Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

Значение гуманитарных дисциплин в техническом вузе

мость диалога «преподаватель-студент» — 28%), особенно в рамках внедрения ФГОС ВПО, согласно требованиям которых, 30% всех практических занятий преподаватель должен проводить в интерактивной форме.

Отвечая на вопрос о значении научно-исследовательской работы, большинство студентов отметили, что курсовые и выпускные квалификационные работы, а также участие в научных семинарах, конференциях дают импульс к творческой самостоятельной работе и развитию. 33% респондентов подчеркнули, что это также повышает заинтересованность в учебе.

По результатам проведенного анкетирования были составлены рекомендации по устранению «узких» мест в образовательном процессе Института с учетом географии расположения (на территории ЗАТО):

1. Выпускающим кафедрам включить в учебный рабочий план дисциплину «Введение в специальность» (в расчете 2 часа в неделю, 1-й семестр) в целях формирования четкого образа будущего специалиста и его сферы деятельности.

2. Включить в перечень учебно-методических комплексов дисциплин обязательным элементом «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов».

3.

Создать центр содействия трудоустройству выпускников, задачами которого являлась бы работа с предприятиями для определения вакантных мест, условий работы, социального пакета, предлагаемого работодателем, проведение анкетирования работодателей для корректировки содержания образовательных программ и внесения корректирующих мероприятий в рамках системы менеджмента качества [3] (в Институте отдел трудоустройства был создан в январе 2011 г.).

Библиографический список

1. Новоуральск не утратит статус закрытого города [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.e1.ru/news/spool/news_id-339283.html (дата обращения 09 сентября 2011 г.)

2. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2006. — Вып. 1 (39). — 308 с.

3.

Калмыков Б.Ю., Соловьев С.Г. Система качества трудоустройства // Качество инженерного образования: материалы 3-й Междунар. науч.-метод. конф. (17-18 февраля 2009 г., г. Брянск) / под ред. О.А. Горленко, В.И. Попкова. — Брянск: ББГТУ 2009. — 218 с.

УДК 378

Баранова Екатерина Владимировна

Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород

katjakatusheva@rambler.ru

ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье представлены результаты исследования, проводимого среди студентов технического вуза. Целью тестирования являлось определение значения гуманитарных дисциплин в развитии личности студентов, а также качество процесса гуманитаризации в техническом вузе.

Ключевые слова: гуманитаризация, гуманитарные дисциплины в техническом вузе, формирование личности студента.

Неотъемлемой частью процесса формирования личности студента является воспитание. Методики и приемы воспитания, существовавшие в советское время, не подходят к современным условиям, а новые формы находятся еще в периоде разработки. Поэтому значительная часть воспитательных функций возлагается на процесс профессионального обучения.

Наиболее органично элементы воспитания вплетаются в преподавание гуманитарных дисциплин. И.А. Гричани-кова отмечает, что «на смену политэкономии, научному коммунизму, истории КПСС пришло изучение психологии, культурологи, социологии, политологии, правоведения и других. Преобразились и «неизменные» курсы, например, философия, история.

На базе этих дисциплин высшее образование может создать новый подход к формированию и кор-

ректировке нравственной стороны личности современного студента» [4].

Размышляя о значении гуманитарных дисциплин в техническом вузе, в первую очередь, нужно думать о том, какой важный вклад они вносят в культурное и нравственное развитие студентов, в формирование их мировоззрения, которое, в свою очередь, окажет решающее значение для будущего развития нашей страны. А.О. Чубарьян, директор института всеобщей истории РАН, подчеркивает, что гуманитарное знание это «проблема осознания места государства, места общества, места человека» [6].

Предметы гуманитарного цикла обладают дополнительными особенностями, поскольку они в большей мере, нежели любые другие дисциплины несут духовную нагрузку, побуждая тем самым к переос-

© Баранова Е.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

131

мыслению и осознанию того, что познано или усвоено, то есть вносят значительный вклад в процесс формирования личности человека.

Многие представители технической интеллигенции полагают, что для достижения определенного результата нет необходимости выходить за рамки узкой специализации.

Однако, если считать основной задачей инженерно-технического образования овладение общенаучными, общетехническими, специально-техническими знаниями, то в результате получаем абсолютно технократического специалиста, причем узконаучного, узкопредметного, профессионально решающего частные проблемы, т.е. проблемы отдельных сфер человеческого знания. «Инженер, воспринимающий только технические идеи, может лишь тиражировать технику, но не может создавать что-либо качественно новое, значимое» [5]. Кроме того, как утверждают социологи, продуктивность деятельности специалиста на 1/5 определяется профессиональными качествами, а на 4/5 — надпрофессиональными [3].

Гуманитаризация высшего технического образования, по нашему мнению, должна ориентироваться на сущность самого человека, то есть, иметь в своей основе следующие представления: во-первых, человеку свойственно саморазвитие, чему высшее образование должно способствовать; во-вторых, человек открыт для мира и он должен научиться взаимодействовать не только с его материальными, но и духовными ценностями. Все вышесказанное подтверждают слова М.А. Акоповой, которая утверждает, что «при изучении дисциплин гуманитарного блока делается акцент на формировании личности обучаемого, владеющего технологией творческого труда, позволяющей не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое» [2]. Гуманитарное знание является основным источником нравственных знаний, которое, в свою очередь, воздействует на нравственное воспитание личности.

Нравственная воспитанность человека определяется не только знанием моральных норм, функционирующих в обществе. Поскольку оценки, суждения и действия в плоскости морали связаны с мыслительными операциями, т.е. с гибкостью интеллекта и наличием теоретических знаний, можно говорить о необходимости и взаимосвязи умствен-

ного и нравственного развития человека, которое осуществляется учебными средствами.

Дисциплины гуманитарного цикла в обязательном порядке присутствуют в учебном плане каждого технического вуза в объеме, установленном Министерством образования. По каждой учебной дисциплине существует «Государственный образовательный стандарт», содержащий минимальный перечень требований к усвоению учебного материала, который предъявляется студенту.

Так, например, студенты, учащиеся на факультете кораблестроения, гидросооружений и защиты окружающей среды в Волжской государственной академии водного транспорта (г.

Нижний Новгород), наряду с профессиональными техническими дисциплинами изучают следующие гуманитарные дисциплины: в качестве федерального компонента -философия, иностранный язык, физическая культура, отечественная история; в качестве вузовского компонента — экономику и правоведение; в качестве дисциплин по выбору — введение в высшую школу и специальность, культурологию и культуру речи, политологию, социологию, психологию и педагогику.

Таким образом, в техническом вузе представлен целый ряд гуманитарных дисциплин различной направленности, но количество часов, отведенных для их изучения, с одной стороны, недостаточное,

а, с другой стороны, несбалансированное между самими гуманитарными предметами, что определенным образом сказывается на качестве развитие личности студента. Помимо этого, иногда возникают серьезные проблемы, связанные и с содержательным наполнением данных предметов.

Для более полного отображения ситуации, связанной с определением значения и места гуманитарных предметов в техническом вузе, было проведено масштабное исследование на базе Волжской государственной академии водного транспорта (ВГАВТ).

К исследованию были привлечены студенты 1-го курса (60 человек) и ГУ-го курса (60 человек) гуманитарного факультета (юридического), а также студенты Г-го (60 человек) и ГУ-го (60 человек) курсов факультета технических специальностей (кораблестроение и гидросооружений и окружающей среды). Всего было опрошено 240 человек. Нами ис-

Таблица1

Степень интереса к изучаемым гуманитарным дисциплинам студентов гуманитарных и технических специальностей (в %)

Отношение к гуманитарным дисциплинам Студенты, обучающиеся гуманитарным специальностям Студенты, обучающиеся техническим специальностям

Изучаю с интересом 75,2 32,8

Изучаю, поскольку есть в учебном плане 19,8 62,2

Считаю ненужными 3,4 3,9

Другое 1.6 1,1

Таблица2

Оценка студентами качества вузовской подготовки (в %)

Содержательные аспекты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1.Общеобразовательная подготовка 30,2 62,3 7,5

2. Профессиональная подготовка 29,8 64,2 6

3.

Умение работать с людьми 10,4 48,5 41,1

4. Уровень культурного развития 8,1 50,2 41,7

5. Уровень нравственного развития 3,2 35,5 61,3

Таблица3

Оценка воспитательного воздействия вуза на личность студента (в %)

Оценка воспитательного воздействия вуза Студенты, обучающиеся гуманитарным специальностям Студенты, обучающиеся техническим специальностям

значительно 72,1 52,2

немного 18,5 36,5

никакого 5,4 9,4

затрудняюсь с ответом 4 1,9

пользовалась методика, которая представляет собой тесты — одна из разновидностей сбора информации об объекте, некий «стандартизированный набор высказываний» [1]

В первую очередь, представляется важным определить степень интереса студентов к изучаемым гуманитарным дисциплинам в зависимости от типа специальности, по которой студенты обучаются.

Как видно из таблицы 1, среди студентов-гума-нитариев с интересом изучают гуманитарные дисциплины 75,2%, в то время как среди студентов-тех-нарей эта цифра составляет 32,8%.

Изучают эти предметы только потому, что они присутствуют в учебном плане 19,8% студентов-гуманитариев и 62,2% студентов-технарей.

Из оставшихся вариантов ответов цифры распределились примерно одинаково, гуманитарные предметы считаются ненужными лишь небольшим процентом респондентов, как в гуманитарной, так и в технической среде.

Всем респондентам было предложено оценить каждую из составляющих вузовского образования по трехмерной шкале «высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень». Результаты оказались неутешительными.

Представленные результаты (табл. 2) говорят сами за себя. Если общеобразовательная и профессиональная подготовка еще отличается качеством, то после-

дние три аспекта, в которые, в том числе, входит и нравственное развитие оценены очень низко.

На вопрос, оказывает ли вуз воспитательное воздействие на Вашу личность, мы попросили ответить как студентов, обучающихся гуманитарным специальностям, так и студентов, обучающихся техническим специальностям.

Данные таблицы 3 доказывают следующий факт, предметы гуманитарного цикла, которые в естественно большем количестве присутствуют в учебной программе гуманитарных специальностей, имеют непосредственное влияние на качество воспитания личности студента. Студенты-технари показали очень средний показатель, что может свидетельствовать, с одной стороны, о нехватке гуманитарной составляющей технического образования, а, с другой стороны, о ее низком качестве.

Среди студентов технических специальностей было проведено дополнительное тестирование на определение роли гуманитарных наук при подготовке будущего специалиста на Г и IV курсах. Студентам можно было выбрать несколько из предложенных вариантов.

Данные таблицы 4 показывают, что на протяжении учебы в высшем учебном заведении происходит переоценка роли гуманитарных дисциплин. Наибольший прогресс заметен у студентов IV курса. Они

Таблица4

Роль гуманитарных наук для студентов технических специальностей на I и IV курсах (в %)

Роль гуманитарных наук Курс I Курс IV

Помогают разобраться в окружающей действительности, в самом себе и других людях 49,1 61,4

Обогащают нравственную и эстетическую культуру 28,5 47,3

Способствуют развитию самостоятельного мышления и формированию мировоззрения 50,9 55,2

Облегчают изучение естественных и специальных наук, усвоение их методологии 10,5 13,1

Недостаточно вооружают для будущей деятельности 9,5 14,2

Перегружают чтением обширной литературы 29,6 26,5

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

133

достаточно высоко оценили, что предметы гуманитарного цикла помогают разобраться в окружающей действительности, в самом себе и других людях (61,4%), обогащают нравственную и эстетическую культуру (47,3%), способствуют развитию самостоятельного мышления и формированию мировоззрения (55,2%). Однако в данном исследовании следует обратить внимание и на увеличение процента студентов, которые считают, что гуманитарные дисциплины, преподаваемые в вузе на факультетах технических специальностей, недостаточно вооружают для будущей деятельности. Следовательно, можно констатировать, что в настоящее время существует разрыв в преподавании гуманитарных и технических дисциплин, свидетельствующий о неполноценности процесса гуманитаризации в техническом вузе, что, в конечном итоге, затрудняет подготовку квалифицированного инженера.

Представленные нами результаты исследования могут быть обобщены и представлены в следующих положениях:

Читайте также:  Виды народных танцев колоритные танцы мира

1. Студенты, изучающие технические специальности получают недостаточное количество и качество гуманитарных предметов, а, следовательно, и нравственного воспитания, по сравнению со студентами, изучающими гуманитарные специальности.

2. В программах не учитывается специфика технической направленности вуза. Увеличивается разрыв между профессиональными и гуманитарными предметами.

3.

Качество подготовки в вузе находится на среднем или низком уровне, особенно та ее часть, которая отвечает за формирование личности студента.

4. В технических вузах воспитательная составляющая гуманитарных предметов не имеет четко сформированной, целенаправленной структуры и не отвечает требованием самих студентов.

5. В техническом вузе, на факультетах технических специальностей занижена роль нравственного воспитания, в том числе, и средствами гуманитарных дисциплин, что ведет не только к неполноценному развитию личности студента, но и к отсутствию высокого профессионализма будущего инженера.

Именно сейчас в технических вузах России идет процесс поиска эффективного способа гуманитаризации профессионального образования. Эта проблема требует широкого обсуждения для нахождения оптимального варианта ее разрешения.

Нельзя не согласиться с тем, что все предметы гуманитарного цикла без исключения оказывают значительное влияние на формирование культурной высоконравственной личности будущего специалиста.

Само содержание гуманитарных предметов помогает развитию не только деловых качеств, но и профессионального мышления с позиции нравственного смысла.

Кроме того, на занятиях по гуманитарным дисциплинам студенты учатся отбирать нужную информацию, говорить по существу проблемы, принимать участие в дискуссиях, логично мыслить, решать поставленные задачи, уметь применять правила межличностного общения, этикета и т.д.

Библиографический список

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании / отв. ред. ГВ. Осипов. — М.: Наука, 1982. -С. 47-48.

2. Акопова М.А. Высшее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы // Вопросы методики преподавания в вузе. — СПб.: НЕСТОР, 2003. — Вып. 5. — С. 3-8.

3.

Воспитательная работа в вузах России в новых условиях / А.А. Бартоломей, М.Б. Немировский, В.Н. Стегний, Л.И. Коханович, И.П. Ивановская. — М., 1997. — 40 с.

4. Гричаникова И.А. Формирование нравственной культуры в техническом вузе. — Белгород: Изд-во БелГТАСМ; Крестьянское дело, 2002. — 144.

5. Проблемы гуманитаризации технического образования / В.Н. Васильев, Г.Н. Дульнев, В.М. Золотарев, А.М. Коровкин // Научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ): Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. -2002. — Вып. 2. — 171 с.

6. Программы развития вузов как фактор совершенствования высшего профессионального образования // Ректор вуза. — 2011. — N° 3.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-gumanitarnyh-distsiplin-v-tehnicheskom-vuze

Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе, Музыкальный класс

С годами студенты все меньше поддаются дифференциации: запоминаются немногие лучшие, ради которых и стараешься, выкладываешься, а основная серая масса радует мало – она в лучшем случае пополнит ряды стремительно редеющего рабочего класса, в худшем – маргинализируется и неумолимо будет скатываться на самое «дно» жизни, где и проведет остаток дней, ежели не появится на политической арене новый Жириновский, готовый повести за собой эту свору обиженных и недоучившихся люмпен-пролетариев.

Проблема, которая давно является хронической и оттого сразу бросается в глаза уже в работе с первокурсниками, — разрыв между школьными и вузовскими требованиями, точнее, неподготовленность, неадаптированность абитуриентов к новой для себя среде.

Первокурсники не торопятся расстаться с «милыми» школярскими привычками, в частности, с наивной уверенностью в том, что с ними по-прежнему будут носиться, как с писаной торбой, уговаривать несговорчивых учителей поставить «тройку», а то и «пятерку» (если речь идет о потенциальных медалистах), идти у них на поводу буквально во всем.

Свою негативную роль, конечно, играет и взимание платы за учебу. Оно дисциплинирует и обязывает только с одной стороны и серьезно развращает с другой. Вот только один характерный случай: после первого организационного занятия с первокурсниками один из студентов с искренним удивлением спросил у преподавателя: «А что, здесь еще нужно учиться?»

Конечно, подготовительные курсы, которых где только нынче нет, частично компенсируют отставание школы от вуза, но они не в силах ликвидировать его полностью, поэтому проходит немало времени, прежде чем вчерашние абитуриенты обретают студенческую психологию. Происходит это, в основном, к старшим курсам.

Едва ли не впервые в собственной практике мне довелось столкнуться с группами, где преобладали юноши. 17-18 лет – возраст активного освоения жизни во всех ее соблазнах и явно возросшего интереса к противоположному полу.

Разговоры о духовной сущности любви и платоническом периоде влюбленности и ухаживания здесь «прокатывают» мало – требуется другое.

Не раз отмечал, что бунинское «Я к ней вошел в полночный час…» даже на этих прожженных циников и нигилистов действует отрезвляюще и хотя бы частично будит те «добрые чувства», о которых когда-то высказался другой наш классик.

Внешняя брутальность часто маскирует судорожную нежность, которой ребята стесняются.

Зажимы и объятия в коридорах, пощипывания и похлопывания за известные места однокурсниц сигнализируют нам вовсе не о распущенности или неумении себя вести (хотя откуда ей взяться – культуре поведения, когда в семье учат одному, в школе – другому, на улице – третьему?!), а о желании любви, стремлении к ней наряду с глубокой закомплексованностью при страхе как-то выдать себя, обнаружить ее.

Разумеется, приходилось иметь дело и с отношением к гуманитарным предметам как к ненужному балласту на уровне примитивного вопроса «А зачем нам это надо?» Одни коллеги этот вопрос игнорируют, другие пускаются в длинные, путаные объяснения, которые ничего не объясняют, а лишь запутывают суть вопроса.

О необходимости самообразования сказано не сейчас и не нами – вот только необходимость эта осознается далеко не всеми и не сразу.

Тем, кто нацелен на карьеру, на успех, на возвышение над другими, объяснять почти ничего не надо – они как губка впитывают все и уже потом выяснится, что останется в них надолго, что – на несколько минут.

Вот только этих «нацеленных», как уже было сказано выше, явное меньшинство, хоть и работать с ними – одно удовольствие.

Общая низкая культура, несомненно, дает о себе знать на всех уровнях общения со студентами, да что там студенты – в масштабе страны! Мы часто судим по себе: раз это знаем мы – должны знать и они, тогда как они еще никому ничего не должны; это поколение, свободное от многого, почти от всего и уж точно напрочь лишенное т.н. «интеллигентских комплексов»: врать плохо, красть нехорошо и т.д.

Пока нечасто, но все-таки оказываются в учебных аудиториях и дети индиго, с которыми нужно особенно держать ухо востро. Словом, личный пример преподавателя значит чрезвычайно много и едва ли это нуждается в каких-то особых доказательствах.

Случается, что предмет любят именно из-за преподавателя, благодаря ему.

Могут по-прежнему мало что понимать в предмете, но уже тянутся, стараются и заслуживают похвалы хотя бы за это старание, даже если конечный результат – экзаменационная оценка – будет скромным.

До сих пор для меня загадка: как в современной молодежи сочетаются приземленность, прагматизм мышления («А это будет на экзамене?») с неким инфантилизмом, наивной уверенностью, что все им разжуют и положат в рот, надо только все время держать его открытым; что все сделают за них взрослые дяди и тети. Впрочем, дяди и тети откровенно побаиваются как старшеклассников, так и студентов – мало ли что у них на уме, зато денег много…

Неоднократно на общих собраниях преподавателей поднимался вопрос о низкой явке студентов на занятия и о причинах этого. Назывались разные причины. Думается, что одной из них стала попытка совмещать несовместимое – работу и учебу.

Не знаю ни одного студента, у кого бы такое совмещение было успешным, неизбежно приходится чем-то жертвовать и чаще всего в остатке оказывается именно учеба.

Вот почему в собственной практике никогда не требую никаких объяснительных и не выслушиваю извинений за неявку на занятия – причин предостаточно, а если в моих глазах они – неуважительные, то для них – наоборот, ибо у каждого – своя правда.

Еще один бич нашего времени применительно к студенческой молодежи – неумение мыслить абстрактно, образно. Иначе чем объяснить, что на вопрос преподавателя социологии «что такое мобильный человек?» следует ответ: «человек с мобильным телефоном».

Логика железная, убийственная, абсолютно прямолинейная.

Или пример из собственной практики: на вопрос о причинах названия «золотой век русской культуры» студентка-заочница совершенно искренне ответила, что стали вручать больше золотых медалей в гимназиях и вузах и столь же искренне недоумевала, почему я отправил ее восвояси.

Недорабатывает ли школа, влияет ли семья? Думается, что в гораздо большей степени на неокрепшие умы влияют СМИ, т.н. «желтая пресса», где все выдается за чистую монету и даже извинения за дутые сенсации могут не последовать, а если следуют – мелким шрифтом и не на первой полосе издания.

Отмечаю, что аудитория начинает гораздо внимательнее слушать, когда ты начинаешь актуализировать материал рассказами из личного опыта или об увиденном, услышанном от других. В западной практике преподавания все это считается дурным тоном: от преподавателя ждут сухого изложения материала с минимумом «отсебятины», ибо он пришел в аудиторию помогать студентам овладевать знаниями.

У нас – наоборот. Оставлю в стороне вопрос – хорошо это или дурно. Для меня несомненно одно – параграф из учебника студент, конечно, в состоянии прочесть и сам, но разберется ли он в прочитанном сам? Вопрос риторический. Сухая теория, без которой и в ряде гуманитарных наук не обойтись, просто обязывает к ее «оживляжу», а там, глядишь, благодаря ему – будет лучше и крепче усвоена.

Влияние массовой культуры сказывается и на узком понимании студентами творчества, точнее, искусства, ибо творчество – оно от имени Творца, а искусство – от дьявола, поскольку призвано искушать.

К великому сожалению, даже на уровне школьных завучей по воспитательной работе эта работа сводится только к проведению дискотек и КВН-ов, которые давно себя исчерпали и изжили, словно и нету никаких других форм.

Такова специфика преподавания гуманитарных предметов в техническом вузе. Разумеется, работать можно и нужно со всеми, вот наличествовало бы только у большинства в аудитории оба умения – слушать и слышать.

Читайте также:  Как преодолеть зажатость в голосе?

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/specifika-prepodavaniya-gumanitarnyx-disciplin-v-texnicheskom-vuze-muzykalnyj-klass

Методические особенности преподавания истории в технических вузах — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1Сломинская Е.В. 11 НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики»В данной работе предпринята попытка обобщить многолетний опыт преподавания истории студентам технических специальностей в Тульском государственном университете и Тульском институте экономики и информатики, а также в старших классах лицея № 1 г.

Тулы, в котором профильными предметами являются физика и математика. Автор отмечает, что повышение качества изучения истории продиктовано сложными геополитическими процессами, происходящими в мире.

Гуманитарное знание позволяет преодолеть технократическое мышление, расширить пространственно-временные представления о развитии общества с преобладанием духовно-нравственных ценностей.

В статье рассмотрены методические особенности преподавания истории в технических вузах, отмечается необходимость повышения мотивационной составляющей, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.методика преподавания истории1.

Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе : сборник научных трудов / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». – СПб., 2013. — 305 с.2. Дорофеева Т.В. Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе экономического профиля // Вестник ТГПУ. — 2013. — № 1 (129). — С. 62-65; Козлова О.В.

, Сыченкова А.В. Преподавание истории в техническом вузе: современные подходы в рамках требований новых ФГОС // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 9. — С. 162-165.3. Кульпин Э.С. О преподавании истории в техническом университете. — URL: http://www.vostokoved.ru/Социоестественная-история/2010-11-26-09-13-44.html (дата обращения: 10.10.2014).4.

Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 83-89; Сидельников А.Ю., Глебов В.В. Психологические аспекты адаптационных процессов студента к обучению в строительном вузе // Вестник МГСУ. — 2012. — № 9. — С. 272-276; Трофимова Н.С.

Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студента колледжа // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 3. — С. 116-121.5. Томашевская О.Б., Малиновская Н.А. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2011. — Вып. 11. — С.

112-117.Динамичные изменения социокультурной реальности: одномерные и многомерные, линейные и циклические, эволюционные и революционные внесли значительные коррективы в развитие всей системы образования.

В этой связи особенно острым становится вопрос о повышении качества образования, что связано не только с институциональными и организационными изменениями, но и с внедрением новых методов преподавания [2].

Изучение дисциплин гуманитарного цикла, в первую очередь таких, как «Отечественная история», и в советское время, когда образование было нацелено на получение знаний, а не на оказание образовательных услуг, не было в почете у студентов технических специальностей. Сегодня на фоне мировоззренческих изменений, отсутствия мотивации (нередко можно услышать от студентов такую фразу: «зачем будущему техническому специалисту знать историю?»), в условиях катастрофической нехватки времени (многие молодые люди начинают работать уже на первом курсе института), отсутствия навыков самостоятельной работы, а также внутренней неорганизованности, студенты испытывают серьезные затруднения при изучении истории. Представления об историческом процессе, полученные в школе, как правило, весьма разрозненны, что осложняется скудными познаниями в области географии, обществознания (а это основы социологии, политологии, права, экономики).

Между тем исторические знания в условиях сложных геополитических процессов, происходящих в мире, чрезвычайно важны.

Они позволяют сформировать стройную систему экономических, политических, философских взглядов, приучают молодого человека самостоятельно и масштабно мыслить, избегать односторонних, мало связанных с реальностью выводов и оценок. Исторические знания позволяют сквозь призму прошлого заглянуть в будущее.

Проблема преподавания истории в технических вузах не нова.

Она неоднократно поднималась и поднимается на страницах научных изданий, проводятся конференции, посвященные актуальным проблемам гуманитарного знания в техническом вузе [1].

Авторы предлагают свои способы как наиболее эффективно адаптировать учебный материал под особенности преподавания общего курса отечественной истории для студентов технических специальностей.

Например, в статье «О преподавании истории в техническом университете» Э.С.

Кульпин предлагает ряд интересных подходов, в числе которых «прямо использовать понятия, принципы и систему мышления естественных наук», делать акцент не на изучение отдельных однотипных событий, а на «изучение неординарных, поворотных событий, бифуркаций» [3].

  Справедливой представляется точка зрения автора о субъективности исторического факта, основанного лишь на письменных нарративных источниках, которые создаются людьми с определенными интересами и целями.

Однако в «защиту» письменных источников хочется заметить, что, в частности,  статистические материалы, составленные на основе официальных документальных материалов, а также аналитические доклады и записки, справочные издания и энциклопедии являются беспристрастными свидетелями эпохи, поскольку лишены субъективизма, свойственного в определенной степени гуманитарным наукам.

Возвращаясь к вопросам обучения студентов, необходимо учитывать, что при поступлении в вуз молодые люди проходят сложный период адаптации к условиям вузовского обучения, который включает в себя проблему интеграции в новое социальное пространство, готовности к установлению особых отношений со студентами, преподавателями и администрацией института [4].

На смену привычной классно-урочной системе обучения и практически домашней опеки со стороны учителей и классного руководителя приходит лекционно-практическая система, требующая большей самостоятельности и ответственности от молодых людей.

Как показывает практика, подавляющее большинство первокурсников испытывают потребность в помощи со стороны куратора и преподавателей по решению целого блока учебных проблем.

Успехи студентов в обучении, и в том числе в изучении общего курса истории, которая в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в своем большинстве изучается на первом курсе, в значительной мере будут зависеть от эффективности адаптационного периода в новых образовательных условиях.

Говоря о проблеме преподавания истории в технических вузах, необходимо отметить разницу в мышлении, в подходах к изучению объективной реальности у представителей гуманитарных и технических специальностей. Так, у технарей лучше развито дискретно-логическое мышление: им значительно проще мыслить в конкретных, логически выверенных, небольших по объему моделях.

Это позволяет разглядеть и проанализировать в историческом процессе частности. Но вот обратное движение, да еще при отсутствии системности в образовательном процессе, становится практически невозможным. Студенту-технарю трудно соединить отдельное в единое целое, охватить значительную часть исторической реальности, понять ее динамику и цельность развития.

Поэтому студенты технических специальностей для семинарских занятий с удовольствием готовят задания, например, по историческим персоналиям, но вопросы, требующие установления взаимосвязей с экономическими, политическими, социальными процессами, даются им с трудом.

Чтобы облегчить понимание исторических закономерностей, основных тенденций в развитии общества,  предлагаемый лекционный материал не должен иметь большой объем.

Необходимо сконцентрировать внимание студентов на выстраивании длительных логических цепочек, а не на отвлеченных фактах частного характера.

Учитывая специфику студентов с техническим складом мышления, стоит признать, что традиционное ведение лекций и семинаров, как бы ни была ярка и авторитетна личность самого преподавателя, не всегда эффективно. Использование презентаций, видеолекций, работа с использованием дистанционных форм обучения, таких как чат, форум и т.д.

, позволяют значительно повысить познавательный интерес путем погружения в историческую «реальность». Это тем более важно, что для современных молодых людей медиасреда является зачастую более привлекательной, более обжитой, чем пространство обычного текстового вузовского учебника, в котором отсутствует яркий иллюстративный материал.

Нельзя не согласиться с тем, что «студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы,.. но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, самообразовываться и саморазвиваться» [5, с. 112-113].

Организация самостоятельной работы также выглядит для студента более привлекательной, когда вместо традиционных рефератов (на 90% скачанных из Интернета) преподаватель предлагает выполнить задание с использованием инновационных технологий.

Самостоятельность и творческий потенциал студентов при подготовке мультимедийных презентаций, видеоработ и т.д., особенно при условии обязательной защиты своих проектов, проявляется значительно выше.

Учащиеся видят конечную практическую цель своего труда, чувствуют большую уверенность в своих силах, приобретают первоначальные навыки научного исследования, в том числе коллективные, а добытые самостоятельными усилиями знания прочно остаются в сознании.

Но форма самостоятельной работы только на основе медиатехнологий  не является достаточной, поскольку не позволяет организовать ее как процесс непрерывный и систематический. Это, скорее, дополнительная форма работы, которая в большей степени нацелена на повышение мотивационной составляющей.

Понимание объективной действительности студенческой жизни вынуждает преподавателя искать такие формы, которые позволят студенту при минимальных временных трудозатратах выполнить практическое задание без ущерба для понимания истории.

Ориентировать студентов только на запоминание исторических фактов задача неблагодарная, если не сказать больше — невыполнимая. Поэтому необходимо нацеливать молодых людей на поиск закономерностей, сопоставление фактов и их анализ.

Тем более что поиск закономерностей — это часть методологии любой науки и в этом смысле сближает гуманитарное и техническое знание.

Например, учитывая, что человеку с техническим складом мышления привычнее работать с цифрами, а не с текстами, можно предложить составить хронологический ряд на соответствие с выделением двух и более ключевых событий отечественной истории, вокруг которых преподаватель вместе со студентами выстраивает логические, причинно-следственные связи, анализирует факты и итоги:

  1. 1380 г. — поражение  войск Мамая на Куликовом поле — импульс к дальнейшему объединению русских земель вокруг Москвы;
  2. 1480 г. — противостояние на реке Угре — падение ордынского ига;
  3. завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

В качестве другого задания можно предложить проанализировать схожие исторические события, например казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина и казацко-крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева и т.д.

Безусловно, изучение революций начала XX века, Первой и Второй мировых войн позволяютне только выделить общие причины катастроф, постигших нашу страну, но и с учетом исторического опыта и современных знаний о закономерностях развития общества спроецировать ситуацию на современность и сделать выводы о возможных вариантах развития событий.

Роль экономики всегда имела определяющее значение в развитии страны. В этой связи студентам будет полезно проследить логику ее развития. Так, длительный период ведущей отраслью оставалось сельское хозяйство, а климатические условия определили его специализацию.

В этот период сельское хозяйство определяло экономический подъем, влияло на развитие ремесла и торговли, рост городов и увеличение численности населения и т.д.

Таким образом, студентам будет полезно составить план развития той или иной отрасли хозяйства, охватывающий несколько столетий, выделить основные этапы.

Важным для студентов технических специальностей является изучение истории науки и техники тех отраслей знания, которые составляют основу будущей профессии параллельно с общеисторическими процессами. Это позволяет увидеть логическую линию развития научных идей, что, в свою очередь, значительно повышает мотивацию и познавательный интерес.

Читайте также:  Какие типы музыки бывают

В завершение хочется отметить, что творческий подход к изучению истории означает учет новых тенденций, явлений общественного развития, отказ от догматизма.

Итогом в изучении истории должны стать не только прочные знания, но и умение объяснить события прошлого и установить причинно-следственные связи с учетом объективных и субъективных факторов развития общества, а также умение аргументировать свою собственную позицию.

Противоречивость развития любой общественной системы всегда дает возможность альтернативных вариантов его исхода. Такое понимание исторической действительности позволяет преодолеть узкие, зачастую политизированные представления, научить молодого человека самостоятельности в выборе общественных ориентиров.

Рецензенты:

Карпов Е.Б., д.псх.н., Тульский институт экономики и информатики, г. Тула;

Симонова Е.В., д.и.н., профессор, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.

Библиографическая ссылка

Сломинская Е.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15879 (дата обращения: 30.12.2018).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15879

Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях (статья)

Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях

Огаджанян Н.М

ГБОУ СПО СК «СТАВРОПОЛЬСИКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Воспитание – процесс целенаправленного развития человека, включающий освоение культуры, ценностей и норм общества.

Воспитание всей своей сутью ориентировано, прежде всего на будущее, поскольку предполагает наличие определенной цели, определенного идеала, к которому устремлен процесс формирования человека1.

Гуманитарные дисциплины выполняя, в числе других, культурно-воспитательную функцию, способствуют формированию у человека важных качеств культурной личности, ориентации на истину, красоту.

Фундаментальные знания современных специалистов должны включать не только законы рыночной экономики, но и законы социального развития общества, чтобы удовлетворить потребность кооперативных организаций в высококвалифицированных специалистах, умеющих по-современному мыслить и самостоятельно принимать решения. Образовательным учреждениям кооперативной системы необходимо формировать социальное мышление студентов, усиливать философско-психологические аспекты в преподавании как профильных, так и общегуманитарных дисциплин.

Возрастание темпов социальной жизни, глубинные перемены во всех сферах общественной жизни ставят перед человеком проблемы мировоззренческой ориентации, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направления своей деятельности. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека особую роль играют гуманитарные дисциплины. Изучение их должно способствовать подготовке широко образованных, творческих и ясно мыслящих специалистов.

Подготовка экономистов традиционно осуществлялась в России в целом, и в кооперативном образовании в частности, на высоком уровне. Но очень часто возникает проблема непонимания студентами ценности и необходимости изучения гуманитарных дисциплин.

Их аргументом являются ссылки на то, что отвлечение на гуманитарные предметы не способствует обретению профессионализма. При этом некоторые из них утверждают, что на современном рынке труда востребована узкая специализация.

Нередки при этом ссылки на примеры западного образования, ориентированного, по представлениям студентов, исключительно на подготовку узких профессионалов. Встречается даже представление молодых людей об изучении гуманитарных дисциплин как о бесполезном занятии.

Иными словами, гуманитарная составляющая образования, по их мнению, не способствует обретению высокого профессионализма.

Студенты, приходящие в Ссуз в разном возрасте и довольно часто с опытом физического труда, не имеют оформившейся потребности в новом направлении познания в силу невысокого уровня предшествующего образования и соответствующего опыта. Современное же развитие науки в целом предполагает взаимодействие самых разных отраслей знания и видов деятельности в образовании специалистов.

При общении со студентами в учебное и внеучебное время можно сделать вывод о том, что у многих из них практически отсутствуют навыки гуманитарного, целостного мышления, то есть молодые люди не имеют представления о взаимосвязи всех общественных явлений во времени и пространстве.

Студенты отделяют современность от всей истории социального развития. Соотнести конкретные факты и явления современности с закономерностями общественных отношений молодым людям очень сложно, так как их багаж общей культуры обеднен.

Для них процесс осмысления фактов современности как проявлений универсальных закономерностей человеческого существования начинается, подчас, лишь в университете.

Гуманитарные науки, по их мнению, не имеют прикладного значения, поэтому многие студенты экономического вуза основное внимание стараются уделить, прежде всего, точным и профильным дисциплинам. Однако изучение гуманитарных предметов формирует способ целостного объемного мышления, который помогает всесторонней реализации творческих потенций личности.

Учебные занятия по таким дисциплинам, как литература, культурология и др. имеют огромное значение как форма необходимого двустороннего общения студента и через преподавателя. Ведь любой дискуссионный момент учебного занятия предполагает воспроизведение и использование знаний, являющихся частью общей культуры.

Все чаще преподавателям гуманитарных дисциплин приходится сталкиваться с качественно иными, чем несколько лет назад, трудностями. Одной из проблем, усугубленной массовой коммерциализацией образования, является постепенная утрата способности многих студентов работать с печатными источниками.

Молодые люди, закончившие среднюю школу в последние годы, зачастую плохо считывают текст, при этом самые простые и знакомые из повседневности слова искажаются ими при устном произнесении.

Это свидетельствует о неумении воспринимать контекст написанного, улавливать как его общий смысл, так и понимать значение отдельных слов. Можно сделать вывод, что изучаемый материал представляется многим студентам абстракцией, подлежащей механическому заучиванию и дальнейшему озвучиванию.

Например, студенты заимствуют материалы докладов или рефератов из Интернета, не обращая внимания на его достоверность и правильность.

Уровень знаний и общей культуры студентов является в определенной мере отражением социокультурной ситуации в обществе. Искажение ими хрестоматийных имен литераторов, художников, музыкантов и названий художественных произведений – свидетельство снижения уровня общей осведомленности.

Имена и понятия, являющиеся национальной гордостью, не присутствуют в средствах массовой информации и не запечатлеваются в памяти. Также очень сложно определить историческое время золотого и серебряного веков русской культуры.

К тому же ограниченное методическими нормами преподавание в школе литературы, мировой художественной культуры и истории обедняет содержание этих предметов.

Поэтому преподавателю гуманитарных дисциплин в экономическом вузе при условии жесткого ограничения учебных часов необходимо решать сложнейшую задачу не только способствовать появлению интереса к данным предметам, но и развитию потребности у студентов к дальнейшему самообразованию.

Высокообразованная личность, обладающая широтой кругозора – одна из наиболее действенных аргументов в необходимости изучения гуманитарных дисциплин.

Следовательно, в процессе работы со студентами нужен не только преподаватель-предметник, но и личность, собеседник. Гуманитарные дисциплины предполагают личностное общение преподавателя и студентов.

Отвлечение в разумных пределах на обсуждение волнующих вопросов, не имеющих непосредственного отношения к теме занятия, не только не наносит ущерба постижению предмета, но и заставляет студентов хотя бы на время задуматься над сложными процессами бытия.

Это предполагает большую требовательность преподавателя к самому себе, так как он должен быть гуманитарием в самом высоком смысле этого слова, что является еще одним из наиболее важных аргументов в изучении гуманитарных дисциплин.

Актуальной проблемой являются и методика, специфические приемы и пути работы над литературным произведением в многонациональных группах, которые сложны и в недостаточной степени изучены наукой. Именно поэтому, а также вследствие реальной распространенности многонациональных учебных коллективов, она имеет социально-культурную значимость.

Важность данной проблемы с теоретической и практической сторон проявляется в недостаточном количестве работ, специально ей посвященных. Принцип диалога культур в учреждениях с многонациональным составом учащихся требует разработки особых методик преподавания русской литературы.

Украинские, белорусские, таджикские, туркменские школьники из стран СНГ по уровню своих знаний и менталитету значительно отличаются от башкирских, осетинских, мордовских, чеченских учащихся, которых также достаточно в учебных группах.

Важным фактором, который нельзя не учитывать, является и то положение, что эти учащиеся приходят в образовательные учреждения с различным уровнем подготовки. Также имеет свою специфику восприятие русской художественной литературы учащимися других национальностей. Оно отличается специфическим пониманием и толкованием явлений русской культуры в отличие от родной.

Решить эту проблему можно путем создания системы изучения русской литературы в учреждениях среднего профессионального образования на основе уроков эмоционально-образного типа, способствующей формированию гуманистических идеалов и становлению личности гражданина, обеспечивающей качественное обучение, использованием при изучении русской литературы в многонациональном классе аудиовизуальных компонентов с целью создания объединяющего учащихся эмоционально-образного фона, атмосферы. Эмоционально-образные формы уроков литературы в учреждениях среднего профессионального образования с многонациональным составом учащихся будут способствовать росту национального самосознания учащихся. При закреплении приоритета общечеловеческих ценностей, более качественному, осознанному, творческому освоению русской литературы. Именно преподаватель создает особую атмосферу эмоционально-образного отношения к литературе и ее восприятия, формируя систему уроков нетрадиционного типа, при этом постоянно опираясь на общечеловеческий нравственный стержень художественных произведений и образов; использует и приучает учащихся применять принцип сопоставления, в том числе сопоставления национальных литератур и культурных явлений; осознанно и целенаправленно стремится реализовать принцип диалога культур с учетом многонационального состава учебной группы. Эти формы уроков русской литературы развивают духовный мир учащихся, закрепляют те начала их национального самосознания, которые не противопоставляются общероссийскому гражданскому сознанию, а гармонично взаимодействуют с ним в структуре личностного мировоззрения. Это способствует достижению межнациональной терпимости, взаимоуважения всех участников социального межкультурного диалога, приобщения их к общечеловеческим гуманитарным ценностям.

Важное значение приобретает использование в ходе урока аудиовизуальных компонентов (иллюстраций, живописи, музыки, кино- и видеоматериалов), способствующих решению воспитательно-образовательных задач урока своими специфическими средствами. Но для этого нужен электронный носитель, чтобы можно применить компьютерные учебные программы.

Если в естественных дисциплинах их применение воспринимается как дело неизбежное по мере компьютеризации и информатизации учебного процесса, то в преподавании гуманитарных дисциплин все обстоит иначе.

Здесь по-прежнему наблюдается не только боязнь компьютерной техники, но и недоверие к информационным технологиям, включая те из них, которые предназначены для изучения конкретной предметной области (литературы, истории, культурологи и т.д.).

Это, скорее всего, объясняется не только уровнем нашей нынешней ментальности, но и внутренним сопротивлением, поскольку эффективность применения компьютерного обучения в практикуемой ими предметной области не нуждается в подтверждении.

Кооперация на современном этапе нуждается в образованных, компетентных, интеллектуально развитых, духовно богатых специалистах.

Изучение гуманитарных дисциплин в кооперативном вузе призвано пробудить в студентах и у практических работников личностные качества, умение мыслить, благородное стремление служить людям.

Именно в процессе изучения гуманитарных дисциплин студенты получают представления о том, как их профессиональные знания использовать в добрых делах, на благо людей и страны в целом.

1

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/problemy-prepodavaniya-gumanitarnykh-distsiplin-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh-statya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector