Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар), Музыкальный класс

В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си ). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль.

Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями.

Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Посмотрите, как это выглядит в нотах:

Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:

Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5.

Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона.

То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.

Теперь, думаю, понятно, как можно повысить или понизить звук на полутон – вместо основной ступени просто берётся соседняя сверху или снизу, в зависимости от того, понижаем или повышаем мы звук. Подробнее о том, как играть диезы и бемоли на фортепиано, читайте в отдельной статье – «Как называются клавиши пианино».

Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли. Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона).

Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез, а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа».

Что ещё нужно знать о диезах и бемолях? Диезы и бемоли бывают случайными и ключевыми. Случайные знаки альтерации – это те, которые действуют только в том месте, где они применены (только внутри одного такта).

Ключевые знаки – это диезы и бемоли, которые выставляются вначале каждой строки и действуют на протяжении всего произведения (то есть каждый раз, когда встречается такая нота, которая отмечена диезом в самом начале).

Ключевые знаки записываются в определённом порядке, подробнее об этом вы можете почитать в статье «Как запомнить ключевые знаки».

Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации.

Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации.

Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).

Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.

Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/znaki-alteracii-pro-diez-bemol-bekar-muzykalnyj-klass

Нотная грамота (часть 4). Знаки альтерации: диез, бекар, бемоль

Приветствую уважаемые читатели блога BigSong.ru. В этой части мы рассмотрим что такое диез, бекар, бемоль, но для начала нам нужно будет вспомнить материалы 1 части этого курса “Нотной грамоты”. Это строение октавы:

Фрагмент клавиатуры

На рисунке выше мы видим основные семь ступеней – это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Теперь обратите внимание, что между белыми клавишами до и ре соседствует черная клавиша.

Эта клавиша расположена с правой стороны от клавиши до и с левой стороны от клавиши ре.

Этот момент мы намеренно акцентируем, так как одна и та же клавиша (нота) находится либо с правой стороны, либо с левой стороны: это всё зависит, от какой соседствующей клавиши смотреть.

Сейчас это соседство клавиш (т.е. нот) рассмотрим с точки зрения музыки в программе Fl Studio или используя пианино (фортепиано, midi-клавиатуры) и т.д. Самое главное нам нужно видеть эти клавиши.

Запустите программу Fl Studio и в пошаговом секвенсоре добавьте vst плагин Fl Keys (т.е. пианино) или же если у вас есть фортепиано, то вы можете, проверить нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.

В Fl studio чтобы увидеть все ноты нужно зайти в Piano Roll.

Итак: сейчас мы рассматриваем ноты, что находятся в пределах 1-ой октавы. Нота (до) по звучанию ниже ноты (ре).

И соответственно, нота (ре) по звучанию выше ноты (до). Ну а между этими нотами (до) и (ре) находится ещё одна нота, которая на клавиатуре представлена чёрной клавишей.

Звук, этой чёрной клавиши выше ноты (до) и ниже ноты (ре) т.е. середина этих звуков.

Знаки альтерации: диез, бекар, бемоль.

Что такое Диез? Диез это повышение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим звук чёрной клавиши, что находится рядом с нотой (до).

Звук, что издает черная клавиша,  будет выше на полтона – это явление называют словом диез. Запомните, что повышение звука на полтона называют, словом диез. Этот звук считается производной ступенью, и поэтому у него нету своего названия.

В таком случае используется название основной ступени. В нашем примере это будет –до-диез.

Диез обозначается символом решётки, посмотрите ниже на рисунок:

Обозначение диеза

На этом рисунке обозначили ноту до-диез. Без решетки будет (до), а с решеткой (до-диез).

Что такое Бемоль? Бемоль – это понижение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим эту же черную клавишу относительно ноты (ре). Звук черной клавиши будет ниже на полтона звука (ре). Это явление называется, словом бемоль. Оно также является производной ступенью и не имеет своего названия и использует название основной ступени. В нашем случае это будет ре-бемоль.

На рисунке ниже приводим обозначение бемоля:

Обозначение бемоля

Я думаю что вы уже поняли что одна и та же нота т.е. черная клавиша может иметь разные названия в зависимости от какой ступени смотреть.

В нашем примере как я писал выше, черная клавиша может иметь название либо “до-диез” либо “ре-бемоль” – это зависит от той ноты, что мы берем за основу.<\p>

Что такое дубль-бемоль и дубль-диез? При повышении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-диезом.

А при понижении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-бемолем. Редко используется, но знать надо, что такое тоже есть.

Вот Вам простенький пример: до-дубль-диез – это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.

Что такое Бекар? Символ бекара отменяет действие диеза или бемоля. Ниже на рисунке в каждом такте перед третьей нотой стоит этот символ. Он обозначается решёткой похожей на диез, но  отличной от неё.

Бекар

Теперь давайте прочитаем эти ноты. Читать надо слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (здесь перед нотой стоит знак бекар – который отменяем бемоль, что установила вторая нота), и снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (здесь также знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.

Что такое Альтерация?  Альтерация это повышение и понижение звуков.

Рассмотрим зону действия знаков альтерации.

Зона действия знака альтерации, которая стоит перед нотой, действует на весь такт. Эти знаки называются случайными. Этот случайный знак будет действовать на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.

Зона действия знаков альтерации

Давайте прочитаем ноты. Также слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (здесь перед 1-ой нотой ре стоит знак бемоль. Он будет действовать до конца такта, и понижать следующие ноты ре на полтона).

Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (зона действие знака бемоль из первого такта закончилось в первом такте, и поэтому второй такт начинается с ноты ре.

Далее перед следующей нотой до стоит знак диез, что действует до конца второго такта и будет повышать последующие ноты до на полтона).

Важное замечание.

Действие знака будет распространяться непосредственно на ноту, перед которой он поставлен. В нашем случае в 1-ом такте знак бемоль действует только на ноту ре 2-ой октавы. Но если бы в первом такте была бы еще нота ре 1-ой или 3-ей октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Эти знаки альтерации (бемоль и диез) могут стоять не только перед нотой, но также при ключе. Вот такие знаки альтерации называются ключевые.

Ключевые знаки альтерации располагаются в начале каждого нотоносца справа от ключа и действуют на все ноты, что записаны на соответствующих линейках в этом нотоносце, до смены ключевых знаков. Также внутри такта действие ключевых знаков могут отменяться случайными знаками. Действие ключевых знаков будет распространяться на все произведение.

Вот пример использования диезов при ключе:

Использования диезов при ключе

Ключевые знаки показывают нам, что все ноты, что расположены в соответствующих линиях нотоносца присутствующих в ключе знаков альтерации, должны будут воспроизводиться с повышением или понижением на полутон.

В нашем примере (см. рисунок выше), диезы расположены между 3-ей и 4-ой линейками нотного стана (место звука “до”) и на 5-ой линейке (звук “фа”).

А это означает, что все ноты до и фа, которые будут встречаться в произведении, должны будут быть повышены на полутон.

Причем, не важно, в какой октаве расположены эти звуки: все ноты (до) и (фа) должны играться как до-диез и фа-диез (конечно же, если перед этими нотами не стоит знак бекар).

Подведем итоги 4 части. Сегодня мы узнали, про такие знаки альтерации: диез, бекар, бемоль. А также рассмотрели зону действия знаков альтерации.

Источник: https://bigsong.ru/raznoe/notnaya-gramota-na-pianino/notnaya-gramota-tchasty-4.html

Открытый урок на тему ” Знаки Альтерации”

Здравствуй, сегодня тема нашего урока будет «Знаки Альтерации».

Ну для начала повторим то что мы с тобой уже прошли.

Давай сыграем «Апрель» от всех нот которые мы знаем.

Дальше сыграем: « Кукушка», «У кота», «Кошкин дом», «Василёк».

Вспомнила песенки и нотки? Хорошо.

Ты знаешь какие есть у нас ноты в музыке. И в какой они последовательности: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си.

А ты знаешь откуда появились ноты? Знаешь какими они были до привычного нам вида? Как они записывались, как читались?

Сейчас расскажу.

История возникновения нот берет свое начало еще от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиваться в то время многоголосной музыки.

В период с VIII по XI век, начала использоваться так называемая невменная запись( невмы – от греч.

neuma – графические значки, помещавшиеся над словесным текстом), но она была весьма несовершенной, так как не фиксировала точных звуковых соотношений, а лишь указывала направление развития мелодии.

Со временем в целях совершенствования невменного письма – для точной фиксации высоты звуков – к невмам справа стали добавлять буквенные обозначения.

Затем (уже в X веке) в целях удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию для тона «f», а некоторое время спустя к ней добавили сверху ещё одну – для тона c. Всё это намного облегчило чтение записи музыки того времени, однако не решило проблему до конца.

Подлинную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил монах бенедиктинец Гвидо Аретинский.

Суть его реформы нотной записи состоит в том, что к имевшимся уже двум линиям «f» и «c» он добавил ещё две. Таким образом, образовалась четырёхлинейная система. Постепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (возникла так называемая хоральная нотация).

Читайте также:  Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста

Хоральная нотация – музыкальная нотация, в которой использовались пять нотных линий и ноты с квадратными головками. Эта система применялась для записи григорианского хорала. А в целом нотная запись значительно упростилась и приобрела необходимую для чтения наглядность.

Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков.

С историей мы разобрались, давай вернемся к нашей теме. Название нашей темы « Знаки альтерации», как думаешь, что это такое?

В музыке все ноты по правилам теории делятся на основные и альтерированные, т.е. изменённые. Для изменения ноты существуют специальные знаки – знаки альтерации, которые пишутся перед нотой. Их всего пять, но мы ознакомимся с тремя, с самыми главными: диез, бемоль, и бекар.

Давай я тебе расскажу сказку про них чтобы было понятней. Есть замечательная сказка, которая нам поможет разобраться и понять.

« В прекрасной стране под волшебным названием-Музыка, жила-была женщина по имени До. Было у женщины три сына: Бемоль, Бекар и Диез. Бемоль и Диез были непоседы и шалуны. Бемоль тащил маму за левую руку и всегда отставал на полшага. Диез, наоборот, тащил маму До за правую руку и на полшага бежал впереди. Только Бекар был послушным ребенком.

Он всегда шагал с мамой в ногу и был точной ее копией. Бемоль любил пожаловаться и поплакать. Когда мама До пела свою ноту, Бемоль отзывался на полтона ниже. От этого получала грустная и жалобная мелодия, такая, что все в музыкальной стране утирали слезы от жалости и умиления. Диез же отзывался на зов матери весело и звучно, на полтона выше.

Мелодия с Диезом радовала жителей музыкальной страны, и всем становилось весело. Когда тетушка До уставала от Бемоля и Диеза, она просила своего сына Бекара поиграть с братьями. И так как Бекар был таким же, как его мать, да к тому же и самым послушным ребенком, он просто пел вместо мамы.

Он так хорошо помнил мамину ноту, что ни разу не сбился, и все те, кто слышал, как Бекар поет со своими братьями, думали, что это голос самой мамаши До.»

Ты поняла про что рассказывалось в этой сказке? Правильно, про знаки альтерации. Как их зовут? Диез, бекар и бемоль.

Итак:

Диез повышает ноту – это движение вверх.

Бемоль понижает ноту – это движение вниз

Бекар отменяет действие всех знаков (превращает ноту в основную, или, как говорят музыканты, чистую).

По высоте ноты изменяются при помощи знаков # и b. Название диеза или бемоля происходит от его местоположения на нотном стане.

диез-бемоль-бекар

В музыке расстояние между нотами по высоте измеряется тонaми и полутонaми. Один тон состоит из двух полутонов.

На фортепиано полутон возникает между двумя самыми близкими по расположению клавишами. Между белой и соседней черной клавишами, или между двумя белыми, если между ними нет черной.

Тон состоит из двух полутонов. Возникает между двумя соседними белыми клавишами, если между ними есть одна черная. Или между двумя соседними черными клавишами, если между ними – одна белая. Или между белой и черной клавишей, если между ними – еще одна белая.

А сейчас мы с тобой попробуем выучить пару ноток со знаком альтерации.

Первая нотка будет «Си Бемоль». Посмотри как она пишется и как берется на блокфлейте.

Давай потренируемся на блокфлейте, поиграем от нотки «Си бемоль» песенку «Апрель».

Теперь давай вспомним с тобой русскую народную песню – «Как под горкой под горой». Сыграем.

Сыграли, хорошо. А теперь давай попробуем применить к этой песенки нашу новую тему «Знаки альтерации». От какой нотки мы начинали играть песенку? Правильно, от нотки «СОЛЬ Iоктавы». А сейчас мы сыграем эту песню от нотки «ФА Iоктавы». Тут будет не просто «СИ», а

«СИ бемоль». Давай для начала прохлопаем и споем песенку от нотки «Фа». Попробуем? Отлично, молодец. А сейчас тоже самое на блокфлейте.

Теперь посмотрим как на нотном стане выглядит «Си бекар».

«Си бекар» это у нас чистая нотка «Си» и берется она точно так же как чистая «Си».

Теперь давай изучим «Фа диез». Посмотрим как она пишется и берется на блокфлейте.

Давай потренируемся на блокфлейте, поиграем от нотки «Фа диез» песенку «Апрель».

Теперь давай сыграем песенку «Как под горкой под горой» от нотки

«Ре Iоктавы». Теперь тут будет не просто «Фа», а уже «Фа диез». Давай для начала прохлопаем и споем песенку от нотки. Попробуем? Молодец! А теперь так же на блокфлейте.

Ну вот мы с тобой изучили две новые нотки – «Си бемоль» и «Фа диез».

Дома повторяй что такое «диез», «бемоль» и «бекар».

Что такое тон и полутон. Играй от нотки «Фа» и «Ре» песенку «Как под горкой под горой».

Ты сегодня на уроке хорошо работала, ты молодец! Я ставлю тебе 5!

Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-na-tiemu-znaki-al-tieratsii.html

Диез что это такое?

Бекар, бемоль и диез что это такое

Добрый день друзья из этой статьи Вы узнаете, что это такое диез, а так же про другие знаки альтерации бекар и бемоль, если Вы решили немного развить свою музыкальную грамотность или просто увидели один из этих знаков, то эта статья для Вас.

Начнём со странного слова альтерация.

Альтерация – применяется для изменения основных нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си и т.д)

Меняет она высоту ноты и слегка изменяется название, далее об этом будет написано подробнее.

Диез – повышает звук на пол тона.Бемоль – понижает звук на пол тона.

Что же получается, рассмотрим это на примере.

Если повышать:

  • фа — F, то получится фа диез — F#
  • до – С повышаем, получается до диез — С#
  • и т.д

Это знак используется как для аккордов, так и для отдельных нот, которые расположены на нотоносце.

С бемолем такая же ситуация, но в обратную сторону, он же понижает.

Получается: ре бемоль.

Вот как это выглядят визуально т.е на бумаге или мониторе.

Полутон – что это?

Добавим ещё немного ясности к тому, что Вы прочитали Выше.

Полутон – это расстояние между соседними звуками.

Для примера возьмите гитару, рассмотрим это на практике, вот как располагаются ноты на грифе гитары.

Как вы уже знаете, с 12 лада все ноты начинают повторяться, но как они располагаются до этого.

1-й лад – нота Фа F
2-й лад – Фа# (диез) F#

Вот Вам и полутон, довольно просто.

На картинке выше всё видно, но если Вы посмотрите внимательно, то там нет бемоля! Всё верно просто в данном случае звуки только повышаются, а не понижаются.

Играйте все 12 ладов подряд, начиная с открытой струны, Вы услышите все полутона на струне.

Поздравляю, теперь Вы научились повышать или понижать любой звук на полутон. Просто нужно взять соседний звук выше или ниже, зависит от Вашего желания.

Двойной диез и бемоль (дубль)

Помимо того, что Вы прочитали выше, может попасться и дубль диез или дубль бемоль. Это двойное повышение или понижение звука.

Дубль-диез повышает сразу на тон (на два полутона).Дубль-бемоль, соответственно понижает на тон.

Это Вы увидите только в нотах, в аккордовой записи такого не бывает.

Бекар

Ещё один знак, который отменяет действие альтерации это бекар. Он действует и к дублям и просто к диезу с бемолем.

Но в аккордах Вы такого не увидите. Всё это только для нотоносца именно там записываю бекар, что бы отменить знаки альтерации.

Знаки: случайные и ключевые

Случайные и ключевые, в чём разница? Тут так же нет ничего трудного.

Случайными называют такие, которые действуют, только один раз для одного звука (т.е в одном такте).

Ключевой знак ставится в начале строки и распространяется на всю мелодию т.е что бы не записывать его возле каждой ноты которую нужно повысить или понизить он записывается в начале строки.

Вот и всё пожалуй, что я хотел рассказать Вам. Надеюсь статья помогла Вам разобраться и нашёлся ответ на Ваш вопрос.

Вопросы задавайте в комментариях. Благодарности тоже в комментариях 😉

Источник: http://live-guitar.ru/diez

Знаки альтерации. Диез, бемоль, бекар

Знаками альтерации называются знаки, которые указывают на повышение или понижение звука без изменения его названия. Самые распространенные – диез, бемоль и бекар.
Вот так они выглядят:

Диез указывает на повышение звука. Если представить клавиатуру фортепиано, «до диез» означает, что мы говорим о черной клавише справа от клавиши «до».

Бемоль указывает на понижение звука. Например, «соль бемоль» указывает на черную клавишу слева от клавиши «соль». Как я уже раньше упоминала, при повышении звуков мы сдвигаемся вправо, при понижении – влево.

Бекар отменяет предыдущий звук альтерации. Например, если в нотах использовался звук «фа диез», то «фа бекар» обозначает просто звук «фа», которому соответствует белая клавиша “фа”.

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные.

Случайные знаки альтерации

Случайные знаки альтерации ставятся непосредственно перед нотой, которую нужно изменить. Случайный знак действует на ноту в пределах одного такта. То есть в следующем такте он уже не действует.

Также случайный знак действует на ноту только той октавы, в которой он указан. Если перед нотой «до» первой октавы стоит знак «диеза», то он действует только на ноту «до» первой октавы.

Если в этом же такте встречается нота «до» второй октавы, то диез на нее не действует.


Ключевые знаки альтерации

Наверное, вы обращали, что в некоторых нотах в начале каждой строки сразу после знака ключа стоят бемоли или диезы. Это ключевые знаки альтерации или «знаки при ключе». Они указывают на то, что во всем произведении будут применяться эти звуки.

Например, если в нотах при ключе стоят знаки «до диез» и «фа диез», это означает, что в дальнейшем нужно везде, где написано «до» или «фа» играть «до диез» и «фа диез». Знаки при ключе действуют на все произведение и на звуки во всех октавах.

Случайный знак альтерации может отменить ключевой знак. Например, в нотах при ключе стоят знаки «фа диез» и «до диез», а в тексте встречается «до бекар».

Это означает, что в том месте, где указан знак бекара нужно играть чистый звук «до». Действие бекара в данном случае распространяется только на текущий такт и только на ноту «до» в той октаве, где он написан.

Для примера смотрите 3й такт в левой руке на нижнем рисунке.

Действие ключевых знаков можно отменить в середине произведения или изменить эти знаки на другие. И дальше будут действовать другие ключевые знаки до конца произведения или до их отмены. На приведенном ниже рисунке сначала при ключе были знаки “си бемоль” и “ми бемоль”. Затем их отменили знаками бекара и установили новые ключевые знаки “фа диез”, “до диез”, “соль диез”.

Также ключевые знаки указывают на тональность произведения. Например, если при ключе стоят знаки «фа диез» и «до диез», то это означает, что произведение написано в ре мажоре или в си миноре. В рамках этой статьи я подробно не буду останавливаться на этой теме, так как она очень обширная и требует отдельной большой статьи.

Более подробную информацию о том, что такое тональность, мажор и минор читайте в статье “Тональность. Мажор и минор”.

Если у вас остались вопросы по этой теме, оставляйте их в комментариях. Я обязательно на них отвечу.

Источник: http://music.leruny.ru/blog/alter/

Знаки альтерации в музыке: диез, бемоль и бекар

В переводе с латинского языка слово альтерация означает “изменение”. Значение этого слова в музыке носит практически такой же характер, ведь с помощью знаков альтерации можно изменить высоту любого основного звука в звукоряде.

Первым делом рассмотрим знак диез, который повышает ступень звуков на один полутон, и выглядит так —. Например, в случае, когда необходимо извлечь и записать звук, который находится между нотами до и ре (выше ноты “до” на полтона), используется знак диез.

Читайте также:  Онлайн музыкальная школа для взрослых и детей, нотная грамота для начинающих, основы сольфеджио

Такая нота носит название до-диез и на нотном стане выглядит примерно так:

Бемоль

Вторым по счету знаком альтерации является бемоль. В отличие от диеза он наоборот понижает звучание определенной ноты на полтона. В нотной записи обозначается как символ .

К примеру, когда нам необходимо извлечь и записать звук между нотами ре и ми (который ниже на один полутон, чем нота ми), нужно слева приписать к ноте знак, получив при этом дополнительный звук – ми-бемоль.

Если приписать к ноте ре, то без сомнений получим ноту ре-бемоль и т.д.

С помощью вышеописанных знаков альтерации все пять дополнительных звуков получают свои специальные названия. Также следует отметить, что названия у одних и тех же дополнительных звуков могут быть разными, и зависят от поставленного перед ними знака.

Например, одинаковыми являются звуки до-диез и ре-бемоль или соль-диез и ля-бемоль. Такой эффект в музыке получил название – энгармонизм. Разница между двумя названиями и выбор, который композиторы делают в пользу того или иного названия дополнительной ноты, связан с определенными законами музыки.

Данные законы на данном этапе обучения знать пока не обязательно.

Дубль-диез, дубль-бемоль

Кроме основных знаков альтерации существуют еще дубль-диез и дубль-бемоль. Используются в нотной записи они довольно редко, но все же знать как они выглядят и что делают, совсем не помешает.

На нотном стане дубль-диез обозначается как символ, который, как обычно, записывается перед определенной нотой, и означает, что ступень данной ноты повышается на два полутона, т.е. на один тон. К примеру, соль-дубль-диез по высоте будет звучать так же, как и нота ля.

А звук ми-дубль-диез будет соответствовать ноте фа-диез, так как между ми и фа всего один полутон. Дубль-бемоль, как вы уже, наверное, догадались, наоборот понижает ступень ноты на один тон. Выглядит он так —, и на нотоносце также находится перед нотой.

Во многих случаях, знаки альтерации записываются в самом начале нотного стана, становясь при этом ключевыми знаками альтерации. Таким образом можно один раз указать на те ноты, ступень которых должна подвергнуться изменению в высоте до самого конца одного скрипичного ключа, а не ставить знаки перед каждой нотой.

Стоит также отметить, что ключевые знаки альтерации действуют не только на ту ноту, находящуюся на линии знака, но также и на тождественные ей ноты других октав.

Силу такие знаки сохраняют только до конца скрипичного ключа или же до появления возле ноты другого знака альтерации. Знаки, которые находятся возле самих нот, называются случайными.

Они действуют только один такт и на одну октаву, на которой расположена нота.

Бекар

Если же в начале ключа на определенной ноте стоит знак альтерации, но, допустим, в отдельной фразе ее необходимо сыграть без изменений, используют знак бекар. Поставленный возле ноты, бекар отменят все предыдущие знаки альтерации, которые действовали на нее прежде.

Источник: http://myguitars.ru/self-teacher/notes-system/421/accidentals

Урок № 4. Курс “Нотная грамота”

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Сейчас нам необходимо вспомнить материалы 1 урока нашего курса “Нотная грамота”, а именно стоение октавы:

Мы видим основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от клавиши до и одновременно слева от клавиши ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть.

Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если есть фортепиано, будет хорошо, если Вы проверите нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука. 

Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей. И эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.

Диез. Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона). Говорят, что ступень (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез.

Запомните: повышение (основной ступени) на полтона называют словом диез. Этот звук – производная ступени. Своего названия не имеет, поэтому использует название основной ступени. В данном случае это – до-диез.

Обозначается диез символом решётки, посмотрите на рисунок:

На рисунке обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки – это нота до, а с решёткой – до-диез.

Бемоль. Теперь рассмотрим ту же самую чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре. Звук “чёрной клавиши” ниже ноты ре на полтона. Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль.

Этот звук – тоже производная ступени. Как и диез, своего названия не имеет, за основу берёт название основной ступени. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль.

Ниже на картинке приводим обозначение бемоля:

Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой “до” и одновременно левее клавиши с нотой “ре”. Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота “до-диез”, либо нота “ре-бемоль” – всё зависит от того, какую ноту берём за основу.

Дубль-диез и дубль-бемоль. Повышение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-диезом. А понижение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-бемолем. Используется не часто, просто знайте, что такое тоже есть.

Простой пример: до-дубль-диез – это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.

Бекар. Бекар отменяет действие диеза или бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза, посмотрите на рисунок (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ):

Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар – отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до. 

Альтерация. Описанное повышение и понижение звуков и называют альтерацией.

Зона действия знаков альтерации. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на весь такт. Такие знаки называются случайными. Случаный знак действует на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.

Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (перед первой нотой ре стоит знак бемоль, который действует до конца такта и понижает следующие ноты ре на полтона).

Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (действие знака бемоль из 1 такта закончилось в 1 такте, поэтому 2 такт начинается с ноты ре.

Перед следующей нотой до стоит знак диез, который действует до конца воторого такта и повышает следующие ноты до на полтона). 

Важно, что действие знака распространяется непосредствено на ноту, перед которой он установлен. В нашем примере в 1 такте знак бемоль действует только на ноту ре 2 октавы. Если бы в первом такте была бы еще нота ре 1 или 3 октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. Такие знаки альтерации называются ключевые.

Ключевые знаки альтерации указываются в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеют действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Действие ключевых знаков распространяется на всё произведение. 

Пример использования диезов при ключе:

Ключевые знаки указывают, что все  ноты, соответствующие расположению присутствующих в ключе знаков альтерации, должны играться с повышением или понижением на полутон. У нас, например (см.

рисунок), диезы стоят между третьей и четвертой линейками нотного стана (место звука “до“) и на пятой линейке (звук “фа“). Значит, все ноты до и фа, встречающиеся в произведении, должны быть повышены на полутон.

Причем, не имеет значения, в какой октаве находятся эти звуки: все ноты ДО и ФА должны играться как до-диез и фа-диез (если перед этими нотвми не стоит знак бекар).

Итоги 4 урока. Теперь мы знаем, что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.

Источник: http://music-uroki.com/lessons/Lessons/musical_notation/node/272

Авторская программа

Подобный материал:

  • Терентьева Людмила Михайловна пояснительная записка Авторская программа, 50.3kb.
  • М. И. Неделина г. Липецка > Котяева Наталья Николаевна Литературное краеведение, 251.67kb.
  • М. И. Неделина г.

    Липецка > Дятчина Ольга Михайловна Литературное краеведение > 7 класс, 58.36kb.

  • Литература. 5 класс. Авторская программа, 135.87kb.
  • Образовательная программа дизайн-студии «Веснушка». Содержание: авторская дополнительная, 44.66kb.
  • М. И. Неделина г.

    Липецка > Кубышина Светлана Викторовна Краеведение > 4 класс Программно-методическое, 98.6kb.

  • Используемые образовательные программы (традиционная, вариативная, авторская) (указать, 234.31kb.

  • Основная образовательная программа По направлению 030300 «Психология» Авторская магистерская, 259.74kb.
  • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI, 422.94kb.

  • Конкурс «Юные дарования» 2010/2011 Юный знаток литературы 6 класс, 70.07kb.

«Громко – тихо»

Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата.

Три маленьких карточки – квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая – розового, третья – бордового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку.

Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового – более громкому звучанию и карточка бордового цвета – громкому звучанию музыки.

Методика проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение.

Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) – третьей. Пьеса исполняется дважды.

Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

При изучении всех тем педагог обязательно слушает с детьми музыкальные примеры и анализирует их.

Нотный стан. Скрипичный ключ. Знакомство с клавиатурой.

Познакомить детей с этими понятиями с помощью стихов из «Нотной азбуки» Н. Кончаловской и распевки из «Музыкальной азбуки» Т. Сиротиной.

Нотный стан, скрипичный ключ.

Пять линеек нотной строчки, Мы назвали «нотный стан», И на нём все ноты-точки Разместили по местам. Как по нотам нам узнать Где на клавишах играть? Вот задача! Вот загадка! Но к загадке есть разгадка: Ключ к загадке отыскался, Этот ключ ключом назвался.

Чтобы помнить постоянно, На второй линейке стана, Завитой, красивый знак Нарисуем мы вот так! Он помощник нам отличный, Мы зовем его ключ «соль», Всё нам скажет ключ скрипичный, Нотной азбуки король.

Днём и ночью неустанно Он стоит в начале стана И всем нотам говорит: «Путь для музыки открыт!» Вот ещё один значок, Как горбатый старичок Это тоже предводитель, Низких нот руководитель, Знак серьёзный и суровый, Его имя – ключ басовый. И ему, ребята, дан Свой отдельный нотный стан.

Сразу же уточняем, что в скрипичном ключе пишутся высокие нотки, а низкие – в басовом. По желанию педагога, можно рассказать сказку о волшебном королевстве музыки и о двух королях – скрипичном и басовом ключах.

Знакомство с нотами первой октавы

В игровой форме (с помощью стихов, карточек и музыкального лото) познакомить детей с написанием нот первой октавы. Нот на свете ровно семь, И они известны всем. До, ре, ми, фа, соль, ля, си- Нотки в гости пригласи. До – это домик во дворе, А это репка – нотка ре.

Ми – бурый мишка косолапый, Сосёт в берлоге сладко лапу. Фа – будто у машины фара, Соль – солнце в синем небе встало. А вместе ноты фа и соль – Стручок по имени фасоль. Ля – у реки поёт лягушка, Ей вторят в камышах подружки. Си – сине-жёлтая синица- Красивая лесная птица.

Загадки

Семь ребят на лесенке Заиграли песенки. На пяти проводах Отдыхает стая птах. На листочке, на страничке- То ли точки, то ли птички, Все сидят на лесенке И щебечут песенки. А эта нота и одна В кулинарии нам нужна. От ноты «фа» стою я справа, На кухне – главная приправа.

Песенка про ноты

При изучении нот первой октавы можно использовать стихи Ю. Попялковского:

Семь веселых нот

Как-то семь веселых нот На заре пошли в поход. И бродили по полям, По болотам, по лесам. Были мокрыми дорожки – Промочили ноты ножки. Вот пришли они туда, Где висели провода. Стали ноты их считать: Раз, два, три, четыре, пять. В это время из-за круч Вышел к ним скрипичный ключ. «Как зовут Вас?» – ключ спросил.

«До, ре, ми, фа, соль, ля, си!» По росе мы проходили, Наши ножки промочили, И не знаем, как нам быть, Где нам ножки просушить? Ключ ответил: «Не беда! Прыгайте на провода. Повесите там немножко И просохнут ваши ножки!» «До» сказала: «Я боюсь, Я на месте остаюсь. Только, чтоб я не скучала, Дайте прутик мне сначала».

«Ре» сказала: «Ну, пока!» И подпрыгнула слегка. Прыгнула невысоко – так уж получилось И за первый проводок еле уцепилась. «Ми» подпрыгнула – прыг-скок! И на первый проводок Заскочила и сидит, И на ноту «фа» глядит. Нота «фа» набралась сил И повыше подскочила Но застряла, мы глядим, Между первым и вторым.

Разбежалась нота «соль» – Прыг, что было силы, И на проводок второй Быстро заскочила. Оттолкнулась нота «ля» Крепкими ногами… Но застряла, как и «фа», Между проводами. «Прыгай выше, нота «си»» – Ключ скрипичный попросил. Нота сделала прыжок Аж, на третий проводок. Ключ промолвил: «Я пойду, Ребятишек приведу, Ну и вы, теперь, смотрите, Оставайтесь, где сидите».

Мы веселенькие ноты, Ты узнаешь нас в два счета! На своих местах висим: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар)

Диез – знак повышения ноты.

Бемоль – знак понижения ноты.

Бекар – знак отмены диезов и бемолей.

Если вдруг решила нота Чёрной клавишею стать, То придётся этой ноте Знак диез с собою взять. Диез – четыре чёрточки, Похожих на решёточки. Всякий это слышит – Стала нота выше! Чтобы сделать ноту ниже Есть другой значок – пароль, Называется он просто: Понижающий бемоль.

Знак бемоль – как пол- листочка, Сядет он на нотной строчке, И ты, малыш, услышишь- Станет нотка ниже. Караул! Кошмар, кошмар! Вот идёт значок бекар. Отнимает он все знаки – Как бы, не случилось драки! «Ноты, быстро по местам!» Раздаётся тут и там.

Прекращаю все движенья- Отменяю повышенья! Пониженья отменяю- Всех на место отправляю!

Педагог может использовать и другие стихи:

-Что за знак написан тут? Для чего он, как зовут? -Звать меня бемоль, друзья, Понижаю ноту я. А скажи, насколько? -На полтона только. -Ну а это что за знак? Чем усердно занят так? -Я – диез, бемоля брат, Сообщить вам очень рад Про свою работу: повышаю ноту. -А скажи, насколько? -На полтона только. Вот бекар-знак непростой: Музыкальный постовой! За порядком наблюдает, Эти знаки отменяет!

Можно загадать детям загадки:

Понижаю (повышаю) ноту я, Как зовут меня, друзья? Сообщить Вам очень рад Про свою работу: На полтона я, друзья, Повышаю (понижаю) ноту. Музыкальный постовой Очень даже не простой! За порядком наблюдает, Знаки в нотах отменяет. По теме изготавливаются карточки, которыми дети пользуются на уроках.

Знаки альтерации

Выучить распевки про знаки альтерации и ключевые знаки (Т. Сиротина «Музыкальная азбука»):

Знаки альтерации

Распевку можно петь в виде диалога между двумя группами, разделив на «вопрос» и «ответ», последние две фразы поют все вместе.

Если знаки альтерации стоят около ключа, они называются ключевыми.

Ключевые знаки

Пауза, реприза, акцент, фермата

Пауза – знак молчания.

Реприза – знак повторения.

Акцент – знак, означающий, что ноту нужно выделить.

Фермата – знак, означающий, что ноту нужно подержать, послушать.

Все изученные термины закрепляются на музыкальном материале. Штрихи (стаккато, легато) Для объяснения штрихов (стаккато, легато) удобно использовать стихи и наглядный материал из пособия Т.

Стоклицкой «100 уроков сольфеджио для самых маленьких»: Скачут, скачут две лошадки: но, но, но! Мчатся, мчатся без оглядки: но, но, но! Скачут, скачут в город новый: цок, цок, цок! Звонко цокают подковы: цок, цок, цок! (стаккато) Едут санки гладко Следом за лошадкой. Гладкая дорога Вьётся вдоль сугробов.

(легато) Определяем штрихи на слух с помощью известных музыкальных произведений: Д. Кабалевский «Ежик», Г.Свиридов «Колыбельная», Р. Шуман «Смелый наездник», С. Прокофьев. «Шествие кузнечиков».

Аккомпанемент. Мелодия

На основе известных детских песен познакомить детей с понятиями «мелодия» и «аккомпанемент».

Мелодия – основа любого музыкального произведения. Это музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Аккомпанемент – это аккорды, которые сопровождают мелодию.

Слушание музыки : М. Глинка «Жаворонок», Ф. Шуберт. «Лесной царь», «В путь».

Строение мелодии

Строение мелодии похоже на строение речи.

Как из слов образуются фразы, из фраз предложения, так в мелодии небольшие выразительные частицы – мотивы – объединяются во фразы, фразы – в предложения, а предложения – в целостную мелодию.

Самый яркий момент развития музыкального произведения называется кульминацией. Музыкальные примеры: Е. Крылатов. «Крылатые качели», М. Минков. «Дорога добра».

2 год обучения

Повтор тем, пройденных за 1 год обучения Повторить темы, распевки, используя наглядный учебно-дидактический материал.

Средства музыкальной выразительности

Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию.

Ритм – организованная последовательность звуков в музыкальном произведении.

Тембр – окраска голоса или инструмента.

(использовать сказки из пособия М. Михайловой «Развитие музыкальных способностей детей»).

Длительности нот

Познакомить детей с целыми, половинными, четвертными, восьмыми нотами с помощью стихов (Н. Кончаловская «Нотная азбука», М. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей») и распевок (Т. Сиротина «Музыкальная азбука»).

Чтобы эта тема не казалась детям скучной и сложной, мы изучаем её не только с помощью стихов и песенок, но и иллюстрированных сказок, карточек. Ноты бывают длинные и короткие. Если нота белая, это нота целая. Разделим ноту целую на половинки белые, Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих.

В каждой ноте половинке по две черных четвертинки. В каждой четвертушке по две восьмушки, По две чернушки, Палочки и точки, на палочках крючочки.

Вариант:

Это нотка белая, Её имя – целая. И она звучит так важно, Очень длинно и протяжно. Нотку делим посрединке – Получаем половинки. Нотка половинная- Тоже нота длинная. Разрезаем половинки На две чёрных четвертинки.

И всего мы получили Ноток четвертных – четыре. Делим дальше четвертушки- Получаем мы восьмушки. Тоже нотки чёрные- Быстрые, проворные. Их крючочками отметим, Чтоб не путать те и эти.

Сказка (длительности нот.

)

В день рождения енот Получил огромный торт. Съесть его один хотел, Но немного не успел (целая). Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» Прибежал к нему барсук. И пришлось тогда друзьям Торт разрезать пополам (половинные). Только сели за тарелки- В дверь стучат соседки – белки.

На четыре части торт Режет для гостей енот (четвертные). Кто ещё стучится в дверь? – Эй, барсук, пойди, проверь! Заяц, волк, лиса и ёжик Торт спешат отведать тоже. Сколько здесь кусочков? Восемь! Всех гостей к столу мы просим! (восьмые) Можно разыграть эту сказку с детьми в виде сценки.

Целая и половинная длительности

Четвертная и восьмая длительности

Для закрепления темы используются карточки с длительностями, игры. Например:

Игра «Дружная семья»:

По дороге бегут ребятишки, И считают шаги шалунишки, И выходит у них вот так: 1, и, 2 ,и, 3, и, 4, и (показывают бег восьмушками). Мамы с папами их услыхали, И шаги свои вмиг сосчитали: 1 и, 2 и, 3 и, 4 и (шагают под четверти). Ну, а бабушки, чтоб не отстать, Тоже стали шаги считать: 1 и 2 и, 3 и 4 и (медленно идут – половинками).

Тут прабабушка тихо сказала: -«А я тоже шаги сосчитала» 1 и 2 и 3 и 4 и (очень медленно идет целыми). Гуляли они, гуляли, Считать шаги устали, И пошли домой отдыхать, Значит, сказку пора кончать. Музыкально – ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми и упражнениями.

Вместо счета некоторые педагоги предлагают использовать ритмо-слоги. Так, например, продолжительный звук обозначается слогом «та», а более короткий слогом «ти».

Чтобы лучше разобраться в том, как складывается ритмический рисунок, можно представить длительности в виде равномерных шагов: равные шагу – (четверти), равные двум шагам – (половинные), равные четырем шагам – (целые), Шаг можно заменить слогом «та».

Получается: та та та та – за четыре шага – 4 слога «та» та-а та-а – за четыре шага – 2 слога «та» та- а – а – а – за четыре шага -1 длинный слог «та» Более мелкие длительности звуков, например, когда на один шаг приходится две длительности, обозначаются слогами «ти-ки». Ти-ки, ти-ки, ти-ки, ти-ки – за четыре шага – 8 коротких слогов.

Паузы

Познакомить детей с целыми, половинными, четвертными, восьмыми паузами используя стихи (Н. Кончаловская «Нотная азбука»), распевку (Т. Сиротина «Музыкальная азбука»), стихи и наглядный материал (карточки).

В музыке, друзья, бывает, Что все ноты замолкают. Это паузой зовут, Нотам отдыхать дают. Перерыв среди движения Люди паузой зовут, И её изображение Помещаем мы вот тут! В такте есть такой значок, Значит, целый такт молчок.

(целая пауза)

Если знак лежит вот так, То значит пауза полтакта.

(половинная пауза)

Если знак такой найдешь, Значит, четверть переждешь.

(четвертная пауза)

А фигурка вот такая, Значит пауза восьмая.

(восьмая пауза)

В работе также используются карточки.

Пауза

Такты, тактовая черта, сильные и слабые доли

Такт – это отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой. Такты отделены друг от друга тактовой чертой.

Сильная доля – это доля, на которую приходится акцент. Без акцента – слабые доли. Закрепить этот материал помогут распевки (Т. Сиротина «Музыкальная азбука»):

Тактовая черта

Первая доля в такте – сильная, вторая – слабая. Дети дирижируют на 2/4. На сильную долю приходится акцент, слабая – без акцента.

Сильная доля

Гамма

Гамма – это звуки лада, которые расположены по порядку от тоники до ее повторения.

Выучить распевку о гамме Н. Федотовой:

Гамма

Пение гаммы До-мажор (по «лесенке»).

Размер.

Чтоб не спутать польку с вальсом Или с маршем, например, За ключом стоит на страже Музыкальный счёт – размер. Счёт бывает на четыре, Мы его отметим так: Между ключиком и нотой Выставляем этот знак.

(4/4) И такой бывает счёт, Будто строй солдат идёт. Называется как раз Он две четверти у нас. (2/4) Если в вальсе мы закружим, Счёт три четверти нам нужен. Раз- два- три, раз- два- три,- Всё кружится, посмотри.

(3/4)

Размер

Вводные тона

Вводные тона – это ноты, которые вводят в тонику (7 и 2 ступени).

Выучить распевки (Т. Сиротина «Музыкальная азбука», Н. Федотова «Вводные тона»):

Вводные тона

Вводные тона бывают: восходящий (7 ступень) и нисходящий (2 ступень). Распевку про них можно петь в виде диалога.Пение вводных тонов в тональности До-мажор.

Устойчивые ступени и их опевание

Устойчивые ступени – 1, 3, 5. Первую ступеньку лада Нежно тоникой зовут. Третья, пятая ступеньки Вверх через одну идут. Три устойчивых ступени Назвала я Вам сейчас, Чтобы помнить их и слышать, Надо спеть их много раз. Ощущение покоя В трёх устойчивых, друзья, Без которых не сложилась бы Прекрасная семья Выучить распевку (Т. Сиротина «Музыкальная азбука»):

Устойчивые звуки

Петь устойчивые ступени с опеванием в тональности До-мажор.

Неустойчивые ступени и их разрешение

Неустойчивые ступени – 2, 4, 6, 7. А вторая и седьмая? А четвёртая, шестая? Называются они Неустойчивыми. Нет покоя, нет устоя, Завершённости в них нет, Настроение такое, Будто ждут они ответ. Выучить распевку (Т. Сиротина «Музыкальная азбука»):

Источник: http://geum.ru/next/art-60841.leaf-3.php

Ссылка на основную публикацию