Морской пейзаж в музыке

Морской пейзаж в музыкеМорской пейзаж в музыке

Звон весенней капели, шелест листопада и ледяное дыхание надвигающейся вьюги – все эти картины рисуют нам музыкальные произведения о природе. 

Композиторы блестяще передают то, как времена года сменяют друг друга, как налетает буря на сонное побережье, и используют для этого не краски или слова, а только звуки. В этой статье мы расскажем, как полюбить природу в музыке.

Определение основных понятий «музыка» и «природа»

Музыка – это язык звуков, которые создает человек. Разговаривать на нем непросто. Нужно не только использовать «поющее» созвучие, но и выразить с его помощью свою мысль. 

Морской пейзаж в музыке

Мелодии помогают рассказывать истории. Они вдохновляют на подвиг и будят в душах отвагу и храбрость. Народные песни облегчают тяжелый труд, убаюкивают детей. Романс пробуждает чувства влюбленных. Но разве сможет композитор «нарисовать» пейзаж из звуков?

Известные авторы музыкальных произведений не только изобразили естество мира, но и превратили эту картину в шедевр. Ведь природа – бесконечность всего окружающего нас. Это все, что не создано человеком. Людям просто восторгаться красками вечерних закатов, мощью весенних гроз, торжественностью и величием гор. И авторы музыки щедро делятся с нами этой красотой.

Так возникли классические произведения: оратория Йозефа Гайдна, фортепианный сборник о месяцах Петра Ильича Чайковского, «Четыре сезона» Вивальди.

Образы природы в музыке

В литературе человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Стараниями поэтов и писателей природа отражает переживания, мысли и настроения главного героя. 

Вспомнить «Войну и мир» Толстого и его чудесное описание старого дуба. Противоречивые чувства возникают в душе у князя Болконского при виде этого дерева. То чувствует он молодость и беспричинную радость его весеннего преображения. 

Морской пейзаж в музыке Морской пейзаж в музыке

То чудится князю боль, злость и печаль, которую нужно укрыть под морщинистой толстой корой. То он готов возродиться, спрятать потери и горести под густой и пышной листвой.

Образ природы в живописи – это блестящие пейзажи Куинжи, Айвазовского, Шишкина. 

Морской пейзаж в музыке

Окружающий мир на этих полотнах предстает в тесном взаимодействии с чувствами автора. Это не холодные отрешенные картины. Это природа, которая живет и дышит, тоскует и радуется.

И в музыке вся палитра раскрывается перед нами с каждым новым произведением. Композиторы не занимаются простым звукоподражанием. Через сложные аккорды и созвучия они передают все прелести пейзажей, природных явлений, погоды. Природа дышит, тоскует и плачет, злится и буйствует. Она живая в каждой ноте.

Примеры описания пейзажа в музыке

Вот ветерок зашуршал меж сонных деревьев. Он всколыхнул листву, нежно и трепетно. Словно старался разбудить, но боялся потревожить. Просыпаются первые птицы. Их голоса слышны издали, постепенно птичий гомон нарастает. Из-за горизонта выходит солнце. Оно прогоняет сонную ночную дымку, и лес расцветает и преображается. 

Эта композиция – «Утро» Эдварда Грига. Музыка была написана для пьесы Пер Гюнт.

Тоскливая унылая пора. Октябрь. Последние листья слетают с обнаженных ветвей. От каждого созвучия этой мелодии веет печалью. Но вот появляются гармонии надежды, словно лучи холодного солнца выглядывают из-за тучи. И осень преображается, разгорается пламенем в душе. Но вновь закапал промозглый дождь, и мелодия заканчивается минорными аккордами. 

Так звучит «Осенняя песня». Петр Ильич Чайковский написал ее в 1875 году.

Осень, зима, весна, лето – в музыке композиторов-классиков

Сочинители прошлого использовали тематику смены сезонов в музыкальных произведениях довольно часто. Самые популярные из них – это оратория Йозефа Гайдна «Die Jahreszeiten», цикл из 4-х концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди «Le Quattro stagioni» и фортепианные пьесы, который писал Петр Ильич Чайковский.

Торжественной и благородной осенняя пора предстает в оратории Йозефа Гайдна. Собрание его произведений состоит из песен охотников и крестьян. Автор использует тему быта в деревне. Живо описывает сцены охоты в лесу и степи. 

Для звукоподражания применяются раскатистый рев валторн, ударные инструменты. Они создают картину охоты, с громким звуком рогов загонщиков и выстрелами из ружей.

Золотистой и легкой выглядит осень у итальянца Вивальди. Здесь нет печали русской души перед наступающей жестокой зимой. Осень наполнена красками, косыми брызгами дождей. Трагические ноты звучат в середине концерта, которая называется «Сон».

Интересно! Современные композиторы также обращаются к теме смены сезонов. В 20 веке Астор Пьяцолла написал композиции в стиле танго «Four seasons of Buenos Aires».

Настоящий гимн зиме пишет в 1723 г. Антонио Вивальди. Тревога и безысходность ощущается в каждой ноте, а голос виолончели имитирует вьюгу, которая кружит над землей. В середине концерта мелодия становится спокойной и умиротворенной. Ведь зима прекрасна, и в ней можно отыскать свои радости.

Чайковский чудесно исполняет оду весне. Нерешительный март сменяется апрелем, когда пробуждается природа. Освежающим ветром налетает вальс «Подснежник». Снег растаял, и на первых проталинах появились нежные первоцветы. За ним последует май. 

Звонкие ноты фортепиано рисуют и свежесть ночи, и жаркое солнце последних весенних дней. Мелодия переливается, словно лучи в лужах после майских гроз.

Лето у Гайдна – это самая выразительная часть оратории. Беспечность солнечного дня прерывает гроза. Раскаты грома передают голоса хора, а буйство стихии подчеркивают грохочущие литавры и стрелы флейт.

Летняя тематика изображена и у Вивальди. Здесь на смену торжественности, приходит изысканность и мелодичность скрипки. Струнный оркестр волнуется, напряженная атмосфера приближающейся бури после летнего зноя витает в воздухе.

Интересно! Каждый концерт у Вивальди отражен и в поэзии. Сонеты начинают каждую часть произведения.

Музыкальные произведения о природе русских композиторов

Композитор могучей кучки Н. А. Римский-Корсаков в каждой композиции обращается к природе. Картина бушующего моря-океана в опере «Садко» хранит и мощь стихии, и шелест волн, и загадочность подводного мира.

А «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» волнует своей стремительностью и новизной. Перед взором сразу появляется крошечное насекомое, которое кружит над морской пучиной.

Живая русская природа отражается в вокальных произведениях Модеста Петровича Мусоргского. Это и романсы «Над рекой», «Дуют ветры, ветры буйные…». И картины из оперы «Хованщина».

Заключение

Вокальные и инструментальные композиции о природе способны описать чудеса среды обитания человека на Земле не хуже кисти художника. Произведения великих композиторов (Гайдн, Чайковский, Римский-Корсаков, Вивальди) подходят для развития в людях чувства прекрасного, умения созерцать. 

Будь то школьный класс или шумный офис, великая музыка рождает добрые мысли у любого.

Источник: https://nauka.club/podsovet/muzykalnye-proizvedeniya-o-prirode.html

Доклад-сообщение Пейзаж в музыке 8 класс

Пейзаж – жанр в изобразительном искусстве, который заключаться в рисовании природы. Художники могут, как и точно перерисовывать и немного преображать природу.

Веками природа использовалась только лишь для фона или декораций. Со временем она стала равноправной каким-то персонажем, а вскоре и вообще центром внимания.

Во всем мире считается, что именно Европа основала этот жанр, хотя до нее он впервые появился Древнем Китае и других восточных странах.

Расцветом этого прекрасного стиля настало тогда, когда появился пленер. Художники полостью передавали краски, учитывали освещение, На тот момент уже были тюбиковые краски. Это дало возможность выезжать на природу и творить, делать уникальные шедевры.

До того как появились импрессионисты этот жанр не был популярным и считался второстепенным, но после их появления он стал более популярный. Теперь пейзаж считается основным жанром живописи.

Как правило, пейзаж это открытое пространство. В него часто добавляют людей и животных. Они играют не основную, а второстепенную роль тесть фон картины. Многие рисуют марину, это изображение воды. В свою очередь они разделяются на камерные и панорамные.

Самые известные картины считаются: Джорджо́не. «Гроза», Диего Вела́скес. «Вид виллы Медичи», Диего Вела́скес. «Вид виллы Медичи», Жозеф Верне́. «Морской порт при лунном свете», Уильям Тёрнер. «Последний рейс корабля «Отважный»».

В их работах полностью погружаешься в среду, где они рисовали. Чувствуется шепот листьев, тишина снега, свист вьюги, журчание воды. Учтены все детали ветер, тень. Это дает полную картину, от которой чувствуешь себя умиротворенным или наоборот тревожным, все зависит от характера картины.

Пейзаж очень красивый стиль в искусстве. Смотря на картину можно почувствовать многое, именно это дает этому стилю свою «изюминку», за которую его все любят.

Доклад №2

Писатели и поэты описывают красоту окружающей природы с помощью слов. Художники создают свои пейзажи красками на полотнах. Талантливый композитор с помощью звуков передает пение жаворонка и блеск молнии, шум деревьев и шелест морской волны. Этот прием в музыке называется звукоподражанием. Благодаря ему, слушатель как бы видит музыку, не имея перед собой зрительного ряда.

  Звукоподражание использовали при создании своих произведений многие музыканты: автор пьесы для фортепиано «Снег танцует» К.Дебюсси, французский композитор Л. Дакен, написавший пьесу «Кукушка», создатель симфоний «Сонаты моря » и «В лесу» К. Чюрленис. Слушая произведение, мы можем представить себе пейзаж, который пытается передать автор.

Безусловно, для этого композитор должен любить и чувствовать природу.

Свою любовь к природе авторы передают в небольших пьесах, песнях, произведениях для оркестра. У многих композиторов есть произведения с названием «Времена года».

Непревзойденным мастером пейзажа в музыке по праву считается П. И. Чайковский. Красоту русской природы он запечатлел в знаменитом цикле  для фортепиано «Времена года». Каждая из 12 пьес альбома посвящена одному из месяцев года. Первая часть их названия указывает месяц, вторая – картина природы: «Октябрь. Осенняя песнь»,«Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Август. Жатва».

В Москве, на всемирном конкурсе имени П. И. Чайковского, пианисты, кроме больших произведений, исполняют одну из пьес альбома «Времена года».

В творчестве многих композиторов есть произведения с одноименным названием.

Так называл свой концерт для скрипки с оркестром итальянский композитор Антонио Вивальди.  Это 4 первых концерта из большого опуса: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Аргентинец Астор Пьяццолла, автор произведения «Времена года в Буэнос-Айресе», написал его как композицию из 4 танго. Особенность этого произведения в том, что цикл начинается с осени.

Родина композитора, Аргентина, находится в южном полушарии. В Буэнос – Айресе осень по времени совпадает с италийской весной.

Это различие в сезонах нашло свое отображение в особенностях звучания одного и того же времени года у разных композиторов.

Йозеф Гайдн написал ораторию «Времена года».   Автор сравнивает жизнь человека со сменой времен года. Композитор Александр Глазунов написал музыку к балету «Времена года». Особое место в музыке занимают произведения на тему морского пейзажа.

Французский композитор К. Дебюсси передает свои впечатления от Средиземного моря в пьесах «Паруса», «Сирены», «Остров радости», симфонической поэме «Море».

Читайте также:  Как сочинить мелодию

Морской пейзаж – неотъемлемая часть оперы Н.А. Римского–Корсакова «Садко».  В фильме «Человек–амфибия» звучит зажигательная «Море и румба» композитора А. Петрова.

В звуках и красках изображает морскую стихию литовский художник и композитор М. Чюрлёнис. Песня природы звучит уже много веков. Гениальные композиторы помогают нам услышать это в музыке.

8 класс

Морской пейзаж в музыке

Популярные темы сообщений

  • О домашних животных
    Разнообразие животного мира на нашей планете так огромно, что едва поддаётся описанию. Домашние животные играют большую роль в жизни человека, они являются неотъемлемой частью его существования. Со времён первобытно-общинного строя,
  • Рахманинов Сергей Васильевич
    Если внимательно начать изучение музыкального искусства, то можно заметить, что среди русских композиторов имеется множество талантливых людей, прославивших свою родину изумительными произведениями.
  • Сергиев посад: Золотое кольцо России
    История основания города Сергиев Посад относится к давнему времени, когда два брата Стефан и Варфоломей, в поисках отшельничества и строгого монашества присмотрели отличное место. Это был Радонежский бор, расположенный

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/pejzazh-v-muzyike-8-klass

Четыре самых красивых пейзажа в классической музыке

Самые прекрасные пейзажи в музыке – это не те, где есть подробное описание природных объектов (птички, пчёлки, ручейки), а те, в которых мы слышим это внутреннее блаженство от созерцания красоты мира. Когда из сердца рвётся: “Боже, как же это прекрасно!!”

1. Эдвард Григ. “Утро” из музыки к драме Генрика Ибсена “Пер Гюнт”

Более точный перевод оригинального названия этой пьесы (“Morgenstemning”) – “Рассвет”.

Это самый популярный пример звукового пейзажа в классической музыке. Из совершенно элементарной мелодии Григ создаёт прекрасную картину медленно восходящего солнца, когда волны нежного тепла и света заставляют радоваться всё живое.

Обычно этой музыкой иллюстрируют северные пейзажи, что закономерно, ведь Григ – норвежец. Но на самом деле это рассвет в арабской пустыне (по сюжету “Пера Гюнта”). Вообще-то трудно поверить, что арабы так радуются восходу палящего солнца и перспективе 40-градусного пекла в течение дня. Будем считать, что когда Григ писал эту музыку, он невольно унёсся мыслью к родным норвежским фьордам.

(Кстати, здесь можно почитать культшпаргалку о Григе, а здесь – о самых популярных его хитах)

2. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано, 2 часть

Это уж точно северный пейзаж с немного суровой красотой скал и чистой холодной воды. Но в конце этой части пейзаж постепенно перетекает в восторженную “осанну” родной Норвегии. Григ был настоящим патриотом.

Титан старой фортепианной школы Артур Рубинштейн за свою жизнь сыграл этот популярнейший концерт, наверное, не меньше тысячи раз.

3. Сергей Рахманинов. Прелюдия соль мажор ор.32 №5

Рахманинов родился ранней весной. Может, поэтому ему так удавались весенние пейзажи. В этой прелюдии – хрупкая апрельская красота русской природы.

Никто не играет эту прелюдию лучше, чем сам Рахманинов, может быть, только Владимир Горовиц. Они, кстати, дружили.

4. Клод Дебюсси. “Сирены” из симфонического цикла “Ноктюрны”

Сирены, как известно – это такие опасные морские существа в женском обличье, чьё невыносимо прекрасное пение влекло моряков к верной гибели. Одиссею в своё время даже пришлось привязать себя к мачте корабля, чтобы удержаться от сильнейшего искушения броситься на этот зов в море.

Женский хор, поющий без слов – это в “Сиренах” как бы дополнительная группа оркестра. Здесь всё время меняется точка слухового обзора: то ты видишь морскую стихию сверху, то вдруг погружаешься в глубину. Особо впечатлительные могут даже испытать лёгкие симптомы морской болезни)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5b325264e3c1fc00a97cd7d7

План-конспект на тему: Конспект занятия "Морской пейзаж" | Социальная сеть работников образования

  • Конспект занятия
  • Тема: Выполнение работы «Морской пейзаж»
  • Цель: развить образное мышление, воображение, способности рассуждать, анализировать художественные произведения посредством воздействия искусства на духовно-нравственное и эмоциональное восприятие обучающихся для совершенствования знаний, умений, навыков.
  • Задачи:
  • Образовательные:
  • -закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже;
  • -учить понимать сюжетную сторону картины и средства выразительности (композицию и колорит), применяемые художниками для воплощения своих замыслов;
  • -формировать умение различать оттенки настроений при восприятии музыки.
  • -Познакомить детей с морским пейзажем;
  • -Обогащать словарь детей словами: Маринист, марина, репродукция, штиль, бриз, шторм, девятый вал;
  • -Закрепить знания о линии горизонта.
  • Развивающие:
  • -развивать умение пользоваться определенным изобразительным словарем, учить пояснять свои ответы, подбирать эпитеты;
  • -развивать у детей художественное восприятие произведений искусства, эстетические чувства, эмоции, переживания;
  • -развивать детское творчество и фантазию;
  • -развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитательные: 
  • -воспитывать любовь к окружающей природе и  желание передать ее красоту;
  • -формировать интерес к искусству.
  • Оборудование:
  • Техническое оснащение: ноутбук
  • Видеоматериал: изображения разных видов пейзажей ( пейзаж дикой природы; природы, изменённой человеком; пейзаж другого края; морской пейзаж: с разным настроением, с разной линией горизонта), три эскиза с разной линией горизонта.
  • Раздаточный материал: альбомные листы, набор гуашевых красок, кисти, стаканчики с водой.

Музыкальный материал: музыкальная композиция «Шторм» в исполнении В.Мэй, шум моря, композиция для релаксации.

  1. Предварительная работа:
  2.    Рассматривание альбомов, репродукций с изображением пейзажей дикой и изменённой человеком природы; рисование осенних пейзажей; дидактические игры: «составь картину» , «подбери палитру»;
  3. рассматривание линии горизонта во время экскурсии.
  4. Ход занятия:
  5. Приветствие «Обнималки».
  6.  На полу обозначается небольшой круг, в котором все дети могут поместиться, только крепко прижавшись друг к другу.

Педагог: Представьте, что вы моряки, которые с большим трудом стоят на палубе, тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись, чтобы никто не упал. Ведь вокруг – бездна». Вы стоите и поёте:

  • Мы, моряки,
  • До цели дошли,
  •           Сильные ветры
  • Нам не страшны.
  • Настроились на дружбу, доброжелательность, веру в себя и в других.
  • Психологический настрой «Подари улыбку».
  •  Давайте возьмемся за руки и улыбнемся: А теперь посмотрим друг другу в глаза и подарим улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение.
  •  Педагог: 

– Сейчас мы с вами рассмотрим картины, на которых изображён пейзаж. А что такое пейзаж, вы знаете?

Дети:

Это изображение природы: деревья, река, луг и т.д.

  1. Педагог:
  2.   – Я вам прочитаю стихотворение о пейзаже.
  3. Если видишь, на картине
  4. Нарисована река,
  5. Или сад и белый иней,
  6. Или лес и облака,
  7. Или горная равнина,
  8. Или поле и шалаш
  9. То подобная картина
  10. Называется ПЕЙЗАЖ!
  11. Педагог:
  12.  – Пейзаж рассказывает нам о красоте дикой природы  (лес, море, горы)
  13. (СЛАЙД)
  14.  и природы измененной человеком (парк, аллея, сквер.)
  15. (СЛАЙД)
  16. – Художник-пейзажист рассказывает нам о природе другого края, о красоте даже вроде не привлекательных уголков.
  17. (СЛАЙД)

– Ребята, о чём мы сейчас будем говорить нам подскажут эти звуки. Давайте послушаем. (Звучит шум моря).

– Что вы услышали?( Услышали звуки воды, плеск волн, крики чаек) .

– Мы будем говорить с вами о море, рассматривать репродукции картин, где изображено море, а потом вы сами нарисуете море.

  – С давних пор художники рисовали море и называли свои картины«маринами», что в переводе с греческого означает морская. Давайте вместе повторим – МАРИНА. А художник, который пишет море называют маринистом. Давайте повторим – МАРИНИСТ.

 –   Море очень изменчиво, оно бывает разным. И это зависит от его настроения. Да, да у моря тоже есть настроение.

  • -Каким бывает настроение?
  • Дети: Настроение бывает весёлым, грустным.
  • Педагог:
  •   – А как можно определить настроение у человека?
  • Дети: по выражению лица.
  • Педагог:

 –  Изобразите, что вам весело. Что вам грустно. Что вы рассержены. (Мимическое изображение).

Чтобы узнать настроение у моря необходимо посмотреть какие цвета и оттенки использовал художник при написании картины. Только красками художник-пейзажист может передать настроение природы. Яркие, тёплые тона передают радостное, весёлое настроение.

  1. (СЛАЙД)
  2. Педагог:
  3. -Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы передать хорошее радостное настроение?
  4. Дети:
  5.  голубой, желтоватый, белый, синий.
  6. Педагог:
  7. Бледные, холодные краски вызывают грусть, заставляют задуматься.
  8. (СЛАЙД)
  9. – Какими цветами и оттенками нарисована эта картина?
  10. Дети.
  11. Серым, бледно-голубым, белым.
  12. Педагог:
  13. Тёмные, холодные тона заставляют нахмуриться, даже немного испугаться.
  14. (СЛАЙД)
  15. А какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы передать гнев?
  16. Дети:
  17. Чёрный, синий, фиолетовый, серый.
  18. Педагог:
  19. Такие картины, в которых художники изображают разное настроение моря

называются….морской пейзаж. ( Сделать паузу, чтобы дети догадались).

Педагог:

– С чего же начинать рисовать? Линия, которая подскажет, с чего начинать рисовать, называется –  линией горизонта. Давайте повторим – ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА. Она соединяет небо и землю, а в наших сегодняшних картинах небо и воду. (Показ картины с линией горизонта).

-Как вы думаете, как будет выглядеть линия горизонта, когда настроение у моря спокойное ? Покажите руками. Это прямая линия.

  •  (Пластический этюд)
  • (СЛАЙД )
  • (Изображение моря в спокойном состоянии )

Такое состояние моря называется штиль. Давайте вместе повторим – ШТИЛЬ.

-А как будет выглядеть линия горизонта, если оно слегка разыграется? Посмотрите, как изменилась линия горизонта, она стала слегка волнистая.

  1. (СЛАЙД. БРИЗ)
  2.  Покажите руками.
  3. (Дети снова показывают).

Такое состояние моря называется бриз. Давайте вместе повторим – БРИЗ.

– Как будет выглядеть линия горизонта, если на море будут огромные,

сердитые волны? Ответить очень сложно.

(СЛАЙД. ШТОРМ).

Такое состояние моря называется шторм. Давайте вместе повторим – ШТОРМ. Это очень страшное, неприятное зрелище.

  • Покажите руками линию горизонта.
  • (Дети показывают)
  • Море не просто рассердилось, оно в ярости. Посмотрите, как оно изменилось
  • -Что же произошло с цветом воды?
  •  Дети:
  • Цвет воды стал тёмным.
  • Педагог:
  • Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может

достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно. Потом становится все выше, выше, выше…а потом ударяет вниз с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют «девятый вал».

К этой картине очень подходит музыкальная композиция «Шторм» в исполнении В. Мэй.

  1. Вот послушайте.
  2. (Звучит музыка)
  3. Во время прослушивания педагог акцентирует внимание на картине, на волне.
  4. (СЛАЙД)
  5.  – Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря…
  6. (Во время рассказа, для релаксации эмоций детей, звучит спокойная,
  7. мелодичная музыка).
  8. Динамическая пауза «Прогулка к морю»
  9. Что мы видим на просторе?
  10. (Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль)
  11. Волны плещут в Черном море.
  12. (Волнообразные движения руками с покачиванием туловища)
  13. Вот и мачты кораблей.
  14. (Встать на носки, вытянуть руки вверх)
  15. Пусть плывут сюда скорей!
  16. (Приветственные махи руками)
  17. Мы по берегу гуляем,
  18. Мореходов поджидаем.
  19. (Ходьба на месте)
  20. Что-то жарко стало, братцы,
  21. Не пора ли искупаться.
  22. (Обмахивание руками)
  23. Чтобы плыть еще скорей,
  24. Надо нам грести быстрей.
  25. Гребем руками и ногами.
  26. Кто угонится за нами?
  27. (Имитация плавательных движений)
  28. Все. На берег вылезаем
  29. И на песочке отдыхаем.
  30. (Сесть за парты)
  31. Ракушки ищем мы в песке.
  32. Их сжимаем в кулаке.
  33. (Наклоны из положення сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака)
  34. Педагог:
  35. А вы хотите нарисовать разное настроение моря?
  36. Дети:
  37. Да, очень хотим.
  38. Педагог:
Читайте также:  Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

 Тогда расположитесь за столом по удобнее. Вспомним о чём говорили.

-Педагог ставит на мольберт 3 эскиза с разной линией горизонта, дети показывают, где изображён штиль, бриз, шторм, и как они догадались.

-Молодцы! Всё запомнили. Давайте начнём рисовать «марину».

  • Дети рисуют.
  •  После того, как дети закончили рисовать, педагог спрашивает:
  • – Как называется пейзаж, где изображено море?
  • Дети:
  • Морской пейзаж.
  • (Морской пейзаж).
  • Педагог:
  • Как называют его художники?
  • Дети:
  • -марина.
  • Педагог:
  • -Как называют художника, который изображает море?
  • Дети:
  •   «маринист».
  • Педагог:

– Что вы нарисовали – штиль, бриз или шторм? Кто хочет рассказатьо своей «марине»?

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ.

 Организуется выставка детских рисунков на тему «Морской пейзаж». Ну вот ребята наше занятие закончено. Все молодцы!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/05/25/konspekt-zanyatiya-morskoy-peyzazh

Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 26

Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.

  • Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.
  • Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
  • Ход урока:
  • Организационный момент:

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни…»                                           (И. В. Гёте)

Сообщение темы урока:

– Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно – можно услышать в музыке и увидеть на картине.)

Работа по теме урока.

1. Природа в искусстве.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием.

Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Однажды ты проснёшься в изумленье,Услышишь птичьи трели на лугу.

И сердце затрепещет в восхищенье –Вокруг всё в бело-розовом снегу!Что стало в одночасье вдруг с природой?Откуда столько света и тепла?Преодолев мороз и непогоду,Пушистой пеной вишня расцвела!Собой заполонила всё пространство,Взметнув цветов фонтаны в вышину!Накинув ароматное убранство,Приветствует красавицу Весну!Принарядившись белыми цветами,Невеста юная к себе манит.И замирает сердце под ветвями.

  1. Любовь, Надежду и Мечту хранит!
  2. (Т. Лаврова)

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».

Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой.

Есть даже такое выражение – «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

2. Времена года.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть.

Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному – к русскому человеку, русской природе, русским обычаям.

Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.

  • Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
  • Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:
  • Голубенький, чистыйПодснежник-цветок,А подле сквозистыйПоследний снежок.Последние грёзыО горе быломИ первые грёзы

О счастье ином…

Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу.

Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

– Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)

Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.

«Протокольная правда никому не нужна, – говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. («Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)

Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве – лирическую песнь русской души.

3. Образы природы.

Если музыка Чайковского – при всей её яркой изобразительности – все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.

Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков – запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх.

Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками.

Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».

«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Итог урока:

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
  2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
  3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
  4. Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
  5. Подбери поэтические и живописные произведения  на пейзажную тему, которые вам известны.
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.

Презентация

В комплекте:1. Презентация – 15 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Мусоргский. Картинки с выставки.

Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;    Чайковский. Времена года.

Апрель – Подснежник (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;    Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;    Жанекен. Пение птиц, mp3;

3. Сопровождающая статья – конспект урока, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/peyzazh-v-muzyke-obrazy-prirody-v-tvorchestve-muzykantov

Образ моря в произведениях искусства

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на оформление класса, на экран, подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

(на экране пейзаж моря, корабль и т.д. )

  • – совершенно верно у нас сегодня пойдет разговор о море. Тема урока: «Образ моря в произведениях искусства»
  • Цель нашего урока познакомиться с произведениями искусства посвященному миру природы – морю.
  • – Какие виды искусства вы знаете?

Музыка – это песни, романсы, симфонии, оперы и т.д.

Музыка- это ЗВУК!

Литература – это стихи, сказки, легенды, былины и т.д.

Литература – это СЛОВО!

Изобразительное искусство – (искусство запечатления образов) – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры, это картины разного жанра: портрет, натюрморт, пейзаж и т.д.

  1. Живопись – это рисунок, цвет.
  2. – Бывали ли вы на море?
  3. – Отличается ли настоящее море оттого, что вы можете видеть на картине, фотографиях?
  4. – Что привлекает человека в море?

Это простор – свободный, ничем, кажется не ограниченный (ведь с одного берега не видно другого). Этот простор, однако, не несет покоя: как отличается морская стихия от твердой земли под ногами!

  • – Каким бывает море?
  • – Море всегда изменчиво: в штиль и в бурю, утром и вечером, под солнцем и в облачный день оно меняет свой цвет, форму волн, меняет свой голос. Море никогда не молчит: мы слышим то ровные удары прибоя, подобные биению сердца; то грозный рев; то тихий усыпляющий шепот…
  • Иллюстрации моря.
Читайте также:  Как выбрать пианино для ребенка

Слушание: «Звуки природы. Море: прибой, шторм ».

  1. -Давайте попробуем все вместе озвучить шум моря, как звучит море?
  2. (артикуляционная гимнастика)
  3. – Что можно найти на берегу моря?
  4. Физминутка -распевка «Осминожки»
  5. – Рядом с морем всегда живет ветер, который, кажется, так и стремится наполнить паруса и увлечь в странствия.
  6. – Я приглашаю, вас в путешествие к морю на этом сказочном корабле.
  7. Фоном звучит песня «Веселый ветер».
  8. (Иллюстрация сказочного корабля) –фотография №1
  9. Слайд№
  10. – Отдать швартовые!
  11. – Свистать всех наверх!
  12. Ответы детей.
  13. Ответы детей: (дети перечисляют те виды искусства, с которыми они знакомились на уроках музыки, литературе, изо ).
  14. Ответы детей.
  15. Ответы детей.

-ШШШШШ….СССССССС…..ФФФФ

Ответы детей: много интересного можно найти (ракушки и т.д.)

  • – А на дне моря в раковинах можно найти жемчуг.
  • – В море живут осминоги, медузы…
  • Исполняют песенку-распевку с пластическими движениями «Осминожки»
  • Дети встают у парт.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/obraz-moria-v-proizviedieniiakh-iskusstva

Морской пейзаж в музыке. Образы моря в литературе, живописи и музыке

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства
.


Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние.

Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

    В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма,

    без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру

– способ обработки определенного материала, штрихи

или способы извлечения звуков, динамику

– силу звука

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину.

Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии.

Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.

Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.

Мелодия

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

Регистр

  • Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
  • Различают:
  • — высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
    — средний регистр (ассоциации с голосом человека),
  • — низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

Ритм

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

  1. Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
  2. Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
  3. Виды ритмических рисунков
  4. Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.
  5. В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

  • Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) — обостряет, активизирует движение.
  • Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
  • Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
  • Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

Размер

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку.

Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. .

И так далее, в зависимости от размера.

Темп

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.

Лад

В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.

Тембр

  1. Высокий — сопрано, тенор.
  2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
  3. Низкий — альт, бас.

Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

  • мужской (плотный, яркий тембр),
  • женский (теплый, прозрачный тембр),
  • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
  • детский хор (светлый, легкий тембр).
  • Группы инструментов симфонического оркестра
  • Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
    — Струнные инструменты
    — Деревянные духовые инструменты
    — Meднные духовые инструменты
  • — Ударные инструменты

Динамика

Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

  • Piano pianissimo — ppp — предельно тихо
  • Pianissimo — pp — очень тихо
  • Piano — p — тихо
  • Mezzo piano — mp — не очень тихо
  • Mecco forte — mf — не очень громко
  • Forte — f — громко
  • Fortissimo — ff — очень громко
  • Forte fortissimo — fff — предельно громко

Обозначения изменения силы звучания:

Crescendo — cresc. — усиливая
Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая
Subito forte — sub.f. — внезапно громко
Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук
Decrescendo -decresc. — ослабляя
Smorzando — smorc. — замирая

Morendo — morendo — замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Метр

  1. Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

  2. В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

  3. Основные типы метра
    • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
    • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
    • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
    • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
    • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
    • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
  • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).
  • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
  • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
  • Марш — 44 , пунктирный ритм.

Гармония

  • В переводе с греческого harmonia означает созвучие.
  • Гармония
    – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.
  • Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.
  • Виды аккордов:

По количеству звуков:
— Трезвучия – аккорды из трех звуков.

Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.

— Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.

  1. По интервальному строению:
    — аккорды секундового строения (кластеры)
    — аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)
    — аккорды квартового строения (квартаккорды)
  2. — аккорды квинтового строения (квинтаккорды).
  3. В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.
  4. В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.

Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Источник: https://fashionlife33.ru/morskoi-peizazh-v-muzyke-obrazy-morya-v-literature-zhivopisi-i-muzyke-k.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector