Ableton live 9: нарезки из семплов

Ableton live 9: нарезки из семплов

Основной целью этого гайда является ознакомление с некоторыми эффективными приемами генерирования новых идей для треков в Ableton Live. Некоторые из них помогут на автомате или вручную получить в свое использование такой себе салат из аудиоклипов, в котором будут размещены интересные и необычные звукосочетания. Остальные фишки помогут тогда, когда нужно будет найти методы сделать инструментальные партии максимально разнообразными. Они могут быть созданы в миди или аудио форматах.

Всего мы рассмотрим четыре основные техники. Начнем с самой простой и незамысловатой, с которой вам явно придется периодически сталкиваться. Это методика ручной нарезки аудио семплов. Это – центральная функция программы. После этого мы попробуем автоматически разрезать семплы на слайсы, которые будут помещаться в миди-клипы и воспроизводиться через миди-инструменты.

После этого мы обратим внимание на лаунч-меню и в команду Follow Action, которая активируется в сессионном режиме. Командные данные помогут программировать разные сценарии поведения клипов в форматах сессии. Так можно оформить самые качественные лупы и многие не менее важные опции.

В конце мы обратимся к технике, которая поможет буквально перекроить аудиофайл с помощью специальной системы модуляции. Так можно получить совершенно непредсказуемый финальный эффект. Поэтому готовим нашу программу к эксперименту и настраиваемся на позитивный лад.

Прием №1 — ручная нарезка аудио семплов

Как я уже говорил, эта техника — основа основ. Каким бы способом создания «салата» из аудио клипов вы не пользовались в Ableton Live, в конечном итоге вы придете к редактированию полученных результатов на дорожках в режиме аранжировки.

Возьмите пару-тройку семплов. Пусть это будут ударные партии или перкуссии. С ними легче работать. Поставьте их подряд на какую-либо аудио дорожку. Если вы не видите амплитуды файлов, не забудьте расширить отображение дорожки нажатием на треугольник возле ее наименования.

Ableton live 9: нарезки из семплов

Для своего максимального удобства переставляем рамку зацикливания по такому принципу, чтобы всегда было слышно эффекты от редактирования. После этого стоит ориентироваться уже на амплитуду. Так пользователь сможет выделить нужные ему части аудиотрека.

Для этого понадобится кликать по клавиатуре на сочетание кнопок Ctrl (Cmd) + E. Так удается быстро вырезать выделенные фрагменты ролика. Образовавшиеся кусочки можно перетащить на нужные места.

Для этого можно просто поменять их порядок и смешат с частями другого клипа.

Ctrl + D помогают образовать копию таких частей. Также можно производить процесс копирования и вставки полученных кусков.

Небольшая рекомендация: вы сможете самостоятельно приближать отображение рабочего меню при помощи кликанья по кнопке с плюсом. Так можно произвести отменную детализацию тактовой сетки. При редактировании рекомендуется зажимать Ctrl для того, чтобы деактивировать тактовую сетку и выделять нужные части амплитуды.

Даже если это будет выполнено на основе рандома, пользователь сможет получить огромное количество интересных и оригинальных музыкальных фишек. Ими можно будет пользоваться и для дальнейшей работы. Так, мне удалось выцепить оригинальный двухтактовый гибрид:

Ableton live 9: нарезки из семплов

Проводите эксперименты! Помните о регуляторе Транспоуз, который находится в свойствах. Он сможет руководить тональностью каждой части. Старайтесь использовать варпинг, обращаясь к ним для создания оригинальных артефактов. Пробуйте переворачивать кусочки. Так можно получить огромное количество оригинальных ходов для новых треков.

Я лишь хочу уточнить, что при желании применить такую технику к миди-клипам, эти клипы придется трансформировать в аудио. Так, можно попросту заморозить его при помощи одной из команд в контекстном меню. Потом замороженный файл переводим в аудио. Для этого активируем опцию Flatten.

Обратите внимание на то, что мы работаем в аранжировочном режиме. Если вы почувствуете необходимость перетащить размешанный луп в сессию, выделяем нужный кусочек и активируем команду Consolidate. Ее можно вызвать при помощи правой кнопкой мышки. Так получится соединить все разрезанные части в полноценный материал.

Автоматически нарезаем аудиосемплы на слайсы.

В некоторых ситуациях при работе с аудиоклипами можно будет осознать, что проще заниматься обработкой аудиофайлов при помощи миди-устройств.

Так, программа поддерживает огромный ассортимент утилит такого направления. Так, она предлагает захвачивать нужный кусочек аудиоматериала и переносить его в рабочее поле нужного инструмента.

Тем не менее, это не вариант, когда требуется обработка весьма значительных аудиоклипов.

В подобных ситуациях намного рациональнее пользоваться специализированной опцией контекстного меню, которая имеет название Slice To New Midi Track.

По своей сути рна представляет собой мощный инструмент для формирования аудиоотрезков, которые распределены по миди-нотам. Чтобы просмотреть такую команду, кликаем ПКМ и находим ее в появившемся меню.

Всего здесь будет содержаться несколько опций:

Ableton live 9: нарезки из семплов

Список, который появится на экране, позволит выбрать основной принцип нарезки выбранного семпла. Чаще всего это значение устанавливается как Transient. Это значит, что программа будет избирать своим ориентиром абсолютно все заметные всплески файловой амплитуды.

Также тут присутствует функция нарезки аудиофайла, которая основывается на центральных маркерах варпинга. То есть в местах, которые отмечены такими маркерами, будет создаваться область, которая станет основой для создания будущего слайса.

Меню «Slicing Preset», располагаемое нескольким ниже, предоставит вниманию пользователя несколько пресетов, которые понесут прямое влияние на оснастку миди-трека, который будет образован в результате работы с программой.

Первая функция получила название “Built-In,” создаёт MIDI-трек, на котором появляется Drum Rack. На разрабатываемой миди-дорожке будет образован итоговый файл с нотками, которые при прослушивании смогут сформировать полноценную очередность слайсов.

Назначаемые 8 макросов Drum Rack при этом сразу же будут назначены так, чтобы регулировать ADSR (огибающие громкости) и различные свойства зацикливания каждого получившегося отрезка:

Ableton live 9: нарезки из семплов

Также в этом меню существуют пресеты другого назначения, которые перетаскивают созданные отрезки в специальные зоны. Они пользуются широким ассортиментом разнообразных модулей, которые присущи всем базовым семплерам. Это – отменная возможность создавать оригинальный и необычный аудиодизайн.

После активации необходимого пресета в меню Slice To New Midi Track нужно нажать «Ок». Так в ваше командование перейдет новый миди-клип на миди-треке. Ноты на нем будут отображаться как своеобразная стремящаяся вверх лесенка. Каждая ее часть представляет собой небольшой кусочек аудиоматериала.

Ableton live 9: нарезки из семплов

Теперь наша работа станет еще увлекательнее. Проиграйте созданный миди-клип. Теперь попробуйте сделать перестановки миди-нот, поиграйте с длительностью нот, их Velocity, попробуйте удалить или добавить какие-либо MIDI-ноты… Интересно, не правда ли? Попробуйте создать совершенно новый клип с нуля, используя полученные отрезки в качестве сырья.

Также не стоит забывать о недавно появившемся в инструменте Simpler режиме «slice», который также способен автоматически нарезать любой луп на отдельные слайсы и распределять каждый кусочек по нотам:

Ableton live 9: нарезки из семплов

Прием №3 — Умный блок ”Follow Action” в сессионном режиме

Студия, которая разработала рассматриваемую нами программу, сделала ее максимально удобной для диджеев и музыкантов с живыми выступлениями. Так, в сессионном режиме добавилась лаунч-секция, которая помогает клипам активировать разные методы поведения.

Сейчас мы внимательно рассмотрим эту секцию и применим не только для создания «салата» из клипов, но и для того, чтобы разнообразить различные партии инструментов.

Нужное нам окно Launch находится в свойствах клипа. Если вы не видите его, убедитесь, что вы находитесь в режиме сессии, затем выберите какой-либо клип. Кликните на круглую кнопку «L» в левом нижнем углу под секцией «Clip»):

Ableton live 9: нарезки из семплов

Сейчас же попробуем разобраться с меню Follow Action.

Она помогает программе выполнять самостоятельные переключения между огромным количеством клипов в сессионном режиме. Все это дело можно запрограммировать так, чтобы клипы запускались спустя определенное время, в определенном порядке, или так, чтобы запуск клипов был предоставлен его величеству случаю. Это дарит нам замечательные возможности по генерации идей!

Под рубрикой «Follow Action» в трех специальных окошках можно задать временные обозначения вида 1.0.0. Так пользователь сможет указать, как много времени должно пройти для того, чтобы клип активировал отведенное ему действие.

Так, время нужно задать по формату тактов, доль и шестнадцатых нот. Таким образом, если пользователь введет 1.4.0, это будет обозначать один такт, две ноты и ноль шестнадцатых нот. Только после этого будут выполняться определенные действия.

Какими они будут – это зависит от контекстного меню сценариев в нижних ячейках.

Ableton live 9: нарезки из семплов

Спорим, вы не поняли, что все это значит? Спокойнее. Мы просто видим действия, которые сможет выполнять клип по истечению заданного времени. Мы можем выбрать несколько вариантов:

  • No Action: стандартная настройка, которая не вызывает никаких действий.
  • Stop: остановка воспооизведения;
  • Play Again: вновь запускает текущий клип;
  • Previous/Next: запускает клип над или под текущим клипом на выбор;
  • Play First/Last: запускает верхний или нижний клип в столбиках.
  • Any: запускает рандомный клип в группе;
  • Other: Запускает рандомный клип в группе, один и тот же клип не может запуститься дважды.
  • Вы можете заметить, что в блоке Follow Action у нас таких столбцов аж две штуки, и в каждом мы можем выбрать разные действия. А еще ниже в двух числовых ячейках у нас есть возможность проставлять некие числа (на скриншоте — 1:0):

Это – весьма любопытные ячейки, которые требуют от вас экспериментов. Это – шансы свершения того или иного действия. В моем случае, шанс, что будет проигран верхний клип, а не тот, что снизу, практически отсутствует. Установив нижним окошкам единицы, я уравняю эти шансы.

Тем не менее, я предлагаю провести небольшой эксперимент, чтобы понять основную пользу от рассматриваемого нами меню. Для этого выбираем 5-8блочный клип в сессионном режиме. Выделим такие элементы, а время устанавливаем на отметку 001. В левом подменю записываем «Any».

Нажмите клавишу Play. Если вы сделали все правильно, то сейчас вы слышите совершенно рандомное мельтешение клипов.

Они переключаются между собою, и каждый клип сейчас проигрывается с самого начала и звучит лишь 16-ю ноту.

Если вы работаете с клипами, которые содержат ударные партии, то при таких настройках вы услышите постоянное бумканье разных бочек, которыми по обыкновению начинаются клипы ударных.

  1. Если же мы включим функцию Legato для всех клипов столбца (вы не пропустите ее в окне Launch) тогда результат вдруг зазвучит намного интересней.
  2. Благодаря активированной нами опции все дальнейшие клипы будут ориентироваться на установленные принципы воспроизведения.
  3. Это означает, что, когда будет заканчиваться первая доля, будет включаться второй клип, который прозвучит со второй доли, третий будет воспроизводиться с третьей доли, ну и далее по этому же принципу.

В такой ситуации стоит обратить внимание на технику, которая принесет пользу тогда, когда пользователь хочет настроить стабильную партию, вместе с тем сохранить ее от несвежего звучания и банального повторения. Создайте два (или более) лупа, которые практически идентичны, но сделайте в них небольшие вариации. Например, местами дополнительный хай-хет, или смещённый удар бочки.

Открываем меню лаунча и настраиваем первый клип таким образом, чтобы он периодически активировал все последующие клипы. Также нужно установить шансы для определенных событий. Не забываем пользоваться режимом Legato. Итогом нашей работы станет яркий бит, который будет подкрепляться ударными, таким образом имитируя игру барабанщика.

В конце-концов, помните, что все, что происходит в режиме сессии благодаря окну Launch, может быть зафиксировано в режиме аранжировки при помощи круглой клавиши записи Arrangement Record.

Читайте также:  Что такое тоника в музыке? и что кроме тоники ещё в ладе есть?

Теперь рассмотрим четвертый прием, который состоит в модулировании семплового сдвига. Он достаточно сложен и считается своеобразным выносом мозга от разработчиков программы. Такая опциональная особенность может применяться исключительно Audio клипов с алгоритмом Beats.

Здесь мы используем весьма странную модуляцию Sample Offset (Сдвиг Семпла). Для этого кликаем в рубрику «Envelopes», а в появившемся меню останавливаем свой выбор на Clip, а ниже — Sample Offset:

Sample Offset позволяет нам посредством графика менять позицию воспроизводимого аудио файла на определенных местах. Горизонтальные линии сетки представляют собой шестнадцатые ноты.

Если пользователь попробует передвинуть модуляцию конкретного отрезка немного выше, чем от центра рабочего пространства, он сделает на этом участке отрывок, который будет находиться в центральной части.

Если же сместить его ниже, то воспроизведется более ранний отрезок.

Такая модуляция имеет тесное взаимодействие с вапингом битсов. Так, пользователь сможет менять значения алгоритмов Preserve, устанавливая по своему усмотрению размеры кусочков, которые будут смещены.

Хотелось бы добавить только то, что результативность такого модулятора непредсказуема. Если пользователь желает установить какие-то почти незначительные редактирования, рациональнее воспользоваться самым первым описанным мною методом.

Источник: https://stylingsoft.com/audiomontazh/ableton/uroki-ableton/1881-ableton-live-9-narezki-i-salaty-iz-semplov

Скачать сэмплы

Секвенсор, либо секвенсер – может представлять собой, как аппаратное, так и программное устройство, которое в свою очередь применяется для воспроизведения, а также записи музыки в режиме on-line. Немаловажным является и то, что все это происходит в совокупности различных нот, а также характеристик их исполнения.

При этом все они могут быть представлены в абсолютно разных форматах. Но в конечном итоге мы с вами получим одну единую запись. В настоящее время существует масса программ, которые позволяют нам записывать музыку в режиме реального времени. Разумеется, среди них имеются, как платные, так и бесплатные.

Ableton live 9: нарезки из семплов FL StudioFL Studio 11 является полным музыкальным программным обеспечением, что составляет более 14 лет инновационных разработок. Ableton live 9: нарезки из семплов ReaperМузыкальное программное обеспечение, миди/аудио секвенсор, для Windows, Mac OS X и Linux (Wine). Ableton live 9: нарезки из семплов AbletonПрограмма хорошо подходит как для студийной работы, так и работы в реальном времени, то есть DJ-инг. Ableton live 9: нарезки из семплов Adobe AuditionАудиоредактор, производства фирмы Adobe. Поддерживает практически все звуковые форматы файлов. Входит в пакет Adobe. Ableton live 9: нарезки из семплов CubaseМногофункциональная цифровая виртуальная студия профессионального уровня. Идеальный инструмент для музыкантов, композиторов. Ableton live 9: нарезки из семплов SONARПрофессиональный, музыкальный секвенсор, с помощью которого, вы можете создавать музыкальные треки на мировом уровне. Как бы это банально не звучало, но чаще всего платные версии подобного софта обладают более широким функционалом. Но это вовсе не означает, что если вы скачаете и воспользуетесь бесплатной программой – вы не сможете сделать что-то поистине качественное.

Зачастую бесплатный софт используют новички, а также те пользователи, которым нужно выполнить не очень сложную задачу. И, как бы то ни было, подобные программы пользуются огромной популярностью во всем мире. Ниже представлен небольшой список подобных программ.

Библиотека сэмплов предлагает вам самую полную и качественную коллекцию сэмплов. Наши сэмплы станут отличным подспорьем в создании музыки. При этом не имеет значения, какую музыку вы пишите: мы собрали коллекцию сэмплов, лупов, пресетов и банков под разные направления и стили. От трубы до гитары, от цимбалы до вокала – сэмплы для шедевров!Коллекция сэмплов в нашей Библиотеке насчитывает десятки качественных сборников разной тематической направленности. Вы сможете подобрать сэмплы под нужные вам направления музыки: так для RnB можно воспользоваться сборником сэмплов, включающим сразу вокальные, басовые сэмплы, а также перкуссии, саксофон и пр. А для латинского джаза, к примеру, мы можем предложить сэмплы таких инструментов, как пианино, басы, бонго и конга, шейкеры и прочее. Можно подобрать сборники и по отдельным категориям инструментов: у нас найдутся коллекции духовых сэмплов, ударных, струнных клавишных. Эти подборки содержат сэмплы, воспроизводящие звучание самых разнообразных инструментов: гитары и пианино, ударных и цимбал, трубы и флейты. Особую нишу среди сэмплов занимают вокальные подборки, которые содержат женский и мужской вокал разной тональности и темпа. Все сэмплы могут использоваться с разными редакторами, секвенсорами и сэмплерами.

Ableton live 9: нарезки из семплов

Sample Magic представляет новый набор в серии Vinyl & Tape, который включает обширную коллекцию ударных, созданных с помощью аналоговых и цифровых драм-машин .

Каждый звук был пропущен через ленту и винил, затем ресэмплирован для создания глубоких, теплых аналоговых сэмплов ударных.

Vinyl & Tape Drum Machines включает более 1300 one-shot сэмплов из более десятка драм машин, в том числе бочки, клэпы, хэты, снеиры и перкуссию.

Rock N Indie Songwriter это массивная коллекция Pop Rock, Indie и Modern Rock комплектов в стиле Fall Out Boy, Imagine Dragons, U2, One Republic, Death Cab for Cutie, Coldplay, American Authors, Muse, Feist, My Chemical Romance, Paramore и многих других. Rock N Indie Songwriter это идеальный выбор для использования во многих жанров рок музыки, ТВ, трейлерах, видео играх и звуковом дизайне.

Если вы сделаете современный Deep House , Future Garage или поп оттенком EDM , то этот типовой пакет помечает все правильные коробки . Классический Deep House является супер глянцевая коллекция музыки дома петель и образцов, которые прекрасно отражает суть танцполе и вечные звуки классического дома.

Hip-Hop Domination Drum Kit от Sounds In HD покажет как должны звучать барабанны. Этот набор oneshot сэмплов ударных подойдет для всех продюсеров в стиле Hip-Hop. В библиотеку входят одиночные сэмплы clap,hihat,kick,snare.

Vintage R&B представляет собой коллекцию из 25 строительных комплектов вдохновленная классическими ритм & Блюз звучит изначально производимый компанией «Мотаун» и stax Records в 1960-х и 70-х годов.

Smokey Loops представляет Hot Trap, супер коллекцию высококачественных пресетов для Spire. Внутри этого набора вы найдете все необходимые звуки для создания треков, в также 5 комплектов с лупами ударных, мелодий, one-shot сэмплы, MIDI файлы, эффекты и многое другое.

Pop Kits For Producers приносит вам многочисленные звуки и сэмплы в различных жанрах в виде комплектов, которые содержат все необходимые элементы для создания композиции, включая басы, ударные, синтезаторы, которые использую только профессиональные Pop продюсеры.

Shocking Future Bass & Trap For Serum это долгожданный звуковой набор, представляющий вам необычные пресеты, вдохновленные новыми идеями, которые можно услышать в треках Jack U. Этот набор вдохновлен артистами, которые стирают границы между Trap, Electro House, Electronica и Future Bass, такими как Diplo, Skrillex или DJ Snake. Внутри вас ждут лиды, басы, подклады и плаки.

Futurism — это абсолютно потрясающая созданная коллекция свежих звуков и сэмплов, которые сочетаются вместе с Future Beats , Electronica , хип-хопом, французским хаусом и диско. Этот серьезный материал добавит безумный уровень творческих возможностей для вашего рабочего процесса.

Ultimate Melody Tools обеспечивает выбор мелодии подходят для широкого спектра жанров. Вы получите 90 х петель в общее пришествие, как 30 х фортепиано аккорды, 30 х 30 х атака приводит и MIDI файлы для максимальной гибкости. Используйте этот окончательный инструмент, чтобы легко создать ваши собственные оригинальные мелодии в течение нескольких минут.

Dark Heavy Neuro DnB 2 идеально подходит для всех монстров DnB. Этот пакет приносит вам уникальную коллекцию мгновенно используемых петель и сэмплов , которые прекрасно сочетаются с Вашей продукцией. Все, что вам нужно , чтобы произвести полные треки с нуля или приукрасить существующее производство в этом пакете.

Chilled Sax содержит 63 лупа мягкого и сексуального саксофона с темпом от 68 до 94 BPM. Эти лупы идеальны для добавления утонченного штриха в chillout, jazz, R&B, chillstep, hip hop, world и downtempo треки.

Smokey Loops представляет “VOCAL LOOPS”, первую удивительную коллекцию лупов и сэмплов, включающую мощные фразы вокала. Внутри вы найдете сэмплы вокала, MIDI файлы, а также дополнительные лупы. Этот набор даст вам вокальное вдохновение для вашего хита.

Super Drums 8000 — от компании Doru Malaia содержит 8.000 разнообразных высококачественных one-shot сэмплов ударных.

Illusion Theory представляет собой сборник вдохновляющих звуковых драгоценных камней, с одной ногой прочно укоренились в хип-хопи и другой в глубокой Electronica. Изысканно созданный на основе Denver based beatsmith MUTA, это вдохновитеьное множество музыкальных петель и one shots включает в себя сложные текстурные саундскейпы.

Perfect Chillout Melodies 2 от Laniakea Sounds это 5 строительных комплектов, которые содержат гладкие атмосферные мелодии фортепиано и текстуры. Если вы работаете с таким стилем как Chillout, то эта библиотека сэмплов для вас.

Источник: https://samplepro.ru/page/9/

Sampler Ableton Live

Если ты думаешь что задача семплера только воспроизводить семпл — ты глубоко заблуждаешься. Современный семплер это мощнейший инструмент для формирования абсолютно непредсказуемых фактур даже из крохотного аудиофрагмента. Для этого нужно всего лишь хорошо знать функционал, чем мы сегодня и займёмся на примере инструмента Sampler, входящего в комплект Ableton Live 9 Suite. Поехали:

Интерфейс семплера

Функционал Sampler огромен, поэтому его интерфейс выполнен в виде вкладок со связанными группами параметров. Они расположены справа в верхней строке. Думаю, логично, что в этом обзоре мы также будем перемещаться по этим вкладкам.

Здесь стоит отметить интересную деталь: вкладки способны показывать активен ли тот или иной блок в них. По умолчанию активен лишь блок глобальных параметров, о чём свидетельствует подсвеченный индикатор рядом с названием

Итак, пойдём слева направо,

Вкладка Zone

Ableton live 9: нарезки из семплов

Sampler является так называемым мультисемплером, поэтому при нажатии на вкладку Zone открывается дисплей редактора зон, в котором располагается практичный интерфейс для отображения любого количества семплов в виде трех диапазонов. Редактор зон располагается в собственном окне. Данный способ отображения окна помогает ускорить создание мультисемплов, когда одновременно используются настройки в других вкладках.

В левой части редактора зон расположен список семплов, которые являются составляющими мультисемплера и накладываются друг на друга, как слои. Для более сложных мультисемплов чем на моём примере, этот список может быть очень длинным. Нажми ПКМ в списке семплов для вызова контекстного меню, в котором располагаются разнообразные опции сортировки и отображение слоев.

С правой стороны расположен редактор, который может находиться в одном из трех режимов: Key Zone Editor (редактор диапазона клавиш), Velocity Zone Editor (редактор силы нажатия) и Sample Select Editor (редактор выбора семплов). Редактор можно увеличить по горизонтали, вызвав контекстное меню способом, который я описал чуть выше и выбрав нужный тебе размер (Small, Medium, Large).

Опишу вкратце значения параметров:

Auto Select (Auto) — когда midi-нота поступает в Sampler, она фильтруется по каждой зоне клавиш, силе нажатия и выбранному семплу. Если Auto Select включен, все семплы, которые играют на поступающей ноте, будут выделены в списке семплов.

Zone Fade Mode (Lin/Pow) — данный переключатель позволяет выбрать наклон перехода между зонами: линейный (linear) или экспоненциальный (constant-power) наклон.

Zone Editor View (Key/Vel/Sel) — переключатель между режимами отображения Key Zone Editor, Velocity Zone Editor и Sample Select Editor.

Также стоит заметить, что все семплы, загруженные в мультисемплер, располагаются в виде слоев, с каждым из которых можно работать отдельно, а при наведении курсора на семпл, в строке состояния отображается информация о нём. При выделении семпла, его настройки отображаются во вкладке Sample.

Читайте также:  Юмор в классической музыке

Key Zone Editor

Ты уже его видел на скрине выше, при выборе вкладки Zone обычно открывается первым по умолчанию.

В редакторе Key определяется диапазон midi-нот, попадая в которые будет воспроизводится семпл. Каждый семпл имеет свой собственный диапазон, который может быть настроен на определенные ноты или может охватывать все клавиши (по умолчанию). Изменить диапазон нот, которые будут воспроизводить семпл, можно просто передвинув края диапазона мышью.

У диапазона можно также изменить уровень усиления полутона, для этого необходимо переместить верхний левый или правый угол. Это облегчит создание сглаженного кроссфейда между соседними семплами. Переключатель Lin и Pow (расположен выше списка семплов слева) определяет манеру усиления диапазона: будет он линейным или экспоненциальным.

Velocity Zones

Данные зоны определяют диапазон силы нажатия midi-ноты, попадая на который будет воспроизводится семпл. Тембр большинства музыкальных инструментов меняется при игре с различной интенсивностью, поэтому хорошие мультисемплы захватывают не только отдельные ноты, но также и разную силу нажатия на каждой из этих нот.

Сила нажатия измеряется по шкале от 1 до 127, этот диапазон располагается в верней части редактора. По функциональности Velocity Zones идентичен редактору Key Zone.

Sample Select Zones

Каждый семпл также имеет диапазон выбора семпла, который является фильтром данных и не привязан к конкретному midi-входу.

Диапазон выбора семпла очень похож на функцию Chain Select Zones, имеющуюся в Instrument Rack, так как воспроизводиться будут только те семплы, диапазон которых находится в том значении, которое выбрано в редакторе.

Значения данного редактора измеряются по шкале от 0 до 127, подобно редактору Velocity Zones. После выбора значения, изменения вступают в силу с последующим нажатием на клавишу.

Резюмируя: детально разобраться в возможностях вкладки Zone стоит ребятам, которые в работе используют многослойные звуки, эмулируют оркестровое звучание, зонируют клавиши midi-клавиатуры и часто используют лееринг.

Вкладка Sample

Ableton live 9: нарезки из семплов

Настройка воспроизведения каждого семпла осуществляется во вкладке Sample. Большая часть этой вкладки отведена дисплею формы волны выделенного семпла. При наведении курсора на дисплей вся информация о семпле выводится в строке состояния. Важно помнить, что большинство значений в этой вкладке отображают параметры только текущего выделенного семпла. Выпадающий список Sample (располагается под дисплеем левее кнопки Revers) всегда отображает название выбранного семпла и является альтернативным способом выбора семпла при редактировании.

RootKey, Detune, Vol и Pan дают возможность быстрой настройки основных параметров мультисемплера.

Reverse является глобальным параметром, при включении которого переворачивается воспроизведение всего мультисемпла. В отличие от функции Reverse в Clip View аудиоклипа, новый семпл не генерируется. Вместо этого, семпл начинает проигрываться с точки Sample End, проходит назад через Sustain Loop (если включен) и достигает точки Sample Start.

Snap — отвечает за выравнивание начальной и конечной точек форм волны по нулевому уровню сигнала (точки, где амплитуда равна нулю), чтобы избежать щелчков. Как и у инструмента Simpler, щелчки базируются на левом канале стерео семплов, таким образом, небольшое значение в параметре Crossfade в некоторых случаях может помочь полностью устранить щелчки.

Sample — отображает название текущего выбранного семпла и может использоваться для быстрого перехода между семплами, загруженными в мультисемпл.

Root Key (RootKey) — изменение основного тона текущего семпла. Detune — настройка семпла может повышена или понижена на полутон. Volume — широкий диапазон регулировки громкости, от полного затухания до 24Дб. Pan — индивидуальное панорамирование семплов.

Воспроизведение семпла

Оставшиеся параметры семпла работают совместно с уровнем глобальной огибающей (вкладка Filter/Global). Если ты не знаком с принципами работы огибающих, можешь ознакомится с ними в записи об ADSR.

Все временные значения на этой вкладке отображаются в виде семпла, либо в виде часов:секунд:миллисекунд. Для того, чтобы выбрать один из двух режимов, надо нажать ПКМ и в появившемся контекстном меню выбрать подходящий режим.

Samples в этом контекстном меню означает наименьшую единицу измерения в цифровом аудио, а не сами звуковые файлы, которые именуется как «семплы». Sample Start — временное значение, определяющее начальную точку воспроизведения.

Если уровень атаки огибающей имеет высокое значение, то звук будет слышен немного позже, чем в показанном значении. Sample End — временное значение, определяющее конечную точку воспроизведения (если не включено зацикливание).

Sustain Mode

Отвечает за зацикливание ноты на определенном участке семпла, во время нажатия и удержания клавиши. При включенном режиме задержки также становится доступен режим затухания (Release Mode). Доступны следующие параметры воспроизведения (слева направо):

No Sustain Loop — происходит линейное воспроизведение до точки Sample End или завершение значения огибающей на стадии затухания.

Sustain Loop Enabled — происходит линейное воспроизведение до точки Loop End, затем происходит перепрыгивание на точку Loop Start и воспроизведение продолжается в виде зацикливания. Если Release Mode установлен в значение OFF, зацикливание будет продолжаться внутри Sustain Loop, пока значение огибающей не завершится на стадии затухания.

Back-and-Forth Sustain Loop Enabled — воспроизведение доходит до Loop End, затем идет в обратную сторону до Loop Start, затем опять до Loop End.

Если Release Mode установлен в значение OFF, зацикливание будет продолжаться внутри Sustain Loop, пока значение огибающей не завершится на стадии затухания.

Link — при включенном переключателе Link, Sample Start выравнивается относительно Loop Start.

Release Mode

  • Данный режим доступен при включенном режиме Sustain Mode. По порядку слева направо:
  • OFF — значение затухания огибающих остается активным, но оно будет происходить в пределах Sustain Loop и воспроизведение никогда не выйдет за пределы Loop End.
  • Release Enabled — когда огибающая достигнет стадии затухания, воспроизведение будет продолжаться линейно, двигаясь к точке Sample End.
  • Release Loop Enabled — когда огибающая достигнет стадии затухания, воспроизведение дойдет до точки Loop End, затем перепрыгнет на точку Release Loop, и от нее будет двигаться к Sample End.

Back-and-Forth Release Loop Enabled — когда огибающая достигнет стадии затухания, воспроизведение дойдет до точки Loop End, после перепрыгнет на точку Sample End и в обратную сторону будет двигаться до точки Release Loop, а затем опять к Sample End. Зацикливание будет продолжаться пока огибающая не закончит свою стадию затухания.

Надеюсь, твой «процессор» не сильно греется от обилия информации:) Идём дальше:

Sustain- and Release-Loop Crossfade (Crossfade) — кроссфейд зацикливания поможет избавиться от щелчков в переходе между циклами. По умолчанию Sampler использует плавный переход на границах между зацикливанием. Для его отключения кликни ПКМ по заголовку инструмента и в контекстном меню выбери «Use Constant Power Fade for Loops».

Sustain- and Release-Loop Detune (Detune) — так как лупы являются колебаниями, высота их может изменятся в пределах лупа, относительно продолжительности циклов. С помощью Detune, высота этих циклов может быть подстроена к остальным частям семпла.

Interpolation (Interpol) — это общий параметр, который определяет точность транспонирования семплов. Имей в виду, что изменение значения «Normal» на более высокое, приведет к увеличению нагрузки на CPU.

RAM Mode (RAM) — данная функция тоже является общим параметром, благодаря которому возможно загрузить весь мультисемпл в оперативную память.

Резюмируя: вкладка семпл заслуживает отдельного внимания продюсеров, которые используют семплеры для кардинальной переработки одного семпла, превращая его в своего рода источник для аудиосинтеза.

Вкладка Pitch/Osc

Ableton live 9: нарезки из семплов

Здесь в нашем распоряжении два блока:

OSC для модуляции голоса, который может выполнять частотную или амплитудную модуляцию (FM или AM). Осциллятор полнофункциональный, с 21 формой волны, однако, он выполняет только функцию модуляции, на выходе его слышно не будет. То, что ты слышишь при манипулировании его параметрами является эффектом, который накладывается на мультисемпл.

Огибающая высоты звука модулирует высоту семпла в течение всего времени, так же, как модулирует осциллятор. Огибающая является многоступенчатой, имеющей начальный (Initial), пиковый (Peak), задерживаемый (Sustain) и конечный (End) уровни. Время, необходимое для перехода между уровнями, определяется параметрами атаки (Attack), спада (Decay) и затухания (Release).

Функционал этой вкладки позволяет вносить радикальные изменения в исходные семплы, поэтому я использую его практически постоянно.

Вкладка Filter/Global

Ableton live 9: нарезки из семплов

Sampler имеет полифонический фильтр с дополнительным интегрированным преобразователем формы волны (waveshaper). Фильтры Morph (M12 и M24) и SVF могут непрерывно преобразовываться (морфинг) от фильтра низкой полосы (Lowpass) к полосовому фильтру (Bandpass), к фильтру высокой полосы (Highpass), к режекторному фильтру (Notch) и обратно к фильтру низкой полосы. Естественно все переходы фильтра можно автоматизировать. Очень мощный инструмент. Так же доступны режимы 24dB lowpass, bandpass и highpass, но они не поддерживают морфинг (Morph горит серым цветом). Частота сокращения фильтра может быть смодулирована в течение всего времени специальным фильтром огибающей, который работает по принципу огибающей во вкладке Pitch/Osc.

Четыре различный кривых могут быть выбраны для преобразователя формы волны (waveshaper), а его интенсивность может быть настроена с помощью слайдера Amount.

Направление потока сигнала может быть отрегулировано кнопкой, располагающийся выше переключателя Shaper. Если треугольник направлен вверх, сигнал проходит от преобразователя на фильтр.

Если треугольник направлен вниз, то сигнал идет от фильтра к преобразователю.

Справа от фильтра и шейпера расположена огибающая фильтра, но это классическая огибающая, поэтому подробно останавливаться на ней не будем.

Блок огибающей Volume

Источник: https://nch-nch.ru/notes/sampler-ableton-live/

Ableton Live 9: нарезки из семплов

Введение.

Цель этой статьи – познакомить вас с несколькими эффективными приемами генерации новых идей для ваших треков в Ableton Live.

Одни приемы позволят вам автоматически или в ручную получить в свое распоряжение своеобразный «салат» из аудио клипов, в котором всегда можно найти интересно сложившиеся сочетания звуков.

Другие приемы помогут вам в случае, когда необходимо будет разнообразить партии инструментов, написанные в аудио или миди-формате.

В общей сложности я расскажу о 4-х техниках:

  1. Я начну с наиболее простой и очевидной, к которой вам в любом случае придется обращаться время от времени. Это техника ручной нарезки аудио семплов. Это – основа основ.
  1. Затем мы рассмотрим автоматическую нарезку аудио семплов на так называемые Slice’ы (небольшие аудио кусочки), которые будут автоматически помещены в миди клип и проигрываться и редактироваться через миди-инструменты.
  1. Далее я расскажу об очень интересном меню Launch и командах Follow Action в режиме сессии. Данные команды позволяют программировать различные сценарии поведения клипов в режиме сессии, и благодаря им мы можем получить наиболее продвинутые гибриды лупов, и многое другое.
  1. Закончу я техникой, которая позволяет «переиначивать», перекраивать аудио клип при помощи огибающей модуляции Sample Offset. Это техника, которая также оставляет неизгладимое впечатление, и результат применения которой весьма трудно предугадать.

Итак, подготовьте ваш Ableton Live к экспериментам! Будет весело!

Прием №1 — ручная нарезка аудио семплов

Как я уже говорил, эта техника — основа основ. Каким бы способом создания «салата» из аудио клипов вы не пользовались в Ableton Live, в конечном итоге вы придете к редактированию полученных результатов на дорожках в режиме аранжировки.

Возьмите пару-тройку семплов. Пусть это будут ударные партии или перкуссии. С ними легче работать. Поставьте их подряд на какую-либо аудио дорожку. Если вы не видите амплитуды файлов, не забудьте расширить отображение дорожки нажатием на треугольник возле ее названия (Unfold Track):

Для удобства поставьте рамочку зацикливания так, чтобы вы постоянно слышали, то, что вы редактируете.

Ну а далее, ориентируясь по амплитуде, вы можете выделять определенные кусочки аудио клипов и нажимать на клавиатуре Ctrl (Cmd) + E. Это автоматически «вырезает» выделенные фрагменты клипов. Полученные таким способом кусочки очень легко перетаскивать на другие места.

Для этого достаточно поменять их порядок, перемешивать с фрагментами совершенно иного аудио клипа.

Используйте команды Duplicate (Ctrl + D) для дублирования одних кусочков, Delete (Backspace) — для удаления других, также не забывайте о копировании Ctrl (Cmd) + C и вставке Ctrl (Cmd) + V.

Читайте также:  Особенности выбора учебных центров в россии

Совет: вы можете приблизить вид на клип клавишей «+» (Zoom) пока тактовая сетка не станет хорошо видна и детализирована. В процессе редактирования вы можете зажимать Ctrl (Cmd) для того, чтобы временно отключать тактовую сетку и отмечать те части амплитуды, которые вам только заблагорассудится.

Даже если вы будете делать это совершенно «рандомно», не задумываясь, вы все равно получите большое количество интересных музыкальных ходов, которые захотите взять на вооружение. В моем случае получился вот такой гибрид из клипов длиною 2 такта:

Экспериментируйте! Не забывайте о регуляторе Transpose в свойствах клипа, который управляет высотой тона каждого аудио кусочка.

Добавляйте сумасшедшие Warp Marker’ы, экспериментируйте с различными режимами варпинга для создания артефактов, переворачивайте кусочки (кнопка Rev в свойствах клипа) и т.д.

  Все это позволит сделать очень интересные звуки и точно станет источником многочисленных идей для треков!

Мне остается только добавить, что если вы хотите применить данную технику на миди-клипах, тогда вам понадобится преобразовывать ваши миди-клипы в аудио. Один из способов сделать это – заморозить миди-клип при помощи команды Freeze в контекстном меню. Затем «заморозку» требуется преобразовать в аудио. Для этого выберите Flatten.

Совет: Как вы заметили, мы работаем в режиме аранжировки. Если у вас возникнет необходимость отправить перемешанный луп в режим сессии, выделите нужный кусок, а затем используйте Consolidate-команду, вызываемую правой кнопкой мыши, или же вам поможет горячая клавиша Ctrl (Cmd) + j. Так вы свяжите все кусочки в один целостный клип.

Прием №2 — Автоматическая нарезка аудио семплов на Slice’ы

Иногда при работе с аудио-клипами вы вдруг понимаете, что будет гораздо проще (и веселее) работать с кусочками аудио через какие-либо MIDI-устройства, такие как Drum Rack, Impulse, Simpler или Sampler.

Вообще Ableton позволяет схватить мышкой любой понравившийся кусок аудио клипа и просто затащить его в какой-либо инструмент. Но это не наш метод, когда речь заходит о сравнительно больших аудио клипах.

В таком случае гораздо удобней будет воспользоваться функцией из контекстного меню, которая называется Slice To New Midi Track.

Это, пожалуй, самый быстрый способ получить в свое распоряжение аудио отрезки, распределенные по миди-нотам.

Чтобы увидеть эту команду, щёлкните правой кнопкой мыши на аудио клипе и выберите пункт «Slice to New MIDI Track». Перед вами появится диалоговое окно, которое содержит несколько опций:

Выпадающий список «Create one Slice Per» позволяет выбрать по какому принципу будет «нарезан» ваш семпл. Весьма часто используется значение — Transient, которое подразумевает, что при нарезке программа будет ориентироваться на каждый заметный всплеск амплитуды аудиофайла.

Здесь также есть опция, которая позволяет нарезать аудио, основываясь на проставленных маркерах варпинга (пункт «Warp Marker»). Т.е. там, где стоят маркеры варпинга, будет область, на основе которой и будет создаваться соответствующий слайс.

Меню «Slicing Preset», которое находится чуть ниже, предлагает несколько различных пресетов, которые могут влиять на оснащение MIDI-трека, который вы получаете в результате операции.

Первая опция, “Built-In,” создаёт MIDI-трек, на котором появляется Drum Rack. Каждый отрезок исходного аудиофайла автоматически помещается на отдельный драм пэд.

На самой миди-дорожке мы получаем итоговый MIDI-файл с нотами, которые, если его прослушать, проигрывает всю очередность созданных Slice’ов.

Назначаемые 8 макросов Drum Rack при этом сразу же будут назначены так, чтобы регулировать ADSR (огибающие громкости) и различные свойства зацикливания каждого получившегося отрезка:

Другие пресеты в меню Slicing Preset поместят получившиеся отрезки в зоны (Zones) устройства в Sampler программы Ableton Live. Они используют большой выбор различных модуляций, характерных для Sampler’а, и все это также является замечательной возможностью для звукового дизайна.

После того, как вы выберите нужный вам пресет в окне Slice To New Midi Track, нажмете «OK», вы сможете получить в свое распоряжение новоявленный MIDI-клип на миди-дорожке. Ноты на нем будут выглядеть странной поднимающейся «лесенкой», и каждая из них будет являться небольшим отрезком исходного аудио файла:

С этого момента всё становится еще более интересным. Прослушайте получившийся миди-клип. Теперь попробуйте сделать перестановки миди-нот, поиграйте с длительностью нот, их Velocity, попробуйте удалить или добавить какие-либо MIDI-ноты… Интересно, не правда ли? Попробуйте создать совершенно новый клип с нуля, используя полученные отрезки в качестве сырья.

Также не стоит забывать о недавно появившемся в инструменте Simpler режиме «slice», который также способен автоматически нарезать любой луп на отдельные слайсы и распределять каждый кусочек по нотам:

Прием №3 — Умный блок ”Follow Action” в Режиме Сессии

Разработчики Ableton постарались максимально облегчить задачу выступающим диджеям и музыкантам. Поэтому в Режиме Сессии есть секция Launch, которая позволяет клипам запускать различные сценарии дальнейшего поведения. Сейчас мы внимательно рассмотрим эту секцию и применим не только для создания «салата» из клипов, но и для того, чтобы разнообразить различные партии инструментов.

Нужное нам окно Launch находится в свойствах клипа. Если вы не видите его, убедитесь что вы находитесь в режиме сессии, затем выберите какой-либо клип. Кликните на круглую кнопку «L» в левом нижнем углу под секцией «Clip»):

В этой секции обратим внимание на секцию Follow Action.

Хорошая новость для нас, любителей салатов из семплов, состоит в том, что благодаря Follow Action в меню Launch, Ableton может автоматически проигрывать и переключаться между множеством клипов в режиме сессии, причем этот процесс можно запрограммировать так, чтобы клипы запускались спустя определенное время, в определенном порядке, или так, чтобы запуск клипов был предоставлен его величеству случаю. Это дарит нам замечательные возможности по генерации идей!

Прямо под надписью «Follow Action» в трёх числовых ячейках могут быть заданы временные значения вида 1.0.0. Здесь мы определяем сколько времени пройдет, прежде чем клип включит запрограммированное действие.

Время здесь задается в каждой ячейке в формате: такты, доли, шестнадцатые ноты. То есть, если вы здесь вобьете, например, 1.2.0., это будет означать, что клип будет играть 1 такт, 2 доли, 0 шестнадцатых нот, а затем уже что-то произойдет.

Что именно – определяет контекстное меню сценариев в ячейках ниже (почему этих ячеек две, объясню ниже):

  • Воу-воу-воу! Палехче! — скажете вы, — Что все это значит?!

Спокойствие! Здесь мы с вами видим те действия, которые способен совершить наш клип по прошествии определенного времени. Мы можем выбирать следующие сценарии:

  • No Action: это настройка по умолчанию, никакого действия не происходит;
  • Stop: просто останавливает воспроизведение клипа;
  • Play Again: вновь запускает текущий клип;
  • Previous/Next: запускает клип над или под текущим клипом на выбор;
  • Play First/Last: запускает верхний или нижний клип во всем столбце клипов;
  • Any: запускает любой случайно выбранный клип в группе;
  • Other: Запускает любой случайно выбранный клип в группе, один и тот же клип не может запуститься дважды.

Вы можете заметить, что в блоке Follow Action у нас таких столбцов аж две штуки, и в каждом мы можем выбрать разные действия. А еще ниже в двух числовых ячейках у нас есть возможность проставлять некие числа (на скриншоте — 1:0):

Это – весьма любопытные ячейки, которые требуют от вас экспериментов. Это – шансы свершения того или иного действия. В моем случае, шанс, что будет проигран верхний клип, а не нижний, равен нулю. Если же я поставлю в нижних ячейках 1:1 я получу равные шансы для первого и второго сценария.

Но давайте поэкспериментируем, и вы поймете, чем нам может быть полезно это окно. Для простого эксперимента возьмите блок из 5-8 клипов в режиме сессии (под блоком понимается скопление на дорожке клипов без каких-либо пустых промежутков между ними). Выделите их, а затем в Follow Action проставьте время 0.0.1. А в левой ячейке сценария выберите «Any» (любой):

Нажмите клавишу Play. Если вы сделали все правильно, то сейчас вы слышите совершенно рандомное мельтешение клипов.

Они переключаются между собою, и каждый клип сейчас проигрывается с самого начала и звучит лишь 16-ю ноту.

Если вы работаете с клипами, которые содержат ударные партии, то при таких настройках вы услышите постоянное бумканье разных бочек, которыми по обыкновению начинаются клипы ударных.

Если же мы включим функцию Legato для всех клипов столбца (вы не пропустите ее в окне Launch) тогда результат вдруг зазвучит ГОРАЗДО интересней. Благодаря Launch каждый последующий клип будет подхватывать позицию воспроизведения предыдущего клипа.

То есть: отзвучала первая доля клипа, в включился второй клип, и продолжил воспроизведение со второй доли, включился третий клип, начал воспроизведение с третьей доли, и так далее…

Совет: вот вам техника, которая очень полезна тогда, когда вы хотите иметь стабильную партию, но желаете уберечь её от «несвежести» и тупого повторения. Создайте два (или более) лупа, которые практически идентичны, но сделайте в них небольшие вариации. Например, местами дополнительный хай-хет, или смещённый удар бочки.

При помощи меню Launch настройте первый клип так, чтобы он иногда запускал следующий клип, и следующий, и следующий… определите шансы для того или иного события. Не забудьте поставить режим Legato.

В конечном итоге вы получите основной бит, который будет играть с небольшими дополнительными вариациями ударов, тем самым подражая работе реального барабанщика.

Финальный совет для этого приема таков: все, что происходит в режиме сессии благодаря окну Launch, может быть зафиксировано в режиме аранжировки при помощи круглой клавиши записи Arrangement Record.

Прием #4 – Модуляция сдвига семпла (Sample Offset)

Последний прием. Это еще один вынос мозга от создателей Ableton. В отличие от предыдущей техники, данная техника «нарезки салата из семпла» применима только для Audio клипов с алгоритмом Beats.

Здесь мы используем весьма странную модуляцию Sample Offset (Сдвиг Семпла). Чтобы ее найти, загляните в окно «Envelopes» (активируется нажатием круглой кнопки с буквой «e» в левом нижнем углу). В верхнем контекстном меню выберите Clip, а ниже — Sample Offset:

Sample Offset позволяет нам посредством графика менять позицию воспроизводимого аудио файла на определенных местах. Горизонтальные линии сетки представляют собой шестнадцатые ноты.

Если вы сдвинете на определенном отрезке модуляцию выше центра, это означает, что в этом отрезке будет воспроизведен отрывок, находящийся впереди, если ниже центра – то это станет причиной воспроизведения отрезка более раннего по времени.

Поскольку данная модуляция тесно работает с алгоритмом варпинга Beats, вы можете поменять в алгоритме значение Preserve, и тем самым уменьшить или увеличить кусочки, которые получают смещение при модуляции Sample Offset.

Остается добавить, что результаты этой модуляции бывает трудно предсказать. Если вы желаете произвести какие-то дотошные микро-редактирования вашего бита, то, скорее всего, вы найдёте более удобным первый способ, который я описал в начале статьи.

А у меня на этом все. Удачи вам в музыкальных экспериментах, и до встречи в новых статьях!

Дмитрий Wolfframe

Источник: https://create-sound.ru/ableton-live-9-narezki-i-salaty-iz-semplov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector