Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Первые способности у многих детей проявляются уже в достаточно раннем возрасте. Кто-то хорошо рисует, кто-то быстро бегает, кто-то легко решает математические задачки, а кто-то с точностью воспроизводит мелодии.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста — серьезная тема, которой отведен целый раздел в психолого-педагогической практике.

Доверить ее лучше специалистам в этой области, однако некоторые методики можно применить и в домашних условиях.

Что нужно оценить

Нужно понимать, что под музыкальными способностями понимается не просто умение петь или играть на инструменте. Оценивать необходимо множество факторов, в том числе:

  • музыкальный слух;
  • чувство ритма;
  • координацию и моторику;
  • музыкальную память;
  • музыкальное чутье.

Одни факторы обусловлены физиологическими данными, другие — особенностями характера и темперамента. Соответственно, некоторые навыки можно успешно развить практически с нуля. Например, как развивать слух ребенка, знает любой профессиональный педагог по музыкальным дисциплинам.

Другое дело — врожденная музыкальная интуиция. Далеко не все популярные певцы, композиторы и музыканты могут похвастаться ее наличием.

Поэтому если уже с раннего возраста ребенок демонстрирует умение легко воспроизводить мелодии, значит, занятия музыкой в его жизни обязательно должны присутствовать. В то же время, если малыш, по мнению взрослых, не очень хорошо поет, рано ставить крест на его музыкальных способностях.

Исполнение песен — это, по большей степени, показатель умения владеть вокалом, а этот навык не является единственным определяющим в вопросе музыкального потенциала ребенка.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Общение и наблюдение

Существует множество исследований и теорий, рассказывающих о том, как определить музыкальные способности у ребенка. Самый простой способ при этом — просто наблюдать за ним. Обращайте внимание на следующие моменты:

  • Общий интерес ребенка к музыке. Как он реагирует на песни? Прислушивается ли к фоновой музыке? Подпевает, подтанцовывает в процессе? Нравится ли ему какой-то конкретный стиль или его интересуют разные музыкальные направления?
  • Музыкальная память. Напевает ли малыш в течение дня ранее услышанные песни? Насколько точно он воспроизводит слова и мелодию? Возможно, ребенок сам придумывает «композиции», пусть даже без слов?
  • Чтение стихов. Стихотворения сами по себе очень ритмичны и выразительны. Если малыш обладает музыкальными способностями, то и стихи он будет читать эмоционально, не игнорируя интонационные ударения и паузы.
  • Публичные выступления. Диагностику развития музыкальных способностей детей можно проводить даже во время их выступлений в детском саду. Это могут быть как музыкальные номера, так и просто участие в пьесах. Стремление малыша показать себя на утренник — еще один важный момент, определяющий музыкальный потенциал.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

И все же наиболее значимым фактором является непосредственно интерес ребенка к музыке. Все остальное — это лишь дополнительные показатели его психологической и эмоциональной готовности к занятиям.

Кстати, сам малыш тоже может рассказать взрослым о своей заинтересованности в изучении музыкальных дисциплин. Заведите с ним разговор о современных исполнителях, музыкальных инструментах и т. д. Посмотрите на его реакцию относительно данной темы и открытость в обсуждении.

Методики и упражнения

Помимо простого наблюдения, взрослые могут выполнять и простые упражнения, направленные на определение музыкального слуха и чувства ритма малыша. Проводить их лучше в игровой форме, чтобы ребенок больше увлекся процессом.

  1. Включите или сыграйте на инструменте простую мелодию — короткую и понятную. Попросите ребенка ее воспроизвести. Если не получается с первого раза, повторите попытку несколько раз.
  2. Сыграйте на фортепиано два звука — из нижнего и верхнего регистра. Задача малыша — определить, какой звук выше, а какой — ниже. Если он не знает, что значит «выше и ниже» в отношении звуков, объясните ему, а затем повторите упражнение.
  3. Включите любую достаточно мелодичную песню. Попросите малыша похлопать в ладоши или потанцевать под музыку. Это упражнение поможет определить чувство ритма, от которого нередко зависит выбор музыкального инструмента для ребенка.
  4. Простучите или прохлопайте небольшой музыкальный отрывок. Попросите малыша повторить. При необходимости простучите отрывок еще несколько раз.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Нередко родителям кажется, что ребенок талантлив от рождения, поэтому по собственному решению определяют его в музыкальную школу. Однако объективные выводы относительно музыкального потенциала могут сделать только специалисты с музыкальной практикой.

А как вы обнаружили у своего малыша музыкальные способности? Планируете ли вы записать его в музыкальную школу, и проявляет ли сам ребенок интерес к музыке? Поделитесь своими историями в х.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/diaghnostika-muzykal-nykh-sposobnostiei-dietiei

Диагностика музыкальных способностей детей

  • Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?
  • Диагностика музыкальных способностей  поможет проанализировать возможности  ребенка,
  • спланировать дальнейшую работу, выработать тактику общего развития ребенка и развития его музыкальных способностей.

Есть ли у моего ребенка музыкальные способности? – Этот вопрос волнует многих родителей. Но если не волнует, то, по крайне мере, интересует.

Вспоминаю первые годы работы в музыкальной школе. Конец мая – начало июня – время вступительных экзаменов в школу.

Два дня были консультации для детей и их родителей, затем два дня проходили вступительные экзамены. В это время в школе невозможно было протиснуться из-за большого количества поступающих и их родителей. Чтобы поступить в школу, дети сдавали настоящие экзамены.

Помнится, комиссия состояла приблизительно из десятка преподавателей. Ребеночек самостоятельно, без родителей, входил в большой зал, за фортепиано – экзаменатор (обычно преподаватель сольфеджио). И состоялась целая процедура выявления музыкальных способностей будущего ученика.

Затем ребенок должен был подойти к членам комиссии и ответить на их вопросы. А заведующая фортепианным отделом всегда оценивала кисть ребенка, цепкость кончиков пальцев, гибкость и пластичность кисти. Конкурс в те годы доходил до 3-4 человек на место.

Такой ажиотаж длился довольно долгое время – несколько лет. Затем желающих обучаться музыке становилось все меньше и меньше. И однажды две музыкальные школы объединили в одну, и контингент учащихся сократился вдвое. Многие преподаватели сменили профессию, так как зарплата была очень низкая, да и ту не выплачивали месяцами.
В школе остались те, кто не мыслил себя без музыки и детей.

Но все проходит. Прошло и это. Постепенно жизнь стабилизировалась, и опять возникла потребность в музыке и музыкальном образовании.

Но изменилась форма приема в музыкальную школу. Сейчас нет такой помпезности. Захотел ребенок обучаться в школе – пришли родители, написали заявление, ребенка прослушал преподаватель, который набирает учащихся в свой класс, или преподаватель сольфеджио. Поставили оценки в графе заявления. Есть место – ребенок учится, нет – ждет, когда будет следующий выпуск и место освободится.

Все проще, и нет такого серьезного стресса для ребенка, когда он сдавал вступительные экзамены.

Меняются критерии. Сейчас главное при поступлении в музыкальную школу – желание ученика обучаться музыке, и желание родителей взвалить на себя лишние заботы и хлопоты на долгие годы обучения. Но цель у родителей благородная — эстетическое развитие ребенка!

Во время первой встречи преподавателя и будущего ученика очень важно определить в отправной точке обучения возможности и способности ребенка, чтобы планировать дальнейшую работу.
Но нужно помнить! Во время диагностики обязательно должна быть спокойная, комфортная атмосфера, а отношение к ребенку – приветливое.

  1. Диагностику музыкальных способностей проводим по нескольким параметрам:
  2. — Звуковысотные и ладово-регистровые ощущения
    — Мелодический и гармонический слух
    — Чувство ритма
    — Чувство динамики
  3. — Эмоциональный отзыв на музыку
  4. Диагностика звуковысотных ощущений
  5. — Предлагаем ребенку задание:
    Сейчас я сыграю звук, спою его, затем мы повторим вместе, а потом ты споешь сам.

Дальше можно усложнить задание. Играем отдельные звуки, а ребенок на какой-то слог (например, слог «та») повторяет самостоятельно звук голосом.

Высота звуков   

— Объясняем ребенку, что есть звуки высокие, средние и низкие. Высокие (сыграть их) — похожи на капельки дождя, прыжки зайчика, пение птиц высоко в небе. Поднимаем руки вверх, ребенок повторяет, имитируя полет птиц высоко в небе.
Низкие звуки (сыграть) похожи на медведя. (Руки внизу)

И есть средние звуки. Они находятся посредине клавиатуры инструмента. Средние звуки может спеть человек. (Сыграть средние звуки, руки вытянуты вперед).

Попутно сыграть очень высокие и очень низкие звуки и сказать, что эти звуки человек не может спеть.
Преподаватель играет средние, низкие или высокие звуки. А ребенок показывает руками их высоту: если высокие – руки вверх, низкие – руки внизу, средние – руки вытягивает вперед.

Движение мелодии

— Даем задание – определить, куда движется мелодия. Играем восходящую и нисходящую мелодию. Например, «Скок – поскок», «Во поле береза стояла», «Вверх по ступенькам поднимись», а ребенок рукой показывает движение мелодии.

Точность интонирования

— Когда ребенок немного освоился, а этому способствуют игровые формы, можно предложить для повторения небольшие песенки: «Дин-дон», «Василек», «Маленькая елочка». Петь можно со словами или слогами. — Проверяем точность интонирования.

— Если ребенок справляется, усложняем задание. Даем для сравнения мажорное и минорное трезвучие (нисходящее движение), нужно спеть точно каждый звук слогами.

— Затем можно предложить спеть песенки в нисходящем движении в мажоре и миноре. Например, «Во поле береза стояла» (первую фразу) и «Галя по садочку ходила».

Мелодический и гармонический слух

— Игра «Отгадай звук» (например, один из трех звуков)
Ребенок стоит спиной к инструменту. Учитель играет звук (например, в пределах терции). Затем ребенок поворачивается и ищет его на клавиатуре. Нужно выбрать одну клавишу из трех обозначенных. Обозначить клавиши можно фишками или цветными полосками.

— Для проверки гармонического слуха проводим игру «Отгадай, сколько звуков». Показать ребенку, как звучит один звук, и как звучит два звука (гармонические интервалы). Не глядя на клавиши, ребенок определяет количество звуков. Можно усложнить задание. Показать, как звучат три звука, сказать, что здесь много звуков и посчитать с ребенком до трех.

  • Чувство ритма
  • Можно предложить такие задания:
  • — пошагать под звуки марша.
    — пение песенки с прохлопыванием ритмического рисунка
    — повторение голосом на слог «та» несложного ритма
  • — повторить ритмический рисунок, прохлопывая в ладоши без дублирования голосом.
  • Диагностика ощущений динамики

— Игра «Сделай, как я». Преподаватель играет отдельные звуки – громко или тихо. Ребенок должен повторить, соблюдая динамику.

— Игра «Угадай – громко или тихо». Если звучит тихая музыка – ребенок присаживается на корточки, а если громкая — размахивает руками, жесты широкие и активные.

  1. Диагностика эмоционального отзыва на музыку
  2. — Предлагаем выразительно рассказать стихотворение, а если ребенок маленький повторить за преподавателем отдельные фразы и изобразит все в ролях:
    Например, «Воет серый волк в лесу» — грозно
  3. «По дороге Петя шел» — радостно и беззаботно, «и горошину нашел» — удивленно.
  4. — Предложить маленькие пьески в мажорном и минорном ладу и определить – «грустно» — «весело».
  5. Вот такой приблизительный план диагностики.
  6. Тестирование поможет ближе познакомиться с ребенком, наладить уже во время первой встречи теплые и добрые отношения (благодаря игровым формам), проанализировать его возможности и способности.
  7. Такая диагностика поможет спланировать дальнейшую работу с ребенком, выработать тактику общего развития ребенка и развития его музыкальных способностей.

А Вы знаете, как влияет темперамент ребенка на занятия музыкой?   —  Прочтите!

Ирина  Анищенко

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/diagnostika-muzykalnyx-sposobnostej-detej

Консультация: Выявление музыкальных способностей у детей. | Социальная сеть работников образования

Диагностика музыкальных способностей ваших детей

Как выявить музыкальные способности у ребенка и нужно ли их выявлять вообще? Как не ошибиться в диагностике способностей? Действительно ли нужно выявлять способности как можно раньше, чтобы было больше шансов успешно их развить?

Надо сказать, что не только родители юных дарований, но и специалисты-музыканты вкупе со специалистами-психологами пока так и не определили точных критериев музыкальных способностей и наилучших методов их выявления.

Читайте также:  Виды музыкальных игр

Уже 150 лет продолжаются дискуссии и обмен мнениями, но тема эта актуальна до сих пор. Насколько индивидуальны и уникальны творческие способности каждого человека, настолько индивидуальны и критерии оценки этих способностей у каждого отдельно взятого экзаменатора или исследователя.

Поэтому оставим это безнадежное дело на откуп ученым, а сами займемся практикой. Ведь кто лучше нас с вами знает наших детей? Только МЫ, “самая строгая мать” (реже отец), можем точно определить, насколько музыкален и талантлив наш ребенок, и на каком инструменте ему играть. Никакие ученые методики нам не помеха.

Это, безусловно, так. Но все же советуем вам обратить внимание на некоторые важные для определения музыкальных способностей моменты (вдруг ваш ребенок не просто талантлив, а гениален?!):

– Ребенок узнает знакомые мелодии,

– Ребенок различает звуки по высоте:(“птичка поет высоким голосом, а медведь ревет низким”, ” у мамы голос выше, чем у папы, а у маленькой дочки выше, чем у папы и у мамы” и т. д.)

– Самостоятельно или вместе со взрослым подпевает повторяющиеся фразы песен и музыкальных пьес.

– Поет в темпе и ритме предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая от поющего рядом взрослого (или артиста “в телевизоре”).

– Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Песню начинает и заканчивает вовремя, без спешки или отставания;

  • – Ребенок ритмично хлопает, топает или делает другие движения под музыку;
  • – Ребенок способен адекватно реагировать на характер музыки, двигаться соответственно характеру музыки, а также менять свои движения при изменении темпа или ритма музыкального произведения;
  • – Внимательно слушает небольшое музыкальное произведение до конца;

– Ребенок в состоянии понимать музыкальный образ, интерпретировать его в разных видах художественной и игровой деятельности (рисует, танцует, играет роль, сочиняет под влиянием прослушанной музыки т.д.)

  1. – Ребенок различает по звучанию знакомые ему музыкальные инструменты. Например, может отличить звук фортепиано от звука скрипки или какого-либо другого музыкального инструмента;
  2. – Ребенок способен распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;
  3. – Способен определить жанр прослушанного музыкального произведения (песня, танец, марш);

– И все же ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б.Алиев, исследователь современных проблем музыкального воспитания детей, считает

– яркое эмоциональное переживание музыки,- интерес к ней и

– желание заниматься музыкальной деятельностью.

На основе вышеперечисленных аспектов можно говорить о музыкальных способностях ребенка.

Как выявить музыкальные способности у ребенка и развить его талант? Как только вы заметили у вашего ребенка тягу к музыке, танцам или любые другие склонности, старайтесь развивать эти склонности в способности, начиная с раннего детства, не откладывая до того момента, когда ребенок об этом попросит, ведь все это время он уже мог бы заниматься любимым делом.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/01/04/vyyavlenie-muzykalnyh-sposobnostey-u-detey

Как выявить музыкальные способности у ребенка

Диагностика музыкальных способностей ваших детей

Как выявить музыкальные способности у ребенка и нужно ли их выявлять вообще? Как не ошибиться в диагностике способностей? Действительно ли нужно выявлять способности как можно раньше, чтобы было больше шансов успешно их развить?

Надо сказать, что не только родители юных дарований, но и специалисты-музыканты вкупе со специалистами-психологами пока так и не определили точных критериев музыкальных способностей и наилучших методов их выявления.

Уже 150 лет продолжаются дискуссии и обмен мнениями, но тема эта актуальна до сих пор. Насколько индивидуальны и уникальны творческие способности каждого человека, настолько индивидуальны и критерии оценки этих способностей у каждого отдельно взятого экзаменатора или исследователя.

Поэтому оставим это безнадежное дело на откуп ученым, а сами займемся практикой. Ведь кто лучше нас с вами знает наших детей? Только МЫ, “самая строгая мать” (реже отец), можем точно определить, насколько музыкален и талантлив наш ребенок, и на каком инструменте ему играть. Никакие ученые методики нам не помеха.

Это, безусловно, так. Но все же советуем вам обратить внимание на некоторые важные для определения музыкальных способностей моменты (вдруг ваш ребенок не просто талантлив, а гениален?!):

– Ребенок узнает знакомые мелодии,

– Ребенок различает звуки по высоте:
(“птичка поет высоким голосом, а медведь ревет низким”, ” у мамы голос выше, чем у папы, а у маленькой дочки выше, чем у папы и у мамы” и т. д.)

– Самостоятельно или вместе со взрослым подпевает повторяющиеся фразы песен и музыкальных пьес.

– Поет в темпе и ритме предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая от поющего рядом взрослого (или артиста “в телевизоре”).

– Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Песню начинает и заканчивает вовремя, без спешки или отставания;

  • – Ребенок ритмично хлопает, топает или делает другие движения под музыку;
  • – Ребенок способен адекватно реагировать на характер музыки, двигаться соответственно характеру музыки, а также менять свои движения при изменении темпа или ритма музыкального произведения;
  • – Внимательно слушает небольшое музыкальное произведение до конца;

– Ребенок в состоянии понимать музыкальный образ, интерпретировать его в разных видах художественной и игровой деятельности (рисует, танцует, играет роль, сочиняет под влиянием прослушанной музыки т.д.)

  1. – Ребенок различает по звучанию знакомые ему музыкальные инструменты. Например, может отличить звук фортепиано от звука скрипки или какого-либо другого музыкального инструмента;
  2. – Ребенок способен распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;
  3. – Способен определить жанр прослушанного музыкального произведения (песня, танец, марш);

– И все же ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б.Алиев, исследователь современных проблем музыкального воспитания детей, считает

– яркое эмоциональное переживание музыки,
– интерес к ней и

– желание заниматься музыкальной деятельностью.

Источник: https://rcmuzyka.com/kak-vyyavit-muzykalnye-sposobnosti-u-rebenka/

Диагностика музыкальных способностей

  • Музыкальные способности – это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.
  • Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
  • Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
  • 1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
  • 2) применимы для массового исследования;
  • 3) дают сравнимые между собой результаты.
  • Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
  • Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.
  • Практические диагностические тесты
  • 1. Диагностика чувства темпа и метроритма
  • Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра “Настоящий музыкант”

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: “Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)”.

После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, “В траве сидел кузнечик” в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей “партии” ребёнок играет “вступление” (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом).

Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

  1. В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про “шаловливого кузнечика” в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про “ленивого кузнечика” в медленном темпе (50-60 ударов).
  2. После успешного исполнения необходимо “посадить кузнечика в поезд” и прокатить его с ускорением и замедлением.
  3. Критерии оценки:
  4. – адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
  5. – адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
  6. – ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  7. – сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение – низкий уровень.
  8. 2. Тест – игра на изучение чувства ритма
  9. “Ладошки”
  10. Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
  11. Стимулирующий материал
  12. 1. Детская песня “Дин-дон”
  13. 2. Детская песня “Петушок”

3. М. Красев “Ёлочка”

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается “спрятать” голос и “спеть” одними ладошками.

  • Критерии оценки:
  • – точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень;
  • – воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) – средний уровень;
  • -адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов – слабый уровень
  • – неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень.
  • Дигностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
  • “Гармонические загадки”

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков “спряталось” в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

  1. Критерии оценки:
  2. слабый уровень – угадано ребёнком 1-3 созвучия
  3. средний уровень – угадано ребёнком 4-7 созвучий
  4. высокий уровень – угадано ребёнком 8-10 созвучий
  5. “Повтори мелодию”
  6. Цель:
  7. определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/testi/diagnostika_muzykalnykh_sposobnostei

Диагностика музыкальных способностей детей таблица радынова

Рабочая программа принята малым педагогическим советом ДОУ, протокол № 4, от 12.05. 2010г.

Для выявления и объективного оценивания уровня развития музыкальных способностей дошкольников (развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма) использую методику О.П. Радыновой «Оценка музыкального развития ребёнка».

  • Диагностика музыкальных способностей детей
  • — наличие любимых произведений,
  • — внешние проявления (эмоционально-двигательная активность ребёнка во время звучания музыки),
  • — узнавание знакомой мелодии.
  • -подпевание знакомой мелодии с сопровождением.
  • — воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии из 3-5 звуков,
  • — соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,
  • — соответствие ритма движений ритму музыки.
  • — наличие любимых произведений,
  • — внешние проявления (эмоциональные),
  • -высказывания о характере музыки (двухчастная форма),
  • — узнавание знакомой мелодии по фрагменту,
  • -определение, закончилась ли мелодия,
  • — определение правильности интонации в пении у себя и других.
  • — пение знакомой мелодии с сопровождением,
  • — пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением,
  • — воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.
  • — воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,
  • — соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями,
  • — соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма),
  • Старшая, подготовительная группа
  • — наличие любимых произведений,
  • — внешние проявления (эмоциональные),
  • — высказывания о музыке с контрастными частями,
  • — узнавание знакомой мелодии по фрагменту,
  • — определение, закончилась ли мелодия,
  • — окончание на тонике начатой мелодии.
  • — пение знакомой мелодии с сопровождением,
  • — пение знакомой мелодии без сопровождения,
  • — пение малознакомой мелодии без сопровождения.
  • — воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,
  • — соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями,
  • — соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
  • Высокий уровень: внимательно, увлеченно слушает музыку; использует образную речь; определяет форму музыкального произведения; проявляет желание выражать характер музыки через пластику (движения выразительные, соответствуют характеру музыки); наличие любимых произведений; точное выполнение заданий.
  • Средний уровень: слушает музыку, иногда отвлекается, не выражает особых эмоций; при определении характера музыки, использует одно – два определения; с незначительной помощью педагога определяет форму музыки; двигается, комбинируя знакомые образные танцевальные движения, но преобладает однообразная пластика; неточное выполнение заданий, иногда отказ от выполнения.
  • Виды музыкально-дидактических игр
  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие динамического восприятия
  • Развитие тембрового восприятия
  • Развитие ладотонального и гармонического слуха
Читайте также:  Святая ночь. две рождественские колядки – ноты и тексты

«Птицы и птенчики» Е.Тиличеевой с.22, (2)

«Кто по лесу ходит?», «Трубы и барабан»

«Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова, «Кто в домике живет?»

«Угадай на чем играю?» Е.Тиличеевой

«Курица и цыплята» Н.Кононовой с.24 (2)

  1. «Лесенка» Е.Тиличеевой (1)
  2. «Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой (2)
  3. «Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличевой
  4. «Узнай по голосу» Е.Тиличеевой, «Угадай музыкальный инструмент»
  5. «Солнышко и дождик»

«Качели», «Спите куклы» Е.Тиличеевой с.88 (4)

«Придумай ритм» Н.Кононовой (5)

«Громко-тихо запоем» Н.Кононовой с.42 (2)

«Угадай музыкальный инструмент», «Догадайся, кто поет?» Е.Тиличеевой

«Сколько нас поёт?»

«Бубенчики» Е.Тиличеевой с.107 (1)

«Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой

«Охотники и зайцы» Е.Тиличеевой

«Волшебная посылка» (в ней 5 муз.инструментов); «Догадайся кто поет?»Е.Тиличеевой

  • Диагностическая карта музыкальных способностей детей
  • Начало учебного года
  • Конец учебного года
  • Начало учебного года
  • Конец учебного года
  • Начало учебного года
  • Конец учебного года
  • (основной инструментарий для диагностики)

Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем).

Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика. Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПИ, 2000.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982.

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет.сада / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.

  1. Результаты диагностики за последние 5 лет:
  2. и выше среднего
  3. Музыкально — образовательные технологии музыкального развития
  4. Осуществляя цели и задачи образовательной области «Музыка», использую различные формы специально организованной образовательной и музыкально-досуговой деятельности дошкольников, где широко применяю современные методы развивающего обучения:
  5. Специально организованная музыкально-образовательная деятельность
  6. Музыкальные беседы (беседы о музыке),
  7. музыкально-литературные композиции (вечера), концерты-загадки,
  8. Праздник музыки, концерты с участием учащихся музыкальной школы, музыкальные конкурсы и викторины
  9. Кукольный театр «Петрушка», оркестр детских музыкальных инструментов, музыкально-театрализованные игры, музыкально-дидактические игры, драматизации,
  10. Праздники, развлечения, утренники, музыкальная игротека, театрализованные развлечения, фольклорные и народные праздники
  11. В специально организованной музыкально-образовательной деятельности создаётся для дошкольников увлекательная атмосфера поисковых и проблемных ситуаций, которая побуждает к творческой самостоятельности, требует активного музыкального мышления, слухового внимания, быстроты ориентировки, способствует развитию детской самостоятельности во всех видах деятельности.

Для полноценного развития каждого ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни организована музыкально-оздоровительная работа в ДОУ.

Использование технологий здоровьесбережения эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Успех музыкально-оздоровительной работы невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Виды используемых в музыкальной деятельности здоровьесберегающих технологий представлены в таблице:

Виды здоровьесберегающих технологий

С них начинаются все музыкальные занятия. Поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)Будет веселее. (хлопают в ладоши)Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)Разотрем ладошки (движения по тексту)Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)Улыбнемся снова,

  • Будьте все здоровы!
  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
  • (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) сладко-сладко позевала. (дети зевают)Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) да водички поглотала, на кувшинку села, песенку запела: «;Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Источник: https://oappendicite.ru/diagnostika/diagnostika-muzykalnyh-sposobnostej-detej-tablitsa-radynova

Контроль за развитием музыкальных способностей у детей

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

§ 4.

Контроль за развитием музыкальных способностей у детей

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б. М.

Теплов).

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом.

Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку.

Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т. д.

Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремяустранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы (Б. М. Теплов).

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития.

Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений.

Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху.

Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и голоса.

Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями развитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и умениях.

Нужны специальные показатели, которые позволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями.

Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительность движений и их соответствие ритму музыки.

Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма) только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей. Одним из показателей развитости ладового чувства являются любовь и интерес к слушанию музыки3.

Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), просьбах повторить произведение, наличии любимых произведений и т. д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций.

Читайте также:  Как научиться петь тихо

В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»).

Кроме того, развитие ладового чувства определяется по умению различать устойчивые и неустойчивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховые представления проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах.

В зависимости от возраста детей задания могут усложняться: пение хорошо знакомой мелодии  с  сопровождением,  без  сопровождения;   пение  малознакомой или незнакомой мелодии, несколько раз прослушанной; подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки или несколько раз прослушанной; подбор мелодий и т. д.

К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Дети, начиная с 5 лет, могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.

Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей (табл. 1). Диагностика может проводиться педагогом в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, другие — индивидуально.

Таблица  1

Диагностика музыкальных способностей детей

№ п/п Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
Младшая группа
I Внимание Подпевание знакомой мелодии с сопровождением Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3—5 звуков
2 Просьба повторить Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки
3 Наличие любимых произведений Соответствие ритма движений ритму музыки
4 Внешние проявления (эмоциональные)
5 Узнавание знакомой мелодии
Средняя группа
1 Внимание Пение знакомой мелодии с сопровождением Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии
2 Просьба повторить Пение малознакомой попевки    (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями
3 Наличие любимых произведений Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3—4 звуков на металлофоне Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)
4 Внешние проявления (эмоциональные)
5 Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
6 Определение, закончилась ли мелодия
7 Определение правильности интонации в пенни у себя и других
Старшая группа
1 Внимание Пение знакомой мелодии с   сопровождением Воспроизведение в    хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии
2 Просьба повторить Пение знакомой мелодии без сопровождения Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями
3 Наличие любимых произведений Пение малознакомой мелодии   (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)
4 Внешние проявления (эмоциональные) Пение малознакомой мелодии без сопровождения
5 Высказывания о музыке с контрастными частями Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне
6 Узнавание знакомой мелодии по фрагменту Подбор по слуху малознакомой попевки
7 Определение, закончилась ли мелодия
8 Окончание на тонике начатой мелодии

Примечание. Ориентируясь на перечисленные показатели, педагог дает детям задания. Результаты он заносит в таблицу 2, в которой фиксируются номер задания и оценка по пятибалльной системе.

Таблица 2

Фамилия и имя ребенка Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма Репертуар
№ задания Оценка № задания Оценка № задания Оценка
1 Смирнов Сергей 1 2 4 5 1 2 3 4 1 2 4 4

1 – Теплов Б. М. Психология музыкальных  способностей.— С. 221.

2 – Там же,— С. 218, 222.

3 – См.: Те плов Б. М. Психология   музыкальных  способностей.— С. 211.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте понятие музыкальные способности.

2. Какие свойства музыкальных звуков отличают их от других звуков, встречающихся в жизни?

3. Какие основные музыкальные способности входят в структуру музыкальности?

4. Назовите виды деятельности, в которых успешно развивается каждая музыкальная способность.

5. Составьте задания для проведения диагностики музыкальных способностей по каждой возрастной группе.

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/010_muzikalnoe_vospitanie_doshkolnikov_1998/004.htm

Диагностика и развитие музыкальных способностей с помощью Саундбим

Диагностика музыкальных способностей ребенка с отклонениями в развитии с использованием системы Саундбим-2.

Козырева В.П.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Проблема сложного дефекта становится все более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики и заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

Внутренний мир ребенка с проблемами сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие  окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Одним из средств способным решить все эти задачи, является музыкальное искусство.

Искусство всегда занимало важное место в нравственном развитии общества. Известна роль музыки в системе воспитания детей с отклонениями в развитии (А.А. Айдарбекова, И.Н. Воропаева, О.П. Гаврилушкина, И.В. Евтушенко, И.Ю. Левченко,  З. Матейова, Е.А. Медведева, С.М. Миловская, Э. Сеген).

Музыка обладает удивительной силой эмоционального воздействия  на человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными реакциями в организме. Каждое музыкальное произведение оказывает влияние на различные изменения в биохимических процессах организма ребенка.

Основа музыки – звук, акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность.

Это изменение  может быть объяснено «как резонансными влияниями на заинтересованные внутриклеточные структуры, так и электромагнитным полевым воздействием» (С.В. Шушарджан).

Любой звук есть то ощущение (приятное или неприятное), которое он рождает у слушателя. Высота звука, тембр, сила или длительность могут вызвать приятные или неприятные воспоминания или ассоциации. «Временная организация звуков придает музыке форму и наделяет ее смыслом.

Она запускает когнитивный процесс, когда исполнитель, композитор или слушатель начинают постигать взаимосвязи между звуками, выстроенными  так, чтобы получился осмысленный рисунок» (Д. Алвин, Э. Уорик). Окружающая ребенка музыка способна менять его настроение и поведение – от апатии до бурной деятельности и наоборот.

Музыкальный опыт может как стимулировать, так и подавлять активность, гипнотизируя ребенка. Положительные реакции ребенка на музыку, которую он слышит или слушает, часто непредсказуемы, поскольку его поведение нерационально.

Тем не менее, мы можем увидеть у ребенка признаки удовольствия или недовольства, способность впитывать  и запоминать, желание повторить опыт или избежать его.

Выбор музыки для занятий с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения в развитии является сложной задачей. Одни дети предпочитают «живую» музыку, которую им играет педагог.

Другим нравится музыка, звучащая на магнитофоне, а кому-то нравятся музыкальные звуки, которые воспроизводят отдельные инструменты, как традиционные, так и нетрадиционные.

Но есть дети, которые просто не имеют возможности выражать себя через звуки, используя обычные инструменты.

Традиционно в системе дошкольного образования используются групповые музыкальные занятия, во время которых основное внимание уделяется прослушиванию, запоминанию и воспроизведению музыкальных произведений.

Как правило, музыкальный руководитель лимитирован в использовании многих музыкальных инструментов, музыкальных ладов и звуковых эффектов.

В работе с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, музыкальные групповые занятия на начальном этапе не всегда приемлемы из-за нарушений внимания, недоразвития интеллекта, патологии эмоционально-волевой сферы и по ряду других причин.

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогической работы нами было проведено экспериментальное обследование и разработана программа по музыкальному воспитанию детей с тяжелыми нарушениями развития, которая предусматривает доступные методы и формы музыкально-педагогического воздействия, стимулирующие ребенка для дальнейшего вовлечения в обучающее пространство.

Исследования проводились в 2007 году на базе детского развивающего центра «Подсолнух» г. Москвы. Экспериментальную группу составили 42 дошкольника с различными  нарушениями в развитии.

Все дети имели медицинские заключения специалистов  о  состоянии здоровья: 12- ти детям был поставлен диагноз ранний детский аутизм, 10-ти – интеллектуальная недостаточность в умеренной степени, а 20 детей с комбинированными  дефектами.

Исследование проводили по следующим направлениям:

  • анализ медико-психолого-педагогической документации;
  • изучение речевого состояния детей;
  • обследование общих и мелких моторных функций;
  • обследование музыкальных способностей.

Исследование  проводилось в игровой форме, индивидуально с каждым ребенком. Задания выполнялись  по предварительному показу исследователя.

В процессе выполнения заданий мы обращали особое внимание на эмоциональную, коммуникативную и поведенческую сферы, наблюдаемые у ребенка.  Наряду с  классическими тестами, определяющие состояние высших психических функций, мы использовали методы обследования музыкальных способностей детей.

  • Результаты исследования  фиксировали в индивидуальной карте ребенка.
  • Уровень сформированности музыкальных способностей  ребенка
  • Общие показатели
  • Эмоциональная отзывчивость на музыку
  • отзывается на «живую» музыку
  • отзывается на аудиозапись
  • отзывается на шумовые инструменты
  • отзывается на звуки Саундбима: мелодические окружающего мира

Крупная моторика

  • шаг в заданном темпе
  • бег в одном темпе заданного размера
  • шаг в звуковом луче
  • бег в звуковом луче

Мелкая моторика

  • хлопки ладонями
  • хлопки по барабану
  • игра пальцами на барабане
  • игра на педалях Саундбима ладонями
  • игра на педалях Саундбима пальцами

Совмещенные действия

  • игра на Саундбиме ногой на педали, рукой на луче

Музыкально-исполнительские умения

  • игра на клавишных инструментах
  • игра на детских музыкальных инструментах
  • игра на звуковом луче
  • игра на педалях Саундбима

Пение

  • вокализации
  • подпевание
  • пение песен

Оценка проводилась по пятибалльной системе. Баллы, набранные при обследовании, суммировали. На основании этого делали вывод об уровне музыкальных способностях ребенка, что являлось отправной точкой для выбора методики музыкальных занятий. Составляли индивидуальную карту сопровождения ребенка и проводили музыкальные занятия с использованием системы Саундбим -2 (звуковой луч).

В результате проведенного нами исследования  были условно выделены четыре группы детей  в зависимости от уровня сформированности музыкальных умений и навыков.

Первая  группа Отсутствуют эмоциональные реакции и активность ребенка в процессе игровых занятий. Уходит от занятия, проявляет равнодушие к любым музыкальным инструментам. Проявляет кратковременный интерес к Саундбиму только как к звучащему предмету.

Вторая  группаВ процессе игры отмечаются негативные реакции. Ребенок отказывается играть, выражая протест криками, разбрасыванием музыкальных игрушек. На звуки Саундбима кратковременно реагирует.

Третья  группаУ ребенка отсутствует активность в процессе игровых занятий. Пассивно подчиняется педагогу, испытывает интерес к музыкальным инструментам, пытается играть на Саундбиме.Четвертая  группа

Наблюдается положительный эмоциональный фон в процессе игровой деятельности. При игре на Саундбиме пытается повторять понравившийся музыкальный звук.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил нам определить не только тактику развития музыкальных способностей, но и увидеть их место в построении коррекционно-педагогической работы в целом. Были составлены индивидуальные карты сопровождения ребенка. Для каждой группы были выделены направления работы с учетом особенностей каждого ребенка.

Таким образом,  диагностика  дошкольников с отклонениями в развитии с использованием технологии Саундбим-2, позволит не только прогнозировать тенденцию, потенциал развития изучаемого свойства личности, но и более точно определить содержание последующей коррекционно-педагогической работы.

Источник: https://rehabmedical.ru/stati/diagnostika-muzykalnyh-sposobnostej-rebenka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector