Как полюбить классическую музыку личный опыт постижения

Как полюбить классическую музыку за 20 минут

00:00:36 / Возрождение классики

Некоторые люди думают, что классическая музыка умирает, но есть много и таких, кто говорит: «Все еще только начинается!» Сегодня я проведу эксперимент, в ходе которого наглядно докажу, что любого человека можно приобщить к классике подобно обучающемуся музыке ребенку.

Например, мы видим, как семилетний ребенок акцентирует каждую ноту. Через год он уже играет с акцентом на каждой второй ноте, еще через год — на каждой четвертой, а будучи десятилетним — на каждой восьмой.

Обычно после этого ребенок бросает учиться, но если бы он продолжил, то скоро бы у него остался единственный акцент на всю фразу. Дело вовсе не в том, что ребенок полюбил наконец музыку, погрузился в нее или сменил педагога по фортепиано. Просто он стал реже ставить акценты на нотах. Он почувствовал это сам.

А еще почувствовал, как музыка меняет положение его тела. Успех исполнителя во многом зависит от того, может ли он играть на одной ягодице или нет.

00:04:09 / От восторженных до безразличных

Средний зал в 1600 человек по степени приверженности музыке делится на несколько групп. К весьма немногочисленной первой группе относятся люди, влюбленные в классику; радио у них всегда настроено на классическую волну, они регулярно ходят в филармонию.

Вторая группа, побольше, — это те, у кого классика «всего лишь» не вызывает рвотного рефлекса: если по возвращении домой после тяжелого дня на работе они наливают себе бокал вина, кладут ноги на стол, и тут им тихонько включить Вивальди, то он им даже понравится.

Третья, самая значительная группа представлена людьми, которые никогда не слушают классики, ее не существует в их жизни. А есть еще и совсем крошечная группа — это те, кто считает, что у них нет слуха.

На самом деле людей без слуха попросту не существует: когда на ваш мобильный звонит мама и говорит «Привет!», вы не просто тут же узнаете ее, но сразу понимаете, в каком она настроении!

Получается, есть всего три группы. Но даже если брать только их, все равно невозможно без боли смотреть на чудовищный разрыв между теми, кто влюблен в классику по уши, и теми, чья жизнь проходит без нее.

Поэтому нам необходимо доказать тезис: научиться понимать классическую музыку, а значит, и полюбить ее возможно.

В конце концов, не приходило ли вам в голову, что если вас тянет в сон под классику, то дело вовсе не в вас, а в исполнителе?

00:08:16 / Драматические ноты

На примере небольшой прелюдии Шопена можно обосновать приведенный тезис. В одном ее месте проигрывается нисходящая последовательность нот: си-ля-соль-фа. И когда мы сыграли ноту «фа», то какую ноту мы ждем дальше? Любой человек, хоть из деревни в Бангладеш, скажет, что дальше должна идти нота «ми».

То есть очевидно, что нет на свете людей без слуха! Это во-первых. А во-вторых, Шопен не хотел вот так сразу давать «ми». Он уже почти дал нам ее, но тут спохватывается и играет тот же ряд нот сначала. Тут на него находит возбуждение; он добирается до «фа-диез» и только тогда наконец дает нам «ми».

Но это уже неправильный аккорд, или «обманная каденция».

Почему Шопен не дает сразу нужного аккорда на «ми»? Потому что тогда бы музыка кончилась.

Как в пьесе о Гамлете, который, узнав, что его дядя убил его отца, кидается на дядю и едва не убивает того, но тут отступает, а потом снова кидается на дядю и вновь едва не убивает его.

Если он его сразу убьет — пьеса кончится! Поэтому Шекспир вставляет в пьесу целую историю: Офелия сходит с ума, череп Йорика, и так далее — это все для того, чтобы оттянуть наступление пятого акта, когда Гамлет таки убивает дядю. С Шопеном та же история.

00:11:10 / Иметь впереди цель…

Главное в музыкальном деле — далекая цель, мечта, долгая дорога. Играя от «си» до «ми», мы должны думать про большой путь, про длинную дорогу от начальной ноты до последней. Музыку можно лучше понять, подумав во время исполнения пьесы о том, кто вам очень дорог, но кого с вами больше нет.

В аудитории сидят занятые люди самых разных профессий, и пьеса Шопена заставляет их всех слушать и переживать. Это дорогого стоит. Даже у детей улиц из неблагополучных районов Северной Ирландии при прослушивании классики высвобождаются сильные эмоции, связанные с их повседневным невеселым бытом.

Классическая музыка доступна всем и каждому без исключения. Некоторые музыканты так не думают.

Они говорят: «Три процента населения любят классическую музыку, если нам удастся увеличить эту долю до четырех процентов, мы решим все свои проблемы».

Но ведь можно подумать и так: «Все без исключения обожают классику, но они просто еще об этом не знают!» Это, конечно, два совершенно разных мироощущения.

00:17:20 / …увлекая за собой людей

Задача музыканта, художника вообще — пробуждать других людей, оживлять их возможности. Например, дирижер оркестра сам не производит ни звука; весь его успех зависит от того, сможет ли он передать свою силу другим людям.

Понять, получается у него или нет, он может только по глазам музыканта: если они светятся, то у него все получилось.

Если глаза не горят, то надо задаться вопросом: «Кто я такой, что у моих оркестрантов не горят глаза?!» С детьми то же самое: «Кто я такой, что у моих детей не горят глаза?!» После пребывания в культурных эмпиреях, при возвращении в реальный мир любой обязан задаться вопросом: «Кто я такой? Каким я вернулся?»

00:19:00 / О важной роли слова

Наши слова, то, как мы говорим, — это очень важно. Одна женщина, из немногих выживших в Освенциме, попала туда с братом в 15 лет, брату было восемь, их родители погибли.

В поезде по пути в концлагерь она заметила, что брат босой, куда-то делись его ботинки, и она бросила ему: «Что же ты за тупица! Как же ты не уследил за ботинками!» К несчастью, это оказалось последними словами, которые от нее услышал брат, — больше она его не видела; он не выжил. И когда она вышла живой из Освенцима, то поклялась, что больше никогда не произнесет слова, если оно не будет достойно оказаться ее последним словом в этой жизни. Можем ли мы действовать подобным образом в реальной жизни? Нет, конечно, это будет неправильно и для нас самих, и для тех, с кем мы говорим. Однако это является целью, к которой надо стремиться.

Источник: https://snob.ru/go-to-comment/2465

Как понять и полюбить классическую музыку?

Многие родители не знают, как приобщить детей к классической музыке. Часто ребенок отказывается ходить в музыкальную школу, а в зрелом возрасте интерес к качественной музыке может исчезнуть и вовсе.

Но решение есть, и придумал его известный в Украине и за ее пределами киевский музыкант Евгений Громов. Вместе с образовательной организацией Культурный проект в марте этого года он запускает уникальный музыкальный проект — «Я осилю Баха».

  Почему этот проект не имеет аналогов в Украине и важен именно сегодня, с WоMо в эксклюзивном интервью поделился сам автор.

О бунтарском духе и музыке

Для меня музыка, которую я исполняю, всегда нова и современна, вне зависимости от времени ее создания. Вся она принадлежит руслу европейской музыкальной традиции, имеющую более чем тысячелетнюю историю от Гийома де Машо до Джорджа Бенджамина.

Но поскольку в нашем сознании разорвано видение полной картины становления и развития музыки, некоторые вещи поначалу кажутся бунтарскими. Безусловно, есть города с невероятно насыщенной и разнообразной концертной жизнью.

Прежде всего мегаполисы: Лондон, Берлин, Париж, Амстердам… но не только. Скажем, относительно небольшие швейцарский Люцерн или австрийский Зальцбург имеют потрясающие музыкальные форумы, на которых представлен весь стилистический спектр  музыки.

Украина в целом и Киев в частности, увы, не могут похвастать подобным статусом.

О понимании современной музыки

Музыка первой половины ХХ века давно стала классикой и звучит повсеместно. Второй половины – гораздо меньше, даже в Европе. Для этого существуют специализированные фестивали. Также некоторые солисты и ансамбли ведут активную деятельность в данном направлении. Западные оркестры включают в свой репертуар 5-10% авангардной музики, вплетая ее в более доступный для широкой публики контекст.

Фото Владимир Осипенко

Для понимания современной музыки необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о том, что и как писалось прежде и непосредственно перед ней. И самообразование здесь играет не последнюю роль.

Проект концертов-лекций «Я осилю Баха» задуман мной лет 10-15 назад. Это то, что я хотел бы вернуть себе в качестве ребенка-слушателя, когда только начинал учиться музыке. В программе данного цикла концертов-лекций мною будет показано то, что узнал и полюбил со временем, самостоятельно, но о чем не предполагал в музыкальной школе.

Об обучении в музыкальных школах

Очень трудно всем сейчас, и музыкальным школам не в последнюю очередь. Но… время идет: талантливые дети рождаются, растут, а ничего не меняется в сфере начального музобразования.

Если говорить о Европе, там совсем иной подход к приобщению детей к музыкальному миру.

Включаю как-то канал Mezzo и вижу: в парижском Cité de la musique (Городе музыки) один из лучших оркестров Франции исполняет исключительно для юношеской аудитории балет-сказку Стравинского «Жар-птица», а после концерта – лекция, в которой выдающийся композитор и прославленный дирижер Пьер Булез дает краткие пояснения относительно композиционно-поэтических деталей партитуры и тут же подтверждает сказанное посредством оркестра вживую. И полный зал заинтересованной детворы… Я бывал несколько раз на люцернском фестивале. При нем лет 10 тому назад учредили Академию музыки ХХ столетия с большим количеством разнообразных мастер-классов и воркшопов, где выдающиеся композиторы читают лекции, объясняют свои произведения, учат правильной их интерпретации. Признанные дирижеры, инструменталисты обучают молодое поколение исполнителей тонкостям дирижирования и игры на различных инструментах. И все это в непосредственной дружественной атмосфере. Перефразируя Бетховена: «от сердца к сердцу».

Фото Алина Карбан

Не нужно бояться показывать детям и весьма сложные, на первый взгляд, вещи. Пусть они видят контрасты, более широкую амплитуду стилистических колебаний музыки в разные эпохи.

Ребенок должен пройти сквозь это, а затем, может быть, и отбросить за ненадобностью.

Мы видим тут совсем другой подход к воспитанию музыкального вкуса у ребенка, возможно, в чем-то отдаленно напоминающий принципы Вальдорфских школ.

О формате проекта «я осилю баха»

Так уж повелось, что часто на своих концертах я вынужден был давать вступительные комментарии, вводя слушателей в атмосферу музыки и акцентируя внимание на важных аспектах сочинения. Я начал практиковать это еще с начала 90-х годов. В начале 2000-х провел со своим приятелем в союзе композиторов двухгодичный курс лекций о музыке ХХ века.

Принцип подбора музыки для концертов-лекций “Я осилю Баха” был довольно прост. Мною выбраны наилучшие с композиционной, поэтической точки зрения произведения, написанные специально для детей либо апеллирующие к сознанию ребенка.

К примеру, «Лирические пьесы» Эдварда Грига полны скандинавскими сказочными персонажами: феями, эльфами, гномами, троллями… Эта музыка изучается в музыкальных школах очень фрагментарно. А ведь по отдельной взятой пьесе нельзя судить, скажем, о романтизме в целом.

Для большей наглядности, в этом проекте , я, рассказывая о музыке, сразу же буду озвучивать то, о чем говорю.

Источник: http://womo.ua/kak-ponyat-i-polyubit-klassicheskuyu-muzyiku/

Как полюбить классическую музыку?

Для некоторых людей слушать классическую музыку – пустое времяпрепровождение. Считается, что понимает и любит классику только подготовленный слушатель. На самом деле этот вид искусства может быть понятен каждому.

Читайте также:  Как придумать мелодию

Отправились два торговца в Африку. Они хотели заняться там бизнесом, продавая обувь. Каждый отправил жене письмо. Один писал: «Идея безнадёжная, так как все здесь ходят босиком». Второй написал: «Всё складывается отлично – здесь все ещё ходят босиком!» (анекдот)

Бывали ли вы в ночных клубах или ресторанах? Думаю, что какое-либо из таких заведений каждому взрослому человеку приходилось посетить хотя бы раз.

Надеюсь, вы весело провели время! Не помните, под какую музыку там танцевали? Обычно в клубах звучат композиции в стиле так называемой прогрессивной электро-музыки, а в ресторане чаще всего – в стиле шансон и поп.

Прекрасная музыка для того, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Но я предлагаю поговорить о классической музыке. Возможно, кому-то из читателей тема покажется неактуальной. Вот вам-то и посвящаются эти строки. Возвращаясь к анекдоту – есть люди, которые думают, что классическая музыка доживает последние годы, другие же считают, что её возрождение только начинается.

Не будем вдаваться в статистку, выяснять процент слушателей классики и её рейтинг на радио– и телеканалах.

Я поинтересовалась у школьников от четырнадцати до семнадцати лет: каково их отношение к музыкальной классике. В большинстве своём ребята среагировали примерно так: «А что это такое, классическое музыка, и с чем это едят?» Это несмотря на то, что в школьной программе урок музыки есть. Отчего такое пренебрежительное отношение к жанру?

Наверное, вы согласитесь, что в том, что молодые люди близко не соприкасаются с музыкальной классикой, нет их вины. Представьте, если бы вам с раннего детства ставили тогда ещё виниловые пластинки с прекрасными образцами классической музыки понемногу каждый день.

И происходило бы это в непринуждённой обстановке, без «давления» родителей типа: «Садись, слушай, запоминай, анализируй!» Если бы музыка в доме звучала так же естественно, как проходят семейные застолья по праздникам, вероятнее всего вы – если бы даже и не полюбили классику – по меньшей мере стали уважать этот жанр.

Я «раскусила», что такое классика, и поняла, «с чем это едят», благодаря стараниям отца. Лет с четырёх меня посвящали в это прекрасное искусство, но осознание того, как это красиво, ощущение удовольствия и восторга от слушания такой музыки пришло лишь лет в десять.

Итак, предлагаю тем, кому не близок музыкальный жанр, о котором я веду речь, – давайте проведём эксперимент. Вы обязательно должны стать его активными участниками! Найдите, к примеру, в Интернете запись музыки Вивальди «Времена года», или пусть это будет «Болеро» Равеля, или же «Лунная соната» Бетховена.

Конечно, вы не раз слышали хотя бы фрагменты из этих шедевров мировой классики. Могу поспорить – эта музыка обязательно затронет тончайшие струны души. Примеров такой музыки масса. Но с чего-то надо начинать.

При желании через некоторое время вы обязательно начнете слушать и понимать более сложные по восприятию произведения. Музыкальные произведения с трагическими нотками напоминают грустные моменты жизни. Если составить фонотеку таких произведений и начать слушать полюбившиеся мелодии, через призму своих воспоминаний мы прольём немало очищающих душу слёз.

Музыке свойственно пробуждать в нас чувства и эмоции. Изучая ее влияние на человека, учёные разных стран обнаружили чудодейственный эффект многих классических произведений. Особенно огромное количество разговоров ведётся вокруг творений таких гениев, как Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Шуберт, Шуман, Чайковский и Дебюсси.

Если вы попробуете сделать так, как я предложила, очень надеюсь, что вы согласитесь – классическую музыку любят и воспринимают все, стоит просто попробовать и научиться это делать!

Юлия Житенёва 

Источник: https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/3106836/

Как полюбить классическую музыку. 5 советов Kaktakto

Многие признаются, что не могут слушать классическую музыку. Что это не их формат. Есть конечно любимые отрывки из классики — из «Времен года» Антонио Вивальди, «В пещере горного короля» Эдварда Грига или «Лакримоза» Моцарта, но вот сидеть и целый час слушать симфонию или, не дай бог, оперу — просто невыносимо.

Для тех, кто хочет, но пока не в состоянии полюбить классику, Kaktakto предлагает пять советов, которые помогут не уснуть на концерте и с удовольствием послушать музыку.

Почти вся музыка, что мы слушаем, это исключительно одна музыкальная форма — песня. Куплет, припев, опять куплет и припев и всё. С точки зрения музыкального гурмана вы сильно обделяете себя. Едите целыми днями, месяцами, годами один хлеб, забыв про овощи, фрукты, морепродукты и мясную продукцию.

В мире музыки существуют десятки форм — фуги, сонаты, симфонии, рондо, кантаты, оперы, сюиты, концерты, фантазии и т.д.

Для начала было бы неплохо познакомиться с основными формами классической музыки и послушать по одному известному произведению в каждой из музыкальных форм.

Когда у вас есть примерное представление о музыкальной конструкции, увеличивается вероятность, что вы лучше поймете конкретное произведение.

Классическая музыка сложна для восприятия. Причем она постоянно усложняется. Если самые известные вещи Вивальди, Баха и Моцарта берут за душу даже многих ценителей шансона и русского рэпа, то оценить красоту произведений большинства композиторов 20 и 21 века понять и полюбить неподготовленному слушателю будет непросто.

Поэтому не забегайте вперед. Для начала выберите по одному произведению мастеров 17-19 века. Например, «Времена года» Вивальди, 40-ю симфонию Моцарта, 5-ю симфонию Бетховена. И слушайте каждый день целиком по одному из выбранных произведений.

Первые несколько дней вы будете скучать, оживая только над всеми известными кусками, типа «та-да-та-ДА, та-да-та-ДААА» — из 5-й симфонии Бетховена. Но через-пару тройку прослушиваний вы начнете втягиваться и каждое последующее прослушивание будет дарить вам наслаждение.

Каждый раз вы будете находить в одном произведении что-то новое и удивляться.

Новичкам в классической музыке легче начинать с программных произведений, то есть инструментальной классической музыки со словесным указанием на свое содержание.

Самый знаменитый пример программной музыки – «Времена года» Вивальди. В этот цикл входят четыре самостоятельных произведения – «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Когда мы ставим «Весну», сначала мы слушаем «Март», затем «Апрель» и «Май».

Согласитесь, что начинающим слушать классику будет намного проще понять «Апрель», чем Концерт для скрипки, виолончели и струнных си-бемоль мажор. «Апрель» сразу вызывает в нас ассоциации – начало настоящей весны, набухание почек, первые цветы, пение птиц и т.д.

Остается только считать эти ассоциации с музыки и кайфануть.

Вот небольшой список самых известных программных произведений:

  • Чайковский — «Времена года»
  • Сенс-Санс — «Карнавал животных»
  • Мусоргский — «Картины с выставки»
  • Григ — «Пер Гюнт»
  • Римский-Корсаков — «Шахеразада»

Для восприятия классической музыки важны хорошие условия. Не пытайтесь слушать симфонии в транспорте, если у вас нет качественных наушников с хорошим шумоподавлением. Идеальный вариант — устроиться дома в любимом кресле, заварить чайку или налить, чего вы любите и остаться наедине с музыкой.

Большинство людей сейчас музыку не слушают. Как правило, она звучит фоном, пока мы делаем дела по дому, работаем, сидим в соцсетях или читаем книгу.

Такой подход к потреблению классической музыки, да и к любой другой, применять нежелательно. Хорошая качественная музыка требует от вас присутствия и вовлечения.

Некоторые предпочитают слушать музыку с закрытыми глазами, для более глубокой концентрации на музыке.

Выберите для себя любимого композитора. Разумеется, вам должны нравиться его произведения. Купите или скачайте книгу с его биографией. Выясните, где и как он жил, как он создавал произведения и т.д. Изучение биографии композитора, исторического, социального и культурного контекста способствует лучшему пониманию его произведений.

Не менее важную роль, чем композитор в классике занимают исполнители, дирижеры. Плохой музыкант с легкостью испортит даже самое выдающееся произведение. Как и в любой другой профессии, посредственных исполнителей гораздо больше, чем выдающихся.

Поэтому слушайте только лучших музыкантов. Прежде чем послушать новое произведение, убедитесь, что его сыграли мастера. Благо, в интернете не составит труда найти информацию о большинстве больших музыкантах.

Великая музыка в руках великого исполнителя превращается в шедевр, прослушивание которого доставит вам наслаждение.

Источник: https://kaktakto.com/poznavatelno/kak-polyubit-klassicheskuyu-muzyku-5-sovetov-kaktakto/

Три причины полюбить музыку (еще сильнее)

С давних времен люди приписывали музыке чудодейственные способности. Древние египтяне считали, что она помогает от укусов змей.

Итальянский музыкальный стиль и танец тарантелла, по одной из легенд, изначально был популярным в народе целительным средством: его ритмы, как считалось, помогали избавиться от яда тарантулов. Постепенно на смену суевериям пришло научное знание.

Сегодня музыка вполне осознанно используется психологами, психотерапевтами, педагогами и медиками в своей практике. Исследования нейробиологов помогают понять, почему занятия музыкой — универсальный инструмент для поддержания нашего мозга в тонусе.

Иногда спеть о чем-то оказывается в буквальном смысле проще, чем сказать словами. Это относится к тем случаям, когда травма мозга приводит к нарушениям речи.

Писатель и популяризатор науки Елена Маннес (Elena Mannes) в книге «Сила музыки» (The Power of Music) приводит историю человека, который после перенесенного инсульта утратил способность говорить. Ему буквально заново приходилось осваивать язык.

В ходе восстановительной терапии оказалось, что ему гораздо легче удавалось освоить фразы, если он пропевал их, а не проговаривал.

Данный метод известен как мелодико-интонационная терапия — при его использовании задействуется правое полушарие головного мозга, тогда как центр речи у большинства людей сосредоточен в левом. Исследователи отмечают, что в ряде случаев после инсульта или серьезной травмы в результате такой терапии речевой центр даже перемещался в другое полушарие (1).

Интересно, что способность воспринимать музыку сохраняется в самых сложных случаях — даже когда человек перестает узнавать других людей и теряет память.

«Лишь в очень редких случаях те, кто пережил травму мозга, утрачивают способность наслаждаться музыкой, — писал нейропсихолог Оливер Сакс, — Влияние музыки на наш мозг огромно, и даже сейчас мы не вполне представляем себе этот механизм. Речь идет не только о когнитивных способностях.

Например, людям с последствиями энцефалита, которые были практически парализованы, музыка возращала способность танцевать. В восприятии музыки задействованы почти все области мозга. Поэтому ее эффект настолько универсален».

Итак, с помощью музыки можно заново «научить» травмированный мозг привычным вещам. Но может ли музыка изменить здоровый мозг? Исследования показывают, что занятия музыкой особенно важны в раннем детстве.

Невролог и пианист Фредерик Уллен (Fredrik Ullen) поясняет, что в раннем возрасте происходит формирование белого вещества и пирамидального тракта — участка, отвечающего за координацию движений. Например, у пианистов, которые начали упражняться до десяти лет, эта зона была развита лучше.

Уллен тажке отмечает, что аналогичные изменения наблюдаются у спортсменов и танцоров балета.

«Музыка сама по себе не делает нас умнее, — объясняет канадский психолог Сильвен Морено (Sylvain Moreno). — Однако она воздействует на самые разные способности, которые, в свою очередь, делают нас более чувствительными к восприятию информации». Группа Морено провела исследование с двумя группами детей.

Первая участвовала в 40-часовой программе музыкальной подготовки, которая включала в себя работу с ритмом, тоном, мелодией и голосом. Вторая группа проходила аналогичную программу, но ориентированную на работу с визуальным материалом (восприятием цвета, композиции, художественных образов).

Затем дети из обеих групп прошли тестирование. Оказалось, что группа «музыкантов» лучше справлялась с задачами на концентрацию, внимание и способность к быстрому освоению новой информации (2).

Морено отмечает, что музыкальная грамотность позволяет расширить наш «когитивный запас» — набор мыслительных стратегий, которые позволяют нам находить новое и нестандартное решение проблем.

У тех, кто практикует занятия музыкой, мозг стареет медленнее. У пожилых людей нейронные связи, отвечающие за восприятие и обработку звуковых сигналов, ослабевают. Сигнал идет медленнее — и человек чаще переспрашивает, не сразу отвечает на вопрос, не может выделить из общего шума знакомый голос.

Исследования Северо-Западного университета (США) показали, что у музыкантов в зрелом возрасте области, связанные с передачей звука, действовали почти так же хорошо, как и у молодых (3).

Значит ли это, что рок-легенды вроде Мика Джаггера, которые и на седьмом десятке излучают энергию и юношеское обаяние, интуитивно разгадали омолаживающий секрет музыки?

И все-таки, почему именно музыка? Почему даже созерцание великолепных картин или, скажем, занятия каллиграфией не могут сравниться с мелодичными звуками и зажигательными ритмами? Мнения специалистов сходятся в одном: когда мы слушаем или творим музыку, весь наш мозг приходит в движение.

Читайте также:  Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Музыка словно растекается по нему, проникая в самые разные уголки. Когда мы слушаем произведение, напеваем, отстукиваем ритм, танцуем или играем на инструменте, наши нейроны устраивают настоящую дискотеку. Электрическая активность переходит от одного участка к другому, и таким образом связи между ними укрепляются.

Это дает множество плюсов: обмен информацией становится быстрее, и число нейронов, которые задействованы в этом обмене, увеличивается. Такие изменения наблюдаются даже у тех взрослых, которые поздно начинают учиться.

Так что если вам совершенно не хочется избавляться от старого пианино, у вас есть законный повод оставить его — и превратить в лабораторию по изучению возможностей своего мозга.

1. «Music therapy for acquired brain injury», Cochrane Database of Systematic Reviews, 2010, онлайн-публикация от 7 июля.

2. «Short-Term Music Training Enhances Verbal Intelligence and Executive Function», Psychological Science, November, 2011, vol. 22, № 11.

3. «Musical experience offsets age-related delays in neural timing», Neurobiology of Aging, 2012, vol. 33, № 7.

Источник: http://www.psychologies.ru/wellbeing/harmony/polyubit-muzyiku-silnee/

Полюбить классическую музыку за 20 минут

Веришь, что классическую музыку можно полюбить за 20 минут? Если ты еще не уверен – срочно смотри эту лекцию!

Все мы знаем, что классическая музыка имеет огромную историю и была написана самыми настоящими гениями. Классику включают маленьким детям, беременным женщинам, она хороша для медитаций и успокоения.

Но, тем не менее, для многих классическая музыка остается чем-то сложным, слишком возвышенным.

Думаешь, классика это не для тебя? Мы убедим тебя, что классика – для каждого!

‘Некоторые люди думают, что классическая музыка умирает, но есть и те, кто говорит: ‘Все еще только начинается!’ Я могу наглядно доказать, что любого человека можно приобщить к классике, как обучающегося музыке ребенку’, – Benjamin Zander.

Бенджамин Зандер, музыкальный гений и бостонский филармонический дирижер, представил ‘Трансформативную силу классической музыки’ на TED. Он доказывает, что каждый может оценить и насладиться классической музыкой. Выявляя нашу способность слышать, он утверждает, что у всех есть музыкальный слух. А любви к классической музыке можно научиться, научив себя слушать ее по-другому.

Зандер популяризует классическую музыку уже более 30-ти лет. Он вдохновленно и весело рассказывает о музыке, помогая людям, которые думают, что не любят классику, воспринимать её правильно.

‘В мире нет немузыкальных людей. Если при прослушивании вам стало скучно — виноваты не вы, а исполнитель’, – говорит Зандер. – ‘Все любят классическую музыку – они просто еще не знают от этом’

В своём юмористическом, эмоциональном и вдохновляющем выступлении на самой амбициозной конференции TED Зандер обсуждает нашу способность слышать и слушать музыку. Зандер считает, что нет такого понятия как ‘у меня нет слуха’. Его 20-минутный монолог о музыке, единстве и гармонии заставит вас полюбить классическую музыку и слушать ее снова и снова.

‘Теперь я хотел бы рассказать вам о вас. Полагаю, это 1600 человек. Я думаю, что, вероятно, 45 из вас абсолютно увлечены классической музыкой. Вы обожаете классическую музыку. У вас есть компакт-диски в автомобиле, вы ходите на симфонические концерты, а ваши дети играют на инструментах. Вы не можете представить свою жизнь без классической музыки. Это первая группа, довольно маленькая.

Есть еще одна большая группа. Люди, которые не против классической музыки. Вы вернулись домой после длинного дня, берете бокал вина и устраиваетесь поудобнее. Тихо играющий Вивальди на заднем плане не помешает. Это вторая группа.

Третья группа – это люди, которые никогда не слушают классическую музыку. Это просто не ваше. И это самая большая группа.

А еще есть люди, которые думают, что у них нет слуха. Удивительное количество людей думают, что медведь им на ухо наступил’.

Бенджамин считает, что слух есть у всех. Не будь его – вы бы не узнавали голоса по телефону, не различали бы настроений и интонаций человека.

Зандер утверждает, что у всех нас – фантастический слух. И в доказательство этого экспрессивно играет прелюдию Шопена, от чего аудитория приходит в восторг.

Как же новичку полюбить классику?

  1. Слушай и исследуй популярных композиторов: Бетховен, Моцарт, Бах, Брамс.
  2. Изучи десятку классических музыкальных альбомов. Читай отзывы и узнавай чужие мнения.
  3. Посещай концерты классической музыки!
  4. Послушай уже знакомые произведения повторно.

    Потом переключись на нескольких новых музыкантов.

     Биограф Моцарта в своей книге говорит, что ‘шедевры римлян и греков все больше и больше воспринимаются путем повторного чтения, по мере того, как вкус становится утонченным – то же самое верно и для профессионалов, и для любителя в отношении слушания музыки Моцарта’.

Но для начала – посмотри лекцию Бенджамина Зендера. Маэстро убедит тебя в том, что полюбить классическую музыку легко. С его простым подходом и одержимостью музыкой, этот человек докажет, что у каждого есть слух и все мы способны воспринимать музыку, особенно классическую.

Если тебе нужно вдохновение, или ты еще не уверен, что любишь классическую музыку – срочно смотри эту лекцию!

Источник: http://musicweek.ua/classical-music/

Как полюбить классическую музыку

«А мне больше нравится классическая музыка» — насколько эта фраза приподнимает интеллигентность и загадочность в современной компании. Девушки завистливо цокают языком, парни подсаживаются поближе, а воротилы бизнеса в выкупленной на весь сезон ложи в Большой театр отрываются от своих ноутбуков.

Но одной фразы, конечно, недостаточно. Если за ней скрываются «Шопен — Сад Эдема» или «Бетховен — Мелодия слез», то дело плохо: это как раз сочинения нео-классиков (о них мы скажем позднее), написанные в наше время и никак не относящиеся к великим композиторам 300-летней давности.

И чтобы не потерять лицо, нам срочно нужен небольшой тренинг в мире музыки.

Задумайтесь: где вы слышите классическую музыку, если не в концертных залах? В рекламе по телевизору, в некоторых фильмах, по радио у водителей с развитым кругозором или в модных современных ресторанах.

Кажется, что она создает ощущение покоя и созидательное настроение, но это лишь верхушка айсберга. Без постоянного резкого ритма ударных и гитарных рифов наше замыленное ухо не воспринимает более сложные структуры, присущие классической музыке.

И чтобы прочувствовать вкус музыкального разнообразия, нужно постепенно приучать ухо к мотивам и гармониям, внутренним потокам и полифонии (практически той, что была так разрекламирована создателями мобильных телефонов еще два десятилетия назад).

Вы должны быть как опытный сомелье — уметь ощутить вкусовые нотки, из которых состоит музыка, вязкость ее структуры и потом уже решать — подходит она вам или нет.

С чего же начать? В первую очередь, как и любой процесс, этот путь требует времени и методичности. Создайте свой плейлист «Погружение в классику» и добавляйте туда только те композиции, которые вы бы послушали еще раз. Необходимо осознать, что «классика» делится на целый мир разнообразных временных отрезков, являющихся продолжением друг друга.

Я бы составил такой список по степени восприятия современным человеком — классика и романтика, барокко, импрессионизм, двадцатый век, ренессанс, авангард.

Но необязательно переходить постепенно, можно каждый раз добавлять понравившиеся композиции из разных стилей и жанров.

Практически каждый композитор в общей сложности написал от 30 до 300 часов музыки, поэтому выбор велик, но изначально концентрироваться лучше на хитах. В интернете есть замечательные подборки популярной классической музыки.

Когда слушать классическую музыку? Для каждого отдельного случая, конечно, есть своя музыка, оптимально подходящая к месту.

На ходу, в транспорте, в шумных местах смело включайте симфоническую музыку нетленных классиков — Моцарта, Бетховена, более позднего Брамса или монументальные работы Малера.

Для работы хорошо подойдет фортепьянная музыка, легко превращающаяся в фон: прелюдии Дебюсси, пьесы Эрика Сати, сонаты Прокофьева и абсолютно все произведения великого романтика Шопена.

Добравшись до дома и заканчивая свою бытовую рутину, попробуйте поставить оперные арии и романсы: подборка из самых известных фрагментов опер, а также романсы русских композиторов Рахманинова и Глинки создадут гармоничную и приподнятую атмосферу.

Вечерний отдых — время джаза… или экспериментов? Поставьте легкую классику с солирующей скрипкой: концерты Баха и Вивальди, произведения Мендельсона и Паганини, Равеля и Грига. Она создадут мелодичный покой, обволакивая и преображая все вокруг.

Или можно смело уйти в мистические дали модных композиторов, создавших свой неповторимый стиль: Арво Пярт, Ян Сибелиус, Альфред Шнитке.

Где находить классику? Сейчас музыка доступна практически везде! Разбираясь все больше в своих ощущениях, познавая свою реакцию на музыку, вы сможете расширять свой кругозор и добавлять все больше произведений. Классическая музыка — это целый мир, который дает пищу и душе, и сознанию.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/40102321-kak-polyubit-klassicheskuyu-muzyku/

Ребёнок не любит музыку – что делать? Как увлечь классической музыкой современного школьника

Быть родителем школьника – нелёгкая задача. Уроки, дополнительные занятия, кружки и секции – разобраться во всём этом круговороте очень непросто. А ведь кроме физического и интеллектуального развития нужно помнить ещё и о нравственно-духовной составляющей, музыкальном и художественном вкусе.

К сожалению, всё меньше и меньше нынешних родителей выбирают для своих детей музыкальное развитие. Аргументы в пользу такого отказа приводятся самые разные, от «музыка – это бесполезно и уже устарело» до «мой ребёнок не любит музыку и песни». Что же, многим покажется, что доля истины в таких высказываниях есть, но так ли это на самом деле?

Музыка – это всегда модно!

Под таким девизом в двенадцати школах Южной Кореи были введены экспериментальные уроки музыки для школьников всех классов. Занятия включали в себя развитие музыкального мышления, изучение классической музыки на примере современных музыкантов, которые её играют, а также пение и базовые навыки игры на музыкальных инструментах.

Пятилетний эксперимент прошёл с оглушительным успехом! Те школьники, которые регулярно посещали музыкальные занятия, занимали призовые места в соревнованиях по художественному чтению, истории и философии, а также оказывались более успешными в точных науках. Двое школьников смогли защитить особые новаторские проекты в компьютерной области. Кроме того, продуктом музыкального творчества детей стали несколько инструментальных баллад, которые быстро набрали популярность в юношеской среде.

Организаторы эксперимента утверждают, что главное – это подбирать правильную программу занятий. Восприятие музыки естественно для человека, и зная возрастные особенности музыкального развития, можно увлечь ею абсолютно любого человека.

Музыку может любить каждый!

«Все могут любить классическую музыку!» — в этом уверен Бенджамин Зандер, дирижёр Бостонского филармонического оркестра. В своём цикле выездных программ и концертов он шаг за шагом рассказывает о том, какую музыку любят дети и как увлечь людей классической музыкой.

Эти 4 совета из его программ о том, как полюбить классическую музыку, мы перевели специально для проекта «Колыбельные для всей семьи».

1. Раннее музыкальное развитие ещё не означает любовь к музыке во взрослом возрасте, однако абсолютно точно гарантирует способность лучше понимать, принимать и слышать человеческую речь. Если вы хотите, чтобы ваши дети были чуткими людьми, умели слышать собеседника и завлекать своими идеями – занимайтесь с ними музыкой!

2 Если ребёнок не любит музыку, это означает, что он просто её не знает. До многих классических симфонических композиций нужно дорасти, и иногда для этого не хватает даже всей жизни. Каждому возрасту свойственны свои особенности музыкального восприятия. Они обусловлены нашей физиологией: сердечным ритмом, гормональным фоном, скоростью нервных реакций.

Школьники воспринимают музыку как что-то, поражающее воображение, либо как процесс, в котором можно поучаствовать.

Именно поэтому наибольшим успехом для детей школьного возраста будут пользоваться рок- или этно-интерпретации классической музыки – это отзовётся в юном организме, заставив выбивать ритм или даже танцевать.

Детям также нравится прочтение классики современными музыкантами на необычных музыкальных инструментах. Такие представления вызывают удивление, желание сделать что-то похожее.

3. Сочетайте музыку с визуальными картинами – это делает любую композицию гораздо более ясной.

Зачастую все те переходы и смены тональности, которые в музыке призваны рассказывать свою историю, просто непонятны большинству молодёжи.

Визуальный ряд или клип помогает лучше понять, о чём именно говорит эта мелодия. Замечательные примеры подобного видео сопровождения вы можете найти в нашей Видеобиблиотеке.

Кроме того, пусть классические композиторы станут для ребёнка живыми людьми. Вместе узнайте их биографию, историю жизни или какие-то интересные факты, которые сделают пустое имя чем-то знакомым.

4. Настаивайте на том, чтобы именно слушать музыку. 3 минуты вдумчивого прослушивания «Ноктюрна» Шопена принесёт больше пользы, чем целый час классической музыки в качестве звукового фона. Это имеет особенно значение для детей старше 10 лет.

Читайте также:  Продвижение музыки при помощи мемов

Эти четыре простых шага помогут вам увлечь своих школьников в удивительный музыкальный мир! Ваш ребенок начнет любить музыку и песни.

Источник: https://dreamsong.ru/articles/rebyonok-ne-lyubit-muzyku-chto-delat-kak-uvlech-klassicheskoy-muzykoy-sovremennogo

«Я самая красивая». Психолог объясняет, как полюбить себя на практике

Я люблю себя и принимаю себя! Этот мир открыт для меня, чтобы дарить мне радость и тепло! Я с каждым днем становлюсь все красивее и обаятельнее, спокойнее и гармоничнее!

…Нет, автор вовсе не впал в нарциссическую кому и не сошел с ума. Просто очень многие говорят, что сила самовнушения способна творить чудеса. Так ли это? Как узнать, принять, полюбить себя, рассказала психолог, семейный консультант Центра успешных отношений Оксана Бланк.

–  Часто в книгах, всевозможных видео- и телепрограммах говорят: чтобы полюбить себя, нужно проговаривать, как мантру: «Я самая красивая!» и далее по тексту. Что вы можете сказать о пользе подобных монологов?

–  Те слова, которые мы произносим, очень важны. Что касается фраз, о которых вы говорите, – они действительно могут помочь поменять ход мыслей, мешающий принять и полюбить себя.

О силе самовнушения много написано, этой теме посвящена книга Луизы Хэй «Аффирмации». Но тот, кто делает акцент только на подобные «мантры», будет сильно разочарован.

Лишь от постоянного произнесения определенных фраз человек не почувствует себя счастливым, успешным и не научится принимать и любить себя.

  Российский психолог и писатель Наталья  Грейс считает, что о себе нужно думать и говорить только хорошо. Согласны ли вы с этим?

–  Мне кажется, что все время говорить и думать о себе, неважно, хорошо или плохо, – в любом случае неэффективно. Человек замыкается на своей особе, все его мысли поглощены только собой, он никого и ничего не замечает и топчется на месте.

Важно уметь видеть себя во всех проявлениях жизни: гордиться своими достижениями, получать удовольствие от случайных радостных событий, понимая, что ты их заслужил, уметь принимать и анализировать свои промахи и ошибки.

Но при этом следует не только анализировать, сравнивать, задумываться о себе, но и быть в постоянном процессе, что-то делать.

Часто говорят: «Полюби себя, и жизнь покажется ярче, лучше, и все изменится». Думаю, это не совсем корректная фраза.

Ведь полюбить – это длительный и интересный путь, это дорога через познание и принятие себя, своей индивидуальности. И результат такой работы над собой никогда не статичен.

Это увлекает еще больше, потому что для каждого человека, пожалуй, нет ничего интереснее, чем он сам. И познание это заключается не в самокопании, а в деятельности.

–  Любовь к себе и познание себя – понятия неотделимые?

– Да, любовь к себе достигается через познание и принятие себя.

– А как узнавать себя?

– Разные способы могут быть хороши. Когда мы проходим тесты, например, на темперамент, эмоциональное состояние и так далее – это тоже информация о себе. Когда мы читаем ту или иную литературу – и видим себя в каких-то персонажах.

Мы можем узнавать о себе, когда анализируем свои поступки и делаем выводы, разговариваем со своими родными и близкими, слушаем истории о себе.

Для кого-то важно обращаться за помощью к специалисту, ведь сопровождение в этом процессе тоже очень ценно.

В познании себя, в развитии любви к себе помогают увлечения. Одна юная девушка на консультации сказала мне, что как-то задумалась над вопросом: «А что же я делаю из того, что мне нравится до бабочек в животе?». И поняла, что ничего. Она начала примерять к себе различные занятия и осознала, что это танцы.

При этом я знаю многих женщин, которые с горечью рассказывают о том, как в детстве мама не поддержала их увлечение, и они до сих пор переживают, что не смогли заняться любимым делом. А на мой вопрос, что мешает им сейчас посвятить время своему желаемому хобби, как правило, не находят, что ответить.

Почему-то многие привыкли тратить силы на воспоминания и упреки, а не на то, чтобы приносить изменения и радость в свою жизнь.

 На пути поиска своей неповторимой личности есть ловушка: можно принять за правду о себе то, что навязали другие  – и перестать отличать в потоке мнений о себе по-настоящему свое…

– Наверное, важно понимать, что это «свое» строится из различных знаний о себе. В нем есть и часть информации от родных и близких, друзей, коллег. Что-то мы принимаем, с чем-то не согласны. Нередко установки, пришедшие извне, удобны для кого-то, но не для самого человека – они часто сопровождаются словами «должен», «надо».

Но каждому очень важно понимать то, что действительно ему необходимо: «Чего я хочу в этой жизни? Что приносит мне удовлетворение? Что дает мне возможность чувствовать себя счастливым?». Люди чаще знают, чего они не хотят. То есть уделяют много внимания тому, что плохо. Они посвящают время критике и сетованиям.

Между тем, каждому важно просто выбрать то, что нужно и ценно именно для него.

– Как еще можно помочь себе на пути любви к своей индивидуальности?

– Если говорить про индивидуальность, тут важно понимать, что это что-то сугубо личное – не дань моде, не погоня за навязанным кем-то совершенством. Это что-то неповторимое и очень важное для конкретного человека.

Первое, что необходимо, – принять себя, уникального и неповторимого, а дальше – попробовать изменить то, что хочется, подкорректировать, поэкспериментировать над своим образом. Здесь нужен комплексный подход.

Работа над физической формой, внешним видом позволит чувствовать себя комфортно и получать удовольствие от каждого момента бытия. Также необходимо грамотно организовать свою жизнь: работать, отдыхать, развивать свои увлечения.

  Помнить о том, что положительные переживания важны для каждого человека, – они создают позитивный фон, помогают на многие вещи смотреть с улыбкой.

 – Почему, на ваш взгляд, уверенность в себе очень важна?

– Уверенность в себе – это умение адекватно оценивать себя. Уверенный человек осознает, что у него что-то не получилось не потому, что он неудачник, а потому что у него, например, нет к этому способностей или  вообще это не то, что ему нужно.

На развитие уверенности в себе влияет то, какие цели и задачи мы перед собой ставим: если цели завышены, задачи невыполнимы, то чувство неуверенности, неудовлетворенность собой и тем, что происходит, будет увеличиваться с каждым днем.

Если же ориентироваться на то, что нужно и важно только тебе, на свои реальные возможности и способности, то даже незначительные успехи будут способствовать росту уверенности, чувству удовлетворения от происходящего.

Многие думают, что тот, кто считает себя всегда правым, не прислушивается к мнению других, не советуется, постоянно критикует, и есть уверенный в себе человек. Но именно недовольные собой люди срываются на близких, навязывают свое мнение, обижаются, если кто-то сделал по-своему.

Причину всех своих трудностей и неудач они видят в других. Уверенность же дает возможность быть спокойным, свободным, терпимым к другим. Уверенный в себе человек при возникновении проблемы старается не изменить другого, а задумывается, что он может сделать сам, где его участие в ситуации.

– Оксана, дайте, пожалуйста, напоследок совет нашим читателям.

– Я бы посоветовала каждому вести список своих достижений. Нам свойственно про них забывать или же обесценивать.

Не забывайте о том, что вы для себя важны и ценны, и никто ничего не сможет сделать для вас, если вы сами этого не захотите.

Тем более, лучше вас никто не знает, что принесет вам пользу, положительные перемены и позитивные переживания. Будьте открыты новому, экспериментируйте, помните о том, что никогда не поздно позаботиться о себе и своей жизни.

(с) Автор Виктория ГОМЗА, Женский Журнал

Источник: https://psycenter.by/articles/kak_polubit_sebya_na_praktike_psiholog

Как привить ребенку любовь к классической музыке

Думается, не всегда правы те родители, которые сызмальства заставляют детей ходить на академические концерты. Самая распространённая их ошибка – неверный выбор программы. А другая — насилие.

Когда ребёнка заставляют слушать то, что ему не интересно, или удерживают на месте, когда он утомлён и внимание его рассеяно, нет пользы ни ему, ни другим слушателям.

Знакомство с миром классической музыки требует внимания и осторожности.

Конечно, хорошо, когда родители сами любят музыку, постоянно слушают записи, сами играют или поют. Тогда сам быт семьи с рождения приучает ребёнка к языку музыкального искусства. Но может произойти и отторжение – лично знаю девушку из музыковедческой семьи, окончившую музыкальную школу по классу скрипки и на дух не переносящую академическую музыку. Так что важно не переборщить.

Известно, что классическая музыка оказывает благотворное воздействие на духовное и физическое здоровье человека, развивает его воображение и эмоциональную сферу. Поэтому даже если родители не слишком музыкальны, стоит познакомить детей с этим искусством, с творчеством великих композиторов.

Начинать лучше всего дома, с небольших, но образных произведений.

Подходит балетная музыка Чайковского, его «Детский альбом», «Времена года», сюита «Пер Гюнт» Грига, концерты и симфонии Моцарта, «Времена года» Вивальди – всё, что легко запоминается и может вызвать у детей яркие фантазии.

Можно предложить такую игру – послушать музыку и придумать или нарисовать её образ или историю. Или включать записи перед сном, чтобы дети, например, представляли собственные сказки.

Одновременно с тренировкой воображения можно показывать музыкальные мультфильмы, в которых разные произведения уже проиллюстрированы. Наиболее известны: советский «Шелкунчик», диснеевские «Спящая красавица» и «Фантазия».

Последняя хороша ещё и тем, что в ней даются имена композиторов и произведений и показываются разные музыкальные инструменты.

  Так что просмотр «Фантазии» может стать отправной точкой для более детального разговора об авторах музыки, истории и особенностях её исполнения.

На данном этапе должны пригодиться специальные детские книги. Среди них встречаются своеобразные сказки, где в доступной форме даются 

первоначальные сведения о музыке. Прекрасный образец этого жанра – серия «Приключения скрипичного ключа» музыкального педагога Эммы Иосифовны Великович (стоит обратить внимание и на другие её познавательные книги для старших возрастов). Широк спектр детских энциклопедий, среди которых несложно найти книги о музыке.

И только когда ребёнок уже почувствовал вкус к слушанию музыки, получил первоначальную информацию о музыкальной культуре, можно вести его на «живой» концерт, который он будет воспринимать уже как заинтересованный зритель.

Можно начать также с различных образовательных программ, которые организовываются при концертных залах и музыкальных театрах. В Петербурге это клуб юных петербуржцев «Три апельсина» при детском музыкальном театре Зазеркалье, клубы юных слушателей Мариинского и Михайловского театра, специальные концерты для детей на разных площадках.

Есть смысл начать и с посещений концертов сверстников ребёнка – выступлений учащихся музыкальных школ, детских фестивалей.

Потом можно переходить к знакомству со «взрослыми» программами  — сообразуясь с уровнем развития и предпочтениями самих ребят.

Лучше всего, если родители сразу объяснят детям правила поведения в зрительном зале. На всякий случай, приведу их здесь.

  • Артистов встречают и провожают аплодисментами. Но если ведущий говорит, что части сюиты, цикла или симфонии исполняются без перерыва, то хлопать нельзя.
  • Говорить и пересаживаться можно только в перерывах между выступлениями.
  • Выходить из зала можно только во время антракта или, в крайнем случае, в перерыве между выступлениями.
  • При опоздании входить в зал можно только в перерыве между выступлениями – если разрешают администраторы.
  • Идти на своё место следует лицом к зрителям на твоём ряду.

Эти простые правила сегодня не знают, к сожалению, и многие взрослые. И это незнание, часто портит удовольствие от многих замечательных концертов.

Софья Журавлева, РВС.

Источник: http://rvs.su/statia/kak-privit-rebenku-lyubov-k-klassicheskoy-muzyke

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector