Музыкальный катарсис как человек переживает музыку

Значение слова катарсис, применение в искусстве, психологии

Главная > Психология > Значение слова катарсис, применение в искусстве, психологии

Что означает слово «катарсис»? В переводе с греческого «очищение», оздоровление — процесс перехода тяжёлых, тёмных эмоций в светлые возвышенные чувства. Это понятие в Древней Греции носило только эмоциональный, эстетический характер.

В то время определение «катарсис» подходило для облагораживания человека при помощи искусства, чаще всего при помощи музыки.

Под воздействием музыки человек, испытывающий негативные переживания, как бы перерождался, в точке наивысшего эмоционального напряжения его отрицательные эмоции преобразовывались в позитивные, светлые чувства.

В Средние века в искусстве этот термин означал духовное очищение человека после просмотра трагедий в театрах.

Зрители эмоционально переживали, пропускали через себя несчастья и смерти в театральных постановках и становились возвышеннее духовно, а духовное преображение помогало преобразиться телесно.

Происходит исцеление путём проживания чужих эмоций и страданий, сопереживания героям на сцене.

В эпоху Возрождения душевное очищение получило гедонистическую окраску. Это означало, что эстетические, эмоциональные переживания нужны для собственного удовлетворения и удовольствия.

Что такое катарсис: определение

Если раньше это понятие было присуще только сфере искусства, то сейчас этот термин встречается в психологии, медицине и в литературе. В Википедии слово катарсис — это сопереживание трагедии, которое имеет воспитательные цели и значение.

Катарсис- это процесс негативного переживания, в своей верхней точке переплавляющегося в возвышенные, положительные переживания. Это шквал эмоций, под действием которых человек самосовершенствуется, становится чище и лучше. Пережив катарсис, человек получает толчок к своему развитию, способность двигаться дальше.

По Аристотелю это воспитательный и очистительный процесс, при котором люди получают облегчение души, «безвредную радость».

Переживания могут быть высокими и бытовыми. Высокие возникают в результате увиденных произведений искусства, просмотра фильмов, пьес в театре. Бытовые происходят в обычной жизни, это моменты просветления и успокоения после конфликта, стрессовой ситуации.

Различают несколько этапов этого процесса:

  • Нарастание тяжёлых, деструктивных чувств.
  • Точка «кипения», пик накала страстей.
  • Перерождение негатива в возвышенные, светлые эмоции.

Что значит катарсис в психологии?

Это слово в психологию привнесли З.Фрейд и И.Брейер. В этой области они были родоначальниками применения процесса духовного очищения для лечения невротических и психических расстройств.

В психологии пациенту предлагают как бы заново пережить травмирующие эмоции и воспроизвести ситуацию, которая не даёт нормально жить и двигаться дальше.

Это происходит под действием гипноза или просто психотерапевт на своих сеансах выводит пациента на тему, которая подсознательно мешает человеку жить.

Пациент погружается в травмирующие эмоции и проживает их снова, это позволяет освободиться от давления прошлых проблем на настоящее.

В обычной жизни мозг человека старается защититься от стрессовых, негативных ситуаций в прошлом, перемещая всё в бессознательное. Тем самым проблема не разрешается, а загоняется ещё глубже в подсознание и продолжает отравлять жизнь в настоящем. Пережив катарсис, пациент проживает негативный опыт и освобождается от этого давления.

Катарсис в литературе

Большинство современных произведений являются «чтивом» на один раз, для проведения времени, потраченного в метро, пробках и для морального расслабления в нечастые часы отдыха. По-настоящему цепляющих за душу произведений немного. Какие возможности используют авторы, чтобы их произведение вызвало духовное оздоровление человека? Есть несколько приёмов:

  • Использовать кинематографичный стиль написания. Подробно и красочно описывать мимику, чувства персонажей, чтобы читающий переживал эмоции вместе с выдуманными героями.
  • Воздействовать ритмом произведения.
  • Своим произведением породить вопросы в душе у человека, в поисках ответов на которые, читатель сможет пережить подлинные чувства и облагородить свою душу.

Чтобы пережить катарсис, человек должен быть готов к этому и открыт своим переживаниям. Примеров духовного совершенствования очень много.

Это раскаяние согрешившего; очищение души после просмотра или чтения различных произведений, которые заставили задуматься и совершить переход на новый уровень в саморазвитии; очищение от травмирующих ситуаций и переживаний, мешающих идти вперёд.

Все негативные эмоции, которые не стали началом деструктивного поведения, а позволили человеку возвыситься над собой, можно назвать катарсистическими. Это избавление от чёрствости и равнодушия души.

Источник: https://devochki.guru/psihologiya/znachenie-slova-katarsis-primenenie-v-iskusstve-psihologii.html

Что такое катарсис? Очищение? Освобождение? Исцеление?

Как известно (а может быть, и неизвестно), великий философ древности Аристотель считал, что не только человек, но и растения и животные наделены душой.

Очень может быть, что это так и есть, ведь замечено, например, благотворное влияние музыкальных произведений на рост и развитие растений и животных.

Но только человек может испытывать катарсис — очищение души под влиянием музыки, или сценической трагедии, или литературного произведения, и т. д.

Аристотель связывал катарсис с очищением человеческой души от накопившейся в ней скверны в виде отрицательной информации, ощущений и эмоций, вызывающих аффекты — взрывные неконтролируемые отрицательные эмоциональные реакции людей, которые под влиянием катарсиса безопасно разрешались, не переходя к агрессивным и другим негативным действиям.

Вообще-то КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — это термин древнегреческой философии и этики, который служил для обозначения сущности эстетического переживания как процесса и результатов облагораживающего воздействия на людей, связанного, под влиянием сценической драматургии или музыки, с «очищением души» (очищением от аффектов”).

Понятие катарсиса использовали в своей философии Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др., которые обратили внимание на «очищающее» действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и других искусств.

В новейшее время понятие катарсиса получило распространение в психологии и психотерапии как очищение психики от патогенной информации, приносящее облегчение от психических страданий (шоковая терапия и др.).

Древние считали эмоциональную разгрузку, «очищение души» одной из целей и главным следствием постановки сценической трагедии, собирающей в те времена сотни и тысячи людей (кино и телевидения в те поры ведь не было!).

А Аристотель вообще считал, что единственная цель трагедии — совершать катарсис души, «очищение от страстей» при помощи возбуждения сострадания и страха, так как древнегреческие трагедии заканчивались обычно гибелью главного героя. И похоже, он был прав.

Так, не испытав ожидаемого катарсиса, зрители одной из трагедий Эсхила забросали его камнями.

А недавно уже в нашу Госдуму поступило предложение принять закон, по которому, если после просмотра разрекламированного кинофильма или спектакля большинство зрителей не испытали катарсис, это должно быть основанием возврата денег за билеты, которые стоят ой как недешево.

Ближе нашему читателю понятие аффекта, известное из судебной хроники: состояние аффекта служит смягчающим обстоятельством при совершении уголовного преступления. Так, недавно по телевидению передавали судебное заседание: два подростка напали на прохожего, вооружившись обрезками труб.

Он сумел вырвать кусок трубы у одного из нападавших. Второй, видя это, убежал, а прохожий избил своего противника. Его за это судили, но дали 2 года условно за превышение необходимой обороны в состоянии аффекта. Таким образом, АФФЕКТ (от лат.

affectus — душевное волнение, сильная страсть) — это сильная, взрывного характера, но относительно кратковременная эмоциональная реакция человека, развивающаяся в критических обстоятельствах и навязывающая стереотипный (из-за отсутствия времени на обдумывание) способ разрешения ситуации — агрессию, бегство, оцепенение и др. Так вот, катарсис и есть очищение от негативных аффектов, направление их в другое русло, мирное разрешение.

Понятие катарсиса — трагического очищения вызвало и продолжает вызывать в истории философии, эстетики и искусства многочисленные споры вследствие различного толкования его сущности, функций и значения.

Однако никто не спорит о том, что, начиная с древнегреческих трагедий, все истинные произведения искусства обладают удивительным свойством вызывать очищение души — катарсис.

И этим они отличаются от продуктов массовой культуры, которые лишь вульгарно имитируют подлинную культуру, но пробуждают, при их потреблении, в большинстве своем не высокие чувства, эмоции, а низменные ощущения.

Однако, используя рыночные механизмы, проявления масскультуры душат, забивают, затеняют подлинное искусство. Скажите, а много ли сейчас современных произведений литературы, музыки, изобразительного искусства и др., способных вызвать катарсис — очищающее потрясение? Однако не все так плохо.

Увлечение боевиками, детективами, чернухой, порнухой и т. д. постепенно проходит, рассеивается, как дым. Уже появляются кинофильмы, способные пробудить и положительные эмоции. Проводятся музыкальные конкурсы, театральные фестивали и т. д. Молодые литераторы вновь обращают свои взоры от человеческого тела к человеческой душе.

Ну и классика, конечно, как всегда, выручает.

Хотелось бы все же, чтобы наши «деятели культуры» преодолели, наконец, свой снобизм (ведь, в сущности, они далеко не аристократы чистых кровей) и снова, как когда-то, понесли культуру в массы. И что-то уже делается.

Появились радиостанции соответствующего профиля. Планируется открытие культурных и детских телеканалов. Выделяются средства для съемок кинофильмов некоммерческого, культурного характера.

В общем, глядишь — и прорвемся!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/6731/

Катарсис – строение систем – Человек – Каталог статей – Искусство

Катарсис

Эмоциональная сфера человека достаточно многогранна и порой неконтролируема. Здесь психологи ищут способы того, как человек может избавляться от своих негативных переживаний, не застревать в них и не копить.

Можно сказать, что депрессии, апатии и хандра многих современных людей являются следствием их неспособности освободиться от тех чувств, которые у них скопились с момента наступления неприятной ситуации.

Катарсис в психологии, философии и психотерапии предполагает то, что человек очищается от своих негативных эмоций.

Катарсис подразумевает под собой «очищение» души от внутренних переживаний. Это возможно лишь тогда, когда человек смиряется с ситуацией и чувствует полное удовлетворение.

По жизни человек может испытывать не только положительные эмоции, но и отрицательные. Ежедневно различные ситуации и обстоятельства провоцируют в человеке напряжение и негатив.

Одни люди постоянно накопляют отрицательные эмоции в себе, другие стараются с ними расстаться.

При катарсисе человек должен выплеснуть свои эмоции, освободиться от них, пережить так, чтобы их больше не осталось внутри него. И здесь могут подойти различные способы. Так, например, аффект считается смягчающим обстоятельством при совершении уголовно наказуемого деяния.

На человека было совершено нападение двумя подростками. Он смог выхватить у одного из них трубу, после чего начал защищаться, яростно избивая одного из них, пока второй убегал. Таким образом, человека осудили условно за превышение сил при своей обороне, поскольку он находился под действием аффекта.

Именно в момент избиения нападавшего человек освобождался от тех эмоций, которые в нем были вызваны. Конечно, путем физического насилия не следует избавляться от накопившихся эмоций, хотя и предлагаются такие методики, как избиение подушки или груши, на которой можно поместить фото своего обидчика.

Есть множество других способов, которые помогают в высвобождении негативной энергии.

Что такое катарсис?

Достаточно разнообразными понятиями обладает катарсис, который предполагает высвобождение психической энергии, которая скопилась внутри человека в результате какого-то события. Человек должен ощутить освобождение, возвышенность через глубокое эмоциональное потрясение.

Катарсис в Древней Греции подразумевал освобождение души через искусство. В психологии катарсис подразумевает эмоциональную разрядку различными методиками, после чего человек перестает переживать, бояться, страдать.

В психотерапии катарсис подразумевает восстановление в памяти тех событий, которые привели к неврологическим расстройствам. Это лишь один из этапов освобождения.

Психоанализ понимает под катарсисом психологический прием, когда человек реагирует той же эмоцией, которая была вытеснена в подсознание. В религии катарсисом называют вытеснение из тела вредной материи.

Одним из способов катарсиса можно назвать желание выговориться. Когда человек сталкивается с чем-то волнующим и пугающим, он желает выговориться. Ему важно рассказать все, что он думает по поводу произошедшего.

Он, скорее всего, не нуждается в помощи или наставлениях, а просто желает, что другой человек его выслушал, понял, согласился с его мнением, даже если сам собеседник с ним не согласен.

Обратите внимание на то, если человеку начать высказывать мнение, которое противоречит его точке зрения, в момент, когда он находится в состоянии катарсиса, то есть желания освободиться от скопившейся энергии, то он тут же вспыхивает, раздражается, негативно реагирует.

Это похоже на то, как человек открывает двери, чтобы через них вышла вся вода, а этого не происходит, поскольку за дверями оказываются еще одни двери, которые закрыты. Катарсис – это освобождение внутренних эмоций, негодования, энергии, которые возникли в определенной ситуации. Здесь человек испытывает желание освободиться от данного скопления.

Кто-то включает музыку, которая говорит о том, чтобы люди плевали на все свои трагедии. Кто-то включает фильм, сюжет которого передает мысль о том, что трагедии случаются, но с ними можно справиться такими-то способами.

Кто-то начинает просматривать теле-шоу, где люди кричат, ругаются, то есть страдают так же, как страдает человек, что приносит ему моральное удовлетворение. Таким образом, если кто-то желает выговориться перед вами, вашей главной задачей будет пострадать вместе со своим собеседником и прийти к такому же мнению, к которому пришел и он. Можно ее слегка скорректировать, но не высказывать своего мнения, которое противоречит конечному решению самого человека. В таком случае вы позволите ему высвободиться от накопившейся энергетики.

Читайте также:  Встреча нового года 15 традиций любимого праздника

Многие могли уже обратить внимание на то, что в последнее время достаточно много фильмов, передач, новостей передают ужасающую информацию. Если раньше было принято говорить о хорошем, то на сегодняшний день новости рассказывают о трагедиях других людей, фильмы уже предполагают смерть героя, а передачи постоянно транслируют конфликты между участниками.

Многие возмущаются, что горя и так хватает в жизни. Почему же так много негатива показывают по телевизору? А дело все в том же катарсисе, который предполагает, что человек переживает трагедию с другими людьми, при этом освобождается от нее. Простыми словами это можно назвать так: когда не только человеку плохо, но и другим людям, тогда он немного расслабляется.

А если другим людям намного хуже, чем самому человеку, который тоже страдает, тогда он вообще может освободиться от своих переживаний, осознав их незначительность. Катарсис – это освобождение внутренней энергии, которая не имеет своего выплеска различными способами. Человек должен ощутить облегчение, возвышенное состояние, свободу.

И здесь не имеет значения, каким образом он достигнет данного состояния. Если ему необходимо увидеть чужую трагедию, тогда нужно это сделать. Если ему нужно вовлечься в что-то эстетическое и красивое, тогда нужно прибегнуть к данному способу. Катарсиса можно достигнуть как путем душевного потрясения, так и через эстетическое наслаждение.

Причем освобождению могут подлежать не только отрицательные переживания, которые часто имеют свойство накопляться, но и положительные эмоции.

Как достичь катарсиса?

Каждый человек сталкивается с различными ситуациями, которые вызывают в нем эмоции. Если в какой-то момент человек ощущает, что некая энергетика в нем остается, не дает ему свободы, не позволяет ощущать полноценности или возвышенности, значит, от нее нужно избавиться. Как достичь катарсиса?

В результате человек должен достичь пика своих переживаний, после чего они либо исчезают (сгорают), либо преображаются, то есть дают энергию для совершения определенных действий, после чего пропадают. Чтобы достичь данного состояния, необходимо следующее: Признать неудачи. Признать необходимость что-то поменять в своей жизни. Быть готовыми преодолеть собственные страхи. Достичь спокойствия.

Решиться на преодоление собственных переживаний.

Чтобы достичь катарсиса, следует: Мысленно вернуться в ту ситуацию, которая вызвала негативные переживания. В точности ее воспроизвести. Обратить внимание на эмоции, которые возникают. Сосредоточиться на них.

Позволить эмоциям быть, отмечать, как эмоции достигают пика своего переживания.

Катарсис наступает тогда, когда человек перестает бояться тех ситуаций, которые вызывали у него неприятные эмоции. Проблемы, трудности, конфликтны, неприятности – это нужно принимать, смиряться с их наличием. Чем дольше человек бежит от пугающих ситуаций, тем меньше возможности освобождения.

Как только человек признает наличие проблемы, смиряется с ее наличием, осознает, что произошло, как он поступил и отреагировал, тут же находит способы устранения ситуации.

В психологии к катарсису относятся как к способу освобождения внутренних переживаний, понимания самого себя, формирования гармонии внутри себя. Это искусство, которому следует учиться. В психоанализе специалист пытается выявить эмоции, которые находятся глубоко в подсознании.

Это можно сделать путем сновидений, обмолвок или проективных методик, когда человек на самом деле переживает то, о чем не хочет вспоминать, думать, говорить.

Философское направление в катарсисе самое востребованное – это когда человек сопереживает другим в тех эмоциях, которые ему близки. Каждый может отметить, что определенные эмоции толкают человека на присоединение к ситуации, которая случается с другими людьми и сопровождается теми же эмоциями.

Когда женщина сталкивается с изменами мужчин, то она начинает просматривать фильмы и передачи на данную тематику, чтобы попереживать с другими женщинами. Когда мужчина сталкивается с проблемами на работе, то он начинает активно общаться с людьми, которые тоже терпят неудачи в рабочей сфере жизни.

Таким образом, человек снова переживает те эмоции, которые застряли в нем, однако в более благоприятной для себя обстановке. Он наблюдает трагедию за другими, позволяет своим эмоциям проявляться и бушевать, но не травмировать его лично.

Таким образом, наблюдая за чужим горем, которое на эмоциональном уровне вызывает те же переживания, которые в человеке уже присутствуют, человек снова их переживает и освобождается от них.

Это подтверждает тезис о том, что душевная разрядка случается путем переживания глубокого потрясения, когда чувства достигают своего пика, не подавляются и трансформируются, исчезают.

Итог Человек должен освобождаться от своих эмоций, которые в нем появляются. Достаточно часто человек не может полностью выплеснуть свои негативные переживания. Они могут уходить в его подсознание и длительное время накапливаться, ограничивая человека в движениях, решениях.

Страхи, комплексы, ограничения и прочие отрицательные явления возникают на скопленных эмоциях, от которых человек может избавиться в итоге.

Катарсис – это процесс освобождения от внутренней скопившейся энергии, которая не позволяет человеку жить и двигаться дальше, а заставляет застревать, тормозить, оставаться жить на том уровне, на котором он уже живет.

Источник: http://psymedcare.ru/katarsis
© psymedcare.ru

Источник: http://psymedcare.ru

Источник: http://istochnick.net/publ/chelovek/stroenie_sistem/katarsis/12-1-0-77

Как с помощью музыки пережить горе, заработать деньги и выходить ребенка :: Впечатления :: РБК Pink

Музыка помогает бороться со стрессом  

Как это работает. Уильямсон отмечает, что музыка ни в коем случае не панацея, и в то же время утверждает, что регулировать эмоции с помощью разных мелодий довольно легко. Во-первых, музыка вызывает определенную поведенческую реакцию: мы начинаем под нее танцевать или хотя бы покачиваться в такт.

Не секрет, что физическую активность ВОЗ рекомендует как одну из дополнительных мер при лечении депрессии. Во-вторых, музыка стимулирует глубокие области мозга, связанные с системами внутреннего подкрепления, главным образом миндалевидное тело, или амигдалу. У каждого из нас есть в голове коллекция песен, которые ассоциируются с приятными событиями.

Если включить одну из них на пике стресса, человек практически неизбежно ощущает облегчение, его настроение поднимается.

Есть и более сложный пример, который приводит Уильямсон, опираясь на собственный опыт: трек Рэя Чарльза «Take This Chains From My Heart» ей лично напоминает о расставании с возлюбленным.

Слушая эту песню, она переживает что-то вроде катарсиса: сначала ей грустно, но потом она чувствует себя существенно лучше.

К ней приходит осознание того, что она преодолела тот сложный период и теперь у нее все отлично.

Исследования показывают, что такими механизмами управления эмоциями пользуются в основном подростки: музыка — важнейшая часть культуры тинейджеров. Однако взрослые тоже вполне могут бороться со стрессом с помощью музыки — было бы желание.

Какую музыку использовать. Ту, которая пробуждает воспоминания.

© КАДР ИЗ Сериала «Моцарт в джунглях», 2014-2017

Музыка способствует развитию бизнеса и может увеличить прибыль

Как это работает. Еще в 1982 году английский ученый Рональд Миллиман решил выяснить, как влияет скорость музыки, которая играет в супермаркете, на действия посетителей.

В течение девяти недель он ставил в магазине разные композиции и вывел любопытную статистику: под медленную музыку люди, соответственно, замедляли шаг и покупали больше товаров, повысив уровень продаж супермаркета на целых 38%.

Уже в наши дни исследователи Чарльз Арени и Дэвид Ким обнаружили, что, если в винном магазине играют произведения Моцарта, Шопена и Вивальди, потребители начинают тратить больше денег и выбирают более дорогие бутылки. А вот треки из актуального хит-парада такого результата не дают.

Владелец цветочного магазина зарабатывает больше, если ставит романтичные треки, а владелец мебельного бутика — если дает посетителям слушать этническую музыку, соответствующую стране производства продукции. Так что если у вас есть собственный бизнес по продаже чего бы то ни было, то правильно подобранная фоновая музыка вполне может повысить ваши доходы и привлечь покупателей.

Какую музыку использовать. Негромкую, в медленном темпе, а главное — соответствующую обстановке.

© КАДР ИЗ Сериала «Моцарт в джунглях», 2014-2017

Музыка позволяет улучшить жизненные показатели недоношенных младенцев

Как это работает. Конечно, речь здесь идет о музыке не в традиционном понимании. Физиологические структуры, ответственные за восприятие слуха, развиваются у плода, когда он находится в материнской утробе, между четвертым и шестым месяцем беременности.

Если ребенок рождается в положенный срок, он успевает набрать определенный опыт прослушивания звуков, пусть они и добираются до него приглушенными и искаженными.

У недоношенного ребенка такого опыта нет, а врачи стремятся сделать так, чтобы все его органы чувств развивались оптимальным образом.

Звуки приборов в отделении реанимации и интенсивной терапии, куда помещают таких новорожденных, могут быть слишком агрессивными для их не до конца сформировавшегося слуха.

Амир Лахав, директор лаборатории неонатальных исследований в одной из бостонских больниц, с помощью специально созданной аудиосистемы начал ставить недоношенным младенцам мелодии, сотканные из голоса и сердечного ритма мамы. И это заметно улучшало состояние детей.

Более того, мамам недоношенных малышей точно имеет смысл научиться петь колыбельные во время кормления: доказано, что это помогает приспособить к процессу питания сосательный рефлекс. 

Какую музыку использовать. Ту, которую подобрал и посоветовал врач.

© КАДР ИЗ Сериала «Моцарт в джунглях», 2014-2017

Музыка помогает пережить горе

Как это работает. Когда мы страдаем из-за потери близкого человека, разрыва отношений или даже просто увольнения с работы, нам часто кажется, что для того, чтобы победить боль, нужно взбодриться. Сходить в кино на комедию, встретиться с друзьями в клубе или послушать веселую музыку. Наука говорит, что такая стратегия не совсем верна.

Во всяком случае, горе облегчает скорее грустная музыка. Она заставляет нас плакать, а мозг, реагируя на слезы, запускает особые механизмы, чтобы помочь нам справиться с трагедией.

В частности, он стимулирует выделение пролактина — гормона, который, если верить книге Уильямсон, коррелирует не только с репродуктивными функциями, но и с уровнем стресса.

Формулу «поплачь — станет легче» можно использовать даже тогда, когда в нашей жизни не происходит ничего по-настоящему ужасного, но хочется получить эмоциональную разрядку. И музыка отлично этому способствует.

Какую музыку использовать. Минорную.

© КАДР ИЗ Сериала «Моцарт в джунглях», 2014-2017

С помощью музыки можно более эффективно заниматься спортом

Как это работает. Те из нас, кто регулярно ходит в фитнес-клуб, наверняка очень удивятся, если однажды не услышат в нем музыки. Ритмичные, проигрывающиеся на большой громкости треки неслучайно считаются верными спутниками любителей велотренажера или беговой дорожки: они действительно работают.

Во-первых, музыка стимулирует активацию центральной нервной системы, в том числе и до тренировки.

Эксперименты показывают, что если перед забегом дать его участникам послушать тему из фильма «Рокки», то они преодолеют дистанцию за более короткое время, чем те, кто готовился к старту в тишине.

Во-вторых, музыка синхронизирует движения: мы невольно подстраиваемся под ритм и, выдерживая его, можем заниматься на той же беговой дорожке на 15% дольше. Наконец, в-третьих, музыка блокирует сигналы умственной усталости и физического изнеможения.

Интересно, что в таком случае она должна быть более сложной, чем клубные «унца-унца». Возможности нашей системы внимания ограничены, поэтому, отвлекаясь на музыку, мы перестаем замечать, какое количество времени провели в зале, кажемся себе менее уставшими и, соответственно, больше занимаемся.

Какую музыку использовать. Чтобы войти в состояние потока и продлить тренировку, подойдет музыка со средним, равномерным темпом. Для аэробных нагрузок — музыка с быстрым темпом, примерно 125–140 ударов в минуту.

© КАДР ИЗ Сериала «Моцарт в джунглях», 2014-2017

Музыка может способствовать повышению продуктивности на работе

Как это работает. Здесь все не так однозначно. В связи с воздействием музыки на рабочий процесс было проведено множество опытов, в ходе которых выяснилось, что ее эффект в целом очень сильно зависит от предпочтений каждого конкретного человека.

Да, классика — более-менее универсальный вариант, но если одного какой-то трек настраивает на трудовой лад, то другого он может отвлекать. Поэтому включать в офисе фоновую музыку — идея скорее плохая.

С другой стороны, если слушать любимые, выбранные вами композиции через наушники, то можно создать вокруг себя так называемый «слуховой кокон» и отгородиться от болтовни коллег, шума работающего кондиционера и прочих раздражающих факторов.

Если же говорить не об интеллектуальном, а о физическом труде, то тут воздействие музыки гораздо более прямолинейно — примерно как в случае со спортом.

Неслучайно с давних времен полевые работы сопровождались коллективным пением, а в 1940-х годах на британских фабриках стали включать музыку: часами стоять за конвейером скучно, внимание постепенно притупляется, человек начинает совершать ошибки.

Музыка хоть и не очень внушительно, но все же увеличивала производительность: примерно на 10%.

Какую музыку использовать. Если вы работаете в офисе, то либо вообще никакую, либо ту, которая нравится лично вам, а не вашему шефу. Лучше, если она будет без слов — одни мелодии. Если вы занимаетесь физической работой, то вам подойдет бодрая, ритмичная, но не слишком быстрая музыка.

Читайте также:  Как выучить с ребёнком стихотворение

Источник: https://pink.rbc.ru/impressions/5a1fdb319a7947214ef9a360

Усиление катарсических переживаний с помощью музыки

Достаточно одного взгляда на человека, носящего в своей памяти тяжелое переживание, актуализированное в настоящем, для того, чтобы определить наличие этого переживания. Обычно, человек пытается скрыть вырывающуюся к реализации эмоцию, возможно интерпретируя ее как негативную.

Но напряжения, возникающие у человека, подавляющего свои эмоции, помогают разрушать «первичную суть», что увеличивает свойственное большинству людей отчуждение от себя и других (Лоуэн, 1975).

По Лоуэну, «первичная суть» представляет собой удовольствие от жизни, источником которого являются свобода движений и отсутствие напряжения в теле.

В современном мире «дистресса» и стимуляторов, приобретенный автоматизм контроля телесных напряжений не позволяет иметь достаточно свободы движения для своевременного отреагирования телесных напряжений. Во многих случаях терапевтической практики наиболее эффективными остаются методы, включающие в себя элементы катарсиса(от греч. catharsis – очищение).

Согласно Фрейду, метод катарсический – предварительная ступень психоанализа. Фрейд связывал катарсис с тем, что клиент заново переживает травматические события детства, и может отреагировать те чувства, которые были подавлены.

Первоначально катарсис был связан с обозначением характера воздействия античной трагедии на человека.

Психологический смысл понятия «катарсис» заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием на него произведения искусства и способном привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения.

Само по себе эмоционально значимое воспоминание может дать то количество энергии и ту интенсивность напряжения, которой иногда достаточно для того, чтобы «сжечь» энергию негативного воспоминания.

Но в случаях особо глубокой «упаковки» негативных эмоций, высвобождение энергии самого переживания может оказаться проблематичным.

В таких случаях, использование фасилитирующих элементов воздействия является необходимым и дающим ярко выраженный положительный эффект.

Из бесконтактных методов фасилитации катарсиса, мы выделяем как особо эффективный, специально подобранную музыку. В особых случаях музыка может быть специально написана с учетом обстоятельств и индивидуальных наклонностей пациента или группы.

Примером музыкальной фасилитации катарсиса может служить так называемый «Похоронный марш». Сыгранный, как можно печальнее, он усиливает переживание утраты, «доводя» даже тех участников похоронной процессии, которые не успели еще погрузиться в чувствование свалившегося на них горя.

То есть музыка может сдвинуть ситуацию в том направлении, которое необходимо в обстоятельствах на данный момент. В холотропной терапии, которую использует С.Грофф в своей работе, «сам по себе могучий эффект гипервентиляции еще больше усиливается использованием побуждающей музыки» (Грофф, 1985).

Химическая реакция будет протекать по иному пути, если в определенный момент добавить катализатор. Вселенная будет эволюционировать иначе, если в критической ситуации не хватит горсти электронов (Козлов, Майков, 2004).

От себя добавим, что неприятная, «тяжелая» эмоция может быть подавлена привычными механизмами, если вовремя не зазвучит и не подхватит эту эмоцию соответствующая музыка. 

По большому счету, музыка воздействует и насыщает именно эмоциональный план человека. То есть, практически, можно утверждать, что музыка является эмоцией, потоком эмоций.

Для усиления катарсических переживаний, приводящих к очищению эмоционального плана человека от негативных состояний, возникших по определенным причинам, необходимо правильно направить поток эмоций, присутствующих в музыке. Нужно учесть, что имеется ввиду то обстоятельство, что ситуация переживания определенной эмоции уже находится в развитии.

Музыка должна лишь подхватить и усилить интенсивность конкретной эмоции или направленного эмоционального потока. Сравнением может быть наличие сексуального возбуждения, которое может оставаться в теле достаточно долго, сдерживаемое волевым усилием, при невозможности немедленного разрешения.

Но для реализации и освобождения от напряжения, вызываемого желанием сексуального наслаждения, достаточно уловить тенденцию, выражаемую телесными проявлениями и довести напряжение до предела, за которым последует катарсис и мышечная релаксация.

В случае с музыкой также необходимо улавливать тенденции развития эмоциональности ситуации. Эмоция, как волна может накатить, и стихнуть ненадолго, но затем снова начнет нарастать, и в этот момент ее можно подхватить и разогнать для более крутого и длительного всплеска.

Особенностью живых систем является то, что они развиваются скачками, когда относительно равномерное, более или менее предсказуемое движение достигает точки бифуркации – выбора дальнейшей траектории.

И то, по какому пути будет развиваться система, зависит как от нее самой, так и от окружающих ее потоков энергии и информации (Козлов, Майков, 2004).

Музыка – это один из видов линейной развертки информации. Музыкальное произведение может иметь сюжет и  строится по законам литературного произведения: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такие произведения являются наилучшим средством для достижения наших целей.

Но, чаще всего в психотерапевтических целях используются подборки музыкальных произведений, выстраиваемые в той последовательности, которая обеспечивает постепенное нарастание эмоциональной напряженности у пациентов, доходящей до крайней степени напряжения, с последующим эмоциональным катарсическим выплеском.

Выплеск, по нашему мнению, возможен в случае прохождения процессуальной последовательности состояний, создающей условия для прекращения подавления эмоции и правильного отреагирования в ситуации терапевтического сеанса.

 •1. Важным условием для катарсиса является наличие актуализированного переживания.

•2. Музыка своей тональностью и темпо-ритмической структурой затрагивает человека «за живое», повышая интенсивность напряжения в системах подавления, что отражается в повышенном мышечном тонусе (сдвинувшиеся брови, зажатые кулаки, участившееся дыхание, скрещивание рук и ног, опущенная голова и т.д.).

•3. Возрастающая эмоциональность музыки способствует скорейшему достижению предела возможностей сдерживания внешних реакций у конкретного человека(появление дрожи в отельных частях или во всем теле, судороги, непроизвольная мелкая моторика тела и т.д.).

Источник: http://atpp.pro/biblioteka/usilenie-katarsicheskih-perezhivaniy-s-pomoschyu-muzyiki.html

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это направление терапии, использующееся для коррекции имеющихся дефектов и развития необходимых качеств как в области соматики, так и психотерапии, основанное на использовании музыкальных композиций и их влияния на организм.

В своем проявлении, как вспомогательного метода, музыкотерапия хорошо справляется и широко применяется в качестве подготовки к сложным терапевтическим приемам (длительным тренингам, глубокому терапевтическому контакту) или же, являясь эффективным базовым методом реабилитации для пациентов любого возраста и заболеваний показывает хорошие результаты на начальных стадиях. Помимо реабилитационной и коррекционной сфер, используется при установке благоприятного социального климата, музыкотерапия раскрывает творческие способности и способствует органичному течению педагогического процесса.

Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

Виды музыкотерапии отличаются по преобладающей направленности:

– рецептивная (человек остается пассивен и в его задачу входит только прослушивание произведения или выделение определенных моментов в мелодии);

– активная (человек сам активно создает музыку или звуки при помощи игры на инструментах, отбивании ритмов или пения);

– интегративная (объединяет в работе несколько видов искусства, помимо музыкального, где могут быть включены рисунки и драматическая импровизация, сочетание с поэзией и рассказами).

Каждый из методов, являясь универсальным имеет свои нюансы, более подходит для групповых или индивидуальных сеансов, поэтому подбирать нужную программу должен музыкальный психотерапевт, а ожидание, что от самовольного прослушивания произведений вы получите столь же видимый эффект может не оправдаться, а также усугубить состояние.

Музыкотерапия при неврозах, эмоциональной нестабильности и многих нарушениях психической сферы занимает все более уверенные позиции, а в некоторых случаях может полностью заменить медикаментозную терапию. На данный момент виды музыкотерапии разделились на две основные школы: американскую и шведскую.

Американское направление сосредоточилось на изучении влияние определенных музыкальных композиций на психическую сферу человека, вследствие чего были созданы каталоги произведений, использующиеся при определенных расстройствах.

Основа разделения происходит по воздействию произведения, либо стимулирующего либо седативного.

Основной теоретической базой является теория психоанализа и необходимая разрядка переживаний (катарсис), что достигается при помощи музыки.

Цель произведений – открыть каналы для переживания и выпуска накопившихся эмоций, что актуально при работе со страхами, тревожностями и прочими механизмами, блокирующими природных ход процесса эмоционального проживания.

Музыкальные произведения, воздействуя на сферу чувственного восприятия, сначала актуализируют переживания, потом помогают им набрать силу и вылиться, посредством звуков.

Тогда, когда психика останавливает непереносимые эмоции, музыка дает возможность протекать им безопасно и ритмично, двигаясь за тональностью произведения. Американская модель психотерапии подбирает для каждого заболевания или нарушения свое произведение, показавшего результативность нахождения катарсиса.

Шведская школа музыкотерапии не проводит четкой каталогизации произведений и ставит во главу угла воздействие музыки даже на физическом уровне и воспринимается, как способ получить доступ к самым глубинным личностным слоям.

Музыка используется как способ установления контакта, когда человек ведет себя закрытым образом, и нет возможности работать в системе диалогового общения, тогда можно работать через эмоции вызываемые музыкой и говорить о переживаниях человека, связанных с ней.

Музыка также делится на активизирующую и успокаивающую, и основа применения строится на выборе аутентичных звучаний (при сниженном настроении, апатии выбираются тихие и спокойные произведения, при гневе и возбуждении – громкие и насыщенные, что позволяет актуализировать состояние человека и предоставить ему собственные переживания для осознанного контакта).

Сеансы музыкальной терапии не занимают много времени (обычно слушается одно произведение длительностью от пяти минут до получаса, а потом происходит обсуждение происходящего).

При индивидуальной работе направленность может отталкиваться от запроса клиента и варьироваться от встречи к встрече, или же будет подобран комплекс для домашнего прослушивания.

При групповой терапии тратится больше времени на установление безопасной доверительной обстановки между участниками группы, а выбор произведений будет зависеть от направленности группы (пациенты с неврозами или люди с депрессивным расстройством, гиперактивность или бессонница).

Музыка имеет непосредственное воздействие на различные системы органов человека – она влияет на частоту и глубину дыхания, сердечные сокращения, темп работы нейронных путей, напряжение или расслабление мышц.

Через подобное опосредованное воздействие возможно добиться изменений в эмоциональном состоянии, это влияние наиболее полно описано в телесно-ориентированной психологии, занимающейся взаимосвязью соматических проявления и эмоциональных переживаний. На примерах видно, как человек находящийся в тревоге успокаивается.

Когда снижается частота сердцебиения, а как достигать подобного – при помощи медицинских препаратов или при помощи прослушивания музыки остается вопросом выбора, как для самого пациента, так и для его терапевта.

Музыкотерапия при неврозах, развитии навыков общения, регуляции психовегетативных реакций и выведении эмоциональных откликов при диалоговой психотерапии является наиболее успешным методом. Работа происходит путем нормализации эмоционального фона, благодаря получению разрядки и усилению осознания имеющихся проблем через контакт и актуализацию их в музыке.

Когда снята острая фаза и ресурсы человека являются устойчивыми и наполненными возможная постановка конфронтации с имеющимися трудностями и поиск нового решения, которое можно найти в самом произведении, используя чувствительность клиента и его воображение.

Далее музыкальная терапия помогает освоению новых способов эмоционального предъявления в мире, а также формированию новых жизненных стратегий и социальных отношений.

Музыкотерапия способна корректировать довольно обширный спектр психических состояний, но стоит понимать, что при серьезных нарушениях она может выступать лишь вспомогательным методом, а на определенных этапах не должна использоваться вообще. Так, пациентам в остром психотическом состоянии не следует устраивать сеансы музыкотерапии.

Потому что погружение в свои эмоции и образы может усугубить ситуацию для человека, находящегося в погружении своих фантазий – до момента выхода из кризиса основной задачей психотерапии будет налаживание связей с реальностью и только после закрепления стабильного состояния возможно погружение для проработки эмоциональных компонентов.

Так же для эпилептиков нежелательна музыкотерапия или же должна применять крайне осторожно, поскольку музыкальные волны воздействуют на мозг и при вхождении в резонанс могут спровоцировать судорожный припадок.

Для лечения сниженного настроения музыкотерапия прекрасна, но выход из тяжелой депрессии возможен лишь при медикаментозной поддержке и других методах психотерапии.

Музыкотерапия для пожилых людей

Музыкотерапия для людей пожилого возраста стала настоящим открытием, являясь одновременно как способом восприятия и контактирования с миром, так и способом коррекции имеющихся нарушений.

Процесс воздействия основан на том, что музыкальные вибрации резонируют с вибрациями человеческого тела и отдельными его системами и клетками. При нарушении гармонии, вибрации организма изменяются, а музыка может их сонастроить в привычный правильный ритм.

Это справедливо и для работы отдельных систем (есть произведения улучшающие память, а есть нормализирующие давление).

Обычно с возрастом гармония организма становится не данностью, а тем, что требует постоянной поддержки и заботы, если игнорировать эту потребность, то с большей вероятностью развиваются болезни тела, а психика, которая ранее справлялась с любыми эмоциональными перегрузками, становится слишком чувствительной, всплывают старые психологические травмы.

Самая популярная сфера применения музыкотерапии у пожилых людей – это выравнивание давления и обеспечение седативного эффекта, результаты от чего видны после первого сеанса.

Но нельзя ограничивать возможности метода двумя выборами, эффективность замечена при болях и потере гибкости тканей, при реабилитации инсультов и операций (ускоряется процесс восстановления из-за увеличения активности клеток в периоды музыкотерапии).

Читайте также:  Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

Музыкотерапия доказала свою эффективность в развитии интеллектуальных функций, поскольку улучшает работу мозга. Для пожилого возраста это является профилактикой нарушений памяти и старческой деменции. Способность к поиску новых путей действия и адаптирования к окружающим условиям – показатель молодости организма.

В не зависимости от цифры в паспорте.

Установлено, что люди, чья жизнь наполнена различными музыкальными произведениями, лучше адаптируются и постоянно развиваются, осваивают новое, тогда как те, кто не слушает музыку или слушает однотипную, постепенно деградируют в своем развитии (касается это не, только пожилого возраста, но начиная с подросткового).

Музыкотерапия помогает корректировать количество энергии в теле и артериальное давление, что дает возможность разгрузить тело от приема медикаментов. Также выявлен расслабляющий и обезболивающий эффект, что становится актуальным для перегруженных мышц.

Основное внимание относительно возрастных кризисов заканчивается на кризисе среднего возраста, но после него следует еще один не менее важный, когда меняются жизненные приоритеты и цели, уходят из жизни близкие, меняется сам уклад будней и возможности собственного тела. О таких изменениях говорить не принято, но по своей силе и потрясению для личности они сравнимы с подростковым, когда человек не знает чего ожидать от себя, окружающих и что теперь делать с изменившимся миром.

Музыкотерапия позволяет находить новые пути выпуска накопленных эмоций, отгоревать потери, пересмотреть устоявшееся отношение к ситуациям.

Внимательное вслушивание в изменение и ритмику произведения позволяет находить новые стратегии построения своей жизни, например можно увидеть возможность замедлиться и насладиться происходящим, а не гнать лошадей, как раньше, или же рассмотреть новые возможности, например, наконец, сесть за мольберт.

Музыкотерапия для детей

Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет ее широко применять в работе с детьми.

Это безвредность и простота применения (после одной консультации родители могут самостоятельно проводить сеансы дома), доступность (необходимый файл с мелодией можно скачать за минуту), возможность контроля (длительность и глубина процесса в зависимости от состояния ребенка могут меняться), а также основное это снижение количества других методов коррекции, которые обычно более затратные по времени и ресурсам, не говоря о медикаментозных препаратах.

Структура мозга ребенка наиболее чувствительна к воздействиям, а музыка действует на физическом уровне (вибрация и ритмика), эмоциональном (произведения вызывают чувства или перенаправляют их) уровнях, а также вносит либо гармонизацию процессов, либо их разобщение. Именно эта чувствительность детского организма позволяет купировать очаги неправильной работы органов, быстро снять эмоциональные всплески, но также при неверном подборе или одинаковости произведений может вызвать деградацию процессов развития.

Применяют музыкотерапия буквально с первых дней жизни, особенно для детей пострадавших от нехватки кислорода.

Особенность их мозговой структуры осуществляет недостаточную выработку ферментов, тогда как музыкотерапия стимулирует активность их выработки (данные подтверждены множественными исследованиями клеточного анализа).

Относительно проблем с дыханием и сердечно-сосудистой системой наблюдаются также видимые результаты, не только внешние (успокоение, засыпание), но и улучшение клеточной работы.

Идея о том, что в воздействии важен ритм, а не мелодия оказалась не жизнеспособной, поскольку ритмичные звуки лишь угнетали клеточную деятельность и затормаживали развитие.

Эти данные необходимы при выборе музыкального сопровождения младенца, ведь рок-музыка построена в основном на ритмике и своим действием только усугубляет ситуацию, лучше выбирать классические произведения, но при этом следить за индивидуальной реакцией ребенка.

Колыбельные песни, как самый древний вид музыкотерапии оказались наиболее благотворно влияющими на младенцев.

Это сочетание всех факторов развития, которые только можно придумать: контакт с матерью и интуитивная коррекция ее мелодии и громкости, наличие слов оказывает более гармонизирующее влияние, чем бессловесные произведения, а также каждая колыбельная является отражением той культуры, где рождается ребенок, что на глубоких слоях бессознательного оказывает успокоительный эффект.

Музыкотерапия в детском возрасте используется не только как метод коррекции нарушений, но и как развивающее средство. Она способствует развитию интеллектуальных способностей и творческого воображения, адаптивных способностей и внутреннего чувства эстетического.

Дети, в чьих семьях принято слушать разнообразную музыку лучше социализируются и находят выходы из сложных ситуаций – это своеобразный метод расширения восприятия реальности, где появляется множество путей и возможностей, как в проживании и выражении своих чувств, так и в выполнении задач.

Источник: http://psihomed.com/muzyikoterapiya/

Аристотель: взгляд на музыку

?barucaba (barucaba) wrote,
2017-04-02 22:51:00barucaba
barucaba
2017-04-02 22:51:00

Существенный вклад в развитие музыкальной эстетики классической Древней Греции внёс великий греческий философ и ученый Аристотель (384 – 322 годы до н.э.

).  Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В противовес Платону, Аристотель стоял на реалистических позициях, пытаясь показать вполне земное происхождение музыки и её связь с разнообразной сферой человеческих чувств.

Для истории музыкальной эстетики важно то обстоятельство, что Аристотель выступил прежде всего с критикой пифагорейцев. В частности, он возражал против того, что, как это полагали пифагорейцы, в основе гармонии лежит число.

“…Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые выдвинули их вперёд и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей… Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям.

В противоположность числовой и формальной гармонии пифагорейцев он развивает содержательное понимание гармонии. Аристотель тесно сближает понятия “гармонии” и “порядка”. В “Физике” он говорит, что эти понятия по сути дела одно и то же.

“Безразлично, говорить ли о гармоническом устройстве, порядке или составе; очевидно, что рассуждение одно и то же.

Но ведь подобным образом возникают и дом и статуя, и иное прочее; именно дом возникает из предметов, которые были не сложены, а разделены известным образом, а статуя и прочие оформленные предметы – из бесформенного состояния, и каждый из этих предметов представляет известный порядок или соединение”.

Аристотель разработал взгляд на музыку как на искусство подражания, мимесиса (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности. Следует отметить, что теория подражания Аристотеля коренным образом отличается от теории Платона.

Если Платон учил о подражании “вечным идеям”, то Аристотель выступал с критикой платоновского учения и говорил о подражании бытию вещей. Аристотель преодолевал здесь платоновскую противоположность мира идей и мира вещей. Согласно Аристотелю, все искусства по природе своей являются подражательными.

В “Поэтике” он следующим образом развивает этот взгляд: “Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики и кифаристики – всё это, вообще говоря, искусства подражательные”. Подражание же представляет собой познавательный процесс.

“Подражание прирождено людям с детства, и они тем отличаются от прочих живых существ, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания”.

Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа.

Аристотель трансформировал платоновскую теорию, утверждая, что, подражая вещам, искусство может представить их более красивыми или отвратительными, чем они есть, что оно может (и даже должно) ограничиваться их общими, типичными, необходимыми свойствами.

Он различал три вида подражания, которые пришли в эстетику европейского искусства. Он говорил, что поэт, как и художник, или «должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть».

Наряду с учением о подражании (мимесисе), в эстетическом учении Аристотеля большое значение имеет учение и трагическом очищении – катарсисе (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление)..

Это учение Аристотель формулирует в “Поэтике”, давая своё знаменитое определение трагедии. Трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

 Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

 Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Чрезвычайно важно, что Аристотель применил идею катарсиса не только к трагедии, но и к музыке, что свидетельствует о широком, общеэстетическом значении этой теории.

Так же следует отметить, что Аристотель связывал катарсис с наслаждением, подчеркивая таким образом эстетический характер очищения посредством аффектов.

Оба эти момента содержатся в “Политике”, где Аристотель говорит о существе музыкального катарсиса.

Платон и Аристотель (изображены наоборот), XV в., Лука Делла Роббиа

Аристотель создал одну из первых в истории античной эстетики систему классификации искусства, построив её на основе принципа подражания. Согласно Аристотелю, все виды искусства связаны между собою, так как все они являются подражательными искусствами.

Подражание не только объединяет все виды искусства, но и даёт критерий для их различения. Все подражательные искусства “различаются… друг от друга в трёх отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают…”.

Иными словами, все виды и роды искусства отличаются друг от друга средством, предметом и способом подражания.

Все роды искусства отличаются друг от друга по средствам подражания: музыка и пение используют гармонию и ритм, живопись и скульптура – краски и формы, искусство танца использует ритм без гармонии, поэтическое искусство использует метр и ритм.

Высшим видом искусства Аристотель считал поэзию и музыку. Музыка обладает особыми достоинствами потому, что она, по мнению Аристотеля, способна непосредственно выражать этические качества.

“Ритм и мелодия, – говорит Аристотель, – содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображания гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств”.

Эта близость музыки к нравственному миру человека объясняется, по мнению, Аристотеля, тем, что музыка способна непосредственно передавть движение и возбуждать энергию, которые лежат в основе нравственных движений души.

“Почему, – спрашивает Аристотель, – только слышимое из чувственных восприятий имеет этическое свойство? Ведь даже и без слова мелодия всё равно имеет этическое свойство, но его не имеет ни краска, ни запах, ни вкус? А потому, что только она содержит движение Движения эти – деятельны, а действия суть знаки этических свойств”.

Aristotle's School, a painting from the 1880s by Gustav Adolph Spangenberg

По отношению к поэзии и музыке живопись и скульптура стоят на втором месте. Эти искусства не передают движения, поэтому они не в состоянии непосредственно изображать этические свойства.

В том, что воспринимается нашим зрением, мы имеем “не действительное подобие этических свойств, но воспроизводимые путём рисунка и красок суть скорее лишь внешние отображения этих свойств, поскольку они отражаются на внешнем виде человека, когда он приходит в состояние аффекта”.

В противоположность Платону, учение о музыке у Аристотеля более эмпирично, оно в большей степени подчинено практическим задачам. В центре его внимания стоят вопросы музыкального воспитания, которые он ясно и четко освещает в восьмой книге своей “Политики”.

Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр.

У Аристотеля в большей степени, чем у Платона, раскрываются социальные цели музыкального воспитания.

Аристотель совершенно отчетливо выступает перед нами как представитель афинской аристократии, говоря, что обучение музыке не должно преследовать никаких ремесленных и профессиональных целей. Его назначение – заполнение досуга свободнорожденных.

Поэтому обучение музыке должно иметь цель в самом себе и сочетать эстетические, нравственные и интеллектуальные цели.

Аристотель. Политика. Часть 1

Аристотель. Политика. Часть 2

В то же время Аристотель считает, что музыкальное воспитание не должно ограничиваться одним только слушанием музыки, оно предполагает и практическое знакомство с этим искусством, например, владение каким-нибудь музыкальным инструментом.

Так же, как и Платон, Аристотель развивает учение о музыкальном этосе, он много говорит об этических свойствах тех или иных ладов или инструментов, считая наиболее подходящим для целей воспитания строгий и размеренный дорический лад.

Aristotle and his disciples – Alexander, Demetrius, Theophrastus, and Strato. Part of a fresco in the National University of Athens.

Из других идей Аристотеля о музыке следует отметить его учение о природе звука. Интересна попытка Аристотеля охарактеризовать качественное своеобразие различных звуков, среди которых он выделяет слабые и сильные, гладкие и шероховатые, ровные и неровные, светлые и тёмные.

Природу звука Аристотель понимает механически, как определённое по силе движение воздуха. Поэтому удовольствие, которое мы получаем от музыки, это удовольствие от упорядоченного движения. Вообще, движение, по мнению Аристотеля, составляет природу музыки, от него зависит и ритм, и мелодия, и этические свойства музыки, её связь с психикой человека.

Лит.: Шестаков В.П. История музыкальной эстетики

Источник: https://barucaba.livejournal.com/255235.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector