О музыке слова и поэзии звуков размышления

Афоризмы и цитаты о музыке

>> Все темы цитат >> Музыка

Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.
Архилох

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
Аристотель

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель

Опера — полнейшая форма музыки как искусства.
Николай Гаврилович Чернышевский

Музыка — универсальный язык человечества.
Генри Уодсуорт Лонгфелло

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.
Ралф Уолдо Эмерсон

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
Ралф Уолдо Эмерсон

Песня — это социальный барабан, которым открывается марш и под бой которого идут в ногу.
Пьер Жан Беранже

Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств.
Гектор Луи Берлиоз

Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка — шум самый дорогой.
Теофиль Готье

Музыка — это пары искусства. Она то же для искусства поэзии, что грезы для мысли, что для океана волн — океан облаков над ним.
Виктор Мари Гюго

В музыке, как, должно быть, и во всех других искусствах, стоит только стилю, характеру, одним словом, чему-то серьезному, проявиться, как все прочее исчезает.
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Область музыки — душевные волнения. Цель музыки — возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими.
Жорж Санд

Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом.
Анна Луиза Жермена

Ноты — это лишь искусство записывать идеи, главное — это иметь их.
Стендаль

Никакая картина, никакое слово не могут так выразить самое существенное, самое интимное содержание сердца, как музыка; ее сердечность несравненна, незаменима.
Куно Фишер

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пять-десять лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
Рихард Штраус

Голос и мелодия для меня всегда останутся главными.
Джузеппе Верди

Разве есть на свете человек, если только он не глух мыслью, который не любил бы песен?
Мухтар Омарханович Ауэзов

Когда я пишу свои песни, главное для меня состоит не в том, чтобы сочинить музыку, а в том, чтобы удовлетворить сокровеннейшим намерениям поэта.
Эдвард Григ

Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.
Владимир Михайлович Бехтерев

Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души.
Максим Горький

Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья.
Анатолий Васильевич Луначарский

Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, — жива.
Анатолий Васильевич Луначарский

Музыки вне национальности не существует, и в сущности, всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальная.
Николай Андреевич Римский-Корсаков

Для меня словосочетание «человек и песня» звучит как «человек и воздух». Если воздуха не хватает, человек задыхается.
Михаил Аркадьевич Светлов

Мелодия — душа всего… Без мысли нет поэта, без мелодии — музыки.
Владимир Васильевич Стасов

Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием.
Владимир Васильевич Стасов

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
Владимир Васильевич Стасов

Современные трубадуры пользуются не мандолинами, а автомобильными гудками.
Игорь Федорович Стравинский

Музыка — высшее в мире искусство.
Лев Николаевич Толстой

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу… Она, музыка, сразу непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.
Лев Николаевич Толстой

Музыка — это стенография чувств.
Лев Николаевич Толстой

Изгнание мелодии — это отказ от правдивого выражения больших чувств, отказ от содержания, от реализма.
Тихон Николаевич Хренников

Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление.
Антон Павлович Чехов

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Мелодия — это мысль, это движение, это душа музыкального произведения.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все.
Илья Григорьевич Эренбург

Не обязательно понимать музыку, но необходимо, чтобы она доставляла наслаждение.
Леопольд Стоковский

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Василий Александрович Сухомлинский

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств.
Василий Александрович Сухомлинский

Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца. Музыка, созданная только путем приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана.
Морис Жозеф Равель

В музыке всегда бываешь наказан, когда лжешь и пишешь из тщеславия. Музыка может быть только скромной и искренней.
Ромен Роллан

Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая.
Ромен Роллан

Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.
Ромен Роллан

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Ромен Роллан

Не существовало эпох, совсем незнакомых с музыкой.
Ромен Роллан

Одна нота не делает мелодии, нужны различия. Нужны даже несогласия… Прелесть мелодии рождается из сочетания несходства.
Жан Анри Фабр

Мелодия есть вид тавтологии, она замкнута в себе, она довольствуется собой.
Людвиг Витгенштейн

Мелодия не есть смесь звуков, как считают все те, кто не одарен музыкально.
Людвиг Витгенштейн

Непоколебимое положение современного фортепиано основано на универсальном его применении для домашнего усвоения почти всех сокровищ музыкальной литературы.
Макс Вебер

Ничто не способно так возбуждать в нас, носителях поздней культуры, чувство священной игры, как музыкальное переживание.
Йохан Хёйзинга

Нет ни в какой пустыне орды, у которой не было бы песен.
Густав Густавович Шпет

Подобно тому, как гимнастика способствует до известной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу.
Аристотель

Из всех наук и искусств всех древнее музыка.
Квинтилиан

Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.
Сюнь-цзы

Музыка — наука, которая говорит о цифрах, находящихся в звуках.
Алкуин Флакк Альбин

Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека.
Мартин Лютер

Один из прекраснейших и лучших даров Божьих — музыка, служащая для того, чтобы прогонять искушение и дурные мысли.
Мартин Лютер

Тот, кто не получает удовольствия от музыки, создан без гармонии.
Джозеффо Царлино

Музыка глушит печаль.
Уильям Шекспир

Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет.
Уильям Шекспир

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
Готфрид Вильгельм Лейбниц

Цель музыки — трогать сердца.
Иоганн Себастьян Бах

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
Жан Жак Руссо

Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.
Кристоф Виллибальд Глюк

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
Вольфганг Амадей Моцарт

Вся прелесть музыки — в мелодии.
Йозеф Гайдн

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
Томас Карлейль

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни.
Бертольд Ауэрбах

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах

Музыка должна высекать огонь из людских сердец.
Людвиг ван Бетховен

Музыка — народная потребность.
Людвиг ван Бетховен

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств.
Людвиг ван Бетховен

Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Людвиг ван Бетховен

Мелодия — единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны.
Рихард Вагнер

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
Рихард Вагнер

Музыка — истинная всеобщая человеческая речь.
Карл Юлиус Вебер

Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них: это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства.
Генрих Гейне

В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам.
Иоганн Вольфганг Гёте

Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.
Иоганн Вольфганг Гёте

Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку.
Иоганн Вольфганг Гёте

Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает.
Эрнст Теодор Амадей Гофман

Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.
Жан Поль

Музыка — поэзия воздуха.
Жан Поль

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! Когда замирает слово и объятие и наполненный слезами глаз, когда наши немые сердца в одиночестве томятся за решеткой нашей груди — о, тогда только благодаря тебе могут они послать друг другу отклик из своих тюрем, соединить в одной пустыне свои далекие стоны.

Жан Поль

Источник: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-muzyke

О музыке слова и поэзии звуков: размышления, музыкальный класс

Когда музыковеды говорили, что «звучат философские раздумья», или «психологическая глубина звучания», мне вначале было непонятно, о чем это они. Как это – музыка и вдруг философия? Или, тем более, психология, да ещё и «глубокая».

А слушая, к примеру, песни в исполнении Юрия Визбора, который приглашает «наполнить музыкой сердца», понимаю его с полуслова. И когда он исполняет под звуки собственной гитары «Милая моя», или «Когда в мой дом любимая вошла» — честное слово, плакать хочется. За себя, за свою, как мне кажется, бесцельно прожитую жизнь, за недоделанные дела, за недопетые и недослушанные песни.

Любить всю музыку, как и всех женщин – невозможно! Поэтому поговорю о «выборочной» любви к некоторой музыке. Поговорю, с моей кочки зрения, с высоты той кочки, на которую я смог взобраться. А она не такая уж высокая, как любил альпинист Юрий Визбор. Моя высота всего лишь кочка на болоте.

А вы поступайте, как вам угодно: можете прочитать и сравнить свои восприятия с авторскими, или отложить данное чтиво в сторону и заняться чем-то другим.

Итак, я сначала не понимал профессиональных музыковедов, которые смотрят со своей колокольни. Им виднее. Просто душой чувствую звучание многих мелодий и песен.

Конечно же, не одного Визбора обожаю слушать, но и Высоцкого, особенно его «чуть помедленнее, кони…», наших эстрадных певцов Льва Лещенко и Иосифа Кобзона, очень люблю слушать ранние песни Аллы Пугачёвой, её знаменитые «Переправа», «В седьмом ряду», «Арлекино», «Миллион алых роз». Люблю душевные, лирические песни в исполнении Людмилы Толкуновой. Романсы в исполнении знаменитого Хворостовского. Без ума от песни «Берега» в исполнении Малинина.

Мне, почему-то, кажется, что именно написанные слова породили музыку. А не наоборот. И получилась музыка слов. Теперь, в современной эстраде, нет ни слов, ни музыки. Одни гортанные выкрики и глупые слова, повторяющиеся нескончаемым рефреном.

Но речь не только о старых эстрадных песнях, которые любит большинство людей, родившихся в середине прошлого века. Хочу изложить своё восприятие простого смертного ещё и к «большой музыке», как её принято называть, «классической».

Здесь разброс интересов полный и навести порядок и как-то систематизировать, разложить по полочкам, — невозможно. Да и ни к чему! И не собираюсь «наводить порядок» в разбросе мнений. Скажу, как я воспринимаю ту или иную звучащую вещь, те или иные слова, облечённые в музыку.

Люблю бравурность Имре Кальмана. Особенно его «Принцессу цирка» и «Княгиню чардаша». И в то же время без ума от лирической музыки Рихарда Штрауса «Сказки Венского леса».

В начале своего разговора удивлялся, как это в музыке может звучать «философия». А сейчас скажу, что слушая «Сказки Венского леса», прямо-таки, ощущаю запах хвои и прохладу, шелест листьев, птичий перезвон. И шелест, и запахи, и краски – оказывается, всё может присутствовать в музыке!

А вам приходилось слушать скрипичные концерты Антонио Вивальди? Обязательно послушайте и постарайтесь узнать в звуках и снежную зиму, и просыпающуюся природу весной, и знойное лето, и раннюю тёплую осень. Вы их точно узнаете, только стоит прислушаться.

Читайте также:  Какой синтезатор лучше выбрать для новичка

Кто не знает стихов Анны Ахматовой! Композитор Сергей Прокофьев написал романсы к некоторым её стихам. Ему полюбились стихи поэтессы «Солнце комнату наполнило», «Настоящую нежность не спутаешь», «Здравствуй» и в результате появились бессмертные романсы. Можно лично каждому убедиться, как музыка наполняет комнату солнцем. Видите, ещё одно волшебство присутствует в музыке – солнечные блики!

Коль завёл речь о романсах, то вспомнился ещё один шедевр, подаренный поколениям композитором Александром Алябьевым. Называется этот романс «Соловей». Написал его композитор в необычных условиях, находясь в тюрьме. Его обвинили в избиении помещика, который вскоре скончался.

Такие вот парадоксы бывают в жизни великих: участие в войне с французами в 1812 году, высший свет столичных городов России и Европы, музыка, круг близких литераторов… и тюрьма. Тоска по свободе и соловей – символ свободы – наполнили душу композитора, и он не мог не выплеснуть свой шедевр, застывший на века в чудесной музыке.

А как не восхищаться романсами Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья»! Или наслаждаться шедеврами итальянского оперного искусства в исполнении Карузо!

А когда звучит полонез Огинского «Прощание с Родиной» — комок подкатывает к горлу. Одна знакомая сказала, что она напишет в завещании, чтобы её похоронили под звуки этой нечеловеческой музыки. Такие вот дела – и великое, и грустное, и смешное – находятся рядом.

Бывает же человеку весело – тогда подойдёт к настроению песенка герцога Риголетто композитора Джузеппе Верди, помните: «Сердце красавицы склонно к измене …».

На вкус и цвет товарища нет. Кому нравятся громыхающие барабанами и тарелками современные «попсы», а кому старинные романсы и вальсы прошлого века, заставляющие задуматься о бытие, о прожитом. И ведь написаны-то были эти шедевры, когда народ страдал от голода в тридцатых годах, когда сталинская метла уничтожала весь цвет советского народа.

Опять парадокс жизни и творчества. Именно в самые тяжелейшие годы своей жизни человек выдаёт шедевры, как, например, композитор Алябьев, писатель Достоевский, поэтесса Анна Ахматова.

А теперь разрешите поставить точку в сумбурных размышлениях о музыке, которую любит народ моего поколения.

Изливал свои чувства о музыке слова и поэзии звуков Виктор Ильин

На фото — картина художницы Lena Liu

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/o-muzyke-slova-i-poezii-zvukov-razmyshleniya-muzykalnyj-klass

Поэзия — это музыка слов?

Отдел абонемента Российской государственной библиотеки для слепых приглашает на книжную выставку, в название которой вынесено высказывание английского историка Томаса Фуллера: «Поэзия – музыка слов». Выставка посвящена Всемирному дню поэзии, который впервые отмечался 21 марта 2000 года в Париже.

Подробнее: www.culture.ru

21 марта – Всемирный день поэзии. Слово «поэзия» означает  – творить, создавать, созидать. Члены клуба любителей русской поэзии «Вдохновение» отдали дань изящной словесности. Руководитель клуба Зиля Ахметнабиева вкратце рассказала о Всемирном дне поэзии. 

Подробнее: www.bavly-cbs.ru

Мир музыки прекрасен и поистине безграничен. Древ­ние китайцы считали, что музыка — это всегда гармония. Может быть, именно поэтому классические мелодии заво­раживают нас своей чарующей простотой, неистовостью и разнообразием чувств. Эти звуки способны возвысить че­ловека, поднять его над суетой, освободить от повседнев­ных проблем и забот.

Подробнее: www.litsoch.ru

Сборник стихов рекомендуется использовать вместе с музыкальными иллюстрациями на двух компакт-дисках (CD). Материал сборника может использовать на протяжении нескольких лет на уроках и при выполнении домашних заданий. Сборник состоит из нескольких разделов, которые подскажут направления и формы работы.

Подробнее: www.YouPlayMusic.ru

Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.

Подробнее: art.sovfarfor.com

Мир музыки прекрасен и поистине безграничен. Древ­ние китайцы считали, что музыка — это всегда гармония. Может быть, именно поэтому классические мелодии заво­раживают нас своей чарующей простотой, неистовостью и разнообразием чувств. Эти звуки способны возвысить че­ловека, поднять его над суетой, освободить от повседнев­ных проблем и забот.

Песни с древнейших времен до наших дней играют большую роль в жизни человека. К сожалению, в современное время дети, молодежь слушают песни с негативным содержанием и ошибках в текстах.          Червонная Аурика рассмотрела тексты современных песен, классифицировала ошибки в песнях, показала, как влияют песни на слушателя.

Подробнее: kopilkaurokov.ru

Дорогие читатели, приглашаю вас сегодня на музыкально-поэтическую прогулку. Хотите такого настроения? Мы с вами почитаем красивые стихи о музыке и музыкантах.

Почему эта тема появилась на блоге? Во-первых, я сама по профессии музыкант. Во-вторых, я очень люблю стихи, многие уже знают мою такую любовь. И в-третьих, думаю, что и вам это может быть именно интересно.

Наполнимся прекрасными строчками стихов, отдохнем от суеты жизни.

Подробнее: irinazaytseva.ru

21 января на очередной встрече поэтического клуба «Вдохновение» состоялся задушевный разговор о поэзии «Поэзия – музыка слов». Местные поэты обменивались мнениями, читали и обсуждали новые стихи. Каждый член клуба представил и порекомендовал свои лучшие произведения для опубликования их в общий сборник стихов местных авторов.

Подробнее: www.korbibl.ru

          Когда начинаешь задумываться, а что есть такое – Поэзия, то понимаешь что выразить это словами практически не возможно. А нужно ли?           Но всё же очень хотелось бы поразмышлять, что же есть такое – Поэзия?

Подробнее: jazzmusic777.livejournal.com

Всемирный день поэзии ежегодно отмечается 21 марта. Поэзия — это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества.

Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, — на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.

Подробнее: www.planet-kob.ru

Когда начинаешь задумываться, а что есть такое — Поэзия, то понимаешь что выразить это словами практически не возможно. А нужно ли? Но всё же очень хотелось бы поразмышлять, что же есть такое — Поэзия?

5078 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.100% гарантии от повторения!

1 декабря в библиотеке состоялся вечер поэзии и музыки «О нас», на котором прозвучали стихи молодого автора Юлии Стешкиной в музыкальном сопровождении Андрея Синецкого.

Знакомство с прекрасным поэтическим слогом молодой поэтессы сопровождалось не менее прекрасной игрой уже известного в Рязани молодого композитора, пианиста Андрея Синецкого.

Андрей не первый раз выступает на библиотечной сцене и каждое его выступление похоже на щедрый подарок всем слушателям. Андрею удалось найти характерное настроение для каждого стихотворения, звучавшего со сцены.

ПрограммыПротиводействие коррупцииАнтитеррористическая комиссияПрограмма по профилактике борьбы с наркоманией и наркобизнесомПрограмма духовно-нравственного воспитания подрастающего поколенияПрофилактика предупреждения дорожно-транспортных происшествий и безопасности дорожного движения

Еще по теме: Мэрилин Мэнсон последние новости

Источник: http://www.chsvu.ru/poeziya-eto-muzyka-slov/

Размышления о музыке и сопутствующем

?Аркадий Nullklever (nullklever) wrote,
2007-12-17 18:55:00Аркадий Nullklever
nullklever
2007-12-17 18:55:00У человека в этой жизни есть только два пути – заниматься искусством или сойти с ума… (ц) забыл кто…Все ниже написанное не является утверждением, это просто версия, мое мнение и размышление.

Размышления о музыке

Я часто ощущаю некоторую ответственность за нынешнее состояние российской сцены. Конечно тут понятно, но все же уточню что именно электронно-андерграудной сцены. Ясно что такие течения как транс, хаус, d’n’b и т.п.

сюда не относятся… там итак все нормально, а если нет, то дело это не мое… другое дело в околоиндустриальной электронике, когда например такие стили как power noise в нашей стране вообще практически отсутствуют… ответственность за это на нас с вами, ведь «кто если не мы?» Еще больше эта ответственность осознается после вопросов иностранных коллег о существовании в России проектов тех или иных стилей, тут даже немного стыдно, при том, что некоторой популярностью эти стили все же пользуются, а музыку никто не пишет. И нужно стараться писать что-то свое, стараться не быть сильно похожим на других, иначе вообще зачем?

О создании музыки


Еще недавно говорить о том, что компьютер способен полностью решить проблемы творчества, было смешно. Ну уж слишком всё было искусственным и каким то противоестественным.

В то время, как “железные” синтезаторы, звуковые модули, секвенсоры, микшерные консоли и рэки (порой до потолка) представлялись чем то надежным и перспективным, даже, можно сказать, фундаментальным, компьютеру отводилась скромная роль управляющего органа, ну и может быть, иногда было позволительно немного поэкспериментировать…

Одним из атрибутов имиджа профессионального музыканта была громоздкая студия, заставленная дорогущим оборудованием, с кучей коммутационных кабелей и не дай бог приборов будет поменьше, то это уже не солидно.

Но было время, когда и та обыденная вещичка, которая называется калькулятором, занимала площадь, размером с трехкомнатную квартиру, но со временем, как-то эволюционировала и теперь умещается в кармане, да и возможностей, как-то стало намного больше… То же самое, наконец, произошло и в отношениях компьютера с музыкой…

Благодаря тому, что аппаратные средства стали более мощными и быстродейственными, появилось на свет программное обеспечение, создающее неповторимые и комфортные условия для процессов создания, редактирования и последующей обработки музыкальных произведений, значительно превосходящих по качеству звучания, те, что были созданы на солидном “железном” оборудовании, конца XX, начала XXI веков.
(ц) Сергей Мельников

Соглашусь с этой точкой зрения, хотя и не работал с «железками», но верю профессиональному композитору и аранжировщику, достаточно много времени, проработавшему на “железных” студиях. =)

О музыкантах

Если говорить об уровнях музыканта, то я бы условно разделил их на 3 группы: саундфайндер, музыкант, композитор. Саундфайндер пользуется доступными средствами, извлекая разные звуки, находя из них интересные, работает с ними и получает определенный результат, с которым продолжает работу.

Он не знает всей физики дела и не может получить на выходе в точности то, что он задумал. Композитор же – это профессионал, он как конструктор, он может сделать все с нуля, добиться любого звучания и перевести свои задумки в реальность, тут нельзя без знания всей физики и программ/аппаратуры. Ну а музыкант находится где-то посередине.

=) Себя я сам, думаю не секрет, отношу всего лишь к саундфайндеру, но это лишь означает, что есть большие перспективы, есть над чем работать.

Но лучше быть саундфайндером с хорошей фантазией, идеями и перспективами, чем профессиональным, но занудным музыкантом… Как пример приведу Aube, который работает со звуком около 20 лет и выдал на концерте абсолютную ерунду и представить, что теперь он способен на что-то инновационное и интересное сложно… поэтому я рад что не имею ничего общего с такими музыкантами.

=)) Ведь как многие считают, главное – результат! Но я буду стараться работать и совершенствоваться, нельзя стоять на месте… Только вот времени на это нужно очень много, для человека, работающего на основной работе 5 дней в неделю в принципе имею не так мало времени, но его совсем не достаточно, необходимо в разы больше, чтобы выйти на более высокий уровень.

О концертной деятельности

Концерты – это важная сторона каждого музыкального проекта. Конечно если это не какой-то уж совсем отъявленный минимализм. Да и у самого музыканта должно быть желание к этому, иначе не стоит… Считаю очень важным для концерта сценический имидж и перформанс.

Можно конечно выступать все время в черной футболке, без выдумки… но тут еще смотря что за стиль вы играете… К примеру группа FLA в принципе не нуждается в сценических костюмах, на концерте такой мощный драйв, что даже не до этого… мне даже не удавалось заценить видеоряд как следует… хотя если бы они использовали к примеру костюмы наподобие Front 242, думаю что смотрелось бы еще интереснее, в конце концов это просто стильно и всегда в плюс. Видеоряд – тоже важная деталь, он заполняет атмосферу, помогает передать ‘message’ музыки… Еще нужно подумать придаст ли интереса концерту перформанс, тут конечно все зависит от стилистики. Достаточно хотя бы просто представить как это будет смотреться вместе и какая разница в восприятии будет при «пустом» или более зрелищном шоу. Моя мечта в этом направлении на данный момент – голограммное шоу.

О деньгах и коммерции

Музыка не должна быть коммерческой. Если вы делаете музыку с целью извлечения выгоды, то это будет музыка для масс и скорее всего шлак в плане ее интересности, ширпотреб, попс… Другое дело когда идет незапланированная отдача от музыки, но музыка не должна прогибаться при этом… важно чувствовать эту грань.

Я говорил о мечте – голограммном шоу – ясно, что тут есть на самом деле один главный фактор, способствующий реализации такой идеи – денежные средства, причем немалые.

И тогда задумаешься, как же быть? Начать зарабатывать на музыке? Но разве заработаешь на андерграунде средства для таких идей? Или зарабатывать другой работой, откладывать на идею, но тогда не будет времени и сил, чтобы заниматься самой музыкой… Или искать работы на отдельный период? Все сложно… Остается только «спустить с небес на землю» и использовать то, что уже есть, при этом ожидая прихода и доступности новых технологий. Мечтать нужно, но в меру. =)
И надо быть очень преданным идее и честным перед собой, чтобы не свернуть в мэйнстрим при этом… что наверное еще хуже, чем бросить дело вообще.

Читайте также:  Музыкальные интервалы - первое знакомство

mp3 vs CD

Я диски почти не покупаю и те редкие, что купил, все равно слушаю обычно сграбленными в mp3. Во-первых мне их просто некуда класть… если бы вся музыка, которую я слушаю была бы у меня в CD, то жилплощадь бы сильно уменьшилась.

Во-вторых у меня обычная минисистема и особой разницы в звучании я не замечаю… если бы у меня было hi-end оборудование, возможно я бы посмотрел на это по-другому… В-третьих – деньги, не напасешься средств для скупки такого количества релизов да и достать многие очень сложно… + переплата за доставку из других стран.

Ну и ряд остальных причин… Гораздо удобнее слушать и хранить музыку в mp3, ogg или FLAC, еще добавлю «синдром ласт.

фм» =)) Но музыкантов хочется поддерживать, но это можно сделать и другими способами… мерчендайз, концерты… да и можно же предложить желающим оказать материальную помощь зачислить средства вам на счет, а музыку продолжать распространять бесплатно… Для Fornax я бы хотел выпускать музыку в электронном формате, не вижу смысла в дисках… в mp3 ее послушает большее количество людей и будет больше отзывов, что и является сейчас главной отдачей от проделанного труда. Куча одинаковых с виду дисков с разными картинками… если уж и выпускать материальные релизы, то я бы хотел выпускать что-то необычное… в подарочной упаковке по теме релиза, чтобы это имело двойное значение, какой-то еще интерес, кроме информации на диске… конечно это будет стоить дорого, но иногда можно это позволить.

Источник: https://nullklever.livejournal.com/83168.html

О поэзии музыки и музыке поэзии

О поэзии музыки и музыке поэзии

         Думаю, нет такого поэта, который не задумывался бы над тем, как звучат его стихи. Не будем лукавить – многие из нас не возражали бы против переложения своих поэтических произведений на музыку. Некоторые поэты Клубочка могут такими фактами даже похвастаться.     Мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям.

Выдающийся музыкант и дирижёр Леопольд Стокольский писал об этом так: «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом».     Анна Ахматова (да простят поэтессе поднаторевшие в версификации и далекие от понимания настоящей поэзии бичеватели глагольных рифм) о музыке сказала еще более интересно:          «В ней что-то чудотворное горит,     И на глазах её края гранятся.

    Она одна со мною говорит,     Когда другие подойти боятся».          Музыку с поэзией роднит, прежде всего, то, что все искусства черпают своё вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников. Что это за источники? Наверное, это подсознательная тяга человека к прекрасному в сочетании с пониманием величия природы и вниманием ко всему, что занимает воображение.

    Та же Ахматова в 1961 году, будучи в больнице, услышала по радио, как великая Вишневская поет Пятую Бразильскую Бахиану, написала следующее:          «Женский голос как ветер несется,     Черным кажется, влажным, ночным,     И чего на лету ни коснется –     Все становится сразу иным.

    Заливает алмазным сияньем,     Где-то что-то на миг серебрит     И загадочным одеяньем     Небывалых шелков шелестит.     И такая могучая сила     Зачарованный голос влечет,     Будто там впереди не могила,     А таинственный лестницы взлет».

         Вероятно, поэзия, музыка и душа поэта связаны воедино, и такое единение может вдохновлять на создание интересных поэтических образов. Мысль банальна, но приведу и её. Известно, что песня – самый доходчивый способ передать глубину поэзии.     Стихи и музыку многое объединяет.

Музыкальное понятие метра (размера), то есть равномерное чередование сильных и слабых долей времени в музыке, близко к значению того же слова в поэзии. Ударения в стихотворной речи располагаются в определённом порядке, в определённом сочетании, и это тоже называется метром или размером. Но самое важное объединительное начало – душа.     

О музыке в поэзии, как бытующей интонации эпохи

         Музыкальность поэзии связана с передачей её внутренней сущности мира и особенностей окружающей нас среды. Поэтому и лирика сильного поэта часто является отражением самой ближайшей действительности через своеобразные «звукообразы», а, по сути – через бытующие интонации эпохи.

    Вслушайтесь в обычную разговорную речь на улице, и вы при желании услышите эту интонацию. Она по определению не может быть безупречной, изобилует речевыми повторами, синкопами, порой даже диссонансами.

Но гениальность поэта и заключается в том, чтобы «ухватить» музыку улиц и площадей, музыку деревенских околиц и заводских курилок, как некогда это мастерски делал Владимир Высоцкий.     Выскажу личное мнение. Недавно, к радости истинных ценителей поэзии, на наш сайт пришел поэт, которому также подвластно это искусство.

Клубочку повезло, а я боюсь перехвалить автора, потому что впереди у него еще более длинная и трудная дорога, интуитивно чувствуя в поэте огромные потенциальные возможности дальнейшего роста.      Итак:          Тагеко          Бросила          Бросила я тебя. Бросила.     В спину услышала: — Сука ты!     А я запряталась в осени     За шелестящими звуками.

         Я уходила счастливою,     С незаплетенными косами…     На пересуды глумливые     Вслед отвечала за осенью:          Лужами мёрзлыми, стылыми,     Неба хрустального просинью.     Нет тебя больше, постылого!     Бросила я тебя, бросила.          Сразу же налицо богатая звуковая окраска, мелодичность и плавность, наряду с удачным рефреном – «бросила».

Это не протестная нота, скорее, звук, похожий на причитание. А резкий удар последует дальше – в следующей строчке!     Стихотворение гармонично тем, что музыка его дополняет содержание, усиливая общее впечатление. Понятно, какие чувства испытывает Лирическая Героиня поэта. И это одна из судеб эпохи и одна из ее интонаций.

    Всем известно, конечно, что история развития русской песни и романса по самой своей природе основана на национальной поэзии.

Анализ привлечения стихотворений для создания музыкальных произведений показывает, что наиболее часто встречается ямб, особенно 5-стопный, а у Тамары здесь интересно прозвучал хорей с некоторым смещением акцента в третьей строчке, и такой всплеск, думаю, сделан умышленно, Например, у меня появилось желание отделить как-то две строки интонационно с выделением этого «Я».     Почему нужно выделить это местоимение? В центре стихотворения, стержнем его является острейший конфликт, но кризис, переживаемый женщиной, не только не согнул ее, не сломал, но поднял выше, измерил силу личности. Определил дальнейшее.     Есть такой афоризм: «Женщины не придают особого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». Можно соглашаться с этим, можно нет. Но нельзя не признать, что автору удалось в нескольких строках передать очень многое, привлекая на помощь и такие выразительные средства, как музыка.     Отдаю дань уважения тонкой работе мастера.     

«Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой»

         Эти слова В.Г. Белинского дополняют простую мысль: музыкальные сопоставления эстетически оправданы потому, что музыка – душа поэзии. Музыка проясняет и открывает ее. Делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию.

Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки – поэзии связано с тем, что у настоящих поэтов, а не версификаторов, ставящих на первый план погоню за рифмой, огромную роль играет слуховое восприятие мира и его отражение в «звукообразах».

    В них сконцентрирована красота, гармония, музыкальность, а мелодию стиха, его звукопись не просто чередование рифмующихся строк и сочетание звуков, но интонация, некий оттенок.

У тонко чувствующих музыку стихов поэтов, таких как Артур Арапов (о чем говорить, если он музыкант) или Тамары Тагеко можно наблюдать массу любопытных инерций звукового мышления (звуковых реминисценций), у профессора аллитерации АСа Денисова яркую музыку в аллитерации, и повторение одинаковых звуков тут не является самоцелью, но средством.

     На примере следующего стихотворения можно проследить в действии интонационный метод сочинения: возникающие в сознании музыкальные импульсы определяют общий характер образов, их эмоциональный тонус.          Павлова Ася          Поговори со мною, тишина…          Поговори со мною, тишина…     О чём?     Ну, если хочешь о погоде.     Она совсем с ума сегодня сходит.

    А может это мы сошли с ума…          Зигзагами дождей туман прошит     Промокший день устал, и стал вчерашним.     Хотя, сегодня это всё неважно —     Он высох, и уж больше не дождит.          Смотри, как ночь плетёт осенний сплин…     Её за плечи звёзды обнимают.     Как, помнишь, год назад в уснувшем мае…     Пожалуй, нет, об этом помолчим.

         Ты видишь, светлячки огни зажгли?     Постой, дай с перепутьем разобраться,     Ведь времени уже давно за двадцать,     А мы опять…     К развилке подошли.          Пусти меня, ты слышишь, тишина!     Мой путь – туда,     Я не хочу обратно.

    Там, знаешь,     Крылья раздают бесплатно…     Там нет дождей,     Ты слышишь,     Ти-ши-на…          Рифмовка АББА подчинена, на мой взгляд, как раз этой идее. Слышите, как звучит последнее слово? И мне кажется, разбивка по слогам также далеко не случайна. Произведение наполнено гармонией. В отдельных незатейливых фразах столько чувства, сколько может быть только в песне. И понимая это, понимаешь, что музыка и внутренний мир в сознании поэта тесно связаны, а порой переплетаются.     

Стихи и звуки музыки – это звуки самой природы

         Восемнадцатилетний Александр Блок, поэзия которого наполнена музыкой, эмоционально привел в одном из стихотворений свое понимание многообразной звуковой картины мира:          «В ночи, когда уснет тревога,     И город скроется во мгле –     О, сколько музыки у бога!     Какие звуки на земле!          Об этом вспомнилось при прочтении следующих двух стихотворений.          Anatoly Larionov          листья полетели          листья полетели вспять пошли часы     осень на пределе каплями росы     покатилась в руку с лезвия ножа     не понять по звуку топот ли ежа     или просто вышел из грибницы хмель     кажется я слышал как смеялся Лель     запустив мне в душу чёрную вдову     или это груша падала в траву          Артур Арапов          Девушка Ночь          В платье, сверкающем     стразами звёзд,     С видом мечтательным —     фея точь в точь —     Что-то мурлыча     тихонько под нос,     Ходит по улицам     девушка Ночь.          Переполняясь     её глубиной,     Чувствуя сущность —     такою, как есть,     Хочется в ней     раствориться душой,     В чём-то незримом     приют приобресть.          Ноги торопятся     из дому — прочь!     Жадно глаза     бороздят пустоту.     Вдруг натыкаясь     на девушку Ночь,     Вмиг замираешь,     забыв суету.          Пахнут ладони     её тишиной.     В странной улыбке,     в углах её губ,     Столько загадок…     что страшно порой!     Жаль, что минуты     так быстро бегут!          Девушка Ночь     скрыла брошку-Луну,     Чтобы глаза     не слепила она.     В бархатном шлейфе     её утонув,     Город укутался     таинством сна.          Встретится взглядами     просто невмочь!     До неприличия     хочется жить!     Вот бы позволила     девушка Ночь —     Хоть до подъезда! —     себя проводить!          А проводив,     и сказав ей «пока»,     И не рискнув     напроситься на чай,     К тайнам её     прикоснувшись слегка,     Поцеловать её,     вдруг, невзначай.          Вспыхнет румянцем     рассвет на щеках.     Губы прошепчут:     «К заре не ревнуй!»     А на душе,     как на новых стихах,     Счастьем незримым,     её поцелуй.          На каждое из этих стихов можно сочинить множество отличающихся друг от друга мелодий. У них разный ритмический рисунок, разные подходы к творчеству, но объединяет двух поэтов движение в общем направлении: поэзия – звуки музыки – звуки природы. В этом движении, на мой взгляд, и состоит путь поэта, в нем источник его развития.     

Прикосновение волшебства или вместо заключения

         Буду рад, если читатель дойдёт до этого места. Тем более, если поэты и ценители поэзии продолжат эту тему, потому что Клубочку очень повезло на талантливых поэтов, обладающих и тонким вкусом и музыкальностью стихов.

    Оговорюсь в заключении, что мои краткие рассуждения по поводу соотношения музыки и поэзии ни в коем случае не претендуют на исследование в литературоведении, в котором не являюсь специалистом, ни, тем более, в области музыки, поскольку музыкантом или музыковедом также не стал.     Одно точно знаю: когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке.

И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. Сам ощущал это прикосновение волшебства, идущего из глубины души, и часто, после прослушивания гениальных композиций Джо Сатриани или Майкла Шенкера, повинуясь требованиям музыкального ритмического настроения, писал стихи. Плохие или хорошие – судить не мне.

    Я не музыкант, увы… Ощущаю себя просто ценителем музыки, которую собирал со студенческих лет, сложив таки самое-самое для себя в огромную коллекцию звукозаписей.     А в эссе отразил всего лишь свою точку зрения, и, возможно, она ошибочна, так как все мы смотрим на мир под своим углом зрения и обладаем своим (особым) взглядом. Не могу утверждать, что мой взгляд правилен.

    Но если хотя бы один человек подпишется под простой мыслью, что с помощью звукописи, мелодической основы и особой интонации поэты двигаются к сердцу читателя, буду считать, что размышлял не зря…     

Источник: http://aret.ru/shkolniku/8-klass/o-poezii-muzyki-i-muzyke-poezii/

Музыкальность

Музыкальность это эффект частичного сходства литературного произведения с музыкой; возникает в результате того, что некоторые общие для литературы и музыки приемы и структурные принципы в определенных культурно-эстетических ситуациях воспринимаются как музыкальные по преимуществу. Представление о музыкальности в литературе становится возможным лишь в таких культурах или эстетических системах, которые рассматривают музыку как некий универсальный язык, принципы которого в той или иной мере разделяются литературой. Эффект музыкальности всегда остается в значительной степени иллюзорным, поскольку якобы «музыкальные» приемы в литературе на самом деле либо имеют общеэстетическую природу, либо были заимствованы музыкой из области словесного творчества, а специфически музыкальные средства выразительности, связанные с фиксированной звуковысотностью, литературе недоступны.

Читайте также:  Разучивание музыкальных произведений к уроку фортепиано как помочь самому себе

Вплоть до 18 века представления о литературной музыкальности не существовало: немногочисленные высказывания об общности литературы и музыки исходили из идеи универсальной гармонии, в равной мере проявляющей себя в литературе и музыке.

Так, Данте называет поэтов, сочинителей канцон, «armonizantes verba» — «те, кто красиво, гармонично соединяют слова» («О народной речи»); музыка отличается от поэзии лишь тем, что в ней «гармонизированы» не «слова», а «тоны», таким образом, оба искусства одинаково подчинены Божественной гармонии.

Из аналогичного представления о всеобщей гармонии, воплощающей себя и в слове, и в музыкальном звучании, исходит Джордж Паттенхэм, когда в трактате «Искусство английской поэзии» (1589) определяет поэзию как «искусство говорить и писать гармонично», а стихи и рифмы — как «род музыкального высказывания, вследствие определенного согласия в звуках, услаждающих слух».

В конце 18 века, когда предромантизм вырабатывает представление о музыке как естественном, непосредственном языке человеческого чувства (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Гердер, К.Ф.

Мориц), а немецкие романтики усматривают в музыке универсальный язык природы и искусства, возникает идея музыкальности как эстетического качества, фактически заменившего для романтиков категорию гармонии: литература и музыка теперь уже не соподчиняются на равных универсальной гармонии, но литература подчиняется принципам музыкальности.

Одним из первых о музыкальности литературного произведения заговорил Ф.Шиллер, когда в статье «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-96) разделил поэзию ни «пластическую» и «музыкальную»: первая «подражает определенному предмету», вторая «вызывает определенное состояние души, не нуждаясь для этого в определенном предмете».

Романтики выдвигают тезис о музыкальности как «естественном» свойстве литературы: «Разве не дозволено, разве не возможно мыслить тонами и музицировать словами и мыслями?» — вопрошает Л.Тик во вступительной «Симфонии» к комедии «Перевернутый мир» (1799).

Идея музыкальности как стихийной основы всякого художественного творчества позднее нашла применение в поэтике символизма («музыки прежде всего» требует от поэзии П.

Верлен — «Поэтическое искусство», 1874) и сохранила объяснительную силу для самосознания многих литераторов 20 века, которые в наблюдениях над собственным творчеством нередко варьировали известное признание Шиллера (в письме к Гёте от 18 марта 1792) о том, что «поэтической идее» «предшествует определенное музыкальное состояние души»: «Настоящая экономия — в том, чтобы сначала написать мелодию; все мы сочиняем стихи на какой-то мотив» (Эзра Паунд, эссе «Я собираю члены Осириса», 1911-12); «при писании… мысль очень часто оказывается чистым продуктом ритмической потребности: она вставлена ради каданса, а не ради нее самой…» (Mann Th. Gesammelte Werke. Berlin, 1955). Общие для литературы и музыки приемы, делающие возможным эффект музыкальности, охватываются понятием повтора в различных его видах (анафора, рефрен, лейтмотив, параллелизм, на звуковом уровне—аллитерация). Усложненный, неточный повтор (например, обращенный параллелизм — хиазм) может восприниматься как проявление вариативности, характерной для музыкального развития. В стихотворном тексте повторяющиеся элементы словесной ткани могут занимать более или менее сильную позицию (например, усиливаться восклицанием или ослабляться вопросом, выделяться или ослабляться ритмически) и тем самым образовывать линию интонационного нарастания или спада, что также напоминает о музыкальных принципах развития.

Известная общность структурных принципов литературы и музыки обусловлена прежде всего изначальным синкретизмом музыки и слова: так, песенная форма с ее куплетностью является общей для поэзии и литературы (четырехстрочной поэтической строфе соответствует четырехтактовое музыкальное предложение), к древним вокально-поэтическим формам, общим для музыки и поэзии, относится также так называемая форма бар (ААБ: два куплета и припев — Abgesang), представленная в песнях трубадуров, труверов, миннезингеров, мейстерзингеров, в протестантском хорале. Другим фактором, обусловившим общность многих структурных принципов музыки и словесности, явилось огромное влияние риторики на развитие музыкальных форм Нового времени: принцип трехчастности, характерный для сонатной формы, отразил трехчастную структуру ораторской речи (exordium — medium — finis), «разработка» как элемент музыкальной формы возникает не без влияния учения о таких обязательных элементах ораторской речи, как confirmatio и confutatio («обоснование» и «опровержение»). К общим для музыки и литературы структурным принципам относится и так называемый «закон золотого сечения», принадлежащий, по-видимому, к фундаментальным принципам эстетической архитектоники: «золотое сечение» (т.е. такое внутреннее деление произведения на две части, при котором целое относится к большей части так же, как большая часть относится к меньшей) обнаружено во многих музыкальных и поэтических произведениях, отличающихся особой гармонией композиции.

Поскольку музыка в своем развитии нередко ориентировалась на принципы словесности

Источник: https://www.litdic.ru/muzykalnost/

Музыка стиха и стихи о музыке

Музыка Стиха и стихи о Музыке Взял гитару на прощанье И у струн извлек Все признанья, обещанья, Всей души восторг… И напев, заглушённый и юный, В затаенной затронет тиши Утомленные жизнию струны Напряженной, как арфа, души. А.Блок Продолжая разговор о поэзии (см.

ста тью «Заветы Серебряного века» в нашем журнале за 2003 год), попробуем порассуждать о том, что роднит поэзию с музыкой. В упомянутой статье поэтическое языкотворчество рубежа эпох понималось как отражение русского духовно-художественного возрождения.

В этой связи лирика Серебряного века рассматривалась в ее содержательно-смысловом и национальном аспектах.

Напомним, что речь шла о поэтическом слове как средстве выражения новых смыслов или оттенков, образующих особый чарующий поэтический мир, чувственно-лирический, философский или публицистический, а также о лирике как отражении истинно национального миропонимания. Обратимся теперь к музыкальной природе стиха.

Музыкальность поэтического текста, как известно, проявляется, прежде всего, в ритмико-звуковой организации стиха, которую Николай Гумилев обозначил словом «жест». Под этим термином он понимал такое чередование гласных и согласных звуков, такой подбор и расстановку звучащих слов, такое ускорение и замедление ритма и темпа, при восприятии которых читающий стихотворение испытывает то же, что и сам поэт, так что мысль становится уже не ложью, а правдой.

Иллюстрацией подобной «правдивости» может послужить творчество поэтов Серебряного века в целом и, главным образом, такого блестящего его представителя, как Александр Блок. Попробуем кратко осмыслить содержательную сторону первой строфы одного стихотворения Блока из поэтического цикла «Арфы и скрипки», а затем вслушаемся в ее звучание:

Свирель запела на мосту, И яблони в цвету. И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну, И стало дивно на мосту Смотреть в такую глубину, В такую высоту.

Уже после первого прочтения строфы вдруг ощущается, что образующие смысловой ряд словосочетания поющая свирель, яблони в цвету, зеленая звезда, будучи встроенными совместно со словами ангел, глубина и высота в стихотворный текст, приобретают возвышенно-поэтическое звучание.

Выступая в роли метафорических символов, они передают особое состояние души поэта, который, осмыслив вдруг свое жизненное предназначение, а именно, свою неразрывность со Вселенной, с ее запахами, цветами, ритмами и музыкой, шлет послание своему провиденциальному читателю, зашифровав его в емкой и лаконичной поэтической форме.

Если же прислушаться к мелодике стиха, то обнаруживается своеобразие его звуковой организации: ритмическое чередование 6-8-сложных строк, объединенных ямбическим метром, сквозная мужская рифма (на —у), в которой чередуются согласные «т» и «н», характерная инструментовка стиха (аллитерации и ассонансы, образуемые спирантами с, з, ев, зв и гласной о в рифмующихся словах), а также повторы звучащих слов высоту и глубину. Подобное своеобразие ритмических чередований, а также аллитерация спирантов могут быть восприняты как звучание вселенских ритмов, тогда как ассонанс, образованный двадцати двумя округленными звуками о и у , — как включенность личности поэта в завершенность мироздания. Подобный ритмико-музыкальный строй стиха вызывает в душе читателя живой отклик, и он приобщается к особому лирико-философскому состоянию души поэта, которое можно обозначить словом «умиротворение». Возникающая при этом полная гармония между содержательной и ритмико-музыкальной стороной придает стиху особую прелесть, живую душу и самоценность. Воспринимая свое творчество в неразрывной связи с музыкой, Блок стремился к тому, чтобы музыкальные ритмы его поэтического мира звучали в унисон с музыкой Вселенной. Эта тема стала предметом его поэтических размышлений в стихотворении «Голоса скрипок»: Из длинных трав встает луна Щитом краснеющим героя, И буйной музыки волна Плеснула в море заревое. Зачем же в ясный час торжеств Ты злишься, мой смычок визгливый, Врываясь в мировой оркестр Отдельной песней торопливой? Учись вниманью длинных трав, Разлейся в море звезд бесцельных, Протяжный голос свой послав В отчизну скрипок запредельных. Итак, поэзия неотделима от музыки. Именно поэтому поэзию зачастую называют искусством звучащей речи. Каждая из поэтических школ Серебряного века, стремясь придать стиху особую музыкальность, шла своим путем. Символисты использовали характерное звучание слов с тем, чтобы, придав стиху особую декоративность, поразить воображение удивительной мелодичностью и изящной инструментовкой стиха. Наиболее полно этот принцип воплотился в стихах Бальмонта. Причем, если в стихах, например, В. Брюсова или Вл. Соловьева отображается сама реальность, хоть и в абстрактных и зачастую парадоксальных образах, то у Бальмонта создаются лишь вымышленные фантастические миры гармонично звучащих аккордов, где слова подбираются лишь по своему звуковому облику в соответствии с заданным ритмом, метром и размером стиха. При этом слово и музыка как бы вновь обретают то нерушимое единство, которое в необозримом прошлом явилось первоосновой всего сущего: В красоте музыкальности, Как в недвижной зеркальности, Я нашел очертания слов, До меня не рассказанных, Тосковавших и связанных, Как растенья под глыбою льдов. Я им дал наслаждение, Красоту их рождения, Я разрушил звенящие льды. И как гимны неслышные, Дышат лотосы пышные Над пространством зеркальной воды… Футуристы, придавая в своей художественной практике особое значение поискам внутренних ресурсов звуковой формы слова, наряду со словотворчеством использовали новые, обостренные ритмы (так называемый акцентный стих), своеобразную рифму и выразительную инструментовку стиха. Иллюстрацией удачного решения подобной задачи может послужить следующий отрывок из поэмы В. Маяковского «Про это», в котором передается состояние человека, погруженного в грохочущую и звенящую звуковую атмосферу нарождающегося индустриального мира: Протиснувшись чудом сквозь тоненький шнур, Раструба трубки разинув оправу, Погромам звонков громя тишину, Разверг телефон дребезжащую лаву. Это визжащее, звенящее это пальнуло в стены, старалось взорвать их… Нарочитая инструментовка стиха характерна также для поэтического творчества Б. Пастернака. Так, в стихотворении «Весна» основным выразительным средством становится аллитерация. Прочитаем одно из его четверостиший: Что почек, что клейких заплывших огарков Навалено к веткам! Затеплен Апрель. Возмужалостью тянет

от парка, И реплики леса окрепли…

Нетрудно обнаружить звукоряд, образуемый близкими звуковыми комплексами тпл и крпл, представленными в словах окрепли и тепло, и вариациями этих комплексов в ряде других слов с тем, чтобы услышать порождаемый при этом звуковой аккорд, акцентирующий тему мощного пробуждения весеннего леса. А теперь полюбуемся, как О.

Мандельштам воплощает в поэтической форме услышанную им музыку природы: Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной… В холодных переливах лир Какая замирает осень! Как сладостен и как прекрасен Ее золотоструйный клир!..

Попробуем теперь, обобщив вышесказанное, сформулировать некоторые положения по поводу того, что роднит мир поэзии с миром музыки и что их различает. Начнем со сходства: 1. Поэзия и музыка как виды искусств исторически и генетически неразрывно связаны: стремление к ритму в искусстве связано с осознанием ритма в природе. 2.

Законы поэзии и музыки имеют единую психологическую основу — стремление к соразмерности, пропорции и гармонии. 3. Отношение между поэзией и музыкой характеризуется взаимопроникновением (опера, пение, кантата, романс и др.

), общим органическим порядком (речь идет о ритмической организации поэтического и музыкального текста) и общим знаменателем (поэзия и музыка имеют одинаковое предназначение: отражать согласие между ритмами души и мира). 4. Процесс передачи информации в поэзии, как и в музыке, развертывается во времени: 5.

Близость мира поэзии и мира музыки отражена также в единстве жанров {ода, гимн, рондо, песня, стансы, былина, баллада, романс, элегия, соната, кантата, канцона, дифирамб, мадригал, эпиталама идр.

)ив единстве тезауруса, необходимого для того, чтобы войти в эти миры (лад, такт, ритм, темп, доля, акцент, пауза, размер, реприза, куплет, рефрен, интервал, гармония, вариации, композиция, инструментовка и др.) Попробуем теперь выявить различие между поэзией и музыкой: 1. Поэзия — стихотворчество. Это искусство звучащей речи. Музыка — искусство звуковых образов. 2.

Материал поэзии — слово, тогда как материал композитора — звук. 3. Язык поэзии — знаковая система, в которой звук выступает в первую очередь как означающее языкового знака, и лишь потом как выразительное средство. В музыке звук — выразительное средство в составе аккордов, подчиненных нормам звукового лада. 4.

Слова, составляющие тезаурус, используемый в мирах поэзии и музыки (гармония, мелодика, инструментовка, аккорд, лад, ритм, размер, такт и др.) применительно к поэзии и к музыке может получить несколько отличное понятийное содержание.

Так, если ритм поэзии образован чередованием сильных и слабых звуков (слогов) и пауз (словоразделов) , то ритм музыки — чередованием устойчивых и неустойчивых звуков и пауз при строгом соблюдении временного равенства тактов. Имеются существенные расхождения также в трактовке терминов «такт» и «размер» и ряда других. 5.

Поэзия и музыка — хотя и близкие, но все-таки разные информационные системы. Оба мира передают эстетическую информацию. Однако, если информационное содержание стихотворения передается набором характерных для членораздельной речи человека средств, включающих также семантику слова, музыка оперирует звуковыми образами, воздействующими на психику человека непосредственно. Отметим в заключение, что выявленные различия, отмечая своеобразие двух искусств, лишь подтверждают тот несомненный факт, что миры поэзии и музыки образуют неразрывное единство, в основе которого царят ритм, пропорция и гармония. Предлагаемая типологическая схема, не претендуя ни на полноту, ни на точность формулировок, может тем не менее послужить основой для продолжения разговора о такой увлекательной и не терпящей своей актуальности теме, как музыка стиха и стихи о музыке. Любители поэзии и музыки, отзовитесь!

Улановский, Марк Сотворение №6 (..2006)

Источник: http://library.rsu.edu.ru/p6375/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector