Альфред шнитке: пусть сначала киномузыка

Альфред Гарриевич Шнитке (24 ноября 1934 года — 3 августа 1998 года) — крупнейший советский (и немецкий) композитор, классик мировой музыки ХХ века. Корни семьи — немецко-еврейские, это к вопросу об имени-фамилии. Жизнь и творчество его хорошо изучены.

Музыка Альфреда Шнитке сложна — нет, не для понимания, а для восприятия. Это глобальная проблема «академической» музыки ХХ века, а может быть, это проблема и слушателей, вопрос сложный, долгий и даже немного болезненный.

Но остается киномузыка — заведомо «более понятный» язык, особый жанр со своими законами. В киномузыке можно тоже сказать многое, причем для большой аудитории, оставаясь самим собой. Это хороший опыт, новая творческая лаборатория, поле для экспериментов. Что греха таить — это и неплохая материальная поддержка в трудные времена, не случайно сам Шнитке пошутил про «продажу тела».

Более 20 лет Шнитке посвятил киномузыке, написав музыку к почти восьми десяткам фильмов: от «Белорусского вокзала» — к «Мастеру и Маргарите».

Надо сказать, что режиссеры (а это все маститые режиссеры с мировым именем) практически никогда не выдвигали известному композитору никаких особых требований, что само по себе предполагает замечательные условия для творчества. Единственный, пожалуй, случай — это работа Шнитке с Андреем (Андроном) Кончаловским (Михалковым).

Мало кто знает, что Кончаловский по первому образованию — профессиональный музыкант: консерваторию вот только не стал заканчивать, а так весь путь прошел. И у него к фильму «Дядя Ваня» были не только режиссерские, но и конкретные музыкальные пожелания. Эти пожелания Шнитке, безусловно, принял во внимание.

Альфред шнитке: пусть сначала киномузыкаО. Ю. Языков, «Портрет Художника. Памяти Шнитке», 1999 г. Источник

Главная особенность его музыки — полистилистика, и, соответственно, Шнитке сам был виртуозным стилизатором. Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, авангард — все было в сфере интересов, понимания и полного владения всеми выразительными средствами всех эпох.

Но владеть стилями — мало, нужна осмысленность.

И вот знаменитый фильм «Маленькие трагедии» по Пушкину — как можно было бы решить музыкальные проблемы в части «Моцарт и Сальери»? Сальери мог бы с помощью Шнитке заиграть «как Сальери», но вот он (роль Сальери исполнил Смоктуновский) уже после совершения злодейства подходит к клавесину, а клавесин отвечает стуком и диссонансными аккордовыми кляксами. Такой прямой перевод на музыкальный язык тезиса пушкинского героя (Моцарта) о том, что гений и злодейство — «две вещи несовместные»…

Первый же фильм (с символичным для Шнитке названием) — это «Вступление» (режиссер Таланкин). Много Альфред Шнитке работал с режиссерами Элемом Климовым и Ларисой Шепитько (мужем и женой, которые снимали и по отдельности, и вместе — вплоть до гибели Ларисы Ефимовны в автокатастрофе).

Таковы «Прощание» (режиссеры Климов-Шепитько), «Восхождение» (режиссер Лариса Шепитько), где и сцена мужества, и сцена предательства переданы, в том числе, с помощью мощного пласта музыки.

Знаменитый фильм «Агония» (режиссер Э. Климов) — здесь киномузыка построена на странных, даже шокирующих сочетаниях-парадоксах.

Расстрел рабочих — вальс, соблазнение Распутиным чужой жены — танго, убийство Распутина — легкая, почти бальная музыка, Юсупов и убиваемый старец — полька на патефоне. «Банальность зла», эффект обманчивой отстраненности.

Танго из этого фильма вошло в «серьезную музыку» композитора, а также стало отдельно исполняемым произведением.

Фильм «Комиссар» с Нонной Мордюковой (режиссер Аскольдов), пролежавший на полках более 20 лет, а затем получивший множество международных призов, обязан своим успехом, в том числе, и музыке Шнитке. Вспомним хотя бы одну из главных сцен — наложение двух колыбельных.

Сделать обзор всех фильмов, музыку к которым написал Альфред Шнитке, категорически невозможно. Тем более что фильмы всем знакомы, все их видели и еще не раз посмотрят, это классика кинематографа.

А сейчас мне хочется сделать неожиданный ход и все-таки предложить послушать не «кинематографического» Шнитке. Которого якобы и слушать невозможно. Неужели? Как, например, па-де-де из балета «Эскизы» по Гоголю?

Или, например, танго из оперы Шнитке «Жизнь с идиотом»?

Все-таки, может, не стоит бояться и серьезной музыки нашего века? Хотя бы иногда.

Что еще почитать по теме?

Киномузыка: какая она? Дмитрий ШостаковичКиномузыка: какая она? Нино Рота и его темы любвиКиномузыка: какая она? Мишель Легран и его «Шербурские зонтики»

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/92405/

Альфред Шнитке: "Музыка — это подслушанные крики времени"

Альфред шнитке: пусть сначала киномузыкаАльфред Шнитке

“Музыка – это подслушанные крики времени” – такие слова Альфред Шнитке поместил в качестве эпиграфа к своему дипломному сочинению, оратории “Нагасаки”.

Шнитке — крупнейший советский композитор так называемого “второго поколения”. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. В своем непрестанном слышании трагической сущности бытия композитор стал продолжателем мироощущения, шедшего и от Достоевского, и от Малера.

Масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука – всё это крайне характерно для творчества Альфреда Шнитке. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности.

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, на Волге. Его отец – Гарри Шнитке – был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 году иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать – Мария Фогель – была волжской немкой католического вероисповедания и работала учительницей.

В 1958 году Альфред окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в 1960-м был принят в Союз композиторов, в 1961-м окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция).

Как вспоминает супруга композитора, известная пианистка Ирина Катаева-Шнитке:

Читайте также:  Что такое тоника в музыке? и что кроме тоники ещё в ладе есть?

“Мы познакомились с Альфредом в самом начале 60-х. Я приехала из Ленинграда, где окончила десятилетку при консерватории.

Музыка познакомила и соединила нас: мне нужно было продолжать образование, и моим репетитором стал аспирант Московской консерватории Альфред Шнитке. Тогда он был женат, и я ходила заниматься к нему домой, в квартиру неподалеку от Ленинского проспекта.

В один прекрасный день он сказал, что заниматься со мной больше не может, потому что относится ко мне не просто как к ученице. Но я вообще не хотела выходить замуж.

Таким образом мы встречались с ним несколько месяцев, а потом я решила, что все это пора прекращать.

Альфред Шнитке обиделся и исчез, но через полгода мы увиделись вновь. Я уже училась в Гнесинском институте и позвонила ему – нужен был учебник по истории музыки. Он попросил меня приехать к нему, а домой я вернулась уже вечером. Тогда-то мы и поняли, что должны быть вместе. Свадьбу мы сыграли в феврале 1961 года…”

Первым произведением, которое открыло «зрелого Шнитке» и предрешило многие черты дальнейшего развития, стал Второй скрипичный концерт.

Вечные темы страдания, предательства, преодоления смерти воплотились здесь в яркой контрастной драматургии, где линию «положительных персонажей» образовали солирующая скрипка и группа струнных, линию «отрицательных» — отщепившийся от струнной группы контрабас, духовые, ударные, фортепиано.

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Альфреда Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность.

Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки.

Среди произведений композитора: оперы – “Одиннадцатая заповедь” и “Жизнь с идиотом”, балет “Лабиринты”, оратория “Нагасаки”, прелюдия памяти Дмитрия Шостаковича, кантата “История доктора Иоганна Фауста” и др.

Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония, главенствующей идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире.

Впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п.

Композитор применил здесь методы полистилистики и коллажа, а также приемы «инструментального театра» (движение музыкантов по сцене).

Четкая драматургия придала целевую направленность развитию чрезвычайно пестрого материала, разграничив искусство подлинное и антуражное, утвердив в итоге высокий позитивный идеал.

Полистилистику как яркий способ показать конфликт классической гармонии мироощущения и современной перенапряженности Шнитке использовал во множестве других своих сочинений — Второй сонате для скрипки, Второй и Третьей симфониях, Третьем и Четвертом скрипичном концертах, альтовом Концерте, «Посвящении Паганини» и др.

Новые грани своего дарования Шнитке раскрыл в период «ретро», «новой простоты», внезапно наступивший в европейской музыке в 70-х гг. Почувствовав ностальгию по выразительной мелодии, он создал лирико-трагические Реквием, фортепианный Квинтет — произведения, биографически связанные со смертью матери, потом отца.

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/signdates/alfred-schnitke-birthday/

Альфред Шнитке

  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:57 Альфред Шнитке Поток (1969)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 06:13 Альфред Шнитке Tango
  • Прослушать скачать добавить в избранное 08:39 Альфред Шнитке Хоровой концерт: Собранье песен сих…
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:16 Альфред Шнитке Повесть о неизвестном актере 2 (Три сестры)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке к/ф «Сказка странствий», 1983
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:30 Альфред Шнитке Вальс (к/ф ''Экипаж'', 1979)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:27 Альфред Шнитке Заключительный фрагмент из музыки к кинофильму «Экипаж» (в советском фильме про героизм пилотов — и
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:19 Альфред Шнитке Любовное настроение (К/ф Экипаж)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:30 Альфред Шнитке Взлёт (к/ф ''Экипаж'', 1979)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 07:16 Альфред Шнитке Гоголь-сюита. музыка к спектаклю тр 1,2,9,15
  • Прослушать скачать добавить в избранное 06:39 Альфред Шнитке Кончерто гроссо №1 V. Рондо
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 07:06 Альфред Шнитке Concerto Grosso №1 (5) Рондо Agitato ''Безумиe'' (из оперы ''Жизнь с идиотом'')
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 08:38 Альфред Шнитке Поздравительное рондо
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:15 Альфред Шнитке Musica nostalgica
  • Прослушать скачать добавить в избранное 07:06 Альфред Шнитке Concerto Grosso №1, 5ч. Рондо «Безумие» из оп. «Жизнь с идиотом»
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:30 Альфред Шнитке Вальс /OST Экипаж/ (SD 2012-2013 Боброва — Соловьёв)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:33 Альфред Шнитке Сюита в старинном стиле, часть 3: Менуэт (Владимир Кафельников — труба, Лариса Грабко — фортепиано,
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:02 Альфред Шнитке Фауст-кантата (Ария Мефистофеля, танго смерти)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:08 Альфред Шнитке Реквием — (13) «Credo » — «Верую»
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:07 Альфред Шнитке Объяснение в любви
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (К/ф «Сказка странствий»)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке 15.Объяснение в любви (к/ф «Сказка странствий», 1983)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (К/ф Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (OST Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви ( К/ф «Сказка странствий»)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви из кф Сказка странствий
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:22 Альфред Шнитке Объяснение в любви (к/ф «Сказка странствий»)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:36 Альфред Шнитке Объяснение в любви (Re-Touch)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Объяснение в любви (к фСказка странствий , 1983)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:17 Альфред Шнитке Объяснение в любви
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:07 Альфред Шнитке Наго изыдохо на плачь сеи (11)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:28 Альфред Шнитке Шабаш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:03 Альфред Шнитке Гимн IV для виолончели, фагота, контрабаса, клавесина, арфы, литавр и колоколов (Allegretto) — А. Ив
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:17 Альфред Шнитке «Полет» из «Сказка странствий» музыка моей души, к сожалению я пролетел мимо своей судьбы.
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:07 Альфред Шнитке Наг изыдох (из цикла «Стихи покаянные»)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:57 Альфред Шнитке Поток (Запись сделана в 1969 году, на синтезаторе АНС)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 07:06 Альфред Шнитке Гениальная вещь !!! Альфреда Шнитке !! пронизывает до глубины души !! ВСЕМбыстро !!! поверьте !! над
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:17 Альфред Шнитке Полёт [к/ф «Сказка странствий»]
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:17 Альфред Шнитке Полёт (К/ф Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:38 Альфред Шнитке Эпилог (Сказка странствий)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:09 Альфред Шнитке Сказка странствий
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:34 Альфред Шнитке Мертвые души — увертюра
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:11 Альфред Шнитке полька Шинель
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:14 Альфред Шнитке Зимняя дорога (Музыка для воображаемой пьесы)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:23 Альфред Шнитке Повесть о неизвестном актёре
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:19 Альфред Шнитке Любовное настроение
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:45 Альфред Шнитке Concerto grosso №1 (2) Toccata
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:02 Альфред Шнитке История доктора Иоганна Фауста (кантата): часть 7
Читайте также:  Влияние музыки на психику человека: рок, поп, джаз и классика – что, когда и для чего слушать?

Источник: https://dydka.com/s/127951525-Alfred_SHnitke_-_melodiya_iz_filma_osen_1974_nachalo_i_konec_filma./

Киномузыка. Лучшие мелодии Альфреда Шнитке из советских фильмов — Наша дискотека — медиаплатформа МирТесен

Да, друзья, я решил объединить оба фестиваля. Почему? Дело в том, что итальянский фестиваль был в некоем (быть может творческом) кризисе — имена известные, голоса хорошие, а вот хороших песен — почти нет. Мало того, практически нет и телевизионных записей с того фестиваля. Я (с трудом) выбрал две), которые вы и услышите.

Проходил фестиваль 7-9 марта, всё там же (пока) в Casinò di Sanremo

Первая песня, из выбранных мной (только не смейтесь) — она третья от «зада» из не прошедших в финал. Но, оказывается, не только я, но и публика её заметила и посчитала недооценённой жюри. 

Rossella (Розелла Каначини) с песней —  Qui (Здесь). Чтобы оценить эту певицу по достоинству, надо прослушать эту песню от и до

Вторая песня — песня победитель фестиваля. Поёт её Ива Дзаникки, которая уже побеждала на фестивале с песней  Zingara (Цыганка) в 1969 году. В этот раз песня победитель называлась Ciao cara, come stai? (Привет дорогая, как дела?)

Вторым неожиданно стал Доменико Модуньо. Это было его последнее выступление на фестивале. За свои достижения он был там же награжден Премией Тенко (помните, Луиджи Тенко, который покончил с собой прямо во время фестиваля в 1967 году, а в 1974 была учреждена премия в его честь).

А теперь переходим к фестивалю Евровидение 1974. По традиции, от Италии на Евровидение ехал победитель. На сей раз от традиции отошли и поехала (во второй раз) Джильола Чинкуэтти с песней Si (Да)

Конкурс песни Евровидение 1974 стал 19-м конкурсом песни Евровидение. Он прошёл 6 апреля 1974 года в городе Брайтон (Великобритания) на сцене концертного зала «Доум».

Люксембург не смог провести «Евровидение» второй год подряд по финансовым причинам. Греция дебютировала на конкурсе, а Франция отозвала заявку за несколько дней до начала из-за смерти президента Жоржа Помпиду.

Таким образом, в конкурсе приняли участие 17 стран.

В истории он остался как «конкурсевровидениянакоторомпобедилагруппаабба» После этой победы, от каждого победителя стало требоваться стать такой же суперзвездой, какой стала указанная группа.

И из за того, что получалось это нечасто, Конкурс стали воспринимать, как что то крайне второсортное. Ситуация изменилась с приходом на конкурс стран бывшего СССР, от которых стали посылать по настоящему популярных местных исполнителей.

Но, по крайней мере, два раза в конкурсе побеждали полноценные звезды — Селин Дион и Тото Кутуньо.

Но интрига 1974 года заключалась не в том, что на Конкурс прибыла начинающая группа из Швеции, но и в том, что в Англию прибыли две полновесные европейские звезды — австралийка Оливия Ньютон-Джон, представлявшая Великобританию (она и родилась то в Англии) и итальянка Джильола Чинкуетти. С последней почти все ясно. (на самом деле ничего неясно, но об этом потом). Поговорим о Ньютон-Джон.

Читайте также:  Как выбрать электрогитару советы для начинающих музыкантов

Будущей звезде «Бриолина» (1978) в 1974 было 26 лет и она была крайне популярна в Австралии, где ее песни возглавляли чарты и весьма популярна в Великобритании — в 1971 два ее хита попадали в первые десятки национального хит-парада. А в 1974 году вскоре после участия в Евровидении она стала полновесной по всем параметрам звездой — ее песня «I Honestly Love You» вышла на первое место в американском хит-параде «Биллборд». 

На Евровидении она заняла 4ое место.

  • На 3ем месте — Нидерланды, Mouth and MacNeal с песней I See a Star (Я вижу звезду)

Источник: https://retrodiskoteka.com/blog/43248454014/Kinomuzyika.-Luchshie-melodii-Alfreda-SHnitke-iz-sovetskih-filmo?nr=1

Альфред Шнитке: фото, биография, фильмография, новости — Вокруг ТВ

Выдающийся советский композитор, один из крупнейших музыкальных авторов второй половины ХХ века, автор опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, музыки к театральным спектаклям и фильмам. 

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе. Его отец Гарри Викторович Шнитке был родом из семьи прибалтийских евреев, переехавшей сначала в Германию, затем в 20-х годах — в Россию.

Родился отец Шнитке в Германии и прекрасно говорил по-немецки, что помогло ему стать переводчиком и журналистом. Мать композитора Мария Иосифовна Фогель была учительницей немецкого языка.

Она немка по происхождению, ее предки переехали из Германии в Россию при Екатерине Великой.

Альфред сначала заговорил по-немецки, но очень быстро овладел и русским. Его родители в основом разговаривали между собой на немецком, а его бабушка по материнской линии не знала русского языка. Мать Шнитке была воспитана в католичестве, но религиозной не была. Уже во взрослом возрасте Альфред Шнитке принял католическую веру.

У Альфреда Шнитке есть сестра Ирина и брат Виктор, ставший переводчиком и поэтом. 

В 1946 году Гарри Шнитке направили в Вену работать переводчиком и корреспондентом. Соседкой семьи Шнитке по дому оказалась фрау Шарлотта Рубер, дававшая частные уроки музыки.

У нее Альфред Шнитке начал учиться играть на фортепиано. Тогда же он начал сочинять музыку и определился с жизненным призванием.

Хотя музыкой он увлекся в достаточно позднем возрасте, посещение в Вене симфонических концертов и оперы помогло сформировать вкус и расширить кругозор.  

Вернувшись спустя два года в Росиию, Шнитке поселились в подмосковном поселке Валентиновка. Хотя родители не разделяли его увлечение музыкой, 15-летний Альфред Шнитке поступил в училище имени Октябрьской революции на дирижерский факультет, чтобы получить базовое музыкальное образование. 

После училища он поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, которую окончил в 1958 году и сразу поступил в аспирантуру по классу композиции. В 1960 его приняли в Союз композиторов, а через год он стал выпускником аспирантуры. На протяжении следующих десяти лет Альфред Шнитке преподавал в консерватории. 

С 1962 по 1972 год Альфред Шнитке работал над своей Первой симфонией. В 1977 он создал Concerto Grosso №1.   

Альфред Шнитке в кино 

В 70-х композитор оказался очень востребованным советским кинематографом.

Всего за 30 лет он написал музыку к почти 70 картинам, в том числе к фильмам «Комиссар» (1968), «Белорусский вокзал» (1970), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Фантазии Фарятьева» (1979), «Экипаж» (1979), «Сказка странствий» (1982) и мультфильмам «Стеклянная гармоника» (1968), «Рикки-Тикки-Тави» (1975), «Осень» (1982). Его последняя работа в кино – «Мастер и Маргарита» 1994 года. 

В 1980-х благодаря тому, что его произведения исполняли музыканты, эмигрировавшие из СССР, имя Альфреда Шнитке стало известно на Западе. В это время Шнитке создал Второй и Третий струнные квартеты, балет «Пер Гюнт» (1986), Третью (1981), Четвертую (1984), Пятую (1988) симфонии. 

В 1985 году во время отдыха в Пицунде у Альфреда Шнитке случился инсульт. Он впал в кому, но затем очнулся и смог восстановиться. Однако в дальнейшем состояние его здоровья ухудшилось. 

Личная жизнь Альфреда Шнитке 

Жена композитора – пианистка Ирина Шнитке.

Их сын Андрей Шнитке учился на биохимика, увлекался современной рок-музыкой, в итоге стал фотографом. На его счету музыка для нескольких документальных и художественных фильмов. 

В 1990 году Альфред Шнитке получил предложение о преподавательской работе в Гамбургской консерватории. Он принял приглашение и вместе с семьей уехал в Германию, однако от российского гражданства не отказывался. 

В 1994 году он закончил оперу «История История доктора Иоганна Фауста». В том же году после очередного инсульта Шнитке оказался почти парализован. Тем не менее, он продолжал работать. Последнюю, Девятую симфонию, Шнитке дописывал левой рукой, запись вышла неразборчивой, что в дальнейшем вызвало споры по интерпретации рукописи. 

63-летний композитор скончался 3 августа 1998 в Гамбурге. Похоронен Альфред Шнитке в Москве на Новодевичьем кладбище. 

В 1986 году Альфред Шнитке получил Государственную премию РСФСР имени Н. К. Крупской. В 1987 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В постсоветский период, в 1995 году, Альфред Шнитке был удостоен Государственной премии Российской Федерации. В 1989 году его вклад в киноискусство было отмечен премией «Ника».

Также Альфред Шнитке является лауреатом императорской премии Японии «Триумф» и почетным членом множества европейских музыкальных академий и консерваторий.

Источник: https://www.vokrug.tv/person/show/alfred_shnitke/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector