Что дети изучают в музыкальной школе

Чему не учат в музыкальной школе — ч.I

Валентин СЕРЕДА,
заслуженный работник культуры РФ

Время от времени мы напоминаем сами себе о необыкновенно высоком уровне системы отечественного музыкального образования и даже ее превосходстве над любой зарубежной. И обычно это подтверждается вполне реальными фактами. Однако эти факты скорее горестные, чем радостные.

Действительно, множество солистов, ансамблистов, оркестрантов, работающих в разных странах, – выпускники наших учебных заведений.

Я знаю это и по своему опыту и с горечью вспоминаю, сколько за много лет через мои руки прошло замечательных, одаренных, высокопрофессиональных музыкантов и сколько из них так и не   сумели найти себе место на Родине.

К сожалению, факт «утечки мозгов» из страны служит лишь косвенным свидетельством высокого профессионального уровня наших музыкантов – скорее, его следует расценивать как признак неблагополучного экономического положения в сфере культуры.

Эти гордые суждения о том, что «мы – лучшие!» на самом деле касаются лишь нескольких учебных заведений страны, пока еще способных поставлять на музыкальный рынок продукцию, отвечающую требованиям культурной публики, жаждущей слышать популярный классический репертуар в технически совершенном исполнении. Однако и в сфере исполнительства наблюдаются явные признаки застоя. Безусловно, техническое мастерство наших артистов и их педагогов стремительно растет – то, что было раньше доступно лишь мастерам, теперь играют 13-летние школьники, и их исполнение привлекает юной искренностью, чувством гордости за преодоленные трудности и достигнутый уровень мастерства. Другое дело, что и большие мастера, как и их юные наследники, часто удовлетворяются лишь виртуозным исполнением популярной классики, не стараясь открыть публике ценности новой музыки, и в том числе музыки отечественной.

Отечественная музыкальная культура, наряду с родным языком, литературой – одно  из средств, объединяющих народ. Такое положение имеет место в большинстве стран – но  не в нашей! Современная музыкальная классика, включая русскую и советскую, остается практически не востребованной со стороны широкой публики (легко убедиться в этом, зайдя в любой магазин, торгующий компакт-дисками).

Композитор Бела Барток в свое время сумел сделать, казалось бы, непосильное отдельному человеку: он собрал в странах балканского и смежных с ним регионов более десяти тысяч народных мелодий, систематизировал, обработал и создал на этой основе замечательный детский педагогический репертуар, вводящий ребенка и в мир народной песенности, и в логику современного музыкального языка. Это, безусловно, был подвиг, результат которого заметно обогатил музыкальную педагогику, качественно улучшив ее содержание. Чрезвычайно интересна и поучительна, хотя почти неизвестна нашим читателям и научно-публицистическая деятельность Бартока по пропаганде своих музыкальных и педагогических идей и открытий.

Огромную благодарность вызывают результаты творческой деятельности Г. Свиридова, Б. Чайковского, В. Гаврилина, Т. Корганова, Н. Сидельникова, А. Эшпая, Ю. Буцко, В. Довганя, В.

Кикты и других наших славных музыкантов, которые, развивая принципы национального музыкального искусства, создавали и создают замечательные образцы педагогического репертуара. Но их непросто найти в программах ДМШ по специальности, а еще труднее – в  индивидуальных программах учеников.

К сожалению, среди педагогов-пианистов немало таких, кто «воротит нос» от такой литературы, предпочитая ей проверенных Майкапара, Шитте, Лешгорна, Клементи и т.д.

Воспитанные в рамках традиционной школы исключительно на упрощенных представлениях о нормах классической музыки, многие из них боятся брать в работу с учениками пьесы, исполнительские традиции которых не сложились, а язык не вполне понятен.

Интерес к серьезной музыке, в том числе и современной, и отечественной, не может существовать в вакууме, в отрыве от живой, устойчивой певческой традиции, существующей в народе. Объединяющую силу музыкального фольклора мог легко почувствовать тот, кто бывал на певческих праздниках в Прибалтике.

К сожалению, у нас этой традиции нет (или почти нет), и ей по существу негде родиться. Ее родником могла бы стать школа, но что же произошло с пением в школе? В свое время здесь директивным порядком была введена «система Д.

Кабалевского», заменившая уроки пения уроками музыки, в соответствии с программными установками которой вместо практического знакомства с основами живой музыки через пение, прежде всего хоровое, с упором на музыкальный материал, включающий их в в основы национальной музыкальной культуры,   дети получают информацию о пресловутых «трех китах», слушают рассказы о нелегкой судьбе великих немецких композиторов, прослушивают отдельные фрагменты их сочинений. При этом школьники не осваивают основ музыкального языка, не получают даже простейших навыков пения в унисон, не помнят элементарного минимума мелодий – от  них требуются лишь «теоретические» знания.

Представьте себе, что было бы, если по такому же принципу были построены занятия физкультурой: в спортзале развешены портреты знаменитых спортсменов, их биографии, таблицы рекордов.

  При этом ученики не бегают, не плавают, не играют в спортивные игры, а обязаны  знать «теоретический материал», например – какой  вес поднял штангист Юрий Власов на Олимпиаде в Токио, на какой минуте Валерий Харламов поразил  ворота канадской сборной, за сколько секунд пробежал стометровку тот или иной чемпион. Кому нужны такие «теоретические знания»?

Все эти проблемы еще острее стоят для музыкальной школы. В силу моей профессии музыковеда-теоретика меня волнуют не столько технические навыки, которыми владеют юные музыканты, сколько наличие у них творческого мышления. Почти полвека я имею дело с детьми, поступившими в училище после ДМШ, и отсутствие творческого начала в подготовке большинства из них проявляется для меня все яснее.

Во многом это результат системы обучения, построенного на насильственном внедрении в сознание учеников знаний, «положенных по программе».

Действующие программы курса сольфеджио не рассчитаны на формирование музыкального сознания ученика и изучение музыкального языка – тем  более не идет речь и об освоении его национальной специфики.

Практически изучается не музыкальный язык в его главных элементах, мелодике, метроритме, гармонии, фактуре, ладообразовании, а его «мертвая часть» – ограниченный круг гамм, интервалов, аккордов и ритмических фигур, излагающихся в программе ДМШ.

Ученики зазубривают при этом странные правила, в большинстве своем не пригодные для практического применения в музыке. Главная цель для них – усвоить тот минимум, который спрашивают на экзаменах: количество ключевых знаков тональностей, простые ритмические фигуры, знание элементарного набора интервалов и аккордов, взятых вне живого контекста, в котором только и могут они приобрести музыкальный смысл.

Ученики практически не получают в классе сольфеджио творческих и аналитических заданий, позволяющих им понять, каким волшебством из этих мертвых элементов – ступеней, интервалов, аккордов – может возникать музыка, что же способно одухотворить, казалось бы, странный набор звуков и созвучий и превратить его в выразительную музыкальную мысль. Опираясь на эти «знания», ученики не в состоянии понять содержание сочинений, которые они сами играют в классе специальности, и самостоятельно построить исполнительский план. Поэтому остается запоминать текст только пальцами, стараясь в меру своих способностей выполнить указания педагога.

Одна из основных причин изъянов в музыкально-теоретической подготовке учеников ДМШ коренится в характере музыкального материала, на котором воспитывается слух и вкус юных музыкантов, – в  том  «дистиллированном» музыкальном материале, из которого складывается их представление о художественной норме.

Не имею в виду те добротные пособия по сольфеджио, которые основаны на подлинном и разностороннем музыкальном материале,  например, «Сольфеджио» Островского, Соловьева и Шокина – по  поводу каждого примера из таких учебников можно говорить о жанровой основе, образном строе, строить исполнительский план, определять фразировку, темп, артикуляцию. Но, даже используя на уроках сольфеджио такой материал, иные педагоги умудряются вычленить лишь его мертвую часть, удовлетворяясь лишь более или менее точным воспроизведением звуковысотной стороны мелодий и ритма. По-видимому, многим из педагогов материал настоящей музыкальной классики представляется слишком сложным, чтобы на его основе строить обучение. В результате на свет появляются (и охотно раскупаются) пособия, в которых большинство музыкального материала по своему содержанию соответствует лишь «юридической» норме – той, что отражена в программе по сольфеджио для ДМШ. В большинстве «неладно скроенных и плохо сшитых» мелодий, составляющих такие пособия, отсутствует тот живой контекст, в условиях которого любой элемент только и может приобрести музыкальный смысл. А, как известно, этот живой контекст определяется и структурой родного языка, разной у разных народов, и поэтической символикой, коренящейся в народных преданиях и традициях, и, главное – интонационным строем музыки каждого народа.

С проблемой резкого противоречия традиционных теоретических установок и живой национальной музыки мне пришлось столкнуться, выезжая в командировки по линии Министерства культуры в Туркмению, Казахстан, Киргизию и Таджикистан.

Насколько яркий облик имеет там национальный фольклор в исполнении народных музыкантов, не имеющих (слава богу) традиционного музыкального образования, настолько же беден профессиональный багаж студентов и выпускников тамошних училищ, прошедших упрощенный, схематизированный курс гармонии по нескольким главам из «бригадного» учебника. Сравнивая народную музыку любой страны с якобы универсальными принципами классической гармонии, изложенными в традиционных учебниках и пересказанными местными педагогами, убеждаешься, что они построены на совершенно разных языках. У них не совпадают все основные элементы – мелодика, фактура, гармония, принципы ладообразования, структура формы.

Читайте также:  Вступительные экзамены в музыкальное училище

Не находя в изучаемых мелодиях отражения их богатых смысловых прообразов, усвоенных в раннем возрасте в своей песенной культуре, дети не могут понять жизненного смысла и ценности изучаемого материала.

А без этого нелепо говорить о музыкальном содержании на уроке сольфеджио.

В результате дети, даже очень способные, не в состоянии осмысленно и выразительно петь на уроках и экзаменах по сольфеджио – это становятся уже привычной нормой для поступающих в училище на исполнительские отделения.

Интересно, что в последнее время в московских ДМШ начали вводить специальный курс «Музыкальное содержание» – предмет, призванный дать теоретическое представление о музыке вне связи с исполнительской и творческой деятельностью учеников. Будет ли он работать в условиях ставшего (увы!) обычным «бессодержательного» сольфеджио? Не повторится ли история, имеющая место с уроками пения в общеобразовательной школе: вместо живой и плодотворной практики – мертвая теория!

Покидая школу, выпускники ДМШ так и не научаются ни сочинять мало-мальски осмысленные мелодии или пьесы и даже подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним или хотя бы сочинять второй голос, интонационно связанный с данной мелодией.

Для этого в программе сольфеджио нет нужных установок и рекомендаций, а в сопутствующих пособиях – нужных упражнений.

Да и откуда им взяться, если у многих и многих педагогов отсутствует собственный творческий опыт или хотя бы инициатива и желание его приобрести? Содержание программ, по которым готовят педагогов сольфеджио, как правило, не предусматривает приобретения студентами личного творческого опыта.

Другой болезненной проблемой является неразвитость звукового воображения учеников, и как результат – неразвитая память.

Сосредоточенность педагогов на небольшом числе произведений, которые нужно довести до экзаменационной кондиции, определяет очень малый запас музыкального материала, которым активно владеют дети.

Весьма показательны ответы ученика на просьбу привести пример из своего репертуара, подтверждающий то или иное теоретическое сведение: в начале года он «еще не выучил», а если просьба касается прошлогоднего репертуара, то  «уже забыл».

Не могу в полной мере касаться тонкой материи отношений ученика и учителя – здесь нужен специалист в области общественных отношений или социальной психологии.

Однако складывается впечатление, что, как часто бывает в нашей жизни, на первом месте здесь «показуха» – способность ученика поддержать имидж, рейтинг, репутацию своей школы и своего учителя. А та любовь, которую ученик испытывает к музыке, радость осознания собственного творческого роста – это его личное дело.

Не случайно так много учеников, даже успешно прошедших школу, бросают музыку и даже перестают посещать концерты: знакомство с классикой не перестроило их сознание, не обогатило духовный мир.

Положение это вряд ли способно удовлетворить родителей, тратящих на музыкальное образование своих детей и свое время, и немалые средства, чтобы в итоге получить такой результат! К сожалению, и родители, и дети здесь не вольны что-либо сделать. Сообщество музыкантов-педагогов аморфно, неорганизованно.

В силу такой аморфности в нем время от времени появляются формальные и неформальные лидеры, навязывающие педагогическому сообществу моду на очередную «новаторскую» методику, якобы обеспечивающую без особых усилий и труда немедленный результат.

Как показала многолетняя практика, идеи таких «новаторов» неизбежно оканчиваются очередным крахом.

Отсутствие открытого обсуждения всех наболевших вопросов настоятельно необходимо. Конечно, есть люди, более меня осведомленные о положении в музыкальных школах.

Они смогут больше рассказать о прекрасных результатах педагогического труда и о детях, счастливых своим общением с музыкой, и об объективных трудностях для всех, кто занят в нашем благородном деле.

Пусть они добавят свои мысли и впечатления, выправят картину, если я ее невольно исказил.

Хотелось бы, чтобы высказанные здесь мысли вызвали реакцию всех заинтересованных сторон – родителей, недавних выпускников ДМШ, педагогов и администраторов ДМШ, методистов, педагогов средних и высших музыкальных учебных заведений, чиновников, ведающих музыкальным образованием.

(газета Культура №32 за 2008г.)

Источник: http://valentin-sereda.ru/chemu-ne-uchat-v-muzykalnoj-shkole/

Что такое музыкальная школа?

Музыкальное образование можно получать самостоятельно начиная с обучения игры на каком-либо инструменте, либо поступить в музыкальную школу, где ребенка обучат основам музыкального образования. Данный путь наиболее правильный, т.к.

дает возможность всесторонне познакомиться с музыкой и оценить свои возможности и предпочтения в этом направлении.

Специализированные учебные учреждения, предназначенные для детей и изучающие музыкальную грамотность, и игру на основных музыкальных инструментах – называются Детские Музыкальные Школы (ДМШ)

— учебное заведение, в котором дети, учащиеся в обычных общеобразовательных школах, дополнительно получают музыкальные знания и навыки. Учащиеся ДМШ обучаются игре на музыкальном инструменте, а также пению, основным музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и элементарной теории музыки), изучают историю музыки.

ДМШ являются первой ступенью музыкального образования и воспитывают культурных музыкантов-любителей, а профессионально одарённых учеников готовят для поступления в музыкальные училища.

Предметы, изучаемые в музыкальных школах

  • Специальность – 2 часа (по 40 минут)
  • Сольфеджио – 1,5 часа (60 минут) 1-5 классы, 2 часа (80 минут) – 6-7(8) классы
  • Музыкальная литература (обычно по расписанию после сольфеджио)- 1 час (40 минут) 4-5 классы, 1,5 часа (60 минут) – 6-7(8) классы
  • Хор (для струнно-смычкового отделения как факультатив) – 1 час (40 минут)
  • Оркестр – максимум 4,5 часа (60 минут и 2 часа)
  • Ансамбль (в основном струнно-смычковые) – максимум 3,5 часа (60 и 80 минут)
  • Общее фортепиано – 0,5 часа (20 минут) со 2 или 3 класса, по разному.
  • Композиция (факультатив) – около 1,5 часа (60 минут)

Данный набор предметов дает возможность всесторонне подойти к изучению музыки и получить наиболее цельные представления о музыкальном образовании и возможности его продолжения.

Если родители не сомневаются в предпочтениях своего ребенка в плане получения музыкального образования, то есть возможность поступления сразу в специализированную музыкальную школу, где наряду с музыкальным оразованием дети изучают все необходимые предметы средней школы.

Такие ДМШ – одинадцатилетки, существующие, как правило, при консерваториях, объединяют в своих учебных планах и общеобразовательные и музыкальные предметы, и готовят своих учеников для дальнейшего поступления в консерваторию (например, Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. И. Чайковского).

В России насчитывается около трёх тысяч детских музыкальных школ.

Источник: https://obrmos.ru/do/do_muz/art/do_muz_art_muz_sh.html

Зачем учиться в музыкальной школе?

Кирнарская Д.К.

доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных

Десять причин отдать ребёнка учиться в музыкальную школу.

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая …

Читайте также:  Музыкальные конкурсы на свадьбу

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? 

Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо  постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает   математические способности.

Он пространственно  мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского  музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители  будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший  – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. 

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обош ли своих сверстников по уровню структурного мышления. 

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.

За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами.

Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. 

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть  мужественным. 

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного словаdeadline – срок сдачи работы.

В музыкальной школе нельзя перенести на  завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт.

Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху! Почему?                См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

– Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

– Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

– Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Источник: http://do-re-me.ru/articles

Детская школа искусств

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-9 лет в школе искусств, что изучают и каких результатов достигают.

Основным предметом в школе искусств на музыкальном отделении является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, аккордеон, домра и т.д.).

В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую подготовку, уверенное чтение нот.

В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ.

Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории.

Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Слушание музыки — предмет входит в комплекс музыкально- теоретического цикла и является базовым для предмета «Музыкальная литература». Ученики 1-3 классов знакомятся   с мировой культурой, включая историю живописи, моды, этикета, быта, а так же с  биографиями композиторов, историей создания музыкальных инструментов, отдельных музыкальных произведений.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом.

Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе).

За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса.

Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместного творчества.

Читайте также:  Русские духовные стихи вчера и сегодня

В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам.

И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах ведутся и другие предметы, например, дополнительный инструмент, ансамбль, аккомпанемент, дирижирование.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют).

Кроме того, в школе искусств дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, и даже развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации.

Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и учатся трудолюбию.

Источник: http://ilim-art-school.ru/?p=162

Музыкальная школа. Зачем это вам?

– По этой ссылке вы можете ознакомиться с данной статьёй в формате слайд-шоу. А кому больше нравится читать – читайте!

Насколько необходима вашему ребёнку музыкальная школа? Обучение музыке спокон веку считалось самым дорогим и элитным видом образования: во-первых, это всегда индивидуальное обучение, во-вторых, сам предмет изучения тонкий, изысканный, требует наличия у человека особых данных, в некотором роде богоизбранности. Такое образование получали потомки правителей, дети аристократов, дворян. В дореволюционной России это образование являлось необходимым атрибутом воспитания в культурной среде общества.

Безусловно, история знала и бедных уличных музыкантов из низшего сословия, но в любом случае, для такого рода деятельности всегда требовалось наличие «дара Божьего», выделявшего этих людей из окружения себе подобных.

Во время игры на музыкальном инструменте мозг сталкивается с непривычной для него активностью обеих полушарий (исследования учёных Университета Вандербилта).

Соответственно, IQ у музыкантов как правило бывает выше, чем у тех, кто не получил музыкальное образование.

Данный феномен привлёк внимание учёных и, в результате экспериментов, выяснилось, что мозг детей, занимавшихся музыкой, приобретает интересные особенности даже на физическом уровне.

Как вам такие выводы? По-моему, это очень круто! Однако у нас, преподавателей музыки, эти подтверждения не вызывают особого удивления. Мы и без экспериментов учёных знали это всю жизнь.

Только представьте себе:

ваш ребёнок во время исполнения музыкального произведения должен успеть 1) правильно прочитать все ноты, причём в двух ключах одновременно, то есть одно и то же изображение нот для правой и левой руки будет обозначать абсолютно разные клавиши; 2) правильно расшифровать ритмический рисунок; 3) каждую клавишу взять именно тем пальцем, который указан в нотах, без выполнения этого требования ничего не получится; 4) воспроизвести все динамические оттенки (тише – громче); 5) выполнить точно все указанные штрихи (способы артикуляции); 6) не забыть в нужных местах сделать небольшие отклонения от метро-ритма, чтобы исполнение носило характер естественной импровизации; 7) при этом чисто педализировать правой, а там, где это необходимо, добавлять краску левой педалью; 8) справиться со всеми техническими трудностями и добиться нужного темпа; 9) успевать вспоминать текст в этом выбранном темпе с необходимой скоростью, чтобы не возникало остановок и запинок во время игры (высокая концентрация внимания);

10) максимум технических задач перевести в автоматический режим, чтобы во время исполнения целиком погрузиться в музыку, создавая художественный образ. Суметь выразить эпоху и стиль исполняемой музыки.

Источник: https://tatzilbert.ru/muzyikalnaya-shkola/

10 причин отдать ребенка в музыкальную школу. Бесценный опыт развития личности!

Воспитание Дети Родители Творчество

Мудрые родители отличаются от всех остальных тем, что знают: школьные знания, оценки и достижения в традиционном образовании — не самое главное в жизни и становлении человека. Можно закрыть глаза на успехи и поражения чада во многих учебных дисциплинах, ведь действительно важным является общее развитие ребенка.

Чтобы человек вырос полноценным, нужно создать условия для его социальной реализации и воспитания таких личных качеств, без которых в жизни ему придется туго. Многие родители выбирают спорт и приводят ребенка заниматься в секцию, заботясь о его здоровье. Кто-то старается обучить дитя иностранным языкам и рисованию.

Это прекрасные занятия, но по-настоящему сообразительные родители знают, что именно музыка развивает детей всесторонне лучше, чем это делают все остальные кружки. Почему? Объяснение этому феномену очень простое…

Причины отдать ребенка в музыкальную школу

  1. Добрые традиции
    Обучение музыке было обязательным в аристократической среде. Человек, владеющий музыкальным инструментом, всегда имеет успех в обществе и вызывает любопытство. Социум уважает музыкальных людей и неизбежно испытывает к ним интерес.

  2. Хорошая репутация
    Ребенок, занимающийся музыкой, часто ловит на себе благосклонные взгляды взрослых. Вместо пустого времяпрепровождения дитя всегда при деле! Музыка открывает ребенку дверь в мир искусства, влияет на развитие творческих способностей.

  3. Дисциплина
    Занятия музыкой воспитывают силу воли, дисциплину и ответственность не хуже, чем спорт. Ведь для результата нужно трудиться, занимаясь ежедневно! Только риск сломать руку или ногу на занятии сводится к нулю.

  4. Характер
    Музыка прививает чувство ответственности, желание доводить дело до конца, умение следовать четким инструкциям. Одновременно ребенок получает опыт творческого, креативного восприятия мира и учится быть старательным.

  5. Математические способности
    Занятия музыкой равномерно развивают оба полушария головного мозга. Альберт Эйнштейн играл на скрипке не случайно.

    Попадать в нужные ноты, запоминать нотный текст, манипулировать абстрактными музыкальными фигурами — прекрасная практика для тренировки интеллекта, логики, умственных способностей.

  6. Развитие речи
    Детки, которые занимаются музыкой, обязательно поют, на каком бы инструменте они ни играли.

    Это развивает навыки речи, письма, благотворно влияет на усвоение иностранных языков. Самые известные дипломаты в истории обязательно были музыкантами!

  7. Структурная осознанность
    Музыка структурна по своей природе, потому будущие программисты получат огромный опыт, занимаясь музыкой.

    Умение воспринимать мир структурно и иерархично подружит дитя с компьютером.

  8. Мужественность и доброта
    Музыка помогает мальчикам стать чувственными и духовно обогащенными, а девочкам — мужественными. Учась музыке, ребенок познает мир во всем его разнообразии, становится более отзывчивым, мягкосердечным, но при этом — стойким и готовым к любым трудностям.

    Закалка характера происходит во время наслаждения прекрасными звуками, как бы это парадоксально ни звучало. Самые терпеливые люди на свете — музыканты.

  9. Артистизм
    Люди, которым довелось столкнуться с музыкальными занятиями в жизни, умеют выражать свои эмоции лучше остальных! Артистические способности есть у каждого, но музыка — идеальный стимулятор для их реализации.
  10. Умение делать много дел одновременно
    Ребенок-музыкант одновременно умеет играть, слушать, читать с листа ноты, успевать за темпом произведения. Эти навыки помогут ребенку стать успешным в жизни, научат выполнять несколько дел одновременно без потери качества и ориентироваться в том, что с ним происходит.

Кроме всех этих неоспоримых плюсов, занятия музыкой расширяют кругозор.

Ведь ребенок учится не столько играть, сколько слушать, перерабатывать материал! История музыки тесно связана с другими видами искусства, для образования ребенка это — настоящее сокровище.

Важно встретить хорошего преподавателя, который сможет посвятить дитя в то, как смотреть на всё в жизни сквозь призму музыки.

В музыкальных школах всегда учатся неординарные, всесторонне развитые дети, это прекрасная компания для проведения досуга. Без сомнений, музыка — то, чему стоит учить ребенка, если ты хочешь, чтобы он был по-настоящему счастлив. Даже не имея музыкального слуха, маленький музыкант получит такой опыт в развитии, после которого ты будешь безумно им гордиться!

Источник: https://takprosto.cc/pochemu-nuzhno-uchit-rebenka-muzyke/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector