Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Сольфеджио и гармония: зачем их изучатьМузыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля.

Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть.

(К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости.

Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд.

Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

Как правильно подбирать музыкальную гармонию

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем главные ступени лада – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну).

Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й  и 6-й ступеней. Реже –  7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже – ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.
  • Сольфеджио и гармония: зачем их изучать
  • А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:
  • Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

  1. Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так
  2. Сольфеджио и гармония: зачем их изучать
  3. Ну, а кроме стандартных – 1, 4 и 5 ступеней – базы любой тональности, используются следующие гармонии:
  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию.

На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух.

Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем – стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж.

 Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят – “простенький аккомпанемент”.  Он действительно несложный – при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии – это уже ближе к профессионализму.

 Поэтому и называется “подобрать” аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную  ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках – то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и “подбираем” на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, “щупаем” другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет – удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии – дело практики.

Живое исполнение музыкальной композиции всегда гораздо эффектней, чем технический “минус”. Посмотрите и убедитесь сами.

(5

Источник: https://ProPianino.ru/muzykalnaya-garmoniya-kraski-muzyki

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

Из предлагаемой статьи вы узнаете, отчего некоторые студенты-музыканты не любят и гармонию, почему так важно полюбить эти учения и регулярно заниматься ими, и какого результата достигают те, кто благоразумно с терпением и со смирением подходят к изучению этих дисциплин.

Многие музыканты признаются, что в годы своей учебы недолюбливали теоретические дисциплины, попросту считая их лишними, ненужными предметами в программе. Как правило, в музыкальной школе такой венец принимает на себя сольфеджио: ввиду насыщенности школьного курса сольфеджио, учащиеся ДМШ (в особенности прогульщики) частенько не успевают по данному предмету.

В училище ситуация меняется: сольфеджио здесь предстает в «преображенном» виде и нравится большинству студентов, а все былые негодования обрушиваются на гармонию – предмет не понятный тем, кто не справился с элементарной теорией на первом курсе. Конечно, нельзя сказать, что такая статистика точна и характеризует отношение к учебе большинства студентов, но одно можно сказать точно: ситуация недооценки музыкально-теоретических дисциплин чрезвычайно распространена.

Почему так происходит? Основная причина – обыкновенная лень, ну или, если назвать ее приличнее, трудоемкость. Курсы элементарной теории музыки и гармонии строятся на основе очень насыщенной программы, которую нужно освоить за предельно малое количество часов.

Отсюда происходит интенсивный характер обучения и большая нагрузка на каждое занятие.

Ни одну из тем нельзя оставить без проработки, иначе не понять всего последующего, что непременно и приключается с теми, кто позволяет себе прогуливать уроки или не выполнять домашних заданий.

Накапливание пробелов в знаниях и постоянное откладывание решения насущных проблем на потом ведет к полной неразберихе, разгребать которую подвигнется лишь самый отчаянный студент (и немало выиграет в результате).

Таким образом, лень ведет к блокировке профессионального роста ученика или студента благодаря включению тормозящих принципов, к примеру, такого типа: «Зачем разбирать то, что не понятно – лучше забраковать» или «Гармония – это полная чушь и никому кроме сумасбродных теоретиков она не нужна».

Между тем, изучение теории музыки в ее разных ипостасях играет огромную роль в становлении музыканта. Так, занятия сольфеджио целенаправленны на формирование и тренировку важнейшего профессионального инструмента музыканта – его музыкального слуха. Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка:

– увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана;

– услышать музыку и знать, как записать ее нотами.

Элементарную теорию можно было бы назвать азбукой музыки, а гармонию – ее физикой. Если знания по теории позволяют определить и проанализировать любые частицы, из которых сложена музыка, то гармония раскрывает принципы взаимосвязи всех этих частиц, рассказывает о том, как устроена музыка изнутри, как она организована в пространстве и времени.

Просмотрите несколько биографий любых композиторов прошлого, вы обязательно найдете там упоминания о тех людях, которые учили их генерал-басу (гармонии) и контрапункту (полифонии). В деле обучения композиторов именно эти учения считались самыми важными и нужными.

Сейчас же эти знания дают прочную основу музыканту в его повседневной работе: он точно знает, как подобрать аккорды к песням, как гармонизовать любую мелодию, как оформить свои музыкальные мысли, как не сыграть, или не спеть фальшивую ноту, как выучить наизусть музыкальный текст очень быстро и т.д.

Теперь вы знаете, почему так важно с полной самоотдачей заниматься гармонией и сольфеджио, если вы решили стать настоящим музыкантом. Осталось добавить, что изучать сольфеджио и гармонию приятно, увлекательно и интересно.

Источник: https://oruta.ru/maski/garmoniya-solfedzhio-solfedzhio-i-garmoniya-zachem-ih-izuchat-cel-uroka/

Зачем изучать сольфеджио?

Вопросом, зачем изучать сольфеджио и что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу или занимаются музыкой в рамках дополнительного образования. Почему дети, обучающиеся игре на музыкальном инструменте в обязательном порядке изучают сольфеджио? Какая между ними взаимосвязь?

Попробуем познакомиться с этой загадочной музыкальной дисциплиной поближе, возможно, многие вопросы, в том числе изучать или не изучать, отпадут у родителей сами собой.

«Сольфеджио» – красивое итальянское слово, которое сложилось из названий двух нот – «соль» и «фа» и в переводе означает «пение по нотам». Это музыкальная дисциплина, основной задачей которой является развитие музыкального слуха – главного инструмента любого музыканта.

Читайте также:  Кроссворд на тему творчество глинки

Воспитание музыкального слуха, а также развитие чувства ритма учеников достигается на уроках сольфеджио с помощью пения одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений, написания мелодических и ритмических диктантов, слухового анализа музыкального материала.

Самым тесным образом с сольфеджио связана теория музыки. Граница между ними очень условна, поэтому в школе они изучаются вместе, как две составляющих одного предмета: теория музыки теоретически объясняет, из чего и как устроена музыка, а сольфеджио – на практике тренирует навыки, необходимые музыканту.

Основными из таких навыков являются:

Сольфеджирование – пение специальных одноголосных, двухголосных и многоголосных упражнений и номеров (отрывков из известных музыкальных произведений) с называнием каждой ноты. Таким образом развивается интонационный и гармонический слух.

– Восприятие музыки на слух. Слуховой анализ различных созвучий, аккордов, ладов и других музыкальных структур.

– Умение записать услышанную мелодию нотными знаками. Это достигается постоянной практикой написания музыкальных диктантов.

  • Непоседы Открытый урок – Сольфеджио
  • Занятия сольфеджио развивают слух: человек начинает различать самые тонкие звуковысотные, динамические и ритмические нюансы музыки, восприятие и исполнение музыки становится богаче и разнообразнее.
  • Уроки сольфеджио развивают навыки интонирования (“чистого”, точного пения без фальши): человек может воспроизвести музыку и вслух и про себя, “слышать внутренним слухом”.
  • Умение читать с листа (петь или играть без ошибок совершенно новый музыкальный текст), которому на сольфеджио уделяется значительная часть урока, необходимо каждому музыканту, не только профессионалу, но и в не меньшей степени любителю: быстро воспроизвести нотный текст невозможно без наработанных умений, полученных еще в самые первые годы обучения музыке.

Для тех, кто хочет сочинять музыку, знания, полученные на уроках сольфеджио, являются базовыми. Благодаря отточенным навыкам, музыкант может перенести в нотную тетрадь мелодию, которая возникла у него в голове, а также грамотно выстроить форму произведения.

Уроки сольфеджио помогают легко подобрать по слуху музыкальное сопровождение к любой мелодии или саму мелодию, что так необходимо музыканту-любителю.

Зачем изучать сольфеджио? Если отвечать одним предложением, то для развития музыкального слуха : именно сольфеджио превращает его из простой музыкальной способности в мощный профессиональный инструмент.

Источник: https://rcmuzyka.com/zachem-izuchat-solfedzhio/

Для чего нужно сольфеджио?

Для чего нужно сольфеджио?

(выступление на род.собрании Макейчук В.А.)

Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий. Задача нас взрослых — не только сохранить хрупкий мир ребёнка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность, и возможен подъём на более высокий духовный уровень.

Ю.П. Юкечев.

Что мы знаем о сольфеджио? Множество детей и их родителей, не связанных с музыкой, считает его чем-то нудным и лишним, вроде жужжания надоевшего комара. Но это ведь далеко не так!

Всем понятно, что глухой не слышит музыки совсем. Человек с неразвитым слухом слышит в ней простейшие элементы выразительности: динамику, темп, родные интонации бытовой музыки, кочующие из мелодии в мелодию. Человек с развитым слухом слышит тонко и изыскано. Россыпи звуков он умеет удивительным образом превращать внутри себя в захватывающую полифонию чувств.

Необходимо совершенно отчетливо осознавать и не таить никаких иллюзий, что литературные соревнования по подбору эпитетов к услышанной музыке могут хоть как-то помочь УСЛЫШАТЬ музыку.

Чтобы это произошло, надо иметь развитое слуховое восприятие, а не способность хорошо и красиво говорить. Как образно написал профессор В.

 Медушевский нужно сформировать у детей музыкальный слух «как орган поиска небывалой красоты…».

Дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться музыкой — от фольклора до творений великих классиков, называется СОЛЬФЕДЖИО.

Оно способно помочь ребенку постепенно превратить в своем сознании музыкальный шум в звуковое наслаждение. Поэтому сольфеджио должно быть основой любого сколько-нибудь серьезного обучения музыке.

Говоря «серьезного», здесь имеется в виду не только профессиональное обучение, а любое обучение музыке, от которого предполагается, что будет толк.

Когда детишки начинают учиться музыке, то первое, что они узнают – это названия нот, их написание на нотном стане, их длительности. Без этого ничего невозможно сыграть. Вот это-то и есть начатки сольфеджио, и их преподаёт педагог по специальности – тот, кто учит играть на инструменте. Строго говоря, это

теоретическая часть, но без неё продвинуться в нашем деле нельзя. Это как учить буквы, которые потом сложатся в слова, это – музыкальная грамота. Ну и конечно, в школе есть и отдельный предмет – «сольфеджио», который ведут профессионалы, специалисты именно по этому вопросу.

Дальше – больше! Зная музыкальную грамоту и развивая свой слух, дети научаться читать ноты – вначале медленно, а затем всё более бегло. Затем, понимая логику строения музыкального предложения – фразы – юные таланты начнут быстрее и осмысленнее осваивать музыкальные произведения.

Это ускорит их прогресс в игре, расширит репертуар, откроет новые возможности.

Вы улавливаете, какие открываются горизонты, какие перспективы появляются у детей? Понимание основ строения музыки, её законов расширяет «слышание», придаёт игре смысл и неповторимость-ту «изюминку» индивидуальности, которая и отличает одарённых людей.

Что же надо сделать, чтобы не упустить эту возможность? Посещать регулярно уроки сольфеджио – раз. Делать домашние задания – два.

Если ребёнку самому вдруг что-то показалось сложным или непонятным -постарайтесь ему помочь. Не можете, не понимаете сами? Ещё раз попросите педагога объяснить. Пропущенные и непонятные материалы – настоящий бич. Это как в математике: что-то упустил – и всё последующее становится непонятным абсолютно. Нельзя доводить до такого положения вещей.

Очень печально видеть, когда способный человечек, хорошо играющий на своём инструменте, не может поступить в училище или специальную музыкальную школу, потому что у него огромные пробелы в знаниях и умениях по сольфеджио. А ведь дальше предстоит изучение гармонии и полифонии.

И что же – этот бедолага так и останется за бортом профессии, к которой у него есть несомненные способности только оттого, что на раннем этапе занятий он чего-то не усвоил? А родители вовремя не озаботились ему помочь? Есть такие ученики, которым как раз такая ситуация помешала развернуться в полную силу – они всё время в чём-то отставали, что-то не понимали.

Некоторые части музыкальной ткани так и оставались для них тарабарщиной – так они у них и звучали. А всё потому, что они не уделяли этому предмету должного внимания.

Сольфеджио – это наша «пояснительная записка», наша «палочка-выручалочка», это волшебные слова, открывающие вход в пещеру, полную сокровищ. Как же нам с ним поладить? Что же это за наука?

Это наука о том, как строится «тело» музыки.

Это предмет, на котором можно найти ответы на многие вопросы: как подобрать на инструменте любимую мелодию, где живут эти “загадочные” аккорды, можно ли записать услышанную мелодию по памяти? Сольфеджио – это занимательная музыкальная математика, формы развития музыкального слуха и чувства ритма, помощь в чтении с листа незнакомой пьесы и многое другое.

В этой статье затронуты вопросы пользы от изучения сольфеджио при игре на инструменте. Но не забывайте, что дети могут захотеть сочинять музыку, и тогда это будет уже просто их «хлеб». И при подборе «на слух» на инструменте умение услышать и узнать – просто незаменимо.

Итак, помните – уделяя должное внимание сольфеджио, Вы работаете на будущее своего ребёнка. Не допускайте сбоев! Желаю удачи!

Источник: http://gdmshkola.ru/index.php/roditelyam/sovetuem-prochitat/dlya-chego-nuzhno-solfedzhio

Конспект по сольфеджио мелодия и гармония. Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? Примеры аккордовых последовательностей

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? – люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин
.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической “сущности”.

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) – некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении – колледже) – даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ
(от названия звуков соль и ми) – пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ – музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения.

В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства – элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.

) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический , полифонический , ритмический, анализ формы и так далее).

Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный : произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.ГАРМОНИЯ (греч. – связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие». РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ – возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

Читайте также:  Виды музыкального слуха что к чему

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА – так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, “специальная литература”, “справочная литература”, “научная литература”.

Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах.

В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений.

  • Открытый урок по сольфеджио для 4 класса
  • детской музыкальной школы
  • «Путешествие в королевство Гармонии»
  • Подготовила:

Иванова Е. В.

  1. Преподаватель музыкально-
  2. Теоретических дисциплин
  3. Тема урока:
    «Путешествие в королевство Гармонии».
  4. Цель урока:
    Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.
  5. Задачи:
  1. Знать основные закономерности гармонического языка;
  2. Знать теоретические правила построения аккордов;
  3. Владеть навыком грамотной записи аккордов;
  4. Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
  5. Владеть навыками жанрового варьирования;
  6. Владеть навыками трёхголосного пения;
  7. Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
  8. Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование:

  1. Фортепиано;
  2. Доска с магнитами.

Наглядные пособия:

  1. Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

Раздаточный материал:

  1. Нотные тетради;
  2. Простые карандаши;
  3. Листы со стихами каждому учащемуся.

Нотный материал:

  1. «Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)

4 класс ДМШ.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о гармонии.
  3. Интонационная настройка в Ре мажоре.
  4. Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение «краски» аккордов.
  5. Гармонический анализ нотного текста.
  6. Игра аккордовой цепочки в другом жанре – в жанре польки.
  7. Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух.
  8. Пение трёхголосной последовательности.
  9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
  10. Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Конспект урока.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

  • Ученики:
  • Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
  • Учитель:
  • А что такое аккорд?
  • Ученики:
  • Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.
  • Учитель:
  • Ребята, а какие вы знаете аккорды?
  • Ученики:
  • Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд…
  • Учитель:

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

  1. Ученики:
  2. Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
  3. Учитель:
  4. Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».
  5. Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
  6. Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.
  7. Учитель:

Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.

Ученики поют и определяют «краску»: II
53 –
минорное,
III
53
– минорное,
VI
53 –
минорное, VII53 –
уменьшенное. Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных – паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.

Учитель:

Источник: https://crimea-fun.ru/konspekt-po-solfedzhio-melodiya-i-garmoniya-solfedzhio-i-garmoniya/

Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности :

Одним из самых значимых средств музыкальной выразительности в музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, “договаривает”, дополняет мысли, заложенные в ней.

Вместе с тем, гармония в музыке – это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Что такое гармония в музыке? Определение – это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

Определение

Гармония – многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий “благозвучие”, и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.

  • Гармония – неотъемлемая часть художественного мышления
  • Гармония – приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что “благозвучие”
  • Гармония – слово греческого происхождения, которое означает стройность, соразмерность, пропорциональность, созвучность.
  • Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.
  • Гармония – одно или группа созвучий
  • Гармония – учение о последовательности созвучий
  • Гармония в узком значении – это системные принципы организации звуковысотных соотношений
  • Гармония в широком значении – любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы.
  • Гармония – объединение звуков в созвучия и их связное последование
  • Гармония – научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из важнейших сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связей между ними

Действительно, определения гармонии разнообразны. Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов.

Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все…).

Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она – одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.

В современном значении термин “гармония” начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.

Особенности гармонии

Как видно из определений, гармония – наука непростая. Главное, что изучается в гармонии – аккорд. Как и гармония в музыке, аккорд имеет несколько значений, различные авторы учебников трактуют его по-разному.

Аккорд – созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям

Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.

Аккорд – созвучие из трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.

Источник: https://www.syl.ru/article/399994/chto-takoe-garmoniya-v-muzyike-opredelenie-ponyatie-i-osobennosti

Можно ли научиться слышать, или Как полюбить сольфеджио?

Наша статья посвящена тому, как научиться слышать и отгадывать интервалы или аккорды на слух.

Пожалуй, каждому ребенку нравится учиться там, где у него получается. К сожалению, сольфеджио часто становится нелюбимым предметом в силу своей сложности для некоторых учащихся. Тем не менее, это предмет нужный, хорошо развивающий музыкальное мышление и слух.

Наверное, каждому, кто когда-либо обучался в музыкальной школе, знакома такая ситуация: на уроке сольфеджио одни дети с легкостью анализируют и выполняют музыкальные задания, другие же, напротив, не понимают происходящее из урока в урок. В чем тут причина – в лени, неумении шевелить мозгами, непонятном объяснении или в чем-то еще?

Можно даже со слабыми данными научиться строить аккорды и гаммы, можно научиться считать ступени. Но вот что делать, когда дело доходит до отгадывания звуков на слух? Что делать, если ну никак не откладывается в голове звучание разных нот и все звуки похожи один на другой? Некоторым умение слышать дается от природы. Не все такие счастливчики.

Как в любом деле, чтобы появился результат, важна система и регулярные тренировки. Поэтому необходимо внимательно слушать объяснения педагога с первой минуты.

Если же время упущено и на уроках у вас не получается распознать интервалы или аккорды, то другого варианта, как вернуться к началу изучения темы, нет, т. к. незнание азов не позволит освоить разделы более сложные.

Лучший вариант – нанять репетитора. Но не все могут или захотят это себе позволить.

Есть еще одно решение – поискать подходящий тренажер в интернете. К сожалению, найти понятный и удобный тренажер не так-то просто. Предлагаем познакомиться с сайтом Идеальный слух. Это один из немногих ресурсов, который посвящен именно отгадыванию на слух и очень прост в использовании. Как им пользоваться, можно посмотреть здесь.

Попробуйте начать с малого – например, научитесь отгадывать два-три интервала на этом тренажере и вы поймете, что слуховой анализ – это не так уж и сложно.

Если будете уделять хотя бы пару раз в неделю подобным тренировкам минут по 15-30, со временем пятерки по слуховому анализу обеспечены. Тренироваться в данной программе интересно. Это похоже на игру.

Единственным минусом является отсутствие функции определения в тональности. Но это уже мы слишком многого хотим…

Источник: https://muz-teoretik.ru/mozhno-li-nauchitsya-slyshat-ili-kak-polyubit-solfedzhio/

RAW или JPEG, что лучше?

Главная » Роды » План-конспект урока по сольфеджио на тему “четыре вида трезвучий”. Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? Конспект по сольфеджио мелодия и гармония

преподаватель дополнительного образования

МОУ ДОД «ДШИ р.п. Тельма

  • План-конспект урока
  • Преподаватель:
    Дутова Ольга Анатольевна
  • Предмет:
    сольфеджио

Тема урока: Эмоционально-образное восприятие гармонического языка на уроках сольфеджио.

  1. Форма проведения
    : коллективная
  2. Тип урока:
    урок совершенствования знаний и умений
  3. Цель урока:
    Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио через эмоционально – образное восприятие.

  4. Задачи:
  5. Образовательные:
  6. Закрепление знаний о теоретических правилах построения аккордов;
  7. Знакомство с основными закономерностями гармонического языка;
  8. Овладение навыком грамотной записи аккордов;
  9. Овладение умением осуществлять гармонический анализ нотного текста;
  10. Овладение навыками жанрового варьирования;
  11. Формирование начальных навыков вокальной импровизации;
  12. Закрепление умение проводить слуховой анализ.
  13. Развивающие:

  14. развитие музыкальной памяти, внимания, воображения;
  15. Развитие внутреннего, гармонического слуха.
  16. Воспитательные:

  17. развитие коммуникативной культуры поведения и общения;
  18. Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  19. Методы:
  20. – наглядно-образный;

  21. – словесный;
  22. – аналитический ;
  23. – объяснительно- иллюстративный;

  24. – проблемно – поисковый.

  25. Реализуемые педагогические технологии:
  26. Личностно- ориентированные (развивающего обучения);
  27. Информационно-коммуникативные;
  28. Предметно-ориентированные;
  29. Групповой деятельности.
  30. Оборудование:
    фортепиано; доска с магнитами.
  31. Наглядные пособия:
    Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
  32. Раздаточный материал:
    • Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64; S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;
    • Карточки – ноты;
    • Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;
    • Листы со стихами каждому учащемуся.
    • Нотный материал:

План урока

1. Организационный момент.
Приветствие, сообщение названия темы и цели урока.

  1. 2. Основная часть
  2. Беседа о гармонии.
  3. Интонационная настройка в Ре мажоре.
  4. Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение “краски” аккордов.
  5. Гармонический анализ нотного текста.
  6. Игра аккордовой цепочки в другом жанре – в жанре польки.
  7. Слуховая работа и запись аккордовой цепочки на слух.
  8. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
  9. 3. Заключительная часть
  10. Подведение итогов: формулировка вывода, выставление оценок.
  11. Формулировка домашнего задания – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
  12. Рефлексия учеников.
  13. Конспект урока
  14. На доске заготовлены наглядности.
  15. Преподаватель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

  • Ученики:
  • Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
  • Преподаватель:
  • А что такое аккорд?
  • Ученики:
  • Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.
  • Преподаватель:
  • Ребята, а какие вы знаете аккорды?
  • Ученики:
  • Трезвучие, септаккорд, секундаккорд:
  • Преподаватель:

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

  1. Ученики:
  2. Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
  3. Преподаватель:
  4. Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: “Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора”.
  5. Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
  6. Ребята поют, преподаватель прикрепляет на доске карточки с названием аккордов Т53, S
    53 D
    53
  7. Преподаватель:

Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем “краску” трезвучий.

Ученики поют и определяют “краску”: II53 – минорное, III53 – минорное, VI53 – минорное, VII53 – уменьшенное.

Учитель на доске прикрепляете карточки с названиями аккордов под изображениями придворных. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.

Преподаватель:

Источник: https://jeisport.ru/plan-konspekt-uroka-po-solfedzhio-na-temu-chetyre-vida-trezvuchii/

Новое о старом: гармония на уроках сольфеджио в музыкальной школе

Гусева А. В.

  • Новое о старом:
  • гармония на уроках сольфеджио в музыкальной школе
  • – Сыграй доминантсептаккорд от звука соль.
  • Ученик сыграл.
  • – Какой тональности он принадлежит?
  • – Так он же от звука!
  • Из подслушанного диалога преподавателя с учеником

    Вот уже сколько десятков лет в нашей стране сохраняется традиция – с первого по седьмой класс на уроках сольфеджио изучаются основы классической музыки. На следующем этапе обучения музыке – в училище – происходит практически то же самое.

Но можно ли утверждать, что одиннадцать (!) лет общения с учебной дисциплиной сольфеджио  приводят к положительным результатам, а именно, – учащиеся чисто поют выученные номера, поют   с листа, слышат все изученные за этот период классические элементы, пишут одноголосные и двухголосные диктанты (мы оставляем пока без критической оценки сложившиеся формы работы на сольфеджио и, тем более, конечные цели этой учебной дисциплины)? К сожалению, приходится констатировать обратное: чем больше усугубляется теоретическая платформа предмета, призванного воспитывать и развивать музыкальный слух, особенно в начальных классах музыкальной школы, тем скромнее выглядят результаты выпускного экзамена в данном случае. Вопрос, связанный с эмоциональным отношением к сольфеджио, с формированием искренней заинтересованности в музыке за счет часов, проведенных на уроках сольфеджио, лучше опустить.

    А ведь на дворе уже ХХI век! И от классической эпохи нас отделяет, можно сказать, период в три столетия.

Неужели за это время не сложилась методика, необходимая для скорейшего и успешного освоения  основ классической системы? Скорейшего  потому, что надо бы еще успеть познакомиться (хоть чуть-чуть) с какими-то элементами музыкальной речи, свойственной веку предыдущему – веку двадцатому!   

   В ответ можно услышать возражения преподавателей: «Какие новации ХХ века? Нам бы азы классики освоить». Но ведь играют дети на специальности что-то из музыки ХХ века, например, пьесы Бартока, Прокофьева, Слонимского, Металлиди. Значит, и в сольфеджио должны найти отражение хотя бы некоторые новации предыдущего столетия.

Если учесть, что у пианистов и струнников в вузе отсутствует предмет под названием сольфеджио, а при поступлении в консерваторию ими показываются знания лишь классических элементов,  то стоит признать, что слуховая работа по освоению особенностей музыкального языка ХХ века учебными планами в настоящий момент не предусматривается.

     Современный учащийся, между прочим, не только играет на уроках по специальности что-нибудь из Бартока, Сигмейстера, Прокофьева и еще из кого-нибудь нашей современности, но и звонит по мобильному телефону, с шести лет уже активно играет в компьютерные игры, на каникулах ездит в Египет, Финляндию или Швейцарию.

А в нотных тетрадках по сольфеджио у выпускника музыкальной школы можно найти следующие задания: построить доминантсептаккорд от звука си бемоль вниз, разрешить тритон всеми доступными средствами, определить на слух тонические, доминантовые, а иногда и субдоминантовые аккорды, находящиеся в гордой изоляции, сами по себе, т. е.

,  принадлежащие разным тональностям и, конечно же, без привязки к какому-либо музыкальному тексту. Со стороны преподавателя неподдельное негодование может вызвать, например,  незнание учащимся ключевых знаков фа диез минора.

В то же время стандартные приемные требования по сольфеджио при поступлении в музыкальное училище, несмотря на многочисленность тестов, входящих в данный экзамен, не включают ни одного задания, выявляющего музыкальную отзывчивость абитуриента, а также его практические навыки в  области музыки.    

    Критическое состояние современного музыкального образования за последние годы все больше становится предметом научных дискуссий, научно-методических конференций. Наболевшие проблемы музыкального образования получили своеобразную концентрацию в весьма симптоматичном по своему названию сборнике статей «Как преподавать сольфеджио в ХХI веке», вышедшем в 2006 году.

Редактор-составитель этого сборника М. Карасева отмечает, что «вопрос о выживаемости музыкально-теоретических дисциплин (и сольфеджио в их числе) на любом уровне отечественного образования стоит сегодня как никогда остро». Е.

Дерунец указывает на причину кризисного положения дел в учебном процессе: «Оторванность музыкально-теоретических дисциплин от непосредственных нужд исполнительской практики приводит к тому, что полученные учащимися знания оказываются непрочными, и значительная их часть вскоре исчезает из памяти». Е.

Лернер приходит к выводу о необходимости использования радикальных мер:  «проект новой программы по теоретическим предметам можно разработать лишь при одном условии – пересмотра концепции всей системы музыкального образования».

Источник: https://harmonyspb.ucoz.ru/publ/novoe_o_starom_garmonija_na_urokakh_solfedzhio_v_muzykalnoj_shkole/1-1-0-18

Это страшное слово СОЛЬФЕДЖИО, зачем его учить и чем отличается от гармонии и теории музыки — videonews.club

After a hard day, everyone wants to quickly relax on their favorite bed and get distracted by exciting videos.

Any visitor to our site will be able to find an exciting video to their taste and interest. Even the most sophisticated viewer will find something worthy for himself.

Our site allows each visitor to watch videos in the public domain, without any registration, and most importantly, all for free.

We offer you a wide variety of entertaining, informative, children's, news, music, humorous videos in excellent quality, which is good news.

Informative videos will not leave anyone indifferent. They contain confirmed facts in which a detailed explanation is given in a certain subject. Such videos are lured by not only informativeness, but also by picturesqueness and picture quality.

Movies about animals, nature and travel are watched with enthusiasm not only by adults, but also by children.

After all, it is very interesting for everyone to follow the wildlife in the wild, thereby developing and learning something new for themselves.

Humorous videos are great for an evening out. More than ever, after a hard working day, humor will help you distract from life's problems or laugh heartily in the company of friends. Here you can find various sketches, stand-ups, pranks, video jokes and various comedy shows.

Music in the life of every person is very important. It motivates each of us, uplifting, forcing us to move forward. For any visitor, we have excellent collections of music videos, including a large number of different genres and styles, foreign and domestic artists. Even if you're passionate about something, music videos are great for listening in the background.

Video news is the most spectacular format of modern news. On our site you can find a variety of news videos on any topic that is fascinating to you.

News from the official media, sports, science, technology, fashion news, politics news, scandalous events from the world of show business and much more.

You will always be up to date with all the latest interesting, and most important news and events in the world.

Young children are very active, but sometimes they need to be interested in something to go about their business or just relax with a cup of coffee. In this matter, cartoons will help parents perfectly.

After all, it is the cartoons that will help attract your child for several hours. We have a wide variety of old and new cartoons, short and full-length. For any age and any interests.

Your child will be delighted, and you will be distracted.

We are very pleased that our site will be able to help you in various life situations. We tried to find suitable content for our viewers. We wish you a pleasant viewing.

Источник: https://videonews.club/video/DvAUyCSadJH/eto-strashnoe-slovo-solfedjio-zachem-ego-uchit-i-chem-otlichaetsya-ot-garmonii-i-teorii-muzyiki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector