Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

ПОДОБРАТЬ КУРС

Родители, готовясь отдать ребенка в музыкальную школу, часто имеют ошибочное представление о том, как проходит учеба в этом заведении.

Или дети, утверждая, что хотят играть на скрипке или фортепиано, совершенно не осознают, что их ждет. Из—за этого может наступить быстрое разочарование и желание забросить уроки.

Чтобы этого не случилось нужно понимать, что представляет обучение в музыкальной школе.

Как выбрать школу

Как и в случае с обычными общеобразовательными, музыкальные школы бывают более и менее престижными. Это зависит от уровня квалификации преподавателей, их умения находить подход к ученикам. Также влияют успехи воспитанников на различных конкурсах.

Но за право учиться в такой школе придется побороться: конкурс на место в учреждениях куда выше, чем в обычных. Если для вас это важно — дерзайте.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Но большую роль играет именно мастерство конкретного преподавателя, найти своего можно и в ближайшей к дому ДМШ.

Кому пригодится музыкальная школа

Стоит расценивать музыкальную школу не как творческую студию или кружок, а как серьезное образовательное учреждение. Поэтому обучение в ДМШ необходимо тем, кто хочет и в дальнейшем заниматься музыкой, например, планирует после получения диплома поступать в консерваторию.

Очень малый процент из окончивших музыкальную школу становятся музыкантами: многие играют на инструменте просто для удовольствия. Но если ваш предполагаемый репертуар состоит не из классических произведений, стоит задуматься об индивидуальных или групповых занятиях в студии или с репетитором.

Популярные курсы Bubolab

Курс эстрадно-джазового вокала

от 475 руб.

На страницу курса

Курс академического вокала

от 475 руб.

На страницу курса

Укулеле Индивидуальный курс

от 1 900 руб.

На страницу курса

Ищете курсы? Хотите получить новый навык?

Мы собрали лучшие курсы с сертификатами для начинающих и продолжающих

подобрать курс

Музыкальная школа специализируется именно на обучении классической музыке. Цель этого учреждения — подготовка профессионалов. Поэтому тратить 5 или 7 лет напряженной учебы на то, чтобы потом играть несколько простых песенок, которым можно было обучиться за полгода, не самый целесообразный вариант.

Что изучают в музыкальной школе

Учащиеся в музыкальной школе обязаны изучать следующие предметы:

  1. Индивидуальные уроки игры на определенном инструменте 2-3 раза в неделю.
  2. Сольфеджио.
  3. Музыкальная литература.
  4. Хор.
  5. Игра в ансамбле.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

На уроках изучаются не только техника и приемы игры, но и правильная запись музыки нотами, жизнь и творчество великих классиков. Воспитанники научатся слушать и чувствовать музыку, понимать классические произведения, разовьют свое творческое мышление и чувство ритма.

Где и как можно применить полученные знания

У юных музыкантов есть возможность проявить себя на конкурсах для детей. Также ребенок может принимать участие в концертах или конкурсах талантов, которые проходят в школе.

Музыка влияет почти на все сферы нашей жизни. Она не только становится отличным хобби, но и прививает ребенку дисциплинированность, трудолюбие. Регулярные занятия творчеством способствуют развитию воображения.

Ежегодные экзамены включают в себя выступления на сцене, концерты для родителей, а это помогает бороться со страхом публичных выступлений. Ребенок становится более открытым и артистичным.

Отзывы тех, кто учился в музыкальной школе

Максим, 16. В этом году закончил школу по классу фортепиано. Сказать, что было сложно, не сказать ничего. Но я не жалею, что отучился, хотя поступать буду в медицинский, а не в консерваторию.

Наконец-то могу поиграть, что нравится, а не что требует учебный план, это самое приятное. Буду скучать по нашему учителю сольфеджио, уроки с ним нравились всегда, даже когда мозги кипели от количества информации.

Все-таки от учителя многое зависит.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Светлана, 42. Я попала в музыкальную школу как-то случайно: родители очень хотели, чтобы я была скрипачкой, отвели меня в музыкальную школу, не спросив моего желания. Как же я ненавидела дни, когда приходилось идти на занятия! Но я все-таки закончила, неидеально, но все равно.

Сейчас понимаю, что на самом деле музыкальная школа меня многому научила, речь не только об игре на инструменте. Я стала более организованной, мне было легче выполнять обязанности и домашние задания в школе.

Если мой ребенок захочет учиться в музыкальной школе, я не буду его отговаривать, а просто объясню, сколько сил, терпения и труда ему потребуется.

Анна, 36. В ДШИ училась 4 года, потом ушла. Но музыка так и осталась моим хобби, играю на гитаре и пою. Может быть, запишусь на занятия и дойду в этот раз до конца.

Поступление в музыкальную школу

Прием заявлений открывается в середине апреля.

Чтобы учиться в ДМШ, нужно успешно пройти вступительное тестирование. Оно обычно состоит из 3 заданий:

  1. Музыкальный слух. Экзаменуемого просят исполнить любимую песню. Тех, кто умеет слушать музыку, замечают сразу. Самостоятельно научиться этому можно, но придется приложить немало усилий.
  2. Чувство ритма. Преподаватель настукивает по столу или нахлопывает несложную мелодию, ребенок должен повторить. Этот критерий является более важным, чем предыдущий, поскольку музыкальный слух развить проще, чем чувство ритма.
  3. Проверка памяти. Ученику предлагается повторить за педагогом короткую мелодию.

Учтите, что каждая школа организует свои испытания для отбора более способных учеников.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Если вы прошли вступительные испытания, нужно предоставить в школу определенный комплект документов. В него обычно входят копия свидетельства о рождении (или паспорта), несколько фотографий, заявление на имя директора учреждения. В некоторых школах могут потребовать медицинскую справку о состоянии здоровья.

Вопрос возраста

В музыкальной школе нет возрастных ограничений, уроки посещают даже взрослые. Однако бесплатно могут обучаться только дети младшего школьного возраста, то есть от 7 до 9-12 лет. Все поступающие вне этого диапазона могут рассчитывать только на платное отделение.

Сколько стоит учиться в музыкальной школе

В государственных (бюджетных) учреждениях дети проходят обучение бесплатно либо стоимость не превышает 1000 руб. в месяц. Для детей младше 7 или старше 12 лет обучение будет стоить от 8000 руб. Многие музыкальные школы предоставляют дополнительные платные услуги, цена на них стартует от 10 000 — 12 000 руб. в год.

В частных музыкальных школах бесплатных уроков нет, но в них могут поступить все желающие. Цена зависит от возраста ученика и длительности курса. Самым дорогим инструментом является фортепиано (от 12 000), более бюджетными вариантами будут баян, гитара, арфа или балалайка (от 10 000).

Что такое сольфеджио

Сольфеджио — это учебная дисциплина, направленная на освоение музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха.

Практически первое, с чем познакомятся юные музыканты, — минорный и мажорный лады, гаммы. Также в основе музыкальной грамоты лежит изучение интервалов, аккордов, септаккордов. Эти занятия направлены на умение слушать музыку.

Отдельным блоком выступают занятия по развитию чувства ритма, изучению размеров и интервалов между звуками. Это теоретический блок сольфеджио.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

После этого ученикам нужно применить полученные знания на практике:

  • уметь узнавать все перечисленные элементы в звучащем произведении;
  • воспроизводить их (как инструментально, так и голосом);
  • записывать музыку нотами.

Для тренировки последнего навыка в старших классах проводятся музыкальные диктанты. Учитель медленно играет произведение или мелодию несколько раз, а ученики записывают на музыкальном языке то, что услышали.

Для чего учить музыкальную литературу

На уроках музыкальной литературы в 1-3 классах происходит ознакомление с творчеством великих композиторов, со средствами выразительности. Благодаря этому юный музыкант сможет вкладывать в музыку эмоции, а сыгранные им произведения будут задевать струны души слушателей.

Учащиеся получают навыки анализа произведений, расширяют свой кругозор в области музыкальных стилей, учатся воспринимать музыку на слух. Эти знания пригодятся не только во время игры на инструменте, но и в повседневной жизни.

Как не бросить занятия в музыкальной школе

Вопрос мотивации стоит особенно остро на 3-4 год обучения. В это время первоначальный энтузиазм уже угас, а работать приходится все усерднее.

Есть несколько советов, как вернуть себе желание музицировать.

  1. Разнообразьте свой репертуар. Необходимость подолгу играть одно и то же произведение в процессе заучивания нагоняет апатию и скуку. Попробуйте разучить что-то новое, необязательно из программы, но что вы давно хотели сыграть. Попрактикуйтесь в обязательных произведениях, а после принимайтесь за желанное.
  2. Засекайте время. Если желание играть все-таки есть, но очень быстро одолевает лень, поставьте таймер на 30-40 минут. В течение этого времени занимайтесь, не отвлекаясь, а после разрешите себе закончить, когда захотите. Главное — не ругайте себя за слабость.
  3. Уменьшите нагрузку. Если это возможно, больше гуляйте и отдыхайте. Ложитесь спать раньше.
  4. Подумайте, зачем вы начинали. Еще раз прокрутите в голове свою цель, вспомните, с какой радостью вы посещали первые уроки.
  5. Если совершенно не хочется подходить к инструменту, устройте себе несколько дней отдыха. Вы вернетесь к занятиям с новыми силами и вдохновением.

Кризисы случаются у всех. Важно не дать им полностью уничтожить желание заниматься музыкой.

Обучение в музыкальной школе — это ответственный шаг. Необходимо ежедневно играть на инструменте в течение 5 или 7 лет. Не каждый обладает таким запасом терпения и упорства. Поддержка близких в первые года учебы необходима, особенно ребенку.

Но очень важно, чтобы преподаватель стал для него другом и наставником, взаимопонимание между учеником и учителем — ключ к будущим достижениям. Это отмечал и Юрий Темирканов, известный дирижер: «Я учился на двух факультетах в консерватории, но нигде я не встречал такого талантливого, внимательного и любящего свое дело учителя, как в моей школе».

вокал уроки вокала школа вокала музыка музыкальные инструменты

Источник: https://bubolab.ru/articles/obuchenie-v-muzykalnoj-shkole/

«Дети хотят не в музыкалку, а на сцену»

Часто мы слышим истории о том, как сложно уговорить ребёнка ходить в музыкальную школу, потерпеть ещё годик до окончания.

Или как выпускник музыкальной школы кладёт диплом на стол, закрывает крышку фортепиано и больше никогда не подходит к инструменту.

Почему так происходит и что не так с устоявшимися методами музыкального образования, рассказывает Марина Калиниченко, музыкальный продюсер и генеральный директор детской шоу-группы «Академики».

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В моей жизни была и музыкальная школа, и музыкальное училище, и Российская академия музыки им. Гнесиных — всю структуру и систему образования я испробовала на себе и на старшей дочери. Люди, занимающиеся музыкой, действительно отличаются от тех, кто этому не учился.

Другой кругозор, мировосприятие, мышление, воображение. Всё это очень важно и полезно для развития ребёнка. Вот только детей, которые радостно бегут в музыкальную школу, становится всё меньше. Я думаю, этому способствует не меняющаяся десятилетиями программа музыкальных школ. Не то чтобы она была плохая.

Но с каждым годом она становится всё менее актуальной для детей.

Материал, на котором учат детей, был популярен десятки и даже столетия лет назад. А современному поколению он просто скучен и не понятен

Когда в музыкальной школе училась моя старшая дочь, мне периодически приходилось заставлять её заниматься дома, выполнять домашнее задание. Я как-то спросила ее: « Ну неужели тебе не интересно? Ведь это так здорово, сесть за инструмент и сыграть всё, что тебе нравится!» Дочь ответила: «Я играю то, что мне не нравится».

Читайте также:  Зарубежная музыка начала 20 века

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы? iStockphoto / Artranq

Тогда впервые в голову пришла мысль. Почему бы не учить детей, хотя бы в начале, когда формируется интерес к музыке, на материале, который им близок? Например, это могут быть любимые песни из мультфильмов и компьютерных игр, песни Шаинского и Гладкова, музыка из зарубежной анимации. Просто нужно написать клавиры для разных инструментов.

Конечно, ни к чему семь лет играть песни из «Майнкрафта», но первые шаги с любимой музыкой принесут более высокий результат и глубокую заинтересованность ребёнка

По большому счёту, учиться нажимать клавиши на фортепиано и «ставить руки» можно на любом материале. Почему бы не мотивировать ребёнка знакомыми мелодиями? Музыка, которую дети не понимают и отторгают, может отбить у них желание заниматься музыкальным творчеством на всю жизнь! К сожалению, так бывает очень часто.

В защиту педагогов музыкальных школ скажу, что они находятся в безвыходной ситуации. У всех ДМШ есть обязательная программа обучения, включающая крупную форму, полифонию, пьесы, этюды и технические зачёты с гаммами.

И педагоги просто обязаны подготовить своих учеников ко всем отчётным мероприятиям в соответствии с этой программой. Поэтому мамы берут детей и идут учить полифонию.

А для ребёнка это тяжелейшая ситуация: его бросают в мир совершенно чуждой музыки, которая ему совсем не нравится.

Это редкость, когда в музыкальной школе работает педагог, который ценит атмосферу детского мира и не разрушает её, а подстраивается, объясняет и пытается дать интересный ребёнку материал. Но политика музыкальной школы таких учителей редко поддерживает. А все потому, что есть жесткая программа, в неё песенки из мультфильма «Чип и Дейл» не вписываются.

Программа музыкальных школ была создана десятилетия назад. Если в ней и происходили изменения, то не концептуальные. А мир изменился с тех пор. Музыка изменилась. Дети изменились. Их окружает совершенно другая музыкальная среда.

В наушниках у детей звучит бит, а им предлагают играть Баха! Многие дети просто не состоянии понять и полюбить эту музыку

Есть и ещё одна проблема в школах музыкального образования. На мой взгляд, не менее важная, чем подбор музыкального материала. Это оценки.

Я искренне не понимаю, как можно оценивать музыкальное творчество детей. Особенно тех, кто только делает первые шаги. Это совершенно особенная материя. Это не математика, не свод правил по русскому языку.

И если ребёнок стремится к созиданию, стремится познать музыкальный инструмент, с помощью которого в будущем сможет самовыражаться, то он уже огромный молодец без всяких оценок.

Какой бы ни была скорость его развития.

Моторика, память и общее развитие детей в младшем школьном возрасте очень разные. Поэтому очевидно, что один ребёнок осваивает инструмент быстрее, другой медленней. Один получает пятёрки, другой тройки. При этом оба ребёнка трудятся и стараются.

Но второй ребёнок стремительно начинает терять интерес к обучению. У меня есть масса примеров детей, которые бросили музыкальную школу через год-два после поступления и напрочь отказались от музыкального творчества. Я считаю, что это преступление.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы? iStockphoto / Images_By_Kenny

Несмотря на то что я профессиональный музыкант, второго ребёнка я не отдала в музыкальную школу, хотя у него есть ярко выраженные способности. Он с удовольствием поёт, обожает музыку, слушает её, анализирует. Он горит и дышит ей. Я побоялась разрушить это. Тем более в прошлом году детей набирали только на девять лет обучения.

Уроки музыки в средней образовательной школе, конечно же, нельзя рассматривать как полноценное музыкальное образование.

Каждый урок в школе — это такой час музыкальной литературы, предмета из программы музыкальной школы, сильно адаптированного на среднего ученика. «В таком-то веке жили такие композиторы, вот они писали такую музыку, послушайте кусочек, нарисуйте картинку».

Информация совсем нелишняя для детей. Это минимальный ликбез. В общем-то, общеобразовательные школы и не претендуют на большее в области музыки.

В зарубежном (например, английском и американском) образовании развита практика создания школьных рок-групп

Выделяется помещение, есть музыкальные инструменты, не нужно ничего придумывать, чтобы попробовать себя в музыке.

Для этого создаются все условия! Дети счастливы, они не гуляют без присмотра на улицах, они занимаются творчеством. Но у нас это редко практикуется. Днём с огнём не сыщешь.

Ведь сколько есть примеров, когда ребята из обычной школьной рок-группы становились знаменитыми на весь мир музыкантами.

У нашей страны совсем другая история и другие музыкальные традиции. Многие годы тот же рок считался музыкой негативной и никогда не поддерживался государством.

Поэтому когда весь мир музыкально развивался, у нас страна жила хором единым. Даже первые консерваторские вокальные классы были основаны на принципах хорового пения.

Вот и в наших общеобразовательных школах дальше хоров дело редко заходит. Но ведь хор никак не способствует развитию индивидуальности!

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы? iStockphoto / Highwaystarz-Photography

Если мы хотим, чтобы ребёнок был приспособлен к реальному миру и был полноценно развит, он не должен воспитываться в каком-то параллельном измерении, наполненном только звуками Моцарта, Чайковского или Баха. Вот отражение реальности.

Единицы ходят на концерты классической музыки. Мировая тенденция развития музыкальной культуры ушла в преобладание ритмов, а не мелодий

И это детям близко, они живут в этом ритме. Кто знает, может, наша бытовая музыка сегодня через десятилетия для кого-то станет классикой.

Давайте включим MTV, Муз-ТВ и пройдёмся по популярным ютьюб-каналам. В основном это разные виды эстрадной, поп, рок, коммерческой музыки. Стоит ли детям прививать именно такой музыкальный вкус? «Ведь это массовая музыка, низкого качества. Ширпотреб для необразованного населения!» — приблизительно так могут ответить вам в музыкальных школах.

К сожалению, многие педагоги с большим снобизмом и отторжением относятся ко всему, что не является классикой. Но это вовсе не значит, что эстрадная или рок-музыка плохая — она просто другая.

Как аранжировщик могу сказать — это сложнейшие технологии. Целая наука — создать музыку, которую люди купят, которая понравится. Это не примитивный продукт. А купят её потому, что она затронет что-то в сердце.

А не в этом ли смысл музыки вообще? Так почему эта музыка не достойна внимания и уважения?

У меня нет задачи привести всех детей к дверям музыкального училища, хотя у нас уже есть такие ученики.

В мои задачи входит вырастить уверенного в себе человека, который не боится смотреть людям в глаза и смело может высказать свою точку зрения

Сцена для этого с точки зрения развития творческой личности и подготовки к взрослой жизни уникальна. Ведь это настоящий подвиг — выйти ребёнку одному на сцену к нескольким сотням незнакомых людей и лично от себя что-то им рассказать. В музыкальной школе этим не занимаются, там совершенно другие задачи.

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы? iStockphoto / BeylaBalla

Все эти рассуждения привели меня к одной мысли. Чтобы пробовать себя в музыке — альтернатив в досуге достаточно, хотя это не считается образованием. Официально есть только музыкальная школа с ее видением эстетического развития ребёнка.

Она предлагает свою концепцию, которая имеет право на существование. И конечно, взять и одним махом перечеркнуть всё классическое образование неразумно. Мне кажется, к этой музыке дети должны прийти сами. И скорее всего позже, в более зрелом возрасте.

Это как «Война и мир» или «Мать» Горького, которые в школе так почти никто и не прочитал.

Для общего же развития существует много студий и продюсерских центров, разных как по деньгам, так и по результату. Всё зависит от того, чего хотят дети и их родители. Кроме того, у детей появляется та самая возможность, о которой они мечтали. Выйти на сцену и исполнить то, что им близко. А сцен и площадок для этого в Москве просто море!

Отличная инициатива, на мой взгляд, Детский рок-фестиваль. Это не только концертная программа, адаптированная для детей и родителей, но много интерактива, связанного с познанием детьми мира музыки.

Мастер-классы, игры, знакомство с инструментами и музыкальными направлениями. Например, в этом году на фестивале детей учили играть на барабанной установке.

Дети были просто в бешеном восторге! У всех горели глаза и никто не хотел слезать со стульчика за барабанами.

Это мероприятие не ставило перед собой образовательных задач. Но с точки зрения расширения кругозора, понимания, как создаётся музыкальный номер, какие инструменты участвуют — были созданы все условия. Получился настоящий созидательный, творческий, музыкальный праздник.

На одной сцене наравне с известными музыкантами выступали дети. С рок-номерами! При этом музыкальный уровень детей был очень высок. Фактически на сцене были уже сформировавшиеся юные артисты и музыканты. Это, кстати, оценили и зрители, среди которых было много детей.

Никто не уходил, все охотно слушали и активно поддерживали аплодисментами.

Я искренне была рада за юных артистов. Не считаю, что они зря потратили много времени и труда на вокальные занятия, изучая эстраду и рок. Они не выбрали классическую музыку, но они стали настоящими артистами, и они счастливы.

Эта статья, конечно, никакая не антиреклама музыкальных школ. И среди моих учеников есть ребята, которые ходили и ходят в музыкальную школу с удовольствием. Но за 10 лет работы с детьми я могу привести лишь два таких примера. Один ребёнок учился на виолончели, второй на домре. Очень надеюсь, что таких детей со временем станет больше!

Источник: https://mel.fm/slovo_pedagoga/4951832-musical_edu

6 способов мотивировать ребенка заниматься музыкой

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • мотивация

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Родители часто сталкиваются с такой проблемой, как неожиданный отказ ребенка продолжать обучение в музыкальной школе. Казалось бы, и талант есть, и энтузиазм неподдельный был, а потом все вдруг прекращается на третьем-четвертом году обучения, и ребенок на полном серьезе заявляет: «Все, с меня хватит, больше не хочу!». Как быть с этим? Я – Родитель ищет ответ вместе с педагогами Школы искусств МакSим.

  • Лия Матиссэн, преподаватель по вокалу, не видит смысла заставлять ребенка заниматься тем, к чему у него не лежит душа.
  • «Если ребенок хочет бросить школу, у него на это могут быть самые неожиданные причины, — поясняет педагог. – Может быть, кто-то сказал ему, что «в музыкалке только маменькины сынки учатся» или «ботаники», или «соседка Наташа тоже бросила», или просто сверстники гуляют, а ты занимаешься…»
  • Что делать в этом случае?

1. Узнайте истинную причину

Если речь зашла о том, что ребенок всерьез собирается бросить «музыкалку», нужно для начала выяснить, какая причина в действительности стоит за этим решением.

И если окажется, что ребенку больше нравится заниматься рисованием, или что он влюбился в гимнастику, то резоннее отдать его в художественную или спортивную школу.

А если вопрос в «тяжести занятий» или просто «надоело», тогда, возможно, поможет сценотерапия.

2. Устраивайте домашние прослушивания

Чем больше и успешнее ребенок выступает на сцене, возможно, даже просто перед родственниками на дне рождения, тем больше у него проявляется интерес к этому виду деятельности. Это и называется «сценотерапия».

Он чувствует признание, которого ему не хватает в обычной жизни, и отсюда появляется иногда даже чисто спортивный интерес к занятиям. Чем больше увеличивается сложность занятий, тем больше ребенок входит во вкус.

3. Приучайте ребенка к сцене

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Одной из причин отказа ребенка от занятий может быть стеснительность и страх публичных выступлений. В этом случае стоит уделить особенное внимание дополнительным занятиям по раскрепощению на сцене.

  1. Для начала важно, чтобы ребенок чаще приходил на концерты и внимательно следил за тем, что происходит.
  2. Затем можно постепенно учить его двигаться и взаимодействовать на сцене с другими детьми.
  3. Если ваш ребенок занимается фортепиано, но боится выступать, то вы можете отдать его на дополнительные занятия по вокалу или актерскому мастерству:

«Я позволяю детям делать все, что угодно, оставляю большие проигрыши, чтобы они попробовали похлопать в такт музыке, потанцевать. Это сложная задача. Она решается в течение длительного времени, вплоть до года. Но нет ничего невозможного, если ребенок получает удовольствие от процесса», – рассказывает Дмитрий Попов.

4. Сходите на урок и понаблюдайте за преподавателем

Одно неосторожное слово может раз и навсегда отбить желание заниматься. Вот она – мотивация к творчеству. Мотивировать нужно своей любовью, считают педагоги школы МакSим.

Не стоит на занятиях говорить ребенку: «У тебя не получается». Преподаватель должен сначала похвалить, а потом – указать на недочеты: «Мне нравится, все супер, но вот здесь то-то, то-то и то-то нужно доработать». В большинстве случаев мотивацию заниматься вызывает у ребенка именно такое отношение педагога.

Читайте также:  Как научить ребенка слушать музыку

5. Оцените мотивацию педагога

Сидеть на одном месте по два-три часа в день у инструмента довольно трудно даже спокойному ребенку. Но задача педагога именно в том, чтобы «зажечь» детей своей творческой энергией.

«Ощущение любимого дела всегда должно присутствовать, – убежден Дмитрий Нестеров. – Тогда о терпении как таковом речи идти не будет. Важно, чтобы педагогу самому нравилось то, чем он занимается. И ребенку также. При таком раскладе очень легко превратить учебу в игру – дети начинают получать удовольствие от обучения. Конечно, важно делать перерывы».

6. Найдите ребенку «шефа» из старшей группы

Педагог по вокалу Дмитрий Попов делится с родителями маленькой хитростью: дети гораздо охотнее воспринимают руководство старшего ребенка, чем руководство взрослого: «Занятия лучше начинать в группе, где уже есть другие поющие дети.

Я часто присоединяю начинающих малышей к более старшим под «шефство». Дело в том, что маленькие дети воспринимают себе подобных значительно лучше, чем преподавателей.

В итоге выходит, что преподавание через старшего ученика бывает эффективнее, чем напрямую от педагога».

Елена Баталина

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы? Какой талант у вашего ребенка?

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/sposobov-motivirovat-rebenka-zanimatsya-muzykoy/

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?Любому педагогу приятно работать с учеником, который заинтересован в своих успехах и стремится улучшать достигнутые результаты. Однако практически у каждого ребёнка наступает период, когда он хочет бросить занятия музыкой.

В подавляющем большинстве случаев подобное наблюдается на 4-5 годах обучения. Часто ситуация ухудшается и позицией родителей, которые с удовольствием свалят вину со своего чада на «некомпетентного» учителя.

Иногда стоит напомнить себе, что ученик – это далеко не взрослый в миниатюре. Он пока до конца не может осознать и оценить то, что с ним происходит. А происходит постепенное вливание во взрослую жизнь, которое неизбежно влечёт за собой определённые обязанности.

По большому счёту, до этого момента все с ребёнком играли, подстраиваясь под его желания и особо не нагружая. Теперь же начались требования. Увеличилась нагрузка и объём домашних заданий в общеобразовательной школе.

Добавились дополнительные уроки в школе музыкальной. Да и сама программа становится труднее. Надо больше времени проводить за инструментом.

От ученика ожидается улучшение техники игры, и репертуар произведений также усложняется.

Всё это внове для ребёнка и наваливается на него неожиданным грузом. И этот груз кажется ему неподъёмным. Вот и нарастает постепенно внутренний бунт. В зависимости от темперамента ученика он может принимать разные формы. От нерадивости в исполнении домашнего задания до прямого конфликта с преподавателем.

Контакт с родителями

Чтобы предупредить конфликтные ситуации с родителями учеников в будущем, будет мудро с самого начала рассказать о том, что однажды юный музыкант заявит, что дальше учиться не хочет, ему всё наскучило, и он видеть инструмент не желает. Также заверьте их в том, что этот период кратковременен.

Да и вообще, на протяжении учёбы старайтесь поддерживать с ними живой контакт. Видя вашу заинтересованность, они будут более спокойны за своего ребёнка и не станут спешить ставить под сомнение вашу профессиональность в случае возникновения острого проблематичного периода.

Похвала окрыляет

Какие конкретные практические шаги могут помочь разжечь угасающий энтузиазм в ученике?

  1. Не игнорируйте начинающуюся апатию. По сути этим должны бы больше заниматься родители, однако реальность такова, что они с удовольствием предоставят вам выяснять настроение и состояние ребёнка.
  2. Заверьте ребёнка в том, что и другие прошли через такое же. Если это уместно, поделитесь собственным опытом или приведите в пример других учеников или даже музыкантов, которыми он восхищается.
  3. По возможности позволяйте ученику участвовать в подборе репертуара. Ведь разучивать произведения, которые понравились именно ему намного увлекательнее.
  4. Подчёркивайте то, чего он уже достиг и ободрите в том, что, приложив немного усилий, он добьётся ещё больших высот.
  5. И не забывайте отмечать не только моменты, которые необходимо исправить, но и те, которые у него получились хорошо.
  • Эти нехитрые действия сберегут нервы вам и поддержат вашего воспитанника.
  • Автор – Диана Болдырева

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Источник: https://music-education.ru/kak-vernut-entuziazm-ucheniku-muzykalnoj-shkoly/

Как вернуть энтузиазм ученику школы?

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?     Как вернуть энтузиазм ученику школы?

Любому учителю приятно работать с учеником, который заинтересован в своих успехах и стремится улучшать достигнутые результаты. Однако практически у каждого ребёнка наступает период, когда он хочет бросить занятия музыкой. В подавляющем большинстве случаев подобное наблюдается на 4-5 годах обучения. Часто ситуация ухудшается и позицией родителей, которые с удовольствием свалят вину со своего чада на «некомпетентного» учителя.

ПОНЯТЬ РЕБЁНКА

 Иногда стоит напомнить себе, что ученик – это далеко не взрослый в миниатюре. Он пока до конца не может осознать и оценить то, что с ним происходит. А происходит постепенное вливание во взрослую жизнь, которое неизбежно влечёт за собой определённые обязанности.

По большому счёту, до этого момента все с ребёнком играли, подстраиваясь под его желания и особо не нагружая. Теперь же начались требования. Увеличилась нагрузка и объём домашних заданий в общеобразовательной школе. Добавились дополнительные уроки в школе искусств. Да и сама программа становится труднее.

Надо больше времени проводить за инструментом. От ученика ожидается улучшение техники игры, и репертуар произведений также усложняется. Всё это внове для ребёнка и наваливается на него неожиданным грузом. И этот груз кажется ему неподъёмным. Вот и нарастает постепенно внутренний бунт.

В зависимости от темперамента ученика он может принимать разные формы. От нерадивости в исполнении домашнего задания до прямого конфликта с преподавателем.

 КОНТАКТ С РОДИТЕЛЯМИ

Чтобы предупредить конфликтные ситуации с родителями учеников в будущем, будет мудро с самого начала рассказать о том, что однажды юный музыкант заявит, что дальше учиться не хочет, ему всё наскучило, и он видеть инструмент не желает.

Также заверьте их в том, что этот период кратковременен. Да и вообще, на протяжении учёбы старайтесь поддерживать с ними живой контакт.

Видя вашу заинтересованность, они будут более спокойны за своего ребёнка и не станут спешить ставить под сомнение вашу профессиональность в случае возникновения острого проблематичного периода.

ПОХВАЛА ОКРЫЛЯЕТ

 Какие конкретные практические шаги могут помочь разжечь угасающий энтузиазм в ученике? Не игнорируйте начинающуюся апатию. По сути этим должны бы больше заниматься родители, однако реальность такова, что они с удовольствием предоставят вам выяснять настроение и состояние ребёнка.

Заверьте ребёнка в том, что и другие прошли через такое же. Если это уместно, поделитесь собственным опытом или приведите в пример других учеников или даже музыкантов, которыми он восхищается. По возможности позволяйте ученику участвовать в подборе репертуара.

Ведь разучивать произведения, которые понравились именно ему намного увлекательнее. Подчёркивайте то, чего он уже достиг и ободрите в том, что, приложив немного усилий, он добьётся ещё больших высот.

И не забывайте отмечать не только моменты, которые необходимо исправить, но и те, которые у него получились хорошо. 

Источник: https://dshi2zhlobin.schools.by/pages/kak-vernut-entuziazm-ucheniku-shkoly

Как снова вернуть ребенку желание заниматься музыкой?

Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы?

Конечно же, любой преподаватель будет радоваться, когда его ученик с энтузиазмом подходит к обучению и хочет добиваться успеха, не останавливаясь на достигнутом. Но, как ни крути, почти что каждый первый ученик музыкальной школы начинает думать о том, чтобы оставить музыкальные занятия.

Как правило, такое желание появляется у детей, отучившихся четыре-пять лет. Масла в огонь еще нередко подливают родители, которые склонны винить педагога в том, что их чадо собирается бросить заниматься.

Очень важно понимание

Не стоит забывать, что ученик — это все-таки ребенок. Психика ребенка еще только формируется, почему он еще не в состоянии до конца интерпритировать свои ощущения.

Появление у ребенка определенных обязательств (а хорошо учиться — это уже обязательство) — неотделимая часть процесса взросления,
По мере того, как ребенок становится старше, уже не все его желания обязательно должны быть исполнены и уже не отводится столько времени на игры, и от него уже начинают требовать. Требовать прилежно учить уроки в обычной школе, которых теперь стало больше, больше дисциплин теперь и в музыкальной школе. И знания даются уже более сложные и глубокие. Часов, которые следует отдать музицированию, становится больше, так как требуют совершенствовать технику игры и разучивать более сложные произведения.

Такой резкий переход от потакания к обязательствам кажется ребенку непосильной ношей, и он начинает всячески сопротивляться тому, чтобы его так нагружали. Каждый ребенок выражает недовольство разными способами — он может отказаться выполнять домашнее задание или даже нагрубить своему учителю.

  • Советуем прочитать полезную статью «Психологическая подготовка ребенка к началу занятий в школе«
  •                                   Поддержание контакта с родителями

Во избежание будущих конфликтов с родителями учеников наилучшим решением будет прояснить сразу, что может наступить такой момент, когда их чадо вдруг решит забросить занятия музыкой, сказав, что инструмент ему до смерти надоел.

Нужно донести до них, что такой период не продлится долго.

И вообще, стоит показать им, что вы сами очень сильно заинтересованы в том, чтобы сделать из ребенка выдающегося музыканта, это успокоит родителей и только укрепит из веру в ваш профессионализм.

Хвалите ребенка почаще

Вот несколько практических советов, которые помогут вдохновить ученика на дальнейшие музыкальные подвиги:
— Потерю интереса не стоит пускать на самотек.

Конечно же, отслеживание апатичного состояния ребенка должно ложиться на плечи родителей, но вполне может быть так, что они не захотят этим заниматься.
— Расскажите ребенку, что он не единственный, кто столкнулся в подобным.

Можно привести примеры из собственного опыта, или же опыта учеников других преподавателей, или даже любимых музыкантов ребенка.
— Иногда стоит дать ученику возможность выбора произведения, которое он будет разучивать. Это довольно сильно подогреет его интерес.

Отмечайте его успехи расскажите ему о том, чего он еще может достичь, если только немного постарается.
— Важно указывать ребенку не только на его ошибки, но и на отлично исполненные моменты.

Благодаря таким приемам удастся сохранить на занятиях дружественную атмосферу и поддержать энтузиазм в ученике.

Источник: http://pianotki.ru/verni-zhelanie/

Идеи, энтузиазм и внутренняя свобода. Как учителя-новички изменят жизнь школьников

Курс занятий Летнего института ведут известные методисты, коучи, психологи, а сопровождают участников выпускники программы «Учитель для России», и это отлично, ведь все проблемы и сомнения новичков им хорошо знакомы, а значит — они могут их развеять.

Читайте также:  Представляю новый самоучитель по нотной грамоте

Подготовка по-новому

В течение пяти недель «новобранцы» изучают несколько модулей: «Я» в педагогике» — самопознание, изучение возможностей для личностного и профессионального роста, «Территория лета» — это уже практические занятия с детьми, в ходе которых будущие учителя должны сделать занятия настолько интересными, чтобы щкольникам хотелось приходить в лагерь даже летом, и «ФГОС и школоведение» — тут нужно изучить «матчасть»: федеральные государственные образовательные стандарты, рабочие программы и учебно-методические комплексы, освоить модели и формы поурочного планирования и современные педагогические технологии.

Именно сюда, в Летний институт, приглашают тех, кто недавно окончил вуз, стал молекулярным биологом или дипломатом-международником, а потом вдруг понял, что больше всего на свете хочет стать школьным учителем. Приглашают, конечно, не всех, а только тех, чья заявка прошла жесткий отбор.

Два года участники программы будут работать учителями при поддержке кураторов, методистов и команды организаторов. А потом, получив диплом о профессиональной переподготовке, смогут преподавать в любой российской школе. 

Не только новички

Среди участников программы не только те, для кого школа — среда непривычная, есть здесь и люди с опытом, захотевшие переформатировать свои знания о школе, есть те, кто собирался уходить, но потом решил дать школе еще шанс.

«Я три года отработал в Калуге, и с началом нового учебного года вернусь в свою школу, буду преподавать литературу, музыку и технологию.

Педагогика, образование — это мое, это именно то направление, где я могу развиваться», — говорит учитель Илья Каргополов.

В проект Илья попал не с первого раза. Это уже вторая попытка: в прошлом году он не прошел отбор на одном из туров. «Если бы и в этот раз не получилось, все равно остался бы в школе, — признается Илья. — Но я очень рад, что на этот раз попал в программу.

Ведь когда ты отработал учителем год, два, три, начинаешь тонуть в рутине. Взгляд зашоривается, перестаешь видеть горизонт. Понимаешь, что делаешь свою работу, и вроде бы неплохо, но можно сделать в разы лучше. У программы «Учитель для России» великолепные ресурсы — и методические, и человеческие.

Они уже помогают мне развиваться и как личности, и как учителю».

Но большинство участников программы 1 сентября войдут в классы в новой роли впервые. Почти все они раньше не могли представить, что станут школьными учителями.

«Бэкграунд у всех разный. Есть ребята, которые не видели смысла в работе, которой занимались, и нашли этот смысл здесь, на проекте.

Другие, как и я, пришли, чтобы просто нести добро, — говорит Елена Болотова, по образованию художник-стилист. — Я никогда не собиралась быть учителем, но потом поняла: меня привлекает сама идея преподавания.

Это возможность повлиять на общество, в котором мы живем, привнести что-то радостное в жизнь детей».

В новом учебном году выпускница Санкт-Петербургского университета технологий и дизайна будет преподавать мировую художественную культуру, искусство и вести уроки технологии в одной из калужских школ.

«Здесь у каждого невероятная история за плечами, — дополняет Елену другая участница программы, Альбина Борисенко. — Например, один парень раньше путешествовал автостопом по Латинской Америке.

Есть ребята, которые жили за границей и вернулись в Россию ради участия в программе. Люди приезжают со всех концов нашей огромной страны — и каждый полон идей, энтузиазма, внутренней свободы.

Это не может не вдохновлять».

Сама Альбина Борисенко после окончания столичного вуза несколько лет работала журналистом. «Никогда не думала, что захочу и буду преподавать. Но однажды узнала о программе «Учитель для России», и мне очень понравилась сама концепция. Мне подумалось: насколько красива идея, что люди без педагогического образования, но с жаром в сердце, приходят в школу.

А главное, не боятся покинуть крупные города и уезжают в маленькие села — на Тамбовщине, в Подмосковье. Осознав всю красоту идеи, я подумала: как было бы здорово поступить так же — взять и уехать вслед за мечтой. Не побояться изменить свою жизнь.

Представьте: вот ты ходишь по кругу «офис — дом — дом — офис», а потом вдруг — бац! — и где-нибудь под Воронежем учишь детей информатике, а у тебя в классе — пять человек».

Выбрать одну школу Альбине было очень сложно: «Мне безумно нравилось везде. Везде какие-то невероятные, добрые люди. Тебя так тепло везде принимают. Завораживающая природа — бескрайние поля, леса. Для горожанина это редкое чудо, а здесь невероятная красота тебя окружает ежесекундно. И я поняла: надо остаться работать в селе. Пожить со всем этим, налюбоваться».

Для ученика Альбина хочет стать «таким человеком, таким учителем, который тебя вдохновит и покажет, что ты способен на многое. Который покажет тебе новый удивительный мир». Ей очень нравится такая возможность. «Мы вряд ли можем изменить целый мир, но мы можем поменять что-то внутри одного человека, и это не менее ценно», — считает Альбина.  

1 сентября Борисенко начнет работать в маленьком селе на Тамбовщине, будет преподавать английский язык. Говорит: были бы варианты отправиться в Сибирь или на Дальний Восток — поехала бы с удовольствием. Но пока программа «Учитель для России» охватывает только европейскую часть страны.

Там же, на Тамбовщине, ближайшие два года будет работать и коренной петербуржец Михаил Арсланьян. Он окончил факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, специализировался на древнерусской литературе. А теперь будет вести уроки литературы и русского языка в школе, где всего 26 учеников.

На вопрос, почему решился настолько резко изменить свою жизнь, Михаил отвечает так: «В какой-то момент я ощутил потребность помогать другим людям. Посчитал, что уже достаточно помог себе и теперь хочу помочь и другим, тем самым немного меняя мир.

Для меня глобальные изменения к лучшему начинаются с малых дел и помощи конкретным людям. И я намереваюсь реализовать это желание через работу в школе, причем по моей любимой специализации. Я очень люблю литературу и хочу делиться этой любовью».

При выборе школы Михаилу тоже было нелегко: некоторые сельские школы почти не отличались от городских — большие классы, ученики-олимпиадники. «Но я выбрал самую маленькую, где буду вести уроки в двух классах. В одном из них четыре ученика, а в другом — всего два. А значит, я смогу работать с детьми практически индивидуально».

Михаил считает, что это сложнее, чем работать в большом классе. «В этом намного больше ответственности. Зато, как мне кажется, я смогу лучше реализоваться именно в такой школе, при максимально тесном контакте с ребенком и максимальной возможности заинтересовать его своим предметом».

Михаил понимает, что придется столкнуться с трудностями. Рядом не будет семьи и друзей, развлечений и торговых центров. Зато будет много отзывчивых людей. «Да, на селе люди живут в замкнутом небольшом сообществе.

Но, как мне кажется, в маленьких населенных пунктах люди добрее: готовы помогать друг другу, оказывать поддержку. В деревнях мне чаще встречались открытые люди, которые хотят развиваться, меняться и готовы прикладывать к этому усилия. Мне лично всего этого не хватает в большом городе.

И именно в такой среде я вижу максимальные возможности для реализации себя в роли учителя», — размышляет Михаил.

«Мне приятно осознавать, что программа «Учитель для России» имеет корни в истории нашей страны, нравится чувствовать некоторую преемственность», — признается Михаил, вспоминая, что в истории России уже были примеры подобного подвижничества: в XIX веке молодые энтузиасты так же покидали столицы и отправлялись в глухие деревни, чтобы открывать школы и больницы.

Поворот оверштаг

Говоря о самом интересном и запомнившемся в Летнем институте, «новобранцы» отмечают изучение особенностей детской психологии, восприятия и поведения ребенка. «Например, было много упражнений, в которых мы выступали в роли учеников. И нам наглядно демонстрировали, как работают те ли иные педагогические методики и техники.

Мы почувствовали то, что чувствует ученик. И стало понятно: то, что взрослому может казаться расхлябанностью или абсолютно нелогичным поведением, — все это имеет свои причины. У детей иначе работает сознание, они думают по-другому. Когда это осознаешь, начинаешь пересматривать отношение ко всему вокруг.

Твои действия становятся более осознанными», — делится эмоциями Альбина Борисенко.

Например, в дневных лагерях «Территории лета» дети сами решают, ходить им на занятия или нет. Будущим учителям именно это понравилось больше всего. «Прекрасный, замечательный опыт, — считает Михаил Арсланьян.

— Все максимально честно и прозрачно: если урок покажется ребенку скучным, то завтра он просто на него не пойдет, запишется к другому преподавателю. А значит, нужно не просто донести до ученика новые знания, но и сделать урок интересным. Ты должен научиться решать сразу две задачи, причем максимально быстро и в естественных условиях.

Именно такие уроки, как мне кажется, и должны проходить в школах. С одной стороны — интересные, с другой — предметно значимые».

Заодно сформулировалась и цель Михаила на ближайшие два года: «Моя личная внутренняя задача как педагога — научиться говорить о самых сложных научных концепциях самым простым языком с ребенком абсолютно любого возраста. Мне кажется, что максимально сложные научные идеи можно донести до детей, актуализируя их так, что им было интересно вне зависимости от возраста».

Елена первое соприкосновение с детьми также оценивает как опыт положительный. «Я проводила уроки мировой художественной культуры, мы говорили об искусстве XX века, об авангарде. И я увидела огромный запрос на доверие к учителю как к человеку, которого не видела раньше.

Детям важно, чтобы в них видели личность. Но и рядом с собой они хотят видеть интересную, целостную личность. А еще дети стремятся извлечь максимум пользы из времени, которое тратят на обучение. Сейчас они очень ориентированы на практику, им интересно, что конкретно понадобится в жизни.

Когда это осознаешь, меняется вся система подачи информации».

Понять и переделать

Участники понимают, что работа в реальной школе будет отличаться от «Территории лета». А еще они точно знают, что попробуют изменить, когда станут учителями, ведь они хорошо помнят, что им самим не нравилось в их школах. «Мне со школой повезло, но были и сложные моменты. Не всегда можно было понять, что от нас требуют и почему.

Например, почему я должна ходить в белой блузке, а не в синей? — вспоминает Елена. — Я всегда буду объяснять свою точку зрения, чтобы ребенок четко понимал, в чем проблема и какие есть пути ее решения. Мне бы хотелось, чтобы школа была более либеральна, демократична и ориентирована на личность».

Елена убеждена: средняя школа может стать такой, чтобы дети приходили туда с радостью, удовольствием, а главное — добровольно. 

А вот у Михаила его школьные годы ярких впечатлений не оставили. «Не было педагогов, на которых я хотел бы равняться. Не помню примеров уроков, которые бы меня увлекали. Все это началось только в университете.

Поэтому я хочу привнести в школу то, чего не было ни в одной моей: доверительные отношения между учителем и ребенком. Они возможны, когда учителю искренне небезразличны дети, которых он обучает. Второй момент — полное отсутствие давления на ребенка.

Ведь даже повышение голоса — тоже инструмент давления. Еще я убежден, что необходимо раскрывать перед детьми все возможные точки зрения. Давать ребенку возможность самостоятельно выбирать, что он хочет делать, чем хочет заниматься.

Нужно показывать ученику: всегда есть некий альтернативный путь. Не для того, чтобы он ему следовал, а для того, чтобы понимал: в жизни всегда есть множество вариантов».

У Ильи уже есть школьный опыт, поэтому он знает: в школе новых коллег неизбежно ждут разочарования. Это закономерно, главное — «подниматься и выигрывать».

 Дарья Середа, выпускница программы и куратор нового набора, с Ильей согласна: ожидания и реальность никогда не совпадают полностью. Стать учителем она, выпускница Московского института электроники и математики, решила два года назад.

Пройдя переподготовку в программе «Учитель для России», стала учить математике ребят одной из калужских школ. Считает свое решение одним из самых верных в жизни. 

Дарья вспоминает, что вместе с ней в выбранной школе оказались еще несколько выпускников Летнего института. «Это стало для меня огромной поддержкой. Не менее важно, что все два года со мной работал коуч. Он здорово помог сфокусироваться на верных целях», — говорит Дарья. 

«Программа «Учитель для России» — это вообще огромная поддержка для начинающего учителя. В любой ситуации ты чувствуешь, что у тебя за плечами стоит просто невероятная сила. И теперь как куратор я постараюсь дать это ощущение новым участникам проекта, которые пойдут в школы в этом году», — говорит Дарья.

Два года назад Середа пришла в программу, чтобы стать хорошим учителем. И вскоре убедилась: эта цель недостижима в короткие сроки, к ней нужно идти всю жизнь.

Полина Виноградова

Источник: https://tass.ru/v-strane/5498656

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector