Упражнения для развития музыкального слуха

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Упражнения для развития музыкального слуха

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Упражнения для развития музыкального слуха

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям.

Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома.

Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

  “Все свиньи должны умереть” или что такое дарк-фолк

3. Медитация

Упражнения для развития музыкального слуха

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….

вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно.

Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Упражнения для развития музыкального слуха

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Упражнения для развития музыкального слуха

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете.

Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания.

Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного.

И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

  В чем заключается ценность музыки

6. Ритм

Упражнения для развития музыкального слуха

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее).

И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится.

Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

  Гении неоклассики

1.Earteach

Упражнения для развития музыкального слуха

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

2. PitchImprover

Упражнения для развития музыкального слуха

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

3. Абсолютный слух

Упражнения для развития музыкального слуха

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

  • Теория музыки. Лад, тональность и интервалы
  • Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности
  • Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль

Источник: https://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-kak-razvit-muzykalnyj-slux.html

Аудиокурс "Развитие абсолютного слуха"

Здравствуйте.
Я Ирина Гулынина, автор всех методик студии «Развитие слуха».
И у меня есть абсолютный слух. В этом нет ничего таинственного.

Просто когда я слышу звук — мне сразу понятно, какой именно этот звук и как он называется.

А вот у вас абсолютного слуха скорее всего нет, если вы здесь.
Вы можете слышать тот же самый звук. И даже понимать, что он отличается от других звуков. Просто вы пока не можете его назвать. Звуки отдельно, названия нот отдельно.

К счастью, это поправимо 🙂

Есть популярное заблуждение, что абсолютный слух развить нельзя.
Если вдуматься — это просто абсурд. Как будто это так сложно — запомнить звучание 12 основных нот.

Вы ведь можете отличить запах яблока от запаха апельсина? А от запаха ещё десятка других фруктов? Так почему звуки должно быть различать сложнее, чем запахи?

Упражнения для развития музыкального слуха

Суть моей методики довольно проста:

Вы просто концентрируетесь на образах и ощущениях, которые вызывает у вас конкретная нота. Детально, до мелочей их описываете и уточняете.
И закрепляете связь между звуком и соответствующим ему образом.

В результате вы слышите звук — и тут же вспоминается соответствующий образ и набор ощущений. Остаётся только назвать его.

На следующих этапах вы нарабатываете скорость вспоминания образов, при этом происходит их дальнейшее закрепление.
Скорость нужна, чтобы надёжно узнавать и называть не только отдельные звуки, но и звуки в составе мелодий.

И, наконец, работа с тембрами разных инструментов. Нота соль на фортепиано и гитаре — это одна и та же нота соль. Различие между ними — это как различие в запахе яблок разных сортов.

Вы можете отличать сорт Джонатан от Антоновки, но всё равно яблоки будут пахнуть яблоками и с апельсинами их не спутать.

На этом этапе как раз и закрепляется понимание сходства и различия одинаковых нот в разных тембрах.

Упражнения для развития музыкального слуха

(Тарас Гусаров, художественный руководитель Камерного оркестра Imperialis, основатель Всероссийской Ассоциации Саксофонистов, рассказывает об открытом уроке по развитию абсолютного слуха).

Как видите, никакой мистики. Всё довольно просто и логично.
Если не лениться, чётко следовать инструкциям и выполнять все упражнения — вы ГАРАНТИРОВАННО сможете развить абсолютный слух.

Наш курс — это не просто информация. Как показывает практика, люди не занимаются сами по себе. Их надо регулярно пинать, контролировать и давать обратную связь. Всё это, и даже больше, делает знаменитая программа Ухогрыз.

Упражнения для развития музыкального слуха

Я узнаю каждую ноту, это действительно прогресс! Только для идентификации нот мне нужно время, поэтому чтобы определить из каких нот состоит мелодия мне необходимо прослушать ее раз пять очень внимательно, не отвлекаясь ни на что больше.

Жанна Гатиятуллина, Тюмень.

Вы можете прямо сейчас скачать демо-версию и опробовать Ухогрыза на практике.

С абсолютным слухом вам будет легко:

  • Подбирать по слуху. Вы слышите мелодию, и думаете нотами про себя: «ми-фа-соль». По сути, подбор сводится к быстрой-быстрой записи или запоминанию тех нот, которые вы услышали и назвали.
  • Записывать музыку нотами. Идеально писать диктанты. Поступать в училище/консерваторию.
  • Запоминать произведения. Каждая пьеса превратится в последовательность из нот.
  • Настраивать инструменты. В частности, гитару.
  • Записывать и запоминать музыку, которая придумалась в голове.
  • Импровизировать вместе с кем-то без подготовки. В группе, в компании у костра, да и просто с любым встреченным музыкантом. Он что-то вам играет. Вы слышите и понимаете, что вам играют. Додумываете подходящую партию (нужно немножко музтеории, чтобы знать, что подойдет, а что нет) и играете. А все смотрят на вас как на кудесника 🙂

Выгоды нашего курса

  • Отработанная годами методика.
  • Ухогрыз, который ЗАСТАВИТ вас заниматься.
  • Всего полчаса в день. Но КАЖДЫЙ день.
  • Вам не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы развить слух.
  • Разные тембры и темпы звучания мелодий — полноценная тренировка.
  • Улучшается музыкальный слух вообще.
Читайте также:  Слушаем «карнавал животных» с ребёнком

Мы не продаём кота в мешке

Вот один из уроков курса — это 18 урок (всего их 27), посвящённый ноте ля-диез первой октавы:

А вот результаты занятий по этой методике, человек называет ноты:

Упражнения для развития музыкального слуха

И, разумеется, обязательно скачайте демо-версию Ухогрыза и всласть потыкайтесь 🙂

Вот отзыв одного из наших клиентов:

Я развил абсолютный слух!

Упражнения для развития музыкального слуха

На сегодняшний день я почти мгновенно узнаю и называю все ноты белых и трёх чёрных (до-диез, соль-диез и ля-диез) клавиш большой, малой, первой, второй и третьей октав, причем не только на фортепиано, но и на гитаре, скрипке, трубе, аккордеоне и других инструментах.

Узнавание звуков практически не зависит от их тембров. Я также могу определить высоту человеческого голоса и сам чисто спеть перечисленные ранее ноты.

Сам не знаю, как мне это удалось. После того, как я хорошо освоил первую октаву фортепиано, я перешел к узнаванию звуков других инструментов — гитары и скрипки. Гитара давалась сперва с большим трудом, я даже хотел бросить заниматься, но переборол себя и продолжил. И, как видно, не зря.

Со скрипкой проблем было ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше (я говорю сейчас только о нотах первой октавы), а потом произошло чудо. Во-первых, незнакомый тембр почти перестал быть препятствием в определении звуков, во-вторых, существенно возросла скорость определения звука.

А самое главное, что начиная с этого момента я стал узнавать ноты других октав даже без специальной подготовки, без концентрации внимания на звучании ноты и на её образе, словом, „на автомате“. Звучала какая-то нота, скажем, соль третьей октавы, и у меня сразу появлялась уверенность, что это именно соль.

Каждая нота приобрела свою индивидуальную окраску, и просто невозможно было спутать её с другой, как невозможно не отличить желтый цвет от синего. Кстати, одна интересная особенность: мне легче назвать саму ноту, чем октаву, к которой она принадлежит.

Теперь я планирую добить две оставшиеся ноты, которые я ещё не совсем уверенно распознаю, (ми-бемоль и фа-диез) а также ещё увеличить быстроту определения нот, что тоже представляется мне очень важным.»

Максим Даминов, участник тренинга «Развитие абсолютного слуха», г. Москва

Если вам интересны и другие отзывы — они есть здесь.

В состав курса входят:

  • Книга «Развитие абсолютного слуха».
  • 27 аудиоуроков с объяснениями, примерами, и наиподробнейшим описанием методики и всех ее нюансов.
  • Программа Ухогрыз, которая написана специально для развития слуха. (позволяет запоминать ноты, тренироваться угадывать их, проверяет вас. В программе заложено порядка 60 популярных мелодий на любой вкус: от народных и бардовских песен до А. Макаревича и Поля Мориа. Вы подберёте их в ходе обучения). Программа рассчитана на 3 октавы звуков (малая, первая, вторая), 3 тембра инструментов (фортепиано, гитара, флейта), 5 темпов воспроизведения мелодий.
  • 13 мелодий — отрывков из популярных музыкальных произведений. В конце курса вы проверите себя по ним — подобрать их и определить ноты на слух будет проще простого.
  • Записи звуков для прослушивания и запоминания тембров. Каждый звук записан в нескольких тембрах, чтобы вы могли сравнить и запомнить их. Удобно слушать в машине.

Упражнения для развития музыкального слуха
Общая длительность аудио — 16 часов 57 мин.
Полное освоение всего курса, включая подбор мелодий и прохождение Ухогрыза во всех темпах и тембрах инструментов, занимает около полугода неспешной работы.

Разумеется, если вы будете уделять Ухогрызу больше времени — сможете пройти и быстрее.

Бонус

Многие люди хотят развить слух для того, чтобы научиться петь.
Но в работе с голосом есть свои специальные приёмы. Например, как научиться петь и попадать в ноты (хотя бы в одну!), если вы совсем начинающий, или медведь хорошо погулял по ушам.

Поэтому на 16-м диске курса, помимо программы, для вас записана бонусная тема — «Как научиться чисто петь».

Вы дочитали до этого места и всё ещё не определились, нужен вам абсолютный слух или нет? Странно 😉
Так нужен или нет?
Если нужен — берите и заказывайте, две недели тягостных раздумий развитию слуха не способствуют.
Если же всё равно остались вопросы — просто наберите номер

+7 (499) 390-39-45 и задайте их!

Как получить курс

Курс можно либо скачать сразу после оплаты (автоматически придёт письмо со ссылкой для скачивания), либо забрать в офисе (Москва, м. Курская), либо, если очень нужна бумажная версия (книга с диском), получить их по почте после оплаты.

Скачайте курс сразу после оплаты

Стоимость курса — книги, DVD со всеми материалами, включая бонус по пению и программу «Ухогрыз» — 3900 р.

  • Не обязательно находиться в России, можно получить курс откуда угодно.
  • Вы начнёте заниматься в этот же день!
  • Не нужно ждать посылку на почте.
  • Нет шансов, что диски испортятся, побьются, поцарапаются и т.п.
  • Посылку не «завернут» на таможне — а в связи с санкциями были случаи.

Упражнения для развития музыкального слуха

Заказы почтой осуществляются по предоплате.
Оплатите курс и напишите письмо на mail@razvitiesluha.ru, что вам нужна бумажная версия курса, и полный адрес с ФИО. В течение 5 рабочих дней отправим. Сроки доставки по России, в среднем, составляют 7-10 рабочих дней. За границу — обычно 2-2,5 недели. Однажды даже в США за 2 недели посылка дошла 🙂

Если хочется получить курс самовывозом из офиса в Москве (м. Курская):

Звоните +7 (499) 390-39-45, чтобы договориться о встрече.
Схема проезда в офис здесь: https://razvitiesluha.ru/contacts/

Источник: https://razvitiesluha.ru/kurs/

Как развить музыкальный слух и голос дома: упражнения для детей

Вопреки распространенному мнению, что одни люди рождаются талантливыми, а другие лишены врожденного дара, развить музыкальный слух можно в любом возрасте. Считается, что человек с рождения талантлив, нужно только создать подходящие условия. Если малыш не проявляет сильной тяги к музыке, родители делают вывод об отсутствии таланта и губят его на корню.

Упражнения для развития музыкального слуха

Как развивается музыкальный слух у ребенка?

Музыкальный слух включает чувство ритма, тембра, способность узнавать высоту ноты, обладание музыкальной памятью. Игнорирование музыкальных способностей ведет к их угасанию. Развивать мировосприятие посредством музыки нужно независимо от того, видите вы малыша музыкантом в будущем или нет.

Развитие музыкального слуха происходит постепенно. По мере взросления малыша меняется его отношение к природе звука. Сначала он обращает внимание на шум, вздрагивает, учится подражать.

В год малыш понимает, что если бить по клавишам игрушечного пианино, раздается звук. К 3 годам он пытается сам «играть». В 4 года ребенок танцует, поет, на детском пианино он пробует играть приятную для слуха мелодию, а не просто стучать по клавишам.

К 5 годам дошкольник отличает на слух звучание широкого круга музыкальных инструментов.

Занятия музыкой стимулируют работу обоих полушарий мозга: развивают память, концентрацию внимания, логическое мышление. Дошкольный возраст – лучшее время для начала музыкальных занятий. Как помочь ребенку развить музыкальный слух в домашних условиях?

Знакомство ребенка с музыкой

Если хотите создать развивающую среду для сына или дочери, начните с себя. Ребенку нужно демонстрировать хороший музыкальный вкус и показывать, что музыка – это не только песни из мультфильмов.

Упражнения для развития музыкального слуха

Слушайте классику с рождения

Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем.

Малышам можно включать колыбельные из детской классики:

  • П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»;
  • В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»;
  • Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»;
  • И. Брамс – «Колыбельная»;
  • Р. Шуман – «Грезы»;
  • Э. Григ – «Поэтическая картинка».

Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет:

  • П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»);
  • Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина);
  • Эдвард Григ – «Танец Анитры».

Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.

Упражнения для развития музыкального слуха

Включайте музыку разных жанров

Слушайте разную музыку дома. Возможно, ребенок не оценит ваши пристрастия – включайте музыку разных направлений. Пусть это будет не каждый день, а под настроение, в хорошем расположении духа. Помните, что слух – очень тонкий механизм, и его нужно беречь, поэтому не делайте слишком громко.

Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией: на что малыш реагирует с интересом, под какую музыку танцует. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Ваша цель в том, чтобы развить музыкальный слух, а не отбить желание слушать музыку вообще.

Упражнения для развития музыкального слуха

Знакомство с музыкальными инструментами

К выбору первых игрушечных инструментов желательно подходить ответственно, если вы хотите научить малыша слушать и извлекать красивые звуки, а не беспорядочно бренчать. Игрушки должны быть качественными.

Для первого знакомства подойдут ксилофон или металлофон, электронное пианино, барабан, маракасы. После 3 лет – детская гитара, барабанная установка, шарманка. Эти инструменты отлично развивают координацию движений и мелкую моторику.

Ближе к 5 годам, когда ребенок научится вести себя в культурном месте и выдерживать долгие мероприятия, можно ходить с ним в филармонию на концерты классической музыки, или на балет, или в детскую оперу. Живое звучание полезно для развития музыкального слуха – ребенок не просто слышит музыку, но и воспринимает ее визуально.

Упражнения для развития музыкального слуха

Упражнения и игры для развития музыкального слуха

Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч. В остальных случаях музыкальные способности успешно развиваются в любом возрасте. Легче всего обучение проходит в детстве — малыши открыты для новой информации и хорошо ее усваивают в игровой форме.

Ниже вы найдете примеры игр и упражнений для подготовки ребенка к полноценным музыкальным занятиям.

Игра «Высокий – низкий»

Играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному. Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши. Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvit-muzykalnyy-sluh

Как развить музыкальный слух?

Упражнения для развития музыкального слуха Jeremy Vessey

Читайте также:  40 лучших бесплатных vst плагинов

Примерно 5% жителей планеты имеет абсолютный музыкальный слух. Большая часть — обладает слухом более или менее развитым. Есть третья категория людей: они совершенно не способны воспринимать музыкальные звуки. Это связано с очень редкой патологией «амузией», которая возникает при поражении отделов коры головного мозга.

Музыкальный слух — не суперспособность, его можно развить без вмешательства сверхъестественных сил и укуса радиоактивного певчего соловья.

Если вы не замечаете, что птица под окном поет диссонирующие созвучия, т.е. не обладаете абсолютным слухом, и не наблюдаетесь нейробиологами, т.е. не страдаете «амузией» — эта статья для вас.

Музыкальный слух ≠ умение петь

Сомнения в собственных способностях часто начинаются после неудачного исполнения любимого хита в караоке и острот друзей по поводу ваших вокальных талантов.

Но пение мимо нот — еще не повод записывать себя в музыкальные лузеры. В профессиональной литературе встречается термин «отсутствие координации между слухом и голосом».

Парадокс, но, если вы слышите, что фальшивите, это и есть доказательство музыкального слуха. А координацию можно развить.

Способ № 1: сольфеджио с педагогом

Пожалуй, самый надежный способ — найти преподавателя по сольфеджио. Он научит вас нотной грамоте, объяснит понятие лада, покажет, как строить интервалы и аккорды. По ощущениям, сольфеджио — музыкальная математика. Но благодаря ей вы вникните в суть музыки и отлично разовьете слух.

Музыковеды различают гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный, интонационный и другие виды слуха (около 10). Если вы всерьез хотите прокачать музыкальный слух — обратитесь к специалисту. Он составит программу, соответствующую вашим данным, и результаты появятся быстрее.

Способ № 2: самостоятельные занятия

Закрепите результат дома. Есть много простых, но действенных упражнений для развития слуха и координации. Сядьте за фортепиано, синтезатор или откройте сайты online-pianino.ru или recursivearts.com с виртуальным инструментом и начните тренироваться.

Гаммы

Спойте гамму вверх-вниз: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до». Проверяйте себя на инструменте. Так внутренний слух привыкнет работать, и с каждым разом интонирование будет улучшаться.

Хроматические гаммы

Теперь нажимайте и белые, и черные клавиши подряд, начиная с «до» удобной вам по диапазону октавы, и пойте каждый звук на «ла» или «ду». Сосредоточьтесь и следите за чистотой исполнения.

Арпеджио

Сыграйте: «До, ми, соль, до (верхнее), соль, ми, до». Пойте на «ла», а лучше с названиями нот — они указаны на клавишах.

Интервалы

Интервалы — это промежутки между нотами. Стройте их в следующем порядке: «До-ре-до, до-ми-до, до-фа-до» и т.д. Проверяйте себя инструментом. Сначала звуковые скачки будет сложно повторить, но скоро все получится.

Делайте каждое упражнение раз 20-30, тогда слух запомнит, как звучат ноты, а голос почувствует, как их петь.

Не пожалейте времени и прочитайте эти книги. В них необходимая теория и много полезных упражнений и советов.

  • П.Н. Бережанский «Абсолютный музыкальный слух»
  • Г. И. Шатковский «Развитие музыкального слуха»
  • С.М. Майкапар «Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития».

Упражнения для развития музыкального слуха Rawpixel

Способ № 3: занятие с компьютерной программой

Мы нашли несколько веб-сервисов, который помогут вам научиться различать ноты, интервалы и аккорды: программы предлагают упражнения и фиксируют прогресс. Можете пользоваться онлайн или установить на компьютер, планшет, смартфон.

Способ № 4: Видео на Youtube

Занятия с педагогом — основа в обучении сольфеджио. Видео на Youtube мы рекомендуем использовать как вспомогательный материал при подготовке к урокам. Можете подписаться на блог школы Staccato «Не пой при мне», где мы рассказываем о различных вокальных техниках, но иногда и затрагиваем тему развития слуха и подбора известных песен.

«Не пой при мне» | Развитие музыкального слуха. Интервалы ч.1 «Не пой при мне» | Развитие музыкального слуха. Интервалы ч.2 «Не пой при мне» | Ed Sheeran — Shape of you. Подбор на слух

Когда ждать результат?

Точно сказать, когда вы почувствуете прогресс, сложно. Все зависит от исходных данных и ваших усилий. Не ждите волшебных метаморфоз: слух развивается согласно диалектическому закону о переходе количества в качество.

Не исключаем, что в какой-то миг вам захочется плюнуть на мелодические премудрости, ведь петь можно и фальшиво, зато от души! Но если не бросите, найдете грамотного педагога по сольфеджио, будете 20-30 минут в день уделять домашним упражнениям и занятиям с веб-сервисами — результат действительно вас поразит.

Источник: https://www.staccatoschool.com/prokachivaem-ushi-kak-razvit-muzykalnyj-sluh/

5 урок. Как развить музыкальный слух?

Упражнения для развития музыкального слуха

Многие люди, особенно новички, которые хотят научиться петь, задают вопросы: “А стоит ли мне вообще начинать учиться петь, если у меня нет музыкального слуха, если медведь наступил мне на ухо и я, хоть убей, не попадаю в ноты!?”

Задам встречный вопрос: А как Вы определили, что не попадаете в ноты? Уж не на слух ли?? Вот-вот.

А это уже говорит о том, что слух у вас есть! Ведь ни один новичок без слуха не станет утверждать, что идеально попадает в ноты, потому что слышит это “непопадание” при пении.

Так в чем же причина? Почему мы, новички, берем ноты фальшиво, раз у нас есть слух?? А все дело в отсутствии координации между слухом и голосом. И эту координацию надо развивать так же, как малыш развивает координацию движения: учится ходить, бегать и т.д.

Как развивать музыкальный слух?

Первое, что необходимо сделать – это осознать, что музыкальный слух можно развить. И тот факт, что на данный момент у Вас нет слуха, еще не является для Вас приговором.

Здесь я собрал действенные советы и упражнения, которые помогут развить музыкальный слух новичку. Для некоторых упражнений Вам понадобится пианино или midi-клавиатура.

Если у Вас нет ни пианино, можете воспользоваться пианино-онлайн – Pianoplays.com. Кто не знает названий и расположений нот на пианино – вот картинка:

Упражнения для развития музыкального слухаКлавиши пианино

Упражнения и советы для развития музыкального слуха

1. Пение гамм

Сыграйте на пианино одну октаву от ноты До:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Теперь пропойте эту гамму, каждую ноту в отдельности. Можно пропеть по названиям нот, а можно на любую удобную гласную. Не думайте о том, чтобы голос звучал красиво – наша с Вами задача на данном этапе состоит в том, чтобы голос попадал в ноты.

Теперь пропойте все в обратном порядке, одновременно, конечно, с пианино (или гитарой):

до-си-ля-соль-фа-ми-ре-До.

Старайтесь петь ноты с опорой на дыхание (см. урок “Как самостоятельно поставить голос?”).

Вначале голос не будет попадать в ноты, и это нормально. Ведь мы только начали развивать музыкальный слух. Повторяйте это упражнение столько раз, пока не начнете более-менее попадать в ноты, играемые на пианино.

После того, как Вы почувствовали, что начало получаться, попробуйте пропеть всю гамму уже самостоятельно, без помощи клавиш пианино. Сверьте последнюю пропетую ноту с соответствующей клавишей пианино – ну, что, звук более-менее одинаковый – уже лучше!

2. Пойте в “унисон” с любимым певцом

Включите любимую песню и начинайте петь ее в унисон с исполнителем. В унисон – это значит, что голос должен как бы слиться с исполнителем. Возьмите, например, припев любимой песни, послушайте его несколько раз, а потом пойте этот припев уже вместе с Вашим кумиром до тех пор, пока Ваш голос не начнет “сливаться” с ним.

3. “Подъезжаем” к ноте

Еще один способ, касающийся вопроса “Как развить музыкальный слух?“, состоит в следующем. Возьмите на пианино какую-нибудь ноту, например, “Соль”. И голосом “подъезжайте” к этой ноте, например, на гласной А. Тяните эту гласную все выше, как сирена, пока не услышите, что слились в унисон с нотой “Соль”.

Теперь попробуйте другие ноты, попробуйте также поменять гласную:

О, У, И, Е, Я…

4. Играем и поем интервалы от “До”

  • Мы не будем сейчас вдаваться в подробности теории музыки (об этом будет отдельный раздел), просто скажу, что интервалом в музыке называется “промежуток между нотами”.
  • Итак, мы будем играть и, соответственно, пропевать следующим образом (играем только по белым клавишам, черные в данном уроке рассматривать не будем, дабы не запутаться).
  • Берем ноту “До”, рядом “ре” и возвращаемся опять к “До”.

“До-ре-до”

(Здесь мы будем всегда возвращаться к До). Пропели.

Теперь играем и поем:

“До-ми-до”

Далее:

  1. “До-фа-до”,
  2. “До-соль-до”,
  3. “До-ля-до”,
  4. “До-си-до”

Соответственно, пропеваем эти ноты вместе с тем, как играем.

Если у Вас не получается попадать голосом в играемые ноты, попробуйте использовать метод “подъезда” к ноте (см. пункт 4.). То есть, “подъезжаете” к каждой отдельной ноте, запоминаете, как они должны пропеваться, и выполняете упражнение заново.

 Заключение

Надеюсь, я просветил Вас немного о том, как развить музыкальный слух. Тренируйтесь и упражняйтесь. Я всегда говорю в своих уроках, и скажу еще раз: Самое главное в любом деле – это практика, опыт и, конечно же, непреодолимое желание научиться любимому делу!

Переходим к следующему уроку, где Вы узнаете много интересного, а также некоторые секреты, которые я открою только Вам!

Источник: https://muzykantam.net/penie/kak-razvit-muzykalnyj-sluh.php

Упражнения для развития слуха

Фонематическим (речевым) слухом называют возможность уловить и идентифицировать звучание (фонемы) родной речи, определять смысловую нагрузку слов, предложений, текстов. Такая разновидность слуха позволяет отличить громкость разговора, интонацию, голосовой тембр.

Говорят, что ребенок получает с рождения абсолютный слух. Однако, не поддерживая и не развивая его, с возрастом «абсолютность» постепенно сходит на нет. Чтобы этого не произошло, слух необходимо всесторонне развивать.

Еще неродившийся ребенок способен слышать огромное количество звуков. Среди них – сокращения сердца матери, шум околоплодных вод, внешние звуки. При рождении малыш способен слышать даже то, на что взрослый человек вряд ли обратит свое внимание.

Особенность взрослого – акцентировать внимание только на тех вариантах звука, которые в данное время ему необходимы, при этом совершенно игнорируя остальные. Только что родившийся ребенок еще не умеет сосредотачивать свое внимание и разделять звуки на нужные и ненужные.

Этому он должен научиться.

Фонематический слух как раз и помогает выделить из обычного шума отдельные звуки. Для начала малыш начинает определять отдельные звуки, которые он слышит наиболее часто: это голоса родителей, собственное имя. Именно поэтому зачастую первым произнесенным словом малыша является слово, слышимое им чаще всего.

Читайте также:  Расположение нот на грифе гитары

Если в раннем детстве ребенка окружают музыкальные звуки, в том числе и колыбельные, которые поет ему мама, можно говорить о том, что в будущем у малыша может закрепиться и музыкальный слух.

Конечно, такой слух также нужно развивать: вместе с ребенком слушать и разбирать музыкальные произведения, осваивать ритмы, чего можно добиться простыми игровыми танцами с ребенком.

Малыш должен научиться отличать добрую музыку от агрессивной, задорную от грустной и т. д.

Что ожидает ребенка, если не уделять внимания развитию его слуха? Приведем пример: в глухонемой семье появился малыш, способный как слышать, так и говорить.

Разговор он слышит не так часто, как это необходимо, не понимает его значимость в социальном мире, он теряет способность различать звуки, тем более повторять их и использовать для собственного общения.

Как правило, такие детки либо вовсе не умеют говорить, либо делают это недостаточно хорошо.

По этим же причинам изучать иностранный язык намного легче, находясь в среде, где все окружающие общаются на данном языке. У любого человека присутствует природный дар подражания и улавливания звуковых отличий.

Упражнения на развитие речевого слуха необходимо проводить, начиная уже с того момента, когда ребенок начинает реагировать на звуки, сначала показывая ему источник звучания, в дальнейшем объясняя, что и как позволило воспроизвести данный звук.

Как определить, достаточно ли развивается фонематический слух у вашего малыша? Мы приведем вам несколько занятий, которые можно применять как в качестве диагностики развития, так и в развивающем плане.

При выполнении упражнений учитывайте возраст ребенка: трехлетний малыш может не справиться с последним упражнением, но если это происходит в 6-7 лет, развитию его слуха необходимо срочно помогать.

Во-первых, следует научить ребенка разделять речь среди остальных звуков.

Это занятие предполагает три варианта сложности:

  1. Звук погремушки, звонка или свистка?
  2. Звук ключей от квартиры, стук ложкой по тарелке или перелистывание книги?
  3. Коробок со спичками, с песком или с камушками?

Занятие в форме игры, проходящее во время прогулки в погожий день.

Взрослый тихонько пошатывает погремушкой (хорошая погода), затем резко встряхивает её, издавая сильный звук (пошел дождь) и просит малыша подбежать и якобы укрыться от мнимого дождика.

Необходимо объяснить ребенку, что он должен прислушиваться к звукам погремушки и, в зависимости от интенсивности звуков, «прогуливаться», либо «спрятаться».

Несколько деток сидят на стульях. Ручки лежат на коленках. Взрослый сильно ударяет по барабану, детки поднимают ручки вверх. Если удар слабый, ручки поднимать не нужно.

Взрослый должен ознакомить деток с популярными музыкальными инструментами. Это может быть свисток, гитара, свирель, барабан, пианино. Необходимо воспроизвести звук каждого из них. Затем взрослый прячется за перегородку и издает инструментальные звуки, при этом детки должны отгадать, какой именно инструмент звучал.

  • Отгадать направление звука.

Ребенок зажмуривается, а взрослый в это время свистит в свисток. Малыш должен определить, откуда раздается звук. Не открывая глаз, он должен развернуться и ручкой указать направление.

Лишь тогда, когда малыш научиться разделять звуки, можно переходить к дальнейшим упражнениям. Теперь настал черед объяснить, что одинаковый звук может иметь различное звучание:

  • а-а-а – показываем доктору горлышко;
  • а-а-а – убаюкиваем куклу;
  • а-а-а – что-то болит;
  • о-о-о – бабушке тяжело нести сумку;
  • о-о-о – удивление;
  • о-о-о – поем песенку.

Для начала малыш учится повторять звуки самостоятельно, затем пытается угадать, что данным звуком хочет сказать взрослый.

Чтобы малыш легко ориентировался в многообразии различных звуков, взрослый должен рассказать, как воспроизводится тот или иной звук. Для этого необходимо продемонстрировать важность губ, языка, зубов: лучше для этой цели использовать зеркало. Малыш учится распознавать и произносить звуки, начиная с гласных, постепенно усложняя употреблением согласных звуков.

После усвоения таких знаний необходимо приступать к разработке слуховой памяти – возможности составлять из звуков слова. Здесь важно не только слышать набор звуков в словах, но и запоминать их порядок. Начинать следует с простых коротких слов, произносимых в следующем порядке:

  • бим-бом-бум;
  • рок-рак-рык;
  • так-ток-тук;
  • рука-мука-щука;
  • лоза-коза-гроза;
  • банка-манка-ранка.

Можно предложить малышу после прослушивания ряда слов выделить из него лишнее (так разрабатывается чувство рифмы):

  • гора-нора-перо;
  • смех-снег-солнце.

Можно поупражняться в разгадывании загадок, ответ на которые должен звучать в рифму. К примеру: с двух сторон брюшко и четверо ушек, а как зовут её? По-душ-ка!

Представляйте, что вы находитесь на детских соревнованиях и болеете за какую-нибудь команду. Хлопаем в ладоши и с расстановкой произносим: мо-ло-дец, по-бе-дим, ве-се-лей, до-го-няй. Таким способом можно обучить малыша разделять слова на слоги.

Такие простые игровые занятия не только обязательно понравятся малышу, но и расширят его фонематический слух. Начиная с несложных упражнений, таким образом можно подготовить ребенка к более сложным занятиям.

[6], [7]

Упражнения для развития музыкального слуха

Поддержка музыкальной формы слуха требуется каждому человеку, который любит и уважает музыку либо занимается активным творчеством. Разберемся в понятиях относительного и абсолютного слуха.

Ноты, собственно, являются определенными звуковыми сигналами, которые различаются по частоте звучания. Наличие у человека абсолютного слуха позволяет без ошибки отделить из многочастотного воспроизведения основную тональность.

Относительная форма музыкального слуха позволяет определить сравнительные характеристики нот и их соотношение между собой. Говоря более простым языком, чтобы назвать необходимую ноту, такому человеку необходимо услышать другую, желательно рядом стоящую ноту.

Огромная роль в изучении музыкального развития детей принадлежит известному советскому педагогу В. В. Кирюшину, который вместо скучных и малопонятных занятий сольфеджио читал детям ряд придуманных им сказок.

Дети с удовольствием не только слушали, но и запоминали рассказанное, ведь в сказках было столько интересного: приключения добрых зверушек-интервалов, МИшка, который выращивал РЕпку, борьба диссонанса и консонанса, драконы-септимы с семью головами и многое другое.

Такие сказки оказались крайне действенными и позволяли ребенку с легкостью и удовольствием осваивать музыкальную грамоту.

Начинать занятия по схеме Кирюшина возможно практически с первых дней жизни ребенка. В интернете представлено достаточно много материала о системе знаменитого педагога: сборники его сказок, музыкальные произведения для детей, занятия по самостоятельной игре на музыкальных инструментах.

Хорошо воспринимается детьми и система обучения Иланы Вин. Так, её книга «Как ноты познакомились» получила позитивные оценки многих музыкальных педагогов.

В домашней практике можно применять некоторые простые упражнения, подсознательно развивающие слух:

  1. Когда прогуливаетесь по улицам, прислушивайтесь к тому, что говорят прохожие. Короткие выдержки из фраз, обрывки слов – все это поможет вам в дальнейшем запоминать звуки и быть внимательным к ним.
  2. Пытайтесь запоминать тембр голоса тех людей, с которыми вам приходится общаться. В чем суть такого упражнения? Каждый голос индивидуален, он имеет свои присущие только ему черты и манеру, интонацию и произношение. Это позволит вам идентифицировать и запоминать варианты звучания. Некоторые люди, едва услышав чужую речь, могут без ошибки определить, откуда человек родом, и даже угадать многие его личные качества.
  3. Хороший эффект наблюдается при угадывании говорящего человека по голосу. Это своеобразная игра, и даже довольно любопытная.
  4. Попробуйте определять знакомых и друзей по звуку шагов.
  5. Прослушайте фрагмент музыки и постарайтесь напеть её по памяти, максимально попадая в ноты.
  6. И, наконец, заучивание песен: это развивает музыкальную память. Заучивая музыкальное произведение, повторяйте неудавшийся участок мелодии до тех пор, пока не станете повторять его без ошибок.

Также известно множество компьютерных программ, направленных на развитие музыкальной формы слуха: это «Музыкальные аркады», «Ear Master Pro», «Музыкальный экзаменатор», «Ухогрыз» и пр. Такие программы не стоит рассматривать, как основной инструмент для саморазвития, а всего лишь, как дополнение к общему обучению.

Относительно музыкального развития ребенка следует отметить, что зачастую даже наиболее способные с точки зрения педагогов дети неохотно соглашаются заниматься музыкой.

В таких случаях посоветовать можно лишь одно: никогда не заставляйте малыша заниматься насильно (мол, подрастет, сам «спасибо» скажет).

Постарайтесь заинтересовать ребенка, продемонстрировать ему наиболее привлекательные и забавные стороны таких занятий: у ребенка должна появиться мотивация и личный интерес к музыке.

Упражнения для развития фонетического слуха

Крайне необходимо развивать ребенка после 4-х лет, активизируя его речь, расширяя словарный запас, делая речь более выразительной, тренируя связность высказываний и изложение своих эмоций и ощущений. Необязательно для этого заставлять малыша выполнять какие-либо упражнения: достаточно ненавязчиво общаться и играть с ребенком.

Применяйте в своих играх все то, что малыш наблюдает вокруг себя в повседневной жизни. Ребенок должен знать не только, что такое автобус, но и то, что у автобуса есть руль, колеса, двигатель и выхлопная труба; у домика есть фундамент, стены, крыша и подвал. К тому же, дети должны хорошо ориентироваться не только в цвете предметов, но и в их оттенках: темно-синий, пастельный, бордовый.

Часто предлагайте ребенку описать выбранный предмет, придумать, для чего он может быть применен, из чего сделан и пр. Задавайте малышу вопросы: «Что может быть большим?» – «Гора, слон, дом…» – «Может ли слон быть больше, чем дом? В каких случаях?». Либо: «Что может быть холодным?» – «Зима, мороженое, лед…». Таким образом ребенок научится сравнению, обобщению.

После того, как взрослый прочитает ребенку сказку, следует задавать наводящие вопросы, которые не только будут тренировать его память, но и сформируют связь слов и словосочетаний, определят последовательность фраз и действий.

К примеру, спросите: «Куда отправилась Красная Шапочка? Что она несла с собой в лукошке? Серый волк, который встретился ей на пути, плохой или хороший? Почему?».

Точно так же можно попросить пересказать мультипликационный сюжет, содержание детского спектакля.

Хороший эффект наблюдается от придумывания собственного сюжета, составленного, например, по картинке или игрушке. Сравнивайте картинки: «Здесь нарисован мальчик, он улыбается. А здесь нарисован щенок, он играет. Мальчик радуется, что у него есть щенок, с которым можно играть».

Полезно записывать разговор ребенка на диктофон, а затем вместе с ним прослушивать запись. Слова, которые малышу не удаются, необходимо повторять заново.

Упражнения для развития слуха помогут не только разумно воспроизводить звуки, но и развить слуховое восприятие, идентифицировать практически неуловимую разницу в звуках. Помните, что такой дар присутствует у огромного большинства детей: задача взрослых – сохранить и поддерживать эту способность.

[8]

Источник: https://ilive.com.ua/family/uprazhneniya-dlya-razvitiya-sluha_113260i15873.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector