Кое-что об игре на скрипке для начинающих история, устройство инструмента, принципы игры

Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры

Пропустить и перейти к содержимому

Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.

Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.

Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.

У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми

Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.

Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.

Эфы на скрипке — вырезы в форме буквы f

Струны, а их у скрипки четыре (соль, ре, ля, ми), цепляются на струнодержатель, удерживаемый пуговицей с помощью петли, и натягиваются при помощи колков. Строй у скрипки квинтовый – настройку инструмента производят, начиная со струны «ля». Здесь бонус — из чего делают струны.

Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.

Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.

В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.

В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки.

Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты.

Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.

Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).

Вот как держат скрипку при игре

Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.

Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся народным инструментом. Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь — немножечко чудной музыки!

Интересный факт . Моцарт научился играть на скрипке в 4 года. Сам, по слуху. Никто ему не поверил, пока малыш не продемонстрировал свои умения и не поверг этим взрослых в шок! Так что, если уж 4-хлетний ребёнок справился с игрой на этом волшебном инструменте, то вам, дорогие читатели, сам бог велел взяться за смычок!

Автор – Надежда Борисевич

Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.

Какой колхозник это писал? Верхняя дека из ели, нижняя и обечайки — из клёна и только так. Сосна же, да будет вам известно, в строительстве музинструментов не применяется вообще. Из-за крайней мягкости и плохих акустических качеств.

А внутри у скрипки — дуШка, от слова «душа». От слова «дуга» оно быть образовано никак не может. Душка идеально прямая.

(1

Источник: https://mnevazhno.ru/?p=1918

Блог ВИКТОРА ШТОНДА ©

Скрипкадля чайниковКэтрин Рапопорт2е издание

Издана книга «Скрипка для чайников», Кэтрин Рапопорт, 2е издание, бумага офсетная-белая, мягкий переплет, CD-ROM, 368 стр., ISBN 978-5-8459-1833-8, «ДИАЛЕКТИКА», 2015 – заказать-купить книгу «Скрипка для чайников» в интернет-магазине ComBook.ru

Благодаря книге «Скрипка для чайников» процесс обучения на скрипке существенно упростится. Во всем мире начинающие музыканты часто останавливают свой выбор именно на скрипке, несмотря на ее репутацию трудного в изучении инструмента. Вы найдете в книге все необходимое, чтобы освоить искусство игры на этом прекрасном инструменте

Книга «Скрипка для чайников» будет полезна как абсолютным новичкам, еще не взявшим ни одного урока, так и тем, кто уже занимается с педагогом, но хочет побыстрее перейти на следующую ступень мастерства. На прилагаемом компакт-диске к книге «Скрипка для чайников» находятся аудио- и видеофайлы, которые помогут увидеть и услышать, как правильно играть все приводимые в книге упражнения

Изучите скрипку. Узнайте, как настраивать и держать скрипку в руках

Научитесь владеть смычком. Освойте различные способы держания смычка и узнайте, как выполнять разнообразные штрихи смычком
Освойте нотную грамоту. Научитесь читать ноты, играть гаммы и понимать ключевые знаки
Расширьте свой репертуар. Освойте различные стили исполнения: народная скрипка, цыганская скрипка и джаз
Научитесь менять позиции. Выполняйте упражнения, рассчитанные на игру в первой, второй, третьей и четвертой позициях
Подберите себе инструмент. Узнайте, как выбрать наиболее подходящую скрипку и смычок

Основные темы книги: выбор скрипки и аксессуаров; правильное держание смычка; нюансы нотной записи для скрипки; настройка скрипки; чистка струн; как играть двойные ноты; способы исполнения пиццикато.

Кэтрин Рапопорт — скрипачка и альтистка, преподает в Университете Торонто и в Королевской консерватории Канады.

Имеет более чем 30-летний опыт сольных и концертных выступлений в Канаде, США и Европе

Оригинал книги: «Violin For Dummies», Katharine Rapoport, 2nd Edition, 432 pages, ISBN 9781118273593, May 2012

ЗДЕСЬ – читайте ОБ АВТОРЕ книги «Скрипка для чайников»

ЗДЕСЬ – читайте ВВЕДЕНИЕ книги «Скрипка для чайников»
ЗДЕСЬ – читайте СОДЕРЖАНИЕ книги «Скрипка для чайников»
ЗДЕСЬ – читайте Главу 11 «Ключевые знаки» из книги «Скрипка для чайников»

(книгу можно заказать-купить в Библио-Глобус)

(заказать-купить книгу «Скрипка для чайников» в интернет-магазине biblio-globus.ru)

(книга есть на складе в КОМБУКе – самая низкая цена в России!)

(заказать-купить книгу «Скрипка для чайников» в интернет-магазине ComBook.ru)

(книга есть на складе в ОЗОНе)

(заказать-купить книгу «Скрипка для чайников» в интернет-магазине ozon.ru)

(книга есть на складе в DiaMail Украина)

(заказать-купить книгу «Скрипка для чайников» в интернет-магазине diamail.com.ua)

На русском языке книга «Скрипка для чайников» (2-е издание) вышла в ноябре 2014 года в издательстве «ДИАЛЕКТИКА» и издана ограниченным тиражом

_________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ книги «Скрипка для чайников»

_________________________________________________________________________________ Об авторах Введение

Часть I. Итак, вы решили стать скрипачом

Глава 1. Знакомство со скрипкой Глава 2. Устройство скрипки Глава 3. Учимся правильно держать скрипку

Часть II. Начинаем играть на скрипке

Глава 4. Научитесь властвовать смычком Глава 5. Правильная постановка левой руки Глава 6. Игра двумя руками

Часть III. Учимся читать ноты

Глава 7. Нотный стан Глава 8. Длительности нот Глава 9. Музыкальные размеры

Часть IV. Немного теории

Глава 10. Сыграем гаммы Глава 11. Ключевые знаки Глава 12. В гармонии с музыкой

Часть V. Приемы и стили игры на скрипке

Глава 13. Овладение смычком Глава 14. Игра левой рукой Глава 15. Стили игры на скрипке

Часть VI. Советы по покупке скрипки и уходу за ней

Глава 16. Подберите себе скрипку и смычок Глава 17. Уход за скрипкой

Часть VII. Великолепные десятки

Глава 18. Десять знаменитых скрипачей Глава 19. Десять способов расширить свой музыкальный кругозор Глава 20. Десять (или около того) советов по поиску хорошего преподавателя Приложение.

Использование прилагаемого компакт-диска _________________________________________________________________________________

Теория музыкидля чайников(+аудиокурсв YouTube)Майкл ПилхоферХолли Дей

Издана книга «Теория музыки для чайников» (+аудиокурс), Майкл Пилхофер, Холли Дей, бумага офсетная-белая, мягкий переплет, 272 стр., ISBN 978-5-8459-1990-8, «ДИАЛЕКТИКА», 2016 – заказать-купить книгу по «Теория музыки для чайников» в онлайн-мегамаркете Ozon.ru

Вы желаете освоить теорию музыки и научиться играть на музыкальных инструментах самостоятельно? Лучшего помощника, чем книга «Теория музыки для чайников», вам не найти!

В книге «Теория музыки для чайников» просто и наглядно объясняются все ключевые термины и понятия: гаммы, интервалы, темпы, аккорды и их последовательности, фразировка, гармонизация, аранжировка и многое другое. Кроме того, вы научитесь применять полученные сведения при исполнении и сочинении произведений, относящихся к любым стилям, будь то поп, рок, джаз или классика

Ритм. Освойте ноты и паузы разной длительности, которые используются в нотной записи, а также более сложные понятия, такие как размеры и синкопы

Мелодия. Научитесь строить музыкальную тему, изучите принципы чтения нот и освойте нотную запись для фортепьяно и гитары

Гармония. Изучите основы построения интервалов, мажорные и минорные тональности, аккорды и квинтовый круг. Освойте основные последовательности аккордов и кадансы

Форма. В книге подробно разбирается структура ряда классических музыкальных форм, включая фуги и сонаты, а также формы популярной музыки, в частности, 12-тактовые блюзы, 32-тактовые блюзовые баллады и, наконец, рок- и поп-композиции

Основные темы книги «Теория музыки для чайников»:

– ноты, паузы, ритм, размер и синкопы; – принципы чтения нотной записи для фортепьяно и гитары; – мажорные и минорные тональности, построение аккордов и квинтовый круг; – создание собственной музыки; – биографии выдающихся музыкальных теоретиков

Все треки аудиокурса доступны в виде роликов на сайте Youtube. Для быстрого доступа к трекам на страницах книги приводятся QR-коды. Встретив такое изображение, просканируйте его с помощью своего смартфона, и сразу же начнется воспроизведение соответствующего ролика

Читайте также:  Музыкальный катарсис как человек переживает музыку

ЗДЕСЬплейлист, объединяющий все треки аудиокурса. Все файлы аудиокурса можно также скачать на официальной веб-странице книги «Теория музыки для чайников» на веб-сайте издательства «ДИАЛЕКТИКА»

Оригинал книги: «Music Theory for Dummies», Michael Pilhofer, Holly Day, 360 pages, ISBN 9780764578380, 2007

(книга есть на складе в КОМБУКе – самая низкая цена в России!)

(заказать-купить книгу «Теория музыки для чайников» в интернет-магазине ComBook.ru)

(книгу можно заказать в Ozon.ru)

(заказать-купить книгу по «Теория музыки для чайников» в онлайн-мегамаркете Ozon.ru)

(книга есть на складе в DiaMail Украина)

(заказать-купить книгу «Теория музыки для чайников» в интернет-магазине diamail.com.ua)

Книга обсуждается в отдельном сообщении моего блога

_________________________________________________________________________________

Классическаямузыка для чайниковДэвид Пог Скотт Спек

Издана книга «Классическая музыка для чайников», Дэвид Пог, Скотт Спек, бумага офсетная-белая, мягкий переплет, 304 стр., ISBN 978-5-9908463-6-4, «ДИАЛЕКТИКА», 2017 – заказать-купить книгу по «Классическая музыка для чайников» в онлайн-мегамаркете Ozon.ru

Не способны отличить Баха от Моцарта, а Чайковского — от Грига? Избегаете разговоров о классической музыке, чтобы не прослыть дилетантом? Не переживайте: для чтения книги «Классическая музыка для чайников» от вас не потребуется музыкального образования. Вы познакомитесь с творчеством великих композиторов и поймете, насколько приятным может стать посещение концертов

Основы классической музыки. Часть I книги введет вас в мир классической музыки, вкратце ознакомив с ее историей и музыкальными формами (симфонии, струнные квартеты и т.п.).

В части II вас ожидает путешествие в концертный зал и знакомство с выдающимися произведениями.

В части III вы ознакомитесь с основными инструментами, из которых состоит оркестр

Теория музыки. В части IV вы узнаете чуть больше о нотах — этих крошечных молекулах, составляющих классическую музыку. Вы узнаете, что такое темп и почему он важен для исполнения классических произведений, какие специальные знаки используют композиторы для изменения громкости звучания, и получите множество других полезных сведений по теории музыки

Классическая музыка — не только для снобов. После того как вы узнаете, как композиторы создают свои произведения, музыка станет для вас понятнее и приятнее. Вы, наконец, сможете получать удовольствие от концертов

Шедевры классики. В книге вы найдете перечень самых популярных и любимых произведений, узнаете, когда и в каких стилях творили выдающиеся композиторы, а также получите в свое распоряжение словарик терминов, которыми сможете блеснуть в компании музыкантов

Основные темы книги «Классическая музыка для чайников»:

– стили и направления классической музыки; – выдающиеся композиторы и их знаменитые произведения; – инструменты симфонического оркестра; – музыкальные формы и структура концерта; – все, что нужно знать о ритмах, интервалах, нотах и других элементах теории музыки; – классические произведения, которые стоит послушать; – терминология музыкантов

Книга «Классическая музыка для чайников» даст вам детальное понимание основ классической музыки, не требуя при этом какой бы то ни было предварительной подготовки. Она поможет вам чувствовать себя уверенно во время дискуссий о классической музыке и углубит ваше понимание искусства

И хотя книгу «Классическая музыка для чайников» нельзя считать заменой консерваторскому образованию, читать ее намного приятнее, и обойдется вам это значительно дешевле

Оригинал книги: «Classical Music For Dummies», David Pogue, Scott Speck

ЗДЕСЬ – полное СОДЕРЖАНИЕ книги «Классическая музыка для чайников»

(книгу можно заказать в Библио-Глобус)

(заказать-купить книгу «Классическая музыка для чайников» в интернет-магазине biblio-globus.ru)

(книгу можно заказать-купить в КОМБУКе – самая низкая цена в России!)

(заказать-купить книгу «Классическая музыка для чайников» в интернет-магазине ComBook.ru)

(книгу можно заказать-купить в Ozon.ru)

(заказать-купить книгу по «Классическая музыка для чайников» в онлайн-мегамаркете Ozon.ru)

(книгу можно заказать-купить в DiaMail Украина)

(заказать-купить книгу «Классическая музыка для чайников» в интернет-магазине diamail.com.ua)

Книга обсуждается в отдельном сообщении моего блога

_________________________________________________________________________________

Клавишныеинструментыдля чайниковБлейк Нили

Издана книга «Клавишные инструменты для чайников», Блейк Нили, бумага офсетная-белая, мягкий переплет, 288 стр., ISBN 978-5-8459-1209-1, «ДИАЛЕКТИКА», 2014

Вы всегда мечтали научиться играть на пианино? Это не так уж сложно, даже если вы не умеете читать ноты. В книге «Клавишные инструменты для чайников» простым и понятным языком объясняются основы музыкальной теории и азы нотной записи для фортепиано.

Вы научитесь свободно играть правой и левой рукой, освоите гаммы и аккорды и узнаете, как играть в разных музыкальных стилях. Познакомьтесь с клавишными инструментами. Узнайте, в чем разница между акустическими и электрическими инструментами и как подобрать подходящий инструмент. Освойте нотную запись.

Узнаете, что означают все эти символы, линейки и точки на нотном стане и какие ноты им соответствуют. Действуйте двумя руками и научитесь играть известные мелодии сначала правой рукой, а затем постепенно подключайте левую руку. Играйте гармонично -узнайте, что такое музыкальная гармония и как играть аккорды.

Основные темы книги «Клавишные инструменты для чайников»: все о семействе клавишных инструментов; музыкальная нотация для фортепиано; гаммы, арпеджио и аккорды; игра левой рукой; игра в различных стилях; уход за инструментом.

Блейк Нили — известный композитор, дирижер, аранжировщик и пианист, автор музыки к различным кинофильмам и телесериалам

Оригинал книги: «Piano For Dummies», Blake Neely

Книга обсуждается в отдельном сообщении моего блога

_________________________________________________________________________________

СЛЕДИТЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ЭТОМ СООБЩЕНИИ –

последнее обновление – 13 сентября 2017 года _________________________________________________________________________________

Виктор Штонда, издательViktor Shtonda, publisher

ВОПРОС – какие еще книги этой тематики Вы можете предложить для оперативного издания на русском языке ?

P.S. Только Ваша активная позиция в столь непростое время будет способствовать появлению новых и нужных Вам книг. А также, способствовать повышению качества книг, издаваемых издательской группой «ДИАЛЕКТИКАВИЛЬЯМС»

_____________________________________________________
Ваши комментарии перед публикацией я просматриваю, поэтому я оставляю за собой право публиковать или нет комментарии с подписью Анонимный

Источник: http://shtonda.blogspot.com/2014/10/violin-dummies-2nd-katharine-rapoport.html

«Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!»: играть на скрипке может каждый!?

В гостях у Дино-Афиши Ольга Пацкевич — профессиональная скрипачка, опытный преподаватель игры на скрипке, человек, у которого горят глаза и поет душа, когда дело касается музыки.

Мы обратились к ней с вопросами о том, как распознать в ребенке музыкальные дарования, в каком возрасте можно научиться играть на скрипке и что нужно учитывать, чтобы правильно подобрать инструмент.

— Ольга, расскажите немного о себе. Как в вашу жизнь вошла музыка?

Ольга: Играть на скрипке — с самого детства было моим огромным желанием. Когда мне было четыре, я впервые услышала, на что способен этот удивительный инструмент.

Мы с родителями гостили у родственников в Риге и моя тетя, профессиональная скрипачка, играла для нас. Я была очень впечатлена! До сих пор храню это воспоминание.

Думаю, это событие стало отправной точкой дела всей моей жизни!

В 6 лет родители отвели меня в музыкальную школу. Мой дедушка очень хотел, чтобы я играла на аккордеоне.

Мне рассказывали о разных инструментах, показывали, как они звучат… Но я упрямо твердила, что хочу играть именно на скрипке.

На мамин вопрос «Почему скрипка?», я ответила, что «Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!». На это мама ничего не смогла возразить и покорилась моему желанию.

… Потом было музыкальное училище, Белорусская государственная академия музыки. Уже около десяти лет я работаю в оркестре музыкальной капеллы «Сонорус», занимаюсь частной практикой преподавания игры на скрипке.

— Ольга, ваша музыкальная жизнь насыщена событиями. Вы щедро делитесь чарующими звуками скрипки с окружающими. Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас, о чем поет ваша скрипка?

Ольга: Помимо работы в оркестре я играю в струнном квартете «ДежаВю», который сама же и организовала. Игра на скрипке доставляет мне огромное удовольствие. Это волшебство, когда ты написанное на бумаге превращаешь в красивые звуки и образы.

Волшебство, когда ты звуками скрипки заставляешь людей улыбаться или печалиться, расчувствоваться и прослезиться… Когда люди не могут усидеть на месте и начинаю танцевать. Это живые эмоции. Все это происходит, когда я играю в струнном квартете.

Когда 4 музыканта объединяются, чувствуют друг друга как партнеры в танце, возникает огромная концентрация энергии, эмоций — вот их и получает слушатель.

— Что касается преподавания… Вы обучаете игре на скрипке и взрослых, и детей. Многие никогда до этого не держали инструмент в руках, кто-то приходит, чтобы «подтянуть» свой уровень — все ученики разные.

Ольга: Да, вы правы. Хотеть в любом возрасте не поздно. Самой первой моей ученицей была восемнадцатилетняя кореянка, которая приехала учиться в Минск по обмену на полгода. Она никогда не держала скрипку в руках, но ей очень хотелось. Я решила ей помочь и взялась обучить ее игре на этом инструменте.

Все мои ученики разные по возрасту, характеру и способностям, многие из них, приходя ко мне на первый урок, даже не знают, как называются ноты, но каждый из них приходит с одним желанием — раскрыть тайну скрипки.

Урок за уроком я передаю им свои знания, раскрываю секреты красивого звука и чистой интонации, учу работать над собой, подбадриваю в моменты неудач и от всей души радуюсь первым успехам, первым самостоятельно исполненным пьесам.

Я вижу, как мои ученики растут, как блестят их глаза, как вырастают крылья за спиной и появляется вера в себя. Ведь они умеют теперь то, что не по силам окружающим. Все это наполняет меня чувством радости и восторга!

Думаю, очень важно заниматься делом, которое доставляет тебе удовольствие. Для меня счастье — играть на скрипке и учить этому других.

— Все знают, что маленьким детям полезно лепить, рисовать — это развивает моторику. Как вы считаете, что получает ребенок, которого с детства обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте? Есть ли у него какие-то преимущества перед теми, кто музыкой не занимался?

Ольга: Известно, что на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами, не зря же говорят, что ум находится на кончиках пальцев.

Любые упражнения на моторику — перебирание фасолинок, складывание пирамидки, конструирование и пр. — полезны, т.к. стимулируют мозговую деятельность.

То же самое происходит и при игре на скрипке, когда подушечками пальцев левой руки скрипач зажимает струны, а пальчиками правой управляет смычком.

Игра на скрипке развивает математические способности, логическое мышление и речь. Ребенку приходится пространственно мыслить, зажимая струны пальчиками в нужных местах, манипулировать абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Яркий пример — Альберт Энштейн, который начал играть на скрипке в 6 лет и продолжал музицировать всю жизнь. Игра на скрипке помогала ему решать сложные физические задачи, находить решения и достигать внутреннего умиротворения.

Занятия музыкой развивают чувство прекрасного. То, что нельзя потрогать или купить за деньги. Считаю, что детей обязательно нужно учить игре на музыкальных инструментах. Не обязательно делать из своего ребенка профессионального музыканта, однако владеть игрой на музыкальном инструменте — это шаг в сторону всестороннего развития вашего малыша.

Читайте также:  Детские музыкальные произведения

— С какого возраста можно обучать детей игре на скрипке?

Ольга: Я начинаю заниматься с детками от 4 лет, так как считаю, что в этом возрасте они уже осознанно выбирают инструмент, легко обучаемы и очень любознательны. В более раннем возрасте начинать играть на скрипке опасно, так как можно навредить еще не окрепшему позвоночнику.

— Сколько по времени длится занятие?

Ольга: Занятие с детьми длится от 45 минут до 1 часа, я смотрю на сколько хватает сил и внимания у ребенка.

— Как часто и как долго нужно заниматься, чтобы ребенок почувствовал инструмент и смог сыграть на нем несложную мелодию?

Ольга: Я провожу занятия с детьми 1–2 раза в неделю, задаю домашние задания. Домашние занятия играют большую роль в освоении скрипки, так как необходима постоянная тренировка. Тридцати минут в день достаточно. За это время ребенок не сильно утомляется и не теряет интерес к изучаемому материалу.

Как правило, уже через 10 занятий юный музыкант может что-то сыграть для близких — самой благодарной публики.

— Ольга, как у опытного и талантливого педагога, у вас наверняка есть свои «фишки». Как превратить обучение игре на скрипке в увлекательное занятие, а не тяжкий труд для ребенка? Как сделать так, чтобы не разонравилось, не надоело?

Ольга: Я учу не только играть на скрипке, но и преподаю основы музыкальной грамоты. Самое первое занятие с учеником проходит как ознакомительное: я рассказываю историю происхождения скрипки, говорю, как называются и для чего нужны все части инструмента. Затем показываю, как может звучать скрипка.

Деткам на моих уроках нескучно, так как материал подается в игровой форме. Вместо нудных упражнений малыши с удовольствием играют яркие пьески с аккомпанементом, иногда в дуэте со мной. Постепенно сложность музыкального материала возрастает. Часто я сама играю детям, им это очень нравится, они начинают мне подражать, брать с меня пример.

— И самый главный вопрос, который наверняка волнует родителей. Как увидеть в своем ребенке музыкальные способности? При рождении ведь не выдают справку о наличии либо отсутствии тех или иных дарований?

Ольга: Если вы видите, что ваш ребенок с замиранием сердца смотрит, как играют музыканты, если пританцовывает во время звучания музыки где бы то ни было, подпевает детские песенки — отдайте ребенка учиться музыке, а талант раскроется в процессе обучения.

— Посоветуйте, как правильно подобрать инструмент?

Ольга: Выбор и покупка инструмента — очень важный момент для начинающего скрипача. Существует шесть размеров скрипок: от самых маленьких, практически игрушечных, до взрослых инструментов.

Размер скрипки, подходящий для ребенка, определяется длинной его руки.Скрипку ни в коем случае нельзя покупать «на вырост».

Играя на скрипке неподходящего размера, ребенок будет испытывать дискомфорт, не сможет в полной мере освоить правильную постановку рук, будет быстро уставать.

Правильным решением будет покупка инструмента в присутствии преподавателя. Грамотный педагог поможет сделать правильный выбор в плане технических и художественных характеристик скрипки.

— Иногда родители, отдавая ребенка учиться играть на скрипке, в чем-то хотят реализовать свои собственные амбиции. Бывает ведь… Вы стараетесь, а ребенок — ну никак…

Ольга: Ребенок должен сам хотеть играть на скрипке, занятия не должны проходить из-под палки. Был у меня один случай…

Ребенок занимался в музыкальной школе, а родители приводили его еще и ко мне на дополнительные занятия. Как оказалось, мама ХОТЕЛА, а сама девочка отнюдь не мечтала стать известной скрипачкой.

Ее способностей и усердия хватало ровно на столько, чтобы заниматься музыкой для общего развития, без особого энтузиазма и рвения.

В таком случае у меня есть рекомендация, это даже не совет, а предложение…

Дорогие взрослые! Научиться играть на скрипке никогда не поздно! Сколько бы лет вам ни было, если вы мечтаете об этом — нужно попробовать. Взрослому, конечно, научиться играть на скрипке немного сложнее (об этом я писала в своем блоге), но можно! Осуществите свою давнюю мечту, если она у вас есть, но не навязывайте ее своему ребенку.

— Спасибо большое за полезную информацию и советы для наших читателей. Талантливых вам учеников и благодарных слушателей. Пусть звуки вашей скрипки делают мир ярче, душевнее и радостнее.

Ольга: Я в свою очередь желаю и взрослым, и детям не бояться окунуться в мир музыки, раскрыть свои таланты и узнать тайну скрипки. Ваш мир станет ярче и красочнее!

Фотограф: фото из личного архива Ольги Пацкевич

Источник: http://rastishka.by/reviews/igrat-na-skripke-mozhet-kazhdyj/

Начальный этап обучения игре на скрипке

              НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ.

ЯНАО  г.Ноябрьск
   МАОУ ДОД ДШИ им.П.И.Чайковского  
Преподаватель по классу скрипки

                                                                                                                                                                                                          Ращупкина Т.А.

В рядовых музыкальных школах и школах искусств нет конкурса   в класс скрипки , принимают абсолютно всех , желающих обучаться игре на этом инструменте.

Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание. Перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям

Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка.

Данная методическая работа не ставит перед собой цель сравнительного анализа работы педагогов-методистов, а является обзорной, рассматривает некоторые аспекты начального обучения игре на скрипке, которые показались мне интересными.

           Известно, что определение музыкальных способностей – важнейшее условие для успешного воспитания будущего музыканта. Перед поступлением в школу проводится прослушивание, после которого состоится беседа с родителями, в каком направлении вести дальнейшую подготовку.

На данный момент основными музыкальными данными являются; ритм, слух, память, интонирование, физические данные. Именно на прослушивании устанавливается контакт между будущим воспитанником и педагогом. Очень важно найти нужный подход к ребёнку, завязать с ним беседу, чтобы общение было двусторонним.

После того, как контакт установлен, можно определять данные ребёнка.

На прослушивании в ДМШ семилетку, как правило ритмические данные определяют путём выстукивания или похлопывания.

Если же ребёнок справляется с данным заданием, пробуют усложнить условия, а именно связать ритм с музыкой, предварительно проигрывая на фортепиано мелодии с простыми и сложными ритмами. Но этим не ограничивается изучение музыкальных способностей испытуемого.

Так память определяется в процессе выяснения, какие песни, танцы он знает, и что из названного может спеть.

В данном случае следует заострить своё внимание на выразительность исполнения, можно, например, попросить исполнить одну и ту же песню, придавая ей каждый раз новый характер. Подробно обследуются физические данные – подвижность и гибкость суставов, длина рук и пальцев, их эластичность, ширина ладоней, мясистость подушечек пальцев.

Однако, следует заметить, что на начальном этапе достаточно трудно определить наличие таланта, так как  общественный критерий способностей связан с традициями, порой препятствующими распознанию таланта, реализующего себя в новой, непривычной области или непривычным способом. Истории скрипичного искусства известны примеры, что Э.

Изаи не был принят в консерваторию, как профнепригодный, Ф. Крейслер в свое время не прошел по конкурсу в группу вторых скрипок Венской оперы, Л. Когана не пропустили на третий тур всесоюзного конкурса 1946г, Э. Карузо, которого отказывались учить петь, и он сам достиг мастерства, став выдающимся тенором, имея басовые (!) связки; Ф.

Шаляпин, которого не приняли в хор.

          Первая встреча педагога с учеником – важный момент. Для ребёнка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит педагог, манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон.

Первые уроки заключаются в том, чтобы заинтересовать ребёнка «игрой в занятия» на скрипке, заранее готовя его к тому, что игра продолжается дома. 

Представления о скрипке, как о живом инструменте, вызывают теплоту в общении с ней. Нужно обратить внимание ученика на сходство скрипки с фигурой человека. У неё есть головка, шейка, туловище, она разговаривает и поёт,

1. В первую очередь обучение начать с упражнений на расслабление. Ученик должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука.

1) “кулачки”: сильно зажимаем на несколько секунд кулачки, затем распускаем.

2) “руки вверх”: вытягиваем руки вверх, выпрямляем пальцы. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечо.

2. Чтобы научить малыша правильно стоять, равномерно распределяя вес на обе ноги, мне помогает упражнение “Мишка”. Несколько раз походив, как косолапый, ребёнок очень хорошо запоминает, что при игре на скрипке надо стоять не на одной ноге, а на двух.

3. Для того, чтобы подготовить правую руку к работе помогают следующие упражнения:

1) “веточка с листочком”: рука согнута в локте (рука – веточка, кисть с пальчиками – листочек). Ветер сильно дует – качается веточка с листочком. Ветер стих – листочек с веточкой замер.

2) “часики”: рука согнута в локте и находится на уровне талии. Поднимаем кисть к носу (смотрим на часы близко), затем в исходное положение, далее отводим руку вперёд (смотрим на часы издалека).

4. Чтобы подготовить к работе левую руку помогают следующие упражнения:

1) “Буратино”: подносим к носу большой палец левой руки, пальцы распустить; к мизинцу подносим большой палец правой руки, пальцы распустить. Несколько секунд постоять, пошевелить пальчиками. Затем поворачиваем и подносим к носу мизинец левой руки, стоим несколько секунд, шевелим пальчиками. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки.

2) “зеркальце”: кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце.

5. Обязательно включаем  упражнения на координацию движения рук:

1) Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет “до свидания”, другая – “иди сюда”.

2) Одна рука рисует “солнышко” (круг), другая – “дождик” (вертикальные линии).

Каждое упражнение делаем несколько раз.

Затем знакомим ученика с песенкой, которую он будет разучивать, за фортепиано. Можно спеть со словами и аккомпанементом, он слушает. Потом разобраться с её содержанием и характером. Затем приступаем к разучиванию песенки голосом.

После разучивания её полезно исполнить сначала без слов, хлопая ритмический рисунок ладошками, а потом спеть с аккомпанементом. С совсем маленькими учениками мы заводим альбом с рисунком на каждую пройденную песенку.

Малыши с удовольствием рисуют, по другому воспринимают учебный материал- на эмоциональном уровне.

Закончив упражнения по развитию слуха, обязательно повторяем то, что было пройдено на уроке: название струн, некоторые упражнения, подготавливающие постановку рук.

Читайте также:  Как придумать название группы, которое принесет успех

Очень важно дать понять ребёнку, при неудаче не нужно отчаиваться. Можно привести в пример жизненный случай, касающийся самого ребёнка. Например, спросить ученика «А как ты думаешь, ты сразу встал на ножки и пошёл, или сначала  падал?».

Ребёнок начинает мыслить и приходит к выводу, что всё в жизни двигается постепенно и сразу без труда ничего не получается. Нужно настроить ребёнка на мысль, что в процессе труда рождается нужный результат.

Если же опять у ученика возникает сомнение получится у него данное задание или нет (после очередной неудачи), то успокоить его, говоря, что пройдёт нужное время и всё получится, но для этого нужно потрудится, а не опускать руки.

Убедившись в правоте слов педагога, ученик понимает, что без занятий ничего не добьешься, а к нему он проникается доверием и процесс обучения проходит намного легче, так как ребёнок старается точно вьшолнить задания учителя. Очень важно хвалить и поощрять каждую, пусть даже маленькую, победу; убедить ребёнка, что на скрипке можно плакать, грустить, смеяться, петь, танцевать и т. д.

Общепризнан ответственейший характер самого начального периода обучения скрипача, В книге «Моя школа игры на скрипке» Л.

Ауэр писал: «Сколько бы ни подчёркивать значение первых простейших шагов в сложном процессе овладения игрой на скрипке, нет опасности, преувеличить их.

К лучшему или худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее обучение учащегося».

Характерной особенностью детского возраста, является неустойчивость   и   быстрая   утомляемость   внимания.   Рекомендуют   до приобщения к занятиям на инструменте заниматься ритмикой, изобразительным творчеством, общим музыкальным воспитанием.

Нельзя оставить без внимания настроение ученика, когда он входит в класс. Занятия начинать только в обстановке доверия и этим вызвать рабочее настроение ученика.

Ребёнок может выдерживать больше 45 мин, если ему это интересно. Но он не должен всё время стоять. Ему нужно двигаться, посидеть, но всё это должно проходить в русле занятий.

Нужно постепенно подготовить его к продолжительным урока.

М. Берлянчик, в своей статье «О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки» указывает на то, что: «педагоги иногда форсируют изучение «постановки» и начальных приёмов, не учитывая степени подготовленности ученика к этой работе.

Обычно, ребёнок, приходя в класс скрипки, не имеет никакого представления об игре на инструменте. А ведь для начинающего, извлечение даже одного звука на скрипке требует большого труда. И возникают противоречия между содержанием первых занятий и интересами начинающего.

Нельзя забывать, что у начинающего нет опыта, на который он мог бы опереться, ни в произвольном управлении движениями, ни в различении и оценки слуховых впечатлений. А без опоры на собственный опыт невозможно сознательное и прочное овладение элементарными навыками.

Поэтому первая задача педагога – помочь ученику приобрести недостающий опыт хотя бы в минимальном объёме, позволяющем его использовать его в процессе обучения.

Один из путей её решения – наблюдение за игрой педагога и старших учеников, накопление музыкальных впечатлений и их обсуждения, сольфеджирование.

Конечно, систематическое слушание осмысленной, проникновенной игры имеет огромное значение. Постоянно слушая такое исполнение на концертах или в классе, когда играет педагог или старший ученик, либо прослушивание записей, ученик будет получать массу информации, проникать в сущность музыки, накоплять опыт и конечно развиваться музыкально.

Немалую пользу также приносит совместная игра с преподавателем или другими учениками, более старшего возраста. Но, нужно заметить, что даже при самой большой музыкальной чуткости, ученик не сможет свободно играть, если его исполнительская техника недостаточно развита.

Вне связи с музыкальными представлениями техника не будет нормально развиваться и неизбежно выродится в чисто механические действия, не имеющие ничего общего с искусством.

Существует и другой фактор – индивидуальные особенности техники скрипача. Наблюдая игру выдающихся скрипачей, можно заметить, что художественный вкус и музыкально-исполнительская техника каждого из них вполне индивидуальны.

Эта индивидуальность определяется; особенностями строения рук, формой приспособления скрипача к инструменту и т.д. Приобретённая путём слепого подражания техника всегда несовершенна, всегда хуже своего образца.

Наряду с этим не менее важно воспитывать настойчивость, целеустремлённость, точность, систематичность в работе.

Очень важно найти подход к ученику.

«Как показывает педагогический опыт, лучшие результаты получаются тогда когда преподаватель неуклонно ведет учащихся вперед и относится к ним достаточно строго и в то же время достаточно мягко; когда он, чутко учитывая их способности и силы, требует лишь доступное, думает о том, за что ученик может приняться охотно и с интересом. В этом синтезе требовательности и чуткости, гибкости и терпеливости кроется одна из важнейших «тайн» преподавания. Нужно всегда помнить, что единственным разумным и плодотворным способом педагогического воздействия является не сухое требование, а толковое объяснение и, в особенности, живой, заразительный пример. Только то, в чём преподаватель убедит учащегося, заинтересует, увлечёт,  может хорошо привиться и пустить корни в душе последнего; навязанное же останется ему чуждым и скоро будет забыто».

Как считает М. Берлянчик, наиболее приемлемая форма занятий на начальном этапе обучения – это «урок-игра», который должен быть содержательным и разносторонним, проведённом на высоком уровне сложности. Главной целью таких занятий он считает активацию восприятия и создания предпосылок формирования мышления ученика в трёх направлениях – слуховом, двигательном и образно-художественном.

На начальном этапе много времени уделяется в основном постановке рук, корпуса, и существует опасность, что при одностороннем изучении двигательно-технической стороны игрового процесса из последнего исчезает его главная цель – Музыка.

Таким образом, центральная проблема начального периода обучения скрипача в том, чтобы естественно внедрить освоение игровых действий в процесс музицирования, «Если потребностью ребёнка, пришедшего в скрипичный класс, является музыкальное звучание, получаемое благодаря игре на скрипке, то можно говорить о совместно-разделённом музицировании, в основе которого лежат сложные умственные действия, интегрирующие образно-художественные, музыкально-звуковые и мышечно-двигательные операции – представления. Понятно, что далеко не все из них доступны начинающему. Во многих случаях он способен выполнять лишь те, которые подсказаны бытовым двигательным опытом. Тут-то и нужно, чтобы педагог взял на себя выполнение недостающих элементарных компонентов сложного музыкально-игрового действия, например операций-ориентировок образно-художественного и музыкально-звукового порядка, детально развёртывая их (проговаривая вслух) в ходе совместного с начинающим музицирования.

М, Берлянчик предлагает наметить несколько стадий практической реализации принципа совместного разделённого музицирования. Первая из них, основополагающая, носит подготовительный характер.

Её цель -накопление   начинающим   разносторонней   и   полной   информации   о закономерностях и технологии выполнения операции, образующих сложное музыкально-игровое действие.

Педагог, играя на скрипке, как бы передаёт ученику функцию восприятия скрипичного звука, направляя его внимание на те или иные параметры звучания и соответствующие им двигательно-игровые приёмы. Тогда устанавливаются связь образа звука и образа игрового движения.

Важно, чтобы при этом восприятие звука скрипки сопровождалось оцениванием критериев звука (нежный, жесткий, колючий, сильный, слабый или же бархатный, матовый, солнечный и т.д.).

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/4353-nachalnyy-etap-obucheniya-igre-na-skripke.html

Скрипка для начинающих

Люди, которым кажутся необоснованными гонорары современных виртуозов Ванессы Мэй или Дэвида Гарретта, просто не представляют, как сложно играть на скрипке: для начинающих извлечение гармоничных звуков из этого инструмента кажется едва ли не магией. Действительно, качество звучания скрипки зависит от множества факторов, немаловажными из которых являются:

  • грамотное расположение инструмента относительно корпуса музыканта;
  • аппликатура пальцев;
  • правильный захват смычка.

Несмотря на сложность задачи, освоение скрипки для начинающего является выполнимой миссией, если за обучение новичка берутся профессионалы.

Возраст не имеет значения, скрипка для взрослого человека может оказаться невероятно вдохновляющей, и процесс овладения исполнительским мастерством пойдет максимально результативно.

При наличии искреннего желания обучиться игре на скрипке, получение заметных результатов для начинающих возможно менее чем за полгода. Однако подобную эффективность могут обеспечить только профессиональные уроки талантливых педагогов.

Именно такими являются преподаватели нашей музыкальной школы по классу скрипки, – креативный подход к проведению занятий позволяют им буквально творить чудеса. Уроки скрипки для начинающих в Москве в школе “Виртуозы” – это практически искусство.

Начать учиться играть на скрипке никогда не поздно!

Многие наши ученики, которые сейчас в совершенстве овладели игрой на скрипке и выступают на сборных концертах, в начале своего творческого пути сталкивались со скептическим отношением окружающих.

Виной тому распространенное мнение, что учиться играть на скрипке для начинающих во взрослом возрасте бесполезно, что только с детства на уроках скрипки для детей можно по-настоящему освоить этот инструмент. На самом деле, освоить этот музыкальный инструмент можно в любом возрасте, и скрипка для взрослых – не исключение.

Главное — разработать правильный план обучения игре на скрипке для начинающих. Взрослые нередко обучаются гораздо быстрее, чем дети, к тому же, у них присутствует чувство ответственности и сильная мотивация, которая редко бывает у малышей.

Преимущества занятий в школе «Виртуозы»

Уроки скрипки для начинающих обязательно включают в себя подробное знакомство с устройством и историей этого смычкового инструмента. Этот курс – один из самых востребованных в нашей школе. Учиться музыке с нами не только легко, но и выгодно:

  • Не нужно подстраиваться под расписание занятий. Индивидуальный график составляется, исходя из ваших пожеланий.
  • Больше уроков — меньше цена. Стоимость одного занятия снижается пропорционально их количеству.
  • Пробное занятие скрипкой для начинающих у нас проходит бесплатно!

Мы предлагаем лучшие условия обучения игре на скрипке для взрослых в Москве.

Не упустите свой шанс реализовать давнюю мечту!

ПРОБНЫЙ УРОК

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 30 минут

1 ПОСЕЩЕНИЕ

600 руб.

1 занятие = 600

СВОБОДА

Абонемент на 8 занятий

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 месяца обучения

максимальный срок абонемента

1613 руб.

8 занятий = 12 900

Абонемент 48

48 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

1280 руб.

48 занятий = 61 440

Абонемент 24

24 занятия

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

1335 руб.

24 занятий = 32 040

Абонемент 12

12 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

1390 руб.

12 занятий = 16 680

Абонемент 8

8 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

1470 руб.

8 занятий = 11 760

Абонемент 4

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

планируемая посещаемость

1560 руб.

4 занятия = 6 240

Абонемент 1

Для тех кому нужно здесь и сейчас

1 Занятие

1 занятие = 55 минут

1 посещение

1700 руб.

1 занятие = 1 700

Абонемент 4

Обучение на дому

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

Рассчитан на 1 месяц

2106 руб.

4 занятия = 8 640

Абонемент 8

Обучение на дому

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 РАЗА В НЕДЕЛЮ

Рассчитан на 1 месяц

2004 руб.

8 занятий = 16 320

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Для гостей школы

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 55 минут

1 РАЗ В НЕДЕЛЮ

1000 руб.

1 занятие = 1 000

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Для учеников школы

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 55 минут

1 РАЗ В НЕДЕЛЮ

500 руб.

1 занятие = 500

Источник: http://virtuozy-msk.ru/services/skripka-dlya-nachinayuschih.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector