Гармония: играем период с прерванной каденцией

Гармония: играем период с прерванной каденцией Гармония: играем период с прерванной каденцией

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы посмотрим как прерванный оборот работает на практике в наших музыкальных построениях.

Мы ранее писали о гармонических оборотах. Просто перечислили какие они бывают и всё, однако некоторые из них являются очень интересными и дают нам дополнительные возможности при сочинении музыки.

  • Как мы помним прерванный оборот получается когда мы переходим не в тонику в конце построения (предложения или периода), а в аккорд шестой ступени (как в мажоре так и в миноре).
  • Давайте посмотрим на практике как это происходит и что вообще даёт.
  • Пример базовой гармонии

Построим самую базовую последовательность аккордов. То есть это два предложения, каждое по четыре такта.

Гармония: играем период с прерванной каденциейрис. 1

В конце у нас стоит тоника в каденции (там где K64 и далее). Это создает ощущение полного завершения.

  1. Послушаем как это звучит:
  2. слушать музыку
  3. Пример гармонии с прерванным оборотом

А теперь вместо тоники в каденции возьмём аккорд 6-ой ступени (обозначим его как SVI). Несмотря на обозначение SVI нести этот аккорд будет тоническую функцию.

Он создаёт уже другое ощущение, будто бы мы ещё не всё доиграли. Следовательно, мы с помощью него можем дать себе возможность ещё что-то поиграть.

  • Хорошо в этом случае звучит переход во вторую ступень (то есть аккорд II7 берём сразу сразу после SVI). Например, так:
  • Гармония: играем период с прерванной каденциейрис. 2
  • И далее ничего необычного — завершаем расширенное второе предложение.
  • То есть мы расширили наш период на четыре такта благодаря прерванному обороту.
  • Также можно попробовать взять после SVI субдоминанту (созвучие от 4-ой ступени).
  • Послушаем как звучит гармония с рисунка 2:
  • слушать музыку
  • Итак, получается прерванный оборот можно хорошо использовать например в конце нашего произведения взяв вместо тоники шестую ступень и прибавив к построению ещё такты.
  1. Музыка и литература — схожесть
  1. Виды каденций, полная каденция
  1. Как разрешается аккорд второй ступени
  1. Проходящий оборот или как пользоваться квартсекстаккордом
  1. Несколько простых правил гармонии
  1. Альтерированные аккорды — как их использовать

Источник: https://gorstorehov.com/page/kak-polzovatsya-prervannym-oborotom

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти.

Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух.

4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику «СОЛЬФЕДЖИО». Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин.  Все напетые 94 номера.

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса

Источник: http://www.lafamire.ru/index.php?catid=49:2010-10-17-14-48-51&id=1268:2012-09-27-13-52-40&Itemid=94&option=com_content&view=article

Урок сольфеджио №27: Кадансовый квартсекстаккорд. Каденции

  • Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.
  • По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения и по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентические или плагальные).
  • Основные типы каденций по гармоническому строению:
  • Полная – заканчивающаяся на T53. Она бывает совершенной и несовершенной. Совершенная – T в мелодическому положении примы, в тяжелом такте, после D или S в основном виде, а не в обращениях. Несовершенная – если хотя бы одно из этих условий не соблюдается.
  • Половинная – заканчивающаяся на D (реже на S). Встречаются и иные половинные каденции – в начальном предложении финала сонаты op. 2 №3 Бетховена каденция на DD.
  • Прерванная (или ложная) – нарушенная полная автентическая каденция путём подмены тоники каким-нибудь другим аккордов: VI53, S6, T6, побочной доминантой и т.п.

По положению в форме каденции бывают:

  • Заключительные (чаще наиболее совершенные заключения)
  • Серединные (в середине построения, например, в конце первого предложения периода)
  • Дополнительные (повторные кадансы после заключительных)
  • Вторгающиеся (при наложении – когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).

Прерванный каданс на месте ожидаемого заключительного должен считаться «неудавшимся» заключительным, т.е. по функции заключительным, который, однако, не осуществляется и в конечном счёте оказывается подобным серединному. Если же прерванный каданс заканчивает период (Вагнер, Романс Вольфрама» из оперы «Тангейзер»), он, безусловно, относится к типу заключительного.

Для того чтобы T или другой устойчивый звук наилучшим образом выражали окончание музыкальной мысли или её части, их вводят в специальных условиях:

  1.  появление этого устойчивого звука на тяжелой или относительно тяжелой доле такта;
  2. появление его тогда, когда музыкальная мысль подходит к концу;
  3. в известной мере возвращение мелодии время от времени к устойчивому звуку, что подкрепляет его значение как опоры и т.д.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.

Читайте также:  История создания песни «god bless america» («господь, благослови америку») - неофициального гимна сша

По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию.

Источник: https://muzshok.by/blog-post/urok-solfedzhio-27-kadansovyy-kvartsekstakkord-kadentsii

К проблеме «прерванных оборотов». типы аккордовых соединений

Эта проблема родственна предшествующей. Классическая систе­ма функциональной гармонии регулирует и порядок последования гармоний.

Если модальная гармония вне каденций допускает любой порядок соединений и последований без подчеркивания главных аккордов лада, то в тональной системе само существование сквозной централизации обеспечивается практически непрерывным звучани­ем стержневых отношений и интервалов, постоянным повторением оборотов, воспроизводящих основную функциональную автентическую ячейку D-T, которая максимально подчеркивает главенство центрального аккорда.

Как уже говорилось, функциональный двучлен D-T, откристал­лизовавшийся на кадансовом участке, вместе со своей «инверсией» S—T распространил свое действие внутрь построения, постепенно за­полнив во времена венских классиков все (или почти все) обороты. Тем самым двучлен D-T стал нормой гармонического последования.

Именно поэтому возникает возможность противопоставить ему его нарушение в качестве эффектного средства «прерывания», «обма­на», «встряски» и подобных динамических и иных контрастов.

Сфор­мировавшись сначала в качестве «ложного» или «прерванного» ка­данса (нем. Trugschluß), это нарушение стало ощущаться и в некото­рых внутренних гармонических оборотах.

Сущностью «прерванных связей» в гармонии является:

1) ясно выраженный момент нарушения ожидаемой закономер­ности, уклонение от разрешения;

2) ясно выраженный контраст окружению (где подобных нару­шений нет).

Таким образом, критерий «прерванности» (или «мнимости») свя­зан с музыкально-психологическим моментом оценки данного обо­рота в сравнении с другими и также не допускает механистического подхода. Наиболее эффектен и очевиден прерванный оборот в мо­мент завершения формы (периода и др.

), на участке ожидаемого заключительного каданса (например, прерванные кадансы в началь­ных периодах романса Вольфрама из «Тангейзера» Вагнера, арии Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова). Обороты с «нарушенной» тоникой D7-T65, эффектные в заключительном ка­дансе (Бетховен, соната ор.

10 № 3, начальный период финала), сохраняют качество «прерванности» и в начальных оборотах, как бы имитирующих кадансы (Моцарт, хор F-dur из «Волшебной флейты»).

Отвечают основным критериям прерывания и обороты с другими аккордами: D-S (Рахманинов, 2-я симфония, Adagio), D—DD9 = |D—> Sn (Шопен, ноктюрн c-moll), D7 — T (Рахманинов, 2-я симфония, Adagio; его же 2-й концерт, I часть, побочная тема), D7-Т72> (Римский-Корсаков, «Золотой петушок», соло Звездочета).

Приведем различные виды прерванных оборотов (примеры 177,178).

Источник: https://studopedia.ru/17_10282_k-probleme-prervannih-oborotov-tipi-akkordovih-soedineniy.html

Элементы музыкальной речи. Мелодия, период, каденции, типы каденций

I. Элементы музыкальной речи. Мелодия.

Средствамимузыкальной выразительности являются мелодия, гармония, лад, метр, ритм (основные средства),а также регистр, тембр, динамика, темп, штрих (необходимо иметь представление о каждом из перечисленных средств).

Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.Мелодия – одно из важнейших выразительных средств музыки; музыкальное содержание может быть передано одной мелодией без сопровождения. В мелодии выявляют себя такие средства выразительности как лад, метр, ритм, форма (структура).

Мелодия имеет сходство с речью, важнейший ее элемент – интонация, при помощи различных интонаций, а также ритма, темпа и т. д. можно выразить в мелодии самые разнообразные эмоции, содержание.

Так же, как и речь, мелодия делится на части. Части мелодии или музыкального произведения называются построениями; они бывают различные по продолжительности. Граница между построениями называется цезурой.

II. Период. Предложение, фраза, мотив. Каденции.

Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли.Наименьшее музыкальное построение, выражающее относительно завершенную музыкальную мысль, называется периодом.

Период может быть формой самостоятельного небольшого произведения (или являться частью более крупной музыкальной формы).

Простейший тип периода представляет собой построение из 8 тактов.

Чаще всего период делится на 2 части – 2 предложения (по 4 такта). Предложение, в свою очередь, делится на более мелкие построения – фразы (по 2 такта). Наименьшее построение – мотив, он равен 1-му такту.

  • Виды периода.
  • В тональном отношении периоды бывают: однотональный (при окончании периода сохраняется первоначальная тональность) и модулирующий (завершается в другой тональности, к моменту окончания периода происходит модуляция в новую тональность).
  • В тематическом отношении: период повторного строения (предложения периода начинаются одинаково или предложенияотличаются только каденциями), период неповторного строения (начала предложений не имеют тематического сходства).

Каденцией (или кадансом) называется гармоническое заключение построения. Каденциями завершаются предложения периода.

III. Типы каденций.

По месту в форме периода: серединная (в конце первого предложения) и заключительная (завершает период).

По степени завершенности, функциональной устойчивости: половинная (завершение не на тонике, чаще всего на доминантовом трезвучии), полная (завершение на тонике; полная каденция может быть совершенной и несовершенной), прерванная (содержащая переход доминанты в трезвучие VIступени вместо тоники).

Что такое совершенная и несовершенная полная каденция. Полная каденция (т. е.

каденция, завершающаяся тоникой) называется совершенной, если: а) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), б) в мелодии (верхнем голосе) звучит в завершение Iступень лада (тоника), в) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты – консонирующей (D53) или диссонирующей (D7), г) тоническое трезвучие звучит на сильной доле такта. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков полная каденция будет называться несовершенной.

!Серединная каденция чаще всего бывает половинной, заключительная каденция (завершающая период) – полной совершенной.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – аккорд, часто использующийся в каденциях (совпадает по звукам с тоническим квартсекстаккордом – T64 в мажоре и t64 в миноре). Звучит на сильной или относительно сильной доле такта.

Кадансовому квартсекстаккорду может предшествовать тоника (тоническое трезвучие), чаще же ему предшествует субдоминанта (субдоминантовое трезвучие или субдоминантовый секстаккорд).

После К64 звучит доминанта в основном виде (D53или D7, в заключительных каденциях чаще – D7).

  1. Примеры каденций:
  2. S6 – K64 – D53 – половинная;
  3. T53 – K64 – D53 – половинная;
  4. S6 – K64 – (D53) – D7 – T53(н.) – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);
  5. S53 – D53 – D7 – T53(н.) – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);
  6. S53 – D53 – T53 – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);
  7. S6 – D7 – T53(н.) – полная (совершенная при перечисленных выше условиях);
  8. S6 – K64 – D53 – D2 – T6 – полная (несовершенная);
  9. S53 – K64 – D53 – D7 – VI53 – прерванная.
  10. Билет 10

Источник: https://studopedia.net/7_12227_elementi-muzikalnoy-rechi-melodiya-period-kadentsii-tipi-kadentsiy.html

Программа по элементарной теории музыки, гармонии

  • Областное бюджетное образовательное учреждение
  • среднего профессионального образования
  • «Курский педагогический колледж»

РАССМОТРЕНА

на заседании ПЦК фортепиано

председатель __________Е. А. Рябко Протокол от «28» августа 2014 г.№ 1

  1. УТВЕРЖДАЮ
  2. Директор ОБОУ СПО
  3. «Курский педагогический колледж»

___________О.И.Бондарева

Приказ от « 17 » сентября 2014 г.

Читайте также:  Факторы, влияющие на звучание бас гитары

№ 3/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ, ГАРМОНИЯ

Специальность 53.02.01

  • Музыкальное образование
  • Курск
  • 2014г.
  • Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
  • Федерального государственного образовательного стандарта
  • по специальности среднего профессионального образования

53.02.01 «Музыкальное образование».

Составители:

преподаватель высшей категории, отличник народного образования Углицкая Н.Н

  1. Паспорт рабочей программы

учебной дисциплины

«Элементарная теория музыки, гармония»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование».

  1. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке музыкального руководителя и учителя музыки.
  2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
  3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
  4. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
  • строить основные лады, интервалы, аккорды;
  • анализировать строение мелодии в форме периода;
  • определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры;
  • определять средства музыкальной выразительности;
  • строить и разрешать аккорды в четырёхголосном гармоническом изложении;
  • подбирать аккомпанемент к песенной мелодии;
  • играть секвенции для распевания;
  • осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные элементы музыкального языка, систему музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, основные гармонические закономерности.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

  • ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их.
  • ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях.
  • ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.
  • ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия.
  • ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.
  • ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.
  • ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательной организации.
  • ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
  • ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
  • ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.
  • ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.
  • ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 355,5 час., в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 237 час.; самостоятельной работы обучающегося — 118,5 часов.

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины.

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.

занятия

  • 237
  • Самостоятельная работа обучающегося (всего)
  • 118,5
  • Промежуточная аттестация в форме экзамена во 2 семестре.
  • Контрольная работа в 4, 6, 8 семестрах.

2.2. Примерный тематический план и содержание

учебной дисциплины «Элементарная теория музыки, гармония»

1курс,1 семестр

34 уч.час.

  1. п/п
  2. Темы
  3. Кол-во часов
  4. Уровень
  5. освоения
  6. 1.
  7. Введение.

Теория музыки как наука и как учебная дисциплина. Предмет и задачи курса «Элементарная теория музыки».

  • Самостоятельная работа: изучение задач курса «Элементарной теории музыки».
  • 2
  • 1
  • 2
  • 2.

Музыкальный звук. Звук как физическое явление. Музыкальный звук и его свойства. Их значение в музыке.

Музыкальная система. Звукоряд. Ступени звукоряда и их название. Слоговые и буквенные названия звуков. Октавная система. Обозначения октав. Диапазон. Регистр. Темперированный строй. Тон. Полутон.

Производные ступени звукоряда. Знаки альтерации. Буквенные обозначения производных ступеней. Хроматические и диатонические полутоны и целые тоны. Энгармонизм звуков.

Нотное письмо. Краткие сведения о происхождении нотного письма. Нотный стан. Ключи соль, фа, до. Длительности нот. Правописание штилей на нотном стане. Паузы. Способы увеличения длительностей. Знаки переноса на октаву.

Знаки сокращения нотного письма. Практическое значение аббревиатур (знаков сокращения нотного письма).

  1. Самостоятельная работа: изучение слоговых и буквенных названий звуков; построение хроматических и диатонических полутонов и целых тонов.
  2. 4
  3. 2
  4. 2
  5. 3.

Метр. Ритм. Темп. Определение метра. Акценты. Сильные и слабые метрические доли и периодичность их чередования. Организующее значение метра в поэзии и в музыке.

Размер. Его определение. Обозначение. Простые двух- и трёхдольные размеры. Сложные однородные и сложные смешанные размеры.

Определение ритма. Различные виды ритмов: равномерный, пунктирный, триольный, синкопированный. Взаимосвязь метра и ритма. Особые виды метрического деления длительностей: дуоли, триоли, квартоли и др. Их обозначение.

  • Синкопа и её разновидности.
  • Группировка длительностей в простых, сложных и смешанных размерах в инструментальной музыке.
  • Переменные размеры – периодические и непериодические – и их обозначение.
  • Понятие о полиритмии и полиметрии.

Темп и его обозначение по шкале метронома. Темповые изменения. Метроном. Значение темпа в музыке.

  1. Самостоятельная работа: изучение группировки в простых и сложных размерах; темповых обозначений.
  2. 10
  3. 5
  4. 2
  5. 4.
  6. Интервалы.

Интервалы мелодические и гармонические, восходящие и нисходящие. Названия интервалов. Ступеневая и тоновая величина интервалов. Интервалы на основных ступенях звукоряда. Обращение интервалов.

Увеличенные и уменьшённые интервалы. Энгармонизм интервалов. Диатонические и хроматические интервалы. Консонирующие и диссонирующие интервалы. Интервалы шире октавы. Выразительное значение интервалов.

Интервалы на ступенях натурального мажора и минора.

Интервалы на ступенях гармонического мажора и минора (характерные интервалы).

Интервалы в ладу. Устойчивые и неустойчивые интервалы в условиях определённого лада и тональности, их разрешение.

Разрешение диссонансов (секунды и септимы). Разрешение увеличенных, уменьшённых диссонирующих интервалов.

  • Самостоятельная работа:построение интервалов в тональности и от звука.
  • 8
  • 4
  • 2
  • 5.

Лад. Тональность. Значение лада в музыкальном произведении. Устойчивые и неустойчивые звуки. Мажорный и минорный лад. Характер звучания мажора и минора.

Название ступеней лада. Натуральная мажорная гамма и её строение. Тетрахорды. Тональность. Мажорные тональности. Квинтовый круг мажорных тональностей.

Три вида мажора (натуральный, гармонический, мелодический).

Минорный лад. Свойства ступеней минорного лада. Параллельные и одноименные тональности. Три вида минора (натуральный, гармонический, мелодический). Квинтовый круг минорных тональностей. Тональности, в которых больше семи знаков в ключе. Энгармонизм тональностей.

  1. Самостоятельная работа:построение трёх видов мажора и минора.
  2. 8
  3. 4
  4. 2
  5. 6.
  6. Лады народной музыки.

Ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский. Дважды гармонические минорные и мажорные лады. Целотонная гамма. Уменьшённый лад. Пентатоника (мажорная и минорная).

  • Самостоятельная работа:построение ладов народной музыки.
  • 2
  • 1
  • 2
  • 1 курс, 2 семестр

44 уч. час.

  1. п/п
  2. Темы
  3. Кол-во часов
  4. Уровень
  5. освоения
  6. 1.

Аккорды. Общее понятие об аккордах. Типы аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Виды трезвучий (мажорное, минорное, уменьшённое, увеличенное). Обращение трезвучий. Секстаккорд и квартсекстаккорд.

Читайте также:  40 лучших бесплатных vst плагинов

Аккорды в ладу. Трезвучия на ступенях мажора и гармонического минора. Главные трезвучия мажора и гармонического минора (тоническое, субдоминантовое и доминантовое). Их обращение.

Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучия и их обращений в тонический аккорд. Понятие о побочных трезвучиях (VI, II, III, VII ступени). Консонирующие и диссонирующие аккорды.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий.

Виды септаккордов: 1) большой мажорный, 2) большой минорный, 3) увеличенный, 4) малый мажорный,

5) малый минорный, 6) малый с уменьшённой квинтой, 7) уменьшённый.

Септаккорды в тональности. Наиболее распространённые септаккорды: доминантсептаккорд, септаккорд II ступени, септаккорд VII ступени (малый и уменьшённый).

Доминантсептаккорд. Его обращения и их разрешение.

Септаккорд II ступени и его разрешение через обращения доминатсептаккорда в тонику.

Септаккорд VII ступени (малый и уменьшённый). Разрешение его в тонику и через обращения доминантсептаккорда в тонику.

  • Понятие о побочных септаккордах.
  • Нонаккорд малый и большой.
  • Самостоятельная работа: построение аккордов в тональности и от звука.
  • 14
  • 7
  • 2
  • 2.

Хроматизм. Определение понятия хроматизма. Хроматическая гамма. Правописание хроматических гамм в мажоре и в миноре.

  1. Самостоятельная работа: построение хроматических гамм в мажоре и в миноре.
  2. 4
  3. 2
  4. 2
  5. 3.

Внутриладовая альтерация. Альтерация как обострение тяготения неустойчивых ступеней лада. Возникновение в связи с этим хроматических интервалов. Разрешение хроматических интервалов. Основное отличие хроматизма от альтерации.

  • Самостоятельная работа: построениеи разрешение хроматических интервалов.
  • 4
  • 2
  • 2
  • 4.

Отклонение. Модуляция. Сопоставление. Родство тональностей. Понятие об отклонении и модуляции. Сопоставление тональностей как один из приёмов смены тональностей или только лада без плавного перехода. Тональности 1-й степени родства.

  1. Самостоятельная работа: построение тональностей 1-й степени родства.
  2. 4
  3. 2
  4. 2
  5. 5.

Мелодия. Виды мелодического движения. Секвенции. Элементы строения музыкальной речи. Различные синтаксические структуры. Мелодия как важнейшее средство музыкальной выразительности.

Основные формы мелодического движения: волнообразное движение, плавное и скачкообразное движение.

Приёмы мелодического развития: буквальное повторение, варьированное повторение, повторение, основанное на секвенции.

Секвенция. Её определение. Мотив секвенции. Звенья. Виды секвенций: восходящая и нисходящая, тональная (диатоническая) и модулирующая, строгая и свободная, одноголосная (мелодическая) и многоголосная (гармоническая). Кульминация.

Строение музыкальной речи. Цезура. Мелодико – синтаксические структуры.

Период. Предложение. Фразы, Мотивы. Каденция. Гомофонный и полифонический склад.

  • Самостоятельная работа: игра секвенций; анализ периодов.
  • 8
  • 4
  • 2
  • 6.

Транспозиция. Партитура. Партия. Понятие о транспозиции, её определение. Область применения и значение транспозиции для инструменталистов и вокалистов. Способы транспозиции:

  1. 1) транспозиция на определённый интервал;
  2. 2) транспозиция на хроматический полутон;
  3. 3)транспозиция с заменой ключей, транспонирующие инструменты симфонического оркестра.

Хоровые и оркестровые партии. Партитура.

  • Самостоятельная работа: транспонирование темы на заданный интервал.
  • 4
  • 2
  • 2
  • 7.

Мелизмы. Понятие о мелизмах, их определение. Различные виды мелизмов: короткий форшлаг, долгий форшлаг, мордент (простой, двойной, перечёркнутый), группетто, трель, арпеджиато.

  1. Выразительное значение мелизмов.
  2. Самостоятельная работа: расшифровка видов мелизмов.
  3. 4
  4. 2
  5. 2
  6. 8.
  7. Повторение.
  8. Самостоятельная работа: построение пройденных элементов в тональности.
  9. 2
  10. 1
  11. 3
  12. 2курс, 3 семестр

34 уч.час.

  • п/п
  • Темы
  • Кол-во часов
  • Уровень
  • освоения
  • 1.

Введение. Понятие гармонии. Гармония и мелодия. Гомофонный склад. Аккорды. Типы аккордов и их названия. Названия звуков аккорда. Основной аккорд и его обращения. Названия обращений трезвучия. Названия обращений септаккорда. Большие и малые трезвучия.Четырёхголосный склад. Удвоение в трезвучии. Мелодические положения и расположения трезвучий.

  1. Самостоятельная работа: построение трезвучий в четырёхголосном изложении.
  2. 1
  3. 0,5
  4. 2
  5. 2.

Функциональная система главных трезвучий. Лад и его элементы. Логика гармонического развития. Гармонический оборот.

  • Самостоятельная работа: изучение функциональной системы главных трезвучий.
  • 1
  • 0,5
  • 2
  • 3.

Соединение главных трезвучий (тоника, субдоминанта, доминанта). Соотношение аккордов. Общие звуки. Способы соединий трезвучий (гармоническое, мелодическое). Неполное тоническое трезвучие в заключительных оборотах.

  1. Самостоятельная работа: соединие трезвучий двумя способами.
  2. 6
  3. 3
  4. 2
  5. 4.

Перемещение аккордов. Способы перемещений (со сменой расположения и без неё). Техника и значение перемещений.

  • Самостоятельная работа: перемещение трезвучий со сменой расположения и без неё.
  • 2
  • 1
  • 2
  • 5.

Каденции, период, предложение. Членение музыкального произведения. Цезура. Построение. Часть. Мотив.

Разновидности каденций: 1) устойчивые: а) автентическая (доминанта-тоника); б) плагальная (субдоминанта-тоника); 2) неустойчивые: а)половинная автентическая (тоника — доминанта, субдоминанта-доминанта); б) половинная плагальная (тоника-субдоминанта); в) сложная (субдоминанта-доминанта-тоника).

Совершенные и несовершенные каденции. Период и предложение. Виды периодов.Типичные структуры периодов и предложений.

  1. Самостоятельная работа: анализ периодов.
  2. 1
  3. 0,5
  4. 2
  5. 6.

Источник: https://infourok.ru/programma-po-elementarnoy-teorii-muziki-garmonii-1515501.html

Каданс, каденция

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

каденциякаданс

Каденция

I.    Каденция – данное выражение употребимо для обозначения состояния завершения музыкального построения и имеет явное отношение к построению музыкальной темы. Для простого примера можно предложить любую композицию (квадратную по форме) из шестнадцати тактов, состоящую из двух предложений.

Здесь в шестнадцати тактах вам встретятся две каденции. Какими они могут могут быть разберем далее. В данном случае можно использовать вместо слова каденция его однокоренной синоним каданс – французский вариант (cadence) от латинского cadere.

Итальянский вариант cadenza (также произошедший от латинского) как и два предыдущих означает «окончание».

II.    Термином каденция также обозначается масштабный отрезок музыкальной формы, отведенный для соло солирующего инструмента, яркого выразительного, зачастую виртуозного.

Местоположение каденции как части формы находится ближе к концу произведения, если соотнести с сонатной формой, то, вероятнее всего, перед репризой или кодой. До второго десятилетия XIX века исполнение каденции в произведении возлагалось на самого исполнителя.

Ответственно и почетно было музыканту выразить свою субъективную трактовку данного участка произведения, показать возможности инструмента и степень своей музыкальной грамотности, виртуозности и мудрости.

В дальнейшем композиторы для придания целостности и внесении ясности во все создаваемое ими произведение целиком стали подробно выписывать сольные каденции в нотах. Ниже следующий разбор к данному термину каденции не относится.

 

Каданс

Как и обещал, разбираем виды кадансов:

Кадансом называется гармонический оборот, завершающий музыкальное построение или его часть

По местоположению в периоде кадансы делятся на серединные и заключительные (срединный – в первом предложении, заключительный – соответственно, во втором).

Для характеристики каденции важно 1) на какую функцию и после какой функции приходится завершающий аккорд, 2) на какой мелодической ступени, 3) в какой период метрического времени наступает последний аккорд каденции (здесь рассматривать не будем, для справки см. Википедию).

  • Начнем классифицировать кадансы, может кому-нибудь это понадобится для сдачи экзамена или подготовки к уроку по гармонии.
  • По набору функций кадансы подразделяются на простые и сложные (в ряде терминологий: половинные и полные):Полный каданс – является разновидностью автентического каданса, благодаря финальной связке D—Т.

1.    Полный каданс – при наличии в кадансе оборота S—D—Т.2.    Половинным – называется каданс, заканчивающийся на неустойчивой функции S или D.Половинные кадансы могут быть:

1.    Автентический – каданс, заканчивающийся на функции D.

2.    Плагальный – каданс, заканчивающийся на функции S

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/cadence

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector