Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!

Статья посвящена композитору Владимиру Дашкевичу и его прекрасной музыке к фильму «Бумбараш». Сделана интересная и необычная попытка, провести сравнение музыки фильма с жизнью и творчеством композитора.

Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!

Жанр кинофильма позволяет выстроить или соединить/смонтировать разнообразные и далёкие события. Но тогда это должно распространяться и на «околокиношные» явления. Эту мысль стоит проверить, тем более, что есть киномузыка написанная не просто талантливо, а даже – гениально. И в этом нет преувеличений.

Речь пойдет о фильме «Бумбараш» (реж. Н.Рашеев и А.Народицкий) с музыкой композитора Владимира Дашкевича. Те, кто знаком с музыкой Дашкевича, наверняка согласятся, что это весьма незаурядное музыкальное явление.

Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!

А ещё стоит напомнить, что композитор сочинил музыку к знаменитому сериалу о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, к фильму «Собачье сердце» (по М. Булгакову). Тема из киноленты «Капля в море» стала заставкой знаменитой детской телепередачи «В гостях у сказки», а музыка к «Зимней вишне» тоже сразу узнается. И это всё – Владимир Дашкевич.

  • В общем, налицо ситуация, когда музыка на слуху, а имя композитора не сразу и вспоминается.
  • О себе, но через киномузыку
  • А музыка Дашкевича к фильму «Бумбараш» позволяет проделать такой фокус: через музыкальные номера найти сравнения, параллели и соответствия с жизненными и музыкальными событиями и фактами, связанными с композитором.

Не будем говорить о прямо-таки буквальном, стопроцентном совпадении, но кое-что есть. И, конечно, нельзя не сказать о Валерии Золотухине, актёрская работа и вокальное мастерство которого удивительно совпали с песнями Владимира Дашкевича на стихи Юлия Кима.

Песня «Ходят кони» — это вообще лейтмотив всего фильма и — шире — судьбы композитора. Потому что «крутых берегов» в жизни было много и у Бумбараша, и у Дашкевича.

Песню Лёвки «Журавль по небу летит» можно слушать и вспоминать о трудном и извилистом пути Дашкевича в музыку. Он сначала получил диплом инженера-химика, и только 2-е высшее музыкальное образование сделало его «настоящим» композитором.

Пусть «Журавль» напоминает о гражданской войне, но строчка «А сыночку выпала, ой, дальняя дорога… » — это точно о юности Володи Дашкевича, о его учёбе и «скитаниях» вместе с родителями по огромной стране.

Строчки «Где я только не был… и искать ответу» напомнят о том, что Дашкевичу после Москвы, где он родился, пришлось побывать в Забайкалье (Иркутск), на крайнем Севере (Воркута), в Средней Азии (Ашхабад).

И всё-таки возвращение в Москву состоялось.

Дело в том, что Владимир Дашкевич имеет дворянское происхождение, а его отец, будучи по-настоящему образованным человеком, дворянином и русским патриотом, после 1917 года примкнул к большевикам. Но жизненных испытаний на долю семье Дашкевичей выпало с избытком.

Поэтому вполне естественно, что будущий композитор получил практические познания в географии, кроме русского, владел ещё 4-мя языками, получил достойное воспитание и был по-настоящему образованным человеком и патриотом своей страны.

А в 40-50-х гг. прошлого столетия таким людям приходилось нелегко; но, что интересно, сохранив уважение и любовь в русской культуре, Дашкевич не впадает в ностальгию и тоску по прошлому, а воспринимает её с нежностью и некоторой долей иронии и юмора.

Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!

Во всяком случае, вот эти музыкальные номера фильма «Бумбараш» могут рассказать именно об этом:

  • «Русские позиции» — игрушечно-кукольные воспоминания о прошлом;
  • романс Софьи «В белом платье…»;
  • шансоньетка Софьи (инстр.);
  • гибель Софьи – такую музыку без знания традиций прошлого не напишешь.

А то, что Дашкевичу хорошо известны и знакомы музыкальные традиции новой послереволюционной и послевоенной России, скажет такая музыка:

  • «Деревенские страдания»;
  • «Деревенско-еврейская кадриль»;
  • «Марш четвертой роты».
  • В песне Гаврилы – герой, по фильму отрицательный, но музыка проникновенная. И есть интересный нюанс: разгульно-разухабистое исполнение пресекается самим Гаврилой.

А почему без трагедийности и излишнего пафоса?

  • Здесь можно поразмышлять и сделать такие выводы. Фильм «Бумбараш» снят по мотивам ранних произведений писателя Аркадия Гайдара. В жизни Гайдара были и трагические события, но мы его воспринимаем, прежде всего, как светлого, доброго детского писателя. Многие его герои именно так и описаны, таков и Бумбараш.
  • Это отношение к жизни, как к светлому, радостному и возвышенному празднику, в полной мере присуще и композитору Владимиру Дашкевичу.
  • А печально-трагедийные события и у Гайдара, и в музыке Дашкевича часто растворены и погружены в атмосферу возвышенной и светлой печали, бытового юмора и некоторой отдалённости от трагизма.
  • Поэтому песни о войне из «Бумбараша» всё-таки трудно назвать в полной мере военными, поскольку в них постоянно присутствует некая доля изящного и тонкого юмора.

А Владимир Дашкевич, как художник, музыкант, гражданин своей страны, культурный и широко образованный человек, просто хорошо делает свое дело: сочиняет гениальную музыку, пишет теоретические работы о музыке, размышляет. Играет в шахматы (доигрался до кандидата в мастера спорта), встречается со слушателями и просто живет полной насыщенной жизнью.

Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!

Смешной, потому что оценка более чем 50-летней работы композитора Владимира Дашкевича нашла отражение в том, что он всего лишь заслуженный деятель искусств РФ. А в переводе на нормальный язык это звучит как: «Да, есть такой композитор Владимир Дашкевич, и он пишет неплохую музыку».

А Дашкевичем уже написана музыка более чем к 100 фильмам и мультфильмам, им созданы симфонии, оперы, мюзиклы, оратории, концерты. Его книги, статьи и размышления о музыке серьёзны и глубоки. И все это говорит о том, что композитор Владимир Дашкевич – незаурядное явление в российской музыкальной культуре.

Впрочем, другой советский музыкальный гений – композитор Исаак Дунаевский — тоже долгое время был всего лишь заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Но история, и музыкальная в том числе, рано или поздно расставляет всё по своим местам, а значит, истинное понимание значения композитора Владимира Дашкевича уже близко. Когда сам композитор говорит о творческом процессе и многих других вещах – это просто интересно и увлекательно.

А в песнях Бумбараша «А вот я на фронте был» и особенно «Надоело воевать» может быть, отражён ещё один жизненный и творческий принцип Владимира Дашкевича: не стоит ничего доказывать, музыка, которая уже написана, скажет сама за себя!

Нужно только её услышать.

Источник: http://sibloma.ru/iskusstvo-dlya-dushi/vladimir-dashkevich-nu-konechno-eto-bumbarash-muzykalnyj-klass

История создания фильма «Бумбараш»

Не скажу, что Таганка «помогла» мне сделать эту картину, но возникла цепь совпадений. Главный герой — с Таганки. Гаврила — Юрий Смирнов оттуда же. Саша Филиппенко впервые засветился у меня в кино в качестве живого донесения.

На Таганке он был тогда не самым востребованным эпизодическим актером. Долго искал композитора. Сначала обратился к известному русскому композитору Андрею Волконскому, который позже эмигрировал к своим родственникам во Францию. Сейчас он живет на Лазурном берегу, в Антибе.

Тогда и он, и его музыка показались мне довольно странными.

Потом пытался уговорить Гладкова. Он ответил: «Я работаю с Захаровым и настолько занят, что, скорее всего, не смогу. Есть хороший парень — Владимир Дашкевич… Пошел к Дашкевичу. Он уже работал с Таганкой. Послушал фонограммы и сразу сказал: «Годится!». Такое впечатление, будто на все была высшая воля.

— В «Бумбараше» роль атаманши блестяще играет Екатерина Васильева. Как вы угадали с этой кандидатурой?

— Ее я знал еще с тех времен, когда учился на режиссерских курсах. В атаманше Соньке видел только Васильеву. Но мне навязывали другую актрису.

Директор объединения Владимир Сосюра предлагал на эту роль свою жену, которой по типажу только колхозниц играть. Васильева приехала, как всегда с похмелья.

Пробежала глазами текст, спросила: «Она что, с приветом?» Я ответил: «В общем-то да». И тогда она так здорово похмельно-истерично прочла монолог «Выступаем на рассвете»!

Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!

Жаль, что я не мог эти пробы поставить в картину — они произошли без декораций. А с Сосюрой поступил честно: дал его жене прочесть те же отрывки, что и Кате. Потом склеил: кусок Люды, кусок Кати. Показал и спросил: «Ну что, Володя, выносить это на худсовет?» Он хмыкнул: «Не надо».

– В сценах, когда в селе меняется власть, нам пришлось пойти на хитрость, – смеется режиссер. – Помните, сначала приходят «красные», затем тут же «белые», потом – бандиты.

А удалось собрать всего человек тридцать массовки и с десяток лошадей, но нужно-то было намного больше.

Мы снимали эпизод с «красными», затем, не меняя расположения камеры, переодевали людей и продолжали их снимать уже в роли «белых», а после этого снова переодевали в бандитов.

— Сын Аркадия Гайдара во время съемок проявлял интерес к картине? Все-таки в основе — проза его отца…

Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!

— Тимур вмешался потом. И надо признаться, помог. Нет, в этом кино явно есть какая-то мистика! Решив снимать под Каневом, я вовсе не имел в виду Аркадия Гайдара. Мне просто была нужна пустая разоренная деревушка. А потом выяснилось, что как раз там, где едет паровозик и Золотухин поет: «Наплевать, наплевать, надоело воевать!», был убит… Гайдар. Об этом позже мне рассказал Тимур.

Кстати, где на самом деле покоится тело Гайдара, один Бог ведает! Я, как и многие другие, полагал, что на Каневской круче, поскольку это официальная могила. А сейчас уже и место наших съемок не найдешь. Оно где-то на дне огромного Каневского водохранилища.

— Ваш отец пострадал как «враг народа». Не было ли у ваших недоброжелателей идеи и вас обвинить: мол, «Бумбараш» — глумление над революционными идеалами?

Читайте также:  Каково это… работать на ableton?

— Тогда было принято действовать по «канонам». Если гражданская война, то «как Чапаев». А если не «как Чапаев», то это глумление. Но глумления не было, пародийность была. Сюжет «Бумбараша» не вызвал претензий. Претензии были к подаче материала.

источник: 1001material.ru

Источник: https://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/kino/istoriya-sozdaniya-filma-bumbarash.html/2

Какова история песен из фильма «Бумбараш»?

К этому времени он уже имел разряд по шахматам и успел поработать инженером-химиком на одном из заводов. И если бы в один прекрасный день женившийся сосед не отдал бы ему своё пианино, то, возможно, мы так бы и не услышали ни песню «Ходят кони», ни «Увертюру» к «Шерлоку Холмсу»…

Дело в том, что для широких масс творчество Дашкевича неразрывно связано с его работой в кино. Да и сам композитор считал, что в XX веке именно киномузыка стала неким «срединным путём», позволившим классической музыке пройти «по лезвию бритвы» между попсой и авангардом.

Владимир Дашкевич:«Я бы сказал, в музыке зло выражается диссонансом, а добро выражается мелодией. Так вот мелодия должна исходить из преодоления этого диссонанса. Чем слаб авангард — он эксплуатирует один диссонанс. Чем слаба попса — она избегает диссонанса. И то, и другое нежизнеспособно и не даёт настоящих программ в жизни».

Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!Владимир Сергеевич Дашкевич родился 20 января 1934 г. 366days.ru

Первую всенародную славу Дашкевичу принесли песни из к-ф «Бумбараш» (1971). Однако это был не первый опыт его работы в кино. Ещё до «Бумбараша» к композитору обратился режиссёр Сергей Юткевич с просьбой сочинить киномюзикл по мотивам пьесы В. Маяковского «Клоп». Именно тогда напарником Дашкевича стал небезызвестный поэт и бард Юлий Ким, с которым он крепко сдружился.

Однако Юткевич неожиданно слёг в больницу и работа застопорилась аж до 1975 года, когда на экраны таки вышел фильм под названием «Маяковский смеётся». (К слову, Дашкевичу итоговый результат не очень понравился, и впоследствии они с Кимом сделают из «Клопа» свой собственный спектакль.)

И вот, пока Юткевич болел, на Дашкевича «положил глаз» другой режиссёр — Николай Рашеев, который как раз снимал «Бумбараша» по сценарию Евгения Митько. Сценарий, базировавшийся на неоконченной повести Аркадия Гайдара, был для того времени довольно необычный.

По сути, Митько решил превратить историю деревенского парня, попавшего с фронтов Первой мировой в гущу Гражданской войны, в некий комедийный фарс, гротескный водевиль (в той же «Свадьбе в Малиновке» красноармейцы не выглядели так комично, как рыжий комиссар из «Бумбараша»)… Разумеется, такой жанр требовал наличия в фильме большого количества яркой музыки и песен.

Сначала Рашеев обратился за помощью к композитору Андрею Волхонскому, но его музыка показалась режиссёру «довольно странной». Затем стал упрашивать Геннадия Гладкова, но тот уже был занят в спектакле Марка Захарова и посоветовал обратить внимание на Дашкевича.

В то время Дашкевич как раз сочинил музыку к спектаклю «Господин Макинпот» для Театра на Таганке (из-за этого у композитора даже возник конфликт с Владимиром Высоцким, который хотел вставить в спектакль свои песни). Музыка к «Макинпоту» настолько понравилась Рашееву, что он даже отснял под неё черновой материал «Бумбараша».

Николай Рашеев:«Хотя она не имела прямого отношения к фильму, но мне необходимы были какие-то интонационные моменты, важно было, чтобы это во мне крутилось, постоянно звучало».

Владимир Дашкевич:«Я приехал, посмотрел и пришёл в ужас: он снял кадры под все акценты! Мне пришлось делать совершенно немыслимую работу: заменять свою же музыку! В том-то и дело, что Бумбараш был русским человеком, а Мокенпот — немец, и у них не могла быть одинаковая музыка. Пришлось всё заменить».

Простонародный национальный характер музыки требовал соответствующих стихов. Разумеется, Дашкевич тут же обратился к Киму, но тот назвал сценарий «белибердой» и сотрудничать отказался. Однако композитор продолжал уламывать своего друга, показывал ему мелодии, и в итоге тот дрогнул.

Правда, своё решение Ким обставил необычным образом: привёл в гости к композитору перворазрядника по шахматам и выдвинул условие — совместная работа над «Бумбарашем» начнётся только, если Дашкевич выиграет три партии подряд. Когда Дашкевич выиграл, Ким тут же напел ему первую строчку песни. Вот только состояла она… всего из одного слова: «Ничаво, ничаво, ничаво…» (будущий «Марш четвёртой роты»).

  • Владимир Дашкевич:«Я очень обиделся. Но на следующий день он принёс вот эту песню:
  • Дрожи, буржуй, настал последний бой.Против тебе весь бедный класс поднялся…
  • И я понял, что Юлик нашёл совершенно замечательную интонацию».
  1. Правда, сам Ким вспоминал о совсем другой песне:

«Пока они играли, я уже придумал две строчки — „Журавль по небу летит, корабль по морю идёт…“. Потому что мелодия была уже мне знакома».

Как бы то ни было, работа закипела. Надо сказать, что это был тот редкий случай, когда композитор и поэт решающим образом повлияли на концепцию фильма и даже подбор актёров.

Владимир Дашкевич:«…практически волевым действием настояли, чтобы вместо Михаила Кононова главную роль играл Валерий Золотухин. Миша к тому времени на студии Довженко прекрасно сыграл главную роль в картине „В огне брода нет“ и шёл как кандидат номер один.

А я увидел на „Таганке“ репетиции спектакля „Живой“, где совершенно гениально играл Валера Золотухин, и понял, что для музыкального решения нужен именно он. Мы с Юликом поднажали на Рашеева, и, когда показали ему Золотухина, он довольно быстро переубедился и постарался переубедить начальство.

Кононов, конечно, был прекрасным актёром, но петь категорически не умел. А у меня уже была идея построить весь фильм на музыке.

…вместе мы уломали Рашеева перейти с несколько ёрнического жанрового хода сценария на эпическую трагедию, которая совмещала и комические, и драматические элементы».

Более того — Золотухин признавался, что списывал образ своего героя прямо с Юлия Кима.

Валерий Золотухин:«Я увидел живого Бумбараша. Я увидел всего, целиком — с мимикой, с пластикой… Мне не надо было играть Бумбараша, мне надо было играть Кима. …Из его песен, вернее, из того, как он их разделывал, сложился образ, я понял, как играть, когда Юлик несколько раз и по-разному проиграл свои песни».

Николай Рашеев:«Он (Ким — С.К.) не просто написал много песен, что для картины было очень важно, — Юлик дал некий камертон всей истории. Первое, что у меня появилось — „Марш четвертой роты“: „Дрожи, буржуй, настал последний бой, против тибе весь бедный класс поднялси“. Отсюда — определенный настрой, некая атмосфера и многое другое, что помогло появиться „Бумбарашу“».

Авторы песен принимали непосредственное участие и в разработке отдельных сцен — например, сцены знакомства Бумбараша с цыганом Лёвкой.

Это и неудивительно, учитывая, что симпатия и доверие этих героев друг к другу зарождается на экране без разговоров — посредством одной лишь песни.

Благодаря ей, Бумбараш ощущает, что они с Лёвкой — родственные неприкаянные души в водовороте исторических событий.

  • …Ой, куда мне деться, дайте оглядеться,Спереди застава, сзади западня.Белые, зеленые, золотопогонные,
  • А голова у всех одна, как и у меня.
  • Журавль по небу летит, корабль по морю идет,А кто меня, куда, влекёт по белу свету,И где награда для меня, и где засада на меня,
  • Гуляй солдатик, ищи ответу…

Новые песни продолжали сочиняться и во время съёмок. Немалую роль в этом сыграло то, что Юлий Ким, который в своё время редактировал диссидентский журнал, находился в Москве под колпаком спецслужб. Поэтому и решил «сбежать» вместе с Дашкевичем в украинский Канев, где проходили съёмки «Бумбараша».

Сразу после заселения в гостиницу композитор завалился спать. Однако толком отдохнуть ему не удалось.

Владимир Дашкевич:«Он (Ким — С.К.) 20 минут над моим ухом стучал (печатной машинкой — С.К.), а потом растолкал меня и диким голосом завыл: „Ой, ходят кони над реко-о-ю!“. Он приехал на Украину и думал, что здесь надо так петь. Я разозлился и говорю: „Юлик, это надо на трёх нотах…“».

Юлий Ким:«…в разгаре съемок мы любили с Золотухиным состязаться, кто лучше и громче споет „Реве та стогне Днипр широкий“. И я таким же образом запел эту песню.

Дашкевич послушал и говорит: „Нет, это нужно сделать на трех нотах“. И тут же он сочинил эти три ноты, просто на моих глазах. …Чем вызвал мое завистливое восхищение.

Потому что я бился над текстом минут тридцать, а он в течение пяти минут. И уже вечером мы все это пели в унисон».

Интересно, что первоначально эта песня предназначалась актёру Юрию Смирнову, игравшему бандитского атамана Гаврилу. Смирнов лично попросил сочинить для его героя что-нибудь лирическое.

Юлий Ким:«Он канючил: „Что такое — бандит и бандит, я хочу, чтобы образ был сложнее“. Он хотел что-то вроде Григория Мелехова. „Дайте мне песню, чтобы я поднялся до этого масштаба“».

  1. Однако песня оказалась столь хороша, что Золотухин наотрез отказался отдавать её Смирнову и на правах главного актёра забрал «Ходят кони» себе.
  2. А в виде компенсации Ким и Дашкевич сочинили для Гаврилы романс «Дайте мне минуту отдыху, спокою…».

Владимир Дашкевич:«Правда, в финале (где Гаврила убивает возлюбленную Бумбараша — С.К.) они (Смирнов и Золотухин — С.К.) пели [“Ходят кони”] вместе. Но финал-то возник как раз потому, что появилась песня».

Каких-то особых проблем с выходом фильма тоже не было. И опять — во многом благодаря песням…

Владимир Дашкевич:«…начальство поначалу было от режиссёра не в восторге, но, когда мы с Юликом пришли и спели наши песенки, сразу всё устаканилось. Они попросили сделать для них персональную запись, и песни таким образом ушли в народ ещё до выхода фильма».

Читайте также:  Музыкальное развитие ребёнка: памятка для родителей – всё ли вы делаете правильно?

Всесоюзный успех «Бумбараша» резко изменил судьбы как поэта, так и композитора. Хотя из-за диссидентского прошлого в титрах Кима указали под псевдонимом «Ю. Михайлов», этот фильм помог ему легализоваться и сочинить ещё немало замечательных кинопесен. Ну, а Дашкевич тут же стал одним из самых востребованных кинокомпозиторов СССР.

Правда, из всей массы песен, сочинённых Дашкевичем после «Бумбараша», в народной памяти прочно закрепилась лишь детская песенка «Приходи, сказка», долгое время служившая заставкой к телепередаче «В гостях у сказки». Свой окончательный вид она приобрела не сразу и подробнее об истории песни можно прочитать здесь.

  • Из других детских киноработ Дашкевича я бы отметил песни из к-ф «Пеппи Длинный Чулок» (1984), снова написанные совместно с Кимом.
  • Очередной всплеск народной славы композитора пришёлся на 1979 год, когда на экраны вышел фильм Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Но о нём — в следующей статье…
  • Продолжение следует…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/100274/

Владимир ДАШКЕВИЧ – Музыка как действующее лицо – Звуки.Ру

Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!

85 лет – автору музыки для Шерлока Холмса, Бумбараша и еще сотни фильмов, которые мы любим с детства

20 января отмечается важное музыкальное событие – одному из главных кинокомпозиторов российского музыкального пространства Владимиру Дашкевичу исполняется 85 лет. Да что там российского, – говорят, что каждый день именно его музыка, и никакая другая, звучит в Лондоне на улице Бейкер стрит в музее Шерлока Холмса.

Владимир Дашкевич — один из самых известных мелодистов современности. Но любопытно, что его профессиональное композиторское творчество началось почти случайно. Владимир Сергеевич родился в 1934 году в Москве, через 4 года его отца репрессировали, семью тянула на себе мать, а юноша выбрал себе профессию инженера-химика и даже начал работать по специальности.

Но однажды соседка по коммуналке попросила поставить в его комнату ее пианино. С этого и начался поворот к музыке, который привел Дашкевича в семинар самодеятельных композиторов, который вел Николай Каретников, к учебе у знаменитого модерниста Филиппа Гершковича.

И наконец он стал студентом, на сей раз Гнесинского института по классу Арама Хачатуряна.

В 1973 году началась его “сказочная музыка” с кинофильма “Капля в море”, которая потом стала музыкальной телезаставкой передачи 'В гостях у сказки”.

Прекрасные плоды дало многолетнее сотрудничество Владимира Сергеевича с поэтом и бардом Юлием Кимом.

Дашкевич написал музыку к 30 спектаклям и более чем к сотне кинофильмов, в числе которых – культовые “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”, “Бумбараш”, “Собачье сердце”.

Работал и с “крупными формами”, написав 9 симфоний, 3 оперы, 5 мюзиклов, 5 инструментальных концерта. А еще у него множество произведений камерной, программной и вокальной музыки.

Дашкевич всегда интересовался европейской культурой и умел тонко передать британский характер – почти все фильмы советской поры с “британскими” персонажами озвучены именно им. Даже мультфильмы по мотивам сказок английского детского писателя Дональда Биссета!

Его песни 'Ходят кони” и “Журавль по небу летит” давно получили высокое звание народных.

Но в активе Дашкевича далеко не только песни – он создает камерные симфонии, оперы, вокальные циклы на стихи Блока, Маяковского, Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой.

В ушедшем году композитор был удостоен премии “Ника” за музыку к фильму “Три сестры”. А его заглавную темиу к фильму “Собачье сердце” вы никогда не забудете.

20.01.2019, Михаил МИТРОПОЛЬСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

Источник: https://www.zvuki.ru/R/P/79203/

Бумбараш.. (музыка кино)

  • Фильм снят в 1972 году режиссерами: Абрамом Народицким и Николаем Рашеевым по мотивам повестей Аркадия Гайдара«Талисман» (1937) и «В дни поражений и побед» (1925), а также рассказов о Лёвке Демченко (1927).
  • Смешной и грустный, трагичный и веселый телефильм о гражданской войне в России своим успехом во многом обязан великолепной игре Валерия Золотухина и замечательной музыке Владимира Дашкевича.
  • После выхода фильма на экраны за Валерием Золотухиным в Театре на Таганке закрепилось прозвище Бумбарашка.

Песни для фильма написал Юлий Ким, который из-за проблем с властями в титрах фильма упоминается как «Ю. Михайлов».

Первоначально на роль Бумбараша планировался Михаил Кононов.

Литературное имя Бумбараша (Семён) ни разу не упоминается в фильме. Даже близкие люди обращаются к главному герою по фамилии.

В белом платье… музыка – Владимир Дашкевич, слова-Юлий Ким, поёт-Галина Туфтина

В белом платье с причудливым бантом,у окна опустив жалюзи,я стояла с одним молодым адъютантом,задыхаясь, шептал он: “зизи!”.и на чём-то настаивал мило,был он в меру застенчив и храбр,и тогда я сама, я сама, я сама потушиланадоевший уже канделябр.и тогда я сама, я сама, я сама потушиланадоевший уже канделябр.как приятны интимные встречи,как приятна любезная речь,но тушите, тушите, тушите, пожалуйста, свечи,если пламя хотите зажечь.ах, тушите, тушите, пожалуйста, свечи,если пламя хотите зажечь

Дайте мне минуту музыка-Владимир Дашкевич, слова-Юлий Ким, поёт-Юрий Смирнов

Дайте мне минуту отдыху, спокою,Дайте мне минуту отойти душою,Соловья послушать, на небо взглянуть,Ох, не хватает время, люди не дают.Не хватает время, люди не дают,А дают мне люди до смерти заснуть,А дают мне люди до смерти заснуть,А над моей могилой соловьи споют..

Журавль по небу летит музыка-Владимир Дашкевич, слова-Юлий Ким, поёт-Александр Хочинский

Как за меня матушка все просила бога,Все поклоны била, целовала крест.А сыночку выпала, ой, дальняя дорога,Хлопоты бубновые, пиковый интерес

Журавль по небу летит, корабль по морю идет,

А кто меня, куда, влекёт по белу свету,и где награда для меня, и где засада на меня,гуляй солдатик, ищи ответу.

журавль по небу летит…

Ой, куда мне деться, дайте оглядеться,Спереди застава, сзади западня.Белые, зеленые, золотопогонные,

А голова у всех одна, как и у меня.

Журавль по небу летит, корабль по морю идет,А кто меня, куда, влекёт по белу свету,И где награда для меня, и где засада на меня,

Гуляй солдатик, ищи ответу.Журавль по небу летит…

Где я только не был, чего я не отведал,Березовую кашу, крапиву, лебеду.Только вот на небе я ни разу не обедал,

Господи, прости меня, я с этим обожду.

Журавль по небу летит, корабль по морю идет,А кто меня, куда, влекёт по белу свету,И где награда для меня, и где засада на меня,

  1. Гуляй солдатик, ищи ответу.Журавль по небу летит,
  2. Корабль по морю идет…

Марш четвёртой роты музыка-Владимир Дашкевич, слова-Юлий Ким, поют-Валерий Золотухин и Александр Хочинский

Дрожи, буржуй, настал последний бой,Против тебе весь бедный класс поднялси,Он улыбнулси, засмеялси, все цепи разорвал,И за свободу бьется как герой

Ничего, ничего, ничего…Ничего, ничего, ничего,Сабля, пуля, штыки – все равно

Ты родимая, да ты дождись меня,И я приду.Я приду и тебе обойму,Если я не погибну в бою,В тот тяжелый час за рабочий класс,За всю страну.

Мы победим, за нас весь шар земной,Разрушим тюрьмы, всех врагов разгоним,Мы наш, мы новый мир построим, свободного труда,

И заживем комунной мировой.

Ничего, ничего, ничего,Сабля, пуля, штыки – все равно.Ты родимая, ты дождись меня,

И я приду.Я приду и тебе обойму,Если я не погибну в бою,В тот тяжелый час за рабочий класс,За всю страну.

Надоело воевать музыка-Владимир Дашкевич, слова-Юлий Ким, поёт-Валерий Золотухин

Наплявать, наплявать, надоело воевать,Ничего не знаю, моя хата с краю

Моя хата маленька, печка да завалинка,Зато не казённая, а своя законная

Ты Ерема, я Фома, ты мне слово, я те два,А бумажечку твою я махорочкой набью

Ты народ и я народ, а мне дома милка ждёт,Уж я её родимаю приеду сагитираю

Слава тебе, Господи, настрелялся досыти,Для своей для милyшки чyток оставлю силyшки

Наплевать, наплевать, надоело воевать,Были мы солдаты, а теперь до хаты

Ох, ты Боже мой (А вот я на фронте был) музыка-Владимир Дашкевич, слова-Юлий Ким, поёт-Валерий Золотухин

А вот я на фронте был,ох, ты боже мой,неприятеля губил,ох, ты боже мой.пушку в небо повернул,дунул, плюнул, дёрнул шнури, конечно, промахнулся,

Ох, ты Боже мой.А вот я на фронте был,

Ох, ты Боже мой,И летал германцу в тыл,Ох, ты Боже мой.Для военных для целейПосылают кто ловчей,Вот мене туды послали.

Вот, ей Богу, не совру,Ох, ты Боже мой,На воздушном на шару,

Ох, ты Боже мой.Как архангел я висюИ картину вижу всю,Как архангел я висюИ картину вижу всю -Сидит немец пьёт какаву.

Я, конечно, не стерпел,Эх, ты, Боже мой,

Беру немца на прицел,Ух, ты, Боже мой.Ты чего ж, ядрена вошь,Без мене какаву пьёшь,Ты чего ж, ядрена вошь,Без мене какаву пьёшь.

Ходят кони музыка-Владимир Дашкевич, слова-Юлий Ким, поёт-Валерий Золотухин

Ходят кони над рекою,Ищут кони водопою,А к речке не идут,Больно берег крут.Ни ложбиночки пологой,Ни тропиночки убогой,Как же коням быть?Кони хочут пить.Вот и прыгнул конь буланойС этой кручи окаянной,А синяя река

Больно глубока.

Я так прелестна музыка-Владимир Дашкевич, слова-Юлий Ким, поёт-Галина Туфтина

Я так прелестна и бесподобна,я, как известно, для всех удобна

Я je vous aime, я так хочу,давайте вместе подуем на свечу

Любовь, как вьюга, а мы кочуем,И друг без друга мы не ночуем

Я je vous aime, я так хочу,давайте вместе подуем на свечу

Любовь загадка в ней нет решенья,Сначала сладко, потом мученья

Я je vous aime, я так хочу,давайте вместе подуем на свечу

Любовь отрава, пойди, попей-ка,Судьба индейка, а жизнь копейка

Я je vous aime, я так хочу,давайте вместе подуем на свечу

КИНОПОИСК любопытные рецензии на фильм..

Читайте также:  Встреча нового года 15 традиций любимого праздника

Песню “Ходят кони..” в исполнении Валерия Золотухина можно слушать много много много раз..

ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ..

Источник: https://s30133396333.mirtesen.ru/blog/43609439917

Сегодня автору музыки к сериалу о Шерлоке Холмсе и «Бумбарашу» Владимиру Дашкевичу – 80 лет

В 1962 году Дашкевич получил второе высшее образование – музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс Арама Хачатуряна)

Владимир Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве. Его отец – Сергей Дашкевич был дворянином. После революции примкнул к большевикам, ушёл из семьи. В 1934 году работал инструктором просвещения в политуправлении штаба Московского военного округа.

В 1938 году отец будущего композитора был репрессирован, в 1954 году освобождён. Мать Анна Ильинична родом из Черниговской губернии.

В 1950-х Владимир Дашкевич поступил в Московский институт тонкой химической технологии и окончил его, получив диплом инженера-химика. После ВУЗа, параллельно с работой по полученной специальности, учился музыке, посещая семинар самодеятельных композиторов. Занимался под руководством Филиппа Гершковича и Николая Каретникова.

В 1962 году Дашкевич получил второе высшее образование – музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс Арама Хачатуряна).

Владимир Дашкевич много и плодотворно работает в кино. В 1973 году в фильме «Капля в море» впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», которая приобрела широкую известность благодаря телепередаче «В гостях у сказки», музыкальной заставкой которой она стала.

Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах «Ералаша», а в 1982 году – в фильме-сказке «Там, на неведомых дорожках…

», в том числе в песне «Приходите в гости к нам» (в исполнении Оли Рождественской), для которой Юлий Ким написал слова (в фильме «Капля в море» песенка имела другой текст и называлась «Шапка-невидимка»).

С 1979 по 1986 год Владимир Дашкевич работал над музыкой для серии фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», которая принесла ему большую популярность – увертюра из фильма стала хитом своего времени. Также широкую мировую известность получила печальная главная тема из кинофильма «Собачье сердце» (1988 год).

В 1996-2008 годах был композитором в передаче «Джентльмен-шоу».

Помимо симфонической музыки, сочиняет песни и другие вокальные произведения на стихи Юлия Кима, а также классических русских и зарубежных поэтов. Сотрудничество с Еленой Камбуровой вылилось в вокальные циклы на стихи поэтов Серебряного века.

Написал концерт для виолончели с оркестром (1973 год), мюзикл «Бумбараш» (1974 год), вокальные циклы на стихи А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, оперу «Ревизор», «Реквием» на стихи Анны Ахматовой.

Источник: https://b-port.com/news/122279

Фильм Бумбараш: фото, видео – Вокруг ТВ

Двухсерийная музыкальная приключенческая трагикомедия по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара с Валерием Золотухиным в главной роли.

Закончилась первая мировая война. С фронта возвращается в свою деревню солдат Семен Бумбараш. Вдоволь навоевавшись, Бумбараш мечтает о мирной жизни и простом крестьянском счастье.

Три года не был он в родных краях, где осталась у него невеста Варя, брат, конь и половина родительской избы, и вот, преодолев непростую и неблизкую дорогу и добравшись наконец до дома, он узнает, что родные и односельчане давно считают его погибшим, получив посланную по ошибке «похоронку».

Пол-избы брат забрал себе, коня продал, Варвара вышла замуж за местного богатея Гаврилу, а по самому Бумбарашу отслужили панихиду, и теперь никто не хочет признавать, что он живой. Один только друг детства Яшка Курнаков обрадовался появлению Бумбараша.

От него бывший солдат узнает, что Варя ждала своего любимого, но Гаврила, который стал главарем разбойничьей банды, угрожая расправой над матерью и сестрами девушки, заставил ее стать его женой насильно.

Яшка собирается уйти к красным и зовет с собой своего товарища, но тот, уставший от войны, не хочет вновь браться за оружие. Бумбараш пытается поговорить со своей любимой, но Гаврила, узнав, что объявился бывший ухажер его жены, объявил на него охоту.

К спрятавшемуся на сеновале у брата Бумбарашу приходит Варя и уговаривает его бежать из деревни. Она же  приносит шинель, которую взяла из вещей, награбленных бандой мужа, и отдает Бумбарашу.

Тот покидает село и в поле встречается с командиром  дивизии имени Взятия Бастилии Парижскими Коммунарами. Обменявшись с ним шинелями, Бумбараш намеревается продолжить свой путь, но красноармеец находит в кармане «обновки» кисет комиссара дивизии, и решает, что новый знакомый убил его и забрал себе его вещи.

Бумбараша арестовывают, но ему удается бежать. Таким образом незадачливый крестьянский паренек, вынужденный скрываться  и от красных, и от «отряда самообороны» Гаврилы, примкнувшего к банде анархистов, руководимых выдающей себя за внучку Степана Разина бывшей актрисой Софией, и от белогвардейцев, оказывается втянутым в водоворот невероятных событий, которыми были богаты годы Гражданской войны.

Эксцентрическая комедия Абрама Народицкого и Николая РашееваБумбараш” была снята в 1971 году.

В основу сценария картины, написанного Евгением Митько, легли ранние произведения Аркадия Гайдара — неоконченная повесть “Талисман“, более известная под названием “Бумбараш“, очерковая повесть “В дни поражений и побед” и публиковавшиеся на страницах газет рассказы о Левке Демченко (“Левка Демченко“, “Конец Левки Демченко” и “Гибель 4-й роты“). Режиссерам и сценаристу удалось очень верно уловить иронический тон гайдаровской прозы и в комедийной, а местами даже водевильной форме изобразить на экране трагедию «маленького человека», вернувшегося с войны и вновь на войну попавшего. Воплотить замысел создателям удалось с помощью великолепного актерского состава (в фильме снимались Валерий Золотухин, Юрий Смирнов, Наталья Дмитриева, Екатерина Васильева, Александр Хочинский, Лев Дуров, Александр Белина, Леонид Бакштаев, Роман Ткачук, Лев Перфилов, Николай Дупак, Александр Филиппенко и другие) и замечательных песен, написанных композитором Владимиром Дашкевичем на стихи Юлия Кима (указанного в титрах под псевдонимом “Юрий Михайлов” — в то время Ким был в опале у советских чиновников от искусства). Картина снималась на Украине, в Каневском районе Черкасской области — неподалеку от тех мест, где в 1941 году воевал и погиб Аркадий Гайдар.

  • В 1972 году фильм “Бумбараш” стал обладателем приза за режиссуру на Ташкентском фестивале телевизионных фильмов.
  • Интересные факты о фильме «Бумбараш»

— Изначально предполагалось, что главную роль будет играть Михаил Кононов, но в итоге она досталась Валерию Золотухину. — Сейчас места, где проходили съемки фильма “Бумбараш“, находятся под водой: в 1970-х годах в этом районе было создано Каневское водохранилище. — Открывающий картину эпизод с полетом Бумбараша на воздушном шаре снимали при помощи подъемного крана, к которому была подвешена корзина, где находился Валерий Золотухин. — Фильм едва не был запрещен цензорами, увидевшими в нем «глумление над идеалами революции». Ситуацию спас сын Аркадия Гайдара Тимур Аркадьевич Гайдар, морской офицер, известный писатель и журналист, сказав киночиновникам: «Этот фильм можно назвать первой отцовской картиной!» — Лошадей, которых для съемок требовалось несколько десятков, в соседнем колхозе «выбивал» Роман Ткачук: артист пользовался большой популярностью благодаря своей роли пана Владека в программе “Кабачок «13 стульев»“.

Источник: https://www.vokrug.tv/product/show/bumbarash/

Композитор Владимир Дашкевич отмечает 75-летний юбилей

Известному композитору, автору музыки к более чем 150 фильмам и спектаклям, Владимиру Дашкевичу исполняется 75 лет. Его мелодии звучат в популярном сериале “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”, а также в “Зимней вишне”, “Собачьем сердце”, “Воре”, “Слуге”, “Ворошиловском стрелке” и многих других картинах, сообщает ИТАР-ТАСС.

За свое творчество он получил звание заслуженного деятеля искусств, удостоен Государственной премии РФ, является лауреатом национальной кинематографической премии “Ника”.

В прошлом году коллекция наград Дашкевича пополнилась главной театральной премией страны – “Золотой маской”, которая присуждена композитору за оперетту “Самолет Вани Чонкина”, сочиненную по мотивам романа Владимира Войновича.

“Первым фильмом, к которому я написал музыку, был “Бумбараш”, – напомнил Дашкевич, заметив, что и сейчас эта работа остается для него одной из самых любимых.

“Мы трудились над “Бумбарашем” вместе с моим постоянным соавтором и другом – замечательным поэтом и драматургом Юлием Кимом”, – говорит Дашкевич.

И тут же добавляет: “Все, что связано с Кимом, – это счастливые страницы в моей жизни, он “проходит красной нитью” через все мое творчество”.

За долгую жизнь в искусстве Владимир Дашкевич сотрудничал с такими знаменитыми режиссерами, как Анатолий Эфрос и Георгий Товстоногов, Олег Ефремов и Галина Волчек, Вадим Абдрашитов и Алла Сурикова, Александр Адабашьян и Игорь Масленников.

По словам Масленникова, все 20 своих картин он сделал именно с Дашкевичем, “изменив” ему лишь однажды – в экранизации “Пиковой дамы”, где использовал произведения русского классика ХVIII века Бортнянского.

Впрочем, Дашкевич услаждает слух меломанов не только легкой музыкой. На его счету – немало сочинений, созданных в серьезных, академических жанрах. В их числе – опера “Ревизор”, соната для виолончели и фортепиано, квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и сопрано, струнные квартеты, вокальные циклы на стихи Блока, Маяковского, Мандельштама.

Композитором Дашкевич стал случайно.

“Я уже закончил институт тонкой химической технологии и работал на заводе, когда соседи по коммунальной квартире решили выдавать дочку замуж и, чтобы освободить помещение, перенесли пианино в нашу комнату, – рассказал Владимир Сергеевич. – Тогда я впервые сел за инструмент и навсегда увлекся музыкой”. Потом он учился в институте имени Гнесиных в классе великого Арама Хачатуряна.

Источник: https://www.newsru.com/cinema/20jan2009/dashkevich.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector