Зачем нужна ритмика в дмш?

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Для чего нужна ритмика?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.

Какую же пользу несет ритмика детям?

  • Развивает музыкальные способности.
  • Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
  • Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
  • Способствует развитию творческого воображения.
  • Формирует навык самовыражения с помощью движений.
  • Развивает эстетические чувства, вкус.
  • Повышает познавательную активность ребенка.
  • Помогает дать выход отрицательной энергии.
  • Поднимает настроение.
  • Снимает излишнее нервное напряжение.
  • Повышает активность.
  • Способствует развитию инициативы.
  • Улучшает координацию движений.
  • Помогает дошкольнику развиваться физически.
  • Формирует уверенность в себе.

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.

Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.

При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.

Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет.

На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями).

Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.

На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц.

Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности.

Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Особенности танца в ритмике

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.

Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.

Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.

Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски.

А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу.

Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.

Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.

Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Программа по ритмике

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.

Кроме того, такие программы решают и другие задачи:

  • прививают детям основы музыкальной культуры;
  • помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
  • учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.

На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:

  • основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
  • основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
  • простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).

Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

Музыкально-ритмические движения

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Игры

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.

Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Танцы (пляски, хороводы)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:

  • с фиксированными движениями;
  • комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
  • свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
  • плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
  • характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
  • бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Ритмические упражнения

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Ритмика дома

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители.

Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика.

То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.

Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.

Комплекс для младших дошкольников

Вводная часть:

  1. ходьба солдатиков (бодрым шагом);
  2. катящийся мячик (легкий бег);
  3. прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах);
  4. дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой).

Основная часть:

  1. покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч);
  2. в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно;
  3. из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх;
  4. исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину;
  5. руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием.

Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).

Комплекс для среднего дошкольного возраста

Вводная часть:

  1. ходьба бодрым шагом с пятки;
  2. топание;
  3. ходьба с высоким подниманием ног;
  4. ходьба на пятках;
  5. бег.

Основная часть:

  1. Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой.
  2. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону.
  3. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад).
  4. Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки.
  5. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку.
  6. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием.
  7. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах.

Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.

Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.

Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/ritmika-dlya-doshkolnikov

Ритмика для детей-дошкольников: что это и для чего она нужна ✔ Поколение

Музыка, движение и игра в хорошей компании по душе, пожалуй, каждому активному ребенку. Объединить эти любимые элементы в одном веселом действии можно при помощи ритмики. Что это такое, как организовать занятия и что они дадут ребенку — узнаете в нашей статье. 

Читайте также:  Вводные септаккорды что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются

Ритмика — это особый вид музыкальной и танцевальной деятельности, направленный на точное восприятие содержания, настроения и образов музыки.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Зачем нужна детская ритмика?

Польза танцев и гимнастики под музыку была замечена еще в древние времена. В Греции, Китае и Индии движение и музицирование применялось в воспитании и развитии детей. Однако, как полноценный метод воспитания ее выделил Эмиль Жак-Далькроз. Он выяснил и сформулировал пользу, которую приносит детская ритмика:

  • Развитие музыкального слуха, чувствительности к звукам;
  • Формирование гибкости, пластичности, выразительности движений;
  • Развитие эстетических чувств, творческого воображения, тонкого вкуса;
  • Освоение навыка выражения эмоций и чувств через язык тела;
  • Повышение познавательной и двигательной активности;
  • Выход отрицательных эмоций и избытка энергии;
  • Улучшение координации движений.

Регулярные занятия влияют на формирование не только физического, но и психологического здоровья ребенка. Из-за постоянного движения у него развивается чувство равновесия, повышается уровень владения движениями, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки.

А близкое знакомство с музыкой позволяет развить восприятие, память, внимание и мышление. В итоге ребенок всесторонне развивается и познает свое тело.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Когда начать занятия?

Знакомство с ритмикой можно начинать с 3-4 лет. Дети в это время могут выполнять простые движения: хлопать и топать в такт музыке, ходить в хороводе или паровозике, изменять амплитуду движений в соответствии с громкостью и ритмом музыки.

К 5-6 годам ребенок готов всерьез заняться ритмикой. Дошкольники могут выразительно и эмоционально выражать суть танца, выполнять сложные и групповые комбинации. В это время стоит переходить от домашних занятий к тренировкам с профессиональными педагогами.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Как проводить занятия дома?

Занятия для дошкольников можно легко организовать в домашних условиях. Для этого Вам понадобится просторная и светлая комната, а также музыкальный проигрыватель с хорошими колонками.

Тренировки можно проводить в утреннее или вечернее время, когда активность ребенка максимально выражена. При формировании расписания учитывайте особенности развития Вашего ребенка, его предпочтения и успешность проведения уроков в различное время.

Детская ритмика связана с выраженной эмоциональностью, поэтому необходимо позаботиться об удобной и эстетичной одежде. Девочка нередко выбирают яркие комбинезоны и ромперы, в которых удобно двигаться, не утратив красоты. Мальчики отдают предпочтение базовому комплекту: шорты и майка.

Также для успешного проведения тренировки важна компания. Вы можете приглашать на тренировки друзей ребенка, а можете привлекать семью — главное, чтобы ребенок находился в комфортной обстановке. 

Дальше дело за малым: скачиваете динамичную музыку, учите ребенка базовым движениям или позволяете ему импровизировать. Домашняя ритмика готова!

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Комплексы упражнений для дошкольников

Дома Вы можете заниматься одним из подвидов ритмики — ритмической гимнастикой. Подобрать подходящий комплекс упражнений можно в соответствии с возрастом малыша.

Упражнения для детей 3-4 года

Разминка:

  • Марширование;
  • Бег по кругу;
  • Прыжки на двух ногах или поочередно на одной;
  • Плавные покачивания с одной ноги на другую, руки подняты вверх.

Основная программа:

  • Тело расслаблено, голова мерно покачивается в такт музыке;
  • Подъемы плеч при повороте тела в стороны;
  • Наклоны вперед, назад и вбок;
  • Руки на поясе, прыжки с легким разворотом в стороны.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Занятия для детей 4-5 лет

Разминка:

  • Ходьба быстрым шагом;
  • Активное топанье ногами;
  • Бег или ходьба с подниманием колена, захлестыванием голени, махами выпрямленных ног вперед;
  • Ходьба на пятках и на носочках;
  • Легкий бег.

Основная программа:

  • Руки поочередно сгибаются в локтях, ладони подносятся к лицу, поворот головы в сторону руки.
  • Наклоны вперед с отведенными назад руками;
  • Приседания с одновременным сгибанием и разгибанием рук в локтях;
  • Кружение на месте;
  • Выставление одной ноги вперед, постановка на пятку, затем на носок, повтор с другой ногой;
  • Сочетания пряжков, приседов и перешагиваний.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Ритмика для малышей в детской студии

Если Вы замечаете, что домашние упражнения нравятся Вашему малышу, в 5-6 лет можно переходить на профессиональный уровень. Для этого Вы можете посещать занятия по ритмике в детской студии «Поколение».  

Занятия проходят в небольших группах, чтобы педагог мог уделять внимание каждому ученику. Подача упражнений происходит в виде увлекательной игры, что позволяет создать наиболее расслабляющую легкую обстановку и разучивать даже сложные движения.

Приходите к нам на бесплатные пробные занятия, чтобы оценить профессионализм педагогов, познакомиться с ребятами и поучаствовать в процессе. Запись ведется по телефону: 8 495 138-76-28

Записаться на бесплатное занятие

Источник: https://pokoleniedeti.ru/services/rannee-razvitie/ritmika/

Уроки ритмики для детей. Зачем они нужны?

В нашей танцевальной студии для самых маленьких детей с 3-х лет преподается не только хореография, но и ритмика. Что такое хореография, знает, пожалуй, каждый. А вот ритмика не вызывает таких четких ассоциаций. Что же это такое? Зачем нужны такие уроки и чем они полезны для детей?

Что такое ритмика?

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

На таких уроках акцентируется внимание на эмоциональном отклике детей на музыку, восприятии ее ритма, передачу её движениями, мимикой, жестами. При этом, танцевальные элементы ритмики подбираются таким образом, чтобы задействовать все тело.

Чем полезна ритмика для ребенка?

Во время исполнения ритмических элементов проявляется и тренируется связь между воображением и движением, что особенно важно для воспитания будущего артиста. Также, посредством таких занятий у ребенка развивается способность к самовыражению.

Уроки ритмики формируют в детях чувство ритма и хорошее владение собственным телом, а также способствует выработке правильной осанки, придает грацию движениям.

Важно отметить, что веселые танцевальные занятия детской ритмикой под музыку доступны и понятны ребенку любого возраста и чрезвычайно полезны для его здоровья.

Также, можно выделить еще преимущества уроков по ритмике:

  • развитие музыкального слуха;
  • формирование интереса к искусству;
  • развитие уверенности в себе, памяти и коммуникабельности;
  • развитие мелкой и крупной моторики, гибкости, координации, ловкости, точности, выносливости и пластичности;
  • формирование красивой походки;
  • развитие фантазии, импровизации, творческих способностей и многое другое.

Ритмика является хорошей физической и эмоциональной разрядкой для активных детей, и отлично помогает раскрепоститься застенчивым девчонкам!

Также, на занятиях дети общаются со своими сверстниками, находят новых друзей и новые знакомства.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?Как проводятся занятия по ритмике в нашей танцевальной студии для детей?

Такие уроки преподают профессиональные педагоги, которые имеют большой опыт и знают все тонкости детской психики и работы с детьми.

Ритмопластика, стрейчинг, правильное дыхание, танцевальные, групповые, парные и индивидуальные движения – это далеко не полный список используемых элементов. Всё это проводится в игровой форме под разное музыкальное сопровождение. Уже с первых минут занятия дети вовлекаются в этот удивительный и интересный процесс.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?В нашей танцевальной студии они могут выражать танцем все эмоции и знания, свои мысли и чувства!

Если у Вас остались вопросы по поводу занятий, Вы можете их задать нашему главному хореографу и директору Анастасии Евгеньевне по телефону (095) 910-47-79 или придя в студию, которая находится по адресу: пер. Банный, 1 (2-й этаж) (Дом на Набережной, возле моста влюбленным «Лопанская стрелка», станция метро Площадь Конституции).

Источник: https://dsal.kh.ua/stati/3041/

Роль ритмики в образовательном процессе | horeograf.COM

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Зачем нужна ритмика в ДМШ?С древности движения, выполненные под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания.

Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение.

Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышает настроение учащихся.

Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз.

Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Эмиль Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике нужно всех детей.

Он создал систему ритмических упражнений, в которой музыкально-ритмические движения сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое воспитание в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Далькроза. В 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, хореографических училищ. В настоящее время предмет введен в общеобразовательных школах, в детских садах.

Элементы ритмики используются и на зарядках, физкультминутках.

Есть интересная программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика», в основу которой легли прогрессивные идеи Э. Жак-Далькроза.

Главное; на что должен быть нацелен педагог — приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

  • Таким образом ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.
  • Музыка и движение имеют много общих параметров, к которым относится:
  • — все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);
    — динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
  • — форма произведения и структура двигательной композиции. В связи с этим вытекают

задачи:

— развивать музыкальность (чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать движения с характером музыки);
— учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска-игра, упражнение), современный танец, различать музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т.д.;
— формировать красивую осанку, учить выразительным пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

  1. — развивать творческие способности (придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений, физкультурных упражнений).
  2. Источником движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец, сюжетно-образные движения.
  3. На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:
Читайте также:  Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

1) Музыкально-ритмические упражнения (пружинки, поскоки, галопы, шаги, чередование движений).
2)Танцы, пляски, хороводы («Стирка», «Слоник», «Миксер», «Вару-Вару», «Подарки», «Макарена», «Коло», «Большой круг» и т.д.

  • 3)Музыкальные игры (сюжетные и не сюжетные).
  • Урок ритмики формируется как комплексный:
  • 1 раздел — ОР упражнения, направленные на развитие мышц рук, ног, спины,
    укрепление осанки, прыжки. (используются музыкально – ритмические упражнения)

2 раздел — Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями. Имитационные упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.(используются музыкально – ритмические упражнения, музыкальные игры)

  1. 3раздел — Этюды, танцы, игры или творческие задания.
  2. На уроках музыки можно использовать различные музыкально-ритмические движения, например:

    1) Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями:
  3. — острый шаг: («Щелкунчик»);
    — приставной шаг: («Голубой вагон»);
  4. — переменный шаг: («У дороги чибис»).
  5. 2) Упражнения на различные музыкальные ритмы :
  6. — Игра «Запомни мелодию» (Все делятся на команды, присваивается мелодия (полька, вальс, галоп, марш, мазурка))-каждая группа вступает на свою мелодию
  7. 3) Упражнения на различные регистры:

— На каждый,предлагаемый регистр разучивается и исполняется определенное движение.( Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках (Майкапар «Полька»), в среднем — ходьбу (Кабалевский «Шарманка»), в низком — ходьба выпадами («Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила»)).Ученики выполняютдвижение при звучании определенной мелодии.

4) Упражнения на различные ритмы.

Ритм — одно из главных выразительных средств музыки. Это сочетание музыкальных звуков различной длительности. Ритм можно воспроизвести хлопками, ударами ноги, шагами. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии, который может характеризовать жанры музыки (вальс, полька).

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках.

По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, припоты, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты.

Им свойственно ощущение единство музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий.

Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока.

С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала.

Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа.

Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

  • Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.
  • Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.
  • Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая);шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные);кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестраивания; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского — хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского -«голубец», припадание боковое, кружение; белорусского — основной ход танцев «Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; бального — боковой галоп, шаг польки, валь сообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца).

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

Все движения учитель должен показать детям, так как одно лишь объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку.

Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить их к данной деятельности. Поэтому, прежде всего учащиеся получают представления о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную),изучают основные шаги, движения головы, рук,корпуса.

После того как учащиеся усвоят упражнения ориентировочного характера, в урок вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята учатся и двигаться по-разному: под спортивный — бодро, под игрушечный — легко, шагом на носках, под военный — высоким шагом и т.д.

В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

• Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений и не только развивают музыкально-слуховые представления.

Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить.

Обычно для инсценировок используются песни, программная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений. Ученики вместе с учителем находят характерные движения.

На уроках можно использовать предметы, это позволяет подчеркнуть характер, настроение музыки.

Например, цветы всегда ассоциируются с легкой изящной музыкой вальса, скакалки, мячи — с полькой, упражнения с лентами можно исполнить под «Вальс» И. Штрауса.

Яркая, акцентированная, сильная доля подчеркивается энергичными взмахами ленты, а под музыку В. Мурадели можно использовать упражнения с воздушными шарами.

При составлении каждой танцевальной композиции важно уловить своеобразие «изюминку» мелодии и придумать движения, соответствующие ее содержанию, ритму, структуре, а также возможностям детей. Даже при составлении учебной комбинации, важно предложить детям движения, соответствующие характеру музыки.

Ритмика решает важные задачи на этапе начального хореографического образования:

— Укрепляет психическое и физическое здоровье в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки, снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.).
— Поддерживает и развивает увлечение занятиями хореографией.

— Развивает художественно-творческие способностй

Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Урок ритмики должен приносить детям радость общения с музыкой, товарищами, учителем.

Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Разглядеть в ребенке его природные данные, подобрать к нему «свой» ключик, чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений — вот к чему должен стремиться педагог на занятии ритмикой.

  1. «Дети — наше зеркало, они очень точно копируют все наши движения и мимику, поэтому будьте выразительны, точны и чаще улыбайтесь!»
  2. Автор статьи Лилия Уварова

Источник: http://www.horeograf.com/publikacii/rol-ritmiki-v-obrazovatelnom-processe-pri-obuchenii-detej-xoreografii.html

Статья на тему: Роль ритмики в системе образования ДМШ и ДШИ. | Социальная сеть работников образования

Роль  ритмики  в системе образования ДМШ и ДШИ.  

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является  Гармония.

         У философов Древней Греции было немало последователей. Так идея синтеза музыки и движения была подхвачена Эмилем Жаком- Далькрозом, который являлся: музыкантом-педагогом, композитором, дирижёром, профессором Женевской консерватории.

     В начале 20-го века Жак Далькроз  разработал систему музыкального воспитания через движение, органично соединив внешнее и внутреннее проявление музыкальности.

Сначала её называли просто faire les pas – «делать шаги», затем – ритмической гимнастикой, и, наконец, ритмикой.

                 Ритмика даёт  возможность всем почувствовать себя артистами, вселила уверенность, радость и вдохновение, и, безусловно, этот праздник надолго, может быть, на всю жизнь останется у них в душе…

«Люблю радость –  в ней жизнь!» –  говорил Далькроз и всей своей жизнью доказывал этот свой постулат в работе с учениками в Институте ритма в Хеллерау.

           Преподавая в Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, Далькроз наблюдал, что некоторые ученики, обладая хорошим музыкальным слухом, страдают неритмичностью и при написании диктанта – затрудняются в передаче временных делений т.е. ритма. Он предложил им выполнять несложные движения(использовать дирижёрский жест, отбить рукой или прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами и.т.д.), чтобы физически прочувствовать ритм.

Эффект превзошёл все ожидания: даже самые неспособные ученики быстро продвинулись в развитии чувства ритма. Именно сольфеджио навело на мысль о воплощении музыкальных впечатлений в движении. Это и было началом системы, названной в последствии ритмической гимнастикой, позднее Ритмикой.

     Далькроз попытался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела. Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, Далькроз заметил, что его занятия положительно влияют на самочувствие, настроение учеников, исправляют недостатки физического и психического характера.

     Система музыкально-ритмического воспитания быстро обрела огромную популярность во многих странах Европы.

Из стен института Хеллерау вышло много преподавателей, среди них несколько русских: Н. Александрова, В.Гринер, С.Волконский и др.

    В нашей стране была создана отечественная система музыкально-ритмического воспитания, основоположниками которой  стали – Н.Александрова, В.Гринер, М.Румер, Н.Конорова, их ученики и последователи.

    Были разработаны программы по музыкально- ритмическому воспитанию для детских садов, музыкальных школ, педагогических, музыкальных, театральных училищ и вузов, для курсов повышения квалификации  и т.д.

         Что дают занятия ритмикой?

В основе Ритмики лежит музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки к движению.

     Большое значение имеет правильный подбор музыкального материала, так как именно яркая, выразительная музыка вызывает радостное настроение, у детей появляется желание двигаться и возможность выразить своё восприятие  музыки и ритма. Движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

     Занятия по ритмике позволяют уч-ся не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, но и развивают умственные и физические способности социальной адаптации.

Читайте также:  Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

    Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка , содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движением под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются творческие способности, таким образом ,  занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей.

  • Ритмика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку.  
  •        Основные задачи обучения и воспитания на уроках ритмики:
  •     Развитие музыкальности:

-развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

  1. – развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха(мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  2. -развитие музыкального кругозора;
  3. -развитие музыкальной памяти.
  4.      Развитие двигательных навыков и умений:
  5. -развитие ловкости, точности, координации движений;
  6. -развитие гибкости, пластичности;
  7. -воспитание выносливости, развитие силы;
  8. -формирование правильной осанки, красивой походки;
  9. -развитие умения ориентироваться в пространстве;
  10. -обогащение двигательного опыта разнообразными движениями.
  11.     Развитие творческих способностей, потребности    самовыражения в движении под музыку:
  12. -развитие творческого воображения и фантазии;
  13. -развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
  14.           Развитие и тренировка психических процессов:
  15. -развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  16. -развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
  17.    Развитие нравственно – коммуникативных    качеств личности:
  18. -воспитание сопереживать другим людям и животным;
  19. -умения вести себя в группе во время движения, формирования чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми .
  20. Программное содержание курса ритмики включает работу над музыкально-ритмическими навыками выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями.

Они , подводят учащихся к пониманию законов      ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа , динамических, регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведения. Здесь прослеживается тесная связь с теорией музыки, сольфеджио, хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах.

            Основные задачи уроков ритмики:

–    Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений. Предмет Ритмика дает возможность педагогу создать именно такую обстановку на уроке. Ритмика не только способствует правильному физическому развитию, но и ещё имеет оздоровительное значение.

  •  –  Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы, выносливости, организаторских способностей.
  • –   Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности выразительно двигаться в соответствии с данным образом, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание личностных качеств, умения выполнять правила выполнения упражнений.      
  •     С помощью музыкально- ритмических движений решаются следующие задачи: воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять упражнения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой
  •       На уроках  ритмики решаются и свои специфические задачи:
  • – воспитание метро – ритмического чувства; использование разных частей тела, голоса как самых простых музыкальных инструментов в целях самовыражения;
  • -развитие координации в пространстве, умение координировать различные типы движений;
  • – развитие памяти, внимания,  воображения, слушательских  понятий о регистрах, ритме, мелодии, темпе, динамике, тембре, стиле;
  • -знакомство с музыкальными понятиями, способствующими формообразованию: повтор, чередование, вариация, контраст; практическое освоение определенного музыкального материала (репертуара), развитие навыков его словесной, двигательной и графической интерпретации и анализа музыки;
  •       Становится очевидным, что музыкально-ритмическая деятельность заключает в себе возможности для всестороннего развития личности и формирования художественно-творческих способностей , что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

     Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

      Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музык. Урок ритмики должен приносить радость общения с музыкой , товарищами, учителем. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

     На занятиях ритмики, каждый педагог должен стремиться разглядеть в каждом ребёнке его природные данные, подобрать к нему  «свой» ключик , чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений. Дети – наше зеркало, они очень точно копируют все наши движения и мимику, поэтому будьте выразительны, точны и чаще улыбайтесь!»

Список литературы:

1. 1. Жак- Далькроз Э. Ритм / Э. Жак- Далькроз.  М., 2006.  248 с..

2.Франио Г. Методическое пособие по ритмике.  М.: Музыка, 1996: № 10, 23.

3.Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1, 2. М.: Музыка, 1978.

4.Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб, 2000.

5.Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. М.: «Физ – ра и спорт», 1990. 206 с.

6.Абдульманова Л. В.Развитие основ физической культуры детей в парадигме культуросообразного образования. Ростов н/Д6 Изд –  во Рост. ун – та, 2005.  220 с.

7.Заводина И.В. Ритмическое воспитание. М.,2005.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/04/25/rol-ritmiki-v-sisteme-obrazovaniya-dmsh-i-dshi

Испытано на ребенке. Кому и зачем нужны уроки ритмики?

В нашей школе ее вела бабушка с боевым раскрасом и буйным танцевальным прошлым. Поэтому она со всей страстью пыталась нас, первоклашек в чешках, научить слушать музыку и даже двигать бедрами. А мы весь урок смеялись и нехотя повторяли за ней движения.

Халатное отношение к ритмике аукается мне всю жизнь — ни слуха, ни ритма, ни танцев…А может, просто начинать надо было раньше, еще до школы?

Кто занимается ритмикой

Захожу в зал и вижу совсем крохотных детей. Самой младшей девочке — 2,5 года, старшей — 5 лет (но есть группы и до 10 лет). На нашей тренировке есть даже мальчик (они в дефиците на танцах с детства). И зря некоторые родители поддаются стереотипному «танцы не для мальчика»! Например, наш герой Коля успешно занимается и карате, и ритмикой, тем более что от нее столько пользы…

Чем полезна ритмика?

Занятия ритмикой развивают у детей координацию, умение держать баланс, зрительную и мышечную память, музыкальный слух. Выпрямляется осанка, появляется грация, развивается пластика, растяжка.

Как проходит занятие

Сначала без музыки под счет тренера отрабатывается какое-то простое движение, например, «носок-пяточка». Ставим ножку на носок, потом на пятку. Затем включается музыка, под счет это движение слегка усложняется — добавляется «пружинка». В конце занятия делается небольшая композиция под музыку.

Самая активная девочка Милана все время пытается привлечь к себе внимание — все делают движение правильно, она по-другому, потому что «в садике так». А ее самым протестным заявлением было: «А я хочу попой вертеть». Но Дмитрий детские капризы умеет обходить на позитиве.

Мое самое главное удивление: такие малютки, а ведь все повторяют за тренером. Конечно, они не догадываются, как им повезло — занятие ведет мастер спорта по спортивным танцам.

Перед финальной композицией дети на ковриках делают упражнения на растяжку и даже при поддержке тренера пытаются сесть на шпагат. Оказалось, что их любимое упражнение на коврике — «бабочка», когда руками обхватывают стопы, сложенные друг к другу, и, как бабочки крыльями, машут коленками.

Заканчивается занятие даже более ответственно, чем у взрослых. Дмитрий собирает детей в кружок и дает задание — повторять дома перед зеркалом то, что понравилось из урока, показывать родителям, бабушкам и всем родственникам.

Что думают об уроках ритмики тренер и мамы?

Дмитрий Чудинов, мастер спорта по спортивным танцам, инструктор Регионального центра танца «Данс-Холл»:

«Ритмика подходит и тем детям, кто хочет в дальнейшем заниматься танцами — латиной, хип-хопом и другими стилями, и тем, кто просто хочет научиться двигаться под музыку. Самый ранний возраст для девочек, с которого можно начать заниматься, — два с половиной года, для мальчиков — три с половиной года.

Очень важна растяжка, на шпагат дети садятся после месяца тренировок, но нужно посещать занятия дважды в неделю, иначе не будет эффекта — важно и движения повторять, и растяжку совершенствовать».

Наталья, мама Миланы (4 года, ритмикой занимаются месяц):

«Девочка у нас очень активная, любит танцевать, на ритмику ходит и в садике, и сюда. Дома учит после занятий старшую сестру танцевать. И мы с папой довольны. В нашем случае чем больше она энергии тратит, тем лучше, потому что она — ураган».

Ксения, мама Сони (4 года, впервые занимались ритмикой):

«Мне понравилось, что это настоящее занятие, а не просто с детьми играют, как сейчас часто бывает. В садике у нас ничего танцевального нет, а я считаю, что это для девочки необходимо. И растяжка у Сони пока не очень, надеюсь, станет лучше».

  • Елена, мама Кристины (2,5 года, занимаются 2 месяца):
  • «Она с удовольствием ходит, дома перед зеркалом повторяет и нам показывает движения».
  • Это интересно:

В 80-е годы в Советском союзе на телевидении программа «Ритмическая гимнастика» была невероятно популярна. Но до этого долгое время программа была запрещена к показу Государственным комитетом телевидения и радиовещания как аморальная! Как это было…

Из истории ритмики:

Систему музыкально-ритмического воспитания (метод развития чувства ритма) создал швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз в 1900 году.

К этой идее его привели наблюдения за учениками на сольфеджио: даже те, кто был не способен запомнить и воспроизвести музыкальную фразу, сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой.

В России одним из главных последователей ритмической гимнастики был князь Волконский.

Елена Юрьева

Чем еще заняться ребенку:

Источник: http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/ispytano-na-rebenke-ritmika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector