Учебник по постановке голоса
Close
В этой серии уроков предлагаю разобраться с тем, что же такое постановка голоса. Давайте подробно изучим, как рождается голос, и что делать для улучшения техники речи. Главное, запомните, что голос — это мышцы; работать над ним важно каждый день. Начнем с основ: дыхание, дикция и резонаторы.
Это значит научиться поддерживать звук дыханием и направлять в резонаторы. Воздушная полость в музыкальных инструментах делает звук ярче и насыщеннее. Человек тоже имеет такие полости: нос, грудь и голова. Все это называется резонаторы. Звуки речи формируются следующим образом. На выдохе поток воздуха проходит через ротовую и носовую полости, и в результате появляется звук.
Ниже расскажу, почему для работы над техникой речи важно заниматься постановкой дыхания.
Раскрыть тембр своего голоса может каждый человек. Секрет в том, чтобы научиться правильно дышать. Голос легко сорвать, когда воздуха не хватает. Смысл речи при этом теряется, возникает дискомфорт. Слишком большой запас воздуха в легких также мешает говорить. При неравномерном дыхании произнести фразу до конца не получается. Слова приходится из себя «выжимать» из последних сил. Начните сознательно работать над дыханием. Следите за тем, чтобы воздуха было достаточно, распределяйте его равномерно между двумя вдохами.
Вот три основных момента в процессе дыхания: вдох, выдох и пауза.
В речи важно сократить время вдоха и паузу и продлить время выдоха. Объем грудной клетки увеличивается при сокращении межреберных мышц и диафрагмы. Это помогает набрать больше воздуха в легкие. При вдохе добивайтесь активной работы дыхательных мышц. 1. Встаньте прямо, ладонь положите на диафрагму. Затем выдохните и медленно, глубоко вдохните. При верном выполнении упражнения рука ощущает движение стенки живота. При выдохе рука возвращается в исходное положение. Если же никакого движения нет, вдох вы сделали при помощи других мышц. В этом случае лягте на спину — диафрагма обязательно примет необходимое положение. Делайте вдох и выдох несколько раз.
2. Встаньте прямо, положите обе руки ладонями на ребра. Большой палец при этом направляйте к спине. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. При верном выполнении упражнения на вдохе грудная клетка расширяется, но не поднимается. При выдохе — «опадает», уменьшается в объеме.
Теперь сосредоточьтесь на работе дыхательных мышц в комплексе.
Выполните следующее упражнение
Встаньте прямо, сделайте выдох. На счет раз на вдохе втяните живот. На два — расширьте грудную клетку. На три — на несколько секунд подтяните живот еще. Затем медленный выдох. Сначала сделать такой вдох будет непросто. Тренируйтесь систематически.
Эти упражнения помогут включить дыхательные мышцы.
Бытовое дыхание состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. После выдоха следует пауза. При активном речевом дыхании последовательность меняется: вдох, пауза и выдох. При этом выдох намного длиннее вдоха. Дыхательная гимнастика помогает овладеть коротким вдохом и длительным выдохом. Воздух при этом важно распределять равномерно.
Правила при занятиях дыхательной гимнастикой
1. Не тренируйте дыхание в душной, пыльной или сырой комнате.2. Не делайте упражнения после еды.3. Занятия проводите в свободной одежде.4. Воздух вдыхайте через нос. Выдох делайте через рот.5. Вдох делайте бесшумно.6. При вдохе не набирайте слишком много воздуха. Вдохнуть надо столько, чтобы осталось место еще «добрать».7. Дышите свободно, равномерно.8. Не переутомляйтесь. Не делайте упражнения через силу. При недомогании отложите занятия.9. Следите за тем, чтобы плечи и ключица при вдохе не поднимались и при выдохе не опускались.10. Стойте прямо, плечи слегка отведите назад. Голову держите прямо, ноги расставьте на ширину плеч. Следующее упражнение поможет ощутить работу резонаторов. Встаньте в исходное положение. Выдохните воздух, затем вдохните. На выдохе протяжно произносите: МММИ — МММЭ — МММА — МММО — МММУ — МММЫ Делайте это на одной ноте. Звук отражается в груди, когда берете низкую ноту. Если же звучит высокая нота, резонирует голова, а звук ощущается в носовой полости. Тоже сочетание звуков произнесите на разных нотах, переходите постепенно от низких к высоким. Теперь вернитесь обратно — от самых высоких нот к самым низким. Это упражнение рекомендуется выполнять с музыкальным инструментом, чтобы убедиться в правильности звучания голоса. Воспользуйтесь пианино, а если его нет, скачайте приложение.
Для Андроида — Perfect piano, для Айфона — Симулятор фортепиано.
Источник: https://www.demyanoff.ru/blog/kak-postavit-golos-samostojatelno
Как научиться петь чисто
Здравствуйте, дорогой читатель!
Меня зовут Ирина Гулынина, я автор методики по развитию музыкального слуха, а также специального курса по пению для непоющих. Или, как ещё говорят, когда медведь на ухо наступил.
Я уже довольно давно учу петь именно тех людей, которые приходят и говорят: «Я вообще не попадаю в ноты». Иной раз оказывалось, что человек уходил после одного занятия, уже научившись петь.
Моя методика обучения пению рассчитана на всех. Не только на способных, как музыкальная школа, а и на сложные случаи тоже. Сейчас и вы можете познакомиться с ней.
ДЛЯ КОГО ЭТОТ КУРС: Курс больше всего поможет тем, кто петь не умеет вообще. Про кого говорят «ни голоса ни слуха», или «вообще не попадаешь в ноты». Это — именно для вас!
А вот ваше первое упражнение. Смотрите и подпевайте!
Если вы уже поёте, но поёте тихо, не умеете управлять дыханием, и звук вас не устраивает — вы сможете распеться, выполняя упражнения курса.
Если вы поёте, но то попадаете, то не попадаете, и не всегда можете это проконтролировать — решение этих проблем вы тоже найдете в курсе. Мы будем учиться петь песни, выверяя каждую ноту, и если вы будете заниматься, то перестанете фальшивить.
Существуют простые методы научиться петь чисто. Не поставить оперный голос, а для себя, под гитару, в компании. Но чисто, и понимая: ДА, я всё делаю правильно. Вы забудете про всё, что вам говорили до этого — вы начнёте петь!
Почему это возможно? Объясняю!
«Почему ЭТО ВОЗМОЖНО?» — спросите вы. Я не пел год (два, три, пятнадцать лет, вообще никогда), и тут вы говорите мне что я вдруг запою? С чего бы вдруг?
…вспоминаю, как я сама училась в музыкальной школе. У нас были люди, которые очень хорошо пели. И было несколько мальчишек и девчонок, которые на сольфеджио тянули одну ноту, и не попадали категорически. Одну ноту — все семь лет. На них махнули рукой, сказали что они не умеют петь и это им не дано, поставили по трояку и отпустили с миром.
Самое-то смешное, как я понимаю сейчас:
Их УЧИЛИ петь? Нет! Им говорили «Пой!».
Так я к чему. Петь – сначала – умеют не все, да. Но это не страшно.
А мнение, что «петь это так сложно», бытует потому, что петь вас не учили. Вам говорили «пой». И всё.
А КАК петь, КАК управлять своим голосом? КАК сделать так чтобы попадать в ноты? Вас этому не учили.
Так давайте попробуем наконец НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ, прежде чем пытаться петь!
Как НАУЧИТЬСЯ петь, вместо того чтобы бесконечно пытаться петь?
Метод прост. Что такое чисто петь? Это попадать в ноты. То есть, управлять высотой голоса по собственному желанию.
Вы сейчас можете сымитировать низкий мужской голос, а потом — подражать ребенку? Можете, в какой-то степени. Можете издать низкий звук и высокий? Можете. Вы не можете управлять этим в достаточной степени, чтобы чисто петь. Но задатки есть у всех.
В курсе вы будете учиться управлять голосом — выше, ниже, и как попадать точно в нужную ноту. Делается это с помощью специальных упражнений: несложных, иногда забавных, и приводящих к результату. А в результате вы научитесь попадать в ноты, а значит — петь чисто и правильно.
Попадать в ноты — это ещё не всё, что будет в курсе. Петь хочется не только правильно, но и громко. Совершенно верно! Есть у меня и упражнения по раскрытию голоса. Чтобы голос зазвучал громче, мы научимся расслаблять мышцы горла и находить их правильное положение. И голос зазвучит.
Зажатый, дребезжащий голос тоже «лечится» расслаблением мышц.
Очень важно правильное дыхание при пении — Вы «держите» звук, он громкий, длится долго, звучит уверенно. Вы научитесь и наработаете этот навык, выполняя упражнения курса.
В курс входят:
- Книга «Учимся петь чисто!»
- CD-Диск с 10 аудиоуроками пошагового курса, программами, упражнениями для самостоятельной работы по каждой теме аудиоурока, нотами песен, которые вы будете разучивать.
Общая длительность курса в mp3 — 2 часа 43 минуты.
Содержание курса:
В курсе 10 занятий — аудиоуроков.
Занятие 1 — Вводное
На первом занятии мы:
- Составляем план работы по курсу
- Работаем с убеждениями. Я могу петь — я не могу петь.
Вы удивитесь, но ваши убеждения относительно собственных способностей могут как помочь вам, так и помешать. Причём помешать могут сильно. Нужно как минимум спокойное выполнение упражнений курса, можно без сильной веры, но и без мысленного сопротивления. Спокойно работайте — и тогда вы почувствуете результат.
Занятие 2 — Учимся управлять голосом
Вы узнаете:
- Что такое зажатый голос, а что такое расслабленный. Как они звучат.
- Как расслабить голос. Упражнения, которые помогут вам получить чистое, ровное звучание голоса.
- 3 основных упражнения на управление высотой голоса. Научившись изменять высоту голоса плавно и аккуратно, вы сможете перейти к чистому пению нот. Это и есть тот базовый навык, которого вам не дадут ни в одной в музыкальной школе.
Занятие 3 — Чисто поём одну ноту
Вы узнаете:
- Как, используя упражнения 2-го урока, найти высоту отдельно взятой ноты и чисто её спеть.
- Как определить, чисто вы спели ноту или нет. Сравните ощущения от чистого пения и фальши. Очень важно понимать, когда поёшь правильно, а когда нет – это второй базовый навык, которому надо отдельно уделить внимание.
- 2 частых ошибки начинающих, в результате которых возникает фальшь. Как их избежать.
- Что делать, если вы таки спели фальшиво.
Практический вывод: если вы научились петь чисто одну ноту, то вы споёте и две, и три, и целую песню. Это уже дело практики.
Кроме того, если вы научитесь чувствовать, правильно поёте или нет – это поможет вам и в других областях музыки. Например, настраивать гитару. Там ведь тоже надо понимать – одинаково струны звучат или по-разному.
Занятие 4 — Ходим от ноты к ноте и развиваем координацию голоса
Вы научитесь:
- Попав в одну ноту, перемещать голос на небольшое расстояние вверх-вниз – «ходить» от ноты к ноте небольшими шагами.
- Начнёте осваивать диапазон голоса, в котором дальше сможете петь песни.
Занятие 5 — Работа с диапазоном голоса
Вы сможете:
- Расширить диапазон звуков, которые вы можете петь.
- Хорошо управлять голосом в этом диапазоне, разучив упражнение.
Занятие 6 — Поём широкие скачки. Что делать, если ноты не рядом
Выполнив все задания этого занятия, вы:
- Научитесь петь часто встречающиеся в песнях ходы мелодии — по гамме, по трезвучию, и с прыжком через несколько нот.
- Полностью освоите попадание в ноты. Как в соседние звуки, так и в случае когда звуки далеко друг от друга. А значит, можно действительно петь песни, чисто попадая во все звуки.
- Узнаете как сразу попасть в высокую ноту (иногда с этим бывают проблемы: низкая нота сразу поется чисто а высокая нет).
Занятие 7 — Поём громко, чётко и красиво
Когда у вас уже получается петь, попадая в ноты, мы начнём работать над качеством звука:
- Научимся брать правильное дыхание, чтобы голос звучал долго и ровно.
- Научимся петь громче при помощи специальной техники. Результат этой техники вы почувствуете сразу как только попробуете.
- Повысим чёткость и определённость голоса. В песнях важно, насколько хорошо вы выговариваете слова и направляете звук.
Занятие 8 — Поём первую песню
- Разучим мелодию песни «Калинка-малинка», и споём её чисто.
- Выучим песню под гитарный аккомпанемент (если вы играете на гитаре, то можете выучить аккорды и сыграть сами, если нет — споёте под запись в упражнениях).
Занятие 9 — «Эй, ухнем!»
- Разучим мелодию песни «Эй, ухнем!».
- Выучим песню под гитарный аккомпанемент.
Занятие 10 — «Во поле берёза стояла»
- Разучим мелодию песни «Во поле берёза стояла».
- Выучим песню под гитарный аккомпанемент.
Общие принципы разучивания песен, которые вы захотите спеть потом самостоятельно, остаются теми же. И вы сможете взять одну из своих любимых песен и точно так же, как в последних занятиях курса, разучить её и спеть.
«…Четвертое занятие завершилось, задание тоже уже частично записано. Вдруг я начал осознавать, что воспринимаю любую музыку как-то по-другому. Особенно пение. Теперь у него есть структура, я начинаю чувствовать, где тон идет вверх, где вниз. Где переход плавный, где резкий. Мне как бы есть за что зацепиться, теперь я помню собственный голос.
Для чистоты эксперимента взял тот же самый альбом „45“ и опять попытался подпеть. Получилось! Там где я раньше беспомощо басил, я вдруг понял, что могу взять ноту в районе скажем 5го лада 5 струны. Какую именно пока уверенности нет, но попасть уже получается.
Вообще получается достаточно похоже проинтонировать целые фразы и от повторения точность повышается.»
Алексей, участник онлайн-тренинга по методике «Учимся петь чисто».
Почитайте ещё отзывы людей, которые занимались по этой методике. Тех же результатов можете добиться и вы!
Чтобы получить курс, оформляйте заказ ниже:
Аудиокурс «Учимся петь чисто»
В курс входят: книга, CD-диск с аудиоуроками, заданиями и нотами песен + дополнительные материалы (эмуляторы клавиатуры, записи звуков).
Стоимость курса — книги и СD со всеми материалами — 1900 р.
Скачайте курс сразу после оплаты
- Не обязательно находиться в России, можно получить курс откуда угодно.
- Вы начнёте заниматься в этот же день!
- Не нужно ждать посылку на почте.
- Посылку не «завернут» на таможне — а в связи с санкциями были случаи.
- Нет шансов, что диски испортятся, побьются, поцарапаются и т.п.
- Гарантия 100% получения курса! Электронная версия точно будет рабочей — это самый популярный вариант заказа.
Заказы почтой осуществляются по предоплате.
Оплатите курс и напишите письмо на mail@razvitiesluha.ru, что вам нужна бумажная версия курса, и полный адрес с ФИО. В течение 5 рабочих дней отправим. Сроки доставки по России, в среднем, составляют 7-10 рабочих дней. За границу — обычно 2-2,5 недели. Однажды даже в США за 2 недели посылка дошла 🙂
Если хочется получить курс самовывозом из офиса в Москве (м. Курская):
Звоните +7 (499) 390-39-45, чтобы договориться о встрече.
Схема проезда в офис здесь: https://razvitiesluha.ru/contacts/
Чему научится даже совершенно обычный человек, без музыкальных способностей (в частности, без слуха), позанимавшись по этой методике три недели:
- Управлять своим голосом
- Петь чисто, попадать в ноты
- Понимать точно, поете вы правильно, или лажаете
- Голос станет более глубоким и выразительным, раскроется и зазвучит. Возможно, станет чуть ниже.
- Вы выучите, споёте и продемонстрируете друзьям//врагам//ёлкам в лесу три песни. Аккорды либо сыграете сами, либо споете под запись на диске. Со всей гордостью, понимая, что вы поете их очень хорошо 🙂
Кому будет полезен курс:
- Людям без слуха и голоса вообще.
- Тем, кто уже поёт, но хочет петь лучше, и попадать ВСЕГДА, а не через раз.
- Тем, кто поёт под гитару.
Если у вас остались вопросы, вы можете связаться с нами:
по телефону: +7 499 390 39-45 (с 10:00 до 18:00 в рабочие дни).
Источник: https://razvitiesluha.ru/upch/
Как научиться петь: 5 простых упражнений и рекомендаций
Часто ли вы задумываетесь о том, как научиться петь? Дружеские встречи в караоке-баре, семейные праздники, даже обычные будние дни, когда вы пребываете в отличном настроении, не могут обойтись без песни. Конечно, стать оперной дивой или звездой эстрады без опытного наставника не получится, но перестать стесняться и начать петь в своё удовольствие можно уже через несколько самостоятельных тренировок.
Пение – навык, развитие которого лучше начинать с детства.
Постановка голоса, слуха, умение удержать тональность на одном уровне, способность слушать и слышать музыку и других поющих – всё это тренируемые навыки, которые легче и быстрее усваиваются в юном возрасте.
Но если детство давно прошло, а петь хочется, не отчаивайтесь. Существует несколько довольно простых упражнений для развития навыка пения, которые подойдут людям любого возраста.
Все ли могут петь?
Вспомните: в детстве каждый из нас с удовольствием пел песенки собственного сочинения, совершенно не обращая внимания на окружающих. Это уже позже, в подростковом и взрослом возрасте, появляются стыд и смущение. Посещают мысли, что люди вокруг разве что уши не затыкают от наших рулад, постепенно песня становится всё тише и со временем вовсе может умолкнуть.
Но ведь пение – это не только развлечение, это ещё и способ сбросить напряжение, укрепить дыхательную систему и развить уверенность в себе. Это один из древнейших способов выражения эмоций и чувств, наравне с танцем. Неужели возможно такое, что владение этим невероятным инструментом доступно только избранным? Конечно, нет.
Для абсолютного большинства людей научиться петь с нуля вполне достижимая мечта. Некоторые ограничения существуют у людей с нарушениями слуха и речи, но и для них разработаны специальные обучающие методики. Мы же рассмотрим общий случай: простой человек, не имеющий физических ограничений и желающий без смущения петь в кругу друзей.
Что необходимо для вокала?
Определимся с самого начала: в этом тексте вы не найдете волшебного упражнения, которое сделает из вас настоящего Певца в короткие сроки. Для этого необходим природный талант, который впоследствии шлифуется годами тренировок. Даже вокалистом (то есть, профессиональным исполнителем, обладающим специфическими знаниями и навыками) в домашних условиях без наставника стать не получится.
Однако кое-чему вы научитесь однозначно. Например, базовым умениям, без которых невозможно научиться красиво петь:
- правильное положение тела и дыхание;
- дикция;
- интонирование (верное воспроизведение нот).
Если вы умеете играть на каком-либо музыкальном инструменте – используйте это для развития навыка интонирования.
Основные этапы развития навыка пения
Разберем подробнее навыки, необходимые каждому, кто задается вопросом, как самостоятельно научиться петь.
Правильная осанка и дыхание
Положение тела во время исполнения должно быть свободным. Лучше всего встать прямо, опустить руки вдоль тела или положить их на живот в районе диафрагмы, чтобы чувствовать свое дыхание.
Ноги для устойчивости лучше расставить на ширину плеч, стоять нужно на полной стопе, не приподнимаясь на носочки.
После выработки умения правильно дышать допускается сидеть, но в этом случае нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не отклоняться вперед или назад, не опираться на спинку стула.
Плечи нужно опустить. При вдохе не нужно поднимать их, набирать полные легкие воздуха. Дыхание должно происходить при помощи живота и диафрагмы. Не нужно чрезмерно сводить лопатки, но и сутулиться тоже нельзя.
Простые правила дыхания можно коротко сформулировать так: быстрый вдох – пауза – медленный выдох. Вдох должен быть быстрым, тихим, почти незаметным. На выдохе можно представить, что нужно задуть свечу: плавно, равномерно и медленно выпускать воздух.
При вдохе грудь должна расширяться, а не подниматься вверх, рёбра как бы раскрываются в стороны, и воздух уходит в брюшную полость.
Работа над техникой
Начинать урок пения нужно с гимнастики для лица и распевки. Для разминки хорошо подойдет гримасничание: широко улыбайтесь, максимально раскрывайте рот, надувайте щеки, вытягивайте губы трубочкой, сомкните губы и быстро двигайте ими в разные стороны. Хорошо если после разминки чувствуется легкое тепло в мышцах. Стоит хорошо размять шею, так как мышцы при пении могут поначалу сильно напрягаться.
Заучите несколько скороговорок, а ещё лучше долгоговорок, они помогут научиться держать дыхание и чётко проговаривать каждый звук.
Во время разминки сначала можно несколько раз проговорить алфавит, а затем громко и с хорошей артикуляцией озвучить скороговорку. Не стремитесь к скорости, наша задача – максимально чёткое и чистое звучание каждого звука.
Следите за дыханием, нельзя чтобы вдох приходился на середину предложения или – ещё хуже – слова. Не «проглатывайте» окончания слов.
Для понимания возможностей интонирования полезно помычать с закрытым ртом. Нужно хорошо прочувствовать вибрацию носоглотки, можно поиграть с громкостью и тональностью. Если хотите, попробуйте «промычать» любимую песню от начала до конца.
После всего этого можно переходить к распевкам по нотам. Сначала пропевайте разные слоги на одной ноте, а затем пойте восходящие и нисходящие гаммы.
Постоянная практика
Абсолютно необходимое условия – это постоянное выполнение упражнений. Обучение должно стать ежедневным ритуалом. Уделяйте по крайней мере полчаса в день тренировке техники и дыхания. Поначалу у вас может быстро уставать рот, язык, может ныть шея. Но со временем вы научитесь не напрягать мышцы, которые не требуются для исполнения.
Старайтесь слушать хорошую музыку, будь то инструментальная классика, джаз, блюз или рок. Вам нужно научиться слышать музыку и подпевать ей без слов в унисон.
Для понимания прогресса можно сделать несколько записей того, как вы поете, на диктофон.
Найдите «минус» песни, которую хотите исполнить, сделайте негромкий звук и пойте. Вам нужно получить запись только с вашим голосом.
Это нужно для того, чтобы оценить, что нужно подтянуть – может быть, вам не хватает вдоха? Или вы плохо проговариваете какие-то звуки, из-за чего пение получается нечётким.
Затем сделайте запись, где будет слышна и музыка и голос – чтобы понять, попадаете ли вы в ноты. Возможно, потребуется выбрать другую песню, потому что некоторые могут просто не подойти под ваш тембр. Сигналом этого может стать боль в шее – не нужно напрягаться, чтобы «дотянуть» низкую или высокую ноту.
Простые вокальные упражнения
Для тех, кому всё ещё непонятно, как же научиться правильно петь, ниже приведены несколько легких вокальных упражнений.
- Гласные звуки. Пропевайте на выдохе «А-О-У-И-Э-Ы-А-Э-И-У» и так далее в любом порядке. Старайтесь держать ноту, когда чувствуете, что воздух заканчивается, следите, чтобы голос не становился ниже или выше, громче или тише, а также не обрывайте пение резким вдохом.
- Пропойте гамму «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» сначала в прямом, а затем в обратном порядке (восходящая и нисходящая гамма). При этом лучше найти источник звука, по которому ориентироваться, как должны звучать ноты и повторять максимально похоже. При удачном попадании в ноту получится эффект резонанса.
- Для развития звонкости и высоты голоса попробуйте побыть кукушкой. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, затем на очередном выдохе громко издавайте звуки «У-у», как кукушка.
- Упражнение, подобное предыдущему, но вместо короткого «уканья» нужно попытаться почувствовать себя волком – на высокой ноте протянуть как можно дольше: «У-у-у-у».
- Ещё раз вернёмся к гласным звукам и гаммам. На этот раз соблюдайте строгий порядок: «И-Э-А-О-У» и произносите звуки достаточно коротко. Таким образом вы от высокого звучания дойдете до низкого. Затем можно повторить в обратном порядке.
После этих упражнений голос станет чище, станет меньше зажимов в мышцах. Теперь можно потренироваться петь любимые песни.
Источник: https://adella.ru/hobby/kak-nauchitsya-pet.html
Как не нужно петь
Сегодня мы поговорим о том, как не нужно петь, и выявим основные ошибки начинающих вокалистов
1 Кумиры и начинающий исполнитель
Подражание кумиру – главная ошибка, которую совершают начинающие вокалисты.
Запомните, не нужно петь, подражая вашему любимому исполнителю!
Каждый голос уникален, будьте уникальны и вы. Не забывайте, копия – всегда остается копией и никогда не будет оригиналом. Тем более что вы не принимаете участие в конкурсе двойников.
Конечно, слушать выступления певцов необходимо, но для того, чтобы учиться и анализировать их пение.
Возьмите себе за правило: слушая вокалиста, акцентируйте свое внимание на том, как он держится на сцене, как двигается, как передает характер и образ. Проследите за мимикой – ее подвижностью и выразительностью.
Анализируйте дикцию и артикуляцию – понятен ли текст песни, слышны ли окончания слов. Проследите за дыханием певца и ровностью звучания звуков на протяжении всего диапазона.
Слушайте и впитывайте в себя, учитесь и совершенствуйте свой голос!
2 Не демонстрируйте боязнь исполнения
Забудьте, что вы – начинающий исполнитель.
Получайте удовольствие и кайфуйте от своего пения, от музыки, мелодии, от того что вы что-то уже умеете.
Да, в прошлой статье я писала о том, что нужно контролировать свое исполнение даже во время выступления.
Но не бойтесь спеть фальшиво ноту, не выполнить какую-то техническую задачу. Будет больше опыта — будет качественнее исполнение.
Горе тому исполнителю, который не проживает, не пропускает сквозь себя передаваемые чувства. Но все должно быть в меру – не переусердствуйте, чтобы не было наигранности и не искренности.
Не раствориться в эмоциях, а передать их и поделиться со слушателями – вот задача исполнителя.
Если сможете вызвать ответные чувства у слушателя – считайте, что со своей задачей как исполнитель вы справились.
3 Неумение вести себя на сцене
Многие начинающие исполнители впадают в крайности – один певец зажат, не уверен в себе, он как будто извиняется за то, что только-только делает первые шаги на вокальном поприще. А другой – развязный, самоуверенный.
И где же та грань, когда певец и свободен на сцене, и не выглядит вульгарно? Лучшие качества у исполнителя разовьются и укрепятся с опытом, с вокальной практикой, а поможет в этом общая культура человека.
Совершенствуйте не только свой вокальный голос, но и общечеловеческую культуру! И тогда к вам придет уверенность в своих силах, своих возможностях, и ваше поведение на сцене будет достойным.
4 Громче – не значит «лучше»
Не нужно стараться петь громко. У начинающего певца громкое исполнение, как правило, связано с горловым пением, когда усиливается нагрузка на связки. Голосовые связки быстро устают, появляется напряжение в голосе, или форсирование. Все это чревато последствиями – могут появиться узелки и не смыкание связок, которые очень сложно лечить.
Запомните – следует не кричать, а применять контрастную динамику (тихо, громко) и подвижную динамику (постепенное усиление и ослабление громкости). А еще нужно научиться пользоваться резонаторами, которые усиливают звучание голоса. Узнать о резонаторах можно в этой статье
5 Пение без опоры
Занимайтесь дыхательными упражнениями, чтобы не только понять, что такое «опора» звучания, но и научиться петь на опоре, когда воздух из легких выходит без толчков, ровно и не встречает на своем пути никаких преград, словно луч света, исходящий от маяка, и этот луч прорывает темноту неба и указывает путь кораблям.
Запомните этот образ, и во время пения воздух будет расходоваться правильно и экономно, а звучание голоса приобретет свободу и полетность.
6 Не меняйте положение гортани
У начинающего вокалиста звуки часто разношерстные. Одна из причин такого звучания – подвижная гортань: при пении высоких звуков положение гортани высокое, и, наоборот, при пении низких звуков гортань занимает низкое положение.
Помните, гортань должна иметь зафиксированное положение, как будто вы поете «в одну точку», а не прыгаете за каждым звуком.
7 Пение плоским звуком
Плоский звук еще называют «белым». Это звучание голоса без тембральной окраски. Чтобы исправить ошибку, нужно петь с высоко поднятым мягким нёбом. Тогда звук будет округлым и приятным по тембру.
8 Не пойте от случая к случаю
Уделяйте время репетициям. Регулярность занятий – вот залог вашего успеха. Распевки, упражнения, вокализы, дыхательные, артикуляционные, дикционные упражнения, скороговорки – должны присутствовать на каждом занятии.
- Выработайте комплекс упражнений и совершенствуйте звучание своего голоса от урока к уроку.
- Спустя некоторое время, вы услышите, что занятия не прошли даром – ваш голос зазвучал и окреп, стал ярче и выразительнее.
- Вот такие не сложные, но действенные рекомендации – как не нужно петь, и как исправить ошибки, возникающие у начинающего вокалиста.
- Занимайтесь, и с вами будет успех!
- С уважением, Ирина Анищенко
Источник: http://vocalmuzshcola.ru/vokal/kak-ne-nuzhno-pet
Как не фальшивить
Очень часто люди, начинающие обучаться вокалу, испытывают трудности в интонировании мелодии, то есть поют фальшиво, не попадая в ноты. На таких ставят крест и говорят, что медведь на ухо наступил или нет голоса и слуха. На самом деле голос не виноват, просто не хватает опыта и техники.
Раз уж мы заговорили о музыкальном слухе, надо понимать, что он бывает разным.
Здесь идет речь о звуковысотном слухе, то есть о способности различать тоны по высоте, и о мелодическом слухе, как способности слышать изменение высоты звука в мелодии. Есть такое явление, как абсолютный слух.
Это врожденная способность сразу определять ноту, не сравнивая ее с другими нотами. В вокале такой слух необязателен, а часто даже вреден, когда нужно спеть произведение на тон ниже или выше, например.
Часть людей имеют такой природный звуковысотный слух, что могут петь интонационно чисто сразу. Другим приходится практиковаться, чтобы достигнуть такого же результата. Любой человек может натренироваться петь чисто, если у него нет серьезных заболеваний и тоновой глухоты.
Тоновая глухота – это снижение способности обнаруживать разницу в высоте тона. Также известна как асония.
На практике это означает, что человек с тоновой глухотой не сможет различить две разные ноты, сыгранные на фортепиано. Следовательно, и с пением у такого человека будут проблемы. К счастью, тоновая глухота встречается довольно редко (менее чем у 3% людей). Чтобы наверняка проверить восприятие своего слуха к тонам, можно пройти простой тест, например на сайте
t o n e d e a f t e s t . c o m
Здесь не требуются музыкальные знания, это проверка биологических способностей. На каждом вопросе вам предлагают два тона, и вам нужно ответить, разные они (different) или это одна и та же нота (same).
Кадр из фильма «Примадонна» 2016 года про оперную певицу Флоренс Фостер Дженкинс, которая пела очень своеобразно… Это прекрасный фильм, обязателен к просмотру для певцов.
Намного более частой причиной фальшивого пения является неспособность воспроизвести голосом нужную ноту. Проще говоря, вы можете слышать ноту, но не можете верно передать ее голосом. Именно это имеют в виду, когда говорят о попадании в ноту или о соответствии тону.
Хорошая новость: этот навык можно развить. Для этого нужны простейшие вокальные упражнения. Для начала можно просто брать по одной ноте на фортепиано и повторять ее голосом.
Лучше обратиться за помощью к педагогу, но можно использовать диктофон, мобильное приложение или тюнер для контроля.
Если у вас нет обычного тюнера, можно использовать онлайн тюнеры, например – t u n e r o n l i n e . r u или мобильное приложение. Обычно им настраивают гитары, но можно «настроить» и голос. Прибор дает обратную связь, показывает, правильно ли вы воспроизвели ноту.
Чтобы помочь себе, нужно сначала услышать ноту в голове, про себя, спеть ее как бы мысленно, а потом вслух. Дисплей покажет, верно ли вы попали в тон или завышаете, или занижаете. Постепенно надо научиться обходиться без тюнера, выработать внутренний контроль.
Так же сейчас есть много мобильных приложений для чистого пения, достаточно набрать в магазине приложений слова «sing in tune» или «sing on pitch».
Далее можно переходить к упражнениям на три ноты (до-ре-ми), ведь важно не только первый тон спеть чисто, а контролировать голос в мелодии. То есть на этом этапе нужно научиться воспроизводить последовательные ноты, в диапазоне до октавы.
Далее по степени сложности пойдут интервалы от малых к большим. Это относительный слух, то есть умение соотносить, сравнивать новый звук с предыдущим другим. Если вы обучаетесь академическому вокалу, интервалы можно осваивать, например, по вокализам Ваккаи.
Там все упражнения расположены от простого к сложному.
Постепенно интонирование выправится, выработается чувство тональности, гармонии. Выработается ладовый слух, то есть способность слышать тональности, тяготения, лады.
Более того, вокальный аппарат сам запомнит место каждой ноты в диапазоне. Обученный певец может точно назвать ноту, спев ее голосом, потому что он четко знает, какую ноту и где он ощущает.
Но это условие работает только при правильной постановке голоса. Без нее точной интонации практически не достичь.
Есть такое явление, как занижение или завышение, как говорят музыканты, буквально на четверть тона, «на волосок». Причиной такой фальши становятся именно изъяны в технике. Певец слышит ноты, может спеть мелодию, у него хороший слух, но он поет как будто чуть ниже или чуть выше тона.
Опытные концертмейстеры сразу останавливают певца и исправляют его, не давая запоминать неправильные ощущения. Можно очень быстро привыкнуть к постоянному небольшому занижению тона, поэтому важно сразу исправляться.
Путь исправления зависит от дефекта: кому-то надо просто открыть рот, кому-то поднять небную занавеску или направить звук выше.
Часто интонация плывет при повторении одной и той же ноты. На самом деле очень трудно петь фразы на одной ноте. При отсутствии контроля голос всегда будет стремиться вниз. Надо сознательно его удерживать, не давать упасть. Для этого можно мысленно представить, что каждая последующая нота чуть выше предыдущей.
Невольное завышение тона тоже встречается часто, например, когда еще не освоены верхние ноты. Певец еще не знает их расположение в своем аппарате и поет какую-то в общем высокую ноту, часто не попадая в цель. С развитием диапазона все ноты встанут на свои места.
Бывает завышение тона из-за неправильного дыхания. Тогда говорят, что звук как бы оторван от земли, не имеет опоры, поэтому звучит чуть выше. В таком случае надо поставить звук на ноги, образно выражаясь, на якорь, то есть на хорошее дыхание.
Тогда будет контроль и чистый тон.
Источник: https://vocal-noty.ru/kak-pet-chisto/
Научиться петь может каждый!
Научиться можно чему угодно и с этим трудно поспорить. Даже медведи ездят на велосипедах, что совершенно им несвойственно. А научить человека петь можно и подавно. И не просто петь, а делать это красиво, ведь пение – это абсолютно естественный способ выражения своих чувств и как говорил один из патриархов рекламной индустрии Дэвид Огилви: «Если вам нечего сказать, спойте это». Кроме того, учиться петь стоит и потому что это полезно для здоровья человека.
Целительная сила занятия вокалом
Со времен древних цивилизаций известно, что пение не только позволяет получить положительные эмоции, но благотворно влияет на здоровье поющего.
Так, давно замечено, что вызываемые пением беременных женщин звуковые частоты положительно влияют на головной мозг плода и активизируют внутриутробное развитие ребенка.
Кроме того, во время пения наш организм вырабатывает такое вещество, как эндорфин, который способствует хорошему настроению, повышает жизненный тонус и вызывает чувство эйфории. Наконец, пение хорошо тренирует наши легкие, улучшает кровообращение во всем теле и исправляет дефекты речи.
Именно поэтому, многие задаются вопросом, как научиться петь в домашних условиях и возможно ли хорошо петь без богом данных талантов. Если ответить коротко, то: научиться сегодня пению может каждый и особых способностей для того, чтобы красиво петь иметь совершенно не обязательно.
Особенно, если речь идет не об оперном пении, где действительно, без выдающихся вокальных данных и музыкального слуха не обойтись, а о способности с помощью песни выразить свои чувства, при этом делая это не только у себя дома, а и в компании друзей на пикнике или в караоке-баре.
А для того, чтобы убедиться в том, что, как говорится, не боги горшки обжигают, достаточно посмотреть на нашу эстраду, где 90% так называемых певцов и певиц не просто не умеют красиво петь, но и категорически не хотят этому научиться, как может показаться стороннему наблюдателю. Поэтому, стоит не бояться и отбросив все предрассудки, браться за дело самостоятельно, так как нанимать репетитора по пению не каждому по карману, да и нет в этом особой необходимости.
Как научиться петь в домашних условиях?
Сразу стоит отметить, что для современного человека задачу научиться петь у себя дома значительно упростил технический прогресс.
Речь идет, в первую очередь, о караоке, непрофессиональном пении с использованием электронного устройства, позволяющим петь песни под заранее написанную музыку.
Тем более, что в последнее время возможности караоке заметно расширились и учиться более и менее красиво петь можно не выходя из дома.
На особенностях пения под караоке останавливаться не будем, так как каждый, кто думал, как научиться петь в домашних условиях, наверняка пробовал свои силы, используя этот метод.
Гораздо важнее сосредоточиться на правильном дыхании и артикуляции во время пения и соблюдать некоторую последовательность действий, выбирая сначала более простые песни для своих упражнений.
Вот лишь некоторые рекомендации, следуя которым, вы наверняка быстрее достигнете успеха в вашем желании научиться петь:
- На первом этапе достаточно просто попадания в ноты. Будет лучше, если вы будете просто мычать, не открывая рта в унисон мелодии. Здесь главное именно попадать в ноты, следя за тем, чтобы издаваемые вами звуки сливались с мелодией, издаваемой музыкальными инструментами. Если у вас дома есть камертон, то тренируйтесь выдавать такие звуки, которые полностью бы повторяли его звучание. Повторять такие упражнения стоит до тех пор, пока вам не покажется, что звуки камертона и издаваемое вами мычание составляют одно целое.
Источник: https://www.stylenews.ru/lifestyle/nauchitsya-pet-mozhet-kazhdyy/
Вокал
Не верите? Тогда давайте поговорим. Много лет подряд я давала частные уроки по вокалу, которые для многих оказались полезны. Материалов, собранных за это время, и некоторых выводов у меня накопилось много, и я с удовольствием поделюсь этим со всеми, кто хочет хорошо петь.
Небольшое дополнение.
Люди делятся на две категории: те, кто любит медленно и печально, и те, кто любит быстро и весело. Сама я отношусь к первой категории, и все, что написано ниже, тоже относится к первой категории. То есть, мне главное докопаться до сути, дойти до совершенства, до пределов своих возможностей, и ради этого я буду arbeiten-arbeiten-arbeiten.
Те, кто любит быстро и весело, любят собраться компанией за чашкой чая с тортиком, попеть в свое удовольствие и разойтись. Это тоже имеет право на существование. И таким людям можно посоветовать одно: пойте как можно больше. Всегда и везде. Это своеобразная тренировка.
Возможно, вы не будете петь как Монсеррат Кабалье, но все-таки какой-никакой тембр голоса приобретете, и, как знать, может быть свою странноватую тремоляцию сможете сделать узнаваемой, и даже брендовой (по-сути весь старый русский рок, за исключением Кипелова, на этом и держится).
А теперь вернемся к тем, кто любит медленно и печально.
Некоторая необходимая информация
Для начала хочу представиться. Потому что сама люблю всегда знать хоть что-то о тех, кто мне что-либо рекомендует.
Я закончила РАМ им. Гнесиных по классу скрипки, а петь научилась сама. Изначально у меня имелся голос, звонкий от природы, и от пироды поставленный на опору, о которой речь пойдет дальше, но ряд проблем все же наблюдался. И тогда я начала исправлять их всеми правдами и неправдами. Ну а дальше, как обычно, чем больше информации получаешь, тем большим можешь поделиться, не так ли?
Я — педагог нестандартный. Академические термины и понятия в основном не для меня и не для моих учеников. Вся эта заумь с формантами и гландами была изобретена тогда, когда не было диктофонов. Сейчас другое время, поэтому мозг можно напрягать в другом направлении. Но некоторые базовые знания я все равно даю, без этого не обойтись.
Однако, в основном я рассказываю все своими словами, т.к.
вокальная постановка построена в основном на ощущениях, и, наверное, будет более понятно, если я попрошу ученика на вдохе «выпятить пузо, как динозаврик из мультика», а не «расширить нижние отделы легких, тем самым приподняв и расширив нижние ребра, опустив диафрагму и заняв певческую позицию».
Какие-то мои утверждения иногда вызывают возмущение у тех, кто учится у обычных педагогов: ну что ж, по-крайней мере, мой голос и мое пение всегда можно услышать в записях и на концертах. Вот пример моей работы, которой не стыдно и погордиться.
Я всегда открыта для общения, с удовольствием проконсультирую начинающих певцов, что-то подскажу и направлю куда нужно, так что не стесняйтесь задавать любые вопросы по вокалу.
О профессиональной педагогической помощи
Источник: https://biblib.pro/articles/vokal/horosho_peti_mozhet_kazhdiy
Как петь высокие ноты тихо
Если вокалист способен тихо пропеть высокие ноты — это указывает на его профессионализм. Разумеется, каждому вокалисту хотелось бы освоить этот навык. Однако это труднее, чем кажется, и такое умение требует немалой практики и терпения. Но ничего невозможного нет, главное — освоить теорию и применить эти знания на практике!
Основы для тихого пения
Основа тихого пения — твердая дыхательная опора и мастерское владение собственным голосом. Под твердой дыхательной опорой подразумеваются не пережатые связки.
Также важны дикция и четкая артикуляция. Помните: чем тише вы произносите звуки, тем четче они должны быть. Когда профессиональные певцы тихо поют, каждое слово слышно со всех концов зала. Так что дикция — залог тихого пения.
Также важно близко формировать звук, это значит, как можно ближе к зубам. Звук при этом как бы направляется в верхние зубы.
И, наконец, важно по максимуму использовать резонаторы, чтобы добиться тихого звука. Например, высокие ноты рекомендуется брать фальцетом, в этом случае связки не напрягаются. В случае с низкими звуками потребуется грудное звучание.
Если подытожить, то перед освоением техники тихого пения стоит научиться грамотно владеть собственным голосом и телом. Разумеется, это займет некоторое время, однако спешка не приведет к результату.
Упражнения для развития навыка тихого пения
Попробуйте пропеть фразу средней громкости в удобной для вас тесситуре. При правильном попадании в резонаторы она прозвучит легко. Далее пропойте эту фразу тихо в той же вокальной позиции. Услышите ли вы себя? Попросите друга отсесть от вас и послушать ваше пение. Спросите, смог ли человек расслышать, о чем вы поете или нет.
Если ваш голос пропадает при пении тихих нот, попробуйте для начала брать высокие ноты фальцетом. Так будет легче управлять голосом.
Еще попробуйте пропевать ваши привычные вокальные упражнения, но в разных нюансах. Хорошим упражнением будет распевка на октаву, где верхний звук берется тихо.
Советы
- Экономьте выдох при пении, сделайте его минимальным;
- при вдохе старайтесь высоко поднимать мягкое нёбо;
- не забывайте близко формировать звук;
- посетите занятие по вокалу, где педагог подскажет и проконтролирует вас.
Не огорчайтесь, если на первых порах у вас не будет получаться. Даже у профессионалов не все получается с первого раза. При пении главное – терпение и постоянная практика, и тогда вам покорится техника тихого исполнения высоких нот!
Записаться на уроки
Источник: https://muzshok.by/blog-post/kak-pet-vysokie-noty-tiho
Как научиться петь и брать высокие ноты
Вы когда-нибудь видели человека, который с первого раза сел на шпагат? Думаю, что нет. Все знают, что для того, чтобы сесть на шпагат, нужно постепенно растягивать мышцы ног и, в конце концов, вы дотронетесь заветной пятой точкой до пола. Так же и с голосом.
Чтобы почувствовать как петь высокие ноты нужно развить диапазон голоса.
Поначалу он очень маленький – 1 октава для среднестатистического не поющего человека. Но, постоянными тренировками можно его существенно расширить, до самого предела ваших физических возможностей.
Связки нужно тренировать так же, как ноги.
Наши связки – это мышцы. Регулярными тренировками мы растягиваем связки и делаем их более эластичными. Соответственно, увеличивается диапазон. Связки нужно тренировать так же, как ноги, постепенно и постоянно. Если вы длительное время не пели, ваш рабочий диапазон заметно уменьшится.
Итак, перед тем как петь высокие ноты, нужно:
- Научиться дышать. Без правильного дыхания на опоре вы будете выжимать из себя ноты, а не петь. Это только навредит вашему голосу.
- Освоить артикуляционный аппарат. Это необходимо, чтобы гласные и согласные звуки получались четкими и звонкими. Это добавит вашему пению драйва и ритмичности.
- Научитесь пользоваться резонаторами. У нас есть 4 вида резонаторов: грудные, ротовые, носовые и головные. Резонаторы усиливают ваш голос, добавляют яркость и объем звучанию.
- Выполняем упражнения на увеличение диапазона.
Вокальная фишка:
Чтобы научиться укладывать язык в положение, когда он не мешает петь, используйте волшебную палочку.
Часто во время пения, поднимается язык или корень языка. Он препятствует звукоизвлечению. Как следствие, мы начинаем давить на связки и больше напрягаться. А на самом-то деле, вся проблема в языке.
Чтобы научиться укладывать язык в положение, когда он не мешает петь, используйте волшебную палочку. Это может быть любой тонкий предмет, которым можно уложить язык (карандаш, вилочка и. др.).
Предлагаю попробовать уложить язык палочкой от суши.
Смотрите, как петь высокие ноты и пользоваться волшебной палочкой здесь.
Интересные факты:
Всего существует 8 октав. Диапазон большинства эстрадных звезд – 2 октавы. Но есть уникальные люди, у которых диапазон голоса гораздо шире.
- Уитни Хьюстон – 5 октав, Фредди Меркури – 3 октавы.
- Татьяна Долгополова, певица из Санкт-Петербурга, стала известной благодаря своему уникальному голосу в 5 октав и 1 тон.
Источник: https://easyvoice5.ru/articles/kak-nauchitsja-pet-i-brat-vysokie-noty