Мастеринг — основы, этапы

Мастеринг - основы, этапы

  • 29 марта 2017
  • 2625

  • Василий Гуляев
  • Мастеринг - основы, этапы

  • Мастеринг - основы, этапы

  • Мастеринг - основы, этапы

  • Мастеринг - основы, этапы

  • Мастеринг - основы, этапы

О сути процесса и его начальных стадиях читайте в первой части нашей статьи.
 
Следом за аналоговым эквалайзером в цепочке обработки стоит компрессор (от английского «compress» — сжимать). Это звуковое оборудование предназначено исключительно для профессиональных целей и в бытовой сфере встречается крайне редко. Цель компрессора — сжимать динамический диапазон обрабатываемого аудиосигнала, то есть делать менее ощутимой разницу между самыми тихими и самыми громкими звуками. Проще говоря, компрессор автоматически регулирует громкость, позволяя расслышать каждый нюанс звука. Существует понижающая компрессия, когда громкий уровень понижается выше определенного порога, и повышающая — когда звуки ниже определенного порога повышаются, не затрагивая при этом то, что выше порога.
Мастеринг - основы, этапы Недокомпрессированность трека заметна по малоразборчивому вокалу (чаще всего в нем почти полностью пропадают согласные буквы), незаметной бас-гитаре, которая появляется лишь эпизодически виде отдельных нот, и барабанам, утратившим свой kick-эффект (эффект «пинка» и «удара»). Компрессия же, при ее правильном применении, делает фонограмму более плотной, четче выделяя вокал, делая басы и барабаны ярче и выравнивая звуковой диапазон звучания. В качестве примера можно привести певца, который исполняет произведение очень тихо, почти шепотом, а потом резко переходит на максимальную громкость, практически крик. При правильной компрессии слушатель отчетливо слышит его шепот, а крик вполне укладывается в нормальную громкость.

Мастеринг - основы, этапыGML Model 2030  George Massenburg Labs

Среди компрессоров  можно  выделить  такие  именитые  приборы,  как GML Model 2030 производства George Massenburg Labs, Manley Variable MU который выпускает Manley Laboratories, Inc, PrismSound MLA2 компании Prism Media Products Ltd и так далее.

 
На следующем этапе в дело вступает лимитер (аудиолимитер), который может быть как аналоговым (к примеру, в нашем случае), так и цифровым: он служит для ограничения динамического диапазона. Термин происходит от английского «limiter» — «ограничитель». Он очень схож по своим задачам и принципу работы с максимайзером — их даже иногда путают. Задача максимайзера — как можно сильнее повысить уровень звука, не допуская при этом искажения формы сигнала (клиппинга). Что-то общее у лимитера есть и с компрессором: его основная задача — подавление кратковременных всплесков уровня (пиков) при выравнивании динамики сигнала.  Основное их отличие — скорость реагирования на кратковременные изменения уровня сигнала: у лимитера она максимально быстрая. Реагирование лимитера происходит практически мгновенно, и поэтому его устанавливают после компрессора, чтобы ловить самые громкие пики сигнала. Компрессор бы их пропустил вследствие большего времени атаки («attack» — время с момента превышения порогового значения до момента достижения заданного значения).

В качестве образца лимитера можно снова представить один из продуктов уже упоминавшейся Prism Media Products Ltd — MPL-2 Peak & H.F. Limiter. 

Мастеринг - основы, этапыPrism Media Products Ltd — MPL-2 Peak & H.F. Limiter

Кстати, серию Maselec, куда входит все упоминавшееся оборудование фирмы Prism Sound, разработал инженер и продюсер Лейф Мейсез (Leif Mases), работавший со знаменитыми Abba, Led Zeppelin и Black Sabbath.

Мастеринг - основы, этапыLavry Engineering AD122-96 MKIII

Завершает аналоговую часть обработки сигнала другой преобразователь — аналого-цифровой. И тут не обходится без Prism Sound:  она предлагает AD-2 Converter. Еще один аппарат выпускает фирма Lavry Engineering (США) — модель называется AD122-96 MKIII. Можно использовать и оборудование уже упоминавшейся ранее швейцарской компании Weiss Engineering Ltd — ADC-2.

 
Цифровой эквалайзер Weiss EQ 1 Z-Systems Audio Engineering

Мы вели речь об обработке сигнала в аналоговом режиме. Справедливости ради следует упомянуть о возможности обработки аудиотреков и в чисто цифровом виде.

В частности, упоминавшиеся аналоговые эквалайзеры можно заменить на цифровые — модели Weiss EQ 1 или динамические процессоры Z-Sys ZQ-2 компании Z-Systems Audio Engineering из США.

В качестве компрессора/лимитера можно использовать динамический процессор Weiss DS1-MK 3: он совмещает функции сразу двух упомянутых аналоговых устройств.

 

В завершение этого ознакомительного экскурса в мастеринг важно еще раз отметить: можно установить кучу суперсовременного и дорогого оборудования в качественную студию, но все это не заменит опытного, думающего, знающего мастеринг-инженера. Только он может найти индивидуальный подход к любой фонограмме и подобрать свои настройки для каждого из приборов. Его возможности огромны, но не меньше и ответственность: перед исполнителем, музыкантами, продюсером и слушателями.  

 

Популярное

Обзоры

Бекмамбетов продюсирует военную драму о Михаиле Девятаеве, Осипьян снял ретро-драму с Пироговым, Сидихин и Крайнова играют в сериале НТВ

Практика

Ирина Жигмунд вспоминает художников по костюмам, работавших над ранними экранизациями романа «Маленькие женщины», и объясняет, почему «Оскар» Жаклин Дюрран в этом году — не самое справедливое решение

Мнение

Мы одни из первых посмотрели «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» и удивились: зачем такое длинное название, откуда взялся Юэн МакГрегор в непривычном для себя амплуа и почему так мало Мэри Элизабет Уинстед

Обзоры

Военная драма «1917» стала еще одним знаковым опытом в области имитации однокадрового кино и непрерывного экранного действия. Вспоминаем картины, где этот прием использовался особенно удачно

Практика

К выходу в российский прокат философской притчи Роберта Земекиса «Форрест Гамп» разбираемся, как создателям фильма удалось поместить героя Тома Хэнкса в историческую хронику, снять полет перышка и собрать полные стадионы ограниченным числом статистов

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article10686-osnovi-masteringa-zavershayushie-etapi

Сведение и мастеринг звука – что это и зачем нужно

Запись инструментов и вокала на студии – это только первый шаг в создании песни. После подбора наиболее удачных дублей и тюнинга вокала трек отправляется на сведение и мастеринг.

О том, что это такое и для чего это нужно, мы расскажем в статье.

Основные этапы сведения звука

Упрощенно, сведение – это процесс микширования записанных дорожек и создание из них законченной песни с собственным характерным звучанием.

В процессе сведения можно выделить несколько основных этапов:

  • установка музыкального баланса;
  • панорамирование инструментов;
  • эквализация и динамическая обработка;
  • формирование акустического пространства;
  • артистическая обработка.

ВАЖНО! О записи и сведении

Не думайте, что сведение «все вытянет». Если запись изначально сделана некачественно, то и конечный результат будет плохим.

Инженер работает только с тем материалом, который у него есть. Он не сможет убрать клиппинг, поправить недотянутые бэнды и сделать яркой и четкой бубнящую гитару.

Поэтому, прежде чем отдавать записанный материал на сведение, убедитесь, что он звучит так, как вы задумали.

Подготовка к сведению

Прежде чем начать сводить трек, к этой работе необходимо подготовиться. Неважно, будете ли вы заниматься микшированием самостоятельно или наймете для этого профессионала. Описанные ниже действия в любом случае нужно выполнить.

Проверьте записанный материал.

  1. Убедитесь, что вы записали все нужные инструменты. Проверьте тональность и темп. Убедитесь, что все дорожки имеют одинаковое качество и битрейт.
  2. Если нужно, сделайте тюнинг вокала и синхронизируйте точность попадания инструментов в барабаны.
  3. Подготовьте демо-запись песни. По этому черновику звукоинженер будет следить за соблюдением правильного расположения дорожек и вступления партий.
  4. Подготовьте референсные треки. Используйте записи ваших любимых групп. Референсы нужны, чтобы инженер понимал, какого звука того или иного инструмента вы хотите добиться.

Установка музыкального баланса

Мастеринг - основы, этапы1 этап. Установка музыкального баланса

Хороший звукоинженер выстраивает каждый новый микс с нуля. Для этого он создает новый пустой проект в DAW, где задает темп песни и ее тональность. И только после этого начинает применять плагины и эффекты.

Перед началом работы выставьте все настройки громкости и панорамирования в нулевое положение. Этот процесс называется нормализацией. Обратите внимание, так нужно поступить со всеми инструментами. И солирующими, и выполняющими роль подложки. Нужный уровень громкости для каждой дорожки будет установлен на этапе динамической обработки.

ВАЖНО! Следите за уровнями

Проверьте, чтобы ни одна дорожка не перегружалась. Если нужно, понизьте уровень громкости на 3 – 12 дБ. Не бойтесь, что трек будет звучать тихо. На следующих этапах громкость будет увеличена.

Панорамирование инструментов

Вторым этапом сведения является расположение инструментов в виртуальном звуковом пространстве. Жестких правил панорамирования нет. Каждый звукоинженер решает это задачу по-своему. Но в современной музыке принято располагать бочку, бас и вокал по центру. Остальные инструменты разводят по каналам.

С помощью панорамирования звукоинженеры решают следующие задачи:

  • применение спецэффектов (например, перемещение звука из одного канала в другой);
  • распределение инструментов в стерео-панораме;
  • создание объемного звучания трека;
  • равномерное распределение звуковой энергии по каналам;
  • ликвидация частотных конфликтов инструментов.

Более подробно о расположении звуков в виртуальном пространстве вы можете почитать в статье “Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве“.

Эквализация и динамическая обработка

Мастеринг - основы, этапы3 этап. Эквализация и динамическая обработка

Главная задача эквализации – избежать частотных конфликтов. Например, чтобы бас и бочка звучали вместе, а не перекрывали друг друга.

  • Обратите внимание, эквализация нужна не для кардинального изменения частотного баланса, а лишь для подчеркивания нюансов в звучании композиции.
  • То есть эквалайзером вы лишь немного корректируете звук.
  • На рисунке ниже изображены примерные частотные диапазоны различных инструментов.

Мастеринг - основы, этапыЧастотные диапазоны музыкальных инструментов

ВАЖНО! О низкочастотных звуках

На этапе работы с эквалайзером у каждого инструмента уберите все частоты до 50 Гц (для баса – до 20 Гц). В этом диапазоне нет «полезных» звуков. Это позволит вам убрать все низкочастотные «артефакты» и избавит ваш микс от «грязи» и «бубнежа».

После эквализации проводится динамическая обработка компрессором и лимитером. С помощью компрессора производится корректировка динамического диапазона как отдельных инструментов, так и звучания всего трека.

Используя компрессор, звукорежиссер может сделать звучание резким и хлестким или, наоборот, мягким и грувовым.

При работе с компрессором нужно быть очень внимательным. Любая ошибка в настройках может полностью развалить микс или сделать его плоским и пережатым. Применять компрессор нужно осторожно и только там, где это действительно необходимо.

На этапе динамической обработки звука можно добавить модуляционные эффекты (хорус, тремоло, флэнжер, фэйзер, энвелоп фильтр и т.д.).

Формирование акустического пространства

Следующий этап сведения – пространственная обработка. Другими словами, создание объемного, живого звучания композиции.

Дело в том, что в реальности источники звука находятся от нас на различном расстоянии. Соответственно мы слышим их с определенной задержкой и несколько размытыми. Этот эффект нужно использовать при микшировании. Для этого применяются эффекты реверберации и задержки (дилея).

С их помощью вы формируете пространство и объем вашей композиции.

Никаких правил в применении пространствнных эффектов не существует. В разных жанрах музыки они используются в разном соотношении. Например, в ambient ревер нередко выкручивают на максимум. В то время, как в экстремальных жанрах рок-музыки ревер почти не используют.

Во многих DAW существуют готовые пресеты реверберации и дилея. На первых порах лучше использовать их.

Артистическая обработка

Последним шагом сведения является артистическая обработка композиции.

На этом этапе происходит работа с художественными нюансами, добавляются разные «фишки» для украшения трека. Например, «пинг-понг» дилей для гитары или эффекты вамми и дисторшна на вокале.

На этом этапе все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но не стоит переусердствовать, потому что лишние эффекты могут испортить композицию.

Что такое мастеринг?

Мастеринг - основы, этапыМастеринг – завершающий этап перед выпуском песни

После сведения трек отправляется на мастеринг.

Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.

До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.

На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.

Заключение

Сведение и мастеринг – это по большому счету творческий процесс. Нет единых стандартов для любой композиции. Вы можете свести и отмастерить трек вопреки всем устоявшимся нормам, если того требует художественный замысел.

Поначалу лучше всего работать по референсам, копируя стиль и звучание ваших любимых артистов. Разобравшись в процессе, вы уже сможете самостоятельно выстраивать микс.

Ниже представлено видео, в котором наиболее понятно показано, как сведение и мастеринг влияют на конечное звучание песни.

Источник: https://gitarmonstr.ru/zvukozapis/svedenie-i-mastering-zvuka.html

Сведение и мастеринг. Обучение. Часть 1

Александр В. Цыплухин,

звукорежиссер.

Мастеринг - основы, этапыРаз Вы читаете эту статью, значит слова «Сведение и Мастеринг» Вам знакомы и эта тема Вас беспокоит. Дайте попробую догадаться почему. Вы написали и свели десяток треков, но что то Вас не устраивает? Ваши клиенты, для которых Вы сводите не довольны результатом, да и Вы сами тоже? Мне тоже знакома эта ситуация. Двадцать первый век, второе десятилетие. Сорок лет назад для меня это время было космически не досягаемо, как и современный уровень компьютерных технологий. Вы хотите создавать музыку? Нет проблем! Берем средний компьютер, покупаем программу Cubase — и вперед!!! Весь мир музыкальных инструментов в Вашем распоряжении!!! На сегодняшний день такие программы, как Cubase, Logic Pro или Pro Tools позволяют делать музыку, сидя на диване, в своей спальне.

Купить программу просто, а самому разобраться «как оно там все работает?» — задача требующая неимоверных усилий. Ты тыркаешься, как слепой котенок, не понимая, что надо делать. Но вот — ура! — получилось! Ты написал свою первую композицию, показал другу, коллеге, сам послушал и понимаешь, что у остальных звучит лучше. Оказывается, что ты должен стать еще и звукорежиссером.

Следующий этап — идем на форум или конференцию и читаем советы «бывалых».

Как сделать «бочку», чтоб качало, а «дробовик» пожирнее? И так далее… Типичная проблема — голос не «ложится» в фонограмму. Другими словами, звучит не вместе с бэнндом, а сам по себе, отдельно.

На форумах и конференциях Вы найдете советы типа «надо освободить место для вокала, вырезать эквалайзером у инструментов частоты, которые занимает голос и т. д. Чушня. В девяти случаев из десяти голос не «ложится» в фонограмму потому, что не правильно выстроено пространство, расстояние до вокалиста.

Не читайте форумы и конференции, там пишут либо такие же дилетанты, как Вы, если Вы начинающий, либо профессионалы, которые говорят правильные вещи, но, будучи вырваны из контекста и без такого же опыта, как у них, Вы просто не способны понять, что они имели ввиду.

И еще одно, как правило, комментарий профессионала можно применить только к тому конкретному треку и тому случаю, о котором он говорил. Другая песня, другая ситуация — и его совет может быть диаметрально противоположен предыдущему. Каждая ситуация уникальна.

То, о чем мы будем говорить дальше — как раз для тех, кто уже вдоволь начитался форумов и просмотрел массу видеоуроков.

Этой статьей я начинаю серию, призванную помочь «домашним» звукорежиссерам, студентам ВУЗов по специальности.

Звукорежиссер научится сводить треки, правильно понимать акустическое пространство, динамическую обработку, эквализацию инструментов, эстетику и философию звука. Вперед!

Для того, что бы научиться сводить, звукорежиссеру необходМастеринг - основы, этапыимо овладеть техникой сведения и основными инструментами, используемыми для этого. В руках у звукорежиссера четыре основных инструмента — это компрессор, эквалайзер, панер и приборы временной обработки. Однако, прежде, чем обсуждать инструментарий, поговорим о самом важном элементе в студии звукозаписи.

Мониторинг. Мониторинг — это тот элемент, через который вы воспринимаете весь мир музыки и звуков в Вашей студии. Это Ваши очки, через которые Вы смотрите на мир.

Если это бытовая акустика, то она, как правило, красит звук и Вы смотрите на мир через «розовые» очки.

Если это недорогая мультимедиа акустика, то Вы смотрите на мир через кривые пластиковые стекла и весь мир становится серым и мутным, ничего разглядеть невозможно и т. д.

Итак, чем же конкретно отличается недорогой мониторинг от качественного? Первое — это точность воспроизведения во всем частотном диапазоне. То есть, на недорогих мониторах частота 50 и 55 Гц или 4,5 и 5кГц будут звучать одинаково, а на качественных разница будет. Второе — это равномерность частотной характеристики.

К примру в песне Стинга «All four seasons» басовая партия звучит в очень широком диапазоне и все ноты звучат ровно и одинаково по громкости. Возьмите этот трек и протестируйте. Если на Ваших мониторах это не так, то как Вы собираетесь формировать нижнюю часть спектра при сведении? Третье — это динамические характеристики мониторов.

Если на Ваших мониторах не слышно разницы между атакой на компрессоре в 2 и 8 мсек (партия ударных), то Вы наверняка ошибетесь с компрессией.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

Компрессор позволяет сделать звук острее или мягче, агрессивней или тембрально насыщенней, длиннее или короче. Компрессор может заставить вокалиста «плеваться» в микрофон или шептать Вам на ухо, выровнять разницу между куплетом и припевом, между гласными А и У.

Эквалайзер может приблизить или отдалить объект, сделать его тонким или жирным, или просто устранить частотные конфликты между инструментами и правильно сформировать частотный баланс.

Панер. Панорамирование позволяет не только перемещать объекты слева направо, но и делать их уже или шире, большими или маленькими.

Мастеринг - основы, этапы

Приборы временной обработки позволяют правильно организовать виртуальное пространство, приближать и отдалять инструменты, заставить их вращаться, сделать их больше, размещать инструменты в разных пространствах на разных расстояниях от слушателя. Вот и все, что Вам необходимо для того, чтоб сделать хороший микс.

От того, как Вы владеете техникой работы с этими четырьмя инструментами, зависит конечный результат. Дело за малым — научиться пользоваться этими инструментами.

Как мы учимся сводить. Обучение сведению схоже с обучением иностранным языкам. Как мы учим иностранный язык. Сначала мы запоминаем несколько слов.

Потом мы начинаем узнавать эти слова в предложениях, потом мы начинаем понимать простые фразы, из фраз складываются предложения, и дальше в нашей голове складывается смысл и образ сказанного.

В конце концов, Вы уже не переводите сказанное на родной язык, а думаете на иностранном языке, мыслите образами а не предложениями, учиться пользоваться этими инструментами.

Примерно так же и в звуке. Проделав правильно компрессию двадцати треков kick drum, Вы сможете узнавать тип компрессии, примененный в других треках, сведенных мастером. Выполнив десяток упражнений по построению виртуального пространства, перемещая объекты ближе, дальше, правее, левее, Вы научитесь «читать» пространство в чужих миксах.

Теперь мы подошли к важной мысли. Как мы можем научиться сводить? Научится сводить треки мы можем только научившись «читать» чужие миксы.

  • Критическое слушание.
  • Упражнение 1.
  • Возьмите трек из своей домашней библиотеки, прослушайте его критически несколько раз и постарайтесь ответить на вопросы.

Какая бочка? (Низкая, высокая, острая, глухая,….)

  1. Какой бас? (низкий глубокий, высокий рычащий)
  2. Как бочка и бас работают вместе?
  3. Какой инструмент находится ближе всех? (расстояние в метрах)
  4. Какой инструмент находится дальше всех? (расстояние в метрах)

В какой акустической среде происходят события? Как выстроено пространство? (Гараж, огромный зал, клуб…)

Повторяйте это упражнение всегда, когда Вы слушаете музыку!

Упражнение 2.

Находясь в новом помещении или на улице, хлопните в ладоши и попробуйте определить время реверберации, наличие четких повторений, их время в мсек., окраска реверберации (дерево, камень, металл….)

Повторяйте это упражнение всегда, когда попадаете в новую обстановку.

Будьте осторожны!!! Окружающие могут Вас не понять и набрать 112!!!

Упражнение 3.

 Выберите десять треков из своей фонотеки, загрузите их в редактор, нарезав по двадцать секунд от каждого и соедините их через коссфейды. Теперь прослушайте получившийся трек.

  • Такое упражнение покажет Вам многообразие мира звука, и даст понимание, что есть хороший микс.
  • Основные этапы сведения:
  • — концепция;
  • — спектральный баланс;
  • — динамическая обработка и временная организация треков;
  • — музыкальный баланс и построение формы;
  • — построение виртуального пространства;
  • — финальный микс.
  • ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Источник: http://musmaker.ru/index.php/stati/29-p

Основные этапы после сведения трека

Мастеринг - основы, этапы

В настоящей статье мы рассмотрим основные этапы после сведения трека, а также вопрос завершения и стабилизации звучания трека (акустические проблемы домашней студии, как и где следует слушать миксы во время фазы стабилизации).

Процесс сведения может иметь много этапов.

Базовые этапы, касающиеся самого процесса сведения, мы рассмотрели вот в этой статье (читать). Здесь мы поговорим о макроуровне, в котором можно определить несколько ключевых вех

Первый этап

Первый этап включает приведение микса в «адекватное состояние». Имеется ввиду, что после сведения трека в миксе не возникнет никаких проблем,  которые существовали ранее на необработанных треках или те, которые были сделаны (обработки и эффекты) во время фактического процесса сведения.

Такие проблемы могут варьироваться от базовых вопросов, таких как относительные уровни (например, соло гитары слишком тихо) до более продвинутых концепций, таких как неаккуратная атмосфера (реверберация, панорама и т. п.).

Тем не менее, следует понимать, что беспроблемный микс не обязательно является хорошим.

Второй этап

Поэтому второй этап — сделать его узнаваемым (чтобы он отличался, чем-то выделялся). Конечно, само определение «отличительного микса » абстрактно. Но суть состоит в том, чтобы сделать его заметным — что-то, чтобы запоминалось в нём, с помощью энергичности, необычного звучания, проникновенности или любого другого звукового воздействия.

Вот небольшая схема (основные этапы сведения):

Мастеринг - основы, этапы

Наконец, последний шаг, завершение и стабилизация микса. Этот шаг подробно обсуждается далее.

Завершение и стабилизация микса.

Все решения, которые мы принимаем во время сведения, основаны на оценке того, что мы слышим. А слышим мы их в позиции прослушивания известной как «сладкое место». Но миксы могут звучать ужасно как только мы покинем это сладкое место.

Вот несколько примеров:

  • Разные динамики воспроизводят миксы по-разному — каждая модель динамика (иногда в сочетании с усилителем) имеет свою частотную характеристику, что также влияет на воспринимаемую громкость. При прослушивании через другой набор динамиков вокал может звучать не так громко, а хай-хэт может звучать резко. Различные позиции монитора также влияют на общее звучание микса, в основном в связи с такими аспектами, как стереоизображение и глубина.
  • Миксы звучат по-разному в разных комнатах — каждая комната имеет свой собственный звуковой штамп, который влияет на музыку, исполняемую в ней. Частотный отклик, на который влияют как режимы помещения, так и гребенчатая фильтрация, является наиболее заметным фактором, но отклик помещения (реверберация) также играет свою роль.
  • Миксы звучат по-разному в разных точках комнаты — и режимы комнаты, и комбинированный фильтр изменяют наше восприятие частоты, когда мы перемещаемся по комнате. Микс будет звучать по-разному, когда мы стоим возле стены и когда мы находимся в середине комнаты (этот вопрос мы ещё обсудим в следующих статьях).
  • Миксы звучат по-разному на разных уровнях воспроизведения . Это касается нашего восприятия звука (кривые равной громкости).

Многие люди знакомы с ситуацией, когда их микс звучит замечательно в их домашней студии, но плохо звучит, когда играет в своей машине.

Конечно, по причинам, описанным выше, невозможно создать микс, звучание которого одинаково в разных средах прослушивания. Поэтому следует понимать, что миксы звучат очень по-разному в разных местах.

 Что мы можем сделать, так это убедиться, что наши миксы  звучат без проблем в других средах прослушивания. Это основная идея стабилизации микса.

  • Причина, по которой новичок должен пройти эту практику, заключается в том, что ветеран настолько хорошо знает свою среду микширования, что может предсказать, насколько хорошо этот трек будет звучать в других местах.
  • Кроме того, по сравнению с профессиональной студией, сладкое место в домашней студии на самом деле довольно» кислое».
  • Акустические проблемы в домашних студиях могут быть очень глубокими, в то время как в профессиональной студии они исправлены дорогой конструкцией и акустическим  дизайном, который сделан экспертами.

Процесс стабилизации микса

Процесс стабилизации микса включает в себя его прослушивание в разных местах, точках и на разных уровнях. Основываясь на том, что мы узнали из этой практики, мы можем доработать наш микс, настроив некоторые его аспекты. Обычно это включает в себя тонкие настройки уровня и эквализации. Вот как и где следует слушать миксы во время фазы стабилизации:

  • Тихие уровни — чем тише уровень, тем менее заметной становится комната и любые недостатки, которые она охватывает. Тихое слушание также изменяет воспринимаемую громкость — минимумы и максимумы. И это всегда хороший знак, если относительный уровень баланса в смеси почти не меняется, когда мы играем микс на разных уровнях. Прослушивание на громких уровнях также вариант, но может быть сомнительным, поскольку миксы чаще всего звучат лучше, когда звучат громче (подробнее об этом).
  • Открытая комната, также известная как прослушивание «за дверью». Многие находят это позицию для прослушивания очень полезной. При таком прослушивании комната становится источником звука, и вместо того, чтобы слушать высоконаправленный звук, исходящий из (относительно) маленьких динамиков, мы слушаем отражения, исходящие из многих точек комнаты. Это уменьшает многие акустические проблемы, вызванные самой комнатой, например, гребенчатой фильтрацией. Однотонный характер этой позиции также является преимуществом.
  • Автомобильная стереосистема — автомобиль — это небольшая, относительно сухая среда для прослушивания, которую многие люди находят привлекательной. Так же, как и в положении открытия комнаты, она обеспечивает совершенно другую акустическую среду, которая может выявить проблемы.
  • Наушники — с ростом популярности MP3-плееров, сотовых телефонов возрастает важность проверки миксов на наушниках. Идея редактирования микса для наушников и для цифровых загрузок кажется все более и более логичной в наше время. Наушники жертвуют некоторыми аспектами стереоизображения и глубины из-за отсутствия комнатных режимов, акустической гребенчатой фильтрации и проблем левой / правой фазы. Мы можем рассматривать прослушивание в наушниках как прослушивание двух каналов по отдельности, и это известный факт, что наушники могут обнаруживать шумы, щелчки или другие типы проблем, которые не будут столь заметны при воспроизведении микса через динамики. Основная проблема с наушниками заключается в том, что большинство из них имеют крайне неравномерную частотную характеристику с сильными максимумами и слабыми минимумами. Следовательно, они не считаются критически важным инструментом для прослушивания.
  • Важные моменты при прослушивании в комнате — многие домашние студии демонстрируют плохое акустическое поведение, и очень часто возникают проблемы в сладком месте. Выход из этого места может привести к расширенному отклику басов и многим другим «откровениям» в изменении уровня или частоты. Кроме того, баланс уровня микса изменяется по мере того, как мы смещаемся от оси и за пределы близкого диапазона мониторов. С определенной точки (критического расстояния) объединенные отражения комнаты становятся громче, чем прямой звук — большинство конечных слушателей слушают микс именно в таких условиях, поэтому важно видеть, что происходит вдали от этого приятного места.

Оценка смеси с использованием любого из этих способов может ввести в заблуждение, если не соблюдать осторожность. При прослушивании в определенной точки комнаты может показаться, что бас исчезает, и впоследствии у нас может возникнуть соблазн повысить его в миксе.

Но есть вероятность, что именно эта точка в комнате вызывает дефицит басов, а сам микс в порядке. Как тогда мы будем доверять тому, что слышим в любом из этих мест? Ответ заключается в том, что мы должны сосредоточиться на конкретных местах и изучить характеристики каждого из них.

Обычно, вместо того, чтобы идти к случайным точкам, люди оценивают свои миксы точно в одной и той же точке комнаты.

Кроме того, проигрывание знакомого эталонного (референсного) трека, чтобы увидеть, как он звучит в каждом из этих мест, является отличным способом узнать звуковую природу каждого из этих мест.

Прослушивая микс в разных местах, было бы разумно записать, какие настройки необходимы, только затем вернитесь к микшерному пульту. В некоторых случаях комментарии отменяют друг друга. Например, если при использовании наушников кажется, что тарелки слишком резкие, но при прослушивании на открытии комнаты они звучат скучно, возможно, ничего не следует регулировать.

В качестве последнего совета следует сказать, что прослушивание в этих разных местах не предназначено только для окончательной стабилизации микса — это также может быть полезно на других этапах процесса сведения, особенно когда решения кажутся трудными для принятия.

Подписывайтесь на RSS блога или по почте и следите за новыми статьями.

Понравился материал? Не забудьте лайкнуть.

Источник: https://nssound.ru/svedenie-i-mastering/osnovnye-etapy-posle-svedeniya-treka/

Основные этапы и советы по мастерингу музыки

Мастеринг - основы, этапы

Мастеринг музыки — это заключительный этап создания композиции, который должен сделать ее звучание полным и безупречным. Он представляет собой процесс обработки, во время которого исправляются огрехи, допущенные при записи аудиодорожек и их сведения в единую мелодию. Обработанная композиция обретает высокое качество и готова к тиражированию. В данной статье мы рассмотрим основные этапы мастеринга, а также предложим некоторые советы по его проведению.

Программы для мастеринга

При мастеринге звука берется уже готовая фонограмма с хорошим звучанием. Однако для того, чтобы тиражировать запись, этого недостаточно. Звук должен быть профессиональным. В этой ситуации приходят на выручку программы для мастеринга, с помощью которых можно добиться желаемого эффекта. К ним относятся:

  • CoolEdit;
  • Wavelab;
  • Soundforge;
  • Adobe audition и др.

Перед тем, как сделать мастеринг композиции, обязательно сохраните ее оригинальную версию. Если один из этапов будет выполнен неправильно, то композиция может быть испорчена окончательно.

Мастеринг: этапы проведения

Обработка звука — это комплексный и трудоемкий процесс. Он включает в себя несколько этапов, в процессе которых музыка монтируется, проходит ряд изменений и переносится на конечный носитель. Ниже рассмотрим этапы мастеринга подробнее.

  1. Анализ фонограммы и оценка ее качества. На этом этапе выявляются разного рода дефекты: шумы, щелчки, треск, импульсные помехи, наводки и искажения сигнала. В заключение мастера в профессиональной студии решают, нужно ли делать мастеринг трека. Если на фонограмме присутствуют неисправимые дефекты, то ее обработка бессмысленна.
  2. Монтаж. Осуществляется в том случае, если на фонограмме нет технических дефектов. Необходим в ситуациях, когда имеются лишние паузы и требуется обрезать начало и конец.
  3. Изменение уровня сигнала. На этом этапе происходит нормализация сигнала до заданного уровня. Повышается или понижается пиковый уровень фонограммы.
  4. Устранение помех путем фильтрации. Во многих фонограммах присутствуют звуки, которые выходят за рамки тех, что воспринимаются человеческим слухом. Чаще всего их можно услышать на низких частотах. Фильтрация убирает эти звуки и удаляет частоты выше 18-20 kHz и ниже 20-40 Hz.
  5. Эквализация. Этот процесс бывает двух типов — художественный и технический. Первый задействуется в случаях, когда звучание нужно сделать прозрачным или более насыщенным. Техническая эквализация нормализует тональный баланс.
  6. Компрессия. Этот этап немаловажен, так как во время него сужается динамический диапазон, а фонограмме придается необходимая плотность. В результате этого увеличивается воспринимаемая громкость.
  7. Усиление стереоэффекта. Путем расширения стереобазы происходит трансформация звука: он приобретает большой объем и становится значительно шире. Однако чем объемнее композиция, тем ниже ее плотность.
  8. Обработка при помощи эксайтера. В процессе данного этапа в композицию добавляются новые гармоники, за счет чего высокие частоты усиливаются и звук становится очень четким. Однако эксайтерная обработка подходит далеко не для всех фонограмм, так как может сделать звук чересчур резким.
  9. Доведение звучания до максимальной громкости. Делается это с помощью максимайзера и приборов динамической обработки. Путем отстройки, нормализации и компрессии мастера добиваются высокой воспринимаемой громкости мелодии.
  10. Запись трека на внешний носитель. Это финальная стадия мастеринга звука. Готовый трек записывается на CD-диск и отправляется на завод. Там для него изготавливается матрица для его тиражирования. Если делается мастеринг альбома, то составляется последовательность аудиодорожек, создание плавного затухания звука и длительность пауз между треками.

К мастер-диску прилагаются специальные таблицы. В них прописаны треки, присутствующие на носителе, и их последовательность.

Мастеринг трека в FL Studio (для начинающих)

Основные рекомендации, принципы и правила проведения

Как правило, мастеринг треков проводится профессионалами. Однако возможность заказать такую работу есть далеко не всегда.

Сделать качественную обработку можно и в домашних условиях. Программы, перечисленные в начале статьи, способны заменить аналоговые ламповые приборы.

Для того, чтобы мастеринг прошел успешно, важно учитывать следующие рекомендации:

  • проведите анализ музыкальной фонограммы, чтобы решить, нужно ли проводить мастеринг;
  • индикаторы уровня громкости не должны заходить за 0 Дб и гореть красным. Снижайте громкость до оптимального показателя;
  • если фонограмма ранее проходила через мастеринг звука, не делайте это снова. Подобная мера только испортит уже готовую композицию;
  • максимайзер громкости нужно использовать с осторожностью и следить, чтобы не появились искажения звука;
  • для того, чтобы предотвратить перегрузки, работайте в 32 битной среде;
  • компрессор подходит для того, чтобы сделать звучание фонограммы более гладким.

Программы для мастеринга на компьютере, не всегда помогают добиться идеального звучания. Однако композиции, предназначенные для частного прослушивания, получаются достаточно качественными. Если вы ознакомитесь со всеми алгоритмами и плагинами, то сможете добиться неплохого результата.

Мастеринг в программе iZotope Ozone 6

Источник: https://guitarprofi.ru/muzykalnyj-soft/mastering-muzyki.html

Основы мастеринга. Его необходимость и этапы обработки звука

Опубликовано: 06.02.2018 13:12 

Мастеринг - основы, этапы

Занимаясь музыкой даже непрофессионально, нужно разбираться в нюансах записи. Начинающие группы на этапе развития карьеры в обязательном порядке записывают альбомы, снимают видеоклипы.

Но важно понимать, что безупречность звучания — одна из главных характеристик, позволяющих музыкантам стать действительно известными и популярными. Мастеринг — совокупность процессов обработки звука, в ходе которых запись приобретает максимально высокий уровень качества.

И в этом может помочь сотрудник студии — мастеринг-инженер или звукорежиссёр. Как правило, музыкальные записи производят в разных студиях, где уровень шума и чистоты звучания может отличаться.

Специалист сможет свести фонограмму в одно целое, помочь с подборкой звуковых эффектов, оценивая результат в целом, не рассматривая каждый отдельный кусок фонограммы.

Этапы и обработка

Процесс мастеринга в обработке мелодии — заключительный, а значит, самый ответственный. Поэтому подходить к нему нужно добросовестно.

Существует три этапа работы со звуком:

  • монтаж;
  • обработка;
  • выпуск продукции.

На первом этапе с фонограммой работают в аудиоредакторе: убирают посторонние шумы и дефекты записи, добавляют плавные затухания звука. Во время обработки можно повысить громкость, провести тембровую коррекцию.

Часто на этом этапе применяют эквализацию, однако стоит отметить, что она может значительно ухудшить качество готового материала. Опытные специалисты советуют использовать её на этапе сведения и аранжировки.

Мастеринг-эквализация применяется в двух случаях: для фильтрации высоких, низких частот и лёгкой коррекции их баланса, если это положительно влияет на скорость работы и не снизит качество звучания.

В остальных случаях целесообразно применять многополосную компрессию для контролирования низкочастотных областей записи. Это помогает получить более глубокий, бархатистый звук. Безусловно, каждая отдельная мелодия нуждается в специальном подходе, имеет свои особенности, которые будут учитываться в процессе мастеринга.

На этапе выпуска уже готовой продукции окончательный вариант фонограммы записывают на цифровой носитель.

Обработка звука для новичков

В условиях доступности информации, заниматься музыкой можно даже в домашних условиях при соответствующем наборе инструментов и программ. Если вы начинающий музыкант, но нацелены на развитие своего проекта в коммерческой среде, то без мастеринга вам не обойтись.

Овладев теорией и практикой игры на музыкальном инструменте или используя специальные программы для написания электронной музыки, помните, что сведение звука — важный этап.

Существует ряд специальных программ, а в интернете можно найти мастер-классы и обучающие семинары по мастерингу.

Чтобы процесс прошёл удачно, следует учесть несколько правил:

  • проведите анализ фонограммы;
  • индикатор уровня громкости не должен превышать 0 Дб, если отметка выше указанного значения — понижайте до оптимального;
  • применяйте максимайзер аккуратно, следите, чтобы звук не искажался;
  • компрессор поможет добиться гладкого звучания фонограммы;
  • не повторяйте процесс мастеринга несколько раз подряд, это только ухудшит качество звука.

Программы, установленные на ваш компьютер, позволяют добиться хорошего качества обработанной мелодии. Практикуясь, вы можете добиться хороших результатов и создать настоящий музыкальный шедевр.

Источник: https://studiointerval.ru/stati-i-novosti/osnovy-masteringa-ego-neobkhodimost-i-etapy-obrabotki-zvuka

Основы сведения и мастеринга

Мастеринг - основы, этапы

В этой небольшой статье мы поговорим сегодня с вами об основах творческого сведения и мастеринга музыки как в студии, так и дома, чтобы в общих чертах понять к чему стоит быть готовым во время записи, а точнее, уже после нее, своих песен и музыкальных композиций. Итак, что мы знаем об этом?

Сведение и мастеринг — их называют искусством, и не просто так. Сказать что эти этапы одни из самых важных, не сказать практически ничего.

Чтобы в итоге получилась качественная композиция, нужно уметь подчеркивать важные элементы микса, правильно эквализировать инструменты, чтобы в меру приукрасить их и избежать частотных конфликтов между другими инструментами, придать особый характер песне. Перечислять можно долго, но нужно уже приступать и к самому главному.

Сведение

Прежде чем начать, нужно упомянуть, что правильного сведения не добиться, без хотя бы бюджетных студийных мониторов. Благодаря мониторам, можно сделать идеальное панорамирование, услышать «правдивый» звук, не приукрашенный дешевыми колонками. Так что стоит обязательно уделить этому особое внимание.

Баланс громкости

Тут нужно все делать исключительно полагаясь на свой слух и на личный опыт. Самое главное, чтобы не происходило клипования (перегрузки сигнала) и все нужные инструменты были отчетливо слышны.

Панорама

Особых правил панорамирования, как известно, не существует, хоть и есть некоторые обычаи. Например, позиция бочки, бас-гитары, и вокала обычно стоит в середине. Главное распределить источники так, чтобы не было так называемого «эффекта маскировки» — когда один инструмент заглушает другой.

Но если вы решите поэкспериментировать, открутив, например, бас-гитару и барабаны, допустим почти до упора вправо, а ведущую мелодию ближе к середине влево, то вас останавливать никто не будет. Главное слушайте. И будьте благоразумнее.

Пространственная обработка

Хорошо, с панорамой более-менее понятно. Но помимо этого, панорама существует не только для того, чтобы избежать заглушения инструментов, но и чтобы распределить их в пространстве.

Кроме панорамы, для пространственной обработки существуют эффекты. Такие как: реверберация и задержка. Эти эффекты позволят вам отдалить инструменты, и дать ощущение «комнаты». Так как мы говорим о творческом сведении, цифр здесь не будет. Поэтому стоит еще раз отметить, что нужно экспериментировать и слушать.

Мастеринг

О мастеринге стоит отдельно поговорить, все же не зря для мастеринга нанимают отдельно обученных инженеров. Хотя стоит выделить основные творческие моменты.

Основная задача мастеринга — заключительная обработка звука уже сведенного трека, совершенствование динамики звука, эквализация композиции. И даже если сведение было высококачественным, мастеринг является обязательным этапом при создании записи.

Хоть некоторые и считают, что мастеринг создан больше для исправления ошибок при записи и сведении и это больше техический труд. Но нельзя не признать, что после мастеринга звучание песни значительно преображается.

Ну вот вкратце мы немного с этим разобрались. Чтобы глубже понять суть этого всего, то рекомендуем вам посмотреть видео семинар Александра Цыплухина на тему «Сведение и мастеринг. Концепция», очень полезное видео. Возможно, вам также будет полезна школа по вокалу, где вас научат красиво петь, помогут развить музыкальный слух и много другое.

Источник: http://tvoya-gitara.ru/svedenie-muzyiki/osnovyi-svedeniya-i-masteringa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector