Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами?

Древний Рим

Свадьбы в Древнем Риме праздновались шумно и весело. Девочек отдавали замуж с 14 лет, но бывали случаи и более ранних браков с 12−13 лет. День свадьбы древним римлянам выбрать было непросто, поскольку многие дни считались неблагоприятными. Свадьбы как правило праздновались в середине или конце июня, обещавший новой семье счастливую жизнь.

После обручения невеста надевала кольцо на палец левой руки. В этот же день составлялся брачный договор. После этого начиналось празднование самой свадьбы.

В ночь перед свадьбой невеста приносила на домашний алтарь все свои детские игрушки и прощалась с ними, этот обряд символизировал вступление во взрослую замужнюю жизнь.

Когда наступал день самой свадьбы, невеста наряжалась в бело-красную одежду и ждала приезда жениха.

После уточнения жрецом, является ли день свадьбы удачным, подписывался составленный брачный договор и молодожены брали друг друга за руки для совместной молитвы богам.

После церемонии гости с молодоженами праздновали свадьбу в доме невесты. И только потом новоиспеченные муж и жена отправлялись в дом главы семейства. Жених переносил невесту через порог своего дома на руках.

На этом празднование свадьбы заканчивалась и начиналась семейная жизнь.

Древняя Русь

После того, как в Киевской Руси христианство призвано официальной религией, началось формирование традиционного свадебного обряда.

Поскольку полностью искоренить язычество не удалось, получился симбиоз христианства и языческих обрядов. После XVI века сложился четкий ритуал, свадебные наряды, атрибуты и фольклор, дошедших до наших дней. А главным нововведением стало обязательное церковное освящение брака.

Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами? К.Маковский. Под венец. Источник: wikipedia.org

Обряд проходил вечером, для него надевали самое лучшее платье и все украшения, которые были в наличии. В парадной готовили стол, за которым ждали приезда жениха. Потом происходил обряд расчесывания волос свекровью и заплетение двух кос, которые символизировали женщину в браке.

После благословений молодые ехали на венчание, по правилам жених должен был прибыть первым. Только после венчания пара могла поцеловаться. При выходе молодых осыпали хмелем и семенами льна, с пожеланиями счастья.

После все направлялись к дому мужа, где происходило уже само празднование.

Сама церемония делилась на несколько этапов: досвадебные обычаи (знакомства, смотрины невест, девичьи гадания); предсвадебные обычаи (сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки), свадебные обряды (выкуп невесты, свадебный поезд, венчание, свадебный пир) и послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Древняя Греция

Свадебные обряды Древней Греции отличались от древнеримских прежде всего тем, что слово невесты практически не имело никакого значения при выборе жениха, которого выбрал отец невесты. Девушку выдавали замуж в 15 лет за жениха, которому около 30 лет или чуть старше, так как именно этот возраст у мужчин считался самым лучшим и зрелым.

Как и в Древнем Риме, в Греции невеста совершала прощалась со своими игрушками, после чего принимала ванну. В день свадьбы невесту одевали в белые одеяния.

Потом невеста ждала жениха, который должен был приехать за ней на колеснице и отвезти к себе домой. Весь путь к дому жениха молодых сопровождала свадебная процессия.

Жених знакомил невесту со своей матерью и переносил девушку через порог, после чего молодые ели специально приготовленное свадебное блюдо.

Свадебные обряды того времени требовали, чтобы молодых осыпали фруктами для сытой и благополучной семейной жизни. Жених и невеста отправлялись в спальню. На следующее утро в дом жениха приходила семья невесты, и организовывался семейный свадебный праздник, на котором молодые получали подарки от родных и близких.

Древний Китай

В те времена китайский мужчина мог иметь столько женщин, сколько хотел и мог себе позволить. Ситуации, когда молодая наложница — подросток, в то время как муж — древний старик, были в порядке вещей.

Бедные семьи часто продавали своих молодых дочерей богатым семьям, чтобы получить немного денег, а также избавиться от бесполезных женщин в семье.

Также были распространены браки, организовываемые родителями. Молодые женились потому, что так решили их родители. Иногда молодые люди видели друг друга в первый раз на собственной свадьбе. Также были распространены браки по договоренности: свадьба организовывалась еще до рождения детей по согласию родителей с обеих сторон.

Современный Китай

Сегодня китайские молодые выбирают и женятся на тех, кого любят. Однако для того, чтобы показать свое уважение к родителям второй стороны, официальное разрешение от родителей на свадьбу должно быть получено заранее.

Один из свадебных обычаев — это подготовка приданого. Семья невесты покупает различные вещи, которые пригодятся новой семье. Свадьба должна быть проведена в день, который символизирует добро и хорошую энергию.

Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами? Свадьба. Источник: wikipedia.org

— Жених приезжает к дому родителей невесты и приветствует своих будущих родственников. Затем пара направляется к дому родителей жениха, где молодые вместе приветствуют его родителей.

— На банкете молодожены должны выпить полстакана вина из стакана, перевязанного лентой. Затем молодожены меняют руку и выпивают другую половину вина.

  • По современным китайским традициям, молодые выбирают друг друга по любви.
  • — В некоторых провинциях Китая подают рыбу на банкетный стол, которая не должна быть съедена полностью — это символизирует хорошее начало и конец браку.
  • — После банкета, друзья молодых продолжают ночь с играми и танцами.

Англия

В Англии до наших дней сохранилось множество обрядов, связанных со входом в церковь. Жениху и невесте, к примеру, нужно было перепрыгнуть через скамью, поставленную поперек входа в церковь, которая обозначала преодоление преград в семейной жизни.

Существует легенда, будто в середине 19 века, на одной из свадеб в Лестершире брат невесты, когда возвращался домой из церкви выбросил на дорогу из свадебного экипажа огромный старый башмак. Подружки невесты, в нарядных платьях, бросились на пыльную дорогу и именно та, которая первая схватила башмак, вскоре вышла замуж.

Япония

Раньше в японских семейных отношениях любовь играла последнюю роль. Брак в зависимости от эпохи и главы правления был способом сохранить социальный статус и продлить род, а во времена самураев средством для создания военных и клановых союзов.

Японцы организовывают свадьбу в специальных центрах, где объединяют буддистский, синтоистский или христианским обычаи. Сама же свадьба — дорогое удовольствие. К примеру, наряд невесты — настоящее произведение искусства, поскольку в шитье применяют канитель из золота и серебра, а при крашении ткани используют присыпку из золотых и серебряных порошков.

Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами? Свадьба. Источник: wikipedia.org

Свадьбу принято играть летом, это древняя традиция, дожившая до наших дней. Поэтому все современные календари пестрят счастливыми датами для бракосочетания.

США

В США свадьба — это бизнес. Будущие молодожены практически не занимаются подготовкой к свадебному торжеству самостоятельно, а все предсвадебные дела берут на себя сотрудники свадебных агентств.

После того как молодой человек делает своей любимой девушке предложение, проводится помолвка, на которой принято дарить кольцо с бриллиантом. Только после этого влюбленная пара официально становится женихом и невестой.

Между помолвкой и свадьбой проходит обычно от полугода до 2 лет. За это время и происходит подготовка к свадьбе.

За полгода до свадьбы жених с невестой начинают рассылать приглашения на торжество. Приглашения в США сильно отличаются от русских. Во-первых, обычно их дизайн придумывают сами молодые — это не просто открытка с указанием даты и места, а целый пакет сообщений.

Здесь указываются время и место торжества, возможность аренды отеля, а также список желаемых подарков.

Кроме того, в конверт вкладываются дополнительный конверт и карточка, которую необходимо вернуть до указанного времени, указав, будет ли приглашенный гость на свадьбе или нет.

Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами? Свадьба. Источник: wikipedia.org

За месяц до торжества жених с невестой устраивают мальчишник и девичник соответственно. Подруги невесты приходят на девичник с подарками. Это давняя традиция, берущая начало еще от первых поселенцев.

Источник: https://diletant.media/articles/26466800/

Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами, Музыкальный класс

Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами?

Каждый день мы проживаем множество событий, важных или не очень, но есть среди них особые, полностью меняющие жизнь, и с давних времён они сопровождаются специальными обрядами, которые помогают принять произошедшие изменения.

Собственно, есть всего три таких события, когда человек в глобальном смысле меняет свой статус: когда приходит в этот мир, когда получает возможность привести в этот мир кого-то ещё и когда этот мир покидает.

Иными словами, это рождение, свадьба и похороны. Ритуальные действия, сопровождающие их, называются обрядами перехода, и некоторые из них выполняются до сих пор.

Почему же именно эти три совершенно разных события имеют схожие обряды?

Посмотрим вглубь. Вот человек пришёл откуда-то на этот свет, теперь он не просто неизвестное существо, а ребёнок. Сначала он сидит тихо в животике у мамы, на которую сразу накладывается масса ограничений: на кладбище не ходи, на уродства не смотри, не вяжи…

Затем случилось чудо – ребенок родился. Он вместе с мамой побыл некоторое время в роддоме и совершил самое первое путешествие – поехал домой. Его вместе с мамой встречают близкие люди и дарят первые в жизни подарки. И в его жизни появляются особые даты , которые родители и близкие каким-либо образом отмечают:

  • 1 месяц со дня рождения;
  • полгода;
  • 1 год и далее каждый год в день рождения.

Теперь рассмотрим некоторые моменты свадебного обряда. В старину после того, как отец «пропивал» свою дочь, то есть, договаривался с родителями жениха о свадьбе, невеста не допускалась к домашним делам, она могла только шить приданое.

В современном мире всё происходит аналогично – невеста бегает по салонам, ищет наряды, свадебные атрибуты и прочее-прочее. Её совсем не волнует прежняя жизнь, она готовится к новой.

Кстати, в некоторых регионах России отец невесты по возвращении домой от сватов брал угол платка, повязанного на голове дочери, и стягивал вперёд, занавешивая лицо девушки. Фату не напоминает?

Наступал свадебный день, жених забирал невесту из дома, вёл её в церковь, после чего весь «свадебный поезд» ехал кататься по деревне. Ну а сейчас свадебные кортежи в обязательном порядке посещают памятные места города.

Затем молодые приезжают домой, где гуляют свадьбу. Там в обязательном порядке каждый гость дарит им подарок. Ну и, конечно, здесь тоже есть памятные даты , к которым молодожёны относятся с особым трепетом: месяц, полгода, год и далее каждый год.

Ну и наконец, разберём похороны. Человек умер. Он некоторое время находится в доме (по традиции – 3 дня). Родственники занавешивают все зеркала в доме. Физически, человек пребывает в этом мире, но в то же время, его с нами уже нет.

Затем тело умершего везут на кладбище и хоронят, кладут на могилку цветы и угощения. Часто родственники организовывают похороны вскладчину, близкие также приносят деньги родственникам умершего. Памятные даты тоже есть, только немного другие: 9 дней, 40 дней, полгода и год.

И вот теперь, после тщательного разбора трёх самых значимых в жизни человека событий, но перед тем, как уделить внимание собственно обрядам перехода, можно поговорить о том, что их объединяет. Для этого следует обратить внимание на те слова, которые в тексе выделены жирным. Итак, есть три основных этапа, обязательных для любого из этих событий:

Отчуждение – период, когда человек готовится перейти в новый для себя статус, при этом он находится уже не в прежнем «мире», но ещё не в новом. В первом случае это беременность, во втором – время подготовки к свадьбе, а в третьем – период от смерти до похорон.

Транзакция – физическое перемещение человека в пространстве. Это собственно рождение ребенка, то есть перемещение его в этот мир физически, а также его путь домой, поездка в церковь и катание свадебного поезда, ну и похоронное шествие от дома к кладбищу с последующим погребением.

Дарение – преподнесение подарков человеку в знак того, что он признан в новом статусе. Если в течение года после рождения ребёнка, например, какой-либо родственник не принёс ему подарка, значит, он этого ребёнка не признал, был против его появления. То же самое и со свадьбой, и с похоронами.

Также важно, что переход от одного статуса к другому занимает время, причем немалое. Чтобы пережить все изменения, происходящие в этот период, менее болезненно, издревле используются обряды перехода.

Собственно, традиции отчуждения, транзакции и дарения сами по себе являются их элементами, дошедшими до нас с давних времён.

В обрядах для всех трёх событий прослеживаются общие черты, например, обрядовый плач исполнялся не только на похоронах, но и на свадьбе, причем самой невестой.

Есть множество нюансов, помогающих провести обряд перехода, однако, для того, чтобы раскрыть всю полноту их смысла, нужно подробно разбирать каждое из событий по отдельности, только так можно показать всю их красочность и прикладную необходимость.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/obryady-perexoda-chto-obshhego-mezhdu-rozhdeniem-rebyonka-svadboj-i-poxoronami-muzykalnyj-klass

Свадебный обряд и его связь с поминальным обрядом

Свадебный обряд и его связь с поминальным обрядом

Фасмер возводит слово «невеста» к значению – «неизвестная» (от «не ведать», «невесть кто»), видя в данном слове табуистическое название, которое должно было защитить женщину, вступающую в брак, от злых сил.

С момента просватывания невеста оказывается на особом положении: она становится в своем доме гостьей, ничего не делающей и обязанной казаться грустной.

Существуют весьма показательные данные, которые свидетельствуют в пользу того, что в основе свадебного и похоронного ритуалов лежат общие обстоятельства.

К ним относится, например, хорошо известный факт, что в досвадебный период невеста ходит в темной, «печальной» одежде, т. е. совершенно так, как того требуют траурные обычаи.

Невеста венчалась иногда в девичьем сарафане и в легком шерстяном кафтане черного цвета с белым платком на голове, которые обычно надевали при трауре.

Читайте также:  Одноактная опера - что это?

Невесту обычно «закрывали» черной фатой, всю неделю до свадьбы невеста сидит с подругами «завешанная». Обычай «закрывания» невесты считался не только семейным, но и родовым.

Суть его, безусловно, охранительная, но этот оберег имел двойственную природу. С одной стороны голова невесты покрывалась – это был оберег самой невесты от внешних враждебных сил.

Женщина, если она нарушает этот обычай, навлекает на себя «укоры» вплоть до изгнания из рода.

Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами?

В. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г.

Во время свадебной церемонии у славян были отмечены случаи ритуального обмывания (кропления) не только молодых, но и всех, кто присутствовал на свадьбе. Здесь прямая аналогия с «очищением» всех участников похорон.

Смерть, роды и вступление в брак сопровождались особым ритуалом «прощания». Обряды «прощания с умирающим» и «прощание невесты перед вступлением в брак» были опоэтизированы и доведены до высокой степени художественного совершенствования свадебными и похоронными причитаниями.

Всевозможные запреты, налагаемые на невесту, – табу видеть, говорить, есть, физическое удаление невесты от сторонних глаз, саван в качестве свадебного подарка – все это вместе взятое говорит о том, что истоки этих запретов ведут к определенному моменту системы инициации.

Девушка, достигшая половой зрелости, впоследствии в свадебном обряде – невеста, переходила в новую социальную категорию. По древним представлениям, такой переход был возможен только через прекращение добрачного существования, то есть через «умирание».

«Уходом» невесты в «иной» мир заканчивается первый период свадебного обряда. За «временной смертью» следует ее воскрешение в новом качестве.

Траурные одежды предсвадебного периода меняются на праздничные, светлые. «Горемычную» поневу замужняя женщина меняет на праздничную.

«Срезана» девичья коса, волосы убраны под повойник, у многих народов женщина меняет и свое имя, которое как бы воплощало в себе рождение новой души.

Рождение нового человека (замужней женщины) получило и специфическое обрядовое оформление – «поиски молодой», которую разыскивают на другой день после свадьбы.

Послебрачный ритуал поисков молодой сопоставим с другим обрядом, который носит название «поиски покойника» и представляет собой ритуальный обход жилых и хозяйственных помещений, предшествующий поминальному пиру. (В современности этот обряд проводят уже в упрощенном виде: «Умрет кто – в доме все переворачивают. Ходят везде, и говорят: „Был и нету, был и нету“».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/22388

Обряды при рождении ребенка

  • 1 Отношение к беременным
  • 2 В день родов
  • 3 Крещение
  • 4 Пострижины

Следующим важнейшим событием в жизни семьи после свадьбы было и остается рождение ребенка — первенца и последующих детей.

Христианская религия считает рождение человека событием греховным, проявлением греховной сути людей, и рекомендует проводить очищение рожениц чтением специальных молитв, кроме того, ребенка следует обязательно покрестить.

Это убеждение перекликается с древними верованиями в то, что роженица является связующим звеном между тем миром и этим, ведь она приносит ребенка из потустороннего мира, и кто знает, какие темные силы приходят сюда вместе с младенцем.

Таким образом, напрашивается вывод, что язычники и христиане верят и верили одинаково, только объясняют свои действия резными словами, приводят разные аргументы. Не удивительно, что языческое и христианское в нашей жизни так тесно переплетено до настоящего времени.

Хотя, следует отметить, что христианские обряды все же более универсальны и просты, ведь новорожденный ребенок после крещения переходит под власть Бога, его жизнь оказывается полностью в руках Всевышнего.

А все действия в отношении младенца, кроме медицинских, сводятся к минимуму — к молитвам священнослужителей и матери.

Обряды перехода: что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами?

Напомним еще, что первые христиане и их учителя не считали рождение ребенка и все, что с этим связано, чем-то греховным и нечистым. Это выглядит странным, но языческие верования и представления все же возобладали, хотя и в другом виде.

Отношение к беременным

Беременных на Руси старались оберегать и исполнять все их желания, насколько это было возможным. Ведь женщина вынашивала продолжателя рода, нового члена семьи, в которого должна была вселиться душа кого-нибудь из умерших предков.

Древние славяне верили в то, что души возвращаются на Землю, и обязательно в собственную семью, поэтому отношение к беременным было трепетным и бережным. Оберегая будущую мать, члены семьи выказывали уважение не только к ней, к своей современнице, но и к давно ушедшим предкам.

Традиция «прощенных дней» существовала на Руси задолго до принятия христианства. Кроме всего прочего, прощения обязательно просили у беременных, а те должны были всех простить, и в свою очередь так же просили прощения. Считалось, что обоюдное прощение способствует благополучному исходу беременности и легким родам.

Женщины, насколько это было возможно, по-началу скрывали свое состояние даже от мужей и членов семьи — чтобы не сглазить, и не причинить вреда дитяти. Родственники, соседи и просто односельчане старались не задавать вопросов о сроках беременности и дате предстоящих родов — по той же причине.

В дом, где была беременная, не шли с пустыми руками, небольшое подношение было обязательным, чтобы задобрить будущего ребенка и те силы, которые ему покровительствуют. Особенно старались угодить бездетные женщины, а так же молодки, недавно вышедшие замуж.

Беременным не отказывали, если они просили денег взаймы или обращались с другими просьбами, ведь это не ее желание, а просьба души младенца. Если же кто-то не мог или не желал выполнить просьбу беременной, после ее ухода, вслед ей бросали крошки хлеба, песок, или кусочек глины.

Беременных оберегали от испуга, однако в последние дни беременности могли пугать специально, чтобы роды произошли как можно быстрее и легче.

В день родов

В старину роды принимали специально обученные женщины — повитухи. Свое мастерство, знания и опыт они передавали ученицам, которые со временем становились полноценными специалистами в данной сфере.

В день родов они приходили в дом к роженице. Все начиналось с молитвы перед образами. В доме зажигали заранее приготовленные пасхальные или сретенские свечи, обращались с просьбой о помощи к Господу, Богородице, святым великомученницам Екатерине и Варваре.

Повитуха подсказывала роженице, что нужно делать, растирала живот, чтобы активизировать действия младенца. Делала отвары, способствующие сокращению матки, окропляла будущую мать святой водой, распускала ее волосы, развязывала все узелки на одежде, чтобы роды проходили легче.

Сейчас в это трудно поверить, но в старину на Руси повитухи иногда выманивали младенца из чрева матери кусочками сахара, которые подносили к родовым путям. И младенец чаще всего действительно откликался на посулы сладкой жизни. После того, как он появлялся, повитуха бережно принимала его, перерезала пуповину, очищала дыхательные пути, омывала теплой водой.

Как правило, роды происходили прямо в доме, или в натопленной бане, чтобы можно было сразу же омыть мать и ребенка.

Пуповину перерезали на Библии или других важных и значимых предметах — у мальчиков на топоре, чтобы был мастером на все руки, у девочек — на гребне, чтобы была красивой и аккуратной.

Пуповину перевязывали конопляной или льняной ниткой, чтобы в семье еще были дети. К тому же, натуральные материалы как нельзя лучше подходили для этих целей.

В некоторых местностях пуповину, после того, как она отсохнет, помещали в сундук вместе с иконой, и хранили ее до семилетнего возраста, а затем отдавали ребенку. Если он мог ее развязать, значит, считалось, что он вырастет смышленым и трудолюбивым.

Повитуха следила за тем, чтобы вышло «детское место» — плацента. Ее нужно было закапать в своем дворе под деревом.

После выхода плаценты, обязательного омывания ребенка и роженицы, повитуха приступала к «растягиванию» или массажу новорожденного — растирала ручки, ножки, старалась придать всем членам правильную форму, и при необходимости исправить родовые дефекты.

Обычай прикладывать локотки рук к коленкам сохранился в народе до сих пор — локоток правой руки прикладывают к коленке левой ноги, локоток левой руки — к коленке правой ноги.

Так проверяют, все ли в порядке с суставами, нет ли родовой травмы или врожденного дефекта.

Кроме того, в старину считали, что такими действиями ребенка адаптируют к новому миру, ведь там, где он был, все наоборот, все перевернуто.

После необходимых процедур новорожденного пеленали и прикладывали к материнской груди. Повитуха к этому времени должна была сцедить первые порции молока и вылить. Ребенок питался следующими порциями молока.

Опытные повитухи могли не только принять роды, но и приводить живот роженицы в прежнее положение, растереть ее руки и ноги.

Однако все эти приготовления и послеродовый уход доступны были не всем роженицам и не всегда. Нередкими были случаи, когда роды происходили прямо в поле, во время работы. Какие уж тут повитухи и омывания!

Ведь домашние обязанности женщина выполняла до последнего дня перед родами, да и после них должна была продолжать заботиться о домашних, особенно, если в семье уже было несколько детей. Ситуация, когда и пшеницу жала и рожала была не редкой, пуповину в таких случаях перерезали серпом без всяких повитух опытные в таких делах односельчанки.

Ну, а тем, кому повезло появиться на свет с помощью повитухи, становились ее «внуками», и приносили ей свое угощение на второй день Рождества Христова — 8 января. Та в свою очередь угощала всех сладкой кашей с медом.

Крещение

Согласно христианской традиции, новорожденного обязательно нужно покрестить. Некрещенное дитя еще как бы находилось во власти потусторонних сил, и в любой момент могло уйти обратно — серьезно заболеть или даже умереть.

Некрещенный ребенок не считался полноценным членом семьи, и хотя имя ему давали сразу, в день рождения, нередко по имени его не называли. На него не надевали никакой одежды, а только пеленали.

О дне крестин со священниками договаривалась повитуха, крестного отца и мать выбирали сами родители. Как правило, это были близкие родственники или хорошие друзья. Быть крестным — почетная обязанность, ведь в случае смерти родителей настоящих, они должны были заботиться о крестнике.

Купель для крещения готовили в церкви, повитуха или мать отдавали дитя крестным родителям и при этом приговаривали: «даю рожденного, верните крещенного». После таинства крестные возвращали малыша со словами: «брали рожденного, отдаем крещенного».

Крестили малыша в холодной, и даже в ледяной воде. Это была самая первая закаливающая процедура, люди верили в то, что благодаря золодной воде малыш станет более крепким и устойчивым к болезням.

Во время крещения наблюдали за поведением малыша — если он капризничал, считалось, что его беспокоит нечистая сила, которая не желает отпускать «добычу». Если же дитя было спокойным и улыбалось, говорили, что это ангелы целуют его и принимают под свое покровительство.

Обращали внимание и на пламя свечей — если они коптили и плохо горели, можно было ожидать, что дитя вскоре заболеет и даже умрет. Если же пламя ровное и яркое, жизнь будет счастливой и долгой.

После крещения новорожденный становился полноценным членом семьи и общества. Его имя записывали в специальные церковные книги. Повторим — это имя ему давали при рождении, но в некоторых случаях имена новорожденным присваивали священники при крещении. Как правило, оно совпадало с именем святого в день которого малыш появился на свет, или был крещен.

В последствии день святого, в честь которого была назван ребенок, становился его днем ангела, именинами, и праздновался даже пышнее, чем фактический день рождения.

После обряда в церкви, вся семья и гости отправлялись к родителям малыша, где их ждало застолье. В числе обязательных гостей были крестные и повитуха, принимавшая роды. Если ребенок рождался слабым и болезненным, повитухе разрешали даже самостоятельно крестить его и давать ему имя — вот какую важную роль играла эта особа в жизни общества, совсем не то, что современные акушерки!

С застолья родственники уносили угощение своим детям — в старину это была сладкая каша, в наши дни — конфеты и прочие сладости. Так другие дети получали свою «долю» и подарок от нового члена семьи и общества.

Пострижины

Впервые малыша стригли через год, в первый день рождения. На праздник приглашали бабушек и дедушек, крестных родителей. Малыша сажали на кожух, расстеленный шерстью вверх — он символизировал достаток семьи и одновременно служил оберегом от злых сил.

Читайте также:  Как научиться писать диктанты по сольфеджио

На кожух отец бросал несколько монет, чтобы ребенок был богатым и счастливым. Крестный выстригал немного волос с четырех сторон — спереди, сзади и над ушками.

В некоторых областях волосы, в первый день рождения, стригли и продолжают стричь и у девочек, и у мальчиков. После чего эти локоны мать хранит всю жизнь как дорогую семейную реликвию.

Но существует и другая традиция, согласно которой мальчиков стригут, а девочкам вплетают первые ленты. Эта обязанность возлагалась на крестную мать.

Источник: http://masterritual.ru/ritualy/obryady-pri-rozhdenii-rebenka/

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОБРЯДОВ ДРЕВНИХ РОССИЯН

Автор(ы) статьи: Клопыжникова А.А.Раздел: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯКлючевые слова:

семейный обряд, свадьба, рождение, похороны

Аннотация:

В статье рассматривается структурно — функциональная особенность таких семейных обрядов как свадьба, рождение, похороны, при соблюдении которых происходит достижение желаемого результата.

Текст статьи:

В Российском гуманитарном энциклопедическом словаре  семейный обряд трактуется какгруппа обрядов, отмечающихся в кругу семьи, не обязательно только членами одной семьи, участвовать могут и соседи или вся деревня (даже две в случае свадьбы), но в центре обряда стоит конкретная семья (или две), выполняющая роль хозяев праздника, в отличие от календарных обрядов, исполняемых всей общиной. Сюда относятся родины и крестины, свадьба и похороны. Семейные обряды отмечают основные изменения в жизни человека, меняется при этом и статус остальных членов семьи: роды превращают молодых в отца и мать, смерть одного из супругов — во вдову или вдовца и т. д. Последовательность этих обрядов составляет ритуальную биографию человека, или жизненный цикл. С другой стороны, все эти обряды принадлежат к одному типу — переходных или инициационных обрядов. Особенность их также в некоторой спонтанности, роды и смерти происходят не по расписанию, в отличие от них свадьба может быть календарно приурочена.

Семейные обряды объединены вокруг рождения, брака, смерти и включают родильную, свадебную и похоронную обрядность.

Смысл обрядов выявляется: 1) сопоставлением аналогичных обрядов у разных народов мира (то, что неясно в культуре одних народов, так как часто присутствует отрывочно и фрагментарно, проясняется на лучше сохранившемся материале других народов); 2) интеграцией частных обрядов в обрядовый комплекс по конечной цели, во имя которой они совершались (например, с целью обезопасить новорожденного или невесту); 3) сравнением одного и того же обряда, производимого при рождении, во время свадьбы и при похоронах (например, обычай переноса через порог).

Семейные обрядовые комплексы формируются не одновременно. Раньше всего обрядовое оформление получает событие смерти – событие подлинного рождения личности. Свадебный обряд вырос из института женской инициации.

Из кувады – акта присвоения новорожденного отцом – возникает родильная обрядность. Единой основой семейного обрядового цикла является универсальное представление «через смерть – к новому рождению».

По мере отделения и оформления отдельных обрядовых комплексов их содержание переосмысляется, обряды начинают бытовать изолированно и понимаются произвольно.

В древние времена на Руси считалось, что все, происходящее с человеком — будь то рождение, смерть или болезнь — подчинено темному, нечистому, загробному, злому миру. Рождение и смерть человека особенно страшили суеверных людей.

Они верили, что родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для уже живущих.

В связи с этим существовала масса обрядов, с помощью которых новорожденный и его мать очищались от нечистой силы.

Наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами: явленным миром и другим, нечистым миром. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир.

Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть. Таким образом, обряды совершались не только над младенцем, но и над его матерью. Эти обряды носили название «очистительных», то есть они очищали от темной силы. Существовало два вида обрядов: церковные и народные.

Заботиться о будущем ребёнке начинают задолго до его появления на Божий свет. Беременную женщину всячески защищают и оберегают от различных опасностей. Для этого днём женщина подпоясывается поясом заботливого и любящего супруга, ночью укрывается его зипуном или плащом (чтобы «мужская сила» охраняла её и чадо во чреве во время сна).

В день родов к роженице приходит повитуха (женщина, которая будет принимать роды и выполнять обязанности окушера-гинеколога и медсестры), близкие подруги и родственницы. Повивальные бабки, владевшие акушерским искусством, на Руси пользовались особым почетом.

Как только выполнены все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашает священника, который окропляет святой водой дом, комнату ребенка, читает молитвы очищения для матери, ребенка и, отдельно, для женщин которые присутствовали при родах. Если рождался мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым.

Если девочка — на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца.

После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны дать своему чаду имя. Затем назначается день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивается. Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку.

Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты.

Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность.

Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Объяснялось это тем, что ее тело претерпевало сильные изменения (рос живот, увеличивалась грудь), то есть разрушалось, следовательно, женщина умирала.

Через некоторое время тело приходило в норму, этот процесс считался рождением матери. Роль повитухи – ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного.

Банный обряд повторялся ежедневно, в течение недели (иногда дольше).

За обрядом очищения следует церковный обряд крещения. Таким образом, мы видим, что славяне смогли создать жизненный уклад и традицию, сбалансированную в плане использования Божественных и тонких энергий. Ребёнок, рождённый с соблюдением всех древних обрядов, — совершенный потомок Светлых Небесных Богов и ему ничего не грозило.

Наиболее ранние сведения о русской  свадьбе  содержатся  в  летописях, записках  иностранцев,  посещавших  Россию,  в  дипломатических  документах, гражданских  и  церковных  источниках.

  Начало  формирования  общеславянской свадебной обрядности принято относить к VI-VII вв.  н.э.,  т.е.

  к  периоду, когда  патриархальная  семья  с  присущим   ей   многобрачием   (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии).

История славян знает три основных вида заключения брака. Личностный брак, самый древний, подразумевает личный выбор молодыми друг друга.

В начале нашего века некоторые его элементы еще бытовали: например, смотрины женихом и невестой друг друга, «заручины», когда невеста последней закрепляла договор о браке между родами.

Личностный брак, как правило, носил у славян сакральный характер. Он должен был поддерживать род, его силы, оберегать род от всевозможных напастей, мора.

У южных и западных славян, с ранним развитием индивидуализированного образа жизни и мышления и меньшей зависимостью от древних родоплеменных коллективных обычаев, календарного земледельческого цикла, элементы такого брака еще проявлялись в XVI веке.

У восточных славян, у которых женская и девичья свобода еще долго отождествлялись с магическими природными силами, а родовое сознание превалировало над личностным понятие «личное счастье» полностью поглощалось стремлением к родовому благополучию. В рамках родовой воли прежде сакрализированное девичество.

Когда мы сейчас говорим о традиционном славянском свадебном обряде, мы подразумеваем обряд договорного брака, который сложился к XIX веку, но в нем сохранились элементы еще одного вида брака: завоевания, или воровской свадьбы, когда невесту попросту воровали.

И все-таки любая свадьба начинается со сватовства и смотрин.

Сваты торжественно приходят в дом невесты и начинаются «перепевы» двух как бы противостоящих друг другу групп.

Корильные шуточные песни в адрес жениха и его родственников перемешиваются с хвалебными в тот же адрес.

От старинных реалий «воровской» свадьбы сохраняются поздний приход сватов, их «агрессивное» поведение, особое вооружение, использование стрельбы во время продвижения свадебного поезда жениха.

Одним из важнейших этапов в свадебном ритуале являлось венчание. И жених, и невеста проходят очищение и приобретают благословение Божье. До венчания молодых тщательно охраняли от всех возможных негативных воздействий.

Это указывает и на то, что древние относились к свадьбе, как к переходному этапу жизни, подобному рождению, крещению, смерти. Недаром, во всех этих событиях участвовали одни и те же ритуальные предметы: полотно ткани, пояса, полотенца и др.

До венчания молодых везли в разных повозках, в церкви место, где они стояли, сакральную зону, отмечали особой материей («на подножку»).

Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный. Первый период начинался негласным семейным советом – «сходом» в доме жениха.

В нем участвовали родители и ближайшие родственники жениха, в отдельных случаях приглашали особо уважаемых односельчан или соседей.

На сходе обсуждали имущественное положение родителей невесты, ее поведение и здоровье, родословную — нет ли у нее родства с женихом, трудолюбива ли ее семья, не было ли в родстве пьяниц или непутевых.

(«Выбирай корову по рогам, а девку по родам» (по родителям), «жену выбирай не глазами, а ушами» (по доброй славе) — советовали пословицы), разбирали личные качества невесты, ее умение вести хозяйство, способность к женскому рукоделию.

Особое внимание уделяли таким чертам характера, как кротость, послушливость, уважительность, от которых зависели добрые отношения в семье («Бери жену, чтоб не каяться, жить в любви да не маяться»). Деятельность сходов красноречиво свидетельствовала о том, каким важным и ответственным событием была предстоящая свадьба не только для двух семей, но и для всех родственников жениха и невесты и для деревенского общества.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора (это название могли носить и акт, выражающий согласие на брак, и акт, завершающий предсвадебный период), осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя.

Эти основные акты прихотливо сочетались между собой и выстраивались в определенной последовательности. В соответствии с местной традицией они могли меняться местами или несколько актов объединялись в одном.

В конечном итоге все эти действия сводились к получению согласия на брак, выяснению экономических отношений между двумя семьями и так сказать обрядовому и юридическому (по обычному праву) оформлению переговоров, а многочисленные сидения (застолья) и взаимные гостевания способствовали знакомству сторон, привыканию невесты и жениха к своему новому положению.

  • В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.
  • Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тепа умершего к похоронам, омо­вение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба покойного.
  • Погребальные обряды: вынос типа, отпевание в церкви, дорога на кладбище, проща­ние с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.
  • Поминки: после похорон и доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, по­минальными трапезами и домашними молениями по умершим.

Порядок организации и следования похоронной процессии в различных регионах Рос­сии в прошлом был в основном однотипен. Похоронное шествие возглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником.

Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними — духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники.

Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.

Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой умершего». Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней и собак; с женщиной клали серпы, сосуды (вероятно, с пищей и питьём), зерно, убитую скотину и домашнюю птицу.

Тела умерших возлагали на краду (костёр), веря, что с пламенем их души попадают сразу в небесный мир; погребальный костёр при похоронах знатных воинов был столь велик, что пламя его было видно в радиусе 40 км.

Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали нескольких его слуг, причём только единоверцев-славян, а не иноземцев, и одну из его жён — ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире.

Читайте также:  Как выбрать фортепиано краткая, но исчерпывающая информация по этому вопросу

Во время погребальной церемонии женщину подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело её мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит скорее вести её к ним.  Был и кое-где остается такой архаический элемент обрядности, как обычай бросать в могилу мелкие деньги. Существовало несколько народных, истолкований этого обычая.

Одно — как выкуп места на кладбище для умершего, что является дополнительным свиде­тельствам связи умершего с местом его захоронения — могилой, землей. Если не откупить места, покойник будет по ночам приходить к живым родственникам и жаловаться на то, что «хозяин» подземного мира гонит его из могилы. По другому варианту деньги клали, чтоб умерший мог купить себе место на том свете.

В прошлом особым способом поминовения души была «тайная», или «потаенная», милостыня. Она обязывала соседей молиться за усопшего, при этом молящийся прини­мал на себя часть грехов умершего. «Тайная» милостыня состояла в том, что родственни­ки умершего сорок дней раскладывали по окнам, крыльцам беднейших соседей (бобылок, стариков и т. п.

) подаяние, хлебцы, блины, яйца, коробки спичек, иногда более крупные вещи — платки, куски ткани и др. Как и все поминки были жертвой, так и милостыня была жертвенной пищей. Помимо «тайной» милостыни, существовала явная, открытая милостыня – «в знак памяти» — раздача пирогов, печенья, сладостей нищим и детям у ворот кладбища.

При отпевании также раздавали присутствующим по калачу и зажженной све­че. Во многих местах каждому участнику поминок вручали по новой деревянной ложке, чтобы при еде этой ложкой вспоминали умершего. Для спасения грешной души делали пожертвование на новый колокол, чтобы он «вызвонил» погибшую душу из ада, или отда­вали соседям петуха, чтобы он пел за грехи покойника.

Похороны завершались стравой — пиром-поминками и тризной — воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней.

Семейные обряды связаны с историей и бытом народа. Они прошли длительный путь развития и сохранили следы верований, мировоззрений, семейного и общественного уклада.

В обрядах отражались уклад жизни, бытовые нормы или обычаи рода, семьи (например, порядок проведения семейных торжеств — помолвок, свадеб, дней рождения и т. д.). В родовой и сельской общине люди жили по своему укладу, или обряду, по своему народному обычаю.

Описанные здесь обряды: рождение, свадьба, похороны, имели четкую структуру, которую народы строго соблюдали.

Свадебная обрядность делилась на предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный; похоронный обряд на предпогребальные обрядовые действия, погребальные обряды, поминки; рождение, также состояло из нескольких ступеней, соблюдая которых, народ Древней Руси верил, что рожденному ничего не грозит.

  Народные обряды продолжают жить, потому, как проникнуты земными потребностями, с одной стороны, и духовными идеями и символами с другой, несут чувства и богатые образы. Семейные обряды оказывали решающее влияние на характер семейных отношений, на психологию и поведение людей, имели глубокое воспитательное значение. «Народ, по словам В.Г. Белинского, крепко дорожит обычаями как своим священнейшим достоянием».

Литература:1. Белинский Б.Г. «Литературные мечтания. Элегия в прозе (1984).».

2. Карамзин Н.М. «История государства Российского».

Источник: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/197-article_9.html

Свадебные обряды и традиции на Руси

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы.

Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами».

Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви. Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения.

Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави.

Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания.

Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

  • После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.
  • Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Возжигание семейного очага. Самый трогательный момент современной свадьбы — совместное возжигание очага родителями жениха и невесты. Эта традиция восходит ко времени, когда брачный союз заключался волхвом, с родительского благословения и в присутствии всего рода, перед Богами.

Свадебный каравай. Еще один старинный свадебный обряд, полностью сохранившийся в современном браке — изготовление свадебного каравая.

Наши предки пекли каравай, который считался символом долгой и крепкой совместной жизни молодых.

Традиция печь каравай сохраняется и сейчас: многие пекут его отдельно, а большая часть вступающих в брак заказывает большой торт, который тоже произошел от свадебного каравая.

Выбрать удачное время для вступления в брак вам поможет свадебный календарь по месяцам. Мы желаем вам крепкой семейной жизни. Чтите традиции, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://dailyhoro.ru/article/svadebnyie-obryadyi-i-traditsii-na-rusi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector