Что такое компьютерная музыка?

Источник: журнал «Америка», №369 (август), 1987 год. Лора Ван Тайл. Статью прислал читатель сайта – Роман.

Что такое компьютерная музыка?

Музыка весело подходила к финалу. Когда прозвучал заключительный аккорд квинтета, пианистка в переливающемся чёрном с золотом платье поднялась из-за рояля и элегантно раскланялась перед публикой.

Но остальные четыре исполнителя даже не шелохнулись. Пока длились аплодисменты, они неподвижно сидели за своими пюпитрами. Потом пришёл рабочий, отключил их и унёс со сцены.

В современной музыке трудно чем-нибудь удивить, и эта музыкальная пьеса для фортепьяно и компьютера была лишь одной из нескольких композиций, исполнявшихся недавно в Массачусетском технологическом институте в Кембридже. В этой пьесе компьютер исполнял партии четырёх музыкальных инструментов, каждому из которых соответствовал свой динамик.

Хотя зарождение компьютерной музыки относится к 50-м годам, только в наши дни она становится новым средством выражения. Из лабораторий по разработке новой техники она перешла в студии звукозаписи, учебные аудитории и жилые дома. То, что поначалу считалось редкой и эксцентричной формой искусства, превратилось в признанную альтернативу музыки для традиционных музыкальных инструментов.

Компьютерная музыка может выражаться во множестве форм, но главное её отличие – в разнообразии звуков и способов исполнения. Музыканты либо произвольно создают новые необычные звуки, либо имитируют звучание скрипки, фортепьяно, ударных инструментов, хора и даже целого оркестра.

Даже такие немузыкальные звуки, как, например, хлопанье двери, можно записать с помощью цифрового кода, а затем ускорить, замедлить или музыкально скомбинировать его с другими звуками.

– У композиторов теперь гораздо более широкий выбор, – говорит Барри Верко, композитор, основавший Экспериментальную музыкальную студию в Массачусетском технологическом институте – ведущий центр по созданию компьютерной музыки. – Они могут написать пьесу для одного компьютера, либо для компьютера с пятью инструментами или с вокальным сопровождением.

Хотя многие композиторы начинают признавать преимущества компьютерной музыки, слушатели, по мнению специалистов, воспринимают её с трудом. Можно ли музыку свести к механике? Можно ли с помощью электроники донести до слушателей экспрессию, индивидуальную интерпретацию и нюансы музыки?

Это серьёзные вопросы, и, учитывая разнообразие форм компьютерной музыки, они требуют не категорического «нет!», а тщательного рассмотрения.

– Очевидно, люди занимаются ею в силу какой-то творческой и коммуникативной потребности. И компьютерную музыку как средство выражения следует рассматривать только в этом контексте, – говорит Верко. Он считает, что в этой области много трудностей и признаёт, что произведения, написанные только для компьютеров, ещё не имеют силы, свойственной произведениям для традиционных инструментов:

– Мы ещё не научились окрашивать звук теми оттенками, которые можно получить от традиционных музыкальных инструментов. Но зато благодаря компьютерам композиторы смогли расширить границы своего воображения, получили возможность изменять и производить звуки совершенно новыми способами и иметь в своём распоряжении целую галактику звуков.

Распространение компьютерной музыки во многом определяется всё большей доступностью оборудования.

– Сейчас можно купить синтезатор с компьютером меньше чем за 5000 долларов. Это было немыслимо четыре года назад, – говорит Кёртис Родс, композитор и редактор журнала «Компьютер мьюзик джорнал». – Кроме того, компьютерная музыка превратилась в крупный бизнес, – добавляет Родс, чей журнал продаётся в 45 странах. – Многие джазовые музыканты стали проявлять к ней интерес.

Компьютерная музыка набрала силу также благодаря новым методам применения цифровой техники.

Аналоговые синтезаторы, вроде того, который был предложен Робертом Мугом 22 года назад, заменяются сложными цифровыми синтезаторами, в которых звук преобразуется не в электрическое напряжение, а в цифры.

Эта тонко настроенная высокоскоростная система дат безграничную звуковую палитру и обеспечивает полный контроль над ней, о чём давно мечтали музыканты.

Чтобы композитору было легче ориентироваться, компьютер подключается к фортепьянной клавиатуре. Благодаря таким усовершенствованиям, наука смогла привлечь музыкантов и дала компьютерной музыке необходимый толчок.

– Между наукой и музыкой будет всё более и более тесное взаимодействие, потому что музыканты нуждаются в подобных системах и будут все чаще ими пользоваться – говорит Джон Чаунинг, директор Центра компьютерных исследований в музыке и акустике Стандфордского университета в Калифорнии. – Теперь композиторы выполняют работу, которая раньше считалась научной.

Компьютеры и синтезаторы всё шире используются в рекламах, в музыке для фильмов и грамзаписях, а также в песнях рок- и поп-стиля, исполняемых по радио.

– Мы больше не ограничены акустическим пространством, – говорит Сузанн Чиани, президент компании «Чиани мьюзика», считающейся одной из самых передовых музыкальных фирм в Нью-Йорке.

Она сочиняет музыкальные рекламы для таких крупных компаний как «Кока-кола», «Линкольн-Меркури» (автомобили) и «Клэрол» (средства для ухода за волосами), а также пишет музыку и выпускает пластинки.

Чиани говорит, что её помещение, в котором стоит 40 синтезаторов, – это новая разновидность студии звукозаписи, где электронные помощники дают музыкантам возможность творчески реализовать свои идеи. Персональные компьютеры используются в студии для печатания нот, создания и записи музыкальных композиций.

Что такое компьютерная музыка?

Хотя Чиани получила традиционную музыкальную подготовку, основанную на классической музыке, она считает, что возможности в этой новой области намного интереснее:

– Представьте себе, например, игру на флейте длиной в три с половиной метра… Или, скажем, вы держите на ней одну ноту в течение трёх минут – обычный флейтист не может этого сделать.

Значит ли это, что традиционные инструменты устарели?

Чиани полагает, что в её области они не так нужны, как прежде, но рассматривает это явление не как вытеснение, а как эволюцию.

– Число музыкантов заметно возрастёт, потому что синтезаторы менее требовательны: нужно преодолеть гораздо меньше трудностей, чтобы обратиться к творчеству. Для достижения творческого уровня в игре на скрипке надо потратить много лет на подготовку, – говорит она. – на синтезаторе же этого можно достичь гораздо скорее.

По просьбе певца Стиви Уондера фирма «Курцуайл мьюзик системс» из Уолтема, Массачусетс, разработала специальный цифровой синтезатор, который воспроизводит звук, тембр и резонанс концертного рояля «Стейнвей» или любого другого музыкального инструмента.

Он записывает звук, скажем, скрипки, разбивает его на составные элементы и хранит в своей памяти, используя новый метод уплотнения информации. Когда нажимают соответствующую клавишу синтезатора, он воспроизводит звук скрипки во всём его натуральном звучании.

«Курцуайл 250» воспроизводит звуки с такой точностью, что человеческое ухо не может отличить их от натуральных, утверждает Джером Руцика. заведующий отделом сбыта компании «Курцуайл».

Синтезатор «Курцуайл» стал последний приобретением ультрасовременной студии звукосинтеза в Музыкальном колледже Беркли в Бостоне.

Дейвнд Мэш, руководитель отделения звукосинтеза, говорит, что благодаря этому синтезатору будущие композиторы могут услышать, как будет звучать их произведение, прежде чем печатать ноты или нанимать исполнителей.

Таким образом, говорит он, они намного быстрее приобретают необходимый опыт.

Композиторы, не занимающиеся джазом или популярной музыкой, также считают, что компьютеры могут многое им дать. Джон Риммер, композитор из Оклендского университета в Новой Зеландии, любит комбинировать электронные звуки с выступлением живых музыкантов.

– Мне очень нравится эффектное сопоставление исполнителя с динамиком. – говорит он. Риммер, занимающийся компьютерной музыкой уже больше пятнадцати лет, считает, что его работа нисколько не порывает с традициями прошлого.

– Композиторы всегда стремились расширить свою звуковую палитру. – продолжает Риммер, – и приход электроники вовсе не изменил этого стремления. В музыке сейчас используется новое средство выражения, тоже требующее чувств, мастерства и воображения. Я не вижу абсолютно никакой разницы.

Декстер Моррилл, композитор и руководитель Студии компьютерной музыки в Унивсрситете Колгейт в Тамилтоне, штат Нью-Йорк, начал работать с компьютерами в 1971 году и очень полюбил их звучание.

– Мне нравится, что я могу управлять звуками: я люблю тонкую настройку, – говорит он. Однако многие композиторы предпочитают работать только с традиционными инструментами.

– Синтезированные звуки, которые мне приходилось слышать, мне не понравились. – говорит Рут Шонтал. композитор и преподаватель из Нью-Рошелла. штат Нью-Йорк. Но она восхищается теми, кто умеет пользоваться электронными звуками:

– Если компьютерная музыка написана хорошо, с подлинной изобретательностью и имеет художественную ценность, то я не возражаю.

– По мере роста числа концертов компьютерной музыки весь её диапазон и всё её разнообразие проходит процесс естественного отбора, – говорит Верко из МТИ. – Вся история развития музыкальных инструментов состоит из непрерывных изменений, экспериментов, проб и ошибок, и компьютерная музыка лишь продолжает этот естественный процесс эволюции.

Декстер Моррилл говорит, что он достаточно наслушался плохой электронной музыки. К сожалению, добавляет он, многие новые и сложные системы дают возможность с большой лёгкостью сочинять плохую музыку. Более совершенная аппаратура не гарантирует хороших произведений. Всё, как всегда, зависит от музыкального таланта и композиторского мастерства.

– Вся музыка во все времена проходила через фильтр истории. – говорит Моррилл. – и мы свидетели того, как этот фильтр начинает применяться и к компьютерной музыке. Традиция экспериментирования в музыке представляет собой огромную ценность: мы должны слышать всё новое, что создаётся в мире.

Хор кузнечиков

Представьте себе, что вы играете на трубе перед микрофоном, а из динамика вместо звуков трубы вырываются аккорды фортепьяно. Или играете на саксофоне, а он звучит, как скрипка! Или ударяете по струнам гитары, а звучит целый оркестр!

Сегодня такие превращения – отнюдь не фантастика. Цифровой интерфейс музыкальных инструментов (ЦИМИ) [по всей видимости, имеется в виду MIDI – Musical Instrument Digital Interface. Ох уж эти советские аббревиатуры… – Дмитрий] полностью меняет процесс создания музыки.

Внешне процедура очень проста: музыка, исполняемая на особо сконструированном инструменте, чаще всего с клавиатурой, воспринимается как сигнал. Сигнал этот переводится компьютером на язык, известный под названием «команды ЦИМИ».

Эти команды посылаются в синтезатор, который их считывает и воспроизводит по иному: как другой инструмент или совсем иной звук.

– Партию скрипки в одном из Бранденбургских концертов Баха можно перевести в звучание банджо, тромбонов, хора кузнечиков или в лазерные взрывы, – объясняет Митч Фарбер, вице-президент музыкальной компании «Чиани мьюзкка» в Нью-Йорке.

Некоторые инструменты – контроллеры, специально сконструированные гитары, ударные или клавишные инструменты или инструменты типа кларнета, называемые лириконами, – производят только электронные сигналы, а не звуки. Музыкант играет на контроллере, а звук при этом создаётся звуковым генератором или синтезатором.

Таким образом, музыкант, умеющий играть только на фортепьяно, может имитировать игру практически на любом инструменте, просто играя на клавиатуре контроллера. ЦИМИ появился в 1983 голу, когда изготовители синтезаторов – такие фирмы, как «Секуэншл серкитс», «Ямаха», «Роланд» и «Корг», поняли, что смогут продавать больше инструментов, если сделают их совместимыми.

Теперь синтезаторы и компьютеры могут «говорить» друг с другом, а также давать и принимать команды. С помощью одной клавиатуры исполнитель может одновременно контролировать 12 и более синтезаторов, комбинируя целые пласты туков. Роберт Муг, пионер компьютерной музыки, называет ЦИМИ доминирующим фактором в области электронной музыки.

Читайте также:  Самообразование учителя музыки

Компьютеры видят, слышат и… аккомпанируют

Должны ли компьютеры, выступая на сцене, быть глухими, немыми и слепыми?

Исследователи из Массачусетского технологического института считают, что нет, не должны. Они превращают компьютеры в «Синтетических исполнителей», способных выступать как думающие, музыкально реагирующие члены ансамбля.

В сонете Генделя для флейты и клавесина, например, компьютер знает не только свою партию клавесина, но и партию флейты. Как объясняет руководитель студии Барри Верко. «компьютер должен сам сообразить, как совместить обе партии».

С помощью оптических датчиков компьютер следит за пальцами флейтиста, а с помощью акустических датчиков он слушает его игру, точно так же, как слушал бы аккомпаниатор на клавесине. И он играет с флейтистом с «музыкальной интуицией».

Например, когда флейтист замедляет темп, компьютер чувствует это и соответственно перестраивает свой темп. Когда флейтист играет быстрее, компьютер не отстаёт. А что если флейтист перед очередной нотой сделает паузу, чтобы придать музыкальной фразе определённый оттенок?

Оказалось, что компьютер в первый момент теряется, но скоро приходит в себя и продолжает аккомпанировать. А если музыкант при повторном исполнении опять сделает паузу в том же месте, компьютер, уже все предвидя, задержит свою игру, чтобы подстроиться под сданную интерпретацию: синтетический исполнитель «учится» во время репетиций.

Хотя ещё необходимо устранить некоторые недостатки, такая форма компьютерной музыки явно облегчит жизнь музыкантам, выступающим под фонограмму, под которую им всё время приходится подлаживаться. Даже те исполнители, которые часто работают с заранее записанной музыкой, жалуются, что в результате их исполнение становится механическим.

Синтетический исполнитель помогает преодолеть негибкость компьютеров, говорит Верко. Он стремится к тому, чтобы компьютер перестал быть лишь «тупым обработчиком данных».

– Специалисты по компьютерной музыке, – объясняет Верко, – должны создавать музыкально реагирующую аппаратуру, чтобы коммерческий рынок не погасил в нас порывы живого искусства.

Мы, правда, не можем ожидать, что компьютер будет учитывать наши индивидуальные черты, но при помощи синтетического исполнителя можно установить ту взаимосвязь между музыкантами, те неуловимые нюансы и изменения, которые делают каждое исполнение уникальным.

www.etheroneph.com

Источник: http://www.etheroneph.com/retrozvuk/347-kompyuternaya-muzyka-galaktika-zvukov.html

Электронная музыка

Что такое компьютерная музыка?Электронная музыка (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music)  – это музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий, а также при помощи специальных компьютерных программ. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают, применяя такие инструменты, как терменвокс, синтезатор и компьютер. Электронная музыка прежде ассоциировалась только с западной академической музыкой, но это изменилось с появлением доступных по цене электронных синтезаторов в конце 60-х. Синтезаторы благодаря своей умеренной стоимости стали доступны не только крупным студиям звукозаписи, но и также широкой публике. Это изменило образ популярной музыки — синтезаторы стали использовать многие рок- и поп-артисты. С этого момента электронная музыка стала привычной частью популярной культуры. Сегодня электронная музыка включает в себя большое количество различных стилей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки.

В 1857 году французский издатель и книготорговец Эдуар Леон Скотт де Мартенвиль запатентовал изобретённое им устройство – фоноавтограф. Фоноавтограф был первым устройством, которое позволяло записывать звуки, однако не могло воспроизводить их. В 1878 году американский изобретатель Томас А. Эдисон запатентовал фонограф.

Фонограф Эдисона, как и фоноафтограф Скотта, использовал для записи звуков цилиндры, но, в отличие от фоноавтографа, звук можно было как записывать, так и воспроизводить. В 1906 году появилось крупное изобретение, которое оказало глубокое влияние на развитие электронной музыки.

Это был триодный ламповый усилитель (аудион), разработанный американским изобретателем Ли де Форестом. Это была первая электронная лампа, состоявшая из стеклянного сосуда с термокатодом внутри, которая позволила вырабатывать и усиливать электрические сигналы.

Изобретение электронной лампы положило начало существованию радиовещания и сделало возможным появление электронных вычислительных процессов.

Задолго до того как появилась электронная музыка, у композиторов существовало желание использовать вновь появляющиеся технологии в музыкальных целях. Было создано несколько инструментов, в конструкции которых были использованы как механические, так и электронные составляющие.

Именно эти инструменты и проложили путь для появления более совершенных электронных инструментов. В период с 1898 по 1912 гг. американский изобретатель Тадеуш Кахилл работал над созданием электромеханического инструмента под названием телармониум (англ. Telharmonium).

Но этот инструмент не приняли из-за его габаритов: его версия 1906 года весила порядка 200 тонн, его механизм занимал площадь, приблизительно равную 18 кв. метрам. Первым электронным инструментом принято считать терменвокс. Терменвокс был создан русским изобретателем Львом Терменом приблизительно в 1919–1920 году.

Это инструмент, в котором звук извлекается путём движения рук исполнителя в электромагнитном поле двух металлических антенн.

 К ранним электронным инструментам также относят: звуковой крест (Croix Sonore), изобретённый в 1926-м году русским композитором Николаем Обуховым, и Волны Мартено, изобретённый французским музыкантом Морисом Мартено в период с 1919-го по 1928-й годы. Самый известный пример использования Волн Мартено — Турангалила-симфония Оливье Мессиана. Инструмент Волны Мартено также использовался для написания музыки другими композиторами, преимущественно французскими, например, Андре Жоливе.

Новая эстетика музыкального искусства

В 1907-м году, всего годом позже после изобретения аудиона, Ферручио Бузони публикует трактат «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (нем. «Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst»), в котором он рассматривает возможность применения электрических и других источников звука в музыке будущего.

Он предполагал, что в будущем октава будет разделена на большее количество полутонов, чем предлагает классический строй, в котором октава состоит из 12-ти полутонов, и это станет возможно благодаря динамофону Кахилла.  Идеи Бузони, высказанные в этом трактате, оказали глубокое влияние на умы многих музыкантов и композиторов.

Но больше всего он повлиял на своего ученика Эдгара Вареза.

1920 — 1930-е годы

    В период  1920-1930 гг. за появилось много электронных инструментов и первых композиций для них.Первым электронным инструментом был этерофон, изобретённый Львом Терменом в 1919-20 гг. в Ленинграде, позже переименованный в терменвокс. С появлением терменвокса появились и первые сочинения для электронных инструментов.

В 1927-м американский изобретатель О’Нилл разработал прибор, в котором использовалась магнитная лента, что вывело процесс звукозаписи на новый уровень. Но коммерческого успеха этот прибор не принес. В 1928-м году Морис Мартено, французский виолончелист, изобрел инструмент «волны Мартено» и дебютировал с ним в Париже.

В 1929-м году композитор Джозеф Шилингер написал сюиту для терменвокса с оркестром  – «First Airphonic Suite» (первое исполнение с  Кливлендским оркестром, где Лев Термен выступил в качестве солиста).

В том же 1929-м году американский композитор Джордж Антейл впервые в своем творчестве пишет партии для механических инструментов, электрических шумовых машин, моторов и усилителей. Эти партии он писал для оперы «Господин Блум», которую он так и не закончил. В 1930-м году Лоренс Хаммонд основал свою компанию по производству электронных инструментов.

Он начал широкое производство «органа Хаммонда», в котором реализовывался тот же принцип звукоизвлечения, что и в теллармониуме Кахилла. Хаммонд запускал в производство и другие изобретения, например, ранний ревербератор. Так же Хаммонд в сотрудничестве с Джоном Ханертом и Си Эн Вилльямсом изобрел ещё один электронный инструмент  –  «новакорд».

«Новакорд» был первым коммерческим полифоническим синтезатором. Впервые «новакорд» был представлен публике в 1939-м году на Всемирной выставке в Нью-Йорке, но уже в 1942-м году его сняли с производства.

Метод фотооптической записи звука, применявшийся в кинематографии, позволял увидеть графическое изображение звуковой волны. Этот метод позволил также реализовать процесс синтеза звука путём графического отображения будущего звука на поверхности пленки. Музыкант должен был буквально рисовать музыку.

Магнитная плёнка открыла массу новых возможностей для манипулирования звуком. Магнитная плёнка была относительно дешёвым и очень надёжным звуконосителем.

Так же, как и киноплёнку, её можно было изменять в соответствии с задумкой автора: нежелательные части плёнки можно было удалить или перенести в другое место; можно было соединять плёнки с разных носителей. Плёнку можно было склеить таким образом, чтобы создать эффект зацикливания одного или нескольких звуков.

Скорость движения плёнки можно было замедлить или ускорить, проигрывать задом-наперед и перематывать.

Усилители сигнала и монтажное оборудование ещё более расширили возможности плёнки как носителя информации, позволяя размножать записи (живые звуки, речь, музыку), чтобы их смешать вместе и записать на другую пленку с относительно низкой потерей качества звучания. Ещё одним неожиданным сюрпризом было то, что магнитофоны можно было переделать в эхо-машины, которые воспроизводили бы сложные поддающиеся контролю высококачественные эффекты эхо и реверберации. Большую часть таких эффектов просто невозможно было смоделировать механическими устройствами.

Производство аппаратов магнитной записи, поставленное на поток, незамедлительно привело к возникновению новой формы электронной музыки  –  электроакустической музыки.

К наиболее известным композиторам, работавшим в области электроакустической музыки, относятся: Эдгар Варез, Лучано Берио, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Бруно Мадерна, Луиджи Ноно, Дьёрдь Лигети, Макс Мэтьюс, Милтон Бэббитт, Анри Пуссёр, Дитер Кауфман, Пьер Булез, Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев и другие.  

Конкретная музыка

Вскоре после выхода на рынок новых средств звукозаписи  – магнитофона и пленки, композиторы начали использовать эти средства, чтобы создать новую технику сочинения музыки, в которой основную роль играл бы записанный звук.

Эту технику композиции назвали «конкретной музыкой». Данная техника предполагает создание фонограммы из записанных фрагментов природных и индустриальных звуков.

Первые произведения, выполненные в этой технике, были смонтированы французским звукорежиссёром и инженером Пьером Шеффером (первая пьеса «Этюд на железной дороге»)  Это событие ознаменовало начало нового музыкального направления  –  «музыка для пленки».

Способ исполнения данной музыки  –  публичное проигрывание созданной фонограммы. В 1949-м году к Шефферу присоединились Пьер Анри и Эгар Варез (Варезу принадлежит сочинение  «Пустыня» для камерного оркестра и пленки).

Elektronische Musik

В 1949-м году немецкий физик Вернер Мейер-Эпплер опубликовал книгу «Излучение звука: электронная музыка и синтетическая речь», в которой выдвинул идею о том, чтобы синтезировать музыку исключительно из сигналов, производимых электричеством.

В этом концепция немецкой электронной музыки отличалась от концепции конкретной музыки, в которой основной идеей была запись звука, а не синтезирование его электрически.

Наиболее известный и видный деятель немецкой электронной музыки  –  Карлхайнц Штокхаузен.

Вторая половина 1950-х: компьютерная музыка

     Австралийские учёные Тревор Пирси и Мастон Бирд  изобрели и построили CSIRAC – одну из первых цифровых ЭВМ. Математик Джеф Хилл запрограммировал компьютер проигрывать популярные музыкальные мелодии начала 50-х. В 1956 году были сделаны миру ряд значительных открытий и изобретений в области электронной музыки:

  1. Луи и Биби Барроны написали музыку к фильму «Запретная планета», сконструировав электронные схемы, в числе которых была схема кольцевой модуляции. Схемы были созданы для производства таких звуков, как жужжание, скрип, скрежет, и ряда «космических» эффектов.
  2. Химик, программист и композитор Лежарен Хиллер совместно с Леонардом Айзексоном создают сюиту «Иллиак» (англ.Iliac Suite) для струнного квартета — первую компьютерную композицию. Хиллер был серьёзно увлечён теорией информации и утверждал, что компьютер может «научиться» писать музыку самостоятельно, если создать для него специальный алгоритм сочинения, который можно вычленить, анализируя музыку великих композиторов.
  3. Карлхайнц Штокхаузен пишет выдающуюся для своего времени пьесу «Песнь юношей», в которой использована технология синтеза речи (на текст книги пророка Даниила).
Читайте также:  Сколько клавиш у пианино

1960-1970-е

     Начало электронной музыке как самостоятельному направлению было положено на рубеже 1960 – 1970-х годов стараниями исполнителей краут-рока Can, Popol Vuh, Клауса Шульце и групп Tangerine Dream, Organisation, Kraftwerk, Cluster, Neu!.

Черпая основные идеи как из спейс-рока и психоделического рока, так и из академического авангарда Карлхайнца Штокхаузена и Яниса Ксенакиса, эти музыканты создавали экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы.

На протяжении 1970-х синтезаторы стали модным и популярным новшеством в музыке, постепенно вытесняя электроорганы. Электронная музыка 1970-х  –  это в основном клавишно-синтезаторная музыка.

1970-1980-е

     Конец 1970-х и начало 1980-х ознаменовались появлением ряда новых технологий и связанных с ними новых жанров. С появлением программируемых драм-машин, таких, как Roland TR-808, живые ударные практически исчезли из электроники. Большое влияние на музыку оказало появление брейкбита (ломаного бита).

В композициях начали использоваться записи других исполнителей, зацикленные или обработанные. В электронную музыку с дискотек и радио перешла профессия диджея (DJ, Disk Jockey), который оперирует с пластинками на специальной установке (turntable).

Свою лепту в развитие популярного синтезаторного стиля внесли Марек Билински и группа Pond, югослав Miha Kralj; а в нашей стране  –  Михаил Чекалин, Янис Лусенс и группа Зодиак, Гедрюс Купрявичюс и группа Арго, Эдуард Артемьев, Свен Грюнберг, Лепо Сумера, Vadim Ganzha и дуэт электронной музыки «Новая коллекция» (Игорь Кезля и Андрей Моргунов).

В XX веке уже практически невозможно найти чистых стилей. Электронная музыка стремится к единству через бесконечное многообразие форм.    

Орган Хаммонда

      Что такое компьютерная музыка?              

Источник: https://www.boutique-project.ru/reading/articles/19

Музыка на компьютере: миф или реальность?

Что такое компьютерная музыка?

  • От резонатора Гельмгольца до персонального компьютера
  • В унисон с музыкой
  • На службе у музыкантов
  • Новый прорыв — Code Name Azalia

Уже не один век бытует удивительная легенда о невероятном звучании скрипки в руках великого итальянца Никколо Паганини. После смерти гениального музыканта никто так и не сумел воспроизвести его манеру игры. Кто знает, возможно, в ближайшем будущем это удастся… персональному компьютеру?

От резонатора Гельмгольца до персонального компьютера

Другой миф, который необходимо развенчать, — это то, что электронно-компьютерная музыка — принадлежность последних десятилетий. Хотя в это трудно поверить, но электронная музыка существует уже более 140 лет! «Эйнштейном» сегодняшних электронных ритмов можно смело назвать знаменитого немецкого физика и математика Германа фон Гельмгольца (1821-1894), который в 1860 году опубликовал работу «Sensations of tone: Psychological Basis for Theory of Music», содержавшую практические выводы и анализ его собственных изысканий в области электромагнитных вибраций металла и стекла. Сконструированный им прибор, управляемый посредством электричества, получил название «резонатор Гельмгольца».

Вслед за этим прадедушкой современных синтезаторов свет увидело еще несколько замечательных изобретений. В 1876 году появился первый электромагнитный прибор с двумя октавами рояльной клавиатуры и встроенным громкоговорителем — «музыкальный телеграф» (Musical Telegraph) американского ученого Элина Грея.

В период с 1917 по 1932 год один за другим были созданы «Ритмикон», «Терпистон» и «Терменчелло»  — изобретения выдающегося русского ученого Льва Сергеевича Термена, основанные на принципе гетеродинчастотной модуляции.

И наконец, в конце 60-х годов прошлого столетия электромузыкальные инструменты перестали быть прерогативой ученых, став доступными широкому кругу любителей музыки.

Однако настоящий переворот в музыкальной сфере совершили именно компьютеры, которые дали жизнь компьютерной музыке — особой музыкальной культуре, основанной на применении компьютеров и оснащенных компьютерами синтезаторов звука.

Первый образец цифрового музыкального сочинительства — «Иллиакская сюита» для струнного квартета — вышел «из-под пера» американцев, композитора Л.Хиллера и программиста Л.Айзексона, и прозвучал в 1957 году. А вскоре благодаря усилиям М.Беббитта, П.Барбо, К.Штокхаузена, Я.

Ксенакиса и некоторых других ярких творцов компьютерной музыки цифровые сюиты, кантаты и оперы перестали восприниматься как нечто сверхъестественное и чужеродное.

Сегодня с помощью самого обыкновенного ПК даже начинающий музыкант может легко воспроизвести «фирменный» исполнительский стиль любого знаменитого инструменталиста прошлого и настоящего, будь то органист, гитарист или барабанщик, — стоит лишь дать компьютеру нужную команду.

В распоряжении компьютерного композитора масса всевозможных музыкальных технологий и спецэффектов, позволяющих придать композиции классическое, современное или даже футуристическое звучание, достичь невероятной чистоты звука либо, наоборот, нанести на музыкальное произведение «патину» старины.

Владелец ПК, имеющий не более чем начальное музыкальное образование, вполне способен создать «хитовую» композицию, в то время как ни один популярный исполнитель уже не может обойтись без компьютерной обработки записи.

Способность синтезаторов копировать звучание не только инструментов, но и человеческого голоса сделала их необходимой принадлежностью всех звукозаписывающих студий. Ведь каждый звук  — это всего лишь крупица информации, и «заряженный» необходимой информацией компьютер способен достичь небывалых высот.

Уже выходят на экраны фильмы, музыку к которым сочиняют и исполняют компьютеры; целые музыкальные коллективы работают над записью композиций, находясь на разных концах земного шара и никогда не встречаясь. По мере развития ПК подобные музыкальные возможности будут только расширяться…

В унисон с музыкой

Для создания и обработки цифровых музыкальных произведений существенна не только мощь процессора, но и быстрота обмена информацией между процессором и другими элементами компьютера. В большинстве современных компьютеров, занятых созданием цифровой музыки, для этой цели используется шина PCI. Однако сфера компьютерной музыки стремительно развивается, и, предвидя актуализацию потребности модернизирования PCI, корпорация Intel предлагает свою новейшую разработку — шину PCI Express.

PCI Express — это высокоскоростная шина, которая дает возможность передавать данные со скоростью до 200 Мбит/с (в ряде случаев до 800 Мбит/с) и при этом, в отличие от PCI, обеспечивает выделенное соединение для каждого подключенного устройства в отдельности.

Так же как USB и FireWire, PCI Express использует последовательное соединение, что снижает стоимость и увеличивает скорость.

Наличие такой шины означает, что высокоскоростные устройства больше не требуется размещать в одном корпусе с процессором, что в конечном счете способно радикальным образом изменить внешний вид ПК и способ компоновки системного блока.

Недалек тот день, когда, например, звуковая или DSP-карта будет располагаться в отдельной коробочке и связываться с ПК через небольшой кабель PCI Express. Студийные компьютеры будущего, как домики в детском конструкторе, будут собираться из блоков, соединенных кабелями PCI Express, и работать без малейшего шума.

Шина USB 2.0 — это еще одна инновация Intel, возможности которой превосходят многие параметры предыдущей версии универсальной последовательной шины USB 1.1.

Скорость передачи, которую она обеспечивает, — 480 Мбит/с — позволяет использовать высокоскоростные многоканальные звуковые карты и внешние DVD- и CD-записывающие дисководы USB 2.

0 для того, чтобы реализовывать многотрековую запись звука.

Обработка звука в современных игровых и музыкальных приложениях становится все более и более требовательной к ресурсам ПК.

Современный ПК на базе процессора Intel Pentium 4 с частотой 3 ГГц и выше может с успехом работать с любым аудиоприложением, но это вовсе не означает, что развитие остановилось: пользователям требуются всё большие возможности — большее число одновременно обрабатываемых потоков, более высокое качество звучания, более сложные звуковые эффекты. Поэтому программистам приходится все больше усложнять свои программы. Словом, идет постоянное соперничество возможностей, заложенных в персональном компьютере, и запросов пользователей.

Что же предпринимают изготовители процессоров? Они не только увеличивают быстродействие процессора, но и снабжают его разнообразными дополнительными возможностями для повышения работоспособности музыкальных приложений.

Прежде всего увеличивают объем кэш-памяти и предлагают более быстрые интерфейсы обмена данными с памятью. Кроме того, включают поддержку специальных наборов инструкций (SSE, SSE2, SSE3), повышающих эффективность обработки приложений, оптимизированных под данные наборы инструкций.

Наконец, технологии параллельных потоковых вычислений (например, технология Intel Hyper-Threading) помогают еще больше ускорить обработку путем одновременного выполнения нескольких потоков инструкций. Такие популярные звуковые приложения, как Nuendo 2.0, Cubase SX 2.

0, Sound Forge и Cakewalk, с огромным успехом используют возможности технологии НТ.

Разработчики компьютерных технологий работают в тесном контакте с разработчиками музыкального ПО. Сквозь призму данного сотрудничества будущее компьютерной музыки представляется фантастически успешным.

Более того, учитывая колоссальную положительную динамику развития индустрии мобильных ПК, можно с уверенностью прогнозировать наступление эры мобильных звукозаписывающих студий.

Повсеместное распространение точек публичного беспроводного доступа в Интернет вкупе со стремительно проникающей во все сферы человеческой жизнедеятельности технологией Intel Centrino для мобильных ПК позволяет владельцу ноутбука, сердцем которого является быстродействующий процессор Intel Pentium M, ощутить себя мобильным творцом компьютерной музыки в любой точке планеты, где есть покрытие беспроводной сети. Впрочем, пусть лучше о своем опыте использования компьютеров расскажут именитые музыканты, продюсеры и композиторы…

На службе у музыкантов

Пепе Могт (Pepe Mogt) вырос в Тьюане, небольшом городке на границе Мексики и США. В детстве ему нравились группы Depeche Mode и Kraftwerk, и уже на своем первом электронном фортепиано, купленном в 1986 году, он начал создавать невообразимую смесь стилей — гибрид «техно» и «мексикано». Его экспрессивная музыка до сих пор пользуется огромной популярностью, только сейчас он создает ее на своем ноутбуке на базе технологии Intel Centrino, оснащенном программами для аудиомикширования. Кроме того, ему весьма помогает беспроводное подключение: «Я не могу хранить все свои песни на жестком диске ноутбука, — говорит Пепе, — однако могу получить беспроводной доступ к их хранилищу посредством Интернета, и это очень упрощает мне жизнь».

Энди Принц (Andy Prinz) — швейцарский продюссер и дизайнер звука — работает со специальным музыкальным ПО уже много лет.

В прошлом году объем продаж его альбома, записанного вместе с диджеем Татаной, в Швейцарии превысил миллион экземпляров. «В моем компьютере — процессор Intel Pentium 4 с технологией HT, и я полностью удовлетворен его работой.

ПО Cubase SX и Nuendo работают абсолютно стабильно, я получаю удовольствие от креативных возможностей, которые неуклонно растут».

Кай Трэсид (Kai Tracid) — хорошо известная фигура на европейской сцене «транс» и «техно». Музыкант и продюсер, он работает диджеем в немецких клубах, и его опыту общения с компьютерной техникой можно только позавидовать. «Я начал работать на компьютере еще с первой версией Cubase 1.

0 и первой профессиональной нотной программой. Сегодня я настоящий фан компьютерной музыки, но более всего мне нравятся возможности группы барабанов. Пользователи Cubase сегодня могут использовать самые разные виртуальные инструменты и создавать с их помощью фантастические композиции».

Легендарная немецкая рок-группа «Скорпионс» (Scorpions) является, пожалуй, одной из наиболее технологичных рок-групп в мире. За 30 лет своего творчества «Скорпионс» продали более 60 млн. записей по всему миру. Композиции для своего двенадцатого альбома они впервые записали на компьютере на базе процессора Intel и ПО Cubase SX.

Читайте также:  Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

«Новая версия программы Cubase превращает очень непростой процесс записи музыки в настоящее удовольствие, — говорит вокалист «Скорпионс» Клаус Майне (Klaus Maine), — это поистине революция в звукозаписи: каждый может самостоятельно работать в своей студии в любом удобном ему режиме, а в конце все сливается воедино».

Не меньший энтузиазм выражает и соло-гитарист «Скорпионс» Маттиас Джабс (Mattias Jabs): «Мы сконфигурировали все свои компьютеры одинаковым образом, так что можем работать в одном совместимом музыкально-компьютерном пространстве.

Наши ноутбуки и настольные ПК снабжены устройствами для записи DVD-дисков. Мы сбрасываем аудиофайлы на диски и просто обмениваемся ими между разными студиями.

Мы используем ПК производства компании Sony на базе процессора Intel Pentium 4 частотой 3,0 ГГц, с технологией Hyper-Threading, 1 Гбайт RAM и 100-гигабайтным жестким диском».

Одна из самых влиятельных музыкальных групп, творящих в стиле «техно», — Kraftwerk полностью перешла в своем творчестве с музыкальных синтезаторов на ноутбуки. С начала 70-х годов Kraftwerk работает в стиле минималистов электронной музыки.

Альбомы группы, такие как «Автобан», «Радиосити», «Трансъевропейский экспресс», «Мужчина-машина», «Компьютерный мир», «Электрическое кафе» и «Тур де Франс», оказали огромное влияние на целое поколение композиторов и исполнителей, работающих в стиле «хип-хоп», «техно» и, конечно же, «электро-поп». Совсем недавно группа сменила свои синтезаторные клавиатуры на ноутбуки Vaio компании Sony, где установлено ПО Cubase SX, и в очередной раз вышла на передний край музыкальных технологий. В 2004 году группа Kraftwerk собирается в компьютерно-музыкальный тур по всему миру.

После долгой и успешной карьеры клавишника, работавшего с Клиффом Ричардом и некоторыми другими известными исполнителями, Адриан Ли (Adrian Lee) несколько лет назад оставил исполнительскую практику и начал писать музыку к кинофильмам.

Музыка к его последнему фильму «Медальон» с Джекки Чаном и Ли Эвансом в главных ролях была записана при помощи ПО Steinberg Cubase VST 5.2 и Cubase SX. Оркестровка музыки производилась на двух ПК на базе процессора Intel Pentium 4 c частотой 2,66 ГГц и RAM 2 Гбайт.

«Кроме всего прочего, — говорит Адриан Ли, — мы сэкономили бездну электричества, поскольку раньше такую работу приходилось делать на двух огромных шкафах, набитых электроникой».

Новый прорыв — Code Name Azalia

Инициатива Dolby PC Entertainment Experience и спецификация Intel HD Audio предоставляет в распоряжение пользователей ПК новейшие технологии компании Dolby, которые раньше реализовывались только в домашних кинотеатрах. Используя кодеки HD Audio, совместимые с передовыми технологиями Dolby, производители ПК смогут обеспечить встроенную поддержку на системном уровне таких передовых технологий Dolby, как Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker, Dolby Digital Live и Dolby Pro Logic IIx. Потребители смогут наслаждаться более богатым звучанием при воспроизведении на любом аудиопроигрывателе и с использованием практически любой акустической системы — от наушников и двухканальной системы до системы формата 7.1.

Наконец, в середине апреля на Форуме Intel для разработчиков в Пекине корпорация Intel объявила о выпуске окончательной версии спецификации Intel HD Audio 1.0.

Предназначенная для замены устаревающей спецификации AC’97, разработанной почти десять лет назад, HD Audio открывает новую эру высококачественного звука для массовых и высокопроизводительных персональных компьютеров, способствуя широкому распространению компьютерных аудиосистем следующего поколения.

Спецификация HD Audio предназначена для расширения диапазона аудио-, модемных и коммуникационных функций в обычных и карманных ПК, а также в устройствах бытовой электроники.

В создании спецификации Intel HD Audio 1.

0, помимо корпорации Intel, приняли участие более 80 компаний, в числе которых производители компьютерной техники и бытовой электроники, поставщики кодеков и программного обеспечения, а также многие другие отраслевые лидеры.

Данная отраслевая группа стремилась выработать концепцию гибкой, динамичной, экономически эффективной и стабильной аудиоархитектуры, которая, наряду с прочим, обладала бы резервом для дальнейшего развития.

Источник: https://compress.ru/article.aspx?id=11674

Компьютерная музыка — это… Что такое Компьютерная музыка?

Компью́терная му́зыка (англ. Computer music) — термин, который первоначально использовался в кругу специалистов-профессионалов для обозначения области инженерных разработок, связанных с цифровым синтезом музыкальных звуков, цифровой обработкой звуковых сигналов, цифровой записью различных сонорных структур и т.д.

В настоящее время определение «компьютерная музыка» часто используется многими музыкантами и слушателями применительно к любой музыке, которая создаётся с помощью тех или иных музыкально-компьютерных технологий.

История возникновения и развития

Первым компьютером, который был использован для создания музыки[1], считается CSIRAC (аббр. от англ. Council for Scientific and Industrial Research Automatic Computer, Автоматический компьютер Совета по научным и промышленным исследованиям) — первая австралийская цифровая ЭВМ[2] и четвёртая в мире ЭВМ с программной памятью.

CSIRAC первоначально назывался CSIR Mk 1, и в настоящее время является единственным в мире уцелевшим компьютером первого поколения.[3]

CSIRAC был спроектирован в конце 1940-х годов группой австралийских инженеров под руководством Тревора Пирси (англ. Trevor Pearcey) и Мастона Берда (англ. Maston Beard), которые работали независимо от своих коллег в Европе и США.

Первая тестовая программа CSIRAC была апробирована в конце 1949 года, а в период с 1950 по 1951 год машину использовали в целях создания музыки, для чего математик Джеф Хилл (англ. Geoff Hill) разработал специальную алгоритмическую программу для компьютерного синтеза машинного звучания популярных музыкальных произведений того времени.

В 1951-ом году CSIRAC успешно «исполнил» популярный шлягер «Марш полковника Боги» (англ. «Colonel Bogey March»)[4], однако в дальнейших исследованиях и разработках по созданию музыки задействован уже этот компьютер не был.

См. также

Примечания

  • Ariza, C. 2005. «Navigating the Landscape of Computer-Aided Algorithmic Composition Systems: A Definition, Seven Descriptors, and a Lexicon of Systems and Research.» In Proceedings of the International Computer Music Conference. San Francisco: International Computer Music Association. 765—772. Internet: http://www.flexatone.net/docs/nlcaacs.pdf
  • Ariza, C. 2005. An Open Design for Computer-Aided Algorithmic Music Composition: athenaCL. Ph.D. Dissertation, New York University. Internet: http://www.flexatone.net/docs/odcaamca.pdf
  • Berg, P. 1996. «Abstracting the future: The Search for Musical Constructs» Computer Music Journal 20(3): 24-27.
  • The Csound Book: Perspectives in Software Synthesis, Sound Design, Signal Processing, and Programming / Boulanger, Richard. — The MIT Press. — P. 740. — ISBN 0262522616
  • Joel Chadabe|Chadabe, Joel. 1997. Electric Sound: The Past and Promise of Electronic Music. Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall.
  • Chowning, John. 1973. «The Synthesis of Complex Audio Spectra by Means of Frequency Modulation». Journal of the Audio Engineering Society 21, no. 7:526-34.
  • Collins Nick Introduction to Computer Music. — Chichester: Wiley, 2009. — ISBN 9780470714553
  • Dodge Charles Computer Music: Synthesis, Composition and Performance. — 2nd. — New York: Schirmer Books, 1997. — P. 453. — ISBN 0-02-864682-7
  • Doornbusch, P. 2009. «A Chronology / History of Electronic and Computer Music and Related Events 1906—2011» http://www.doornbusch.net/chronology/
  • Heifetz Robin On the Wires of Our Nerves. — Lewisburg Pa.: Bucknell University Press, 1989. — ISBN 0838751555
  • Manning Peter Electronic and Computer Music. — revised and expanded. — Oxford Oxfordshire: Oxford University Press, 2004. — ISBN 0195170857

Источник: https://muller.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1809880

Компьютерная музыка. Что такое компьютерная музыка? Компьютерная музыка ( англ. Computer music) термин, который первоначально использовался в кругу специалистов. — презентация

1 Компьютерная музыка

2 Что такое компьютерная музыка? Компьютерная музыка ( англ.

Computer music) термин, который первоначально использовался в кругу специалистов — профессионалов для обозначения области инженерных разработок, связанных с цифровым синтезом музыкальных звуков, цифровой обработкой звуковых сигналов, цифровой записью различных сонорных структур и т. д. Компьютерная музыка ( англ.

Computer music) термин, который первоначально использовался в кругу специалистов — профессионалов для обозначения области инженерных разработок, связанных с цифровым синтезом музыкальных звуков, цифровой обработкой звуковых сигналов, цифровой записью различных сонорных структур и т. д.

3 Что же такое компьютерная музыка? Появление первых электронно-вычислительных машин Появление первых электронно-вычислительных машин открыло в 50-х годах прошлого столетия новое направление исследований и экспериментов в области музыки, которое в середине 70-х годов благодаря появлению новых вычислительных средств и растущей мощности вычислительной техники сформировалось в самостоятельное направление известное, как Computer Music (компьютерная музыка), или Music Informatics (MI) (музыкальная информатика). Компьютерная музыка это прежде всего научное направление в области музыки и информатики, а не музыка исполняемая с помощью компьютеров или звучащая из компьютеров! Предмет изучения компьютерной музыки – связь фундаментальных знаний о музыке c системами передачи и обработки информации. открыло в 50-х годах прошлого столетия новое направление исследований и экспериментов в области музыки, которое в середине 70-х годов благодаря появлению новых вычислительных средств и растущей мощности вычислительной техники сформировалось в самостоятельное направление известное, как Computer Music (компьютерная музыка), или Music Informatics (MI) (музыкальная информатика). Компьютерная музыка это прежде всего научное направление в области музыки и информатики, а не музыка исполняемая с помощью компьютеров или звучащая из компьютеров! Предмет изучения компьютерной музыки – связь фундаментальных знаний о музыке c системами передачи и обработки информации.

4 И так, для чего же нужна компьютерная музыка??? Компьютерная музыка это междисциплинарное научное направление целями которого являются: Компьютерная музыка это междисциплинарное научное направление целями которого являются: — получение и систематизация новых знаний о музыке; — получение и систематизация новых знаний о музыке; — создание новых музыкальных инструментов; — создание новых музыкальных инструментов; — создание новой музыки; — создание новой музыки; — создание нового музыкального мышления. — создание нового музыкального мышления.

5 Что включает себя к.

музыка? Компьютерная музыка включает в себя: Компьютерная музыка включает в себя: — композицию и исполнительство с использованием вычислительной техники; — композицию и исполнительство с использованием вычислительной техники; — алгоритмический анализ произведений; — алгоритмический анализ произведений; — изучение восприятия, — изучение восприятия, — анализ и синтез звуковых образов; — анализ и синтез звуковых образов; — автоматические распознавание и нотную запись исполняемой музыки; — автоматические распознавание и нотную запись исполняемой музыки; — создание информационно-поисковых систем представления музыки и музыкальных знаний; — создание информационно-поисковых систем представления музыки и музыкальных знаний; — разработку технических средств для музыкального творчества, научной работы и образования. — разработку технических средств для музыкального творчества, научной работы и образования.

6 И в заключении… Главными направлениями в компьютерной музыке являются алгоритмическая композиция (Algorithmic composition) и моделирование музыкальных сигналов или цифровой синтез звуков (Sound and Music Computing (SMC)).

Главными направлениями в компьютерной музыке являются алгоритмическая композиция (Algorithmic composition) и моделирование музыкальных сигналов или цифровой синтез звуков (Sound and Music Computing (SMC)).

Алгоритмической композицией, иногда также называют «автоматическую композицию» – «процесс использования некоторых формальных процессов, для создания музыки с минимальным вмешательством человека» Алгоритмической композицией, иногда также называют «автоматическую композицию» – «процесс использования некоторых формальных процессов, для создания музыки с минимальным вмешательством человека»

7

8 Спасибо за внимание!!!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1132577/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector