Как научить ребенка слушать музыку

Как научить ребенка слушать классическую музыку

Многие современные родители стараются воспитать в своих детях любовь к классической музыке, и в то же время, опасаются, что малыши просто не поймут сложные музыкальные произведения. Такие опасения напрасны. Если своевременно начать занятия с малышом, то успех обеспечен.

Даже если ваш ребенок не станет великим композитором или певцом, умение играть на музыкальном инструменте и петь, сделает их жизнь богаче и эмоциональнее. Дети, занимающиеся музыкой, как правило, более талантливые, чуткие, слышат и видят прекрасное.

Главное, что нужно запомнить родителям – это то, что музыкальные способности следует развивать независимо от наличия таланта.

Во время прослушивания в комнате должно быть тихо, и лучше, если мама тоже прослушает композицию вместе с ребенком. К сожалению, вместе с детьми родители слушают музыку редко. А зря, потому как музыка помогает наладить контакт между ребенком и взрослым. 

Как научить ребенка слушать музыку? Если вы хотите научить ребенка не только слушать, но и слышать музыку, постарайтесь для начала сами понять выбранное для него произведение. Музыка передает мысли и настроение композитора, влияя, таким образом, на чувства и эмоции слушателя.

Поэтому стоит выбрать небольшое произведение, в котором будет хорошо выражен характер и настроение. Старшим дошкольникам можно предложить для прослушивания одну из пьес из детского альбома Чайковского. Очень нравится детям звучание оркестра народных инструментов. Они  с удовольствием слушают народные мелодии и колыбельные.

Закончив прослушивание, обязательно побеседуйте с ребенком об услышанном.

Для того чтобы ребенок научился профессионально играть на музыкальном инструменте и слышать музыку, лучше отдать его в специальную школу. Однако на первых этапах приобщения важно, когда рядом с ребенком близкий человек.

Слушая музыку в одиночестве, ребенок может отвлечься, если с родителями — то у него есть возможность проявить свои эмоции, которые вызывает у него музыкальное произведение.

Изучение музыки со сверстниками побуждает их после прослушивания делиться впечатлениями друг с другом.

Не стоит стремиться излишне разнообразить фонотеку. Чаще всего маленькие дети предпочитают прослушивать по много раз одно и то же понравившееся произведение.

Родители могут придумать интересные игры, подобрав музыкальные отрывки с шумом моря, стуком дождя, и попросить малыша назвать произведение и явление в музыке. Для того чтобы научить ребенка слушать музыку, почаще включайте записи песен и отрывки классических произведений.

Во время прослушивания учите его топать ножками и хлопать ручками в такт, кружится. Старайтесь выбирать разную музыку, не ограничивайтесь произведениями в одном направлении. 

Каждый день можно знакомить малыша с одним выдающимся произведением мировой классики. Перед тем, как включить ребенку отрывок, следует назвать ему фамилию композитора и название произведения. Можно превратить это в ритуал. Каждый день, в одно и то же время, вы и малыш включаете новый отрывок и погружаетесь в волшебный мир музыки.

Источник: http://www.detsad9-lgov.ru/muzyka/106-kak-nauchit-rebenka-slushat-klassicheskuju-muzyku.html

Гайдном по рэпу: как научить ребенка любить классику

Специалисты уверены – увлечь классикой можно кого угодно. Как это сделать, Woman’s Day рассказала лектор образовательного проекта Level One, автор курса «Как заговорить с детьми о музыке» и музыкант Ляля Кандаурова.

Совсем маленького ребенка захватывают самые простые предметы и ситуации. Кроме того, дети очень любят шуметь. Если у вас достаточно крепкие нервы, то поощряйте эти громкие развлечения.

Если дома есть барабан, пианино, металлофон – это прекрасно. Играйте с «шумелками» вместе. Инструменты дают возможность перевести слуховое переживание в творчество.

Это будет первым этапом развития чувства ритма, без которого в музыке делать нечего.

И обязательно слушайте классику сами. Пусть звучит фоном – на уровне подсознания у ребенка будет вырабатываться свой способ распознания тембров, внимание к различиям между жанрами и мелодиями. Малыш начнет узнавать какие-то вещи, подпевать. Однако осознанной привязанности к музыке ждать пока рано. Всему свое время.

Этот этап посложнее предыдущих. Осознанное слушание – это уже взаимодействие с музыкой. Ваша задача – сделать из него игру и вовлечь в эту игру ребенка.

Послушайте произведение сами, найдите интересные факты о нем. Можно даже сочинить историю: очень часто у музыки есть внятный сценарий, который легко понять. Расскажите ее ребенку, как сказку.

А потом предложите послушать вместе «кое-что очень интересное».

И не забывайте говорить о том, что слышите. Например, знаменитое «Утро» из «Пера Гюнта» Эдварда Грига создает массу поводов для интересного разговора. Что мы слышим? Почему Григ так назвал свою пьесу? Что можно услышать утром? Почему это похоже (или нет) на то, что мы слышим в реальности? Можно попробовать показать музыку жестами, станцевать или даже нарисовать.

Вообще, музыка Грига – великолепный выбор для начинающего слушателя. Помимо «Пера Гюнта» можно послушать фортепианные «Лирические пьесы». Они построены как иллюстрации к конкретным образам: «Птичка», «Бабочка», «Хоровод гномов», «Норвежский танец». Но обо всем этом нужно интересно рассказать, перевести мелодию в те образы, которые ребенок уже знает и любит.

Музыка как таковая – это все-таки абстракция. Понять ее малышам довольно сложно. А вот если у музыки есть образ, полюбить ее гораздо проще, ведь можно представить себя героем произведения.

Фильмы-оперы, в которых есть понятный сюжет, – идеальный вариант для младшего школьника, тем более для девочек. Они обязательно оценят «Травиату» и «Тоску», потому что герои там живые и любящие, не говоря уже о чудесной музыке. «Кармен» Жоржа Бизе, «Аида» Джузеппе Верди, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта и его же «Волшебная флейта» – они прекрасны.

Музыкальная школа нужна ли она?

Как можно понять и полюбить то, о чем ты ничего не можешь толком сказать? Аккорд, аккомпанемент, кульминация – эти слова не всегда есть в лексиконе даже 10−12-летних детей, не говоря уже о дошкольниках. Не помешает и знание музыкальных терминов: остинато, тремоло, пиццикато…

Прежде чем пытаться описать словами сложное музыкальное произведение, начните с простой житейской ситуации. Пусть это будет что-то веселое.

Например, поразмышляйте с ребенком о том, какие звуки можно услышать в зоопарке ночью. Лязгают ключи. Шаркает ногами смотритель. Сопит лев. Чмокают во сне мартышки.

Всех этих слов – тикать, шелестеть, подвывать, позвякивать, бренчать – может просто не оказаться в лексиконе ребенка. Сюрприз? Сюрприз.

В то же время можно начинать знакомство с музыкальными инструментами. Есть проверенные временем и практикой произведения, на примере которых это лучше всего делать: «Петя и волк» Сергея Прокофьева, «Путеводитель по оркестру» Бенджамина Бриттена, «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса.

Или, к примеру, если вы слушаете какую-нибудь немецкую симфонию, там с большой вероятностью будет эпизод, навевающий ассоциации с охотой: «Слышишь, охотник трубит в рог? Это валторна». И покажите, как она выглядит.

Без помощи восприятию – обсуждения звуков, инструментов, ассоциаций с их голосами – классическую музыку может оказаться понимать слишком сложно.

Какую музыку слушать при беременности полезные советы

Всегда интересно, когда за музыкой стоит человек. Расскажите ребенку об авторе, его судьбе. Разве оставит кого-то равнодушным биография гения, заболевшего и умершего совсем молодым? Или трагически оглохшего композитора?

Не бойтесь окружить музыку посторонними образами. Тонкость в восприятии самого звука обязательно придет позже, сейчас главное – сделать музыку человеческой и настоящей.

Обратите внимание и на персонажей. Чего стоит хотя бы страшный Лесной Царь из произведений Гете и Шуберта, манящий в лесу перепуганного ребенка.

Если есть возможность слушать пластинки, слушайте обязательно. Ведь пластинка – это волшебная вещь. Она похожа на книгу: у нее есть история, запах, вес и рельеф. А церемония ее прослушивания?..

Категорически не стоит предлагать ребенку адаптированные поп-версии классических пьес. Музыка в первую очередь – сложный текст, филигранная вязь, которая окутывает слушателя. В поп-упаковке она просто исчезает.

Еще важно помнить, что дети любят слушать одно и то же по многу раз, и с этим не нужно бороться: такая привычка в юном возрасте способствует выработке музыкальной памяти.

На какой музыкальный хит похожа ваша жизнь?

Живое исполнение – прекрасная идея. Обратите внимание на отчетные концерты юных музыкантов, где могут выступать ровесники вашего ребенка. Они занимаются музыкой профессионально, а дети, живущие в каком-то другом мире, – это всегда очень интересно.

Самая распространенная ошибка – не в выборе слишком сложного или скучного мероприятия, а в самом подходе. Такие приманки, как нарядная одежда, игрушки и мороженое, в качестве поощрения формируют подмену восприятия.

Удовольствие от еды или аттракционов неизбежно перетянет на себя внимание, эта связка закрепится, в то время как самым важным удовольствием для ребенка должны быть именно музыка и время, проведенное с родителями.

Антирейтинг: четыре самых вредных детских мультика

Идеальная нянька: питбуль-гигант опекает 3-месячного малыша

Источник: http://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/gaydnom-po-repu-kak-nauchit-rebenka-slushat-klassiku/

Как научить ребенка слушать музыку, Музыкальный класс

Как научить ребенка слушать музыку? Таким вопросом задаются родители, глядя на то, как их непоседливые дети бегают, играют, танцуют. Культура слушания музыки заключается не только в том, что ребенок погружается в звуки мелодии, но и делает это в спокойном состоянии (сидя в кресле, лежа на коврике). Как научить ребенка размышлять, прислушиваясь к музыке?

Эмоциональность, образность музыки развивает у ребенка память и мышление, воображение и речь. Важно уже с раннего возраста включать детские песни, петь колыбельные. Умственное развитие ребенка невозможно без умения слушать и понимать музыкальный язык. Задача родителей заключается в том, чтобы постепенно, ненавязчиво подвести малыша к самостоятельному прослушиванию и пониманию музыки.

Уже к 2 годам дети умеют эмоционально откликаться на музыку. Выразительность музыкального языка побуждает ребенка хлопать, приплясывать, греметь погремушкой, бить в барабан. Но внимание малыша быстро переключается с одного предмета на другой. Ребенок не может долго слушать музыку или танцевать под нее. Поэтому родителям не надо настаивать, а следует перейти к другой деятельности.

Став старше, ребенок уже чувствует настроение музыки. Активное развитие речи малыша позволяет рассказать о том, что он почувствовал или представил. Постепенно у ребенка появляется желание самостоятельно слушать мелодии, пропевать их, играть на простейших музыкальных инструментах.

Родители должны поддерживать любое творческое начинание ребенка. Вместе с ним подпевать, читать стихи, слушать песни и рассказывать об их содержании. Только вместе с мамой и папой, в процессе общения с ними, у ребенка развивается культура слушания музыки и взаимодействия с ней.

Глядя на то, как ребенок рисует, играет, у родителей возникает вопрос: «А как научить ребенка слушать музыку?» Не стоит сразу прибегать к серьезным классическим произведениям. Основные критерии для восприятия музыки это:

  • доступность (с учетом возраста и развития ребенка);
  • постепенность.

Для начала можно вместе с ребенком слушать детские песни. Спрашивать о том, какое настроение вызвала пеня, о чем в ней пелось. Так ребенок начинает не только вслушиваться в слова, но и учится рассказывать об услышанном.

Постепенно родители из слушания музыки могут сделать целый ритуал. Ребенок удобно садится или ложится на ковер, закрывает глаза и начинает слушать. Многочисленные детские пьесы есть у зарубежных и русских композиторов. Длина звучания не должна превышать 2–5 минут. К 7 годам ребенок научится слушать музыку до 10 минут.

Чтоб разнообразить восприятие музыки, можно соединить ее с другой деятельностью. После прослушивания – нарисовать или слепить из пластилина героя музыкального произведения (например, знакомясь с пьесами из «Карнавала животных» Сен-Санса). Можно сочинить сказку по мотивам прослушанной пьесы. Или приготовить ленты, шары, колокольчики и вместе с мамой закружиться под звуки мелодии.

Любая девочка с радостью станцует вальс с новой куклой под музыку Петра Чайковского:

При повторном прослушивании пьесы можно предложить ребенку самому озвучить ее, повторить по слуху. Для этого предварительно выяснить настроение музыки, выбрать музыкальные инструменты или предметы для озвучивания. Не обязательно в доме иметь много детских музыкальных инструментов – ими может стать любой предмет быта.

  • Выбирать пьесы, доступные ребенку по содержанию.
  • Подготовить удобное место для слушания музыки.
  • Не отвлекать посторонними шумами или действиями.
  • Родители вместе с ребенком слушают музыку.
  • Вопросами побуждать к рассказу об услышанном.
  • Учить различать музыкальные инструменты.
  • Интегрировать восприятие музыки с другими видами деятельности.
  • Водить ребенка на концерты детской музыки.
  • Собственным примером учить ребенка культуре слушания музыки.

В волшебном музыкальном ящике можно увидеть героев любых сказок (музыка Георгия Свиридова):

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/kak-nauchit-rebenka-slushat-muzyku-muzykalnyj-klass

Рисова Т.Л. Как научить детей слушать музыку

Сегодня реально не существует людей, которые в той или иной форме не были вовлечены в сферу массовой музыкальной культуры.  Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, кино, периодическая печать, видео – распространяют на многомиллионную аудиторию зрителей, слушателей, читателей определённого рода музыкальную продукцию и информацию о ней.

Читайте также:  Слушаем «карнавал животных» с ребёнком

  Эта продукция, которую по привычке мы продолжаем называть «музыкой», в большинстве своих образцов существенно отличается от подлинного музыкального искусства.

Различия заключаются не столько в сфере художественной, сколько в способах воздействия такого рода музыкальных явлений на психику человека и в очень тесной зависимости их от идеологических тенденций, господствующих в обществе.

Массовая музыкальная культура прочно вошла в повседневную жизнь каждого человека.

Но в одних случаях личность в состоянии понять и оценить, каковы художественные достоинства «музыки», щедро тиражируемой СМК, каковы её возможности по утолению духовного голода, столь острого в современной культуре в целом – и выстроить в своём сознании барьер, препятствующий воздействию массовой музыкальной культуры на человека. Но подавляющее большинство людей этого сделать не могут: они не понимают опасности, заключающейся в подмене подлинных художественных ценностей ценностями мнимыми. Наиболее беззащитными перед массовой музыкальной культурой оказываются дети.

Наша задача – познакомить детей с лучшими образцами классической музыки, доступной их возрасту; научить их слушать и понимать музыку, воспитать потребность в контакте с музыкой, которая способна обогатить духовный мир ребёнка, воспитать эстетический вкус.

Знакомство с классической музыкой необходимо начинать с программных произведений, доступных для детей данного возраста. Это прежде всего пьесы П.И.Чайковского из «Детского альбома», Р.Шумана из «Альбома для юношества», Д.Шостаковича, Д.Кабалевского и др.

Слушанию музыки должна предшествовать вступительная беседа. Ребёнка необходимо настроить на восприятие произведения, заинтересовать. Это может быть краткий рассказ о композиторе или о музыкальном произведении. Во время звучания музыки ребёнка ничто не должно отвлекать.

После прослушивания необходимо узнать эмоциональное впечатление от прослушанной музыки, поговорить с ним о характере и настроении, об образе произведения.

Но это знакомство не может быть закончено, если ребёнок повторно не прослушал и не закрепил в соей памяти данное произведение.

Знакомство с такого рода произведениями возможно и в домашних условиях, а так же на детских филармонических концертах.

Важное место в воспитании культуры дошкольников занимает посещение музыкальных театров.

Множество замечательных музыкальных спектаклей, доступных и интересных детям, можно увидеть в оперных театрах, детском музыкальном театре «Зазеркалье», в Театре музыкальной комедии и на других сценических площадках Санкт — Петербурга. Раннее приобщение детей к оперной и балетной классике оставляет яркие и глубокие впечатления на всю жизнь.

Но и здесь необходима предварительная подготовка к восприятию уже масштабных музыкальных форм. Нужно заранее познакомить ребёнка с содержанием (либретто) спектакля, обратить внимание на то, как музыка выражает чувства и настроение героев. После спектакля у ребёнка появится потребность поделиться своими впечатлениями.

Т.о., приобщая детей к лучшим образцам классической музыки, мы воспитываем музыкальную культуру и развиваем эстетический вкус, которые помогут вашему ребёнку понять и оценить, каковы художественные достоинства его окружающей музыки.

Источник: http://detsad15.com/risova-t-l-kak-nauchit-detej-slushat-muzyku

Научить ребенка любить музыку. Как?

Задавали ли вы себе вопрос: умеем ли мы слУшать, а не слЫшать музыку? Как научить ребенка слУшать музыку? Врожденные способности любить и ценить музыку у детей встречаются очень редко, в остальных случаях – это наша родительская забота привить  ребенку хороший музыкальный вкус. Сделать это можно только при условии, если родители сами любят и ценят хорошую  музыку.

В нашем советском детстве каждый поход на концерт или в театр был событием особенным: билеты покупались заранее, мы с нетерпением ждали представления. Я до сих пор помню, какое неизгладимое впечатление на меня, школьницу из провинции, произвело посещения Большого театра в Москве. Это было, как полет на Луну.

Сейчас, в век перенасыщения  информацией и развлечениями, всё изменилось: в Большой театр или в Венскую оперу – без проблем! Правда дети воспринимают очередной поход в театр больше, как повинность, или потому, что так хочется родителям. Намного интересней 3D кино с яркими картинками! Как хочется услышать от ребенка: „Мама, когда мы пойдем на концерт?“. Все чаще мы слышим: „Мама, когда мы пойдем в кино?“.

В рамках детской образовательной программы ArtWeekend у нас с дочкой была замечательная возможность попасть на одну из самых лучших мировых постановок балета „Щелкунчик“ в Мариинском театре в С. Петербурге.

Эта постановка действительно великолепна: костюмы и декорации к этому балету готовил Михаил Шемякин. Дочке — 7 лет, до этого мы были на разных представлениях, но в основном, адаптированных для детей.

Это было первое „взрослое“ представление (я имею в виду, по продолжительности балета).

Я выбрала „Щелкунчика“ не случайно: во-первых, это „детская“ тематика: волшебная музыка Чайковского, сказочный сюжет, яркие костюмы и декорация.

Перед балетом мы сделали свою „домашнюю работу“: слушали произведения Чайковского (дочка потом на балете с радостью узнавала музыку), знакомились с музыкальными терминами и биографией композитора, слушали сказку Гофмана, читали либретто перед самим балетом. Кстати, это очень важный момент: ребенок должен знать краткое содержание балета или оперы, найти эту информацию в интернете не сложно.

Иначе ребенку будет очень скучно на представлении! Мы постоянно обсуждали нашу предстоящую поездку и были „эмоционально“ готовы к балету. Конечно же, балет превзошёл  все наши ожидания! Надеюсь, дочка сохранить это в своей памяти на долгие годы.

Как же научить ребенка слУшать музыку? Хорошо, когда любимая музыка звучит фоном в вашем доме, но важно устраивать иногда специальные ритуалы для прослушивания: выделить время,  сесть с ребенком комфортно, приглушить свет и полностью погрузиться в музыку. Все внимание должно быть направлено на музыку! Понятно, что таким образом внимание ребенка долго не удержишь, но это важно для приобретения привычки слУшать музыку.

На первом этапе сконцентрируйтесь на сенсорных ощущениях и на аналогиях восприятия.

Можно закрыть глаза и проговорить с ребенком, что он чувствует или представляет под звуки музыки? Если ребенку сложно выразить свои эмоции и ассоциации, помогите ему, начните сами и опишите собственные ощущения и эмоции, которые вызывает у вас музыка. Причем слушать можно не только классическую, но и рок-музыку, джаз, народную музыку, марши.

Следующий уровень, самый сложный, это аналитическая стадия, т.е. способность ребенка сравнивать качество исполняемых произведений или способность, по первым аккордам, узнавать композитора. С малышами достичь этого уровня сложно, это больше для старших детей.

Мы с дочкой уже были на постановке „Щелкунчика“ в Мариинском театре, теперь я хочу сделать это предновогодней традицией: каждый год ходить (или, по крайней мере, смотреть по телевизору) балет „Щелкунчик“. Потом с дочкой будем обсуждать, какое представление ей больше понравилось и почему. Таким образом, можно перевести ребенка на аналитическую стадию.

Потом ребенок уже будет анализировать самостоятельно – судить о качестве исполняемой музыки, что ему больше запомнилось и что не понравилось.

Проговаривайте с ребенком его эмоции, ощущения, впечатления после совместного похода в театр или на балет, иначе это останется повинностью для ребенка, а не удовольствием.

Возникает вопрос: всегда ли нужно прививать ребенку интерес и вкус к музыке? Конечно,  можно этого не делать, надеясь на то, что ребенок сам найдет свой любимый музыкальный стиль и интерес к определенному жанру.

Но есть опасность в том, что если это не сделайте вы, родители, то это сделают другие: друзья, СМИ, окружение. Ребенок, лишенный серьезного контакта с музыкой, в подростковом возрасте начнет с удвоенной силой восполнять этот дефицит и создавать свой музыкальный мир.

Часто бывает, что подростки попадают в плен субкультуры, которая не дает возможности личностного развития.

Я не призываю родителей бесконечно заставлять детей слушать классическую музыку, не надо впадать в крайности, но уделить некоторое время в раннем детстве, чтобы показать детишкам, как прекрасна и изящна бывает музыка – ради этого стоит приложить усилия.

В наше время практически все родители стараются развивать своего ребенка: многочисленные кружки и секции. Обучение музыке – одно из „популярных“ направлений для развития ребенка. Чтобы стать музыкантом-профессионалом необходимы огромные затраты энергии и усилий.

Когда детей обучают музыке, акцент часто делается на качестве исполнения, а не на том, что ребенок при этом чувствует. Чаще всего, родители придают большое внимание достижениям и победам в различных конкурсах.

Родительские ожидания иногда превращают музыку не в источник наслаждения, а в источник стресса для ребенка. Очень редко бывает, когда у детей при серьезном обучении музыки получали одновременно огромное удовольствие от процесса.

Из таких детей, которые играют не по принуждению, а по зову души, получаются отличные музыканты-профессионалы.

Но не всем дано стать профессиональными музыкантами или композиторами, можно стать „увлеченным дилетантом“: развить свои навыки и способности настолько, чтобы получать радость от самой деятельности.

В этом смысле быть дилетантом совсем неплохо. Ребенок, когда вырастет, в любом случае выберет свой профессиональный путь.

 Ребенок обязательно станет профессионалом в чем-то, при этом будет развитой  и интересной личностью с разносторонними интересами. Не этого ли мы хотим, родители?

Напоследок, наш личный хит-парад классической музыки, которую мы часто слушаем с дочкой:

Петр Ильич Чайковский: альбом „Времена Года“: мои любимые – „Апрель. Подснежник“, „Июнь. Баркарола“ , „Октябрь. Осенняя песнь“ и „Декабрь. Святки“.

„Детский альбом“.

Балет „Щелкунчик“. Вся музыка из балета прекрасна. Самые любимые: Танец феи драже. Вальс Цветов. Марш.

Вольфганг Амадей Моцарт: Турецкий марш, Маленькая ночная серенада, Симфония №40

Людвиг ван Бетховен: К Элизе

Клод Дебюсси: Лунный свет

Антонио Вивальди: Времена года

Фредерик Шопен: Вальс до # минор № 7

Эдвард Григ: „Утро“, „В пещере горного короля“ из сюиты „Пер Гюнт“

Амилькаре Понкьелли: „Танец часов“

Буду рада, если вы продолжите список!

Источник: https://bookingmom.com/2015/03/20/love-music-kids-ru/

Как научить ребенка слушать музыку

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке,

мы облагораживаем его мысли, стремления».

В. Сухомлинский

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом,- угроза духовного оскудения  личности, опасность утраты нравственных  ориентиров.

В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, необходимость воспитания в детях потребности в активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности. Всё начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е.

связанная с приобщением к искусству.  Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром.

Влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления огромно.

Неслучайно и одним из направлений  воспитания дошкольника является художественно – эстетическое направление (ФГОС ДО), эмоциональное развитие ребенка (развитие эмоциональной отзывчивости) .

  В наибольшей степени  это касается музыки, которая  по своей природе, по самому своему содержанию является, как отмечает   В.В.Медушевский, «моделью человеческих эмоций».

Есть интересные наблюдения психологов, которые отмечают, что особенность развития эмоциональности заключается в том, что эмоциональность может развиваться  у ребёнка до 7 лет ( в отличии от математических и др.

способностей, которые даны изначально ребёнку от рождения) и развитие эмоциональной отзывчивости ребенка  – залог его гармоничных отношений в семье, в социуме (т.к. это умение сопереживать, сочувствовать, умение разделять горе и радость).

И  в этом смысле развитие эмоциональной отзывчивости у детей – невероятно важная задача, значение которой трудно переоценить.

Как научить ребёнка слушать и слышать музыку?

– Обращать внимание на все звуки, что нас окружают: журчит ручеёк, звенит капель, поют птицы. Всё это изображает и музыка.  И ещё многое-многое другое: и радость, и веселье, и горе, и утрату, и сомнение, и мечту…

Пусть музыка откликнется на те  чувства, что близки детям. Это и «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, и «Баба Яга» Чайковского, и «Жаворонок» М.И. Глинки и, и «Петя и волк» С.Прокофьева др. («Детский альбом» Чайковского, «Карнавал животных»,  Сен-санса, «Времена года» Чайковского и др. «Классическая музыка для детей», музыка Зимы, Весны, вальс цветов, игрушки в музыке).

Важным моментом восприятия музыки является правильный, «в унисорн» настрой детей на соответствующее настроение музыки. Ведь если ребёнок очень акьтивен. Эмоционально возбуждён, он не сможет воспринять произведение умиротворённое, тихое, нежное, спокойное – колыбельную, осеннюю песнь, мелодию лебедя и т.д. и наоборот…

Настраивая на восприятие музыкального произведения, можно использовать поэтические текст, беседу, иллюстрации, но не заострять на них особое внимание, а использовать лишь фоном для создания необходимой атмосферы доверительного восприятия музыки.

Слушая музыку, нужно обращать внимание детей на то, с помощью каких средств композитор передал свои чувства?..

(Какие инструменты звучали и почему, какие были акценты в музыке, тембры, части, использованы другие выразительные средства…) После неоднократного восприятия музыкального произведения можно предложить детям  попытаться «нарисовать музыку», передать характер музыки в движении («Вальс цветов»), показать репродукции картин художников, прослушать произведения на данную тему других композиторов,  поэтов, писателей.

Читайте также:  Каково устройство пианино

Сейчас существует множество видеоматериалов на различные темы, где изоряд гармонично дополняется музыкой. Дети с удовольствием воспринимают этот материал, обогащая свои зрительные и слуховые представления. Однако, если говорить о наиболее глубоком проникновении в музыкальный образ, то «стерильность» восприятия только лишь музыки наиболее ценна.

Хотелось бы, чтобы жизнь наших детей была наполнена в полной мере всеми её радостями. В том числе и многообразием и богатством мира звуков, чувств, музыки. И мы с вами им в этом помочь.

Агалакова С.А. муз. руководитель

Источник: http://2.xn--80aadkum9bf.xn--p1ai/2016/03/kak-nauchit-rebenka-slushat-muzyku/

❶ Как научиться слушать музыку

Вам понадобится

  • — записи музыкальных произведений разных жанров, в том числе для детей.
  • — плеер;
  • — компьютер с колонками и проигрывателем;
  • — Интернет.

Инструкция

Подберите записи. Оставьте в покое произведения-однодневки, которыми переполнены музыкальные магазины и Интернет. Подберите подходящую классику, старую эстраду, народную музыку. Может быть, когда-нибудь вам понравится и джаз, но для его восприятия необходима некоторая подготовка, поэтому оставьте его на будущее.

Если вы не знаете, что выбрать для первого прослушивания, проконсультируйтесь с преподавателем музлитературы в ближайшей музыкальной школе. Можно поспрашивать и в Интернете. Форумов и блогов, посвященных разным музыкальным направлениям, во «всемирной паутине» немало, и желающие помочь начинающему добрым советом там всегда найдутся.Начните с классических произведений для детей.

Существует немало сборников пьес для детей. Как правило, они и выпускаются отдельными альбомами. «Детские альбомы» Чайковского и Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Альбом для юношества» Шумана могут вам очень помочь. Каждая пьеса в них имеет название, позволяющее представить сюжет. Найдите разные варианты этих пьес.

Например, «Детский альбом» Чайковского и «Картинки с выставки» Мусоргского довольно популярны как в фортепианном, так и в оркестровом варианте.Выделите для прослушивания время. Лучше всего это делать вечером, когда все дела уже сделаны и ничто не отвлекает. Сядьте в кресло или на диван. Поставьте запись небольшой пьесы и послушайте ее от начала до конца. Начать лучше с одной пьесы.

Можно прослушать ее в нескольких вариантах. Например, взяв тот же «Детский альбом» в исполнении разных пианистов, попробуйте определить, чем же одно исполнение отличается от другого. Потом сравните фортепианное исполнение с оркестровым.

Прослушайте несколько вокальных произведений. Многие оперные певцы исполняют и академическую музыку, и народные песни. Начните с народных.

Найдите разные варианты исполнения — например, оперным певцом и фолк-группой. Прослушайте их и сравните. Постепенно переходите к более длинным и сложным произведениям.

Слушайте произведения, не имеющие конкретных названий. Поищите информацию о жанрах и стилях. Прочитайте, что такое ноктюрн, соната, прелюдия и т. д. Найдите произведения одного и того же жанра, написанные разными композиторами.

Прослушайте и постарайтесь определить, в какую эпоху написано то или иное произведение и какие характерные черты своего времени оно отражает.

Посещайте концерты. Если вы раньше не увлекались классикой, то к первому походу в филармонию нужно подготовиться. В афишах обычно указывается программа.

Выберите ту, где есть хотя бы несколько знакомых вам произведений. Очень полезно немного узнать и об исполнителе. Поищите его сайт в Интернете. Возможно, там окажутся и некоторые записи.

Обратите внимание

Желательно, чтобы аппаратура, на которой вы слушаете записи, была хорошего качества.

Источники:

  • как научить детей слушать музыку в 2018

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-78417-kak-nauchitsya-slushat-muzyku

Консультация по теме: Как научить детей слушать музыку

 «Как научить детей слушать музыку!»

Выбирать музыку нужно соответственно возрасту ребенка. Для раннего возраста подойдут ритмичные песни, вместе с которыми можно жестикулировать. Для детей старшего возраста подойдет музыка со вставками, имитирующими голоса животных.

А после двух лет можно слушать просто песни со словами. Большинству детей нравятся народные песни, классическая музыка необходима с самого раннего детства.

Во время прослушивания музыки ребенок будет эмоционально реагировать, а с определенного возраста двигаться в такт или даже танцевать.

Первый музыкальный инструмент – это погремушка. С ее помощью ребенок учится извлекать звук самостоятельно. Это позволит ребенку сопоставить звук и движение. Нужно предлагать ребенку погремушки с разным звучанием. При этом ребенка лучше не отвлекать, чтобы он мог полностью сосредоточиться на игре.

Затем можно экспериментировать, предложить ребенку перкуссию или мини-синтезатор. А можно просто предложить ребенку деревянную ложку и целую барабанную установку из кастрюль и коробок. Можно подарить обычный барабан и тарелки, а в старшем возрасте духовой инструмент.

Первое время трубу может заменить свисток, ведь духовые инструменты помогают правильному развитию дыхания и укрепляют легкие ребенка. Если дома есть фортепиано или гитара, нужно позволять малышу играть на них, возможно, в это время он проявит большой интерес к музыке.

В любом случае, обучать игре на музыкально инструменте можно лишь с 6 лет.

Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет приобщился к музыке, научился ее слушать и понимать. И тут очень многое зависит от особенностей ребенка, от того, насколько развито его восприятие. Известно, что дети откликаются на музыку в первые же месяцы жизни: под влиянием музыки младенец оживляется или успокаивается.

Какая мать не баюкает своего маленького звуками колыбельных песен. А вот кое-кто из родителей заметил, что некоторые пьесы Баха или Генделя действуют, не менее эффективно, чем колыбельная. Они ставят на проигрывателе именно эти пластинки, когда нужно ребенка успокоить, уложить спать.

Проходит год, и ребенок прислушивается к музыке, он уже в состоянии понимать эмоциональное содержание ее: в зависимости от характера музыки малыш грустит или радуется. Года в четыре малыш уже может запомнить мелодию, чувствует ритм, динамику музыки, в состоянии понять несложные музыкальные образы («гроза грохочет», «солдаты идут»).

Интересно, что под впечатлением понравившейся музыки дети могут устроить маленькое представление: они ходят по комнате и поют (иногда держат какой-нибудь предмет перед ртом — это они подражают певцу, поющему с микрофоном), изображают балет, танцуют, копируя взрослых, и все это живо, возбужденно. Обратите внимание на то, как слышит, как воспринимает музыку ваш ребенок.

Составлять домашний музыкальный репертуар имеет смысл, только исходя из сегодняшних возможностей ребенка, из того уровня, которого он достиг в понимании музыки. Разумеется, возможности эти вы будете развивать, а уровень повышать. Но, прежде всего, нужна трезвая оценка того, что есть. Композитор и критик Б.Асафьев говорил: «Если музыка не услышана – не надо браться за анализ.

Услышать — это понять». Конечно, говорил он эти слова применительно к взрослым людям, но они с полным основанием могут быть отнесены и к самым меленьким. Попытайтесь растолковать малышу, то, что он слышит и что переживает, — т.е. проанализируйте музыку (пусть это совсем несложные детские пьески или танцевальные мелодии).

Но при этом надо соблюдать два условия: во-первых, надо убедиться, что ребенок музыку слышит, что она производит на него какое-то впечатление (какое?), а во-вторых, и вам должна нравится та музыка, о которой Вы говорите с ребенком, Вы должны ее слышать, понимать. Ведь объяснить музыку очень трудно, тем более если у вас нет специального музыкального образования.

В прочем, и специалисты не всегда находят верные слова, когда пытаются выразить свое впечатление от музыки. Какие первые шаги можно сделать вместе с ребенком? Возможно в вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребенку образы: » Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Детская полька » М.

Глинки, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского. Если нет, то их стоит приобрести. Прослушав их вместе с ребенком, спросите его, о чем эта музыка «рассказывает», на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость.

В следующий раз попробуйте прослушать две или три коротенькие пьесы контрастные по звучанию: «Пионерский марш» Кабалевского и «Колыбельную» Шумана. Если вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, он, наверное, ответит, что одна веселая, а вторая, спокойная, тихая.

Попросите ребенка взять краски и бумагу, и пусть он попытается изобразить свои впечатления в рисунках.

Только не подсказывайте что ему рисовать, — воображение у пятилетнего развито достаточно хорошо, он может удивить и поразить своим рисунком.

Если у ребенка нет навыков рисования, попросите его хотя бы назвать те краски, которые, по его мнению, подходят к грустной музыке и музыке веселойНовый шаг Вы можете сделать, дав ребенку представление о динамических контрастах в музыке. Что это значит? Прослушайте пьесу Э.Грига «Путешествие гномов». Ясно, что сначала гномы приближаются, потом уходят: звучание сначала тихое, потом нарастает, в конце шаги удаляются. Динамическими контрастами отличаются пьесы Чайковского из «Детского альбома»: в них звучание построено в разных ритмах и темпах. Вот маршируют бодро и весело оловянные солдатики, а вот вздыхает кукла в пьесе «Болезнь куклы».

Постарайтесь, чтобы ваши разговоры и занятия не были скучными, утомительными, это отбивает у ребенка всякое желание слушать пластинки.

Призовите на помощь игру.

Вы рассказываете о марше – пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмет в руки оловянного солдатика и заставит его маршировать по столу в такт музыке.

Вы поставили на проигрыватель пластинку с танцевальной мелодией – хлопайте в ладоши, отбивая такт, попробуйте изобразить ритм в движениях, увлеките ребёнка, чтобы он тоже начал двигаться, танцевать.

Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности. (Пётр Ильич Чайковский).

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/15/kak-nauchit-detey-slushat-muzyku

Как приучить ребенка слушать музыку и разбираться в ней — У Знайки

Мама с папой плохому не научат. Но не редко встречается такая ситуация, когда и хорошему научить не могут или, точнее, считают, что не могут.

Особенно часто это встречается в музыкальной сфере, когда никто из родителей не владеет ни одним музыкальным инструментом, а предпочтения ограничиваются отечественной поп-эстрадой.

Отсюда возникает вопрос, как приучить ребенка к музыке, если собственные знания стремятся к нулю.

В этом мы вам и поможем, ведь музыка оказывает положительное воздействие не только на психологическое состояние ребенка,  но и на развитие интеллекта, а также творческих способностей, не говоря уже о расширении кругозора.

Музыка для беременных

Психологи советуют слушать классическую музыку еще до рождения ребенка, чтобы малыш уже в утробе слушал и наслаждался.

Но, нас интересует тот случай, когда родители спохватились не сразу. Итак, что же делать.

Познакомьте ребенка с музыкальными инструментами

Сказать, мол смотри вот это гитара, а это пианино – всё равно что сказать вот это – книга, а это телевизор. Информативностью такое объяснение не отличается.

Чтобы ребенок имел полное представление о том, что такое телевизор – его надо включить и желательно со звуком, книгу нужно прочесть.

В противном случае книга останется набором склеенных бумажек, а телевизор – ящиком со странным стеклом. Также дело обстоит и с музыкальными инструментами.

Покажите ребенку гитару на картинке, дайте послушать соответствующую мелодию (других инструментов в ней звучать не должно), затем поставьте видео, на котором кто-нибудь играет на гитаре (здесь лучше использовать и мультики, и настоящие выступления, особенно детские).

Дети очень любят рисовать! Используйте эту страсть в ознакомлении с музыкальными инструментами. Не выбирайте сложные рисунки, достаточно будет поэтапных мастер-классов для детей. Например, вот пошаговая иллюстрация, как рисовать пианино:

В процессе рисования расскажите ребенку историю выбранного инструмента, вспомните подходящие сказки или мультфильмы (например, «Бременские музыканты»). Если не знаете ничего, почитайте в интернете, информации Википедии с лихвой хватит, чтобы придумать захватывающую историю минут на 10-15 (больше не надо, ребенку может наскучить).

Устраивайте тематические дни или недели

Здесь подход строго индивидуальный, поэтому день-два или неделя – зависит только от вас и вашего ребенка.

На протяжении конкретного срока рекомендуется, чтобы в доме играла сольная музыка (то есть только обозначенный инструмент). Не забывайте, что перед сном музыка должна быть спокойной! Вполне возможно подобрать спокойные мелодии и в исполнении исключительно ударных инструментов.

В этот же период рисуйте выбранный инструмент, опять же – рассказывайте истории. Если вы живете в большом городе, вполне можно найти мастер-класс или бесплатное пробное занятие для детей по игре на том или ином инструменте. Дайте ребенку возможность не только посмотреть на инструмент, но и пощупать его, и даже извлечь из него какие-то звуки.

Ни в коем случае не говорите ребенку, что у него не получается, сначала надо долго учиться и так далее. Не отбивайте охоту, поверьте даже самая ужасная какофония из под собственных рук лучше прослушивания mp3 записи. Как минимум у ребенка появится живое представление об инструменте.

Читайте также:  Подбор музыки на слух гений или навык размышление

Расширяйте границы

Гитара – это гитара, барабаны – это барабаны, даже со всеми рисунками и подробностями остаются лишь единичными инструментами. Ваша задача открыть дверь в мир их разнообразия. То есть, когда у ребенка уже появится какая-то база, расскажите ему о струнных щипковых и смычковых разновидностях, а многообразии ударных инструментов и так далее.

Не останавливайтесь на элементарном. С элементарного следует только начинать для простоты процесса усвоения информации.

Потихоньку переходите на сложные композиции или даже симфонии, в которых будут звучать уже изученные вами инструменты. Пусть ребенок на слух определит, какие именно инструменты звучат в данной мелодии.

Как приучить ребенка слушать музыку — пусть он вам поможет

Дети очень любят помогать взрослым, так они чувствуют себя более значимыми и состоявшимися. Попробуйте просто попросить ребенка помочь вам выбрать мелодию для открытки близкому человеку или другу.

Для начала пусть это будет две мелодии приблизительно одинакового настроения. Затем усложняйте задачу, чтобы ребенок смог отличать мелодии минорные и мажорные, чтобы смог подбирать мелодию для каждого отдельного случая.

Таким образом вы научите азам не только ребенка, но и восполните собственные пробелы. Не забывайте про существование детских филармоний. Если решите купить билет на более серьезный концерт, убедитесь, что длительность его не превышает часа, максимум полутора часов. Иначе ребенок устанет.

Ну и наконец, если вы решите отдать ребенка в музыкальную школу, внимательно подойдите к вопросу выбора инструмента. Здесь все зависит не только от пресловутого «нравится/не нравится», а от характера малыша и других особенностей. Подробно по этому поводу мы писали в статье «какой музыкальный инструмент подойдет вашему ребенку».

Источник: http://www.uznaiki.ru/roditelyam/kak-priuchit-rebenka-slushat-muzyku-i-razbiratsya-v-nej/

Как слушать музыку, чтобы было интересно — Дом музыки Марии Шаро

Представьте картинку: концертный зал имени Чайковского, на сцене играют гениальные музыканты.

Яркое освещение сцены, приглушенный свет в зале, тихий шепот зрителей, и вдруг все замирает… Наступает полная тишина, дирижер взмахивает волшебной палочкой, и начинается магия звуков… В четвёртом ряду сидит очаровательная женщина и ее муж… Женщина закрыла глаза, на ее лице легкая улыбка и наслаждение музыкальной гармонией… В тишине раздается мирное сопение — это муж нашей очаровательной героини. Его глаза тоже закрыты, но не в музыкальном экстазе, а в крепком сне.

Разные виды восприятия музыки

Почему же так происходит? Почему одни люди слушают музыку и искренне наслаждаются ее звучанием, а для других это только скучное фоновое наполнение?

В обрисованной мною картинке женщина находится в состоянии активного слушания музыки, а мужчина — пассивного. Думаю, что здесь все понятно. Пассивное слушание — когда вы слушаете музыку просто фоном.

И, если при этом спросить вас, что звучало 5 минут назад по радио, то вряд ли вы вспомните.

Активное слушание — это когда вы концентрируете свое внимание на звуке, ваш мозг анализирует информацию, подключаются ваши эмоции.

Но методы музыкальной терапии действуют не только на наше сознание, но и на подсознание, и даже на наше тело на клеточном уровне. Так что пассивное прослушивание тоже полезно. Поэтому мужчина, спящий в зале Консерватории, — это тоже неплохо.

Полезна хорошая фоновая музыка и нашим детям, когда музыка просто звучит фоном во время игры. Есть особенности, как и какую фоновую музыку слушать с детьми, но сегодня статья все же о другом.

Для активного способа восприятия музыки не достаточно включить музыку фоном. Главный критерий — вы не просто слушаете, но и слышите музыку в состоянии «здесь и сейчас».

И ваш мозг и внутренний слух расшифровывает закодированную в звуках информацию. Можно сказать, что активное слушание музыкальных произведений — это состояние осознанности и даже своеобразной медитации.

Но важно научить ребенка слушать музыку.

Как же научиться слушать музыку активно?

Как остановить бегущую волну наших мыслей и полностью погрузиться в волшебные звуки? Как при прослушивании не летать в облаках, в постоянно бегущих мыслях, заботах и проблемах: о вчерашней ссоре со свекровью, о курсе доллара или о том, что приготовить на обед?

Сегодня я хочу рассказать вам о десяти способах концентрации внимания на музыкальном произведении, прежде всего, для нас, взрослых. Ведь перед тем, как учить ребенка слушать музыку, очень важно научиться делать это самим.

Вы можете 100 раз говорить детям, что полезно слушать классическую музыку, можете иметь дома богатейшую фонотеку записей, но самое лучшее для маленьких музыкантов — это пример родителей, которые не поучают музыкой, а получают от нее настоящее наслаждение.

И здорово, когда взрослые могут музыкально развиваться вместе с ребенком.

В этой статье я только описываю способы активного слушания. Если вы хотите узнать, как это делается на практике, то я приглашаю вас на наши курсы. Прежде всего, на курс «Как научиться слушать и понимать музыку» (http://shop.maria-sharo.com/product/klassika/). В нём я подробно рассказываю и показываю, как использовать приемы активного слушания.

На своих курсах я даю уже полностью разработанные сценарии и музыкальные произведения для прослушивания. Но, опираясь на описанные мною ниже способы, вы можете попробовать самостоятельно научить ребенка слушать музыку, придумывать различные игры с мелодиями и звуками.

10 способов активного слушания музыки

Способ № 1. Отгадываем

Перед тем, как слушать классическую музыку с ребенком, задается вопрос, ответ на который можно найти, внимательно слушая произведение. Вопросы могут быть самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы.

А могут быть и очень простые — сколько раз прозвучали тарелки, когда музыка носила веселый или грустный характер.

 Конечно, вопросы определяются уровнем музыкальной подготовки взрослого или ребёнка, но принцип одинаковый: интересный вопрос и ответ, который можно найти при внимательном прослушивании музыкального отрывка.

Способ № 2. Сравниваем

Я очень люблю этот способ в играх с моим ребенком. Заключается он в следующем: я пою или играю на фортепиано знакомую ему мелодию и в какой-то момент ее чуть-чуть меняю. Задача ребенка ― услышать это изменение. Можно сравнивать самые разные характеристики: громкость, высоту звука, исполнение разными инструментами и так далее.

Способ № 3. Сюжеты и образы

Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор, когда пишет, закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. Иногда они явные, композитор четко прописывает свои идеи, а иногда мы можем только догадываться, какое послание через века направил нам великий творец.

С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка, а для взрослых образы могут лишь немного отличаться оттенками.

Способ № 4. Фантазируем

Этот способ, с одной стороны, сложнее первых вариантов, потому что в нем нет готовых образов, но, с другой стороны, он очень интересный и активно развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга.

Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Это не так просто сделать, как кажется. Нужно отпустить блоки, дать волю фантазии и воображению, но это навык, который можно постепенно нарабатывать. А вот малыши как раз очень легко включаются в такую игру.

Способ № 5. Визуальная картинка

Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому.

В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем за происходящим.

В проектах Дома музыки я сочиняю специальные музыкальные сказки и делаю простые мультфильмы, которые очень нравятся малышам.

Способ № 6. Нарисуем музыку

Этот способ также будет связан с фантазией и визуальной картинкой, но в нем мы выступаем не просто наблюдателями, а творцами. Включаем музыку — и рисуем!

Способ № 7. Увлекательная история

Это метод я часто использую на “Музыкальной среде” Дома музыки.

Я рассказываю не только о музыкальном произведении, но и о том, что происходило в жизни композитора в то время, когда он писал свое творение.

Это могут быть какие-то интересные малоизвестные факты, которые помогают посмотреть на произведение под другим, непривычным углом зрения и достичь нужного результата — концентрации внимания.

Способ № 8. Эмоции и музыка

Как научиться слушать музыку, пропуская ее через сердце? Когда мы осознанно слушаем какую-то мелодию, подключаются наши эмоции, мы сопереживаем тому, что зашифровал композитор в нотах и как это воплотил в жизнь исполнитель произведения.

Возьмите лист бумаги, включите какую-либо музыку и запишите эмоции, которые у вас возникают: восторг, напряжение, порыв, смятение, а может быть, тревога или сарказм? Понаблюдайте за своими чувствами как бы со стороны и зафиксируйте их в словах.

Способ № 9. Движемся и чувствуем музыку телом

Это один из самых лучших способов активного слушания с малышами — движение! Мы подключаем наше тело, танец и через него соединяемся с музыкой.

Совместные танцевальные импровизации облегчают восприятие музыки детьми. Такие упражнения для развития музыкального слуха у детей можно использовать снова и снова, подбирая разные мелодии на вкус вашего малыша.

Способ № 10. Исполнение

Слушать музыку для детей и взрослых — это замечательное занятие. Но еще лучше попробовать ее исполнить! На мой взгляд, это самый эффективный из методов активного слушания.

Если вы когда-либо пели какую-то песню или играли на музыкальном инструменте, учили наизусть, разбирали каждую фразу, то вы были не просто слушателем, а исполнителем.

После того как вы решите перейти снова от роли исполнителя к слушателю, степень погружения в музыку будет максимальной. Вы словно придете в гости к близкому другу.

Итак, мы с вами разобрали 10 способов активного прослушивания музыки. Знаете ли вы, что человек усваивает:

* 10 % того, что слышит

* 50 % того, что видит

* 70 % того, что проговаривает

* 90 % того, что делает сам.

Вначале мы с вами только слушали музыку. Потом мы подключили и внутренний взгляд — фантазию, визуальные картинки. А после мы с вами проговорили и прописали, что мы чувствовали, и это уже 70% эффективного освоения информации. Два заключительных, самых активных, способа слушания являются наиболее эффективными в восприятии музыкальных произведений.

Какие же из этих способов можно использовать при обучении активному слушанию малышей? Да практически все! Восприятие музыки детьми, конечно, зависит от возраста, образы должны быть простыми и понятными для ребенка, музыкальные отрывки должны быть короткими (максимум 1 минута), предварительно нужно подробно объяснить и показать, что нужно делать.

Шаг за шагом развиваем в себе слушателя

В среднем человек может концентрироваться на каком-то действии около 10-20 минут, после этого степень сосредоточения падает. Но умение сосредоточить свое внимание ㅡ это навык, который поддается тренировке.

Вот для примера: вы бывали в компаниях, в которых говорили на языке, который вы не знали? Первый вариант — это когда они просто говорят что-то, и у вас в голове от речи такой ровный шумовой фон. Второй — вы не понимаете, но вслушиваетесь в звучание слов, интонацию, какие звуки есть.

Третий вариант — когда вы не просто слушаете звуки языка, но можете понять и его содержание. Здесь тоже может быть несколько стадий — вы можете выхватывать из текста какие-то отдельные слова и додумывать содержание, а можете и четко понимать значение каждого слова, время, в котором оно используется.

И уже высший пилотаж, когда вы можете понимать иностранный язык «между слов», какие-то приколы, шутки, игру слов и т. д.

Вот примерно то же самое происходит и с музыкой. Уровень глубины слушания зависит от того, насколько вам знаком ее язык и как часто вы совершаете увлекательные путешествия в мир различных мелодий! И самое главное, что совершенно любой человек может научиться воспринимать музыку очень глубоко.

Теперь вы знаете немало вариантов, как научиться слушать музыку самому и научить этому своего малыша. Подробно о каждом способе мы говорим на курсе «Как научиться слушать и понимать музыку» (http://shop.maria-sharo.com/product/klassika/). Будем рады вас видеть!

Автор проекта Дом музыки, Мария Шаро

Источник: http://maria-sharo.com/kak-slushat-muzyiku/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector