Про три вида мажора

Skip to content

Существуют три основных вида мажора. Точно так же, как и в случае с минором, это натуральный, гармонический и мелодический виды.

Рассмотрим подробнее особенности каждого из видов.

Натуральный мажор

Это простейшая гамма, построенная по такому принципу чередования тонов и полутонов: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон». Всего в такой гамме восемь музыкальных ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII и снова I).

И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось. Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.

Про три вида мажора

Очень подробно технику построения гамм по этой формуле мы уже разбирали в уроке «Лад в музыке: мажор и минор» – там можно найти и примеры, и разъяснения по поводу тонов и полутонов.

Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.

Про три вида мажора

Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.

КРАТКО О ТОНАХ И ПОЛУТОНАХ

  • Напомним, что если между двумя соседними белыми клавишами фортепиано есть черная, их разделяющая, то расстояние между ними будет равняться одному целому тону (например, ФА и СОЛЬ, ЛЯ и СИ).
  • Если же разделяющей черной нет, если две белые клавиши непосредственно соприкасаются и являются ближайшими соседями друг другу, то в таком случае расстояние между ними будет равняться половине тона (таких промежутков на клавиатуре всего два – МИ-ФА и СИ-ДО).

Также полутоном является расстояние между любыми двумя ближайшими клавишами (обычно в сочетаниях – черная и белая или белая и черная). Например: ДО и ДО-ДИЕЗ или ДО-ДИЕЗ и РЕ и т.д.

Про три вида мажора

Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.

СТУПЕНИ РАССТОЯНИЕ
ПО ФОРМУЛЕ
КОРРЕКЦИЯ
I-II Тон ЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше.
II-III Тон СИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак.
III-IV Полутон ДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон.
IV-V Тон РЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее.
V-VI Тон МИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным.
VI-VII Тон ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ.
VII-I Полутон СОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально.

В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.

Про три вида мажора

Однако для того, чтобы узнать какие диезы или бемоли должны присутствовать в той или иной гамме натурального мажора, совсем не обязательно каждый раз заново выстраивать гамму по формуле.

Можно использовать таблицу уже готовых результатов – так называемый квинтовый круг тональностей, а также научиться мгновенно определять знаки в тональностях по способу, предложенному нами в уроке «Как запомнить знаки в тональностях».

Профессиональный музыкант ни на секунду не должен задумываться о том, какие знаки есть в той или иной гамме, а должен просто это знать «как дважды два» (выучить, вызубрить, освоить).

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАКОВ В МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЯХ

Вкратце напомним суть метода быстрого определения знаков в мажорных тональностях без использования формулы строения мажорной гаммы. Всегда нужно помнить правильный порядок ключевых диезов и бемолей. Порядок диезов: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Порядок бемолей: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Правило 1. Если тональность диезная, то последний диез в гамме – на одну ступень ниже, чем тоника.

Например, в тональности Си-мажор: тоника – СИ, а последний диез будет на ступень ниже, чем СИ, то есть – ЛЯ. Всего же диезов в Си мажоре будет 5: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ (говорим все по порядку, останавливаемся на «последнем» ЛЯ-ДИЕЗЕ).

Правило 2. Если тональность бемольная, то для определения знаков идем по порядку бемолей, доходим до нужной нам тоники и прибавляем еще один, следующий бемоль.

Например, в тональности Ля-бемоль мажор тоникой является звук ЛЯ-БЕМОЛЬ. Идем по порядку бемолей: СИ, МИ, ЛЯ (вот мы дошли до тоники) + захватываем следующий по порядку бемоль РЕ. Итого, в Ля-бемоль мажоре 4 бемоля: СИ МИ ЛЯ и РЕ.

Как определить, диезная тональность или бемольная? Очень просто. В названии бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль» (например, СИ-БЕМОЛЬ мажор, МИ-БЕМОЛЬ мажор, ДО-БЕМОЛЬ мажор). В названии диезных тональностей фигурируют или простые не измененные ступени, или есть слово «диез» (например, СОЛЬ мажор, МИ мажор, ФА-ДИЕЗ мажор).

Есть, правда, исключения из правил, это две мажорные тональности, которые нужно запомнить: До мажор (вообще нет ни диезов, ни бемолей) и Фа мажор (в ней один СИ-БЕМОЛЬ, хотя в названии тональности слова «бемоль» нет).

Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.

Гармонический мажор

В гармоническом мажоре, в отличие от натурального, понижается шестая ступень. Понижение происходит на полтона с помощью знака бемоль (если до понижения ступень была чистой нотой, то есть без альтерации), дубль-бемоль (если до понижения ступень и без того уже была низкой, бемольной), либо с помощью знака бекар (в том случае, если до понижения ступень была диезной нотой).

Про три вида мажора

Так, например, в гармоническом Ми-бемоль мажоре (Es-dur) кроме собственных трех бемолей (СИ, МИ, ЛЯ-БЕМОЛИ) появится еще и ДО-БЕМОЛЬ (VI пониженная ступень). В гармоническом Си-мажоре (H-dur) в результате понижения шестой ступени появится СОЛЬ-БЕКАР (в этой тональности исходная, натуральная шестая ступень – СОЛЬ-ДИЕЗ).

Про три вида мажора

Про три вида мажора

Гармоническая пониженная VI ступень в мажоре меняет структуру звукоряда гаммы, а также вызывает появление в такой разновидности лада новых увеличенных и уменьшенных интервалов. Так, например, между III и VI пониженной ступенью образуется интервал уменьшённой кварты (ум.4), которого нет в натуральном мажоре. Между VI пониженной и VII ступенями появляется интервал увеличенная секунда (ув.2).

Про три вида мажора

Кроме того, изменение всего одной ступени влияет и на образование аккордов в тональности. Так, из-за VI пониженной ступени субдоминантовое трезвучие – S53 (субдоминанта – это IV ступень, одна из главных ступеней лада) становится минорным, в то время как в натуральном мажоре оно было мажорным. Трезвучие VI ступени, бывшее в натуральном мажоре минорным, становится увеличенным (Ув.53).

Про три вида мажора

Понижение VI ступени с удовольствием применяют композиторы для того, чтобы повысить красочность музыки, создать новый колорит звучания.

Ведь неожиданный минорный аккорд в условиях мажорного лада создаёт оттенки мягкости, необычности звучания, иногда привносит восточные краски.

Самое главное, что это простое средство никогда не остается не замеченным слушателями, понижение VI ступени всегда воспринимается по-особому.

Чтобы вы сами могли оценить красоту и интересное звучание гармонического мажора, предлагаем вам прослушать пример из музыкальной литературы. Это мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Про три вида мажора

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2017/08/r-k-npr.mp3

Мелодический мажор

В мелодическом мажоре изменяются сразу две ступени – VI и VII, причем они тоже понижаются.

Однако мелодическая гамма – особенная, она, в отличие от натуральной и гармонической, – разная при движении вверх и вниз.

Итак, в мелодическом мажоре при восходящем движении нет никаких изменений, то есть играется или поётся обыкновенный натуральный мажор, и только при движении вниз понижаются VI и VII ступени.

Так, например, в мелодическом Ми-бемоль мажоре (уже знаем – три «своих» бемоля: СИ, МИ, ЛЯ) появятся еще и РЕ-БЕМОЛЬ с ДО-БЕМОЛЕМ. В мелодическом Си мажоре (пять собственных диезов: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ), в нисходящем движении будут ЛЯ-БЕКАР И СОЛЬ-БЕКАР.

Интересно, что мелодическая мажорная гамма очень напоминает по звучанию одноименный минор. Как известно, одноименные тональности (например, Си мажор и си минор, До мажор и до минор и т.д.

) различаются всего лишь тремя ступенями – III, VI и VII (в миноре – они низкие, а в мажоре – высокие).

Так вот, единственное, что различает мелодический мажор и натуральный минор, – это III ступень, VI же и VII ступени в данном случае низкие и потому совпадают.

На этой игре с мажором и минором часто бывает основан художественный эффект применения мелодического вида мажора: мы как будто бы в миноре, а оказывается – нет (своеобразная обманка)!

Повторим все еще раз

Итак, в музыке есть три вида мажора: натуральный, гармонический и мелодический.

  1. Натуральная мажорная гамма получается при такой комбинации отношений между звуками: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон».
  2. Гармонический мажор – в нем понижается шестая ступень.
  3. Мелодический мажор – при движении вверх ничего не изменяется, зато при движении вниз понижаются шестая и седьмая ступени.
Читайте также:  Виды народных танцев колоритные танцы мира

Несколько упражнений

Для закрепления предлагаем вам немного потренироваться. Задание следующее: записать и сыграть (или спеть/проговорить) звукоряды натурального, гармонического и мелодического мажора в тональностях G-dur, B-dur.

Тональность G-dur – это Соль мажор, она диезная, притом ключевой знак всего один – ФА-ДИЕЗ. В гармоническом Соль мажоре пониженная VI ступень – МИ-БЕМОЛЬ. В мелодическом Соль мажоре – при движении вниз появятся знаки ФА-БЕКАР (пониженная VII ступень) и МИ-БЕМОЛЬ (пониженная VI).

Тональность B-dur – это Си-бемоль мажор, бемольная. Ключевые знаки – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ. В гармоническом Си-бемоль мажоре – добавляем случайный знак СОЛЬ-БЕМОЛЬ (так как понизили шестую ступень). В мелодической гамме, когда идем вверх – ничего не изменяется, а когда идем вниз, проходим через ЛЯ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ (пониженные ступени, согласно правилу).

Если ориентирование в гаммах пока вызывает у вас затруднения, то первое время для самопроверки вы можете пользоваться нашей таблицей с подсказками. Со временем, все наладится, и вы будете ориентироваться в гаммах так же легко и естественно, как плавает рыба в воде.

Итак, что содержит таблица? Во-первых, слоговое и буквенное обозначение мажорной тональности (их, кстати, всего 15). Во-вторых, ключевые знаки, которые, сформируют вам первый – натуральный – вид гаммы. В третьем и четвертом столбцах показаны изменения, которые происходят в гармоническом и мелодическом видах звукорядов.

Так, согласно данной таблице, в натуральной гамме Ре мажора присутствуют только основные ключевые знаки: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Гармонический Ре мажор включает в себя вдобавок СИ-БЕМОЛЬ, мелодический Ре мажор – ДО-БЕКАР и СИ-БЕМОЛЬ.

Или ещё пример: Ля-бемоль мажор натуральный – в его гамме только четыре бемоля: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ. В гармоническом виде к ним добавится ФА-БЕМОЛЬ, а в мелодическом – и ФА-БЕМОЛЬ, и СОЛЬ-БЕМОЛЬ.

На этом пока все. До встречи в последующих уроках!

Источник: https://muz-teoretik.ru/tri-vida-mazhora-v-muzyke/

Мажорная гамма

Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.

  • Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:
  • Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
  • Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:
  • До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
  • Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:
  • До – (тон) – Ре – (тон) – Ми – (полутон) – Фа – (тон) – Соль – (тон) – Ля – (тон) – Си – (полутон) – До

Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.

В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:

Про три вида мажора

Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Ми»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Фа»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Соль»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Ля»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Си»:

Про три вида мажора

  1. Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:
  2. До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си
  3. В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
  4. Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон
  5. Или в нотах:

Про три вида мажора

Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:

Про три вида мажора

Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:

Про три вида мажора

  • Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:
  • Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:
  • Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:
  • Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:
  • Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:
  • До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль
  • В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
  • Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
  • Или в нотах:
  • Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:
  • Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.

Источник: http://ModusMusic.ru/articles/mazhornaya-gamma/

Мажор

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

Мажор – это музыкальный термин, который используется для обозначения:1) лада (чаще)2) аккорда, в данном случае термин используется в виде прилагательного

I. Лад

В первом случае речь идет о ладах во главе с тоникой на мажорном трезвучии. Если оговорок нет, по негласному общепринятому умолчанию подразумевается ионийский лад. Т.е.

если сказано: «Фа-мажор», – то подразумевается ионийский лад от звука «Фа» (с его одним бемолем при ключе). Это, по сути, дань, отдаваемая европейской традиции в музыкальной культуре.

По факту мажорных ладов, разумеется, намного больше одного. Это:

а) Мажорные лады народной музыки:

  • 1) Ионийский (нечто вроде эталонного лада)Пример 1.
  • 2) Лидийский – с IV повышенной ступенью (от эталонного)
  • 3) Миксолидийский – с VII пониженной ступенью (от эталонного)

Пример 2.Пример 3.

б) Мажорные гармонические лады (также называемые «восточными»)

  1. 4) Гармонический – с VI пониженной ступенью (от эталонного)Пример 4.
  2. 5) Дважды гармонический (правильнее сказать: мажор с двумя увеличенными секундами) – со II и VI пониженными ступенями (от эталонного). Также часто называется цыгансикм мажором

Пример 5.

в) Нетрадиционные мажорные лады народной музыки

6) Гуральский лад – с VI пониженной при VII пониженной ступенями (от эталонного). Выкристаллизовался в фольклоре Карпат, в частности Подгальского региона Польши (прежде всего, гуральского фольклора). Пример 6.

  • 7) Балканский мажор (весьма частный случай, термина такого нет, а произведения встречаются); его звукоряд с опорой на До-мажорное трезвучие таков: C,D#,E,F#,G,A,Bb; отличается от эталонного повышенными II, IV при пониженной VII ступени
  • Все эти лады централизуются вокруг мажорного трезвучия (разумеется, I ступени). Имеется еще один вид мажорного лада:

Пример 7.

8) Блюзовый мажор – это минорный лад (с опоророй на блюзовую пентатонику) на мажорном тоническом аккорде; созвучие противоречивое (в блюзе на мажорной гармонии задействуются звукоряды из одноименных миноров).

Теоретически вся конструкция считается мажорной, т.к. внизу лежит мажорный аккорд (нижний аккорд психически, акустически и теоретически считается определяющим основную функцию и краску всей вертикали).

Главное отличие от эталонного ионийского лада: низкие (пониженные) III и VII ступени.Пример 8.

II. Мажорный аккорд

Мажорное трезвучие или любое из его обращений принято считать мажорным аккордом.Пример 9.

Также любой более сложный аккорд, в основании которого лежит мажорное трезвучие также называется мажорным* [1].

Например: 1) большой мажорный септаккорд, малый мажорный септаккорд, большой мажорный септаккорд с ноной, малый мажорный септаккорд с секстой и т.д.

*[1] В джазе дела обстоят несколько сложнее, и в основании сложного мажорного аккорда вместо трезвучия могут находиться: терцовый тон, септима, тритон, минорный аккорд, квартовый аккорд. При этом прилагательное «мажорный» все равно используется в терминологии его обозначения.

Пример 10.

Примеры в стадии набора…

Прошлые записи по данной теме

Мажор – лад, терция от тоники которого имеет интервальный состав в 2 тона (большая терция).

Мажоры бывают различных видов, из базового начального курса стоит выделить натуральный, гармонический (VI пониженная ступень) и дважды гармонический (II и VI пониженные ступени). В отличие от минора (подразумевается мелодический минор) все мажоры исполняются одинаково и вверх, и вниз.

Натуральный мажор

Про три вида мажора Про три вида мажора Про три вида мажора

  1. Мажорные натуральные лады
  2. Также более других употребляются мажоры, соответствующие ладам: лидийский и миксолидийский.
  3. Про три вида мажораПро три вида мажора
  4. Гармонический мажор

не относится к разряду натуральных звукорядов, имеет интервал увеличенную секунду (ув.2) на VI пониженной (гармонической) ступени.

Про три вида мажора

Про три вида мажораПро три вида мажора

Дважды гармонический мажор

содержит две увеличенные секунды, и также не относится к разряду диатонических звукорядов. От натурального мажора его отличают пониженные II и VI ступени.

Про три вида мажора Про три вида мажора

Гармонический и дважды гармонический мажор применяется в музыке для создания особого национального (восточного) колорита, а также в определенном контексте как лад, содержащий болгарские, венгерские, молдавские, азербайджанские, дагестанские интонации.

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/major

Урок №7 (ТЕМА №1.7 Виды мажорных ладов)

  1. Знать названия и определения видов мажорного лада.

Один из них вы изучили и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад, а значит и характер музыки (ведь лад это в первую очередь основной характер музыки).

Т.е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и вместо полутона построить тон? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Осталось совсем чуть-чуть, но для того чтобы разобраться во всех остальных ладах. Нужно выучить все мажорные тональности.

Перед вами музыкальная “таблица умножения”. Не нужно хитрить и придумывать различные методики – это нужно просто выучить. 15 тональностей и всё. Без этого дальше мы не двинемся. Распечатайте и учите, играйте на инструменте, при игре произносите ноты вслух.

Про три вида мажораПро три вида мажора

Привет музыкант! Если ты всё выучил, то идём дальше.

Существуют три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический.

С натуральным мы уже разобрались.НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется (тон-тон-полутон- 3 тона- полутон).ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз понижается шестая ступень на полтона.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх как натуральный вид, а при движение вниз понижается шестая и седьмая ступени на пол тона.

Гармонический вид мажора

Про три вида мажораПро три вида мажора

В До-мажоре появился Ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В Соль-мажоре появился знак Ми-бемоль, а в Фа-мажоре – Ре-бемоль.

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

Гармонический До-мажор:

В Гармоническом виде можно услышать восточное звучание. Данный вид используют повсеместно, во всём мире. Возможно впредь вы будете замечать в музыке шестую пониженную ступень.

Гармонический мажор в деле – мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Читайте также:  Новгородский цикл былин

Про три вида мажора

Мелодический вид мажора

Про три вида мажора

В мелодическом До-мажоре в нисходящем движении появляются два бемоля – Си-бемоль и Ля-бемоль. В Соль-мажоре мелодического вида сначала отменяется Фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой Ми (понижается шестая ступень). В мелодическом Фа-мажоре появляются два бемоля: Ми-бемоль и Ре-бемоль.

В Мелодическом виде звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже, и как правило для смены тональности (звучит очень красиво).

В применении разберёмся позже, как подтянем технику игры на инструменте, но знать нужно уже сейчас.

Про три вида мажора

Мелодический До-мажор

Проверка:

  1. Дать определение гармоническому виду мажора
    Ответ:

    Это вид мажора у которого при движении вверх и вниз все ступени соответствуют натуральному виду мажора, но VI ступень понижена на полтона.

  2. Дать определение мелодическому виду мажора
    Ответ:

    Это вид мажора, у которого при движении вверх все ступени соответствуют натуральному виду мажора, а при движении вниз понижается VI и VII ступени вниз на полтона.

  3. Определить тональность и вид
    Ответ:

    Ми мажор гармонический

  4. Найдите ошибку и определите вид
    Ответ:

    Ми бемоль мажор мелодический

  5. Определить вид
    Ответ:

    До мажор гармонический

Источник: https://viaandrock.ru/1-2-3-izuchenie-not-i-klyuchej/

Виды мажорных гамм

Про три вида мажора

В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в “обычную” знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор – она совсем не содержит ключевых знаков. Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят “при ключе столько-то знаков”, знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное. Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака – от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону. Что это значит? Например, в до-мажоре нет никаких ключевых знаков, и чтобы получить из него до-минор мы должны понизить три ступени си, ми и ля, то есть добавить три ключевых знака в бемольную сторону. Если же у нас исходная минорная тональность, то мы можем сделать из нее мажор, уже добавив три диеза при ключе. Рассмотрим на примере ля-минора – повысив звуки фа, до и соль на полтона при ключе получается тональность ля-мажор.

Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор – очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.

Про три вида мажора

Это “обычный” вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает “неизменный” то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.

Но натуральный вид это еще не все, бывает ещё минимум две разновидности мажорных гамм, первая получается понижением шестой ступени натурального до-мажора.

Про три вида мажора

Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в “обычной” до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же гармонический мажор).

Работает это так – если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота “фа”), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона.

Мы его понижаем не просто так, а потому что ля – это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора – гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.

Но не только на аккорд фа-мажор в до-мажорной гармонии влияет пониженная шестая ступень, также мы субдоминанту можем построить от второй ступени.

Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора – это пятая ступень).

Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный. Получается, мы полууменьшенный аккорд можем брать и на второй ступени при до-мажорной тонике, просто понизив ноту ля в аккорде ре-минор септ.

Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту “ля” в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой.

Заменив чистую “ля” на “ля” из гармонического до-мажора, то есть ля-бемоль, мы получаем си-уменьшенный аккорд. Таким образом, роль доминанты на седьмой ступени может выполнять как полууменьшенный, так и уменьшенный аккорды.

При этом последний звучит более напряженно и применяется в зависимости от того, что вы хотите сделать в гармонии, то есть от контекста.

Мелодический, является третьим видом мажора. Для его получения нам необходимо в мажоре натуральном понизить на полтона 6-ую и 7-ую ступени.

Про три вида мажора

Мелодический мажор, почему-то, очень редко применяется композиторами. Использовать же его можно по аналогии со вторым видом. То есть находим седьмую ступень главной тональности (в случае с нашим до-мажором нота си), и понижаем её в аккорде какой-то группы.

Рассмотрим на примере соль-семь – этот аккорд, если вы помните, выполняет функцию доминанты при до-мажорной тонике.

Нота “си” там третья ступень, а она “отвечает” за мажорность-минорность звучания, поэтому понизив её, соль-мажорный доминантсепт аккорд превращается в соль-минор септ.

Не забывайте, что со сменой аккорда меняется еще и мелодическая линия, обыгрывающая его и в ней поэтому также надо изменить тот звук, который мы понизили в аккорде. Как видно, ноты гармонического и мелодического мажора используются для построения мелодических линий.

Итак, мы рассмотрели три мажорные гаммы и каждую из них можно использовать в своих целях, возможно для построения мелодии или с целью расширить свои гармонические возможности.

Под гармоническими возможностями мы подразумеваем замены каких-то аккордов, развивающих основную тональность (субдоминант, доминант) на их другие варианты, что мы выше уже показали.

Кстати, замена аккорда, когда его основной тон не меняется носит название примовой замены (например, когда фа-мажор мы заменяли на фа-минор, полууменьшенный на уменьшенный и т.д.).

Есть еще один интересный вид мажора – дважды гармонический (или по-другому арабский). Чтобы построить арабский до-мажор необходимо в натуральном понизить 6-ую и 2-ую ступени, сделайте это и наслаждайтесь звуками, прямиком из какой-нибудь восточной сказки.

Про три вида мажора

Использовать его можно для создания колоритных мелодий, привнесения специфического звучания в свою музыку.

Итак, мажорные гаммы обычно подразделяют на три вида и каждый из них вносит как в мелодию так и в гармонию свой смысл.

Источник: https://gorstorehov.com/page/vidi-mazhornih-gamm

Гармонический мажор – Теория музыки

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие еще существуют популярные звуковые ряды, которые могут придать музыке особенный характер?

Вы изучили мажорный лад и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад. Т.е.

как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и использовать вместо, например, большой секунды — малую? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно.

Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Итак, начнём:

Гармонический мажор

Мажорный лад, у которого понижена VI ступень, называют гармоническим. Заметьте, что VII ступень остаётся на своём месте, что автоматически увеличивает интервал между ступенями VI и VII (это и логично: если Вася, находящийся между Катей и Машей, идёт к Маше, он одновременно уходит от Кати).

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

На рисунке ниже изображён гармонический До-мажор:

Про три вида мажора

Рисунок 1. Гармонический До-мажор

Прослушайте этот пример. Вы услышите, что понижения одной ступени вполне достаточно для заметного отличия от мажорного лада. Пониженные ступени мы выделили красным цветом (ля-бемоль). Тяготение VI ступени к V ступени хорошо слышно во втором такте, т.к. ноты идут друг за другом. Постарайтесь услышать это тяготение.

Вообще, статьи раздела «Теория аккордов» нужно пытаться понять на слух, обязательно изучая звуковые примеры. Если в разделе «Нотное письмо» всё-таки надо что-то запоминать, понимать головой, то сейчас уже нужно именно слышать то, что мы разбираем.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем прослушивать прилагаемые звуковые примеры. В момент написания статьи, на сайте были выложены примеры в формате mid.

Для лучшего звучания мы планируем всё-таки использовать настоящие звуки, что и сделаем в ближайшее время.

Отвлеклись немного, возвращаемся к гармоническому мажору. Рассмотрим используемые интервалы: все интервалы представляют собой секунды. Порядок следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м2. Изменившиеся интервалы мы выделили жирным шрифтом.

Мелодический мажор

При движении вверх эта разновидность звучит, как натуральный мажор, а вот при движении вниз понижены две ступени: VI и VII. Звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже.

Так выглядит мелодический До-мажор:

Про три вида мажора

Рисунок 2. Мелодический До-мажор

Пониженные ступени мы выделили красным цветом. Послушайте, постарайтесь уловить минорный оттенок в звучании звукового фрагмента. Обратите внимание на уверенное движение мелодии вниз к тонике.

Итоги

Вы познакомились с двумя видами мажорного лада: гармонический мажор и мелодический мажор. Если на слух не уловили нюансы звучания, не расстраивайтесь — это придёт со временем.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?Itemid=231&id=31&lang=ru&option=com_content&view=article

Тема 6. виды мажора и минора

  • Существует два основных лада: Мажор и минор.
  • Минор – мягкий лад, на 1 ступени которого строится интервал м3
  • Есть 3 вида минора:
  • Натуральный – звуки в гамме не изменяются
  • Гармонический – при движении гаммы вверх и вниз повышается на пол тона VII ступень.
  • Мелодический – при движении гаммы вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз звучит и играется, пишется натуральный.
Читайте также:  Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка?

Про три вида мажора

 Мажор – твердый, яркий лад.

Есть 3 вида Мажора (как и минора). Мы знаем натуральный Мажор-звуки не меняются и Гармонический Мажор- при движении гаммы вверх и вниз понижается на пол тона VI ступень. Существует еще мелодический Мажор.

Про три вида мажора

Тональность (гамма) – это порядок расположения ступеней. В любой гамме 7 ступеней (нот). От любого звука можно построить гамму, зная порядок расположения тонов и полутонов между звуками.

Мажорная гамма: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Минорная гамма: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон

Название каждой тональности (гаммы) состоит из тоники (ноты, с которой начинается гамма) и лада (мажор или минор). Например, Фа Мажор, ми минор, до- диез минор и т.д.

В каждой тональности (гамме) свои знаки при ключе!

Параллельные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые знаки. Расстояние между тониками параллельных тональностей 3 ступени или малая терция (1,5 тона). Всегда в этой паре Мажорная гамма вверху, минорная- внизу.

Чтобы найти параллельную минорную тональности для Мажорной тональности, нужно отсчитать от Тоники Мажора 3 ступени вниз. И наоборот, чтобы найти параллельную Мажорную тональность для минорной тональности, нужно отсчитать от Тоники минора 3 ступени вверх.

  1. Например, Соль Мажор – ми минор (ключевой знак фа-диез)
  2. Ре Мажор – си минор (при ключе фа-диез, до-диез)
  3. Фа Мажор – ре минор (при ключе си-бемоль)
  4. В каждой тональности (гамме) есть устойчивые и неустойчивые ступени.
  5. Устойчивые: I-III-V (из них состоит тоническое трезвучие Т5/3)
  6. Неустойчивые: II-IV-VI-VII
  7. Вводные ступени – это ступени (ноты), которые вводят в тонику:
  8.  сверху II ступень, снизу VII ступень.
  9. Главные ступени – это ступени в тональности(гамме), на которых строятся Главные трезвучия:
  10. I ступень – Тоника , тоническое трезвучие (Т5/3)
  11. IV ступень – субдоминанта , субдоминантовое трезвучие (S 5/3)
  12. V ступень – доминанта, доминантовое трезвучие (Д 5/3)

Одноименные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковая Тоника, но разные знаки. Например, Соль Мажор – соль минор, До Мажор – до минор.

Источник: https://studopedia.net/4_43404_tema–vidi-mazhora-i-minora.html

Ответы@Mail.Ru: Виды мажора и минора

минор натуральный, гармонический и мелодический. а мажор мы ещё не проходили …

Ну минор может быть натуральным, гармоническим и мелодическим, а вот мажор имеет такие же подгруппы, но в стравнении с минором у него ступени понижаются, мне так объясняли

мажор и минор бывают – натуральный.. гармонический.. мелодический в гармоническом мажоре понижается 6 ступень.. в мелодическом 6 и 7 ступени. а в гармоническом миноре повышается 7 ступень, в мелодическом 6 и 7 ступени.

Я рассуждаю проще. С точки зрения аккордов. tsd – составляющие ступени натурального минора. tsD – гармонического минора. tSD – мелодического минора. TSD – натурального мажора. TsD – гармонического мажора. Проще не бывает. Сам придумал. С ув. Н. И.

Вы ещё ребятки забыли такие Лады как фригийский, дорийский, мексолидийский, пентатоника и 2 гармонический

А ещё вы забыли что есть вид мажора и минора похожий на дважды гармонический, но только нижние тетрахорды имеют сходство с дважды гармоническим ладом, а верхние тетрахорды имеют сходство с мелодическим ладом. Проще говоря – это дважды гармонические мажор и минор, но только мелодизированные.

Это выглядит так: до, ре-бемоль, ми, фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до (мажор); ля, си, до, ре-диез, ми, фа-диез, соль-диез, ля (минор).

Верхние тетрахорды мажорных и минорных гамм можно не только мелодизировать, но и натурализировать и получится то же самое что и натуральный мажор и минор, с той разницей, что в до мажоре будет понижена только вторая ступень, а в ля миноре повышена только четвёртая ступень.

Эти гаммы скорей всего можно употреблять только в виде соло или употреблять фрагментами, скрещивая их с другими гаммами, так как в чистом виде употребить их в качестве лада (то есть составить песню, музыкальный аккомпанемент) невозможно.

Что же касается Дорийского, Фригийского, Лидийского, Миксолидийского и Локрийского ладов (или гамм), то они имеют не оконченное (незавершённое) звучание, особенно Локрийская гамма, так как в её основе уменьшенное трезвучие.

А в основе любой музыки либо мажорное трезвучие, либо минорное трезвучие, в крайнем случае мажорное четырёхзвучие (то есть малый мажорный септаккорд). Поэтому Локрийский лад в полном виде не употребляется а только фрагментами или путём скрещивания с другими ладами.

Все эти народные лады (Дорийский, Миксолидийский и так далее) по сути являются теми же натуральными мажором и минором, так как формула построения этих ладов одинакова (тон, тон, полутон, три тона, полутон), только разная последовательность звуков и тоники от других ступеней. Есть мысль такая. Если скрестить некоторые виды пентатоник между собой то получатся такие вот семиступенные гаммы: 1) до, ми-бемоль, ми, фа, соль, си-бемоль, си, до; 2) до, ми-бемоль, ми, фа, соль, ля-бемоль, ля, до; 3) до, ре, ми-бемоль, ми, соль, си-бемоль, си, до; 4) до, ре, ми-бемоль, ми, соль, ля-бемоль, ля, до.
Если тетрахорды из разных гамм верхние и нижние совмещать между собой – то получатся новые гаммы.

если по ступеням разбивать то на первой 6 ладов (мажорного наклонения – эонийский, мексолидийский, лидийский; минорного наклонения – дорийский, фригийский, эолийский), а вот каждый из них уже делится на натуральный, гармонический, мелодический. P.S. Надеюсь ничего не перепутал)

Спасибо! Просто и понятно! Всех благ!

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/83261692

Натуральный мажор – это… Что такое Натуральный мажор?

  • Натуральный звукоряд — (от лат. natura  природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд  звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов. Содержание 1 Характеристика …   Википедия
  • мажор — (минор) термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – напр. может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми бемоль), т.е. мажорный интервал на… …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
  • Мелодический мажор — Мелодический мажор (  мелодический До мажор) один из видов мажорного музыкального лада. Основным видом мажора является натуральный мажор, существуют также мелодический мажор (отличаетс …   Википедия
  • Гармонический мажор — Гармонический До мажор …   Википедия
  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия
  • Диатоника — (от греч. diatonikós, буквально растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá через, вдоль и tónos тон)         семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны Средневековые лады,… …   Большая советская энциклопедия
  • Натуральные лады —         термин, обозначающий группу 7 ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н …   Музыкальная энциклопедия
  • Натуральные лады —         в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… …   Большая советская энциклопедия
  • Диатоника —         (от греч. dia через, вдоль и tonos тон (целый тон), букв. идущая по тонам) семизвуковая система, все звуки к рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др. греч. диатонич. тетрахорде: е1… …   Музыкальная энциклопедия
  • Турецкая музыка —         Турецкая муз. культура имеет многовековую историю. На протяжении неск. столетий параллельно развивались муз. фольклор (т. е. собственно нар. творчество) и нар. проф. музыка устной традиции (т. н. традиционная, или классическая),… …   Музыкальная энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1056715

§ 41. Гармонический и мелодический виды мажора

Мажорный лад имеет
три основных вида: натуральный,
гармонический и мелодический.

Как известно, гамма
натурального мажора состоит из двух
тетрахордов, внутренняя структура
которых имеет важное значение: так,
нижний тетрахорд определяет само ладовое
наклонение (мажорное или минорное), а
верхний — вид лада.

Для гармонического
вида мажорного лада характерно введение
ладовой альтерации, понижающей VI
ступень на полтона и, следовательно,
обостряющей ее нисходящее тяготение к
V
ступени.

Таким образом, интервальная
структура верхнего тетрахорда меняется:
на VI
пониженной ступени (которой в данном
случае придается дополнительное
обозначение — буква «г», что значит
«гармоническая») возникает хроматический
интервал увеличенной секунды, характерный
именно для этого вида* [Гармонические
и мелодические виды мажора и минора
обычно относят к так называемой условной
диатонике, поскольку они имеют много
общего с собственно диатоническими
ладами — натуральным мажором и
натуральным минором. Однако, в отличие
от последних, в них содержатся увеличенные
секунды и другие характерные интервалы,
не встречающиеся в «чистой» диатонике,
в силу чего полностью отнести эти ладовые
разновидности к диатонике нельзя.]

Итак, мажорный
лад с пониженной
VI
ступенью называется гармоническим
мажором.

104 Cdur
(гармонический)

Гармонический
мажор довольно широко распространен в
музыке ряда восточных народностей
(например, в Армении, Иране и других
странах). Он также нередко используется
и в профессиональной музыке, в частности
в целях своеобразной стилизации, а
именно — для создания ориентального,
«восточного» колорита:

105 Н. Р.
-Корсаков. Оп. «Золотой петушок»

106 М. Ипполитов-Иванов. Тюркские фрагменты

107 А. Хачатурян. Детский альбом, № 9

  • Мелодическим
    называется
    мажор с
    пониженными
    VI
    и
    VII
    ступенями лада
    .
  • Нижний тетрахорд
    остается неизменным (как в натуральном
    и гармоническом видах мажора), а структура
    верхнего меняется, являясь при этом как
    бы зеркальным отражением нижнего
    тетрахорда:
  • 1 + 1+ 1/2
    + 1 + 1/2 + 1 + 1
  • à ß
  • В целом же строение
    гаммы мелодического мажора, к обозначению
    VII
    ступени которого добавляется справа
    сверху буква «м» (что значит «мелодическая»),
    таково:
  • 108 Cdur
    (мелодический)

б.2 б.2 м.2 б.2 м.2 VI б.2 VII б.2

  1. Характерной
    особенностью мелодического мажора
    является отсутствие в нем на VII
    ступени напряженного восходящего
    вводного тона, отчего острота тяготения
    к тонике заметно ослабляется.
  2. Звукоряды гамм
    гармонического и мелодического мажора
    строятся одинаково как в восходящем,
    так и в нисходящем движении (последнее
    для мелодического мажора является
    гораздо более типичным).
  3. Поскольку
    гармонический и мелодический виды
    мажора, являясь средствами ладового
    колорита, возникают в произведениях,
    как правило, эпизодически, то необходимые
    для понижения VI
    и VII
    ступеней дополнительные знаки альтерации
    пишутся прямо в тексте при соответствующих
    нотах, а при ключе не выставляются (они
    относятся к так называемым неключевым
    знакам альтерации):

Источник: https://studfile.net/preview/5813950/page:30/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector