Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка?

Отрывок из диссертации С.А.Озерова «Гармонико-баянное искусство Нижегородской области:становление, развитие, современное состояние»

Нижегородские гармони обладают своими индивидуальными техническими и акустическими особенностями. Одна из ярких отличительных черт расположена прямо на «фасаде» инструмента (лицевая часть правого полукорпуса) – в качестве индивидуального клейма здесь указаны инициалы мастера.

На «фасаде» нижегородские мастера изготавливали и индивидуальное корпусное украшение. Благодаря этому визуально можно было узнать, какому мастеру принадлежит данный инструмент.

Индивидуальны были не только сами украшения: значение имеет количество прожилок на корпусе, крепление ремней, корпусная обработка металлом, рисунок решеток и др.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка? Показать полностью Характерные особенности нижегородских гармоней

С конца 80-х годов в Петербурге стали распространяться двухрядные, а затем трех- и четырехрядные гармоники, получившие название петербургских. Формирование внешнего вида петербургской гармоники складывалось под влиянием заграничных образцов, которые поступали в Петербург в изрядном количестве.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?Петербургская гармоника(петроградка)

Показать полностью Петербургская гармоника(петроградка, минорка)

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?В 80-х годах 19-го века в Россию стали поступать (главным образом через торговые фирмы Циммермана и Мюллера) двухрядные гармоники — вначале немецкие, а затем и венские(«венки»). Они получили большое распространение и стали производиться в России (с немецким и русским строем) местными мастерами. Двухрядные гармоники с немецким строем были больше распространены на Украине, в Прибалтике и частично в Сибири; в областях Центральной России преобладали двухрядные гармоники с русским строем. Показать полностью Двухрядные венские и немецкие гармоники

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?Давно хотел сделать сравнительный анализ гармони–хромки и западного двухрядного диатонического аккордеона, имеющего хождение, пожалуй, по всему миру, кроме России: у нас в стране, в период становления фабричного производства гармоней, сформировался уникальный тип гармоники, ставший самым популярным и массовым на сегодняшний день(в этом материале упустим подробности по поводу того, насколько это было правильно и справедливо по отношению к другим типам русских гармоник). Попробуем разобраться, чем похожи эти два инструмента и чем различаются. Показать полностью Русская гармонь-хромка в сравнении с диатоническим аккордеоном

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?Исторически (в конце XIX – первой половине XX вв.) ареал бытования петербургской гармоники включал в себя  Северную Белоруссию,  Эстонию, Латгалию, Литву, Псковскую, Ленинградскую, Новгородскую и север Тверской области, запад Вологодской, Карелию,  то есть практически весь Восточнобалтийский регион. Вхождение этого региона  в состав Российской империи и  его географическая  близость к Петербургу обусловили культурный взаимообмен со столицей, что, в частности, способствовало распространению музыкального инструментария.

Показать полностью Минорка русского строя — Новгородско-тверская разновидность петербургской гармоники

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?Небольшая заметка в связи с некоторыми неточностями определений по поводу кирилловской гармони, блуждающими по интернету… Но прежде, чтобы было понятнее, предлагаю почитать, что, собственно, представляет из себя кирилловская гармонь конструктивно и по устройству левой клавиатуры. Ну а как мастера работали над звучанием этих гармоней и насколько трепетно относились к этой работе, читайте здесь Показать полностью Кирилловская-это кирилловская или не кирилловская?

Источник: https://poigarmonika.ru/raznovidnosti-garmonei

Аккордеон, баян, гармонь: как отличить и выбрать

08.10.2018

Гармонь, пожалуй, можно по праву считать самым народным инструментом, неразрывно связанным с русским фольклором. Такие инструменты, как аккордеон, баян, гармонь являются разновидностями ручных гармоник, которые отличаются внешним видом и звучанием, но имеют схожую конструкцию и способ звукоизвлечения.

Однозначно назвать изобретателя или родоначальника гармони довольно проблематично: инструмент создавался постепенно, совершенствуясь, получая дополнительные элементы конструкции и нюансы звучания. По одной из версий, гармонь появилась в начале 19 века в Германии благодаря Кристиану Бушману, согласно второй версии – в России в конце 18 века, благодаря чешскому мастеру Франтишеку Киршнику.

Условно можно выделить два вида гармони:

  • самая популярная – так называемая «хромка», «ливенка», «русская венка», сохраняющая высоту звучания для всех кнопок инструмента при растяжении и сжатии мехов.
  • тульская гармонь, «тальянка», вятская, «черепанка», отличающиеся тем, что высота ее звучания определяется направлением движения мехов.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Хотя сегодня гармонь не пользуется особой популярностью, но во время Великой Отечественной войны именно она использовалась для поднятия боевого духа солдат.

Аккордеон, баян, гармонь – как отличить?

С аккордеоном всё просто: если видите у инструмента клавиатуру фортепианного типа – это аккордеон. Если же вместо клавиш вы видите кнопки, то определить вид инструмента сложнее. 

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Исторически аккордеон сразу разделился на два вида по типу звукового ряда: с хроматическим и диатоническим. Первый предназначен для исполнения академической музыки, а второй – народной. К чему мы это? К тому, что именно гармонь (или ручная гармоника) имеет диатонический звукоряд, меньшие размеры, чем аккордеон, и меньше рядов кнопок (обычно 2 ряда справа и 3 – слева). 

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Что касается хроматических инструментов. После появления аккордеона в России того, он претерпел конструктивные изменения, что повлекло за собой расширение звукового диапазона.

 В результате модернизации получился инструмент, который стал называться баяном, получил широкое распространение именно в России, но больше нигде не прижился.

Внешне кнопочный аккордеон и баян очень похожи, отличить их крайне трудно, в связи с чем принято оба инструмента называть баянами.  В правой клавиатуре у него может быть 3,4 или 5 рядов кнопок, в левой – 5 или 6 рядов.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Аккордеон

Аккордеон – инструмент, знакомый каждому не только внешним видом, но и особенным звучанием, которое может вызвать самые разные ассоциации и эмоции.

Аккордеон пережил времена и гонений, и поклонения, он представляет собой модернизированный вариант гармоники с хроматическим звукорядом.

Его характерный, приятно вибрирующий звук, напоминает орган или даже целый оркестр, так как благодаря регистрам и  изменению тембра, аккордеон может имитировать звучание целого ряда инструментов. 

Первоначально аккордеон сопровождал народные празднества, варьете, кабаре, мюзик-холлы, уличные кафе, но со временем он стал частью современной популярной музыки и джаза, затем вышел на сцену как солирующий инструмент. А звучание аккордеона с симфоническим оркестром никого не оставит равнодушным.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Произведения для аккордеона были написаны такими композиторами-исполнителями как Р. Гальяно, Я. Тьерсен, П. Фроссини, А. Пьяццолла, Ч. Маньянте, А. Фоссен, П. Дейро, Ч. Нунцио и другими. Также прекрасно звучат в исполнении аккордеона классические произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Н. Паганини, Л.В. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа и т.д.

Устройство аккордеона

Как достигается звучание аккордеона? Воздушная струя, образующаяся при движении меховой камеры, вынуждает колебаться металлические язычки. Мех позволяет управлять и влиять на окраску тембра, использовать динамическую гибкость инструмента.

 Аккордеон – это клавишный духовой музыкальный инструмент, в конструкции которого можно выделить правую и левую секции, соединенные между собой мехом.

Источник: https://pop-music.ru/articles/akkordeon-bayan-garmon-dushevnye-instrumenty/

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка? Гармонь трехрядная хроматическая

Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента.

Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха.

В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара – меха

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень…

  • Гармонь, гармонь!
  • Родимая сторонка!
  • Поэзия российских деревень!

В 1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука, который теперь применяется во всех язычковых музыкальных инструментах
.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название “северянка”(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Гармонь – один из любимых музыкальных инструментов русского народа.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

ХРОМКА: ПОЛУЧИТСЯ ЛИ НА НЕЙ СЫГРАТЬ ХРОМАТИЧЕСКУЮ ГАММУ?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической.

Источник: https://supertachki.ru/vidy-garmonei-ili-chem-razlichayutsya-hromka-i-cherepashka-garmon-trehryadnaya/

Черепановка (Черепашка)

“Черепашка” – язычковый клавишный музыкальный инструмент, разновидность русской гармони. Отличается небольшим размером (некоторые величиной со спичечный коробок; высота корпуса 50-100 мм).

Название инструменту дал гармонист-виртуоз П. Е. Невский в 1870-х гг. (первые маленькие гармони назывались “лилипут”, “колибри”). Другая версия – она названа по месту первоначального производства – г.

Череповец.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Строй “Черепашки” с четырьмя клавишами.

Имела 3-7 клавиш. В процессе усовершенствования диапазон расширялся (до 10 клавиш). Строй диатонический, звуки разные при сжатии и разжиме мехов. Играли на “Черепашке” в ансамбле с фортепьяно или с другими видами гармоней (2-3-рядной “венкой”, “хромкой”, баяном). Наибольшее распространение получила в начале 20 века.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Строй “Черепашки Невского”.

В это время по инициативе Невского “Черепашка” была переделана в хроматический инструмент “Черепашка системы Невского”, или “невская Черепашка”; имела в левой клавиатуре мелодич. язычки, издававшие дополнительные полутоны, однако у неё по-прежнему отсутствовал басово-аккордовый аккомпанемент.

С набором “Черепашка” различного размера Невский выступал в конце 19 – начале 20 вв. в России и за рубежом; исполнял, кроме рус. нар. мелодий и фантазий на рус. темы, переложения для “Черепашка” классических пьес, в том числе  М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Г. Венявского, Дж. Верди и др.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Строй “черепашки Варшавского”.

Он впервые играл на “Черепашка” в сопровождении симф. оркестра (1909). Позднее гармонист В. С. Варшавский усовершенствовал “Черепашка”, перенеся мелодич.

Читайте также:  Каким должен быть сайт музыканта, который только начинает свою карьеру

язычки и соответствующие им клавиши с левой клавиатуры на правую, благодаря чему образовался 2-й ряд; на левой стороне появились 3 пары басовых клавиш, расположенных в 1 ряд.

Эта 2-рядная хроматическая гармонь с басово-аккордовым аккомпанементом (в пределах 2-3 тональностей) получила название хроматической “Черепашка Варшавского”. Своей виртуозной игрой на “Черепашке” прославились, кроме Невского и Варшавского, москвич И. М. Соловьёв, ленинградцы В. В. Андреев, А. И.

Гурьевский, И. Г. Чалов, П. Ф. Панов и др. “Черепашка” популярна также в Татарстане; среди татарских мастеров игры на “Черепашку” – Ф. К. Туишев, Г. В. Джемниханов, А. Ж. Жалялетдинов. Существуют ансамбли исполнителей на “Черепашке” разных размеров, диапазонов и систем.

Источник: http://russian-garmon.ru/other-types/5116-cherepanovka-cherepashka

Разница между гармонью и баяном

Гармонь и баян настолько популярные музыкальные инструменты, что без них трудно представить народное исполнительское искусство.

Какая песня без баяна? Какое гулянье без гармони, под звуки которой ноги сами пускаются в пляс, а задорные частушки сыплются, как из рога изобилия? Слушая напевную мелодию или заливистые переборы, не всегда определишь с точностью, что звучит: баян или гармонь. А разница все-таки есть.

  • Содержание статьи

Гармонь – язычковый клавишно-пневматический инструмент, конструкция которого состоит из двух клавиатур, соединенных мехами.

Меха нагнетают воздух, а нажатие кнопок на клавиатуре приводит в движение металлические пластинки: их колебание под напором воздушной струи рождает звук.

В зависимости от типа, гармонь имеет один, два или три ряда кнопок на правой клавиатуре и один ряд на левой. Правая клавиатура создает мелодию, левая используется для аккомпанемента.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?Русская гармонь хромка с клавиатурами 25×25

Баян – усовершенствованная разновидность гармоники, инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовно-выборным или готовым аккордовым аккомпанементом на левой.

Благодаря выборной клавиатуре и встроенным регистрам, которых в современных моделях может быть от 2 до 15, баян способен имитировать различные инструменты симфонического оркестра.

Звуковой диапазон концертного баяна составляет 5 октав и 6 полутонов.

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?Баян

Сравнение

Эти виды музыкальных инструментов имеют звуковые механизмы с одинаковым принципом действия. Похожа и их конструкция, однако по способу извлечения звука гармонь существенно отличается от баяна.

Русские гармони бывают двух типов. В первом каждая кнопка отвечает за звук, высота которого не изменяется при растяжении и сжатии мехов; во втором высота звука зависит от направления их движения. В баяне на высоту звука влияют не только движение мехов и  нажатие кнопки на правой клавиатуре и, но и число одновременно приводимых ею в действие язычков.

Гармони различают и по количеству рядов кнопок. Тульские однорядки дали начало целому семейству миниатюрных голосистых гармошек — черепашек. В наше время это один из видов эстрадных концертных инструментов.

Отличительной особенностью саратовских однорядных гармоний считается их тембр звучания: в конструкцию звукового механизма этих моделей входят колокольчики – необычная для язычковых инструментов деталь.

Вятская однорядная гармонь имеет расширенный диапазон звучания за счет дополнительных кнопок на правой и левой клавиатуре.

Общее название однорядных гармоний – тальянки. К двухрядным относятся русская венка и хромка, наиболее популярная у современных исполнителей. Трехрядная гармонь, как и большинство однорядных моделей, сейчас большая редкость.

Баян стал первой хроматической трехрядной гармоникой, созданной и позже усовершенствованной талантливым русским мастером П. Стерлиговым. В начале XIX века этот инструмент был дополнен еще одним рядом  кнопок на правой клавиатуре, а в XX веке появились пятирядные модели.

Баян в России пользуется всеобщей любовью и считается русским народным инструментом. На баяне аккомпанируют, исполняют популярные эстрадные мелодии и оригинальные музыкальные произведения, написанные специально для этого инструмента.

Выводы TheDifference.ru

  1. Баян имеет полный хроматический ряд на правой клавиатуре, что обеспечивает его более широкие, чем у гармони, звуковые возможности.
  2. Баян может иметь пятирядную правую клавиатуру. Гармонь, в зависимости от вида, имеет один, два или три ряда кнопок.
  3. В современном баяне высота звука не зависит от направления движения мехов. В некоторых видах гармони высота звука изменяется при их сжатии и растяжении.
  4. Все модели баяна имеют близкий к определенному стандарту размер. В зависимости от вида гармони ее размеры могут колебаться от миниатюрных до средних. Любой вид гармони меньше баяна.
  5. На баяне можно исполнять музыкальные сочинения крупных форм. Гармонь не обладает такими возможностями.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-garmon-otlichaetsya-ot-bayana/

Хроматическая гармонь. Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка? Так почему же «гармонь-хромка»

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Происхождение гармони-хромки(версии)

Сейчас, наверное, мало кто сможет точно назвать место и дату рождения гармони-хромки. Основной считается версия о том, что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название «северянка»(не буду утверждать точно, но, возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).

Однако, существуют и некие данные, что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века.Так что, есть вероятность, что она гораздо старше, чем мы думаем.

Хроматическая ли эта гармонь?

У человека, имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос: а почему, собственно, эта гармонь называется хроматической, если звукоряд её основан на мажорной гамме, которая сама по себе-диатоническая(до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) и не содержит диезов и бемолей, кроме трех, вынесенных в самый верх правой клавиатуры? Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью! Так же, как не называются хроматическими некоторые другие разновидности гармоней, имеющие хроматические ступени(об этом-ниже)

Так почему же «гармонь-хромка»?

Всё дело в том, что во времена, когда гармонь-хромка только начинала распространяться (начало 20-го века), был изобретен баян(а его предшественники-инструменты с хроматическим звукорядом различных конструкций- появились ещё раньше, например, а ещё раньше-его отца, Леонтия Чулкова(имеется ввиду )), который, на самом деле, и есть истинно хроматическая гармоника, так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов — 7 основных(входящих в мажорно-минорную гамму) и 5 дополнительных,что позволяло исполнителю играть во всех тональностях.

Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и «северянки». Для них это было практически одно и тоже, только, как говорили, «на баяне звуков поболе».

Двухрядная, же, гармоника с несменяемым звуком на сжим-расжим меха ни на какие другие гармони, бытовавшие в то время, не была так похожа так, как на трёхрядные хроматические(в том числе, только появившийся баян) и вызывала соответствующие ассоциации. Потому и была метко названа «хромкой».

Другая версия(которая кажется менее вероятной) предполагает, что хроматической её назвали из-за наличия полутонов(хотя они и не встроены в звукоряд, как на баяне, а вынесены группой в самый верх правой клавиатуры). Однако полутона присутствуют и в , причём, там их даже больше, чем в хромке(«си-бемоль» и «до-диез»), но никто и никогда не додумался называть венки «хроматическими»…

Ну и есть еще шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает — потому и хромка. Смешно, но не более того.

Почти хроматическая гармонь 27х25

Впрочем, здесь нужно сделать важную оговорку: сейчас мало, кто из рядовых гармонистов об этом знает, но ещё до Великой Отечественной войны существовали модели, имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре, а не 25(как сейчас стандартно), но в серийное производство они не пошли.

Вверх были вынесены не три полутона, а целых пять, что давало ей заметно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками(тем не менее, и это не делало её истинно хроматической, потому что звукоряд левой клавиатуры накладывал совершенно определённые ограничения на количество применяемых тональностей).

Но в последующие годы, когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней, кто-то железным решением сверху постановил, что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки, хватит и оставшихся трех, а для более требовательных существует баян.

Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве в России (частушки, плясовые) практически не применялись хроматические ступени звукоряда, но, наверное, стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать, где их использовать, а где-нет.

Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами, имеющими расширенный звукоряд. Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко(П.

Уханов, М.Коломыцев и многих других), который написал немало произведений именно для такой, расширенной, хромки. Сам Дербенко категорически неприемлет отсутствие этих двух дополнительных клавиш, не понимая, за какие «грехи» хромку их лишили.

Как расширить возможности стандартной гармони 25х25

Источник: https://voloton.ru/kashi/hromaticheskaya-garmon-vidy-garmonei-ili-chem-razlichayutsya/

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка, Музыкальный класс

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Гармонь – один из любимых музыкальных инструментов русского народа. Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.

Хромка: получится ли на ней сыграть хроматическую гамму?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической. На ней не сыграть всех бемолей или диезов, но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры.

Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух.

Читайте также:  Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Тульская однорядка: оказывается, звук не одинаков, когда меха растягиваются и сжимаются…

Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, народный инструмент. Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха.

Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них – количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.

Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента – Елецкая гармонь. Её нельзя назвать «чистокровной» гармонью, поскольку она считается прямым предком аккордеона. Правая клавиатура инструмента имеет бемоли и диезы, то есть полную хроматическую гамму. Левую клавиатуру можно назвать выносным грифом с аккордами и клавишами басов.

За всё время своего развития, а первая Елецкая гармонь появилась в далеком 19-м веке, менялась её функциональная часть и внешний вид. Но одно всегда оставалось неизменным – великолепные музыкальные и технические возможности.

Главная особенность инструмента – компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони – диатонический, при сжатии и разжиме мехов издаются разные звуки.

Есть несколько разновидностей Черепашки: «с четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Последний вариант считается самым современным, все соответствующие язычкам и мелодиям клавиши перенесены в нем с левой клавиатуры на правую.

Эти и другие разновидности гармоней, такие как русская «венка», тальянка, псковская резуха и другие, были, есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!

Автор – Сергей Скворцов

Автор,вы ошибаетесь! Нижегородская,кирилловская и вятская хромки имеют ПРИНЦИПИАЛЬНО разное оформление. Настолько разное,что отличит их практически даже дилетант…

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/vidy-garmonej-ili-chem-razlichayutsya-xromka-i-cherepashka-muzykalnyj-klass

Разновидности губных гармошек

Перед покупкой первой гармошки вам необходимо будет определиться, на гармошке какого типа вы собираетесь учиться играть.

Губные гармошки бывают разные. В основном это обусловленно тем, что для исполнения различных произведений требуется определенный строй гармошки (расположение нот) в котором удобно это произведение играть.

К примеру, если вы собираетесь играть блюз или кантри, вам подойдет блюзовая диатоника. Если джаз или классику – вам нужна хроматика. С русскими-народными дружит тремоло-гармоника.

Если вы собираетесь аккомпонимировать группе, то возможно вам подойдет аккордная или бас-гармошка.

В результате получается примерно такое разделение:

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?

Блюзовая гармоника
Блюзовая гармоника — самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw) и на выдох (англ. blow). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов — бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая — C-dur.

Хроматическая губная гармоника
Хроматическая гармошка (“хромка”, “хроматика”) дает возможность играть хроматически (т.е. использовать все ноты) без использования специальных приёмов.

Как правило для этого используется кнопка (“слайдер”, “клапан”) при нажатии которой происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону, но есть и хроматические гармоники без слайдера, например бас-гармоники, или аккордные. Количество отверстий как правило 12-16.

Большой размер и наличие кнопки позволяет визуально отличить большинство инструментов от других типов гармоник. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика.

Хроматика с кнопкой изобретена немецкой фирмой Hohner очевидно на базе диатонической блюзовой гармоники в начале 20 века, первые модели появились около 1910.

Тремоло гармоника
В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника
Октавная гармоника — другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника
Басовая гармоника — фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту — по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника
Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Источник: https://harmonica.ru/theory/harmonica-types

Гармонь – музыкальные инструменты. Все о ни

Гармо́нь (разговорное — гармошка, греч. ἁρμονικός — созвучный, стройный, гармоничный) — язычковый клавишно-пневматическийю  музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами.

Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия.

Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым пла      История

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX векауроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем). Также некоторые считают гармонь русским изобретением.

Согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на этот вопрос.

Гармонь считается народным инструментом татар со второй половины XIX века.

Гармонь в годы Великой Отечественной войны

В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа русских солдат, было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года — уже более 60 000 (согласно директивеНаркомата Обороны).

Отличительные особенности

По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

  • Гармони могут иметь определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа — это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней — минорной гаммы), которую можно извлекать на гармони.
  • Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков — как у гармони хромки.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Виды гармоней

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка?Реклама самоиграющей немецкой гармони. 1906

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

  • С разными звуками: тульская хроматическая (изобрёл — Николай Белобородов совместно с Леонтием Чулковым), саратовская, черепашка, бологоевская, немецкие («немки»), венские («венки») и др.
  • С одинаковыми звуками: хромка, вятская, ливенская («ливенка»), вологодская, елецкая рояльная, сибирская, восточные гармони (татарские, кавказские) и др[1].

Исполнители

  • Белобородов, Николай Иванович
  • Хегстрем, Владимир Петрович

Современные исполнители

  • Газданов, Булат Гаппоевич

Галерея

Источник: https://www.sites.google.com/site/muzykalnyeinstrumentyvseoni/gamon

Чем отличается гармонь хромка от других. Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка? Почему именно хромка пошла в серию

Хромка появилась в самом конце XIX века и изначально назывались «северянка». Только по прошествии 15-20 лет её стали называть хромкой из-за сходства с другими, действительно хроматическими ручными гармониками (например – баяном) в том, что высота звуков при смене направления меха (сжиме-разжиме) у этих инструментов и у хромки не меняется.

В начале своего появления, на правой клавиатуре хромки имелась 21 клавиша, на левой клавиатуре – 12 клавиш с отдельными звуками (басами) и аккордами (схема 3)
.

После, длительный период времени, на правой клавиатуре размещали 23 клавиши.

В настоящее время, наиболее распространённым видом гармони хромки является хромка с 25-ю клавишами в правой и 25-ю клавишами в левой клавиатуре (условное обозначение: 25×25
) .

В 1925-30 годы гармонь хромка окончательно вытеснила из массового использования двухрядную венскую гармонь («венку») , и до настоящего времени стала основным видом русской гармони .

Клавиатуры

Гармонь хромка имеет определённую, из нескольких возможных, тональность, например Ля, До, Ре, Фа
– это означает тональность мажорной гаммы
, которую можно извлекать на гармони.

Примечание
: приведённые ниже примеры нот соответствуют гармони с тональностью До
.

Несмотря на своё название, гармонь хромка (сокращение от слова хроматическая
) является диатоническим музыкальным инструментом, то есть звукоряд данной гармони основан на диатонической натуральной мажорной (и параллельной ей минорной) гамме. Мажорная гамма имеет ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
; минорная гамма: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль
.

Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха.

Правая

Схема 1

2

1

Ми 2
Фа 2
Соль 1
Ре 1
До
1
Фа 1
Ми 1
Ля 1
Соль 1
До
2
Си 1
Ми 2
Ре 2
Соль 2
Фа 2
Си 2
Ля 2
Ре 3
До
3
Фа 3
Ми 3
Ля 3
Соль 3
До
4
Си 3

Схема 1.
Условные обозначения: нижний индекс рядом с нотами означает номер октавы.

Читайте также:  Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

На правой клавиатуре исполняется мелодия . Количество вертикальных рядов кнопок – 2, количество кнопок – 25.

Диапазон правой клавиатуры – три мажорных гаммы (3 неполных октавы), тональность которых соответствует тональности гармони: звуки от До
первой октавы до До
четвёртой октавы .

Отдельно, в самом верху клавиатуры, располагается 3 дополнительных хроматических (альтерированных) звука: Соль-диез
первой октавы, Ми-бемоль
и Фа-диез
второй октавы. У хромки с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез
и Си-бемоль
.

Левая

Схема 2

1

2

3

Фа 7 Ре
7 Си
Ля Ре
Си
Си 7 Соль
7 Ми
До Соль
Ми
Ре Б До
М Ля
Ми До
Ля
Фа Б Фа
М Ре
Соль Фа
Ре
Ля

Схемы 2 и 3.
Условные обозначения: Б – мажорное трезвучие, М – минорное трезвучие, 7 – септаккорд. Ноты относятся к большой октаве .

На левой клавиатуре исполняется сопровождение для мелодии (аккомпанемент). Количество вертикальных рядов кнопок – 3, количество кнопок – 25.

Диапазон левой клавиатуры – одна мажорная гамма (басовые (низкие) ноты от До
до Си
большой октавы), тональность которой соответствует тональности гармони, и один хроматический звук Фа-диез
.

Первый вертикальный ряд кнопок (самый ближний к меху) называется вспомогательным
, в нём располагаются кнопки только с определёнными басовыми звуками, которые повторяются, кроме самой верхней кнопки Фа-диез
, в двух других вертикальных рядах клавиатуры. Звуки Ля
и Ре
дублируются трижды. Дублирование кнопок необходимо для удобства игры на гармони.

Кроме отдельных басовых звуков, в левой клавиатуре также имеются кнопки, при нажатии которых звучит целый аккорд, а именно:

  • Три мажорных трезвучия : Фа, До, Соль
    – в третьем ряду.
  • Два минорных трезвучия : Ре, Ля
    – во втором ряду.
  • Три септаккорда : Ре
    – в третьем, Ми, Си
    – во втором ряду.

У некоторых видов хромок в левой клавиатуре располагается только 12 кнопок, строй которой совпадает со строем клавиатуры с 25-ю кнопками, только без ближнего к меху вертикального ряда (не три, а два вертикальных ряда кнопок) и двух самых верхних горизонтальных рядов (схема 3)
.

Исполнители

Примечания

Литература

  • Мирек А. М.
    … И звучит гармоника. – М
    .: Советский композитор, 1979. – 176 с.
  • Мирек А. М.
    Справочник по гармоникам. – М
    .: Музыка, 1968. – 131 с.
  • Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д.
    Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. – 2-е издание. – М
    .: Лёгкая индустрия, 1974. – 288 с.
  • Фадеев И. Г., Кузнецов И. А.
    Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. – 2-е издание. – М
    .: Лёгкая индустрия, 1971. – 248 с.
  • Банин А. А.
    Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. – М
    ., 1997. – 247 с.
  • Бажилин Р. Н.
    Самоучитель на двухрядной хроматической гармонике. – Нотное издание. – М
    .: Издательский дом В. Катанского, 2004. – 112 с.
  • Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш . – Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. Изд-во: Советская энциклопедия. – М
    .: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 672 с. – ISBN 5-85270-254-4
  • ГОСТ 25992-83 – Инструменты музыкальные язычковые. Общие технические условия.

Wikimedia Foundation
.

2010
.

Синонимы
:

Русская гармонь

Язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент – гармонь – с начала прошлого века пользовалась в России большой популярностью. В последние десятилетия о ней стали незаслуженно забывать. Но не зря говорят, что мода циклична, сейчас получив второе рождение,
гармонь ждет
новая слава.

Тульская гармонь – Хромка

Источник: https://artemislaser.ru/chem-otlichaetsya-garmon-hromka-ot-drugih-vidy-garmonei-ili-chem-razlichayutsya/

В чем разница между баяном и гармонью. 5 основных отличий

Люди, которые не связаны с музыкой, не различат между собой баян и гармонь. Им они звучат совершенно одинаково. Да и выглядят тоже: мех, кнопочки слева и справа… Это далеко не так. И сейчас мы разберемся, чем отличаются друг от друга гармонь и баян.

Звукоряд

Это главное отличие! У гармони он диатонический, у баянахроматический. Сложно понять? Давайте попроще. Вспомните черные и белые клавиши у фортепиано. Так вот, гармонь играет только по белым (не стану говорить о гармони-хромке, там немного другая история), а вот баянпо всем.

Клавиатура

Источник: youtube.com

У обоих инструментов принцип работы одинаковый: левая клавиатура играет аккомпанемент, правая — мелодию.

У гармони и баяна левая клавиатура практически одинакова. Разница только в количестве рядов кнопок: у гармони их два-три, а у баянаот трех и больше (концертные модели имеют целых семь рядов). Крайние правые ряды — это басовые ноты, чуть левее начинаются кнопки аккордов.

Что касается правой клавиатуры, то здесь все несколько сложнее. Гармонь располагает одним-тремя рядами кнопок. Баян, как и в левой половине инструмента, — тремя и больше. В профессиональных моделях баянов дополнительные ряды дублируют предыдущие. Это позволяет более плавно, без скачков кисти, играть произведения.

Аккордовая база

Источник: pxhere.com

В баяне каждый басовый звук имеет все основные аккорды. Всего их три — мажорный, минорный и септаккорд. Кнопки с ними располагаются в одном ряду с басовыми нотами, что позволяет легко найти нужный из них.

Гармонь же имеет для каждого звука только один аккорд — либо мажорный, либо минорный. Исключение составляет нота «ре», которая имеет оба.

Строй

Источник: pxhere.com

Баян

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c901de2ee822b00b38b4a13/5c901fc931b65e00b3932cfc

Гармонь – это… Что такое Гармонь?

Гармо́нь (гармошка) — язычковый клавишно-пневматический[1] музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.

Гармонь! Гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень.
Гармонь! Гармонь!
Родимая сторонка,

Поэзия российских деревень.

— А. А. Жаров, из поэмы «Гармонь».

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами.

Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия.

Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

История

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann)[2]. Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением (см.

немецкую Вики), а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха)[3]. Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века.

[4][5] Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Гармонь в годы Великой Отечественной войны

В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа русских солдат, было оправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года — уже более 60 000 (согласно директиве Наркомата Обороны)[6].

Отличительные особенности

По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

  • Гармони могут имеют определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа — это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней — минорной гаммы), которую можно извлекать на гармони.
  • Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков — как у гармони хромки.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Виды гармоней

Реклама самоиграющей немецкой гармони. 1906

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Народные гармони

Русские гармони

Саратовская гармонь

  • Основная статья: Саратовская гармонь
  • Основная статья: Ливенская гармонь
  • Основная статья: Хромка
  • Гармонь хромка, в большинстве случаев, имеет правую и левую клавиатуру с 25 кнопками в каждой (25×25).

Другие виды

Тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, на левой — три), вятская, саратовская, елецкая, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие виды.

Других народов

  • Кавказские: азербайджанская, осетинская (ирон-канздал-фандыр) и др.
  • Других народов России: татарская, марийская гармонь (марла-кармонь).

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

  • С разными звуками: тульская хроматическая (изобрёл — Николай Белобородов совместно с Леонтием Чулковым), саратовская, черепашка, бологоевская, немецкие («немки»), венские («венки») и др.
  • С одинаковыми звуками: хромка, вятская, ливенская («ливенка»), вологодская, елецкая рояльная, сибирская, восточные гармони (татарские, кавказские) и др[1].

Исполнители

  • Белобородов, Николай Иванович
  • Хегстрем, Владимир Петрович

Современные исполнители

  • Газданов, Булат Гаппоевич

Галерея

См. также

  • Музей русской гармоники А. Мирека
  • Играй, гармонь любимая! (телепрограмма)

Примечания

  • Мирек А. М. … И звучит гармоника. — М.: Советский композитор, 1979. — 176 с.
  • ГОСТ 25992-83 — Инструменты музыкальные язычковые. Общие технические условия.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/85282

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector