Композиторы-литераторы

Композиторы-литераторы

   Сегодня все
меломаны отмечают Международный день музыки. Что лучше мелодии может выразить
состояние человеческой души? Для музыки не существует никаких границ. Поэтому этот
праздник призван объединить почитателей разных жанров, направлений и течений,
привести к гармонии непримиримое.

   Многие ли
задумались над вопросом: какое из искусств важнее – литература или музыка? Что
точнее передает душевные терзания героя – литературные или музыкальные формы?
Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Но вряд ли кто-то поспорит с тем,
что интерес к книгам и музыкальным шедеврам для человека любой эпохи являлся
частью культурного минимума.

  Очень часто
источником вдохновенья для композиторов становились литературные произведения.
Такой музыкальный жанр, как романс, вообще не мыслим без поэзии.

Иногда книга
так увлекала композитора, что по мановению его взмаха страницы романа или
повести превращались в страницы оперной партитуры. Многие из них не только
вдохновлялись литературой, но и очень любили просто почитать на досуге.

А еще
нередко великие музыканты оказывались в числе друзей великих писателей.

Композиторы-литераторы

  Михаил Глинка и
пушкинский круг
. Известный русский композитор родился в удачное время: ему
посчастливилось быть рядом с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым,
Николаем Гоголем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским и, конечно,
Александром Сергеевичем Пушкиным.

Композиторы-литераторы

   С Пушкиным он
познакомился, когда тот навещал своего брата Льва в Благородном пансионе. Там
же воспитывался и будущий композитор Глинка.

Вскоре после выпуска Михаил
Иванович оказался среди избранных, посещавших вечера Василия Андреевича
Жуковского в Зимнем дворце.

Жуковский, выполнявший обязанности наставника будущего
императора Александра II, всегда старался быть в кругу пусть не самых
титулованных, но самых талантливых людей.

Композиторы-литераторы

   От некоторых
писателей Глинка получил бесценные подарки. Так, Грибоедов подсказал ему тему
грузинской народной песни, которая потом стала очаровательным романсом «Не пой,
красавица, при мне».

Все участники вечеров в Зимнем активно подключились к
обсуждению идеи первой оперы Глинки – «Иван Сусанин» (или «Жизнь за царя»).

Она
стала и первой русской оперой, способной конкурировать с темпераментными
операми итальянских композиторов.

Композиторы-литераторы

   Без Пушкина не
было бы и второй оперы Михаила Ивановича –  «Руслана и Людмилу» он написал по пушкинской
поэме-сказке. Эта опера в свое время 
стала темой жарких дискуссий. Одни кричали: «Провал!» Другие –
«Шедевр!». Интересно, что сказал бы Александр Сергеевич?

Композиторы-литераторы

   Петр Чайковский
и Лев Толстой
. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того
дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его.

Если говорить о
рангах, то в русском искусстве он занимает второе место после Льва Толстого, который
уже давно сидит на первом».

Этот рейтинг составлен Антоном Чеховым в 1890 году,
и он отражает не только его собственные впечатления, но и атмосферу того
времени. Действительно, и Толстой, и Чайковский были тогда властителями дум.

Композиторы-литераторы

   Они познакомились
в декабре 1876 года в Москве. Специально для Толстого, не очень любившего
выезжать из Ясной Поляны, в Московской консерватории организовали концерт.
Звучала музыка Петра Ильича.

Композитор вспоминал: «Может быть, ни разу в жизни
я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда
Л.Н.

Толстой, слушая Andante моего первого квартета и сидя рядом со мной,
залился слезами».

Композиторы-литераторы

   В 1875 году в
журнале «Русский вестник» начали публиковаться первые главы «Анны Карениной».
Новый роман Толстого печатался три года (с большими перерывами). Отзывы были
самыми разными. Очень громко звучали разочарованные восклицания по поводу того,
что после «Войны и мира» писатель начал писать о домашнем хозяйстве. Говорили,
что это падение Толстого.

Композиторы-литераторы

   Интересно, что среди
разочарованных был поначалу и Петр Ильич. Прочитав несколько глав «Анны
Карениной», он писал брату Модесту: «Как тебе не стыдно восхищаться этой
возмутительно пошлой дребеденью, прикрытою претензией на глубокость
психического анализа». Композитора раздражали «барские тонкости» в
повествовании, заменившие, по его мнению, настоящую художественность.

Композиторы-литераторы

   Пройдет
несколько лет, Чайковский прочтет роман целиком, и его мнение изменится.

Петр
Ильич уже сам будет советовать брату Анатолию — он тогда собирался жениться —
прочесть эту книгу: «Когда ты совершенно успокоишься, т.е.

уже после свадьбы,
прочти «Анну Каренину», которую я недавно в первый раз прочитал с восторгом,
доходящим до фанатизма. То, что ты теперь испытываешь, там превосходно выражено
по поводу женитьбы Левина».

   Сергей Прокофьев
о «детской» и «взрослой» литературе
. Сергей Прокофьев вошел в мир большой
музыки как вундеркинд. Уже в 13 лет он стал студентом Петербургской
консерватории. Отец Сережи беспокоился о том, чтобы его одаренный сын получил
достойное общее образование. Поэтому 14-летнего подростка он перевел на
«взрослую» литературу. 

   В списке, который отец составил для Сергея, были
Гончаров, Тургенев, Островский, Толстой. Сын подошел к списку со всей серьезностью:
он выставлял каждой прочитанной книге оценки.

«Войне и миру» был выставлен
наивысший балл — «пять». Этот роман Прокофьев читал с увлечением. Правда,
немного скучал во время пространных рассуждений. Симпатии Сергея достались не
только Наташе, но и Соне.

Ее несчастливая судьба огорчала юного читателя.

   Возможно, в
списке, составленном Прокофьевым-старшим, были методические просчеты. Однако
пройдет время, и Прокофьев-младший напишет великолепную оперу по «Войне и миру»
Толстого.

   А тогда юный
студент консерватории Сережа Прокофьев читал не только «взрослые» книги, но и
любимые подростками приключения. Спустя годы композитор вспомнит о юношеских
пристрастиях: «Жюль Верна я читал с удовольствием.

Откуда-то я узнал, что он
был до того плодовит, что иногда диктовал одновременно по три романа.

И я
рисовал себе Жюль Верна, ходящего по комнате, где за тремя столами сидели три
секретаря, которым он одновременно диктовал три разных романа».

   Часто говорят,
что Сергей Прокофьев сочинял с моцартовской легкостью. Но за легкостью,
непринужденностью сочинения стояла жесткая творческая дисциплина и невероятная
требовательность к себе. Как и у фантаста Верна, все импровизации Прокофьева
были тщательно продуманы.

Источник: https://alisa2002marina.blogspot.com/2018/10/blog-post.html

Цитаты о музыке композиторов, музыкантов, писателей, поэтов, математиков, ученых, философов

Композиторы-литераторыАристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Первый учёный, который создал систему философии, которая охватывает все стороны жизни и развития человека.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.

Композиторы-литераторыБарт Карл (1886-1968)

Швейцарский теолог*. Будучи государственным служащим в Германии, отказался принести присягу на верность Гитлеру. Написал труд в 13 томах «Церковная догматика**».

  • Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта.
  • * Теолог – человек который изучает и излагает учение о Боге, пишет об этом сочинения.
  • ** Догматика – раздел богословия, в котором изложены основные правила какой-либо религии.
  • Композиторы-литераторыБелинский Виссарион Григорьевич (1811-1848)
  • Русский писатель и критик.

В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе – тем лучше.

Композиторы-литераторыБехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)

Выдающийся русский невропатолог, физиолог, психолог, академик. Указал на экономические условия как на причину распространения душевных заболеваний, ставил вопрос о воспитании у подростков трудовых навыков.

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья.

  1. Композиторы-литераторыГоголь Николай Васильевич (1809-1852)
  2. Великий русский писатель.
  3. «Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?»
  4. Композиторы-литераторыДворжак Антонин (1841-1904)
  5. Чешский композитор, дирижер.
  6. Оркестр — это народ, а квартет — это семья.
  7. Композиторы-литераторыДержавин Гавриил Романович (1743 – 1816)

Русский поэт. Занимал высшие государственные должности.

«…музыка представляет предметы невидимые… изображает одно чувство сердечное и ничего телесного изобразить не может».

  • Композиторы-литераторыДиккенс Чарльз (1812-1970)
  • Английский писатель.
  • Неприметное, но несомненное влияние музыки на человека – прививает гуманные вкусы и стремления, рассеивает предрассудки, насаждает человечность и благожелательность.
  • Композиторы-литераторыДога Евгений Дмитриевич

Композитор. Народный артист СССР, народный артист Молдовы, лауреат Государственной премии СССР, академик.

Я часто смотрю с сожалением на людей, которые не понимают, где можно найти источник хорошего состояния духа и вообще хорошего настроения. Ведь в музыке, в литературе, вообще в искусстве столько энергии, столько еще неизведанных ощущений, эмоций, сил, возможностей.

Композиторы-литераторыКабалевский Дмитрий Борисович (1904-1987)

Композитор, педагог, просветитель, народный артист СССР. Автор множества произведений. Разработал систему музыкального воспитания в общеобразовательной школе.

Любой музыкальный образ — это образ человека. В каждом музыкальном образе есть частица жизни.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

Русский писатель, историк. Создатель «Истории государства российского».

Небесная музыка! Наслаждаясь тобою, возвышаюсь духом и не завидую ангелам. Кто докажет мне, что душа моя, удобная к таким святым, чистым, эфирным радостям, не имела в себе чего-нибудь божественного, нетленного? Сии нежные звуки, веющие, как зефир, на сердце мое, могут ли быть пищею смертною, грубого существа? 

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1649-1716)

Выдающийся немецкий математик, дипломат и философ.

Ничто так не приятно для чувств, как созвучность в музыке, а для разума – созвучность природы, по отношению к которой первая – лишь малый образец. Музыка – это имитация универсальной гармонии, вложенной Богом в мир.

Мечников Илья Ильич (1845-1916)

Российский и французский биолог. Лауреат Нобелевский премии.

Музыка – это сфера, в которой человеческое искусство стало неизмеримо выше природы.

Платон (428 до н.э.-348 до н.э.)

Крупнейший философ Древней Греции, основатель собственной философской школы – Академии, которая просуществовала 1000 лет. Основоположник идеалистического направления в философии. Был олимпийским чемпионом по борьбе.

  1. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного.
  2. Руссо Жан-Жак (1712-1778)
  3. Французский писатель и композитор.
  4. Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.

…величайшее из чудес музыки, воздействующей лишь движением, – это её способность передавать им даже образ покоя. Сон, ночное безмолвие, уединённость и даже тишина принадлежат к числу музыкальных картин. 

  • Сухомлинский Василий Александрович
  • Выдающийся педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук.
  • Музыка — могучий источник мысли.
  • Музыка — могучее средство самовоспитания.
  • Шекспир Уильям (1564-1616)
  • Английский драматург и поэт.
  • Нет на земле живого существа
  • Столь жесткого, крутого, адски злого,
  • Что б не могла хотя на час один
  • В нём музыка свершить переворота.
  • Кто музыки не носит сам в себе,
  • Кто холоден к гармонии прелестной
  • Тот может быть изменником, лгуном,
  • Грабителем души.
  • Его движенья
  • Тёмны как ночь и как Эреб* черна его приязнь.
  • Такому человеку не доверяй.
  1. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
  2. Первый русский учёный мирового уровня, химик, физик, геолог, поэт.
  3. Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитуют.
  4. Попов Виктор Сергеевич (1934—2008)
Читайте также:  История создания песни «god bless america» («господь, благослови америку») - неофициального гимна сша

Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Большого Детского Хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, художественный руководитель Академии хорового искусства (с 2009 имени В.С.Попова), Народный артист СССР, лауреат премии Президента РФ, профессор.

  • Голос в России — это основной музыкальный инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку — у тебя всё при себе…  
  • Свешников Александр Васильевич (1890-1980)
  • Хоровой дирижёр, Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического русского хора СССР, основатель и художественный руководитель Московского государственного хорового училища, профессор.
  • …Один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре.
  • Струве Георгий Александрович (1932-2004)

Композитор, хормейстер, просветитель. Создатель системы массового обучения хоровому пению.

Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере.

…пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. 

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881)

Русский писатель и мыслитель.

Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, – неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете.  

  1. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
  2. Великий немецкий композитор, органист, педагог.
  3. Цель музыки – трогать сердца.
  4. Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)
  5. Немецкий композитор, пианист.
  6. Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств.
  7. Музыка должна высекать огонь из людских сердец.
  8. Иоганнес Брамс (1833 – 1897)
  9. Немецкий композитор, пианист, дирижер.
  10. Писать музыку не трудно, труднее всего – зачёркивать лишние ноты.
  11. Клод Дебюсси (1862 – 1918)
  12. Французский композитор, представитель музыкального импрессионизма.
  13. Музыка – арифметика звуков, подобно тому, как оптика – геометрия света.
  14. Дмитрий Шостакович (1906-1975)
  15. Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор; народный артист СССР.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи… Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой.

Н.А.Римский – Корсаков (1844-1906)

Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».

«Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ».

Георгий Свиридов (1915 – 1998)

Советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР.

  • «Музыка исцеляет душу людей, делает их сильными и мудрыми».
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
  • Австрийский композитор и музыкант-виртуоз.

«Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления». (Д.Шостакович)

  1. Жорж Бизе (1838 – 1875)
  2. Французский композитор периода романтизма, автор знаменитой оперы «Кармен».
  3. «Не существует никаких родов музыки, кроме двух – хорошей и дурной».
  4. Дмитрий Шостакович (1906-1975)
  5. Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор; народный артист СССР.

«Могуче время, взрастившее такой талант. Но могуч и талант, выразивший такое время. Творчество Шостаковича – это музыкальная эмблема ХХ века». (Т. Хренников)

Источник: https://infourok.ru/citati-o-muzike-kompozitorov-muzikantov-pisateley-poetov-matematikov-uchenih-filosofov-1163049.html

Известные русские композиторы. Список композиторов-классиков :

Каждый человек должен знать свою историю, а также людей, что ее вершили. Например, в этой статье мы предлагаем читателю вспомнить известных русских композиторов, которые уважаемы и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Люди, внесшие небывалый вклад в русскую и мировую классическую музыку

В былые времена классическая музыка была очень популярна. Ведущих композиторов прекрасно знали в лицо и даже умели отличать произведения одного великого классика от другого. Сейчас время, нравы и вкусы значительно изменились. И теперь мы чаще слушаем однообразные мелодии или ритмичные речитативы, большинство из которых забывается на следующий день.

Однако несколько лет назад учеными был доказан тот факт, что классика оказывает благотворное действие на организм человек. Существует даже подтвержденная гипотеза о том, что дети, с детства слушающие классическую музыку, намного опережают в развитии своих сверстников. Именно поэтому приучаться к элегантным и волнующим мелодиям необходимо с ранних лет.

Но если в детстве ребенку подобное увлечение казалось немодным или же он просто не задумывался о перемене вкуса, исправить ситуацию можно в любой момент. И начать лучше всего знакомства с русскими композиторами, известными и любимыми. Такими как:

  • Михаил Глинка (1804-1857 гг.).
  • Александр Даргомыжский (1813-1869 гг.).
  • Александр Бородин (1833-1887 гг.).
  • Модест Мусоргский (1839-1881 гг.).
  • Петр Чайковский (1840-1893).
  • Николай Римский-Корсаков (1844-1908 гг.).
  • Сергей Рахманинов (1872-1915 гг.).
  • Арам Хачатурян (1903-1978 гг.).
  • Дмитрий Шостакович (1906-1975).

Истории их жизней — непростые, а судьбы у многих довольно трагичные. Рассказывать об этих людях можно бесконечно, но мы попробуем отметить лишь самые важные факты биографии, чтобы сформировать у читателя представление о том, что представляли собой великие русские композиторы.

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка появился на свет 20 мая 1804 года. Семья его была большой и обеспеченной, проживала на территории Смоленской губернии с тех самых пор, как польский дворянин, что положил начало роду, предпочел своей стране Россию. Родители будущего композиторы приходились друг другу троюродными братом и сестрой.

Быть может, именно поэтому воспитание малыша взяла на себя бабушка. Продолжалось так вплоть до ее смерти. Тяга к музыке у юного дарования проснулась в десятилетнем возрасте. Вскорости он был отправлен на учебу в Петербург. Там он познакомился с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, Одоевским и другими известными личностями тех времен.

И понял, что желает сделать музыку своей судьбой.

После этого Михаил Глинка написал первые романсы, но результатом до конца не был доволен. Собственная музыка казалась ему бытовой, он стремился расширить грани. И тогда, работая над собой, Михаил Иванович Глинка отправился в Италию, а потом в Германию. Там он узнал таких людей, как Доницети и Беллини, вследствие чего полностью поменял стиль своей музыки.

По приезде в Россию композитор вновь явил стране свои оперы. Но некоторые из них были сильно раскритикованы, и Глинка решил уехать из страны. А вернулся спустя много лет, став преподавателем пения и активно влияя на формирование классической музыки.

Скончался Михаил Иванович 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах был привезен в Санкт-Петербург, где композитор покоится по сей день.

Композиторы-литераторы

Александр Даргомыжский

Этот непризнанный при жизни музыкальный деятель и почти забытый ныне появился на свет 2 февраля 1813 года в Тульской губернии. Тяга к музыке у Александра Сергеевича Даргомыжского проснулась в возрасте семи лет.

И именно тогда он овладел искусством игры на фортепьяно в совершенстве. А в десять лет уже написал свои первые пьесы и романсы.

Потом будущий композитор поступил на службу, а после познакомился с Михаилом Глинкой значительно усовершенствовал свое мастерство.

Александр Сергеевич читал ноты, как книгу, а свои произведения старался сделать такими, чтобы музыка не затмевала голоса исполнителей. В определенный период жизни он совершенно бесплатно давал уроки пения непрофессиональным певицам, а после стал одним из консультантов Русского музыкального сообщества.

Его величайшая опера «Русалка» едва не сгорела при пожаре в петербургском оперном театре. Но и теперь она исполняется довольно нечасто, поэтому Александра Сергеевича Даргомыжского знают лишь истинные ценители классической музыки.

Это весьма печально, ведь еще одна необычная опера композитора, «Каменный гость», состоит из речитативов, которые полностью соответствуют ритму пушкинского стиха, а не привычных тянущихся арий.

Именно это и выделяет композитора среди других. Он не поддался влиянию Италии и Франции, не потакал вкусам публики, не боялся пробовать что-то новое. Он шел своим путем, опираясь на собственный вкус. И неразрывно связал звук и слово.

Александр Бородин

Александр Порфирьевич родился 12 ноября 1933 года в результате внебрачной связи грузинского князя с дочерью военного. Возрастная разница родителей была чуть более сорока лет. Именно поэтому новорожденного записали на фамилию камердинера. Но мать все равно уделяла огромное внимание своему малышу и подбирала для него лучших учителей и гувернеров.

С ранних лет будущего композитора привлекала музыка. И через некоторое время он написал свои первые пьесы, об издании которых позаботилась мать. Именно тогда страна узнала о юном даровании — шестнадцатилетнем композиторе. К слову сказать, Александра Порфирьевича привлекала и молодая (на тот момент) химия.

Он с особым интересом проводил различные опыты в собственной комнате, отчего его мать иной раз приходила в неописуемый ужас. А потом Бородин и вовсе поступил в медико-хирургическую академию. В свое время он познакомился с Менделеевым, который считал, что про музыку Александру следует забыть.

Однако свое второе увлечение будущий известный русский композитор не забросил, а довел до такого уровня, что творчество Бородина признали не только в стране, но и за рубежом.

Умер Александр Порфирьевич неожиданно. После ритмичного танца его сердце не выдержало и остановилось навсегда. Произошло это 27 февраля 1887 года.

Модест Мусоргский

Следующий величайший композитор родился на территории Псковской губернии 9 марта 1839 года. О его ранних годах известно только то, что до десяти лет он обучался дома и овладел фортепьяно. Затем отправился в Петербург, где заинтересовался церковной музыкой, попробовал себя в сочинительстве. Вскорости его произведения стали исполняться в Санкт-Петербурге и Москве.

Композиторы-литераторы

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский — истинный гений, новатор, третий по исполняемости во всем мире. Творчество его знакомо многим, в особенности музыка из оперы «Борис Годунов».

Однако человеком он был глубоко одиноким, поэтому в определенный момент погрузился в апатию и пристрастился к бутылке. Вследствие этого у Модеста Петровича началась белая горячка.

Первый серьезный приступ удалось купировать, но избавить от болезни композитора не удалось. И 16 марта 1881 года величайший гений скончался.

Петр Чайковский

Пожалуй, творчество этого композитора является самым узнаваем, причем не только среди взрослых, но и среди малышей. Ведь кто не знает знаменитый «Танец маленьких лебедей»? А написал его именно Петр Ильич Чайковский.

Читайте также:  Каково устройство пианино

Родился будущий гений апреля 1840 года в городе Воткинсе (Удмуртия) и уже в пять лет превосходно читал ноты и играл на фортепьяно.

В юношестве он стал посещать оперный театр Санкт-Петербурга, где особенно впечатлился произведениями Глинки и Моцарта. Будучи служителем Департамента юстиции, бросил все ради «дудки», как говорили его родные.

Но вклад, который внес Петр Ильич в русскую и мировую классическую музыку, настолько велик, что полностью оправдывает решение Петра Ильича Чайковского.

Скончался великий гений скоропостижно 25 марта 1893 года. По официальной версии, причиной послужила холера. Но также существует гипотеза о том, что он был отравлен. Причем многие полагают, что композитор сделал это самостоятельно, решив закончить жизнь самоубийством. Однако доподлинно это неизвестно, поэтому общественность предпочитает придерживаться первого варианта.

Композиторы-литераторы

Николай Римский-Корсаков

Самый народный русский композитор, который мог писать музыку без инструмента, появился на свет 18 марта 1844 года в Тихвине (недалеко от Петербурга). Заниматься музыкой ребенок стал совсем рано, но она не сильно привлекала его. Николая Андреевича манило море, поэтому в возрасте двенадцати лет он поступил на учебу в Морской кадетский корпус, но заниматься музыкой не бросил.

Чуть позже он встречает на жизненном пути таких великих людей, как Модест Петрович Мусоргский и Александр Порфирьевич Бородин. Затем плавает на корабле и служит на флоте, продолжая сочинять музыку и черпая вдохновение в природе русских земель, отечественных сказках, былинах, песнях и присказках.

А потом и вовсе становится преподавателем консерватории в Санкт-Петербурге, которая ныне носит его имя.

Однако несмотря на свои заслуги, Николай Андреевич относится очень критично к себе, выделяя лишь две свои оперы — «Царскую невесту» и «Снегурочку».

Скончался великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков 8 июня 1908 года вследствие обострения заболевания сердца.

Композиторы-литераторы

Сергей Рахманинов

Великий музыкальный деятель появился на свет в Новгородской губернии 20 марта 1873 года. Музыкой увлекался практически с младенчества, в пять лет уже играл на фортепьяно, а в девять поступил в консерваторию. В тринадцать познакомился с Чайковским, который стал наставником молодого Рахманинова.

Юный гений пишет свои произведения, которые имеют огромный успех. Но одна работа все же негативно оценивается Римским-Корсаковым. Это становится причиной затяжной депрессии Сергея Васильевича Рахманинова, вследствие которой он не пишет произведений на протяжении трех лет.

Вскоре после начала Октябрьской революции композитор покидает родину, отправляясь в гастрольный тур по городам Европы.

Последние годы жизни русского гения проходят на территории Америки. 28 марта 1943 года Сергей Васильевич Рахманинов умирает, проживая на тот момент в городе Беверли-Хилз.

Композиторы-литераторы

Арам Хачатурян

Музыкальный гений из простой армянской семьи родился 24 мая 1903 года. В ранние годы будущее Арама Ильича определяет отец, который видит в мальчике биолога.

Но все меняется, когда в 1921 году будущий композитор отправляется на учебу в столицу и живет у брата — знаменитого режиссера. Тот знакомит его с творческим миром. Это переворачивает сознание Арама Ильича Хачатуряна.

Он поступает в техникум имени Гнесиных, а потом бросает биологию ради музыки. Композитор пишет множество произведений, которые с большим восторгом воспринимает отечественная и зарубежная публика.

Последние годы жизни русского гения проходят очень тяжело. Он ведет тяжелую борьбу с болезнью — раком. Переносит множество операций, но внезапная кончина жены сильно подкашивает его. И 1 мая 1978 года Арам Ильич Хачатурян умирает.

Композиторы-литераторы

Дмитрий Шостакович

Последний великий русский композитор, о котором нам хотелось бы рассказать читателю, родился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года в музыкальной семье. Поэтому нет ничего удивительно в том, что судьба Дмитрия Дмитриевича была в какой-то степени предрешена. Свое первое творение он написал в возрасте девяти лет, а в тринадцать поступил в консерваторию.

Не будет преувеличением и то, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович жил музыкой. Постоянно совершенствуя свое мастерство, он мог окутать слушателя звуками и чувствами. Кроме того, он был импровизатор и придумывал музыкальные шедевры буквально на ходу.

Скончался музыкальный гений вследствие опухоли, которую врачи очень долго не могли диагностировать. А когда все же им это удалось, оказалось поздно. 9 августа 1975 года Дмитрия Дмитриевича Шостаковича не стало.

Композиторы-литераторы

Известные произведения упомянутых композиторов

Ранее мы уже упоминали о том, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на организм человека, улучшая деятельность мозга, повышая восприимчивость к наукам, успокаивая и даря чувство умиротворения. Именно поэтому далее мы представим читателю лучшие и самые популярные музыкальные произведения русских композиторов, которых мы описали выше.

Начнем по порядку:

  • Михаил Глинка — «Патетическое трио», «Вальс-Фантазия», оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Камаринская».
  • Александр Даргомыжский — оперы «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость».
  • Александр Бородин — оперы «Богатыри», «Млада», либретто «Князь Игорь».
  • Модест Мусоргский — оперы «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».
  • Петр Чайковский, русский композитор, самые известные произведения которого знает каждый: «Славянский марш», «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик».
  • Николай Римский-Корсаков — оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Шахерезада», «Садко», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».
  • Сергей Рахманинов — «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».
  • Арам Хачатурян — балеты «Счастье», «Гаянэ», «Спартак».
  • Дмитрий Шостакович — «Нос», «Большая молния», «Леди Макбет Мценского уезда», «Катерина Измайлова», «Игроки», «Москва, Черемушки».

Вот они известные русские композиторы, на которых следует обратить особое внимание каждому гражданину.

Источник: https://www.syl.ru/article/381036/izvestnyie-russkie-kompozitoryi-spisok-kompozitorov-klassikov

Что читали великие композиторы?

Какое из искусств важнее – литература или музыка? Что точнее передает душевные терзания героя – литературные или музыкальные формы? Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что интерес к книгам и музыкальным шедеврам для человека любой эпохи являлся частью культурного минимума.

Очень часто источником вдохновенья для композиторов становились литературные произведения. Такой музыкальный жанр, как романс, вообще не мыслим без поэзии.

Иногда книга так увлекала композитора, что по мановению его пера страницы романа или повести превращались в страницы оперной партитуры.

А потом начинались жаркие споры: что лучше — «Евгений Онегин» Пушкина или Чайковского? «Война и мир» Толстого или Прокофьева?

Как бы то ни было, композиторы не только вдохновлялись литературой, но и очень любили просто почитать на досуге. А еще нередко великие музыканты оказывались в числе друзей великих писателей.

№1. Михаил Глинка и пушкинский круг

Михаил Иванович Глинка родился в удачное время: ему посчастливилось быть рядом с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Николаем Гоголем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским и, конечно, Александром Пушкиным.

С Пушкиным он познакомился, когда тот навещал своего брата Льва в Благородном пансионе. Там же воспитывался и будущий композитор Глинка.

Вскоре после выпуска Михаил Иванович оказался среди избранных, посещавших вечера Василия Андреевича Жуковского в Зимнем дворце.

Жуковский, выполнявший обязанности наставника будущего императора Александра II, всегда старался быть в кругу пусть не самых титулованных, но самых талантливых людей.

От некоторых писателей Глинка получил бесценные подарки. Так, Грибоедов подсказал ему тему грузинской народной песни, которая потом стала очаровательным романсом «Не пой, красавица, при мне».

Все участники вечеров в Зимнем активно подключились к обсуждению идеи первой оперы Глинки – «Иван Сусанин» (или «Жизнь за царя»).

Она стала и первой русской оперой, способной конкурировать с темпераментными операми итальянских композиторов.

Без Пушкина не было бы и второй оперы Михаила Ивановича: ведь «Руслана и Людмилу» он написал по пушкинской поэме-сказке.

Композиторы-литераторыВ.Е. Артамонов — «А.С. Пушкин и В.А. Жуковский у М.И. Глинки».

Глинка так вспоминал об одном разговоре с великим поэтом:

Можно предположить, что Александр Сергеевич хотел сделать свое сочинение более серьезным, сдержанным по тону. Известный русский музыкальный критик Герман Ларош так писал об опере Глинки: «Сказка Пушкина взята им с самой серьезной стороны: легкая усмешка над приемами и мотивами русской сказки превращена в глубокое благоговение пред нашею поэтической стариной».

Опера «Руслан и Людмила» стала темой жарких дискуссий. Одни кричали: «Провал!» Другие – «Шедевр!»

Интересно, что сказал бы Александр Сергеевич?..

№2. Петр Чайковский и Лев Толстой

«Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает второе место после Льва Толстого, который уже давно сидит на первом».

Этот рейтинг составлен Антоном Чеховым в 1890 году, и он отражает не только его собственные впечатления, но и атмосферу того времени. Действительно, и Толстой, и Чайковский были тогда властителями дум.

Они познакомились в декабре 1876 года в Москве. Специально для Толстого, не очень любившего выезжать из Ясной Поляны, в Московской консерватории организовали концерт. Звучала музыка Петра Ильича. Композитор вспоминал:

В 1875 году в журнале «Русский вестник» начали публиковаться первые главы «Анны Карениной». Новый роман Толстого печатался три года (с большими перерывами). Отзывы были самыми разными. Очень громко звучали разочарованные восклицания по поводу того, что после «Войны и мира» писатель начал писать о домашнем хозяйстве. Говорили, что это падение Толстого.

Интересно, что среди разочарованных был поначалу и Петр Ильич. Прочитав несколько глав «Анны Карениной», он писал брату Модесту: «Как тебе не стыдно восхищаться этой возмутительно пошлой дребеденью, прикрытою претензией на глубокость психического анализа».

Композиторы-литераторыПортрет Чайковского, 1940, Василий Семёнович Сварог

Композитора раздражали «барские тонкости» в повествовании, заменившие, по его мнению, настоящую художественность. Пройдет несколько лет, Чайковский прочтет роман целиком, и его мнение изменится. Петр Ильич уже сам будет советовать брату Анатолию — он тогда собирался жениться — прочесть эту книгу:

№3. Сергей Прокофьев о «детской» и «взрослой» литературе

Сергей Сергеевич Прокофьев вошел в мир большой музыки как вундеркинд. Уже в 13 лет он стал студентом Петербургской консерватории. На вступительные экзамены юный композитор явился с увесистыми папками собственных сочинений в разных жанрах, включая оперу. Строгие экзаменаторы Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков были впечатлены.

Отец Сережи, Сергей Алексеевич, беспокоился о том, чтобы его одаренный сын получил достойное общее образование. Поэтому 14-летнего подростка он перевел на «взрослую» литературу. В списке, который отец составил для Сергея, были Гончаров, Тургенев, Островский, Толстой.

Сын подошел к списку со всей серьезностью: он выставлял каждой прочитанной книге оценки. «Войне и миру» был выставлен наивысший балл — «пять». Этот роман Прокофьев читал с увлечением. Правда, немного скучал во время пространных рассуждений. Симпатии Сергея достались не только Наташе, но и Соне.

Читайте также:  Какие бывают стили музыки

Ее несчастливая судьба огорчала юного читателя.

Возможно, в списке, составленном Прокофьевым-старшим, были методические просчеты. Однако пройдет время, и Прокофьев-младший напишет великолепную оперу по «Войне и миру» Толстого.

А тогда юный студент консерватории Сережа Прокофьев читал не только «взрослые» книги, но и любимые подростками приключения. Спустя годы композитор вспомнит о юношеских пристрастиях: «Жюль Верна я читал с удовольствием.

Откуда-то я узнал, что он был до того плодовит, что иногда диктовал одновременно по три романа.

И я рисовал себе Жюль Верна, ходящего по комнате, где за тремя столами сидели три секретаря, которым он одновременно диктовал три разных романа».

Композиторы-литераторыProkofiev in Chicago

Надо сказать, что в своих предположениях Прокофьев был не так далек от истины. Жюль Верн по договору с издательством каждый год сочинял по два новых романа. Но не только договор заставлял его творить с такой скоростью. В интервью французский писатель признавался:

Есть удивительное совпадение в том, как относились к творческому процессу совсем не похожие друг на друга люди — Верн и Прокофьев.

Французский мастер сокрушался: «Почему-то многие думают, что мои произведения – чистая импровизация.

Какой вздор! Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. Окончательный же текст получается после пятой или седьмой корректуры».

Часто говорят, что Сергей Прокофьев сочинял с моцартовской легкостью. Но за легкостью, непринужденностью сочинения стояла жесткая творческая дисциплина и невероятная требовательность к себе. Как и у фантаста Верна, все импровизации Прокофьева были тщательно продуманы.

  • А вы читали рассказы Сергея Сергеевича – ироничные, фееричные и очень музыкальные?
  • © Алевтина Бояринцева
  • Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/chto-chitali-velikie-kompozitory/

Знаменитые композиторы-дилетанты

Генрих VIII, Иван Грозный, Лев Толстой, Фридрих Ницше и другие композиторы-любители

Подготовил Федор Софронов

Композиторы-литераторы Дворец Кюлеборна. Эскиз Карла Шинкеля к опере «Ундина» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. 1815–1816 годы © Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin

В эпоху распространения всеобщей музыкальной грамотности в высших, а потом и в средних классах общества музыкальные досуги монархов, писателей, художников и актеров не были чем-то экстраординарным. Arzamas собрал произведения самых выдающихся из композиторов-любителей XVII–XX веков.

Генрих VIII Тюдор, король Англии (1491–1547)

Именно Генриху VIII чаще всего приписывается авторство знаменитой английской песни «Зеленые рукава», и не одно поколение британских музыковедов сломало копья в битвах за доказательство его авторства. Абсолютно точно же известно, что Генрих VIII написал не меньше инструментальных песен и танцев, чем подписал эдиктов и смертных приговоров. Вот одна из лучших песен короля:

Генрих VIII. «Досуг в хорошем обществе» Исполнение: The King’s Singers

Иван Грозный, государь, царь и великий князь всея Руси (1530–1584)

Неутомимая активность Ивана Грозного распространялась не только на войны и распри, но и на культурные реформы — новые стили зодчества, введение книгопечатания, богословские и церковные реформы.

Особенно любил государь церковное пение и с собственной капеллой под руководством одного из первых русских композиторов Федора Крестьянина ежедневно принимал участие в богослужении.

От Грозного-композитора осталась рукопись двух стихир под названием «Книга глаголема Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье». Одна посвящена московскому митрополиту Петру, жившему в XIII–XIV веках, вторая — Сретению иконы Владимирской Богоматери (см. «Патриотическая музыка»).

Они написаны необычным поэтическим языком, связывающим тексты непосредственно с музыкальным содержанием (нетипичные для того времени распевы слогов), и по музыкальному содержанию могут быть поставлены в ряд с лучшими образцами этого жанра XVI века.

Иван IV Грозный. Полное собрание стихирИсполнение: мужской хор Московского патриархата «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко

Жан-Жак Руссо, писатель, философ, мыслитель (1712–1778)

Автор «Рассуждения о науках и искусствах», «Исповеди», известный сторонник простого, неискушенного образа жизни, возвращающего человека к природе, Руссо был одним из искушеннейших композиторов своего времени.

Его перу принадлежат песни, концерты, сонаты и другие инструментальные сочинения, а особенную известность завоевала его одноактная опера (интермедия) «Деревенский колдун», написанная в 1752 году. За нее король Людовик XV после постановки в Фонтенбло предложил Руссо пожизненную пенсию, от которой, впрочем, тот гордо отказался.

Пасторальный сюжет, блестящая и доступная музыка сделали интермедию Руссо желанной на многих сценах Европы. Воспоминания об этих постановках оставил в своих «Письмах русского путешественника» Николай Карамзин. 

Жан-Жак Руссо. «Деревенский колдун». Ария «J'ai perdu tout mon bonheur» Исполнение: Габриела Бюрглер (сопрано); Cantus firmus consort & Kammerchor, дирижер Андреас Райце

Эрнст Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель (1776–1822)

Гофман так любил музыку, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь любимого им Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Гофман уже искал чисто романтического союза муз и честно, всей своей творческой деятельностью содействовал его укреплению.

Он не только сочинял оперы, но и даже расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились, хотя либретто для них, например, ему сочиняли другие поэты. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и постоянно пытался занять где-нибудь место дирижера оперного театра — чаще всего, увы, безуспешно.

Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор до сих пор довольно часто исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Правда, и тут Гофману не повезло: театр сгорел вместе с декорациями (партитура, к счастью, уцелела).

Гораздо более успешен был Гофман — последний просветитель и первый романтик — как юрист.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Увертюра к «Ундине» Исполнение: хор и симфонический оркестр Баварского радио, дирижер Ян Куцир. 1960 год

Александр Грибоедов, русский драматург, поэт, дипломат (1795–1829)

Грибоедов был типичным дилетантом глинкинской поры (как Алябьев  Александр Алябьев — автор романса «Соловей» на слова А. Дельвига., Гурилев  Александр Гурилев — автор романса «Однозвучно гремит колокольчик» на слова И. Макарова.

, Варламов  Александр Варламов — автор романса «Вдоль по улице метелица метет» на слова Д. Глебова. и другие). От автора бессмертного «Горя от ума» не осталось, однако, ни одного романса — самого популярного жанра эпохи (зато уже на его стихи сочинили свои романсы те же композиторы).

Грибоедов больше любил инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. Естественно, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор.

Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823–1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени: «То флейта слышится, то будто фортепьяно…»

Александр Грибоедов. Два вальса Исполнение: Филлип Сир

Лев Толстой, русский писатель, мыслитель (1828–1910)

Любовь Льва Николаевича к музыке была довольно избирательной и необычной, о чем мы все помним по его описаниям в «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате». В поздние годы жизни в Ясной Поляне Толстой часто окружал себя музыкантами, в частности в его круг входили композиторы Танеев и Гольденвейзер.

Тогда-то и всплыл «грех юности» писателя — в 1848 году, в возрасте 20 лет, еще не создав ни одного литературного сочинения, Толстой уже написал вальс. (Правда, идущий всего минуту и, по некоторым данным, в соавторстве с кем-то из своих приятелей той поры.

) Иногда Толстой играл этот вальс, но с большой неохотой; в какой-то момент Танеев и Гольденвейзер уговорили его это сделать, после чего тут же записали исполнение в соседней комнате. Шел 1906 год, Толстому было уже 78, но он сохранял прекрасный слух и музыкальную память.

Благодаря этой истории мы и сейчас можем послушать единственное музыкальное произведение Толстого — Вальс фа мажор.

Лев Толстой. Вальс фа мажорИсполнение: Леон Клейзер

Фридрих Ницше, немецкий философ (1844–1900)

Дебютировавший «Рождением трагедии из духа музыки», поклонник Вагнера, Ницше был страстно влюблен в музыку. Получив первые уроки от отца, к 17 годам он самоучкой начинает писать музыку и к моменту встречи с Вагнером в 1868 году является автором уже более 70 композиций.

В основном это были короткие фортепианные пьесы: крупная форма ему плохо давалась. Было написано много песен, вокальных ансамблей, хоров и даже два духовных сочинения.

Однако композиторская карьера Ницше продлилась недолго, менее чем 15 лет: музыканты вагнеровского круга, столь почитаемые им, окончательно убили в нем веру в силу собственного музыкального дарования.

Только еще один раз, в 1882 году, он напишет «Гимн к жизни» на стихи, продиктованные ему Лу Саломе, роковой женщиной его судьбы. Это сочинение для хора и оркестра окажется самым исполняемым произведением Ницше.

Фридрих Ницше. «Гимн к жизни»Исполнение: Orchestra 1813, Orchestra e Coro del Conservatorio di Como

Для русского читателя небезынтересным будет романс Ницше на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

Фридрих Ницше. «Заклинание» (пер. на нем. Теодора Опица) Исполнение: Лоретта Альтман (фортепиано), Валери Кинслоу (сопрано)

Василий Поленов, русский художник (1844–1927)

Поленов имел хорошее музыкальное образование и довольно высокие композиторские амбиции. Он интересовался европейскими новинками, в частности Вагнером, дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым и Полиной Виардо и постоянно занимался оперной сценографей, в том числе в Московской частной русской опере.

Поленов писал романсы и песни, хоры, музыку к спектаклям и написал даже целую оперу «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова (который поставил ее в своем театре в 1894 году). Естественно, сценография принадлежала тоже самому Поленову, и она гораздо более известна любителям живописи, чем музыка.

Многие сочинения Поленова не сохранились, а многие потребовали серьезной музыкальной редакции. Не так давно музыка Поленова вновь зазвучала — спустя век после забвения.

Василий Поленов. «Радуйтесь», фрагмент музыки к драме Аполлона Майкова «Два мира» Исполнение: Калужский камерный оркестр и Калужский камерный хор, дирижер Гарри Азатов

Михаил Кузмин, русский поэт (1872–1936)

Кузмин в юности всерьез хотел стать композитором и даже три года (с 1901‑го по 1904-й) занимался в Петербургской консерватории у самого Римского‑Корсакова.

Его студенческие сочинения обнимали почти все академические жанры, но особенной популярностью пользовалась музыка к драматическим постановкам — «Балаганчику» Блока, например.

Позже, когда Кузмин бросил консерваторию, он продолжал принимать живейшее участие в артистической жизни Петербурга как исполнитель и чаще всего пел песни на собственные слова со сцен кафе «Бродячая собака» или «Привал комедиантов».

Здесь он был, как говорится, в струе: именно в эти годы в России появилось огромное количество авторов-исполнителей (например, Дмитрий Богемский, Владимир Сабинин и другие), часто исполнявших свои песенки интимно, вполголоса. Кульминацией этого стиля стало позже творчество Александра Вертинского, а песни Кузмина были забыты. Не осталось ни одной грамзаписи его пения — только чтение стихов. Некоторые его песни можно услышать здесь.

Михаил Кузмин. «Александрийские песни. Первая тетрадь» (1905) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано) Михаил Кузмин. «Духовные стихи» (1901–1903) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано)​

Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин, актер, режиссер (1889–1977)

Как и некоторые другие композиторы американской сцены, например знаменитый Ирвинг Берлин, Чаплин был музыкально неграмотен. Существовал даже термин «насвистывающие композиторы» — они работали с секретарями. Однако музыка занимала в жизни великого комика колоссальную роль.

Партитуры своих фильмов он всегда создавал сам, используя не только свой, но и чужой материал (французский фокстрот «Титина» в «Золотой лихорадке» редакции 1942 и 1956 года или танго «Продавщица фиалок» в «Огнях большого города»).

К секретарям и аранжировщикам у него были высочайшие требования — работа над партитурой фильма превращалась для музыкальной группы подчас в настоящее мучение. Музыка, а не речь продолжала до конца жизни великого артиста оставаться главной эмоциональной опорой сюжета и игры.

Чаплин надиктовывал свои музыкальные идеи, обычно играя на скрипке, хотя мог играть и на фортепиано. В 1950-е годы, живя в Швейцарии во время длительного перерыва после «Огней рампы», Чаплин заново переделал всю музыку к своим старым немым фильмам еще рубежа 1910–20-х годов.

Последней партитурой Чаплина стала музыка к знаменитой мелодраме 1921 года «Малыш», вышедшей в новой музыкальной редакции в 1971 году.

Чарльз Чаплин. Вальс из кинофильма «Огни большого города» (1931)

Источник: https://arzamas.academy/materials/852

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector