландских инструментов нет, есть инструменты заимствованные, переделанные на своеобразный манер. Наиболее известными являются арфа, ирландская скрипка, тинвистл , боуран , волынка.

  • Слайд 4
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИРЛАНДИИ
  • Слайд 5

Флейта тин- вистл Тин- вистл – вид флейты, который обязан своим появлением простому чернорабочему Роберту Кларку (молодой инструмент, но успевший нахвататься популярности). Он смекнул, что флейты из дерева сильно дороги и стал делать инструменты из жести, покрытой оловом.

Успех флейт Роберта (названных тин- вистлами ) был столь ошеломительным, что Роберт заработал на этом целое состояние, а его изобретение впоследствии получило статус национального инструмента.

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин- вистл — в контексте ирландской народной музыки — довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд.

Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке, которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле .

Слайд 6

Фиддл – ирландская скрипка Ирландская скрипка появилась благодаря следующей истории. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами.

Ирландцы до конца не разобрались в технике игры на скрипке: держали не так , как нужно, а вместо того, чтобы канифолить смычок – канифолили струны.

Поскольку выходцы из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

Слайд 7

Ирландская арфа Арфа является геральдическим символом и национальной эмблемой Ирландии, поэтому слава, которой достигла ирландская народная музыка, многим обязана именно арфе. Этот инструмент издавна был почитаем, на нём играл придворный музыкант, который сидел подле короля, а в часы войн ехал впереди войска и поднимал боевой дух своей музыкой .

Слайд 8

Ирландская волынка В мешок воздух нагнетается локтевыми мехами, в отличие, например, от шотландской горской волынки, в мешок которой воздух нагнетается ртом . В древних ирландских летописях встречаются упоминания о волынщиках- трубкодувах .

От шотландской волынки она отличается тем, что ирландцы усовершенствовали механизм инструмента, добавив в него несколько дополнительных клапанов и регуляторов, тем самым усложнив и не без того непростой инструмент.

Благодаря изменениям звучание волынки приобрело больше тембров, красок.

  1. Слайд 9
  2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ИРЛАНДСКОЙ МУЗЫКИ
  3. Слайд 10

Джига Наиболее известный танцевальный жанр – это джига (иногда говорят – жига, без начального «д»). В старину таким словом вообще называли всего лишь скрипку, на которой какой-нибудь деревенский музыкант играл для танцующей молодёжи.

Видимо с той поры слово джига (или более обывательское — жига) привязалось к танцу, став одновременно и его названием. Жига не всегда была одинаковой – сначала это был танец парный (танцевали девушки и юноши), затем он приобрёл юмористические черты и перекочевал из молодёжной среды к матросам.

Танец стал сугубо мужским, быстрым и ловким, иногда не лишённым грубости.

Слайд 11

Рил Другой популярный танцевально-музыкальный жанр — это рил , который тоже играют в быстром темпе. Главное средство выразительности, различающее музыку джиги и музыку рила – это ритм, вокруг которого обвивается мелодия.

Рил – более ровный, почти лишённый остроты, этот танец идёт в двудольном или четырёхдольном размере.

Кстати, если жига – танец, который возник и сформировался в народной среде за довольно продолжительное время, то рил , напротив, является искусственным, изобретенным танцем (его придумали примерно в конце XVIII века, потом он стал модным, ну а потом уж ирландцы не могли представить своей жизни без рила ).

  • Слайд 12
  • ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ИРЛАНДСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
  • Слайд 13
Читайте также:  Грамотная обработка impulse в ableton

Баллада Самым любимым вокальным жанром ирландцев является баллада. Этот жанр является также и поэтическим, потому что в своей основе содержит историю (эпос) о жизни или о героях, или, наконец, сказку, рассказываемую в стихах. Обычно такие рассказы-песни исполнялись под аккомпанемент арфы.

Слайд 14

Шан -нос Самым древним вокальным жанром в Ирландии считается шан -нос, представляющее собой импровизационное пение. Его отличительная особенность – большое количество распевов. Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/06/10/muzykalnaya-kultura-irlandii

Ирландская народная музыка

Ирландская музыка связана с танцем так же, как и шотландская, но в ней меньше чувствуется различие между фольклором и популярной музыкой. Вся жизнь в Ирландии – вечный концерт с песнями и танцами.

Ирландская музыка (и много веков назад, и сейчас) сопровождает буквально каждое важное событие.

Она всегда звучала перед военными сражениями, во время религиозных обрядов, на свадьбах, народных праздниках, ярмарках и вечеринках, в пабах и на улицах.

Ирландская музыка является продолжением музыкальных традиций древних кельтов. Именно они сделали музыку частью своих религиозных ритуалов.

Старинная форма ирландской повествовательной песни – «сеан-нос» (шан-нос). Эти песни поют на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к началу 18 в.

Публика активно участвует в исполнении сеан-нос, реагируя стандартными шутками, репликами и криками. Певцы могут подчеркнуть отдельные слова песни посредством мелодии или разыграть вдвоем музыкальную интермедию.

Мелодии песен обильно украшаются мелизмами или сложными ритмическими фигурами, часто звучат акапелльно (певец сам себе аккомпанирует голосом).

Пение без аккомпанемента имеет различные варианты. Существует три основных варианта sean-nos — манстерский, коннахтский и ольстерский — что соответствует числу и названию провинций Ирландии, где находятся гэлтахты (Gaeltachtai).

Певцы из англоговорящих областей Ирландии (Galltacht), а также других стран могут либо придерживаться одного из этих вариантов, либо смешивать их — в зависимости от того, где они обучались. Носители официального стандарта ирландского языка чаще всего смешивают варианты sean-nos.

Не все варианты одинаково сложны: коннахтский (западный) — в большей степени, манстерский (южный) чуть проще и резче, а ольстерский (северный) буквально поражает своей простотой.

Ольстерский sean-nos наиболее сильно отличается от двух остальных. Этот вариант сложился под влиянием шотландских народных песен (Scots Gaelic Songs), которые имеют менее замысловатый мелодический рисунок, чем sean-nos . Исполнители sean-nos из Донегола обычно стараются сохранять ровный ритм в течение всей песни. Мелодия здесь представлена упрощенно (для sean-nos).

Коннахтский и манстерский варианты труднее отличить друг от друга, если, конечно, не знать диалектных особенностей языка. Оба направления предполагают наличие сложной мелодии, где основные приемы фольклорной музыки сочетаются с другими приемами, требующими большего мастерства.

Существует два основных типа орнаментации («украшения») мелодии: мелизматический и интервальный. Мелизматическая орнаментация выражается, как правило, в замене или выделении основной ноты группой смежных вспомогательных нот.

В некоторых случаях вместо группы вспомогательных нот используется одна-единственная нота, ведущая к основной. Известен также вариант, когда основная нота заменяется двумя вспомогательными.

Интервальная орнаментация связана с изменениями паузы между двумя нотами: она либо должна варьироваться по долготе, либо заполняется переходными нотами. Кроме того, в sean-nos может варьироваться не только тип орнаментации, но даже и основная тема.

Выделяются три типа вариаций: мелизматический, интервальный и ритмический.

Наличие в sean-nos орнаментации и вариаций совершенно исключает возможность хорового исполнения.

Если такие попытки и предпринимались, то ни к чему хорошему они не явно вели, так как все тонкости орнаментации и вариаций в этом случае полностью сглаживались, и оставалась лишь ничем не прикрытая основная тема, нечто, что может спеть каждый, но чего петь не стоит. Поэтому, если на записи певцы поют вместе, они поют не дуэтом, а по очереди.

Вот несколько очень простых приемов sean-nos:

В большинстве случаев исполнители стараются как можно дольше держать основные ноты, которые обычно совпадают с главными словами песни.

В результате музыкальное наполнение зачастую преобладает над смыслом текста, особенно если исполнитель уделяет больше внимания мелодии.

Некоторые певцы, наоборот, концентрируются только на тексте — в ущерб музыкальной стороне, однако наиболее талантливые исполнители способны сочетать слова и музыку таким образом, чтобы передать свое восприятие песни.

Источник: https://poisk-ru.ru/s28201t4.html

Ирландская народная музыка – это… Что такое Ирландская народная музыка?

Женщины-музыканты на Дне святого Патрика

Ирла́ндская наро́дная му́зыка очень разнообразна: от колыбельных до застольных песен, от медленных инструментальных мелодий до быстрых зажигательных танцев, и в них огромную роль занимает использование вариаций и нюансов ритма и мелодии. Традиционная ирландская танцевальная музыка включает в себя рилы (музыкальный размер 4/4), джиги (наиболее распространён размер 6/8[1]) и хорнпайпы. С начала XIX века в Ирландии популярна полька, привнесённая учителями танцев и вернувшимися из Европы солдатами[2]. Сетовые танцы предположительно существуют с XVIII века[3]. Позднее как вариант шотландского страспея в Ирландии появилась мазурка[4].

В XX веке началось возрождение ирландской традиции; стали популярны аккордеон и концертина,[5] стали проводиться соревнования по ирландскому степу и кейли[6], широко поддерживаемые образовательной системой и патриотическими организациями. Стал популярен шан-нос (ирл. sean-nós, «старый стиль»)[7], стиль исполнения песен и танцев на старый манер.

На Белфастском фестивале артистов в 1792 Эдвард Бантинг подготовил первое собрание традиционных ирландских мелодий и песен, которые издал в 1796. Томас Мур, ирландский поэт, широко использовал работы Бантинга в своем известном сборнике «Ирландские Мелодии», впервые изданном в 1807.

Благодаря широкой эмиграции ирландцев в США, ирландская музыка стала широко известна в Америке, и оттуда — по всему миру[8]; побывавшие на гастролях музыканты, в свою очередь, вносили проамериканские изменения в свой стиль исполнения[9].

Среди используемых в ирландской народной музыке инструментов — бойран, гитара, ирландский бузуки, ирландская скрипка (имеется в виду манера исполнения на скрипке), флейты (в том числе ирландская флейта) и вистлы, ирландская волынка, кельтская арфа, аккордеон и концертина, банджо, губная гармошка.

Примечания

  1. Whistle Workshop
  2. Sawyers, June Skinner (2002), «The Complete Guide to Celtic Music», London: Aurum , p 48-49.
  3. Inside Ireland
  4. Sawyers, June Skinner (2002), «The Complete Guide to Celtic Music», London: Aurum , p 48.
  5. Concertinas in Ireland
  6. Country House music
  7. http://www.mustrad.org.uk/articles/sean-nos.htm Sean nos
  8. http://www.spartacus.schoolnet.co.uk/USAEireland.htm Irish emigration
  9. Clarke, Gerry (2006), «Oldtime Records Vol 1», Galway: Oldtime Records , Liner notes to CD.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1508028

Урок 12. танцевальная музыка народов россии. голоса инструментов – Музыка – 1 класс – Российская электронная школа

Урок Конспект Дополнительные материалы

Музыка, 1 класс

Урок 12. «Танцевальная музыка народов России. Голоса инструментов»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Жанровое и образное разнообразие танцевальной музыки разных народов России, роль танцевальной музыки в жизни человека.
  2. Общие черты и национальное своеобразие интонаций танцевальной музыки.
  3. Повторяемость интонаций и ритмических рисунков в танцах народов России.
  4. Значение ладового строя в танцевальной музыке.

Глоссарий по теме:

Танцевальная народная музыка отражает всю жизнь народа. Вероятно, поэтому, она так богата образами и жанрами. При всем разнообразии, у всех народов встречаются такие жанры, как линейный и круговой хоровод, пляска. Именно на их основе рождаются уникальные для каждой народной культуры танцевальные жанры.

Например, русский круговой хоровод отличается плавностью движений и преимущественно минорным ладом. Круговой хоровод у бурят – ритмичные, четкие, спорые движения рук и ног. Называется такой хоровод – ёхор. Чаще всего ёхор встречается в мажорном ладу.

Лад – средство музыкальной выразительности, свойство музыки, определяющее ее настроение. Современные музыканты чаще всего используют два лада: мажор и минор.

Вы услышали бодрую, уверенную, яркую музыку? Значит, композитор сочинил ее в мажоре (мажорном ладу). А теперь вам встретилась плаксивая или трагическая музыка? Это настроение ей придает минор (минорный лад).

Название «лад» легко запомнить. Веселая, задорная, солнечная музыка «ладится», звучит «ладно» в мажоре. Грустная, печальная, унылая – «ладится», звучит «ладно» в минорном ладу.

  • Ключевые слова
  • Танец, музыкальные инструменты, инструментальная музыка, лад, динамика, лад, мажор, минор.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:
  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 58-61.
  2. Г.П. Сергеева. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014. – С. 20-21.
  3. Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  1. На уроке мы узнаем о характерных особенностях
  2. танцевальной музыки народов России;
  3. научимся сопоставлять тембры музыкальных инструментов
  4. с характером исполняемой музыки;
  5. сможем применить свои знания в творчестве.
  6. Основное содержание урока
  1. Мы живем в России — огромной многонациональной стране. Издавна её населяет множество народов, каждый из которых принёс свои традиции в общее культурное наследие нашей Родины. Нашу страну по праву можно назвать «многомузыкальной»: так много в России не только разговорных, но и музыкальных языков. У каждого народа есть и своя танцевальная музыка. Танец понятен людям без перевода.

Национальные танцы рассказывают о том, как живут люди, о чём думают. Танцевальная музыка каждого народа звучит своеобразно, оригинально. Иногда – в исполнении народных инструментов, иногда – в сопровождении песен. Танец – особый вид искусства. Он может объединить вокальную и инструментальную музыку.

Примером тому русская хороводная песня, которая лежит в основе танца в исполнении замечательного хореографического ансамбля «Берёзка». Послушайте музыку, посмотрите танец.

Знакома ли вам эта песня? Конечно, вы узнали русскую хороводную песню «Во поле берёза стояла»! Какие чувства у вас вызвал танец? Какое передал настроение?

  1. Танец – один из самых древних видов искусства. Родоначальник всех направлений танца – народный танец. Он несет в себе историю и традиции своего народа, показывает быт, основные занятия, события, происходящие в жизни людей. Обо всём танец рассказывает через движения, сопровождающиеся музыкой. Некоторые народные танцы исполняют массово – большим коллективом; некоторые – парами или сольно. Многие танцы в народном быту связаны с песнями и исполняются вместе с ними. Послушайте русскую плясовую мелодию: вы наверняка узнаете веселую песню, вспомните её слова. Да, это звучала песня-пляска «Ах вы, сени, мои сени». Подобные песни-пляски есть и у других народов России. Сравните русскую песню-пляску с марийской. Она называется «Солнце восходит».
  2. Обе эти песни задорные, весёлые, яркие. О такой музыке говорят, что она мажорная. Мажор – это солнечный, уверенный лад в музыке. Звуки ладят друг с другом в одном настроении, в мажорном ладу. Запомните новые музыкальные слова: лад, мажор, мажорный лад. С их помощью вы сможете рассказывать о радостном настроении понравившейся вам музыки.
  3. Некоторые танцы исполняются группой мужчин или группой женщин. Мужские танцы передают образы защитников, охотников, доблестных героев, сильных богатырей. Женские – выражают нежность, красоту, материнскую заботу. Как вы думаете, кто мог бы исполнять этот танец: мужчины или женщины? Да, яркие, чёткие, широкие и уверенные движения, которые мы слышим в музыке русского танца, дают нам представление о его исполнении мужчинами. Вы заметили, в каком ладу он прозвучал? Несомненно, в мажорном ладу, в мажоре. Ведь музыка была радостная, оптимистичная, крепкая.
  4. Особое место в танцевальном искусстве занимают хороводы. У всех народов России круговой хоровод – символ солнышка. Послушаем бурятский хоровод «Ёхор». Вы услышали, что «Ёхор» звучит в мажоре, в мажорном ладу. А в каком ладу звучит русский хоровод «Во поле берёза стояла»? Этот лад называется – минор. Он печальный, задумчивый, грустный, иногда тревожный или скорбный. Послушаем, как нежно, задумчиво звучит песня «Во поле берёза стояла». Вы убедились, что эта песня звучит в миноре, в минорном ладу. Поэтому у неё ласковое, но печальное настроение.
  5. Карелия – северный край удивительной красоты! Что нам расскажет об этих местах музыка? Мелодия звучит широко, привольно. Исполняет эту музыкукантеле карельский струнный музыкальный инструмент. Как вы можете описать его голос? Мягкий, бархатистый, и, в тоже время, серебристый, раскатистый. Звучание кантеле подчеркивает задумчивый, неспешный характер мелодии.
  6. Послушаем башкирский народный танец. Вы услышали совершенно необычные звуки? Это – варган, язычковый музыкальный инструмент.
  7. В этом башкирском танце часто встречаются повторения мелодии. Чтобы записать повторения на нотной строчке, но не переписывать все ноты, используют знак повторения – «реприза». Музыканты понимают, что часть произведения, которая отмечена репризой, нужно исполнить дважды. Такой знак часто нужен для записи народной танцевальной музыки. Посмотрите, в башкирской танцевальной песне «Дедушка» повторяется только первая строчка. Это мы видим по репризе в конце строки. А в марийской пляске «Гусли» повторяется вся песня!
  8. Кавказ – солнечный горный край. Жители Кавказа ни дня не могут прожить без танца. Танец сопровождает их повсюду. И во время праздников, и в самые обычные дни. В народных традициях горных жителей можно увидеть чёткое деление танцев на мужские и женские. Женские танцы рассказывают о величественной красоте горянок, об их скромности и нежности. Ритмичная зажигательная музыка горской лезгинки передаёт гордый, храбрый образ джигита. Горцы (так называют жителей Кавказа) поддерживают ритм музыки национальным ударным инструментом, похожим на барабан – доули. Послушаем, как он звучит в самом известном танце горцев – лезгинке.
  9. Теперь мы поняли значение танцевальной музыки в жизни человека. Осталось сказать самое важное: хороводы, пляски и другие народные танцы – часть музыкальных сокровищ России.
  • Разбор типового тренировочного задания.
  • Вариант 1.
  • Текст вопроса:
Читайте также:  Русские духовные стихи вчера и сегодня

Послушайте музыку. Какими, по вашему мнению, движениями рук можно передать характер прозвучавшей танцевальной мелодии? Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который, по вашему мнению, соответствует прозвучавшей музыке.

Варианты ответов:

А) Чёткими, резкими движениями
Б) Плавными, спокойными движениями
В) Комбинированными движениями. Динамичными движениями в начале и плавными, спокойными в середине танцевальной мелодии.
  1. Название файла с изображением к вопросу:
  2. Нет.
  3. Название файла с аудио / видео к вопросу:

«аудио3.mp3».

  • Старинная ингушская танцевальная мелодия
  • Исполнитель: Оркестр народных инструментов Ингушетии
  • Звук в формате MP3.
  • Продолжительность 0:45 сек.
  • Правильный вариант: Вариант В.
  • Неправильные варианты: все другие варианты.
  • Подсказка: Обратите внимание на характер первого такта мелодии.
  • Разбор типового тренировочного задания.
  • Вариант 2.
  • Текст вопроса:

Послушайте музыкальное произведение. Определите его характер. Лишнее слово зачеркните.

  1. Гордо, резво, нежно, быстро, стремительно.
  2. Название файла с изображением к вопросу:
  3. Нет.
  4. Название файла с аудио / видео к вопросу:

«аудио7.mp3».

  • Правильный вариант: Гордо, резво, нежно, быстро, стремительно.
  • Неправильные варианты: все другие варианты.
  • Подсказка: Сопоставьте эту музыку с нежной и ласковой колыбельной песней.

Источник: https://vcs.resh.edu.ru/subject/lesson/4181/conspect/

Что такое Народная музыка: отдельные традиции музыкального фольклора? Значение narodnaya muzika otdelnie tradicii muzikalnogo folklora, энциклопедия кольера

Народная музыка: отдельные традиции музыкального фольклора – К статье НАРОДНАЯ МУЗЫКА

Великобритания и кельтский пояс. Помимо баллад, изученных Ф.Чайлдом и его учениками, Британские острова богаты другими типами музыкального фольклора, которые выполняют функции танцевальной и развлекательной музыки, исторических повествований и причитаний.

Кельтская народная музыка особенно интересна своим отличием от английской, с которой она близко соседствует, а также связью с древними и почти вышедшими из употребления языками.

Связи с ирландской музыкой прослеживаются в таких неизведанных областях, как, например, музыка североафриканских берберов.

Шотландская музыка продолжительное время взаимодействовала и с классической профессиональной музыкой и с народной музыкой соседних народов.

Для шотландского национального инструмента – волынки шотландских горцев – помимо народной, имеется своя классическая музыка, помимо народной, благодаря которой она и стала известна.

Однако наибольшую популярность получила исполняемая шотландскими волынщиками музыка движения, включая танцевальные жанры (хорнпайп, рил, жига, а также стретспей) и военные марши в исполнении различных духовых оркестров.

Большинство волынщиков-кельтов – непрофессиональные Музыкант в Словаре воровского жаргона'>музыканты, однако среди кельтов наметился рост музыкальной специализации и появляется все больше профессиональных музыкантов, делающих записи и выступающих с концертами.

Помимо инструментальной музыки, в Шотландии распространены и различные жанры вокальной народной музыки, тесно связанной с языком северной и северо-западной областей страны. Живя небольшими общинами, в которых зачастую не было музыкантов, чтобы играть на местных танцах, гаэльские певцы изобрели “инструментальное” пение для аккомпанемента танцам.

Распространены также трудовые песни. Гаэльские т.н. валяльные песни исполняются в процессе обработки шерсти (ее толкут в длинных деревянных лотках), часто группами женщин по 12-16 человек.

Эти песни с четким ритмом и неизменяемым мотивом обычно посвящены местным событиям, историям из жизни; запевает песню солистка, которой отвечает хор остальных работниц.

Ирландская музыка связана с языком и танцем так же, как и шотландская, но в ней меньше чувствуется различие между фольклором и популярной музыкой. В Ирландии используется множество народных инструментов: местные виды волынок, деревянных флейт, скрипок и свистков, а также ирландский бубен (бодран).

Народные музыканты в Ирландии часто выступают на неформальных собраниях (т.н. сешнс), которые выполняют функции общественных центров.

Такие собрания народных флейтистов, волынщиков, исполнителей на свистульках и банджо имеют собственные этикет и иерархию, и каждый музыкант выполняет одновременно социальную и музыкальную роли.

Старинная форма ирландской повествовательной песни – “сеан-нос”. Эти песни поют на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к началу 18 в.

Публика активно участвует в исполнении сеан-нос, реагируя стандартными шутками, репликами и криками. Певцы могут подчеркнуть отдельные слова песни посредством мелодии или разыграть вдвоем музыкальную интермедию.

Мелодии песен обильно украшаются мелизмами или сложными ритмическими фигурами.

Ирландские волынщики, прозванные “королями народной музыки”, играют на особом, национальном виде инструмента.

От западноевропейских волынок они отличаются тем, что воздух в трубки нагнетается мехами, а не вдувается самим исполнителем, к тому же бурдонные трубки (называемые регуляторами) настроены на аккордовые звуки, что увеличивает гармонические возможности инструмента.

На ирландских волынках, как и на волынках шотландских горцев, часто играют во время народных гуляний, хотя выразительные возможности этого инструмента гораздо шире, что проявляется при исполнении медленных мелодий и причитаний. Немалую роль в ирландской музыке играет арфа, являющаяся национальным инструментом и геральдической эмблемой.

Германия. Для этой страны характерны два типа народной музыки: вокальная и танцевальная. Большие, хорошо организованные мужские хоры поют при большом стечении народа, на различных общественных празднествах по всей Германии. Мужские хоры участвуют в коллективном музицировании в селах (а иногда и в городах), в региональных и национальных хоровых конкурсах.

Объединения меньшего масштаба – хоры в составе от 8 до 10 человек – летом пели на улицах городков, а зимой в помещении. Обширный репертуар таких ансамблей включал духовные песнопения, популярные песни, традиционные народные песни, вокальную танцевальную музыку и романсы.

Подобные хоры все реже встречаются в Германии, но по-прежнему распространено совместное пение в пивных, ресторанчиках и церквах.

Танцевальные жанры – сердцевина народной музыки Германии. Помимо разнообразных танцев зарубежного происхождения, популярных у немецких народных музыкантов и их аудитории, бытует и много национальных танцев.

В Южной Германии популярна короткая песня, называемая шнадерхюпферль (Schnaderhpferl). Такие песни побуждают публику начать танцы, воодушевляют музыкантов и танцоров.

Их задорные, насмешливые тексты, состоящие из четырех строк, являются импровизацией на какую-либо актуальную тему, от любви до политики.

Сжатость формы дает певцу возможность выражать мысли в заостренной манере, импровизировать и сочинять новые песни на основе существующих мелодических и ритмических моделей. Часто эти песни исполняются на диалекте данной местности. Влияние их, в частности, испытал лендлер – куплетный народный танец, широко распространившийся по Европе.

Лендлер – предшественник вальса – медленный, величавый танец в размере 3/4, основанный на кружении пар. Его танцевали не только крестьяне и рабочие в сельской местности, но также представители буржуазии и дворянства в городах.

Восточная Европа. Сохраняя традиции эпического пения, народные музыканты юго-восточной Европы до сих пор исполняют повествовательные песни.

Английский ученый Милман Парри исследовал эпику этого региона, связав сегодняшнюю практику народного музицирования с предполагаемой манерой исполнения эпических текстов в Древней Греции – Илиады и Одиссеи Гомера.

В эпических песнях сочетается повествование о героических деяниях прошлого с рассказом о недавних битвах и войнах, о повседневных местных событиях (выборы, свадьбы, похороны).

На Балканах и на территории бывшей Югославии эпические песни могут содержать от 12 до 15 тысяч строк, иногда для их исполнения требуется несколько дней. Обычно они поются под аккомпанемент гусле – музыкального инструмента южных славян, родственного старинной скрипке.

Помимо эпических песен, юго-восточная Европа является родиной богатых инструментальных традиций. Хотя Барток и Кодай, исследуя музыкальный фольклор этого региона, не занимались инструментальной музыкой, последующие исследования выявили тесную связь между структурой вокальных и инструментальных произведений.

Эта связь свидетельствует о том, что и инструментальная музыка определенным образом зависит от языка. Она выполняет в этом регионе множество функций, включая чисто танцевальную, церемониальную, военную и праздничную музыку. Популярная у южных славян разновидность волынки – гайда – используется и в ансамблях с барабаном, скрипками, кларнетами и различными ударными инструментами.

Для танцевальной музыки этого региона характерно необычайное изобилие метров (ритмических форм, определяющих членение мелодии и аккомпанемента).

В отличие от западноевропейской народной музыки, которая основывается на небольшом числе симметричных метров (2/4, 3/4, 4/4), восточноевропейский фольклор часто использует быстрое чередование двух основных метров, главным образом 3/4 и 4/4, а также множество асимметричных метров и тактовых размеров.

Страны Средиземноморья. Южные регионы Европы разделяют тяготение западноевропейской музыки к гармониям, опирающимся на церковные лады, и к регулярной, симметричной ритмике. Однако на характер народной музыки этих регионов длительное влияние оказывали переселенцы из Северной Африки и Среднего Востока, появившиеся здесь в раннем Средневековье.

Испанское фламенко демонстрирует черты многочисленных культурных традиций, стоявших у его истоков, – индо-пакистанских, мусульманских, еврейских и греческих.

Возможно, благодаря усиленной иммиграции евреев, мусульман и цыган в Испанию во времена испанской инквизиции и возникло фламенко, когда народные музыканты бежали из городских церковных центров в горы, где возник новый синкретический стиль (по-арабски “феламенгу” – “крестьянин-беженец” – слово, от которого, возможно, произошел термин “фламенко”).

Фламенко включает пение (канте), танец (байле), сольную гитарную музыку (тока), ритм (халео) и речитацию. Для надлежащего исполнения необходимо, чтобы каждый элемент служил частью единого целого.

Фламенко переживает сегодня возрождение, особенно среди испаноязычного населения Америки. Оно приобрело особую привлекательность, вобрав в себя новые виды музыкальных и танцевальных форм – от балета и современного танца до джаза. Музыкальная сторона тоже изменилась. На протяжении столетий для танца требовались только гитара и певцы, теперь же допустимо любое музыкальное сопровождение.

Другая городская танцевальная форма – греческая рембетика – появилась в 1920-х годах в Пирее.

Переселенцы из распавшейся Османской империи принесли в Грецию музыкальные формы, тексты и инструменты Востока. Два основных танца стиля “рембетика” – это зебекикос и хасапикос.

Аккомпанирующий танцам ансамбль чаще всего состоял из гитары, бузуки и баглама (4-6-струнного инструмента типа индийской танпуры).

Россия. В русской народной музыке сильны восточные влияния.

Даже на севере (например, в Новгороде) находят следы пребывания купцов из Персии и Армении, и музыка этих и других восточных стран обогатила русский музыкальный фольклор и послужила источником вдохновения для некоторых композиторов 19 в. Отмечают также черты сходства между русскими и итальянскими мелодиями, и, наконец, нельзя недооценивать связи с немецкими и венгерскими традициями.

Среди ученых существовали различные Мнение в Социологическом словаре'>мнения по вопросу о том, гомофонна или полифонична по своей природе русская народная песня. Композитор А.Н.

Серов (1820-1871), одним из первых применивший научный подход к изучению музыкального фольклора, утверждал, что лады русских песен тождественны греческим. П.П.

Сокальский в книге Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки (1888) разделяет мнение Серова о гомофонной (т.е.

основанной на мелодии с сопровождением) природе русской народной музыки. Сокальский утверждал, что лады непосредственно привнесены в русскую народную песню из древнегреческой музыки теми византийскими священниками, которые проникли в Россию в период ее христианизации в 11 в.

Источник: http://ZnachenieSlova.ru/slovar/collier/narodnaya-muzika-otdelnie-tradicii-muzikalnogo-folklora

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector