Как делать домашние задания по сольфеджио

Как готовить домашнее задание по сольфеджио (памятка для обучающихся)

Как готовить домашнее задание по сольфеджио

(памятка для обучающихся)

Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по сольфеджио.

Почему? Да потому что дома каждый из вас, учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось. Дорогие друзья! Давайте мы будем вместе с вами образовываться, давайте будем учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок. 

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЁ В КЛАССЕ?

Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание. Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?

  1. Записать как можно подробнее записать домашнее задание в дневник. Не надейтесь на свою память – всё вылетает из головы, спустя всего 10 минут. Вам только кажется, что вы и так всё запомните!
  2. Если задание не понятно, то немедленно попросите учителя объяснить задание лично вам. Не нужно стесняться этого вопроса. Да, ещё не нужно бояться спрашивать, главное говорите вежливо. Что можно сказать? Можно так “Объясните, пожалуйста, мне задание такое-то”. Ещё вы   можете задавать уточняющие вопросы: “А это делать письменно или устно? А здесь нужно строить от звука или в тональности?” и т.д.  

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Вы все уже привыкли к тому, что я вам задаю домашние задания. И проверяя, оцениваю домашнюю работу отдельной оценкой. И не всегда эта оценка устраивает меня и, тем более, вас. Зачастую, домашнее задание вы делаете накануне вечером, либо второпях перед уроком. И результат, как говорится, налицо (или, скорее, в дневник).

Я не призываю вас учить только этот предмет днями и ночами. Я предложу вам последовательный план подготовки домашнего задания. Давайте попробуем следовать ему. И я уверена, что это сработает. Не забывай приготовиться к сольфеджио.

Ты помнишь, что для работы на уроке необходимы учебник, «Рабочая тетрадь», нотная тетрадь, творческая тетрадь (если ты ее ведешь), простые карандаши и стерка.

  1. Приступая к подготовке домашнего задания, внимательно прочти его в своем дневнике. Пропущенный тобою урок не освобождает тебя от подготовки задания. И твоя задача узнать, что задано на следующий урок.
  2. Начинай готовить домашнее задание на следующий же день после урока (или, при возможности, в тот же день)
  3. Выдели всего 15-20 минут в день для подготовки к сольфеджио, распределив задание на каждый день.
  4. Прежде всего, сделай задания по новой теме, пока новая информация не вылетела из головы безвозвратно. Чаще всего это касается письменного задания по новой теме.
  5. Если задано много письменного задания, разбей его на несколько дней. Не поленись, проиграй все то, что ты построил и написал. Это поможет тебе найти ошибки и еще раз услышать то, что мы слушаем, определяем, поем на уроках.
  6. Научись пользоваться справочным материалом, который есть у тебя в «Рабочей тетради». Там много полезной информации по пройденным ранее и новым темам. Запомни, выучить и вызубрить все просто невозможно, но если ты знаешь, куда подсмотреть – значит, ты на правильном пути.
  7. Работай у инструмента, если номер задан для сольфеджирования. Проиграй его несколько раз со счетом, не забудь про ключевые знаки. Затем, можешь, проигрывая, петь. И на последнем этапе надо спеть номер без инструмента, помогая себе дирижерским жестом.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/12/03/kak-gotovit-domashnee-zadanie-po-solfedzhio-pamyatka

Карина Барас. «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов»

От редакции:

Автор сборника — Карина Вальдемаровна Ба́рас, нижегородский композитор, плодотворно сочиняющий в различных жанрах, в том числе камерной и детской музыки, а также являющийся педагогом с многолетним опытом преподавания музыкально-теоретических дисциплин в школе. Ученики К. В. Ба́рас становятся победителями различных олимпиад, лауреатами конкурсов, среди них, к примеру, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ныне учащийся ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского Валентин Малинин.

_____________________

Пособие «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов» адресовано учащимся начальных классов, предназначено для самостоятельной работы в домашних условиях и нацелено решать целый комплекс стратегических задач музыкальной педагогики. Пособие объединяет в себе:

  • учебник,
  • справочник,
  • рабочую тетрадь,
  • аудио-диск,
  • раскраску.

Автор постарался максимально полно охватить всё многообразие методов и форм работы в рамках курса сольфеджио, включая творческие и занимательные, на сообразительность и общий музыкальный кругозор. Много внимания уделено тембровому слуху и развитию музыкального слуха в целом.

Для этого в пособие включены в качестве важного дополнения звуковые дорожки, которые сопровождают каждое домашнее задание. Это и музыка для слушания и слухового анализа, и интересные фонограммы песен, это и упражнения, диктанты, звуковые загадки.

В каждом задании присутствуют звучания разнообразных музыкальных тембров, а также в тексте есть упоминания о различных музыкальных инструментах — от более до менее известных, как, например, лютня или виола да гамба.

Сборник содержит «визуальные помощники», схемы, образцы для выполнения тех или иных заданий, «подсказки», картинки для раскрашивания, головоломки.

Значительное внимание в пособии уделено самостоятельной работе учащихся дома с диктантами. По мнению автора, это не только развивает музыкальный слух, но и в значительной степени облегчает работу на уроке, помогает лучшей адаптации детей, которые испытывают определённые затруднения в написании диктантов в условиях реального урочного времени.

Пример задания для первого класса в конце учебного года:

Для учащихся, особенно для тех, кто не имеет дома фортепиано, озвученные на диске упражнения и номера для пения — большая и необходимая помощь в работе над правильным интонированием (в третьем классе — в пении двухголосия и трёхголосия). Номера для пения снабжены визуальными помощниками для правильного дирижирования.

Пример задания для 2 класса:

Материал сборников для 1 и 2 классов расположен в соответствии с учебным планом и количеством уроков по четвертям (всего по 33 домашних задания в каждой тетради).

Структура третьего сборника немного иная: сначала идут задания для повторения и закрепления пройденных тем в предыдущих классах, а затем — по новым темам в соответствии с учебной программой. Домашних заданий для 3 класса сравнительно мало — их всего 30.

Это сделано с определённой целью: дать педагогу возможность скорректировать предложенный материал применительно к конкретному уровню обучаемых, подробнее и тщательнее проработать сложные задания, вернуться для закрепления к старым, уже пройденным ранее.

Пример задания для 3 класса:

Источник: https://www.musnotes.com/articles/baras1/

Домашние задания по сольфеджио и их роль в самостоятельной работе учащихся над развитием музыкального слуха

Управление культуры и организации досуга населения администрации города УльяновскаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств имени А.В. Варламова

Домашние задания по сольфеджио и их роль в самостоятельной работе учащихся над развитием музыкального слуха.

Методическая разработка

Макеева О.В.

Преподаватель высшей категории МБУ ДО ДШИ им. А. В. Варламова

Ульяновск 2015 г.

Задача сольфеджио в детских музыкальных школах и школах искусств -всестороннее развитие музыкального слуха и музыкальной грамоты.

Классный урок -не единственная форма занятий. Большое значение имеет правильная работа учащихся дома, где он должен осмыслить и закрепить информацию , полученную в классе.

Педагог должен научить ребенка осмысленно работать дома. С самого начала обучения в музыкальной школе следует добиться от детей выполнения основного правила: заниматься сольфеджио каждый день. Можно рекомендовать учащимся заниматься сольфеджио перед специальностью, что создает определенный психологически настрой и скоро входит в привычку.

На начальном этапе обучения это не должно занимать много времени; 15-20 минут вполне достаточно.

Сначала нужно выучить и повторить теоретический материал и после этого выполнять практическое занятие.

Домашние задания должны быть детально и глубоко продумано, понятны учащимся, упражнения в них эффективны. Если задание учащимися не выполнено и причина этого в непонимании требований педагога, то педагог обязать объяснить учащемуся задачу еще раз и добиться ее выполнения.

Важно чтобы домашние задания не были через чур громоздкими, соответствовали тому практическому и теоретическому объему знаний учащихся , которыми они располагают. Домашние задания должны быть четко и ясно сформулированы. Необходимо учитывать индивидуальные способности и возможности каждого ученика.

Педагогу необходимо иметь тесный контакт не только с педагогом по специальности. но и с родителями которые должны помочь детям, организовать домашние занятия и проконтролировать их. Я практикую присутствие родителей на уроках сольфеджио в подготовительных и первых классах и могу твердо сказать, что это приносит положительные результаты.

Опираясь на свой 43-летний опыт работы в музыкальной школе, я придерживаюсь мнения что пение, музыкальный диктант, слуховой анализ – активно влияют на все стороны развития музыкального слуха.

Пение гамм и ладовых упражнение является вспомогательным видом работы, пень гаммы следует не механически а внимательно следить за их строением.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/muzyka/163965-domashnie-zadanija-po-solfedzhio-i-ih-rol-v-s.html

Такой вопрос естественно встает перед родителями после того, как они выяснили, зачем нужно сольфеджио изучать, и поняли, насколько трудной и сложной является эта музыкальная дисциплина для начинающего обучение малыша.

И если сами уроки сольфеджио приводят его в восторг, то домашние задания, как правило, ставят в тупик и самого ученика и его родителей.

Восторг постепенно сменяется унынием: ребенок от занятий музыкой ожидал сплошного праздника, а тут – сложности в виде теоретических правил, не очень доступных пониманию, и домашних заданий, по сравнению с которыми школьная математика кажется развлечением для малолеток. Дети любят музыку, но не занятия ею.

Естественно и понятно желание родителей помочь ребенку состояться, как музыканту. «Заинтересованные» мамы приходят с тетрадками, записывают слова песенок, правила, и очень переживают за своих малышей, ведь за неделю дети успевают начисто забыть все, о чем шла речь на уроке.

Родители, бабушки и дедушки на самом деле, большая помощь и педагогу, и маленькому ученику.

Но помощь в подготовке к уроку сольфеджио совсем не в том, чтобы мама, папа, бабушка или дедушка (или все они вместе), используя “звонок другу”, вместо своего любимого отпрыска строили интервалы, доминантсептаккорды или определяли тональность по количеству знаков.

В первые годы обучения важнейшим моментом является интерес родителей к деятельности ребенка, желание облегчить ему вхождение в трудную, утомительную рутинную ежедневную работу, без которой немыслима судьба любого музыканта. Дорогие взрослые, как только вы найдете в себе силы ВНИКНУТЬ в суть сольфеджио, ваш ребенок перестанет проливать слезы, и у него все пойдет на лад (причем, на мажорный лад).

Сольфеджио – предмет специфический, его преподавание существенно отличается от преподавания дисциплин общеобразовательного цикла: хороших результатов можно достичь только в том случае, если вы эту специфику поняли.

Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка:
увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана;
услышать музыку и знать, как записать ее нотами.

С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый, очень короткий этап. На этом этапе ваша помощь будет очень желанной и уместной – на ребенка в сентябре внезапно «сваливается» масса информации, а музыкальная грамота – это область знаний, с которой малыш никогда ранее не сталкивался.

И если вы ежедневно ненавязчиво спросите у него, на какой линеечке пишется нота СОЛЬ или ДО (вам самим это запоминать не обязательно, проверяйте ответы по записи в его тетрадке, а еще лучше, если он сам и проверит), вы очень здорово «продвинете» вашего будущего музыканта.

Читайте также:  Ты чья страшилка про музыкальную школу! творчество наших читателей.

Уроки сольфеджио проходят редко, всего раз в неделю, поэтому ваши вопросы помогут ему удержать в памяти то, о чем шла речь на прошлом уроке, и о чем его непременно спросят на уроке следующем.
На уроке сольфеджио учащиеся получают знания и знакомятся с вариантами их закрепления на практике. Звучит очень просто.

На самом деле, процесс происходит примерно так:
Изучается новое правило,
потом следуют:
– письменные упражнения на его закрепление;
– затем ребенок должен пропеть то, что он только что написал;
– потом пропеть упражнения на это правило;
– следом ребенок сольфеджирует «номер» (отрывок из музыкального произведения, где применяется это правило) – поет и называет каждую ноту;
– иногда номер надо транспонировать (перенести в другую тональность);
– обязательный момент – слуховой анализ – учитель играет (интервалы, аккорды, лады и др.), а ученик на слух определяет, какой из них в данный момент звучит;
– на уроке еще может быть музыкальный диктант (записывание прослушанной мелодии нотами) на изучаемую тему;
– а в завершение – на дом задается еще и сочинить мелодию с применением нового правила.
Естественно, что деятельность на уроке занимает лишь около 10% от всего необходимого объема работы: больше не успеть. Остальные 90% приходятся на домашние занятия – полученное на уроке надо «переварить» и отработать, то есть повторить десятки раз. За один присест это сделать невозможно – нужны ежедневные, пусть непродолжительные, занятия. Если этого не происходит, мы получаем эффект «пустой корзины»: знания, не получившие закрепления, пропадают.

Наиболее распространенной ошибкой учеников в домашней работе по сольфеджио является то, что тщательно выполняя письменные задания, они дома практически НЕ ПОЮТ. Заданные на дом песенки и упражнения (так называемые «номера»), а также интервалы, тональности, лады, аккорды специально подобраны в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастания сложности.

Именно через пение и слушание этого материала (а когда ребенок поет, то он еще и слушает, и запоминает) происходит развитие музыкального слуха ребенка.

Какая помощь нужна ребенку? Самое главное, что должны сделать родители – следить, чтобы было выполнено письменное задание, но главное, СЛУШАТЬ, как ребенок сольфеджирует, то есть, поет, называя ноты. Все!

– Не заставлять петь «из под палки», а стимулировать, заинтересовывать ребенка, может быть, первое время петь вместе с ним. Номер или песенка по сольфеджио должен быть пропет к уроку не менее 10 раз (это совсем не много, всего 1-2 раза ежедневно).

– Вы не знаете, точно ли он попадает голосом в нужную ноту («чисто» ли он поет)? Вам это и не обязательно знать! пусть проверяет себя, нажимая соответствующую клавишу на инструменте.
– Напомните ему, что звучание клавиши и голоса должно совпадать. Не совпадает? Ничего страшного для начала.

Убедите ребенка и поверьте сами, что даже если ему на ушко наступил не один, а три медведя, которые еще и ревут страшными голосами, то ежедневное 5-10 минутное сольфеджирование в сочетании с ежедневной игрой на инструменте заставит этих медведей по очереди с его ушка спрыгнуть и уйти искать уши более ленивых детей .

Педагог обычно недоволен не тем, что ребенок фальшивит, а тем, что он ничего не делает для улучшения слуха и голоса, то есть не работает дома. Учителя музыкальных предметов знают, что пройдет время (полгода, год, два, не более) – и голос будет звучать самым наилучшим образом, нужно только терпение и ежедневная работа.

Главное, чтобы маленький ученик уже сейчас понял, что без пения – никак, чтобы он привык вокальную часть задания по сольфеджио выполнять ежедневно обязательно, чтобы он знал, что взрослые будут контролировать и его ежедневные занятия, и его оценки по сольфеджио, потому что его успехи, его музыкальное развитие для родителей очень важны.

Для того чтобы послушать пение ребенка, никакого дополнительного времени не нужно: вы можете заниматься уборкой и внимать гармоническому до минору.
Хотите, спойте вместе с ребенком «номер» по сольфеджио (отрывок из оперы), пока варятся пельмени.

Самое трудное для родителей ВНИКНУТЬ в работу ребенка и ПОМНИТЬ о том, что домашние занятия сольфеджио надо контролировать. А если маме с папой все равно, если для них это не важно – поверьте, ребенку все равно тоже.

Жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы малыш КАЖДЫЙ ДЕНЬ 5-10 МИНУТ занимался сольфеджио: пропел упражнение, построил, сыграл и пропел интервалы, аккорды и что там ему еще задано.

И пока это не стало у ребенка привычкой, родители должны контролировать этот процесс, особенно важно следить и поддерживать маленького ученика на начальном этапе. Никакие отговорки не принимаются: это ВСЕГО 5-10 МИНУТ работы! А лучше – 5-10 минут игры.

Ежедневные занятия на инструменте и занятия сольфеджио должны войти в плоть и кровь ребенка, как умывание по утрам, если он хочет стать музыкантом (музыкант-любитель должен заниматься ровно таким же образом). При такой организации домашних занятий дети довольно быстро переходят к самостоятельной работе над заданиями по сольфеджио.

За родителями остается сначала постоянный, а потом периодический контроль.
Лень ребенка (а более всего – ВАША) в укоренении и закреплении этой привычки впоследствии явится тормозом в его музыкальном развитии, а ведь вы хотите, чтобы он был лучшим.

Педагогам нередко приходится наблюдать одаренных детей, которые на начальном этапе с легкостью овладевают игрой на инструменте, но при этом безалаберно относятся к занятиям по сольфеджио.

В то же время, менее способные ребята, которые усердно занимаются сольфеджио, ежедневно играют на инструменте, поют в хоре, как правило, через пару лет обгоняют своих зазнавшихся оппонентов.
Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? На первых порах надо в прямом смысле слова все делать играючи, как делают это на уроках учителя сольфеджио. Предмет сольфеджио, конечно же, является очень трудным для ребенка, но ему совсем не нужно об этом знать. Обязательно в день урока сольфеджио поинтересуйтесь, что и как было на уроке, пусть он вам расскажет и покажет, споет и прохлопает, потом научит вас или своих кукол. А назавтра снова сделает то же самое… и послезавтра… Потом будет новое задание – и все сначала… будничная кропотливая работа, не всегда привлекательная для детей своим однообразием и бесконечными повторениями. Что ж – это путь музыканта. Успехов вашему малышу на этом пути.

Источник: http://lira.s-edu.ru/roditelyam/197-kak-pomoch-rebenku-v-podgotovke-k-solfedzhio.html

Музыкальный ринг по сольфеджио

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ ПО СОЛЬФЕДЖИО – 2014
(среди учащихся 2-х классов музыкального отделения)

Ведущая.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые преподаватели и гости нашего праздника! Да, да, именно праздника! Ведь раз вы здесь, то это означает, что музыка для вас нечто большее, чем просто искусство.

Ведь так? А праздник наш сегодня не совсем обычный, называется он «Музыкальный ринг». Вам предстоит пройти немало испытаний, выполнить разные задания, показать то, чему вы научились в школе искусств за эти годы.

(Звучит веселая музыка, появляется Мажорик).

Ведущая.

Ой, Мажорик, здравствуй! Ты, как всегда, вовремя! Как там дела в твоей музыкальной стране Звукляндии?

Мажорик. Добрый день всем! В моей Звукляндии все просто отлично! Ноты дружат между собой, Минор и Мажор вообще стали неразлучными друзьями, господин Скрипичный ключ так же стоИт на страже порядка. Я слышал, что у вас в школе искусств сегодня какое-то особое мероприятие?!

Ведущая.

Да, Мажорик. Собрались мы сегодня по особому случаю. Впервые в нашей школе искусств проводится интересная конкурсная программа «Музыкальный ринг». У нас 2 команды – учащиеся Озерской школы искусств, и они будут соревноваться между собой за звание «Лучшей музыкальной команды-2014».

Кроме команды-победительницы, будут у нас и специальные призы: «Лучший музыкальный слух», «Лучший музыкальный эрудит» и «Самая чистая интонация». 

Мажорик. Ух ты, как здоооровооооо…! Это, наверно, сольфеджио нужно хорошо знать? Я знаю, чтобы быть настоящим музыкантом нужно иметь хороший музыкальный слух.

Ведущая.

Конечно! Сольфеджио – очень интересный предмет и если всегда быть внимательным на занятиях, всегда выполнять домашнюю работу, то музыкальный слух будет просто отличным!

Мажорик. Ага! А можно я останусь и помогу чем-нибудь? 

Ведущая.

Оставайся, конечно, Мажорик! Итак, мы начинаем!

Мажорик. И от грусти, и от скуки Могут вылечить нас всех Озорных мелодий звуки, Песни, пляски, шутки, смех. Золотой волшебной рыбкой Может музыка блеснуть И по-дружески, с улыбкой Вдруг в глаза нам заглянуть. Ведущая. Сегодня собрались вы здесь  Нам показать свои познанья. И музыка сейчас для вас Устраивает состязание. Позвольте представить вам жюри нашего конкурса: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ведущая.

Все участники заняли свои места и сейчас я проверю, что вы знаете про музыку. Музыкальные загадки! Это задание не оценивается, отвечайте громко, дружно!

Тридцать маленьких ребят на ступенечках стоят. И с улыбкой в день весенний все поют про день рождения.

Голоса, как на подбор, выступает детский… (хор).

Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль, как зовут меня?… (рояль).

Писали ноты, между ними черту все время проводили.
Вертикальная палочка та – это… (тактовая черта).

Если в нашей пьесе тучи, дождик льет во весь опор,
Это лад ужасно грустный, называется… (минор).

Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играем, называется… (мажор).

Ведущая.

Молодцы, ребята! Справились! А теперь давайте познакомимся с командами! Первый конкурс – «Визитная карточка». Максимальная оценка – 5 баллов. Прошу первую команду выйти на сцену.

(Команды по очереди показывают свою визитную карточку: название, девиз, приветствие жюри и соперникам, представление капитана).

Мажорик. Ух, какие молодцы! Давайте теперь спросим у жюри, какие баллы заслужила каждая их команд.

(Жюри поднимают таблички с цифрами, подсчитывается общий балл).

Ведущая.

Первый конкурс позади, продолжаем! 

Мажорик. Чтоб пыл веселья не угас, Чтоб время шло быстрее, Друзья, мы приглашаем вас 

К разминке поскорее!

Ведущая. Второй конкурс – блиц «Красная кнопка». Я буду задавать вам короткие вопросы, на которые вы будете давать короткие ответы. Чтобы нам понять, кому отвечать, вам нужно выбрать одного человека от команды. Этот человек будет «красной кнопкой», Мы ему оденем красную шапочку, у него во рту будет свисток и он будет сидеть на стуле. Остальные участники будут стоять позади своей «красной кнопки». Если вы знаете ответ на вопрос, «нажимаете» на «кнопку», она должна сработать, т.е. засвистеть. Только после этого можно будет отвечать.  За каждый правильный ответ на наши вопросы команда получает по одному баллу.

Читайте также:  Какие оперы написал моцарт 5 самых известных опер

Если прозвучит неправильный ответ, то право ответа предоставляется другой команде.

1. Как называется графический знак для записи музыкальных звуков? Ноты. 2. Интервал, который содержит в себе 2 ступени. Секунда. 3. Как называют музыканты 5 линеек, на которых пишутся ноты? Нотный стан.  4. Отрывистое исполнение звуков, обозначается точкой над или под нотой. Стаккато. 5. Музыкальный знак, понижающий ноту на полтона? Бемоль.  6. Перерыв в звучании музыки? Пауза.  7. Вертикальная черта, отделяющая один такт от другого. Тактовая черта. 8. Звуки лада, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до ее октавного удвоения. Гамма. 9. Неполный такт в начале произведения. Затакт. 10. Звукоряд из трех звуков подряд. Трихорд. 11. Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Трезвучие.

12. Первая самая устойчивая ступень лада. Тоника.

(После завершения блица, жюри объявляет результаты).

Ведущая.

Третий конкурс – Музыкальные ребусы. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять музыкальные ребусы (разные для каждой из команд). Ответы нужно написать возле каждого ребуса. Та команда, которая выполнит задание, должна подать знак музыкальным инструментом, который лежит у каждой на столе, чтобы жюри могло понять, кто справился с заданием быстрее, потому что за скорость также будут начислены дополнительные баллы.

Готовы? По моей команде начинаем! Раз, два, три!

(Звучит спокойная фоновая музыка, команды выполняют задание. После завершения конкурса – подведение итогов, выставление баллов и объявление суммы баллов за 3-х конкурсов).

Ведущая.

Молодцы, ребята! Справились с заданием! Думаю, что это задание было для вас очень легким… А сейчас задание немного посложнее. Четвертый конкурс – «Логические цепочки». Вам будут предложены логические цепочки (их по 6 в этом задании и они одинаковые у всех команд). Это ряды слов, связанных между собой каким-либо признаком, но одно из слов в каждом ряду лишнее. Вот его-то и нужно зачеркнуть. Кто справится – играем в инструмент.

Сейчас Мажорик раздаст вам задание и по моей команде – начинаем! (Мажорик раздает задания). Раз, два, три!

(Команды под музыку выполняют задание. После завершения – листы сдают жюри для определения правильности его выполнения. Ведущая называет вслух все логические цепочки, команды отвечают, что было лишнее. После завершения конкурса – выставление баллов и объявление суммы баллов за 4 конкурса).

Ведущая.

 Ребята, а что на уроке сольфеджио вам больше всего нравится делать? (Дети отвечают). А диктанты вы писать любите? Это, наверно, самое любимое ваше задание… Правда? Наш пятый конкурс называется «Собери диктант». Сейчас Мажорик раздаст вам по 8 фрагментов диктанта (1 фрагмент – 1 такт), после 4-х прослушиваний вы должны будете разложить его на столе в правильной последовательности. После этого жюри проверит ваши диктанты и поставит баллы. Максимальная оценка – 5 баллов.

Готовы? Тогда слушаем!

(Ведущая проигрывает 4 раза диктант, после чего жюри оценивает команды. Подводятся итоги за 5 конкурсов).

Ведущая.

А сейчас настало время для проверки домашнего задания, 6-й конкурс – «Ритмический канон»! Ведь качественно выполненное домашнее задание по сольфеджио – это уже половина успеха! Каждой команде был предложен ритмический канон.

Будет приветствоваться использование инструментов, сочинение вступления и заключения, движения. И сейчас жюри проверит, на какую оценку вы выполнили это задание. 5 баллов – максимальная оценка в этом конкурсе.

(Команды по очереди показывают домашнее задание. В конце – жюри выставляет оценки и подводит итог 6-и конкурсов).

Ведущая.

С домашним заданием вы хорошо справились! Переходим к 7-му конкурсу – «Укрась ромашку». Сейчас каждой команде будет предложена картинка, на которой нарисована ромашка. На каждом ее лепестке – нотный стан. Вам необходимо нарисовать на всех лепестках какие-либо музыкальные знаки. Это могут быть длительности нот, паузы и т.д. Повторяться знаки не должны. Каждый знак принесет вам по 1-му баллу.

Итак, берем в руки карандаши и приступаем!

(Команды выполняют задание под веселую музыку. После выполнения задания, листы относятся жюри, которое проверяет и подсчитывает баллы. 
Подводятся итоги 7-ми конкурсов).

Ведущая.

8 конкурс – лучшее исполнение песни «Оса». Каждой команде было предложено домашнее задание – подготовить и исполнить небольшую песню, которая называется «Оса». Итак, жюри внимательно слушают и оценивают наших участников. Задание оценивается в 5 баллов.

(Команды показывают домашнее задание. После этого жюри оценивает участников. Подводятся итоги 8-ми конкурсов).

Ведущая. А теперь настало время немного отдохнуть!  Знают все на свете дети – много музыки на свете! Из семи обычных нот композитор создаёт: Пьесы, оперы, сонаты, ариозо иль кантаты,  Симфонические сказки, менуэты или пляски. Но один любимый жанр всем с пелёнок дорог нам.

Жизнь чудесней, интересней, если рядом с нами – песня!

9 конкурс – «Озвучка». Вашему вниманию сейчас будут предложены фрагменты фонограмм детских песен из мультфильмов. Вам нужно отгадать, что это за песня, кто ее исполняет и немного ее напеть. Баллы зачисляются командам за каждую угаданную песню. Готовы?

(Звучат фонограммы. Дети отгадывают и напевают. В завершении жюри подводит итоги).

Ведущая.

А сейчас будет задание, связанное с интервалами. Давайте немного вспомним их названия (дети называют интервалы). Вы уже знаете, что каждый интервал обозначается определенной цифрой, которая указывает на количество в нем ступеней. Я вам сейчас буду называть цифры, а вы мне отвечайте, какой интервал ей обозначается (проводится небольшая разминка). А сейчас непосредственно 10-й конкурс «Спрятавшиеся интервалы». Командам будет предложен небольшой музыкальный фрагмент, в котором нужно будет найти и подписать встречающиеся интервалы.

Оценивается скорость и правильность выполнения задания (максимум – 5 баллов). 

(Мажорик раздает задания. Команды выполняют. Подведение итогов).

Ведущая.

11 конкурс – «Правильные стрелочки». Сейчас Мажорик вам раздаст задание, в котором нужно будет стрелочками соединить музыкальные термины и их правильное толкование (всего 6). Максимальное количество баллов – 9 плюс 1 балл за скорость.

(Мажорик раздает задания. Команды выполняют. Подведение итогов).

Ведущая.

Задание на ритм. 12 конкурс «Ритмическая партитура». Капитан команды вытягивает небольшую ритмическую партитуру для своей команды. В этом конкурсе должно участвовать 3 участника от каждой команды. У вас будет время на подготовку, после чего вы представите жюри, что у вас получилось. Высший балл – 5 баллов.

(Капитаны вытягивают карточку с заданием, обсуждение 1-2 минуты, выступление. Выставление оценок).

Ведущая.

Наступает время последнего конкурсного задания. 13 конкурс «Черный ящик». Мажорик, выноси! (под музыку выносит черный ящик). Сейчас вам предстоит узнать, что находится внутри этого ящика? Как только вы догадаетесь, о чем речь, нужно подать звуковой сигнал.

Итак…

Этим пользовались еще в древности жители Антильских островов – индейцы таино. Изготавливали ЭТО из плодов деревьев, например, кокоса.

Известны случаи, что ЭТО изготавливали даже из тыква, добавляя мелкую гальку или семена растений. В настоящее время – это является символом латиноамериканской музыки.

И, как правило, музыкант использует их две. И под этим же названием есть город в Бразилии. (Маракасы)

(Команды совещаются и дают правильные ответы).

Ведущая.

Все конкурсы пройдены. Время подводить итоги! Слово предоставляется членам жюри.

(Жюри объявляют результаты и награждают команды и участников).

Ведущая.

Дорогие зрители, болельщики! Давайте ещё раз поблагодарим участников конкурсной программы за прекрасное выступление дружными аплодисментами! 

Мажорик.  Всем спасибо за вниманье,  За задор и звонкий смех,  За огонь соревнованья, 

Обеспечивший успех!

Ведущая. Как не хотелось время торопить,  Но наступил час расставанья. Я не хочу «Прощайте» говорить, 

А говорю вам: «До свиданья!»

Уважаемые друзья! Наша программа завершается. Я хочу поблагодарить всех вас за участие, внимание, проявленное творчество и хорошее настроение от нашей с вами встречи. Очень надеюсь, что впереди у нас еще множество прекрасных минут и часов от встреч с музыкой. Всего вам доброго!

Ю.С. Конарева преподаватель  музыкально-теоретических дисциплин

МКОУ ДОД «Озерская ДШИ», 2014

Источник: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/muzykalnyj_ring_po_solfedzhio_2014/1-1-0-633

Сольфеджио: друг или враг музыканта

Сольфеджио: друг или враг музыканта

Музыка – это огромный мир, который имеет собственные правила и основы. Изучать музыкальные дисциплины достаточно интересно и увлекательно, если знать правильный подход, и к таковым относится сольфеджио. К сожалению, многие музыканты без должного внимания относятся к этому предмету. Почему это происходит, что представляет собой сольфеджио и многое другое можно прочитать в данной статье.

Что такое сольфеджио

Сольфеджио – это музыкальная дисциплина. В переводе с итальянского языка переводится, как «пение по нотам». Сольфеджио изучается на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная с музыкальной школы, заканчивая консерваторией.

Главной особенностью является насыщенность в изучении. На уроках обычно применяются следующие формы работы, направленные на развитие музыкальных способностей:

  1. Теоретические знания
  2. Сольфеджирование (пение по нотам)
  3. Развитие слуховых навыков
  4. Написание музыкальных диктантов
  5. Творческие задания
  6. Метроритмическая работа
Форма работы Виды Вырабатываемые навыки
Теоретические знания Изучение нотной грамоты. Правила строения интервалов, аккордов, ладов, музыкальных форм, синтаксис, приёмы развития муз. материала, жанровые особенности, гармонические функции.   Изучение основных музыкальных терминов. Проведение анализа муз. фрагментов. Умение применять теоретические знания на практике. 
Сольфеджирование (пение по нотам) Чтение с листа нотных примеров в различных тональностях одноголосно, дуэтом или совместно с хором. Овладение мастерством чтения нот с листа и точным интонационным воспроизведением нотного текста одноголосного или двухголосного, совершенствование вокальных навыков. 
Развитие слуховых навыков Определение на слух отдельных звуков, интервалов, ладов и тональностей, аккордов, трезвучий. Анализ музыкального произведения на слух. Подбор аккомпанемента на слух. Запись цифровок и гармонических оборотов. Умение слышать и определять музыкальные элементы на слух. Развитие внутреннего слуха. Возможность отличать тембры инструментов и музыкальные краски произведений. Умение анализировать форму на слух. Навык быстрого подбора аккомпанемента или мелодической линии. 
Написание музыкальных диктантов Проведение устных и письменных диктантов в различных тональностях, одноголосных и двухголосных, размерах и темпах. Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха учащегося.
Творческие задания Подбор произведений с гармонией, основы композиции, импровизация, досочинения и сочинения в определенных тональностях, жанрах, ритмических фигурах.  Умение сочинять музыку в конкретном стиле, жанре. Навык импровизации. Свободное владение инструментом.
Метроритмическая работа Изучение на практике ритмических фигур, ритмослогов, метра, размера. Формирование ритмической основы.

Таким образом, сольфеджио способствует развитию в человеке широкого в музыкальном плане творческого потенциала.

Стоит отметить, что существует два основных вида сольфеджио:

Читайте также:  Упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре

Классическое сольфеджио включает в себя основные термины, понятия и практические упражнения. Это музыкальные основы. Примечательно, что данный вид сольфеджио в большей степени строится на принципах школы классицизма и романтизма.

Джазовое сольфеджио рассматривает основные термины, характерные для джазовой музыки. Примечательно, что данный вид сольфеджио изучается в музыкальных училищах и консерваториях, преимущественно на отделениях Эстрадно-джазового вокала. Если речь идет о начальном или среднем музыкальном образовании, то подобная дисциплина применима для джазовых вокальных студий.

Почему многие не любят сольфеджио?

Наверное, почему многие люди не любят сольфеджио понятно еще из предыдущего пункта. Ведь согласитесь, что запомнить и разобраться в таком объемном материале достаточно сложно. На данный момент времени можно выделить следующие основные причины отрицания сольфеджио:

  • Отсутствие от природы абсолютного слуха. Учащемуся сложнее, запоминать звуки, на обработку высоты требуется больше времени, в итоге на фоне других более успешных учеников может выработаться комплекс, а следовательно, и не любовь к предмету.
  • Музыкальная одаренность. Как бы парадоксально, это не звучало, но дети и взрослые, которые от природы наделены музыкальными способностями часто разочаровываются. Они, итак, слышат точную высоту звука и могут безошибочно определить тональность, а если еще и чувство ритма не хромает, то сольфеджио вообще теряет для них весь смысл. Как показывает практика, такие люди начинают пропускать занятия, вместе с этим теряется теоретическая база, начинаются проблемы в предмете.
  • Неуспеваемость по предмету. Сложность сольфеджио заключается в том, что необходимо время, чтобы выработать определенный практический навык. Кому-то требуется больше времени, кому-то меньше, при этом этапы контроля знаний никто не отменял. В итоге, человек, старающийся получить знания, может получить плохую оценку, что соответственно не является стимулом.
  • Некомпетентный педагог. Сколько историй, о том, как предмет был не любим из-за педагога, который отбивал все желание заниматься.
  • Жёсткий контроль родителей. Многие родители стремятся сделать из собственных детей Моцартов, они часами мучают ребенка занятиями, убивая его самостоятельность. Конечно, контроль в занятиях со стороны родителей необходим, но музыка не может превращаться в пытку. Отец Паганини запирал собственного ребенка в чулане и лишал еды, если Никколо не выучивал задания. Конечно, ребенок стал знаменит, но какова цена? Заниматься музыкой – это великое удовольствие, ребенок должен, понять это сам.

Наверное, это основные причины, которые мешают по-настоящему проникнуться предметом и осознать все его значимость и необходимость.  

Зачем необходимо сольфеджио? Польза предмета

Вне зависимости от времени, навыки, полученные от занятий, будут приносить музыкантам со всего мира необъятную пользу. К положительным качествам сольфеджио можно отнести развитие следующих навыков:

  • Полная свобода во владении инструментом.
  • Прочная теоретическая база, совершенное знание музыкального языка.
  • Умение анализировать произведение по нотам и на слух.
  • Композиторское мастерство.
  • Умение импровизировать в различных жанрах, стилях и т.д.
  • Навык подбора музыкального произведения в короткое время.
  • Сокращение времени на запоминание музыкального материала.
  • Формирование музыкального слуха: абсолютного или относительного.
  • Четкая ритмическая основа.
  • Чистая интонация.
  • Формирование мелодического и гармонического слуха.
  • Возможность различать тембральную краску инструментов.

Пользу данной дисциплины нельзя недооценивать, ведь именно сольфеджио формирует основные профессиональные музыкальные способности. Подчеркиваем, предмет дает именно профессиональную базу.

Согласитесь, что в мире можно найти миллион талантливых людей, которые хорошо поют, могут играть на инструменте, подбирают песни, но их нельзя назвать профессионалами, так как они делают это интуитивно. Они не знают нотной грамоты, терминологии, никогда не обучались в музыкальной школе.

Несмотря на наличие их таланта, начать развиваться в музыкальной отрасли или получать образование, без изучения школьной базы, они вряд ли смогут.

Но не стоит печалиться раньше времени, вне зависимости от возраста можно начать изучать сольфеджио.

Главное проводить занятия систематически и в правильном порядке, в более взрослом возрасте лучше нанять репетитора по сольфеджио, если это ребенок, то вполне можно ограничиться занятиями в музыкальной школе.<\p>

Чтобы изучать сольфеджио требуется следующее:

  • Фортепиано или синтезатор или MIDI-клавиатура.
  • Нотная тетрадь.
  • Карандаш и ластик.
  • Учебное пособие.
  • Тетрадь для записи терминов.
  • Желание постигать данную науку.
  • Время и силы.

Сольфеджио является таким предметом, который требует большой самоотдачи. Не пугайтесь, если, что-то не получается с первого раза, систематические упражнения сделают свое дело. Необходимо помнить, то что легко дается, также легко теряется. Если вы нарабатывали навык ценой усилий, тратили время, то полученные результаты будут радовать больше.  

Так друг или враг?

Чтобы, кто не говорил, сольфеджио является неоспоримым другом музыканта. Необходимо только понять, что сложности придумываем мы сами. Просто поймите, зачем вам эти знания, что принесут они в будущем. Поверьте, ваши труды в изучении не пропадут даром. Сольфеджио – это основа музыки, постигнув данную дисциплину, можно стать настоящим музыкантом, так давайте не упускать этот шанс! 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: http://soundtimes.ru/uroki-muzyki/solfedzhio

Что такое сольфеджио: самое понятное объяснение для родителей

Преподаватель музыки с 25-летним стажем Анастасия Якушкина коротко и понятно рассказывает о том, что такое музыкальная грамота, как развивать слух и как родителям, не имеющим музыкального образования, разобраться в сольфеджио.

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет.

Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть — это основы музыкальной грамоты.

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении…

В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение — гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

В первую очередь мы активно развиваем слух — учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.

Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.

Следующий этап — воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык — умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель — научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки — ритм. Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых — одна из основных задач уроков сольфеджио.

Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.

Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

Одна из форм развития всех навыков — сольфеджирование — пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

Здесь мы учимся владению голосом, чтоб чисто интонировать; грамотному дыханию, четкой дикции, координации слуха, голоса и движения.

В старших классах добавляется музицирование — исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант — запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.

Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.

Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху — это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши.

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтому** фортепиано** или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

Главная беда, которая встречается на практике, — родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя…

Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно.

Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного — получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы – хорошо, ну я и не буду…»

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, — процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное — не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/chto-takoe-solfedzhio-samoe-ponyatnoe-obyasnenie-dlya-roditeley.htm

Ссылка на основную публикацию