Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Фольклор (от англ. folk+lore — “народная мудрость”) — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

Уильям Джон Томс (1803–1885)

Правильное произношение и использование слова “фольклор”

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения (“фольклёр” и “фольклор”) допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание “народный фольклор”. Однако это использование термина не совсем правильное, ведь “фольк” из слова фольклор уже означает “народное”, таким образом, если говорить “народный фольклор”, то мы повторяем “народный” дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Примеры фольклора

Золушка

“Золушка” — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?Кадр из фильма “Золушка”, 1947, Ленфильм

Кровавая Мэри

Легенда о “Кровавой Мэри” (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя (“Кровавая Мэри”) перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)

Фольклорист и фольклористика

Фольклорист— это человек, который изучает фольклор.
Фольклористика — наука, которая изучает всё о народном творчестве (его исследование, коллекционирование и публикация работ).

Русский фольклор

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?“Богатыри”, Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г., Богатыри (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: “Петушок — золотой гребешок”, “Курочка Ряба” или “Колобок”.

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

  • былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
  • бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с “городской легендой”);
  • былички (рассказ “очевидца” о якобы реальной встрече с нечистой силой);
  • небылицы;
  • поговорки;
  • сказки;
  • исторические песни;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы.

Лирические произведения

Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения

  • Это: народные драмы.
  • Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.
  • В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.
  • Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего.

Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Узнайте также, что такое Эпитет.

Особенности фольклора

Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.

Устная форма

В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения.

Народность фольклора

Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.

Вариативность

В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка “Царевна-лягушка” имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).

Анонимность

Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно. Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными.

Коллективность

Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.

Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.

Историчность

Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.

Фундамент — традиции

Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.

Кумулятивность

Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.

Контакт между исполнителем и слушателем

Существует непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.

Повторяемость (или цикличность)

Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.

Фольклор в музыке

Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.

Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).

Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).

Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как “Во поле берёза стояла”. Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.

Русская народная песня “Во поле берёза стояла”

Фольклор и литература

Сходства между фольклором и литературой

  1. Очень важная часть общего развития мировой культуры и литературы — это отношения литературы и фольклора.
  2. Литература всех народов мира была рождена на основе устного народного творчества, а оно появилось ещё до письменности.

  3. Для каждой нации эти процессы происходили в различные исторические времена.

Обращение фольклора в литературу всегда происходило с применением в литературе жанров фольклора (сказки, предания и т. д.

) и художественных средств (тропов).

Фольклор является результатом специфического видa поэтического творчества. Однако литература также поэтическое творчество. И на самом деле между фольклором и литepaтypoй, одновременно как между фольклористикой и литepaтypoвeдeниeм, присутствует непосредственная взаимосвязь.

Различия между фольклором и литературой

Фольклор и литература совпадают по многим поэтическим жанрам (за исключением некоторых, которые возможны исключительно в литературе или лишь в устном народном творчестве).

Однако исследования показывают, что структура фольклора и литературы различна. Фольклор имеет свои структурные особенности и законы (например, использование параллелизмов и повторений).

Смотрите также значения Культура и Искусство.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/folklor/

Музыкальный фольклор – История русской музыки

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется (1).Жанры музыкального фольклора Различных фольклорных музыкальных жанров у разных народов мира чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие). (2)
Жанры русского песенного фольклора Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?Остановимся подробнее на жанрах русского народного фольклора. Основной жанр здесь будет песня. Существуют разные жанровые разновидности. Проще всего различать их по признаку, где и когда они используются. Некоторые песни поются только лишь раз в год, какие-то песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только во время этого обряда. Есть песни, которые поются только в определенное время года. И конечно же  есть песни, которые можно петь всегда, у них нет привязки ни к какой точке. 

Итак, русские песни бывают такие:
1. Песни, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом,колядки и песни-гадания, маслиничные песни). 2. Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи). Кумушки, ой кумушки.3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни). Курушка-Рябушка.
4. Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).
5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).Дорогие читатели, давайте познакомимся с некоторыми русскими народными музыкальными инструментами. Малая часть представлена в презентации.Русские музыкальные инструментыИгра на гуслях и русская фольклорная песняОтветьте на несколько вопросов о музыкальном фольклоре. С фольклором других стран можно ознакомиться в этом документе. Как делятся, какие виды выделяют.Если у вас имеется желание ознакомиться с композициями русского народного фольклора, то его можно прослушать на этом ресурсе: RealMusic.ruИсточники:1. Энциклопедия и Словари.4. Музыкальный сайт Pmrgid.ru5. Славянский портал. Тропами Велеса.6. Государственный центр русского фольклора Министерства культуры России

Источник: https://www.sites.google.com/site/istoriarusskojmuzyki/home/folklornaa-muzyka

Что такое фольклор и какие жанры он включает

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.

Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.

Читайте также:  Mузыкальная археология: самые интересные находки

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.

Фольклор — это наша генетика

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Жанры фольклора

Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:

  1. Лирические;
  2. Эпические;
  3. Драматические.

Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.

Выделяют следующие их виды:

  1. исторические;
  2. любовные;
  3. свадебные;
  4. похоронные;
  5. трудовые;
  6. дорожные (ямщицкие);
  7. разбойничьи;
  8. шуточные.

Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.

Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

  1. Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  2. Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
  3. Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
  4. Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.
    Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).
  5. Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  6. Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.

Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.

Русский фольклор

Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

В чём смысл фольклорных произведений

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Изучение фольклора

Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.

Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.

Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

  • * Нажимая на кнопку “Подписаться” Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/folklor-chto-ehto-takoe-zhanry-proizvedeniya-folklora.html

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии “фольклор”, “детский фольклор”, выявим его сущность и жанровую специфику.

В энциклопедическом понятии “фольклор” рассматривается именно как синоним категории “народное творчество” и определяется как “художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства” [3; 6].

По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение “народное” интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности.

При таком подходе традиционная народна культура и её звенья – фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие – теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности [19; 31].

Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что “фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими” [23; 8].

На конкретном уровне фольклор следует рассматривать как особую жанровую систему. Для этого дадим определение категории “жанр”, понимание которой позволяет классифицировать фольклор.

В энциклопедическом словаре понятие “жанр” трактуется как “род, вид, исторически сложившийся во всех видах искусства тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания” [3; 47].

Основными критериями при определении жанра той или иной песни выступает его функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.

В определении жанровой классификации фольклора мы придерживаемся позиции Санкт-Петербургской научной фольклористической школы (А.М. Мехнецов, Г.В. Лобкова и т.д.).

  • Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:
  • календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.;
  • свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);
  • причеть (похоронная, рекрутская, свадебная);
  • хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика);
  • частушки;
  • лирические песни;
  • эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);
  • сказки;
  • детский фольклор (игры, считалки, жеребьёвки, дразнилки, приговорки, заклички);
  • 10) материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни) [22].

Детский фольклор – неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой – собственно детское творчество.

Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов – ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики.

Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.

Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко.

Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьбинских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки.

С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была, безусловно педагогической [18].

В нашем поле зрения лежат произведения, предназначенные для детей и исполняемые детьми, жанры взрослого фольклора для детей, которые играли большую роль в воспитании ребёнка, в становлении взглядов на окружающий мир.

В фольклоре, как известно, каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки.

Пестушки (от “пестовать”) – песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка.

Этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не только к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая массаж ребенку – ритмичным поглаживанием или постукиванием, вытягивая его ручки, ножки, поворачивая голову [18].

Пестушки по своему назначению способствовали развитию ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков.

Потешки – песенки и припевки, напевеемые для ребенка во время несложных игр с ним – либо для того, чтобы уже на втором году его жизни, когда он начинает говорить и понимает речь.

Читайте также:  Настраиваем дефолтные пресеты audio effect-ов в ableton live

В потешках органично соединяются развлекательные и обучающие моменты.

Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапозоне.

  1. Например (катают ребенка с подушек, как с горки) [9]:
  2. Качи, покачи, о синовы турачи!
  3. Кат, катышок, будет Юра женишок!
  4. Прибаутки – песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. В них непременно содержится обучающий элемент:
  5. Говорят, говорят у нас так:
  6. Курочки на улочке “Ку-дах-тах-тах!”
  7. Гусыньки в луженьке “Га-га-га!”
  8. Индюшки у грушки “Шун-ды-бул-ды!”
  9. Как разновидность прибауток встречаются небылицы – перевертыши – песенки, чей сюжет нарочито изменен, “перевернут с ног на голову”.
  10. Дети понимают несуразность текста, при этом само смещение реальных связей и отношений закрепляет у них подлинное понимание соотношения вещей и явлений. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности, смысловой “запутанности” таких небылиц:
  11. А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,
  12. Чтобы курочка бычка родила, поросеночек яичко снес.
  13. Фольклористами зафиксированы и напеваемые как взрослыми для детей, так и самими детьми загадки – одноэлементные напевы с текстом загадки [9].
  14. Заря заряница, красная девица,
  15. По полю ходила, ключи обронила.
  16. Месяц видал ни слова не сказал.
  17. Солнце видало ключи подобрало.
  18. Песенки – загадки и поныне активно сочиняются и исполняются детьми в традиционной манере, но с современной тематикой.

Сказки с песнями – особый жанр эпоса, сочетающий устное поэтическое и музыкальное народное творчество.

В чем-то он родствен играм с песнями, где музыкальный компонент вторичен по сравнению с драматическим или игровым.

По форме сказки с песнями представляют собой повествование волшебного, приключенческого или бытового характера, перемещающиеся время от времени напевами. Песня – это чаще всего речь одного из персонажей [9].

Как только ребенок становится способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Это возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, – считалками, дразнилками, скороговорками.

Детский фольклор удивительно многообразен в своих проявлениях – наряду с календарными закличками, приуроченными к определенным праздникам, существует масса жанров, без которых невозможно представить себе мир ребенка традиционной деревни.

Общим свойством этих жанров является то, что поэтический текст здесь гораздо важнее напева. Более того, эти жанры могут исполняться и без напева, как стишки.

  • Считалки (или жеребьевки) – песни, предшествующие игре, основная функция которых – регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию:
  • Косой заяц вырвал травку,
  • Положил ее на лавку,
  • Кто возьмет – тот вон пойдет!

Завершается считалка, как правило, обращением к выбывающему (“Родион! Выйди вон!”)

Дразнилки – сатирические по содержанию. Насмешка над сверстниками – основная фабула любой дразнилки. Как и всякий другой жанр детского фольклора, дразнилки лаконичный по форме, их композиция типизирована: сначала они содержат собственно обращение к адресату дразнилки (его имя), затем – к нему рифмуется прозвище, после чего следует непосредственно дразнилка [9]:

  1. Райка балалайка,
  2. В доме не хозяйка.
  3. В огороде сидела
  4. Всю капусту поела.
  5. Мелодика дразнилок обычно несложная – одна и та же попевка повторяется несколько раз, либо мелодическое движение ограничивается “раскачиванием” на двух-трех звуках. Стих временной организации крепится к мелодии в этом случае самым простым способом: все ударные слоги противопоставлены по высоте безударным, интервал же между ступенями – произволен (от секунды до квинты):
  6. Андрей воробей, не шугай голубей.
  7. Голуби боятся, на крышу не садятся.
  8. Известна жанровая разновидность дразнилок – “птичьи” припевки, сатирическое содержание которых обращено к птицам (воробью, галке, сороке, сычу, вороне):
  9. Дрозд, дрозд, дрозд, деревянный нос.
  10. Деревянный нос, соломенный хвост.

Скороговорки – словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорки – логопедическое (они предназначены для отработки дикции), то наличие какого – либо музыкального компонента в них второстепенно.

Включить материал по календарному фольклору.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д.

Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным.

К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу.

Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра.

По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.

  • В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
  • В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.
  • В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно – егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.

), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их.

Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени какк живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [62, c.63].

Таким образом, фольклор перед нами выступает как некая система взглядов, выработанных на протяжении многих сотен лет.

Источник: https://studbooks.net/1899591/pedagogika/sistema_zhanrov_muzykalnogo_folklora_harakteristika

Фольклор. Жанры фольклора

Фольклор – устная творческая деятельность народа, посвященная его жизни и возникшая до появления письменного языка или всеобщей грамотности. Именно устный характер отличает фольклор непосредственно от литературы. А коллективность – важнейшая его черта.

Сравнивая с литературой, можно увидеть общую черту: в фольклоре существует те же три рода: эпический, драматический и лирический.

  • Эпические жанры, однако, имеют как прозаическую, так и стихотворную форму (в отличие от литературы, где исключительно проза). В нашем фольклоре в эту категорию относят сказки и сказы, легенды и предания, былины и исторические песни, а также пословицы, поговорки.
  • Драматический жанр представлен прежде всего народными драмами. Широко известна была драма «Лодка» (иногда называемая «Шайка разбойников»).
  • Лирические жанры, как не трудно догадаться, это песни (колыбельные, любовные, обрядовые), причитания и частушки.

Некоторые фольклорные жанры позже были позаимствованы писателями и поэтами и умело стилизованы под народное творчество, например, сказки А.С. Пушкина.

Жанры фольклора

Жанр Содержание Произведения
Волшебная сказка Речь о герое, который сталкивается с небольшими трудностями или бедой, но не унывает и успешно все преодолевает. Жанр включает в себя волшебные, героические, приключенческие. В основе – чудесный мир «Иван бесталанный и Елена Премудрая» «Иван-царевич и серый волк»
Сказка о животных Герои – звери, птицы, рыбы – разговаривают, ссорятся, мирятся, учатся чему-то друг от друга. В основе этих сказок – тотемизм (вера в животного-покровителя рода) «Кот и лиса», «Лиса и журавль»
Бытовая сказка Отображает обыденную народную жизнь. Конфликт в том, что честность, порядочность, благородство пусть и при некоторой наивности противостоят жадности, зависти и злобе, тем качествам, которые издавна порицаются в обществе. «Морозко», «Сердитая барыня»
Народная песня Недлинное словесно-музыкальное произведение, отражающее национальный характер, важные исторические события. Народная песня своеобразна по структуре и языку. Обрядовые песни сопровождали колядки, также были распространены масленичные и жатвенные песни. С помощью них хотели оказать определенное воздействие на природу, вызвать богатый урожай. Песни необрядовые исполнялись по желанию в любое время года. «Во поле береза стояла…», «Два веселых гуся», «Дубинушка»,
Былина Героико-патриотическая песня-сказ о богатырях и исторических событиях на Руси. Этим произведениям присуща торжественность и грандиозность сюжетного действия. «Илья Муромец и Калин-царь», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
Предание Устный, вполне достоверный рассказ об исторических событиях, реальных лицах, иногда о происхождении различных названий. «О белгородском киселе», «Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам»
Сказ Повествование о современных для рассказчика событиях или сравнительно недавнем прошлом. Сказ обычно не содержит фантастического элемента. Стиль повествования имитирует устную речь персонажа, не автора. Это достигается лексическими, синтаксическими и интонационными средствами. «Еремеево слово», сказы народов Пермского края
Пословицы Короткое, законченное, образное высказывание с поучительным смыслом. После драки кулаками не машут. Бодливой корове бог рог не дает.
Поговорка Образное выражение, описывающее какую-либо жизненную ситуацию. Это не законченное суждение, а его часть. Как сажа бела. Спустя рукава.
Народная драма Произведение, в котором прозаические и песенные тексты получают воплощение в действиях и мимике актеров. Действие это равнозначно исполняемому тексту. «Маврух», «Барин»

Большинство сказочных сюжетов, некоторые пословицы и песни встречается у многих народов мира. Фольклор схож в жанрах, сюжетах, художественных средствах, типах героев.

Это неслучайно, ведь это народное искусство отражает общие закономерности развития народов. Иногда родство сюжетов и форм возникает благодаря близости быта, длительным политическим, экономическим и культурным связям.

Географическая близость и передвижения народов также объясняют это сходство.

Смотри также:

Источник: https://bingoschool.ru/manual/34/

Что такое фольклорная музыка?

Это музыка сопровождавшая ритуальные действия и  обряды древних людей.Она призывала языческие божества помочь в земледелии, скотоводстве и семейной жизни. 

Читайте также:  Владимир дашкевич – ну, конечно – это бумбараш!

Фольклорная музыка по своей сути состоит из мелодий или попевок , которые наделены некой магической силой и призывают силы природы или отдельные божества стать на службу людям.

После прихода христианства на территории современной России, Беларуси и Украины фольклорная музыка и христианские традиции слились в единую культуру. При посещении церкви люди молились и верили соблюдая православные традиции, а дома продолжали петь языческие песни и соблюдали древние обряды.

Традиционным было наличие золоченых крестов и православных икон:) в доме и также соблюдение таких праздников как Радуница, Дзяды , Каляды со всеми языческими ритуалами (песнями и плясками).Такая дуалистическая культура и по сей день сохраняется в некоторых регионах.

Многие обрядовые песни в разных вариациях являются общими для России, Украины и Беларуси.Если сейчас задаться целью выяснить к чьей культуре они относились первоначально, то ответ будет сложно найти.

Фольклор на то он и фольклор -песни и мелодии существуют с разными вариациями слов и мелодий.

 При приходе советской власти на уже существующую культуру (синтез язычества и православия) наслоился новый культурный слой -коммунистический.

Если в крупных городах фольклор был забыт и православие тоже было запрещено, то в деревнях все продолжало существовать уже каком-то тройном синтезе.

Тут в народных песнях ставились в один ряд и православные святые ,и коммунистические лидеры, и древние божества:)

В годы обучения нам давали послушать одну и песен , где простая деревенская женщина пела про царей .Это было вроде исторической баллады или даже какой-то молитвы своеобразной.

Если ничего не путаю, то в припеве проходила просьба о том ,чтоб Бог хранил всех перечисленных деятелей.В одном ряду стояли -библейские цари, православные святые, российские цари ,  и затем генсеки и коммунистические лидеры.

Забавная такая была баллады .Может она на кафедре еще и храниться эта запись.

Мной были сделаны обработки нескольких белорусских фольклорных песен.Среди них была одна белорусская песня. История создания этой песни очень запутана.Дело в том , что когда большевики пришли к власти, то срочно надо было создавать новый идеологический репертуар. В ход шли и авторские идеологические работы ,и старинные фольклорные песни.

То есть старинные обрядовые песни приобретали новое “правильное идеологическое” звучание.И за одну из таких песен разгорелся нешуточный спор -то ли один автор и композитор написали (записали) эту песню , то ли другие (автор и композитор).Но потом некоторых из них репрессировали и все покрылось туманом. В одних изданиях стали печатать песню как народную, в других как авторскую.

Да еще и имена авторов ставили разные.

Для меня забавно то , что многие советские учебники по сольфеджио и сборники советских сказок являли собой некое подобие “Бестиария”(была такая книжках о демонах и всяких фантастических животных).Была у меня такая книга “Сказки народов СССР”. В сказках были собраны всякие легенды о леших, водяных , чертях и шурале-шайтанах.

А в музыке- в учебниках по сольфеджио были собраны культовые напевы народов крайнего севера ,южных республик, ну и российско-белорусско-украинские песни.Песни печатались без текста -а кто знает про что был текст (может про ритуальное убийство или с..с на полях для повышения урожайности и надоев молока у домашних животных.

Так вся страна и росла на этих песнях. А никто особо и не размышлял -есть учебник по нему и песни распеваем. Идеей создания нового курса сольфеджио без всех этих чертей никто и не озадачивался.Легче ж старые тиражи печатать-чем над чем-то новым размышлять.

А нужны ли современным детям все эти лешие ,русалки и демоны? Ведь много прекрасных и нестрашных вещей в мире.

Потом после развала союза сразу во многих республиках стало популярно течение -возрождение культурного наследия. Возрождения старинных обрядов и музыкальной культуры.А для некоторых это стало серьезным увлечением или даже профессией (фольклористы).Существуют целые кафедры фольклористики -где народ серьезно занимается изучением музыкального наследия.

Все это общая информация .Любить фольклор или нет , играть эту музыку или нет-личный выбор каждого.

Но только хочется мне написать о негативных вещах,которые может внести фольклор в нашу жизнь.

– фольклор -это ЯЗЫЧЕСКИЕ традиции:) А много музыкантов , которые считают себя верующими, НО исполняют и любят фольклорную музыку.А иногда фольклорная пьеса является !обязательной ! на музыкальных конкурсах.  Тут хочется вспомнить слова из Библии о том …горе тому через кого искушение придет…А не является ли фольклорная музыка языческим искушением для юного музыканта?

Это просто взгляд стороннего наблюдателя. Каждый делает свой выбор сам.

– использование фольклорных мелодий тормозит создание нового, свежего педагогического репертуара и в сфере сольфеджио и для других инструментов.Мне всегда было интересно-а насколько “удобны и полезны” обработки народной музыки в репертуаре.

Может не столько в них чисто технической исполнительской пользы? А продолжаем печатать старые типовые учебники. Я думаю, среди теоретиков найдется много хорошить идей с простыми текстами и стихами и мелодиями для свежих учебных пособий.

Да я думаю они уже есть -просто я их тут не видела:)

– охрана и защита “своей” национальной культуры.К сожалению можно увидеть как печально это порой заканчивается. Воинственная защита своей национальной культуры кем -либо сразу приводит к конфликтам.

Кто его знает может мир должен стремиться наоборот к единой культуре и языку, чтоб было меньше поводов для всяких конфликтов.А то ведь каждая из древних национальных культур по своей сути ЯЗЫЧЕСТВО.

Так интересно наблюдать как народ по своей сути верящий в библейские писания пытается сражаться за языческих  богов-не отдавая себе отчета в этом .А надо ли они эти древние идолы:)?Да и там еще полезно было бы перечитать историю про Вавилонскую башню.

Людей поссорили разделив языки и культуры.А что будет если попытаться это собрать воедино? А такое возможно только при компромиссах со всех сторон. Также в сфере языков и культуры, литературного и музыкального наследия.

Статья выражает исключительно мою точку зрения. И в поддержание этой идеи я решила отказаться от публикации своих фольклорных обработок.Для меня они просто набор нот. Но я понимаю,что для кого-то они могут стать поводом для реанимации языческого прошлого и всякого рода националистических идей.Особенно это актуально в свете последних событий сами знаете где. 

Так что я решила принести свои языческие пьесы в ЖЕРТВУ общему миру и спокойствию:) Ну а там пускай каждый подумает ,что он может сделать и на какой компромисс пойти. 

И в завершении еще один вопрос. А так ли народу хорошо жилось в компании этих разносортных идолов? Есть ли повод жалеть о прошлом или пора думать о будущем ….

Вызываю на диалог всех желающих

Источник: https://queenguitar.by/content/chto-takoe-folklornaya-muzyka

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают, Музыкальный класс

Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.

Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость».

К фольклору мы относим многие явления духовной культуры.

Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!

Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.

Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).

Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).

Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.

Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.

А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах).

Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду.

Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

  1. Песни, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом, колядки и песни-гадания, маслиничные песни).
  2. Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи).
  3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни).
  4. Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).
  5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).
  • Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.
  • В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.
  • Старинный русский кант «Боре море раздымает»

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/zhanry-muzykalnogo-folklora-chto-eto-takoe-i-kakie-oni-byvayut-muzykalnyj-klass

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector