Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Ференц Лист». Мария Залесская. М.: «Молодая гвардия»

Невероятно, но в ЖЗЛ до сих пор не было биографической книги про Листа. В семидесятые в серии издавался художественный роман Дьердя Гаала, а вот толковое жизнеописание появилось только сейчас.

Музыковед Мария Залесская, сделавшая для ЖЗЛ обстоятельные книги про Вагнера и Бетховена, и здесь не отошла от своего стиля. Жизнь венгерского вирутоза, превратившегося в фанатичного скрытного католика, у нее расписана буквально по дням.

Прикрутить к тексту какую-то Великую Идею (как, скажем, в ЖЗЛ о Прокофьеве, где поэт Вишневецкий 500 страниц доказывает, что композитор был евразийцем в прямом дугинском смысле) у Залесской просто не остается объема, да и желания, наверное, не было.

Это радует: на русском, в первую очередь, нужна именно биография великого (и многими здесь недооцененного) композитора, а в последнюю — идеологическое обоснование его творчества.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Джон Кейдж». Роб Хаскинс. М.: Ad Marginem и «Гараж»

Вслед за «Разговорами с Кейджем» Ad Marginem и «Гараж» выпустили биографию одного из главных американских композиторов XX века. Название серии, в которой она издана, — «Критические биографии» — здесь попадает в самую точку: профессиональный музыковед Хаскинс не заинтересован в пересказе жизни Кейджа (хотя и это происходит), а озадачен его принципиальными идеями.

Идеи эти он скорее не атакует с позиций культурологии, а разбирает с позиций искусствоведения — что для читателя, не знающего про Кейджа, скорее в плюс. Перевод, к сожалению, удался не до конца, но из многочисленных книг о Кейдже Ad Marginem и «Гаражом» была выбрана одна из самых удачных.

Следующим логичным шагом был бы перевод гениальной работы Кайла Гэнна про «4’33’”».

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Дягилев и музыка». Ирина Парфенова, Ирина Пешкова. М.: «АРТ»

Энциклопедический словарь, посвященный Дягилеву и его отношениям с музыкой. Воедино собраны композиторы, музыканты, певцы, хормейстеры, дирижеры и прочие люди, работавшие, собиравшиеся поработать или пересекавшиеся с жизнью и интересами театрального импресарио.

Получилась, на удивление, далекая от академичности вещь, сообщающая о своих героях на грани популярной биографистики и документальной прозы, — не энциклопедия, а что-то очень близкое к расширенному до книжного масштаба формату «словаря» в отечественных медиа.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Машина песен. Внутри фабрики хитов». Джон Сибрук. М.: Ad Marginem и «Гараж»

Добавить к сказанному Артемом Макарским в развернутой рецензии на новую книгу автора «Nobrow», пожалуй, нечего: да, это редкая «умная» книга о мейнстримной поп-музыке; да, в ней действительно больше самого Сибрука, чем собственно музыки; да, редким переводным изданием нон-фикшна об огромной индустрии отечественные издатели не набивают себе цены.

Однако Сибрук при всех своих недостатках хотя бы страшно увлекательно и бегло читается и может заинтересовать самого далекого от поп-музыки читателя. В качестве неплохой мейнстримной книги про мейнстрим же — это неплохая работа.

Хочется верить, что шаг за шагом отечественное книгоиздание все же дорастет и до более изобретательных текстов про массовую музыку.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Новая русская музыкальная критика 1993—2003: концерты». М.: НЛО

Трехтомная антология русской критики от издательства «НЛО» началась «Оперой», продолжилась «Балетом», а закончилась «Концертами». При всем уважении к авторам и составителям первых двух томов, именно «Концерты» — лучший.

Он читается не как заметки о ближайшем прошлом, а как хроники какого-то иного мира: вот Светланов играет Восьмую Малера, вот в Москву и Петербург приезжают первые таинственные аутентисты, вот умер Шнитке и так далее.

Практически любой репортаж — на вес золота, особое удовольствие доставляют заметки Петра Поспелова и Бориса Филановского: у первого обнаруживается пропавшая в его нынешней работе злость и ярость, у второго — совершенно виртуозное владение языком, юмор и потрясающая музыкальная эрудиция.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Как музыка стала свободной». Стивен Уитт. М.: «Белое яблоко»

Практически детективный нон-фикшн о происхождении музыкального интернет-пиратства. Экономист, математик и журналист Стивен Уитт расследует обстоятельства того, как на заре нулевых в интернет стали утекать заметные мейнстримные альбомы.

Уитт работает в жанре умного и расширенного до книги лонгрида из какого-нибудь интеллектуального американского журнала, познавательно и изящно выстраивая и разрешая драматический конфликт, с небольшой долей культурной рефлексии и обязательно со сверхидеей.

Самая любопытная история — раскрытие людей, стоявших за массовыми утечками альбомов в эпоху Napster или Audiogalaxy. Люди эти оказываются совсем не такими, какими их можно представить, — но лучше не спойлерить.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Музыкальный строй». Стюарт Исакофф. М.: АСТ

Грандиозная история музыкального строя в западной классической музыке — предмета сколь неинтересного широкой публике, столь  же увлекательно описанного пианистом, преподавателем и теоретиком фортепиано Исакоффым.

Как человека глубоко погруженного в вопросы музыкального строя и проблемы восприятия звука, его интересуют малейшие детали — поэтому автор мчится от собственно музыки к проблемам физики, философии, религии и так далее.

Впрочем, как и свойственно маститому профессионалу, у Исакоффа порой возникают трудности с повествованием для широких масс, отчего иногда книгу становится тяжело читать. Совсем тяжело станет, если нет возможности послушать упоминаемые автором композиции, — имейте в виду.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Синатра: я делал все по-своему». Рэнди Тараборелли. М.: Эксмо

Детальная и написанная легким слогом журнальных gossip-колонок биография Синатры, на английском вышедшая еще в 1997 году.

В последнем и кроется ее недостаток: с тех пор журналист Джеймс Каплан издал свой двухтомник про Синатру — еще больше (2000 страниц), еще подробней, еще интересней и написанный так, что книга профессионального биографа американских селебрити Тараборрелли моментально потеряла свои актуальность и вес.

Редкий русский читатель осилит 2000 страниц про Синатру, но работа Каплана — невероятный шедевр в жанре музыкальной биографии, куда более достойный скорейшего издания на русском, чем Тараборрелли.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Моцарт отечества не выбирает». Елена Дубинец. М.: Музиздат

Обстоятельная работа профессора музыкального отделения университета штата Вашингтон на близкую самой Дубинец тему: судьбы, быт и музыка эмигрировавших в конце прошлого и начале этого века композиторов и исполнителей из России и бывшего СССР.

Корндоф и Фирсова, Рабинович-Бараковский и Батагов, Франгиз Ализаде и Ефим Бронфман — Дубинец охватывает и разные поколения, и разные школы и, что наиболее важно, совершенно разные мироощущения.

Открывающая статья Дубинец и закрывающие книгу беседы с героями образуют полотно об отсутствии русского композиторского и тем более исполнительского сообщества за рубежом. О книге максимально комплиментарно отозвался великий историк музыки Ричард Тарускин — факт, требующий упоминания.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Джим Джармуш. Стихи и музыка». Антон Долин. М.: НЛО

Приуроченная к выходу в российский прокат нового фильма Джармуша «Патерсон» книга известного кинокритика Антона Долина — это отчасти исследование фильмов Джармуша, отчасти — поэтическое посвящение, отчасти — сборник статей российских музкритиков о музыке в фильмах американского режиссера.

Разброс исследуемых музыкальных феноменов предсказуемым образом поражает: Илья Овчинников написал прекрасный и неожиданный текст о Малере, Илья Миллер — точнейшую заметку о Wu-Tang Clan, Юрий Сапрыкин — блистательное эссе о Ниле Янге.

Full disclosure: автор этого текста в числе контрибьюторов тоже присутствует.

«Король и шут. Между Купчино и Ржевкой». Александр Балунов. М.: АСТ

Первый бас-гитарист «Короля и шута» давно живет в Калифорнии (на сайте «Афиши» когда-то выходил его удивительный рассказ об эмиграции), но мысли о главном деле жизни все еще не дают ему покоя, чему свидетельство его почти 400-страничная история самой популярной панк-группы постсоветского пространства.

Читать ее человеку, знакомому с творчеством Князя, Горшка и Балу не дальше «Проклятого старого дома», временами непросто — слишком много в тексте ориентировано на фанатов КиШа. Но в целом получилось бодрое и познавательное документальное эссе, не стесняющееся ни лирических отступлений, ни сугубой документалистики.

Не гениальная книга, но мемуары такого качества про русский рок выходят редко.

«Джаз. Великая история империи греха и порока». Гэри Крист. М.: АСТ

Выглядящая со стороны как очередная книга об истории джаза на самом деле блистательный документальный роман о криминальной истории Нового Орлеана конца XIX и начала XX веков. Мэрилендский писатель, журналист и литкритик Крист подробно рассказывает о становлении джаза в городе и о его ключевых фигурах.

Но все же джаз выступает одной из сквозных тем, позволяющих рассказать об убийствах, преступлениях мафии, проституции и коррупции.

Отсюда естественный вопрос издательству АСТ: зачем ориентироваться в оформлении книги на любителей джаза, которые, скорее всего, будут разочарованы, и не продать отличную документальную беллетристику Криста массовому читателю? Нет ответа.

«Поезд М». Патти Смит. М.: АСТ

Девятнадцатая книга в библиографии не нуждающейся в представлениях Патти Смит — сборник поэтических зарисовок о быте самой Смит, ее путешествиях, встречах с интересными людьми.

Бобби Фишер, Юкио Мисима, Жан Жене, Роберто Боланьо — Смит раскрывает воспоминания о великих через разной степени интересности эпизоды.

Иногда, как в эпизоде о взаимоотношениях Смит с творчеством Сильвии Плат, получается проникновенная исповедальная проза, иногда же, как в рассказе про Фишера, «Поезд М» вдруг оборачивается сборником анекдотических скетчей.

«Формейшн. История одной сцены». Феликс Сандалов. М.: Common Place

Номинированное на прошлогодний «Национальный бестселлер» и обласканное критикой исследование вынесенного в заголовок «формейшна» — сконцентрированное главным образом на группе «Соломенные еноты», ее лидере Борисе Усове и музыкально-художественно-политической ячейке русского (почти всегда — московского) панка.

Действительно мощнейший документальный текст о «Енотах», группе «Лисичкин хлеб», НБП и прочих занимательных феноменах, оторваться от которого нельзя даже при отсутствии самых поверхностных знаний о предмете. Смущает, правда, отсутствие хоть какой-то внутренней хронологии.

Учитывая, что «Формейшн» переполнен деталями, историями и персонажами разного масштаба, рваная структура текста быстро дезориентирует.

Читайте также:  Полезные и вредные продукты для вокалиста

«Двадцатый век. Музыка войны и мира». М.: «Прогресс-Традиция»

Сборник материалов одноименной конференции, прошедшей в 2015-м в Московской консерватории и выпущенной издательством «Прогресс-Традиция» тиражом в 300 экземпляров. Найти 600-страничный том сложно, но можно.

Собранные доклады сходу обезоруживают историческим диапазоном (от Первой мировой до Косовского конфликта), географией предметов (от Туркменистана до Китая через Россию, Америку и Европу), парадом фамилий, о которых почитать всегда интересно (Мясковский, Мийо, Мессиан, Ксенакис и так далее) и о которых почитать просто любопытно (Рафаил Касимов, Нгуен Лантуат, Маргарита Риттих), и потрясающим идеологическим разбросом. Доклады разнятся от сугубо академического «бу-бу-бу» до увлекательных историографических эссе. В целом — очень неплохой способ убить несколько вечеров.

Источник: https://gorky.media/context/15-nedavnih-muzykalnyh-knig-na-kotorye-stoit-obratit-vnimanie/

Библиотека T&P: 6 книг для тех, кто хочет разобраться в современной музыке

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

журналист, куратор фонда M.Art, автор Telegram-канала о современной академической музыке «Фермата»

Что почитать начинающему музыканту о музыке?
Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Алекс Росс. «Дальше — шум»

Лучшая книга для первого знакомства с современной музыкой — к тому же переведенная на русский. Критик Алекс Росс подробно объясняет, что произошло с музыкой в XX веке. Написано внятно и занимательно (сказывается многолетняя служба в The New Yorker), более удачного введения в предмет не существует.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Paul Griffiths. «Modern Music and After»

Еще одна история современной музыки, чуть более специальная и въедливая (хотя бы потому, что активно опирается на нотные примеры). Гриффитс начинает рассказ с 1945 года, поэтому может себе позволить более подробно остановиться на послевоенном авангарде, «новой сложности», спектрализме и т. п.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Ольга Манулкина. «От Айвза до Адамса»

Американская школа оказала невероятное влияние на музыку XX века, и 800-страничная монография петербургского музыковеда Ольги Манулкиной подробно останавливается не только на Кейдже и минималистах, но и на великих американских визионерах и оригиналах, тех, кого принято называть плохо переводимым на русский словом maverick — Айвзе, Парче, Нанкарроу, Кауэлле. Блестящая работа, вышедшая в 2010 году, сразу же стала библиографической редкостью, увидите — не раздумывайте долго. Предыдущая (и единственная) книга на русском об американской музыке выходила в 1961 году, следующей мы можем не дождаться.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Ричард Костелянец. «Разговоры с Кейджем»

Интервью Джона Кейджа разных лет, превращенные в один гигантский монолог. Кейдж — один из самых влиятельных композиторов XX века, а кроме того — остроумнейший собеседник и мастер парадокса. Кейджевские идеи «временных контейнеров», отношений с тишиной, паузами и шумом (любой звук — это музыка) легко расслышать в сочинениях самых разных композиторов, работавших после него.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Alvin Lucier. «Music 109. Notes on Experimental Music»

По сути, это расшифрованные лекции Алвина Люсье, важного американского композитора, о сочинениях его друзей и коллег — Полины Оливейрос, Стива Райха, Филипа Гласса, Мортона Фелдмана, Карлхайнца Штокхаузена, Ламонте Янга и пр.

Поскольку Люсье практически всех знал лично и до сих пор страстно все это любит, читается одновременно как символ веры и сборник анекдотов.

Вероятно, самая живая и доступная из книг такого рода — на месте его слушателя можно представить кого угодно, от студента-теоретика до таксиста.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Валентин Сильвестров. «Дождаться музыки» и «Симпозион»

Лекции, беседы и ответы на вопросы гениального украинского композитора, заметной и по-прежнему недооцененной фигуры круга «советских авангардистов» — Пярта, Денисова, Губайдулиной, Шнитке.

Сильвестров — на редкость разговорчивый, живой и откровенный человек, и это хороший повод подглядеть, как работает композиторское сознание, — а заодно узнать, как все, что описывается в предыдущих книжках, приживалось на советском и постсоветском пространстве.

«] role=articleBodyBreaking>

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/16674-biblioteka-tp-6-knig-dlya-tekh-kto-khochet-razobratsya-v-sovremennoy-muzyke

Что читать о классической музыке

Любимые книги и лекции о музыке от лекторов курса «Как слушать классическую музыку»

Подготовили Петр Айду, Константин Дудаков-Кашуро, Григорий Кротенко

Глеб Анфилов. «Физика и музыка» (1964)

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Несмотря на море современных красочных научно-популярных изданий о музыке, эта книжка, написанная для детей старшего возраста писателем-фантастом и популяризатором науки, остается до сих пор одной из самых познавательных. Кроме увлекательного ликбеза об истории инструментов, начиная с флейты и заканчивая синтезатором АНС, из нее можно узнать, чему научил сверчок Гельмгольца, что такое «карась» Страдивари и так далее. И все это с ароматом заголовков в духе времени: «Звуковая резина», «Чудеса звукозаписи», «Мечта доктора Шолпо», «Композитор как живописец». В пандан популярной в те годы теме «физики и лирики» Анфилов легко переходит от некоего английского композитора XVIII века, предложившего сочинять посредством сапожной щетки, к кибернетической музыке, от дореволюционных грампластинок, сделанных из шоколада, к «конкретной музыке» и экспериментам с синтетическим звуком Авраамова и Шолпо, о которых было разрешено вспоминать, только обращаясь к детской аудитории. Обилие любопытных сведений и очень доступное, пусть и старомодное, изложение делают простительными выпады в сторону музыкального модернизма, вроде характеристики сочинений Джона Кейджа как «трогательный идиотизм».

Марио Корти. «Сальери и Моцарт»

Что почитать начинающему музыканту о музыке? © mario-corti.com

Цикл передач итальянского журналиста Марио Корти на «Радио Свобода» стал впоследствии основой книги, выпущенной петербургским издательством «Композитор» (2005). Человек необыкновенного кругозора, Марио Корти увлекательно разбирает мифы о классической музыке, привлекая авторитетные мнения и обширный фактический материал. В передачах «Радио Свобода», помимо ясного, захватывающего изложения, можно слушать точно подобранные музыкальные примеры.

Эрик Сати. «Заметки млекопитающего» (2015)

Что почитать начинающему музыканту о музыке? © limbakh.ru

Композитор, который называл себя фонометрографом, взвешивающим на «фоноскопе си-бемоли средней толщины» (тем самым странным образом предвосхищая «материализм» конкретной и электронной музыки), острее других обозначил непреодолимый разрыв в классической музыке, соединив в себе кризис традиции XIX века и новый дух современной музыки. Тапер и розенкрейцер, основатель Метрополийской Церкви Искусства Иисуса Путеводителя и «пожилой дадаист», автор «меблировочной музыки»  Меблировочная музыка

Источник: https://arzamas.academy/materials/808

2016: 3 стоящих книги о музыке — Статья | Mixmag

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Джон Сибрук «Машина песен. Внутри фабрики хитов» 

(Ad Marginem)

Отличное и крайне увлекательное журналистское расследование известного американского публициста, у которого на русском ранее уже выходила любопытная книга на тему современной культуры. Вы замечали, что вся современная поп-музыка звучит так, словно была сделана под копирку на одном компьютере? 

Как-то раз, отвозя своего ребенка в школу и слушая какую-то поп-радиостанцию, Сибрук отметил, что в звучащей музыке (которая его бесила) какого-то смысла и нет, но зато есть четкая схема, есть хук.

И сколько бы треков не прозвучало тогда в эфире, она была примерно вся похожа. «Кто же пишет эти песни? — начал задаваться вопросами автор.

— Эти люди обладают колоссальным влиянием на современную культуру, они — Спилберги и Лукасы наших национальных наушников, но мы почти не знаем их имена». В итоге он предпринял масштабное расследование этой глобальной фабрики хитов.

Например, узнал, что почти всем топовым американским поп-артистам музыку пишут бывшие шведские диджеи. Выяснил, как устроена индустрия корейской и японской поп-музыки, где производство звезд и хитов в буквальном смысле поставлено на поток.

В каком-то смысле, эта книга может служить настольной книгой для продюсера (в русском понимании этого слова), и способствует большему пониманию внутреннего устройства глобального мира шоу-бизнеса, в котором все просчитано, станки штампуют, а фанаты отваливают деньги.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Стивен Уитт «Как музыка стала свободной» 

(«Белое яблоко»)

Это, конечно, нон-фикшн, но такой, что читается взахлеб, как какой-нибудь детектив или триллер. До сих пор удивляюсь, как у автора все получилось. Ведь, казалось, мир всех этих цифровых пиратов, дарквеба и прочего сложно восстановить, выяснить последовательность событий. Но в итоге у него получилась захватывающая книга фактически о нашем с вами мире. 

Все мы качали пиратскую музыку, которая непонятно каким образом заливалась в Сеть. Но вот из этой книги как раз и становится понятен весь этот процесс.

Мало того, что Уитт описал мир дарквеба и пиратских интернет-группировок, он нашел человека, которого официально назвали «самой страшной угрозой музыкальному бизнесу», и который слил в Сеть свыше двух тысяч альбомов разной степени важности.

Вместе с этим он увлекательно рассказывает историю того, как формат mp3 создавался и пробивал себе дорогу в жизнь. Как была устроена и по каким принципам работает большая звукозаписывающая индустрия, как она реагировала на серьезные технологические сдвиги. 

Книга написана в настолько легком и доступном стиле, что главные герои книги — Пират, Инженер и Магнат — становятся тебе едва ли не родными. Здесь, как в жизни, нет ни хороших героев, ни плохих.

Хотя почему «как в жизни», ведь это все и есть жизнь, потому что истории, рассказанные в этой книге, происходили на самом деле и повлияли на каждого, кто любит музыку и не мыслит без нее своей жизни.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Tim Lawrence «Life And Death On The New York Dance Floor 1980 — 1983» 

(Duke University Press)

Автор, наверное, главной книги об истории диско («Love Save The Day»), дотошный исследователь современной культуры, продолжает неспешно описывать американскую танцевальную культуру с начала семидесятых.

Изначально, Лоуренс хотел описать историю американской танцевальной культуры с конца 1960-х по конец 1990-х, но понял, что это слишком масштабно для одной книги.

В итоге решил разделить: первой вышла книга про 1970-е «Love Save The Day», ставшая уже классической об эпохе диско. Теперь, спустя 13 лет, вышло продолжение. 

В самом начале своей новой книги автор извиняется перед читателем: эта книга, как ожидалось, не охватывает все последующее десятилетие (упадок диско, появление хауса и техно, и уход всего интересного в Европу), эта книга охватывает всего три года самого начала 1980-х. Но зато каких года, восклицает автор. В это непонятное время произошло столько всего интересного — происходили смешения стилей, жанров, тусовок, рас и настроений. В итоге получилась мощнейшая, написанная с дотошностью ученого, увлекательностью журналиста и пристальностью антрополога книга. Огромное количество фотографий, плейлистов, всевозможного справочного материала. И пусть «Life And Death» вышла осенью 2016 года, уже можно с уверенностью сказать, что перед нами одна из классических книг о современной музыке и культуре.

Источник: https://MixMag.io/article/65822

Лучшие книги о классической музыке

Составили подборку интересных книг про классическую музыку. Это чтобы вы в ней разбирались еще лучше:) Подобранные нами издания подойдут как совсем «чайникам», которые еще не умеют отличать Моцарта от Баха, так и продвинутым слушателям, готовым еще больше углубиться в философию нот. В прикрепляемой статье список книг с нашей краткой аннотацией и ссылками на скачивание.

Начинаем мы от самой простой и легкой литературы, которая подойдет совсем «зеленым» слушателям, а заканчиваем сложной – для искушенных музыковедов. Надеемся, что каждый найдет для себя свою книгу.

Кратчайшая история музыки

Дарен Хенли

Самая простая и понятная книга на страницах которой вы познакомитесь с великими композиторами и их основными произведениями.

Также в начале издания представлена очень удобная таблица, где композиторы расположены в хронологическом порядке, а сбоку дана краткая справка об исторических событиях, происходящих на их веку.

Из минусов – довольно сумбурно представлен XX и XXI век, где автор намешал рок-музыкантов и кинокомпозиторов с Арво Пяртом и Филипом Глассом.

Скачать в формате: fb2 | mobi | epub

Классическая музыка для чайников

Коллектив авторов

Читайте также:  Каково это… работать на ableton?

Несмотря на свое шуточное название, для начинающих слушателей это, пожалуй – самая занимательная книга. В ней очень емко описывают особенности музыкального творчества того или иного композитора.

Всегда представлены интересные музыкальные рекомендации к прослушиванию.

Помимо этого из книги можно узнать краткую историю музыкальных инструментов, а также поверхностно ознакомиться с нотной грамотой.

Скачать в формате: pdf

ТТайная жизнь великих композиторов

Элизабет Ланди

В меру юмористическая книга, к фактам которой нужно относиться с осторожностью. Но зато она раскрывает неформальную жизнь известных нам музыкальных деятелей. Помимо того, что Бетховен был грязнулей, а Чайковский геем, вы узнаете о том, что Ференц Лист – настоящая рок-звезда XIX века, а Пуччини воровал трубы из органа, чтобы на вырученные от сдачи металлолома деньги купить себе сигарет.

Скачать в формате fb2 | epub | mobi

ММузыка всем

Леонард Бернстайн

Это текстовый вариант телепередач известного музыкального просветителя, великиого дирижера и посредственного композитора – Леонарда Бернстайна. Музыку он понимал великолепно и искусно делился этим с народом. Данная книга – идеальное пособие по вопросам того, что вообще такое – Музыка.

Скачать в формате: pdf

ДДальше – шум. Слушая ХХ век

Алекс Росс

Уникальная книга, написанная музыкальным критиком Алексом Россом. Все о сложной музыке ХХ века, издание поможет понять модернистскую фактуру и углубиться в общие культурные настроения эпохи. Очень полезная книга как для обывателей, так и студентов. Ну и по совместительству это настольная книга администраторов канала:)

Скачать в формате fb2 | epub | mobi

ММузыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи

Автора: Марина Раку

Серьезное научное издание, исследовавшее изменчивое отношение к классической музыке в СССР. В ней приведено много цитат музыкальных критиков и композиторов. И сама позиция исследования музыки с точки зрения политической пропаганды – захватывает. Книга требует внимания и усидчивости. Она для тех, кто серьезно углублен в тему искусства.

Скачать в формате fb2 | epub | mobi

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4cf276bf2a8f00a99a5bca/5bb8a68139bd1400a9a0900a

11 советов для начинающих музыкантов и домашних студий • SAMESOUND — сайт для музыкантов

В наше время каждый может заниматься музыкой дома, не покидая стен своей комнаты. Все, что нужно — это лишь наличие компьютера.

Но вот вопрос: как продвинуться дальше в своей работе после того, как появились базовые навыки записи и сведения аудиозаписей? Тем, кто решил заниматься музыкой дома и своими силами, мы предлагаем послушать некоторые советы начинающим музыкантам.

1. Знай оборудование, как свои пять пальцев

Что сказать в первую очередь, когда просят дать некоторые советы для начинающих музыкантов? Довольно легко начать думать, что собственная музыка зазвучит в разы лучше (на уровне Abbey Road, ага), если просто добавить пару-другую дорогостоящих, но нелегально скачанных из интернета плагинов.

Нет смысла гнаться за ассортиментом и держать в наличии огромное количество плагинов, которыми вряд ли придеться воспользоваться. Нужно уметь получать максимум от того, что уже есть. Иными словами, лучше досконально изучить те плагины, которые идут в комплекте с DAW и уметь применять их в различных ситуациях, чем постоянно поверхностно использовать разные продукты.

С вероятностью в 95% можно утверждать, что ты не знаешь и половины того, на что способны стандартные плагины.

2. Найди свой стиль

Очень часто мы хотим заниматься музыкой, которую больше всего любим. Это правильно и это хорошо, но не стоит опускаться до бездумного копирования чужих идей. Это главный совет в этом списке советов начинающим музыкантам.

Возьми за основу наработки своих кумиров, выясни, как они добились того саунда, который у них есть. А затем, на основе полученных знаний, выработай свой собственный стиль.

Нет, речь не идет о создании совершенно нового стиля музыки. Просто надо уметь оставаться собой вне зависимости от той музыки, которой занимаешься. Если это поп-рок, то он должен быть таким, каким ты его любишь, а не каким его делают твои любимые Maroon 5.

Представь, что было бы, если бы разные группы играли одинаково в одном и том же стиле. Весь кайф музыки в том, что каждый волен делать ее именно такой, какой он хочет ее слышать.

3. Найди единомышленников

Заниматься музыкой дома на своем компьютере — довольно личный процесс, в котором все задачи лежат на тебе. Но не стоит замыкаться на себе любимом. Почему бы не попробовать поискать тех, кто мыслит подобно тебе?

Обменивайся проектами через интернет. Приглашай людей помузицировать к себе домой. Попробуй поджемить с кем-либо в рамках онлайн-сессий. Заниматься музыкой с другими людьми не просто весело, это еще и полезно. Ведь никогда точно не знаешь, к каким результатам приведут ваши совместные действия.

4. Умей играть на чем-нибудь

Самое приятное в создании музыки в домашних условиях, что не нужно быть виртуозным музыкантом. Но умение играть на музыкальном инструменте может расширить возможности в области продюсирования записей.

Умение игры на каком-либо инструменте позволит придумать более интересные биты, последовательности аккордов и мелодии.

«Нельзя относиться к музыке, как к работе»

5. Доведи какой-нибудь проект до конца

Постоянно перескакивать с производства одного проекта на другой и не доводить ни один из них до конца — очень, очень плохо, приятель.

Нет, никто не говорит, что плохо, когда тебя распирает от идей в различных стилях. Но все-таки доводить до логического конца уже возникшие и частично записанные идеи позволит удовлетворить себя, как музыканта, композитора и продюсера. К тому же, полностью сочиненные композиции можно играть с друзьями.

6. Продолжай получать удовольствие от того, что делаешь

Никогда не забывай из-за чего, на самом деле, ты начал заниматься музыкой. Это второй по значимости совет в нашем материале.

Никакие другие советы начинающим музыкантам не будут столь действенны, как этот. Кто бы что не говорил, в первую очередь ты делаешь это для себя, для собственного удовольствия.

Кинь в человека камень, который говорит, что начал заниматься музыкой исключительно ради заработка. Так не бывает.

Хитрость в том, что если тебе повезет и твой материал станет интересен широкому кругу людей, то заработать на своем хобби станет проще. Нельзя относиться к музыке, как к работе. Создание музыки должно всегда приносить удовольствие. Если это не так, то нужно разобраться в ситуации и понять, в чем проблема.

7. Заведи аккаунты на популярных сайтах для музыкантов

Начни с SoundCloud. Как ни крути, SoundCloud стал настоящим оплотом музыкантов всех мастей — как профессиональных, так и нет. Именно сюда в первую очередь загружается практически вся музыка, которая создается людьми. Публика комментирует, профессионалы или знатоки дают конструктивную критику. Обратная связь это всегда хорошо.

К тому же, сюда можно загружать не только готовые композиции. Загружать демо-записи и какие-то идеи также приветствуется. Возможно, советы и идеи других пользователей со всего мира направят твои мысли в нужное русло и ты сможешь сделать воистину великолепный трек.

Можно также попробовать зарегистрироваться на BandCamp, Last.fm, ВКонтакте, в конце концов.

8. Научись правильно относиться к критике

Кстати, о критиках. Научись четко разделять конструктивную критику, которая может дать тебе больше в творческом плане, от мнения хейтеров. И это третий по важности совет начинающему музыканту. Всегда найдутся те, кто будет недоволен твоими результатами просто потому, что они сами не смогли добиться такого.

Не обращай на хейтеров внимания, но прислушивайся к адекватным советам более опытных музыкантов.

9. Никогда не прекращай учиться

Даже если у тебя уже имеется четкое понимание того, как устроена музыка и процесс работы в собственной студии, не останавливайся на достигнутом. Шерсти YouTube и различные тематические сайты на предмет чего-то неизведанного для тебя.

Или регулярно заходи к нам, уж тут ты точно найдешь что-нибудь эдакое для себя.

10. Не попади в колею

Если тебе покажется, что каждая новая песня начинает звучать точно также, как предыдущая, а процесс создания твоей музыки стал совершенно одинаковым, самое время что-то менять. Нужна встряска.

Попробуй изменить процесс записи, написать несвойственную тебе мелодию, применить какой-нибудь экзотический инструмент в аранжировке. Все, что раньше не попадало в твое поле зрения, пойдет на пользу. Даже если все это не приведет к значительным результатам, это позволит немного пересмотреть свое творчество, набраться сил и найти новые идеи.

11. Нарушай правила

В конце концов, ты лучше всех остальных будешь знать, что и как ты делаешь в своей студии. Не обращай внимания на выкрики со стороны, говорящие о том, что ты все делаешь неправильно. Если это приводит к нужному результату, значит все сделано верно.

Большая часть уроков и мастер-классов нацелена на то, чтобы дать лишь общие советы, пищу для размышлений. Многие музыканты преуспели на почве музыки как раз потому, что доверяли своему чутью и нарушали общепринятые правила.

В общем, если это звучит правильно — значит все правильно!

Источник: https://samesound.ru/p/607-11-sovetov-dlya-nachinayushhih-muzykantov-i-domashnih-studij

Я хочу стать электронным музыкантом. что для этого нужно? рассказывает музыкант и преподаватель антон маскелиаде — meduza

Перейти к материалам

Электронная музыка бывает танцевальной, академической, экспериментальной, авангардной, интеллектуальной, легкой, атмосферной, меняющей течение времени и ломающей мозг. Жанровые градации уже давно устарели, почти каждая группа сегодня сочетает совершенно непохожие друг на друга музыкальные направления, и в этом вся красота.

Обычно, чтобы сочинить музыку, нужно ее написать; потом собрать ансамбль, раздать ноты и долго репетировать. Каждый инструмент — это отдельный музыкант, найти и синхронизировать их сложно и дорого.

Электронная музыка — это когда все «музыканты» собраны в одном месте, то есть в компьютере.

Занимаясь электронной музыкой, вы можете за один вечер на кухне придумать аранжировку, подобрать звуки и свести их так, чтобы все звучало нормально, а уже на следующий день — сыграть эту композицию в клубе.

Сегодня электронный музыкант — самая независимая фигура, которая может самостоятельно делать все: от создания первых аккордов до исполнения сложнейших композиций со своего ноутбука. 

Для этого ничего не нужно зубрить — для начала достаточно разобраться в музыкальной программе и начать делать треки.

Скрип стула, шелест бумаги, шум дороги за окном, тарахтение холодильника или кошачье мяуканье — все эти звуки могут стать основой для вашей композиции.

Электронная музыка состоит из любых звуков, которые можно закинуть в компьютер, — из них вы составляете ритм, басовую партию или мелодию.

При этом звуки синтезаторов, ритм-машин и целых оркестров (а еще тысячи разных способов их генерировать и обрабатывать) легко помещаются в одной компьютерной программе.

Синтезатор — это устройство вроде радиоприемника или телевизора. В нем электричество «течет» из одного блока в другой, проходит несколько стадий обработки и идет в колонки, превращаясь в звук.

Одним из первых электронных музыкальных инструментов, который можно назвать отцом синтезатора, был терменвокс Льва Термена (создан в 1920 году). На нем можно играть, не касаясь деталей.

В 1970 году появился небольшой синтезатор Minimoog, который открыл электронику для популярной музыки, — он был довольно недорогим и легким, группы могли взять его с собой в тур. Тогда синтезаторы использовали почти все: и The Beatles, и Боб Марли, и, конечно, Kraftwerk.

Все музыканты начали искать новые необычные тембры. В 1990-х на компьютерах появились первые доступные музыкальные программы, а позже почти все аналоговые синтезаторы оказались виртуальными.

Сегодня их звучание в компьютерных программах стало таким качественным, что его можно не отличить от оригинального.

Еще лучше понять устройство синтезатора поможет сайт Learning Synths. Там же можно создать свой инструмент прямо в браузере. 

Электронная музыка — это не только танцевальные хиты и механические ритмы с холодными синтезаторами. Бывает, что ее полностью играют на ритм-машине или на айпаде. Она может быть легкой, с использованием этнических инструментов или же сломанной — со стрекочущими сбивчивыми ритмами и звуком оркестра. Она бывает стадионной и роковой и может объединять целые поколения (например, детей 1990-х).

Есть миф, что электронная музыка — ненастоящая, потому что она совсем не похожа на живую виолончель или фортепиано. Все искусственно! Но синтезатор может создавать совершенно разные звуки — и его свобода гораздо шире, чем у любого акустического инструмента.

На синтезаторе можно создать скрипку или флейту, трактор или лазерный луч, голос инопланетянина или сердцебиение. И еще бесконечное количество звуков, которых нет в природе.

При этом играть на синтезаторе живьем можно так же эффектно, как и на любом акустическом инструменте. 

Например, зайдите на сайт Ableton и прямо в браузере попробуйте создать свой трек. Здесь же можно легко разобраться в ритме, аккордах, мелодии, структуре песни и работе секвенсора.

Если эта задача вам кажется слишком сложной, тогда переходите сразу сюда, нажимайте «Play» и попробуйте создать партии для каждого инструмента.

А еще можно нарисовать свой ритм на сайте Groove Pizza и потом использовать его в других программах.

Самое приятное заключается в том, что уже после первого своего наброска вы начнете слушать всю музыку по-другому. Увидите и почувствуете, из чего она состоит.

Сядьте в кресло, включите любимую песню, закройте глаза и внимательно ее послушайте.

Из чего она сделана? Какие инструменты здесь играют? В начале своего пути, скорее всего, вы будете неосознанно копировать любимую музыку — это нормально. Попробуйте перенести некоторые приемы на свои первые треки.

Разберитесь с элементарной теорией, например на Lightnote. Еще можно записаться на фортепиано или гитару к хорошему педагогу. Если у вас есть друг-музыкант, попросите его направлять вас на старте, предложите оценить ваши звуки и аранжировки — это поможет не опустить руки, когда будет сложно.

Слушайте много другой, неизвестной вам музыки, даже ту, которую вы плохо понимаете. Скоро вы поймете, что музыка может быть абсолютно разной. Писать свое в тысячу раз легче, когда знаешь, что можно все. За новой классной музыкой можно следить, например, на Pitchfork.

В первую очередь вам понадобится программа для создания музыки. Например, Ableton — в ней работают крутые музыканты Deadmau5, Jon Hopkins, Four Tet, Imagine Dragons и многие другие.

У Ableton гибкий и интуитивно понятный интерфейс, а еще она позволяет выступать живьем. Бесплатную 30-дневную версию можно скачать на официальном сайте.

Но есть и другие программы — разница между ними небольшая, это дело привычки.

Напойте мелодию, которая играет у вас в голове, запишите ее прямо в компьютер или на телефон. Ableton сможет в два клика превратить этот голос в ноты, а потом их же в звук органа — и получится крутая органная партия. Таким же образом можно написать целую аранжировку.

Еще можно создать партию инструмента из любых бесплатных звуков или скачать готовые звуковые петли, которые создали другие музыканты. Их можно найти на splice.com или sounds.com.

Начните тренировать слух в игре SoundGym или через iZotope. Набейте грувовый бит на Melodics. Изучите устройство поп-хитов на HookTheory. Способов создавать электронную музыку очень много, и среди них нет одного правильного или неправильного. Выбирайте то, что нравится вам больше всего.

Музыкальную теорию можно знать, но это не обязательно. Проведем аналогию: музыкальная теория похожа на онлайн-карты. Иногда, следуя им, можно быстро обойти все достопримечательности кратчайшим путем.

Но если карты отключить и пойти гулять по городу без них, можно набрести на неизвестные переулки, увидеть необычные фасады, местные уютные кафе и еще много неожиданного.

Так и с музыкальной теорией — с ней у вас чуть больше техники, но без нее вы все равно сможете сочинять от сердца.

Играть красивые аккорды можно и без знаний сольфеджио. Но лучше, чтобы у вас был клавишный контроллер — подойдет любой бюджетный, например Akai или Arturia. Чудеса начинаются, когда вы нажимаете на клавиши, поэтому важен инструмент-проводник. С мышкой эту магию передать сложнее, но тоже можно.

Вовсе нет. Вот так, например, выглядит студия одного из самых заметных электронщиков в мире — Four Tet. Всего две колонки, ноутбук, недорогой контроллер и звуковая карта.

А вот солист Imagine Dragons делает новый трек у себя на кухне:

Дорогое оборудование, синтезаторы и прочие музыкальные игрушки нужны для поиска вдохновения. Новый девайс может подтолкнуть к написанию целого альбома, а может и нет.

Многие тембры дорогих синтезаторов можно воссоздать в бесплатных виртуальных аналогах, идущих в комплекте с программой (например, Ableton, Reason). А людям, которые будут слушать вашу музыку, скорее всего, будет все равно, как и на чем вы ее написали.

Чтобы делать хорошую музыку, хватит компьютера, с которого вы сейчас читаете этот текст.

Если вы загорелись этой идеей, вам пригодится бюджетный контроллер (около 100 долларов) и хорошие наушники (тоже от 100 долларов), чтобы слышать музыку в полном разрешении и без искажений. Это важно и для удовольствия, и для того, чтобы ваш трек хорошо звучал и в дорогих колонках, и в наушниках-капельках. Так вы услышите все нюансы и лучше подружите звуки друг с другом.

Конечно. Все зависит от вас, главное — начать. Иногда помогают четкие дедлайны, некоторым легче писать музыку ночью.

Но можно найти сообщника или сообщницу, начинать вдвоем будет не так страшно. Найдите напарника, который тоже хочет создавать музыку, у которого вы можете чему-то научиться. Команда есть даже у сольных артистов, потому что без поддержки действительно бывает сложно.

Творчество — это побежденный внутренний критик. Так что держитесь рядом с людьми, которые могут похвалить вас и ваши треки. Иногда, чтобы закончить композицию или альбом, музыкантам просто не хватает одного одобрительного слова. Пусть вокруг вас их будет много.

Нет! Музыкальное творчество может быть каким угодно, не обязательно становиться профессионалом и зарабатывать этим. Музыку можно писать для совершенно разных целей: для любимого человека, домашнейвечеринки, озвучки видеоролика или игры.

Вы можете сделать кавер любимой группы, записать свой первый альбом или сказать что-то миру. Музыка может стать даже терапией — в творческом процессе или в коллаборации с другими музыкантами вы просто чувствуете себя лучше. А еще это инструмент, который объединяет разных людей.

В общем, музыка — это простой способ почувствовать себя немного счастливее.

Но если вы подумываете о музыкальной карьере, знайте, что группа LCD Soundsystem стала известной, когда фронтмену Джеймсу Мерфи было 35. Леонард Коэн выпустил свой первый альбом в 33. Солист The Flaming Lips Уэйн Койн стал заметным в 32. Дебби Харри из Blondie — в 33. Солист The National Мэтт Бернингер — в 34.

Следите за собой — если улыбаетесь или качаете ногой, значит, все идет хорошо. Возьмите за правило слушать свою композицию со стороны, то есть включить трек и отойти от компьютера.

Внимание переключится на слух, и вы сразу поймете, что в треке работает, а что — нет. Попросите у друзей поддержки. Будьте готовы к тому, что вначале у всех получается не так, как хотелось, — и это нормально.

Главное — не останавливаться и двигаться дальше.

Помните, что с каждым новым треком вы становитесь чуть круче. Сравнивайте себя не со звездами электронной сцены, а с собой вчерашним. Так вы всегда будете выигрывать.

Заканчивайте треки, выпускайте их, рассказывайте о них — заведите соцсети проекта и регулярно ведите их. 

Придумайте себе образ, сегодня артист — это часто не только музыка, но и все, что он создает вокруг нее. Это помогаетлюдям зацепиться за музыканта, начать ассоциировать себя с ним.

Рассказывайте о своих новых треках пабликам «ВКонтакте» (например, «Motherland», «Родному Звуку», «Стороне» или любому тематическому сообществу с похожей музыкой) — так вы обретете первых слушателей. Рассказывайте о своей музыке друзьям и не стесняйтесь попросить их репостнуть и лайкнуть ваши записи.

Можно выкладывать треки на Soundcloud, Bandcamp или в iTunes, чтобы ваша музыка стала доступной для всех. Сейчас для того не нужен лейбл — за 50 долларов ваш трек или альбом может оказаться на всех цифровых витринах в мире. Есть популярные сервисы дистрибуции, например TuneCore, CDBaby. Выбрать подходящий можно с помощью этой сравнительной таблицы.

После того как у вас наберется дюжина треков, можно начать играть концерты. Ходите и на чужие выступления — знакомьтесь с музыкантами, которые делают похожую музыку. Возможно, через какое-то время вас заметят, позовут сыграть с другой группой, а потом и выступить на каком-нибудь фестивале. Главное, не переставать заниматься музыкой и рассказывать о ней.

Если же для вас это тяжело и страшно, наймите менеджера — а сами спокойно занимайтесь творчеством.

Ваша музыка не должна звучать «идеально», главное, чтобы она передавала вашу идею. Помните, что гонка за качеством звука — это прекрасная ловушка для прокрастинаторов, так можно откладывать релиз вечно. Особенно в самом начале пути.

Поставьте себе четкую цель. Например, вот вам дедлайн — 16 сентября. Пришлите в этот день ваш трек в нашу школу (почта —maskeliade.school@gmail.com), в теме письма напишите «фидбек». Мы послушаем и дадим обратную связь!

Антон Маскелиаде, электронный музыкант и преподаватель

Источник: https://meduza.io/cards/ya-hochu-stat-elektronnym-muzykantom-chto-dlya-etogo-nuzhno

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector