- Өнер колледжі – музыкалық – эстетикалық
- бейіндегі дарынды балаларға мамандандырылған
- мектеп-интернат» кешені» мемлекеттік мекемесі
- Государственное учреждение «Комплекс Колледж искусств-специализированная школа-интернат музыкально-эстетического профиля для одаренных детей»
- Преподаватель: Онищенко Галина Викторовн
Самоанализ областного открытого урока
Скачать презентацию открытого урока
План – конспект
открытого урока педагога Онищенко Г.В.
- по предмету «Обязательное фортепиано».
- Место проведения: класс фортепиано
- Тема урока: Разбор музыкального произведения Д. Кабалевского «Клоуны»
- Цель урока: ознакомление с музыкальным произведением, работа над деталями, оформление (то есть приспособление и корректировка деталей) и подготовки пьесы к сценическому воплощению.
- Задачи урока:
- Образовательные: развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения.
- Развивающие: развитие метроритмического чувства, интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
- Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
- Методы: аналитический, эмоционально-восприимчивый, развивающий логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.
- Структура урока:
- I Организационный этап:
- а) приветствие;
- б) сообщение цели и хода работы на уроке.
- II Основная часть урока:
- а) Краткая информация о композиторе произведения.
- б) Ознакомление с музыкальным произведением (показ, краткий музыкально-теоретический анализ произведения: тональность, размер, темп, строение произведения, ритмический рисунок)
- в) Работа над деталями.
- III Заключительный этап:
- а) оценка;
- б) домашнее задание.
- Организационный этап.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего открытого урока «Разбор музыкального произведения Д.Б. Кабалевского «Клоуны»». Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства А.Вицинского, С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова, Б.Милича и других.
В основном этот процесс подразделялся на три этапа, в современной методологии говорится о четырех этапах. А.П. Щапов характеризовал их как начальный, «ранний серединный», «поздний серединный», заключительный; Г. Гинзбург – «зарождение образа, элементарная работа, приспособление»; А.
Вицинский – первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа.
Карл Черни называл эти этапы «разбором, техническим освоением, художественной отделкой»; Сегодня на уроке мы будем работать над первым этапом знакомства с музыкальным произведением – разбором, на примере фортепианной пьесы Дмитрия Борисовича Кабалевского «Клоуны».
Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям — прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье.
В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. В 14 лет он решил всё-таки стать музыкантом и серьёзно занялся музыкой. Это было трудное послереволюционное время.
«Взятое напрокат пианино стояло в нетопленной комнате — зимой здесь было несколько градусов ниже нуля, — вспоминает Дмитрий Борисович. — Надев на себя все, что мог — от валенок до ушанки, — я садился за плохонький инструмент и распухшими от холода и недоедания, растрескавшимися пальцами начинал учить заданный урок: Играл упражнения и гаммы, играл этюды и пьесы.
Уж очень хотелось стать настоящим музыкантом». За 6 лет Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, техникум и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета — композиторский и фортепианный. Ещё в годы учёбы в техникуме будущий композитор настолько увлекся творчеством, что директор, заразившись его энтузиазмом, открыл в техникуме композиторское отделение.
Правда, Кабалевский оставался его единственным студентом почти полгода. Годы учёбы были интересными и насыщенными. Он занимался спортом, посещал школу живописи и рисования. С шестнадцати лет ему пришлось подрабатывать и помогать семье. Он рисовал плакаты, служил почтальоном, преподавал, играл в кинотеатре на сеансах тогда еще немого кино.
По воспоминаниям самого композитора, на сеансах комедий он так смеялся, что не мог играть, за что и был уволен. Уже в студенческие годы музыка превратилась в смысл его существования. В 1929 году он блестяще сдал выпускные экзамены в консерватории, и его имя написали золотыми буквами на мраморной Доске почета.
А через десять лет Дмитрий Борисович стал профессором той же консерватории и оставался им на протяжении 50 лет. В своём творчестве Дмитрий Борисович уделял много внимания воспитанию юных музыкантов, сочинял для них музыку. Пьеса «Клоуны», над которой мы будем работать, содержится в сборнике Кабалевского «Двадцать четыре легкие пьесы для детей» соч. 39 под номером 20.
Основная часть урока.
Педагог: Сейчас я исполню произведение Дмитрия Борисовача Кабалевского «Клоуны». Постарайся определить характер произведения, количество частей и основные выразительные средства, использованные композитором.
Педагог: А теперь приступим к разбору произведения. Мы определили, что произведение состоит из трёх частей, узнали что в нём есть мелодия и аккомпанемент, мотив мелодии состоит из трёх звуков, композитор использует чередование мажора и минора изображая двух клоунов — веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже.
- ( Наигрывается мелодия).
- Педагог: Постарайся определить, где в мелодии весёлый клоун, а где грустный?
- А сейчас приступим к чтению нот.
- Изучение нотной записи с помощью методов:
- Прочтение вслух всех нот;
- Беззвучное контактирование пальцев с клавишами;
Источник: http://oqu-zaman.kz/?p=2673
Анализ музыкального произведения
Материал для данной статьи был взят из работы студентки V курса Шахтинского музыкального училища Шишкиной Аллы и опубликован с ее разрешения.
Публикуется не вся работа целиком, а только те интересные моменты, которые могут помочь начинающему музыканту, студенту при совершении анализа музыкального произведения.
В данной работе производится анализ музыкального произведения на примере русской народной песни «За окном черёмуха колышится» и подается как работа над вариационной формой в старших классах ДМШ по специальности домра, что, однако, не мешает использовать ее как образец для анализа любого музыкального произведения.
Определение вариационной формы, типы вариаций, принцип варьирования
Вариация — variation (вариационно) — изменение, перемена, разнообразие; в музыке — преобразование или развитие музыкальной темы (музыкальной мысли) при помощи мелодических, гармонических, полифонических, инструментально-тембровых средств.
Вариационный способ развития находит широкое и высокохудожественное применение у русских классиков и связан у них с вариационностью, как одной из характерных черт русского народного творчества.
В композиционной структуре тема с вариациями — это способ развития, обогащения и всё более глубокого раскрытия первоначального образа.
По своему смыслу и выразительным возможностям, форма вариаций призвана разносторонне и разнообразно показать основную тему. Тема эта обычно проста и вместе с тем содержит в себе возможности для обогащения и раскрытия её полного содержания. Также трансформация основной темы от вариации к вариации должна идти по линии постепенного нарастания, приводящего к конечному результату.
Многовековая музыкальная практика народов разной национальности послужила источником возникновения вариационной формы. Здесь мы находим образцы как гармонических, так и полифонических стилей.
Появление их связано со стремлением музыкантов к импровизации.
Позже у профессионалов-исполнителей, например, при повторении мелодии сонаты или концерта, было желание украсить её различной орнаментикой, с целью показать виртуозные качества исполнителя.
Исторически сложилось три основных типа вариационной формы: старинные (вариации на бассо-остинато), классические (строгие) и свободные. Кроме основных, есть ещё вариации на две темы, так называемые двойные вариации, вариации сопрано-астинато, т.е. неизменный верхний голос и т.п.
Варьирование народных мелодий
Варьирование народных мелодий — это обычно свободные вариации. Свободные вариации — это тип вариаций, связанный методом варьирования. Такие вариации характерны для послеклассической эпохи. Облик темы тогда был предельно изменчив, и если заглянуть из середины произведения в его начало, то можно было и не узнать основную тему.
Такие вариации представляют целую серию контрастных по жанру и смыслу вариаций близких основной теме. Здесь различие преобладает над сходством. Формула вариации хоть и остаётся A, Al, A2, A3 и т.д., но основная тема уже не несёт первоначальный образ. Может варьироваться и тональность и форма темы, может доходить до приёмов полифонического изложения.
Композитор может даже вычленить какой-то фрагмент темы и варьировать только его.
Принципы варьирования могут быть: ритмические, гармонические, динамические, тембральные, фактурные, штриховые, мелодические и т.д.
Исходя из этого многие вариации могут находиться обособленно и напоминать больше сюиту, чем вариации.
Количество вариаций в этой форме не ограниченно (как, например, в классических вариациях, где 3-4 вариации — это как бы экспозиция, две средние — разработка, последние 3-4 — это мощное утверждение основной темы, т.е. тематическое обрамление)
Исполнительский анализ
Исполнительский анализ включает в себя сведения о композиторе и конкретном произведении
Значение репертуара в процессе воспитания учащегося Детской музыкальной школы переоценить сложно. Художественное произведение — это одновременно цель и средство обучения исполнителя.
Умение убедительно раскрывать художественное содержание музыкального произведения — сверхзадача любого музыканта, а воспитание этого качества в ученике — сверхзадача его педагога.
Процесс этот в свою очередь осуществляется путём планомерного освоения учебного репертуара.
Прежде чем музыкальное произведение будет предложено ученику, преподаватель должен тщательно проанализировать методическую направленность своего выбора, то есть выполнить исполнительский анализ. Как правило, это должен быть художественно ценный материал.
Преподаватель определяет цели и задачи избираемого произведения и пути его освоения. Важно точно рассчитать степень сложности материала и потенциала учащегося, чтобы не замедлить его поступательного развития.
Любое завышение или занижение сложности произведения необходимо тщательно обосновывать.
В Детской музыкальной школе первое знакомство учащегося с новым музыкальным материалом, как правило, начинается с его иллюстрации. Это может быть прослушивание на концерте, в записи или, что предпочтительнее, исполнение самого педагога.
В любом случае иллюстрация должна быть эталонной.
Для этого преподаватель неизбежно должен овладеть всеми профессиональными сторонами исполнения предполагаемого произведения, чему будет способствовать его предварительный исполнительский анализ:
- сведения о композиторе и конкретном произведении,
- представления о стиле,
- художественное содержание (характер), образы, ассоциации.
Подобный исполнительский анализ необходим преподавателю не только для убедительной иллюстрации ученику художественных сторон репертуара, но и для непосредственной работы над произведением учащегося, когда возникнет потребность в объяснении задач, стоящих перед ним.
При этом сухой анализ произведения должен облекаться в доступную форму, язык преподавателя дожжен быть интересным, эмоциональным, образным. Г.
Нейгауз утверждал: «Тот, кто только переживает искусство, остаётся навсегда лишь любителем; кто только размышляет о нём, будет исследователем -музыковедом; исполнителю необходим синтез тезы и антитезы: живейшего восприятия и соображения». (Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» стр.56)
Прежде, чем приступить к изучению русской народной песни «За окном черёмуха колышется» в обработке В.Городовской, я должена быть уверена, что ребёнок технически и эмоционально готов к исполнению этого произведения.
Учащийся должен уметь: быстро перестраиваться с одного настроения на другое, слышать краску мажора и минора, исполнять тремоло legato, владеть сменой позиций, озвучивать высокие ноты (т.е.
исполнение в высоком регистре), исполнять legato приёмом игры вниз и чередуя приёмы (вниз-вверх), аккорды арпеджато, флажолеты, эмоционально ярким, уметь исполнять контрастную динамику (от ff и резко р). Если ребёнок, достаточно готов, я предложу ему в исполнении учащихся старших классов прослушать это произведение.
Первое впечатление для ребёнка очень важно. На этом этапе он захочет сыграть как его коллега по классу, в этот момент проявиться элемент состязания, желания быть лучше своего товарища.
Если он услышит в исполнении своего преподавателя или в записи известных исполнителей, у учащегося появится желание быть похожим на них и добиться таких же результатов. Эмоциональное восприятие при первом показе оставляет огромный след в душе ученика. Он может полюбить всей душой это произведение или не воспринять его.
Следовательно, преподаватель должен быть готов к показу этого произведения и соответственно настроить ребёнка. В этом поможет рассказ о вариационной форме, в которой написано данное произведение, о принципах варьирования, о тональном плане, и т.п.
Помогут для понимания произведения и некоторые сведения о композиторе и об авторе обработки этого произведения. Вера Николаевна Городовская родилась в г.Ростове в семье музыкантов.
В 1935 году поступила в Ярославское музыкальное училище по классу фортепиано, где впервые познакомилась с народными инструментами, работая концертмейстером в том же училище. Начала играть на гуслях в оркестре народных инструментов г.Ярославля.
С третьего курса Городовскую, как особо одарённую, направляют учится в Московскую Государственную консерваторию. В 1938 году Вера Городовская становится артисткой Гос. русского народного оркестра СССР. Концертная деятельность её началась в 40-х годах, когда во главе оркестра стал Н.П.Осипов.
Пианистка аккомпанировала этому виртуозу балалаечнику в радиопередачах, на концертах, тогда же Городовская освоила щипковые гусли, на которых играла в оркестре до 1981 года. Первые композиторские опыты Веры Николаевны относятся к 40-м годам. Она создала для оркестра и солирующих инструментов много произведений.
Для домры: Рондо и пьесу «Весёлая домра», «За окном черёмуха колышется», «Маленький вальс», «Песня», «Тёмно-вишнёвая шаль», «У зари-то, у зореньки», «Фантазия на две русские темы», «Скерцо», «Концертная пьеса».
Художественное содержание (характер) образы, ассоциации обязательно присутствуют в исполнительском анализе произведения
- Затем можно рассказать о художественном содержании песни, на тему которой написаны вариации:
- •
- Под окном черёмуха колышется,
Распуская лепестки свои…
За рекой знакомый голос слышится - Да поют всю ночку соловьи.
- Сердце девичье забилось радостно…
Как свежо, как хорошо в саду!
Жди меня, мой ласковый, мой сладостный, - Я в заветный час приду.
Ох, зачем тобою сердце вынуто?
Для кого теперь твой блещет взгляд?
Мне не жаль, что я тобой покинута,
Жаль, что люди много говорят.
Прямо к речке тропочка протоптана.
Спит мальчонка — он не виноват!
Я не буду плакать и печалиться,
- Не вернётся прошлое назад.
- И, вздохнув всей грудью свежим воздухом,
Оглянулась ещё раз назад…
Мне не жаль, что я тобой покинута, - Жаль, что люди много говорят.
- Под окном черёмуха колышется,
Ветер рвёт черёмухи листы.
За рекой уж голоса не слышится, - Не поют там больше соловьи.
- •
- Текст песни сразу настраивает на восприятие характера мелодии произведения.
Лирическое распевное начало изложение темы в h-moll передаёт грустное настроение человека, от имени которого мы слушаем рассказ. Автор вариаций, в некоторой степени следует содержанию текста песни.
Музыкальный материал первой вариации, возможно ассоциировать со словами начала второго куплета («Как свежо, как хорошо в саду…) и представить диалог главной героини и её любимого, чьи отношения ещё ничем не омрачены.
Во второй вариации ещё можно представить образ ласковой природы, переклички с пением птиц, но тревожные нотки начинают преобладать.
После проведения темы в мажоре, где была надежда на благополучный финал, в третьей вариации подул ветер перемен. Смена темпа, возвращение минорной тональности, беспокойное чередование шестнадцатых в партии домр приводят к кульминации всего произведения в четвёртой вариации. В этом эпизоде можно соотнести слова песни «Мне не жаль, что я тобой покинута, жаль, что люди много говорят..».
Последнее проведение припева после мощного обрыва музыкального материала на «?», которое звучит контрастом на «р», соответсвуют словам «За рекой уж голоса не слышится, не поют там больше соловьи».
- В целом это трагедийного плана произведение, поэтому ученик должен уже уметь исполнять и переживать такого плана эмоции.
- Содержание музыки, в отличие от смысла речи, менее определённо, и полностью раскрыть и понять его могут немногие.
- Истинный музыкант может вложить в своё исполнение определённый смысл, который приковывает внимание так же, как и смысл слов.
- Одно дело — чувствовать музыку, другое -понимать и уж совсем особое дело — авторитетно говорить её языком.
Анализ вариационной формы, связь её с содержанием, наличие кульминаций
Фразировка вариационной формы
Это обработка написана в форме свободных вариаций, что даёт возможность разносторонне и разнообразно показать тему. В целом произведение — это однотактовое вступление, тема и 4 вариации. Тема написана в форме периода квадратного строения из двух предложений (запев и припев):. Вступление (1 такта) в партии фортепиано вводит слушателей в состояние покоя.
Тоническая аккордовая гармония (си минор) готовит появление темы. Лирическое появление темы в темпе «Moderato», исполняется штрихом легато. Приёмы игры используются тремоло. Первое предложение (запев), состоит из 2-х фраз (2+2 такта), оканчивается доминантой.
Кульминации фраз приходятся на чётные такты. Тема куплетного строения, поэтому первое предложение соответствует запеву, а второе предложение припеву. Русским народным песням свойственно повторение припева. В этой песне тоже есть это повторение. Второй припев начинается в двухчетвертном такте. Сжатие метра, доминанта к соль минору помогают сделать главную кульминацию всей темы именно здесь.
В целом вся тема состоит из 12 тактов (3 предложения: 4 — запев, 4 — припев, 4 — второй припев)
• Следующий этап: разбиваем вариационную форму на фразы.
Первая вариация — это повторение темы
Источник: http://margashov.com/player/analiz-muz-proizvedeniya.html
Разбор музыкального произведения на начальном этапе
- Конференция: Современный подход к преподаванию
- Пелешко Тамара Владиславовна
- Организация: МУДО «Детская школа №1»
- Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов
- Цель урока: Формирование целостной модели разбора музыкального произведения.
- Задача: Выявление технических трудностей на начальном этапе, определение формы, фактуры, метроритмически важных точек (фразировка), в максимально доступной форме донести информацию учащемуся.
Музыка-это вид искусства.
Она обладает способностью отражать действительность в художественных образах.
Учащийся формируется как будущий музыкант в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Основой обучения является работа над художественным произведением. Здесь учащийся приобретает знания, умения, навыки, необходимые для его дальнейшего развития, а главное-умение самостоятельно изучать музыкальное произведение.
Исполнению музыкального произведения на сцене предшествует кропотливый процесс разучивания этого произведения, то есть его разбор.
Разбор любого музыкального произведения происходит в несколько этапов.
Этап 1. Первоначальное знакомство с пьесой.
Знакомство с музыкальным произведением происходит обычно во время занятия с педагогом.
Разбору нотного текста должна предшествовать краткая беседа педагога с учеником о данном произведении, о стилистических особенностях, его строении пьесы в целом и отдельных её частей, а также об общем художественном содержании произведения.
Беседа обычно сопровождается проигрыванием пьесы педагогом от начала до конца с целью показа произведения и отдельных его частей при разборе. Просматриваем из скольких частей состоит пьеса, есть ли повторяющиеся части.
Этап 2. Определение жанра пьесы, тональности.
Смотрим на фамилию автора пьесы, её название.
Часто по названию пьесы мы можем определить музыкальный жанр, к которому относится данная пьеса, определить её характер, настроение. Для того чтобы узнать характер, настроение полезно прослушать произведение в записи.
Этап 3. Анализ нотного текста.
Смотрим ключевые знаки, размер, указанный темп, штрихи.
Этап 4. Определяем тип фактуры.
Фактура-способ изложения музыкального произведения. Существует несколько типов фактур. Это аккордовая, полифоническая, мелодия и аккомпанемент. В конкретном случае, мы рассматриваем сонатину Т.
Хаслингера С-dur. Здесь присутствует неоднородная фактура. Есть одноголосая фактура с элементами полифонии, а также аккордовая фактура. Разбор каждой партии проводим отдельно.
Большое внимание уделяется артикуляции.
Этап 5. Аппликатура.
Разбирая музыкальное произведение с учеником педагог должен с первых занятий следить за аппликатурой. Если её нет в нотном тексте, нужно проставить её. В пьесе, особенно подвижного характера, должен быть продуман каждый палец.
Этап 6. Ритм.
Для ритмичного исполнения пьесы нужно обязательно на раннем этапе разучивания проигрывать её со счётом вслух или прохлопывать ритмический рисунок в ладоши.
Этап 7. Мелодия, фразировка, мех.
Мелодия-это то, что мы можем пропеть. Если мы не запоминаем её целиком, мы можем напеть отдельные её мотивы, фразы. В музыкальной речи, как и в словесной, есть фразы и предложения. Несколько звуков образуют мотив-маленькую частицу мелодии.
Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. На данном этапе продолжаем уделять внимание штриховой составляющей.
Основой художественного исполнения является фразировка, то есть правильное и выразительное исполнение музыкального произведения, его части или фразы.
Аппликатура, динамические оттенки, правильное распределение нужных исполнительских средств влияют на характер исполнения музыкальных фраз и их выразительность.
Поэтому очень внимательно и упорно следует работать над фразировкой, которая на аккордеоне связана с техникой владения мехом, так как каждая фраза целиком должна быть уложена на одно определённое движение меха-разжим, сжим.
Источник: https://www.pedmasterstvo.ru/conference_notes/83
Открытый урок "Структура разбора музыкального произведения"
Зарипова Любовь Николаевна, ПреподавательЧелябинская область, г.Катав- Ивановск
Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте (труба) на примере разбора нового произведения.
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru
- Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
- «Катав – Ивановская детская школа искусств Катав-Ивановского муниципального района»
- Конспект открытого урока
- Тема «Структура разбора музыкального произведения»
- по предмету «Специальность» (труба)
- с учащимся IV класса 7 лет обучения.
- Подготовила и провела урок
- преподаватель I категории
- по классу духовых инструментов
- Зарипова Любовь Николаевна
- г.Катав-Ивановск
- 2016 год
- План – конспект
- открытого урока с учащимся IV класса 7 лет обучения
- Бутусовым Кириллом (возраст 10 лет)
- класс преподавателя Зариповой Любови Николаевны.
- Место проведения: кабинет по классу духовых инструментов
Дата проведения занятия: 26.11.2015 г.
- Тема: «Структура разбора музыкального произведения»
- Тип урока: комбинированный
- Форма проведения: индивидуальная
- Методы обучения: словесный, практический, метод показа
- Вид занятия: традиционный урок
- Продолжительность занятия: 45 минут
- Цель: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте (труба) на примере разбора нового произведения.
- Задачи:
- Обучающие:
- 1. Углубить теоретические знания учащихся
- 2. Закрепить и углубить навыки разбора музыкального произведения
- Развивающие:
1. Развитие музыкально – исполнительских способностей и навыков учащегося: воспитание музыкального слуха при игре на трубе, представление о выразительности, фразировке.
2. Развитие внимания и самоконтроля при разборе нового произведения.
Воспитательные:
1. Создание условий для повышения интереса к обучению игре на духовом инструменте.
2. Воспитание устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству.
Здоровьесберегающие:
1. Контроль преподавателя за правильной постановкой тела, головы, пальцев рук и губ на трубе.
2. Контроль преподавателя за физическим состоянием учащегося (предусмотреть моменты отдыха).
- Технические средства: труба для ученика, труба для преподавателя, пульт, зеркало, стулья, ноты.
- Основные этапы урока:
- 1.Организационный этап
- 2.Вступительное слово преподавателя
3.Практическая часть.
- Программа урока:
- — разминка: игра гаммы соль мажор разными длительностями;
- — работа над структурой разбора музыкального произведения
- (А.Усов «Пастораль»);
- — физкультминутка: базинг (игра на мундштуке)
- — исполнение учащимся музыкального произведения, проверка знаний и умений учащегося по пройденному материалу.
4.Заключение. Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.
Ход урока:
1.Организационный этап: сообщение темы, цели и задач урока.
2.Вступительное слово преподавателя:
Итак, что же значит, разобрать музыкальное произведение? Это значит начать его играть по нотам без запинок. Для этого недостаточно проиграть пьесу один раз, читая её с листа, придётся кое – что проработать.
В первую очередь познакомиться с произведением: обратить внимание на название, автора произведения, определить тональность, размер, темп. Очень важно понять структуру произведения, замысел композитора, фактуру, разобрать текстовые особенности.
Немаловажную роль в первоначальной работе над произведением играет определение правильного дыхания.
3.Практическая часть:
Этапы работы | Действия преподавателя | Действие ученика |
1.Разминка |
|
Ученик играет гамму соль мажор: целыми, половинными и четвертными длительностями.При этом внимательно следит за своевременным дыханием при каждом проигрывании гаммы. |
2.Работа по структуре разбора музыкального произведения А. Усова «Пастораль» |
|
|
3.ФизкультминуткаБазинг — игра на мундштуке | В процессе работы на уроке очень важно следить за самочувствием ребёнка.У него может закружиться голова, часто дети начинают кашлять. В таких случаях нужно дать ученику отдохнуть.В качестве отдыха можно использовать игру на мундштуке (базинг). | Ученик сидя на стуле – ноги стоят в упор, голова прямо, корпус прямой – играет небольшой отрывок из произведения «Пастораль». |
4.Исполнение учащимся музыкального произведения, проверка знаний и умений учащегося по пройденному материалу. | В заключительной части урока мы исполняем произведение «Пастораль» с концертмейстером, выполняя все текстовые особенности: аппликатуру, правильное дыхание, ритм, звуковедение. | Учащийся исполняет вместе с концертмейстером новое произведение («Пастораль») по нотам, следуя поставленным задачам. |
5.Домашнее задание | Оценка и анализ работы ученика на уроке. |
IV.Заключение. Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.
- Все запланированные этапы работы выполнены в полном объёме, точно уложены в рамки урока.
- Тема урока грамотно раскрыта и все используемые приёмы обучения (словесный, наглядный, практический) помогли преподавателю достигнуть поставленной цели.
- Учащийся воспринимал указания преподавателя быстро и осознанно.
- На уроке был благоприятный психологический климат.
Источник: https://edu-time.ru/pub/107352
Анализ музыкальных формТекст
- © Екатерина Левченко, 2019
- ISBN 978-5-4496-4947-8
- Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Предмет анализа музыкальных форм входит в программу различных специальностей музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведений.
Настоящая методическая разработка по предмету «Анализ музыкальных произведений» адресована учащимся музыкальных ССУЗов по специальности «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты». Она представляет собой тезисное изложение теоретического материала по данному предмету.
Может использоваться в самостоятельной работе учащихся параллельно с изучением рекомендованной автором дополнительной литературы, служить пособием для подготовки к зачётам и экзаменам по анализу музыкальных произведений в музыкальных вузах и училищах.
- Порядок изложения тем полностью соответствует требованиями учебной программы, а также установившейся практике работы в музыкальных ССУЗах.
- Посвящая эту работу своим учащимся, подчеркну, что их пытливость и заинтересованность стимулировали конструктивное совершенствование лекционного и практического курса, а в итоге привели к созданию данной работы.
- Настоящий курс лекций может быть рекомендован учащимся различных специальностей, но, разумеется, не заменяет личного общения с педагогом и практического анализа формы и выразительных средств музыкальных произведений.
Музыкальное произведение. Музыкальная форма. Классификация музыкальных форм
Предмет анализа музыкальных произведений играет важную роль в профессиональном музыкально-педагогическом образовании. Он, параллельно с изучением истории музыки, даёт свободу понимания различных стилевых направлений, индивидуальных авторских стилей.
Анализ (с греч. – разделение) – наука о строении музыкальных произведений в связи с их содержанием, а также наука о выразительных средствах музыки. Под содержанием произведения понимается художественное отражение общественно-исторической действительности, типичных человеческих характеров, мыслей, чувств, переживаний.
Предметом анализа занимались Асафьев («Музыкальная форма как процесс»), Способин («Музыкальная форма»), Мазель («Вопросы анализа музыки», «Строение муз. произведений»), Цуккерман, Скребков, Тюлин, Танеев, Яворский, Бобровский, Бонфельд («Анализ музыкальных произведений»), Кюрегян («Форма в музыке XVII – XX веков»), Ручьевская («Классическая музыкальная форма») и др.
Музыкальная форма – лат. forma – вид, образ, очертание, красота. Это понятие имеет несколько значений:
- – Музыкальная форма вообще (форма как категория, присутствующая в искусстве)
- – Система музыкальных средств для воплощения содержания произведения: мелодические мотивы, лад, гармония, ритм, фактура, тембр и др.
- – Исторически сложившийся тип композиции: канон, рондо, фуга, соната, сюита. В этом понятии форма сближается с жанром
- – Индивидуальная организация конкретного произведения, неповторимый, единичный «Организм» в музыке
Важнейшее значение в искусстве имеет соотношение понятий формы и содержания. Содержание музыки – это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает.
Язык музыки часто непереводим на язык слов, но сочинение может сопровождаться развёрнутой программой, данной автором (Берлиоз – «Фантастическая симфония»). Возможна скрытая программа, например в названии (Чайковский – симфоническая увертюра «Ромео и Джульетта», Бетховен – Симфония №3 «Героическая»).
Многие произведения не имеют программы, но в любом сочинении есть интонационная фабула – развитие и взаимодействие интонаций, музыкально-интонационный сюжет. Содержание подразумевает идею и образ. Например, идея Симфонии №5 Шостаковича – плач по судьбам миллионов людей, погибших в ХХ в.
А образы – трагедия в I части, картина «ликования из-под палки» в финале. В сложном взаимодействии формы и содержания последнее является ведущим.
Музыкальная форма любого произведения имеет 2 стороны:
1.ФОРМА-СХЕМА – структура, композиционный план
2.ФОРМА-ПРОЦЕСС – слушая произведение, мы как бы участвуем в его создании, наблюдаем за рождением музыкального материала.
- У исследователей-музыковедов сложились различные способы классификации музыкальных форм. Одна из них – по эпохам:
- – Музыкальные формы эпохи барокко
- – Классико-романтические формы
- – Музыкальные формы ХХ века
- Также есть деление на инструментальные и вокальные формы.
- Независимо от классификаций существуют определённые типы форм:
- Период, Простая 2-частная, Простая 3-частная, Сложная 3-частная, Рондо, Соната, Фуга, Вариации, Циклические формы (сюита, сонатно-симфонический цикл), Смешанные формы и разновидности перечисленных форм.
Источник: https://www.litres.ru/ekaterina-levchenko/analiz-muzykalnyh-form/chitat-onlayn/
Разбор музыкального произведения по специальности, Музыкальный класс
В этой статье мы поговорим о том, как готовиться к уроку специальности в музыкальной школе, и о том, что ожидает от ученика преподаватель, когда задаёт в качестве домашнего задания разбор музыкального произведения.
Итак, что же значит, разобрать музыкальное произведение? Это значит начать спокойно играть его по нотам без запинок. Для этого, конечно же, недостаточно просто один раз пройти пьесу, читая с листа, придётся кое-что проработать. С чего всё начинается?
В первую очередь мы должны в общем плане познакомиться с сочинением, которые нам предстоит играть. Обычно ученики первым делом считают страницы – это забавно, но с другой стороны, это есть деловой подход к работе. Так что, если привыкли считать страницы – считайте, но этим первоначальное знакомство не ограничивается.
Пока листаете ноты, можно заодно посмотреть: есть ли в произведении повторы (нотная графика похожа на то, что в самом начале). Как правило, повторы бывают в большинстве пьес, хотя сразу не всегда заметно. Если мы знаем, что в пьесе есть повтор, то жизнь наша облегчается, а настроение заметно улучшается. Это, конечно, шутка! Настроение у вас должно быть всегда хорошим!
Дальше нужно специально обратить внимание на название, фамилию автора. И не нужно вот сейчас смеяться! К сожалению, слишком многие юные музыканты впадают в ступор, когда их просишь назвать то, что они играют. Нет, они говорят, что это вот, мол, этюд, соната или пьеса. Но ведь и сонаты, и этюды, и пьесы пишут какие-то композиторы, а ещё эти сонаты, этюды с пьесами иногда имеют заголовки.
А уж заголовок нам, как музыкантам, говорит о том, что за музыка скрывается за нотным текстом. Например, по названию мы можем определить основное настроение, его тему и образно-художественное содержание.
Скажем, по названиям «Осенний дождик» и «Цветы на поляне» мы понимаем, что перед нами произведения о природе. А вот если пьеса называется «Всадник» или «Снегурочка», то тут явно какой-то музыкальный портрет.
Ещё иногда в заголовке нередко содержится указание на какой-нибудь музыкальный жанр. Про жанры более подробно вы можете почитать в статье «Основные музыкальные жанры», а сейчас ответьте-ка: солдатский марш и лирический вальс – это ведь не одинаковая музыка, правда?
Марш и вальс – это как раз и есть примеры жанров (кстати, соната и этюд – это тоже жанры) со своими особенностями. Вы наверняка себе хорошо представляете, чем музыка марша отличается от музыки вальса. Вот так, даже не сыграв ни одной ноты, лишь только прочитав как следует название, вы уже кое-что можете сказать о пьесе, которую собираетесь сыграть.
Для того чтобы точнее определиться с характером музыкального произведения и его настроением, почувствовать какие-то жанровые черты, рекомендуется разыскать запись этой музыки и послушать с нотами в руках или без них. Заодно узнаете, как должна звучать заданная пьеса.
Тут всё просто. Вот три элементарные вещи, которые нужно выполнять всегда: посмотреть ключи; определить тональность по ключевым знакам; посмотреть на указания темпа и размера.
Просто есть такие любители, причём даже среди опытных профессионалов, которые как читают с листа, так шпарят всё подряд, но видят только сами ноты, не обращая внимания ни на ключи, ни на знаки… А потом они удивляются, почему у них из-под пальцев вылезают не красивые мелодии, а какая-то сплошная какофония. Вы так не делайте, хорошо?
Кстати, определить тональность по ключевым знакам вам могут помочь, во-первых, собственные знания по теории музыки и опыт по сольфеджио, ну а, во-вторых, такие полезные шпаргалки, как кварто-квинтовый круг или градусник тональностей. Давайте двигаться дальше.
Повторю – играете, как можете, с листа всё подряд прямо двумя руками (если вы пианист). Главное – дойти до конца, ничего не пропуская. Пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки, ваша цель – просто тупо сыграть все ноты.
Это такой магический обряд! Дело обязательно пройдёт успешно, но успех начнётся только после того, как вы сыграете всю пьесу от начала до конца, хотя бы даже и если у вас это получится безобразно. Ничего страшного – второй раз будет уже лучше!
Проиграть от начала до конца нужно обязательно, только не нужно на этом останавливаться, как делают большинство учеников. Эти «ученички» думают, что они раз пьесу прошли и всё, типа разобрали. Ничего подобного! Хотя даже от всего лишь одного терпеливого проигрывания есть толк, надо понимать, что тут-то как раз и начинается основная работа.
Шаг 5. Определяем тип фактуры и разучиваем произведение по партиям
Фактура – это способ изложения произведения. Этот вопрос уже чисто технический. Когда мы произведение ручками пощупали, нам становится ясно, что здесь такие-то и такие-то сложности, связанные с фактурой.
Распространённые типы фактуры: полифоническая (многоголосие – жутко сложно, нужно будет играть не только отдельными руками, но ещё и разучивать каждый голос отдельно); аккордовая (аккорды тоже нужно проучивать, особенно если они идут в быстром темпе); пассажи (например, в этюде быстрые гаммы или арпеджио – тоже каждый пассаж смотрим отдельно); мелодия + аккомпанемент (само собой разумеется, мелодию разучиваем отдельно, аккомпанемент какой бы он ни был – тоже смотрим отдельно).
Никогда не пренебрегайте игрой отдельными руками. Играть отдельно правой и отдельно левой рукой (опять-таки, если вы пианист) – очень важно. Только тогда, когда мы прорабатываем детали, получается хороший результат на выходе.
Вот уж без чего никогда не обходится нормальный, «среднестатистический» разбор музыкального произведения по специальности, так это без разбора аппликатуры. Сразу ставьте верные пальцы (не поддавайтесь искушению). Правильная аппликатура помогает и наизусть текст учить быстрее, и играть с меньшим числом остановок.
Правильные пальчики мы определяем для всех сложных мест – особенно там, где идут гаммообразные и арпеджиообразные последования.
Тут важно просто понять принцип – как устроен данный пассаж (по звукам какой гаммы или по звукам какого аккорда – например, по звукам трезвучия).
Дальше весь пассаж нужно разделить на отрезки (каждый отрезок – до перекладывания первого пальца, если речь о фортепиано) и научиться видеть эти отрезки-позиции на клавиатуре. Кстати, так и текст легче запоминается!
Да, что это мы всё про пианистов? И другим музыкантам нужно делать нечто подобное.
Например, духовики часто используют в занятиях приём имитации игры – они разучивают аппликатуру, прижимают нужные клапаны в нужно время, но при этом не вдувают воздух в мундштук своего инструмента.
Это здорово помогает справиться с трудностями технического порядка. Всё-таки быструю и чистую игру нужно отрабатывать.
Ну уж в неверном ритме играть пьесу никак нельзя – всё равно педагог будет ругаться, хочешь не хочешь, а придётся учиться играть правильно.
Присоветовать вам можем следующее: классика – играть со счётом вслух (как в первом классе – помогает всегда); играть с метрономом (задать себе ритмическую сетку и не отклоняться от неё); выбрать для себя какой-нибудь мелкий ритмический пульс (например, восьмыми – та-та, или шестнадцатами – та-та-та-та) и всю пьесу играть с ощущением, как этот пульс её пронизывает, как он наполняет все ноты, длительность которых больше этой выбранной единицы; играть с выделением сильной доли; играть, немного растягивая, как резинку, последнюю долю; не ленитесь высчитывать всякие триоли, пунктирные ритмы и синкопы.
Мелодию нужно играть выразительно. Если мелодия вам кажется странноватой (в произведениях некоторых композиторов XX века) – ничего страшного, вы должны её полюбить и сделать из нёё конфетку. Она красивая – просто необычная.
Вам важно играть мелодию не как набор звуков, а как мелодию, то есть как последовательность осмысленных фраз. Посмотрите, есть ли в тексте фразировочные лиги – по ним мы часто можем обнаружить начало и конец фразы, хотя если у вас со слухом всё в порядке, вы их и на свой слух легко определите.
Тут можно было бы ещё много чего сказать, но вы и сами прекрасно знаете, что фразы в музыке – это как разговор людей.
Вопрос и ответ, вопрос и повторение вопроса, вопрос без ответа, рассказ одного человека, увещевания и оправдания, короткое «нет» и многословное «да» – всё это есть и во многих музыкальных произведениях (если в них есть мелодия). Ваша задача – разгадать то, что композитор вложил в нотный текст своего произведения.
Что-то слишком много шагов и много задач получилось. На самом деле и, конечно, вы об этом знаете, что предела совершенствованию нет… Но в какой-то момент нужно поставить точку. Если вы хоть немного поработали над пьесой прежде чем принести её в класс, это уже хорошо.
Главная задача разбора музыкального произведения – научиться играть его подряд, поэтому конечный ваш шаг всегда – это собирание пьесы, проигрывание её от начала до конца.
Поэтому! Ещё несколько раз проигрываем всё произведение от начала до конца! Заметили, что играть теперь заметно легче? Значит, цель ваша достигнута. Можно нести в класс!
Два варианта высшего пилотажа для этого задания: первый – выучить текст наизусть (не нужно думать, что это не реально, потому что это реально) – и второй – определить форму произведения. Форма – это устройство произведения. Основным формам у нас посвящена отдельная статья – «Самые распространённые формы музыкальных произведений».
Особенно полезно поработать именно над формой, если вы играете сонату. Почему? Потому что в сонатной форме есть главная и побочная партия – две образные сферы в одном произведении. Вы их должны научиться находить, определять их начала и концы и соотносить проведение каждой из них в экспозиции и в репризе.
Ещё всегда полезно разделить на части разработку или среднюю часть какой-нибудь пьесы. Скажем, она может состоять из двух-трёх разделов, построенных по разным принципам – в одном может быть новая мелодия, в другом – развитие уже прозвучавших мелодий, в третьем – сплошь состоять из гамм и арпеджио и т.д.
Итак, мы с вами рассматривали такую проблему, как разбор музыкального произведения в исполнительском плане. Для удобства мы представили себе весь процесс как 10 шагов к цели. В следующей статье тоже будет затронута тема разбора музыкальных произведений, но уже в другом ключе – при подготовке к уроку по музыкальной литературе.
Источник: http://sibloma.ru/iskusstvo-dlya-dushi/razbor-muzykalnogo-proizvedeniya-po-specialnosti-muzykalnyj-klass
Разбор музыкального произведения. Штрихи
Открытый урок Обучение, воспитание, развитие, социализация ISSN 2410-2830. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-65466 от 04.05.2016
Войти / Зарегистрироваться Получить свидетельство
Киселев Владимир Игоревич
План учебного занятия
1. Дисциплина: Специальный инструмент (баян).2. Тема: Разбор музыкального произведения. Штрихи.3.
Тип занятия: Изучение нового материала и первичного закрепления.4. Вид занятия: Индивидуальный урок.5.
Триединая дидактическая цель:
5.1. Образовательная: создать условия для усвоения нового материала: краткий анализ произведения А. Куклин. Вальс «Под дождем», работа над штрихами.
5.2. Развивающая цель: создать условия для развития аналитических умений.
5.3. Воспитательная: создать условия для развития художественного, музыкального вкуса и культуры исполнения.
6. Литература:
6.1. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.: Композитор, 2001. – С.114 – 128.
6.2. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне: методическое пособие.– М.: Сов.композитор, 1982. – С.134.
7. Оборудование: музыкальный инструмент, ноты, таблица штрихов.8. Структура занятия
Структурные части занятия | Дидактическая цель | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Результат |
Организация и начало занятия | Подготовка студента к занятию. | Проверка наличия нотного музыкального материала. |
|
Готовность студента к занятию. |
Целеполагание и мотивация | Постановка цели и задач занятия. | Формулировка темы занятия, постановка цели: разбор музыкального произведения А. Куклин. Вальс «Под дождем», работа над штрихами. Мотивация: для исполнения музыкального произведения и передачи его характера очень важен основательный, тщательный анализ нотного текста, правильное исполнение штрихов | Принятие цели и задач занятия. Основание мотивации занятия. | Готовность к восприятию информации. |
Актуализация | Подготовка к первичному усвоению материала. | Задаются вопросы на уточнение последовательности анализа произведения: какая тональность, темп, штрихи | Отвечает на вопросы преподавателя. | Повторение теории. |
Первичное усвоение материала | Анализ нового музыкального произведения. Отработка штрихов. | Предоставляет музыкальное произведение с проигрыванием. Совместный анализ произведения. | Прослушивание произведения. Разбор музыкального произведения. | Детальное знакомство с музыкальным произведением. |
Осознание и осмысление учебной информации | Создать условия для осмысления блока новой информации. | Прослушивание с ми. | Проигрывание музыкального произведения с использованием штрихов. | Первичное знакомство с музыкальным произведением. |
Информация о домашнем задании | Отработать исполняемое музыкальное произведение с исполнением штрихов. | Исполнение музыкального произведения по нотам, правильное прочтение нотного текста. | Принятие информации по домашнему заданию. | Готовность к выполнению домашнего задания. |
Рефлексия | Подведение итогов работы. | Задает вопросы: 1.Понятны ли трудности исполнения музыкального произведения? 2.Над чем необходимо работать? | Анализирует свою деятельность, выявляет возникающие трудности. | Осмысление пройденного материала. |
8. Технологические особенности занятия.
Педагогическая технология | Средства обучения | Методы обучения | Форма организации познавательной деятельности |
Индивидуализированного обучения | Музыкальный инструмент. Нотный текст | 1. Объяснительно-иллюстративный. 2. Репродуктивный. | Индивидуальная |
Похожие публикации
© 2014-2020, Всероссийский интернет-портал «Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация» О проекте • Школьные олимпиады и интернет конкурсы для детей Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.
Источник: https://open-lesson.net/2083/