Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Всем доброго времени суток!

Все мы любим музыку, разных жанров, мотивов, исполнителей. Но думаю у каждого из нас особое место занимает традиционная инструментальная музыка.

Разумеется для воспроизведения данной музыки нужны музыкальные инструменты. Они также очень разнообразны и интересны. У каждого народа есть свои индивидуальные традиционные инструменты.

А как же дело обстоит в Японии?

Народные музыкальные инструменты в Японии использовали и используют для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения, их использовали мастера дзэн для исполнения медитативных мелодий.

Национальные музыкальные инструменты в Японии широко известны и любимы.

Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку и даже в современном искусстве.

  • ╭═════╩▓⟬✫⟭▓╩═════╮
  • Некоторые японские народные музыкальные инструменты
  • ╰═════╦▓⟬✫⟭▓╦════
  • Бива

Бива (яп. 琵琶) — национальный японский инструмент. Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Гакубива

Инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка.

Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Длина — 122 см, ширина — 41 см.

Звук извлекается при помощи плектра (18 см), для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.

В дальнейшем возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хэйкэбива, сацумабива), использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. В XIX веке появилась последняя разновидность этого типа инструментов — тикудзэнбива.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Кото

Ко́то (яп. 琴) или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710—793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения.

Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»). На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки.

Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью.

Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Сякухати

Сякухати (яп. 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь».

Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн).

Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.

По конструкции и звукоизвлечению сякухати аналогична андской кене: для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

В настоящее время принято выделять три основных школы (стиля) игры на сякухати: тодзан (тодзан-рю, яп.

都山流), основанная Накао Тозаном (1876—1956), кинко (кинко-рю, названная в честь основателя Куросава Кинко (1710—1771) яп. 琴古流), и мёан (мёан-рю, яп. 明暗流), связанная с храмом Мёандзи в городе Киото.

Образовалась немедленно после разгона секты Фуке в целях продолжения традиции хонкёку. Её основателем считается Одзаки Синрю (1820—1888).

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Сямисен

Сямисэ́н (яп. 三味線 букв. «три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен), — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин (яп. 三線), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов.

В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы.

Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.

Существуют несколько разновидностей инструмента которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао (細棹) и используется в основном в музыке нагаута (長唄).

Инструмент с грифом средней толщины называется тю:дзао (中棹) и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото (清元), токивадзу (常磐津), дзиута (地唄) и т. д.

На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть префектуры Аомори) используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн (津軽三味線), игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао (太棹) и используется в дзёрури (浄瑠璃).

Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у цугарудзямисэн — собачьей) кожей.

Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из таких материалов как: дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, буйволиный рог, пластик. Бати для нагаута и дзиута — почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугарудзямисэн предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки – нагаута (長唄) (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осака.

Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию.

С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.

Использование в современной музыке

Сямисэн из-за специфического звучания часто используется для усиления «национального» звучания в некоторых японских фильмах и аниме (примерно как в России балалайка). Так, сямисэн звучит в звуковом сопровождении аниме-сериала Naruto, Puni Puni Poemi. Агацума Хиромицу играет в стиле New Age.

Интересные факты

:musical_score: В фильме «Затойчи» Такэси Китано прячет оружие для убийств в сямисэне.

:musical_score: В аниме «Shugo Chara» Фудзисаки Надэсико/Нагихико изменяет характер после звуков сямисэна — «чин, тон, сян».

:musical_score: В аниме/книге «Меланхолия Харухи Судзумии» Харухи Судзумия назвала кота «Сямисэн».

Тайко

Тайко — семейство барабанов, используемых в Японии. Тайко (яп. 太鼓) обозначает «большой барабан».

Вероятнее всего, эти барабаны были завезены из Китая или Кореи между III и IX веками, а после IX века изготавливались местными мастерами. Их использовали в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Они используется и по сегодняшний день как в народной, так и в классической музыке.

Барабаны Японии носят общее название тайко, по конструкции они делятся на две большие группы: бë-дайко (яп.

鋲太鼓 бё:дайко), у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и cимэ-дайко (яп. 締め太鼓), которые можно настроить при помощи шнуров или винтов.

Корпус барабана выдалбливают из цельного куска твёрдой древесины. На тайко играют палочками под названием бати (яп. 撥?).

К бё-дайко относятся о-дайко (яп. 大太鼓 о:дайко) и ко-дайко (яп. 鋲太鼓). С помощью шнуров настраиваются да-дайко, ни-дайко, какко, ута-дайко и цудзуми.

Под тем же названием известны музыкальные ансамбли барабанщиков, являющиеся национальным символом Японии.

Такую музыку надо слушать вживую. Да и вообще любую музыку, чтобы ощутить лучше, надо слушать вживую. Наверное, сейчас в каждом городе есть сайт типа афиша живой музыки в Москве или какой-то еще подобный портал, с которого можно следить за афишами и анонсами живых концертов.

Надо следить, потому что только побывав на живом выступлении можно точно сказать, какая музыка переживет годы или века, а какая не стоит внимания. Для исполнителей японской народной музыки могут предоставляться залы в филармониях и музыкальных учебных заведениях.

Посетив любой из таких концертов, можно понять, почему японская народная музыка не только до сих пор жива-здорова, активно и гармонично вписывается в современность, но и становится все более и более популярной.

На этом все, надеюсь, вам понравилась эта статья и вам было хоть немного, но интересно.

До скорых встреч!

Источник: https://aminoapps.com/c/russkii-anime/page/blog/nekotorye-iaponskie-narodnye-muzykalnye-instrumenty/K0DM_vEHMuwLP8V6Y1nKLxE6e5KPdon73Z

Японские музыкальные инструменты – знакомимся с искусством страны

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония – удивительная страна. Вы наверняка в этом не раз убеждались, когда видели фотографии цветущей сакуры или панорамы Фудзиямы, а может быть даже, когда садились за руль «Тойоты» или покупали новенький телевизор «Сони».

А приходилось ли вам слышать народную музыку японцев? Стоит только бросить взгляд на японские музыкальные инструменты, и понимаешь, что этот народ обладает удивительной фантазией и недюжинным умом.

Статья ниже поведает, какие инструменты использовали японцы для создания музыки. Для того, чтобы не запутаться в их многообразии, мы подготовили картинки с названиями этих диковинных инструментов.

Музыкальные инструменты Японии можно разделить на 3 главных вида:

  • ударные;
  • духовые;
  • струнные.

Последние, в свою очередь, делятся на щипковые и смычковые.

Самый знаменитый

Имя ему – сямисэн. Он считается известнейшим инструментом, практически символом народной музыки и относится к разряду струнных щипковых.

На каркас из дерева плотно натягивают шкурки животных, причем шкурки не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К каркасу притянуты 3 струны. Длина сямисэна составляет приблизительно метр.

Читайте также:  Какая бывает музыка по характеру

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыСямисен

Он появился в Японии примерно в XVI столетии. Тогда для перебирания струн использовали медиатор, но сейчас его заменил плектр.

Особенность игры такова, что если перебирать струны сверху вниз, то плектр заденет еще и шкурку, поэтому звук окажется похожим на барабанный. Если играть плектром снизу вверх, то музыка польется нежнее.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыПлектр для Сямисена

Уникальность сямисэна состоит в том, что он способен приобретать широкий диапазон звуков и тембров. Существует три главных способа игры:

  • минье – сопровождение традиционных песен народа;
  • катаримоно – аккомпанемент рассказчику;
  • утамоно – специальный стиль для театра Кабуки.

Сямисэном должны были отлично владеть гейши во времена династии Токугава.

Музыка сямисена завораживает, послушайте сами:

Бива

Этот струнный инструмент размером около метра используют при ритуальных церемониях и даже для воспроизведения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь появился он 13 столетий тому назад.

Каркас выполнен из тутового дерева и выглядит миндалевидным. Струны обычно изготавливаются из шелка. Перебирают их с использованием плектра.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыБива

Существует несколько видов бивы, каждый из которых различается внешне, по издаваемым звукам и назначению:

  • гакубива – четырехструнная, создает особое музыкальное звучание –гагаку;
  • мособива – четырехструнная, была предназначены для игры ослепшими монахами;
  • хайкэбива – четырехструнная, пятиладная, для аккомпанирования «Сказа о доме Тара»;
  • сацумабива – четырехструнная, четырехладная, с широким диапазоном;
  • тикудзэнбива – четырех- или пятиладная, была распространена в эпоху Мэйдзи.

Дайко 

Так называются все барабаны в Японии. Они мигрировали с корейских и китайских просторов на японский территории на рубеже 3-го и 4-го столетий.

Полностью деревянный каркас с двух сторон обтягивают кожей. Размеры могут варьироваться: одни совсем маленькие, а на других должны барабанить сразу несколько человек.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыДайко

Условно дайко (или тайко) можно разделить на два вида:

  • симэдайко – его звучание можно настраивать с помощью специальных винтиков;
  • бедайко – его конструкция не позволяет менять звук.

Чаще всего Дайко используются в классике, хотя нередко их привлекают для любых других представлений, маршей. Считается, что этот звук повышает дисциплину, координацию, душевный настрой.

Существует разновидность Дайко, которая называется цудзуми. Он имеет маленький размер и форму песочных часов.

Сякухати

Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.

Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыСякухати

Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.

При этом выделяют три главных игровых стиля: 

  • тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
  • кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
  • меан – в честь киотского храма Меандзи.

Кото

Японской музыке известен инструмент в виде арфы с помесью гуслей. Он был привезен в страну больше тысячелетия назад и назван кото.

Его можно назвать благородным, потому что на нем играли при дворе императора. Любой уважающий себя представитель аристократии обязан был уметь играть на нем. Для этого игру на инструменте даже включили в программу привилегированных школ.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыКото

Чтобы сыграть на кото, нужно использовать специальные накладки на ногти среднего, указательного и большого пальцев. Для оркестрового выступления использовали большие кото размером до двух метров, и на нем могла быть всего одна струна. Для сольных выступлений выбирался вариант поменьше – метровый, семиструнный.

Хитирик

Еще один духовой инструмент тоже очень похож на маленькую флейту. Он производится из дерева: бамбуковая трубка и внешнее украшение из коры вишни.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыХитирики

Звуковой диапазон соответствует габаритам – лишь октава. Музыка извлекается из специальных дырочек. Кроме того, хитирик оснащен колечком, которое позволяет варьировать тональность и звучание.

Суйкинкуцу

Замыкает семерку самых интересных и оригинальных инструментов Японии совсем уж необычный инструмент. Раньше поиграть на нем могли все желающие, сходив к ближайшему колодцу.

Секрет был прост: в землю на дне колодца зарывали кувшин из керамики, глины или металла, предварительно его перевернув. Дно кувшина имело отверстие, через которую просачивалась вода и выливалась в приятные звуки.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыПоющий колодец Суйкинкуцу

Сегодня подобия древних суйкинкуцу более компактны. Насладиться такой мелодией можно в современных скверах, магазинчиках и даже домах.

Заключение

Список поразительных музыкальных инструментов Японии можно продолжать бесконечно: муккури, биндзасара, гэккин, хорагай, коцудзуми…Может быть, вы тоже знаете какие-то? Тогда пишите в х, это будет интересно и нам, и читателям блога.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья — поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Источник: http://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/yaponskie-muzykalnye-instrumenty

Национальная японская музыка и инструменты

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Страна Восходящего Солнца Япония имеет самобытную и неповторимую культуру. Наследие великой нации тесно связано с музыкой. Национальная японская музыка является таким же самобытным явлением, которое было обусловлено изолированностью страны.

Народ Японии всегда бережно и с уважением относится к памяткам культуры своей родины. Любая музыка невозможна без музыкальных инструментов. Музыкальная культура Японии имеет свой собственный неповторимый жанр. Это объясняет разнообразие инструментов, которые используются для создания музыкальных шедевров.

Известные музыкальные инструменты

Одним из наиболее известных японских музыкальных инструментов является сямисен, который является аналогом лютни. Он принадлежит к разряду трехструнных щипковых инструментов. Он произошел от сансина, который, в свою очередь, произошел от сансяня, родиной которого является Китай.

Японские музыка и танцы не обходятся без сямисена, который и на сегодняшний день почитается на Японских островах и часто используется в японском театре Бунраку и Кабуки. Важен, также, тот факт, что игра на сямисене входит в программу обучения для гейш — майко.

Фуе

 Национальная японская музыка, также, неразрывно связанна с флейтами. Музыкальный инструмент фуе принадлежит к семейству флейт, которые известны своим высоким звучанием. Их делают из бамбука. Эта флейта появилась из китайской свирели — «пайсяо«.

Самой известной флейтой из семейства фуе является сякухати, Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыкоторая используется как музыкальный инструмент дзен буддийских монахов. По легенде, сякухати изобрел обычный крестьянин. Когда он перевозил бамбук, то услышал дивную мелодию, которая исходила из бамбука когда в него дул ветер.

 Флейту фуэ, также как и сямисен, часто используют для аккомпанемента в театрах Банраку и Кабуки, и разного рода ансамблях. Отдельные из фуэ могут быть настроенными на западный лад, и таким образом становиться солирующими. Интересно, что ранее игра на фуэ была характерной только для японских бродячих монахов.

Суйкинкуцу

Еще одним инструментом, который представляет японскую культуру является суйкинкуцу. Он имеет форму перевернутого кувшина, сверху над которым течет вода.

Попадая во внутрь через определенные отверстия она заставляет инструмент издавать звук, который очень похож на звон колокольчика.

На этом инструменте играют перед чайной церемонией, а также используют в качестве атрибута традиционного японского сада.

Кстати говоря, чайная церемония для удобства может проходить именно в саду. Звук инструмента повергает человека в необъяснимое чувство релаксации, создает созерцательное настроение. Подобное состояние очень подходит для погружения в дзен, поскольку отдых в саду во время чайной церемонии является частью дзен традиций.

Тайко

Более понятным для нашего восприятия является инструмент тайко,Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры что в переводе на русский обозначает «барабан». Тайко прославился в военном деле, кстати говоря, также, как и его аналоги в других странах. Как говорится, в хрониках Гундзи Есю девять по девять ударов обозначало призыв к бою, а в свою очередь девять по три означало, что врага необходимо преследовать.

Необходимо учитывать, что во время выступления барабанщика, обращают внимание на эстетичность предлагаемого им представления, поскольку важны не только мелодия и ритм исполнения, но и внешний вид инструмента на котором воспроизводится мелодия.

Жанры японской музыки

 Народная музыка Японии прошла довольно долгий путь своего развития. У ее истоков были магические песни, позже на развитие и становление музыкального жанра повлияли конфуцианство и буддизм.

Таким образом, японская музыка, так или иначе, связанна с обрядами, традиционными праздниками, представлениями театра и прочими действиями.

Японская этническая музыка, слушать онлайн которую, в современном мире, можно в любое время суток и в любом месте стала важной частью культурного наследия страны.

Существуют два основных наиболее популярных вида национальной японской музыки.

  • Первый это сёмё, который представляет собой буддийские песнопения.
  • Второй — гагаку, который представляет собой оркестровую придворную музыку.

Но, также, существуют и такие жанры, которые не имеют древних корней. К ним принадлежат ясуги буси и энка.

Наиболее популярным жанром народных японских песен является ясуги буси, который назван в честь города Ясуги. Тематика жанра связанна с древней историей и мифо-поэтическими сказаниями.

Но ясуги буси это не только песни, но и танец додзё сукуи, а также искусство жонглирования под музыку дзени дайко, в котором как музыкальный инструмент используются стебли бамбука, которые наполнены монетами.

Энка, как жанр, возник сравнительно недавно, в послевоенное время. В нем народные японские мотивы переплетаются с джазовой и блюзовой музыкой.

Таким образом, японская музыка имеет свои национальные особенности, и, таким образом, отличается от других музыкальных жанров других стран.

Так, существуют музыкальные инструменты, которые называют как поющие колодцы, которые вы не увидите нигде на земле, разве что на Тибете.

Японская музыка характеризуется постоянно меняющимся темпом и ритмом. Часто в ней отсутствует размер. Японская музыка приближена к звукам природы, что делает ее еще более загадочной и необычной.

Видео: Японская музыка онлайн

Источник: http://www.jtheatre.info/natsional-naya-yaponskaya-muzy-ka-i-instrumenty/

Японские музыкальные инструменты

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыНа этот раз речь пойдёт не про японских исполнителей, а про традиционные музыкальные инструменты. Эта информация будет полезной и познавательной в первую очередь для тех, кто увлекается музыкой.

Бива – это национальный японский инструмент. Относится он к семейству под названием “лютни”. Уже очень давно в стране Восходящего солнца стали широко известны две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.

Гакубива – это инструмент, имеющий грушевидную форму с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой. Эта головка в свою очередь имеет четыре колка для настройки четырех струн, сделанных из шёлка.

Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Размеры гакубива имеет следующие: длина – 122 см и ширина – 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см).

Чтобы сберечь деку от ударов плектра, поперёк её центральной части наклеивают широкую ленту из кожи, как правило чёрного цвета.

Читайте также:  Как писать музыку на компьютере

Позже появились и другие разновидности бива (сацумабива, сасабива, хэйкэбива). Чаще всего их использовали для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыКото – это японский щипковый музыкальный инструмент. Кото, вместе с флейтами сякухати и хаяси, барабаном цудзуми, а также лютней сямисэном, относится к традиционным музыкальным инструментам Японии. Внешне кото очень схож с нашими гуслями.

Играют на этом инструменте с помощью накладных ногтей-медиаторов. Они надеваются на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Непосредственно перед началом игры, с помощью струнных подставок (мостов) настраиваются лады и тональности. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанрыСякухати – это продольная бамбуковая флейта. В Японию она пришла из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).

Сегодня существует около 20-ти разновидностей сякухати. Стандартная длина сякухати – 1,8 японских футов или 54,5 см. Своё японское название данный музыкальный инструмент получил, исходя именно из своей длины (по-японски «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь»).

Сякухати имеет особый, неповторимый звук. Исполнитель может по своему желанию менять звук, издаваемый фейтой, придавая мелодии необычность и завораживающее звучание. Данное свойство флейты использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Для того, чтобы извлечь звук, музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.

На сегодня знакомство с традиционными японскими музыкальными инструментами закончено. А напоследок предлагаю насладиться их приятным звучанием.

Источник: http://viewout.ru/news/japonskie_muzykalnye_instrumenty/2013-03-03-283

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры, Музыкальный класс

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

  • Японская народная музыка – это довольно самобытное явление благодаря изолированности островов Восходящего Солнца и бережному отношению населяющего их народа к своей культуре.
  • Рассмотрим сначала некоторые японские народные музыкальные инструменты, а затем характерные для музыкальной культуры этой страны жанры.

Сямисен является одним из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, это один из аналогов лютни. Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Возник он из сансина, который в свою очередь произошел от китайского сансяня (и происхождение интересное, и этимология названий занимательная).

Сямисен почитается и в нынешнее время на Японских островах: например, игра на этом инструменте часто используется в традиционном японском театре – Бунраку и Кабуки. Обучение игре на сямисене включено в майко – программу обучения искусству быть гейшей.

Фуэ – это семейство японских флейт с высоким звучанием (чаще всего), которые обычно делают из бамбука. Возникла эта флейта из китайской свирели «пайсяо». Самая известная из фуэ – сякухати , инструмент дзен-буддийских монахов. Считается, что сякухати изобрел один крестьянин, когда вез бамбук и услышал, как ветер выдувает мелодию в полых стеблях.

Часто фуэ, как и сямисен, используются для музыкального аккомпанемента к действиям театра Банраку или Кабуки, а также в различных ансамблях. Кроме того, некоторые из фуэ, настроенные на западный лад (как хроматические инструменты), могут быть солирующими. Изначально же игра на фуэ была только прерогативой бродячих японских монахов.

Суйкинкуцу – инструмент в виде перевернутого кувшина, над которым течет вода, попадая внутрь через отверстия, она заставляет его звучать. Звук суйкинкуцу чем-то похож на колокольчик.

Этот интересный инструмент часто используют как атрибут японского сада, играют на нем перед проведением чайной церемонии (которая может проходить в японском саду). Все дело в том, что звук данного инструмента очень медитативный и создает созерцательное настроение, которое идеально подходит для погружения в дзен, ведь пребывание в саду и чайная церемония являются частью дзен-традици.

Тайко – в переводе с японского на русский это слово означает «барабан». Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле. По крайней мере, так гласят хроники Гундзи Есю: если было девять по девять ударов, то это означало призыв союзника в бой, а девять по три знаменовало то, что врага нужно активно преследовать.

Важно: во время выступлений барабанщиков обращается внимание на эстетику самого представления. Внешний вид музыкального выступления в Японии не менее важен, чем составляющая мелодии или ритма.

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Японская народная музыка прошла несколько этапов своего развития: изначально это были музыка и песни магического характера (как и у всех народов), потом на становление музыкальных жанров повлияло буддийское и конфуцианское учение. Во многом традиционная японская музыка связана с обрядовыми действами, праздниками, театральными представлениями.

Из наиболее древних форм японской национальной музыки известны два жанра – это сёмё (буддийские песнопения) и гагаку (придворная оркестровая музыка). А музыкальные жанры, которые не имеют корней в древности, это ясуги буси и энка.

Ясуги буси – один из самых распространенных жанров народной песни в Японии. Он назван в честь города Ясуги, где был создан в середине XIX века. Основной тематикой ясуги буси считают ключевые моменты местной древней истории, и мифопоэтические сказания о временах богов.

«Ясуги буси» – это и танец «додзё сукуи» (где в шуточной форме показана ловля рыбешек в иле), и искусство музыкального жонглирования «дзени дайко», где в качестве инструмента используются полые стебли бамбука, наполненные монетами.

Энка – это жанр, который зародился относительно недавно, всего-то в послевоенное время. В энке японские народные инструменты часто вплетаются в джазовую или блюзовую музыку (получается необычный микст), а ещё в ней происходит сочетание японской пентатоники с европейским минором.

Особенности японской народной музыки и ее отличие от музыки других стран

В японской национальной музыке есть свои особенности, которые отличают ее от музыкальных культур других народов. Например, есть японские народные музыкальные инструменты – поющие колодцы (суйкинкуцу). Такое вы едва ли встретите где-то ещё, правда музыкальные чаши есть и на Тибете, а больше?

В японской музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер. В народной музыке страны Восходящего Солнца совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха.

Для японской народной музыки характерна максимальная приближенность к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы умеют показать прекрасное в обычных вещах.

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/yaponskaya-narodnaya-muzyka-nacionalnye-instrumenty-i-zhanry-muzykalnyj-klass

Японская традиционная музыка. Древний период: Музыка из глубины веков

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Древний период (доисторический – 1185 г.н.э., конец эпохи Хэйан)

Средневековый период (1185 г. – нач. XVII в., начало эпохи Эдо) Раннее Новое Время (эпоха Эдо 1600 – 1868 гг.) Период после реставрации Мейдзи (с 1868 г. по наст. время)

Каждый период уникален своими песенными формами, вокальными произведениями, стилевым разнообразием и инструментальным звучанием. Традиционная японская музыка до сих пор сохраняет преемственность древним японским музыкальным традициям, являя собой бесценное мировое культурное наследие.

Вглубь веков. Музыка Японии Древнего периода

О музыки Японии древнейших периодов Дзёмон ((縄文時代) – с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э.) и Яёй ((弥生時代) – 300 г. до н. э. – 250 г. н. э.) известно очень мало, однако археологами были найдены ритуальные фигурки музыкантов, свидетельствующие о важной роли музыки на ранних этапах становления японского общества и культуры.

Поздний Яёй был отмечен строительством крупных погребальных сооружений. Также предположительно в этот период существовало много влиятельных кланов, что постепенно привело к доминированию клана Ямато.

Государство, которое они построили, использовало язык, религию и правовую систему азиатского континента, и имело результатом своего становления высокое развитие императорского двора как политического и культурного центра в период Нара (645-710 гг.) и Хэйан (794-1185 гг.).

Даже когда политическая власть императорского двора уменьшилась, тем не менее, императорский двор продолжал сохранять свои традиции, многие из которых продолжают существовать по настоящий день.

То немногое, что осталось от доисторического периода, – это несколько песен, легенд и ритуалов, записанных в первых письменных хрониках японского государства «Кодзики» (古事記/Kojiki) и Нихон Сёки (日本書紀/Nihon Shoki). В период правления императора Тэмму (673-686) – период, когда составлялись «Записи о деяниях древности» (Кодзики), – эти песни уже являлись традицией императорского двора.

С самых ранних этапов японской истории, поэзия и песни были очень значимыми культурными составляющими и четкое различие между этими двумя культурными формами не совсем ясно. Слово «uta» (歌) могло обозначать в древности одновременно и «песню» и «поэму». Известно то, что поэзия – почти всегда представлялась как действие «чтение (песнопение) вслух».

В период Нара (710—794 гг.) и Хэйан (794 – 1185 г.) в старейших императорских антологиях японской поэзии Манъёсю (万葉集/Собрание мириад листьев) и Кокинсю (Собрание старых и новых песен Японии) были утверждены поэтические стихотворные стандарты. Формы строф, стихосложение и использование поэтических образов, разработанные в этот период, нашли отражение практически во всей японской музыки и сохранялись до наших дней. Поэзия и музыка также занимают центральное место в прозаических произведениях того времени. В Повести о Гэндзи (автор Мурасаки Сикибу, 1024 г.) , к примеру, большинство диалогов построено в поэтическо-песенной форме. Танцы в сопровождении музыки Гагаку и таких музыкальных инструментов как кото (箏/японский щипковый инструмент), флейта (笛), бива (琵琶/ общее название для национальных японских лютневых инструментов) составляю т культурный фон этой классической новеллы.

Отметим, что большая часть официальной японской культуры того времени использовала китайский язык, но китайский и японский языки сильно отличаются. Китайский язык – односложный и имеет тоны, в то время как японский язык имеет длинные многосложные слова (с множеством слогов) и не имеет тональной системы.

Китайский использовался в оригинальном произношении и с различными способами для чтения его японскими словами, но исконно японская литература периода Хэйан и особенно японская поэзия, согласно материалам обозначенного выше сайта, старались избегать слов китайского происхождения насколько это возможно.

Проникновение континентальных форм музыки

Хотя Япония имела свою особую отличную от других стран культуру, императорский двор активно применял китайский язык и использовал в обиходе культуру разных церемоний и мероприятий. Не все заимствованные культурные формы сохранялись в Японии.

К примеру, в ранний период японской истории в дворцовом обиходе получило распространение театральное драматическое действо в масках Гигаку, но сейчас оно существуюет только в форме сохранившихся масок, которые находятся в префектуре Нара в здании сокровищницы Сёсоин (正倉院/sho:sho:in) храма Тодай-дзи.

Источник: http://yumenohikari.ru/japan/gagaku_music

Музыка Японии – это… Что такое Музыка Японии?

Разнообразие направлений музыки в Японии

Японская музыка (яп.

音楽 онгаку?) включает в себя множество жанров, начиная от традиционных и свойственных только самой Японии музыкальных жанров, до множество жанров современной музыки, вокруг которых в стране часто строится самобытная сцена, непохожая на другие страны.

Читайте также:  Сочинение по музыкальному произведению пример готового сочинения и советы учащимся

Японский музыкальный рынок является вторым в мире по размеру после американского[1]. Термин «музыка» (яп. 音楽 онгаку?) состоит из двух иероглифов: звук (яп. 音 он?) и комфорт, развлечение (яп. 楽 гаку?)[2].

Помимо традиционных инструментов и жанров, японская музыка также известна необычными инструментами вроде «поющих колодцев» и «поющих чащ». Другим отличием является то, что традиционная японская музыка основана на интервалах человеческого дыхания, а не математического отчёта[3].

Начиная с 1990-х годов, японская музыка широко известна и популярна на Западе, в первую очередь благодаря своим уникальным жанрам, таким как j-pop, j-rock и visual kei.

Часто такая музыка попадает к западному слушателю через саундтреки в японской мультипликации или видеоигр, практически на каждом из разнообразных фестивалей японской культуры, выступают приезжие японские группы и исполнители.

История

Зарождение народных музыкальных традиций

Начало формирования музыки по западному образцу

Сумако Мацуи и Итиро Фудзияма, ключевые исполнители первых ростков японской популярной музыки

К концу 1920-х, в стране начинает появляться первая популярная музыка, в большинстве случаев, это было подражание американской эстраде того времени[4]. Жанр получил название «рюкока» (яп. 流行歌 рю:ко:ка?), что буквально означало «популярная песня»[5].

Именно в этом жанре, японские певцы сменили традиционные стили пения, например такие как кобуси, на классические европейские[6].

Рюкока существовал как жанр вплоть до появления j-pop-а в 60-х годах того же века, и к тому времени он уже разделился на два направления, энка и поппусу, соответственно[7].

Первым звонком к появлению будущего жанра, был успех песни под названием Песня Катюши (яп. カチューシャの唄 катю:ся но ута?), написанная композитором Симпэем Накоямой под влиянием романа «Воскресение» Льва Николаевича Толстого.

Впервые композиция была исполнена певицей Мацуи Сумако в 1914 году и в то время стала чрезвычайно популярной, было продано более 20 000 пластинок с ней[8]. По мнению некоторых исследователей, это была первая «западная» песня в японской музыке, «гибрид японской народной и западной музыки».

Популярность песни дала толчок интереса к западной музыке, и к 1937 году жанр становится самым коммерчески популярным в стране. До этого, ещё в 1934 году формируется японская опера[9].

В это время, друг за другом появляются новые имена на музыкальной сцене Японии, а композиторы всё больше начинают интересоваться иностранными жанрами, среди которых самым популярным тогда был джаз[10].

Первый подобный эксперимент провели гитарист-композитор Масао Кога и певец Итиро Фудзияма. Их хит «Сакэ ва намида ка тамэки ка» (яп.

酒は涙か溜息か?, «сакэ — это слёзы или вздохи») 1931 года становится полным хитом в стране, исполняя её, Фудзияма выступает как крунер, а Кога подыгрывает ему на гитаре[10]. Другая песня Фудзиямы «Ока о коэтэ» (яп. 丘を越えて?, «за холмом») продаётся более чем 600 000 тысячами копий[11].

По иронии судьбы, когда Фудзияма только начинал разрабатывать свою манеру исполнения, это было принято как дурной тон, а сам он отстранён от учёбы, хотя и не исключён, благодаря защите одного из преподавателей[10].

Военная песня

Но всё меняется летом 1937 года, когда NHK начинает вещание программы «Народные песни» (яп. 国民歌謡 кокумин каё:?), дабы бороться с всё большей популярностью иностранных тенденций в японской музыке, но постепенно, это приводит к появлению так называемых «японских военных песен». Этот жанр назывался Гунка (яп.

軍歌?), он появился примерно в середине 19-века, до него в Японской армии не было ни военных песен, ни даже каких то оркестров или хоров.

Несмотря на то, что вне страны этим термином называют только военные песни Японии от реставрации Мэйдзи до конца войны, в самой Японии к гунке относят любые военные песни вообще, в том числе иностранные[12].

Во время войны большинство музыкантов были вынуждены писать и исполнять военные песни, за что были подвергнуты критике уже после войны, прежде всего за потакание пропаганде милитаризма властями[13].

В то же время, многие впоследствии раскаивались в этом, к примеру, среди них был композитор Юдзи Косэки, бывший во время войны автором множества военных и патриотических хитов.[14]. После войны военные песни попали под жёсткое табу, они игнорировались даже в рамках изучения истории японской песни.

[13], хотя некоторые из них стали гимнами местных право-радикальных организаций, например «Песня для проводов воина на фронт» (яп. 出征兵士を送る歌 Сюссэй хэйси о окуру ута?) стала главной музыкальной темой организаций правого толка уёку дантай[15]. Среди основных причин предъявляемых к данным песням, был их националистический характер[16].

Хотя в 1946 году, NHK восстановил «Народные песни», но уже как программу о исторических песнях, чему только способствовало переформирование программы через некоторое время[13].

Традиционные инструменты

Строй «ё»

Звукоряд строя «ё» от ноты D с добавлением нот (F) & (C)

Звуковой строй «ё» является традиционной и основополагающей для японской традиционной музыки, за исключением гагаку и буддийского пения. В наше время звукоряд «ё» обычен и для народной музыки[17][18]. Так называемый «рюкюский строй», по всей видимости, происходит от строя «ё»[19].

Сямисэн

Основная статья: Сямисэн

Сямисэн аккомпанирует традиционному пению
Помощь по воспроизведению

Сямисэн или самисэн (яп. 三味線?, буквально «три струны»), также называемый сангэн (яп. 三絃?, «три струны») — это японский струнный инструмент, на котором играют плектром под названием бати. Сямисэн произошёл от китайского струнного инструмента сансяня (кит. 三弦)[20][21][22][23].

Он попал в Японию через королевство Рюкю в XVI веке, где постепенно превратился в окинавский инструмент сансин (яп. 三線 sanshin?)[20][21][22][23][24]. Считается, что впервые сямисэн появился в Японии, попав в порт Сакай города Осака[22].

Сямисэн — один из самых популярных японских инструментов благодаря своему характерному звучанию, он использовался такими музыкантами как Марти Фридмен, Miyavi и другими.

Кото

Основная статья: Кото

Песня «Сакура, сакура» на 13-струнном кото
Помощь по воспроизведению

Кото (яп. 箏?) — японский национальный струнный инструмент, подобный китайскому гучжэну, вьетнамскому данчаню и корейскому каягыму[25].

Кото произошёл от китайского инструмента под названием гучжэн[26][27], после того как тот попал в Японию из Китая примерно в VII—VIII веке[28].

Несмотря на это, корни как и гучжэна, так и соответственно кото, видны по всей Азии, в том числе в Монголии и Вьетнаме[29].

Фуэ

Основная статья: Фуэ

Фуэ (яп. 笛?, дословно, «флейта, дудка, свисток») — семейство японских флейт. Фуэ обычно обладают высоким звучанием и изготавливаются из бамбука[30]. Самая популярная фуэ — сякухати.

Предок фуэ — китайская свирель «пайсяо»[31]. В V веке флейты появились в Японии[32], распространились в период Нара. Комусо секты Фукэ вскоре стали использовать фуэ для «медитации дуновением»[33].

Современные фуэ могут быть как солирующим, так и оркестровым инструментом.

Тайко

Основная статья: Тайко

Видео: Taiko roppongi jan 2011 (скачать) (помощь)
Выступление музыкантов с тайко в районе Роппонги, Токио.

Слово тайко (яп. 太鼓?) по-японски значит «барабан». Как и барабаны в других странах, тайко играл роль в военном деле: согласно хроникам Гундзи Ёсю, девять раз по пять ударов означали призыв союзника к вступлению в бой, а девять по три означали начало активного движения и преследования врага.

Тайко является одним из самых известных и популярных японских инструментов, в само́й стране и за границей во время фестивалей японской культуры часто проводятся так называемые выступления по принципу «ё-ха-кю» (яп.

序破急 ё ха кю:?), что означает, что скорость исполнения постепенно увеличивается в скорости по мере приближения к финалу.

Под тем же названием известны музыкальные ансамбли барабанщиков, являющиеся национальным символом Японии. Особо популярны они стали в 1970-е годы, когда группы барабанщиков стали выступать на площадках вне Японии. Они выражали дух самураев: дисциплину, высокую физическую и нравственную подготовку, координацию группы и перфекционизм[34].

В отличие от западных практик, визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Движения ката составляют неотделимую часть игры на тайко и исходят из обычаев придворных представлений. Ката связывает барабан и барабанщика, создаёт родство между исполнителем и инструментом[35].

Современная музыка

Японская поп-музыка

Основная статья: J-Pop

Выступление королевы японской поп-музыки Аюми Хамасаки в 2008 году.

Современная японская поп-музыка сформировалась примерно в 1990-тых годах, в то же время, появление её корней отмечается ещё в 1960-тых годах, во времена популярности в Японии групп вроде The Beatles[36].

Начавшийся тогда и существующий по ныне жанр заменил так называемую музыку каёкёку (яп.

歌謡曲 каё:кёку?, «лирическая исполняемая музыка»), которая была этапом японской поп-музыки с 1920 по 1980 года, после чего J-Pop стал доминирующей формой жанра[37].

В отличие от предыдущих этапов в развитии японской популярной музыки, джейпоп специально получил название на английский манер[38]. Также из западной музыки были заимствованны элементы, отсутствующие в традиционной японской музыке как таковые[39].

Несмотря на то, что современная музыка постепенно отошла от использования японской пентатоники и традиционных мелодий и ходов, композиции, написанные с применением традиционного пения или мелодий остаются популярными у жителей страны[39]. Постепенно начинают формироваться коллективы так называемого «гуруппу саундо» (яп.

グループ・サウンズ?, «Group Sound», «звучание группы») которые находились под влиянием The Beatles и являлись переходным звеном между японской музыкой старого и нового, «западного» типа[39].

Впервые, сам термин J-Pop начал употребляться на радиостанции J-Wave, причём изначально он всегда произносился и записывался на западный манер[37].

В то же время, вокалист поп-группы AAA Мицухиро Хидака считает, что джейпоп изначально является произвольным из жанра евробит, который произошёл от евродиско и имеет огромную популярность в стране[40].

Тем не менее, понятие «J-POP» стало гораздо более общим, настолько, что к нему стали относить наиболее популярные рок-группы 1990-тых годов, а некоторые музыканты стали относить себя к жанру, имея в виду наличие популярных мотивов в творчестве[37].

В 1990 году, Tower Records Japan определил j-pop как термин, объединяющий всю японскую музыку, принадлежащую японским звукозаписывающей индустрии Японии, за исключением независимой музыки (её называют j-indie)[41].

Первоначально, на сцене японской поп музыки доминировали музыканты так называемого стиля Бингу кэй (яп. ビーイング系 Bīingu kei?)[42], к которому относили музыкантов популярного лейбла 90-тых Being Inc.[42][43]. Среди этих исполнителей также была рок-группа B'z.

В начале 1990-х набирает популярность молодая J-pop-певица Намиэ Амуро, ставшая музыкальной зведой к 1995—1997 годам. Она положила начало многим популярным элементам моды будущих гяру, например девушки копировали её стиль «мини-юбка + сапоги» и проводили много времени в солярии, чтобы получить такой же загар, как у неё[44][45][46].

В 2009 году она была названа «модной иконой Японии номер 1» по версии журнала Tsutaya Online

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1834577

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector