Необыкновенные музыкальные способности

Необыкновенные музыкальные способности

«Угадай мелодию» для новорожденных

Музыкальные способности новорожденных не ограничиваются выявлением ритма и включают различение звуков по таким их свойствам, как громкость, длительность и высота.

Более того, младенцы способны различать высотные контуры, что равносильно распознаванию двух мелодий, и они используют эту информацию, слушая речь.

Тьери Наззи и коллеги исследовали умение французских новорожденных различать два списка японских слов, которые отличались только по высотному контуру — восходящему или нисходящему.

В этих целях они использовали естественное умение новорожденных сосать: младенцам дали специальную соску, которая измеряла каждое посасывание, отмечая его силу и время.

В начале эксперимента малышей было 121, но, как часто бывает при изучении подобных крох, часть из них «выбыли»: 34 заснули (как трогательно!), 15 отказались от специальной соски, 17 совершили проступок в виде «нерегулярного или недостаточного сосания», а 15 не освоились в условиях исследования. Итак, осталось 40 младенцев, готовых и способных участвовать.

Для этих 40 крох в течение нескольких минут воспроизводился один из двух списков слов; в одном списке тон произношения повышался, в другом — понижался. Во время ознакомления ребенок привыкал к звуку, и его темп сосания становился равномерным.

Затем половине младенцев — экспериментальной — воспроизводили второй список, а другая половина — контрольная группа — продолжала слышать тот же список, что и раньше. Предполагалось, что если младенцы способны различать изменения высотного контура, то они будут сосать интенсивнее, восприняв новый звук и заинтересовавшись им.

 Ожидалось, что малыши из контрольной группы, которые слышали один и тот же звук, будут продолжать сосать в постоянном темпе. Именно это и произошло. Младенцы в экспериментальной группе явно заметили изменение в высотном контуре японской речи, в мелодическом рисунке слов, прежде чем вернулись к знакомому темпу сосания.

Что важно, все дети были из франкоязычных семей; это почти исключило возможность реакций, вызванных предыдущими контактами с японским языком. Исследование показало способность новорожденных не только замечать различия в высотном контуре, но и делать это в незнакомой речи; это наводит на мысли о гибкой системе усвоения звуков, способной потенциально сформировать важное основание для развития речи ребенка.

Необыкновенные музыкальные способности

Умнеют ли дети благодаря Моцарту

Вопрос связи музыки и интеллекта также важен в практическом смысле, поскольку ребенок начинает проявлять активный интерес к взаимодействию с мелодиями: танцам, пению и игре на инструментах. На этом этапе родители, наверное, начинают размышлять — записать чадо в музыкальный кружок, на занятия музыкой или проще потратиться на аудио плеер.

Может, купить несколько CD с произведениями Моцарта? Давайте задержимся на этой мысли и рассмотрим имеющиеся данные. Один из друзей недавно рассказал, что начал включать CD с записью Моцарта маленькой дочке, чтобы она засыпала под эту музыку, — ради эффекта Моцарта.

Он надеется, что прослушивание подобной музыки повысит уровень интеллекта ребенка; эта идея уверенно завоевала себе место среди легенд популярной психологии. Когда я представляюсь музыкальным психологом, часто в первую очередь спрашивают именно об эффекте Моцарта.

У этого термина есть «своя» страница в «Википедии», а вокруг самой гипотезы — что определенный вид музыки полезен для IQ — возникла целая отрасль. Однако взвешенное изучение литературы показывает, что картина не такая радужная.

Профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении

Все это началось в 1993 году, причем довольно невинно, когда в журнале Nature была опубликована одностраничная работа авторства Фрэнсис Раушер и др.

Они провели эксперимент, в ходе которого американские студенты университета либо 10 минут слушали сонату Моцарта ре мажор для двух фортепиано (K 448), либо слушали инструкции по расслаблению, либо сидели в тишине.

Затем исследователи попросили студентов выполнить тест на пространственно-временное мышление.

Задания такого типа (анализ определенных фигур из бумаги, поиск недостающих деталей или анализ конфигураций) требуют, чтобы испытуемый мысленно представлял различные фигуры и их возможное взаимодействие. Ученые обнаружили, что показанные в тесте результаты были значительно выше только после прослушивания произведения Моцарта: IQ участников повышался на восемь-девять баллов.

Затем исследователи провели еще один эксперимент, получив аналогичные результаты, но не обнаружили повышения IQ после того, как участники 10 минут слушали произведения Филипа Гласса, британскую музыку в стиле транс, инструкции по расслаблению или аудиокнигу.

Эффект Моцарта казался очень увлекательной и важной находкой, наводившей на мысль, что определенный тип мелодий, возможно, оказывает благотворный эффект на наши мыслительные способности.

В чем может заключаться его механизм? Раушер и коллеги предположили, что прослушивание музыки Моцарта усиливает возбуждение нейронов в той области мозга, которая также способствует выполнению пространственно-временных задач.

Все это казалось настолько здорово, что даже не верилось: найдено простое решение (слушать музыку) сложной проблемы (улучшать умственные способности). И конечно, на самом деле все оказалось не так. […]

Необыкновенные музыкальные способности

Движения

Если вы играете на музыкальном инструменте или поете, для оптимального исполнения приходится вырабатывать и оттачивать сложные навыки управления движениями.

Лучшие профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении; это изумительное достижение для пальцев.

Наличие таких невероятных способностей не проходит бесследно для строения мозга.

У людей, выработавших улучшенные двигательные навыки, обычно есть измеримые различия в части мозга, представляющей тело и движения. Она расположена примерно между макушкой и стволом мозга, включает в себя соматосенсорную кору и двигательную кору, находящиеся рядом и тесно сотрудничающие.

Двигательная зона отвечает за планирование и совершение движений, а соматосенсорная реагирует на информацию об осязательных ощущениях, включая боль, а также на проприоцепцию — наше представление о расположении тела в пространстве.

В соматосенсорной и двигательной зонах отражена логическая, вытянутая карта тела: каждая часть тела представлена в разной степени, в зависимости от важности точного управления и регулярности использования.

Визуальное воплощение карты выглядит странно: так называемый кортикальный гомункул; представьте человека с массивными кистями рук, стопами, губами и языком, но крошечными животом, спиной, ушами и шеей.

Большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения

Конечно, эта карта тела у всех отличается, мы по-разному используем свое тело; к тому же на протяжении жизни в карте происходят значительные изменения в ответ на инсульт или травму мозга или тела.

Но, несмотря на это разнообразие, все равно заметны общие различия между картами тела у музыкантов и всех остальных.

У музыкантов-клавишников проявляется повышенная тактильная чувствительность кистей рук; они также лучше выполняют задачи, требующие приобретения новых двигательных навыков, особенно если начали учиться музыке в детстве. Этим качествам соответствуют отличия на мозговой карте их тела.

Кэтрин Эмантс и коллеги с помощью МРТ измерили ту часть двигательной коры, где представлены кисти. В ее структуре у немузыкантов оказалось больше асимметрии: слева она заметнее. Такого соотношения стоило ожидать у праворуких, так как тело представлено в мозгу перевернутым: правая рука — с левой стороны мозга, и наоборот.

А у клавишников структура была намного симметричнее, что отражает гораздо большее представительство обеих рук в мозгу. Это особенно относилось к людям, с детства начавшим заниматься музыкой. В более свежих исследованиях также был обнаружен четко выраженный рисунок в виде греческой буквы омега (ω) на моторной коре музыкантов.

Поразительно, что аналогичные результаты выявили невооруженным глазом — настолько явными были различия.

Необыкновенные музыкальные способности

Типы фальшивого пения

Амузию часто называют отсутствием музыкального слуха, но давай-те разберемся в этом понятии. У каждого из нас есть друг, коллега или родственник, ярко воплощающий поговорку «медведь на ухо наступил»; его пение вызывает искреннюю тревогу, и чтобы сберечь здоровье окружающих, его нельзя подпускать к караоке. Но у большинства таких людей нет амузии; в основном они просто не умеют петь.

Лучшей иллюстрацией этого стало исследование канадки Лолы Кадди, проведенное в Университете Квинс. Кадди и ее коллеги спросили у студентов, кто считает себя лишенным музыкального слуха; подняли руки 17 процентов из 2000 человек. Затем исследователи протестировали 200 из этих студентов на амузию (см.

 описание ниже): лишь у небольшой группы из этих якобы «не имеющих музыкального слуха» людей были настоящие трудности с обработкой музыки. У преобладающего большинства тех, кто считал себя «немузыкальным», на самом деле был нормальный музыкальный слух, просто они не очень интересовались музыкой и считали, что не умеют петь.

Почти каждый мой знакомый, уверенный в отсутствии у себя музыкального слуха, упорно думает, что не умеет петь, — обычно из-за суровых оценок школьного учителя, руководителя хора или друзей и родных.

Карен Уайз и Джон Слобода изучили взрослых британцев, считавших, что им медведь на ухо наступил, и обнаружили: хотя участникам действительно было трудновато петь, главной их проблемой была недостаточная уверенность в себе. Они лучше пели под аккомпанемент, и в результате авторы предположили, что их трудности нельзя назвать непреодолимыми.

Им и большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения. Для сравнения, обучение пению людей с амузией привело к сравнительно меньшим улучшениям, а в большинстве случаев тяжелой амузии почти не повлияло на трудность в обработке музыки.

В общем, если человек говорит: «Мое пение звучит ужасно», вряд ли он лишен музыкального слуха; если он так говорит — значит слышит свои ошибки. А человек с амузией скажет: «Друзья и родные думают, что я пою ужасно, но я не знаю, правда ли это».

Необыкновенные музыкальные способности

Музыка и психическое благополучие взрослых

Учитывая положительное воздействие музыкотерапии и музыкальной медицины на организм, неудивительно, что они также обладают потенциалом влияния на психическое здоровье и благополучие.

В недавнем обзоре последних 20 лет исследований в этой области сообщается, что музыкотерапия, в особенности активное музицирование, может использоваться как дополнительный метод при лечении депрессии, шизофрении и слабоумия, а также проблем возбуждения, тревоги, бессонницы и злоупотребления психоактивными веществами.

Всего нескольких сеансов может оказаться достаточно, чтобы увидеть небольшое измеримое воздействие на симптомы, хотя результаты лучше при большем количестве сеансов (16–51); эти данные предполагают, что, возможно, чем больше лечебных сеансов, тем лучше.

Завершая обзор этой обширной темы, я коснусь трех определенных областей музыки и психического благополучия.

Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, отражением и тенью

Музыке приписываются многие виды влияния, причем часто они за-висят от личных особенностей человека. Когда принимается решение, какая музыка для благополучия эффективнее, персонализация тоже крайне важна; не существует одного жанра или стиля музыки, который идеально подходил бы всем.

Это напоминает об использовании музыки в качестве витамина, против чего так мудро предостерегал Джон Слобода. Хорошая реакция и положительные результаты от музыкотерапии или музыкальной медицины у любого человека зависят от того, какую музыку он любит.

Это становится еще яснее, если увидеть результаты отсутствия персонального подхода, когда исследователи с благими намерениями выбирают музыку некоего общего характера: оказывается, что такая «уравниловка» только ухудшает ситуацию.

В одном случае классическую музыку включали в помещении общего пользования дома-интерната для страдающих слабоумием.

Было обнаружено, что расстройства поведения существенно ухудшались во время этих музыкальных пауз, а многие пациенты требовали, чтобы музыку убрали.

С какими бы благими намерениями ни проводились подобные исследования, они свидетельствуют, что выбор музыки должен определяться потребностями, симпатиями, антипатиями и желаниями пациента.

Исследования музыкальной психологии позволяют лучше понять, как мозг и тело реагируют на музыку во время лечения и ухода, и дают возможность врачам и другому медперсоналу оптимизировать ее использование. Музыка не волшебная таблетка и не безотказный способ избавления от невзгод.

Но она способна стать важным и гибким средством, с помощью которого можно общаться, получать поддержку, находить утешение и вдохновение. Вы приобрели множество музыкальных навыков, интерпретаций и воспоминаний, которые есть только у вас; второй такой музыкальной личности никогда не будет, сколько бы ни существовало человечество.

Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, вашим отражением и тенью. Действительно, вы на самом деле и есть музыка.

Читайте также:  Как создать музыкальную группу?

Иконки: 1) Aha-Soft, 2) -, 3) Raz Cohen, 4) Cenk ÇAKMAK, 5) Daouna Jeong — from the Noun Project.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/11939-muzika-eto-mi

«Музыкальные способности и их классификация»

Реферат: «Музыкальные способности и их классификация».

Подготовила: учитель музыки «МКОУ СОШ №1 ст. Преградная» Чернега А. В.

В условиях современного общества одной из актуальных проблем является развитие музыкальных способностей у младших школьников.

Актуальность исследования проблемы состоит в том, что в современном обществе наблюдается катастрофическое падение уровня музыкальной культуры современной молодежи.

Причины этому могут быть различными, но самая основная — негативное влияние на ребенка современной музыкальной среды. Её основой является примитивность ладовой организации и ритмической структуры.

Также негативную роль сыграло то, что в школах уделяется достаточно мало времени посещению детьми учреждений культуры: филармонии, концертных залов, театров. Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала ученика, формирование личности способной к самоопределению и самосовершенствованию.

Необыкновенные музыкальные способности

Классик отечественной психологии Б. М.

Теплов определил: «Музыкальные способности — индиви-дуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочи-нение музыки, обучаемость в области музыки.

В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся «музыкаль-ные способности называют музыкальной одарённостью».

В структуре музыкальных способностей выделяют общие и специальные способности. Музыкаль-ные способности относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных за-нятий и определяются самой природой музыки как таковой.

В их основе, как в основе способно-стей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действи-тельность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность. 

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы:

  • 1) технические (игре на данном инструменте или пение);
  • 2) слуховые (музыкальный слух).
  • В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Однако в основе музыкальных склонностей, по мнению К. Спинора, лежат сенсорные музыкаль-ные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б. М. Теп-лова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнёс те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковы-сотного и ритмического движения, — музыкальный слух и чувство ритма.

При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента — перцептивный, связанный с восприятием мелодического дви-жения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии).

Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до настоящего времени. Сейчас уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей.

Дискуссионным остается — из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследова-тели сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:

Необыкновенные музыкальные способности

Безоговорочно, восприятие музыки слушателем, обладающим высокоразвитой или природной музыкальной памятью, будет более продуктивным и эмоциональным.

В связи с проблемой памяти приведем курьезный случай с Д. Б. Кабалевским, который в детские годы попал в число злополучных «трех процентов», когда не сумел правильно повторить предло-женную ему мелодию и был отчислен из детского хора за «отсутствием музыкальных способно-стей».

В связи с проблемой памяти произошёл необычный инцидент с Д. Б. Кабалевским, который по-пал в число «трёх процентов», когда он не смог, верно, исполнить предложенную ему мелодию и был отчислен из детского хора из — за «неимения музыкальных способностей».

Педагоги — музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждо-го. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувство-вать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг зву-ковых красок.

Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длитель-ность.

Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность — природой дан-ное человеку свойство.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них му-зыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

В структуре музыкальных способностей выделяют специальные и общие — необходимые для осу-ществления любой музыкальной деятельности.

Необыкновенные музыкальные способностиОбщие способности, без которых невозможно даже начать занятия музыкой — это музыкальная память и здоровая психомоторика. Под музыкальной памятью подразумевается несколько типов памяти, позволяющих в той или иной форме запоминать и воспроизводить музыкальные произведения — на слух или же визуально запоминая расположение нот на клавиатуре, зрительно «фотографируя» нотную партитуру и т. д

  1. Специальные способности включают в себя те, которые необходимы для конкретной исполнительской деятельности (например, к скрипачу предъявляется ряд требований, отличных от требований к вокалисту или пианисту), а также способности, необходимые для осуществления композиторской деятельности.
  2. Краткая характеристика музыкальных способностей.
  3. Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.

Этот вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие регистров в процессе слушания произведений, так же и восприятие, и воспроизведение звуков по высоте в ярких образ-ных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительной направленности направления движения мелодии. Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V, и III, I и III) в несложных песнях и пьесах для простейших звуковысотных инструментов.

  • Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя.
  • Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка (эти представления можно формировать на основе наблюдения за развитием).
  • Последовательность развития чувства ритма.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пуль-сации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музы-кальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполне-нии маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструмен-тах). Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знако-мых детских песен. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их запи-си. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритми-ческого слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

  1. Осознание значения ритма создания музыкального образа и в связи ритма с другими элементами музыкального языка.
  2. Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувства целого).
  3. В данном виде музыкальных способностей сделан акцент на внимание детей к развитию элемен-тов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, иг-ры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи.
  4. Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам, песням.

Усиление ощущения кульминации мотивов, фраз главной кульминации периода и т.д. В процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителями пьес для слушанья.

  • Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений.
  • Формирование представлений об интонации как единстве эмоционально — смыслового содержа-ния и средств его воплощения.
  • Формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли.
  • Формирование представлений о музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для про-стейших музыкальных инструментов на тему знакомой песни).
  • Формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.

Представления о музыкальной форме как основе направления мысли приобретаются в процессе слушания произведений и наблюдения музыкального образа с помощью знаний о конструкции произведения; комментариев педагога по ходу слушания; графической записи. Эти приемы помогают лучше усвоить, услышать противопоставления или «соревнование» тем, почувствовать и понять главную идею произведения.

Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, что выявление формы произведения не является самоцелью. Результатом этой работы должно стать умение определять развитие образа произведения (которое предстоит слушать), если известно его форма. И.В. Спосо-бин писал, что форма произведения — это план для направления мысли слушателя.

Необыкновенные музыкальные способности

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: что музыкаль-ность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью.

Её характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание её содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве.

Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Литература:

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,1983. 190 с.

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» — М., 1978.

Холопова В.Н. «Музыкальный ритм» — М.,1980.

Кирнарская Д. К. «Музыкальные способности», М., 2004.

Источник: https://compedu.ru/publication/muzykalnye-sposobnosti-i-ikh-klassifikatsiia.html

Исследователи доказали зависимость музыкальных способностей от генов

О том, что музыкальные способности зависят от генов, ученые говорят давно. Наиболее яркие примеры — семейство королей вальса Штраусов, отец Моцарт и его великий сын, династии знаменитых скрипачей и пианистов.

А вообще многие известные музыканты и певцы рассказывают, что кто-то из их совсем «простых» родителей обладал прекрасным слухом, играл на каком-то музыкальном инструменте. В музыке, пожалуй, как нигде в искусстве наследственная связь наиболее проявляется. Ученые уже много лет пытаются найти гены музыкальности, но без особого успеха.

Читайте также:  Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

Дело в том, что большинство генов участвуют в работе сразу множества функций организма. Идентифицировать их — задача, к которой наука по-настоящему приступила только сейчас.

И вот, кажется, прорыв, пусть небольшой, но произошел. Группа ученых из Дании, Финляндии и Италии изучала, как музыка влияет на эмоциональный настрой людей с разными вариантами генов, которые связаны с рецепторами дофамина D2.

Почему для исследований выбран именно дофамин? Это хорошо известный гормон удовольствия, который вырабатывается мозгом в ответ на различные приятные ощущения и впечатления, связанные с пищей, наркотиками, сексом и т.д. И музыка увеличивает содержание дофамина в мозге, причем не только у человека, но и у некоторых животных.

Что касается рецепторов D2, то они играют важную роль в работе мозга и нервной системы. И самое главное: уже известно, что они кодируются генами. Именно на этом и решили «сыграть» ученые, пытаясь найти связь музыки и наследственности.

Необыкновенные музыкальные способности

В России вышел триумфатор «Золотого глобуса» фильм «Ла-Ла Ленд»

Дело в том, что у этих рецепторов есть «зацепка»: они могут быть двух типов — длинный и короткий. Каждый из них кодируется своим вариантом соответствующего гена. Для эксперимента ученые изучали две группы добровольцев.

В одной собраны люди, у которых был вариант гена только длинных рецепторов, во второй — гены, дающие сочетание длинного и короткого. (Вариант двух коротких не известен.

) Добровольцы проходили тесты на фоне музыки с успокаивающим эффектом (MusiCure), а затем — на фоне «белого шума» (подбор случайных звуков). Важно, что во втором случае была та же громкость и ритмика, что и в MusiCure.

Каков результат? Оказалось, что прослушивание музыки существенно улучшает настроение в первой группе, а вот на настроении второй практически не сказывается.

Что касается шума, то его почти не заметили в первой группе, но он резко испортил настроение во второй. Вывод: индивидуальное восприятие музыки в значительной мере зависит от генов.

Это вовсе не означает, что найден ген музыкальности, подчеркивают авторы работы.

Ситуация очень напоминает поиск гена образованности. Еще 30 лет назад генетики доказали, что уровень образования зависит от наследственности. Но вот какие конкретно гены работают в «сфере образования»? Ответ дать крайне сложно.

Здесь могут быть задействованы одновременно сотни, если не тысячи разных генов, причем вклад каждого очень мал. То есть, даже зная, что связь между уровнем образования и генами есть, ученые не могли указать, какими именно.

Чтобы получить такую наводку, требуется проанализировать громадные генетические выборки десятков, а желательно сотен тысяч людей.

Необыкновенные музыкальные способности

Марис Янсонс рассказал об оркестрах, оперных режиссерах и Раймонде Паулсе

И только сейчас такая возможность, наконец, появилась. Созданы быстрые и дешевые методы расшифровки геномов. И сразу произошел прорыв. Ученым удалось резко сузить поле поисков, выявив всего 74 гена, каждый из которых влияет, пусть и косвенно, на уровень образования. Разобраться с ними уже намного проще, чем сейчас и занимаются генетики.

Что касается гена музыкальности, то последний эксперимент, пожалуй, впервые позволил перейти от общих представлений к конкретным доказательствам, что связь между генами и восприятием музыки существует. Теперь на очереди поиск конкретных генов. Наверняка это будут целые ансамбли генов, где вклад каждого окажется небольшим, но вместе они и дадут гармоничное «звучание».

Справка «РГ»

Процент людей с абсолютным слухом различен в разных странах. Например, в Европе и Америке один «слухач» приходится на десять тысяч. В Юго-Восточной Азии и ряде государств Африки обладатели абсолютного слуха составляют значительную долю населения.

Причина в том, что в этих странах говорят на тональных языках, когда смысл слов меняется в зависимости от высоты звука при высказывании. Среди профессиональных музыкантов число обладателей абсолютного слуха всюду выше, чем в среднем по населению.

Наиболее выдающиеся композиторы и исполнители, как правило, имели абсолютный слух, скажем, Моцарт, Бетховен, Сен-Санс, Рихтер, Ростропович. Однако и среди музыкантов этого уровня такой слух был не у всех: не обладали им, например, Чайковский и Шуман.

Источник: https://rg.ru/2017/01/17/uchenye-dokazali-zavisimost-muzykalnyh-sposobnostej-ot-genov.html

Музыкальные дарования

Необыкновенные музыкальные способности

Практически каждый из нас слышит звуки и при этом может их различать по самым различным признакам. Однако профессиональные музыканты, которые посвящают большую часть своего времени тренировкам, развивают свой слух до такого уровня, что легко определяют тональность, аккорды, ритм композиции.

Но профессионализм доступен каждому, а вот выдающиеся музыкальные способности встречаются очень редко и их невозможно развить какими-либо тренировками или упражнениями. К таким музыкальным феноменам относят целый набор психических свойств художественной личности:

  • абсолютный слух,
  • феноменальная музыкальная память,
  • незаурядная способность к обучению,
  • творческая одаренность.

Особенности уникальных проявлений музыкальности

Первым и самым интересным качеством уникальных музыкальных талантов является их ранее проявление. Как правило, одарённые дети проявляют свои способности очень рано и уже в самом юном детстве отличаются от своих сверстников прочным и быстрым запоминанием музыки и склонностью к созданию музыки.

Дети, обладающие выдающимся музыкальным талантом, обычно уже к двум годам чисто интонируют, а в возрасте 4-5 лет учатся свободно читать ноты с листа, да и часто уже могут воспроизводить нотный текст выразительно и осмысленно.

При этом вундеркинды – это необъяснимое пока наукой чудо.

Особенно поражает ученых тот факт, что артистизм, техническое совершенство и зрелость исполнения маленьких одаренных музыкантов оказывается лучше игры взрослых профессионалов.

Также неотъемлемой частью музыкальной одарённости смело можно назвать просто фантастическое владение музыкальным инструментом или даже несколькими инструментами.

Такой высокий уровень мастерства игры открывает перед талантами по-настоящему неограниченный простор для творчества и свободы самовыражения.

При этом инструмент для такого гения является, в первую очередь, средством, позволяющим глубоко и вдохновенно раскрывать содержание музыки.

Ярким примером таких необыкновенных музыкальных способностей является искусство импровизации на заданные темы, во время которой музыкант создает музыкальное произведение в прямом смысле «на лету» и без какой-либо предварительной подготовки.

Известный звонарь-виртуоз Константин Сараджев

История музыки показывает, что любая из особенностей феноменальной музыкальности у каждого одаренного ребенка проявляется по-своему.

У русского музыканта и звонаря-виртуоза Константина Сараджева еще в самом раннем детстве был обнаружен уникальный музыкальный слух.

При этом для маленького гения все живые существа и неодушевлённые предметы вокруг имели свои музыкальные тона, которые, к тому же, он определял и в цветовом варианте.

Так, одного из своих друзей Константин Константинович «видел» в тональности ре-диез мажор оранжевого оттенка.

Сам Сараджев утверждал, что в одной октаве он четко может различить 112 диезов и такое же количество бемолей каждого тона.

При этом среди огромного количества разнообразных музыкальных инструментов он сильнее всего выделял колокола.

В свое время этот гениальный музыкант создал нотный каталог, в который были внесены звуковые спектры всех колоколов, находящихся в московских звонницах, и более сотни интереснейших композиций игры на колоколах.

Профессиональные музыканты из кавер-группы Orange Vinil, конечно, не могут соревноваться с гениями. Однако их мастерство, артистизм и энергичность легко превратят любое торжество в праздник.

Читать также:

Источник: https://orangevinil.ru/interesnoe/muzykalnye_darovaniya_/

10 историй уникальных людей с необычными способностями

Необыкновенные музыкальные способностиНевероятные факты

Многие люди владеют такими талантами как пение, танцы, но есть и те, кто обладает почти сверхчеловеческими способностями.

Некоторые из них приобрели свои способности внезапно, пережив травму или несчастный случай. Другим их дар доставляет немало трудностей в жизни. А есть и те, кто практически генетически предрасположены к своим сверхъестественным качествам.

 Реальные супергерои: невероятные способности cамых необычных людей мира

Вот истории нескольких людей с удивительными способностями.

1. Орландо Серрелл – синдром саванта

После травм мозга небольшой процент людей может получить необычные способности. Их называют савантами. Как правило, саванты обладают удивительными математическими способностями или, например, могут нарисовать целый город в поразительных деталях.

Так описан случай, произошедший с Орландо Серреллом (Orlando Serrell), который в 1979 году, будучи в начальной школе получил травму мозга во время бейсбольной игры. В течение последующего года Серрелл начал испытывать головные боли, которые длились по несколько часов.

Однако к концу года он обнаружил у себя удивительные календарные способности, например, называя все понедельники в 1980 году. К тому же он помнил все детали каждого дня, как это происходит при гипертимезии – исключительной автобиографической памяти.

Хотя многие люди могут позавидовать таким способностям, саванты приобретают такие способности благодаря тому, что их мозг воспринимает все буквально и видит детали, на которых мы не обращаем внимание. Вот почему многим из них сложно сдавать экзамены в школе, где задают более широкие вопросы.

2. Тхай Нгок — 40-летняя бессонница

Вьетнамский крестьянин Тхай Нгок (Thai Ngoc) перенес лихорадку в 1973 году, после которой у него развился тяжелый случай бессонницы. Сначала он думал, что этой пройдет через неделю другую, и не придавал этому значение.

Однако спустя 40 лет он все еще не спит, проведя больше 12 000 ночей без сна. Любой другой человек не выжил бы после такой продолжительной бессонницы, но единственной проблемой, обнаруженной у мужчины, были небольшие проблемы с печенью.

Нгок жалуется на небольшую раздражительность из-за отсутствия сна и прибегал ко многим методам лечения, даже пытался утопить проблему в алкоголе, но ничто не сработало.

Одной из причин объясняющей, как вьетнамец мог продержаться так долго без сна, является такое явление, как «микро-сон«. Микро-сны возникают, когда мозг устал, и на несколько секунд человек засыпает. Примером такого явления является недолгое засыпание за рулем.

3. Шерпы

Шерпы нередко сопровождают альпинистов при восхождении на Эверест – высочайшую вершину мира.

Уже давно было замечено, что шерпы из Непала и тибетцы обладают способностями выживать в суровых горных условиях, находясь на высоте около 4 км над уровнем моря.

Совсем недавно исследователи выяснили, что у 87 процентов тибетцев есть определенный ген EPAS1, который позволяет им расходовать на 40 процентов меньше кислорода, чем обычный человек. Благодаря этому уровень гемоглобина не повышается у них выше определенного уровня, что предотвращает проблемы с сердцем.

 Самые удивительные сверхспособности человека

Согласно ученым, тибетцы унаследовали этот ген от денисовцев – вымершего вида людей. Денисовцы жили в области, где сейчас живут тибетцы, а их останки содержат тот же ген EPAS1.

Читайте также:  Современный балет театр бориса эйфмана

4. Элизабет Сульсер – синестезия

Многим знакомо необычное явление, называемое «синестезия», когда органы чувств пересекаются. Например, вы можете ощущать вкус вишни, съедая красные конфеты, хотя у них может не быть вкуса. Другие люди могут чувствовать цвета с закрытыми глазами.

Элизабет Сульсер (Elisabeth Sulser) из Швейцарии зрение, слух и вкус смешались, благодаря чему она видит цветные звуковые волны и чувствует вкус музыки.

Сама женщина считала свои способности нормой и думала, что другие люди тоже могут ощущать вкус и видеть музыку и звуки. Сульсер – музыкант и ее способности очень помогают, позволяя ей сочинять симфонии и мелодии из цветов.

Однако у синестезии есть и обратная сторона. Так, например, люди, видящие звуки, постоянно отвлекаются в шумных зонах и часто страдают от головных болей.

5. С.М. – отсутствие страха

Пациентка, которая известна под псевдонимом С.М., страдает от неизвестной болезни, из-за которой ее миндалевидное тело – часть мозга, отвечающая за страх, полностью повреждена.

Будучи матерью троих детей, она не чувствует страха, какой бы пугающей не была ситуация. Во время исследования она смотрела самые пугающие фильмы ужасов и прикасалась к языку змеи.

Будучи ребенком, С.М. вспоминает, что боялась темноты, но ко времени, когда она достигла подросткового возраста, ее миндалевидное тело была уже разрушено. Женщина вспоминает случай, когда однажды ночью к ней подбежал мужчина, приставив к горлу нож, а она не испугалась, а лишь спокойно ответила, что ему придется пройти через ее ангела-хранителя.

Свое состояние она описывает, как «странное».

6. Дин Карназес – бесконечная выносливость

Если вы когда-то участвовали в марафоне, то наверно знаете, что в какой-то момент вы чувствуете, что вам нужен отдых.

Мышцы американского марафонца Дина Карназеса (Dean Karnazes) обладают удивительными свойствами, благодаря которым он может бежать вечно.

Обычно тело человека получает энергию из глюкозы, которая вырабатывает молочную кислоту. Если накапливается слишком много молочной кислоты, вы начнете уставать. На организм Дина не влияет накопление молочной кислоты, и он не устает.

Дин начал бегать еще в старших классах, и в то время, как его одноклассники делали 15 кругов, он мог бежать по 105 кругов, пока его не просили остановиться. Он однажды пробежал 50 марафонов за 50 дней.

7. Тибетские монахи

В Южной Азии, особенно в Тибете монахи утверждают, что могут регулировать температуру своего тела с помощью древней формы медитации, называемой «туммо». Согласно буддизму, что кроме жизни, которую мы проживаем, существует своего рода друга реальность. Практикуя «туммо», монахи могут попадать в тот иной мир.

Во время практики они генерируют большое количество тепла. Ученые, изучавшие тибетских монахов, с удивлением обнаруживали, что температура их пальцев на ногах и руках повышалась на 8 градусов по Цельсию.

Туммо – не единственная форма медитации практики тибетских монахов. Они также с помощью медитации способны замедлять обмен веществ, который контролирует скорость, с которой организм расщепляет калории.

Люди с низким уровнем обмена веществ быстрее набирают вес, так как их организм не так быстро расщепляет калории. Медитируя, монахи могут снижать уровень обмена веществ на 64 процента, что позволяет им сохранять энергию. Для сравнения у обычных людей обмен веществ снижается на 15 процентов во время сна.

8. Крис Робинсон – сны-предсказания

Шотландец Крис Робинсон (Chris Robinson) однажды проснулся от очень реалистичного сновидения, в котором он увидел, как в воздухе столкнулись самолеты. С тех пор он стал видеть в своих снах будущее.

Робинсон может проснуться тогда, когда захочет и записать свой сон в журнале.

Он даже участвовал в эксперименте в программе «Сверхлюди Стэна Ли», где его попросили предсказать во сне, в какое место его собираются повезти на следующий день. Робинсон записал место, которые видел во сне и положил в конверт. Когда исследователи приехали к нужному месту они открыли конверт и обнаружили, что оно совпадало.

Во время другого эксперимента, его попросили угадать предмет в коробке, и из 12 раз он угадал 2 раза.

9. Эскил Роннингсбаккен – экстремальное балансирование

Эскил Роннингсбаккен (Eskil Ronningsbakken) является одним из самых удивительных экстремалов, который научился искусству балансирования с пяти лет. В 18 лет Роннингсбаккен попал в цирк, где проработал 11 лет.

Сейчас, когда ему чуть больше 30-ти, он рискует жизнью, проезжая на велосипеде вниз головой по канату над каньоном, съезжая на велосипеде задом наперед по одной из самых извилистых дорог в Норвегии, или выполняя стойку на руках на брусе, свисающем с воздушного шара.

Сам Роннингсбаккен признается, что он не бесстрашный, и испытывает тревогу, выполняя некоторые трюки. Он считает, что страх является частью того, что делает нас людьми, и если он когда-то потеряет чувство страха, он перестанет заниматься тем, что он делает.

10. Наталья Демкина – девочка-рентген

Наталья Демкина – девочка из Саранска в России внезапно в возрасте 10 лет начала видеть людей насквозь. С юных лет она принимала людей, которые приходили к ней за помощью, чтобы она заглянула внутрь и рассказала об их болезнях.

Девочка утверждает, что обладает «вторым зрением», которое позволяет ей видеть внутренние органы человека. Некоторые из ее диагнозов были точнее, чем у врачей. В 2004 году ее пригласили английские СМИ для участия в эксперименте, где она смогла продемонстрировать свои способности, описав все травмы, полученные женщиной в автокатастрофе.

Также она приняла участие в передаче, организованной Discovery Channel, где ей представили 6 пациентов с разными нарушениями, из которых она четверым правильно поставила диагноз.

В 2004 году Наталья закончила школу и поступила в Московский государственный медико-стоматологический университет.

Источник: https://www.infoniac.ru/news/10-unikal-nyh-lyudei-s-neobychnymi-sposobnostyami.html

Музыкальный талант: данность или приобретение?

Необыкновенные музыкальные способности

Музыкальный талант – это только гены (данность) или приобретение, как результат упорного труда по развитию врожденных задатков? И если формула: талант = способность + опыт верна, то какая из величин этих 2-х составляющих весомей? Простая арифметика вряд ли позволит произвести единственно верный подсчет – слишком много объективных и субъективных факторов влияют на раскрытие и развитие тех потенциалов, которыми природа награждает нас в каждом конкретном случае. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Все дети – художники. Проблема в том, как оставаться художником по мере взросления».

Любовь к музыке и опыт – неотъемлемые составляющие музыкального таланта

Как и язык, музыкальные способности обычно проявляются и развиваются в раннем возрасте. В зависимости от обстоятельств, их явная демонстрация и скорость прогрессии разнятся. Например, Моцарт, Шопен, Бетховен, Мендельсон были исполнителями-вундеркиндами и сами начали сочинять музыку еще до подросткового возраста.

А вот Глюк первые 12 лет своей жизни провел в немузыкальной среде – его отец не хотел видеть в своем сыне музыканта, и свою первую оперу этот выдающийся композитор написал, когда ему было далеко за 20. Вагнер хотел стать драматургом, и не помышлял о музыке, пока друзья не подарили ему книгу о гармонии, чтобы он «приукрасил» музыкой свои пьесы.

Выдающиеся пианисты и композиторы Америки Джордж Гершвин и Леонард Бернштейн были воспитаны в домах без фортепиано. Их увлечения музыкой тоже не поощрялись родителями. Луис Армстронг, живший в бедном квартале Нового Орлеана, не имел доступа к учителям или учебникам по музыке. Он даже не умел играть на корнете до 17-летнего возраста.

Эти яркие примеры свидетельствуют о том, что ранний «старт» обучения, окружающая среда, поддержка близких, хороший учитель хотя и способствуют раскрытию таланта, но не являются единственными и решающими факторами развития его потенциала. Неоспоримо одно – успех и признание музыкально одаренной личности невозможны без настойчивости, упорства, многочасовой практики, а также исполнительского опыта вне домашней обстановки и школы.

Немало людей бросают занятия музыкой, прежде чем они осознают свой потенциал, сдаются, когда встречаются с трудностями и неудачами, слышат нелестную критику их способностей. Поэтому можно утверждать, что есть еще один важный показатель таланта – это увлеченность музыкой с накалом страсти.

У всех талантливых музыкантов, певцов и танцоров есть одна общая черта – неутолимая любовь к музыке, исполнительскому искусству. Они прикладывают необычайные усилия для повышения своего мастерства, почти не уставая.

Более того, удовольствие от занятий музыкой и публичных выступлений позволяет им смотреть на успех или неудачу совершенно по-новому.

Победы и провалы не являются вердиктом, это лишь сильнейшие мотивации к приобретению невероятных исполнительских навыков и раскрытия новых граней таланта.

Всепоглощающая страсть к музыке и решимость добиваться цели – вот в чем величие таланта и неугасимость его «очага».

  А отсюда можно сделать еще один вывод: музыкальный талант может стать приобретенным навыком и принесет вам известность, если вы аккумулируете энергетику вашей любви к музыке с опытом исполнительского мастерства и творчества.  

  • Международная компания Sound’s Life приглашает вас принять участие в Международных музыкальных фестивалях и конкурсах сольно, в дуэте или с коллективом любой возрастной категории и жанра.
  • Международный фестивальный конкурс Amber stars of Culture Caravan
  • Западное Поморье, Волин, Польша, Германия, 23 — 26 марта 2018 г.
  • Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»

Россия, г.-к. Геленджик, 28 марта – 1 апреля 2018 г.

Международный форум народной музыки и фольклора

Республика Беларусь, 28 марта – 1 апреля 2018 г.

Успейте подать заявку! Подробности и Положения о конкурсах смотрите здесь.

Источник: http://www.soundslife.ru/muzykalnyj-talant-dannost-ili-priobretenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector