История россии в казачьих песнях

Существуют не только отдельные люди, но и целые их объединения, история и быт которых окружена легендами и своеобразной романтикой. Именно таким объединением можно назвать донское казачество. Россия известна своей армией издавна.

Но вряд ли какое другое войско наводило такой ужас на западных и восточных врагов страны, как казаки.

Кто же они такие, эти донские казаки, почему о них написано столько книг и песен? Для этого стоит перелистать страницы истории, а также познакомиться с казачьей культурой.

История донских казаков

История России в казачьих песнях

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

История России в казачьих песнях

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Этапы развития донского казачества

История России в казачьих песнях

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России.

Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия.

Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

История России в казачьих песнях

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР.

Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства.

Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

История России в казачьих песнях

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения.

Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии.

Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Как посвящали в казаки донские

История России в казачьих песнях

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет.

Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому.

После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить. Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет.

В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти.

Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Символика донского казачества

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые.

Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно.

Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.

История России в казачьих песнях

Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.

История России в казачьих песнях

Форма и одежда казаков с Дона

История России в казачьих песнях

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином.

В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску.

Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Культура донских казаков: песни, обычаи

История России в казачьих песнях

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Источник: https://kavkazsuvenir.ru/blog/donskie-kazaki

История России в казачьих песнях

Пропустить и перейти к содержимому История России в казачьих песнях

Народная песня имеет долгую и славную историю, и ценность её заключается в том, что именно в ней выражается состояние души людей, и именно в ней сохраняется то удивительное, что называется народным духом, народным самосознанием.

А еще в песнях заключены важные сведения о том или ином историческом периоде, и именно поэтому историки и фольклористы уделяют немало внимания их изучению. Так, например, много песен про историю России оставили для потомков казаки.

О военном искусстве казаков было известно еще при царе Иоанне Грозном.

Дисциплина, умение ловко обращаться с разными видами оружия, потрясающее единение с конём, любовь к родной земле, к своим обычаям и традициям внушали бесспорное уважение, как друзьям, так и врагам.

В войске казаки образовывали свои собственные группы, в которых сохранялась не только народная самобытность, но и вера, и, конечно же, культура.

В гармоничных и звучных песнях казаков чувствовалось глубокое понимание истории и своего места в ней, благодаря чему они оказывали удивительное воздействие на окружающих.

До нас дошла одна из многочисленных строевых походных песен донских казаков «Всадники-други».

Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного.

При прослушивании этой старинной песни можно легко представить живописную картину: морозное раннее утро, гордые ухоженные кони бьют копытами и возбуждённо ржут, а казаки, подбадривая друг друга шутками-прибаутками. Они в нетерпении ожидают, когда, наконец, им можно будет поскорее отправиться вскачь по степи, вполне может быть, что и навстречу своей смерти…

Песни обычно исполнялись в виде своеобразного диалога. Так, взводный офицер, пожилой опытный «батько», отлично понимая своих молодых горячих «детушек», лукаво прищурившись, отвечает на этот удалой призыв: погодьте, не торопитесь уж так. Но вскоре и сам, словно заражённый всеобщим ликованием, призывает их поскорее встать в строй.

Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.

Песни про историю России стали появляться у казаков еще с середины XV столетия, то есть тогда, когда «казакование» стало распространяться на территории Московского царства. Немалый интерес вызывает песня казаков с Терека «Не из тучюшки» — о грамотах, которые им дал Иоанн Грозный.

Пришедшие на поклон к грозному царю, казаки жалуются ему, точно отцу, на горькую долю «безземельников». Напоминая о своих заслугах перед Отчизной, они мягко упрекают царя в невыполнении обещаний, и, сблизившись с князьями да боярами, совсем позабыл о верных своих слугах.

Иоанн Васильевич же увещевает казаков, и вновь обещает отдать им земли «до самого моря Хвалынского». Как известно из истории, царь свое обещание выполнил, потому как высоко ценил воинское умение славных наёмников.

Вольные и свободные казаки всегда стремились служить царю и Отечеству, сохраняя при этом свою самобытность. Существует немало песен о знаменитом переселении запорожцев на Кубань, в которых чётко прослеживается отношение казаков к этому драматическому периоду. Отличный пример — песня «В 1791 рокi».

Вынужденные подчиниться «вражьей бабе Катерине», казаки сетуют на своего атамана Чепигу и войскового судью Головатого за то, что те повелели всему запорожскому войску оставить родные земли и уйти на чужбину.

Песни про историю России у казаков особенно тёплые, в них звучит исполненная нежности грусть. Россия называется «матушкой», принявшей много нужды и горя, пролившей много слёз и крови. Сердце её терзается болью за своих сынов, но одновременно в нём жива и гордость за них.

Переоценить значение песен казаков, любящих свою землю, Бога, Россию, воистину, невозможно. Это не просто фольклорный жанр, это подлинный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуации в стране.

Читайте также:  Периодизация музыкальной культуры

(1

Источник: https://mnevazhno.ru/?p=6650

История России в казачьей песне

История России в казачьих песнях

Мужская (походная) казачья песня как одно из основных культурных проявлений традиционной жизни казаков на сегодняшний день практически утрачена. Казачья песня стала объектом изучения и исследования учеными-этнографами, фольклористами и за редким исключением учеными-историками. Ввиду утраты традиционных форм народной жизни и схемы передачи песенного искусства «отец-сын» и «дед-внук» мы имеем другую схему, когда редкие носители песенного наследия передают его редким любителям.

Особую ценность для изучения истории казачества имеет военная, историческая казачья песня. Во-первых, она фиксирует ранние этапы развития казачества, основные типы поведения казаков. Здесь мы можем рассмотреть в качестве примера былину про Добрынюшку (записана в х. Яменский).

В ней говорится о том, что он (Добрынюшка) ходил да гулял между трех дорог: Муромской, Московской и третьей славной Киевской. Этот пример является доказательством тому явлению, которое в ХV-XVI вв. обозначалось в Московском государстве глаголами: полековать и казаковать.

Известно, что былина была принесена в традиционные места проживания казаков с севера (Ладожско-Новгородская традиция). Интересно, что последнее место, где записывается былина – это Терек. Этот вектор движения песни напоминает нам о движении с севера на юг речных пиратов – ушкуйников и об оседании их у казаков.

Во-вторых, казачья песня фиксирует, на наш взгляд, самую главную драму отношений царь – казачество (Москва – казаки). Она заключается в том, что в этих отношениях изначально заложена двойственность: с одной стороны, стремление казачества к вольнице, а с другой – государственная миссия – служение. В ряде песен мы видим желание услужить и приклониться белому царю («В 1791 роки…»).

В этой песне идет речь об упразднении Екатериной II Запорожской Сечи и переселении запорожских казаков под предводительством атаманов Чепеги и Головатого на Кубань. Однако есть песни, в которых казаки негодуют на царя или даже проклинают его («Вражья баба Катерина, шо ж ты наробыла?»). В то же время весной 1792 года на Дону разворачивалась своя драма.

Было принято решение переселить 3000 семей казаков на Кубань для укрепления границы и создать кордон из 12 станиц между Белой Мечетью и Усть-Лабой, что вызвало недовольство и даже мятеж среди казаков. Эти события отражены в песне «Отчего Дон возмущенный стал»: Никто та про то не знает, да никто не ведает, Отчего же наш славный тихий Дон возмущается.

Воскрутился, возмутился славный тихий Дон от трех генералушек, Как от первого генералушки от Гудовича, Как от второго генералушки князя от Черкасского, Как от третьего генералушки князя Иловайского. Как вечор-то, ночесь, Иловайский князь во игры играл. Он не в карты играл и не в наперсточки, а во бильярд катал, Прокатал-прогулял Иловайский сын пару вороных коней со колясочкой.

Еще пропил-прокатал Иловайский сын все житье-бытье, все свое именьице, Еще пропил-прогулял Иловайский сын весь наш славный тихий Дон. Как пропивши, промотавши, сел на лавочку он, Потупил свои очи ясные и призадумался. Он, призадумавшись, стал указы фальшивые писать и по войску рассылать. Старых стариков во Кубань-реку бросать.

А девушек на фабричный двор брать, А молодых ребят во солдаты брить… В песне об исходе Игната Некрасова с казаками «Не заря, заря занималася» звучат такие слова: Ты прости, прощай, наш Тихой Дон, А тебе, царю, не за что,  Через тебе иду во неволюшку, Во туретчину…  Эти события относят нас к петровскому времени, к 1708 году, когда был подавлен бунт Кондрата Булавина и его сподвижника Игната Некрасова.  Чтобы еще раз подчеркнуть значимость исторической казачьей песни как народного документа, народной летописи, фиксирующей и осмысливающей российскую историю, хочется вспомнить интересный факт из истории донского казачества. В 1744 году при пожаре в Черкасском городке сгорел войсковой архив, и Матвей Иванович Платов, Луковкин и др. приняли решение восстановить его по казачьей песне. Казачья песня – это все-таки в первую очередь художественное осмысление, переживание жизни казаками. Поэтому нельзя не коснуться образно-поэтического строя песни. Казаки, ощущая особую кровнородственную связь с той рекой, где они жили, с той страной, которую они оберегали и расширяли, нередко в своих песнях одухотворяли их, вступали с ними в диалог, сочувствовали и даже просили прощения. Дон во многих песнях предстает перед нами как «Тихий», «Иванович», «отец родной», «батюшка»: Подходили донцы они к Дону близко. Тот час кивера с голов они долой, Поклонились они Дону низко: Здравствуй, Дон, отец родной, Что ты сердишься на нас? А он отвечает: Я не сержусь, Вы же мои дети…  Россия в песнях упоминается как матушка Россия, которая «…много горя, нужды приняла…много крови пролила», но в то же время много Славы про тебя, «…сабе сына, а ты родила, его Платовым а ты назвала». Эти примеры песен говорят нам о самосознании казаков как ответственных, любящих свою родину людей. Из песен мы узнаем, как важна для казаков слава: Жизнь казачья, она плохая, Вот зато Слава, она хороша… Тема братства (товарищества) звучит в песне напоминанием призыва Александра Невского: «Положим животы своя за други своя». Только зная жизненный уклад казаков, можно понять, как умирающий казак может утешать мать словами: «…ой а не все друзья мои да товарищи погибают на войне». В казачьей песне переживается драма непогребенного тела, например, в песне «Черный ворон»: …ты принес мне, черный ворон, Ручку белую с кольцом. По колечку я узнала, чья у ворона рука. …он убитый лежит, не зарытый, в чужедальней стороне… 

Казачья песня является тем народным документом, летописью, слушая и изучая которую, мы можем получить более полную и ясную картину всей российской истории.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Источник: https://zema.su/blog/istoriya-rossii-v-kazachei-pesne

Казаки в Берлине (история песни) — Свет станиц

История России в казачьих песнях

Показать текст песни

По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой:
«Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки…»

Припев:
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Он коней повел шажком.
Видит — девушка с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой глядят глаза.
«Не задерживай движенья!» —
Казаку кричит.

Припев.

Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
«Ну-ка, рысью!» — с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела,
Нежный взор — не по уставу
Дарит казаку.

  • Припев.
  • По берлинской мостовой
    Снова едет верховой — 
    Про дивчину, про землячку
    Говорит друзьям:
    «Как вернусь в родимый дом,
    Как вернусь на тихий Дон —
    Синеглазую казачку
    Снова встречу там!»
  • Припев.

Эта песня родилась в незабываемый День Победы. Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом, закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии.

Слова песни зависал поэт Цезарь Солодарь. В качестве военного корреспондента он присутствовал при подписании фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Написал под впечатлением эпизода, свидетелем которого ему пришлось быть.

Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных перекрестков немецкой столицы, все еще заваленной щебнем и покореженным железом, лихо орудовала флажном юная регулировщица в пилотке. Десятки берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями.

— Вдруг послышался цокот копыт, — рассказывает поэт, — и мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без седел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.

Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, но можно было заметить, что на какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись ехавшему на пожаром дончаке молодому казаку, задиристо крикнула:

— Давай, конница! Не задерживай!

  1. Казак быстро отъехал в сторону и подал команду:
  2. — Рысью!
  3. Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощанье махнул рукой регулировщице…
  4. В то же утро Солодарь улетел в Москву и еще в самолете написал первые строчки будущей песни:

По берлинской мостовой
Кони шли на водопой…

А днем он прочитал стихи братьям Даниилу и Дмитрию Покрассам, композиторам, создавшим много замечательных военно-патриотических песен, таких, как «Марш Буденного» и «Дан приказ ему на запад», «Конармейская» и «Марш танкистов», «То не тучи — грозовые облака» и «Если завтра война». Стихи им понравились.

— Раз воспевается конница, мы не можем не написать, — сказал Дмитрий Покрасс. — Только нужен короткий, но лихой припев! А что, если так:

Казаки, казаки
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Поздно вечером у поэта раздался телефонный звонок.

— Если не боитесь обратно добираться пешком, приезжайте сейчас послушать песню — метро еще действует, — говорил Дмитрий Яковлевич Покрасс.

Солодарь поехал и не пожалел об этом, хотя и впрямь обратно пришлось шагать по ночной Москве. Песня получилась!

Вскоре она прозвучала по радио в исполнении Ивана Шмелева, и ее узнала вся страна. Узнала и полюбила.

Источник: https://xn--80adjnyuchb7b.xn--p1ai/kazaki-v-berline-istoriya-pesni/

История России и Дона в казачьих песнях

  • Отечество — 2017
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство общего и профессионального образования
  • Ростовской области
  • Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
  • Номинация «Культура и фольклор родного края»

Тема работы

«История России и Дона в казачьих песнях»

  1. Подготовил:
  2. Чубарова Кристина Александровна
  3. учащийся класса 6 «В»
  4. место учебы: МБОУ «Школа № 106»
  • Руководитель:
  • Корчагина Юлия Павловна
  • Должность – учитель истории
  • Место работы – МБОУ «Школа № 106»
  • Ростов-на-Дону
  • 2017 год
  • Введение

Уникальна и многогранна культура Донского края. Культурные традиции передавались из поколения в поколение. Фольклор, обычаи, обряды занимают в донской культуре особое место. Особой любовью пользуется старинная казачья песня. Вся история казаков нашла отражение в этих песнях.

Казачья культура на протяжении веков впитала в себя традиции, быт представителей различных национальностей.

Итогом этого многовекового развития стало то, что в традиционной песенной культуре донских казаков много схожего с музыкальным фольклором южнорусских областей России – украинской культуры, и черты присущие только донской казачьей песне.

  1. Актуальность данной работы заключается в сохранении традиций и исторической памяти своей малой Родины, изучении ее уникальности и оценке ее значимости в российской истории.
  2. Цель исследования – выявление отражения российской истории в фольклоре донских казаков.
  3. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
  • изучить и проанализировать песни донских казаков;
  • выделить в них упоминания о событиях из истории Дона и России;
  • дать историческую оценку казачьему фольклору как историческому источнику.

Историография по данной теме невелика, поэтому тема не исследована в нужной мере. В основном исследованиями исторической казачьей песни занимаются ученые-этнографы, и в редком случае – историки.

Среди собирателей произведений донского фольклора можно выделить А.М. Листопадова и Р.А. Хрещатицкого. Именно благодаря их труду у нас есть возможность изучить казачьи песни XVIII и XIX веков. Также некоторые упоминания о донском фольклоре сохранились в произведениях М.А. Шолохова.

  • Особенности казачьей песни
  • Мужская (походная) казачья песня, как одно из основных культурных проявлений традиционной жизни казаков, на сегодняшний день практически утрачена.
  • Ввиду утраты традиционных форм народной жизни и схемы передачи песенного искусства «отец-сын» и «дед-внук» мы имеем другую схему, когда редкие «носители» песенного наследия передают редким любителям.
Читайте также:  Музыкальный катарсис как человек переживает музыку

Большой знаток и ценитель казачьей культуры Михаил Александрович Шолохов в романе «Тихий Дон» так описал самобытность казачьей песни: «Пели её всегда в три – четыре голоса. Над густыми басами, взлётывая, трепетал редкой чистоты и силы тенор – подголоска — «дишкант ».

Басы ещё не обрывали последние слова, подголосок уже взлётывались над ними, и звуки, трепеща, как крылья белогрудого стрепета в полёте, торопясь, звали за собой».

Для песенного фольклора донских казаков характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод свадебные игры и календарные празднества, насыщенные яркими напевали. Многоголосье с противопоставлению нижнему голосу верхнего подголоска является яркой стилевой особенностью.

Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве. В тоже время пению казаков присущие некоторые самобытные черты.

Казаки сформулировали правила «Прекрасного пения». Правила которые состоят в умении «Управлять, владеть голосом; в его гибкости и подвижности – «Играть, переливать»; в пении своём не подражать никому; «Полным голосом», то есть свободным, чтобы нигде его не «Держать».

Песенная традиция донских казаков долгое время была исключительно мужской привилегией. Это отразилось в тематике большинства песен, в чисто мужской манере исполнения, особой тональности.

Форма исполнения песни у казаков была – вольная, решительная, отрывисто – эмоциональная пению донских казаков присуще и уникальные черты.

Они характеризуются протяжённостью – одним из высоко оцениваемых качеств, воплощающее неограниченность пространства. «Песня казачия – чтоб ни конца, ни краю».

Былины, исторические песни предания – ведущие жанры устного народного творчества 10-15вв. подлинные записи их фольклорные текстов сделаны лишь в 17 веке.

Второй родиной стала Донская земля многим обездоленным людям. Они бежали на Дон от крепостной неволи и становились казаками. Здесь селились украинцы, поляки, турки, греки, немцы и шведы, но больше всего было русских людей. Они приносили с собой свои обычаи, привычки, уклад жизни, песни и сказки.

Здесь на Дону были другие условия жизни, другая природа. Поэтому со временем и песни они стали петь по – новому. Жанр исторической песни сохранился и живет сегодня на Дону. Эти песни поют не только известные исполнители, но и народные коллективы.

Исторические песни и на домашнем застолье и в дружеском кругу.

Казак – это устойчивое понятие русского фольклора, которое связывалось с былинными богатырями. Первыми казаками были Илья Муромец(матерный казак), Алёша Попович, Добрыня Никитич(Дончак).

Изначально слово казак употреблялось в смысле «Храбрец, лихач». В песнях концах 17-19вв. она связывается с понятием «Донцы» появляются различные его оттенки: «Казаки лихачи», «Храбрые казаки», «Донцы природные на все пригодные». В сборнике А.М. Листопадова «Песни донских казаков» свыше пятидесяти вариантов донских былин.

В настоящее время их почти нет в репертуаре исполнителей донского фольклора.

Особую ценность для изучения истории казачества имеет военная, походная или историческая казачья песня. Во-первых, она фиксирует основные родовые типы поведения казаков.

Во-вторых, есть песни, в которых даже проговаривается или пропевается древний татем казаков. Казаки там сравниваются с белыми или серыми гусями, с тюрского каз-ак (белый гусь). Даже существовала такая пословица «Вольный как белый (серый) гусь» (терская народная песня).

В – третьих, казачья песня фиксирует на наш взгляд самую главную несбывную драму отношений Москва – Дон, царь – казачество. Она заключается в том, что в эти отношения изначально заложена двойственность. Во-первых, это традиционное и самое главное стремление казачества к вольнице, а во-вторых, это государственная миссия – служение.

Историческая казачья песня

Одна из старейших казачьих песен «На вольных степях Саратова («Ермак» — донская былинная песня)» в многочисленных интерпретациях текста известна практически во всех хуторах и станицах. В то же время очень немногие могут её исполнить в подлинной манере.

Уходят из жизни мастера такого исполнения, все реже встречаются их ученики – последователи. «В этих песнях надо родиться и жизнь прожить», — говорит известная исполнительница казачьих песен из хутора Мрыховского Верхнедонского района Ольга Васильевна Пономарева.

Казачьи исторические песни отличаются не только тематикой и сюжетами, но и приёмами изображения действительности.

В казачьих исторических песнях 16 – 18вв. главная тема – борьба за родную землю и справедливое устройство общества. Казаки хотели сохранить свою автономию и землю.

Дон – своего рода «Земля – вода» казака. Для казачества символ родины – это вовсе не земля, как для «Обычных людей». Ведь земледелием они стали заниматься гораздо позже.

Река Дон вошла в песни, как образ Родины,  как символ вольного казачьего жития. Река их кормила, защищала, была домом и дорогой. Дону казаки поверяли свои сокровенные, сердечные думы, радость и горе.

Обращаясь в песнях к Дону казаки ласково называют его « Батюшка, православный Дон Иванович».

В конце 18-19вв. появляются строевые песни. Своеобразны особенности темпа и ритма в казачьих песнях. Темп является началом, организующим движение, скорость и точность выполнения различных действий, связанных с ездой на коне и обращением с оружием.

Быстрота реакции была высокоценным качеством боевой подготовки казака. Бешеная скачка («намет») в сочетании со стремительным напором, выкриками, гиканьем и приготовленными к бою пикой или шашкой- типичная картина лавы- особого казачьего наступления.

В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля и форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные называются в народе по-разному: «вилючными», «старыми» и протяжными.

«Протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.

История, отраженная в казачьей песне

Одной из самых старинных песен, повествующей об исторических событиях является песня терских казаков XVI века «Не из тучюшки» (см. Приложение 1). В ней говориться о первых жалованных грамотах Ивана Грозного казакам, о даровании царем гребенским казакам воли распоряжаться землями по берегам реки Терек.

В песне кубанских казаков «В 1791 року…» (см. Приложение 2) рассказывается об указе Екатерины II, ликвидировавшем Запорожскую Сечь, и переселении запорожцев на Кубань. По всей видимости, императрица Екатерина Великая не особо почиталась среди казаков, так как еще одна песня критикует ее политику.

Песня «Вражья баба Катерина…» (см. Приложение 3) как нельзя лучше демонстрирует отношение донских и кубанских казаков к своим запорожским соседям и разочарование казаков в дружбе с российским правительством. «Ой, чьи ж теперь мы дети?» — восклицают расстроенные казаки в своей песне XVIII века.

Следующим ударом по казачеству был правительственный указ 1792 года, который предписывал переселить три тысячи семей с Дона на территорию между Белой Мечетью и Усть-Лабой (современный Усть-Лабинск, Краснодарский край). Это было сделано с целью укрепления границы и создания кордона из 12 станиц. Свое возмущение казаки выплеснули в песне «Отчего Дон возмущенным стал» (см. Приложение 4).

Чтобы еще раз подчеркнуть значимость исторической казачьей песни, как народного документа, народной летописи, фиксирующей и осмысливающей в своем сознании российскую историю, хочется вспомнить интересный факт из истории донского казачества, а именно когда в 1744 году при пожаре в Черкасском городке сгорел войсковой архив, Матвей Иванович Платов, Луковкин и др. принимают решение восстановить его по казачьей песне.

Казачья песня – это все-таки в первую очередь художественное осмысление, переживание жизни казаками. Поэтому нельзя не коснуться образно-поэтического строя песни.

  1. Казаки, ощущая особую кровнородственную связь с той рекой, где они жили, с той страной, которую они оберегали и расширяли, нередко в своих песнях одухотворяют их, вступают с ними в диалог, сочувствуют и даже просят прощения.
  2. Дон во многих песнях предстает перед нами как «Тихий», «Иванович», «отец родной», «батюшка»:
  3. Подходили донцы они к Дону близко
  4. Тот час кивера с голов они долой,
  5. Поклонились они Дону низко
  6. Здравствуй, Дон, отец родной,
  7. Что ты сердишься на нас?
  8. А он отвечает:
  9. Я не сержусь,
  10. Вы же мои дети…
  11. Россия в песнях упоминается как матушка Россия, которая «…много горя, нужды приняла…много крови пролила», но в тоже время много Славы про тебя, «…сабе сына, а ты родила, его Платовым а ты назвала».
  12. Эти примеры песен говорят нам о самосознании казаков как ответственных, любящих детей свою родину, Дон, Россию.
  13. Из песен мы узнаем? как важна для казаков слава:
  14. Жизнь казачья, она плохая,
  15. Вот зато Слава, она хороша…

Тема братства (товарищества) звучит в песне напоминанием призыва Александра Невского «Положим животы своя за други своя». Только зная жизненный уклад казаков, можно понять, как умирающий казак может утешать мать словами «ой, а не все друзья мои да товарищи погибают на войне».

  • В казачьей песне как ни в какой другой переживается античная драма не погребенного тела, например в песне «Черный ворон»:
  • …ты принес мне, черный ворон
  • Ручку белую с кольцом.
  • По колечку я узнала, чья у ворона рука.
  • …он убитый лежит, не зарытый, в чужедальней стороне…
  • Казачья песня, как мы уже говорили, является тем народным документом, летописью, слушая и изучая которую мы можем получить более полную и ясную картину всей российской истории.
  • Заключение

        Казаки, как истинные патриоты своей Родины, воспевали ее в своих песнях. Все значимые события, происходившие в истории казачества, отражены в песенном фольклоре донских и кубанских казаков. Один тот факт, что на Дону после пожара в архиве, историю казачества писали, опираясь на песни и былины, составленные казаками, говорит сам за себя.

Список использованной литературы

Асталенко М.П. Донские казаки 1550-1920 гг. – Р-н-Д, 1992

Венков А.В. История донского казачества. – Р-н-Д, 1992

Гегузин И.М. Влюбленный в песню. – Р-н-Д, 1974

Екимов Б.Н. Песни донских казаков. – Волгоград, 1982

Листопадов А.М. Песни донских казаков. – М., 195

  1. Приложения
  2. 1. «Не из тучюшки»
  3. Ой да не серые гуси гагачут,
  4. То расплпкались гребенские наши казаки
  5. Перед Грозным царем стоючи.
  6. А он им отвечает:
  7. Ой да пожалую вас, гребенские мои казаки,
  8. Быстрым Тереком-горынычем со притоками…
  9. 2. «В 1791 року…»

Ой, у тысяча семьсо-от девьяносто пе-ервому ро-оку. Ой, прийшов указ вид нашой цари-ицы С Петербургу го-оро-оду, э-гэй. С Петербургу го-оро-оду. Ой, шоб пан Чепига-а, ще-й пан Голова-а-а-а-а-атый Зибрав своё ви-ийско вийско запори-ижско, Та-й пыдвынув на Куба-аню, э-гэй. Та-й пыдвынув на Куба-аню. Ой, бувайтэ здоровы-ы, ой, днипривстсво на-а-а-а-а-аше, Бувайте здоровы вы, курене на-аши, Тут вам без нас розвалы-ыться, э-гэй Тут вам без нас розвалы-ыться. А мы будэм пыты-ы, пыты ще-й гуля-а-а-а-а-аты, Роспроклятых босурманив по горам-скалам гоня-. По горам-скалам гоня-аты, э-гэй. 

По горам-скалам гоня-аты.

  • 3. «Вражья баба Катерина…»
  • Катэрына, Катэрына,
  • Шо ты наробыла?
  • Степь широкый, край весэлый,
  • Тай занапостыла.
  • Зiбралыся вси бурлакы
  • До рiдной хаты
  •  — «Тут нам любо, тут нам мило
  • Журбы заспиваты.
  • Зiбралыся, як тi орлы,
  • Добычу дилыты
  • С девчатами журтуваты,
  • Мэд, горылку пыты.
  • Грай бо котрий на сопилку,
  • Сумно так сыдиты
  • Что деется тэпэрь в свитi,
  • Ой, чiйи же мы диты.
  • Что деется, шо маеться,
  • Що будэ по тому?
  • Кроме Бога единога
  • Нэ видно ныкому.
  • Катэрына, вражья маты,
  • Нэ гарно зробыла:
  • Панам землю раздарыла,
  • Нас посыротыла.
  • 4. «Отчего Дон возмущенным стал»
  • Никто та про то не знает, да никто не ведает
  • Отчего же наш славный тихий Дон возмущается.
  • Воскрутился, возмутился славный тихий Дон от трех генералушек,
  • Как от первого генералушки от Гудовича,
  • Как от второго генералушки князя от Черкасского,
  • Как от третьего генералушки князя Иловайского.
  • Как вечор-то, ночесь, Иловайский князь во игры играл.
  • Он не в карты играл и не в наперсточки, а во бильярд катал,
  • Прокатал – прогулял Иловайский сын пару вороных коней со колясочкой.
  • Еще пропил прокатал Иловайский сын все житье-бытье, все свое именьице,
  • Еще пропил-прогулял Иловайский сын весь наш славный тихий Дон.
  • Как пропивши, промотавши, сел на лавочку он,
  • Потупил свои очи ясные и призадумался
  • Он , призадумавшись, стал указы фальшивые писать и по войску рассылать.
  • Старых стариков во Кубань – реку бросать.
  • А девушек на фабричный двор брать,
  • А молодых ребят во солдаты брить…
Читайте также:  Как подобрать струны для гитары

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/03/31/istoriya-rossii-i-dona-v-kazachih-pesnyah-0

Конспект на тему "Казачья песня"

Значение песни в жизни казаков.

Песни казаков — это рассказ о славных походах, о громких победах, о горечи неминуемых утрат, о раздолье и великолепии донской степи, о доме, о Великой реке Дон, которую в своих песнях казаки величают: «Кормилец, наш батюшка православный Тихий Дон-Иванович». Песни на Дону не поются, а «играются».

Казачьи песни создавались при особых исторических условиях. Составители казачьих песен — это «воровские люди», «вольница казацкая», — одним словом люди, которые не мирились с холопством, рабством, крепостным правом.

Вот почему песня казака никогда не носит «тоски, близкой к отчаянью», вот почему она у казака широка и раздольна, вот почему она и задорна, и весела, и свободна в мелодиях и ритмах своих, и свободен и весел никогда не унывающий ее сочинитель — казак.

Есть, конечно, песни и с грустными напевами, но это и не грусть, а «дума — раздумье». Удивительный оптимизм казачьих песен подмечен и отмечен был В. Г.

Белинским, который с большой похвалой отозвался об исторических казачьих песнях: «Донские казачьи песни можно причислить к циклу исторических, и они, в самом деле, более заслуживают названия исторических, чем так называемые собственно исторические русские народные песни.

В них весь быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое, раздольное и привольное. Их и числом несравненно больше, чем в последних, в них и поэзия размашистей и удалее».

«Замкнутой кастой вечных воинов» назвал казаков один из историков, изучавших их быт и нравы. Казачество воплотило в себе именно те качества человеческой натуры и характера, которые так важны для воина: осознанный патриотизм, гордость военным мундиром и любовь к военной службе.

В исторических песнях все большая роль отводится простым людям. Со словом «казак» в песнях ассоциируются понятия товарищества, дружбы, верности долгу. Казаков ласково называют «казаченьки», «удалые молодцы», «добры молодцы», «ясны соколы». В целом в казачьих песнях меньше, чем в других исторических песнях реальных исторических фактов, больше поэтического вымысла и чувства.

Народная песня имеет долгую и славную историю, и её ценность заключается в том, что именно в ней выражается состояние души людей, и именно в ней сохраняется то удивительное, что называется народным духом, народным самосознанием.

        О военном искусстве казаков было известно еще при царе Иоанне Грозном. Дисциплина, умение ловко обращаться с разными видами оружия, потрясающее единение с конём, любовь к родной земле, к своим обычаям и традициям внушали бесспорное уважение, как друзьям, так и врагам.

В войске казаки образовывали свои собственные группы, в которых сохранялась не только народная самобытность, но и вера, и, конечно же, культура. В гармоничных и звучных песнях казаков чувствовалось глубокое понимание истории и своего места в ней, благодаря чему они оказывали удивительное воздействие на окружающих.

До нас дошла одна из многочисленных  строевых походных песен донских казаков «Всадники-други». Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного.     Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.

Песни про историю,  России стали появляться у казаков еще с середины XV столетия, то есть тогда, когда «казакование» стало распространяться на территории Московского царства.       Переоценить значение песен казаков, любящих свою землю, Бога, Россию, воистину, невозможно.

Это не просто фольклорный жанр, это подлинный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуации в стране.     Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в казачьей культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям.

Сохраняя в целом черты, характерные для общерусского стиля, песни имеют и ряд отличительных, самобытных особенностей, о которых очень точно сказал в романе «Тихий Дон» большой знаток и ценитель казачьей культуры Михаил Александрович Шолохов: «Пели ее всегда в три-четыре голоса.

Над густыми басами, взлетывая, трепетал редкой чистоты и силы тенор подголоска — «дишкант». Басы еще не обрывали последние слова, а подголосок уже взлетывался над ними, и звуки, трепеща, как крылья белогрудого стрепета в полете, торопясь, звали за собой» .

В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала в себя традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп.

Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только казачьей песне. 

 Для песенного фольклора казаков, так же, как и в южнорусской культуре, очень характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод, свадебные игры и календарные празднества, насыщенные яркими напевами. У казаков распространена лирическая песня мужественного воинского склада.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-na-temu-kazachya-pesnya-3495268.html

Казачья музыка

  • (Краткая справка).
  • Знаем, чем он украшен —
  • Украшен он славой русской,
  • Сам собою доказал.

По песням можно проследить не только жизнь казака, но и всю казачью историю.

Эти песни особенно ценны, ибо они ясно и определенно выражают на протяжении мно­гих веков казачьи политические и социаль­ные явления, как в казачьих краях, так и в государстве, а равно и понятия казаков о са­мих себе и своем отношении к государству.

Часто в песнях упоминается имя царя, ибо с ним фактически отождествляемся родина, верными сынами которой неизменно были казаки-воины, защитники государства.

Россия это слава казачья. История сде­лала казачество участником и творцом Ве­ликого государства. Историческая заслуга казачества в деле собирания Руси весьма ве­лика, о чем свидетельствуют царские грамо­ты, знамена, штандарты и т. п.

Участие каза­чества в гражданской войне всем известно. В ней приняли героическое участие и казач­ки, и дети, и деды. Казаки умели сочетать любовь к родине — России — с любовью к своим казачьим краям — казачьи песни луч­ший показатель этого.

  1. Украшен то наш Тихий Дон молодыми
  2. вдовами,
  3. Известен наш батюшка Тихий Дон сиротами,
  4. Наполнена волна в Тихом Дону отцовскими да материнскими слезами.
  5. Из тысячи песен есть целый ряд герои­ческих. Взять, к примеру, песню о гибели «Ермака»:
  6. Ревела буря, дождь шумел,
  7. Во мраке молния сверкала,
  8. И беспрерывно гром гремел,
  9. И ветры в дебрях бушевали.
  10. Все соратники Ермака спят, сам он толь­ко не спит и думает думу, подводя, так сказать, итог своей жизни.
  11. Кто жизни не щадил своей
  12. Опасность в сечах презирая,
  13. Тот думать будет ли о ней,
  14. За Русь Святую погибая?
  15. Своей и вражьей кровью смыв
  16. Все прегрешенья бурной жизни
  17. И за победы заслужив
  18. Благословение отчизны!
  19. Так думал, умирая за родину, Ермак!
  20. Нам смерть не может быть страшна.
  21. Свое мы дело совершили:
  22. Сибирь царю покорена,

И мы не праздно в мире жили…

  • Вот еще несколько песен:
  • — Проводы каза­ка на службу —
  • Конь боевой с походным вьюком
  • У церкви ржет, кого то ждет,
  • В ограде бабка плачет с внуком,
  • Молодка горьки слезы льет.
  • А из дверей святого храма
  • Казак в доспехах боевых
  • Идет к коню из церкви прямо
  • Вокруг семьи своих родных.
  • Жена коня подводит мужу,
  • Племенник пику подает,
  • И говорит отец: послушай
  • Моих речей ты наперед.
  • Мы послужили Государю,
  • Теперь и твой черед служить.
  • Так поцелуй же женку Варю —
  • И Бог тебя благословит.
  • Дарю коня тебе лихого,
  • Он добровит был у меня,
  • Носил в огонь и из огня.
  • А вот и пика боевая,
  • Подруга верная моя,
  • А вот и шашка родовая,
  • Ей бился дед, и дрался я.
  • А добрый конь — все наше счастье,
  • И честь и слава казака,
  • Он нужен в счастьи и ненастьи.
  • И за врагом, и на врага.
  • Конь боевой всего дороже!
  • И ты, мой сын, им дорожи;
  • И лучше сам ты ешь поплоше,
  • Коня же в холе содержи.
  • Но ни в бою, ни перед боем
  • Ты не бранися, не серчай;
  • Будь казаком и перед боем
  • Крестом себя ты осеняй.
  • Куда придешь, ты первым делом
  • Разведай все до пустяка,
  • Где тракт какой, кто есть, примером,

Где лес, где села, где река…

Тогда ты свой в чужой сторонке.

И командирам ты рука…

  1. Ведь ловкость, сметка, да сноровка
  2. Весь капитал у казака.
  3. Вот другая — песня о службе казачьей:
  4. Поехал казак на чужбину далеку
  5. На добром коне он своем вороном,
  6. Свою он краину навеки покинул,
  7. Ему не вернуться в отеческий дом.
  8. Напрасно казачка его молодая
  9. Все утро и вечер на север глядит,
  10. Все ждет, — поджидает — с далекого края,
  11. Когда ж ее милый казак прилетит.
  12. А там за горами, где вьются мятели,
  13. Зимою морозы трещат,
  14. Где сдвинулись грозно и сосны и ели,
  15. Казачьи кости под снегом лежат.
  16. Казак, умирая, просил и молил
  17. Насыпать курган у него в головах:
  18. Пущай на кургане калина родная
  19. Растет и красуется в ярких цветах.
  20. Пусть вольная пташка, склонясь над
  21. калиной,
  22. Пропой прощебечет, как весточку мне,
  23. О милой казачке, родной стороне.
  24. К «Двенадцатому году» относится песня об атамане Платове, который воплощает со­бою целую эпоху казачества.
  25. Славим Платова — героя,
  26. Победитель был врагам,

Слава донским казакам…

  • Одним донским поэтом сочинена была кантата восторженно патриотического со­держания («На возвращение донцов с вой­ны»).
  • Дела их слава оглашает,
  • Победный лавр венчает их,
  • Привет, почет их ожидает
  • На родине в кругу своих.
  • И в тех рядах, в рядах героев,
  • Идут бесстрашные донцы,
  • Какими были их отцы.
  • Донцы идут — и Дон пирует,
  • С восторгом ждет своих сынов,
  • От царской милости ликует
  • И за царя в огонь готов.
  • Казак, казачка, стар и млад
  • Пределов радости не знает,
  • И, снесши в круг регалий ряд,

На знамя новое взирает…

  1. Ниже приводится песня Новочеркасско­го Военного Училища:
  2. Вот настанет пора производства,
  3. Распрощается лагерь с тобой.
  4. И друг друга мы больше не увидим,
  5. Не придется нам встретиться вновь
  6. Молодыми пойдем мы сражаться,
  7. Постареем мы скоро в боях,
  8. И немного назад нас вернется —
  9. Вспоминайте, товарищи, нас.
  10. Так давайте, товарищи, выпьем
  11. Мы по рюмочке только одной,
  12. И друг друга мы все ж увидим,
  13. И придется нам встретиться вновь.
  14. В песнях сказалась вся красота, глуби­на и размах казачьей души, сила каза­чьего сердца и твердость непреклонной во­ли.
  15. С полным основанием Донской гимн кончается словами:
  16. Славься, Дон, и в наши годы
  17. В память вольной страны,
  18. В час невзгоды — честь свободы
  19. Отстоят твои сыны!

США   И. Курицын. 

РК №33 Март — Апрель 1961 г.

Источник: http://cossacksmusic.ru/o-pesnyax-donskix-kazakov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector