Каково устройство пианино

Каждый начинающий пианист, желающий стать профессионалом, обязан не только овладеть техникой игры, но и знать устройство инструмента. Ниже мы в общих чертах расскажем вам, как же устроено фортепиано.

Устройство рояля

Каково устройство пианино

1 – рама и вирбельбанк;2 – откидная часть крышки;3 – каподастр;4 – демпфер;5 – неподвижная часть крышки;6 – контрклавиатура;7,8,9 – передача от правой педали; 10 – педальный шток;11 – педаль;12 – штег;13 – задний штифт;14 – задняя пластина рамы;15 – резонансная дека;16 – струна.

Системы, из которых состоит инструмент:

  • Корпус – оболочка пианино.
  • Звуковая или акустическая система.
  • Ударно-клавишная система (механика инструмента).
  • Система педалей.

Механика рояля

Каково устройство пианино

Корпус – это одновременно и основание, и защита всех внутренних механизмов от внешнего негативного воздействия. Самая задняя часть – прочный деревянный футор. К нему прикреплена доска, на которой находятся колки (отвечающие за натяжение струн) – она называется вирбельбанк. Сами струны надежно закреплены на тяжелой чугунной раме – она во многом ответственна за большой вес фортепиано (около 200 кг), и относятся уже к акустической системе.

Кроме струн и рамы, к которой они прикреплены, к этой системе относят и резонансную деку – сосновую доску, которая благодаря особому расположению и свойствам усиливает звук.

Механическая или ударно-клавишная система – это целый ряд рычагов, молоточков, других невидимых глазу устройств, которые заставляют струны звучать правильным образом.

Педали работают следующим образом: когда вы нажимаете правую, специальные заглушающие звук подушечки на струнах (демпферы) поднимаются – и свободному колебанию струн ничего не препятствует. Нажимаете левую – молоточки придвигаются ближе к струнам, а звук при нажатии на клавиши становится в несколько раз слабее.

Устройство пианино

Каково устройство пианино

1 – боковые стенки корпуса,2 – верхняя крышка,3 – чугунная рама,4 – вирбели,5 – резонансная дека,6 – молотки,7 – рулейстик,8 – фенгеры,9 – клавиатура, 10 – бакенклёцы,11 – штеги,12 – рычаг левой педали,13 – педальные цуги,14 – педальные лапки,15 – цокольный пол,16 – ролики,17 – модератор.

Как из пианино извлекается звук?

Клавиша является своеобразным рычагом, который приводит в действие механизм молоточка. Тот, в свою очередь, ударяет по нужной струне, а когда звук уже не нужен (вы отпустили клавишу), колебания струны моментально «гасятся» специальной подушечкой – демпфером.

В вашем инструменте всего 88 клавиш (белых – 52, черных – 36). Но струн при этом в несколько раз больше, 220! Для чего нужны «лишние»? За звук, исходящий при нажатии клавиши отвечают до 3 струн сразу (они вместе называются хором). Хочется отметить, что количество белых и черных клавиш у разных инструментов может отличаться как и количество струн.

Когда какая-то одна струна перестает звучать соответствующим образом и выходит из строя, звук становится «грязным». В такой ситуации и нужна помощь профессионального мастера-настройщика.

Механика пианино

Каково устройство пианино

Клавишно-молоточковый инструмент

Служит для передачи механического усилия пальцев пианиста с клавиш на молоточки, извлекающие звук ударом по струнам и регулирования звучания. К каждой струне в нейтральном состоянии прикасается демпфер — глушитель, представляющий собой деревянную колодку, покрытую войлоком. После нажатия на клавишу глушитель отходит от струны и одновременно по ней ударяет молоточек, рождая звук.

Педали фортепиано

Эта часть клавишно-молоточкового инструмента предназначена для регулирования звучания. Количество педалей во всех фортепиано и некоторых пианино — три, правая, средняя и левая. Подавляющее большинство пианино имеет лишь две педали- правую и левую.

В предшественниках фортепиано — клавикордах- функцию педалей выполняли специальные рычаги, которые пианист двигал коленями.

Правая педаль служит для создания неразрывного звучания и обогащения звуков новыми обертонами. В нотах нажатие правой педали обозначается Ped либо P, поэтому эту педаль иногда называют просто педалью. Непрерывное звучание обозначается legato.  Музыканты 19 века обозначали этим символом особый колорит звучания.

Каково устройство пианино

Принцип действия правой педали — выключение демпферной системы, что порождает звучание после отжатия педали и инициацию вторичного звучания остальными струнами.

Правая педаль используется двумя способами — перед нажатием на клавиши (прямой способ) и сразу после, до отжатия (запаздывающий способ). 

Левая педаль служит для усиления эффекта мягких пассажей, ослабления звучания. Звук становится тихим и мягким. В нотах обозначается знаком una corda, снятие педали –  tutte le corde либо tre corde.

При нажатии левой педали в рояле сдвигаются молоточки, что влечет удары лишь по двум струнам вместо трех. В пианино  молоточки придвигаются к струнам, что влечет за собой снижение силы удара.

Средняя педаль поднимает демпферы и фиксирует их в таком состоянии до отжатия педали, что, например, позволяет играть стакатто вне зависимости от удерживаемой ноты. Остальные, не задействованные средней педалью струны с демпферами ведут себя как обычно.

Некоторые пианино имеют среднюю педаль, фиксируемую путем сдвига влево. Это делает звучание тихим, что может пригодиться, например, для игры на пианино ночью в многоквартирном доме.

Источник: https://studiazvuka.ru/content/ustroystvo-pianino

Как устроено фортепиано?

Каково устройство пианино

[one_full last=»yes» spacing=»yes» center_content=»no» hide_on_mobile=»no» background_color=»» background_image=»» background_repeat=»no-repeat» background_position=»left top» border_position=»all» border_size=»0px» border_color=»» border_style=»» padding=»» margin_top=»» margin_bottom=»» animation_type=»» animation_direction=»» animation_speed=»0.1″ class=»» id=»»][/one_full][youtube id=»https://www.youtube.com/watch?v=5NrXIr1A62c» width=»600″ height=»350″ autoplay=»no» api_params=»» class=»»][/youtube][fusion_text]Начинающим пианистам будет полезно узнать о том, из чего состоит этот инструмент. В этом уроке профессиональная пианистка рассказывает, как устроено фортепиано и что происходит внутри него, когда вы нажимаете на клавиши.

Клавиатура фортепиано состоит из 88 клавиш: 36 черных и 52 белых. Когда вы нажимаете на клавишу, прикрепленный к ней молоточек бьет по струне. Число молоточков внутри фортепиано равно количеству клавиш. В обычном состоянии струны прижаты демпфером, поэтому инструмент молчит. При нажатии клавиши демпфер отходит от струн и молоточек бьет уже по свободной струне.

В момент, когда молоточек ударяет струну, образуется звуковая волна, которая колеблется с определенной частотой. Чем чаще она колеблется струна, тем выше получается звук. В нижних регистрах достаточно толстые струны, поэтому одна струна соответствует одной ноте. В верхних регистрах на каждую клавишу приходиться по 3 тонких струны.

Таким образом, внутри корпуса фортепиано находится 220 струн.

Рассмотрим подробнее устройство клавиатуры. Клавиатура фортепиано делится на октавы до-до. Октава — это расстояние между двумя клавишами с одинаковыми названиями. В каждой октаве 7 белых клавиш и 5 черных. Чтобы проще запомнить октавы, можно представить клавиатуру как многоэтажный дом, где первый этаж соответствует первой октаве.

Она находиться под подставкой для нот, которая называется пюпитр. При движении вверх, названия октав нумеруются от первой до пятой, которая представлена только одной нотой. При движении вниз от первой октавы, названия уже не будут соответствовать номерам.

После первой октавы идет малая, затем большая, контроктава и субконтроктава, которая состоит из двух нот: ля и си.

Еще одна немаловажная часть фортепиано — это педали. О них более подробно мы расскажем в следующем уроке.[/fusion_text]

Каково устройство пианино

14 февраля 2020г. — Джем в честь Дня влюбленных (ударный)

Подробнее Каково устройство пианино

31 января 2020г. — Джем стилей панк и ска (гитарный)

Подробнее Каково устройство пианино

27 декабря — Новый год в стиле джаз

Подробнее

Источник: https://jamschool.ru/kak-ustroeno-fortepiano/

Фортепиано музыкальный инструмент

Главная > Клавишные музыкальные инструменты > Фортепиано Каково устройство пианино

Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент с клавиатурой. Обычное пианино имеет 88 клавиш. Хотя основные принципы работы фортепиано просты, утонченность, необходимая для разработки мощного, но чувствительного современного фортепиано, делает его также самым сложным из всех механических инструментов, кроме органа. Струны фортепиано ударяет войлочный молоток, который должен отскочить от струн мгновенно, иначе это ослабит их вибрации в самом процессе их инициации. Таким образом, молоток должен свободно лететь к струнам. Чтобы пианист сохранил максимальный контроль над громкостью, расстояние свободного полета молотка должно быть как можно меньше.

Инструмент бывает двух основных типов: рояль и фортепиано. Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. Пианино было чрезвычайно популярным инструментом в западной классической музыке с конца 18-го века. Человек, который играет на пианино, называется пианистом.

История происхождения пианино

Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.

Каково устройство пианино

Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.

Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.

Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах.

Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание».

Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.

У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.

Устройство фортепиано

Каково устройство пианино

У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки. Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука.

Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.

Читайте также:  8 девайсов для сведения и мастеринга в ableton live!

Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.

  • Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
  • Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
  • Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.

Знаменитые композиторы и пианисты

Каково устройство пианино

Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.

Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн.

Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель.

Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.

Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.

Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.

Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

17.12.2019

Источник: https://muz-story.ru/klavishnye-muzykalnye-instrumenty/piano/

Устройство пианино

Каково устройство пианино В устройство фортепиано входят четыре основные системы.
1. Звуковой аппарат. ( струнная одежда и резонансный щит пианино.)
2. Ударно-клавишный механизм. (Состоящий из клавиатуры и механики.)
3. Педальный механизм.
4.Корпус.

По каждой из этих систем планируется отдельная статья. Сегодня же я попытаюсь вкратце и, насколько это возможно, простым языком рассказать Вам об устройстве пианино.

Особенности устройства пианино

Пианино – это струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов, или 7/2 октав. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди.

Футор пианино

Задняя часть корпуса пианино состоит из прочной деревянной рамы, или футора с распорками (шпрейцами). Футор придает пианино прочность.

К верхней, более широкой поперечной раме футора, спереди, приклеивают вирбельбанк (колковая доска). Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны.

Две боковые и две передние стенки корпуса пианино изготавливаются из тонких досок, облицованных шпоном.

Дека пианино

Спереди на  футор наклеена краями резонансная дека – это щит толщиной около 1 см, склеенный из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. На обратной стороне деки, перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые – рипками. Дека и рипки усиливают звук пианино.

Каково устройство пианино

Чугунная рама

Поверх резонансной деки по ее краям, к футору прочно привинчена большими шурупами литая чугунная рама, на которую натянуты струны.

В пианино применяется перекрестно – струнная система, в которой басовые струны, идут почти по диагонали из верхнего левого угла корпуса в его правый нижний угол, а струны среднего регистра, лежащие ниже басовых, идут под ними по направлению к нижнему левому углу корпуса.

Устройство пианино
1 — боковые стенки корпуса, 2 — верхняя крышка, 3 — чугунная рама, 4 — вирбели, 5 — резонансная дека, 6 — молотки, 7 — рулейстик, 8 — фенгеры, 9 — клавиатура, 10 — бакенклёцы, 11 — штеги, 12 — рычаг левой педали, 13 — педальные цуги, 14 — педальные лапки, 15 — цокольный пол, 16 — ролики, 17 – модератор.

Штеги пианино

В нижней части пианино струны проходят с двукратным изгибом около вбитых в штеги штифтов их устройство  заставляет прижиматься струну к штегутем крепче, чем сильнее она натянута. Оканчиваются струны петлями или ушками на задних штифтах, вбитых в нижнюю пластину чугунной рамы.

Клавиатура выдвинута впереди корпуса на особой доске (штульраме), поддерживаемой боковыми наружными консолями.

Демпферная система

Устройство демпферной системы и связано с молоточковым механизмом и укреплено на одной станине.

Педальный механизм

Устройство педального механизма состоит из самих педалей, педальных цуг, штоков и регулировочных болтов. Встречаются пианино с двумя или тремя педалями.

Правая педаль

При нажатии правой педали все демпфера поднимаются, все струны освобождены для одновременного звучания.

Здесь можно увидеть основные операции изготовления пианино. Приклеивание деки к футору, установку чугунной рамы, сборку корпуса элементы регулировки и интонировки механики пианино.

Левая педаль

При нажатии левой педали отходит подвижной рулейстик, который придвигает все молотки к струнам, оставляя небольшой зазор между струнами и молоточками. Размах молоточков сокращается, при этом удар молоточков по струнам слабый, отчего звуки становятся слабыми.

Средняя педаль

Третья педаль располагается по середине и включает модератор пианино. Во время нажатия этой педали посредством рычагов между молоточками и струнами опускается планка с полоской тонкого мягкого войлока. Молотки ударяют по струнам через тонкую полоску, и сила звука уменьшается во много раз.

Детали корпуса

Спереди корпус пианино закрыт двумя филенками над и под клавиатурой. Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок бруском фигурного профиля (карнизом) с прикрученными к нему на петлях откидным клавиатурнымклапом.

На внутренней стороне клапа прикреплен – пюпитр для нот. Верхняя крышка корпуса прикреплена на откидных петлях. При игре эту крышку можно открывать для небольшого усиления звука. Снизу корпуса прикреплены ролики (4 шт.

) для более удобного передвижения пианино внутри помещения.

С уважением, автор блога propiano.ru, Сергей.

Каково устройство пианино

Источник: http://propiano.ru/ustrojstvo-pianino/

Строение пианино

Каково устройство пианиноМакет расположения струн в рояле

Вы ведь любознательный человек? Думаю, что раз вы оказались на этой странице, то определенно да. А рано или поздно у всех любознательных людей возникает вопрос: как же это работает? Причем не важно, что это за вещь – двигатель трактора,  грузовой лифт или авторучка. И, если вы любите пианино (а вы ведь его любите!), то просто обязаны знать подробности… Стойте, ломать корпус для этого не обязательно! Сразу предупреждаю: пугать вас безумными терминами никто не собирается. Итак, каково же строение пианино?

Надеюсь, ни для кого не станет открытием, что пианино является струнно-клавишным инструментом? Да, у пианино и гитары куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд, хотя логика игры на них и принципиально разная. Бывает забавно услышать на вопрос «Сколько у пианино струн?» ответ вроде «Ты с ума сошёл, какие струны на пианино?! А вот клавиш много». Для справки: количество струн на нём колеблется от 220 до 240, а клавиш 85 или 88.

Но начнем же по порядку..

Корпус  пианино состоит из различных пород древесины, склеенных в несколько слоёв,  наружный слой полируется. Струны натягиваются на чугунную раму, расположенную над деревянной резонансной декой.

С одной стороны они держатся на металлических штифтах (это крепежное изделие, сделанное в виде стержня, которое фиксируется в строго определенном положении), а с другой  прикрепляются к металлическим колкам, на которые наматываются струны и с помощью которых осуществляется настройка инструмента.

Современные рояли имеют диапазон 7 с четвертью октав. Каждой клавише соответствует по 3 струны в среднем и верхних регистрах, 2 струны в басовом и одна в самом низком регистре. Музыкант, нажимая на клавишу, приводит в движение молоточек, который связан с ней сложной механической системой.

Головка молоточка обтянута особым войлоком – фильцем; одновременно с нажатием клавишы и ударом молоточка по струне от нее отделяется демпфер – устройство для гашения колебаний или их предотвращения. Звук возникает при ударе молоточка по хору струн, каждый хор струн в свою очередь настроен в унисон.

При нажатии на правую педаль от струн отделяются все демпферы – это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать звучание в целом. Нажатие левой педали сдвигает все молоточки вправо (у рояля) или приближает молоточки к струнам (пианино), что ослабляет звучание инструмента и изменяет его тембр.

Читайте также:  Анжелика холина: балет без балета

Каково устройство пианино

Теперь вы имеете общее представление о строении пианино и о том, как происходит процесс звукоизвлечения. Как минимум у вас более не должно вызывать удивление, почему при слабом нажатии на клавишу звук тише, чем если ударите по ней со всей силы. И, главное, теперь вы понимаете, зачем нужны такие замечательные люди как настройщики.

Струны на пианино, хотя и натянуты куда прочнее, чем на уже упомянутой гитаре (на которой строй вообще нужно восстанавливать после каждой плотной на ней игры) тоже имеют свойство расстраиваться, все-таки молоточки, хотя и не настолько сильно, но все же вносят свою роль в процесс ослабления струн, так что если вы будете пренебрегать настройкой, то не удивляйтесь, если через год ноты будут звучать не так чисто, а через пять при нажатии на клавишу «ре» услышите «до».

Теперь вы видите, что клавишные – инструмент тонкий и сложный, а человек, который его изобрел – настоящий гений. Прогресс, правда, не стоит на месте, хотя  современные синтезаторы и midi-клавиатуры, как это ни парадоксально, куда проще в  создании. Но вот способны ли они заменить классическое пианино – вопрос крайне спорный.

(3

Источник: https://ProPianino.ru/stroenie-pianino

Устройство рояля – Атмосфера клавиш

  Каково устройство пианиноКаково устройство пианино

  •  В зависимости от длины корпуса рояли делятся на:
  • Большие концертные длиной                                                           2,7 – 3, 0 мМалые концертные длиной                                                               2,4 – 2,5 мСалонные длиной                                                                               2,1 – 2,3 мБольшие кабинетные длиной                                                            1,7 – 1,9 мМалые кабинетные длиной                                                               1,5 – 1,7 м
  • Миниатюрные (миньон) длиной                                        меньше, чем 1,5 м
  • В зависимости от величины корпуса изменяется площадь резонансной деки инструмента, а также длина и масса струн; поэтому чем инструмент больше, тем более сильным звуком он обладает.

Высота корпуса рояля равна 0,35-0,4 м. Для помещения механизма и клавиатуры нижняя доска в передней части кор пуса несколько опущена. Сверху корпус закрывается откидной на петлях крышкой, (предохраняющей внутренние части рояля от пыли и повреждений. Для осмотра внутренности рояля или для усиления его звучания во время игры крышку приподнимают и подпирают под углом около 45° особой пал кой-подпоркой. Остов корпуса состоит ив прочной, изогнутой по форме рояля деревянной рамы с системой прочных внутренних распорок – шпрейцев. Назначение деревянной рамы и шпрейцев-придать корпусу необходимую механическую прочность и жесткость. С этой же целью в верхней передней части остов рояля связывается массивным поперечным бруском, а с нижней стороны обшивается тонкими досками, образующими ящик для помещения клавиатуры и игрового механизма.

Корпус рояля покоится обычно на трех, реже па большем числе резных или точеных ножек. Они ввинчиваются в прикрепленные к корпусу рояля толстые доски, или вставляются в специальные гнезда и прикрепляются особыми металлическими винтами.

Для облегчения перемещения рояля по полу нижние концы ножек снабжаются роликами или катками. Под передней частью рояля, посередине, между двумя передними ножками, прикреплена не доходящая до пола на 2-3 см “лира” с ножными рычагами – “педалями”.

Они приводят в действие вспомогательные механизмы, регулирующие продолжительность и силу звука инструмента.

Передняя часть верхней крышки рояля делается откидной на петлях; под ней, в салазках, помещен выдвижной пюпитр для нот. Сзади него имеется подпорка.

Изогнутая крышка, вращающаяся в боковых подпятниках в передней части корпуса, называется клапаном и служит Для прикрывания клавиатуры рояля, когда на нем не играют.

Источником звука рояля являются стальные струны, натянутые на массивную чугунную раму, укрепленную внутри Деревянного корпуса инструмента.

В передней части рама скрепляется с так называемым вирбельбанком, или колковой Доской.

Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны до получения звуков необходимых высот (частот колебаний).

В передней части рама имеет порожки, или особые винты с массивными просверленными головками (аграфы), служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колышки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями.

Важнейшей акустический частью рояля является резонансная дека, лежащая под струнами и рамой, вклеенная краями в корпус инструмента. Это- щит, склеенный из нескольких досок, отборного прямослойного елового дерева, средней толщины около 1 ом.

Некоторые фабрики делают толщину резонансной деки неравномерной: иногда она в басовой части имеет среднюю толщину около 7-9 мм, а в дискантовой-около 9-11 мм; фабрика Стейнвей делает деки своих инструментов наиболее толстыми в середине (до 10-12 мм), постепенно уменьшая толщину к краям, примерно до 6,5-7 мм; таким образом, дека получает до некоторой степени чечевицеобразную форму.

Основное назначение резонансной деки – усиливать звук струн инструмента. Колебания струн самих по себе из-за малой массы и поверхности не в состоянии привести в сколько-нибудь значительные по амплитуде колебания окружающие их массы воздуха.

Звук, слышимый непосредственно от струн, настолько слаб, что перестает восприниматься ухом уже на очень небольшом 'расстоянии (3-5 м). Поэтому требуется создание таких условий, при которых энергия колеблющейся струны передавалась бы большим массам воздуха. Свойство деревянных пластинок усиливать звуки натянутых над ними струн было подмечено весьма давно.

Почти у всех струнных музыкальных инструментов существуют резонансные деки в тех или иных формах. Резонансная дека рояля, воспринимая энергию колебаний струн, распространяет их на большую площадь и передает их затем значительным массам окружающего деку воздуха. Вследствие этого звук фортепьяно во много раз усиливается.

Кроме того, воспринимая и усиливая множество разнообразных частот (высот звуков), дека, одновременно с общим усилением звуков фортепьяно, способствует также обогащению и улучшению его тембра (окраски).

Колебательная энергия струн передается деке через наклеенные на нее массивные бруски из клена или бука, называемые мостиками или штегами. Через них проходят струны, идущие к задним колышкам. Направление волокон дерева деки большей частью совпадает с общим направлением большого наклеенного на нее штега.

На оборотной стороне деки, приблизительно перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые ребрами или рипками.

Назначение рипок троякое: во-первых, они механически связывают между собой отдельные доски, из которых склеена дека, и придают ей механическую прочность; во-вторых, что самое главное, они способствуют более или менее равномерному распространению энергии колебаний на максимальную часть площади деки; в-третьих, буду-чи несколько дугообразными по форме, бруски рипок при на-клейкс на деку сообщают ей некоторую кривизну, выпуклость по направлению к струнам и дополнительное внутреннее напряжение, которое способствует большей отзывчивости деки к восприятию колебаний самых разнообразных частот.

Современные рояли с перекрестными струнами имеют обычно два штега: большой, принимающий давление струн дискантового и среднего регистров, и малый, принимающий колебания басовых обвитых струн.

   Для получения плотного, хорошего механического соединения задних концов колеблющихся участков струн со штегами по краям их верхних плоскостей вбиваются стальные штифты с некоторым уклоном (вправо – по одному краю штега, и влево – по другому его краю), мимо которых, несколько их огибая, проходят струны.

Верхние плоскости штегов находятся несколько выше прямой линии, соединяющей передние концы действующих участков струн с задними точками их прикрепления к раме.

Благодаря этому струны при переходе через штаги получают более или менее выраженный “перелом” в вертикальной плоскости, лучше прижимаются к штегам и оказывают через них дополнительное давление на деку, полезное для увеличения ее отзывчивости к восприятию и излучению колебаний высоких частот.

Чугунная рама рояля представляет собой цельную отливку сложного решетчатого строения, с продольными и поперечными связями. Ее назначение-принимать на себя всю совокупность сил натяжения струн, которая доходит у современных роялей до 18-21 тонны.

Передняя часть рамы имеет ряд четырехугольных окон для крепления отдельных участков вирбельбанка. У роялей новейших конструкций она состоит из широкой поперечной пластины с высверленными отверстиями для пропуска колков (так называемая “панцирная” конструкция рамы).

Нередко в чугунных рамах некоторых конструкций в дискантовом и других регистрах имеется отлитое в одно целое с рамой массивное поперечное ребро с несколько закругленной нижней гранью, опущенное немного ниже плоскости струн.

Это ребро, называемое каподастром, является порогом, под которым проходят, с некоторым пере-гибом вверх, передние концы струп. Все остальные струны обычно проходят через отверстия в головках аграфов.

На чугунную раму рояля натянуты многочисленные стальные струны (225-230 штук), которые в дискантовом и среднем регистрах состоят из гладкой стальной проволоки, а в басовом регистре из стальной проволочной основы (кер-на), обвитой чаще всего проволокой из мягкой красной меди (канителью), увеличивающей их массу и инерцию. В дискантовом и среднем (регистрах, на протяжении приблизительно пяти октав, па каждую клавишу приходится по три струны, образующие так называемый “хор”. Струны хора натянуты рядом на одном уровне, настроены в унисон и ударяются молоточком одновременно.

Струны басового регистра, издающие более сильные звуки, натягиваются на каждый звук либо по одной – в самом низком регистре, либо по две в хоре – в группе, промежуточной между крайними одиночными басовыми струнами и тройными хорами струн нижней части среднего регистра.

Группа басовых обвитых струн в роялях новых систем натягивается несколько выше плоскости остальных гладких струн и идет не параллельно левой длинной прямой стенке корпуса, а отклоняется задними концами вправо, проходя над отклоняющимися несколько влево задними концами струн нижнего участка среднего регистра.

Такое расположение струн, называемое перекрестным, позволяет полностью использовать пространство внутри корпуса рояля и натянуть струны на максимальную длину.

Кроме того, в этой конструкции штеги на деке могут быть расположены достаточно далеко от ее краев, что увеличивает отзывчивость деки на колебания струн, а следовательно улучшает и обогащает качество звука инструмента.

Передние и задние участки струн, во избежание появления нежелательных призвуков, переплетаются полосками сукна или кладутся на суконные подкладки (близ колков). Однако у инструментов некоторых фабрик используются для звучания и эти участки струн. Они не заглушаются полосками сукна.

что дает им возможность резонировать на колебания основных частей струн и обогащать тембр их звука. В таких случаях у вирбельбанка и на задней пластине чугунной рамы ставятся добавочные порожки, отделяющие для отзвука отрезки струн, приблизительно кратные их основной звучащей длине.

Одной из самых существенных частей рояля является его игровой механизм, помещенный в передней части корпуса.

Читайте также:  Как написать песню под гитару

Этот механизм и клавиатура, будучи связаны между собой функционально, представляют одно конструктивное целое и укреплены на общей деревянной раме, которая может выдвигаться из корпуса рояля со всеми укрепленными на ней деталями после снятия клапана, бакенклёцев и передней нижней планки.

Назначение игрового механизма – передача струнам удара пианиста по клавишам. В зависимости от силы удара и степени нажима па клавиши меняется скорость движения молотков по направлению к струнам, и вследствие этого–амплитуда колебаний струн и громкость получаемых звуков.

Точные исследования и измерения показывают, что изменение громкости фортепьянного звука, ощущаемое слухом, получается тогда, когда скорость молотка в момент соприкосновения со струной меняется примерно на 35%.

Сложное устройство промежуточной системы рычагов, находящейся между клавишей и молотком, обеспечивает быстрое и бесшумное движение механизма, с наиболее полной передачей энергии удара пианиста от клавиши к струне. В этом отношении совершенствование механизма шло все время вслед за возрастающими требованиями пианистов и за увеличивающейся сложностью сочинений для фортепьяно.

Функционально тесно связанной с клавиатурой и механизмом, но конструктивно независимой от них является система глушителей, или демпферов. Эта система расположена в глубине передней коробки рояля. Назначение демпферов-заглушать звуки струн (то есть прекращать их колебания) после того как нажим на клавишу прекратился и механизм пришел в состояние покоя.

Преобладающее распространение получила ирландская система демпферов, лежащих на струнах над молотками и соединенных проволочными стержнями с нижними рычагами, приводящими их в движение от задних концов клавиш (контрклавиатурой).

Демпферы имеются на всех струнах басового, среднего и отчасти верхнего регистров; их нет только на струнах высших 1,5 – 2 октав, так как колебания коротких струн этого регистра быстро затухают и в добавочном заглушении практически не нуждаются.

Кроме того, эти струны вследствие резонанса дают добавочные призвуки, обогащающие и улучшающие качество звука (силу и тембр) остальных струн басового и среднего регистров.Также функционально связаны с игровым механизмом рояля и педали -ножные рычаги, помещенные в так называемой “лире”, привинченной к корпусу между двумя передними ножками.

Современные рояли имеют две, реже три педали. Правая педаль соединена посредством промежуточных передач и рычагов с поперечной планкой, качающейся на Шарнирах под контрклавиатурой.

При нажатии педали эта планка приподнимает все рычаги контрклавнатуры вместе с демпферами, освобождая все струны для свободного, одновременного звучания.

При игре с правой педалью звуки ударяемых струн заметно усиливаются и обогащаются по тембру. Поэтому правую педаль иногда называют “форте-педалью”.

Левая педаль при помощи промежуточного угольника сдвигает клавиатурную раму вместе с механизмом несколько вправо, так что молотки начинают ударять не по всем струнам тройных хоров, а только по двум правым струнам или же по одной правой струне (на участке двойных басовых струн). Сила звука рояля три этом уменьшается одновременно с некоторым изменением тембра. Левую педаль поэтому иногда называют “пиано – педалью”.

Третья, средняя, педаль действует подобно правой, но лишь на те демпферы, которые перед тем были подняты нажатием соответствующих клавиш. На прочие же не поднятые демпферы она не действует. Нажимом средней педали получают специальные звуковые эффекты (например, “органный пункт” и т. п.), иногда необходимые при исполнении некоторых сложных классических и современных сочинений.

Источник: http://minusovka.com.ua/fortepiano_royal.php

Источник: https://www.sites.google.com/site/domroala/ustrojstvo/ustrojstvo-roala

» Устройство пианиноСалон фортепиано и роялей "ПианоПро"

Каково устройство пианино

Устройство пианино составляют четыре основные системы

  1. Корпус
  2. Звуковой аппарат (струнная одежда и резонансный щит пианино)
  3. Ударно-клавишный механизм (клавиатура и механика)
  4. Педальный механизм

Особенности устройства пианино

Пианино – струнно-клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов (7/2 октав). Струны расположены вертикально, по ним спереди ударяют молоточки.

Футор пианино

Задняя часть корпуса пианино состоит из футора (прочная деревянная рама) с распорками (шпрейцами). Футор придает инструменту прочность.

  • Спереди к верхней раме футора крепится вирбельбанк – толстая доска из прочного дерева, в которую вбиты специальные колки, натягивающие струны.
  • Передние и боковые стенки корпуса инструмента изготавливаются из шпонированных досок.
  • Дека

Резонансная дека (щит, толщина которого составляет 1 см.) наклеена спереди на футор. Дека создана из нескольких досок отличного елового дерева. На ее обратной стороне наклеены рипки – бруски из высококачественной ели. И дека и рипки качественно усиливают звучание инструмента.

  1. Чугунная рама
  2. Сверху деки по ее краям к футору прочно привинчена литая чугунная рама, на которую натянуты струны.
  3. Как уже говорилось, в пианино применятся так называемая перекрестно-струнная система, где басовые струны крепятся диагонально – из верхнего левого в правый нижний угол корпуса, а струны среднего регистра расположены под басовыми и идут по направлению к левому нижнему углу корпуса фортепиано.
  4. Устройство пианино
  • боковые стенки корпуса,
  • верхняя крышка,
  • чугунная рама,
  • вирбели,
  • резонансная дека,
  • молотки,
  • рулейстик,
  • фенгеры,
  • клавиатура,
  • бакенклёцы,
  • штеги,
  • рычаг левой педали,
  • педальные цуги,
  • педальные лапки,
  • цокольный пол,
  • ролики,
  • модератор.

Штеги пианино

Струны в нижней части инструмента двукратно изгибаются возле вбитых в штеги штифтов. Устройство заставляет прижиматься струне к штегу тем крепче, чем сильнее ее натяжение. На концах струн имеются петли (ушки) на задних штифтах, которые вбиты в нижнюю пластину чугунной рамы.

  • Клавиатура
  • Клавиатура пианино располагается на специальной доске (штульраме), выдвинута вперед и поддерживается наружными боковыми консолями.
  • Демпферная система
  • Демпферная система связана с молоточковым механизмом и укреплена на одной станине.
  • Педальный механизм

Педальный механизм – это: сами педали, педальные цуги, штоки и регулировочные болты. Существуют инструменты двух- и трехпедальные.

  1. Правая педаль
  2. При нажатии на правую педаль происходит поднятие демпферы и освобождение струн для одновременного звучания.
  3. Левая педаль

Левая педаль позволяет отходить подвижному рулейстику, придвигающему все молотки к струнам, оставляя при этом небольшой зазор. В результате слабый размах молоточков сокращается, отчего звуки инструмента также становятся слабыми.

Средняя педаль

Средняя (третья) педаль включает модератор пианино. При нажатии этой педали с помощью рычагов между струнами и молоточками опускается планка, обитая тонким слоем войлока. В результате удар молотков по струнам через него в разы уменьшает силу звука.

Детали корпуса

Спереди, над и под клавиатурой, корпус инструмента закрыт двумя филенками.

Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок «карнизом», к которому на петлях прикручен откидной клавиатурный клап, на внутренней стороне которого – пюпитр для нот. Верхняя крышка инструмента крепится на откидных петлях.

При желании для усиления звука эту крышку можно приоткрывать. Внизу корпуса прикреплены четыре ролика, с помощью которых можно передвигать инструмент внутри помещения.

Источник: https://pianopro.ru/ustrojstvo-pianino/

Немного об инструментах. Фортепиано. Часть вторая. Как устроено фортепиано

Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на современные. Механизм звукоизвлечения в них был весьма несовершенным. И вначале фортепиано не могло успешно конкурировать с королем музыкальных инструментов того времени – клавесином. На протяжении XVIII века композиторы продолжали писать музыку для него. А тем временем новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство.

Сложный механизм фортепиано состоит почти из 10000 деталей, Они должны быть смонтированы и соединены между собой с профессиональной точностью.

В первую очередь изготовляют футор – прочную деревянную раму с распорками. Футор придает фортепиано прочность. К верхней части футора приклеивают вирбельбанк (колковую доску) – мощный деревянный брус из прочного дерева( бук, клен), в которую вбиты колки (вирбеля).

Спереди на футор наклеена краями резонансная дека. Это большое полотно толщиною в один сантиметр. Дека склеена из сосновых дощечек. На обратную сторону деки ( ту, что у фортепиано смотрит наружу) наклеены еловые бруски – рипки. Дека и рипки отражают слабый звук струны и усиливают его.

На внутреннюю сторону резонансной деки устанавливают штеги. Штег – деревянный брусок идущий под углом. Сверху него будут проходить струны. Штег передает их вибрацию на резонансную деку.

По краям резонансной деки к футору привинчена чугунная рама. Это очень крепкая литая конструкция на которую натянуты струны. Она выдерживает силу натяжения, которая может достигать 20 тонн.

У фортепиано 220 струн, хотя клавиш 88. Почему так? Каждой клавише отвечает от одной до трех струн. Низкие – по одной струне, так как они толстые и длинные. Высокие струны короткие и тонкие. Их громкость не очень сильная. Поэтому они усиливаются добавлением таких же струн, настроенных в унисон. Такая группа струн называется хор струн.

В пианино применяется перекрестно-струнная система. Басовые струны идут почти по диагонали из верхнего левого угла в правый нижний угол корпуса. А струны верхнего регистра идут под ними в нижний левый угол.

Винты с помощью которых достигается и фиксируется нужное натяжение струн называются колками, или вирбелями. Их 220 как и струн. Расположены они в верхней части чугунной рамы, но вкручиваются не в нее, а в мощный деревянный брус, закрепленный позади – вирбельбанк.

Клавиатура – это цельная деревянная деталь, которую мастер распиливает на части.

Как правило, пятьдесят две белые клавиши делают из липового дерева, а их верхний слой – из слоновой кости или синтетики. Черные клавиши производят из синтетического материала и покрывают черным деревом.

Клавиши должны быть гладкими и находиться на одном уровне. Поэтому иногда к некоторым клавишам добавляют свинцовые грузы.

Клавиатура – это система рычагов, запускающая в действие ударный механизм молоточков. Когда пианист нажимает на клавишу, молоточек ударяет по струнам.

В это же время от струны отскакивает войлочная подушечка – глушитель ( демпфер). Струны от удара дрожат – вибрируют – и возникает звук.

Если бы глушителя не было, то струны колебались бы дольше,чем нужно, и слышался бы сплошной гул. Отпустим клавишу – звук прекратиться. Это на место вернулся глушитель.

Важной частью фортепиано являются педали. Задача педалей – регулировать звучание некоторых нот и пассажей. При нажатии на левую педаль, молоточки сдвигаются вправо и ударяют не по центру струн (например из трех по одной), и звук получается слабее. Правая педаль отводит глушители от струн и звук тянется очень долго.

Все перечисленные детали заключены в корпус фортепиано. В зависимости от модели он может быть матовый – покрытый несколькими слоями нитроцеллюлозного лака, или блестящий – покрытый полиэстерным лаком и отполированный.

Ставьте “лайк”! Подписывайтесь на канал “Музыка праздника” – интересное и полезное чтение вам обеспечено!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5afd43015f4967a269c245c3/5b20fe9cf031739a59932e22

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector