Песни великой отечественной войны: из истории пяти известных песен

Песни Великой Отечественной войны: из истории пяти известных песен

Великая Отечественная война — одна из самых героических страниц нашей истории. Мужество людей, их стремление защитить свою Родину не знало границ. Вместе с людьми в солдатский строй встала песня. С первых дней войны песни помогали народу выстоять и победить, они стали оружием, которое подавляет врага.

Прошли годы, но песни военных лет звучат и сегодня, трогая сердца наших современников. У каждой песни есть своя судьба, своя история. Каждая из них раскрывает нам отдельную страницу тех незабываемых событий.

Многие исследователи отмечают подъем песенного творчества в годы Великой Отечественной войны. В этот период были созданы тысячи песен, которые вдохновляли бойцов на подвиг, вселяли в них мужество.

Уже в первую неделю войны советскими композиторами и поэтами были написаны около двухсот новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых, месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен.

Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу — все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».

Песни Великой Отечественной войны: из истории пяти известных песен

  • («Фронтовые песни».)
  • «Священная война». Песня-гимн войны
  • «Моя Москва»
  • «В землянке»
  • «Шумел сурово Брянский лес»
  • «Песня о Ладоге»
  • «Дорога на Берлин»

Культурная жизнь страны во время Великой Отечественной войны

Важную роль в культурной жизни страны во время Великой Отечественной войны сыграли артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп. Они вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады.

Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Песни Великой Отечественной войны: из истории пяти известных песен

(Выступление Л.А. Руслановой.)

Артисты и музыканты делали все возможное для фронта и для победы. Они выступали в воинских частях и госпиталях, устраивали концерты и спектакли, собирали средства для семей фронтовиков, отправляли посылки на фронт.

Артисты Большого театра тоже активно помогали фронту. Они cдали 116 литров своей крови для спасения жизни героев.

Родные артистов встречали санитарные пароходы и поезда, принимали активное участие в разгрузке и эвакуации раненых.

В свои выходные дни артисты Большого театра устраивали шефские концерты, сборы от которых шли в фонд Красной Армии. Таким образом, в фонд обороны было перечислено почти 2 миллиона рублей.

Но главным оружием артистов и музыкантов было их искусство. На радио звучали тематические музыкальные передачи, которые были организованы артистами Большого театра и работниками Всесоюзного радио.

Из справки областного отдела по делам искусств в обком ВКП(б) «О работе предприятий и учреждений искусств области в период Великой Отечественной войны», можно узнать, что всего за годы Отечественной войны работники искусств дали 23 949 концертов и спектаклей, на которых присутствовали почти 13 миллионов человек.

Значение музыки в победе Великой Отечественной войны

Красивые мелодии и жизнеутверждающие стихи всегда приходили людям на помощь в трудную минуту. С первого дня войны и до победного салюта песни всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов. Песня, как верный друг, не покидала фронтовика, она шла с ним в бой, помогала громить немецких захватчиков.

Хорошая песня всегда была верным спутником бойца и в короткие минуты отдыха, когда он вспоминал родных и близких. Она приносила утешение и согревала сердце. Песни были самые разные: нежные и задумчивые, одни отзывались болью утрат, другие были окрашены юмором. Но все они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.

В самые трудные и тяжелые годы были написаны искренние и глубоко патриотические песни, воодушевлявшие красноармейцев на подвиги, придающие силы даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. В решительные минуты песня помогала мобилизовать силы, избавиться от слабости и паники.

Музыка помогала бойцам бить врага, ковать победу и выдержать все тяготы войны. «Оружие у нас есть, пришлите песню» — такие просьбы писали солдаты с передовой.

Песни Великой Отечественной войны: из истории пяти известных песен

(«В минуты отдыха».)

В поэме Твардовского «Василий Теркин» есть замечательные строки:

«Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит

Музыки вдвойне!».

Сегодня иногда пытаются пересмотреть историю и ход войны. Но песни, написанные в годы войны, можно назвать историческим документом, правдиво рассказывающим о том времени.

В ходе работы над проектом были исследованы следующие песни военных лет: «Священная война», «Моя Москва», «В землянке», «Шумел сурово Брянский лес», «Песня о Ладоге», «Дорога на Берлин», сатирические военные песни.

В этих песнях прослеживаются ключевые этапы войны: битва за Москву, блокада Ленинграда, оборона Севастополя, Сталинградская битва, изгнание немецких захватчиков с территории СССР, партизанское движение.

Также была исследована культурная жизнь страны в военные годы в рамках работы фронтовых бригад.

По результатам исследования я пришла к выводу, что песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, отражают исторические события того времени и сами являются частью нашей истории. В процессе исследования подтвердилась гипотеза, что «Песня – лирическая летопись времени».

Спустя 70 лет после войны эти песни по-прежнему любимы и трогают до глубины души. Мы слышали, как раньше эти песни пели наши бабушки и дедушки, и теперь с удовольствием поём их сами. Такие песни хочется петь вместе, они объединяют, потому что в них есть горе и радость, которые понятны каждому.

Архипова Анна Валерьевна, ученица 6 «В» класса, ГБОУ СОШ 806 (отделение 2), г. Москва, Россия.

Источник: https://cpacibodedu.ru/article/2784-istoriya_v_pesnyah_velikoy_otechestvennoy_voynyi

Песни про Великую Отечественную войну 1941-1945

Великая Отечественная война стала самым суровым испытанием для нашего народа. Победа ковалась на фронтах и в тылу нашей огромной страны. Все – от мала до велика – вносили свой посильный вклад для отпора захватчикам. Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала… и песня.

Песня помогла выстоять народу и победить, она стала грозным оружием, не позволившим сломить дух советского народа. В самом начале войны советскими композиторами были созданы сотни новых песен, многие из которых сразу «ушли на фронт». Очень интересные воспоминания оставил Маршал Советского Союза И.

Х. Баграмян. О первых, самых тяжёлых месяцах войны он писал: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».

Песни ярко отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу. Песни иногда лучше политруков говорили о патриотизме, солдатской дружбе и любви. Песни были необходимы человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим чувствам.

Я помню, что мой отец, гвардии старший сержант Иванов Георгий Васильевич, привёз с фронта альбом, в котором были с большой любовью записаны известные нам все песни и их окопные вариации. И такие альбомы были у многих солдат.

А у каждой песни, родившейся в военные годы, своя история, свой путь, и своя судьба.

Песни Великой Отечественной войны: из истории пяти известных песенИсточник: https://pinterest.com

Начало войны было ознаменовано появлением самой суровой и самой яркой военной песни, из когда-либо сложенных людьми. Это «Священная война». О создании этой песни Российское военно-историческое общество» уже писало на своём сайте «История РФ».

«Прощайте скалистые горы»

Кроме маршей, создавались и суровые песни-вальсы о войне. «Прощайте скалистые горы» – песня, посвященная воинам-североморцам, и родилась она на Северном флоте. Однажды, листая старые газетные подшивки, композитор Евгений Жарковский наткнулся на стихи Николая Бунина, которые он переложил на мелодию.

  • Прощайте, скалистые горы,  На подвиг Отчизна зовет!  Мы вышли в открытое море, 
  • В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,  И плещут на борт корабля…  Растаял в далеком тумане Рыбачий, 

  1. Родимая наша земля.
  2. Корабль мой упрямо качает  Крутая морская волна,  Поднимет и снова бросает 
  3. В кипящую бездну она.
  4. Обратно вернусь я не скоро,  Но хватит для битвы огня.  Я знаю, друзья, что не жить мне без моря, 
  5. Как море мертво без меня.
  6. Нелегкой походкой матросской  Иду я навстречу врагам,  А после с победой геройской 
  7. К скалистым вернусь берегам.
  8. Хоть волны и стонут, и плачут,  И плещут на борт корабля,  Но радостно встретит героев Рыбачий, 
  9. Родимая наша земля.

«Вечер на рейде»

Одной из первых лирических песен, появившихся в 1941 году, стала песня Василия Павловича Соловьева-Седого «Вечер на рейде» на слова Александра Чуркина. Зимой композитор выступал на Калининском фронте. После в неформальной обстановке его попросили спеть что-нибудь «для души». Уже со второго куплета ему стали подпевать бойцы:

Споёмте, друзья, ведь завтра в поход  Уйдём в предрассветный туман  Споём веселей, пусть нам подпоёт  Седой боевой капитан.  Припев:  Прощай, любимый город!  Уходим завтра в море,  И ранней порой  Мелькнёт за кормой  Знакомый платок голубой.

  А вечер опять хороший такой,  Что песен не петь нам нельзя.  О дружбе большой, о службе морской  Подтянем дружнее, друзья.  Припев.  На рейде большом легла тишина,  А море окутал туман.  И берег родной целует волна  И тихо доносит бaян.

 

Припев.

Судьба этой песни удивительна. Её считали своей и моряки, и пехотинцы, которые пели «Уходим завтра в поле…». Десантники перед вылетом на свои операции пели: «прощай, земля Большая! Десант наш улетает…». И даже итальянские партизаны на эту мелодию создали свою песню.

«Катюша»

Одной из самых популярных песен войны стала известная «Катюша».

Ещё в 1938 году её создали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше – разведчице, медсестре, партизанке. Но особое звучание песня приобрела, когда народ дал ласковое название «катюша» новому оружию – гвардейскому миномёту.

  • Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша,
  • На высокий берег на крутой.
  • Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила,
  • Про того, чьи письма берегла.
  • Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед И бойцу на дальнем пограничье
  • От Катюши передай привет.
  • Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поёт, Пусть он землю бережёт родную,
  • А любовь Катюша сбережёт.
  • Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша,
  • На высокий берег на крутой.

У этой песни есть замечательное продолжение. В Смоленской области на высоком берегу реки Угры, где рос Михаил Матусовский, был поставлен памятник «Катюше». Памятник песне! Если вы знаете, где есть ещё такой, напишите в нашу редакцию.

«В землянке»

Особое место в солдатских сердцах заняла песня «В землянке».  Стихотворение даже для печати не предназначалось, а когда песня появилась, была принята всеми. И навсегда поселилась в солдатских окопах и блиндажах. Слова принадлежат поэту Алексею Суркову, который передал их композитору Константину Листову, а уже Леонид Утёсов сделал её одним из самых востребованных шлягеров войны.

Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко.

Читайте также:  Ты чья? страшилка про музыкальную школу! творчество наших читателей.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко, А до смерти – четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

«Жди меня»

Вроде совсем простая история у стихотворения «Жди меня» Константина Симонова, написанного в августе 1941 года и посвящённого актрисе Валентине Серовой. Оно тоже не предназначалось для печати, но 9 декабря 1941 года автор прочитал его в радиоэфире.

На основе отзывов от слушателей Симонов всё-таки согласился его отдать в печать, и 14 января 1942 года стихотворение было напечатано в газете «Правда». В 1942 году Матвей Блантер положил его на музыку. Рассказывают, что раненые солдаты во время войны во фронтовых госпиталях, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня».

Песня звучит в фильмах «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943).

  1. Жди меня, и я вернусь.  Только очень жди,  Жди, когда наводят грусть 
  2. Желтые дожди.
  3. Жди, когда снега метут,  Жди, когда жара,  Жди, когда других не ждут, 
  4. Позабыв вчера.
  5. Жди, когда из дальних мест  Писем не придет,  Жди, когда уж надоест 
  6. Всем, кто вместе ждет.
  7. Жди меня, и я вернусь,  Не желай добра  Всем, кто знает наизусть, 
  8. Что забыть пора.
  9. Пусть поверят сын и мать  В то, что нет меня,  Пусть друзья устанут ждать, 
  10. Сядут у огня.

Выпьют горькое вино  На помин души…  Жди. И с ними заодно 

  • Выпить не спеши.
  • Жди меня, и я вернусь,  Всем смертям назло.  Кто не ждал меня, тот пусть 
  • Скажет: «Повезло».
  • Не понять, не ждавшим им,  Как среди огня  Ожиданием своим 
  • Ты спасла меня.
  • Как я выжил, будем знать  Только мы с тобой.  Просто ты умела ждать, 
  • Как никто другой.

«Синий платочек»

В годы войны в солдатской среде была очень популярна незамысловатая песня про синий платочек. В своей книге «Голоса времени» известный поэт А.

Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная…» в солдатских сердцах теплятся слова песни «Синий платочек». Музыка была написана польским композитором Ежи Петерсбурским, а слова Яковом Галицким.

Непритязательная лирическая песня «Синий платочек» стала очень любимой песней солдат на фронтовых концертах, а для Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко стала визитной карточкой.

Синенький скромный платочек  Падал с опущенных плеч.  Ты говорила, что не забудешь  Ласковых, радостных встреч.  Порой ночной  Мы распрощались с тобой…  Нет больше ночек!  Где ты, платочек, 

Милый, желанный, родной?

Письма твои получая,  Слышу я голос родной.  И между строчек  Синий платочек  Снова встает предо мной.  И мне не раз  Снились в предутренний час  Кудри в платочке,  Синие ночки, 

Искорки девичьих глаз.

Помню, как в памятный вечер  Падал платочек твой с плеч.  Как провожала  И обещала  Синий платочек сберечь.  И пусть со мной  Нет сегодня любимой, родной,  Знаю, с любовью  Ты к изголовью 

Прячешь платок голубой.

Сколько заветных платочков  Носим мы в сердце с собой!  Радости встречи,  Девичьи плечи  Помним в страде боевой.  За них, родных,  Любимых, желанных таких,  Строчит пулеметчик  За синий платочек, 

Что был на плечах дорогих!

«Тёмная ночь»

Не менее значимое место на фронтах и в тылу заняла песня «Тёмная ночь» Никиты Богословского на слова Владимира Агатова, написанная для фильма «Два бойца».

Песня стала очень популярной в СССР и одной из самых популярных песен, созданных во время Великой Отечественной войны.

В 2015 году проводилось социологическое исследование, в котором текст песни занял 25-е место в топ-100 самых популярных песен России, включающем в числе прочего русскую и мировую классику.

Темная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают… В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз, Как я хочу к ним прижаться сейчас губами…

Темная ночь разделяет, любимая, нас, И тревожная черная степь пролегла между нами. Верю в тебя, дорогую подругу мою, Эта вера от пули меня темной ночью хранила. Радостно мне, я спокоен в смертельном бою, Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи, Вот и теперь надо мною она кружится… Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!

«Огонёк»

Продолжая тему песен войны нельзя не вспомнить песню «Огонёк». Стихотворение появилось в апреле 1943 года в газете «Правда». Автором стихотворения был Михаил Исаковский, а вот автор музыки неизвестен.

Правда, многие композиторы и музыканты, в том числе и М. Блантер, Н. Макаров, Л. Шварц, И. Лаврентьев пытались сочинять, но это была другая музыка.

Автор известного всем варианта так и остался неизвестен, а для слушателей музыка стала народной.

На позицию девушка Провожала бойца, Тёмной ночью простилася На ступеньках крыльца. И пока за туманами Видеть мог паренёк, На окошке на девичьем Всё горел огонёк. И пока за туманами Видеть мог паренёк, На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

Парня встретила славная Фронтовая семья. Всюду были товарищи, Всюду были друзья, Но знакомую улицу Позабыть он не мог: Где ж ты, девушка милая, Где ж ты, мой огонёк? Но знакомую улицу Позабыть он не мог: Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонёк?

И подруга далёкая Парню весточку шлёт, Что любовь её девичья Никогда не умрёт. Всё, что было загадано, В свой исполнится срок, – Не погаснет без времени Золотой огонёк. Всё, что было загадано, В свой исполнится срок, – Не погаснет без времени

Золотой огонёк.

И спокойно, и радостно На душе у бойца, От такого хорошего От её письмеца. И врага ненавистного Крепче бьёт паренёк, За советскую Родину За родной огонёк. И врага ненавистного Крепче бьёт паренёк,

  1. За советскую Родину,
  2. За родной огонёк.

«Случайный вальс»

Песня «Случайный вальс» – ровесница Сталинградской битвы. Она была написана как раз в дни, когда отмечалась победа над армией вермахта в городе на Волге. Первоначально поэт Евгений Долматовский опубликовал стихотворение под названием «Танцы до утра». Чуть позже Марк Фрадкин придумал мелодию.

На встрече с командующим фронтом Константином Рокоссовским авторы рассказывали о своих творческих планах, и тут политуправление предложило создать им что-то вроде офицерского вальса. После непродолжительной работы была сочинена песня «Офицерский вальс».

Впоследствии песня получила название «Случайный вальс».

Ночь коротка, спят облака, И лежит у меня на ладони Незнакомая ваша рука. После тревог спит городок, Я услышал мелодию вальса И сюда заглянул на часок. Хоть я с вами совсем не знаком, И далёко отсюда мой дом, Я как будто бы снова Возле дома родного… В этом зале пустом Мы танцуем вдвоём, Так скажите хоть слово, Сам не знаю о чём.

Будем дружить, петь и кружить. Я совсем танцевать разучился И прошу вас меня извинить. Утро зовёт снова в поход, Покидая ваш маленький город, Я пройду мимо ваших ворот.

Хоть я с вами совсем не знаком, И далёко отсюда мой дом, Я как будто бы снова Возле дома родного… В этом зале пустом Мы танцуем вдвоём, Так скажите хоть слово,

Сам не знаю о чём.

«Дорога на Берлин»

Закончить наш сборник замечательных песен Великой Отечественной войны хочется песней «Дорога на Берлин». Эта необычная песня, которую мы привыкли слышать в исполнении Леонида Утёсова. Пели её и Марк Бернес, и Иосиф Кобзон.

История песни началась в ноябре 1943 года в белорусском Гомеле, который только что освободили советские войска. Под впечатлением от победы поэт Евгений Долматовский набросал несколько незатейливых строк, а Марк Фрадкин написал музыку. Они презентовали песню Леониду Утёсову. Но время показало, что текст песенки коротковат.

В стихах Долматовского был призыв идти на Минск, но в начале июля Минск освободили, и Утёсов начал подстраиваться под быстро менявшуюся обстановку.

Он самостоятельно стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшава и так далее, заканчивая словами «На Берлин» Песня стала песней Победы…

  • С боем взяли мы Орёл, город весь прошли,  И последней улицы название прочли,  А название такое, право, слово боевое:  Брянская улица по городу идёт –  Значит, нам туда дорога,  Значит, нам туда дорога 
  • Брянская улица на запад нас ведёт.
  • С боем взяли город Брянск, город весь прошли,  И последней улицы название прочли,  А название такое, право, слово боевое:  Минская улица по городу идёт –  Значит, нам туда дорога,  Значит, нам туда дорога 
  • Минская улица на запад нас ведёт.
  • С боем взяли город Минск, город весь прошли,  И последней улицы название прочли,  А название такое, право, слово боевое:  Брестская улица по городу идёт –  Значит, нам туда дорога,  Значит, нам туда дорога 
  • Брестская улица на запад нас ведёт.
  • С боем взяли город Брест, город весь прошли,  И последней улицы название прочли,  А название такое, право, слово боевое:  Люблинская улица по городу идёт –  Значит, нам туда дорога,  Значит, нам туда дорога 
  • Люблинская улица на запад нас ведёт.
  • С боем взяли город Люблин, город весь прошли,  И последней улицы название прочли,  А название такое, право, слово боевое:  Варшавская улица по городу идёт –  Значит, нам туда дорога,  Значит, нам туда дорога  Варшавская улица на запад нас ведёт.

С боем взяли мы Варшаву, город весь прошли…

  1. На Берлин!
  2. Значит, нам туда дорога,  Значит, нам туда дорога.

Песни военных лет продолжают поддерживать историческую память и не дают забыть о Великом подвиге нашего народа. Мы остаёмся великим народом, пока помним и поём песни военных лет. Сегодня песни военной эпохи продолжают быть востребованными и занимают особое место в национальном репертуаре.

Мы поём их не только 9 Мая, когда не петь их просто невозможно, но и в горе и в радости, всегда, когда душа просит. Эти песни поют и за дружескими застольями, на корпоративах, на свадьбах и в туристических походах.

Очень популярны конкурсы песен Великой Отечественной войны в исполнении молодых авторов и певцов.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-piesnia-pomoghala-pobiezhdat

Песни Победы. Истории самых известных военных мелодии

Песни Победы. Истории самых известных военных мелодии

Песни военных лет… В мае они звучат чаще всего — с экранов телевизоров, на центральных улицах города, в парках и даже во дворах. И во время шествия Бессмертного полка тысячи людей дружно подхватывают строки «Дня Победы» или «Журавлей».

Сегодня мы решили вспомнить самые известные военные мелодии, которые вдохновляли людей на подвиги и на Победу.

«Вставай, страна огромная!»

Началась история военной песни со знаменитой «Священной войны». Василий Лебедев-Кумач написал её текст сразу после начала войны. 24 июня 1941 года он был опубликован одновременно в газетах «Известия» и «Красная Звезда», в тот же день Александр Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, Александров написал их мелом на доске, певцы и музыканты переписали их в свои тетради и 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.

«Бьётся в тесной печурке огонь»

Текстом стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года глубоко личные строки Суркова вдохновили композитора Константина Листова, он написал на них музыку и стал первым исполнителем. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».

Читайте также:  Учитель исполнительского класса – творец или ремесленник (посвящяется всем учителям инструментальных классов)

«Тёмная ночь»

Песня была создана специально для киноленты «Два бойца» в 1943 году. У режиссёра Леонида Лукова не получалось снять кадр, как солдат пишет письмо. После множества неудачных попыток ему пришла в голову мысль, что помочь в этом могла бы песня. Луков обратился к Никите Богословскому, который сел за рояль и практически сразу предложил мелодию. После они пошли к Владимиру Агатову, который быстро сочинил текст. Среди ночи они разбудили киноактёра и шансонье Марка Бернеса. И вскоре фонограмма песни была готова, а на следующий день эпизод отсняли.

«Прощание Славянки»

Этот марш — один из наиболее узнаваемых в мире российских музыкальных символов, был написан в 1912 году Василием Ивановичем Агапкиным, бывшим в ту пору штаб-трубачом 7-го кавалерийского полка, дислоцированного в Тамбове. Мотивом к созданию композиции стали события I Балканской войны (1912-1913).

В основу легли строки запрещённой, и оттого ещё более популярной в солдатской среде того времени песни «Ах, зачем нас забрили в солдаты, отправляют на Дальний Восток…» Первое публичное исполнение марша состоялось в Тамбове осенью 1912 года на полковом строевом смотре кавалерийского полка, в котором проходил службу автор.

До сих пор многие пароходы в рейс отходят под этот марш. В годы войны марш стал одной из военных мелодий.

«Катюша»

Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые песню исполнили Вера Красовицкая, Георгий Виноградов и Всеволод Тютюнник 28 ноября 1938 года. Позже песню исполняли Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Эдуард Хиль, Анна Герман. Есть версия, что именно из-за этой песни советские солдаты во время Великой Отечественной войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». В 1943-м появился куплет «Пусть фриц помнит русскую „Катюшу“, / Пусть услышит, как она поёт: / Из врагов вытряхивает души, / А своим отвагу придаёт!»

«Смуглянка»

Изначально она была посвящена Гражданской войне. Яков Шведов и Анатолий Новиков создали сюиту о смутных временах, посвящённую Котовскому. Но в довоенные годы она так и не исполнялась. Клавир был утерян. Композитор вспомнил о песне, когда художественный руководитель Краснознамённого ансамбля Александр Александров попросил показать песни для своего коллектива. Песня так понравилась Александрову, что он сразу стал её разучивать с ансамблем, который впервые исполнил её в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Исполнял её Николай Устинов, которому песня во многом обязана своим успехом.

«Синий платочек»

Автор музыки — польский музыкант Ежи Петерсбурский, написал её в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь». Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Гольденберг. Лирическая песня быстро стала шлягером. Её стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева. А в первые дни войны поэт Борис Ковынев сложил следующие строки: «Двадцать второго июня, / Ровно в четыре часа / Киев бомбили. / Нам объявили, / Что началася война». С той поры появилось несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив «Синего платочка», самый известный из которых пела Клавдия Шульженко.

«Эх, дороги…»

Эту песню Анатолий Новиков написал на стихи Льва Ошанина осенью 1945-го для театрализованной программы «Весна победная» к 7 ноября. До сих пор она одна из самых популярных у военных коллективов.

«На безымянной высоте»

Знаменитая мелодия была создана в память о событиях, которые произошли в Калужской области недалеко от посёлка Рубежанка. 18 бойцов 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина приняли бой против двух сотен немцев. Стихи Михаил Матусовский написал в 1963 году для фильма «Тишина» Владимира Басова по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Музыки долго не было, и сочинил её композитор Вениамин Баснер в поезде. Записать было нечем и не на чем, поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть.

«День Победы»

Песня была написана в 1975 году, в канун 30-летней годовщины Победы на конкурс союза композиторов. Творение Давида Тухманова и Владимира Харитонова было отвергнуто жюри, которое углядело в ней «недопустимые» ритмы фокстрота и танго. Она всё же прозвучала 9 Мая в исполнении Леонида Сметанникова в передаче «Голубой огонёк», но оценили только через полгода, когда Лев Лещенко исполнил её со сцены на праздничном концерте ко Дню милиции. Прозвучав в прямом эфире, песня покорила слушателей. Сам Брежнев слушал её стоя и со слезами на глазах. Среди других исполнителей «Дня Победы» Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев. Сегодня это самая известная военная песня, которую исполняют во многих странах мира, часто в качестве парадного марша.

Видео дня. День рождения светской львицы пошел не по плану

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/39800758-pesni-pobedy-istorii-samyh-izvestnyh-voennyh-melodii/

10 легендарных песен Великой Отечественной войны

Вот и приблизился праздник Великой Победы, которую одержала наша Родина в тяжелой и кровопролитной Отечественной войне. Это были сражения за истину и честь, за семью и землю, за веру и культурную самобытность.

Сегодня мы приводим 10 знаменитых и очень душевных песен, которые лучше всего описывают военное время и ценность одержанной Победы.

10. А нам нужна одна Победа

Композитором и автором текста произведения стал Булат Окуджава, а на роль исполнительницы выбрана знаменитая киноактриса Нина Ургант.

Песня стала музыкальным сопровождением для культового фильма «Белорусский вокзал» и была впервые исполнена в 70-м году.

Режиссер киноленты Смирнов обратился к Окуджаве с просьбой создать настоящий шедевр. И последний, завидев рояль в комнате, сразу прочувствовал стихи и мелодию.

9. Бери шинель, пошли домой

  • И снова автором чутких слов стал Окуджава, а музыкальное сопровождение подготовил коллега Левашов.
  • Песня у людей ассоциируется с кинолентой Быкова «Аты-баты, шли солдаты…», которая переворачивает душу у телезрителей.
  • Интересно, что изначально песня была написана для фильма «От зари до зари», который вышел на экраны в 75-м году.
  • Уже в течение 2-х лет песня обрела широкую популярность – ее хотели исполнить выдающиеся певцы, такие как Кобзон, Хиль, а также сам Окуджава.

8. В землянке

Текст прекрасной песни был написан военным корреспондентом и по совместительству поэтом Сурковым в самом начале войны осенью 41-го.

Тогда Алексей Сурков вместе с коллегами попал на фронт. Его батальон подвергся минометному обстрелу, который приходилось пережидать в землянке. Так, вместо военного репортажа Сурков увидел поэтические строки, наброски которых были отправлены на «рецензию» родным.

Позже журналист показал строфы композитору Листову, в результате чего родилась песня, которая получила широкое распространение среди фронтовиков. Произведение хотели исполнить творческие коллективы, а также известная отечественная певица Русланова.

7. Жди меня

Мало кто не знает один из «гимнов» Великой Отечественной, который берет за душу и оставляет заметный след в ней.

Слова были написаны летом первого военного года и не планировались к публикации. Но уже спустя полгода они впервые были напечатаны газетой «Правда», а затем положены на музыку знаменитого отечественного композитора Блантера.

В разное время прекрасное произведение исполняли Виноградов, Хиль и Хворостовский.

Главным смыслом песни является символ «любовного оберега», которым семья защищает воюющих от возможной гибели. Как важно верить и ждать дорогого человека даже в моменты, когда покидают последние силы и надежда.

6. Смуглянка

Музыку для известной и любимой всеми военной песни написал Новиков, а поэтом стал Шведов. Изначальная композиция входила в состав сюиты, написанной по просьбе Киевского особого военного округа и посвященной Котовскому.

Песня рассказывает о девушке-партизанке, которая действовала во времена гражданской войны. Интересно, что в довоенные годы ее так и не исполняли.

В различных обработках и стилях песню перепевали знаменитые исполнители, в том числе Ротару, Кобзон, Чепрага и другие. Также она сопровождала визуальный ряд двух кинолент, таких как «Солдаты свободы» (солисткой стала Толкунова), и «В бой идут одни старики».

5. Заветный камень

Композиция, написанная в Мокроусовым в сотворчестве с автором стихов Жаровым, посвящена городу-герою Севастополю. Впервые она появилась в 1944 году и была основана на реальных событиях.

В результате кровопролитных сражений за город по морю плывет шлюпка с четырьмя моряками, один из которых смертельно ранен. Он передает товарищам осколок гранитной набережной Севастополя, завещая, что его необходимо вернуть на место любой ценой.

Моряки передают гранитный камень из рук в руки, а в итоге он возвращается в освобожденный от фашистов Севастополь. Песня очень трогательная и содержит глубокий смысл.

4. Соловьи

Текст прекрасной композиции составил Фатьянов уже на исходе войны в 44-м, хотя черновые заготовки лежали 2 года. Он был на фронте в качестве рядового солдата, когда однажды после боя и рокотов самолетов неприятеля услышал жизнеутверждающие трели соловья.

Фатьянов почувствовал душевную красоту людей, понял цену товарищества и истинной любви.

Также он отметил, как вовремя сказанное слово может изменить целые судьбы. В соавторстве с музыкантом Соловьевым-Седовым появилась прекрасная композиция Великой Отечественной.

3. Катюша

Кто не знает настоящий шедевр Великой Отечественной войны, который напевали и взрослые, и дети? Вроде бы речь в песне идет о девушке, которая ждет любимого с войны.

Но на самом деле в тексте заложен второй смысловой ряд, ведь «катюшами» были названы реактивные артиллерийские машины Советского союза.

Песня была создана, что самое интересное, за 3 года до начала войны, но в то время не получила распространения. Во время войны она стала одной из главных фронтовых песен и даже обзавелась дополнительным куплетом.

К слову, стихи «Катюши» и дальше переписывались и адаптировались, посвящались женщинам-партизанкам.

2. Темная ночь

Слова тонкой и душевной песни написал Агатов для киноленты «Два бойца» в самый разгар войны (43-й год). Главный персонаж Дзюбин (актер Бернес) исполняет «Темную ночь» в позднее время под гитару, находясь во фронтовой землянке.

Режиссер фильма Луков пришел к композитору Богословскому и положил гениальный текст на музыку.

Песня затронула сердца советского зрителя и была взята в репертуары концертов, приуроченных к празднованию Великой Победы. Также ее исполняли на фронте, в тылу.

1. Священная война

Мы помним произведение по сильной первой строфе: «Вставай, страна огромная!». Песня стала одним из гимнов защиты Отечества от фашистских захватчиков.

Летом 41-го был опубликован стих Лебедева-Кумача, который вдохновил знаменитого композитора Александрова для создания военной песни.

Прозвучала она в июне 1941 года на Белорусском вокзале, а исполнял ее Ансамбль песни и пляски Советского союза. Песня тут же приобрела огромную популярность и долго транслировалась по радио каждый день после боя курантов.

Крайне важно, чтобы подрастающее поколение никогда не забывало свою историю и предков, ведь именно отношение к прошлому Родины определяет ее настоящее и будущее.

И в сохранении этой памяти нам помогает народное творчество, которое запечатлело самые тяжелые и самые прекрасные моменты, сопровождающие Великую отечественную войну.

Источник: https://top10a.ru/10-legendarnyx-pesen-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

Истории создания военных песен: "На безымянной высоте", "Священная война", "Журавли"

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны.

Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.

Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах Зачастую песни шли по следам горячих событий. Их темы черпались из сообщений печати, подсказывались участниками и очевидцами боевых эпизодов.

“Священная война”

Песня “Священная война”, ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом Василием Иванович Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой “Вставай, страна огромная!” были опубликованы в газетах “Известия” и “Красная звезда”, и с тех пор стали звучать по радио регулярно.

Сразу после публикации композитор Александр Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.

Читайте также:  Как правильно подобрать репертуар подростку?

Битва под Москвой

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознаменного ансамбля песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве.

И только с 15 октября 1941 года, когда войска фашистской Германии уже захватили Ржев, Калугу, Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлевских курантов.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.

Музыка: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач. 1941 г.

  • Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой темною,
    С проклятою ордой.
  • Припев:
  • Пусть ярость благородная
    Вскипает, как волна, —
    Идет война народная,
    Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

  1. Припев.
  2. Дадим отпор душителям
    Всех пламенных идей,
    Насильникам, грабителям,
    Мучителям людей!
  3. Припев.
  4. Не смеют крылья черные
    Над Родиной летать,
    Поля ее просторные
    Не смеет враг топтать!
  5. Припев.
  6. Гнилой фашистской нечисти
    Загоним пулю в лоб,
    Отребью человечества
    Сколотим крепкий гроб!
  7. Припев.
  8. Пойдем ломить всей силою,
    Всем сердцем, всей душой
    За землю нашу милую,
    За наш Союз большой!
  9. Припев.
  10. Встает страна огромная,
    Встает на смертный бой
    С фашистской силой темною,
    С проклятою ордой!

Политрук. Сталинград. 1943г.

 “На безымянной высоте”

Эта песня о событиях военных лет была написана почти через 20 лет после окончания военных действий. События, о которых рассказано в этой песне, не вымышлены.

  На границе Калужской и Смоленской областей есть поселок Рубежанка. Недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 метра.

 Сколько таких высот оказывались подчас серьезной преградой на пути наших войск, освобождавших свою землю?

Много раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить фашистов с этой высоты, но безуспешно.

 Эту боевую задачу взялась выполнить группа солдат 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин.

Ночью они подошли вплотную к укреплениям врага и после боя овладели высотой. Но это было лишь одной задачей, не менее сложно было удержать ее.

Атаки противника продолжались волнообразно, одна за другой. Русские солдаты нуждались хотя бы в кратковременной передышке, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды. В этот момент один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага.

В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на противника. Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать — двадцать.

 В течение всей ночи 17 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев (до 300 солдат).

Александр Устинов. “Бойцы рабочего батальона Москва”

«Впервые об этом сражении я услышал от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-го Белорусского фронта, – вспоминает поэт М. Л. Матусовский. — Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и с героями, оставшимися в живых.

А припомнилось мне все это снова, когда в начале 60-х годов режиссер Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева.

Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух главных героев картины.  Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой.

В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!.

Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак. После нескольких забракованных вариантов, мелодия совершенно неожиданно родилась в вагоне дневного поезда по дороге домой.  Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году. Пел песню за кадром артист Лев Барашков.

Курская дуга

После выхода фильма песня стала известнее фильма, ее пели повсюду. Выяснилось, что после боя за высоту в живых осталось лишь двое… Один из них — Герасим Ильич Лапин — был оглушен и контужен в том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал до наступления темноты, а потом добрался к своим войскам.

Другой защитник высоты — Константин Николаевич Власов — был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде.
Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружен памятник. Рядом с ним — землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни.

Ближе к дороге — музей. «Я тоже не однажды бывал в этом музее. Внутри огромного холма — землянка в три наката, — пишет М. Л. Матусовский, — Заходишь вовнутрь, и у вас возникает ощущение, что бойцы только покинули ее. Нарубили лапник повесили шинели и каски. В углу стоит телефонный аппарат.

А на деревянной стене в металле вычеканены строки из нашей песни:

Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка

На безымянной высоте…

  • И когда там, на безымянной, звучала эта песня, я испытывал огромное волнение. Когда мы с композитором ее писали, нам не представлялось, что песня наша найдет такой отклик в душах людей — и ветеранов, и молодых…»
  • Текст песни
  • Авторы: Михаил Матусовский, Вениамин Баснер. 1963

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их – друзей хороших
Лежать осталось в темноте.
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,
Как нагоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Тот не забудет, не забудет
Атаки яростные те.
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Над нами «Мессеры» кружили,
И было видно словно днем.
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным арт-огнем.
И как бы трудно не бывало,
Ты верен был своей мечте.
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята –
Друзья моих военных дней.
Землянка наша в три наката,
Сосна, сгоревшая над ней.
Как – будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте.
У незнакомого поселка
На безымянной высоте. 

“Журавли”

Всем в нашей стране хорошо знакома незабвенная песня “Журавли” с ее полными трагической лирики стихами, задушевной мелодией и красивейшим припевом без слов, по праву считающаяся лучшей песней о Великой Отечественной войне. Эта песня также родилась почти через 20 лет после окончания войны.

Авторами текста являются на дагестанский поэт Расул Гамзатов в переводе на русский язык Наума Гребнева, музыка Яна Френкеля. Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий. Конкретное посвящение — Марку Бернесу («Марку Бернесу, для которого эта песня стала последней»).

Марк Бернес

Но мало кто знает, что первоначальный вариант слов песни, вернее, тогда еще только стихотворения, значительно отличался от того, который вот уже более сорока лет бессмертно звучит на концертах, по радио.

 Смертельно больному раком легкого Марку Бернесу попались на глаза опубликованные в журнале “Новый мир” (номер 4 за 1968 г.

) стихи Расула Гамзатова “Журавли” в русском переводе Наума Исаевича Гребнева (1921-1988):

  1. Мне кажется порою, что джигиты,
  2. В могилах братских не были зарыты,
  3. А превратились в белых журавлей…
  4. Они летят, свершают путь свой длинный
  5. И выкликают чьи-то имена.
  6. Не потому ли с клином журавлиным
  7. От века речь аварская сходна?
  8. Летит, летит по небу клин усталый –
  9. Мои друзья былые и родня.
  10. И в их строю есть промежуток малый –

Быть может, это место для меня!..

Открытие памятнику Расулу Гамзатову в Москве, на Бульварном кольце. На заднем фоне памятника высечена стая журавлей

Стихотворение понравилось Бернесу, который был легендой уже при жизни. Он попросил разрешения у Гамзатова поработать над текстом. На сохранившемся в архиве Марка Наумовича экземпляре журнала – его вопросы и правка.

В результате “джигиты” уступили место солдатам всех народов, павшим в той страшной войне, а “речь аварская” – общечеловеческой боли и скорби. Стихотворение обрело более широко значимый, всеохватывающий смысл.

В сотрудничестве с замечательным композитором Яном Абрамовичем Френкелем (1920-1989) создавшем ранее немало других произведений песенной классики, Бернес записал “Журавлей” и попросил смонтировать на кассете четыре песни – также “Три года ты мне снилась”, “Романс Рощина” и “Я люблю тебя, жизнь” и поставить ее на похоронах. Через полтора месяца Марка Наумовича не стало.

Бернес записывал «Журавлей», когда он уже с трудом передвигался, но тем не менее 8 июля 1969 года сын отвёз его в студию, где артист записал песню. С одного дубля… Эта запись стала последней в его жизни.

Как писал биограф Яна Френкеля, композитор Юрий Рабинович: “Бернес, после того как услышал музыку, торопил всех, как можно скорее записать песню. Как говорил Ян, он предчувствовал свою кончину и точку в своей жизни хотел поставить именно этой песней.

Запись для Бернеса была неимоверно тяжела. Но он мужественно вынес всё и записал «Журавлей».

Очень индивидуальна и своеобразна манера исполнения Бернеса — он не столько поёт, не столько растягивает слова в пении, сколько «проговаривает» слова песни. Для хороших стихов, где каждое слово весомо, такое особое исполнение порою оказывается предпочтительным.

  • На гражданской панихиде в Доме кино “Журавли” звучали и как прощание с популярными артистом, и как сбывшееся пророчество:
  • Настанет день, и с журавлиной стаей
  • Я поплыву в такой же сизой мгле,
  • Из-под небес по-птичьи окликая
  • Всех тех, кого оставил на земле.
  • С 1986 года 22 октября в  Дагестане, на родине автора текста песни, Расула Гамзатова, ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат, в последнее время приобретающий всероссийский масштаб.

Могила Неизвестного Солдата у Кремлевской стены

Текст песни

Авторы: текст – Расул Гамзатов, в переводе на русский Наума Гребнева; музыка – Ян Френкель. 1968

Мне кажется порою, что солдаты С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня. И в том строю есть промежуток малый – Быть может это место для меня.

Настанет день и журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле. Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.

Источник: https://wanderings.online/istorii-sozdaniya-pesen-vojny/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector