Из истории блюза с плантаций на студию

История развития жанра

Истоки, традиционный блюз

Истоки блюза как музыки начались с далёких времён возникновения рабовладельчества на Американском континенте и завоза рабочей силы из Африки. Негры работали в те времена на плантациях и как обслуживающий персонал, выполняли всю самую грязную и непритязательную работу.

Вся сложность жизненных отношений афроамериканца выливалась, в том числе, и в творчестве в таких этнических жанрах как госпел, рабочая песня и спиричуэлс, берущие, в свою очередь корни из этнической Африканской музыки, преимущественно ударных битов и народно-религиозной вокальной составляющей.

Большим толчком к возникновению жанра послужила отмена в 1863 году рабства в США. Всё это является истоками того, что мы сейчас называем блюзом. Несомненно блюз нужно считать квинтэссенцией африканской народной культуры с прогрессом развития западной культуры и социализации в ней чёрного человека.

Родиной блюза считается дельта реки Миссисипи.

Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически всё чёрное население США в первой половине XX века.

Они бродяжничали по стране, перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость, готовые в любой момент продолжить свои скитания. Иногда удавалось устроиться играть на вечеринках, где музыканту редко платили деньгами, а чаще — едой и выпивкой.

Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжёлый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.

Сам же термин встречается лишь в 1912 году, когда в свет выходит первая блюзовая пластинка. Это был сборник традиционных блюзов, изданный известным композитором и собирателем негритянского фольклора Уильямом Хенди, который вошёл в историю как «отец блюзов» (англ. Father of the Blues).

Традиционный блюз также называется архаический и иногда захолустный (англ. Downhome) и исполняется без аккомпанемента. Является непосредственным наследником народного творчества афроамериканского населения. Этот стиль блюзов продолжает существовать в сельских местностях США в настоящее время.

Наиболее известными его исполнителями считаются Лемон Джефферсон и Хадди «Лидбелли» Ледбеттер. [править]

Классический блюз

Можно сказать, что формирование классического блюза завершилось где-то в 20-х годах XX века с появлением ансамблей, исполнявших блюзы.

В нём утвердились характерные особенности, унаследованные от музыки афроамериканских негров, и чётко определилась 12-тактовая форма и гармоническое сопровождение. В этот период блюз постепенно выходит из африканских гетто и переходит в форму шоу-бизнеса.

Примечательно, что в этот период было повальное увлечение вокалистками, поющими блюз. В 1920 г. негритянка Мэми Смит (Mamie Smith) записала на грампластинку свой «Crazy Blues» и, ко всеобщему удивлению, пластинка имела небывалый коммерческий успех.

Фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, набросились на новую музыку. Именно к 1921 г. формируется тенденция и начинается ее реализация в последующие 12 лет. Начался блюзовый бум.

В этот период, среди всего наплыва «модных» блюзовых исполнительниц принято выделять прежде всего Ма Рэйни (Ма Rainey), которая закончила выступать в 1935 году; Бэсси Смит (Bessie Smith), считавшаяся критиками вехой в эпохе блюза. Независимо от моды на исполнителей и музыку, публика всегда очень любила её, но её упадок произошёл к 30-м годам.

В последний раз она записывалась в 1933 г., но, по свидетельству Д. Л. Коллиера, «это была уже скорее дань прошлому». Упадок женского классического блюза приходится на 30-е годы. Можно отметить двух ведущих исполнителей этого периода Джо Тёрнера (Joe Turner) и Джимми Рашинга (Jimmy Rushing).

Джо Тёрнер был знаменит своими быстрыми блюзами, которые он не столько пел, а как бы кричал на фоне энергичного фортепианного аккомпанемента в стиле «буги-вуги». Большей популярностью пользовался Джимми Рашинг, который был ведущим вокалистом оркестра Каунта Бейси (Count Basie) с 1935 по 1948 гг.

Легендарной фигурой традиционного блюза был и остается Роберт Джонсон (Robert Johnson), гитарист и певец, погибший в 27-летнем возрасте, но успевший в конце 1920-х — начале 1930-х гг. записать около тридцати песен, и в их числе «Перекрёсток» («Crossroad»), практически обязательный номер в программе блюзменов последующих поколений.

В некоторых песнях: «Walking Blues» («Гуляющий Блюз»), «Crossroad Blues» («Блюз Перекрёстка»), «If I Had Possession Over Judgement Day» («Владей я чем-то во время Судного дня») — Джонсон звучит как настоящий рок-н-ролльный бэнд, так же полновесно, как первые группы Элвиса или Боба Дилана и мощнее их.

«Однако взгляд на него как на первого рок-н-роллера только еще начинает формироваться», — так характеризует Р. Джонсона американский музыковед Грей Маркус. Творчество Р. Джонсона сильно повлияло на формирование исполнительской манеры таких грандов рока, как Мик Джаггер и особенно Эрик Клаптон, использовавших темы блюзов Джонсона в своем репертуаре.

Среди других известных исполнителей этого времени можно назвать Чарли Паттона (Charley Patton), Блайнд Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson), Джона Слипи Истиза (John Sleepy Estes), Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy). Чаще всего блюзмены брали выразительные прозвища, как например, уже упоминавшиеся имена: «Слепой Лимон» Джефферсон, «Большой Билл» Брунзи и т. п.

Наверх

Источник: http://music-blues.narod.ru/hystory.html

Bill Jazz Gillum «Harmonica Chicago Blues: 1934-1947»

09.08.2015

Текст Андрея Струкова: Сценические псевдонимы могут ввести в заблуждение. Скажите, какую музыку должен исполнять музыкант по прозвищу «Джаз»? А вот и не угадали! Джаз Гиллам (Jazz Gillum) всю жизнь играл и пел самый что ни на есть блюз.

Он слегка «затерялся» среди своих без преувеличения великих коллег-современников (Биг Билл Брунзи, Биг Масео Мерриузер, Сонни Бой Уильямсон 1-ый), но в период с 1936 по 1942-й год Гиллам был одним из самых успешных блюзменов в Чикаго.

1.

William McKinley Gillum родился в 1904-м году в г.Индианола, шт.Миссиссиппи.

Его родители умерли, когда он был совсем ребёнком, и его, вместе со множеством родных сестёр и братьев (сейчас неизвестно точно, сколько их было), взял на попечение дядя Ed Buchanan, дьякон местной церкви.

В этой же церкви юный Уильям приобщился к музыке – освоил церковную фисгармонию; дядя-дьякон Эд поощрял исполнение духовной музыки, но категорически возражал против любых фривольных мелодий. Чуть позже кто-то из старших братьев научил его играть на губной гармонике.

В семь лет Уильям сбежал из дома, устав от предельной религиозности и деспотичного характера дяди. Четыре года он прожил у родственников в Чарльстоне; в 11 лет убежал и от них, устроившись полевым рабочим на одну из плантаций в окрестностях Minter City.

Поняв вскоре, что в такой работе радости мало – он снова пустился в дорогу, и на это раз остановился в Гринвуде, нанялся посыльным в галантерейную лавку.

Упомянутые Чальстон, Минтер-Сити, Гринвуд – это ещё штат Миссиссиппи; для традиционного блюзового вояжа на север Гиллам пока не «созрел».

Все эти годы он продолжал петь, играть и совершенствоваться в блюзе; в Гринвуде он уже постоянно подрабатывал, как уличный музыкант. И у него уже было (некоторые рецензенты пишут, что чуть ли не с самых детских лет) это самое прозвище Jazz, но не в музыкальном смысле, а как отражение его умения одеваться стильно, модно (есть и такое сленговое производное от слова jazz).

2.

В 1923-м году Джаз Гиллам приехал в Чикаго.

Чикагская музыкальная сцена в то время – это целые блюз-созвездия, плюс ещё множество профессионалов высочайшего уровня, пусть и меньшей звёздности, «раскрученности». Только к началу 1930-х годов Гиллам стал полноправным участником музыкальной тусовки, с постоянной работой сайдменом и более-менее стабильным участием в местных клубных концертах и домашних вечеринках.

В Чикаго тридцатых годов начинающий блюзмен, если он хотел достичь реального успеха, должен был сделать две вещи. Первое: познакомиться с Лестером Мелроузом, как необходимым попечителем (продюсером, менеджером, промоутером и прочая-прочая, всё, в чем нуждается начинающий музыкант).

Второе: если уж повезло, и дело дошло до записей-релизов – то с помощью всё того же Мелроуза нужно обязательно закрепиться на студии Bluebird, главном поставщике «расовых» записей в то время.

У Гиллама всё состоялось именно по этому плану: и с Мелроузом он познакомился в подходящий момент (Брунзи его представил), и на студию в конце-концов пробился, сначала через долгую работу сессионным музыкантом, а потом и сольно.

Первая пластинка с его именем вышла в 1934-м году, но ни одной копии не сохранилось.

В следующий раз Гиллам оказался в студии для сольной записи аж два года спустя, в апреле 1936-го года. Под аккомпанемент «Большого» Билла Брунзи он спел-сыграл 4 песни, которые вышли на 2-х пластинках под маркой Bluebird.

Джаз Гиллам решил попытать счастья и «на стороне». Летом 1936-го года он записал и выпустил одну пластинку на студии ARC (вроде как под псевдонимом, а на самом деле – под своим реальным именем Bill McKinley), но продолжения это сотрудничество с ARC не имело.

3.

Первые записи и первые релизы Гиллама наглядно показывают, что за 12-13 лет в Чикаго (считая с даты приезда 1923-м году) Джаз продолжал играть в своём начальном провинциальном стиле, его игра и пение не урбанизировались.

В его песнях — чистейшая атмосфера сельского пикника: высокий бодрый голос, гармоника на подыгрыше (как правило, на самых высоких нотах), если повезёт с аккомпаниатором – такая же бодрая тренькающая гитара. В Чикаго у такой музыки была достаточная аудитория.

Гиллам постепенно продвинулся в первые ряды. В 1937-м году он выпустил ещё две пластинки, причём уже как «Джаз Гиллам и Его Джаз-Ребята» (Jazz Gillum and His Jazz Boys, вторая обманка, снова название «джаз» для самого корневого блюза).

А в 1938-м году он выпустил уже 9 пластинок, и продолжил эту супер-серию в следующие три года, выпуская ежегодно от 4-х до 9 пластинок по 1941-й год включительно.

Конечно, его музыка и манера исполнения не могли остаться неизменными.

К концу тридцатых годов уже сформировался, окончательно отточился так называемый Bluebird sound, характерный мягкий, приджаззованный блюз, своим инструментальным набором (много духовых, включая чисто джазовые кларнеты; пианино, виртуозные гитары) и аранжировками резко отличавшийся от деревенского блюза.

И Гиллама, пусть постепенно, но всё-таки «подтянули» под Bluebird'овские стандарты.

В аккомпанементе у Гиллама, кроме постоянно игравшего с ним Большого Билла Брунзи, появились пианино, ударные (стиральная доска Уошборда Сэма на первых порах), даже электрогитарист Джордж Барнс (George Barnes) сыграл на одной из сессий 1938-го года. Но инструментальное разнообразие не изменило общего «настроения», стилистики Гиллама. Подавляющее большинство его композиций – всё те же «танцульки» с очень бодрым и чётким ритмом, иногда вопреки меланхоличному содержанию собственно текстов песен.

На мой личный взгляд, из записей всего это периода особенно интересны две сессии.

Первая состоялась в мае 1939-го года, в ней участвовал тенор-саксофонист под именем Джон Кэмерон (кто именно был этот John Cameron – непонятно; кому-то по личным соображениям понадобилось скрыться за этим псевдонимом) и пианист Джошуа Альцгеймер (Joshua Althheimer, именно его как клавишника более всего ценил Брунзи, кстати).

Длительные соло некоего-Кэмерона, его «дуэли» с Альцгеймером и редкие (увы) дуэты саксофон-гармоника производят сильное впечатление, хотя по аранжировкам многие из записанных тогда композиций ближе к джазу, чем к блюзу («Against My Will», «Somebody Been Talking To You»)

Вторая интереснейшая запись – от июля 1941-го года, и снова я бы хотел отметить не пение и гармонику Гиллама, а невероятное искусство одного из аккомпаниаторов.

На стиральной доске играет Amanda Sorter (известная и как Amanda Porter). Это именно «игра» (ИГРА!).

Набор эффектов и разных звуков, которые Аманда извлекает из своего «домашнего стирального» набора трудно описать, нужно только слушать (особенно «Riley Spring Blues» и «It Looks Too Bad For You»).

4.

В 1940-е годы карьера Джаза Гиллама развивалась (или точнее будет сказать – НЕ развивалась) типичным для того времени образом.

В декабре 1941-го и в июле 1942-го года, уже зная о грядущем «Запрете Петрилло», всеамериканской забастовке музыкантов, Bluebird организовала для Гиллама две сессии, на которых он записал 16 песен, часть из которых вышла сразу, а некоторые пролежали на полках аж «до нашего времени», и увидели свет только в коллекционных подборках уже на CD.

В 1942-м году Гиллама призвали в армию, он честно отслужил до 1945-го года, демобилизовался, и попытался сразу же вернуться к прежней профессии.

Новые его записи состоялись в феврале 1945-го года. По стилю они точно повторяли его творчество четырёх-пятилетней давности, и, увы, прежнего успеха уже не имели. В Чикаго (да и по всем Штатам) в моду входила музыка, которую чуть позже назовут ритм-энд-блюз.

Читайте также:  Опера моцарта «дон жуан» - сюжет, общий обзор

Напористые гитары, оглушительная духовая секция, резкие вокальные партии – как все это было далеко от Джаза Гиллама (уже далеко впереди него, уже недостижимо; достаточно послушать два-три зажигательных номера Луи Джордана или «Good Rockin' Tonight» в любой кавер-версии, и безнадежная на тот момент архаичность Гиллама станет очевидной).

Пару лет Гиллам записывался вроде бы с прежней интенсивностью, и пластинки продолжали выходить, но популярность неуклонно падала. Гиллам уже вынужден был искать подработки на обычных эпизодических работах, а вскоре и вовсе оставил музыку, банально не хватало денег на содержание семьи.

5.

Историки блюза отмечали, что музыканты, близкие по стилю к Джазу Гилламу (грубо говоря – архаичные, устаревавшие в то время) могли выбирать всего два варианта для продолжения карьеры – либо модифицировать саунд, учиться играть современный городской (уже электрифицированный) блюз, либо уходить в фольклор, увлечение которым примерно в те годы стремительно нарастало, и как-то развиваться в этом под-жанре. Второй путь выбрал, например, Большой Билл Брунзи, добавив в свою лирику изрядную долю остро-социальных размышлений и наблюдений.

Гиллам не смог определиться, перестроиться, приспособиться, и буквально пропал из виду (именно так сказал в одном из своих интервью Мадди Уотерс в 1959-м году: «…я его лет десять не видел»).

Второй шанс Гилламу представился в период блюз-возрождения в начале 1960-х.

Из тридцатых-сороковых годов Гиллам оставил существенный аудио-архив (почти 100 песен, около 50-ти пластинок), его ещё помнили блюз-фэны в Чикаго, и ничего удивительного нет в том, что он стал одним из первых, получивших (в 1961-м году) предложение на запись, за которым последовали обычные для того времени приглашения в белые фолк-клубы, концерты в студенческих аудиториях и на скромных фестивалях.

Замечательно, что как раз в этих условиях Джазу Гилламу ничего не нужно было менять. Его стиль, манера его пения и игры чудесным образом совпали с запросом: именно в этот короткий исторический отрезок белая публика интересовалась в первую очередь «корневым» архаичным блюзом.

Увы, и у этой блюз-биографии – трагический и нелепый конец. В 1966-м году Гиллама смертельно ранили во время уличной ссоры, и он умер по дороге в госпиталь.

6.

Были в жизни Гиллама две очень интересных истории, которые нельзя не упомянуть.

Первая случилась в самом начале его карьеры. В начале 1936-го (!) года он получил приглашение на запись из Англии (!!). Студия EMI хотела, чтобы Гиллам записал серию популярных песен в стиле кино-дуэта Фреда Астера и Джинджер Роджерс (!!!).

Сотрудничество с англичанами не состоялось, потому что письмо-просьбу получил Эли Оберштейн (Eli Oberstein), в то время – исполнительный директор Bluebird Records.

В ответном письме EMI Оберштейн весьма бесцеремонно отозвался о Гилламе: «…вы, конечно, знаете, что этот музыкант – негр. Он не понимает нотную грамоту. Недавно я два дня потратил, безуспешно пытаясь научить его двум-трём популярным мелодиям.

Он категорически не сможет правильно исполнить ни одну поп-тему…», и предложил EMI на выбор несколько джаз-групп.

Поскольку все участники этого несостоявшегося сотрудничества уже умерли – так и осталось непонятным, почему англичане именно Гиллама выбрали на роль поп-певца.

Есть интересная, но маловероятная версия, что в Англию каким-то образом попала пластинка Гиллама от 1934-го года (копий которой к настоящему времени не сохранилось, напомню).

Или, что скорее всего, их ввёл в заблуждение псевдоним Гиламма – Джаз.

Вторая история — тоже печальная.

Гиллам оказался замешан в одном из хронологически-первых споров об авторстве. Предметом разборок стала знаменитая, легендарная композиция «Key To The Highway».

Самым первым песню записал пианист из Флориды Charlie Segar в феврале 1940-го года; но его вариант настолько отличается от версий Гиллама и Брунзи, что считается как бы отдельной песней, в споре об авторстве её, как аргумент, не привлекают.

Гиллам записал «Key To The Highway» 9 мая 1940-го года, и чуть позже вышла пластинка. Ну а Брунзи нарезал свою версию аж год спустя, в мае 1941-го.

Гиллам вначале признавал авторство Брунзи (разговор с таким признанием позже пересказал крупнейший авторитет в блюз-сообществе Bob Koester); а потом вдруг сменил версию, и стал настаивать на своём авторстве.

Брунзи не очень активно спорил. До конца 1941-го года они даже продолжали записываться вместе. Потом их пути внешне мирно разошлись. И сам спор вроде как ушёл в историю.

Потом Брунзи умер, чуть позже Гиллам стал частью «блюз-возрождения», и, время от времени снова «всплывала» тема «Key To The Highway».

Гиллам снова излагал свою версию, причём с каждым очередным изложением история обрастала новыми подробностями.

В 1961-м году он вспоминал, что сам лично «…сочинил эту песню по предложению Мелроуза», и, по мнению Гиллама, именно Мелроуз в какой-то момент по ошибке указал Брунзи как автора, «…оттуда и пошло».

Сейчас большинство музыкантов и экспертов отдают авторство всё-таки Брунзи.

Видимо, разногласия между Гилламом и Брунзи, скрываемые в начале 1940-х, воспринимались Брунзи достаточно серьёзно, хотя он вёл себя предельно сдержанно и корректно, особенно имея в виду именно его авторство.

Наверняка, он был обижен. В автобиографии «The Big Bill Blues», упомянуты все более-менее значительные музыканты, с которыми Брунзи сотрудничал за почти тридцать лет своей карьеры. А вот про Гиллама – ни слова.

Вряд ли это случайность.

7.

Несколько фраз в завершение.

Джаз Гиллам — интересный автор. Более половины исполненных им песен – собственного сочинения. В них нет какой-то особой вдумчивой лирики (как у Брунзи), или раскованного и рискованного блюзового юмора, все ровно и традиционно: коварные и неверные женщины, жизнь на грани разорения, нелады с алкоголем, и прочие типично-блюзовые темы.

Как музыкант – то есть как харпер – он не сделал главного шага: не поднял свою гармонику до роли ведущего инструмента (как оба Сонни Боя Уильямсона или Литтл Уолтер, если вспоминать более-менее современников Гиллама). Гиллам легко раздавал солирующие партии любому из аккомпаниаторов. Слушая весь архив Гиллама целиком, последовательно, время от времени ловишь себя на мысли «…ну а гармошка-то где??».

Очень редко встречаются композиции с щедрыми проигрышами на гармонике (например «From Now On», или «Gillam's Windy Blues», или «Jazz Gillam's Blues»), из которых становится понятным – насколько интереснее, разнообразнее мог бы звучать настоящий харпер Джаз Гиллам.

8.

Самое полное представление о творчестве Гиллама даёт, конечно, четырёх-дисковая коллекция от Document Records. Ну а для краткого знакомства достаточно компиляции «Harmonica Chicago Blues: 1934-1947».

9/8/15   Андрей Струков для BN 

Источник: http://bluesnews.ru/blues-classics/blues-classics_4077.html

История ритм-н-блюза

История ритм-н-блюза

Блюз – музыка чернокожих. Об этом, пожалуй, знают всœе. При этом, историю возникновения этого музыкального направления знают отнюдь не многие. Корни блюза уходят на юг Северной Америки, где испокон веков людей с темным цветом кожи использовали как рабов.

Οʜᴎ выполняли всю самую грязную работу, находясь на плантациях по 14 часов в сутки. Такой ритм жизни, унижения и истязания не могли не отразиться на творчестве этих людей. Отсюда ударные ритмы, присущие блюзу, которые пришли из этнических произведений африканских народов.

Проводя много времени в молитвах своим богам, африканцы непременно упоминали их в своих песнях и использовали известные им с детства ритмы.

В 1863 году Американское правительство отменило рабство и блюзовые мотивы зазвучали по всœему континœенту.

Прародители жанра, теперь уже свободные люди, спешили поделиться с миром своим умением и своей музыкой. Джаз стремительно набирал популярность в США.

Простые мотивы, незатейливые инструменты и необычайная харизма исполнителœей – всœе это складывалось в успешность блюза как направления в музыке.

При этом широкую популярность блюзу подарил Уильям Хенди – американский собиратель африканского фольклора. Именно данный человек выпустил первую грампластинку, которая обошла весь мир и познакомила людей с блюзом. В блюзе важен не только вокал, но и музыкальное сопровождение.

Вокальные особенности блюза приписывают африканским племенам, исполнение которых очень напоминает первоначальные версии исполнения блюза.

Вместе с тем, еще в 60-е годы очень многие группы, которые состояли из ударных или же духовых инструментов начали активно записываться на студиях и продавать свои альбомы.

Это были первые записи музыки блюз, такой, какой она была в то время.

В случае если внимательно послушать стиль исполнения музыки блюз афроамериканцами, то можно услышать далекие отголоски музыки племен, дикой, необузданной, полной страданий, переживаний и страсти.

Вот именно такой предстала перед слушателями музыка в стиле блюз в 60-е годы. Сейчас истинный блюз исполняют очень многие музыканты, которые известны своими композициями по всœему миру.

Но истинными исполнителями, которые умеют очень тонко прочувствовать всœе особенности исполнения, текста и мелодии до сих пор являются афроамериканцы. Очень часто мы слышим облегченные варианты блюза, которые подстроены специально под самый широкий круг аудитории. Не смотря на то, что исполнение должна быть действительно замечательным, это всœе же не обязательно будет истинный блюз.

Ритм-н-блюз выделился в контексте блюза на рубеже 1930-х и 1940-х годов и был связан с урбанизацией так называемых ʼʼдеревенскихʼʼ американских негров Юга, играющих ʼʼдеревенский блюзʼʼ (country blues).

К примеру, в Лос-Анджелœес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк — Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго — Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вольф.

Переселœение этих исполнителœей в города было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний, продукция которых распространялась в ʼʼчёрныхʼʼ гетто больших городов.

Приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах, устраиваясь на работу сначала на обычные промышленные предприятия, а затем в качестве исполнителœей в ʼʼчерныеʼʼ клубы, бары и дансинги.

При этом исполнители кантри-блюза, аккомпанирующие себе на акустический гитаре столкнулись с тем, что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара.

Электрификация и внедрение новой техники способствовали не только развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового стиля блюза. Теперь группа из четырех человек стала способна играть громче и мощнее, чем традиционный большой биг-бенд из восœемнадцати исполнителœей. Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкурентов, и в 1949 году в журнале ʼʼBillboardʼʼ появился термин ʼʼритм-н-блюзʼʼ, отражавший сложившиеся изменения.

Ритм-н-блюз стал массовой, коммерческой музыкой, ориентированной на рынок. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, утратив некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность.

Ритм-н-блюз стал гораздо более однообразным — на первый план вышла развлекательность и танцевальность. Группа исполнителœей стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для ʼʼстарогоʼʼ блюза, отошла на задний план.

Среди классиков раннего ритм-н-блюза можно отметить таких музыкантов, как Мадди Уотерс, Артур Крадап, Би Би Кинг, Джей Макшенн, Хаулин Вольф и Джо Тернер.

Для ʼʼцветныхʼʼ существовали свои публичные дома, в ʼʼчерномʼʼ Сторивилле, и там тоже играли музыканты.

Но были еще и те самые бесчисленные индивидуалки, как правило чёрные, которые нигде не числились и продавались за гроши как небогатым матросам, так и черным.

Это именно они ʼʼв коротких одежках стояли в дверях своих комнат, распевая блюзыʼʼ, чтобы привлечь клиентов, и именно эти ʼʼдевочкиʼʼ были первыми исполнительницами блюзов в Новом Орлеане, больше того – они-то и принœесли блюз в данный город.

Стоит изучить вопросы миграции населœения американского Юга, и прежде всœего в штатах Луизиана и Миссисипи. Считается, что блюз привнесли в Новый Орлеан сотни или даже тысячи беженцев с хлопковых плантаций Дельты. Οʜᴎ бежали, надеясь получить хоть какую-то работу в порту, как правило самую тяжелую и почти неоплачиваемую. Но и это казалось им спасением.

Кроме рабочих рук и истерзанных душ, они несли с собой еще и свои песни, которые стали называть блюзами. Возможно, это действительно было так. Но если бежали отчаявшиеся мужчины, то бежали и женщины, а иных многодетные родители сами отправляли в Новый Орлеан, чтобы те смогли прокормиться.

Читайте также:  Песни великой отечественной войны: из истории пяти известных песен

Попасть в бордели для них было большим успехом, в связи с этим чаще всœего они пополняли ряды бесчисленных индивидуалок, а чтобы привлечь клиентов, исполняли задушевные песни, и ничего лучшего, чем блюз, в данном смысле до сих пор не придумано.

И эти поющие девочки из провинции довольно скоро составили серьезную конкуренцию знаменитым салунам Нового Орлеана, так что известные ʼʼмамашиʼʼ вроде Лулу Уайт были вынуждены привлекать блюзовых певиц, взамен устаревавших рэгтаймеров из менестрель-шоу.

В свое время странствующие музыканты наводнили собой весь Юг, перемещаясь от города к городу, от деревни к деревне, выступая прямо на улицах или площадях, на рынках, у магазинов.

Οʜᴎ пели и играли старинные баллады, песни менестрелœей, рэгтаймы, религиозные гимны, танцевальные мелодии… Часто такие музыканты становились участниками Медицинских шоу, когда они своими песнями или рассказами под гитару, банджо или гармонику привлекали местных жителœей, чтобы те покупали различные мази, порошки и прочие целительные снужнобья, эффективность которых была сомнительной, зато сами шоу превращались в праздник, – оттого и вошли в историю как музыкальное, а не медицинское явление. Этих странствующих музыкантов-одиночек и стали называть сонгстерами. Благодаря им, гитара, банджо, скрипка, флейта и гармоника, а вместе с ними и новые песни добрались до самых отдаленных и глухих мест Миссисипи, Алабамы, Джорджии, Техаса, Луизианы, Теннеси, обеих Каролин, и тамошняя молодежь смогла приобщиться к нехитрому ремеслу бродячих музыкантов. Сонгстеры таким образом подготовили почву и для пришествия блюзов, и для появления блюзменов; и если слух и музыкальный вкус будущих блюзовых сингеров формировались во время воскресной литургии в церкви, то форма подачи песни, гитара, светский репертуар, вольный дух, страсть к перемене мест – всœе это было заимствовано ими у сонгстеров.

Источник: http://referatwork.ru/category/iskusstvo/view/564753_istoriya_ritm_n_blyuza

БЛЮЗ

БЛЮЗ (Blues), народная музыка афроамериканцев США и одна из базовых форм музыкальной культуры 20 в. Блюз оказал огромное влияние на мировую музыку, став основой таких направлений, как джаз и рок-н-ролл. Можно сказать, что корнем всего того, что сейчас понимается под словом «рок-музыка», был именно блюз.

Блюз – это специфическая песенная форма, появившаяся в результате трансформации африканских музыкальных традиций на американской почве. В течение двух с половиной веков большинство афроамериканцев, живших на территории США, находились в положении лично зависимом, иначе говоря – в рабстве.

Белые хозяева чаще всего старались истребить африканские традиции, но многие их элементы все-таки выжили и воплотились, в частности, в блюзе. Импульсом к возникновению собственно блюзовой формы послужила отмена в 1863 рабства в США: миллионы афроамериканцев оказались отвергнутыми белым обществом. Отчаяние и боль этой жизни выразились в песнях, которые получили название блюз, т.е.

грустные, печальные песни. Родиной блюза были южные штаты, в которых тогда проживало большинство черного населения США.

Важной особенностью блюза, отличавшей его от такого предшествовавшего ему направления афроамериканской музыки, как рабочие песни, заключалось в том, что блюз был музыкой личной, музыкой одного человека, тогда как ранее были распространены коллективные песни. Такоя ситуация возникла после отмены рабства, когда бывший раб оказался один на один со своей неприкаянной жизнью.

К концу 19 – началу 20 в. сложилась классическая формула блюза, которая представляет собой цепочку 12-тактовых куплетов, гармонически основанных на чередовании тоники, субдоминанты и доминанты.

Текст в традиционном варианте строится следующим образом: одна строчка повторяется с небольшими вариациями два раза, а затем подытоживается финальной строкой, часто содержащей комментарий к описанной в предыдущей строке истории.

Блюз был формой выражения жизненного опыта бедного, находящегося в неравноправном положении по отношению к белому большинству США афроамериканца, его тоски, одиночества и неустроенности, но не только.

Радостные и жизнеутверждающие мотивы, вопреки довольно распространенному мнению, часто встречались в блюзах, и в целом эта музыка оказывала позитивное, ободряющее воздействие: исполнитель изливал свою душу, а слушатели получали ценный жизненный урок.

Неповторимый юмор и ирония также отличали блюзовый текст от схожих по настроению, но страшно унылых песен белых исполнителей. Блюз был музыкой, помогавшей выживать в трудные времена и передавать свой жизненный опыт другим людям.

Блюзмен пел о том, что составляло жизнь большинства афроамериканцев США: бедность и одиночество, тяжелый труд и бродяжничество, любовь и тоска по дому, тюремное заключение и надежда на избавление от тягот неприкаянного существования.

Та разновидность блюза, которая была распространена в сельских районах США часто называется «архаической» или «традиционной», иногда «простодушной» (Downhome). Термин «классический блюз» относится к оркестровым интерпретациям этой народной музыки, которые получили большую популярность в первые десятилетия 20 в. благодаря таким профессиональным музыкантам, как Уильям Хенди (W.

C.Handy), Гертруда Ма'Рейни (Gerthrude Ma'Rainy) и Бесси Смит (Bessie Smith). В эти десятилетия на основе блюза также происходит зарождение и развитие такого крупного музыкального течения, как джаз (jazz). В Новом Орлеане и других южных городах США возникают сотни оркестров, исполнявших танцевальную музыку, построенную на гармонических и мелодических принципах блюза.

«Классический блюз» распространялся на нотных листах, тогда как играть по нотам сельский блюз не пришло бы в голову никому – настолько он был весь построен на импровизации – свободном, спонтанном самовыражении. Каждый исполнитель, таким образом, являлся носителем своей уникальной формы этой традиции.

Однако первым для массового распространения был записан именно оркестрованный вариант блюза.

В 1920 на фонограф была записана песня Сумасшедший блюз (Crazy Blues), в исполнении Мамми Смит (Mammie Smith), и только в середине 1920-х гг. начали появляться записи сельского блюза.

Спустя некоторое время диски традиционного, «простодушного» блюза по популярности среди афроамериканцев оттеснили эстрадный блюз на второй план.

Легендарной фигурой традиционного блюза был и остается Роберт Джонсон (Robert Johnson), гитарист и певец, погибший в 27-летнем возрасте, но успевший в конце 1920-начале 1930-х гг. записать около тридцати песен, и в их числе Перекресток (Crossroad), практически обязательный номер в программе блюзменов последующих поколений.

Среди других известных исполнителей этого времени можно назвать Чарли Паттона (Charley Patton), Блайнд Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson), Джона Слипи Истиза (John Sleepy Eastes), Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy).

Чаще всего блюзмены брали выразительные прозвища, как например, уже упоминавшиеся имена: «Слепой Лимон» Джефферсон, «Соня» Истиз, «Большой Билл» Брунзи и т.п.

Несмотря на высокий, подчас поистине виртуозный уровень игры, блюзменов нельзя было назвать профессиональными музыкантами в том смысле, что лишь единицы могли зарабатывать себе на жизнь исключительно музыкой.

Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически все черное насление США в первой половине 20 в.

Они бродяжничали по стране, перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость, готовые в любой момент продолжить свои скитания. Иногда удавалось устроиться играть на вечеринках, где музыканту редко платили деньгами, а чаще – едой и выпивкой.

Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжелый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.

По мере того, как из сельских районов афроамериканцы переселялись в города, изменялся и блюз: в 1930-х гг. он начал «электрифицироваться», т.е. начала использоваться электрогитара, музыканты в городах часто музицировали вместе, образуя своего рода блюзовые ансамбли. Постепенно к середине 1940-х гг.

сформировался стиль, получивший название ритм-н-блюз (Rythm'n'Blues), т.е. ритмический и электрифицированный блюз, игравшийся на вечеринках черных городских кварталов.

Это была весьма шумная и неистовая музыка, которую в то время белое большинство населения страны было явно не в состоянии воспринять, так же как традиционный сельский блюз, считавшийся примитивным и однообразным. А вот джаз, возникший в 1910-х гг. на основе блюза, белое население подхватило с большим энтузиазмом.

Скоро джаз, в частности свинг (Swing), перестал быть чем-то специфически афроамериканским, чем-то, что белый человек не смог бы сымитировать, и это подвигло черных музыкантов к поиску в другихмузыкальных направлениях. Одним из них стал именно ритм-н-блюз.

Музыканты порой намеренно старались лишить свою музыку каких бы то ни было черт белой традиции, делая упор на «грязное» звучание, жесткий ритм и буйные эмоции. В середине 1950-х гг. на почве ритм-н-блюза вырастет такое примечательное явление музыки 20 в., как рок-н-ролл (Rock'n'Roll).

К 1960-м белая публика наконец приходит к пониманию традиционного блюза, и начинается настоящий блюзовый бум в США и Европе. Особенный энтузиазм проявляет английская молодежь. Стараниями таких музыкантов, как Алексис Корнер (Alexis Korner) и Джон Майялл (John Mayall) Лондон начала 1960-х гг.

становится столицей «белого блюза». Лондонская блюзовая сцена дает миру таких знаментых исполнителей, как «Роллинг Стоунз» (Rolling Stones), Эрик Клэптон (Eric Clapton), «Лед Зеппелин» (Led Zeppelin). Имено в Лондоне начинается слава великого американского гитариста Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).

В Лондон с концертами и для записи в студии приезжают многие легендарные черные блюзмены: Хаулин Вулф (Howlin' Wolf), Вилли Диксон (Willie Dixon), Мадди Уотерс (Muddy Waters), Биг Джо Уильямс (Big Joe Williams). Европейские страны часто посещал гитарист и певец Би Би Кинг (B.B.

King), на протяжении многих десятилетий остававшийся одной из центральных фигур электрического блюза.

В настоящее время блюз уже перестал быть массовым явлением среди афроамериканцев, и ту социальную роль передачи жизненного опыта и моральной поддержки в тяжелых условиях существования, которую он играл в первой половине 20 в.

, теперь выполняет хип-хоп (Hip-hop).

Однако интерес к этой музыке остается стабильным, старые записи переиздаются, но все это в настоящее время скорее перешло в сферу чистого искусства, чем осталось отражением «грязной» и полной трудностей жизни.

Александр Зайцев

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/BLYUZ.html

Блюз

   Блюз (от англ. Blues или Blue Devils — тоска, печаль) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». 

   Зарождение блюза

Истоки блюза как музыки начались с далёких времён возникновения рабовладельчества на Американском континенте и завоза рабочей силы из Африки. Афроамериканцы работали в те времена на плантациях и как обслуживающий персонал, выполняли всю самую грязную и непритязательную работу.

Вся сложность жизненных отношений афроамериканца выливалась, в том числе, и в творчестве в таких этнических жанрах как холлер, рабочая песня и спиричуэлс, берущие, в свою очередь корни из этнической африканской музыки, преимущественно ударных битов и народно-религиозной вокальной составляющей.

Большим толчком к возникновению жанра послужила отмена в 1863 году рабства в США. Всё это является истоками того, что мы сейчас называем блюзом. Несомненно блюз нужно считать квинтэссенцией африканской народной культуры с прогрессом развития западной культуры и социализации в ней чёрного человека.

Родиной блюза считается дельта реки Миссисипи.

   Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически всё чёрное население США в первой половине XX века.

Они бродяжничали по стране, перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость, готовые в любой момент продолжить свои скитания. Иногда удавалось устроиться играть на вечеринках, где музыканту редко платили деньгами, а чаще — едой и выпивкой.

Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжёлый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.

   Сам же термин встречается лишь в марте 1912 года, когда был опубликован блюз «Dallas Blues», написанный Хартом Уэндом. Он стал первой в истории полностью блюзовой композицией, появившейся в печати. «Oh, You Beautiful Doll» — работа композиторов Тин-Пэн-Элли — была опубликована годом ранее, но только её первый куплет был в формате 12-тактового блюза.

В том же 1912 году вышли ещё две песни, имевшие в своём названии слово «блюз»: «Baby Seals Blues» (август 1912; водевильный номер, написанный Артуром Силзом) и «The Memphis Blues» (сентябрь 1912; написан Уильямом Хэнди). Однако ни одна из них не была настоящим блюзом.

Читайте также:  Расположение нот на грифе гитары

Точная дата сочинения песни неизвестна, но есть свидетельства, указывающие на то, что «Dallas Blues» была написана не позднее 1909 года.

   Традиционный блюз также называется архаический и иногда захолустный (англ. Downhome) и исполняется без аккомпанемента.

Является непосредственным наследником народного творчества афроамериканского населения. Этот стиль блюзов продолжает существовать в сельских местностях США и в настоящее время.

Наиболее известными его исполнителями считаются Блайнд Лемон Джефферсон и Хадди «Ледбелли» Ледбеттер.

Источник: http://piano-blues.blogspot.com/2013/10/blog-post.html

Блюз родился …из ножа и бутылочного горлышка

На прошлой неделе в книжном клубе «Петровский» музыкальный журналист, литератор и главный редактор журнала «Джаз.ру» Кирилл Мошков прочитал лекцию «Черная музыка: корни и ветви. Истоки джаза и блюза» и рассказал о том, зачем первые блюзовые музыканты играли с помощью бутылочного горлышка, что такое водевильный блюз и как родилась поп-музыка.

Джаз и блюз – не африканская музыка

Есть такой миф, что джаз и блюз – музыка африканская, на самом деле – нет. Ее аналогов в африканской музыке не существует. Эта музыка могла родиться только в США, в тех социально-экономических условиях, которые существовали в конце 19-начале 20 столетия.

На протяжении 300-350 лет в США продолжался импорт товара, который сделал эту страну самой конкуретоспособной на рынке 19 столетия, поскольку предоставлял бесплатную рабочую силу. Это работорговля.

Из Западной Африки в течение трех с половиной столетий было вывезено около 3,5 миллионов человек.

Их перевозили в трюмах с западного побережья Африки до восточного побережья США, а также к странам Карибского бассейна и в Бразилию. По статистике, выживало 60-70 процентов людей.

Их везли на протяжении двух-трех недель, без еды и практически без воды. Но, по меркам того времени, это считалось допустимой потерей, поэтому создавать рабам комфортные условия никто не собирался.

В Америке рабов продавали на плантации.

Юридическую свободу черные получили только в 60-е годы XIX столетия в результате гражданской войны. Реальное освобождение людей из рабства произошло только к 90-м годам XIX столетия. Экономическую свободу они не получили, и продолжали работать на тех же полях, только за долю урожая.

Почему африканцы быстро забыли родной язык

Рабов одного и того же племени на севере Америки никогда не продавали на одну и ту же плантацию. Для чего? Чтобы все рабы, которые попали на одну и ту же плантацию, говорили между собой только на английском, и надсмотрщики их понимали.

Таким образом, именно в Северной Америке в течение двух поколений возникла ситуация, когда рабочая сила стремительно утратила свои корни, свою культуру. Эти люди уже во втором поколении не помнили ни песен своей родины, ни даже языка.

Именно в Северной Америке музыка, которую привозили с собой африканские музыканты, стремительно утратила конкретные племенные признаки.

Три особенности черной музыки

Обычный африканец музыкой специально не занимался – музыка представляет фон всей его жизни: на поле он поет, а вечером, дома, танцует.

Это не потому, что они артисты и получали за это деньги, просто музыка — важнейшая часть его жизни.

С этой музыкой африканцы попадали в Америку, и, забывая свой язык и свои традиции, тем не менее, сохраняли общие черты, характерные для музыки Западной Африки.

Один из признаков африканской музыки – полиритмия, то есть одновременное развитие множества взаимоувязанных ритмических линий. Для африканца это совершенно естественно: когда он танцует, у него одна нога топает один ритм, вторая нога – другой, а еще он похлопывает себя ладонью по бедрам и животу.

Естественные звуки танцующего человеческого тела образуют разные ритмические линии. В европейской культуре совсем не так — здесь есть понятие регулярного ритма, где есть деление музыкальной ткани на такты, и в них есть сильные и слабые доли. Если мы привыкли хлопать на сильную долю, то африканец, наоборот, слышит слабую, и хлопает на вторую и четвертую доли.

Это важнейшее внешнее проявление полиритмии африканской музыки.

Второй важнейший признак – так называемые лабильные тона. Африканская музыка построена на натуральном звукоряде. Когда африканец поет, он понижает тона и полутона, как нам кажется, произвольно. Это и называется лабильный, то есть подвижный, тон.

Источник: https://riavrn.ru/opinions/blog-platonovfesta/blyuz-rodilsya-iz-nozha-i-butylochnogo-gorlyshka/

История блюза

Блюз является жанром музыки, оформившимся на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. Его родиной являются Соединенные Штаты Америки, а в основе ритмов лежат лирические песни выходцев из Африки.

Термин «блюз» появился в 1895 году. Он произошел от английского слова «blues», краткой формы выражения «blue devils», и переводится как «депрессия», «тоска» «уныние».

В блюзе одновременно переплетаются между собой сразу несколько жанров, пользующихся особой популярностью среди афроамериканцев «Хлопкового пояса», проживающих в дельте реки Миссисипи. Эта музыка сопровождала их во время работы на плантациях.

Она включала в себя: типичные ритуальные песни определенных религиозных культов, приехавших с ними из Африки, баллады, шанты и так далее. Все это легло в основу блюза.

Позднее его будут считать одним из самых важных достояний афроамериканской культуры 20 века, значительно повлиявшим на мировую музыку.

Истоки появления блюза прослеживаются еще с периода рабовладельческого строя. В те годы на открытый Христофором Колумбом новый континент стала завозиться рабочая сила из Африки.

Негры, предки нынешних афроамериканцев, работали преимущественно в сельском хозяйстве или были прислугой в домах богатых белых американцев. Их часто притесняли и унижали.

Все это продолжалось до отмены рабства в 1863 году.

Тяжелые условия жизни афроамериканцев нашли свое отражение в их песнях. В первую очередь, они характеризовались ярким звучанием ударных инструментов и вокалом с религиозно-вокальной нагрузкой.

Первыми полупрофессиональными исполнителями блюза были бродяги, скитающиеся по стране с целью заработать себе на хлеб, берясь за низкоквалифицированную и плохо оплачиваемую работу. Зарабатывать на выступлениях им приходилось редко, чаще это были дружеские вечеринки, где в качестве вознаграждения им давали выпивку и еду.

Первого признанного блюзмена звали Уильям Хэнди. Он является автором композиции «The Memphis Blues». Благодаря ему, блюз начали выделять как отдельный музыкальный жанр.

Однако классический блюз в привычном всем исполнении сформировался лишь в 20-ые годы прошлого столетия. Именно тогда эта музыка вышла из афроамериканских подворотен на большую сцену. Наиболее яркими его представителями можно назвать Мэми Смита, Ма Рэйни и Бэсси Смита.

Если вы хотите посвятить свою жизнь музыке, приходите в музыкальную школу «Jam’s cool». Это станет отличным стартом для вашей музыкальной карьеры, а первые результаты не заставят себя долго ждать.

Источник: https://jamschool.ru/istoriya-blyuza/

История блюза

Блюз – это музыкальный жанр, который возник в среде афроамериканцев, живших в определённых условиях юго-востока США. Считается, что его зарождение относится к XIX – началу XX века.

Название связано со словосочетанием «Blue Devils» (часто используется для описания подавленного настроения, печали, грусти). Что и неудивительно: история блюза неразрывно связана с социальной средой, в которой находились первые исполнители.

Сама музыка сложилась из христианских песнопений, холлеров, рабочей песни, баллад и выкриков из разных африканских культов.

С чего началась история блюза?

Термин появился в 1912 году с «Dallas Blues». Одному из основоположников, Уэндому, удалось опубликовать композицию. Буквально через несколько месяцев вышел водевильный номер «Baby Seals Blues». Но критики отмечают, что ни одну из работ нельзя, строго говоря, называть блюзом.

Вообще традиционный вариант не подразумевает аккомпанемента. К тому же он воспринимается как архаичный. Но в сельской местности Штатов такая манера исполнения музыки живёт до сих пор. Из самых известных современных музыкантов, верных традиции, можно назвать Ледбелли.

Классика

Классический блюз оформился в 20-х годах прошлого века, когда появились целые ансамбли, его исполняющие. И музыканты смогли начать зарабатывать, то есть заниматься блюзом профессионально.

Тогда стало понятно, что 12-тактовая форма, а также гармоническое сопровождение присущи именно этому жанру. Изменился подход к блюзу: он влился в шоу-бизнес. И в это же время появился дикий спрос на женский вокал в рамках направления. Мэми Смит, Бэсси Смит и Ма Рэйни стали самыми яркими представительницами течения, которые оказали значительное влияние на блюз.

История блюза

Как и многие другие жанры, блюз продвигали неординарные личности. В 30-е и 40-е годы это Роберт Джонсон и Джимми Рашинг. Их творчество начало влиять на других музыкантов, в частности, на таких мэтров рока, как Эрик Клэптон и Мик Джаггер.

Ритм-н-блюз

Вторая мировая война изменила всё, в том числе и музыку. Появился ритм-н-блюз. Из ведущих исполнителей периода стоит отметить Рашинга, который удерживал позиции довольно долго, и Джо Тёрнера. Последний прославился быстрыми блюзами и выкриками, а также особым стилем исполнения, близким к буги-вуги. Военное время требовало больше энергичности, и подобная манера пришлась публике по вкусу.

Огромное значение для истории блюза имела электрификация в музыке. Фактически, она изменила всё. Появление сначала электрогитар, а потом и бас-гитар, мощных микрофонов привело к тому, что группа из 4 человек стала звучать мощнее и громче, чем биг-бэнд из 18. А платить большому количеству музыкантов для многих клубов оказалось непозволительной роскошью.

К тому же ритм-н-блюз в исполнении маленьких групп прекрасно подошёл компактным клубам, где для оркестров просто не нашлось бы места. Спрос на последних же начал падать.

Ритм-н-блюз

Блюз стал стремительно меняться и всё больше отходить от традиционных композиций. Огромное влияние на закономерный процесс оказали такие музыканты, как Мадди Уотерс, Чак Берри, Бо Бо Кинг и другие.

Во многом это объяснялось ещё и тем, что культурная среда, в рамках которой появился блюз, исчезла. Не было больше плантаций и рабства. Афроамериканцев перестали так сильно притеснять, в Штатах началась эффективная борьба с расовой дискриминацией.

И чем дальше, тем больше эти процессы усиливались.

Блюз в Великобритании

60-е годы ознаменовались значительным влиянием британских исполнителей, буквально ворвавшихся в чарты США. Среди них можно назвать Cream, The Rolling Stones и Led Zeppelin.

У кого-то блюзовые мотивы проявлялись сильнее, у кого-то – слабее, но не заметить их было нельзя. Как и интерес «белых» групп к этому жанру. Легенда музыкального мира Джимми Хендрикс тоже стартовал в Британии.

И то, что он играл, относят к блюз-року.

Блюз в России

Первым в СССР играть профессионально блюз стал Алексей Белов в конце 60-х. Более-менее массово музыка начала исполняться уже в 80, когда появился спрос, появилась аудитория. Популяризации жанра способствовал и приезд Би Би Кинга в Москву в самом конце 80-х.

Однако окончательно блюз в России завершил своё становление с появлением клубов. Потому что, по мнению многих критиков, это не стадионная музыка. Её хорошо слушать в камерной или приближенной к ней обстановке.

Блюз в настоящее время

Чистый блюз в наше время очень трудно встретить. Гораздо больше самых разных интерпретаций. Так, Ronnie Baker Brooks в 2017 году выпустил альбом, где кроме блюза можно услышать элементы хип-хопа и рэпа.

А Snowy White в 2016 году порадовал поклонников практически классикой… На которую повлиял прогрессив-рок. Но это смешение, как показывает и история блюза, не приводит к утрате жанра. Оно обогащает музыку, делает альбомы выразительнее, ярче.

В результате современным меломанам есть из чего выбирать. И это здорово!

Источник: https://muzykantam.net/raznye-stati/istoriya-blyuza.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector