Фригийский оборот — это гармонизация верхнего нисходящего тетрахорда натурального минора (то есть хода I — VII — VI — V). Этот тетрахорд обычно встречается либо в сопрано («фригийские обороты на сопрано»), либо в басу («фригийские обороты на бас»).
Название — от фригийского лада (звукоряд которого соответствует натуральному минору с низкой II ступенью): верхний тетрахорд натурального минора совпадает с нижним тетрахордом фригийского лада.
Фригийские обороты условно группируются по тому, как гармонизуется самая специфическая его ступень — VII натуральная. Она может быть либо основным тоном, либо терцовым, либо квинтовым, либо септовым; остальные аккорды «подстраиваются».
Часто фригийский оборот начинается с тоники (T 5 3 или T 6), а заканчивается на D 5 3 , но это необязательно. Возможно начало с VI 5 3 или S 5 3 , например.
На каждую ноту фригийского оборота также может приходиться более одного аккорда (например, на последнюю — K 6 4 D 5 3).
Фригийские обороты на сопрано
Фригийские обороты на бас
В натуральном миноре аккорды D-функции изменяют свое строение, а именно:
VI5/3 становится минорным(d, V натуральная)
VII становится мажорной
III становится мажорной
- Применение этих аккордов в практике классической гармонии связано с особыми оборотами потому, что эти аккорды лишены в своем составе VII# ступени и не обладают острым тяготением в Т.
-
Аккорды d применяются при гармонизации фригийского оборота
(нисходящее движение от I к V в натуральном миноре). -
Если фригийский оборот переходит в K6/4, то он называется »
фригийская каденция
»
.
Функциональная особенность этого тетрахорда в том, что VII ступень является признаком D-функции, а VI ступень является признаком аккордов S-функции. И образуется ненормативная последовательность D-S, которая смягчена отсутствием тяготения VII ступени в I.
При гармонизации фригийского тетрахорда, обычно он приходи к D(гармонической), но возможно исключение(T).
Т.к. натуральный минор венские классики использовали эпизодически, то приход в конце оборота к D(гармонической) восстанавливает классическую ионику.
В некоторых случаях фригийский оборот возможен без начального звука или без конечного.
Фригийский оборот может помещаться в любом голосе, но чаще всего он бывает в Сопрано или в Басу. Если оборот находится в Сопрано, то он называется «фригийский оборот первого рода», а если в Басу — второго рода.
Фригийский оборот может быть разбросан по голосам.
При гармонизации фригийского оборота возможно использовать Т7(натуральный) с обращениями.
1. Фригийские обороты 1-ого рода:
Все аккорды во фригийском обороте должны быть в одном расположении!
2. Фригийские обороты 2-ого рода:
Аккорды D(натуральной) могут применяться в гармонии не только в связи с фригийскими оборотами. Применение аккордов D(натуральной) часто связано с возникновением переменных функций
в гармонии.
- Переменный функции
— дополнительные функциональные отношения, в которые вступают между собой аккорды в процессе гармонического движения. При этом переменные функциональные отношения образуются только на фоне основных функций.
Я придерживаюсь того мнения, что любое обучение должно проходить в непринужденной атмосфере, без напряга (как это принято говорить нынче) и тем более без капли страха. Страха что-то не понять, страха быть не понятым, страха перед преподавателем.
Ну скажите, какой прок от такой учебы, когда ты неделю настраиваешься на урок, а потом соответственно еще неделю от него отходишь? И тому нет конца и края. Особенно данная мысль актуальная в отношении музыкальных занятий.
Они-то ведь должны приносить человеку радость, удовлетворение и счастье, а не повергать его в глубины небытия и ощущения собственной неполноценности и бессилия.
Такое непринужденное, но в то же время серьезное музыкальное образование предлагает Вам наша онлайн школа Urokimusic, а уроки гармонии скайп, которые входят в её программу, помогут вам раскрутить даже самые запутанные гармонические лабиринты.
И начнем мы их распутывать прямо сейчас. На повестке дня проекта «Уроки гармонии скайп» глобальная тема: натуральный минор во фригийских оборотах
.
Итак, Вы помните, что натуральный минор отличается от гармонического одним звуком – VII повышенной ступенью. Именно поэтому возникает целая группа характерных аккордов – трезвучия d ,
VII
,
III
ступеней.
Продолжаем. Теперь немного из другой области (будем собирать тему как пазл))). Помните такой фригийский лад? Это – старинный церковный модус с низкой II ступенью? Из-за этого при движении вниз получается характерная последовательность полутонов: 2,2,1.
Такая же история случается и в натуральном миноре при движении от первой ступени вниз (если не верите, то посчитайте). По научному это звучит так: верхний тетрахорд натуральной минорной гаммы совпадает по своему интервальному строению с тетрахордом фригийского звукоряда.
Именно поэтому (а не из-за II низкой ступени) данный оборот натурального минора и получил название ФРИГИЙСКОГО.
Это единственный оборот классической гармонии, допускающий после d гармонии d (из-за того, что нивелируется полутоновое тяготение). Это правило распространяется только на данный оборот. Весь остальной процесс протекает в привычном гармоническом миноре.
Лирика в сторону. Теперь обсудим технику исполнения. Если фригийский оборот звучит в мелодии (а Вы уже запомнили, что это последование I
–
VII
–
VI
–
V
, т.е. по до минору – до-си бемоль-лябемоль-соль), то гармонизуется он так:
- t
–
III
–
s
–
D
- VI–III 6 –s–D
- t
6
–
VII
6
–
VI
6
–
D
6
c различными удвоениями
- t
–
t
7
(6 / 5 , 4 / 3)–
s
–
D
.
- Если фригийский оборот находится в басу, то он гармонизуется так:
- t–
VII
–s 6 (II 4 / 3
или
VI)–D
.
Это все. Удачных гармонизаций! Ставлю Тонику. Надеюсь, что наши уроки гармонии скайп будут для Вас очень полезными и крайне увлекательными!
При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт обязательна.
Фригийский лад относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находится малая терция. В сравнении с натуральным минором во фригийском понижена 2 ступень.Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося :
Соединение двух таких тетрахордов и дает нам необходимый лад. В классической музыки получил распространение, так называемый, фригийский оборот, который не имеет ничего общего с фригийским ладом, а является всего лишь гармонизацией верхнего тетрахорда , который является фригийским тетрахордом:
Тоновое строение фригийского лада: П-Т-Т-Т-П-Т-Т
Интересен тот факт, что при утверждении в музыке мажоро-минорной системы (во времена Баха), фригийский , единственный, пережил прочие натуральные лады и оставался третьим по частоте использования. Позже однако и его вытеснила тональная система.
Фригийскому ладу свойственно суровое, мрачное звучание. За счет понижения второй ступени свойственное минору мягко-грустное звучание приобретает холодные оттенки. По всей видимости, по этой причине фригийский лад наиболее распространен в тяжелой музыке.
Классиками, в использовании фригийского лада являются несомненно Metallica. На альбомах периода конца 80-х и до конца 90-х практически в каждой песне можно встретить этот лад.
Вообще, фригийский лада наряду с локрийским является визитной карточкой стиля trash. Хрестоматийный пример использования лада из песни Harvester of Sorrow:
В этом риффе как будто намеренно представлены не только характерные лада, но и некоторые редко используемые. Вообще даже на анализе такого короткого фрагмента можно убедиться в композиционном мастерстве Hetfield.
- Характерные интервалы фригийского лада:
- Малая секунда на первой ступени — используется во множестве мелодий, очень часто в музыке фламенко.
- Используется также для опевания устоя (характерная черта натуральных ладов сопоставление, с постоянным возвращением к основному тону, иначе лад теряет определенность)
- Тритон между 2 и 5 и между 5 и 2 (первый такт из Metallica). За счет вводного характера 2 ступени этот тритон звучит более мрачно, чем в обычной тональности и также используется везде, где только можно:)
- Квинта 2 -6 часто используется в качестве созвучия и реже в качестве мелодической интонации.
- Более редкая интонация 2 — 7, которая за счет широты,чаще используется для создания .
- Еще один пример использования фригийского лада. Песня Take No Prisoners группы Megadeth
- Обратите внимание на используемые
Гармония фригийского лада
Основными отличительными аккордами лада будут те, в которых есть 2 ступень. Это трезвучия II,V и VII ступени. Обратите внимание на то, что трезвучие V ступени , что можно использовать в для создания необходимой окраски.
- Чаще всего используются соединения II-VII и II — I, поскольку они наиболее четко выявляют особенности фригийского лада.
- Использование
- В импровизации фригийский лад может быть использован для обыгрывания при секундовом движении гармонии (либо при наличии явно выраженного фригийского звучания).
- Также фригийский лад можно использовать при необходимости создать восточно-испанское звучание.
- Интересные идеи можно получить, используя пентатоническое звучание внутри фригийского лада. Например, лад от E содержит в себе D
Совмещая эти пентатоники можно получить фригийское звучание. Фригийский лад также распространен в русской музыке (Мусоргский).
- В натуральном миноре аккорды D-функции изменяют свое строение, а именно:
VI5/3 становится минорным(d, V натуральная)
VII становится мажорной - III становится мажорной
- Применение этих аккордов в практике классической гармонии связано с особыми оборотами потому, что эти аккорды лишены в своем составе VII# ступени и не обладают острым тяготением в Т.
-
Аккорды d применяются при гармонизации фригийского оборота
(нисходящее движение от I к V в натуральном миноре). -
Если фригийский оборот переходит в K6/4, то он называется »
фригийская каденция
»
.
Функциональная особенность этого тетрахорда в том, что VII ступень является признаком D-функции, а VI ступень является признаком аккордов S-функции. И образуется ненормативная последовательность D-S, которая смягчена отсутствием тяготения VII ступени в I.
При гармонизации фригийского тетрахорда, обычно он приходи к D(гармонической), но возможно исключение(T).
Т.к. натуральный минор венские классики использовали эпизодически, то приход в конце оборота к D(гармонической) восстанавливает классическую ионику.
В некоторых случаях фригийский оборот возможен без начального звука или без конечного.
Фригийский оборот может помещаться в любом голосе, но чаще всего он бывает в Сопрано или в Басу. Если оборот находится в Сопрано, то он называется «фригийский оборот первого рода», а если в Басу — второго рода.
Фригийский оборот может быть разбросан по голосам.
При гармонизации фригийского оборота возможно использовать Т7(натуральный) с обращениями.
1. Фригийские обороты 1-ого рода:
Все аккорды во фригийском обороте должны быть в одном расположении!
2. Фригийские обороты 2-ого рода:
Аккорды D(натуральной) могут применяться в гармонии не только в связи с фригийскими оборотами. Применение аккордов D(натуральной) часто связано с возникновением переменных функций
в гармонии.
- Переменный функции
— дополнительные функциональные отношения, в которые вступают между собой аккорды в процессе гармонического движения. При этом переменные функциональные отношения образуются только на фоне основных функций.
Источник: https://profov.ru/nalogovoe-planirovanie/frigiiskii-oborot-garmoniya-prohodyashchie-i-vspomogatelnye-oboroty-dlya-resheniya.html
Фригийский оборот гармония. Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии
Фригийский оборот
(нем.
phrygische Wendung) – это мелодико-гармонический оборот, основанный на нисходящем (от 1-й к 5-й ступени) втором тетрахорде натурального минора. По интервальному строению этот тетрахорд совпадает с первым тетрахордом фригийского лада, отсюда и название:
Фригийский тетрахорд может располагаться как в верхнем голосе, так и в басу.
Для гармонизации 7-й ступени натурального минора в сопрано используется трезвучие 3-й ступени, а также септаккорд или квинтсекстаккорд 1-й ступени:
Фригийский оборот в середине построения
или в начале 2-го предложения может начинаться с тонического секстаккорда (t6):
Фригийский тетрахорд в басу
(lamentobass) может быть гармонизован следующим образом:
Фригийский оборот, завершающийся мажорным доминантовым трезвучием (D53), может быть использован в качестве половинного кадансового оборота, поэтому Н. А. Римский-Корсаков назвал такой оборот “фригийским кадансом”
(см. нотные примеры выше).
Нисходящий второй тетрахорд в мажоре может иметь аналогичную в функциональном отношении гармонизацию, но с использованием аккордов мажорного лада (попробуйте перегармонизовать приведенные выше нотные примеры).
Примеры из музыкальной литературы
Ф. Шопен. Ноктюрн до-диез минор. В 1-м и 2-м тактах – фригийский оборот в сопрано:
Т. А. Витали. Чакона g-moll – фригийский оборот в басу (Lamentobass)
:
Задание:
Транспонируйте приведенные в нотных примерах фригийские обороты во все минорные тональности квинтового круга.
Литература
- Абызова Е. Гармония.– М., 2008.
- Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.– М., 1984.
- Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. – М.-Л., 1949. С.44-45.
- Тюлин Ю., Привано Н. Учебник гармонии.– М., 1986.
- Ulrich Kaiser, Lamentobass. Musik aus vier Jahrhunderten
, (= OpenBook 5), inkl. Software AnaVis von Andreas Helmberger und Ulrich Kaiser. – Karlsfeld, 2013.
Фриги́йский оборо́т
(нем. phrygische Wendung) в музыке — нисходящий ход по ступеням звукоряда натурального минора , от первой к пятой ступени. У Н. А. Римского-Корсакова , впервые систематически описавшего фригийский оборот на русском языке, носит название «фригийской последовательности» . Названием фригийский оборот обязан сходству с нижним тетрахордом фригийского лада .
Типичная гармонизация фригийского оборота в мелодии выглядит как I-III-IV-V:
Фригийский оборот в басу (типичные гармонизации I-V 6 -IV 6 -V или I-VII-IV 6 -V) заканчивается фригийской каденцией (которая может возникать и в других, кроме упомянутых, звуковысотных контекстах):
Фригийский оборот довольно часто встречается в музыке барокко — у А. Корелли (Concerto grosso, op. 6 № 3, Grave), И.С. Баха , Г.Ф. Генделя (оратория «Иуда Маккавей»), редко в музыке венских классиков, затем возобновляется (в качестве осознанного модализма) у западноевропейских романтиков (Ф. Лист , Ф.
Шопен и др.), в русской национальной композиторской школе (А.Л. Гурилев , М.И. Глинка , Н.А. Римский-Корсаков , М.П. Мусоргский , А.К. Глазунов и др.). В южно-испанской народной музыке фригийский оборот (именуемый там «андалусийской каденцией») — специфическая особенность многих жанров (palos) фламенко .
Напишите отзыв о статье «Фригийский оборот»
Примечания
Литература
- Римский-Корсаков Н.А.
Практический учебник гармонии. СПб., 1886; 19-е изд., М., 1956 (задачи №№ 16-17). - Дубовский И.И., Евсеев С.В., Соколов В.В., Способин И.В.
Учебник гармонии. М., 1937-38 (тема 25).
Отрывок, характеризующий Фригийский оборот
Источник: https://dekto.ru/frigiiskii-oborot-garmoniya-prohodyashchie-i-vspomogatelnye-oboroty/
Виды гармонических оборотов
Вспомогательных оборотов покажу совсем немного и очень простые. Вспомогательный гармонический оборот часто происходит на выдержанном басу (но опять-таки не обязательно). Здесь в роли проходящего аккорда выступает доминантовый квартсекстаккорд (D64). Показан этот оборот и в широком, и в тесном расположении.
Но это всего лишь рекомендация, и, ни в коем случае, не правило. Дело в том, что и крайние аккорды в этой последовательности могут принадлежать и совершенно разным функциям (мы с вами такие примеры увидим).
Трезвучие второй ступени вообще относится к категории редко вводимых гармоний, гораздо чаще применяется секстаккорд второй ступени (II6), но в проходящем обороте его появление очень даже приятно. Возможно множество вариантов проходящих оборотов с участием разных аккордов.
И ещё один очень распространённый – II2, его удобно применять после разрешения D7 в неполное трезвучие, для того чтобы восстановить полную структуру.
Эти обороты можете для себя выписать на листочек, ну или просто можно сохранить страничку в закладках – иной раз вот такие вот оборотики очень даже выручают. Кроме того, MDMA действует как стимулятор, хотя и не такой сильный, как амфетамины.
Один из друзей Шульгина — психотерапевт Лео Зеф — ещё в 1977 году был поражён терапевтическим потенциалом MDMA и с энтузиазмом начал использовать его в практике.
Начиная с середины 1970-х он начинает всё чаще встречаться в конфискованных образцах наркотиков, и к 1980 начинает преобладать над MDA. Запрет не остановил последующего распространения MDMA, как и в случае с другими психоделиками.
Пик распространения экстази в США и Европе пришёлся на начало 2000-х годов, затем его потребление несколько упало и более-менее стабилизировалось:16.
Эта борьба вылилась в серию политических решений, затрагивавших в том числе и научные исследования.
Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии
Круг охватываемых аккордов – главные трезвучия с их обращениями, секстаккорды второй и седьмой ступеней, септаккорды с обращениями – доминантовый, второй ступени и вводный.
При гармонизации мелодии проходящий оборот мы узнаём как раз по поступенному терцовому ходу мелодии вверх или вниз с соблюдением ритмических условий этого проведения.
Между тоникой и её секстаккордом можно поместить также и другие проходящие аккорды, например, доминантовый терцквартаккорд (D43), или секстаккорд седьмой ступени (VII6).
Что такое вспомогательный оборот?
Здесь следует обратить снимание на то, что в самом секстаккорде второй ступени (в II6), а также в проходящем тоническом секстаккорде (T6) нужно удвоить терцию! Отсюда очевидное удобство его применения при гармонизации баса (ещё один способ ритмического дробления, наряду с простым перемещением аккорда).
Это конечно S64 между тоникой (аналогично и тонический квартсекстаккорд между доминантой). На сём, пожалуй, и закончим. Успехов в решении задачек! MDMA как психоактивное вещество действует сразу на несколько нейромедиаторных и нейрогормональных систем и усиливает переживания, как субъективно приятные, так и, в меньшей мере, неприятные:293.
Данные эмоциональные эффекты очень устойчивы, что по мнению некоторых исследователей выделяет MDMA среди других психостимуляторов и психоделиков в отдельную группу эмпатогенов. Однако MDMA может также усиливать депрессию, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния.
Помимо рекреационного использования, до своего запрета MDMA использовался в качестве вспомогательного средства в психотерапии:58.
Тем не менее, по состоянию на 2016 год MDMA не имеет утверждённых медицинских применений, и необходимы дополнительные исследования, чтобы определить баланс рисков и пользы препарата.
Известность к MDMA пришла в конце 1970-х годов благодаря работам американского химика и исследователя психоактивных веществ Александра Шульгина.
Самые распространённые проходящие обороты
Вскоре Шульгин, имевший хорошие связи в научном мире, знакомит с действием этого вещества более широкий круг учёных. Доктор Зеф способствовал распространению информации об открытии в среде психотерапевтов, особенно холистической и Нью Эйдж-направленности.
18.2. Здания и технические сооружения
Зеф дал MDMA название «Адам», исходя из его «способности возвращать субъекта в состояние невинности, предшествовавшее возникновению чувства вины, стыда и собственной недооценки»:13.
С 1980-х начинается распространение MDMA в клубной субкультуре.
Особенно популярным и широко используемым он стал в Калифорнии и в Техасе, где MDMA распространялся в барах и ночных клубах Далласа и Форт-Уэрта.
В Европе широкое клубное распространение экстази — рейвовое движение — берет начало с Балеарских островов в 1986 году:17, и быстро охватывает весь мир:291. Параллельно в профильной комиссии ООН MDMA был внесён в Список I 11 февраля 1986 года, хотя заключение комиссии рекомендовало также продолжить изучение этого вещества:14.
К началу 1990-х годов производство MDMA целиком переместилось в нелегальную, преступную сферу. MDMA стал главным «наркотиком вечеринок» (англ.
party drug) и прочно влился в субкультуру танцевальных клубов и рейвов:202.
Расцвет рейверского движения — Второе лето любви — произошёл в Англии в 1988—1989 годах вместе с музыкой эйсид-хаус, а его символом стал Смайли (англ.Smily) — жёлтый улыбающийся смайл:204.
17.2. Перегонные устройства СЦБ
В дальнейшем появилась тенденция к новому повышению содержания MDMA в таблетках экстази в связи с переходом на новые прекурсоры:115.
Исследования образцов волос людей, принимающих экстази, практически всегда показывают присутствие MDMA (2008 и 2011):291, равно как и анализы продающихся в Европе и США таблеток:46—47.
Ещё одним аргументом является непредсказуемость смертельных исходов от приёма экстази и применение принципа предосторожности.
Обнаружив возможность включения проходящего оборота в задаче, можно возрадоваться, только ненадолго, чтобы на радостях не забыть написать бас и отметить соответствующие функции.
Кроме собственно проходящих между обращениями этого септаккорда, возможны разнообразные варианты «смешанных» оборотов – с применением субдоминантовых и доминантовых гармоний.
Этот оборот употребляется только в мажоре, так как в миноре трезвучие второй ступени минорное.
Источник: http://SensaFan.ru/vidy-garmonicheskikh-oborotov/
Задача Online
Решение задач по Гармонии (в том числе online, во время экзамена)
Как мы работаем:
Задачу мы пишем в несколько этапов:
Первый этап.
Вы фотографируете задачу и отправляете её нам. Но дальше вы не сидите просто так в ожидании нашего ответа, а спокойненько достаете черновик и многозначительно «решаете» задачу.
Второй этап.
Примерно через 15-20 минут, после того, как вы нам отправили задачу, мы вам отправим решение того, что успели сделать за это время. Вы начинаете переписывать наш вариант в «чистовик».
Третий этап.
Примерно еще через 15-20 минут мы вам отправляем оставшееся решение. Вы его тоже переписывайте.
Четвертый этап.
Примечание: возможно, что через еще несколько минут мы, проверяя у себя задачу, увидим какую-то ошибку или несколько недочетов. В таком случае мы исправим у себя ручкой в тетради эти ошибки, обведем их и отправим вам фото. Вы видите эти исправления и так же исправляете у себя. Это если ошибки вообще возникнут (это на всякий случай)
Какие могут возникнуть трудности:
С вашей стороны требуется крайняя внимательность при переписывании. Достаточно упустить знак альтерации и гармония изменит свою функцию и не будет соответствовать цифровке. Еще одна трудность — это вид цифровки: в разных ВУЗах цифровки немного отличаются в записи.
Мы все ступени отмечаем римскими цифрами: тоника (I, а не t), доминанта (V, а не d ), субдоминанта (IV, а не s). Если у вас немного другая цифровка, то просто переписывайте её по своему, хотя можете переписывать в точности наш вариант — не должны придираться.
Двойную доминанту мы записываем как DD, потом ставим под ней черту и пишем в каком она представлена обращении римскими цифрами.
Над двойной доминантой справа в верхнем уголке могут стоять плюс и/или минус, а рядом цифры 1 или 3 или 5, которые указывают какой аккордовый тон повысился или понизился в DD.
Если у вас будет модулирующая задача, значит в какой-то момент в цифровке появится что какая-то ступень ровна первой, например: VI = I, мы такой момент для вас обведем, чтобы вы его не упустили, потому что это означает, что после такого » = » вся дальнейшая цифровка идет по новой тональности
Время выполнения 20 — 30 мин. На срочные заказы цена — 500 р.
Задачи онлайн — 500 р.
Перед написанием задачи от вас требуется сообщить нам какие темы по гармонии вы прошли в последний раз (чтобы не написать лишнего), учебник, по которому вы учитесь и срок, к которому требуется решение задачи.
P.s. Также пишем фуги, делаем инструментовку.
Переложение с клавира на партитуру или с партитуры на клавир.
Стоимость зависит от объема работы.
Удачи на экзаменах!
По всем вопросам пишите сюда vk.com/music_911
Источник: http://music911.ru/zadacha-online/
Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии, Музыкальный класс
Многие испытывают сложности в решении задач по гармонии, и причиной тому не отсутствие теоретических знаний по предмету, а некая растерянность: аккордов пройдено довольно много, а вот что из них выбрать для гармонизации – проблема… Частично эту проблему поможет разрешить моя статья, для которой я постарался собрать все наиболее известные, часто употребляемые проходящие и вспомогательные обороты.
Сразу скажу, что все примеры относятся к диатонике. Это значит, что оборотов с «неаполитанской гармонией» и двойной доминантой здесь нет, с ними будем разбираться отдельно.
Круг охватываемых аккордов – главные трезвучия с их обращениями, секстаккорды второй и седьмой ступеней, септаккорды с обращениями – доминантовый, второй ступени и вводный. Если вы не помните, на каких ступенях строятся аккорды, то пользуйтесь шпаргалкой – перепишите для себя табличку вот отсюда.
Проходящий оборот – это гармоническая последовательность, в которой между аккордом и каким-либо из его обращений (например, между трезвучием и его секстаккордом) помещается проходящий аккорд другой функции. Но это всего лишь рекомендация, и, ни в коем случае, не правило. Дело в том, что и крайние аккорды в этой последовательности могут принадлежать и совершенно разным функциям (мы с вами такие примеры увидим).
Гораздо важнее, чтобы выполнялось другое условие, а именно поступенное восходящее или нисходящее движение баса, которому в мелодии может соответствовать противодвижение (чаще всего) или параллельное движение.
В общем, вы поняли: самое важное в проходящем обороте поступенное движение баса + по возможности верхний голос должен зеркально отражать ход баса (т.е. если движение баса восходящее, то в мелодии должно быть движение по тем же звукам, но нисходящее) + по возможности проходящий аккорд должен соединять аккорды одной и той же функции (т.е. обращения одного и того же аккорда).
Ещё одно очень важное условие – проходящий аккорд всегда берётся на слабом времени такта (на слабую долю).
При гармонизации мелодии проходящий оборот мы узнаём как раз по поступенному терцовому ходу мелодии вверх или вниз с соблюдением ритмических условий этого проведения. Обнаружив возможность включения проходящего оборота в задаче, можно возрадоваться, только ненадолго, чтобы на радостях не забыть написать бас и отметить соответствующие функции.
Проходящий оборот между тоническим трезвучием и его секстаккордом
Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/proxodyashhie-i-vspomogatelnye-oboroty-dlya-resheniya-zadach-po-garmonii-muzykalnyj-klass
Бычков Ю.Н. Задачи по гармонии
- Главная страница
- О себе
- Список работ
- Введение в музыкознание
- Музыкальная эстетика
- Ладовая организация в музыке
- Гармония и музыкальная форма
- Музыкальная педагогика
- Статьи и лекции
- Учебные пособия
- Воспоминания
- МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ
им. А. ШНИТКЕ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
БЫЧКОВ Ю. Н.
- ЗАДАЧИ ПО ГАРМОНИИ
- Часть 1
- Учебное пособие для студентов музыкальных училищ и вузов
- МОСКВА — 2006
Печатается по решению ученого совета МГИМ им. А. Г. Шнитке
Рецензенты: Астахов А. П., Громова О. В.
Сборник задач по гармонии предназначается для студентов музыкальных училищ и вузов. Его главная цель — внести дополнительное разнообразие в учебно-методический материал по курсу гармонии.
Пособие может быть использовано в работе со студентами исполнительских и теоретических отделений. Последовательность изучения материала совпадает с принятой в отечественных пособиях по гармонии.
В заключительном разделе сборника предлагаются упражнения в однотерцовой системе и хроматической тональности.
© МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2006 г.
- © Бычков Юрий Николаевич, 2006 г.
- СОДЕРЖАНИЕ
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- От составителя. 3
- Раздел I 6
ТОНАЛЬНОСТИ ДИАТОНИЧЕСКОГО РОДСТВА.. 6
- Отклонения через оборот D-T. 6
- Отклонения через обороты S-T, S-D-T. 9
- Эллипсис при отклонениях в родственные тональности. 9
- Модуляции в тональности диатонического родства. 10
- Раздел II 13
НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ.. 13
- Приготовленное задержание. 13
- Вспомогательные и проходящие звуки. 16
- Неприготовленное задержание. 18
- Предъем и ансамбль неаккордовых звуков. 20
- Органный пункт. 21
- Сложные виды неаккордовых звуков. 22
- Раздел III 24
АЛЬТЕРАЦИЯ. ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ МОДУЛЯЦИЯ.. 24
№№ 63-81
Альтерация аккордов D и S. 24
Уменьшенный 7-ак., вспомогательный к D.. 29
- Энгармонические модуляции. 29 (№№ 82-99, 100-115)
- Раздел IV
- №№ 116-130
- Рахманиновская гармония 42
- Эллипсис. 43
- Сопоставление одноименных тональностей. 47
- №№ 131-147
- Мажоро-минор
- Синтез различных гармонических средств. 52
Раздел V.. 54
- Однотерцовость. 54
- Вводнотоновость. 55
- ПРИЛОЖЕНИЕ: 59
- О гармониях вводнотоновой группы и модуляционных сдвигах в тональности вводнотонового соотношения
- ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Образцы решения задач)
- Бычков Юрий Николаевич
- Задачи по гармонии
- Учебное пособие для студентов музыкальных училищ и вузов
- Издательство «Компания Спутник+»
- 109428, Москва, Рязанский проспект, д. 8а
- Тел.: (495) 730-47-74, 778-45-60
ЛР № 066478 от 30.03.99
Источник: http://yuri317.narod.ru/ped/zad1.htm