Детство моцарта как формировался гений

Детство Моцарта: как формировался гений

Чтобы лучше понять, что влияло на личность Вольфганга Амадея, надо узнать, как проходило его детство. Ведь именно нежный возраст определяет, каким станет человек, а это, в свою очередь, отражается в творчестве.

Леопольд – злой гений или ангел-хранитель

Трудно преувеличить роль, которую оказала на формирование маленького гения личность отца, Леопольда Моцарта.

Время заставляет ученых пересматривать взгляды на исторические фигуры. Так, Леопольд поначалу рассматривался чуть ли не как святой, полностью отказавшийся от собственной жизни в пользу сына. Затем его стали видеть в сугубо негативном свете: взять хотя бы образ в фильме Милоша Формана. Это нависающая черная тень, занесшая свое крыло над молодой жизнью…

Но скорей всего, Леопольд Моцарт не был воплощением ни одной из этих крайностей. Конечно, он имел свои недостатки – например, вспыльчивый характер. Но обладал и достоинствами. У Леопольда была очень широкая сфера интересов, от философии до политики. Это позволило воспитать сына именно как личность, а не простого ремесленника. Его работоспособность, организованность также перешли к сыну.

Леопольд сам был довольно неплохим композитором, и незаурядным педагогом. Так, он написал руководство по обучению игре на скрипке – «Опыт основательной скрипичной школы» (1756), по которому сегодняшние специалисты узнают о том, как раньше детей обучали музыке.

Отдавая много сил своим детям, также «выкладывался» во всем, чем занимался. К этому его обязывала совесть.

Именно отец внушил и показал на собственном примере, что труд – единственный путь к успеху и даже обязанность, которая дается вместе с талантом. Большая ошибка считать, что врожденная гениальность, засвидетельствованная многими уважаемыми современниками, не требовала от Моцарта никаких усилий.

Детство

Что же позволило Вольфгангу свободно возрастать в своем даре? Это, прежде всего, морально здоровая обстановка в семье, созданная усилиями обоих родителей. Леопольд и Анна питали друг к другу истинное уважение. Мать, зная недостатки супруга, покрывала их своей любовью.

Вольфганг обожал отца, ставя его на второе место после Бога. Маленький сынишка обещал хранить отца у себя в коробочке, когда тот состарится.

Любил он и свою сестру, часами наблюдая за ее занятиями на клавире. Сохранилось его стихотворение, написанное для Марианны ко дню рождения.
Из семерых детей у четы Моцартов выжили только двое, поэтому семья была небольшой. Возможно, именно это позволило Леопольду, перегруженному служебными обязанностями, полноценно заниматься развитием талантов своих отпрысков.

Старшая сестра

Наннерль, которую, на самом деле, звали Мария Анна, хотя часто отходит на второй план рядом с братом, тоже была личностью незаурядной. Не уступала лучшим исполнителям своего времени, будучи еще девочкой. Именно ее многочасовые занятия музыкой под руководством отца, пробудили в маленьком Вольфганге интерес к музыке.

Сначала считалось, что дети одарены одинаково. Но время шло, Марианна не написала ни одного сочинения, а Вольфганг начал уже издаваться. Тогда отец решил, что музыкальная карьера не для дочери, выдал ее замуж. После замужества ее путь разошелся с Вольфгангом.

Моцарт очень любил и уважал сестру, проча ей карьеру учителя музыки, хорошие заработки. После смерти супруга, она этим и занялась, вернувшись в Зальцбург. В целом жизнь Наннерль сложилась неплохо, хотя не была безоблачной. Именно благодаря ее письмам исследователи получили многочисленный материал о жизни великого брата.

Путешествия

Моцарт – младший стал известен как гений благодаря концертам, которые проходили в знатных домах, даже при дворах различных королевских династий. Но не стоит забывать, что значило в то время путешествие.

Трястись сутками в холодной карете, чтобы заработать на хлеб – тяжелое испытание. Современный человек, изнеженный цивилизацией, вряд ли выдержал бы даже месяц подобной жизни, а маленький Вольфганг прожил так почти целое десятилетие.

Такой образ жизни часто провоцировал болезни детей, но путешествия продолжались.

Подобное отношение сегодня может показаться даже жестоким, но отец семейства преследовал благую цель: сын должен обрести богатого покровителя, который обеспечит его работой до конца жизни. Ведь тогда музыканты не были свободными творцами, они писали то, что им заказывали, причем каждое произведение должно было соответствовать жестким рамкам музыкальных форм.

Трудный путь

Даже очень одаренные люди должны стараться, чтобы сохранить, развить данные им способности. Это относилось и к Вольфгангу Моцарту. Именно его семья, особенно отец, воспитали в нем трепетное отношение к своему делу. А то, что слушатель не замечает труда, вложенного композитором, делает его наследие еще более ценным.

Рекомендуем: Какие оперы написал Моцарт.

Моцарт – Фильм 2008

Источник: https://music-education.ru/mocart-detstvo-istoriya-geniya/

Детские годы Моцарта

Детские годы Моцарта удивительны и интересны. Яркое, необычайное дарование вундеркинда и огромный труд дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты.

За свою короткую жизнь (Моцарт прожил всего 35 лет) он внес огромный вклад в мировую культуру, создав много гениальных произведений во многих музыкальных жанрах.

<\p>

Музыка Моцарта и в наши дни звучит в концертах, оперных театрах, по радио, в интернете и даже в мобильных телефонах, его называют лучшим композитором всех времен и народов.

Детские годы Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном, красивом городе Зальцбурге в 1756 году.

Отец Моцарта был образованным и серьезным музыкантом. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Кроме того, он был превосходным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься.

В.А.Моцарт Колыбельная

Учиться музыке юный Моцарт начал очень рано. Уже в три года Вольфганг мог подолгу играть на своей крошечной скрипочке, находил на клавесине консонирующие интервалы и радовался их благозвучию.

Четырех лет он повторял за старшей сестрой Анной-Марией, тоже одаренной музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. В четыре года Вольфганг пытается сочинять концерт для клавесина.

Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения.

Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.

В.А. Моцарт Турецкий марш из Сонаты Ля мажор

За это же время, уже без помощи отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Отец, его друзья не переставали удивляться такому невероятно быстрому развитию ребенка.

Желая устроить жизнь своих детей более интересно и обеспеченно, чем его собственная, Леопольд Моцарт решает везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир.

Первое концертное путешествие.

В начале 60-х годов ХVIII века в нескольких небольших городках Германии появились афиши, в которых любители музыки и музыканты приглашались на концерты чудесных детей Л. Моцарта.

О Вольфганге Моцарте в этих афишах говорилось:

маленький виртуоз исполнит концертную пьесу на скрипке,
будет аккомпанировать на закрытой платком клавиатуре,
исполнит несколько фуг и прелюдий,
он будет называть тоны и аккорды, взятые на различных инструментах, а также
угадывать их в звуке свистка, звоне шпор и тому подобных звуках.
После этого он станет импровизировать на клавесине, органе и флигеле.

Такого в истории музыки еще никогда не было. Мальчику было 7 лет.

Концерты маленького Моцарта, где он выступал вместе с сестрой Анной-Марией, неизменно вызывали бурю восторга, удивление и восхищение. Детей осыпали подарками.

Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе.

Импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения.

Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

Концерты продолжались по четыре-пять часов и были утомительны для ребенка. Несмотря на это, отец старался продолжать образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией.

В.А.Моцарт Соната для скрипки и клавесина

В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с клавиром, а в Лондоне симфонии, исполнение которых придало его концертам еще большую славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу.

Семья Моцартов посетила Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы: Париж, Лондон, а на обратном пути Амстердам, Гаагу, Женеву. В 1766 году прославленная, счастливая, но уставшая от переездов семья Моцартов возвратилась в родной Зальцбург.

Детские годы Моцарта после первой концертной поездки не были годами отдыха – нужно было готовиться к следующим выступлениям, заниматься композицией, математикой и другими предметами, учить языки.

Венская И.С.

Источник: https://rcmuzyka.com/detskie-gody-mozarta/

Презентация на тему “Интересные факты и тайны из жизни В.А.Моцарта”, из серии Тайны и загадки музыки”

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта

В. А. Моцарт является легендарным композитором. И при жизни, и после смерти вокруг его персоны кружилось множество тайн.

Вольфганг Амадей Моцарт – яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений.

Моцарт был очень талантлив, он творил с невероятной скоростью. За 35 лет своей жизни он сумел создать 626 произведений. Историки утверждают, что на это ему должно было бы понадобиться 50 лет. Он писал так, как будто не придумывал свои произведения, а просто их записывал. Сам композитор признавался, что слышит симфонию всю сразу, только в «свернутой» форме.

Источник:

Детство Моцарта: как формировался гений

Чтобы лучше понять, что влияло на личность Вольфганга Амадея, надо узнать, как проходило его детство. Ведь именно нежный возраст определяет, каким станет человек, а это, в свою очередь, отражается в творчестве.

https://www.youtube.com/watch?v=updJKzBBe5A

Что же позволило Вольфгангу свободно возрастать в своем даре? Это, прежде всего, морально здоровая обстановка в семье, созданная усилиями обоих родителей. Леопольд и Анна питали друг к другу истинное уважение. Мать, зная недостатки супруга, покрывала их своей любовью. Вольфганг обожал отца, ставя его на второе место после Бога.

Маленький сынишка обещал хранить отца у себя в коробочке, когда тот состарится. Любил он и свою сестру, часами наблюдая за ее занятиями на клавире. Сохранилось его стихотворение, написанное для Марианны ко дню рождения. Из семерых детей у четы Моцартов выжили только двое, поэтому семья была небольшой.

Возможно, именно это позволило Леопольду, перегруженному служебными обязанностями, полноценно заниматься развитием талантов своих детей.

Источник:

Старшая сестра

Наннерль, которую, на самом деле, звали Мария Анна, хотя часто отходит на второй план рядом с братом, тоже была личностью незаурядной. Не уступала лучшим исполнителям своего времени, будучи еще девочкой.

Именно ее многочасовые занятия музыкой под руководством отца, пробудили в маленьком Вольфганге интерес к музыке. Сначала считалось, что дети одарены одинаково. Но время шло, Марианна не написала ни одного сочинения, а Вольфганг начал уже издаваться.

Читайте также:  Как научить ребенка слушать музыку

Тогда отец решил, что музыкальная карьера не для дочери, выдал ее замуж. После замужества ее путь разошелся с Вольфгангом. Моцарт очень любил и уважал сестру, проча ей карьеру учителя музыки, хорошие заработки. После смерти супруга, она этим и занялась, вернувшись в Зальцбург.

В целом жизнь Наннерль сложилась неплохо, хотя не была безоблачной. Именно благодаря ее письмам исследователи получили многочисленный материал о жизни великого брата.

Путешествия

Моцарт – младший стал известен как гений благодаря концертам, которые проходили в знатных домах, даже при дворах различных королевских династий. Но не стоит забывать, что значило в то время путешествие.

Трястись сутками в холодной карете, чтобы заработать на хлеб – тяжелое испытание. Современный человек, изнеженный цивилизацией, вряд ли выдержал бы даже месяц подобной жизни, а маленький Вольфганг прожил так почти целое десятилетие.

Такой образ жизни часто провоцировал болезни детей, но путешествия продолжались.

Подобное отношение сегодня может показаться даже жестоким, но отец семейства преследовал благую цель: сын должен обрести богатого покровителя, который обеспечит его работой до конца жизни. Ведь тогда музыканты не были свободными творцами, они писали то, что им заказывали, причем каждое произведение должно было соответствовать жестким рамкам музыкальных форм.

Леопольд – злой гений или ангел-хранитель Трудно преувеличить роль, которую оказала на формирование маленького гения личность отца, Леопольда Моцарта.

Время заставляет ученых пересматривать взгляды на исторические фигуры. Так, Леопольд поначалу рассматривался чуть ли не как святой, полностью отказавшийся от собственной жизни в пользу сына.

Затем его стали видеть в сугубо негативном свете: взять хотя бы образ в фильме Милоша Формана. Это нависающая черная тень, занесшая свое крыло над молодой жизнью… У Леопольда была очень широкая сфера интересов, от философии до политики.

Это позволило воспитать сына именно как личность, а не простого ремесленника. Его работоспособность, организованность также перешли к сыну.

Леопольд сам был довольно неплохим композитором, и незаурядным педагогом. Так, он написал руководство по обучению игре на скрипке – «Опыт основательной скрипичной школы» (1756), по которому сегодняшние специалисты узнают о том, как раньше детей обучали музыке. Отдавая много сил своим детям, также «выкладывался» во всем, чем занимался. К этому его обязывала совесть.

Именно отец внушил и показал на собственном примере, что труд – единственный путь к успеху и даже обязанность, которая дается вместе с талантом.

Трудный путь

Даже очень одаренные люди должны стараться, чтобы сохранить, развить данные им способности. Это относилось и к Вольфгангу Моцарту. Именно его семья, особенно отец, воспитали в нем трепетное отношение к своему делу. А то, что слушатель не замечает труда, вложенного композитором, делает его наследие еще более ценным.

Большая ошибка считать, что врожденная гениальность, засвидетельствованная многими уважаемыми современниками, не требовала от Моцарта никаких усилий.

О причинах смерти Моцарта не перестают спорить историки и музыковеды, однако версия, что его убил из зависти Антонио Сальери, — очередной миф. Официально историческую справедливость в отношении итальянца, который на самом деле был гораздо успешнее своих собратьев по музыкальному цеху, восстановил миланский суд в 1997 году.

Считается, что Сальери оклеветали музыканты австрийской школы, чтобы подорвать сильные позиции итальянских соперников при венском дворе. Однако в массовой культуре, благодаря трагедии А.С. Пушкина и фильму Милоша Формана, прочно закрепился стереотип о «гении и злодействе».

Но если рассматривать ситуацию объективно, то все домыслы насчет причастности Сальери к смерти Моцарта являются необоснованными. Вряд ли ему нужно было кому-то завидовать в то время, как он являлся главным капельмейстером императора Австрии. А вот у Моцарта как раз таки карьера складывалась не очень удачно.

У Моцарта на самом деле были проблемы с поиском работы. И виной тому отчасти была его внешность — рост 1,5 метра, длинный и неказистый нос. Да и поведение его по тем временам считалось довольно свободным. Чего нельзя сказать о Сальери, который был очень сдержанным.

Моцарту удавалось выживать только за счет гонораров за концерты и сборов за постановки. Если верить подсчетам историков, из 35 лет гастролей 10 он провел сидя в карете. Впрочем, со временем он стал неплохо зарабатывать. Но ему все равно приходилось жить в долг, потому как его траты были несоизмеримы с доходами.

Умер Моцарт в полной нищете.

Где похоронен Моцарт?

Вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии – 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора.

Как это нередко бывает, истинная слава к Вольфгангу Амадею Моцарту пришла после его смерти. – Читайте подробнее на FB.ru:

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-interesnie-fakti-i-tayni-iz-zhizni-vamocarta-iz-serii-tayni-i-zagadki-muziki-3148839.html

Истории о детстве великих композиторов и музыкантов. Как музыка раз и навсегда завоевала их сердце

Среди великих композиторов мира есть ряд имён, который знаком каждому: Бах, Моцарт и Бетховен. Эта «триада» стала практически синонимом классической музыки. Несмотря на известность, мало кто знает, кем на самом деле были эти великие композиторы, как они росли и чем жили.

Мы предлагаем вам три истории о детстве гениальных композиторов. Это истории о большом таланте, большом труде и любви к музыке.

Детство Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян Бах происходил из известного музыкального рода Бахов. Почти все члены этой семьи обладали музыкальным талантом. Рано потеряв родителей, Иоганн поселился у своего старшего брата.

Занятия на органе и клавире с братом, творчество Пахельбеля и других композиторов многое сделали для развития музыкального таланта мальчика. Его жажда к знаниям не позволяла ему останавливаться на достигнутом.

Он начал изучать работы других музыкантов, а также религиозные произведения на латыни, французском и итальянском языках. К этому же времени относятся его первые самостоятельные произведения для органа и клавира.

Несмотря на то что всё детство Баха было наполнено музыкой, его творческий стиль формировался полностью самостоятельно.

Свидетельства того времени отмечают,  что юный Иоганн мог часами оттачивать один и тот же фрагмент произведения, пока каждый музыкальный такт не становился абсолютно выверенным и точным. Именно за это, впоследствии, его ругали современники и так обожали потомки.

Детство и юность Моцарта

Моцарт – один из наиболее известных «маленьких гениев» в музыке.

Однако его удивительных талант и абсолютный музыкальных слух, возможно, не получили бы столь яркого развития, если бы не внимательное, заботливое и строгое воспитание со стороны его родителей.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в живописном Зальцбурге в семье скрипача. Музыка с самого рождения была неотъемлемой частью его жизни: в их доме часто проводились дружеские концерты, звучали скрипки и фортепиано.

Когда маленькому Моцарту было всего 3 года, он услышал занятия своей старшей сестры Наннерль на клавесине. С того самого момента судьба юного гения была решена.

Хотя отец не хотел слишком рано учить его нотной грамоте, уже в 4 года Вольфганг записал свой первый концерт – прямо пальцами по нотной бумаге. Вместе со старшей сестрой и отцом они начали разъезжать по Европе, давая концерты.

  Близкие семьи отмечали, что отец никогда ни к чему не принуждал детей, они всегда сами выбирали, что именно исполнять перед зрителями.

Кроме того, он настаивал, чтобы детство Моцарта и его сестры всё-таки оставалось детством. Часто в перерывах между концертами и вдохновенной игрой дети просто носились по дому или играли с домашними животными, как и всякие обычные дети.

К юности талант Вольфганга стал по-настоящему выдающимся. Он не только легко читал с листа любые произведения, но и мог на слух воспроизводить любую услышанную вещь, а также мастерски импровизировать. Гастролируя с концертами, мальчик набирался опыта у лучших композиторов того времени: Иоганна Христиана Баха (сына великого Иоганна Себастьяна Баха) и Карла Фридриха Абеля.

Сейчас биографы полагают, что именно внимательное отношение отца к таланту своих детей, и в первую очередь, маленького Вольфганга, помогли расцвести настоящему музыкальному гению.

Биография Бетховена: детство и юность

Людвиг Ван Бетховен родился в музыкальной семье. Его отец был неплохим музыкантом. Он работал певцом и капельмейстером, однако пагубная склонность к алкоголю не давала их семье выбраться из бедности.

Своё детство Бетховен провёл в крошечной комнатке под чердаком. Мечтая сделать из сына юного гения, отец часами терзал мальчика занятиями на клавесине, заставляя повторять одни и те же скучные упражнения. Разные учителя одновременно обучали его игре сразу на нескольких музыкальных инструментах, при этом сами занятия были бездарны и беспорядочны.

Многие биографы говорят, что всё детство Бетховена было наполнено исключительно тяжёлым трудом, принуждением и побоями. Оно, казалось бы, должно было полностью отвернуть мальчика от музыки.

Однако сила таланта юного музыканта, его сосредоточенность и сердечная приверженность музыке были столь велики, что ничего не могло помешать прорасти его гению. Ощущая поддержку со стороны любящей матери, Людвиг начал импровизировать и записывать свои импровизации.

В 1782 году, когда Бетховену исполнилось 12, он нашёл своего Настоящего учителя. Им стал новые директор придворной капеллы Бонна, Христиан Готлоба Нефе. Именно Нефе рассмотрел истинный талант мальчика и занялся его систематическим и всесторонним образованием.

Клавирная музыка, произведения Баха и Генделя помогли юному Людвигу открыть новые стороны своего таланта.

В этом же году под покровительством Нефе увидит свет его первое печатное произведение – вариации на тему марша Дресслера. К сожалению, большинство сочинений того времени было утеряно или в значительной мере переработано. В настоящее время известно всего несколько  и песен, написанных Бетховеном в Бонне, среди которых из наиболее известных является «Сурок».

Когда в 1787 году Моцарт услышал импровизации Бетховена, он воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!». Людвигу тогда едва исполнилось 17 лет.

Великий композитор был прав. Несмотря на тяжёлое детство и неумелые попытки отца «взрастить талант», Людвиг ван Бетховен смог стать по-настоящему гениальным композитором. Его вели любовь к музыке и сила своего характера.

Перед вами три величайших композитора-классика, три абсолютно разные истории детства – кому-то с рождения было предрешено заниматься музыкой, а кто-то развил свой гений скорее вопреки, чем благодаря воспитанию. Однако все эти три судьбы объединены одним общим – огромной любовью к музыке.

Читайте также:  Любимые блюда композиторов

Источник: https://dreamsong.ru/articles/istorii-o-detstve-velikih-kompozitorov

Моцарт для детей: как воспитать гения

Моцарт для детей: как воспитать гения

Детство Моцарта

Феномен Моцарта, наверное, не разгадают никогда. Это самый известный случай самого раннего проявления гениальности у маленького ребенка.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в семье композитора и музыкального педагога Леопольда Моцарта.

Чуть не с младенчества отец замечал в нем проявления музыкальных способностей, а полноценно заниматься с ним начал, едва Вольфгангу исполнилось 3,5 года. В 4 маленький Амадей уже играл на клавесине и скрипке технически сложные пьесы.

История его детства кажется волшебной сказкой. Мальчик, которому требуется специальный стул с дополнительной подушкой, едва дотягивающийся руками до разных концов клавиатуры, исполняет легко и виртуозно сложнейшие пассажи, импровизирует и сочиняет новое.

Его с сестрой Наннерль рады видеть в августейших домах Европы, ему привычно обедать с коронованными особами, благосклонно беседующими с ним.

Востребованность маленьких артистов зашкаливала – Зальцбург, Вена, Мюнхен, Мангейм, Прага, Париж, Лондон, бесконечное турне по столичным и провинциальным городам с концертами для аристократии.

За всем этим стоял чудовищный труд и дисциплина. Путешествия в ту пору для людей достатка Моцартов вовсе не были «приятными и неутомительными».

Напротив, неудобная бричка, в которой приходилось часами трястись, спать сидя, продуваемая всеми ветрами и мало защищающая от сырости – вот что было ежедневной действительностью.

От всего этого дети постоянно болели, до конца вылечить их невозможно было, усталость накапливалась месяцами. Иногда гастроли длились 3 года, затем короткий отдых в Зальцбурге, и снова поездка.

И бесконечное музицирование. Вероятно, если бы сегодня какой-то ребенок шести лет стал заниматься по столько часов каждый день, он тоже демонстрировал бы известные успехи, недоступные его ровесникам. К счастью или нет, никому в голову это сегодня не приходит. Леопольд Моцарт воспитывал в своих отпрысках трудолюбие, требовательность к себе и скромность.

Почти с 6 лет Вольфганг стал писать музыку. Необыкновенная одаренность не сделала его «маленьким взрослым», его произведения тех лет полны детской непосредственности и лучистой энергии.

Совершенно ясно угадывается чудесный мир ребенка в гармоничном и светлом звучании. Но и позднее, с обретением жизненного опыта, причем, не всегда оптимистического, музыка его не стала «тяжелее».

Она сохранила изящество и детскую искренность.

До сих пор иногда ошибочно к музыке Моцарта относятся так, словно она светлая, легкая, «попсовая», не нагруженная особым смыслом.

Это оттого, что она лишена внешних «спецэффектов», но вся эмоциональная выразительность и сила воздействия ее заключены в законченных формах по принципу «Совершенство – это не когда нечего добавить, а когда уже нечего убрать».

Внешнее впечатление идеальной гармонии, мелодии, абсолютной симметрии ритма происходит из высочайшего музыкального и композиторского мастерства. А внутреннее содержание его музыки, особенно взрослого периода, полно глубоких переживаний, психологических кризисов, жизненных драм.

Эффект Моцарта

Знаменитый искусствовед, музыкант и педагог Михаил Казиник в одной из своих передач телепроекта «Ad libitum, или в свободном полете» высказывает свой авторский взгляд на «эффект Моцарта». У него основная идея и концепция творчества Моцарта – победа над смертью с помощью совершенной музыки.

Вольфганг, как истинно верующий католик, каждый вечер, отходя ко сну, думал, что завтра может не проснуться. Каждый новый творческий день, каждое новое произведение он воспринимал как последнее. И, по мнению Казиника, в музыке Моцарта отражена эта борьба жизни со смертью, битва, в которой всегда побеждает жизненная энергия.

И это чувствует каждый, кто слушает ее.

Но все же выражение «Эффект Моцарта» имеет совсем другое значение и научное обоснование. Все началось с простых поверхностных наблюдений, в ходе которых было замечено, что после прослушивания музыки Моцарта:

  • улучшается память;
  • успокаивается нервная система;
  • оптимизируется работа мозга;
  • благотворно сказывается прослушивание этой музыки на внутриутробном развитии плода;
  • быстрее развиваются новорожденные младенцы.

Все положительные изменения связывали с музыкой Моцарта, но настоящие научные исследования были впереди. Например, эксперимент над крысами, когда испытуемых помещали в лабиринты, одной части ставили музыкальные записи, другая искала выход в тишине. Первая группа после прослушивания сонаты До-мажор стала ориентироваться быстрее второй в среднем на 28%!

Впервые термин «Эффект Моцарта» использовал французский фониатр Альфред Томатис в середине XX веке.

После выхода в свет его книги с одноименным названием («Эффект Моцарта) проводились эксперименты другими учеными, которые лишь подтверждали опубликованные Томатисом тезисы.

В учебных заведениях проводили тестирования – учащимся 3-х групп давали тесты, выполнение которых проходило с разным фоном:

  1. тишина;
  2. звуки природы;
  3. музыка Моцарта.

Замеры результативности делали дважды – до прослушивания и после. Вот так изменились показатели у участников 3 групп:

  1. на 9%;
  2. на 16%;
  3. на 65% (!).

Столь значительная разница требовала объяснений. К делу привлекли технику – магнитно-резонансный томограф, который показал, какие участки головного мозга подключаются к работе в зависимости от фона.

В тишине быстрее происходит концентрация, нейтральные звуки немного расслабляли стрессовое напряжение в мозгу.

Но самые удивительные факты показывала диаграмма, снятая при прослушивании Моцарта – активизировалась почти вся кора головного мозга полностью!

Научного объяснения всем этим фактам пока нет. Головной мозг и его работа наименее изучены в современной науке. Этим занимается когнитивная нейробиология – одна из самых молодых научных дисциплин. Но наибольшее влияние музыка Моцарта оказывает на детей.

Это связано с тем, что нейронные связи (синапсы) и нервные структуры в головном мозге формируются в первые 3 года жизни ребенка. Именно музыка Моцарта активизирует работу обоих полушарий, правого и левого, равномерно и усиливают связи между ними.

Она одновременно воздействует на те участки, которые отвечают за эмоциональное восприятие, и те, что отвечают за логику – музыка Моцарта обладает математической точностью.

Воздействие музыки Моцарта на детей

Уже упомянутый выше врач А.Томатис доказал, что способность слышать развивается у плода внутри утробы уже в 4,5 месяца! Поэтому он часто применял методы музыкотерапии при ведении беременных. Причем, он считал, что лучше всего воспроизводить с лечебной целью музыку Моцарта.

На новорожденных эта музыка оказывала также сильное влияние:

  • недоношенные быстрее развивались, набирали вес и догоняли полноценно выношенных деток по всем показателям;
  • при родовых травмах и поражениях нервной системы музыка Моцарта в несколько раз ускоряла восстановление;
  • на всех детей без исключения эта музыка действует успокаивающе.

Их всех известных методик раннего развития прослушивание музыки Моцарта стоит особняком. Это даже не методика, но научно доказано огромное влияние его музыки на детей до 3-х лет. По сравнению со сверстниками у детей, которым регулярно дают слушать Моцарта:

  • выше интеллект (основы интеллекта закладываются в первые 3 года жизни);
  • лучше развита память;
  • спокойно работает нервная система, нет спазмов и стрессов, они легче сосредотачиваются на задаче;
  • лучше пространственное ориентирование;
  • в целом выше уровень выполнения мыслительных операций;
  • развито творческое воображение, эмоциональный круг шире;
  • удачнее развита коммуникативная функция.

Помимо этого развивается слух, за счет гармонизации работы обоих полушарий укрепляется весь организм и иммунная система, развивается речь – в музыке Моцарта много речевых интонаций. Французский актер Жерар Депардье с помощью музыки Моцарта вылечил… заикание.

Ритмы ее совпадают с идеальным ритмом здорового сердцебиения – этим объясняется успокаивающий эффект его музыки. Выравнивается также работа гладкой мускулатуры организма и всех внутренних органов – от этого улучшается пищеварение, кровообращение, нормализуется давление.

Длина звуковых волн музыки Моцарта – 30 секунд, что соответствует циклам и ритмам нервной системы. Терапевтический эффект воздействия его музыки доказан также учеными с помощью приборов.

Как научить ребенка слушать музыку Моцарта

Эта музыка ненавязчива. Ее можно ставить фоном весь день, чем бы вы ни занимались – когда укладываете малыша спать, когда кормите его, когда он играет.

Отдельно можно ставить чуть громче музыку и беседовать с ребенком о ней – рассказывать, о чем эта музыка.

Вот птичка как будто пролетела, а вот тихий ручеек журчит, листья шелестят на ветру, зайка попрыгал – все эти образы возбуждают воображение.

Такие активные прослушивания лучше проводить не дольше 30 минут каждый день для малышей. А с детками старше 4-х лет можно слушать активно эту музыку чаще и более 40-50 минут.

Дети очень чутко отзываются на музыку Моцарта. Она эмоциональна, не смотря на сдерживающие ее ритм, законы консонансов и формы. Вы заметите, что ваш малыш не только способен испытывать большую палитру чувств и эмоций, он уже способен управлять ими, они не пугают его своей силой. У него будет более развито образное мышление, а позднее в школе ему легче будет даваться математика.

Это поможет также ребенку научиться управлять своим поведением. Это важный шаг на пути социализации ребенка. Пока личность не сформируется, не научится взаимодействовать с другими, ее будут ждать конфликты и разочарования. Таким образом, прослушивание музыки Моцарта помогает воспитать гармонично развитую личность.

У него будет более развито образное мышление, а позднее в школе ему легче будет даваться математика. К тому же, развивается слух – музыка Моцарта полна звуков высокой частоты, это укрепляет мускулатуру среднего уха. И конечно, развивается музыкальность ребенка, его восприятие окружающего мира становится богаче, полновеснее, красочнее.

Если начать регулярно прослушивать музыку великого Моцарта в период беременности, можно заметить потом, как после рождения малыш узнает знакомые мелодии и мотивы. А если слушать с ним Моцарта с рождения, возможно, у вас вырастет маленький гений.

В.А.Моцарт, музыка для детей до 3-х лет:

  • Колыбельная
  • Песня ангелов
  • Это любовь
  • Крылья любви

В.А.Моцарт, музыка для детей старше 3 лет:

  • «Маленькая ночная серенада»
  • Концерт для виолончели №5, К.219
  • Концерт для виолончели №2, К.211
  • «Турецкое рондо»
  • Вариации для фортепиано Фа-мажор, К.398
  • «Симфония №40»
  • Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
  • Отрывки из оперы «Волшебная флейта»
  • Концерт №23 для фортепиано с оркестром, II часть
  • Концерт для фортепиано Ре-минор, К.466
  • Фантазия Ре-минор
  • Симфония №25 Соль-минор
  • Симфония №41 До-мажор «Юпитер»

Необычные факты о музыке Моцарта:

  • При прослушивании этой музыки у людей повышается IQ и EQ (эмоциональный интеллект) на несколько единиц, это доказано научными испытаниями;
  • Облегчает состояние больных Альцгеймером и при эпилепсиях (становятся реже приступы и эпилептические атаки);
  • В Канаде на оживленных перекрестках и опасных участках городских дорог ставят музыку Моцарта для сокращения количества аварий. А в Швеции официально утвержден протокол – ставить музыку Моцарта роженицам, врачи считают, что это помогает снизить риски родовых травм и детскую смертность;
  • Жерар Депардье преодолел заикание с помощью музыки Моцарта. А другой француз, маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро в возрасте 78 лет, приготовился умереть. Он попросил прослушать в последний раз любимую композицию Моцарта и … оправился от болезни. Он дожил в добром здравии до 92 лет!
Читайте также:  Вводные септаккорды что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются

Человечеству и науке еще только предстоит открыть все секреты влияния музыки Моцарта на детей и взрослых. Многое, возможно, так и останется непостижимым. Божественный талант или одаренность – удел избранных. Это та сфера, которую почти невозможно улучшить с помощью воли или купить за деньги. Может быть, поэтому талант всегда был предметом самой черной зависти.

Но уже сегодня доказано учеными, что Всевышний одарил не только своего любимчика Моцарта. Возможно, через его произведения все остальные могут прикоснуться к прекрасному и возвышенному, а также приблизиться на еще один шажок к гениальности.

Все родители хотят для своих детей лучшей судьбы, успеха, изобилия. Однако если изучить внимательно судьбы гениальных людей, станет понятно, что далеко не всегда талант сопровождает успех и признание. Многие величайшие умы жили тяжело и умирали в забвении.

Тем не менее, вполне возможно помочь своему ребенку развить память, мышление, воображение. Сегодня философия успеха диктует повышать личную эффективность, успевать больше других, выдавать больше креативных идей. А для личного счастья человеку необходимо быть развитым и гармоничным. Всему этому способствует раннее развитие и формирование основ личности.

Музыка Моцарта – сложное явление колоссальной силы и мощи. Она прекрасна и полна жизнеутверждающей энергии. Целительное воздействие ее еще не раз удивит нас. Возможно, тому ученому, кто сумеет объяснить все это, вручат Нобелевскую премию. Это будет исторический момент. А сейчас можно просто наслаждаться еще одной тайной создателя.

Источник: http://soundtimes.ru/muzykalnoe-vospitanie-detej/motsart-dlya-detej

Гений Моцарта

Воистину самым молодым вундеркиндов в истории музыки является Моцарт. Этот замечательный и уникальный композитор уже с малолетнего возраста писал сложнейшие музыкальные произведения. Кроме того, не только талант Моцарта был широко развит, но и его умственные способности.
Маленький Моцарт и кошка.

Все свое детство Моцарт провел за написанием сонат, баллад и этюдов. Кроме того, отец Моцарта неплохо на нем зарабатывал. Они выступали при дворе Императора, и в некоторых богатых домах Австрии. Однако, несмотря на успехи в музыке и любовь к работе, маленькому мальчику ничего не было чуждо из детства.

Однажды, когда Моцарту едва исполнилось 6 лет, он выступал в одном из домов богатых Вельмож. Внезапно в комнату вошла кошка. Моцарт бросил клавир и начал играть с животным. Отец, разгневанный выходкой мальца, приказал ему вернуться на место, однако Моцарт возразил: «Отец, клавир никуда не денется, а кошка может уйти!».

Моцарт и Мария-Антуанетта.

Однажды после выступления семилетнего музыканта во дворце, эрцгерцогиня Мария Антуанетта решила провести путешествие по своему жилищу. В одной из комнат Моцарт поскользнулся на паркете и упал.

Юная королевская особа протянула царскую ручку и помогла музыканту подняться. На что Моцарт заявил, что когда вырастет, обязательно женится на ней.

Антуанетту рассмешило подобное предложение руки и сердца, и она решила уточнить, почему он решил так сделать?! Из благодарности – ответил мальчик.

Моцарт и Гете.

После выступления Моцарта во Франкфурте на Майне к нему подошел подросток лет четырнадцати и сказал – «ты так замечательно играешь, мне никогда так не научится! Тем более я не смогу писать такую чудесную музыку».

«Ну, это совсем не трудно, просто с помощью нот записываешь понравившуюся мелодию» — ответил композитор. На что неизвестный подросток сказал, что в голову ему приходят только слова, которые он составляет в стихи. Моцарт тут же восхитился этим свойством, так как сам не мог сочинить ни строчки.

Собеседником Моцарта был молодой Гете.

Моцарт и Папа Римский.

В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух.

Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель — преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского…Узнав о «похищении», Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры…

Моцарт и его неизвестный друг.

Однажды Моцарту пришла посылка, в которой ничего не было, кроме записки «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!». Моцарт не растерялся и отправил ответное послание.

Оно заключалось в том, что она послал огромную коробку этому другу. Когда горе-шутник развернул коробку, то увидел большой камень.

К нему была записка: «Дорогой друг! Когда я получил твою записку, этот камень свалился у меня с сердца!».

Моцарт и его жена Констанция.

Несмотря на большие гонорары Моцарт всегда занимал у своих друзей. Он был беден, а средства, которые он получал, пропадали вникуда. Один его знакомый спросил у него: «Моцарт, у тебя нет ни детей, ни дорогой любовницы, ни табуна лошадей. Куда же ты постоянно тратишь деньги?!». На что Моцарт невозмутимо ответил «Но у меня есть жена Констанция! Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей…»

Источник: http://ifaq.su/blog/myzika/555.html

Композиторы. Знаки одаренности

Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство – только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом.

И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же  их манит непостижимая тайна музыки.

Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Композитор Годы жизни Мировоззрение и деятельность
Бах Иоганн Себастьян 1685—1750

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Беллини Винченцо 1801—1835 Итальянский композитор. Представитель романтического направления, способствовал развитию искусства бельканто.
Березовский Максим Созонтович 1745(?)— 1777 Выдающийся русский композитор второй половины XVIII века
Берлиз Гектор Луи 1803—1869

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Бетховен Людвиг ван 1770—1827 Немецкий композитор, творчество которого признается одной из вершин в истории мирового искусства. Представитель венской классической школы.
Бородин Александр Порфирьевич 1833-1887

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Брамс Иоганнес 1833-1897

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Брукнер Антон 1824-1896

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Вагнер Вильгельм Рихард 1813—1883 Немецкий композитор, реформатор оперного искусства, дирижер, музыкальный писатель и театральный деятель.
Варламов Александр Егорович 1801—1848 Русский композитор, певец (тенор), дирижер, педагог.
Вебер Карл Мария фон 1786-1826 Немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкальный писатель; основоположник немецкой романтической оперы. Написал 10 опер.
Вольф Хуго 1860-1903

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Гайдн Йозеф 1732—1809

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Гендель Георг Фридрих 1685-1759 Немецкий композитор и органист. Более полувека работал в Лондоне, где был признан крупным английским композитором. Прославился ораториями.
Гершвин Джордж 1898—1937

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Глазунов Александр Константинович 1865-1936 Русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. С 1928 г. жил за границей.
Глинка Михаил Иванович 1804—1857

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Глюк Кристоф Виллибальд 1714-1787

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше  40 опер.

Грейнджер Перси 1882-1962

Американский пианист и композитор.

Гуно Шарль 1818-1893 Французский композитор и музыкальный писатель; один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы.
Дворжак Антонин 1841-1904 Чешский композитор и дирижер. Один из основоположников чешской музыкальной классики.
Дебюсси Клод Ашиль 1862-1918 Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма.
Джоплин Скотт 1868-1917 Американский пианист, композитор, аранжировщик, основоположник жанра регтайма.
Доницетти Гаэтано 1797-1848 Итальянский композитор, представитель итальянской романтической оперной школы.
Леннон Джон 1940-1980 Английский певец и композитор, один из участников группы “Битлз”. Убит фанатом в Нью-Йорке.
Лист Ференц 181-1886 Венгерский композитор-романтик, пианист и дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Один из основателей (1875) и первый президент Академии музыки в  Будапеште.
Лядов Анатолий Константинович 1854-1914 Русский композитор, дирижер и педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории (с 1886 г.).
Малер Густав 1860-1911 Австрийский композитор и дирижер, оперный режиссер.
Мейербер Джакомо 1791-1864 Немецкий и французский композитор.
Мендельсон-Бартольди Якоб Людвиг Феликс 1809-0847 Немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг).
Моцарт Вольфганг Амадей 1756—1791 Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист.
Мусоргский Модест Петрович 1839—1881 Русский композитор, член «Могучей кучки».
Паганини Никколо 1782-1840 Итальянский скрипач и композитор. Один из основоположников музыкального романтизма.  Первый применил в концертной практике игру наизусть.
Пиаф Эдит 1915-1963 Французская эстрадная певица (шансонье) и актриса; автор текстов и музыки песен.
Пресли Элвис 1935-1977 Американский эстрадный певец, киноактёр, автор песен. “Король рок-н-ролла”.
Прокофьев Сергей Сергеевич 1891-1953 Русский советский композитор и дирижер.
Равель Морис 1875-1937 Французский композитор
Рахманинов Сергей Васильевич 1873—1943 Русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль.

Римский-Корсаков Николай Андреевич

1844—1908 Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».

Россини Джоаккино

1792-1868

Итальянский композитор

Сальери Антонио 1750-1825 Итальянский композитор, дирижер и педагог
Скрябин Александр Николаевич 1872—1915

Русский композитор и пианист.  Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Сметана Бедржих 1824-1884 Чешский композитор, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель. Основоположник чешской оперы.
Чайковский Петр Ильич 1840—1893

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Шопен Фредерик 1810—1849

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.

Шуберт Франц 1797—1828 Великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
Шуман Роберт Александер 1810-1856 Немецкий композитор и музыкальный писатель. Выразитель эстетики немецкого романтизма.

Источник: http://www.kompozitory-znaki-odarennosti.ru/index.php?id=267&option=com_content&view=article

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector