Как преодолеть зажатость в голосе?

Зажатость в голосе – проблема, которая сопровождает многих вокалистов. Как правило, чем выше нота, тем более зажато звучит голос, и тем более трудно становится петь дальше. Зажатый голос чаще всего звучит как крик, и крик этот выливается в то, что происходят «киксы», голос срывается или, что называется, «петуха дает».

Проблема эта для певца существенная, поэтому избавиться от неё нелегко, но, как говорится, нет ничего невозможного. Итак, давайте поговорим о том, как убрать зажатость в голосе?

Как преодолеть зажатость в голосе?

Физиология

В вокале, как и в спорте, всё зиждется на физиологии. Мы должны ощущать физически, что поём правильно. А петь правильно – значит петь свободно.

Позиция правильного пения – это открытый зевок. Как сделать такую позицию? Попросту зевните! Вы чувствуете, что у вас во рту образовался купол, маленький язычок приподнят, язык расслаблен – это и называется зевок. Чем выше звук, тем больше растягивайте зевок, но челюсть оставляйте в одном положении. Чтобы звук при пении был свободным и полным, нужно петь именно в этой позиции.

И еще, не забудьте всем показать свои зубы, пойте на улыбке, то есть сделайте «скобку», покажите весельнького «смайла». Направляйте звук через верхнее нёбо, выносите его наружу – если звук остается внутри, он ни в коем случае не будет звучать красиво. Следите за тем, чтобы гортань не поднималась, а связки были расслаблены, не давите на звук.

Яркий пример правильной позиции – выступление Полины Гагариной на Евровидении 2015, пересмотрите видео. Во время пения у Полины видно маленький язычок – настолько она открыла зевок, поэтому-то её голос резонирует и звучит свободно, так, будто её возможностям нет предела.

Держите скобку и позицию зевка на протяжении всего пения: и на распевках, и в песнях. Звук тогда станет более светлым, и вы заметите, что петь стало легче. Конечно, проблема не уйдет после первой же попытки, нужно, чтобы новая позиция закрепилась и вошла в привычку, результат не заставит ждать себя годами.

Упражения

Распевки для того, чтобы избавиться от зажатости в голосе тоже основываются на физиологии. При выполнении упражнений главное – держать позицию и скобку.

  • Вы можете петь «Бдэя, бдэя, бдэ, бдэ», «Брия-брия-брия-брия-бри», «Мия-мия-мия-мия-ми», «Люя-люя-люя-люя-лю», спускаясь по 5 звукам тональности, например: от «соль» до «до» в до мажоре. Не забывайте оставлять челюсть в одном положении и держать гортань и связки в свободном состоянии, при этом не меняя позиции.
  • Пойте «Ми» по нотам до-соль-фа-ми-ре-до, оставаясь в одной позиции на верхних и нижних звуках, постепенно повышайте тональность.
  • Высокие ноты часто берутся криком, поэтому попробуйте петь их тихо, постепенно увеличивая силу звука. Если это начало получаться, значит к голосу пришла свобода.

По прекрасной методике, основанной на ощущениях, работает известный педагог по вокалу Марина Полтева (она является педагогом в шоу «Один-в-один» и «Точь-в-точь» на Первом канале). Можно посетить её мастер-класс или найти много материала в Интернете и взять много полезного для своего вокального развития.

Желание, вера и труд

Мысли материальны – это давно открытая истина, поэтому залог успеха – это вера в себя и визуализация желаемого. Если не получилось после месяца, тем более недели упражнений, не отчаивайтесь.

Упорно трудитесь, и вы обязательно достигните желаемого. Представляйте себе, что звук ходит сам по себе, без каких-либо зажимов, визуализируйте то, что вам легко петь.

После стараний вам покорятся даже самые сложные песни с огромным звуковым диапазоном, верьте в себя. Удачи вам!

Как преодолеть зажатость в голосе?

Источник: https://music-education.ru/kak-preodolet-zajatost-golosa/

Методичка для вокалистов "Как исправить гнусавость в голосе"

Учимся петь красиво

( практические советы)

Как преодолеть зажатость в голосе?

Автор-составитель

методист Реброва О.А.

  • г. Хабаровск
  • Пение в нос или гнусавый голос, согласитесь, не очень радует слушателя, даже если он сливается с музыкой на все 100%.
  • Так как же петь не в нос ?
  • Для начала нужно точно понять поете вы в нос или нет.

Зажмите свой нос и спойте несколько строчек любой песни. Так вы хотя бы начнете улавливать все прелести своего гнусавого голоса и в будущем быстрее распознавать его.

Затем запишите, уже естественным голосом, пару песен, сохранив в аудио файл и после внимательно прослушайте их. Вы обязательно заметите, где вы гнусавите. Не забудьте про друзей с хорошим слухом.

Они вам тоже смогут помочь по данному вопросу. 

Ладно, разобрались. Допустим, что пение в нос ваш стабильный попутчик.Из-за чего же этот некрасивый эффект появляется?

Причина первая:

Как обычно в любом мастерстве главный корень всех дефектов является не физический, а психологический. В нашем случае, как правило, это внутренняя зажатость исполнителя. Наверное, замечали, что уверенный в себе человек не гнусавит. Делаем вывод: нужно учиться петь и не стесняться, при разной публике. Начиная с друзей, родных и так до победного.

Причина вторая:

Но и здесь все вытекает из первой причины. Это слабо открываемый рот.Здесь просто учимся следить за своим ртом и внятным произношением.

Еще способы:Попробуйте не петь, а промычать песню, при этом не старайтесь мычать не в нос, толку мало, все равно будете. Но так вы лучше воспримите неправильное пение. Как бы идя от обратного мы учимся слышать себя и следить за своим пением. Как не крути, а следить  необходимо постоянно. В этом и весь ответ.

Что значит «попасть в позицию»? Как избавиться от гнусавости?

Пение «в позиции» (обычно говорят: в высокой певческой позиции) предполагает фокусировку в некую точку, имеющую все предпосылки для дальнейшего ее расширения. Пение «в маску» как раз и подразумевает расширение этой точки (и резонансные ощущения). В процессе обучения ощущение высокой певческой позиции необходимо стабилизировать.

Гнусавость — или излишняя назализация — недостаток, который исправляется с большим трудом, особенно если вокалист довольно длительное время пел «в нос». Гнусавость может иметь различное происхождение.

Она связана с неправильной работой мягкого небо вследствие различных причин.

Если гнусавость не вызвана органическими причинами (парез или гипотония мышц мягкого неба), то ее происхождение носит функциональный характер: подражание гнусавому голосу, вытягивание шеи, напряжение мышц лица, дефектная работа дыхания при пении, нестабильность в ощущении высокой певческой позиции и т.д. От гнусавости достаточно легко избавляться, если она проявилась на начальном этапе обучения и на начальном этапе певческой практики (у необученного певца). Но если навык гнусавости закрепился, то убирать ее становится трудоемким процессом.

Каковы основные дефекты звука у певцов?

Типичные недостатки: форсирование, «гортанность» голоса, открытый или перекрытый звук. Пестрое звучание гласных, зауженные и, е, безопорность звучания, сиплый тремор или жесткий. Неточное попадание на звук (подъезды). Зажатое или открытое звучание «верхов». Нарушение вибрато, тремор. У певцов хора — тенденция к обезличиванию тембра.

Каковы способы исправления вокальных дефектов?

Способов много: верное определение типа и характера голоса; удобный для пения репертуар; снятие лишнего мышечного напряжения; применение придыхательной атаки для смягчения тембра; использование подвижных упражнений для облегчения звука; требования опоры, зевка, высокой позиции. Лучший способ — недопущение дефектов. Для исправления одних и тех же дефектов могут применяться разные вокальные приемы. Одним певцам лучше помогают мышечные ощущения, другим — вибрационные.

Что делать, если голос «садится»?

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.

Как зависит громкость голоса от открывания рта?

Громкость — понятие субъективное.

Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения.

Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж.

Поэтому сначала нужно наращивать эластичность, гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

Открывание рта дает возможность увеличивать звуковую энергию, продуцируемую гортанью, создает «рупор».

Если певец не владеет в достаточной мере дыханием, но старается «открывать» рот , чтобы как-то себе помочь (правда, это не значит, что нижняя челюсть при этом расслаблена), то это повышает тонус, возможно, что-то ненадолго «откроется». Но эффективного результата певец все — же не достигнет.

Почему при акустическом пении голос свободен, а при пении в микрофон появляется зажим? Как с ним справиться?

Существует обратная связь между чувствительностью слуха к различным частотам и присутствием в голосе соответствующих обертонов.

При пении в акустических условиях такая обратная связь слуха и голоса привычна для поющего, так как именно в акустических условиях происходит работа над голосом и над произведениями.

Певец не воспринимает в своем голосе тембральных искажений, поскольку их субъективно для него не существует. При этих условиях у исполнителя сохраняется возможность управления своим голосом в привычных рамках.

При пении в микрофон такая связь слуха и голоса нарушается, так как голос, звучащий из «колонок», воспринимается певцом, как чужой. Это может происходить по причине неточной отстройки частотных характеристик голоса, звучащего через усилительную систему (микрофон, усилитель, пульт).

Начинающему певцу в этих условиях бывает достаточно трудно оценить звучание своего голоса, и он начинает приспосабливаться к такому звучанию.

Происходит это следующим образом: певец привык при определенномзвукопродуцировании получать определенный результат своего звучания.

Когда этот результат неадекватен привычному звукопродуцированию, певец начинает менять приемы в подаче своего голоса, нарушая отработанную технику. Так возникают зажимы при пении в микрофон.

Профессиональный же певец сумеет приспособиться к «микрофонному эффекту» без какого-либо напряжения со своей стороны. Он хорошо владеет своим голосом, знает свои технические возможности .

Существует еще одно нарушение обратной связи. Это — работа вокалиста в студийных условиях. Здесь певец слышит свой голос практически только через наушники (как это происходит при наложении голоса на фонограмму). И чем лучше вокалист знает свой голос, чем более тонким вокальным слухом он обладает, тем легче он приспособится к «эффекту наушников».

Читайте также:  Где найти силы, чтобы продолжить занятия музыкой

В обоих случаях очень важна грамотная работа звукооператора.

При отстройке мониторов или наушников при записи необходима точная отстройка частотных характеристик поющего, так как певец продуцирует тот тембр, который он слышит (что на входе, то и на выходе).

Хорошая вокальная техника и гибкость владения своим голоса певцу также необходима даже в случае грамотной отстройки микрофона и наушников.

КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ КРАСИВО? КАК ПОСТАВИТЬ ГОЛОС САМОСТОЯТЕЛЬНО?!

Существуют различные методики постановки голоса разными певческими школами. Но прежде чем обратиться к конкретным рекомендациям.

Которые пригодятся не только профессионалам , но и любителям, то есть всем кто любит петь, давайте задумаемся над тем, что такое пение, певческий голос и как научиться петь красиво, как поставить голос в домашних условиях.

Как преодолеть зажатость в голосе?

Пение – один из способов общения и самовыражения человека, естественный и простой, доступный почти каждому.

Как научиться петь красиво? И самостоятельно поставить голос?

Если природа подарила человеку хороший голос , ему хочется петь точно также, как тому, у кого от природы данные бегуна, хочется бегать.

Пение имеет отношение не только к эстетической и эмоциональной сферам, но и к работе комплекса мышц, связанных сдыханием, бессознательно организованной творческим эмоциональным настроем. Итак, процессом пения руководит эмоция. Из этого следует, что профессионал должен уметь создавать её и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но правильно и легко, а само дыхание организовано верно.

В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, — это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если их нарушит какая-то случайность.

Но в большинстве случаев певческие школы предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления на каждую ноту.

Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены (напевной плавной мелодии) и осмысленность фразы и думает не о том, почему и для чего поёт, а о том попал ли звук на нужную ноту.

Увлечённость пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нём, к организации координирующего центра.

Анализирование своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения, потому что анализ – разъединение. А иногда внимание певца сосредотачивается на какой-нибудь одной группе мышц, например при выполнении команд: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол» и т.п., и это нарушает связи звуковедения.

Если глубокие внутренние связи не нарушены певцом – голос звучит. Но к несчастью, можно потерять и глубокие внутренние связи, а с ними и чувство радостно поющего тела.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознаётся певцами. Именно их создаёт и сберегает певческий эмоциональный настрой, но до тех пор, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубо же вмешательстве связи рвутся в каком-то звене, и голос перестаёт звучать. Вот почему так легко теряют голоса даже представители знаменитой итальянской школы.

Что же надо делать, чтобы сохранить и развить связи звуковедения? Самое простое – их надо знать!

Голос поёт и говорит мелодию. А мелодия – это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел – его бросила рука, ветка качнулась – её толкнул ветер.

Следовательно, из работы над голосом логически исключаются так называемые «маски» и «зубы». Они абсолютно неподвижны и потому не могут вести мелодию. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура внешняя, с ними связанная.

Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!

Пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний

Учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, эмоции тоже могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пение, речь и самочувствие.

У актёров и певцов есть профессиональный термин – «опора». Все согласны, что «опёртый» звук – хорошо, «неопёртый» — плохо и что «опёртый звук возможен только там, где есть « опёртый» вдох, хотя, чем отличается «опёртый» вдох от «неопёртого», неизвестно.

А между тем, всё просто.

«Опёртый» голос – это звонкий голос. А что такое «опёртый» вдох? Прикоснуться к плечу партнёра — ещё не значит опереться на него. Опереться – значит перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать , что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки.

Следовательно, «опёртый» вдох – это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «опёрся», говоря попросту, упёрся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и мы чувствуем это.

И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать или петь!

Вдох – движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох – это мысленно установить связь с дном лёгких. Направление гортани диагонально по отношению к лёгким, следовательно, ей удобно петь, если Вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох «опёртый» в спину. Лёгкие расширяются к основанию не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объём его велик.

Источник: https://infourok.ru/metodichka-dlya-vokalistov-kak-ispravit-gnusavost-v-golose-1378461.html

Голосовой зажим – что это и как от него избавиться

17 Апрель 2014

Как преодолеть зажатость в голосе?Очень часто у вокалистов, особенно у начинающих, проявляется зажатость голоса, невозможность петь в полную силу из-за того, что сильно напрягаются внешние мышцы шеи. Они бывают полезны в некоторых ситуациях, но в непосредственно в процессе звукообразования участия не принимают, только мешая. Когда эти мышцы напряжены, становится крайне трудно управлять голосом, от чего сильно снижается качество звука.

Нашим голосом управляют внутренние мышцы гортани, на которые и нужно ориентироваться при пении.

Чтобы понять, виновны ли в зажатии голоса внешние мышцы, нужно проанализировать свои ощущения во время пения. Если голос кажется зажатым даже на слух, если гортань кажется напряженной чисто визуально, если все время хочется опустить голову и прижать подбородок к груди, если от пения быстро наступает усталость, а голосом трудно управлять – зажатость мышц налицо.

Главная причина такой зажатости, невозможность отвлечься от посторонних мыслей, сконцентрироваться на голосе и пении. Бывает очень трудно не замечать какие-либо внешние раздражители, иногда тяжело воспринимается присутствие слушателей.

Порой такие зажимы вызываются тем, что исполнитель боится взять какую-либо ноту из-за сомнений в том, что она получится правильной, безупречной.

Здесь очень важно научиться расслабляться, постараться внушить себе, что ошибка, даже если она произойдет, не настолько страшна, как чрезмерное напряжение мышц и быстро возникающая усталость, которая вообще не позволит петь дальше.

Чтобы научиться расслабляться, полезно сначала начинать пение с тех нот, которые поются легко и непринужденно – распеться. Рот лучше сильно не открывать, пусть он будет полуприкрыт. Открыть его чуть шире или немного округлить можно уже на высоких нотах.

Смотреть нужно прямо перед собой, дышать стараться ровно, без резких вдохов и выдохов. Очень помогает, например, заткнуть пальцем одно ухо, чтобы услышать себя, как бы, изнутри.

Такой способ не только помогает контролировать звук, но и хорошо снимает психологическое напряжение.

Когда голос начинает уходить в верхний регистр, нужно стараться не повышать громкость. Это очень важно для самоконтроля и расслабления. Обязательно нужно прислушиваться к своим ощущениям и стараться зафиксировать, запомнить те, при которых вы чувствуете, что расслабляетесь, что исчезают зажимы и звук получается легким и непринужденным.

Поймав эти ощущения можно переходить от распевки к пению, но ни в коем случае не петь сразу громко. Лучше в полголоса, не напрягаясь, фиксируя и запоминая ощущения. Сила и громкость придут со временем, и чем быстрее вы научитесь расслабляться, тем быстрее добьетесь отличных результатов.

Источник: http://ivannamusic.ru/golosovoy-zazhim-chto-eto-i-kak-ot-nego-izbavitsya.html

— Начинающим вокалистам и вокалисткам! — Всё на свете — Музыка

Как преодолеть зажатость в голосе?

Как развить голос… мычанием! Кто из опытных вокалистов и вокальных педагогов ничего не слышал о помощи приема МЫЧАНИЯ для РАЗВИТИЯ СВОЕГО ГОЛОСА? Держу пари – никто! Всем известна крайне положительная роль мычания. Конечно, этот прием – не панацея, однако он успешно применяется в вокальной педагогике много лет и показал себя как эффективный, действенный инструмент для развития голоса. Прием мычания входит составной частью в ряд вокальных упражнений, но применяется и как самостоятельное упражнение. Конечно, как и любой другой технический вокальный прием, мычание имеет свои оттенки исполнения, не любое мычание поможет голосу развиться, или, другими словами, мычать тоже нужно уметь. По крайней мере, понимать, что делает с вашим голосом тот или иной ВИД ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ, который называют общим словом — мычание. Кстати, забегая немного вперед, хочу сказать, что в школе современного пения применяют и такие способы мычания, которые отличаются от применяемых в школе традиционной. Я постараюсь рассказать в этой статье не только о различиях, но и о сходствах, так как думаю, что вокалисту нужно уметь брать все самое лучшее от разных школ. Считается, что прием мычания наилучшим образом «учит направлять голос в резонаторы», как скажет человек, имеющий отношение к вокалу. Конечно, такая фраза резанет слух физика – из предыдущих статей блока «Теория и практика вокала» вы понимаете, что голос – такая вещь, которая не может «не попасть в резонаторы», в противном случае голоса просто физически не будет. Но что делать, особый язык вокала часто идет вразрез с логикой законов природы, так уж повелось. Просто этой фразой ёмко подчеркивается, что ОПТИМАЛЬНОЕ выстраивание всей резонаторной цепочки, от грудного до головных резонаторов с одновременным нахождением оптимального же воздушного потока и координации его со связками и есть ТО, К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ ЛЮБОЙ ВОКАЛИСТ. Но сказать: «Направить голос в резонаторы» — проще. Вот «нащупыванию» такого ОПТИМУМА и помогает прием мычания. Нужно понимать, что сам прием во всем его разнообразии – вещь вспомогательная, применяемая в процессе ОБУЧЕНИЯ. Опытный вокалист вряд ли будет использовать мычание для тренировки своей техники, разве что для «разогрева» голоса. Но, тем не менее: Упражнение 8 «Правильное» мычание отличается от «неправильного». То, что вы слышите, можно рассмотреть детальнее, чтобы эти отличия понять. В первую очередь, используя этот прием, нельзя ЗАГЛУБЛЯТЬ звук, а также «передавливать» воздухом, громкостью . Упражнение 9 Такое мычание не только не поможет «найти резонаторы», а даже уведет в сторону и закрепит неверно найденные ощущения. Обычно отмечается, что, если прием мычания исполняется верно, то вокалист чувствует легкую вибрацию, зудение в районе губ. Говорят иногда, что «губы чешутся», хотя ощущения, конечно, у разных людей могут быть разными, главное – ГДЕ эти ощущения возникают! Повторяю – должны возникать на губах, в противном случае ищите положение гортани (возможно, вы ее опустили вниз), языка, челюсти, чтобы добиться возникновения «чесотки» именно на губах (изнутри, конечно, воздух-то изнутри идет). Правильное положение языка и челюсти соответствует тому, которое принимают эти органы при произнесении звука М. Сам поиск и есть то, что является НАСТРОЙКОЙ РЕЗОНАТОРА! Вы ищете его верную для вокала конфигурацию! Хоть мычание в нашей обычной жизни ассоциируется только со звуком М, его можно делать и со звуком Н, поскольку это тоже сонорный согласный, который может быть произнесен, как и М, с полностью закрытым ртом. Это важно! Любые другие звуки применять для эксперимента не стоит. Можно ведь петь гласный У, например, и просто закрыть рот, продолжая сам звук извлекать. Мычание, которое при этом получится, не должно вас интересовать, эффектом для развития голоса обладают именно М и Н. Обязательно понаблюдайте за собой. Произнося согласные М или Н человек НЕ СВОДИТ ВМЕСТЕ зубы, челюсть его не напрягается, да и вообще ничто не напрягается – первое условие для хорошего пения. Н от М отличается положением языка. Кончик уперся в нёбо – звучит Н, не касается его – слышим М. Я употребила глагол «уперся», но это, пожалуй, не совсем верно. «Уперся» имеет оттенок усилия, а при произнесении Н усилий не возникает, скорее, правильно будет – касается. А вот если сжать зубы, и «замычать» на Н, то что получится? Голос уйдет в нос. Проявится «назализация», а уж такой вокал неприемлем! Хотя… есть интересные примеры обратного, но об этом в другой статье, она пока не готова. Понаблюдайте, понаблюдайте… Ничего, кроме движения кончика языка вверх, не должно отличать одно мычание от другого. Ничего из того, что вы можете проконтролировать, ощутив. Но это не значит, что больше ничего не меняется. Меняется. Если не вдаваться в излишние подробности, то можно сказать так – гортань при произнесении Н чуть-чуть подается вверх от своего естественного речевого положения, а при произнесении М, наоборот, слегка опускается. Это — не ощущается, это – естественный процесс, но, зная о нем, можно использовать такую природную «тонкость». Замечено, что Н-мычание позволяет достигнуть чуть более высоких нот, чем М-мычание. Конечно, прямое следствие небольшого повышения гортани при произнесении Н! Поэтому такой прием используется только как ИСПРАВЛЯЮЩИЙ. Если педагог слышит, что голос ученика звучит заглублённо, то есть существует неправильная конфигурация резонаторов (гортани, глотки), они слишком опущены, то для исправления такой неправильной цепочки может помочь Н-мычание, в результате которого гортань приподнимется и займет свое естественное положение, а звук, соответственно, «придет в норму». С течением времени ученик «перенастроит» свое понимание верного звучания и привыкнет к тому положению, к той конфигурации, которая дает верный звук. Поэтому звук Н в этом приеме – редкий гость, практически всегда полезно мычать, употребляя в качестве базы звук М. Те, кто пробовал «петь» таким приемом, замечали, наверняка, что им удается подниматься значительно выше тех нот, которые они могли брать обычным образом, когда пели ту же мелодию со словами. В чем тут дело? Почему так происходит? Почему мычать получается гораздо выше, чем петь? В свое время Рауль Юссон, известный исследователь вокала, ввел в обиход понятие ИМПЕДАНСА. В физике суть импеданса – сопротивление. Что же сопротивляется и чему? Когда вы поете с закрытым ртом (закрытый звук), воздушный поток «вытекает» через неплотности губ значительно в меньшем объеме, чем при пении со ртом открытым. Таким образом, сомкнутые губы создают препятствие для воздуха, сопротивление, и это приводит к повышению воздушного давления внутри ротоглоточной полости. Шарик надувается, иными словами. Но этот процесс ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ координировать складкам свою работу с дыханием! Складкам легче работать, когда с ОБЕИХ сторон (сверху и снизу) давление воздуха примерно одинаково. Они, складки, с меньшими усилиями сдерживают воздушный поток, приходящий из легких, да и сам поток становится меньше, координируется!
Читайте также:  Как правильно подобрать репертуар подростку

Источник: http://prometei.my1.ru/faq/0-2

Челюстной зажим

В телесной психотерапии особое внимание уделяется работе с голосом и дыханием. Глубокое дыхание восстанавливает контакт между сознанием и чувствами, сознанием и телесными ощущениями. ( Терапия безрадостности.

Возвращаем радость в свою жизнь., Секреты здоровья и долголетия. Работа с дыханием.

) Что же нам дает работа с голосом? Первое — это снятие горлового и челюстного зажимов, которые возникают еще в раннем детстве. 

Нижняя челюсть служит своего рода запорным механизмом, не позволяющим ничему из вне проникнуть к нам во внутрь. Первоначально челюстной зажим образуются в результате сопротивления насильственному кормлению или употреблению нежелательной пищи. 

И это не единственная функция, выполняемая нижней челюстью. Нижняя челюсть так же призвана не выпускать нежелательные внутренние импульсы наружу. Как правило, речь идет о сильном плаче, крике, гневе, злости…

Помните, как часто в детстве, когда из нас растили «хороших», «культурных», «воспитанных» девочек и мальчиков, — приходилось слышать «рот закрой», «по-губам дам», «че разорался?», «ты же мужчина!», «кто так себя ведет» и так далее.

Думаю, у каждого есть свой список подобных фраз и установок.  

Нижняя челюсть играет важную роль в реализации агрессии. Будем помнить, что первобытные люди использовали зубы не только для того, чтобы жевать, но и для того, чтобы перегрызать горло врагам, впиваясь покрепче в него зубами.

Поэтому, когда человек испытывает гнев, то мощный разрушительный импульс, который зарождается в глубине тела, поступает к нашим челюстям. Этот импульс и придает челюсти дополнительную силу сжатия.

Поэтому подавленный гнев часто проявляется в сильном напряжении нижней челюсти и челюстном зажиме.

С помощью напряжения современные люди научились сдерживать крик, гнев, злобу. И у некоторых это так хорошо получается, что их рот уже не может раскрыться полностью, чтобы что-то громко сказать.

Их речь становится малопонятной, человек «мямлит», возникают множественные проблемы с зубами, начинаются боли в челюсти и в области затылка. Может снижаться зрение.

 Помимо всего прочего, челюстной и горловой зажим блокируют возможность свободного общения и выражения своих чувств, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека и может привести к психосоматическим заболеваниям.

Как определить есть ли челюстной зажим?

Определить наличие у себя напряжения в области нижней челюсти довольно легко. Первый способ — достаточно прощупать свои желваки на скулах напротив ушного отверстия. Если возникает болезненность — значит зажим в нижней челюсти есть.

Второй способ — открыть посильнее рот. Если вы чувствуете ограниченность этого движения, то опять же, это свидетельствует о хроническом перенапряжении мышц, удерживающих нижнюю челюсть. Привычка скрипеть зубами во сне тоже свидетельствует о челюстном зажиме.

Третий вариант — сложите три пальца и поместите их между зубов. Насколько вам комфортно удерживать длительное время такую позицию? Если удобно и комфортно, то сильного зажима скорей всего нет. Если помещаются только два и появляется боль — сильное сжатие. 

А теперь, выберите какую-то деталь на противоположной стене и посмотрите на нее, а потом сильно сожмите челюсти и посмотрите на эту же деталь. Очертания размываются? Вот так зажим.

И напротив, когда человек расслаблен и испытывает положительные чувства, нижняя челюсть слегка опускается. Именно этой цели служат зевки, которые помогают телу расслабиться.

Кроме того, они способствуют поступлению большей порции воздуха в наш организм.

Мы часто зеваем днем не столько потому что нам скучно, сколько потому, что бессознательно хотим сбросить то напряжение, которое в нас возникает в результате попыток заставить себя делать что-то, что нам не нравится.

Упражнение на снятие челюстного зажима

Вегетотерапия Райха. Телесно-ориентированная психотерапия. Итак, упражнение по снятию мышечного блока на челюстном сегменте. Упражнение выполняется в паре. 

Для выполнения упражнения понадобятся 2 вафельных полотенца и крепкие зубы без брекетов. Если у Вас есть брекеты и нет вафельного полотенца, то … делать это упражнение Вам нельзя. Будете вместо этого снимать зажимы с челюсти, когда начнёте работать с горловым сегментом — ибо тут всё взаимосвязано и поэтому иногда взаимозаменяемо. 

Но если у Вас в доме есть чистое вафельное полотенце, которое Вам не жалко, а Ваши зубы не несут на себе ничего лишнего и стоят крепко на месте, то выполняйте это упражнение — смело, но очень осторожно:-). Если есть сомнения, то… решайте сами, делать ли это.  

Упражнение называется «Бобик, отдай поводок, скотина!»

Итак, у нас есть два актёра. Один будет Хозяином, второй — Бобиком. Реквизит (он же — стимульный материал) — вафельное полотенце в роли собачьего поводка. Меняйтесь ролями с Вашим приятелем, чтобы челюстной зажим «распустился» одновременно у обоих.

Собака становится на четвереньки. Хозяин скручивает вафельное полотенце в жгут и берётся за оба конца этого жгута. Собака перекусывает жгут посредине… И… БОКС!!! Схватка началась!

Каждый тянет своё «одеяло» на себя. Тот человек, который играет роль Бобика, должен полностью вжиться в роль и не выпускать полотенце изо всех сил. А второй участник — так же честно тянуть на себя. Собаке разрешается ( даже рекомендуется ) рычать и пускать слюни. Игра  заканчивается с победой одного из игроков. Зажим в челюстном сегменте — проходит.

После этого актеры меняются ролями.

Второй вариант этого упражнения — самостоятельный. Кусайтесь. Возьмите какой-то плотный и упругий предмет. Это может быть все тоже самое плотно скрученное полотенце или упругий мячик, можно использовать и предназначенную для этих целей собачью игрушку. Начните кусать этот предмет со всей силой и страстью, на которую вы только способны.

Читайте также:  Немного о том, какими узами связаны пифагор и музыка.

При этом, попытайтесь руками отнять у самого себя игрушку, вырвав ее изо рта. Ваша задача — выпустить весь тот гнев, который в вас накопился, а заодно и защитить свою «территорию». Когда почувствуете, что напряжение начинает ослабевать, и уже не хочется «рвать и метать», отпустите предмет и расслабьтесь.

Вы почувствуете, что ваша нижняя челюсть немного опустилась и стала более подвижной. 

Горловой зажим.

Зажимы в горле так же возникают в раннем детстве, когда приходилось подавлять плач или крик, сжимая горловые мышцы. Горловой зажим отражаются и на наших связках, создавая в них дополнительное напряжение.

В результате, мышцы, участвующие в звукообразовании, становятся малоподвижными. Это отражается на звучании голоса. Он может быть чересчур ровным и монотонным или хрипловатым и сиплым.

 А может и наоборот быть слишком высоким, ближе к фальцету.

К тому же в области горла, почти под гортанью, находится горловая чакра — вишудха. В ее функции входит регуляция роста.

В психической области она определяет наши способности к общению, самовыражению, коммуникативный аспект творческой деятельности и осознание собственной индивидуальности.

Поэтому работая над снятием горлового зажима мы автоматически восстанавливаем нормальную циркуляцию энергии в этом центре. 

Несмотря на то, что тянется эта проблема еще из детства, мы вполне в состоянии убрать горловой зажим в более зрелом возрасте, привнося тем самым в свою жизнь новую степень свободы и яркости переживаний.

Как снять горловой зажим?

Почаще зевайте. Ведь зевание — это естественный механизм, данный нам от природы для снятия напряжения. 

Пойте. Впервые пойти на вокал мне посоветовал врач — мануальный терапевт. Первое, что он сказал после осмотра — купить дыхательный тренажер Фролова для работы с диафрагмой; записаться в бассейн и на вокал. После этого прочитал лекцию о пользе пения для здоровья организма.

И действительно трудно переоценить ту пользу, которую оказывает пение для физического и психологического здоровья человека. Оно великолепно снимает все горловые зажимы.

Мы не можем ни массажем, ни упражнениями добраться до глубоких мышц гола.

 Зато это может сделать звук, который заставляет вибрировать поверхностные и глубокие ткани горла, освобождая их от излишнего напряжения, снимая мышечные блоки и горловые зажимы. 

Пение сообщает телу «правильные» вибрации, что поднимает жизненный тонус. Красивый голос в прямом смысле слова «завораживает», что позитивно сказывается на самооценке человека и способствует более уверенному и конструктивному общению с другими людьми.

Источник: https://xfresh.info/samorazvitie/232-rabota-s-golosom

Психологические зажимы голоса — как избавиться?

16.02.16

Интервью с Гаевой Татьяной Григорьевной

Психологические зажимы голоса – это проблема, которая может стать серьёзной помехой при занятиях вокалом. О том, почему они возникают у маленьких детей и как с этим бороться, расскажет психолог, кандидат психологических наук Татьяна ГАЕВАЯ.

5-7 лет – очень важный период в жизни ребёнка, период становления характера, формирования самооценки. Именно в этом возрасте могут закладываться и основные комплексы, которые впоследствии станут причиной возникновения психологических зажимов, а это – проблемы с освоением вокальной техники, страх сцены, скованность, неуверенность в себе и в своих способностях.

Как проявляются

  • мышечных зажимов в области позвоночника – в грудном и шейном отделе

Причины

  • Возникают в результате неправильного поведения родителей и педагогов, а в некоторых случаях – врождённые особенности нервной системы ребёнка.

Прежде всего с помощью правильного психологического воздействия на ребёнка. 

Существует ряд эффективных упражнений, которые помогут ребёнку раскрепоститься, почувствовать себя увереннее и максимально раскрыть свой талант.

— Чем раньше ребёнок начинает выходить на сцену, тем больше вероятность, что особых проблем у него не возникнет.

— На репетициях важно не сковывать свободу самовыражения маленького человечка. Если он хочет активно жестикулировать, прыгать, танцевать – пожалуйста, главное – чтобы это не мешало звукоизвлечению.

— Чтобы ребёнок чувствовал себя свободно и уверенно при исполнении, надо попросить его выразить с помощью движений то, как он понимает смысл песни. Опыт закрепится в сознании юного вокалиста, и выступление на сцене пройдёт гораздо легче.

— Нужно снизить прессинг со стороны родителей, ограничить употребление слов «ты должен», «ты обязан». Ребёнку нужно чувствовать, что он просто приносит радость своим дарованием родителям и окружающим.

Существует ряд эффективных упражнений, которые помогут ребёнку раскрепоститься, почувствовать себя увереннее и максимально раскрыть свой талант.

Мячик

Упражнение направлено на развитие диафрагмального дыхания, укрепления мышц брюшного пресса. Выполняется лежа на спине, правую ладошку надо положить на область пупка для контроля.

На вдохе попросить ребёнка надуть (вытолкнуть вверх) мячик-животик, чуть задержать дыхание, посчитав до трёх, затем на выдохе сдуть мячик.

В этом упражнении важно следить за правильным соотношением вдоха-выдоха с движениями живота.

Упражнение лучше выполнять в зале. Сначала попросите ребёнка нарисовать поющее солнышко, у которого изо рта выходят лучики-звуки. Потом нужно сказать ему: «Теперь стань этим солнышком.

Когда поёшь, представь, что твои лучики тянутся как можно дальше в зал, к противоположной стене, постарайся «согреть» лучиками эту стену. На тех, кто сидит в зале, при этом не смотреть».

Это упражнение направлено на расслабление мышц гортани, раскрытие силы голоса и снятие мышечных зажимов в области горла.

  • Записаться на консультацию можно:
  • — позвонив по телефону 8 (495) 765-02-04;
  • — заполнив онлайн заявку .

Все разделы / Воспитание и развитие детей

Источник: http://www.CPS06.ru/soveti_psihologa.html/vospitanie-detej/psihologicheskie-zazhimy-golosa-kak-izbavitsja

Причины и лечение спазмов в горле. Как преодолеть зажатость в голосе?

Лечение психосоматического ларингита – задача, прежде всего, для психотерапевта. Необходимо выяснить причины болезни и работать над их устранением. Это требует значительных материальных и временных затрат с Вашей стороны. Возможно, потребуется реабилитация в специальном учреждении – центре патологии речи или нейрореабилитации.

Важно, чтобы Вы контролировали себя, старались понять те или иные поступки. Если заболевание приносит какие-то выгоды или становится причиной сострадания со стороны других людей, необходимо брать ситуацию под собственный контроль. Избавьте себя от самовнушения, убеждайте себя не в том, что больны, а в том, что здоровы.

Старайтесь отвлекаться от мыслей о болезни, заниматься спортом, любимым делом, увлекайтесь какими-то хобби. Гуляйте на свежем воздухе, общайтесь с положительными людьми. Хороший результат дает программирование на удачу – проигрывайте удачный исход событий, попросите родственников помочь Вам, выразить поддержку и понимание.

Не лишней будет и забота о соматическом здоровье: не переохлаждайтесь, берегите горло от перенапряжений.

При психосоматических болезнях самое главное – справиться с установкой на болезнь, неудачу, страдания и научиться чувствовать себя счастливым человеком.

Психосоматические причины потери голоса

Наиболее часто ларингит психосоматика развивается на фоне таких эмоций, как страх, чувство вины, гнев, депрессивные состояния. На нервной почве болезни возникают по следующим механизмам:

  • Конфликт. Заболевание возникает вследствие того, что части личности одного человека находятся в конфликте между собой. Психосоматические симптомы возникают тогда, когда проявляется условная победа одной из «враждующих» сторон личности человека;
  • Язык тела. Вам знакомы выражения «Это сплошная головная боль», «Я связан по рукам и ногам», «Сердце не на месте» и так далее? Наше тело может рассказывать с помощью подобной симптоматики о том, что нас самих беспокоит, перенося психическое состояние на соматическое здоровье;
  • Мотивация. Удивительно, но заболевания могут быть «на руку» человеку. Это не симуляция, симптоматика вполне реальная, но подсознательно человек стремится иметь эти заболевания, так как они дают выгоды;
  • Прошлый опыт. Чаще всего психосоматическая симптоматика возникает в связи с травмирующими обстоятельствами в прошлом у человек. Лабильный период в этом отношении – детство. Психические детские травмы напоминают о себе соматическими симптомами – тело будто бы старается «переработать» тяжелое прошлое;
  • Идентификация. Если человек подражает кому-то, заболевания «кумира» могут возникать у подражателя. Также идентификация возникает при тесной эмоциональной связи с объектом подражания. Важную роль отыгрывают страх потери или горе утраты;
  • Внушение. Продолжительное убеждение человека в том, что он чем-то болен, действительно способно спровоцировать развитие психосоматических расстройств. Внушение может быть, как намеренным, так и бессознательным со стороны самого больного или его окружения. Сильные люди с высоким уровнем авторитета легко убеждают других в том, что они больны или испытывают определенные симптомы;
  • Самонаказание. Нередко человек пытается «наказать» себя за какой-то проступок, чем бессознательно провоцирует появление психосоматического расстройства. Это может иметь как благоприятный, так и неблагоприятный исход.

  Либидо по Фрейду кратко, развитие, сублимация и отзывы

Лечение подобных заболеваний тесно связано с приемами психотерапии и альтернативной медицины, о чем же.

Ларинготрахеита психосоматическая причина может быть такова:

  • Гнев. Когда человек пребывает в состоянии гнева, повышается артериальное давление, эмоциональное состояние становится нестабильным, нарушается правильный ритм дыхания. Обыкновенно люди не выплескивают свой гнев, и он «опускается» в горло. Поэтому возникают боли и сухость;
  • Страх. Когда человек боится, что его поймут неправильно, чувствует себя неуверенным или некомпетентным в отношении того или иного вопроса, его воля подавляется. Нервное потрясение такого характера способно провоцировать проблемы с голосом;
  • Подавление воли. В любой ситуации, связанной с подавлением воли, человек может чувствовать болезненность в горле, першение и потерять голос.

Обязательно, консультируясь у врача-отоларинголога, упомяните о том, что пережили накануне болезни некие сильные эмоциональные потрясение. Специалист предложит Вам возможные варианты разрешения конфликтной ситуации со стороны Вашей психики.

Психосоматические причины у взрослых

Психосоматика изучает психологию заболевания и может дать ответ на вопрос, какие факторы подобного рода могли привести к развитию недуга. Ларингит не всегда бывает вызван только бактериями или вирусами. Иногда видимых причин для воспаления гортани нет, а голос пропадает, глотать становится больно. В этом случая говорят о ларингите психогенном.

Гортань в психосоматике — орган, который позволяет человеку воспроизводить звуки, выражать свои мысли и чувства.

Все заболевания гортани признак того, что человек запрещает себе что-то высказывать или не может выразить из страха.

Чаще всего ларингит начинается у тех, кто не рискует озвучивать свои негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Эти эмоции и слова «копятся», оседают в горле, что и приводит в финале к воспалительному процессу и отечности.

Источник: https://bolezn.info/psihologiya-i-psihiatriya/prichiny-i-lechenie-spazmov-v-gorle-kak-preodolet-zazhatost-v-golose.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector