Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Почему так важно научить ребёнка слушать классическую музыку, какой именно должна быть правильная классика и как не ошибиться с выбором — об этом рассказывает мама, журналист и пресс-атташе Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Ирина Корнеевская. Чтобы вам было ещё легче, вы найдёте здесь список из 100 классических произведений, которые можно включать ребёнку с младенчества.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Информационная среда и информационная гигиена

Мы завалены информацией: без преувеличения, чтобы выжить, современному человеку нужно уметь ориентироваться в лавине разнообразных данных, выбирать нужное и, самое главное, отсеивать мусор, не тратя на него внимание и время.

И если ты сам за 25-35 лет как-то этому научился, сформировал предпочтения (свой «новостной рацион»), то становясь родителем, внезапно понимаешь, что теперь тебе нужно проделать всю эту работу заново. То есть совсем заново, буквально с нуля.

Оградить нового в этом мире человека от лишнего и окружить ценным с самого рождения и до тех пор, пока он не скажет тебе «я сам лучше знаю».

Многочисленные методики раннего развития призывают молодых родителей как можно раньше и интенсивнее начать развивать все органы чувств вашего малыша, иначе «будет поздно». От таких агрессивных призывов немедленно развить ребёнка родителю следует избавляться как от информационного мусора, но не стоит кидаться и в другую крайность.

На ближайшие полтора десятка лет вы для своего ребёнка — главный пример того, как следует жить, что ценить, чего избегать

Бросать его в пучину информации, не фильтруя этот поток, — безответственно. Задача родителя — создать благотворную среду для развития. Предложить материал и наблюдать, принимает его ребёнок или нет.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Одно из чувств ребёнка — слух. Новым для него является каждый звук окружающего мира, до восприятия музыки ещё далеко. Первые месяцы после рождения очень непросты для малыша. Известно, что новорождённый воспринимает мир как суп. Он ощущает себя и все окружающее как единое целое, он пока не знает, что такое «я»:

«Младенец ещё не делает различий между тем, что его органы чувств сообщают ему об окружении, а что — о его теле. Для младенца внешнее окружение и его тело — одно и то же.

То, что происходит снаружи, происходит и в его теле. И что чувствует его тело, чувствует всё и вся. Весь мир скучает, весь мир голоден, миру тепло, сыро или мир устал.

Всё есть одно единственное обонятельное-цветовое-звуковое впечатление».

Из книги «Капризничает? Значит, развивается!» Хетти Вандерейт, Франс Плой

Лично я скептически отношусь к совету включать классическую музыку младенцу первого полугодия жизни. На мой взгляд, от этого попросту мало проку. Более того, примерно до полугода у грудных детей нет избирательного внимания, разнообразные звуки младенца шокируют, так как сливаются. Из-за особенностей слуха мир грудных детей очень легко превращается в сумасшедшую какофонию.

Если вам всё же хочется включать малышу музыку с рождения, сделайте выбор в пользу колыбельных (и похожих на них произведений) в оркестровой обработке. Ну и петь колыбельные самому. Тут малышу и родной любимый голос, и музыка.

В младенчестве ребёнку нужно показать природу звукоизвлечения. Погремушка — шумит, колокольчик — звенит. Дудочка, ксилофон, барабан — базовый набор музыканта в пелёнках.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Итак, в погремушки гремим, в барабан стучим, под колыбельные засыпаем. Пришло время открыть для малыша сундук с сокровищами. В вашем распоряжении несколько веков созданной человечеством музыки. Есть из чего выбирать!

10 пластинок, которые нужно послушать с детьми

Но имеет ли значение жанр и эпоха прослушиваемой музыки? Рок или классика? Этно или электронная музыка? Музыка, которую в народе зовут «классикой», обладает более сложной музыкальной структурой.

Исследователи считают, что именно эта «комплексность» академической музыки и влияет на развитие участков мозга, отвечающих за решение пространственных задач. Это, безусловно, не значит, что другая музыка бесполезна.

Никогда не стоит забывать, что многовековое музыкальное наследие человечества не ограничивается европейской академической музыкой.

Что касается репертуара классических произведений для ребёнка, плюс в том, что предыдущие поколения произвели качественный отбор за нас

То есть, плохие образцы попросту не сохранились бы в памяти человечества на сотни (или даже десятки) лет. Осталось отобрать то, что не испугает малыша резкостью, громкостью, крайними регистрами.

При отборе музыки для ребёнка я бы также рекомендовала избегать всяческих «адаптированных» версий. Например, когда вместо струнного квартета звучит синтезаторный ксилофон.

Почему-то некоторым кажется, что ребёнку такая дешёвая подделка понравится больше богатых тёплых тембров живых инструментов или будет более «понятна».

Не бойтесь предлагать ребёнку оригиналы, думая, что он их не поймёт. Искусство не нуждается в адаптациях

В вопросе выбора композиторов и произведений для прослушивания малышами, первая мысль, которая приходит в голову, — больше всего для этих целей подойдут венские классики и романтики.

Их музыка многим кажется более доступной для понимания по сравнению, например, с ХХ веком, в котором и не каждый взрослый разберётся.

В 1993 году даже возникла теория о «Моцарт-эффекте»: якобы прослушивание его великой музыки с пелёнок помогает вырастить гения. Позже, в 1999-м, эту теорию опровергли.

В какой атмосфере выросли Моцарт, Бетховен и Паганини

На мой взгляд, доступные произведения можно найти практически во всех эпохах. И скажу даже больше, способ знакомства с музыкой по хронологии, который будет удобен многим взрослым, в случае с детьми совершенно необязателен. Ребёнок познаёт ту реальность, которая его окружает, — такой, какая она есть.

Например, по вашему мнению, ребёнку необходимо выучить сначала основные цвета: красный, жёлтый и синий, а уже потом перейти к второстепенным — оранжевому, зелёному и так далее. Вполне возможно, что ребёнок обратит своё внимание сначала на фиолетовый, потом на чёрный, а красный он поначалу и вовсе не запомнит.

И эта «непоследовательность» не помешает ему со временем выучить все цвета и не скажется негативно на его понимании цветовой палитры.

  • Итак, если мы считаем, что отбирать произведения для фонотеки малыша нужно не по хронологии, то каковы главные критерии?
  • 1. Жанр и состав исполнителей

Напомню о несовершенстве органов чувств младенца — ушей в частности. Произведения, которые исполняет большой симфонический оркестр, представляют для малыша страшный шум. Ему не по силам что-то расслышать в этом.

А медные духовые инструменты, ударные и вовсе заставят малыша вздрагивать.

Поначалу выбирайте камерный состав оркестра; ансамбли — квартеты, дуэты; произведения для фортепиано или других инструментов соло под аккомпанемент фортепиано.

Отложить на будущее стоит и крупные музыкальные формы, и серьёзные жанры. Симфонии, оратории, мессы и прочие оперы малыш вряд ли оценит. Стоит сделать выбор в пользу не слишком длинных пьес или подходящих по определённым нами параметрам отрывков крупных произведений.

2. Эмоциональная окраска произведения

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл заложены в большей мере в крупных произведениях. Ребёнок вряд ли сумеет сопереживать такой заряженной музыке — у него нет необходимого жизненного опыта и попросту его мозг ещё не созрел для восприятия такой сложной информации. Это слишком сильное воздействие на ребёнка, которого следует избегать.

3. Регистры, динамика

Этот пункт связан с предыдущим.

Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл, заложенные в крупных произведениях, как правило, достигаются использованием более сильных средств: звучанием в разных регистрах и использованием выразительной динамики.

Крайние регистры (очень низкие и очень высокие звуки) и контрастная динамика (фортиссимо, особенно внезапное, после пиано) — это слишком резкое звучание, оно сложно для восприятия маленькими ушами и попросту может испугать ребёнка.

4. Реакция ребёнка на музыку

Малейшее неудовольствие ребёнка в ответ на музыку должно стать для вас сигналом прекратить прослушивание этого произведения. Не нужно пытаться «дослушать», даже если осталось совсем немного. Мы резко против насилия по отношению к маленькому человеку даже в таком проявлении.

Музыка в вашей семье: влияние родителей на формирование музыкального вкуса ребёнка

Не нужно убеждать ребёнка в том, как полезно и приятно слушать классику, нужно самому получать от этого удовольствие. Всем опытным родителям давно известно, что ребёнок воспринимает не столько наши слова, сколько наш пример.

Если родитель говорит одно, а делает другое, то ребёнок сделает вывод из поступков, а не слов. Если мама методично по расписанию включает ребёнку Бетховена, а потом весело делает уборку под хиты группы «Блестящие», то вряд ли ребёнок сделает вывод, что классика — это хорошо, а попса — это мусор.

В первые годы жизни вы как никогда способны повлиять на формирование вкусов малыша.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Если вы ещё ожидаете ребёнка, это значит, что у вас впереди несколько прекрасных месяцев, когда вы можете посвятить себе максимум времени. Потом будет долгий период, когда вы не принадлежите себе, вы просто аппарат жизнеобеспечения для вашего беспомощного поначалу малыша.

Пока ребёнок внутри вас, для него чрезвычайно важно ваше эмоциональное состояние, поэтому более глубокое знакомство с классикой для вас — идеальная находка

Итак, как начать понимать и любить академическую музыку? К счастью, современность позволяет нам получить доступ ко всей необходимой информации, чтобы прокачать скилл. Главное — постепенно знакомиться с новыми произведениями и по возможности ходить на концерты.

Можно выбрать для себя подходящий метод: знакомиться со знаковыми произведениями наиболее известных композиторов по хронологии или выбрать более близких нам по времени и духу авторов начала ХХ века. Некоторые советуют целиком отдаться во власть эмоций и «слушать сердцем», соотнося музыку с вашими эмоциями и настроениями.

Любителям основательного подхода может понравиться изучение музыки с углублением в теорию. Завсегдатаи светских мероприятий могут ходить на симфонические концерты, оперы и балеты.

Что бы вы ни выбрали, помните, что любое академическое произведение требует большего внимания, чем песня современных исполнителей

Скорее всего, во время первого прослушивания, произведение покажется вам сложным и непонятным. Однако после нескольких повторов вы начнёте понимать его логику, слышать отдельные темы. Продолжайте слушать — и то, что, казалось, невозможно охватить, станет близким и понятным.

Фонотека вашего ребёнка

Составление списков вроде «100 книг, которые каждый должен прочитать к 30 годам» и «100 лучших картин всех времён и народов» — всегда дело неблагодарное.

Такой список выглядит, с одной стороны, глупо и банально, потому что часть упомянутого набила всем оскомину, и с другой стороны — не вызывает отклика, потому что ещё половина названий вам ни о чём не говорит.

Такие «универсальные» списки — это не про вас и ни про кого другого. Это солянка, получившаяся случайным образом.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Поэтому я выйду из этой ситуации следующим образом: в нашу сотню произведений для малыша я постараюсь включить наибольшее количество разных композиторов, чтобы у вас была возможность оценить разнообразие музыки, доступной слушателям, начинающих с самого что ни на есть нуля — маленьких детей. Вы сможете обратить внимание на композиторов, музыка которых привлечёт вас и позже самостоятельно познакомиться с другими их сочинениями. Этакая семейная методика погружения в классику. Мой выбор из 100 произведений — по ссылке ниже.

100 произведений академической музыки для детей

Кажется, что эта задача — разобраться в академической музыке с нуля — непосильна. Но если вы стремитесь к тому, чтобы классика играла важную роль в жизни вашего ребёнка, вы сами должны верить в музыку. Не заставляйте — ребёнка или себя — слушать классическую музыку. Это не работа, а целый мир, который откроется вам и станет источником прекрасных сильных эмоций.

  1. 6 заблуждений родителей о музыкальном образовании
  2. Главные отличия французской школы от нашей
  3. 5 слов, которые обманом вымогают у вас запятую

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/1069234-record_library

Как приобщать ребенка к классической музыке. Концерты классической музыки для детей

Содержание:

Влияние музыки на человеческий организм уже давно не является секретом, в медицине даже есть отдельное направление — музыкотерапия. Поэтому желание родителей вовлекать детей в процесс занятий музыкой или как минимум приобщать к музыкальной культуре вполне понятно. С чего начать и в каком возрасте, рассказывает Татьяна Ланская, художественный руководитель фонда “Бельканто”.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Почему именно классика? Как бы высокопарно не звучало, популярная музыка никогда не сможет стать альтернативой классической. Созданные Вивальди в 1720 году “Времена года” до сих пор остаются одним из самых значительных музыкальных произведений за всю историю музыки и едва ли этот успех удастся повторить современным поп-исполнителям.

Классика прошла самую строгую проверку — временем. Она выступает прочным базисом, на основе которого можно формировать музыкальный вкус и культуру поведения.

Мы очень много работаем с детьми — тщательно готовим детские программы, юные артисты участвуют в мероприятиях фонда. И могу с уверенностью отметить, что занятия музыкой способствуют усидчивости, внимательности, развитию нестандартного мышления, творческих способностей.

Дети, занимающиеся музыкой на протяжении длительного времени, отличаются от сверстников, далеких от мира музыки: качеством и скоростью усваивания новой информации, построением логических цепочек, формированием словарного запаса.

Классику можно слушать с рождения. Что выбрать?

Первое знакомство ребенка с музыкой возможно еще до его появления на свет: ведь звуки, поступающие снаружи, также доходят до малыша. Ввиду этого будущим мамам рекомендуется прослушивание классической музыки, это благотворно повлияет и на маму, и на малыша.

Дальнейшее погружение в мир классики нужно проводить постепенно. Не стоит вести годовалого в консерваторию: он может испугаться непривычно громких звуков, незнакомой обстановки, переволноваться и в конце концов и сам не насладится концертом, и другим зрителям помешает.

Читайте также:  История григорианского песнопения речитатив молитвы хоралом отзовётся

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому? В детских программах фонда “Бельканто” часто используется рисование песком

Для начала включайте музыку дома, начинайте с небольших отрывков, постепенно увеличивая их длительность. Обращайте внимание на то, какие композиторы и произведения вызывают у малыша положительную реакцию, что больше нравится. Есть ряд композиций, подходящих самым юным слушателям:

  • “Картинки с выставки” М.П. Мусоргского
  • “Шутка” И.С. Баха
  • “Карнавал животных” К.Сен-Санса
  • Пьесы П.И. Чайковского из “Детского альбома”
  • Музыка П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”
  • “Маленькая ночная серенада” В.А. Моцарта
  • “Садко” Н.А. Римского-Корсакова
  • “Музыкальная табакерка” А.Лядова

Да и множество других произведений жанра классической музыки, начиная с русской композиторской школы и заканчивая такими корифеями как Бах, Бетховен, Шуман, Шуберт, Мендельсон, Вивальди и другие выдающиеся авторы.

Осторожно: специальная “музыка для детей”

В процессе выбора детской музыки обращайте внимание на качество записи: существуют так называемые адаптированные детские версии, представляющие собой по сути монофонические мелодии.

По глубине звучания, динамике и яркости они не идут ни в какое сравнение с профессиональной записью живого исполнения музыкальных произведений.

Хорошая запись способна передать малейшие оттенки и характерные черты исполнителя, максимально вовлекая слушателя в процесс восприятия музыки.

Разумеется, на эмоциональный окрас произведения тоже нужно обратить внимание: музыка для пробуждения может быть более экспрессивной, перед сном наоборот, более спокойной.

Бывает, что первый поход на концерт классической музыки не пришелся малышу по душе. Не расстраивайтесь, это не свидетельство стилистической несовместимости.

Выбирайте другую программу и готовьтесь к новой встрече.

Слушайте классику в машине, пока добираетесь до концертного зала, рассказывайте ребенку о композиторе, заинтересовывайте любопытными фактами и аналогиями, старайтесь разбудить фантазию!

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Когда вести ребенка на концерт классической музыки

В вопросе о том, с какого же возраста стоит начинать “серьезное” знакомство, однозначного ответа нет.

Благо индустрия развлечений сейчас развита, как никогда, и не составляет никакого труда подобрать музыкальные мероприятия для зрителей любого возраста.

На что стоит обратить внимание (кроме возрастного ценза) родителям, так это на продолжительность концерта и программу.

Начинать лучше с самых популярных: это “Щелкунчик” Чайковского, “Снегурочка” Римского-Корсакова, “Волшебная флейта” Моцарта, “Петя и Волк” Прокофьева.

Не стоит выбирать для первого посещения слишком продолжительные программы, увеличивайте время пребывания на концертах постепенно. Как правило, продолжительность детских мероприятий не превышает одного часа. Этот промежуток выбран не случайно: за это время дети не успевают заскучать и рассредоточиться.

Если вы не уверены, что малыш “осилит” концерт до конца, берите билеты на места, расположенные рядом с выходом, таким образом вы минимизируете неудобства другим зрителям. Помните, что в следующий раз и вы можете оказаться на их месте.

Многие детские музыкальные мероприятия сопровождаются визуальной составляющей — это очень действенный способ концентрации внимания.

Источник: https://www.7ya.ru/article/Kak-priobwat-rebenka-k-klassicheskoj-muzyke/

Как научиться понимать классическую музыку

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?Какой смысл вкладывают заботливые мамы и папы в требование «понимать классическую музыку»? В чем это должно проявляться и как выражаться?

Может быть ребенок, слушая музыку, должен воображать какие-то совершенно определенные, возвышенные, кем-то ранее навязанные картины, испытывать сильные переживания, причем полностью совпадающие с теми, которые, например, вкладывал в свое произведение сам композитор или рекомендует музыкальный критик?

Требуя этого, родители заставляют детей притворяться, говорить то, что должно, что от них ожидают взрослые и что считается правильным думать и ощущать.

Может быть, понимать классическую музыку значит иметь внутреннюю потребность слушать ее в разные периоды жизни: и когда радость, и когда невзгоды. Находить в ней успокоение, ответы на возникающие вопросы. Когда классическая музыка как глоток воды для жаждущего.

Но как сделать классическую музыку необходимой для ребенка, любимой?

Прежде всего нужно самим чаще слушать классику. Она должна постоянно звучать в доме и в праздники, и в будни.

Нужно ли обсуждать услышанное произведение? Можно, но не обязательно. Если ребенку хочется поделиться своими мыслями, переживаниями, вызванными услышанным, то, конечно, но навязывать, требовать раскрыть душу недопустимо.

Интересно, конечно, прочитать содержание той или иной классической музыки и представлять (по-своему) это действо. Однако музыка может вызывать совершенно иное, личное наполнение услышанного.

Чаще включайте классическую музыку, соответствующую настроению ребенка. Она поможет ему понять себя, свои переживания, справиться с охватывающими эмоциями. Чем больше слушает, тем быстрее придет к пониманию ее.

Всем известно, что классическая музыка способствует интеллектуальному развитию ребенка, его эмоциональной гармонии, физическому здоровью. Дети, слушающие классику, лучше учатся, им легче дается наука. К тому же они более позитивны, жизнерадостны.

Если родителям хочется, чтобы ребенок не только любил слушать классические произведения, но и понимал, что двигало композитором на создание ее, то можно перед прослушиванием прочитать специальные книги, посетить лекции или прослушать их по интернету.

Где и когда создано произведение? Какое это было время? В чем своеобразие эпохи? Какие чувства переживал композитор в это время? Узнав такую информацию, ребенок более глубоко поймет замысел композитора.

Но это, скорее всего, этап, следующий за желанием слушать такую музыку.

Чаще ходите на концерты классической музыки, слушайте записи. Это поможет остановить суету будних дней, круговорот бесконечных дел, даст возможность подняться над насущными проблемами и увидеть их как бы со стороны.

Многие считают, что классическая музыка ни в коем случае не может быть фоном – обязательно необходимо серьезно сосредоточиться, настроиться на прослушивание.

А почему бы и нет? Почему после трудного учебного дня не включить вечером классику, занимаясь при этом какими-то будничными, прозаичными делами? Почему бы утром не собираться в школу под звуки классической музыки? Да, фон, но это лучше, чем фоном является неизменный телевизор. Классику можно слушать всегда, чем бы ребенок ни занимался, если душа жаждет чарующих целебных звуков.

Но не требуйте от ребенка штудировать толстые талмуды прежде чем он послушает музыку. Пусть он просто слушает, когда возникает потребность в этом, без всяких основательных подготовок, и получает эстетическое наслаждение.

Пусть его душа плачет, радуется, ликует, даже если он не сможет вам рассказать, что он чувствует, охваченный волшебными звуками.

Пусть он будет счастлив в эти минуты, пусть его душа, омытая целительными звуками, распахнется миру, людям.

Не требуйте все раскладывать по полочкам, не систематизируйте, не препарируйте каждый звук, не старайтесь контролировать любое движение души вашего любимого чада.

Не заставляйте непременно рассказывать, что он чувствует, не требуйте облекать свои видения и переживания, навеваемые чудными звуками, в слова и предложения.

Пусть он слушает для себя, а не для того, чтобы блеснуть своими глубокими знаниями и выложить всю информацию – где, когда написано, почему и что должен чувствовать человек, слушающий данное произведение.

Источник: https://prouchebu.com/nauchitsa_ponimat_klassik_muzik/

Как научиться понимать классическую музыку

Антон Мухатаев

Классическая музыка окутана практически мистическим ореолом: чтобы слушать и понимать её, необходимы не просто особый настрой, но и недюжинная образованность.

Даже если вы не ходили в музыкальную школу, а родители не заставляли слушать вместо любимых групп Моцарта, это не значит, что мир симфонических, оперных и прочих произведений для вас закрыт.

Специалисты объясняют, как человек без подготовки может начать слушать классическую музыку.

композитор

Композиторы уделяли много внимания тому, чтобы наполнить свои произведения глубиной, нюансами и дополнительными смыслами. Так они связывали свои работы с другими музыкальными, художественными и литературными произведениями того времени. Сегодня узнать эти тонкости просто: можно начать с сайта Classical Archives или «Википедии».

Симфонические оркестры и компании, выпускающие классическую музыку, обычно предлагают программки, написанные композиторами, музыкальными критиками и другими экспертами, которые рассказывают обо всём, что нужно знать перед прослушиванием.

Также BBC снял несколько качественных документальных фильмов о жизни и работе известных композиторов.

Ходите на концерты с друзьями и обсуждайте с ними музыку.

Классическую музыку, будь это сольные выступления, выступления камерных ансамблей, симфонических оркестров или оперные представления, лучше слушать с кем-нибудь ещё.

Дирижёры, композиторы и музыковеды часто проводят лекции перед концертами. Поэтому приходите на концерты заранее. Новички часто говорят мне, что получают намного больше удовольствия от концерта после таких лекций. 

Обращайте внимание на движения и жестикуляцию дирижёра и исполнителей. Эти музыканты десятилетиями оттачивают мастерство: поразительно, как у них получается превратить маленькие чёрные точки на бумаге в выразительные повествования. Желательно посмотреть партитуру и отдельные партии, узнать, что требовалось от каждого музыканта.

А после концерта, если это возможно, поговорите с музыкантами и попытайтесь узнать, какая часть произведения им нравится больше всего, а какую было сложнее всего выучить. Поделитесь своим мнением и выслушайте другие точки зрения. Многие композиторы задумывали свои произведения таким образом, чтобы они подстёгивали людей к обсуждению.

Говорите с людьми, которые много знают о классической музыке, и просите у них совета.К классической музыке относят работы тысяч композиторов за период в несколько сотен лет. Изучить всё в подробностях не так-то просто.

Поэтому разговаривайте с людьми, которые знают больше вас (как делаю я), и спрашивайте у них, какие произведения стоит послушать дальше.

Прежде чем последовать их рекомендациям, не забудьте изучить контекст каждого произведения.

оперный певец

Для меня настоящим откровением стал хронологический подход к классической музыке: благодаря ему я разобрался, что происходило в голове у композиторов. Так, когда состоялась премьера Третьей симфонии Бетховена, её невероятный по тем временам размах сбивал слушателей с толку. До неё развитие сонаты никогда не было столь долгим. Но вам, человеку, который слышал Вагнера (и раз уж на то пошло, The Velvet Underground), будет сложно представить, насколько она поражала воображение тогда, — нужно поставить себя на место слушателя того времени.

Сегодня большинство людей волнует только мелодия. Но в произведениях вроде Третьей симфонии (и почти во всём Бетховене) суть не в мелодии. Мелодия Третьей симфонии — это лишь арпеджированные аккорды и неожиданный гармонический переход.

А слушателей того времени поражало прежде всего то, как Бетховен обращался с формой. Местами он растягивал некоторые особо захватывающие части композиции, а иногда сбивал слушателя с толку.

Если вы научитесь воспринимать музыку так, как её воспринимали люди тогда, то она вас поразит. 

К счастью, слушатели того времени по большей части не изучали музыку и не готовились к каждому концерту. Они просто слушали произведения эпохи, в которой жили, — и только её. Никакого «канона» ещё не было: если вы жили в 1820-х, то вы слушали музыку 1820-х. Так что попробуйте погрузиться в классическую музыку.

Целую неделю слушайте только Генделя; уверен, что так вы полюбите и Гайдна, и Моцарта. Потом повторите это с Брамсом, Вагнером, Стравинским, Кейджем, Адамсом. Такой подход позволит вам прочувствовать контекст. Нет ничего более прекрасного, чем слушать музыку и понимать, что она значит.

Современные же композиторы интересны тем, что нарушают определённые правила, и вы можете прочувствовать их музыку, только если интуитивно понимаете, что это за правила.

Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me

Фотографии: Yeko Photo Studio – stock.adobe.com

Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/music/222345-understanding-classics

Как слушать с детьми классическую музыку

О пользе классической музыки для детей уже написано столько статей и лекций, что уже ничего нового придумать нельзя. Однако никто так и не рассказал, КАКИМ ОБРАЗОМ сделать так, чтобы классическая музыка полюбилась нашим детям и КАК сделать так, чтобы музыка в вашем доме не просто звучала фоном ради вашего самоудовлетворения, а была для вас и вашего ребенка источником новых знаний, размышлений, эмоций. КАК сделать так, чтобы от общения с классической музыкой ваш ребенок вынес для себя как можно больше пользы?

Читайте также:  Как придумать мелодию

Почему-то во всех рекомендациях совместное пение с детьми ставят в конце списка.

Я же поставлю его первым и допишу большими буквами слова выдающегося скрипача-педагога Петра Соломоновича Столярского: «Мне не нужны гениальные дети, мне нужны их гениальные матери!» Нам, дорогие мамы, придется постараться.

Хотя некоторые из моих знакомых оспаривают мои взгляды и утверждают, что уж очень большое значение я придаю мамам. Это их личное дело, и я все-таки не могу утверждать, что мое мнение на 100% правильное. Но если вы меня читаете — тогда пойте вместе с детьми!

Как надо петь с детьми?

Начать петь песни с детьми лучше всего уже те, которые они слышали. Я рекомендую начать с песенок из мультиков. Можно петь даже заставки к мультфильмам, которые смотрят ваши дети. Мой сын с удовольствием поет все заставочные мелодии и песни, когда мультфильм только начинается, например, «Космические гонщики», «Самсам», или «Джед — суперкрылья».

Пойте их громко и внятно САМИ! Ваш ребенок обязательно запоет любимую песенку вместе с ВАМИ! Очень часто в гостях можно заметить, как хозяева зовут своих детей и просят спеть что-нибудь для гостей: «Моя деточка чудесно поет песенку про Антошку!» И часто случается, что дети смущаются, стесняются, начинают забывать слова, фальшивить, а то и вовсе начинают рыдать и кричать. Пойте всегда вместе с вашим малышом. Не забудьте растолковать ему все непонятные слова. Даже если вам кажется, что он там что-то мычит – продолжайте петь громко и уверенно. Ребенок начнет ПОДЛАЖИВАТЬСЯ и в процессе подлаживания он НАУЧИТСЯ петь самостоятельно. Пойте несколько раз в день, а если вы не умеете красиво и музыкально петь – просто кричите слова песни! Важно, чтобы ваш ребенок понял, что вам нравится песня, и что вы получаете удовольствие от процесса пения. Пойте вместе с движениями из мультика, вместе с дополнительными звуками: например, пойте «Антошку» не только одни слова, но и кричите за галчонка «Каррррр!!!» и «плюйтесь» семечками, как герой мультфильма. Пойте не только песню из мультфильма про тигренка и обезьянку, но и шагайте и прыгайте в такт песне: «Просто-просто-просто-просто (прыжки на месте) – ТИГРЯТА!!!». Пойте не только песню Эльзы из «Холодного сердца», но и изображайте руками, как она лепит из снега Олафа и строит ледяной замок. Когда вы заметите, что ребенок уже поет вместе с вами уверенно – уменьшите свое участие в вашем совместном пении. Пойте уже потише, потом еще тише, а потом и вовсе открывайте рот и активно артикулируйте. Как только вы заметили, что ребенок уже поет сам – ни в коем случае не бросайте его петь одного. Если он заметит, что вы больше не участвуете в пении, то вполне вероятно, что он тут же бросит петь. Теперь перейдите к другой функции – не пойте, делайте вид, что поете, но активно участвуйте в пении с малышом: подсказывайте ему слова песни в тех местах, где он затрудняется сам. Этот метод используют хоровые дирижеры – например, если ваш ребенок забывает про что третий куплет Антошки, подсказывайте ему после второго куплета, не прерывая процесс пения. Например, между строчками шипите: «Про ложку!» или «Готовь к обеду ложку!».

После того, как вы освоили песню – можете спеть ее «вместе» четко и внятно от начала и до конца, с полным пониманием всех слов, предложите ребенку спеть ее громко, потом тихо, быстро, потом медленно.

Спойте ее как оловянный солдатик – отрывисто, колюче, а потом как котенок – мяяяу! Предложите спеть песню басом, как медведь, а потом тоненьким голосочком, как птичка.

И не пойте это все сразу в один день за один раз! Растяните этот процесс на неделю – вчера мы пели как медведи, а давай сегодня будем петь как птички! Обратите его внимание на то, как меняется характер музыки при использовании всех этих приемов: «Вчера мы пели как солдатики, и песня получилась очень бодрая и колючая, а сейчас мы мяукали слова как котята, и песня получилась жалобная/нежная/ну, или что там у вас получилось»… Эти приемы – быстро, медленно, громко, тихо, басом или тоненько – потом понадобятся нам в процессе слушания музыки. Добавьте к вашему пению какие-нибудь звуки – стучите в кастрюлю ложкой, дудите в игрушечные дудки. Научите различать малыша, сколько звуков сейчас звучит: один, два или много.

После того, как вы освоили одну песню из любимого мультфильма, добавляйте другие. Вспомните свои уроки музыки в школе: песни крокодила Гены, Чучело-мяучело, про улыбку и крошку Енота, про качели и так далее.

Расскажите вашим детям о том, что музыка сопровождает человека повсюду — даже первобытные люди перед охотой подбадривали себя барабанами и криками.

Расскажите, что звуки — это основа общения, потому как ребенок начинает общаться с матерью через звуки, еще не умея говорить, а мать поет младенцу колыбельные и тем самым передает ему свою любовь. Невербальное общение — это 40% всего нашего общения. Кроме жестов это еще и охи, вздохи, и вскрики, и так далее.

Поясните ребенку, что музыка может что-то ВЫРАЖАТЬ (горе, слезы, раздумья, любовь), а может ИЗОБРАЖАТЬ (бег лошадей, стрельбу, громкий плач). Поясните, что точно так же как вы пели песни в разных видах, в музыке для достижения того или иного эффекта используются разные регистры, темпы, инструменты.

Расскажите, что композиторы способны без слов передавать эмоции и ощущения, они могут одними звуками нарисовать море, или лес, или битву. Расскажите, что бывают моменты в жизни, когда слова бессильны и бесполезны.

После того, как ваш ребенок научился петь, привлеките его внимание к музыке, которая знакома всем на слух и встречается везде. Показывайте детям мультфильмы с классической музыкой.

Не буду изобретать велосипед — в Интернете масса мультиков! К балету Чайковского «Спящая красавица» посмотрите диснеевский мультфильм «Спящая красавица», а к балету «Лебединое озеро» посмотрите мультфильм «Принцесса-лебедь». К балету «Щелкунчик» можно посмотреть мультфильм «Барби и Щелкунчик», или просто старый советский мультфильм.

Включите мультфильмы «Том и Джерри» — там есть прекрасные серии, где звучат Вторая рапсодия Франца Листа, Увертюра к опере «Кармен» композитора Жоржа Бизе, ария Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, Вальсы и польки Иоганна Штраусса, «Голубая рапсодия» Джорджа Гершвина.

С подростками можно слушать саундтреки из фильмов, сериалов и компьютерных игр. Сегодня даже при наличии компьютерных программ для написания музыки, крупные компании записывают саундтреки с живым оркестром! Например, саундтрек к «Гарри Поттеру» записывал Лондонский симфонический оркестр.

Совершенно потрясающие саундтреки, например, у «Пиратов Карибского моря», «Властелина колец», «Хроник Нарнии», «Игры престолов», «Лала-ленда», фильма «Начало» с Леонардо ди Каприо, «Меняющие реальность» с Эмили Блант и Мэттом Дэймоном (ой, это уже меня понесло на фильмы!).

Посмотрели вместе новый фильм? Найдите в Интернете саундтрек — слушайте саундтрек! Наверняка ваши мальчишки-подростки играют во всякие компьютерные стрелялки, типа «Масс-эффект» и «Фолл-аут». Предложите им найти в Интернете ТОЛЬКО саундтрек, без игры, и послушать — это же гениальная музыка, если в игре никого не убивать!

Пусть в начале нашего музыкального пути музыку сопровождает видеоряд, если ребенку тяжело воспринимать только музыку.

А когда дети после нескольких прослушиваний получше запомнят музыку — уберите видеоряд, оставьте только звук и слушайте только аудиозапись. Это очень развивает воображение.

Заставляйте их вспоминать, как это было в мультфильме — вот в этот момент с барабанами Том упал — БУМ, а вот эти два кларнета — это Джерри смеется: хахахаха!

После того, как вы послушали классическую популярную музыку, переходите к классической серьезной профессиональной музыке и слушайте ее активно.

Что значит слушать музыку активно?

Чтобы не быть уж совсем голословной, сейчас покажу на примере, как надо создавать активное внимание при слушании музыки. Пожалуйста, найдите в Ютубе произведение Георгия Свиридова «Весна и осень». Оно очень коротенькое – всего две с половиной минуты и здесь музыка ИЗОБРАЖАЕТ весну и осень. Там много вариантов – я рекомендую выбрать одно, где с оркестрантами и видно кто играет.


Вот другой вариант этого произведения – с картинками весны и осени:

Послушайте произведение сначала самостоятельно. Так как оно имеет конкретное название – «Весна и осень», вы уже знаете, что можете представить во время прослушивания. Фантазируйте.

Для немузыкальных родителей я поясню: это произведение состоит из двух совершенно одинаковых частей. Мелодия и гармония в них абсолютно одинаковые.

Разница состоит лишь в том, что первая часть написана в мажоре – веселый лад, а вторая в миноре – грустный лад.

В первой части солирует флейта-пикколо, ее поддерживает валторна, во второй части – эту же мелодию в миноре играет скрипка в поддержке английского рожка.

Попробуйте ответить сами на следующие вопросы:

  • Какая из двух частей весна, а какая осень. Почему Вы так решили?
  • Почему композитор поручил в первой части партию флейте, а не контрабасу? Напоминает ли пение флейты щебетание птиц? Напоминает ли валторна охотничий рог? Похоже ли струнное сопровождение на прозрачный воздух? Что происходит весной? (послушайте еще раз первую минуту пьесы)
  • Почему вторую часть композитор поручил солировать скрипке? Похож ли английский рожок на пастуший рожок? Почему ты думаешь, что именно вторая часть – это осень? Что происходит осенью? (послушайте еще раз вторую часть пьесы, начиная со второй минуты)
  • Что ты почувствовал, когда услышал первую часть? Вторую? (Вот это очень важный вопрос — когда будете задавать его своему ребенку, внимательно слушайте, что он отвечает. Иногда результаты бывают ошемляющие!)
  • Почему у весны и у осени одна и та же мелодия? (очень трудный вопрос — попробуйте ответить!)

Теперь послушайте произведение еще раз целиком. Надеюсь, теперь вы слушаете его внимательней, чем в первый раз. Теперь вы понимаете и щебетание птиц, и увядание природы. И понимаете, какими приемами пользовался композитор, добиваясь нужного эффекта.

Теперь послушайте произведение с детьми. Задайте им эти же вопросы, посмотрите, что они ответят. Если вы не удовлетворены их ответами, если они испытывают затруднения — помогите им словами. Послушайте произведение с картинками. И еще раз — без картинок.

Вся соль этих вопросов в том, что одного конкретного ответа на них не существует. Каждый слышит в музыке что-то свое, она именно тем и прекрасна! Кроме замысла композитора и мастерства исполнителя музыка еще проходит через восприятие слушателя, через его жизненный опыт, его настроение.

Читайте также:  Замысловатая фильтрация с auto filter

Ваша задача — не получить правильный ответ, а направить размышления о музыке в правильное русло, заставить ребенка ВСЛУШАТЬСЯ в звуки и попробовать понять, почему композитор применил именно эти способы. Адаптируйте эти вопросы под своего малыша — если ему трудно ответить на эти вопросы, задайте вопрос по-другому.

Для детей помладше используйте ранее изученные приемы – спрашивайте: «Какая музыка?» (быстрая/медленная, грустная/веселая, громкая/тихая).

Младшим деткам в ответах нужно помочь, задавая им закрытые вопросы — это такие вопросы, в которых уже содержится ответ (например, «Правда, что вот эта дудочка похожа на птичку?»), и на которые можно ответить «Да» или «Нет». Ну а детям постарше, примерно от 6 лет, уже так помогать не надо.

А детям от 12 лет я рекомендую даже вообще не говорить название произведения — пусть сами фантазируют, что это сейчас такое было. Спрашивайте, почему композитор выбрал именно это название, именно этот инструмент, спрашивайте, на что еще похожа музыка и что ребенок чувствует, когда слышит ее.

Я уверена, что вам понравится такое активное слушание музыки. Вы можете самостоятельно искать для детей музыкальные произведения и задавать подобные вопросы после слушания. Главные вопросы: «Как ты думаешь, почему…?», « Что ты почувствовал, когда…?», « Каким образом композитор изобразил…?»

Такое активное слушание развивает не только воображение. Отсутствие единственно правильного ответа, которое возможно ТОЛЬКО в музыке, дает детям возможность фантазировать, а это развивает дивергентное мышление. Кому стало интересно про такое мышление — добро пожаловать вот сюда:


Всю вышеперечисленную музыку. Если вы — не музыкант, и вам тяжело самому что-то услышать и почувствовать в музыке — ищите произведения, которые имеют уже название. Допустим, не Симфония №9 (боже, о чем она???), а пьеса «Снег танцует» из «Детского уголка» Клода Дебюсси.

Тогда вы сами точно уже знаете, что здесь музыка должна изображать танцующий снег. Или «Утро» — из сюиты «Пер Гюнт» композитора Эдварда Грига. Тогда при прослушивании вы точно будете знать, что должны представить себе утро, восходящее солнце, пение птиц.

Вам будет легче слушать это вместе с детьми и подбирать вопросы к музыке.

А если ваш ребенок — уже подросток и переживает кризис, порекомендуйте ему послушать «Чакону» Витали , или «Чакону» Баха , или «Кармину Бурану» Карла Орфа . Столько эмоций в такой музыке — не измерить ничем!



Это зависит от вас лично и от Вашего ребенка. Я не рекомендую малышам начинать с концертов симфонической музыки, то есть когда на сцене сидит оркестр и играет. Лучше начать с балета или оперы. Заранее подготовьтесь, прочтите сюжет. Если вы – музыкальный родитель, то вам можно обратить внимание ребенка на основные лейтмотивы спектакля.

Проследите, чтобы ребенок был сыт, спокоен во время спектакля. Предупредите его, что во время представления необходимо соблюдать тишину. Помните, что ни один концерт не стоит нарушения режима дня вашего малыша. Как только он утомился — уходите домой.

Если вы хотите сами насладиться концертом – лучше оставить ребенка дома бабушкам или супругу.

Если у вас в городе есть музыкальное училище или консерватория, разузнайте — обычно студенты дают бесплатные классные концерты. Можно начать знакомиться с разными инструментами оркестра именно через такие концерты.

Пойдите с ребенком, например, на классный вечер профессора такого-то по саксофону и послушайте конкретно саксофон. Рассмотрите его поближе.

Может, вам удастся услышать какой-нибудь необычный прием игры на инструменте: например, у флейтистов есть прием фруллато — когда они дуют в флейту и одновременно говорят «ррррр», а скрипачи могут играть не только смычком, еще и щипком — щиплют струны как правой, так и левой рукой.

После того, как малыш привык к звучанию одного инструмента, пойдите на концерт квартета, ансамбля, группы. Ну а когда ребенок начнет различать «голоса» инструментов, можно и на оркестровые концерты походить.

Классическая музыка действительно очень полезна для прослушивания маленькими детьми. Главное — не пропускать ее мимо ушей, а вслушиваться и слышать, расшифровывать и сопереживать тому, что хотел выразить в звуках композитор. Нужно лишь немного потрудиться и главное, верить, что у вас все обязательно получится!

Источник: https://vikaraskina.com/2017/11/29/classical_music_with_children/

Можно ли обучить музыке взрослого человека?

Первое, что он придумал, была игра под названием «Интервью настырному журналисту». Дядя убедил меня, что, когда я вырасту, я обязательно стану знаменитой исполнительницей концертов Мендельсона и Сен-Санса, а потому мне уже сейчас нужно учиться давать интервью.

Он всюду ходил за мной и задавал вопросы, которые сочинял в неимоверном количестве, наверное, в те часы, когда загорал на песке под утренним солнцем.

Одни из них («Сколько времени уходит на занятия?», «Много ли нужно заниматься, чтобы стать виртуозным исполнителем?», «С каким оркестром ты хотела бы выступать?») вызывали у меня улыбку, другие ставили в тупик своей неожиданностью: «Как ты думаешь, чем ты займешься через пять лет? Через десять? Двадцать?».

Следующим этапом его знакомства с миром музыки стали наблюдения за моими занятиями. Стремясь показать, что он уже кое-что понимает в данном предмете, дядюшка стал покупать (почти без разбору и в огромном количестве) книги, ноты, пособия по игре, струны, камертоны (у него их была целая коллекция), записи классической музыки.

Изучив все, что у него имелось, он немного осмелел и принялся даже комментировать мои упражнения, тщательно выговаривая незнакомые слова: «А вот здесь написано, что смычок должен скользить параллельно подставке. Почему у тебя не так?». Или просто просил: «Покажи, как делается вибрация. А пиццикато?» Я объясняла и показывала.

Наконец, дядя купил скрипку и торжественно поклялся заниматься каждый день. Я, сама еще являясь ученицей, взялась обучать его. На следующий же день мой новый ученик с восторгом выполнял свое первое домашнее задание, напевая песенку, необходимую для улучшения результата: «Я на скрипочке играю, тили-ли, тили-ли».

Естественно, в этом нелегком и непростом деле не обошлось без недоразумений. Однажды дядя пришел с невинной просьбой настроить ему скрипку, протянув мне инструмент и гаечный ключ. «А это еще зачем?» — удивилась я, взглянула на колки…

и не смогла удержаться от хохота. Оказывается, при попытке самостоятельно настроить скрипку, дядюшка так усердствовал, что сломал концы колков, так что от них остались только короткие гладкие палочки.

Недолго думая, предприимчивый дядя взял напильник и заточил то, что осталось от колков, как гайку.

Никогда еще мне не приходилось настраивать инструмент подобным образом, а все, кто впоследствии слышал от меня эту историю, говорили, что более оригинального и неожиданного решения этой проблемы им встречать не приходилось.

Но, несмотря на все блуждания в дебрях звуков, длительностей, диезов и скрипичных ключей, к концу отпуска мой упрямый ученик смог вполне уверенно исполнить несколько детских песенок. Со скрипом, со вздохами перед каждой особенно долго вспоминаемой нотой, но смог. Помню, что в то лето нашу общую радость мы отметили поеданием огромного количества мороженого.

Конечно, по-настоящему серьезным делом скрипка для моего дяди все же не стала; по ряду разных причин занятия эти прекратились, уступив место новому увлечению неугомонного ученика.

Теперь он заинтересовался пением птиц и всюду записывал их свисты, щелкания, хрипения, трели и чирикания.

И стремился создать из этого хаоса симфонию в стиле барокко (чтение книг о музыке серьезно помогало в этом процессе).

Но история со скрипкой все же не прошла так уж бесследно. Последствия этой затеи проявили себя лет через семь: родившуюся внучку дядя окрестил моим именем, а, когда она достигла своего пятилетия, отдал в музыкальную школу. На скрипку.

В каждой музыке бах

Другой случай обучения музыке взрослого человека произошел, когда мне было уже лет восемнадцать. Училась я в музыкальном училище в Москве и жила в общежитии. У моей соседки по комнате появился поклонник. Звали его Денисом, было ему двадцать семь лет, работал он в милиции и мою подругу интересовал мало, несмотря на многочисленные (а, может, тем и надоевшие) цветы и конфеты.

Чтобы как-то изменить ситуацию с неприступной возлюбленной и обратить ее внимание на себя, Денис решил выучить и исполнить на фортепиано какое-нибудь эффектное произведение, например, первую прелюдию Баха из первого тома ХТК. Не зная нот.

И вообще, имея представление о том, что такое фортепиано, по картинкам (даже не фотографиям!) в учебниках да по рассказам на глупых уроках музыки в школе. Но желание поразить ни о чем не подозревавшую девушку было огромно.

Как тут было не помочь?!

И вот начался трудный процесс постижения непостижимого Баха. Каждый день Денис приходил ко мне, и, пока соседки не было дома, выучивал наизусть (зрительно, без нот, и сразу двумя руками) несколько тактов прелюдии.

Каким образом он все это запоминал, для меня осталось загадкой.

Дежуря ночами у себя в отделении, где стояло старое разбитое пианино, влюбленный (не столько в музыку, сколько в музыкантшу) милиционер без конца повторял то, что разучивал со мной в общежитии.

Однажды сослуживцы, застукав его за этим занятием, взяли слово, что, как только Денис выучит все произведение целиком, то обязательно исполнит на всеобщем собрании, и с тех пор звали его почему-то не иначе, как Бетховеном. Денис был счастлив: любовь и музыка сообща творили чудеса, открывали новые горизонты и распахивали самые заветные двери.

А когда месяца через три, после многочисленных трудовых дней и бессонных ночей, первая прелюдия Иоганна Себастьяна была, наконец, исполнена (и в общежитии перед подругой, от удивления не сказавшей ни слова, и перед коллегами по работе в отделении милиции), успех был грандиозный, и эхо оглушительных оваций еще долго витало вокруг и кружило голову.

Кстати, и первоначальная цель (обратить внимание возлюбленной) после этого выступления была с легкостью достигнута. Роман завертелся по-настоящему музыкальный и романтический. Но это уже совсем другая история.

Вместо эпилога

Первое: в отличие от ребенка, который в большинстве случаев учится «из-под палки», и не требует от учителя обеспечить какие-либо результаты, взрослый человек (и особенно мужчина), обучаясь, имеет конкретную цель: суметь сыграть то-то и то-то, и желательно через самое наименьшее количество занятий. Ради этого он будет выполнять все условия, поставленные ему педагогом.

Второе: при консерватории существует музыкальная школа, куда принимают (после небольшого испытания) практически всех желающих, независимо от возраста и уровня подготовки. Преподают в этой школе студенты консерватории (которым нужно обязательно сдавать педпрактику, чтобы получить диплом).

Занятия проходят в вечернее время. В остальном же эта школа мало отличается от других музыкальных школ: так же отмечают посещаемость, ставят оценки и сдают настоящие экзамены. А еще иногда влюбляются в молоденькую студентку-учительницу или вон в того взрослого дядю, сидящего на последней парте.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/17696/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector