Старинные церковные лады кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады

Музыкальный онлайн колледж

Давно я не писал обзоры на лады, поэтому решил продолжить эту традицию.

Тем более из 52 основных ладов — пока осветил лишь небольшую часть:) Предыдущие обзоры на лады Вы можете посмотреть здесь. Из диатонических ладов, измененных относительно мажора и минора, остался только миксолидийский лад, о котором сегодня мы и поговорим.

Миксолидийский лад — это лад имеющий следующую формулу TTSTTST и являющийся ладом мажорного наклонения. Параллельный ему минорный лад это, уже рассматриваемый мной, фригийский лад.

Относительно натурального мажора в миксолидийском понижена 7 ступень.

Очень часто миксолидийский лад называют доминантовым ладом поскольку этот лад появляется на 5 ступени мажорной гаммы и кроме того на первой ступени лада можно построить малый мажорный септаккорд,который обладает доминантовым звучанием:

Миксолидийский лад можно по праву было бы назвать ладом американской музыки.Любая музыка имеющая американские корни буквально пропитана звучанием миксолидийского лада: блюз, джаз, рэгтайм, рок, поп. Кроме того миксолидийский лада характерен для Ирландской и Кельтской музыки. Как видите сфера его использования огромна.

Тема в миксолидийском ладу:

Причина популярности миксолидийского лада кроется в том, что он является основой блюзовой гаммы. И как следствие большинство блюзовых 12 тактовых форм базируется на этом ладе.

Данное сочетание 12 тактовый миксолидийский блюз проникло затем в бесчисленное количество джазовых тем, а затем добралось и до рок-н-ролла. При том, каждое из этих направлений было по своему бунтарским, но придерживалось одних и тех же правил.

По сути, мелодически, блюз конца XIX века не сильно отличался от раннего рок-н-ролла.

Другая сфера использования — фолк-музыка. Такие жанры как блюграсс, кантри, newgrass просто пропитаны миксолидийским ладом, который создает атмосферу музыки выходцев из Британских островов — шотландцев, англичан, ирландцев.

Третье и самое интересное — это то, что миксолидийский лад, ввиду отсутствия тонального притяжения, имеет очень современное звучание, которое активно используется музыкантами для обыгрывания доминантсептаккордов самого разного типа.

Характерные интервалы 

наиболее характерным интервалом является тритон между медианой и септимой лада, который образует так называемые guide или leading tones. То есть, тона отвечающие за индивидуальную окраску аккорда. В блюзе очень часто аккорды излагаются только с использованием этих нот:

Также в мелодии очень часто используется акцентирование интервала малой терции на V ступени лада. Это видно на примере фолк песни Old Joe Clark:

Гармония

Как уже понятно из вышесказанного — наиболее популярная гармония миксолидийского лада — это доминант септаккорд построенные на первой ступени лада. Этот аккорд создает нетипичное для тональной музыки звучание,поскольку тритон образуемый между 3 и 7 ступени требует разрешения, что вступает в диссонанс с восприятием аккорда как тоники.

Кроме того в рамках джазовой гармонии обычный доминантсептаккорд можно рассматривать, как аккорд миксолидийского лада:

Другим вариантом использования гармонии миксолидийского лада могут быть фанковые vamp фигуры, которые за счет использования диссонансов звучат очень живо и напряженно. Пример фигуры:

Также признаком миксолидийского лада является аккорд пониженной VIIb ступени. Он используется в таких известных темах, как Tequila, On Broadway- Benson, You and I — Lady Gaga и многих других. Чаще всего этот аккорд заменяет доминанту, придавая обычной последовательности более современное звучание.

Не так популярен аккорд минорной доминанты, который используется чаще всего для смены тонального центра.

Популярные песни с использованием миксолидийского лада:

Theme From Star Trek

Sweet Child o’ Mine Guns N’ Roses

More Than a Feeling Boston

Hey Jude the Beatles

Sweet Home Alabama  Lynyrd Skynyrd

Norwegian Wood by The Beatles

Как видите все песни достаточно хитовый, так что миксолидийский лад можно еще и причислить к секретным формулам создания хитов:)

Удачи в использовании ладов и не забывайте, что лучший способ освоить лад — это сочинить музыку с его использованием.

»crosslinked«

Источник: http://study-music.ru/miksolidijskij-lad/

Диатонические лады для начинающих • SameSound — сайт для музыкантов

Разбираемся в основах диатонических ладов и учимся различать их на слух.

«Диатонические лады», также известные как «греческие» или «натуральные» — это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы, где за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы. Каждый из семи диатонических ладов имеет свое название: Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

Мажорная гамма, которая является ионийским ладом, имеет характерное звучание благодаря своей последовательности интервалов: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (TTSTTTS). Изменяя этот порядок мы получаем остальные 6 ладов, каждый из которых отличается по своему звучанию и настроению.

Если принять одну из 7 ступеней гаммы До-мажор за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:

Ионийский лад

Данный лад начинается и заканчивается с первой нотымажорной гаммы. В нашем случае это нота До. Звучит ярко и торжественно, и отлично подходит для оптимистичных треков и «парящих» мелодий.

Дорийский лад

Лад начинается со второй ноты мажорной гаммы, то есть вы играете гамму До-мажор начиная и заканчивая нотой Ре. Звучание минора можно назвать ярким, а самое частое использование данный лад находит в блюзе, джазе и роке.

Фригийский лад

Начинается с третей ноты мажорной гаммы, то есть с Ми. Звучит экзотически, имея характерный испанский окрас. Очень часто используется в хэви-метале и других направлениях рок-музыки.

Лидийский лад

Начинается с четвертой ноты мажорной гаммы, а именно с ноты Фа. Часто используется в джазе и инструментальной рок-музыке, например, Стивом Ваем и Джо Сатриани.

Миксолидийский лад

Начинается с пятой ноты мажорной гаммы, то есть в нашем случае с ноты Соль. Широкое применение миксолидийскому ладу нашлось в кантри и роке.

Эолийский лад

Начинается с звука Ля — шестой ноты мажорной гаммы. Также известен как натуральный минорный лад. Можно сказать, что ранний хард-рок и метал базируются на эолийском ладу.

Локрийский лад

Начинается с седьмой ноты мажорной гаммы — Си. Его нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, да и в целом локрийский лад является условно диатоническим, так как в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Наименее редко встречающийся лад, однако, его иногда используют в хэви-метале и музыке в стиле фьюжн.

Теги по теме: гитарамузпросветмузыкальная теория

Источник: https://samesound.ru/c/musictheory/13273-diatonicheskie-lady

Лады народной музыки – дорийский лад, фригийский лад

В данной статье мы рассмотрим что такое лады народной музыки, то как они строятся и в чем их смысл. Прежде чем читать далее, рекомендую ознакомится со статьей о трезвучиях, где говорилось о том, как строить аккорды. Итак, начнем…

…Иногда в гармонии один аккорд звучит продолжительное время и хочется как-то разбавить его, да и вообще скучно, согласитесь, постоянно играть один и тот же аккомпанемент.

Тут и приходят на помощь лады. Вы могли слышать о них – это Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский. Сначала просто разберем как построить каждый из них и какие аккорды они обыгрывают.

Первый, в данной выше последовательности, ионийский лад характеризуется тем, что он мажорный, то есть отстроив интервалы этого лада от конкретной ноты мы получим мажорную гамму одноименной с этой нотой тональности. Ну вот, например возьмем ноту “ре”… отстраиваем следующие интервалы тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон – это и будет наш лад, который соответствует гамме ре-мажор:

Вторым рассмотрим эолийский, его особенность в минорности. Поэтому, применив соответствующую формулу для его построения, мы получим минорную гамму. Формула следующая – тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон:

Отстроив данную последовательность от ноты “си”, получится си-минорная гамма или эолийский лад.

Два рассмотренных нами лада (ре-мажор и си-минор) являются параллельными тональностями, все остальные лады похожи на них. Определить, кстати параллельные тональности можно просто запомнив что всегда через малую терцию от минорного аккорда располагается мажорный, причем гаммы каждого из них имеют сходный звуковой состав.

Дорийский также является минорным и отличается от эолийского только повышенной шестой ступенью, следовательно строение его будет: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Применим это к ноте “ми” и в полученной гамме найдем трезвучие…

как мы и говорили получился минорный аккорд ми (не забывайте, что аккорды строятся терциями, то есть ми – от нее терция получится соль, затем от соль терция – будет си, следовательно трезвучие = ми, соль, си).

Следующий на очереди фригийский отличается от эолийского лада только пониженной второй ступенью и имеет формулу:полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Его будем отстраивать от ноты фа-диез.

Построили? теперь, как и в случае с дорийским посмотрим какой аккорд у нас образуется в найденной последовательности… трезвучие его будет фа-диез, ля, до-диез, следовательно аккорд фа-диез минор.

Лидийский является мажорным подобно ионийскому, но отличается от него повышенной четвертой ступенью, следовательно строение у него следующее: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. Постройте его от ноты соль.

Как обычно теперь можно найти трезвучие…первая нота – соль…ля пропускаем, си оставляем…до-диез пропускаем, ре оставляем… трезвучие будет соль, си, ре, что соответствует соль мажору (G).

У миксолидийского строение тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон, получается понижением в ионийском 7-ой ступени. Применим это для ноты ля. Затем в полученной гамме от ля берём трезвучие…получится ля, до-диез, ми или аккорд A.

Кстати, в данном случае если мы пойдем дальше и построим септаккорд, то есть добавив к нашему трезвучию еще ноту соль, то будет доминантовый септаккорд A7, во всех предыдущих мажорных ладах, сделав так мы бы получили maj (мэйдж).

Ну и, последний лад локрийский, как и предыдущий является особенным по сравнению с другими, если от первой его ноты взять септаккорд. Он минорный и формула его строения полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. Чтобы его получить нужно в эолийском ладе понизить 2-ую и 5-ую ступени.

Возьмите теперь септаккорд локрийского лада от до-диез. Если вы все сделали правильно, то получается аккорд до-диез полууменьшенный (или Cm7-5).

Мы неслучайно строили описанные выше аккорды от конкретных нот, заметьте в них закономерность, это все ноты ре-мажорной гаммы. И от каждой из них мы построили свои трезвучия и септаккорды. Перечислим их по порядку: 1) Ре мажор(D); 2) Ми минор(E); 3) Фа-диез минор (F#m); 4) Соль мажор(G); 5) Ля-7 (A7); 6) Си минор (Bm);

7) До-диез минор 7 -5 (C#m7-5 или полууменьшенный);

Заметьте, ноты аккордов выше входят также в гамму ре-мажор, то есть никаких диезов и бемолей, кроме до и фа.

Что же нам говорят все эти аккорды, зачем мы так усердно их строили? Помните, началось все с того, что нам было скучно играть постоянно одни и те же аккорды в аккомпанементе? Так вот теперь вы можете легко использовать целых семь аккордов вместо одного, все что вам нужно знать так это приведённую выше последовательность, каждой части которой соответствует свой лад. Неплохо правда?

Почему семь? Ведь это же все разные аккорды! Отвечаю… в случае выше все аккорды относятся к Ре-мажору, взяв их последовательно от ре до ре вы почувствуете, что мы развиваем именно тональность ре-мажор!

Знать то, что мы выше написали также полезно для обыгрывания тех или иных аккордов в гармонии. Играть тот или иной лад на соответствующий аккорд, кстати мы можем самыми разными способами, об некоторых из этих способах мы писали в статье: Как быстро играть на гитаре.

Лады народной музыки и аккорды-функции

Помните в статье гармония писалось о тонике, субдоминанте и доминанте? Сейчас, руководствуясь информацией, приведенной выше, о ладах мы расставим многие точки над “и” в этой теме.

Вы уже знаете что тоника – это первая ступень, доминанту можно брать от 3-ей, 5-ой, 7-ой ступеней, субдоминанту от 4-ой, 6-ой и 2-ой, но какие именно аккорды от этих ступеней строить? Заметьте – мы перечислили ступени, которые соответствуют всем нотам главной тональности (которая тоника). Вы уже наверно догадались о чем речь. Если нет то скажу – каждому ладу соответствует своя функция, проверьте это с нашей главной сегодня тональностью ре-мажор… первый аккорд – тоника, ре-мажор, или ионийский лад, затем субдоминанта (2-ая ступень – ми-минор) или дорийский, третий – доминанта, т.е. фа-диез минор или фригийский и так далее…

Тот порядок, в котором мы перечисляли лады народной музыки в начале статьи выбран не случайно, это поступенный порядок построения аккордов-функций в мажорной гамме, в нашем случае от “ре” до “ре” или от тоники до тоники. В минорной гамме, тональности си-минор (параллельная тональности для ре-мажора), порядок нот, а соответственно и ладов такой же, только они идут подряд от “си” до “си”.

Названия аккордов по теории музыки

Нужно еще отметить чтобы не было путаницы. Если вы уже знаете теорию музыки, то вас может удивит то почему мы называем вторую ступень например субдоминантой, третью доминантой.

Для начала я объясню почему мы так называем – это просто для упрощения, чтобы когда вы играете вы особо не заморачивались и легче запомнили бы какие аккорды можно брать в доминанте или субдоминанте, для практичности.

В теории же музыки каждая ступень гаммы (а соответственно и аккорд, отстроенный от неё) имеет свое название:

На рисунке вы видите название каждой ступени гаммы пройдемся по ним. Приставка “суб-” перед названиями означает нижний, то есть ниже относительно тоники.

Так, медианту от шестой ступени – называют субмедиантой, потому что она ниже тоники чем медианта от третьей ступени, также с доминантой и субдоминантой, верхний вводный тон тоже называется так потому что вторая ступень выше тоники, а седьмая ниже поэтому 7-ую называют нижним вводным тоном:

Почему 2 и 7 ступени вводные? Потому что они обе тянутся в тонику, “вводят” в неё, с помощью них можно услышать какая тоника у нас, особенно сильно притягивается к тонике седьмая ступень, ведь она ближе к ней чем вторая.

Да, еще интересно то, что обе вводные присутствуют в доминантовом аккорде в случае с тональность ре-мажор это аккорд A7, а мы знаем, что доминантовый септаккорд “тянется”, требует разрешения в тонику – вот теперь знаем и за счет каких ступеней.

Насчет аккордов, которые мы строили в начале статьи работают все те же принципы – мы строили септаккорды, поэтому они по-научному будут называться так же как и ступени гаммы, от которых мы их строили, например септаккорд от второй ступени будет называться “септаккордом верхнего вводного тона” и так далее.

Почему же мы так назвали их вначале странно – доминантами и субдоминантами? Потому что так проще – дело в том, что септаккорды от 5-й, 7-й, 3-ей ступеней очень похожи по звуковому составу – разница у них лишь в одной ноте, поэтому они звучать очень похоже и они в гармонии взаимозаменяемы, получается их все можно взять вместо доминанты.

Аналогично и для септаккордов от 2-ой, 4-ой и 6-ой ступеней.

Источник: http://gorstorehov.com/page/ladi-narodnoy-muziki

О ладах (часть 1)

?Schizo Sapiens (rainy_sunny) wrote,
2013-09-05 14:43:00Schizo Sapiens
rainy_sunny
2013-09-05 14:43:00Сегодня хочу поговорить о семи основных диатонических ладах (также известны как «modes», «церковные лады», «модальные лады»…).

В средние века и Ренессанс эти 7 ладов были почти равноправны, а последние 400 лет в массовой музыке рулят мажор и минор, а остальные 5 диатоник встречаются заметно реже.Материал ориентирован на тех, кто хорошо знаком с мажором и минором и, возможно, слыхал слова типа «лидийский лад», но пока толком не разбирался, что это такое.

Грубо говоря, мажор — это гамма, которая получается, если сыграть на пианино в порядке возрастания ноты от До до следующего До (C D E F G A B C), по белым клавишам. Интервалы в ней такие: ТТПТТТП (т=«тон», п=«полутон»).

Откуда взялась именно такая последовательность — отдельная долгая история (Пифагор, натуральные числа, квинтовый круг, и т. д.). Начнём ТТПТТТП с другой ноты — получим другой мажор, разумеется. Вот песня в мажоре, для примера.

Вот как это всё выглядит в нотах и на гитарном грифе:

Натуральный минор (про остальные миноры в другой раз) получается, если сыграть белые клавиши от Ля до Ля (A B C D E F G A). Интервалы получаются ТПТТПТТ. Вот песня в натуральном миноре.

Мажор так же известен как «ионийский лад», а минор — как «эолийский» (вообще, все семь ладов имеют названия древнегреческого происхождения, хотя получили они их в эпоху Ренессанса).

Остальные пять диатоник получаются точно так же, но от других нот. Сначала расскажу о двух «мажорных», а потом о трёх «минорных».

Лидийский лад получается, если сыграть гамму на белых клавишах от Фа до Фа — F G A B C D E F.

Третья ступень отстоит от первой на большую терцию, значит, лад имеет мажорный окрас. Поэтому просто попробуем транспонировать это в «До», чтобы увидеть, в чём отличие от обычного мажора. Получилось C D E F# G A B C.

Значит, лидийский лад отличается от обычного мажора только повышенной 4-й ступенью.

Где обычно встречается:

У инструментальных гитаристов — и у Вая и у Сатриани можно найти много песен в нём. В киномузыке — опять же из-за оттенка загадочности и сказочности.

Кроме того лидийский лад полностью совпадает с одним из индийских народных ладов. В общем-то, если поимпровизировать в лидийском ладу поверх соответствующего мажорного аккорда, можно заметить, что звучит очень «по индийски».

Примеры:

Самая популярная лидийская мелодия — это заставка мультсериала «Симпсоны». Лидийское настроение создаётся здесь с самого начала — когда хор поёт «the simpsons», на аккорды C-F#dim-C. В мажоре это было бы C-F-C. Потом бас начинает играть C-F#-C-F# (эти же ноты играют пиццикатные скрипки), и вступает мелодия, в которой третьей же нотой попадается тот же самый Фа-диез (C-E-F#-A-G…).

Jon Gomm — Passionflower — в интро типичные лидийские запилы. Дальше смещение в параллельный натуральный минор.

Steve Vai — The Riddle. Басист играет Ми ВСЮ песню, а Стив играет в основном в Ми лидийском ладу. Самая первая нота, которую играет Стив — как раз и есть повышенная четвёртая ступень.

Joe Satriani — Flying in a Blue Dream.

Devin Townsend дико любит лидийский лад, например вот.

Получается, если сыграть белые клавиши от Соль до Соль — G A B C D E F G. Опять транспонируем в до и получаем: C D E F G A Bb C. Значит, миксолидийский лад отличается от обычного мажора только пониженной «минорной» седьмой ступенью.

Где обычно встречается:Всяческая «американщина»: рок, кантри, блюз. Берём гитару и играем аккорды A, G, D, A — Вот оно! Вообще, если в песне встречается тонический мажорный аккорд плюс мажор на тон ниже — это верный признак миксолидийского звучания.

Примеры:

Guns'n'Roses — Sweet Child O' Mine. В интро и куплете как раз звучит эта «американщина» — C#, B, F#, C#.

The Beatles — Norwegian Wood (куплет).

The Beatles — Tomorrow Never Knows. Здесь всего два аккорда — C и Bb/C и чисто миксолидийская мелодия.

The Rembrandts – I'll Be There For You (тема из сериала Друзья). Уже во вступлении мы слышим эту самую пониженную седьмую. Далее песня постоянно перемещается от миксолидийского лада к обычному мажору и обратно.

Играем от Ре до Ре — D E F G A B C D. Между 1 и 3 ступенью малая терция, значит лад минорного толка. Поэтому транспонируем его в Ля и сравним уже с ля-минором. Получилось A B C D E F# G A. Итак, снова вывод — дорийский лад отличается от натурального минора только повышенной шестой ступенью.

Где обычно встречается: Британская и кельтская народная музыка, фанк, рок.

Вообще дорийский лад — это очень по фанку (опять берём гитару и перкуссивно играем Am7 и D9). Верный признак дорийского лада — минорный тонический аккорд и мажорная субдоминанта.

Примеры:
Scarborough Fair, древнеанглийская баллада.

Ocarina of Time. Короткая мелодия в древнеанглийском стиле. Звучит очень по средневековому.

Отметим, что здесь, как и в Scarborough Fair, повышенная «дорийская» шестая ступень появляется всего в одном месте.

Pink Floyd — Breathe (куплет). И вообще, эти два аккорда (i-IV) на альбоме The Dark Side of the Moon есть в нескольких песнях (а может, и во всех, не помню).

Chic — le freak. Классический фанковый пример.

Shocking Blue — Venus (куплет). В мелодии нет «дорийской шестой», но она есть в аккордах. Попробуйте сыграть Em Am вместо Em A и ощущите разницу между натуральным минором и дорийским.

Кино «Пачка Сигарет». Внезапно чистейший дорийский лад.

Nickelback — How You Remind Me. В припеве типичная дорийская аккордовая прогрессия с мажорной субдоминантой (i-III-VII-IV), а в мелодии есть та самая повышенная шестая ступень.

Играем от Ми до Ми — E F G A B C D E. Транспонируем в Ля и получаем A Bb C D E F G A. Итак, фригийский лад отличается от натурального минора только пониженной второй ступенью

Где обычно встречается: Металл! Пониженная вторая — это по металлу 🙂

Примеры:

Metallica — Whenever I May Roam, основной рифф.

Metallica — Harvester Of Sorrow.

Joe Satriani — Time (начало и первая тема).

И наконец, последний лад, тоже «минорный», но есть нюанс.

Играем от Си до Си — B C D E F G A B. Транспонируем в Ля: A Bb C D Eb F G A. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженными второй и пятой ступенями.

Где встречается: Используется он ОЧЕНЬ редко, гораздо реже, чем все предыдущие. И на это есть причины. Это единственный из этих 7 ладов, у которого тоническое трезвучие не является ни мажором ни минором (из-за пониженной пятой ступени получается уменьшенное трезвучие).

Поэтому он очень неустойчивый. Если всё-таки хотите поиграть в локрийском, попробуйте, например, не пробегать всю гамму снизу вверх, а погуляйте от тоники вверх до 4-й ступени и вниз до 5-й.

А фоном включите не тонический аккорд (он будет только сбивать и дико стремиться к разрешению), а просто тонику.

Примеры:
Не нашёл ни одного. Википедия говорит, что басовая партия из «Army of Me» Bjork в локрийском ладу, но я слышу там только натуральный минор (и немного фригийского в вокале куплета).На гитарных форумах часто можно встретить вещи типа «если играть ноты до-мажорной гаммы под Ре-минор, то я в Дорийском ладу, под Соль-мажор — в миксолидийском, и так далее…».Это неправильный ход мыслей.Во-первых, как и всегда в музыке, всё зависит от контекста. Если я играю ноты до-мажорной гаммы под аккорды C-Am-Dm-G, то это не значит, что «в первом такте я играю в До ионийском ладу, во втором в Ля эолийском» и так далее. Такая формулировка неоправданно усложняет происходящее и в корне неверно отражает то, что творится с гармонией. Получается, что каждый аккорд у нас — это тоника, а с каждой сменой аккорда происходит смена тональности и лада. Это неправда: мы просто играем в до мажоре под прогрессию I-vi-iv-V.

Во-вторых, даже если играть, например, в Соль миксолидийском ладу, неправильно называть это всё «до-мажорная гамма под соль-мажорный аккорд». Да, здесь все те же ноты, что и в до-мажоре, но ведь лад — это не только набор нот.

Это ещё и определённый центр притяжения (тоника) и определённые соотношения между ступенями.

Поэтому Соль миксолидийский лад полезнее мыслить не как «до-мажор начиная с пятой ступени», а как «соль-мажор с пониженной седьмой ступенью».

Жду уточнений, вопросов и хороших музыкальных примеров, которые я мог упустить.

Источник: https://rainy-sunny.livejournal.com/364517.html

Лады , лады, лады…Или старые песни о главном

Так как уже множество людей задавало мне вопрос по поводу диатонических ладов, то решил все-таки «пролить свет» на эту тему.

 Все глубоко вдохнули…… выдохнули….и  вперед!

 Итак, семиступенные диатонические лады. Для начала перечислю их Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

 Заметил, что  у многих  начинающих музыкантов присутствует определенная сумятица в голове относительно этой темы. На самом деле все намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Сразу хочу вас обрадовать. Не обязательно учить отдельно аппликатуры и формулы каждого из этих семи ладов!!! Это хорошая новость.

 Плохая же новость в том, что  аппликатуры одного лада все же придется выучить. И выучить не абы как, а « так чтоб на века». Ого го!!!  И будет этим ладом именно МАЖОРНАЯ ГАММА, он же ионийский лад.

 Итак, в чем же подвох. Все очень просто,  мажорная гамма уже включает в себе все 6 остальных ладов. Вся прелесть в том, что, выучив аппликатуры одной мажорной гаммы, вы уже автоматически выучиваете аппликатуры всех остальных шести ладов в этой тональности.

 Теперь объясняю что к чему.

Название лада Номер ступени 1 2 3 4 5 6 7 Аккорд соответствующий каждому ладу
 До Ионийский лад. (Мажорная гамма) 1 До Ре Ми Фа Соль Ля Си Сmaj7
Ре Дорийский минор 2 Ре Ми Фа Соль Ля Си До Dm7
Ми Фригийский минор 3 Ми Фа Соль Ля Си До Ре Em7
Фа Лидийский мажор 4 Фа Соль Ля Си До Ре Ми Fmaj7
Соль Миксолидийский мажор 5 Соль Ля Си До Ре Ми Фа G7
Ля Эолийский минор( минорная гамма) 6 Ля Си До Ре Ми Фа Соль Am7
 Си Локрийский минор 7 Си До Ре Ми Фа Соль Ля Bm7b5

 Теперь объясню, как расшифровать эту таблицу.

 Первый столбик это семь диатонических ладов. Второй столбик это ( ВНИМАНИЕ!!!), это номер ступени мажорной гаммы, от которой играя эту же мажорную гамму, вы получите соответствующий лад.

 То есть, после того как мы выучили аппликатуры До мажорнуй гаммы, сыграть ,к примеру, Дорийский минор не представляет труда, так как Ре дорийский это та же мажорная гамма, только начинающаяся со второй ступени мажорной гаммы, (ноты Ре). А именно, как видно на таблице дорийский лад это ноты Ре Ми Фа Соль Ля Си До.

Таким же образом можно найти и остальные лады.

 Фригийский минор это мажорная гамма сыгранная от третей ступени ,ноты Ми. Соответственно это ноты Ми Фа Соль Ля Си До Ре

 Лидийский мажор это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени мажорной гаммы, ноты Фа. Соответственно ноты Фа лидийской гаммы это Фа Соль Ля Си До Ре Ми. И так далее…

 И если вы уже знаете и играете До мажорную гамму во всех позициях, то без труда сыграете все эти семь ладов.

А для того, что бы прочувствовать тот особенный индивидуальный колорит и характер каждого из этих семи ладов, я советую вам поиграть его на записанный в аккомпанементе  соответствующий этому ладу аккорд.

Соответствующие аккорды для каждого лада написаны в самом последнем столбце таблицы. Соответственно играйте Ионийский лад (мажорную гамму) на аккорд Cmaj7

 Дорийский лад на аккорд Dm7. И так далее по таблице.

  Немного разобравшись во всем вышесказанном, вы без труда найдете аппликатуру любого вам нужного лада. Зная от какой ступени мажорной гаммы он строится, вы легко вычислите какую мажорную гамму вам нужно играть.

 Например, вам нужно сыграть Фа Дорийский.

Зная то, что Дорийский лад строится от второй ступени мажорной гаммы, вы путем нехитрых  «аппликатурных» вычислений на грифе ( « виртуально примерив» уже выученную вами аппликатуру мажорной гаммы) быстро определите, что нота F является второй ступенью мажорной гаммы Ми бемоль, Eb. (К счастью, на гитаре на нужно транспонировать , нужно просто сдвинуть аппликатуру До мажорной гаммы на три лада выше).

 Или, к примеру, вам нужно сыграть ЛЯ лидийский мажор. Зная, что лидийский лад это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени, вы так же, путем аналогичных вычислений определите, что нота Ля это четвертая ступень гаммы Ми мажор. И так далее…

Для более продвинутых, кто умеет строить интервалы от любой ноты на грифе, то вот формулы для определения мажорной гаммы, которую нужно играть, что бы получить нужный вам лад.

Дорийский минор Играть мажорную гамму расположенную на большую секунду ( 2 полутона) ниже, или малую септиму(10 полутонов)
Фригийский минор Играть мажорную гамму, расположенную на большую терцию (4 полутонов) ниже, или малую сексту (8 полутонов) выше.
Лидийский мажор Играть мажорную гамму, расположенную на чистую кварту (5 полутонов) ниже, или чистую квинту (7 полутонов) выше.
Миксолидийский мажор Играть мажорную гамму расположенную на чистую квинту ( 7 полутонов) ниже, или на чистую кварту ( 5 полутонов) выше.
Эолийский минор Играть мажорную гамму, расположенную на большую сексту(9 полутонов) ниже, ли на малую терцию (3 полутона) выше.
Локрийский минор Играть мажорную гамму, расположенную на большую септиму (11 полутонов) ниже, или малую секунду (1 полутон) выше.

 Как я уже написал, играя лады на соответствующие им аккорды, вы услышите тот индивидуальный колорит, который присущ каждому конкретному ладу. Этот колорит создают так называемые характерные ступени лада. Знать характерные ступени каждого лада это еще один из способов построить нужный вам лад.

Например:

 В Дорийском миноре ( ре дорийский) всю «дорийность»  производит нота Си, которая является повышенной шестой ступенью, #6. Т.е. если взять обычную минорую гамму  Ля минор (A B C D E F G), и повысить в ней шестую ступень ноту F, то получится дорийский минор. ABCDEF#G

Во Фригийском миноре ( Ми фригийский) это пониженная вторая ступень, нота Фа. (Т.е. если взять обычную минорую гамму  Ля минор A B C D E F G, и понизить в ней вторую ступень ноту B, то получится Фригийский минор.)ABb CDEF)

 В Лидийском мажоре Фа лидийский это повышенная четвертая ступень, нота Си. Чтобы из обычного мажора получить Лидийский мажор, нужно повысить в нем четвертую ступень. Например берем до мажорную гамму C D E F G A B  и повышаем на пол тона четвертую ступень, ноту F. Получается Лидийский мажор C D E F# G A B.

 В Миксолидийском мажоре Соль миксолидийски это пониженная седьмая ступень, нота Фа. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень.  Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Например, в до мажорной гамме C DE F G A B понижаем ноту B. Получается Миксолидийский мажор CDEFGABb

В Локрийском миноре, это пониженная пятая ступень и пониженная вторая ступень нота . К примеру, для того чтобы из обычной ля минорной гаммы ABCDEFG получить локрийский лад, нужно понизить ноту E  и ноту B. В итоге получаем ABbCDEbFG.

  Тем, кто еще не выучил мажорную гамму, всем СЮДА!!!

Если же Вы хотите узнать больше о том как ПРАКТИЧЕСКИ применять разные лады в импровизации, то обязательно подпишитесь на мою рассылку! В рассылке я высылаю те уроки, которых нет и не будет на сайте в открытом доступе.

Подписаться на рассылку можно ЗДЕСЬ!

Источник: https://jazzguitarlessons.ru/obigrivanie-akkordov/sem-ladov-v-odnoie-gamme.html

Как легко и быстро освоить все семь ладов?

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов: 

  • • ионийский
  • • дорийский
  • • фригийский
  • • лидийский
  • • миксолидийский
  • • эолийский
  • • локрийский

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • лидийский
  • • ионийский
  • • миксолидийский
  • • дорийский
  • • эолийский
  • • фригийский
  • • локрийский

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный: тоника данного лада
Черный: ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий: нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2.  Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3.  Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4.  Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5.  Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6.  Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования.

Мэтт живет в Великобритании.

Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Источник: https://gitarshkola.ru/osvoenie-semi-ladov/

Лады народной музыки

Для начала стоит разобраться, что такое лад? Это система взаимоотношений звуков. Из всех 12 нот октавы для сочинения музыкального произведения выбираются определенные звуки, например, 7 нот.

Они расположены в октаве неравномерно и, относительно друг друга, имеют неравноправные условия. И в этой ситуации возникают взаимоотношения, такие как, устойчивость, тяготение.

Можно прийти к выводу, что эти явления внутри заданного набора звуков можно называть ладом.

Семь ладов народной музыки

Сегодня мы подробно будем рассматривать такие лады народной музыки:

  1. Ионийский
  2. Дорийский
  3. Фригийский
  4. Лидийский
  5. Миксолидийский
  6. Эолийский
  7. Локрийский

Сразу стоит обратить внимание на известные всему миру лады:

  • Мажор. Также называется «ионийский лад».
  • Минор. Имеет называние «эолийский лад».

Наверняка, вам еще в детстве говорили, что мажор – это веселый, оптимистичный лад, а минор – более грустный, нагнетающий. Помимо этих ладов, существует еще 5, которые также относятся или к мажору, или к минору.

Ионийский лад

Как было сказано выше, ионийский – это натуральный мажорный лад, который наиболее удобен и востребован в музыке. Этот лад можно строить от любой ноты и тем самым получить одноименную мажорную тональность.

То есть, если вы строите ионийский лад от «до», то вы автоматически получаете «до-мажор». Теперь определим формулу построения ионийского лада. От любой ноты строим такие интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Это универсальная формула, используя которую от любой ноты, вы получите ионийский лад.

Эолийский лад

Это минорный лад, который также имеет четкую модель построения. С ее помощью вы сможете получить от любой ноты минорную гамму. Если вы начнете строить эолийский лад от ноты «ля», вы получите «ля-минор». Формула такая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Дорийский лад

Данный лад был известен еще в античности и средневековье. Наверняка вы слышали название греческих племен – дорийцев. Вот именно от этого названия и произошел данный лад. Его также можно отнести к минорному, однако он будет иметь отличие от эолийского лада. Запомнить его можно по повышенной шестой ступени.

То есть вы строите эолийский лад, который мы прошли выше, и просто в нем понижаете шестую ступень. Однако строение дорийского лада можно совершить по такой формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Для примера, попробуем построить дорийский лад от ноты «ми». Получается «ми-фа диез-соль-ля-си-до диез-ре-ми».

Дорийский лад принято называть подвижным и ловким. В наши дни становится популярным смесь дорийского лада и блюза. Даже существует такое название, как «дорийский-блюзовый лад». В нем можно услышать элементы блюзовой пентатоники и уже известный нам дорийский минор.

 Также стоит отметить, что дорийский лад часто используют в этнических, народных произведениях. Особенно характерно он звучит в музыке кельтских народов.

Пример дорийского лада можно услышать у Symphony X в песне The Edge Of Forever уже на первой минуте в перекличке гитары и клавиш.

Symphony X — The Edge of Forever

Фригийский лад

Его отличием от эолийского является пониженная вторая ступень лада. Запоминаем формулу: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Для примера вы можете построить обычную гамму ля-минор и взять в ней си-бемоль. Именно в таком варианте вы получите звучание фригийского лада.

 Данный лад характеризуют, как стремительный, возбужденный с изобилием скачков. Также можно встретить такие характеристики, как строгий, гневный, побуждающий к борьбе. Поэтому если вы хотите написать произведение в таком характере, то определенно стоит выбирать фригийский лад.

Пример этого лада можно услышать у группы Metallica в Welcome Home.

Metallica — Welcome Home

Локрийский или гипофригийский лад

Это четвертый и последний минорный лад.  Отличие локрийского от натурального минорного лада – это понижение второй и пятой ступеней.

Его, как и прошлые лады, можно построить от любой ноты по такой формуле: полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. Этот локрийский лад можно назвать скромным или спокойным.

Некоторые дают ему характеристику льстивого или болтливого лада. Пример локрийского лада мы можем слышать в басовой партии из «Army of Me» Bjork.

Bjork — Army Of Me

Лидийский лад

Когда мы прошли все минорные лады, можно переходить к мажорным. Первым мы изучим лидийский лад. Он подобен ионийскому, но отличительной чертой является повышенная четвертая ступень. Постройте самый простой C-dur или другими словами До-мажор, только вместо обычного фа, возьмите фа-диез. Вот вы и услышали звучание лидийского лада.

А формула его такова: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. По своим оттенкам лад очень неоднозначный. Он может быть скромным, спокойным и в один миг стать веселым и радостным. Его звучание очень светлое, однако, ярко модальное, так как наш слух сразу реагирует на повышенную четвертую ступень. Лидийский лад активно используется различными современными ансамблями.

Сейчас можно услышать этот лад даже в рок музыке.

В импровизации очень удобно использовать именно этот лад. Можно даже обратить внимание на работу Джорджа Рассела «Лидийская Хроматическая Концепция». Здесь автор описывает всевозможные способы импровизации, используя лидийский лад.

Также его часто применяют в композиции, когда нужно создать ряд секвенций (эпизоды, которые повторяются несколько раз от разных звуков). Самая известная мелодия в лидийском ладу – это заставка к мультфильму «Симпсоны».

Steve Vai — The Riddle – также яркий пример лидийского лада.

Steve Vai — The Riddle

Миксолидийский лад

Чтобы получить миксолидийский лад, строим ионийский и понижаем в нем седьмую ступень. Если мы играем До-мажор, то вместо «си», мы должны сыграть «си-бемоль». Строение его также можно запомнить: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон.

 Характер этого лада сравнивают с характером юноши. Его считают болтливым из-за быстрых поворотов. Но при этом его звучание очень приятное, радостное. Лад встречается в песнях Tomorrow Never Knows и Norwegian Wood группы The Beatles.

The Beatles — Norwegian Wood

Заключение

Как видите, если вы хорошо знаете аппликатуры гамм на гитаре и умеете их играть, то для вас не составит труда построить все лады и с легкостью их использовать в импровизации и композиции.

Источник: http://guitarprofi.ru/uroki-igry-na-gitare/lady-narodnoj-muzyki.html

Средневековые лады

Средневековые лады, правильнее церковные лады, церковные тоны

лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes gregoriens, tons ecclesiastiques; англ. church modes

Наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения — двенадцати) монодических ладов, лежащих в основе профессиональной (гл. обр. церковной) музыки зап.-европ. средневековья.

Исторически сложились 3 системы обозначения С. л.:

1) нумерная парная (древнейшая; лады указываются латинизированными греч. числительными, напр. protus – первый, deuterus – второй и т.д., с попарным делением каждого на автентический – главный и плагальный – побочный);

2) нумерная простая (лады указываются римскими цифрами либо лат. числительными – от I до VIII; напр. primus tonus или I, secundus tonus или II, tertius tonus или III и т.д.);

3) именная (номинативная; в терминах греч. муз. теории: дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийский и т.д.). Сводная система наименований восьми С. л.:

I – дорийский – protus authenticus II – гиподорийский – protus plagalis III – фригийский – deuterus authenticus IV – гипофригийский – deuterus plagalis V – лидийский – tritus authenticus VI – гиполидийский – tritus plagalis VII – миксолидийский – tetrardus authenticus

VIII – гипомиксолидийский – tetrardus plagalis

Осн. ладовые категории С. л. – финалис (конечный тон), амбитус (объём напева) и – в мелодиях, связанных с псалмодированием, – реперкусса (также тенор, туба – тон повторения, псалмодирования); кроме того, мелодиям в С. л. часто свойственны определённые мелодич. формулы (идущие от псалмовой мелодики). Соотношение финалиса, амбитуса и реперкуссы образует основу структуры каждого из С. л.:

Мелодич. формулы С. л. в псалмодич. мелодике (псалмовые тоны) – иниций (начальная формула), финалис (заключительная), медианта (срединный каданс). Образцы мелодич. формул и мелодий в С. л.:

Гимн “Ave maris Stella.”

Офферторий “De profundis clamavi”.

Антифон “Mandatum novum”.

Аллилуйя и стих “Laudate Dominum”.

Градуал “Viderunt”.

Kyrie eleison мессы “Tempore paschali”.

Missa pro Defunctis, интроит Requiem aeternam.

К характеристикам С. л. относятся и дифференции (лат. differentiae tonorum, diffinitiones, varietates) – кадансовые мелодич. формулы антифонной псалмодии, приходящиеся на шестислоговую заключит. фразу т.н. “малой доксологии” (seculorum amen – “и во веки веков аминь”), к-рую принято обозначать с пропуском согласных: Euouae.

Agnus Dei мессы “In Feriis Adventus et Quadragesimae”.

Дифференции служат переходом от псалмового стиха к последующему антифону. Мелодически дифференция заимствуется от финалисов псалмовых тонов (поэтому финалисы псалмовых тонов наз. также дифференциями, см. “Antiphonale monasticum pro diurnis horis…”, Tornaci, 1963, p. 1210-18).

Антифон “Ad Magnificat”, VIII G.

В светской и нар. музыке средневековья (тем более – Возрождения), по-видимому, всегда существовали и др. лады (в этом заключается неточность термина “С. л.” – они типичны не для всей ср.-век. музыки, а преим. для церковной, поэтому правильнее термин “церковные лады”, “церковные тоны”). Однако они игнорировались в муз.-науч.

лит-ре, находившейся под влиянием церкви. Й. де Грохео (“De musica”, ок. 1300) указывал, что светская музыка (cantum civilem) “не очень ладит” с закономерностями церк. ладов; Глареан (“Dodekachordon”, 1547) полагал, что ионийский лад существует ок. 400 лет. В дошедших до нас древнейших ср.-век. светских, внелитургич. мелодиях встречаются, напр.

, пентатоника, ионийский лад:

Немецкая песня о Петре. Кон. 9 в.

Изредка ионийский и эолийский лады (соответствующие натуральному мажору и минору) обнаруживаются и в григорианском пении, напр. вся монодическая месса “In Festis solemnibus” (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei, Ite missa est) написана в XI, т.е. ионийском, ладу:

Kyrie eleison мессы “In Festis solemnibus”.

Лишь в сер. 16 в. (см. “Dodekachordon” Глареана) в систему С. л. были включены ещё 4 лада (т.о. ладов стало 12). Новые лады:

У Царлино (“Dimostrationi Harmoniche”, 1571, “Le Istitutioni Harmoniche”, 1573) и нек-рых франц. и нем. музыкантов 17 в. даётся иная по сравнению с Глареаном систематика двенадцати С. л. У Царлино (1558):

G. Zаrlinо. “Le Istitutioni Harmoniche”, IV, cap. 10.

У М. Мерсенна (“Harmonie universelle”, 1636-37):

I лад – автентич. дорийский (с-с1), II лад – плагальный субдорийский (g-g1), III лад – автентич. фригийский (d-d1), IV лад – плагальный субфригийский (А-а), V – автентич.

лидийский (е-е1), VI – плагальный сублидийский (H-h), VII – автентич. миксолидийский (f-f1), VIII – плагальный гипомиксолидийский (с-с1), IX – автентич.

гипердорийский (g-g1), X – плагальный субгипердорийский (d- d1), XI – автентич. гиперфригийский (а-а1),

XII – плагальный субгиперфригийский (е- е1).

Каждому из С. л. приписывался свой определённый выразит. характер. Согласно установкам церкви (особенно в эпоху раннего средневековья) музыка должна быть отрешённой от всего плотского, “мирского” как греховного и возносить души к духовному, небесному, христиански божественному. Так, Климент Александрийский (ок. 150 – ок.

215) выступал против античных, языческих фригийского, лидийского и дорийского “номов” в пользу “вечного напева новой гармонии, божьего нома”, против “изнеженных напевов” и “плаксивых ритмов”, к-рые “развращают душу” и вовлекают её в “разгул” комоса, в пользу “духовного веселия”, “ради облагорожения и укрощения своего нрава”. Он полагал, что “гармонии (т.е.

лады) следует принимать строгие и целомудренные”. Дорийский (церковный) лад, напр., часто характеризуется у теоретиков как торжественный, величественный. Гвидо д'Ареццо пишет о “ласковости 6-го”, “болтливости 7-го” ладов. Описание выразительности ладов часто даётся развёрнуто, подробно, красочно (характеристики приведены в кн.: Ливанова, 1940, с. 66; Шестаков, 1966, с.

349), что свидетельствует о живом восприятии ладовой интонационности.

Исторически С. л. несомненно происходит от системы ладов церк. музыки Византии – т.н. октоиха (осмогласия; греч. oxto – восемь и nxos – глаc, лад), где имеются 8 ладов, разделённых на 4 пары, обозначаемые как автентические и плагальные (первыми 4 буквами греч. алфавита, что равнозначно порядку: I – II – III – IV), и применяются также греч.

названия ладов (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, гиподорийский, гипо- фригийский, гиполидийский, гипомиксо- лидийский). Систематизация византийских церк. ладов приписывается Иоанну Дамаскину (1-я пол. 8 в.; см. Осмогласие). Вопрос об историч. генезисе ладовых систем Византии, Др. Руси и зап.-европ. С. л., однако, требует дальнейших исследований.

Муз. теоретики раннего средневековья (6 – нач. 8 вв.) ещё не упоминают новых ладов (Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский). Впервые о них говорится в трактате, фрагмент к-рого напечатан у М. Герберта (“Gerbert Scriptores”, I, p. 26-27) под именем Флакка Алкуина (735-804); однако его авторство сомнительно. Древнейшим документом, достоверно говорящим о С. л.

, следует считать трактат Аврелиана из Реоме (9 в.) “Musica disciplina” (ок. 850; “Gerbert Scriptores”, I, p. 28-63); начало его 8-й главы “De Tonis octo” почти дословно воспроизводит весь фрагмент Алкунна. Лад (“тон”) трактуется здесь как своего рода способ пения (близко к понятию modus).

Автор не приводит нотных примеров и схем, но ссылается на мелодии антифонов, респонсориев, офферториев, коммунио. В анонимном трактате 9(?) в. “Alia musica” (опубликованном Гербертом – “Gerbert Scriptores”, I, p. 125-52) указаны уже точные пределы каждого из 8 С. л.

Так, первый лад (primus tonus) обозначен как “самый нижний” (omnium gravissimus), занимающий октаву до месы (т.е. А-а), и назван “гиподорийским”. Следующий за ним (октава H-h) – гипофригийский и т.д. (“Gerbert Scriptores”, I, p. 127a). Переданная Боэцием (“De institutione musica”, IV, capitula 15) систематизация греч.

транспозиционных гамм Птолемея (транспозиций “совершенной системы”, к-рые воспроизводили названия ладов – фригийский, дорийский и т.д., – но только в обратном, восходящем порядке) в “Alia musica” была ошибочно принята за систематизацию ладов. В результате греч. названия ладов оказались отнесёнными к другим звукорядам (см. Древнегреческие лады).

Благодаря сохранению взаиморасположения ладовых звукорядов порядок последования ладов в обеих системах остался прежним, изменилось лишь направление последования – в пределах регулирующего двухоктавного диапазона греческой совершенной системы – от А до а2.

Наряду с дальнейшим развитием октавных С. л. и распространением сольмизации (с 11 в.) нашла применение и система гексахордов Гвидо д'Ареццо.

Становление европ. многоголосия (в эпоху средневековья, особенно в эпоху Возрождения) существенно деформировало систему С. л. и привело в конечном счёте к её разложению. Осн. факторами, вызвавшими разложение С. л., были много гол. склад, вводнотоновость и превращение консонирующего трезвучия в основу лада.

Многоголосие нивелировало значение нек-рых категорий С. л. – амбитуса, реперкуссы, создало возможность окончания сразу на двух (или даже трёх) разл. звуках (напр., нa d и а одновременно). Вводнотоновость (musiса falsa, musica ficta, см. Хроматизм) нарушила строгий диатонизм С. л., уменьшила и сделала неопределёнными различия в структуре С. л.

одного и того же наклонения, сводя различия между ладами к главному определяющему признаку – мажорности или минорности осн. трезвучия. Признание консонантности терций (затем и секст) в 13 в. (у Франко Кёльнского, Йоханнеса де Гарландия) привело в 15-16 вв. к постоянному использованию консонирующих трезвучий (и их обращений) и тем самым к внутр.

реорганизации ладовой системы, построению её на мажорных и минорных аккордах.

С. л. многогол. музыки эволюционировали к модальной гармонии Ренессанса (15-16 вв.) и далее к “гармонической тональности” (функциональной гармонии мажоро-минорной системы) 17-19 вв.

С. л. многогол. музыки в 15-16 вв. обладают специфич. окраской, отдалённо напоминающей смешанную мажоро-минорную ладовую систему (см. Мажоро-минор). Типично, напр., окончание мажорным трезвучием пьесы, написанной в ладу минорного наклонения (D-dur – в дорийском d, E-dur – во фригийском е).

Постоянное оперирование гармонич. элементами совершенно иной структуры – аккордами – даёт в итоге ладовую систему, резко отличающуюся от первоначальной монодии С. л. Эта ладовая система (модальная гармония Ренессанса) относительно самостоятельна и стоит в ряду др. систем вместе со С. л.

и мажоро-минорной тональностью.

С установлением господства мажоро-минорной системы (17-19 вв.) прежние С. л. постепенно утрачивают своё значение, отчасти сохраняясь в католич. церк. обиходе (реже – в протестантском, напр. дорийская мелодия хорала “Mit Fried und Freud ich fahr dahin”).

Отдельные яркие образцы С. л. встречаются в основном в 1-й пол. 17 в. Характерные обороты С. л. возникают у И. С. Баха при обработке старинных мелодий; в одном из этих ладов может быть выдержана целая пьеса. Так, мелодия хорала “Herr Gott, dich loben wir” (его текст – нем.

перевод старого лат. гимна, выполненный в 1529 М. Лютером) во фригийском ладу, обработанная Бахом для хора (BWV 16, 190, 328) и для органа (BWV 725), представляет собой переделку старинного гимна “Те deum laudamus” IV тона, причём в баховской обработке сохранились мелодич.

формулы данного ср.-век. тона.

И. С. Бах. Хоральная прелюдия для органа.

Если элементы С. л. в гармонии 17 в. и в музыке баховской эпохи – остаток старой традиции, то начиная с Л. Бетховена (Adagio “In der lydischen Tonart” из квартета op. 132) наблюдается возрождение старой ладовой системы на новой основе. В эпоху романтизма использование модифицированных форм С. л.

связывается с моментами стилизации, обращения к музыке прошлого (у Ф. Листа, И. Брамса; в 7-й вариации из вариаций для фп. ор. 19 No 6 Чайковского – фригийский лад с типичной мажорной тоникой в конце) и смыкается с нарастающим вниманием композиторов к ладам народной музыки (см. Натуральные лады), особенно у Ф. Шопена, Б.

Бартока, русских композиторов 19-20 вв.

Литература: Стасов В. В., О некоторых новых формах нынешней музыки, Собр. соч., т. 3, СПБ, 1894 (1-е изд. на нем. яз. – “Ьber einige neue Formen der heutigen Musik…”, “NZfM”, 1858, Bd 49, No 1-4), то же в его кн.: Статьи о музыке, вып. 1, М., 1974; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, М., 1959; Браудо E. M.

, Всеобщая история музыки, т. 1, П., 1922; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Иванов-Борецкий М. В., О ладовой основе полифонической музыки, “Пролетарский музыкант”, 1929, No 5; его же, Музыкально-историческая хрестоматия, вып. 1, М., 1929, перераб., М., 1933; Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.

, 1940; её же, Музыка (раздел в главе Средние века), в кн.: История европейского искусствознания, (кн. 1), М., 1963; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М., 1941; его же, Всеобщая история музыки, т. 1, М., 1956, 1965; Шестаков В. П. (сост.), Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, М., 1966; Способин И. В.

, Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Котляревский I. A., Дiатонiка i хроматика як категорiп музичного мислення, К., 1971; Glareanus, Dodekachordon, Basileae, 1547, reprografischer Nachdruck, Hildesheim, 1969; Zarlinо G., Le Istitutioni Harmoniche, Venetia, 1558, 1573, N. Y., 1965; eго жe, Dimostrationi Harmoniche, Venetia, 1571, Facs. ed., N. Y., 1965; Mersenne M.

, Harmonie universelle, P., 1636-37, йd. facs. P., 1976; Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 1-3, St. Blasien, 1784, reprografischer Nachdruck Hildesheim, 1963; Соussemaker E. de, Histoire de l'harmonie au moyen вge, P., 1852; eго жe, Scriptorum de musica medii aevi nova series, t.

1-4, Parisiis, 1864-76, reprografischer Nachdruck Hildesheim, 1963; Boethius, De institutione musica libri quinque, Lipsiae, 1867; Paul O., Boethius und die griechische Harmonik, Lpz., 1872; Brambach W., Das Tonsystem und die Tonarten des christlichen Abendlandes im Mittelalter, Lpz., 1881; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Tl 1, Lpz., 1888 (рус. пер.

– Rиман Г., Катехизис истории музыки, ч. 1, М., 1896, 1921); его же, Geschichte der Musiktheorie im IX. – XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, B., 1920; Wagner P., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Bd 1-3, Lpz., 1911-21; его же, Zur mittelalterlichen Tonartenlehre, в кн.: Festschrift G. Adler, W. und Lpz., 1930; Mьhlmann W., Die Alia musica, Lpz., 1914; Auda A.

, Les modes et les tons de la musique et spйcialement de la musique mйdiйvale, Brux., 1930; Gombosi O., Studien zur Tonartenlehre des frьhen Mittelalters, “Acta Musicologica”, 1938, v. 10, No 4, 1939, v. 11, No 1-2, 4, 1940, v. 12; eго жe, Key, mode, species, “Journal of the American Musicological Society”, 1951, v. 4, No 1; Reese G., Music in the Middle Ages, N. Y.

, 1940; Jоhner D., Wort und Ton im Choral, Lpz., 1940, 1953; Aрel W., Gregorian chant, Bloomington, 1958; Hermelink S., Dispositiones Modorum…, Tutzing, 1960; Mцbius G., Das Tonsystem aus der Zeit vor 1000, Kцln, 1963; Vogel M., Die Entstehung der Kirchentonarten, в сб.: Bericht ьber den Internationalen Musikwissenschaftlichen Kongress Kassel 1962, Kassel u. a.

, 1963; Dahlhaus С., Untersuchungen ьber die Entstehung der harmonischen Tonalitдt, Kassel (u. a.), 1968.

Ю. H. Холопов

Источник: http://www.belcanto.ru/srednevek.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector